Kaman HH-43 Huskie
HH-43 Huskie | |
---|---|
![]() HH-43B Huskie из ВВС США ВВС | |
Общая информация | |
Тип | Пожарная пожаска/спасение |
Производитель | Каман самолеты |
Дизайнер | Антон Флеттнер |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США |
Номер построен | 370 [ 1 ] |
История | |
Дата введения | Ноябрь 1958 года |
Первый полет | 21 апреля 1953 года |
Ушедший на пенсию | В начале 1970 -х годов |
Превратился в | Каман К-1125 |
Kaman HH-43 Huskie - вертолет, разработанный и производимый американским производителем роторных самолетов Kaman . [ 2 ] Возможно, он наиболее характерен для использования двойными перерывистыми роторами , в значительной степени спроектированной немецким инженером по аэронавите Антоном Флеттнером .
Впервые 21 апреля 1953 года HH-43 отправился в производство и управлял несколькими военными воздушными службами, включая ВВС США , ВМС США и Корпус морской пехоты США . Он был в первую очередь предназначен для использования в пожарной борьбе и спасении самолетов в непосредственной близости от воздушных баз, но был тщательно развернут во время войны во Вьетнаме . Он использовался в качестве поисковой и спасательной платформы, которая часто была улучшена с помощью импровизированной модификации и нового аппарата, чтобы лучше соответствовать тропическим условиям. HH-43 также был экспортирован в несколько других стран и продавался в коммерческих целях. Он установил несколько авиационных записей в своем классе и был первым вертолетом для экспериментов с двигателями с двумя турбинами. Ранние модели использовали плоский двигатель радиального поршня шести или осы, а затем это было изменено на одно газовый турбинный двигатель. В раннем поршневом моделях было три плавника на двойном хвосте, но модель турбины имела 4 вертикальных хвостовых плавника на двух хвостовых бумах и выхлопная трубка двигателя. К 1970 -м годам он заменялся более новым роторным корпусом, которые обычно были больше и способны к большей производительности. Многие из вертолетов пробились на гражданский рынок и музеи.
В соответствии с системой обозначения самолетов, используемой ВМС ВМС США до 1962 года, версии морской пехоты ВМС и США были первоначально обозначены как HTK , HOK или HUK , для их использования в качестве обучения, наблюдения или коммунальных самолетов соответственно. Версия ВВС была H-43A, однако после 1962 года система обозначения была консолидирована, и это стало HH-43A, а H-43B, HH-43B. Huk-1 стал UH-43C, HOK-1 стал OH-43D, а HTK-1 стал TH-43E. TH-43E был тренировочной версией, используемой военно-морским флотом, работающим на Flat Six Piston Engine, с пространством для трех человек; Эта версия имела 3 вертикальных хвостовых плавника на конце сингла, а не двойной хвостовой бум.
Разработка
[ редактировать ]

В 1947 году немецкий авиационный инженер Антон Флиттнер был доставлен в Соединенные Штаты в рамках операции «Строка» . [ 3 ] Он был разработчиком двух более ранних синхроптерных дизайнов из Германии во время Второй мировой войны : Flettner FL 265 , который пионел синхроптер, и немного более поздний Flettner FL 282 Kolibri («Колибри»), предназначенные для возможного производства. Оба конструкции использовали принцип вращающихся бок о бок бок о бок , в качестве средств для решения проблемы компенсации крутящего момента, обычно противостоящих в однородных вертолетах с помощью хвостового ротора , фенестерона , нотара или выхлопного выхлопа. Флиттнер остался в Соединенных Штатах и стал главным дизайнером компании Kaman. [ 4 ] В этом качестве он разработал множество новых вертолетов, которые использовали двойной ротор Flettner.
21 апреля 1953 года первый прототип, названный производителем как K-225 , совершил свой первый полет . Позже он был принят военно-морским флотом Соединенных Штатов в качестве HTK-1 , в этот момент он был оснащен одним двигателем O-435 поршневым , производящим 240 л.с. (180 кВт). В течение 1954 года, для эксперимента, совместно проведенного Каманом и ВМС США, один HTK-1 был модифицирован и пролетал с его поршневым двигателем, замененным парой Boeing T50-Bo-2 турбинных двигателей на общую сумму 380 л.с. (280 кВт) , став первым в мире вертолетом с двумя турбинами в процессе. [ 5 ]
Впоследствии гораздо более мощный Pratt & Whitney R-1340 радиальный поршневой двигатель , способный производить 600 л.с. (450 кВт), приводимый для гораздо более тяжелых версий HOK-1 , HUK-1 и H-43A для морских пехотинцев Соединенных Штатов. , ВМС США и ВВС США , соответственно. Военно-воздушные силы США также решили закупить две модели, которые работали одним из двигателей T53 T53 линейных : HH-43B с 860 л.с. (640 кВт) и HH-43F с 825 л.с. (615 кВт). [ 6 ] В начале 1960-х годов вариант HH-43B установил несколько мировых рекордов для вертолетов в своем классе, в том числе для скорости подъема, высоты и пройденных расстояний. [ 7 ] У Huskie был множество комбинаций хвоста и плавников по разным вариантам, такой один хвост с двумя или тремя плавниками или двумя хвостовыми бумами с четырьмя вертикальными плавниками.
Дизайн
[ редактировать ]

Конструкция имела два основных ротора, каждый с двумя лезвиями, лезвия были сделаны в основном из дерева, и два основных ротора были связаны трансмиссией, чтобы они правильно синхронизировались. [ 8 ] В дизайне использовались различные двигатели, включающие в себя плоскую шестерку, радиальный двигатель, одну газовую турбину, а также была протестирована с помощью двигателей с двумя турбинами. Задняя часть самолета имела три основных конфигурации три вертикальных плавника на конце одностороннего хвостового бума, три вертикальных плавника на конце двойных хвостовых бум и, наконец, 4 вертикальных плавника на конце двойных хвостовых бум вместе с выхлопом двигателя. У дизайна обычно было 4 колеса для приземления, у некоторых были комбинированные колеса и лыжи, и была версия с двумя поплавками.
Управление полетом на HH-43 в основном подвергалось серии серво-серво-шлепов или больших вкладок, которые были расположены на заднем крае каждого лезвия ротора; Приведение этих закрылков [ как? ] приведет к тому, что роторы деформируются и, таким образом, заставит вертолет либо подняться или спуститься по желанию. [ 7 ] Лезвия ротора состояли из ламинированной древесины; Они ограничивали использование самолета в проливных дождях, так как это может вызвать расслоение лезвия. [ 9 ] Там не было обычного хвостового ротора; Его отсутствие придало роторкроту несколько необычный вид. [ 10 ] Двойные роторы с противодействием противоречивым представляли особую опасность на земле; Экипажам было поручено избегать приближения или выхода из транспортного средства с боковых сторон, но вместо этого продвигаться или оставить автомобиль с фронта, так как лезвия будут на самом высоком уровне на этом положении. [ 11 ] Предупреждения, усиленные этой инструкцией, обычно окрашивались по бокам пилонов, которые поддерживали головки ротора.
Модель B имела четыре вертикальных стабилизатора в конце двойных хвостовых бумов сзади, но без хвостового ротора, так как два вращающихся вращающихся главных роторов уравновешивали друг друга. У него были комбинированные колеса и сбои, которые помогали приземлиться на мягкой земле. [ 12 ]
Интерьер турбинного HH-43 T53 был разделен на два несколько тесных отсека, кабину спереди и кусочек экипажа, который был связан небольшим отверстием, которое было слишком узким для большинства персонала, чтобы пройти через (первоначальный радиал В версиях с пистоном не хватало кормового отсека). [ 13 ] В зависимости от выполняемой миссии в кормовой части будет использоваться для размещения пожарных, медиков, механиков и/или спасения персонала; В этом пространстве было предоставлено складные сиденья, установленные на боковой стойке, в то время как в кабине обычно содержались пилот и совместный пилот. В типичной конфигурации будет установлена пара дверей раскладушки , которые могут открыться в кормовой площадке заднего отсека; В тропических условиях эти двери часто удаляются, чтобы охладить интерьер; В такой конфигурации будет установлена кормовая сеть, чтобы не допустить выпадения любого персонала из самолета. Не было официально одобрено, но некоторые импровизированные меры действительно видели использование автоматической винтовки Browning в положении AFT рампы. [ 14 ]
На внешней стороне роторного корпуса, был обычно установлен моторизованный подъемник, который обычно использовался для спасательных миссий; Контроль над подъемом обычно осуществлялся изнутри кормового отсека, но пилот также может непосредственно контролировать подъемник через циклическую палку. Для спасения в море мягкая стропа по прозвищу «конный воротник» была установлена в конце подъема, чтобы помочь в поиске операций. [ 13 ] Из -за неудовлетворительных характеристик в полевых условиях обычно были установлены другие устройства, в том числе проволочная корзина «мусор Стокса» и тяжелый «лесной пенетратор». [ 15 ] Также называемый «Петратором джунглей», у него были пружинные нагруженные руки и сиденье, которые можно было бы проехать вверх или вниз с вертолета с подъемником. PJ может ездить вниз и может помочь получить сбитых летчиков, а в спасательной версии была подъемник и медицинский комплект. [ 16 ] У преступника в джунглях были складные места для трех человек. [ 12 ]
Оперативная история
[ редактировать ]



Хаски поступил на службу в конце 1958 года с ВВС. Он также был принят военно -морским и морским корпорацией, но не армией. Он широко использовался в войне во Вьетнаме и был важным поисковым и спасательным вертолетом. Он также использовался для борьбы с пожарами и для коммунальных операций. Ранние модели с питанием для двигателя Ranoря уступили место турбинным, питаемым. Он также был продан на гражданском рынке, и, по крайней мере, одна модели Warbird находится в состоянии полета в 21 веке.
HH-43 Huskie был закуплен ВВС США; Первые H-43A были доставлены на службу в ноябре 1958 года, в то время как первые H-43B были приняты в июне 1959 года. [ 7 ] Военно -воздушные силы США в основном приобрели тип для выполнения местных базовых спасательных операций и борьбы с пожарами. Для последней мощности H-43 обычно был оснащен воздушным набором для подавления огня, который висел под ним; Этот комплект, который был разработан в Wright-Patterson AFB , весил всего 1000 фунтов, но может вывести почти 700 галлонов пожарной пены. Хаски обычно способны достичь участков аварии до того, как наземные транспортные средства могли, экономя часто критическое время на спасении. [ 7 ] У вертолета была особенно сильная понижающая мытья, которая была полезна для борьбы с пожарами. [ 8 ] В течение 1962 года ВВС США решили изменить обозначение H-43 на HH-43, чтобы отразить роль Rotorcraft в качестве спасательного автомобиля. HH-43F был последней моделью, доставленной в ВВС США, они отличались от более ранних моделей, главным образом, от модификаций двигателя и ротора, которые вызывали больший подъем. [ 7 ]
Хаски был развернут за границей во время войны во Вьетнаме ; Несколько отрядов Центра спасения Pacific Air, 33 -й , 36 -й , 37 -й и 38 -й эскадрильи для спасения воздуха, а также 40 -я аэрокосмическая эскадрилья и эскадрилья восстановления управляли типом. Персонал обычно обращался к самолету по вызову «Педро». В начале, ограниченный диапазон Rotorcraft оказался препятствием для операций; Некоторые экипажи прибегали к импровизированному дополнительному топливному баку, размещенному в кормовом отсеке, увеличив мощность топлива примерно на 75 процентов. [ 17 ] Huskie исполнил первый боевой Medevac в марте 1965 года, за то, что сбили летчики, сбитые во Вьетнамской демилитаризованной зоне во время операции Rolling Thunder . [ 16 ] В то время, когда хаски были единственными спасательными вертолетами в эксплуатации, другие типы, такие как веселый зеленый гигант, прибыли позже. [ 16 ]
Во время конфликта HH-43 выполнял больше спасательных миссий, чем все другие роторные, в основном из-за его уникальной зависящей способности; В период с 1966 по 1970 год тип выполнил в общей сложности 888 боевых спасений, состоящих в 343 спасения воздушных заводов и 545 не спасения без аварийных работ. [ 7 ] Этот тип также иногда использовался в качестве пожарного автомобиля в театре. [ 18 ] Отмечая недостатки HH-43, закупки новых самолетов, таких как Sikorsky CH-3C и HH-3E , были ускорены; Их прибытие в количестве вытеснило этот тип и увидел, что его полностью заменили в начале 1970 -х годов. [ 19 ] [ 20 ] Тем не менее, HH-43 продолжал служить в Юго-Восточной Азии до 1975 года, что делает его первым и последним спасательным вертолетом, служащим в этом театре. [ 16 ] (См. Также список потерь самолетов во Вьетнамской войне )
Пакистан закупил три HH-43B в 1964 году для миссий по поиску и спасению и общей поддержке в своей горячей и многоэтажной среде. Это оборудовало эскадрилью ее воздушной силы № 4. Во время индо-пакистанской войны 1965 года хаски использовались в миссиях по логистической поддержке армии , транспортировали артиллерийские пьесы и 31 000 фунтов (14 000 кг) боеприпасов в недоступные поля битвы в горах Кашмира . [ 21 ] [ 22 ] 8 июля 1976 года H-43B от базы PAF Base Masroor был зафиксирован для спасательной миссии в Аравийском море после получения звонка с египетским торговым кораблем "Latakia". Вся экипаж корабля был благополучно, до того, как корабль затонул. [ 23 ]
Многие пенсионерские хаски использовались в индустрии лесозаготовок, пока запчасти не были трудно получить, а затем цена упала, и их было труднее продолжать в работе. [ 8 ] В 2006 году HH-43, работающий в индустрии лесозаготовок, имел сбой основной коробки передач из-за трещин. [ 24 ] FAA заявила, что вертолетная коробка передач, вероятно, разработала трещины от тяжелых бревна. [ 24 ]
К 2020 -м годам есть один известный и восстановленный Хаски, который иногда уходит на авиаспании в Олимпии. [ 25 ] К этому времени не так много запасных частей, доступных для Huskie, в частности, лопасти ротора. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]



HTK был протестирован с Twin Boeing 502 Turboshaspts в 1954 году, это был первый вертолет с двумя турбинами.
- K-240
- Обозначение компании от HTK-1/TH-43E
- K-600
- Предлагаемый гражданский коллега HOK-1 [ 26 ]
- K-600-3
- гражданский коллега H-43B [ 26 ]
- K-600-4
- Обозначение компании разработки HOK-3 [ 26 ]
- K-600-5
- HH-43F [ 27 ]
- XHTK-1
- два двухместных самолета для оценки
- HTK-1
- Трехместная производственная версия, основанная на 240 л.с. (180 кВт) Lycoming O-435-4. [ 28 ] [ 29 ] Позже стал Th-43E, 29 построено
- XHTK-1G
- Один пример для оценки Береговой охраны Соединенных Штатов
- HTK-1K
- Один пример для статических тестов как беспилотник
- JOK-1
- прототип версии морской пехоты Соединенных Штатов, два встроенных
- CAGE-1
- Версия морской пехоты Соединенных Штатов, оснащенная 600 л.с. (450 кВт) R-1340-48 Оса радиального поршневого поршня; Позже стал OH-43D, 81 построен
- Cage-3
- Предлагаемая разработка, основанная на Blackburn-Turbomeca Twin Turmo 600 Turboshaft Powerlant. [ 26 ]
- Один-1
- Версия военно-морского флота Соединенных Штатов HOK-1 с R-1340-52 радиальным поршневым двигателем; Позже стал UH-43c, 24 построено
- H-43A
- Версия ВВС США HOK-1; Позже стал HH-43A, 18 построено
- HH-43A
- Обозначение H-43A после 1962 года
- H-43B
- H-43A, работающий на 860 SHP (640 кВт), двигатель T53-L-1B TURBOSHAFT, трехместный и полное спасательное оборудование; позже стал HH-43B, 200
- HH-43B
- Обозначение H-43B после 1962 года
- UH-43c
- Обозначение HUK-1 после 1962 года
- OH-43d
- Обозначение HOK-1 после 1962 года
- TH-43E
- Обозначение HTK-1 после 1962 года
- HH-43F
- HH-43B, питаемый с помощью двигателя с турбоссафтом 825 SHP (615 кВт) T53-L-11A с пониженным диаметром, 42 построенными и конверсиями от HH-43B
- QH-43G
- Один OH-43D преобразован в конфигурацию дронов
Операторы
[ редактировать ]

Выживший самолет
[ редактировать ]В дополнение к тем, что на статическом дисплее, к 2020 -м годам был один известный пример, запрашиваемый в воздухе . [ 40 ] Хотя различные HH-43 все еще существуют, некоторые модели могут быть довольно редкими. Например, только из двух из 18 ВВС США HH-43A выжили, и ни один из них не выставлен. [ 41 ]
- Бирма
- UB6166-HH-43B демонстрируется в Музее обороны в Найпииде, Мандалай . [ 42 ]
- Германия
- 62-4547-HH-43F на статическом дисплее в музее вертолета в Бюкбубурге («Бюкбубургский музей вертолетов») в Бюкбубурге, Нижняя Саксония . [ 43 ] [ 44 ]
- В Германии есть еще два, один за пределами Бюкбубургского музея и один на хранении. [ 45 ]
- Пакистан
- 62-4556-HH-43P на статическом дисплее в Музее ВВС Пакистана в Карачи, Синд . [ 46 ]
- 62-4552-HH-43B находится в хранилище в Пакистане. Были некоторые планы перевести его в Великобритания в Музее вертолета , и он был восстановлен в 1992 году. [ 45 ]
- Таиланд
- H5-2/05-Тип 5 на статическом дисплее в Королевском музее ВВС Таиланда в Бангкоке . [ 47 ] [ 48 ]
- Великобритания
- 62-4535-HH-43B под восстановлением в музее Midland Air в Багинтоне, Уорикшир . Этот планер является одним из двух примеров, выставленных в Соединенном Королевстве. [ 44 ] [ 49 ]
- Соединенные Штаты




- Composite-HH-43F на статическом дисплее в Музее воздуха Новой Англии в Windsor Locks, Коннектикут . Этот планер окрашен как 60–0289, но был построен из частей различных HH-43. [ 44 ] [ 50 ]
- 129313-HTK-1/TH-43E на статическом дисплее в Музее воздуха Tillamook в Тилламуке, штат Орегон . [ 51 ] Этот планер окрашен в флот. [ 52 ]
- 129801-HOK-1/OH-43S в хранении в Музее воздуха в Новой Англии в Виндзорских замках, Коннектикут. [ 44 ]
- 138101-HOK-1/OH-43D в хранилище в Музее авиации армии Соединенных Штатов в форте Новосель недалеко от Далевилля, штат Алабама . Buno 138101 ранее был выставлен в помещении в Национальном музее военно -морской авиации в Nas Pensacola , штат Флорида (около 1986–2001 годов) в темно -синей отделке с маркировкой USMC. Он был перекрашен от его первоначальной маркировки USMC до до Вьетнамской армии США, когда он был одолжен армии Национальным музеем военно-морской авиации. [ 44 ]
- 139974-OH-43D на статическом дисплее в Музее Air & Space Pima , рядом с Дэвис-Монтан АФБ в Тусоне, штат Аризона. Этот планер окрашен в маркировку USMC. [ 53 ]
- 139982-HOK-1/OH-43D в хранении в Музее авиации Каролины в Шарлотте, штат Северная Каролина . Этот планер окрашен в маркировку морской пехоты. [ 44 ] [ 54 ]
- 139990-HOK-1/OH-43D в хранении в Авиационном музее Flying Leatherneck в MCAS Miramar в Сан-Диего, штат Калифорния . Этот планер окрашен в маркировку USMC. [ 55 ] [ 56 ] Ранее он был выставлен в MCAS Tustin в Тустине, штат Калифорния ; но был перенесен в MCAS Miramar после того, как MCAS Tustin был закрыт, и Nas Miramar был переведен из контроля военно -морского флота в корпус морской пехоты. [ 44 ]
- 58-1837-HH-43A в хранении в Музее воздуха Новой Англии в Виндзорских локонах, Коннектикут . [ 44 ]
- 58-1841-HH-43F на статическом дисплее на военном пожарном наследии на базе ВВС Гудфелло в Сан-Анджело, штат Техас . Он неправильно окрашен с серийным номером ВВС 58-1481. Этот хаски был наземным тренером (около 1962–1976 гг.) На базе ВВС Шеппард , поэтому он сохранил квадратный хвост, который был удален почти из всех других хаски после повторных ударов ротора на тяжелых ветрах. После того, как он был продан военными, но до того, как прибыл в свое нынешнее место, он был выставлен в Пэт -музее транспорта в Крессоне, штат Техас . [ 57 ]
- 58-1853-HH-43F на статическом выставке в Музее авиации на базе ВВС Робинс в Уорнере Робинс, штат Джорджия . [ 58 ]
- 59-1578-HH-43F на статическом дисплее на базе ВВС Киртланда в Альбукерке, Нью-Мексико . [ 59 ] Это может быть тот же планер, указанный на других сайтах [ ВОЗ? ] Как расположено в Национальном музее ядерной науки и истории , который с тех пор ушел за пределы базы, но рядом с базой ВВС Киртланда. [ Цитация необходима ]
- 60-0263-HH-43B на статическом выставке в Национальном музее ВВС США в Wright-Patterson AFB в Дейтоне, штат Огайо . [ 60 ]
- 62-4513-HH-43F на статическом выставке в музее Castle Air в бывшем AFB Castle в Атуоте, штат Калифорния . [ 61 ] [ 62 ]
- 62-4531-HH-43F на статическом дисплее в музее Pima Air & Space, прилегающей к Дэвис-Монтан АФБ в Тусоне, штат Аризона . [ 63 ]
- 62-4532-HH-43B на статическом дисплее в Музее командования Air Mobility в Dover AFB в Дувре, штат Делавэр . [ 64 ]
- 62-4561-HH-43B на статическом выставке в аэрокосмическом музее Hill в Hill AFB в Рой, штат Юта . [ 65 ]
- 64-17558-HH-43F Airworhy в Олимпийском музее полетов в Олимпии, штат Вашингтон . Этот планер окрашен в маркировку ВВС США. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Технические характеристики (HH-43F / K-600-5)
[ редактировать ]Данные из All The World's Aircraft 1965-66 , 1965-66 гг. [ 27 ] Национальный музей ВВС США: Kaman HH-43B Huskie [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два летных экипажа и два спасательных экипажа
- Емкость: 3970 фунтов (1801 кг) максимальная полезная нагрузка
- Длина: 25 футов 2 дюйма (7,67 м) фюзеляж
- Высота: 15 футов 6,5 дюймов (4,737 м) до кончика самого высокого лезвия
- 12 футов 7 дюймов (4 м) до вершины пилонов ротора
- Пустой вес: 4620 фунтов (2096 кг)
- Вес валового веса: 6500 фунтов (2948 кг)
- Максимальный вес взлета: 9 150 фунтов (4150 кг)
- Топливная емкость: 350 галлонов США (291 IMP GAL; 1325 л)
- Силовая установка: 1 × Lycoming T53-L-11A Engine Turboshaft , 825 SHP (615 кВт) (DE-оценка от 1150 SHP (858 кВт))
- Главный диаметр ротора: 2 × 47 футов 0 в (14,33 м)
- Основная зона ротора: 3470,34 кв. Фута (322,405 м. 2 )
- Раздел лезвия: - Корень: NACA 23012 ; Совет: NACA 23011 [ 69 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 120 миль в час (190 км/ч, 100 кН)
- Скорость круиза: 110 миль в час (180 км/ч, 96 кН)
- Диапазон: 504 миль (811 км, 438 нм) на 5000 футов (1524 м) и 8 270 фунтов (3751 кг) буксировки
- Потолок обслуживания: 23 000 футов (7000 м)
- Hover Потолок IgE: 20 000 футов (6096 м)
- Hover Потолок Oge: 16 000 футов (4877 м)
- Скорость подъема: 1800 футов/мин (9,1 м/с)
Смотрите также
[ редактировать ]- Авиационная и ракетная командование армии США
- Уильям Х. Питсенбаргер - HH -43F Экипаж и посмертная медаль чести.
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ [1]
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 148. ISBN 9780850451634 .
- ^ Бойн, Уолтер Дж. (2011). Как вертолет изменил современную войну . Pelican Publishing. п. 45. ISBN 978-1-58980-700-6 .
- ^ « Антон Флеттнер»; Hubschraubermuseum Bückeburg » . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Получено 22 августа 2012 года .
- ^ «Твин -турботор -вертолет» . Популярная механика . Тол. 102, нет. 2. август 1954 г. с. 139. ISSN 0032-4558 .
- ^ Lapointe 2001, p. 74
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час "Kaman HH-43B Huskie" . Национальный музей ВВС США . Получено 4 мая 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Редкая порода: H-43 Huskie» . Вертикальный маг . 2018-05-25 . Получено 2024-05-09 .
- ^ Lapointe 2001, с. 69, 73.
- ^ Lapointe 2001, p. 69
- ^ Прути, Рэй (2009). Вертолетный объем аэродинамики i . Решения Eagle Eye Solutions. п. 487. ISBN 978-0557089918 .
- ^ Jump up to: а беременный Dnewbold (2012-07-10). «HH-43 Huskie: первый вертолет в ВВС США» . Историческая сеть . Получено 2024-05-16 .
- ^ Jump up to: а беременный Lapointe 2001, p. 70
- ^ Lapointe 2001, с. 69-70, 72.
- ^ Lapointe 2001, с. 71-72.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Верни их обратно» . Журнал Air & Space Force . Получено 2024-05-16 .
- ^ Lapointe 2001, с. 75-76.
- ^ Lapointe 2001, p. 110.
- ^ Хобсон, Крис (2001). Потеря воздуха Вьетнама . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. п. 258. ISBN 1-85780-115-6 .
- ^ Lapointe 2001, p. 77
- ^ Фрикер, Джон (1979). Битва за Пакистан . Ян Аллан издательство . п. 83. ISBN 0711009295 .
- ^ Хуссейн, Шабббир; Quraishi, Tariq (1982). История Пакистанских ВВС, 1947-1982 .
- ^ Hussaini, Syed (2013). Полет высоко . п. 99
- ^ Jump up to: а беременный «Реестр Warbird - Kaman HH -43 Huskie - сайт ресурсов Warbirds» . www.warbirdregistry.org . Получено 2024-05-09 .
- ^ «Исполнители 2024 - олимпийские авиашоу» . Получено 2024-05-09 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Бриджман, Леонард, изд. (1958). Джейн все мировые самолеты 1958-59 . Лондон, Великобритания: Jane's All The World Aircraft Publishing Co. Ltd. с. 320–321.
- ^ Jump up to: а беременный Тейлор, Джон В.Р., изд. (1965). Джейн все мировые самолеты 1965-66 . Лондон, Великобритания: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. с. 249–250.
- ^ Справочник пилота 01-260HAA-1: ВМС-модель HTK-1 вертолеты . ВМС США. 1 сентября 1952 г. с. 1 Получено 13 августа 2021 года .
- ^ «Каман HTK-1 (вертолет)» . Музей воздуха Tillamook . Получено 13 августа 2021 года .
- ^ «Мировой рынок вертолетов» . Flight International . Илифф. 11 июля 1968 г. с. 49. Архивировано из оригинала 2015-06-23 . Получено 5 февраля 2013 года .
- ^ «Мировой рынок вертолетов» . Flight International . Илифф. 11 июля 1968 г. с. 50 Получено 5 февраля 2013 года .
- ^ «История iia» . Copyright © 1999-2012 iiaf.net . Получено 26 января 2013 года .
- ^ «Иран ВВС HH-43F Huskie» . Требовать средств массовой информации . Получено 26 января 2013 года .
- ^ «Военный рынок вертолетов 1971» . Flight International . Илифф. п. 579 . Получено 21 марта 2015 года .
- ^ «Вывод из эксплуатации самолетов Пакистан ВВС» . Получено 26 января 2013 года .
- ^ «Королевские (архивы) ВВС тайской» (PDF) . Rtaf.af. Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2011 года . Получено 26 января 2013 года .
- ^ «Kaman HH-43B Huskie (K-600)» . Требовать средств массовой информации . Получено 26 января 2013 года .
- ^ «Каман Хок-1 (OH-43d) Huskie Us Marines» . H43-huskie.com. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Получено 26 января 2013 года .
- ^ «Каман Хук-1 (UH-43C) Huskie US Favy» . H43-huskie.com. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Получено 26 января 2013 года .
- ^ «Редкая порода: H-43 Huskie» . Вертикальный маг . 2018-05-25 . Получено 2024-05-16 .
- ^ "McChord Air Museum-Kaman HH-43A Huskie (S/N 58-1833)" . www.mcchordairmuseum.org . Получено 2024-04-21 .
- ^ «Примечания к сохранению - Мьянма». Air-Britain News . Воздушный британ : 380. март 2014 года.
- ^ "Kaman HH-43F Huskie" . Музей вертолета Букакебург . Получено 31 октября 2016 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Рагай, Йохан (25 августа 2016 г.). "Сохраненный H-43 Huskie " Ragay.nl Получено 31 октября
- ^ Jump up to: а беременный «H-43 сохранился» . www.ragay.nl . Получено 2024-05-05 .
- ^ «Воздушные виоалы - досье планера - Kaman H -43, S/N 62-4556 Pakaf, C/N 182» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ «Здание 5: вертолеты и последний истребитель винта» . Королевский тайский музей ВВС . Архивировано с оригинала 26 октября 2013 года . Получено 29 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Kaman HH-43B Huskie, S/N H5-2/05 RTAF, C/N 115» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ «Список самолетов» . Музей Midland Air . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "Kaman HH-43F 'Huskie' " . Музей воздуха Новой Англии . Получено 31 октября 2016 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Самолет» . Музей воздуха Tillamook . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "Досье планера - Kamanh -43, S/N 129313 USN " Воздушные визуальные эффекты Aerialvisuals.ca Получено 31 октября
- ^ «Хаски [139974]» . Музей Air & Space Pima . Pimaair.org. Архивировано с оригинала 31 октября 2016 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "139982" . Flickr . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ «Список самолетов» (PDF) . Летающие кожаные . Летающий кожаный исторический фонд. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Получено 30 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера - Kaman OH -43D Huskie, S/N 139990 USN, C/R N5190Q» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ Макет, Стивен П. (июль 2005 г.). "Большой ход Педро" . Pedro News . Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "HH-43F" Huskie " . Музей авиации . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Kaman HH-43F Huskie, S/N 59-1578 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "Kaman HH-43B Huskie" . Национальный музей ВВС США . 18 мая 2015 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "Наша коллекция" . Музей Castle Air . Архивировано с оригинала 14 ноября 2016 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Каман HH-43F Huskie, S/N 62-4513 USAF, C/N 139» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "Хаски [62-4531]" . Музей Air & Space Pima . Pimaair.org. Архивировано с оригинала 31 октября 2016 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "HH-43B Huskie" . Музей командования воздушной мобильности . AMC Museum Foundation, INC . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "HH-43B" Huskie " . Хилл ВВС база . 19 октября 2010 года. Архивировано с оригинала 31 октября 2016 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ "HH-43 Huskie" . Олимпийский летный музей . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Kamanh-43, S/N 64-17558 USAF, C/R N4069R» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ «Реестр FAA [N4069R]» . Федеральное авиационное управление . Министерство транспорта США. Архивировано с оригинала 31 октября 2016 года . Получено 31 октября 2016 года .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
Библиография
[ редактировать ]- Чилс, Джеймс Р. (2007). Машина Бога: от бумеранга до черных ястребов: история вертолета . Нью -Йорк, США: Bantam Books. ISBN 978-0-553-80447-8 .
- Francillon, René J. (1997). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года: том II . Лондон, Великобритания: Путнэм. ISBN 0-85177-827-5 .
- Фроули, Джерард (2003). Международный каталог гражданских самолетов, 2003-2004 . Fyshwick, Canberra, Act, Австралия: аэрокосмические публикации Pty Ltd. p. 155. ISBN 1-875671-58-7 .
- Lapointe, Robert L. (2001). PJS во Вьетнаме: история AirRescue во Вьетнаме, как видно глазами парарескуменов . Северная PJ Press. ISBN 0-9708-6710-7 .
- Мансон, Кеннет (1968). Вертолеты и другие роторные с 1907 года . Лондон, Великобритания: Blandford Publishing. ISBN 978-0-7137-0493-8 .
- Толщина, П. (2000). Военный роторный корпус: серия мировых военных технологий Брэсси . Лондон, Великобритания: Брасси. ISBN 1-85753-325-9 .
- Рэгг, Дэвид В. (1983). Вертолеты на войне: изобразительная история . Лондон, Великобритания: Р. Хейл. ISBN 0-7090-0858-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]