Тренироваться
Поезд , (от старофранцузского trahiner , от лат. trahere «тянуть, тянуть» [ 1 ] ) — это серия подключенных транспортных средств , которые курсируют по железнодорожным путям и перевозят людей или грузы . Поезда обычно тянут или толкают локомотивы (часто называемые просто «двигателями»), хотя некоторые из них являются самоходными, например, составные части или железнодорожные вагоны . Пассажиры и грузы перевозятся в железнодорожных вагонах , также известных как вагоны или вагоны. Поезда рассчитаны на определенную колею или расстояние между рельсами. Большинство поездов ездят по стальным путям со стальными колесами, низкий коэффициент трения которых делает их более эффективными, чем другие виды транспорта.
Поезда берут свое начало в вагонных путях , которые использовали железнодорожные пути и приводились в движение лошадьми или тянулись тросами . После изобретения паровоза в Великобритании в 1802 году поезда быстро распространились по всему миру, что позволило грузам и пассажирам перемещаться по суше быстрее и дешевле, чем когда-либо прежде. Скоростной транспорт и трамваи были впервые построены в конце 1800-х годов для перевозки большого количества людей в городах и вокруг них. Начиная с 1920-х годов и ускоряясь после Второй мировой войны , дизельные и электрические локомотивы заменили пар в качестве движущей силы. После развития автомобилей легковых и грузовых и обширной сети автомагистралей , обеспечивающих большую мобильность, а также более быстрых самолетов , важность и доля рынка поездов снизились, и многие железнодорожные линии были заброшены. Распространение автобусов также привело к закрытию многих систем скоростного транспорта и трамвая в это время.
С 1970-х годов правительства, экологи и защитники поездов пропагандировали более широкое использование поездов из-за их большей топливной эффективности и более низких выбросов парниковых газов по сравнению с другими видами наземного транспорта. Высокоскоростная железная дорога , впервые построенная в 1960-х годах, доказала свою конкуренцию автомобилям и самолетам на коротких и средних расстояниях. С 1970-х годов значение пригородной железной дороги возросло как альтернатива перегруженным автомагистралям и средство содействия развитию , как и легкорельсовый транспорт в 21 веке. Грузовые поезда по-прежнему важны для перевозки сыпучих грузов, таких как уголь и зерно, а также являются средством уменьшения заторов на дорогах грузовыми грузовиками.
В то время как обычные поезда курсируют по относительно ровным путям с двумя рельсами, существует ряд специализированных поездов, которые существенно отличаются по своему режиму работы. Монорельсовые дороги работают по одному рельсу, а фуникулеры и зубчатые железные дороги специально разработаны для перемещения по крутым склонам. Экспериментальные поезда, такие как высокоскоростные маглевы , которые используют магнитную левитацию , чтобы парить над направляющими, находятся в стадии разработки в 2020-х годах и предлагают более высокие скорости, чем даже самые быстрые обычные поезда. Поезда, использующие альтернативные виды топлива, такие как природный газ и водород, являются еще одним достижением XXI века.
Виды и терминология
Поезда можно разделить на типы в зависимости от того, перевозят ли они пассажиров или грузы (хотя существуют смешанные поезда , которые перевозят и то, и другое), по их весу ( тяжелый рельс для обычных поездов, легкий рельс для более легких транспортных систем), по их скорости и по расстоянию ( на короткие расстояния, на большие расстояния , трансконтинентальные ) и какую форму пути они используют. Обычные поезда ходят по двум рельсам, но во всем мире используются и несколько других типов путевых систем, например монорельс .
Терминология
Железнодорожная терминология , используемая для описания поезда, различается в зависимости от страны. Международный союз железных дорог стремится обеспечить стандартизированную терминологию на разных языках. [ 2 ] Ассоциация американских железных дорог предоставляет терминологию для Северной Америки. [ 3 ]
Британский совет по безопасности и стандартам на железнодорожном транспорте определяет поезд как «легкий локомотив, самоходное железнодорожное транспортное средство или автомобильно-железнодорожное транспортное средство в железнодорожном режиме». [ 4 ] Совокупность пассажирских или грузовых вагонов, соединенных вместе (не обязательно локомотивом), называется граблями . [ 5 ] Совокупность железнодорожных транспортных средств также можно назвать составом. [ 6 ] Набор транспортных средств, соединенных вместе (например, Pioneer Zephyr ), называется поездом. [ 7 ] Термин « подвижной состав» используется для описания любого вида железнодорожного транспортного средства. [ 8 ]
История
Ранняя история
Поезда представляют собой эволюцию колесных повозок, движущихся по каменным путям , самые ранние из которых были построены Вавилоном около 2200 г. до н.э. [ 9 ] Начиная с 1500-х годов для перевозки материалов из шахт были введены вагоны; с 1790-х годов были введены более прочные железные рельсы. [ 9 ] Следуя ранним разработкам во второй половине 1700-х годов, в 1804 году паровоз, построенный британским изобретателем Ричардом Тревитиком, привел в действие первый в истории паровоз. [ 10 ] За пределами угольных шахт, где топливо было легкодоступно, паровозы оставались неиспытанными до открытия Стоктон-Дарлингтонской железной дороги в 1825 году. Британский инженер Джордж Стефенсон управлял паровозом под названием Locomotion No. 1 на этом 40-километровом (25-мильном) маршруте. длинная линия, перевозящая более 400 пассажиров со скоростью до 13 километров в час (8 миль в час). Успех этого локомотива и «Ракеты Стивенсона» в 1829 году убедили многих в ценности паровозов, и в течение десятилетия пузырь на фондовом рынке, известный как « Железнодорожная мания ». по всему Соединенному Королевству начался [ 11 ]
Весть об успехе паровозов быстро достигла Соединенных Штатов, где в 1829 году открылась первая паровая железная дорога. [ 12 ] Пионеры американского железнодорожного транспорта вскоре начали производить собственные локомотивы, предназначенные для работы на более крутых поворотах и неровных путях, типичных для железных дорог страны. [ 13 ]
Другие страны Европы также обратили внимание на развитие британских железных дорог, и большинство стран континента построили и открыли свои первые железные дороги в 1830-х и 1840-х годах, после первого запуска паровоза во Франции в конце 1829 года. [ 14 ] В 1850-х годах поезда продолжали распространяться по Европе, причем многие из них находились под влиянием или покупали американские конструкции локомотивов. [ 14 ] Другие европейские страны преследовали свои собственные цели. На протяжении оставшейся части столетия по мере развития технологий по всему миру паровозы становились все больше и мощнее. [ 15 ]
Поезда впервые поступили в эксплуатацию в Южной Америке, Африке и Азии благодаря строительству имперских держав , которые, начиная с 1840-х годов, строили железные дороги, чтобы укрепить контроль над своими колониями и перевозить грузы на экспорт. [ 16 ] В Японии, которая никогда не была колонией, железные дороги впервые появились в начале 1870-х годов. К 1900 году железные дороги действовали на всех континентах, кроме необитаемой Антарктиды. [ 17 ]
Новые технологии
Несмотря на то, что технология паровозов продолжала совершенствоваться, изобретатели в Германии начали работу над альтернативными методами привода поездов в движение. Вернер фон Сименс построил первый поезд, работающий на электричестве, в 1879 году и стал пионером электрических трамваев . [ 15 ] Другой немецкий изобретатель, Рудольф Дизель , сконструировал первый дизельный двигатель в 1890-х годах, хотя потенциал его изобретения для привода поездов был реализован лишь десятилетия спустя. [ 15 ] Между 1897 и 1903 годами испытания экспериментальных электровозов на Королевской Прусской военной железной дороге в Германии продемонстрировали их жизнеспособность, установив рекорды скорости, превышающие 160 километров в час (100 миль в час). [ 18 ]
Первые газовые « doodlebug » поступили на вооружение на железных дорогах в первом десятилетии 1900-х годов. самоходные вагоны [ 19 ] Эксперименты с дизельными и газовыми двигателями продолжались, кульминацией которых стал немецкий « Летающий гамбургер » в 1933 году и влиятельный американский EMD FT в 1939 году. [ 20 ] Эти успешные тепловозы показали, что дизельная энергия превосходит паровую благодаря более низкой стоимости, простоте обслуживания и большей надежности. [ 21 ] Между тем, в первые десятилетия 20-го века Италия развила разветвленную сеть электропоездов из-за отсутствия в этой стране значительных запасов угля. [ 18 ]
Дизельизация и усиление конкуренции
Вторая мировая война принесла большие разрушения существующим железным дорогам в Европе, Азии и Африке. После завершения войны в 1945 году страны, которые понесли значительный ущерб своим железнодорожным сетям, воспользовались возможностью, предоставленной средствами Плана Маршалла (или экономической помощью СССР и СЭВ для стран, находящихся за железным занавесом ) и достижениями в области технологий, чтобы переоборудовать свои поезда. на дизельную или электрическую энергию. [ 22 ] Франция, Россия, Швейцария и Япония были лидерами в широкомасштабном внедрении электрифицированных железных дорог, в то время как другие страны сосредоточились в первую очередь на дизелизации . [ 23 ] К 1980 году большинство паровозов в мире было выведено из эксплуатации, хотя они продолжали использоваться в некоторых частях Африки и Азии, а также в некоторых регионах Европы и Южной Америки. [ 24 ] Китай был последней страной, которая полностью перешла на дизельное топливо из-за своих обильных запасов угля; паровозы использовались для перевозки магистральных поездов еще в 2005 году во Внутренней Монголии . [ 25 ]
В 1930-х годах поезда начали сталкиваться с сильной конкуренцией со стороны автомобилей и грузовых автомобилей, которая значительно усилилась после Второй мировой войны. [ 26 ] После войны воздушный транспорт также стал серьезным конкурентом пассажирских поездов. Большие объемы перевозок перешли на эти новые виды транспорта, что привело к повсеместному сокращению железнодорожных перевозок, как грузовых, так и пассажирских. [ 23 ] Новым развитием 1960-х годов стала высокоскоростная железная дорога , которая курсирует по выделенным полосам отвода и движется со скоростью 240 километров в час (150 миль в час) или выше. Первым высокоскоростным железнодорожным сообщением стал японский Синкансэн , вступивший в строй в 1964 году. [ 27 ] В последующие десятилетия сети высокоскоростных железных дорог были развиты на большей части Европы и Восточной Азии, обеспечивая быстрое и надежное обслуживание, конкурентоспособное по сравнению с автомобилями и самолетами. [ 27 ] Первым высокоскоростным поездом в Америке был Amtrak компании поезд Acela в США, который был введен в эксплуатацию в 2000 году. [ 28 ]
До сегодняшнего дня
К концу 20-го века возросшее осознание преимуществ поездов для транспорта привело к возрождению их использования и важности. Грузовые поезда значительно более эффективны, чем грузовики, а также выбрасывают гораздо меньше выбросов парниковых газов на тонну-милю; пассажирские поезда также гораздо более энергоэффективны, чем другие виды транспорта. По данным Международного энергетического агентства , «в среднем железнодорожный транспорт требует в 12 раз меньше энергии и выбрасывает в 7–11 раз меньше парниковых газов на пассажиро-километр пути, чем частные автомобили и самолеты, что делает его наиболее эффективным видом моторизованного пассажирского транспорта. Помимо морских перевозок. Грузовые железнодорожные перевозки являются наиболее энергоэффективным и наименее углеродоемким способом перевозки грузов». [ 29 ] Таким образом, железнодорожный транспорт считается важной частью достижения устойчивой энергетики . [ 30 ] Интермодальные грузовые поезда, перевозящие двухъярусные транспортные контейнеры , с 1970-х годов принесли значительный доход железным дорогам и завоевали долю рынка за счет грузовых автомобилей. [ 31 ] Более широкое использование пригородного железнодорожного сообщения также пропагандировалось как средство борьбы с пробками на автомагистралях в городских районах. [ 32 ] [ нужен лучший источник ]
Компоненты
Тележки
Тележки, также известные в Северной Америке как грузовики, [ нужна ссылка ] поддерживать колеса и оси поездов. Грузовые автомобили варьируются от одной оси до четырех и более. Двухосные грузовики используются наиболее широко во всем мире, поскольку они лучше справляются с поворотами и выдерживают большие нагрузки, чем одноосные грузовики. [ 33 ] [ не удалось пройти проверку ]
Муфты
Поезда связаны друг с другом различными системами сцепления. В большей части Европы, Индии и Южной Америки в поездах в основном используются буферы и сцепные устройства . В остальном мире муфты Дженни являются наиболее популярными, при этом сохранилось несколько местных разновидностей (например, муфты Вильсона в бывшем Советском Союзе). На многих агрегатах по всему миру муфты Шарфенберга . широко распространены [ 34 ]
Тормоза
Поскольку поезда тяжелые, для замедления или остановки поездов необходимы мощные тормоза, а поскольку стальные колеса на стальных рельсах имеют относительно низкое трение, тормоза должны быть распределены между как можно большим количеством колес. [ не удалось пройти проверку ] Первые поезда можно было остановить только с помощью ручного тормоза, что требовало от рабочих садиться на верх вагонов и нажимать на тормоза, когда поезд спускался с горы. [ не удалось пройти проверку ] Ручные тормоза до сих пор используются для парковки автомобилей и локомотивов, но преобладающей тормозной системой для поездов во всем мире являются пневматические тормоза, изобретенные в 1869 году Джорджем Вестингаузом . [ не удалось пройти проверку ] Пневматические тормоза применяются сразу ко всему поезду с помощью воздушных шлангов. [ 35 ]
Предупреждающие устройства
В целях безопасности и связи поезда оборудованы звонками , гудками и . огнями [ не удалось пройти проверку ] . [ 36 ] [ 37 ] [ глобализировать ] В паровозах обычно используются паровые свистки, а не гудки. [ не удалось пройти проверку ] На локомотивах и вагонах могут быть установлены огни других типов, такие как классификационные огни , марсианские огни и кюветные огни . [ 38 ] [ глобализировать ] [ не удалось пройти проверку ]
Такси
Локомотивы в большинстве случаев [ не удалось пройти проверку ] оборудованы кабинами, также известными как кабины машиниста, где машинист контролирует работу поезда. [ 39 ] [ глобализировать ] [ нужен лучший источник ] Они также могут быть установлены на вагонах без двигателя, известных как кабины или вагоны управления , чтобы поезд мог двигаться с локомотивом сзади. [ 40 ] [ нужен лучший источник ]
Операции
Планирование и диспетчеризация
Чтобы предотвратить столкновения или другие происшествия, поезда часто планируются и почти всегда находятся под контролем поездных диспетчеров . [ 41 ] Исторически поезда ходили по расписанию ; большинство поездов (включая почти все пассажирские поезда) продолжают ходить по фиксированным расписаниям, хотя грузовые поезда вместо этого могут ходить по мере необходимости или когда имеется достаточно грузовых вагонов, чтобы оправдать движение поезда. [ 42 ]
Обслуживание
Простой ремонт можно производить, пока поезд стоит на путях, а более масштабный ремонт будет производиться в депо движущей силы . [ 43 ] Подобные средства существуют для ремонта поврежденных или неисправных вагонов. [ 44 ] Техническое обслуживание путевых поездов используется для строительства и ремонта железнодорожных путей и другого оборудования. [ 45 ]
Экипаж
Машинисты поездов , также известные как инженеры, отвечают за эксплуатацию поездов. [ 46 ] Кондукторы отвечают за поезда и их грузы, а также помогают пассажирам в пассажирских поездах. [ 46 ] Тормозник , также известный как железнодорожник, исторически отвечал за ручное торможение, хотя сегодня этот термин используется для обозначения членов бригады, которые выполняют такие задачи, как управление переключателями, соединение и отсоединение вагонов поезда, а также установку ручных тормозов на оборудовании. [ 46 ] Для паровозов требуется пожарный , который отвечает за заправку и регулирование огня и котла локомотива. [ 46 ] В пассажирских поездах другие члены экипажа помогают пассажирам, например, повара в приготовлении еды, а обслуживающий персонал - в доставке еды и напитков пассажирам. Другие конкретные обязанности пассажирских поездов включают в себя бортпроводников пассажирских вагонов, которые помогают пассажирам с посадкой и выходом из поезда, отвечают на вопросы и поддерживают чистоту вагонов, а также бортпроводников спальных вагонов, которые выполняют аналогичные обязанности в спальных вагонах . [ 46 ]
Измерять
Во всем мире различные колеи для поездов используются . В большинстве случаев поезда могут двигаться только по путям одной и той же колеи; Там, где встречаются поезда разной колеи, это называется разрывом колеи . Стандартная колея , определяемая как 1435 мм (4 фута 8,5 дюйма) между рельсами, является наиболее распространенной колеей в мире, хотя как широкой, так и узкой колеи . также используются поезда [ 47 ] Поезда также должны соответствовать профилю грузоподъемности , чтобы избежать загрязнения мостов и придорожной инфраструктуры, поскольку это является потенциальным ограничивающим фактором для таких грузов, как интермодальные типы контейнеров, которые могут перевозиться. [ 48 ]
Безопасность
Иногда происходят железнодорожные аварии, в том числе сходы с рельсов (когда поезд сходит с рельсов) и крушения поездов (столкновения между поездами). Аварии были более распространены на заре существования поездов, когда железнодорожной сигнализации системы , централизованное управление движением и отказоустойчивые системы предотвращения столкновений были примитивными или еще не существовали. [ 50 ] Для предотвращения аварий такие системы, как автоматическая остановка поезда используются ; Это отказоустойчивые системы, которые задействуют тормоза поезда, если он проезжает красный сигнал и въезжает в занятый блок , или если какое-либо оборудование поезда выходит из строя. [ 51 ] [ устаревший источник ] Более продвинутые системы безопасности, такие как принудительное управление поездом , также могут автоматически регулировать скорость поезда, предотвращая сход с рельсов на поворотах или слишком быстрые переключения. [ 52 ]
Современные поезда в целом имеют очень хорошие показатели безопасности, сравнимые с авиаперелетами. [ 53 ] В Соединенных Штатах в период с 2000 по 2009 год поездки на поездах в среднем приводили к 0,43 смертям на миллиард пройденных пассажиро-миль. Хотя этот показатель был выше, чем у авиаперелетов (0,07 смертей на миллиард пассажиро-миль), он также был намного ниже 7,28 смертей на миллиард пассажиро-миль при автомобильном путешествии. [ 54 ] В 21 веке несколько сходов с рельсов нефтяных поездов привели к гибели людей, в первую очередь катастрофа на канадской железной дороге Лак-Мегантик в 2013 году, в результате которой погибло 47 человек и была разрушена большая часть города Лак-Мегантик . [ 55 ]
Подавляющее большинство смертельных случаев на поездах (более 90 процентов) происходит из-за несанкционированного проникновения на железнодорожные пути или столкновений с автотранспортными средствами на железнодорожных переездах . [ 56 ] Такие организации, как Operation Lifesaver, были созданы для повышения осведомленности о безопасности на железнодорожных переездах, а правительства также запустили рекламные кампании. Поезда не могут быстро останавливаться на скорости; даже для экстренного торможения может потребоваться тормозной путь длиной более мили. Таким образом, упор делается на обучение автомобилистов уступать дорогу поездам на переездах и избегать нарушений границ. [ 57 ]
Движущая сила
Перед паром
Первые поезда тянули канатом, гравитацией или лошадьми. [ 9 ]
Пар
Паровозы работают путем сжигания угля, древесины или мазута в котле для нагрева воды до пара, который приводит в действие поршни локомотива, которые, в свою очередь, соединены с колесами. [ 58 ] В середине 20 века большинство паровозов были заменены дизельными или электровозами, которые были дешевле, чище и надежнее. [ 59 ] Паровозы до сих пор используются на исторических железных дорогах, эксплуатируемых во многих странах для рынка развлечений и энтузиастов. [ 60 ] [ глобализировать ]
Дизель
Дизельные локомотивы оснащены дизельным двигателем, который вырабатывает электроэнергию для привода тяговых двигателей. Это известно как дизель-электрическая трансмиссия и используется на большинстве более крупных дизелей. [ 61 ] Дизельная энергия заменила пар по ряду причин: тепловозы были менее сложными, гораздо более надежными, более дешевыми, экологически чистыми, простыми в обслуживании и более экономичными. [ 59 ]
Электрический
Электропоезда получают ток по воздушным линиям или через электрическую систему третьего рельса , которая затем используется для питания тяговых двигателей, приводящих в движение колеса. [ 62 ] Электрическая тяга обеспечивает более низкую стоимость проезда поезда на милю, но при более высоких первоначальных затратах, что может быть оправдано только на линиях с интенсивным движением транспорта. Несмотря на то, что стоимость одной мили строительства намного выше, эксплуатация электрической тяги обходится дешевле благодаря меньшим затратам на техническое обслуживание и приобретение локомотивов и оборудования. [ 62 ] По сравнению с тепловозами электровозы не производят прямых выбросов и ускоряются гораздо быстрее, что делает их более подходящими для обслуживания пассажиров, особенно в метро. [ 62 ] [ 63 ]
Другие типы
Были опробованы различные другие типы движения поездов, некоторые более успешны, чем другие.
В середине 1900-х годов были разработаны и успешно использовались газотурбинные локомотивы , хотя большинство из них были выведены из эксплуатации из-за высоких затрат на топливо и низкой надежности. [ 64 ]
В 21 веке альтернативные виды топлива для локомотивов находятся в стадии разработки из-за роста стоимости дизельного топлива и желания сократить выбросы парниковых газов от поездов. Примеры включают гидрейл (поезда, работающие на водородных топливных элементах) и использование сжатого или сжиженного природного газа . [ 65 ] [ 66 ]
Вагоны поезда
Вагоны, также известные как вагоны, представляют собой железнодорожные транспортные средства без двигателя, которые обычно тянут локомотивы. Существует множество различных типов, специализирующихся на обработке различных типов грузов. Некоторые распространенные типы включают товарные вагоны (также известные как крытые грузовые вагоны ), которые перевозят самые разнообразные грузы, платформы (также известные как платформы ), которые имеют плоский верх для хранения грузов, вагоны-хопперы , которые перевозят сыпучие грузы, и цистерны, которые перевозят жидкости. и газы. Примеры более специализированных типов вагонов включают вагоны-бутылки, в которых хранится расплавленная сталь, [ 67 ] Вагоны Schnabel , предназначенные для перевозки очень тяжелых грузов, и вагоны-рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов. [ 68 ] [ 69 ]
Первые вагоны были маленькими и легкими, как и первые локомотивы, но со временем они стали больше, поскольку локомотивы стали более мощными. [ 67 ]
Пассажирские поезда
Пассажирский поезд используется для перевозки людей по железнодорожным путям. Эти поезда могут состоять из пассажирских вагонов без двигателя (также известных как вагоны или вагоны), буксируемых одним или несколькими локомотивами, или могут быть самоходными; Самоходные пассажирские поезда называются составными составами или железнодорожными вагонами . Пассажирские поезда курсируют между станциями или депо , где пассажиры могут садиться и выходить. В большинстве случаев пассажирские поезда курсируют по фиксированному расписанию и имеют приоритет перед грузовыми поездами . [ 70 ]
Пассажирские поезда можно разделить на поезда ближнего и дальнего следования.
Поезда дальнего следования
Пассажирские поезда дальнего следования проезжают между городами сотни и даже тысячи миль. Самым длинным пассажирским поездом в мире является российская Транссибирская магистраль между Москвой и Владивостоком , протяженность которой составляет 9 289 километров (5 772 миль). [ 71 ] Как правило, поездка поездов дальнего следования может занять несколько дней и останавливаться на десятках станций на своих маршрутах. Для многих сельских населенных пунктов это единственный доступный вид общественного транспорта. [ 72 ]
Поезда ближнего следования
Время в пути пассажирских поездов ближнего следования или региональных перевозок измеряется часами или даже минутами, а не днями. Они ходят чаще, чем поезда дальнего следования, и ими часто пользуются пассажиры пригородных поездов. Пассажирские поезда ближнего следования, специально предназначенные для пассажиров, известны как пригородные поезда . [ 73 ]
Высокоскоростные поезда
Высокоскоростные поезда спроектированы так, чтобы двигаться намного быстрее, чем обычные поезда, и обычно курсируют по отдельным путям, чем другие, более медленные поезда. Первым высокоскоростным поездом стал японский Синкансэн , открывшийся в 1964 году. [ 74 ] В 21 веке такие службы, как французский TGV и немецкий Intercity Express, конкурируют с самолетами по времени в пути на короткие и средние расстояния. [ 75 ]
Подгруппой высокоскоростных поездов являются более скоростные поезда , которые устраняют разрыв между обычными и высокоскоростными поездами и перемещаются со скоростью между ними. Примеры включают Северо-Восточный регион в США, Gatimaan Express в Индии и KTM ETS в Малайзии.
Скорые транзитные поезда
в городские районы используются несколько типов поездов Для быстрого проезда . Они отличаются от традиционных пассажирских поездов тем, что ходят чаще, обычно не делят пути с грузовыми поездами и преодолевают относительно короткие расстояния. Во всем мире используется множество различных систем. [ 76 ]
Скоростные транзитные поезда, курсирующие в подземных туннелях, известны как метрополитен, подземка или метро. Надземные железные дороги работают по виадукам или мостам над землей, часто над городскими улицами. «Метро» может также относиться к скоростному транспорту, работающему на уровне земли. Во многих системах два или даже все три типа могут существовать в разных частях сети. [ нужна ссылка ]
Трамваи
Трамваи, также известные в Северной Америке как трамваи, обычно курсируют по улицам городов или параллельно им, с частыми остановками и высокой частотой движения. [ 77 ]
Скоростной трамвай
Легкорельсовый транспорт — это общий термин для обозначения различных систем, которые могут включать характеристики трамваев, более тяжелых пассажирских поездов и систем скоростного транспорта. [ 77 ]
Специализированные поезда
Существует ряд специализированных поездов, которые отличаются от традиционного определения поезда как совокупности транспортных средств, движущихся по двум рельсам.
Монорельс
Монорельсовые дороги были разработаны для удовлетворения среднего спроса на городском транспорте и состоят из поезда, движущегося по одному рельсу, обычно надземному. Монорельсовые дороги составляют небольшую часть железнодорожных систем, используемых во всем мире. Почти во всех монорельсовых поездах используются линейные асинхронные двигатели. [ не удалось пройти проверку ] [ 78 ] [ нужен неосновной источник ] [ 79 ] [ ненадежный источник? ]
Маглев
Технология Maglev использует магниты для подъема поезда над рельсами, уменьшая трение и обеспечивая более высокую скорость. [ 80 ] Первым коммерческим поездом на магнитной подвеске был маршрутный автобус, представленный в 1984 году в аэропорту Бирмингема в Англии. [ 81 ] [ не удалось пройти проверку ]
Шанхайский поезд на магнитной подвеске , открытый в 2002 году, является самым быстрым коммерческим поездом любого типа, развивающим скорость до 431 км/ч (268 миль в час). [ 82 ] Японский маглев серии L0 является рекордсменом самого быстрого поезда в мире с максимальной скоростью 603,0 километра в час (374,7 миль в час). [ 83 ] Маглев еще не использовался на междугородных маршрутах общественного транспорта , по состоянию на 2019 год во всем мире использовалось лишь несколько примеров. [update]. [ 82 ]
Шахтные поезда
Шахтные поезда эксплуатируются на крупных шахтах и перевозят как рабочих, так и грузы. Обычно они работают от электричества, чтобы предотвратить выбросы, которые могут представлять опасность для здоровья рабочих под землей. [ 84 ] [ глобализировать ]
Военизированные поезда
Хотя поезда уже давно играют важную роль в транспортировке войск и военной техники, иногда они используются для непосредственного боя. Бронепоезда использовались в ряде конфликтов, как и артиллерийские системы железнодорожного базирования. [ 85 ] [ 86 ] Системы межконтинентальных баллистических ракет, запускаемые на железнодорожных вагонах, также использовались государствами, обладающими ядерным оружием. [ 87 ]
Зубчатая железная дорога
Для подъема по крутым склонам используются специализированные зубчатые рельсы. Во избежание скольжения применяется реечная система, между двумя штатными рельсами помещается зубчатый рельс, который входит в зацепление с ведущей шестерней под локомотивом. [ 88 ]
Фуникулер
Фуникулеры также используются для подъема на крутые склоны, но вместо стойки используют веревку, к которой прикреплены две машины и блок. [ 89 ] Две вагоны фуникулера движутся вверх и вниз по склону по параллельным рельсам при вращении шкива. Такая конструкция делает фуникулеры эффективным средством перемещения людей и грузов вверх и вниз по склонам. [ 90 ] Самый ранний фуникулер Райссуг открылся около 1500 года. [ 90 ]
Поезд на резиновых колесах
В поездах с резиновыми шинами, или системах метро с резиновыми шинами, резиновые шины используются для тяги и управления, что дает такие преимущества, как лучшее ускорение и снижение шума. Однако у них есть недостатки, в том числе более высокие затраты на установку и обслуживание, более быстрый износ шин и сложные механизмы накачки шин, требующие регулярного обслуживания. Тем не менее, эти системы используются во многих городских сетях скоростного транспорта по всему миру, повышая комфорт пассажиров и эффективность городского транспорта.
Грузовые поезда
Грузовые поезда предназначены для перевозки грузов (также известных как товары), а не людей, и состоят из грузовых вагонов или вагонов . Более длинные грузовые поезда обычно курсируют между сортировочными станциями , в то время как местные поезда обеспечивают грузовые перевозки между станциями и отдельными пунктами погрузки и разгрузки вдоль железнодорожных линий. [ 91 ] Вместо этого основные пункты отправления или назначения грузов могут обслуживаться единичными поездами , которые перевозят исключительно один тип груза и перемещаются непосредственно из пункта отправления в пункт назначения и обратно без каких-либо промежуточных остановок. [ 92 ]
При определенных обстоятельствах перевозка грузов поездом обходится дешевле, чем другими видами транспорта, а также более энергоэффективна, чем перевозка грузов автомобильным транспортом. В Соединенных Штатах по состоянию на 2008 год железные дороги в среднем перевозили тонну грузов на 702 километра (436 миль) на галлон топлива, что в четыре раза выше, чем у грузовиков. [ 93 ] [ 94 ] По оценкам Института экологических и энергетических исследований, железнодорожные перевозки грузов в 1,9–5,5 раз более эффективны, чем автомобильные, а также вызывают значительно меньше загрязнения. [ 62 ] Железнодорожные перевозки наиболее экономичны, когда товары перевозятся навалом и на большие расстояния, но менее подходят для коротких расстояний и небольших грузов. [ 94 ] С появлением контейнеризации грузовые железнодорожные перевозки стали частью интермодальной грузовой сети, связанной с автомобильными перевозками и контейнеровозами . [ 95 ]
Основным недостатком железнодорожных грузоперевозок является отсутствие гибкости, и по этой причине железнодорожные перевозки потеряли большую часть грузового бизнеса из-за автомобильной конкуренции . Многие правительства пытаются стимулировать возвращение большего количества грузов на поезда, поскольку это принесет пользу обществу. [ 96 ]
Культурное влияние
С момента появления железных дорог поезда оказали значительное культурное влияние во всем мире. Путешествие на скоростном поезде стало возможным за дни или часы, которые раньше занимали месяцы. Грузовые и пассажирские перевозки стали намного дешевле, что позволило создать сетевую экономику на больших территориях. [ 97 ] Значимость городов, расположенных вдоль железнодорожных линий, возросла, а те, которые были обойдены стороной, пришли в упадок или даже стали городами-призраками . [ 97 ] [ 98 ] Крупные города, такие как Чикаго, стали заметными, потому что они были местами пересечения нескольких железнодорожных линий. [ 99 ] В Соединенных Штатах завершение строительства первой трансконтинентальной железной дороги сыграло важную роль в заселении западной части страны мигрантами из некоренного населения и ее включении в остальную часть страны. [ 100 ] Российская Транссибирская магистраль оказала аналогичное влияние, соединив огромную страну с востока на запад и сделав возможным путешествие по замерзшей Сибири . [ 101 ]
Поезда уже давно оказали большое влияние на музыку , искусство и литературу . [ 102 ] Многие фильмы в значительной степени связаны с поездами или происходят в них . [ 103 ] Наборы игрушечных поездов обычно используются детьми, традиционно мальчиками. [ 104 ] [ 105 ] Поклонники железных дорог встречаются по всему миру, а также любители, создающие макеты моделей поездов . [ 106 ] Энтузиасты поездов обычно имеют положительные отношения с железнодорожной отраслью, хотя иногда создают проблемы из-за незаконного проникновения. [ 106 ]
См. также
- Список железнодорожных компаний
- Списки названных пассажирских поездов
- Списки железнодорожных происшествий
- Обзор систем поездов по странам
Ссылки
- ^ «Определение поезда (существительного) в Compact OED» . СпроситеOxford.com . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 26 мая 2005 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ «Терминология» . Международный союз железных дорог . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ «РУКОВОДСТВО ПО СТАНДАРТАМ И РЕКОМЕНДУЕМЫМ ПРАКТИКАМ, РАЗДЕЛ AI» (PDF) . Ассоциация американских железных дорог . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ «Мастер свода правил: словарь железнодорожной терминологии, работа поездов «Соединены в несколько - тяговые агрегаты, соединенные для обеспечения возможности управления одним машинистом» » (PDF) . Совет по безопасности и стандартам на железнодорожном транспорте . п. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2018 года . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Об использовании термина «грабли» в Великобритании см., например:
- «грабли» . Оксфордские словари . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 19 октября 2014 г.
- «Рейк» . Центр безопасности: Устранение жаргона . Сетевая железная дорога. Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 19 октября 2014 г.
- ^ См., например: Бюллетень об авариях/происшествиях . Министерство транспорта США, Федеральное управление железных дорог, Управление безопасности. 1978. с. 107 . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ «поездной состав» . Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Определение понятия «подвижной состав» из Краткого Оксфордского словаря» . Архивировано из оригинала 6 марта 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с Сельдь 2000 , с. 8.
- ^ Сельдь 2000 , с. 9.
- ^ Херринг 2000 , стр. 9–11.
- ^ Сельдь 2000 , с. 12.
- ^ Сельдь 2000 , с. 12-13.
- ^ Jump up to: а б Сельдь 2000 , с. 14-15.
- ^ Jump up to: а б с Сельдь 2000 , с. 15.
- ^ Сельдь 2000 , с. 16-17.
- ^ Сельдь 2000 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Сельдь 2000 , с. 20-21.
- ^ Шафер, Майк (1998). Старинные тепловозы . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. стр. 10–12. ISBN 0-7603-0507-2 . OCLC 38738930 .
- ^ Сельдь 2000 , с. 20-22.
- ^ Сельдь 2000 , с. 20-23.
- ^ Сельдь 2000 , с. 22-24.
- ^ Jump up to: а б Сельдь 2000 , с. 23-24.
- ^ Сельдь 2000 , с. 22-23.
- ^ Филлипс, Дон; Френч, Ховард В. (6 ноября 2005 г.). «Последняя великая паровая железная дорога близится к концу» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Сельдь 2000 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Сельдь 2000 , с. 23-25.
- ^ Сельдь 2000 , с. 25.
- ^ «Железнодорожное топливо и технологии» . МЭА . 7 января 2022 г. Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Будущее железнодорожного транспорта – анализ» . МЭА . Январь 2019 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Блейз, Джим (2 января 2020 г.). «Будет ли когда-нибудь работать интермодальный железнодорожный транспорт на короткие расстояния?» . Железнодорожный век . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (6 августа 2002 г.). «Пассажирское сообщение с береговой линией Востока прекращено» . Рекорд-Журнал . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Окамото, Исао (декабрь 1998 г.). «Как работают тележки» (PDF) . Обзор железных дорог и транспорта Японии . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Вагнер, Саймон; Коул, Колин; Спирягин, Максим (1 июня 2021 г.). «Обзор методик проектирования и испытаний поглощающих аппаратов современных грузовых поездов» . Железнодорожная инженерия . 29 (2): 127–151. дои : 10.1007/s40534-021-00237-y . ISSN 2662-4753 . S2CID 236335052 .
- ^ Херкевиц, Уильям (10 июля 2013 г.). «Что такое поезд-беглец: как работают воздушные тормоза?» . Популярная механика . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Поездной гудок» . БНСФ железная дорога . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Уэрт, Рэй (10 октября 2019 г.). «Спросите поезда: каковы правила, когда должны звонить локомотивные звонки?» . Поезда . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Шауэр, Дэвид К. (1 мая 2006 г.). «Огни классификации локомотивов» . Поезда . Архивировано из оригинала 25 марта 2021 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Видрих, Боб (27 мая 1990 г.). «Все удобства кабины локомотива» . Чикаго Трибьюн . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Пригородные автобусы Comet I» . Железнодорожный музей Уиппани . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Как работает диспетчеризация поездов?» . www.up.com . 23 марта 2021 г. Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Лестер, Дэвид К. (1 февраля 2018 г.). «Планирование грузовых поездов» . Поезда . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Гасс, Крис (1 марта 2018 г.). «Там, где дизели идут к врачу» . Поезда . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Лютер, Даррел (22 сентября 2014 г.). «Техническое обслуживание вагонов» . Журнал Waste Advantage . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Соломон, Брайан (2001). Оборудование для ремонта железных дорог . Оцеола, Висконсин: MBI Pub. Ко, стр. 57–59. ISBN 0-7603-0975-2 . OCLC 46976669 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сперандео, Энди (1 мая 2006 г.). «Люди, которые работают в поездах» . Поезда . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Хилтон, Джордж В. (1 мая 2006 г.). «История колеи» . Поезда . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Берроуз, Дэвид (15 октября 2018 г.). «Network Rail увеличит габариты погрузки на линии Донкастер – Иммингем» . Международный железнодорожный журнал . Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Бочем, Кэтрин К. (август 2023 г.). «Оценка потенциального воздействия железнодорожных инспекторов по опасным материалам» (PDF) . Национальный институт охраны труда США ( Отчет об оценке рисков для здоровья ) . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Макдональд, Чарльз В. (август 1993 г.). «Федеральная программа безопасности железных дорог» (PDF) . Федеральное управление железных дорог . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Мериден в зоне безопасности — установлена новая система остановки поездов» . Ежедневный журнал Меридена . Мериден, Коннектикут. 1 сентября 1925 г. с. 4 . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Положительное управление поездом (PTC)» . Федеральное управление железных дорог . 9 сентября 2021 г. Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Эллиотт, Кристофер (24 мая 2015 г.). «Крушение Amtrak 188: насколько безопасны американские поезда?» . Удача . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Ингрэм, Кристофер (14 мая 2015 г.). «Самые безопасные и смертоносные способы путешествовать» . Вашингтон Пост . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Мерфи, Джессика (19 января 2018 г.). «Лак-Мегантик: сбежавший поезд, разрушивший город» . Новости Би-би-си . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «Безопасность переездов автомобильных дорог и железных дорог и предотвращение нарушений границ | FRA» . www.railroads.dot.gov . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «Стоп. Поезда не могут. Железнодорожный переезд» . Национальное управление безопасности дорожного движения . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ МакГонигал, Роберт С. (1 мая 2006 г.). «Как работает паровоз» . Поезда . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Нильссон, Джефф (11 мая 2013 г.). «Почему вы больше не увидите паровозы» . «Субботняя вечерняя почта» . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Малые и исторические железные дороги» . orr.gov.uk. Управление железной дороги и автомобильного транспорта. Архивировано из оригинала 22 февраля 2018 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Дизель-электровозы» . edisontechcenter.org . 2014 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Нанно, Ричард (30 мая 2018 г.). «Электрификация железных дорог США: небесный пирог или реалистичная цель? | Статья | EESI» . www.eesi.org . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Хикман, Лео (16 июля 2012 г.). «Насколько экологичны электропоезда?» . Хранитель . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «О газотурбинных локомотивах» . www.up.com . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Клиник, Роберт (21 октября 2021 г.). «Всемирные водородные проекты набирают обороты» . Международный железнодорожный журнал . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Вантуоно, Уильям К. (1 ноября 2021 г.). «CP: Green 'Gas 'n Go' получает грант» . Железнодорожный век . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шафер, Майк (1999). Вагоны грузовых поездов . Майк МакБрайд. Оцеола, Висконсин: MBI Pub. стр. 11–13, 93, 95. ISBN. 0-7603-0612-5 . OCLC 41002704 .
- ^ «Определение типов железнодорожных вагонов» . www.up.com . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Вантуоно, Уильям К. (14 июня 2012 г.). «Касгро строит «самый большой в мире вагон» » . Железнодорожный век . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Задержки грузов и ваша служба Amtrak» . www.amtrak.com . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Уоррен, Кэти (3 января 2020 г.). «Я проехал по легендарной Транссибирской магистрали, преодолев 2000 миль через 4 часовых пояса России. Вот каково было провести 50 часов на самой длинной железнодорожной линии в мире» . Бизнес-инсайдер . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Яффе, Эрик (18 апреля 2013 г.). «3 причины продолжать работу поездов дальнего следования компании Amtrak» . Блумберг . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Зиппер, Дэвид (30 апреля 2020 г.). «Вернутся ли когда-нибудь пассажиры на пригородные поезда?» . Блумберг . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Сельдь 2000 , с. 134-135.
- ^ Бахман, Джастин; Фан, Ричард; Кэннон, Кристофер (9 января 2018 г.). «Берегитесь, авиакомпании. Высокоскоростные железные дороги теперь конкурируют с полетами на ключевых маршрутах» . Блумберг . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Сельдь 2000 , с. 138-139.
- ^ Jump up to: а б Коби, Николь (4 апреля 2018 г.). «Трамваи отлично подходят для городского транспорта – почему в Великобритании их нет?» . Проводная Великобритания . ISSN 1357-0978 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Система с линейным приводом» . Hitachi-Rail.com . Hitachi, Ltd. 2013. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «Монорельс» . RailSystem.net . 2015 . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «Как работает Маглев» . Energy.gov.ru . 24 июня 2016 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Старый вагон Маглев аэропорта Бирмингема будет продан» . Новости Би-би-си . 17 ноября 2010 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ван, Серенити; Криппс, Карла (24 мая 2019 г.). «Китай представил прототип поезда на магнитной подвеске со скоростью 600 км/ч» . CNN . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ МакКарри, Джастин (21 апреля 2015 г.). «Японский поезд на магнитной подвеске побил мировой рекорд скорости, проехав на тестовом пробеге 600 км/ч » Хранитель . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Мур, Пол (24 мая 2020 г.). «Китайские шахты быстрыми темпами внедряют беспилотные подземные железнодорожные системы» . Международная горная промышленность . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Это невероятные бронепоезда Первой и Второй мировых войн» . Бизнес-инсайдер . 18 октября 2015 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Харрисон, Скотт (11 июня 2019 г.). «Из архива: 14-дюймовые железнодорожные орудия стреляли возле Оушенсайда» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Мизоками, Кайл (27 февраля 2017 г.). «Все на борту поезда российского ядерного апокалипсиса» . Популярная механика . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Эллис, Фред; Фрик, Мартин Р. (24 мая 1976 г.). «Зубчатая железная дорога Пайкс-Пик, Колорадо-Спрингс, Колорадо: национальная историческая достопримечательность машиностроения» (PDF) . Американское общество инженеров-механиков . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Что такое фуникулер» . Наклонная железная дорога . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Харли-Трохимчик, Анна (7 июля 2009 г.). «Развлечение на фуникулере» . Инженерная школа USC Витерби . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Краткое технико-экономическое обоснование реконструкции грузовых железных дорог» (PDF) . Национальная комиссия по капитальному планированию . Апрель 2007. с. 8 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Джонсон, Арт (13 марта 1983 г.). «Поезд быстро катится в торговле зерном» . Пресс-обзор . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Джексон, Брукс (1 июля 2008 г.). «Топливосберегающие грузовые поезда?» . FactCheck.org . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзор грузовых железнодорожных перевозок | FRA» . www.railroads.dot.gov . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Стагл, Джефф (июнь 2008 г.). «Rail Insider – От дизелизации к компьютеризации и консолидации грузовые железные дороги добились успехов в формировании отрасли» . Прогрессивное железнодорожное сообщение . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «Преимущества использования железнодорожных перевозок» (PDF) . Транспорт Шотландии . 2017 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Влияние железных дорог - Транспорт - каналы и железные дороги - Национальная 5-я редакция истории» . BBC Bitesize . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Вольмар, Кристиан (25 сентября 2012 г.). Великая железнодорожная революция: история поездов в Америке . Общественные дела. стр. 217–221. ISBN 978-1-61039-180-1 .
- ^ Козиарз, Джей (21 сентября 2017 г.). «Транспорт, построивший Чикаго: железные дороги» . Обузданный Чикаго . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Влияние Трансконтинентальной железной дороги» . Американский опыт . ПБС . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Бошан, Зак (5 октября 2016 г.). «Транссибирская магистраль изменила мировую историю» . Вокс . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ «Чаттануга, Теннесси: Железнодорожный город (Обучение с историческими местами) (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Гилби, Райан (19 июня 2015 г.). «Послужной список: почему поезда прокладывают свой путь через историю великого кино» . Новый государственный деятель . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Леггетт, Боб (2019). Игрушечные поезда: [1935-1975] . Оксфорд. ISBN 978-1-78442-308-7 . OCLC 1085144352 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Деламонт, Сара (17 октября 2021 г.). Социология женщин: Введение . Рутледж. стр. 38–41. ISBN 978-1-000-46408-5 .
- ^ Jump up to: а б «Советы фанатам рейлфанов | Метра» . metra.com . Проверено 6 ноября 2021 г.
Библиография
- Гланси, Джонатан (2005). Поезд . Издательская группа Карлтон. ISBN 978-1-84442-345-3 .
- Сельдь, Питер (2000). Окончательный поезд . Дорлинг Киндерсли. ISBN 0-7894-4610-3 . OCLC 42810706 . ОЛ 8155464М .
Внешние ссылки
- Словарное определение поезда в Викисловаре
- СМИ, связанные с поездами , на Викискладе?
- советы для железнодорожного путешествия Путеводитель от Wikivoyage