Декларация прав человека и гражданина
Декларация прав человека и гражданина (фр. Déclaration des droits de l'Homme et du citoyen de 1789 Франции ), принятая Национальным Учредительным собранием в 1789 году, является человека документом о гражданских правах времен Французской революции . [1] Вдохновленная философами Просвещения , Декларация стала основным заявлением о ценностях Французской революции и оказала значительное влияние на развитие популярных концепций свободы личности и демократии в Европе и во всем мире. [2]
Декларация была первоначально разработана маркизом де Лафайетом при содействии Томаса Джефферсона , но большая часть окончательного проекта была написана аббатом Сийесом . [3] Под влиянием доктрины естественных прав права человека считаются универсальными : действительными во все времена и в любом месте. Это стало основой для нации свободных людей, в равной степени защищенных законом. Он включен в начало конституций как Четвертой Французской республики (1946 г.), так и Пятой республики (1958 г.), и считается действующим конституционным законом .
История
[ редактировать ]Содержание документа возникло во многом из идеалов Просвещения. [4] Лафайет подготовил основные проекты после консультации со своим близким другом Томасом Джефферсоном . [5] [6] В августе 1789 года аббат Эммануэль Жозеф Сийес и Оноре Мирабо сыграли центральную роль в концептуализации и составлении окончательной Декларации прав человека и гражданина. [3] [7]
Последняя статья Декларации прав человека и гражданина была принята 26 августа 1789 года Национальным Учредительным собранием , в период Французской революции, как первый шаг на пути к написанию конституции Франции. Вдохновленная эпохой Просвещения , первоначальная версия Декларации обсуждалась представителями на основе проекта из 24 статей, предложенного шестым бюро. [ объяснить ] , [8] [9] под руководством Жерома Чемпиона де Сисе . Позднее в ходе обсуждений проект был изменен. Вторая, более длинная декларация, известная как Декларация прав человека и гражданина 1793 года , была написана в 1793 году, но так и не была официально принята. [10]
Фон
[ редактировать ]Концепции Декларации исходят из философских и политических задач эпохи Просвещения , таких как индивидуализм , общественный договор , как теоретизировал женевский философ Руссо , и разделение властей, поддерживаемое бароном де Монтескье . Как видно из текстов, французская декларация находилась под сильным влиянием политической философии Просвещения и принципов прав человека, как и Декларация независимости США предшествовавшая ей (4 июля 1776 г.).
Эти принципы широко разделялись во всем европейском обществе, а не ограничивались небольшой элитой, как в прошлом. Это принимало разные формы, такие как « культура английских кофеен », и распространялось на территории, колонизированные европейцами, особенно на Британскую Северную Америку . Контакты между различными группами в Эдинбурге , Женеве , Бостоне , Амстердаме , Париже , Лондоне и Вене были гораздо шире, чем часто предполагалось. [11]
Транснациональные элиты, разделявшие идеи и стили, не были чем-то новым; что изменилось, так это их масштабы и численность. [12] При Людовике XIV Версаль был центром французской культуры, моды и политической власти. Улучшение образования и грамотности в течение 18 века означало увеличение аудитории газет и журналов, а масонские ложи , кофейни и клубы чтения предоставляли места, где люди могли спорить и обсуждать идеи. Появление этой « публичной сферы » привело к тому, что Париж заменил Версаль в качестве культурного и интеллектуального центра, в результате чего Суд остался изолированным и менее способным влиять на общественное мнение. [13]
При содействии Томаса Джефферсона , тогдашнего посла США во Франции, Лафайет подготовил проект, который перекликался с некоторыми положениями декларации США. Однако единого мнения о роли Короны не было, и пока этот вопрос не был решен, невозможно было создать политические институты. Когда он был представлен законодательному комитету 11 июля, он был отвергнут такими прагматиками, как Жан Жозеф Мунье , председатель Ассамблеи, который боялся создать ожидания, которые не могли быть удовлетворены. [14]
Консерваторы, такие как Жерар де Лалли-Толлендаль, хотели двухпалатной системы с верхней палатой , назначаемой королем, который имел бы право вето. 10 сентября большинство во главе с Сийесом и Талейраном отклонило это предложение в пользу единого собрания, в то время как Людовик XVI сохранил только « приостанавливающее вето »; это означало, что он мог отложить реализацию закона, но не заблокировать его. Когда эти вопросы были решены, был созван новый комитет для согласования конституции; Самым спорным оставшимся вопросом было гражданство , которое само по себе было связано с дебатами о балансе между правами и обязанностями личности. В конечном итоге Конституция 1791 года проводила различие между «активными гражданами», обладавшими политическими правами, определяемыми как французские мужчины старше 25 лет, которые платили прямые налоги, равные трехдневному труду, и «пассивными гражданами», которые были ограничены «гражданскими правами». '. В результате радикалы в якобинском клубе так и не приняли его полностью . [15]
После редактирования Мирабо он был опубликован 26 августа как принципиальное заявление. [7] Окончательный проект содержал положения, которые тогда считались радикальными в любом европейском обществе, не говоря уже о Франции 1789 года. [16] Французский историк Жорж Лефевр утверждает, что в сочетании с ликвидацией привилегий и феодализма это «подчеркнуло равенство, которого не сделала (Американская Декларация независимости)». [17] Что еще более важно, эти двое различались по намерениям; Джефферсон считал, что Конституция США и Билль о правах фиксируют политическую систему на определенный момент времени, утверждая, что они «не содержат оригинальной мысли… но выражают американское мышление» на этом этапе. [18] Конституция Франции 1791 года рассматривалась как отправная точка, а Декларация представляла собой желаемое видение, ключевое различие между двумя революциями. Прикрепленный в качестве преамбулы к Конституции Франции 1791 года 1870–1940 годов и Конституции Третьей французской республики , он был включен в действующую Конституцию Франции в 1958 году. [3]
Краткое изложение принципов
[ редактировать ]Декларация определила единый набор индивидуальных и коллективных прав для всех мужчин. Под влиянием доктрины естественных прав эти права считаются универсальными и действительными во все времена и в любом месте. Например, «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны только на общем благе». [19] Они имеют определенные естественные права на собственность , свободу и жизнь. Согласно этой теории, роль правительства заключается в признании и обеспечении этих прав. Кроме того, правительство должно осуществляться избранными представителями. [20]
Когда она была написана, права, содержащиеся в декларации, были предоставлены только мужчинам. Более того, декларация была скорее заявлением о видении, чем реальностью. Декларация не имела глубоких корней ни в практике Запада, ни даже во Франции того времени. Декларация возникла в конце 18 века в результате войны и революции. Это встретило сопротивление, поскольку демократия и права личности часто рассматривались как синонимы анархии и подрывной деятельности . Эта декларация воплощает идеалы и чаяния, за достижение которых Франция обязалась бороться в будущем. [21]
Вещество
[ редактировать ]Декларацию предваряет преамбула, описывающая фундаментальные характеристики прав, которые квалифицируются как «естественные, неотъемлемые и священные» и «простые и неоспоримые принципы», на которых граждане могут основывать свои требования. Во второй статье «естественные и неотъемлемые права человека» определяются как «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению ». Он призвал к уничтожению аристократических привилегий, провозгласив конец феодализму и освобождение от налогов, свободу и равные права для всех «мужчин» и доступ к государственным должностям, основанным на таланте. Монархия была ограничена, и все граждане имели право участвовать в законодательном процессе. Была объявлена свобода слова и печати, а произвольные аресты объявлены вне закона. [22]
Декларация также утверждала принципы народного суверенитета , в отличие от божественного права королей , которое характеризовало французскую монархию, и социального равенства среди граждан: «Все граждане, будучи равными в глазах закона, в равной степени допускаются ко всем общественным звания, места и должности в соответствии с их способностями и без каких-либо различий, кроме их добродетелей и их талантов», устраняя особые права дворянства и духовенства. [23]
Статьи
[ редактировать ]Статья I – Мужчины рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны только на общем благе.
Статья II . Целью любого политического объединения является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья III . Принцип любого суверенитета по существу принадлежит Нации. Ни один орган, ни один человек не может осуществлять какую-либо власть, которая не исходит непосредственно от нации.
Статья IV . Свобода состоит в том, чтобы делать все, что не причиняет вреда другим: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет только те границы, которые гарантируют другим членам общества реализацию этих же прав. Эти границы могут быть определены только законом.
Статья V. Закон имеет право запрещать только действия, причиняющие вред обществу. Нельзя препятствовать всему, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, что он не приказывает.
Статья VI . Закон является выражением общей воли . Все граждане имеют право внести свой вклад лично или через своих представителей в его формирование. Оно должно быть одинаковым для всех, что защищает, что наказывает. Все граждане, будучи равными в его глазах, одинаково допускаются ко всем общественным должностям, местам и занятиям в соответствии с их способностями и без каких-либо различий, кроме различий в их добродетелях и их талантах.
Статья VII . Ни один человек не может быть обвинен, арестован или задержан иначе, как в случаях, определенных законом, и в формах, которые им установлены. Те, кто выпрашивает, отправляет, выполняет или заставляет выполнять произвольные приказы, должны быть наказаны; но любой гражданин, вызванный или арестованный в соответствии с законом, должен немедленно подчиниться; он делает себя виновным из-за сопротивления.
Статья VIII . Закон должен устанавливать только те наказания, которые строго и очевидно необходимы, и никто не может быть наказан иначе, как в соответствии с законом, установленным и обнародованным до совершения преступления и применимым по закону.
Статья IX . Любой человек, который считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным, если будет сочтено необходимым его арестовать, любая строгость, которая не была бы необходимой для защиты его личности, должна подвергаться строгому порицанию по закону.
Статья X. Никто не может быть обеспокоен своими взглядами, даже религиозными, при условии, что их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом.
Статья XI . Свободное сообщение мыслей и мнений является одним из самых ценных прав человека: любой гражданин может свободно говорить, писать, печатать, за исключением случаев, когда он отвечает на злоупотребление этой свободой в случаях, определенных законом.
Статья XII . Гарантия прав человека и гражданина требует общественной силы: эта сила, таким образом, устанавливается для общего блага, а не для конкретной пользы тех, кому она доверяется.
Статья XIII – Для поддержания общественной силы и административных расходов необходим общий вклад; он должен быть равномерно распределен между всеми гражданами в соответствии с их платежеспособностью.
Статья XIV . Каждый гражданин имеет право самостоятельно или через своих представителей убедиться в необходимости государственного налога, свободно давать на него согласие, знать, для каких целей он взимается, а также определять пропорцию, основу и размер сбора. и продолжительность.
Статья XV – Общество имеет право запросить отчет у любого государственного агента своей администрации.
Статья XVI . Любое общество, в котором не обеспечены гарантии прав и не определено разделение властей, не имеет Конституции.
Статья XVII . Собственность является неприкосновенным и священным правом, и никто не может быть лишен права частного пользования, за исключением случаев, когда этого явно требует общественная необходимость, отмеченная законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения.
Активное и пассивное гражданство
[ редактировать ]Хотя Французская революция предоставила права большей части населения, сохранялось различие между теми, кто получил политические права в Декларации прав человека и гражданина, и теми, кто этого не сделал. Тех, кто, как считалось, обладал этими политическими правами, называли активными гражданами. Активное гражданство предоставлялось мужчинам-французам в возрасте не менее 25 лет, платившим налоги, равным трехдневной работе, и не могли быть определены как слуги. [25] Это означало, что на момент принятия Декларации этими правами обладали только мужчины-владельцы собственности. [26] Депутаты Национального собрания считали, что только те, кто имеет реальные интересы в стране, могут принимать обоснованные политические решения. [27] Это различие напрямую затрагивает статьи 6, 12, 14 и 15 Декларации прав человека и гражданина, поскольку каждое из этих прав связано с правом голосовать и активно участвовать в управлении государством. Указом от 29 октября 1789 года термин «активный гражданин» стал неотъемлемой частью французской политики. [28]
Концепция пассивных граждан была создана, чтобы охватить группы населения, лишенные политических прав в Декларации прав человека и гражданина. Из-за требований, предъявляемых к активным гражданам, право голоса получили около 4,3 миллиона французов. [28] при населении около 29 миллионов человек. [ нужна ссылка ] В эти пропущенные группы входили женщины, бедняки, порабощенные люди, дети и иностранцы. Когда Генеральная Ассамблея проголосовала за эти меры, они ограничили права определенных групп граждан при реализации демократического процесса новой Французской Республики (1792–1804 гг.) . [27] В этот закон, принятый в 1789 году, создатели Конституции III года внесли поправки , устранившие ярлык активного гражданина. [29] Однако тогда право голоса должно было быть предоставлено исключительно крупным владельцам собственности. [29]
На протяжении всей революции между активными и пассивными гражданами возникала напряженность. Это произошло, когда пассивные граждане начали призывать к расширению прав или открыто отказались прислушиваться к идеалам, выдвигаемым активными гражданами.
Женщины, в частности, были сильными пассивными гражданами, сыгравшими значительную роль в революции. Олимпия де Гуж написала свою Декларацию прав женщины и гражданки в 1791 году и привлекла внимание к необходимости гендерного равенства. [30] Поддерживая идеалы Французской революции и желая распространить их на женщин, она представляла себя революционной гражданкой. Мадам Роланд также зарекомендовала себя как влиятельная фигура на протяжении всей революции. Она считала, что женщины Французской революции играли три роли; «подстрекательство к революционным действиям, формулирование политики и информирование других о революционных событиях». [31] Работая с мужчинами, а не отдельно от мужчин, она, возможно, смогла бы способствовать борьбе за революционных женщин. Будучи участниками Французской революции, женщины играли значительную роль в гражданской сфере, формируя социальные движения и участвуя в популярных клубах, что позволяло им оказывать влияние на общество, несмотря на отсутствие у них прямой политической власти. [32]
Права женщин
[ редактировать ]Декларация признала многие права принадлежащими гражданам (которые могли быть только мужчинами). И это несмотря на то, что после Марша на Версаль 5 октября 1789 года женщины представили Национальному собранию Женскую петицию , в которой предложили декрет, предоставляющий женщинам равные права. [33] В 1790 году Николя де Кондорсе и Этта Пальм д'Элдерс безуспешно призывали Национальное собрание расширить гражданские и политические права женщин. [34] Кондорсе заявил, что «тот, кто голосует против прав другого, независимо от религии, цвета кожи или пола этого другого, отныне отрекается от своих собственных». [35] Французская революция не привела к признанию прав женщин , и это побудило Олимпию де Гуж опубликовать Декларацию прав женщины и гражданки в сентябре 1791 года. [36]
Декларация прав женщины и гражданки создана по образцу Декларации прав человека и гражданина, иронична по формулировке и разоблачает провал Французской революции , которая была посвящена равенству . В нем говорится, что:
Эта революция произойдет только тогда, когда все женщины полностью осознают свое плачевное положение и права, которые они потеряли в обществе.
Декларация прав женщины и гражданки следует семнадцати статьям Декларации прав человека и гражданина пункт за пунктом. Камилла Нэйш охарактеризовала его как «почти пародию… на оригинальный документ». Первая статья Декларации прав человека и гражданина провозглашает, что «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут основываться только на общей полезности». В первой статье Декларации прав женщины и гражданки говорилось: «Женщина рождается свободной и остается равной мужчине в правах. Социальные различия могут основываться только на общей полезности».
Де Гуж также обращает внимание на тот факт, что по французскому законодательству женщины полностью наказуемы, но лишены равных прав, заявляя: «Женщины имеют право подняться на эшафот, они также должны иметь право подняться на трибуну оратора». [37]
Рабство
[ редактировать ]Декларация не отменила институт рабства, который лоббировал «Друзья Нуара » Жака-Пьера Бриссо и против которого выступала группа колониальных плантаторов под названием « Клуб Массиак» , поскольку они встретились в отеле «Массиак». [38] Несмотря на отсутствие явного упоминания о рабстве в Декларации, восстания рабов в Сен-Доминго во время Гаитянской революции были вдохновлены им, как обсуждается в книге К.Л.Р. Джеймса «История гаитянской революции» «Черные якобинцы» . [39] В Луизиане организаторы Заговора рабов Пуэнт-Купе 1795 года также черпали информацию из декларации. [40]
Ужасные условия для тысяч порабощенных людей в Сен-Доминго, самой прибыльной рабской колонии в мире, привели к восстаниям, известным как первое успешное восстание рабов в Новом Свете. Свободные цветные люди были частью первой волны восстания, но позже власть взяли на себя бывшие порабощенные люди. В 1794 году на конвенции доминировали якобинцы и было отменено рабство, в том числе в колониях Сен-Доминго и Гваделупа. Однако Наполеон восстановил его в 1802 году и попытался восстановить контроль над Сен-Доминго, отправив туда тысячи солдат. Понеся потери двух третей людей, многие из которых были вызваны желтой лихорадкой, французы покинули Сен-Доминго в 1803 году. Наполеон отказался от Северной Америки и согласился на покупку Луизианы Соединенными Штатами. В 1804 году лидеры Сен-Доминго провозгласили его независимым государством, Республикой Гаити , второй республикой Нового Света. Наполеон отменил работорговлю в 1815 году. [41] Рабство во Франции было окончательно отменено в 1848 году.
гомосексуальность
[ редактировать ]Огромная личная свобода, предоставленная гражданам этим документом, создала ситуацию, когда гомосексуализм был декриминализирован французским Уголовным кодексом 1791 года , который охватывал уголовные преступления ; в законе просто не упоминается содомия как преступление, и поэтому никто не может быть привлечен к ответственности за нее. [42] Кодекс муниципальной полиции 1791 года действительно предусматривал наказания за «грубое публичное непристойное поведение», которые полиция могла использовать для наказания любого, кто занимается сексом в общественных местах или иным образом нарушает социальные нормы. Этот подход к наказанию за гомосексуальное поведение был подтвержден во французском Уголовном кодексе 1810 года .
См. также
[ редактировать ]- Билль о правах
- Права человека во Франции
- Физическое лицо во французском праве
- Права человека
- Универсальность
Другие ранние декларации прав
[ редактировать ]- Указ Леона [43] [44] (Королевство Леон (Современная Испания) 1188 г.)
- Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.)
- Куруканское восстание (Малийская империя, ок. 1236 г. )
- Статут Калиша (Польша, 1264 г.)
- Генрицианские статьи и Pacta conventa (Польша, 1573 г.)
- Петиция о праве (Англия, 1628 г.)
- Билль о правах (Англия, 1689 г.)
- Претензия на права (Шотландия, 1689 г.)
- Декларация прав Вирджинии (США, 1776 г.)
- Пенсильванская декларация прав (США, 1776 г.)
- Билль о правах (США, 1789 г.)
- Декларация прав человека и гражданина Франшимона (современная Бельгия, 16 сентября 1789 г.)
- «Бельгийская» декларация прав человека и гражданина (сосланные бельгийские и льежские революционеры в Париже, 23 апреля 1792 г.)
- Провозглашение Поланеца - польский исторический документ. (Польша, 7 мая 1794 г.)
- «Батавская» декларация прав человека и гражданина ( Батавская республика , Гаага, 31 января 1795 г.)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Французское название также можно перевести в современную эпоху как «Декларация прав человека и гражданина».
- ^ Копштейн Копштейн (2000). Сравнительная политика: интересы, идентичности и институты в меняющемся глобальном порядке . Кембриджский университет. п. 72. ИСБН 978-0521633567 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фремонт-Барнс 2007 , с. 190.
- ^ Лефевр, Жорж (2005). Наступление Французской революции . Принстон, UP. п. 212. ИСБН 0691121885 .
- ^ Джордж Атан Биллиас, изд. (2009). Американский конституционализм услышан во всем мире, 1776–1989: глобальная перспектива . Нью-Йорк Пресс. п. 92. ИСБН 978-0814791394 .
- ^ Сьюзан Данн, Сестринские революции: Французская молния, Американский свет (1999), стр. 143–145.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер 1995 , стр. 154–196.
- ^ Первоначальный проект представляет собой приложение к отчету от 12 августа (Archives parlementaires, 1, и серия, том VIII, прения от 12 августа 1789 г. , с. 431).
- ^ Парламентский архив, 1. и серия, том VIII, прения от 19 августа 1789 г. , с. 459.
- ^ Фремонт-Барнс 2007 , с. 159.
- ^ Журдан 2007 , стр. 184–185.
- ^ Журдан 2007 , с. 187.
- ^ Бланнинг 1997 , с. 26.
- ^ Шама 1989 , стр. 442–444.
- ^ Людвиковски 1990 , стр. 456–457.
- ^ Людвиковский 1990 , стр. 452–453.
- ^ Лефевр 1962 , с. 146.
- ^ Джефферсон 1903 , с. 8 мая 1825 года.
- ^ Первая статья, Декларация прав человека и гражданина.
- ^ Мерриман, Джон Генри; Рогелььердомо (2007). Гражданско-правовая традиция: введение в правовую систему Европы и Латинской Америки . Издательство Стэнфордского университета . п. 16. ISBN 978-0804755696 .
- ^ Лорен, Пол Гордон (2003). Эволюция международных прав человека: видение . Издательство Пенсильванского университета . п. 32. ISBN 978-0812218541 .
- ^ Шпильфогель, Джексон Дж. (2008). Западная цивилизация: 1300–1815 гг . Издательство Уодсворт. п. 580. ИСБН 978-0-495-50289-0 .
- ^ фон Гуттнер, Дариус (2015). Французская революция . Нельсон Сенгадж. стр. 85–88. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Активный гражданин/пассивный гражданин · СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО: ИЗУЧЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» . www.revolution.chnm.org . 1791 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Отчет Туре об основах политической избирательности» (29 сентября 1789 г.) · СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО: ИЗУЧЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» . Revolution.chnm.org. 29 сентября 1789 года . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Censer & Hunt 2001 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Попкин 2006 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Дойл 1989 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Дойл 1989 , с. 420.
- ^ Де Гуж, «Декларация прав женщин», 1791 г.
- ^ Далтон 2001 , с. 1.
- ^ Леви и Эпплуайт 2002 , стр. 319–320, 324.
- ^ «Женское обращение к Национальному собранию» . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Уильямс, Хелен Мария; Нил Фрайстат; Сьюзан Снайдер Лансер; Дэвид Брукшир (2001). Письма, написанные во Франции . Бродвью Пресс Лтд. 246. ИСБН 978-1-55111-255-8 .
- ^ Лорен, Пол Гордон (2003). Эволюция международных прав человека . Издательство Пенсильванского университета. стр. 18–20. ISBN 978-0-8122-1854-1 .
- ^ Нэйш, Камилла (1991). Смерть приходит к девушке: Секс и казнь, 1431–1933 . Рутледж. п. 136. ИСБН 978-0-415-05585-7 .
- ^ Нэйш, Камилла (1991). Смерть приходит к девушке: Секс и казнь, 1431–1933 . Рутледж. п. 137. ИСБН 978-0-415-05585-7 .
- ↑ Клуб реакционных колониальных собственников, собиравшийся с июля 1789 года, выступал против представительства в Ассамблее заморских владений Франции, опасаясь, что «это подвергнет деликатные колониальные вопросы опасности дебатов в Ассамблее», как выразился Робин Блэкберн (Блэкберн , Свержение колониального рабства, 1776–1848 [1988:174f]); см. также выступление Жана-Батиста Белле.
- ^ См. Генрих Август Винклер (2012), История Запада. От истоков античности до XX века , Третье издание, Мюнхен (Германия), с. 386
- ^ Расмуссен, Дэниел (2011). Американское восстание: нерассказанная история крупнейшего восстания рабов в Америке . Харпер Коллинз. п. 89.
- ^ «Указ Наполеона об отмене работорговли 29 марта 1815 года» . Серия «Наполеон» . Сентябрь 2000 года . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Меррик, Джеффри; Рэган, Брант Т. младший (1996). Гомосексуализм в современной Франции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 82 и далее. ISBN 0195357671 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Леонский декрет 1188 года – старейшее документальное проявление европейской парламентской системы» . www.unesco.org . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ «Испанская версия Леонского указа 1188 года» (PDF) . www.mecd.gob.es. Министерство образования, культуры и спорта Испании. Архивировано (PDF) из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 30 января 2018 г.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Бейкер, Кейт (1995). «Идея Декларации прав». Ван Клей, Дейл (ред.). Французская идея свободы: старый режим и Декларация прав 1789 года . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-2355-8 .
- Бланнинг, Тимоти К.В. (1997). Французская революция: классовая война или столкновение культур? . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-333-67064-4 .
- Курильница, Джек; Хант, Линн (2001). Свобода, равенство, братство: изучение Французской революции . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета.
- Далтон, С. (2001). «Гендер и меняющаяся основа революционной политики: случай мадам Роланд». Канадский исторический журнал . 36 (2): 259–282. дои : 10.3138/cjh.36.2.259 . ПМИД 18711850 .
- Дойл, Уильям (1989). Оксфордская история Французской революции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Фремонт-Барнс, Грегори (2007). Энциклопедия эпохи политических революций и новых идеологий, 1760–1815 гг . Гринвуд. ISBN 978-0-313-04951-4 .
- Джефферсон, Томас (1903). Форд, Пол (ред.). Работы Томаса Джефферсона, Vol. XII: Переписка и документы 1808–1816 гг. (изд. 2010 г.). Козимо Классика. ISBN 978-1-61640-215-0 .
- Журдан, Энни (2007). «Инопланетное происхождение Французской революции: американское, шотландское, женевское и голландское влияние» . Западное общество французской истории . 35 (2). Университет Амстердама. hdl : 2027/spo.0642292.0035.012 .
- Лефевр, Жорж (1962). Французская революция: от истоков до 1793 года . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-08598-4 .
- Леви, Дарлин; Эпплуайт, Харриет (2002). «Политическая революция для женщин? Случай Парижа». Французская революция: противоречивые интерпретации (5-е изд.). Малабар, Флорида: Паб Krieger. Ко, стр. 317–346.
- Людвиковски, Ретт (1990). «Французская декларация прав человека и гражданина и конституционное развитие Америки» . Американский журнал сравнительного права . 2 : 445–462. дои : 10.2307/840552 . JSTOR 840552 . S2CID 143656851 .
- Попкин, Джереми (2006). История современной Франции . Река Аппер-Седл: Образование Пирсона.
- «Активный гражданин/пассивный гражданин» . Свобода, равенство, братство: изучение Французской революции. История проекта . Проверено 30 октября 2011 г.
- Шама, Саймон (1989). Граждане: Хроника Французской революции (изд. 2004 г.). Пингвин. ISBN 978-0-14-101727-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жерар Конак, Марк Дебен, Жерар Тебул, редакторы, Декларация прав человека и гражданина 1789 года; история, анализ и комментарии (на французском языке) , Economica, Париж, 1993, ISBN 978-2-7178-2483-4 .
- Маклин, Иэн. «Томас Джефферсон, Джон Адамс и Декларация прав человека и гражданина» в книге «Будущее либеральной демократии: Томас Джефферсон и современный мир » (Пэлгрейв Макмиллан, 2004 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Декларация прав человека и гражданина 1789 года» . Конституционный совет (на французском языке) . Проверено 14 мая 2012 г.
- «Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.» (PDF) . Конституционный совет . Проверено 14 мая 2012 г.
- 1780-е годы в Париже
- 1789 документов
- События Французской революции 1789 года.
- 1789 год по закону
- Эпоха Просвещения
- Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет
- Правительство Франции
- История прав человека
- Права человека во Франции
- Инструменты по правам человека
- Память Мирового Регистра
- Политические хартии
- Народный суверенитет
- Работы Томаса Джефферсона