Ратнатрайя
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Джайнизм подчеркивает, что ратнатрайя (тройные драгоценности джайнизма) — правильная вера ( Самьяк Даршана ), правильное знание ( Самьяк Гьяна ) и правильное поведение ( Самьяк Чаритра ) — составляют путь к освобождению. Они известны как тройные драгоценности (или драгоценности) джайнизма и, следовательно, также известны как Ратнатрайя.
Путь к освобождению
[ редактировать ]Согласно джайнизму, очищения души и освобождения можно достичь путем трех драгоценностей: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Самьяк даршана (Правильный взгляд), что означает веру, принятие истины души ( дживы ); [ 4 ] Самьяк-джняна (Правильное знание), что означает несомненное знание таттв ; [ 5 ] и Самьяк чаритра (Правильное поведение), что означает поведение, соответствующее Пяти обетам. [ 5 ] Джайнские тексты часто добавляют самьяк тап (правильный аскетизм) в качестве четвертой драгоценности, подчеркивая веру в аскетические практики как средство к освобождению (мокша). [ 6 ] Четыре драгоценности называются мокша марг . [ 2 ] Согласно джайнским текстам, освобожденная чистая душа ( Сиддха ) поднимается на вершину вселенной ( Сиддхашила ) и пребывает там в вечном блаженстве. [ 7 ]
Самая первая шлока (афоризм) Священного джайнского текста , Таттвартха-сутра, гласит:
Правильная вера, правильное знание и правильное поведение (вместе) составляют путь к освобождению.
- Таттвартхасутра (1-1) [ 8 ]
Ачарья Пуджьяпада пишет в Сарвартхасиддхи (перевод профессора С.А. Джайна):
Совершенное освобождение от всех карм — это освобождение. Путь к освобождению – это метод, с помощью которого его можно достичь. Единственное число «путь» используется для того, чтобы указать, что все три вместе составляют путь к освобождению. Это противоречит мнению, что каждый из них по отдельности представляет собой путь. Следовательно, необходимо понимать, что эти три — правильная вера, правильное знание и правильное поведение — вместе составляют прямой путь к освобождению. [ 9 ]
Три драгоценности
[ редактировать ]Правильная вера
[ редактировать ]Ачарья Умасвами написал в «Таттвартхасутре» , что Таттвартхашраддханам Самьяк-даршанам (1-2): [ 10 ] что означает: «Вера в вещества, установленные такими, какие они есть, является правильной верой». [ 8 ]
Эти семь субстанций, также называемых таттвой, таковы: [ 11 ] —
- джива — душа , обладающая сознанием.
- аджива — не-душа
- ашрава — приток благоприятной и дурной кармической материи в душу.
- рабство ( бандха ) — взаимное смешение души и кармы
- Самвара (остановка) — препятствие притоку кармической материи в душу.
- Нирджара — постепенное отделение кармической материи от души.
- Мокша (освобождение) — полное уничтожение всей кармической материи (связанной с какой-либо конкретной душой)
Многие дисциплины знания развиваются на основе определенных фундаментальных данных или аксиом. Например, евклидова геометрия — это аксиоматическая система , в которой все теоремы («истинные утверждения с учетом аксиом») выводятся из конечного числа аксиом. Специальная теория относительности основывается на одном из фундаментальных принципов, называемом «Принцип инвариантной скорости света». Предполагается, что свет в вакууме распространяется с постоянной скоростью в любой системе инерциальных координат, независимо от состояния движения источника света. Эти семь фундаментальных концепций составляют метафизическую структуру джайнской философии . [ 12 ]
В человеческом состоянии существования правая вера приобретается как от разрушения, так и от разрушения-западения. Разумное убеждение и глубокая вера в сущностную природу души, материи и их взаимных отношений, действий и реакций являются необходимым условием для вступления на путь освобождения. [ 13 ] Джайнизм заявляет, что у человека с правильной верой будет духовное спокойствие ( Прасанна ), стремление к освобождению от бесконечных циклов рождения-жизни-смерти ( Самвега ), без какой-либо привязанности или отвращения к чему-либо ( Нирведа ), доброты ( Анукампа ), и вера в таттвы (фундаментальные принципы), описанные чуть выше ( астика ).
Джатисмаранские знания
[ редактировать ]Согласно первой Анге джайнизма, Ачаранга-сутре и Уттарадхьяян-сутре , знание души на эмпирическом уровне и способность знать о прошлых жизнях ( джатисмаран гьян ) являются важными характеристиками человека, достигшего Самьяк даршана на 4-м уровне. Гунастхана. Некоторые из основных причин джатисмаран-гьяны:
- Увасантмоханиджам — из-за подавления мохания-кармы (иллюзорной кармы), как это было с Нами Раджариши.
- Аджджавасансуддхи — за счет очищения отношения и улучшения лешьи (цветового показателя чистоты души), как это было с Мригапутрой. Некоторые люди приобретают джатисмаран-гьяну под влиянием внешнего влияния, а другие - естественным путем из-за кшайопашам (процесса угасания-подавления) карм, препятствующих этому знанию.
- Слушая беседы арихантов Тиртханкаров или Кевли, опытных мудрецов, обладающих Авадхи-джняной или Манахпарьяй-джняной , или учёных 14 пурвав.
Любое из вышеперечисленных средств может вызвать осознание более ранних рождений. Это, в свою очередь, с уверенностью показывает, что то, что переселяется в указанных направлениях и в них, есть не что иное, как «Я» (душа, которая есть я). Это осознание усиливает спонтанные чувства правильной веры в дхарму, самвег (стремление к освобождению) и вайрагья бхавану (отстраненность от мирского) и вызывает знание разделения души и тела ( бхед-гьян ). [ 14 ]
Правильное знание
[ редактировать ]В джайнских текстах упоминается, что знание бывает пяти видов: чувственное знание, библейское знание, ясновидение, телепатия и всеведение. [ 15 ] Среди них чувственное знание, знание Священных Писаний и ясновидение также могут быть ошибочными знаниями. [ 16 ] Большая часть наших знаний основана на сенсорных ощущениях ( мати ) и на записанных знаниях, полученных нашими предками в форме книг, статей, бумаг и других средств массовой информации ( шрута ). Джайнские философы также включают знания, полученные непосредственно, без каких-либо посредников. Это достигается снятием кармической завесы с души.
- Человек, который видит предметы, освещенные цветным светом, возможно, не сможет судить об истинном цвете предметов. Однако тот же человек, рассматривающий эти объекты, освещенные солнечным светом, без труда увидит истинную природу их цветов. Точно так же правильное знание необходимо для того, чтобы обеспечить правильное руководство душе на ее пути к духовному подъему.
- Джайнская теория познания является высокоразвитой, основанной на всестороннем понимании реальности с точки зрения множества точек зрения и теории относительности. [ 13 ]
- Анекантавада , что буквально означает поиск истины с разных точек зрения, представляет собой применение принципа равенства душ в сфере мысли. Это джайнская философская точка зрения, точно так же, как существует адвайтическая точка зрения Шанкары и точка зрения Срединного пути буддистов. [ 17 ] Этот поиск ведет к пониманию и терпимости к различным и даже противоречивым взглядам. Когда это происходит, предрассудки утихают, а склонность к приспособлению возрастает. Таким образом, теория Анеканты представляет собой уникальный эксперимент ненасилия в своей основе. [ 12 ]
- Результатом этого принципа является доктрина Сьядвады , которая подчеркивает, что каждая точка зрения соотносится со своей точкой зрения. Например, объект может казаться тяжелым, когда его везут на планете Земля, и легким, когда его везут на Луне, где гравитация другая. Наш ежедневный опыт показывает, что один и тот же предмет, доставляющий нам удовольствие при определенных обстоятельствах, в разных ситуациях становится скучным. Тем не менее, относительная истина, несомненно, полезна, поскольку она является ступенькой к окончательному осознанию реальности. Теория Сьядвады основана на предпосылке, что каждое утверждение верно только относительно. Все зависит от конкретного аспекта, с которого мы подходим к этому предложению. Поэтому джайны разработали логику, которая включает в себя семичастную предикацию, чтобы помочь в построении правильного суждения о любом предложении.
- Сьядвада предоставляет джайнам систематическую методологию, позволяющую исследовать реальную природу реальности и рассматривать проблему ненасильственным способом с разных точек зрения. Этот процесс гарантирует, что каждое утверждение выражается с семи различных условных и относительных точек зрения или предложений, и поэтому он известен как теория условного предикации. Эти семь предложений описываются следующим образом:
- 1.Сьяд-асти — «в некотором смысле так и есть»
- 2.Сьяд-насти — «в некотором смысле это не так»
- 3.Сьяд-асти-насти — «в чём-то это так, а в чём-то нет»
- 4.Сйад-асти-авактавья — «в некотором смысле это так и неописуемо»
- 5.Сйад-насти-авактавйа — «в некотором смысле это не так и это неописуемо»
- 6.Сйад-асти-насти-авактавйа — «в некотором смысле это так, это не так, и это неописуемо»
- 7.Сйад-авактавья — «в некотором смысле это неописуемо»
- Это означает, что ни одна модель реальности не является абсолютной, включая религиозные/духовные/философские концепции. Однако каждая модель дает представление о работе Вселенной, которое полезно в пределах ее структуры и, следовательно, полезно при определенных условиях.
Правильное поведение
[ редактировать ]Правильное поведение — это применение полученных знаний с целью осуществления контроля над нашими внутренними желаниями и достижения стадии, когда нет привязанности или отвращения.
Правильное поведение включает в себя: [ 18 ]
- Пять видов духовной чистоты
- Самайика (невозмутимость),
- наказания за ошибки, возникшие по неосторожности или небрежности, из-за которых человек теряет невозмутимость,
- воздержание от химсы (травмы),
- контроль над страстями и
- созерцание собственной души
- Соблюдение Махаврат (пяти основных обетов) и семи дополнительных обетов.
Голова | Клятва | Значение |
---|---|---|
Пять обетов |
1. Ахимса | Не причинять вреда ни одному живому существу своими действиями и мыслями. |
2. Сатья | Не лгать и не говорить того, что не похвально. [ 19 ] | |
3. Уровень | Не брать ничего, если не дано. [ 20 ] | |
4. Брахмачарья | Целомудрие/целибат в действиях, словах и мыслях | |
5. Апариграха ( Необладание ) | Отстраненность от материальной собственности. | |
Гуна врата [ 21 ] обеты заслуг |
6. дигврата | Ограничение движения по направлениям. |
7. бхогопабхогапаримана | Обет ограничения потребляемых и непотребляемых вещей | |
8. анартха-дандавирамана | Воздержание от вредных занятий и занятий (бесцельных грехов). | |
Шикша врата [ 21 ] Дисциплинарные клятвы |
9. время | Пообещайте периодически медитировать и концентрироваться. |
10. дешаврата | Ограничение передвижения в определенные места в течение фиксированного периода времени. [ 22 ] | |
11.11.упвас | Пост через регулярные промежутки времени. | |
12. гость самвибхаг | Обет подношения пищи подвижническим и нуждающимся людям |
Интересно то, что на этом пути найдется место каждому, от новичка до самых продвинутых искателей. Кроме того, оно охватывает все аспекты человеческой жизни, а именно социальные, личные, экономические и духовные, ведущие к комплексному развитию личности.
Правильная вера и правильное знание
[ редактировать ]Правильный взгляд и правильное знание взаимозависимы. Например, когда облака исчезают, одновременно проявляются и тепло, и свет солнца. Подобным же образом, когда душа обретает правильную веру вследствие исчезновения, разрушения или разрушения-с исчезновением вводящих в заблуждение карм, душа обретает правильное чувственное знание и правильное знание Священных Писаний. в то же время путем устранения неправильных чувственных и неправильных библейских знаний. [ 9 ]
Правильное знание и правильное поведение
[ редактировать ]Правильное Знание должно сопровождаться Правильным поведением, которое необходимо для разрушения кармических связей. [ 23 ] Без этого не будет выхода из цикла переселений, т. е. повторяющихся рождений и смертей. Подобно тому, как свет миллионов ламп бесполезен для слепого человека, так и само по себе изучение Священных Писаний бесполезно для человека, который не применяет их.
Этапы на пути к освобождению
[ редактировать ]Джайнизм признает, что душа продвигается к своей освобожденной стадии различными ступенями, называемыми Гунастхана . Джайнская литература подробно описывает эти состояния. Ниже приводится краткое изложение различных состояний души на ее пути к духовному развитию.
- Пробуждение — развитие правильного взгляда
- Низшая стадия с невежеством, заблуждением, сильными привязанностями и отвращениями. Это нормальное состояние всех душ, вовлеченных в самсару , и является отправной точкой духовной эволюции.
- Безразличие к реальности с периодическими смутными воспоминаниями о духовных прозрениях.
- Мимолетные моменты любопытства к пониманию реальности.
- Осознание реальности и доверие развиваются в правильном взгляде в сочетании с готовностью практиковать самодисциплину. Душа может быть способна подчинить себе четыре страсти: гнев, гордость, обман и жадность. [ 24 ]
- Развитие правильного взгляда и дисциплины
5. Душа теперь начинает соблюдать некоторые правила правильного поведения с целью самосовершенствования. Приняв вступительные или малые обеты, душа начинает восхождение по духовной лестнице.
6. Главные обеты, принятые с твёрдой решимостью контролировать страсти. Возможны неудачи из-за отсутствия полного контроля над страстями или невнимательности.
- Развитие самодисциплины и знаний
7. Интенсивная практика обетов способствовала лучшему самоконтролю и фактически заменяла беспечность духовной бдительностью и энергией.
8. Ближе к совершенному самоконтролю над действиями, к высшему контролю над умом, мыслями и страстями с душой, готовой к уменьшению последствий кармы, вводящей в заблуждение поведением.
9. Начинается высший контроль над устранением страстей и устранением кармы, вводящей в заблуждение поведением.
10. Полное устранение всех страстей, кроме тонкой степени привязанности.
- Обретение абсолютного знания и блаженства
11. Подавленные страсти и сохраняющаяся карма, вводящая в заблуждение поведением, могут подняться и утащить душу на более низкие стадии; мимолетные переживания невозмутимости.
12. Это точка невозврата. Все страсти, а также карма, вводящая в заблуждение поведением, устраняются. Достигнут постоянный внутренний мир. Никакого нового рабства с этого момента.
13. Вся враждебная карма уничтожена. Достигнуто всеведение и достигнута стадия Ариханта. Однако совершенная душа все еще находится в ловушке физического тела (при достижении правильного знания).
14. Это последняя стадия Пути, за которой следует разрушение душой агхатиа -кармы . Тех, кто проходит эту стадию, называют сиддхами , и они полностью утвердились в правильной вере, правильном знании и правильном поведении. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Виджей К. Джайн 2011 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Корт 2001а , стр. 6–7.
- ^ Фор 2015 , стр. 9–10, 37.
- ^ Джайни 1998 , стр. 141–147.
- ^ Jump up to: а б Джайни 1998 , стр. 148, 200.
- ^ Корт 2001a , с. 7.
- ^ SA Jain 1992 , с. 282–283.
- ^ Jump up to: а б Виджей К. Джайн, 2011 г. , с. 2.
- ^ Jump up to: а б С.А.Джайн 1992 , с. 4.
- ^ Таттвартха Сутра
- ^ SA Jain 1992 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Мехта, ТУ (1993). «Путь Архата – религиозная демократия» . 63 . Пуджья Соханалала Смарака Паршванатха Содхапитха.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Джьоти Прасад Джайн Доктор. Сущность джайнизма, Shuchita Publications, Варанаси, 1981 г.
- ^ «Сутра огурцов» .
- ^ Виджей К. Джайн 2011 , с. 5.
- ^ Виджей К. Джайн 2011 , с. 13.
- ^ Сингх Рамджи, доктор Джайна, Перспективы философии и религии, Пуджья Соханалала Смарака Паршванатха Содхапитха, Фаридабад, 1992.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 57.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 61.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Виджай К. Джайн, 2012 г. , с. 88.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 90.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 182.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 119.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 121.
Источники
[ редактировать ]- Корт, Джон Э. (2001a), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-513234-2
- Фор, Шерри (2015), Джайнизм: Путеводитель для растерянных , Bloomsbury Publishing, ISBN 978-1-4742-2756-8
- Чампат Рай Джайн (1917), Практический путь , Издательство Central Jaina
- Джайн, С.А. (1992) [Первое издание 1960 г.], Реальность (английский перевод Сарвартхасиддхи Шримата Пуджьяпадачарьи) (второе издание), Jwalamalini Trust ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Виджай К. (2011), Таттвартсутра Ачарьи Умасвами (1-е изд.), Уттаракханд : Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-2-1 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Виджай К. (2012), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры: реализация чистого «я», с хинди и английским переводом , Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-4-5 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели: Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1578-0