История фу поэзии
История фу поэзии | |
---|---|
![]() Литературное собрание династии Хань при дворе Лю У, короля Ляна. | |
Традиционный китайский | наделять |
Упрощенный китайский | наделять |
Ханью Пиньинь | Это было |
Уэйд-Джайлз | Это было |
Джютпинг | Это было 3 |
Хоккиен POJ | Ху |
Среднекитайский | Пью С |
История поэзии фу охватывает истоки китайского литературного жанра фу . Термин фу описывает литературные произведения, которые имеют определенные особенности. В английском языке отсутствует эквивалентный родной термин (или форма ). Иногда называемые «рапсодиями», иногда называемые «рифмой-прозой», фу характеризуются качествами как поэзии, так и прозы: и то, и другое обязательно. Форма фу литературного произведения — это поэтическая обработка, в которой некоторая интересующая тема (или темы), например экзотический объект, глубокое чувство или энциклопедический предмет, описывается и восхваляется с исчерпывающими подробностями и под разными углами зрения. зрения. И чтобы произведение действительно можно было отнести к жанру фу , оно должно соответствовать правилам этой формы с точки зрения структуры, метра и так далее.
Первое известное фу в полностью принятом современном значении этого термина относится к позднему периоду династии Чжоу (ок. 1046–256 до н.э.), которая также известна как период Воюющих царств (4 или 5 века до н.э. – 221 г. до н.э.), поскольку центральный режим династии Чжоу ослаб и политическая власть перешла под контроль различных региональных гегемонов. Во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) стиль фу развился в одну из форм классической китайской поэзии . Литературно-поэтическая форма фу своими продолжала развиваться во времена династии Тан (618–906 гг. н.э.), где она даже нашла такого великого представителя этой формы, как поэт Ли Бай , хотя в современных переводах он менее известен этим, чем ши и юэфу Поэзия . После этого продолжали возникать и распространяться новые формы поэзии и литературы, а форма фу стала менее заметной. Во времена династии Сун (960–1278 гг. н.э.) форма ci стала доминирующей; и после Хубилай-ханом основания династии Юань в 13 веке настала очередь qu , чтобы править как поэтический стиль того времени. Совсем недавно форма фу стала предметом исторических исследований и критического интереса.
Происхождение
[ редактировать ]Слово фу
[ редактировать ]Термин « фу », примененный к китайской литературе, впервые появляется во времена династии Чжоу (в период времени, также известный как «Воюющие государства»), где он означал «представлять», как в поэтических декламациях. [ 1 ] Термин « фу », если он не применяется к китайской литературе, появляется раньше и имеет значение «дань» в смысле военного вклада в виде товаров или услуг. [ 2 ]
Родословная
[ редактировать ]Форма фу происходит из давней традиции китайской поэзии и литературы. Есть также родственные жанры, такие как ци и цзю . [ 3 ]
Классик поэзии
[ редактировать ]Форма фу была одним из трех литературных приемов, традиционно приписываемых песням Классика поэзии ( Шицзин ). [ 1 ] Фу стало названием поэтических экспозиций, в которых автор или композитор создавал всеобъемлющую экспозицию и исполнял ее как рапсодию . [ 1 ] Историк династии Хань Бан Гу в «Монографии об искусстве и литературе» определил фу как «декламировать без пения». [ 4 ]
Стихи Чу
[ редактировать ]О, Душа, вернись к неописуемой радости!
Где высота тридцати локтей во время сбора урожая
Кукуруза сложена;
Где готовят пироги из проса и бородатой кукурузы.
Гости наблюдают за дымящимися тарелками.
И понюхать остроту перченых трав.
Хитрый повар добавляет кусочки птичьего мяса,
Голубь, желтая цапля и черный журавль.
Они пробуют тушеное мясо из барсука.
О, Душа, вернись, чтобы питаться едой, которую любишь!
Далее приносят
Свежая черепаха и сладкая курица, приготовленная с сыром
Под давлением людей Чу.
И плоть детенышей, плавающая в печеночном соусе
С салатом из фарша редиса в рассоле;
Все подается с острыми специями южного дерева.
Земля Ву поставляет.
О, Душа, вернись, чтобы выбрать мясо, которое ты любишь!
Жареная галка, голубь на пару и перепелка на гриле — На каждую птицу они едят.
Бульон из окуня и воробья — в каждой консервации.
Отдельный вкус, который сам по себе.
О Душа, вернись туда, где ждут такие лакомства!
- Отрывок из « Великого призыва » Чу Ци .
- Перевод Артура Уэйли.
- Хотя это и не считается фу , сходство предков очевидно. [ 5 ]
Поэзия Фу часто рассматривается как потомок песен «Стихи Чу» (также известных как Чу Ци или Чю Цзы ), объединенных с риторическими изложениями интриг воюющих государств . [ 6 ] « Чу Ци» — это антология китайской поэзии, которую традиционно приписывают главным образом Цюй Юаню и Сун Юю периода Воюющих царств (завершился в 221 г. до н. э.), хотя около половины стихотворений, похоже, были написаны несколько столетий спустя, во времена династии Хань . В частности, историки литературы иногда видят влияние на фу « шаманских каталогов королевской роскоши» произведений « Стихи Ку » , таких как « Чжао Хун » (или чем-то похожий на « Да Чжао »). [ 7 ]
Первое фу
[ редактировать ]Первое фу непознаваемо как из-за превратностей исторического выживания литературы, так и из-за ее неудачи; но, кроме того, существует еще один дефинициональный вопрос: идентифицировать ранние фу -подобные произведения как полноценные, настоящие фу или как архетипические прототипы. Существуют научные дебаты относительно происхождения фу и личности первого сохранившегося экземпляра.
Глава «Сюнь-цзы» содержит ряд загадок, которые Идема и Хафт теоретически называют самыми ранними известными фу . [ 6 ] но они также ссылаются на самое раннее окончательно идентифицированное фу - Цзя И « Фу на сове» ( китайский : 鵩鳥賦 ; пиньинь : Fúniώo fù ), написанное около 170 г. до н.э. [ 8 ]
Хельмут Вильгельм окончательно определил, что «самое старое фу из существующих» принадлежит Сюнь Цину. [ 9 ] (также известный как Сюнь Цин, Сюнь Куан и Сюньцзы), приписываемый автор «Сюньцзы» , в главе которого это фу содержится . Вильгельм отмечает, что научная идентификация этого фу как такового затруднена из-за ограничения рассмотрения произведения серией загадок, но игнорирования последующих стихотворений, которые образуют коду ( луан ) фу . Вильгельм указывает, что Ханьшу (также известная как Книга Хань ) конкретно называет это фу . Ханьшу даже уточняет , категориальный тип или жанр фу какой это , называя его « фу разочарования». [ 10 ] жанр (или поджанр), который позже получил значительное развитие как « Фу разочарования ученого», название, взятое из Сюньцзы фу . [ 9 ]
Сюнь Цин («Сюнь Цзы») процветал ок. 312–230 гг. до н.э., в период Воюющих царств , но расцвет фу отождествляют с династией Хань , основанной в 206 г. до н.э., и руками таких авторов, как Цзя И (200 г. до н.э. – 169 г. до н.э.) и Сыма. Сянгру [ 11 ] (также известный как Ссу-ма Сян-джу) (179–127 до н. э.).
династия Хань
[ редактировать ]Западная Хань
[ редактировать ]Фу Наибольшей известности достиг во времена ранней династии Хань . По пути в изгнание и при пересечении реки Сян Цзя И написал фу под названием «Плач по Цюй Юаню». После 3 лет изгнания, на закате, в его комнату влетела сова: подавленный Цзя И счел это предзнаменованием скорого конца его изгнания, но только посредством неминуемой смерти, о чем сигнализировал этот птичий предвестник рок; и поэтому он написал другое, впоследствии прославленное фу , «Сова». Внеся этот вклад в поэтическую традицию Сяосян , Цзя И, тем не менее, выжил и впоследствии был отозван в суд. [ 12 ] Таким образом, с точки зрения истории жанра фу , «Сова» Цзя И не была даже его первым фу , поскольку была написана примерно через 3 года после его фу «Плач по Цюй Юаню» .
Вращаясь и мчась, блестящий ореол,
передняя и задняя часть соединены и соединены.
Высокий и высокий, поднятый и поднятый,
волнуется и волнуется, бушует и бушует,
давит и давит, карабкается и карабкается,
многоуровневая крепость умноженной силы,
удвоенные и разнообразные, как линии войск.
Грохот и рев, грохот и грохот,
толкаясь и поворачиваясь, вздымаясь и катясь –
воистину, этого невозможно выдержать!
Описание приливной волны ,
«Семь стимулов», Мэй Шэн [ 13 ]
Император Хань У взошел на трон в 141 г. до н.э., и его долгое правление считается золотым веком «великого фу » ( китайский : 大賦 ; пиньинь : дафу ). [ 14 ] Император У вызвал известных писателей фу к императорскому двору в Чанъане , где многие из них сочинили и представили фу всему двору. [ 14 ] Самым ранним великим фу времен правления императора У является «Семь стимулов» ( китайский : 七發 ; пиньинь : Ци фа ) Мэй Шэна ( китайский : 枚乘 ; ум. 140 до н.э.). [ 14 ] В «Семи стимулах» Мэй Шэн выступает в роли странствующего оратора в стиле Воюющих царств , который пытается вылечить принца Чу от болезни, вызванной чрезмерным пристрастием к чувственным удовольствиям, доводя его чувства до предела своими описаниями фу . [ 13 ]
Во время золотого века фу во 2 веке до нашей эры многие из величайших композиторов фу были выходцами из юго-западной части Шу (современная провинция Сычуань ); [ 14 ] например, Сыма Сянгру . Сыма Сянжу — самый известный писатель фу в истории Китая. [ 8 ] Уроженец Чэнду , традиционно говорят, что он был вызван к императорскому двору после того, как император У лично прочитал его « Фу сэра Вакууса» ( китайский : 子虛賦 ; пиньинь : Цзысю фу ), хотя это почти наверняка история добавлено позже. [ 14 ] Прибыв в столицу около 136 г. до н. э., Сыма Сянру расширил свое « Фу сэра Пустоты» до своего великого произведения « Фу на экскурсионной охоте Сына Неба» ( китайский : 天子遊獵賦 ; пиньинь : Tiānzϐ yóuliè fù ) , обычно считается самым известным фу из всех. [ 8 ] [ 13 ] Это произведение, часто известное как « Фу в Императорском парке» ( китайский : 上林賦 ; пиньинь : Shànglín fù ), после второй половины стихотворения, представляет собой грандиозное празднование личного охотничьего парка Императора к востоку от Чанъаня. [ 15 ] и славится богатым количеством редких и сложных слов и символов. [ 8 ]
Великие фу династии Западная Хань читались и декламировались как прославление чистого поэтического восторга и были первыми произведениями китайской литературы, сочетавшими в одном произведении как безудержное развлечение, так и моральные увещевания. [ 16 ] Однако после правления императора У его придворная культура стала подвергаться критике за то, что она делала чрезмерный акцент на грандиозном языке фу и, следовательно, упускала возможности поощрять моральную сдержанность. [ 17 ] Самым видным критиком «великого фу » был другой великий писатель фу династии Хань: Ян Сюн . [ 17 ] В юности Ян был поклонником и подражателем фу Сыма Сянжу , но позже стал не одобрять гранд- фу . [ 17 ] Ян считал, что первоначальная цель фу состояла в том, чтобы «косвенно увещевать» ( китайский : 諷 ; пиньинь : фэн ), но что расширенные риторические аргументы и сложная лексика, используемые в великом фу, заставляли слушателей и читателей восхищаться их эстетической красотой, упуская из виду их моральные послания. [ 17 ] Ян сопоставил фу ранней династии Хань с фу -подобными изложениями в « Классике поэзии» , заявив, что, хотя те, что в « Поэзии», обеспечивают моральные стандарты, фу поэтов Хань «ведет к излишествам». [ 17 ] Ян , известный как один из мастеров фу династии Хань, Фу в целом известен своим вниманием к наставлению читателей и слушателей поддерживать моральные ценности. [ 15 ]
Августейший дом великолепен, словно обитает на небесах;
Они приходят с бесчисленных направлений, собираясь, как звезды.
Почитаемые и избранные еще сильнее разжигают пламя похоти;
все охраняют прибыль без перерыва.
Когда недалеко впереди переворачивается передний вагон,
тыловые команды устремляются вперед, стремясь догнать.
Они исчерпывают свое многообразное ремесло на террасах и башнях,
пока люди живут под открытым небом, спят под сыростью.
Они тратят мелкое зерно на птиц и зверей,
а те, кто внизу, едят мякину и шелуху без зерен.
Они торжественно одаривают либеральной щедростью заискивающих льстецов,
но, подвергая импичменту лояльный протест, они действуют быстро и уверенно.
Критикуя продажных евнухов и чиновников,
« Фу , рассказывающий о путешествии», Цай Юн [ 18 ]
Восточная Хань
[ редактировать ]Двумя наиболее известными писателями фу периода Восточной Хань были великие эрудиты Чжан Хэн и Цай Юн . Среди большого корпуса сочинений Чжан Хэна имеется значительное количество стихотворений фу , которые первыми были написаны в более коротком стиле, который стал типичным для постханьфу фу . [ 19 ] Чжана Самое раннее известное фу — « Фу на горячих источниках» ( китайский : 溫泉賦 ; пиньинь : Wēnquán fù ), в котором описываются горячие источники на горе Ли, которые, как известно, позже стали фаворитами императорской наложницы Ян во времена династии Тан . [ 19 ] « Фу о двух мегаполисах» ( китайский : 二京賦 ; пиньинь : Èr jīng fù ) считается шедевром Чжана. [ 20 ] Чжан потратил десять лет на сбор материала для фу , которое является ответом на более раннее фу Бань Гу и представляет собой поэтическое сравнение двух столиц династии Хань: Лояна и Чанъаня. [ 20 ] Чжана Фу очень сатирично и ловко высмеивает многие аспекты периода Западной Хань, включая самого императора У. [ 21 ] Произведение содержит длинные отрывки, красочно описывающие жизнь двух столиц, в том числе развлекательные заведения. [ 22 ]
Цай Юн, как и Чжан Хэн, помимо своих математических, астрономических и музыкальных интересов, был плодовитым писателем. [ 23 ] В 159 году нашей эры Цай был вызван в Чанъань, чтобы выступить на китайской цитре перед императорским двором, но незадолго до прибытия заболел и вернулся в свой дом. [ 23 ] Цай составил поэтическую запись о своем путешествии в « Фу , рассказывающем о путешествии» ( китайский : 述行賦 ; пиньинь : Shù xíng fù ), который является его самым известным фу . [ 23 ] В « Фу , рассказывающем о путешествии» Цай приводит примеры коварных и нечестных правителей и чиновников из истории Китая, а затем критикует евнухов за аналогичные преступления. столичных [ 18 ]
Ряд писателей фу конца 2-го и начала 3-го веков нашей эры стали считаться великими поэтами фу и были известны своими описаниями хаоса и разрушений, последовавших за крахом династии Хань . Ван Цан , который жил в качестве беженца в Чу после убийства Дун Чжо в 192 году нашей эры, написал знаменитое произведение фу под названием « Фу на восхождении на башню» ( китайский : 登樓賦 ; пиньинь : Дэнглоу фу ), в котором Ван трогательно описывает восхождение на башню. башню возле Цзинчжоу и с тоской смотрел в сторону своего дома в Лояне . [ 24 ] Поэты часто использовали сюжеты описательных стихотворений фу , чтобы символизировать себя, как в « Фу на попугае» ( китайский : 鸚鵡賦 ; пиньинь : Yīngwǔ fù ) Ми Хэна , в котором Ми использует попугая в клетке как аллегорию для ученого, чей таланты остаются непризнанными, и чья неспособность контролировать свой язык приводит к его плену. [ 24 ] В период Троецарствия двор военачальника Цао Цао и его сыновей Цао Пи и Цао Чжи стал известным литературным салоном, и ряд стихотворений фу , написанных при их дворе, сохранились до наших дней. В произведении Цао Чжи « Фу на богине реки Луо » ( китайский : 洛神賦 ; пиньинь : Луошэн фу ) используется древний мотив из « Стихов Чу» , в которых в конечном итоге неудовлетворенное эротическое желание автора к богине символически представляет его разочарование из-за того, что ему не удалось дать что-то. высокая должность при дворе или в правительстве. [ 24 ]
Шесть династий
[ редактировать ]В Шести династий период фу оставалось основной частью современной поэзии , хотя ши популярность поэзии постепенно росла. [ 24 ] шести династий, Фу как правило, намного короче и менее экстравагантны, чем фу династии Хань , вероятно, из-за традиции сочинения произведений полностью в параллельных куплетах, возникшей в этот период. [ 24 ] Хотя во времена династии Хань лирическое фу и « фу на вещах» были совершенно разными формами, после II века нашей эры это различие практически исчезло. [ 24 ] Хотя экстравагантный стиль фу Хань по большей части исчез, « фу на вещах» продолжало широко писаться.
Западный Цзинь
[ редактировать ]В Западного Цзинь период письмо фу отошло от экстравагантного стиля династии Хань в сторону стиля « фу на вещах». [ 25 ] Вместо того, чтобы использовать фу для восхваления славы Императора или Китайской империи, писатели фу часто писали на скромные жизненные и мирские темы. [ 26 ] Пан Юэ , самый известный писатель того периода, написал « Фу в моем крошечном доме» ( китайский : 狹室賦 ; пиньинь : Ся ши фу ), в котором описывается его жизнь, выносливая жара и ливни в маленьком коттедже, хотя на самом деле он жил в большом особняке. [ 26 ]
Поэт Шу Си ( китайский : 束皙 ; 263–302 гг. н.э.), один из самых известных ученых Западной Цзинь, имеет пять фу , которые сохранились до наших дней и, кажется, написаны в игривом стиле. [ 26 ] Шу Одно из фу стало хорошо известно в истории китайской кухни : его « Фу на макаронах» ( китайский : 餅賦 ; пиньинь : Bong fù ) представляет собой энциклопедическое описание широкого спектра продуктов на основе теста , включая лапшу , приготовленную на пару. булочки и пельмени , [ 26 ] которые еще не стали традиционными китайскими блюдами, которыми они являются в наше время.
Двумя наиболее плодовитыми писателями фу Западного Цзинь были Фу Сюань и его сын Фу Сянь ( китайский : 傅咸 ), у которых вместе есть 94 фу , которые сохранились до наших дней. [ 25 ] Фу Сюань и его сын фу часто затрагивают окружающую среду. У Фу Сюаня есть фу, описывающие множество различных видов растений, фруктов и птиц, которые он особенно любил. [ 27 ] В книге Фу Сюаня « Фу на бегущей собаке» ( китайский : 走狗賦 ; пиньинь : Zϒu gǒu fù ) описывается особенно быстрая гоночная собака . [ 27 ] Фу Сянь писал на темы, схожие с темами его отца, но, похоже, его особенно увлекали насекомые. [ 27 ] Его « Фу на бумаге» ( китайский : 紙賦 ; пиньинь : Чжу фу ) хорошо известно как раннее описание писчей бумаги, которая была изобретена всего около 150 лет назад. [ 27 ]
Восточный Цзинь
[ редактировать ]В 317 году нашей эры Западный Цзинь был завоеван конфедерацией государств хунну и сяньбэй (сарби) , что вынудило огромное количество ханьских китайских аристократов и землевладельцев бежать в южный Китай. Многие из письменных источников Восточного Цзинь , которые контролировали земли только к югу от реки Янцзы , рассказывают о хаосе, последовавшем за завоеванием северного Китая, и пытаются превозносить имперскую власть, восстановленную в новой столице Восточного Цзинь, Цзянькане (современный Нанкин ). [ 28 ]
Го Пу , прославившийся своими навыками письма и гадания , считается выдающимся писателем периода Восточной Цзинь. [ 28 ] Го написал несколько фу , когда бежал из своего родного города Вэньси (современный уезд Вэньси , провинция Шаньси ) перед лицом вторгающейся армии сюнну, и некоторые из его фу описывают большое количество разрушенных или заброшенных городов и деревень по всему центру Китая. . [ 28 ] Книга Го « Фу на реке Янцзы » ( китайский : 江賦 ; пиньинь : Цзян фу ), написанная около 317 года, принесла ему широкую известность. [ 28 ] Это фу » в стиле династии Хань, представляет собой «великое фу прославляющее реку Янцзы от ее истока в провинции Сычуань (как тогда считалось) до ее устья в восточном море. [ 28 ] Как и в раннем Хань- фу , стихотворение демонстрирует широкие знания Го и его знакомство с редкой, малоизвестной лексикой и древними легендами. [ 28 ] Го Еще одно известное фу - « Фу о принесении жертвоприношений Небу в южных пригородах» ( китайский : 南郊賦 ; пиньинь : Наньцзяо фу ), фу , посвященное традиционному ритуальному жертвоприношению Небу, совершаемому Императором. [ 29 ] Когда Го сочинял фу , в Цзянькане еще не был построен алтарь для жертвоприношения. [ 28 ] Император Цзинь Юань был впечатлен подробным описанием великого ритуала Го и быстро решил восстановить его. [ 29 ]
Генерал и поэт Лу Цзи написал ряд фу , наиболее известным из которых является « Вэнь фу» («Очерк литературы»), эссе о природе поэзии и поэтических формах.
Лю Сун
[ редактировать ]Семья Лю получила контроль над Восточным Цзинь в 420 году, изменив название династии на Сун. ряд знаменитых фу был написан В период Лю Сун . « Фу в заросшем сорняками городе» ( китайский : 蕪城賦 ; пиньинь : Wú chéng fù ) Бао Чжао ( китайский : 鮑照 ; 414–466) представляет собой движущееся фу в городе Гуанлин (современный Янчжоу ), который когда-то был процветающим мегаполисом, но во времена Бао лежал заброшенным после разрушения в битве. [ 30 ] Фу по-прежнему входили в состав стихов, сочиняемых при императорском дворе, хотя пятисложные стихотворения все чаще становились основной формой стихов. В 441 году Янь Яньчжи ( китайский : 顏延之 ; 385–433) сочинил знаменитое фу на ценном пегом коне императоров Лю Сун под названием « Фу на красно-белом коне» ( китайский : 赭白馬賦 ; пиньинь : Zhěbái mώ fù ), который известен широким использованием лошадиной терминологии и фольклор. [ 31 ]
Се Линюнь — самый известный поэт периода Лю Сун и обычно считается одним из величайших поэтов всего периода Шести династий, уступая только Тао Юаньмину . В отличие от своего старшего современника Дао, Се известен сложным языком, плотными аллюзиями и частыми параллелизмами в своих стихах. [ 32 ] Се Величайшее фу — « Фу о жилище в горах» ( китайский : 山居賦 ; пиньинь : Шань цзю фу » в ханьском стиле, ), «великое фу описывающее личное поместье Се, которое заимствует свой стиль из знаменитого « Фу в Императорском парке». » Сыма Сянгру. [ 33 ] Как и в классическом Хань- фу , в стихотворении используется большое количество малоизвестных и редких персонажей, но « Фу , живя в горах», уникально тем, что Се включил в стихотворение свои собственные аннотации: [ 33 ] без чего стихотворение было бы почти непонятно.
Лян
[ редактировать ]Во времена Лян династии фу продолжало оставаться популярной формой литературы, хотя и начало сливаться с популярными пяти- и семисложными поэтическими формами, которые полностью затмили фу во времена династии Тан . [ 34 ] Некоторые произведения фу , такие как Шэнь Юэ « Фу , живя в пригороде» ( китайский : 郊居賦 ; пиньинь : Jiāo jū fù ), дань уважения « Фу , живущему в горах» Се Линъюня, следуют традиционным формам. и предметы классического фу , но все большее число этого не делало. [ 34 ] « Фу на сборе лотоса » ( китайский : 採蓮賦 ; пиньинь : Cώi lián fù ) Сяо Гана (впоследствии императора Цзяньвэня из Ляна ) — это короткое лирическое фу , которое свободно смешивается с популярной лирической поэзией. [ 34 ] и изображал южный Китай как романтическую страну удовольствий и чувственности. [ 35 ] Сбор лотосов традиционно ассоциировался с крестьянскими женщинами, но в начале V века стал популярной темой в фу и поэзии. [ 35 ]
Династия Суй
[ редактировать ]Во второй половине VI века южный Китай был завоеван северными королевствами и в конечном итоге вошел в состав династии Суй в 589 году. [ 35 ] Вскоре после падения юга император Суй Вэнь приказал сровнять с землей его столицу Цзянькан: все здания в городе и его стены были полностью снесены, а земля превратилась в поля. [ 35 ] Многие известные писатели были вынуждены вернуться на север, и большая часть произведений ранней династии Суй представляет собой истории выживания. [ 36 ]
Наиболее известные писатели конца Шести династий и начала периода Суй — Янь Чжитуй и Юй Синь . Самое известное фу Яна — « Фу , созерцая свою жизнь» ( китайский : 觀我生賦 ; пиньинь : Гуань у шэн фу ), в котором рассказывается обо всей жизни Яна, охватывающей четыре отдельные династии. [ 37 ] Это фу содержит личные аннотации Яна, добавленные между различными строками обычной прозы, и показывает обеспокоенность Яна тем, что северяне его поколения, а также представители будущих поколений, узнают о хаосе, который произошел на юге, благодаря его произведениям. [ 37 ]
Юй Синь обычно считается последним великим поэтом фу в истории Китая. [ 38 ] Ю, как и Янь Чжитуй, родился на юге, но был вынужден переехать в северный Китай после поражения юга, и провел остаток своей карьеры, описывая потерю юга как утрату всей культуры и образа жизни. [ 39 ] Самая известная пьеса Юя — « Фу, оплакивающая Юг» ( китайский : 哀江南賦 ; пиньинь : Āi Jiangnán fù ), в которой он описывает опыт своей жизни в контексте более широкого контекста разрушения юга и его культуры. [ 39 ]
Династии Тан и Сун
[ редактировать ]Жанр фу быстро изменился во времена династии Тан. В эпоху раннего Тан новая форма фу , называемая «регулируемое фу » ( китайский : 律賦 ; пиньинь : lǜfù ), вытеснила первоначальную форму. [ 40 ] «Регулированное фу » имело строгие правила формы и выражения и требовало использования последовательных рифм на протяжении каждого произведения. [ 40 ] Кроме того, были созданы правила, регулирующие расположение тонов в каждом стихотворении, поскольку появление буддийских текстов, написанных на санскрите и пали, стимулировало китайцев к изучению своего собственного языка и выявлению четырех тонов языка среднекитайского . Начиная с династии Тан , эти «регулируемые фу » были необходимы для составления разделов императорских экзаменов . [ 40 ] Танские писатели добавляли к традиционным сюжетам фу новые темы , например, чисто моральные темы или сцены из китайской древности. [ 40 ] «Параллельное фу » ( китайский : 駢賦 ; пиньинь : пианфу ) было еще одним вариантом фу , разработанным в Тан, и использовалось только для риторических композиций. [ 41 ]
В 826 году было танского поэта Ду Му написано стихотворение « Фу во дворце Э-пан» ( китайский : Дворец Афанг Фу ; пиньинь : Ēpáng gōng fù ). [ н 1 ] заложил основу новой формы фу , получившей название «прозаическое фу » ( китайский : 文賦 ; пиньинь : вэньфу ), в которой проза свободно рифмуется. [ 41 ] Эта форма фу стала доминирующей формой фу во времена позднего Тан и династии Сун . [ 41 ] К IX и X векам традиционные фу стали в основном историческими занятиями, и их в основном читали и копировали из-за их включения в императорские экзамены. [ 42 ]
Позже
[ редактировать ]Фу продолжали писать после упадка династии Сун , но более поздние фу , как правило, получали меньше внимания ученых.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя Кембриджская история китайской литературы , том. 1, с. 350, название дворца дано как «Апанг», в большинстве научных словарей первый символ 阿 читается как ē , а не ā в данном случае.
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Перейти обратно: а б с Керн (2010): 88.
- ^ Вильгельм (1967 [1957]), 399, примечание 17.
- ^ Вильгельм, 398, примечание 3.
- ^ Китайский : » ; пиньинь : « Читание Фу без пения «Bù gē ér sòng wèi fù» , цитируется по Керн (2010): 88.
- ^ БОЛЬШЕ ПЕРЕВОДОВ С КИТАЙСКОГО, Артур Уэйли
- ^ Перейти обратно: а б Идема и тюрьма (1997): 97.
- ^ Хоукс, 221.
- ^ Перейти обратно: а б с д Идема и тюрьма (1997): 98.
- ^ Перейти обратно: а б Вильгельм (1967 [1957]), 316.
- ^ Вильгельм (1967 [1957]), 401, примечание 40.
- ^ Хоукс (2011 [1985]), 193.
- ^ Мерк (2000): 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Керн (2010): 91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Керн (2010): 90.
- ^ Перейти обратно: а б Керн (2010): 89.
- ^ Керн (2010): 92–93.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Керн (2010): 93.
- ^ Перейти обратно: а б Кнехтгес (2010): 157.
- ^ Перейти обратно: а б Кнехтгес (2010): 143.
- ^ Перейти обратно: а б Кнехтгес (2010): 144.
- ^ Кнехтгес (2010): 144–145.
- ^ Кнехтгес (2010): 145.
- ^ Перейти обратно: а б с Кнехтгес (2010): 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Идема и тюрьма (1997): 109.
- ^ Перейти обратно: а б Кнехтгес (2010): 192.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кнехтгес (2010): 194.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кнехтгес (2010): 193.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тиан (2010): 204.
- ^ Перейти обратно: а б Тиан (2010): 205.
- ^ Тиан (2010): 232–233.
- ^ Тиан (2010): 233.
- ^ Тиан (2010): 235.
- ^ Перейти обратно: а б Тиан (2010): 232.
- ^ Перейти обратно: а б с Тиан (2010): 264.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тиан (2010): 267.
- ^ Тиан (2010): 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Тиан (2010): 269.
- ^ Идема и Хафт (1997): 110.
- ^ Перейти обратно: а б Тиан (2010): 270.
- ^ Перейти обратно: а б с д Оуэн (2010): 289.
- ^ Перейти обратно: а б с Оуэн (2010): 350.
- ^ Оуэн (2010): 361.
- Цитируемые работы
- Дэвис, АР, изд. (1970). Книга китайских стихов «Пингвин» . Балтимор: Книги Пингвинов.
- Франкель, Ганс Х. (1978). Цветущая слива и дворцовая дама . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета ISBN 0-300-02242-5
- Хоукс, Дэвид , перевод, введение и примечания (2011 [1985]). Цюй Юань и др. , Песни Юга: Древнекитайская антология стихов Цюй Юаня и других поэтов . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-044375-2
- Идема, Уилт ; Хафт, Ллойд (1997). Путеводитель по китайской литературе . Анн-Арбор: Центр китайских исследований Мичиганского университета. ISBN 0-89264-123-1
- Оуэн, Стивен, изд. (2010). Кембриджская история китайской литературы , том. 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-11677-0
- Керн, Мартин. «Ранняя китайская литература, начиная с Западной Хань», 1–115.
- Кнехтгес, Дэвид Р. «От Восточной Хань через Западный Цзинь (25–317 гг. Н.э.)», 116–198.
- Мурк, Альфреда (2000). Поэзия и живопись в Китае Сун: тонкое искусство инакомыслия . Кембридж (Массачусетс) и Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчинга. ISBN 0-674-00782-4 .
- Оуэн, Стивен. «Культурный Тан (650–1020)», 286–380.
- Тянь, Сяофэй (田晓菲). «От Восточного Цзинь до раннего Тан (317–649)», 199–285.
- Вильгельм, Хельмут (1967 [1957]). «Разочарование ученого: заметки о типе фу », в журнале «Китайская мысль и институты» , Джон К. Фэрбенк, редактор. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета.