Конституция Франции
Конституция Французской Республики | |
---|---|
Обзор | |
Оригинальное название | (на французском языке) Конституция Франции от 4 октября 1958 г. |
Юрисдикция | Франция |
Ратифицирован | 28 сентября 1958 г |
Дата вступления в силу | 4 октября 1958 г |
Система | Унитарная полупрезидентская республика |
Структура правительства | |
Филиалы | Три (исполнительная, законодательная и судебная власть) |
Чемберс | Два ( Сенат и Национальное собрание ) |
Исполнительный | президентом возглавляемый Совет министров, ответственный перед Национальной ассамблеей ; Премьер-министр как глава правительства |
судебная власть | Высокий суд создается для целей импичмента президента; внесудебный орган — Конституционный совет — проверяет конституционность законов; никакая другая часть судебной системы не упоминается. |
Федерализм | Унитарный |
Коллегия выборщиков | Нет, но выборы в сенат должны быть непрямыми |
Последняя поправка | 2024 |
Заменяет | Конституция Франции 1946 года. |
Полный текст | |
Конституция Пятой Французской Республики в Wikisource | |
Викиисточник | |
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Портал Франции |
Действующая Конституция Франции была принята 4 октября 1958 года. Ее обычно называют Конституцией Пятой республики ( французский : la Конституции де ла Cinquième République) . [1] и она заменила Конституцию Четвертой республики 1946 года, за исключением преамбулы по 1971 года решению Конституционного совета . [2] Действующая Конституция рассматривает отделение церкви от государства , демократию, социальное обеспечение и неделимость как основные принципы французского государства. [3] [ нужен неосновной источник ]
Шарль де Голль был главной движущей силой принятия новой конституции и провозглашения Пятой республики , а текст был разработан Мишелем Дебре . С тех пор в конституцию вносились поправки двадцать пять раз, вплоть до 2024 года . [4]
Положения
[ редактировать ]Преамбула
[ редактировать ]Преамбула конституции напоминает Декларацию прав человека и гражданина 1789 года и провозглашает Францию светской демократической и страной , получающей свой суверенитет от народа.
С 2005 года в него вошли десять статей Хартии окружающей среды .
Государственные учреждения и практика
[ редактировать ]Конституция Франции установила полупрезидентскую систему правления с двумя конкурирующими чтениями. [5] С одной стороны, исполнительная власть состоит как из президента республики , так и из премьер-министра , что обычно наблюдается в парламентских системах с символическим президентом и премьер-министром, который руководит правительством. [5] Такое прочтение поддерживается статьями 5 и 21 Конституции, в которых соответственно говорится, что президент является хранителем государства и Конституции, а премьер-министр имеет право принимать решения о действиях и политике правительства. [5]
С другой стороны, парламент очень слаб для парламентской системы. [5] Парламент имеет ограниченную законодательную компетенцию: в статье 34 Конституции перечислены области, являющиеся исключительными для парламентского законодательства, но остальные области оставлены на усмотрение исполнительной власти. [5] Президент также обладает важнейшими полномочиями по созыву референдума и роспуску Национальной ассамблеи . [5] Хотя парламент может вынести вотум недоверия правительству, с 1962 года большинство в Национальном собрании поддерживает правительство. [5]
Шарль де Голль, первый президент Пятой республики, сыграл важную роль в принятии новой конституции, поскольку его отозвали из отставки, и он едва избежал государственного переворота, возникшего в результате войны в Алжире . [6] [5] Де Голль всегда поддерживал вторую интерпретацию конституции – в пользу сильного президента. [5] Первый президент-социалист Франсуа Миттеран, избранный в 1981 году, также поддержал эту интерпретацию. [5]
Начиная с 1986 года, выборы время от времени приводили к тому, что большинство парламентов не поддерживало президента. [5] Такие периоды известны во Франции как сожительство , когда президент назначает премьер-министра из нового парламентского большинства. [5] Во время совместного проживания, помимо полномочий, закрепленных за президентом Конституцией, [7] все остальные полномочия правительства будут осуществляться премьер-министром. [5] В 2000 году в Конституцию были внесены поправки, сократившие срок полномочий президента с семи лет до пяти, что совпадает со сроком полномочий парламента. [5] Поправка означает, что президентские выборы будут проходить одновременно с парламентскими выборами, что повысит вероятность того, что победители будут согласны друг с другом, и снизит вероятность совместного проживания. [5]
Конституция предусматривает выборы президента и парламента , избрание правительства, полномочия каждого и отношения между ними. [5] Он обеспечивает судебную власть и создает Высокий суд (еще не созывавшийся суд для рассмотрения дел правительства), [8] Конституционный совет (нововведение Пятой республики), [5] и Экономический и Социальный Совет.
Общая законотворческая власть
[ редактировать ]Уникальной особенностью Конституции Пятой Республики является то, что она устанавливает совместную законотворческую власть между двумя ветвями власти: законодательной ветвью власти, в которой такие полномочия находились в предыдущих конституциях, и исполнительной ветвью власти, возглавляемой президентом и назначенным им премьер-министром. министр. [9]
Парламент несет основную ответственность за принятие законодательства в Пятой республике. Есть две палаты парламента: Национальное собрание и Сенат . Ассамблея избирается прямым голосованием и, что более важно, имеет первоочередные полномочия по принятию законов; Сенат может отложить его, но в конечном итоге не заблокировать. [10]
Традиционно премьер-министр является связующим звеном исполнительной власти с парламентом; Статья 49 гласит, что они должны взять на себя эту роль. Это слабее, чем конституции Третьей или Четвертой республик, где правительство не могло быть сформировано до тех пор, пока парламент не получил обещание от премьер-министра. [11]
Уникальным аспектом Пятой республики является статья 21. [ фр ] , где премьер-министр имеет право принимать законы. [9] Еще одна уникальная особенность статьи 38. [ фр ] , Парламент может временно делегировать [ фр ] часть своих конституционных законотворческих полномочий правительству, чтобы обеспечить быстрое принятие неотложных законов путем принятия разрешающего закона о законодательном делегировании, называемого loi d'habilitation («разрешающий закон»). [11]
Согласно статье 21, loi d'habilitation может быть выдан парламентом по запросу правительства о временном делегировании конституционных законотворческих полномочий парламента правительству в конкретно определенной предметной области и на определенный период времени. Фактически парламенту запрещено издавать законы в этой области, а правительству разрешено издавать постановления , которые обычно выходят за рамки его компетенции. Постановление вступает в силу немедленно, но должно быть ратифицировано парламентом до истечения срока, иначе он истечет. До ратификации постановление имеет тот же статус, что и réglement (постановление), и поэтому может быть оспорено Государственным советом ; но после ратификации он приобретает тот же статус, что и закон ( loi ), и больше не может быть оспорен. На практике с 1960 по 1990 год было зарегистрировано 23 таких lois d'habilitation со сроком действия от одного месяца до трех с половиной лет, в результате чего было принято 150 боеприпасов . Около трети из них были впоследствии ратифицированы парламентом. loi d'habilitation — это новая конституционная особенность, отсутствовавшая в более ранних конституциях. [11]
Разделение власти было уникальным явлением, поскольку оно было частью конституции Пятой республики, но такая практика возникла не недавно.Определение того, что парламент несет ответственность за закон, восходит к статье 6 Декларации прав человека 1789 года, а роль исполнительной власти заключалась только в ее исполнении. Теоретически парламент будет определять общие законы, а исполнительная власть может только устанавливать правила о том, как применять законы в повседневных ситуациях. На практике получилось иначе, поскольку парламент по собственной инициативе иногда принимал акты, делегирующие исполнительной власти право изменять или аннулировать акты парламента, называемые décrets-lois . Эта практика постепенно нашла отражение в Конституции. [12]
Хотя статья 1 Конституционного акта Третьей республики от 25 февраля 1874 г. [ объяснить ] [ нужен лучший источник ] прямо запретил парламенту делегировать свои обязанности, но в течение пяти лет это игнорировалось и происходило несколько раз. В 1939 году, в преддверии Второй мировой войны, парламент предоставил правительству право издавать указы для защиты страны. Эта практика укоренилась после войны, несмотря на то, что статья 13 Конституции 1946 года прямо запрещала это. недавно основанной Четвертой республики [а] Одной из причин этого было множество разногласий между многочисленными мелкими политическими партиями в парламенте, которые не могли ни о чем договориться и были неэффективны в принятии законов. Это стало особенно проблематичным в 1950-х годах, когда кризис в Алжире начал накаляться, и парламент был не в состоянии с ним справиться. Шарль де Голль, в то время частное лицо, понял, что выход состоит в том, чтобы иметь более мощную исполнительную власть и более слабый парламент; когда его наконец пригласили сформировать новое правительство в 1958 году и написать конституцию, его идеи были включены в Конституцию Пятой республики , включая разделение законодательной власти, определенное в статьях 21 и 38. [13]
В первоначальной версии статьи 37 все, что не было отнесено к законодательной сфере статьи, носило регулятивный характер (т.е. находилось под контролем исполнительной власти), хотя позже это положение было удалено. С 1982 года сфера законодательства расширилась, а после знаменательного решения Конституционного совета 1971 года [ который? ] дополнительные источники были определены как часть конституционного блока , такие как Декларация прав человека 1789 года и конституционная преамбула 1946 года, которые отныне были частью законодательной сферы. а после дальнейших реформ в 1996 году законодательная сфера получила больше власти, чем первоначально предполагалось в 1958 году. [14]
Договоры и ЕС
[ редактировать ]Это позволяет ратифицировать международные договоры. [15] и те, кто связан с Европейским Союзом. Неясно, совместима ли эта формулировка, особенно о резервах взаимности, с законодательством Европейского Союза .
Поправка
[ редактировать ]Конституция также определяет методы внесения поправок: референдум (статья 11) или парламентский процесс с согласия президента. Обычная процедура внесения поправок в конституцию заключается в том, что поправка должна быть принята в одинаковых условиях обеими палатами парламента, а затем должна быть принята простым большинством на референдуме или квалифицированным большинством в три пятых Конгресса Франции , совместного заседания обеих палат. палаты парламента (статья 89).
Принципы
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Судебный пересмотр
[ редактировать ]До 1971 года, хотя исполнительные, административные и судебные решения должны были соответствовать общим принципам права ( юриспруденция, вытекающая из права и юридической практики в целом), таких ограничений в законодательстве не было. Предполагалось, что неизбираемые судьи и другие назначенцы не должны иметь возможности отменять законы, за которые проголосовал прямой выбор французского парламента.
Конституционный блок
[ редактировать ]Одним из краеугольных камней Конституции Пятой французской республики было создание Конституционного совета , состоящего из девяти судей, которые контролировали конституционность законодательства (договоров, статутов, постановлений), обеспечивали надзор за выборами и референдумами, а также разрешали законодательные споры между Президент и Национальное собрание. [16] Это последовало за более широкой тенденцией в послевоенной Европе по созданию специализированных судебных трибуналов, которые служили бы защитой от неконституционной законодательной деятельности. [17] Однако при президентстве де Голля Совет был весьма ограничен в своих полномочиях и принял решающее значение только тогда, когда ошибочно поддержал всенародный референдум с целью упростить всенародные президентские выборы с помощью Конституции. [18] После отставки де Голля в 1969 году Совет получил большую судебную власть и свободу действий при вынесении решений в ходе политического кризиса. Стойкий голлист Жорж Помпиду был избран на замену де Голлю. Он столкнулся с политическим кризисом, когда его премьер-министр Жак Шабан-Дельма дважды оказал давление на Национальное собрание , чтобы оно запретило радикальных левых пролетариев (La gauche prolétarienne) , что он считал угрозой общественному порядку и национальной безопасности. Это привело к оппозиции со стороны Сената Франции , президент которого обратился в Конституционный совет. [19]
Следовательно, в 1971 году Конституционный совет принял свое знаковое решение №. 71-44 DC , более известный как Решение о свободе объединений 1971 года. [20] Таким образом, Совет нарушил прецедент, отменив законодательство, которое предположительно нарушало право на свободу объединений, тем самым способствуя созданию «Конституционного блока». [21] Блок состоял из Конституции 1958 года, явных стандартов ( Декларация прав человека и гражданина 1789 года , Преамбула к Конституции Четвертой республики или Конституции 1946 года ) и неявных стандартов (основополагающие принципы республики — неделимость). , секуляризм, демократия, равные возможности). Таким образом, по мнению Совета, предпринятые действия нарушили коллективные принципы Конституционного блока. До принятия Решения о свободе объединений 1971 года Совет мог проверять законы только в соответствии с четким текстуальным положением Конституции 1958 года. После решения 1971 года Конституционный суд получил расширенную роль в судебном надзоре, имея более широкую конституционную основу для рассмотрения предполагаемых нарушений законодательства, что ограничивало цель голлистов 1958 года по поддержанию сильной исполнительной власти. После принятия решения Конституционный совет добавил Хартию окружающей среды 2004 года к конституционному блоку Франции, продемонстрировав новообретенное упорство Франции в судебном надзоре. [22]
Принципы Республики
[ редактировать ]В Конституции записаны принципы Французской Республики: [3]
- Социальное обеспечение , что означает, что каждый должен иметь доступ к бесплатным государственным услугам и получать помощь в случае необходимости.
- Laïcité , что означает, что церкви отделены от государства и свобода религии защищена.
- Демократия , что означает, что Парламент и Правительство избираются народом.
- Неделимость, которая означает, что французский народ объединен в единую суверенную страну с одним языком – французским языком , и все люди равны.
Поправки
[ редактировать ]В статье 89 Конституции содержится формула внесения поправок. Во-первых, конституционный законопроект должен быть одобрен обеими палатами парламента. Затем законопроект должен быть либо одобрен Конгрессом , специальной совместной сессией обеих палат, либо вынесен на референдум .
В 1962 году Шарль де Голль предложил избирать президента прямым голосованием. [5] Он обошел процедуру внесения поправок, напрямую отправив поправку к конституции на референдум (статья 11). Искусство. 11 процедура была предусмотрена как процедура внесения законопроектов, включая изменение организации конституционных институтов. [5] Референдум 1962 года был одобрен 62% голосов, но только 46% зарегистрированных избирателей. [6] [5] Поправка разрешила учреждение всенародно избираемого президента, на который в противном случае парламент наложил бы вето. [23]
В то время референдум вызвал большие споры, но Конституционный совет постановил, что он может проверять на предмет неконституционности только законодательные акты, но не исполнительные акты; поскольку референдум был предложен исполнительной властью, он не подлежал пересмотру. [6] Поскольку референдум выразил волю суверенного народа, Совет постановил, что поправка была принята. [24] Некоторые ученые рассматривали поправку как post hoc проявление конституционной власти, которая представляет собой неотъемлемое право народа обходить существующую конституцию и принимать новую конституцию. [6]
Статья 11 была использована для внесения изменений в конституцию во второй и последний раз в 1969 году , но «Нет» возобладало, в результате чего Шарль де Голль ушел с поста президента. [23]
принял конституционные реформы, поддержанные президентом Николя Саркози 21 июля 2008 года парламент с перевесом в два голоса . После окончательной доработки эти изменения ввели ограничение на два срока подряд на посту президента, дали парламенту право вето на некоторые президентские назначения, положили конец правительственному контролю над системой парламентских комитетов, позволили парламенту устанавливать свою собственную повестку дня, позволили президенту обращаться к парламенту по вопросам, связанным с парламентом. сессии и лишило президента права коллективного помилования. (См. конституционный закон Франции от 23 июля 2008 г. ). [25]
4 марта 2024 года парламент внес поправки в статью 34 780 голосами против 72. Эта поправка сделала Францию единственной страной, гарантирующей право на аборт. [26] Поправка описывает аборт как «гарантированную свободу»; [27] в то время как Югославия включила аналогичные меры в 1974 году, гарантирующие право «решать о рождении детей», французская поправка является первой, прямо гарантирующей аборт.
Хронология французских конституций
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Статья 49 Конституции Франции
- Конституционализм
- Конституционный совет Франции
- Конституционная экономика
- Пятая республика (Франция)
- Французское сообщество , пришедшее на смену Французскому Союзу.
- Правительство Франции
- Политика Франции
- Парламентская неприкосновенность во Франции
- Общие принципы французского права
- Речь де Голля в Байе в 1946 году , в которой он изложил свое видение конституции.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Национальное собрание единолично голосует за Устав. Оно не может делегировать эти полномочия». — Конституция Франции от 27 октября 1946 г., статья 13.
- Цитаты
- ^ «Елисейский дворец» . Официальный сайт президента Франции . 20 ноября 2012 г.
- ^ Французская Республика; Генеральный секретариат правительства (19 октября 2022 г.). «Légifrance Le service public de la Diffuse du droit» [Государственная служба по распространению закона]. Легифранс . Управление правовой и административной информации. Конст. Решение Совета 71-44 DC от 16 июля 1971 г. ISSN 2270-8987 . OCLC 867599055 .
- ^ Перейти обратно: а б https://www.conseil-constitutionnel.fr/le-bloc-de-constitutionnalite/texte-integral-de-la-constitution-du-4-entreprises-1958-en-vigueur | сайт = Конституционный совет
- ^ «Конституционные изменения» . Конституционный совет . Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (27 марта 2008 г.). Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.001.0001 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон, Вики С. (2014). Сравнительное конституционное право . Тушнет, Марк В., 1945- (Третье изд.). Сент-Пол, Миннесота: Foundation Press. ISBN 978-1-59941-594-9 . OCLC 887207632 .
- ^ См., например, статьи 5, 12, 19 и 64 о роли Президента Республики, праве распускать Национальное собрание, личных полномочиях Президента и праве назначать трех членов Конституционного совета, среди которых есть ее президент.
- ^ см. статью 68 конституции.
- ^ Перейти обратно: а б Эллиотт, Жанпьер и Вернон 2006 , с. 37.
- ^ Эллиотт, Жанпьер и Вернон 2006 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с Диксон и Хюбнер 1994 , с. 8-9.
- ^ Эллиотт, Жанпьер и Вернон 2006 , с. 69.
- ^ Эллиотт, Жанпьер и Вернон 2006 , с. 69–70.
- ^ Эллиотт, Жанпьер и Вернон 2006 , с. 70-72.
- ^ Международные договоры входят во внутреннюю правовую систему по закону, который, согласно Конституции Франции (статья 55), имеет приоритет выше основного: Буономо, Джампьеро (2004). «Несовместимость между итальянским и европейским парламентами: конституционные «противоречия» и ограничения для региональных советников» . Интернет-издание «Закон и справедливость» . Архивировано из оригинала 1 августа 2012 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ «Конституционный совет | Конституционный совет» . www.conseil-constitutionnel.fr . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Ян Мазак» . www.venice.coe.int . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Франция: Референдум: Де Голль почти победил» . Время . 26 октября 1962 г. ISSN 0040-781X . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Гоу Калабрези, Стивен. «История и развитие судебного надзора: страны G-20 с гражданским правом» . Academic.oup.com . дои : 10.1093/oso/9780190075736.003.0007 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Решение № 71-44 DC от 16 июля 1971 г. | Конституционный совет» . www.conseil-constitutionnel.fr . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Закон, история и память: «республиканские моменты» и легитимность пересмотра конституции во Франции - Колумбийский журнал европейского права» . cjel.law.columbia.edu . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Хартия окружающей среды» . elysee.fr . 16 ноября 2012 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дитер Нолен и Филип Стёвер (2010) Выборы в Европе: справочник по данным , стр. 674 ISBN 978-3-8329-5609-7
- ^ См. C. минусы. 6 ноября 1962 г., Выборы Президента Республики , Рек. 27.
- ^ «Франция поддерживает конституционную реформу» . Новости Би-би-си . 21 июля 2008 года . Проверено 4 сентября 2009 г.
- ^ Сурк, Барбара; Гаррига, Николас (4 марта 2024 г.). «Франция становится единственной страной, которая прямо гарантирует аборт как конституционное право» . АП Новости . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Портер, Кэтрин (4 марта 2024 г.). «Французские законодатели закрепили доступ к абортам в конституции» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 марта 2024 г.
- Цитируемые работы
- Диксон, Брайс; Хюбнер, Ульрих (1994). Введение во французское право . Лондон: Питман. ISBN 9780273601401 . OCLC 3479836 .
- Эллиотт, Кэтрин; Жанпьер, Эрик; Вернон, Кэтрин (2006). Французская правовая система (второе изд.). Харлоу, Англия: Пирсон/Лонгман. ISBN 978-1-4058-1161-3 . ОСЛК 70107160 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Конституция» . Journal Officiel de la République Française (на французском языке): 9151–9173. 5 октября 1958 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 14 мая 2012 г.
- Гевонтян, Ричард (1979). Разработка Конституции V и Республика (Т. Государство). Экс-ан-Прованс.
- Хоффманн, Стэнли Х. (1959). « Конституция Франции 1958 года – I. Окончательный текст и ее перспективы ». Обзор американской политической науки 53 (2): 332–357.
- Жамо, Дидье (2019). Справочник международных обязательств, которые были предметом разрешительного закона Пятой республики . Юридическая логика (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN 978-2-3431-6237-9 .
- Олива, Эрик; Сандрин Джуммарра (2011). Конституционное право . Памятная записка (на французском языке) (7-е изд.). Пэрис: Сирей. ISBN 978-2-247-10965-4 .
- Фредерик Монера, Идея республики и юриспруденция Конституционного совета – Париж: LGDJ, 2004 [1] – [2] .
- Мартин А. Рогофф, «Конституционное право Франции: дела и материалы» - Дарем, Северная Каролина: Carolina Academic Press, 2010. [3]
- Рогофф, Мартин А. «Пятьдесят лет конституционной эволюции во Франции: поправки 2008 года и далее» . Право политики . Проверено 11 июля 2022 г.
- Валь, Николас (1959). « Конституция Франции 1958 года – II. Первоначальный проект и его истоки ». Обзор американской политической науки 53 (2): 358–382.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Конституция» . Легифранс (на французском языке) . Проверено 14 мая 2012 г.
- «Конституция от 4 октября 1958 г.» (PDF) . (по-английски)
- «Полный текст Конституции от 4 октября 1958 года, действующей» . Конституционный совет (на французском языке) . Проверено 14 мая 2012 г.
- «Конституция от 4 октября 1958 года» . Конституционный совет . Проверено 10 июля 2024 г.