Jump to content

Терменвокс

(Перенаправлено с Терменвокса )
Терменвокс
Moog . Etherwave терменвокса , собранный из набора : рамочная антенна слева регулирует громкость, а вертикальная антенна — высоту звука
Электронный инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 531.1 [ 1 ]
( Электрофон )
Изобретатель(и) Леон Термен
Развитый 1920 год; запатентован в 1928 году

Терменвокс ; ( / ˈ θ ɛr əm ɪ n / первоначально известный как ætherphone , etherphone , терменфон [ 2 ] или терменвокс / терменвокс ) — электронный музыкальный инструмент, управляемый без физического контакта исполнителем (который известен как терменвокс). Он назван в честь своего изобретателя Леона Термена , который запатентовал это устройство в 1928 году.

Управляющая часть прибора обычно состоит из двух металлических антенн, которые выполняют роль не радиоантенн, а датчиков положения . Каждая антенна образует половину конденсатора, а каждая рука терменвокса является другой половиной конденсатора. Эти антенны емкостно определяют взаимное положение рук и управляют генераторов частотой одной рукой и амплитудой ( громкостью ) другой. Электрические сигналы от терменвокса усиливаются и передаются в громкоговоритель .

Звук инструмента часто ассоциируется с жуткими ситуациями. Терменвокс использовался в саундтреках к таким фильмам, как Миклоша Рожи » « Зачарованные и «Потерянные выходные» , » Бернарда Херрмана и «День, когда Земля остановилась « Джастина Гурвица » Первый человек , а также в музыкальных темах для телевизионных шоу, таких как драма ITV « Убийства в середине дня» и Disney+ сериал «Локи» , сценарий последнего написала Натали Холт . Терменвокс также используется в концертной музыке (особенно в авангардной 20 и 21 веков и новой музыке ); например, Мано Дивина Джианноне - популярный американский терменвокс. [ 3 ] который вместе со своим оркестром The Divine Hand Ensemble регулярно проводит указанные концерты. Он также используется в популярных музыкальных жанрах, таких как рок .

Duration: 1 minute and 33 seconds.
Леон Термен демонстрирует и играет на терменвоксе, 1920 год.
Александра Степанова играет на терменвоксе на радио NBC , 1930 год.

Терменвокс был продуктом спонсируемых советским правительством исследований в области датчиков приближения . Прибор был изобретен в октябре 1920 года русским физиком Львом Сергеевичем Терменом, известным на Западе как Леон Термен . [ 4 ] [ 5 ] После длительного турне по Европе, во время которого он демонстрировал свое изобретение переполненным залам, Термен переехал в Соединенные Штаты, где в 1928 году запатентовал свое изобретение. [ 6 ] Впоследствии Термен предоставил RCA права на коммерческое производство .

Хотя RCA Thereminvox (выпущенный сразу после краха фондового рынка 1929 года ) не имел коммерческого успеха, он очаровал публику в Америке и за рубежом. Клара Рокмор , известная терменвоксистка, гастролировала с широким успехом, исполняя классический репертуар в концертных залах США, часто разделяя счет с Полем Робсоном . Джозефа Уайтли (1894–1984), выступавшего под сценическим псевдонимом Мюзер, и его терменвокс RCA 1930 года можно увидеть, сыграть и услышать в Музыкальном музее в Брентфорде, Англия. [ 7 ]

В 1930-е годы Люси Бигелоу Розен также увлеклась терменвоксом и вместе со своим мужем Уолтером Бигелоу Розеном оказывала как финансовую, так и художественную поддержку развитию и популяризации инструмента. [ 8 ] [ 9 ]

В 1938 году Термен покинул США, хотя обстоятельства его отъезда остаются спорными. Многие источники утверждают, что его забрали из своей в Нью-Йорке квартиры агенты НКВД (до КГБ ). [ 10 ] обратно в Советский Союз и отправили работать в лабораторию- шарашку в Магадане, Сибирь. Он появился вновь 30 лет спустя. В своей биографии изобретателя « Термен: эфирная музыка и шпионаж» 2000 года Альберт Глинский предположил, что он бежал, спасаясь от долгов, а затем был вовлечен в сталинские политические чистки. В любом случае Термен не возвращался в США до 1991 года. [ 11 ]

Компоненты современного терменвокса Moog в виде набора.

После всплеска интереса в Америке после окончания Второй мировой войны терменвокс вскоре вышел из употребления среди серьезных музыкантов, главным образом потому, что были представлены новые электронные инструменты, на которых было легче играть. Тем не менее, нишевый интерес к терменвоксу сохранялся, в основном среди энтузиастов электроники и любителей сборки комплектов. Один из этих энтузиастов электроники, Роберт Муг , начал создавать терменвоксы в 1950-х годах, когда учился в средней школе. Впоследствии Moog опубликовал ряд статей о создании терменвоксов и продавал наборы терменвоксов, которые предназначались для сборки заказчиком. Муг считал, что то, что он узнал из этого опыта, привело непосредственно к созданию его синтезатора Moog революционного . (Примерно в 1955 году коллега Муга, пионер электронной музыки Рэймонд Скотт , приобрел один из узлов терменвокса Муга, чтобы включить его в новое изобретение, Clavivox , которое должно было стать простым в использовании клавишным терменвоксом.) [ 12 ] [ 13 ]

После выхода фильма «Термен: электронная одиссея» в 1993 году интерес к этому инструменту возродился, и он стал более широко использоваться современными музыкантами. Несмотря на то, что многие звуки терменвокса можно аппроксимировать на многих современных синтезаторах, некоторые музыканты продолжают ценить выразительность, новизну и уникальность использования настоящего терменвокса. Сам фильм получил положительные отзывы. [ 14 ]

Доступны как терменвоксы, так и наборы. Open Theremin, проект с открытым аппаратным обеспечением и открытым программным обеспечением , был разработан швейцарским микроинженером Урцем Гауденцем с использованием оригинальной архитектуры гетеродинного генератора для хорошего игрового опыта. [ 15 ] в сочетании с Ардуино . Используя несколько дополнительных компонентов, к открытому терменвоксу можно добавить MIDI- интерфейс, что позволит игроку использовать терменвокс для управления звуками различных инструментов. [ 16 ]

Уникальный метод работы терменвокса получил высокую оценку за обеспечение доступного способа создания музыки для людей с ограниченными возможностями. [ 17 ]

Принципы работы

[ редактировать ]
Блок-схема терменвокса. Регулятор громкости выделен синим цветом, регулятор высоты звука — желтым, а аудиовыход — красным.

Среди музыкальных инструментов терменвокс выделяется тем, что на нем играют без физического контакта. Терменвоксист стоит перед инструментом и перемещает руки вблизи двух металлических антенн. Хотя их обычно называют антеннами, они не используются в качестве радиоантенн для приема или передачи радиоволн, а скорее действуют как пластины конденсаторов . Расстояние от одной антенны определяет частоту (шаг), а расстояние от другой — амплитуду (громкость). Более высокие ноты играются путем перемещения руки ближе к антенне основного тона. Более громкие ноты можно воспроизвести, отведя руку от антенны громкости.

Чаще всего правая рука контролирует высоту звука, а левая — громкость, хотя некоторые исполнители меняют это расположение. В некоторых недорогих терменвоксах используется обычный регулятор громкости с ручкой и имеется только антенна основного тона.

Терменвокс использует принцип гетеродина для генерации аудиосигнала. Схема основного тона прибора включает в себя два радиочастоты, генератора настроенных на частоту ниже 500 кГц , чтобы минимизировать радиопомехи. Один генератор работает на фиксированной частоте. Частота другого генератора почти идентична и контролируется расстоянием исполнителя от антенны управления высотой тона.

Рука исполнителя имеет значительную емкость тела , и поэтому может рассматриваться как заземленная обкладка переменного конденсатора в LC (индуктивно-емкостной) цепи , которая является частью генератора и определяет его частоту. В простейших конструкциях антенна напрямую связана с настроенной цепью генератора, и «поле основного тона», то есть изменение ноты с расстоянием, сильно нелинейно, поскольку изменение емкости с расстоянием намного больше вблизи антенны. В таких системах при удалении антенны частота генератора увеличивается.

Чтобы частично линеаризовать поле основного тона, антенну можно подключить последовательно с индуктором, чтобы сформировать последовательно настроенную цепь , резонирующую с параллельной комбинацией собственной емкости антенны и емкости руки игрока вблизи антенны. Затем эта последовательно настроенная схема подключается параллельно с параллельно настроенной схемой генератора с регулируемым шагом. При отключенном антенном контуре генератор настраивается на частоту, несколько превышающую автономную резонансную частоту антенного контура. На этой частоте антенна и ее катушка линеаризации обладают индуктивным сопротивлением; и при подключении ведет себя как индуктор параллельно генератору. Таким образом, подключение антенны и линеаризирующей катушки увеличивает частоту колебаний. Вблизи резонансной частоты антенного контура эффективная индуктивность мала, а влияние на генератор максимально; дальше от него эффективная индуктивность больше, и дробное изменение на генераторе уменьшается.

Когда рука находится на расстоянии от антенны, резонансная частота последовательной цепи антенны максимальна; т. е. она наиболее близка к свободной частоте генератора, и наибольший эффект имеют небольшие изменения емкости антенны. При этом условии эффективная индуктивность в цепи бака минимальна, а частота колебаний максимальна. Увеличение скорости изменения сопротивления шунта в зависимости от положения руки компенсирует уменьшение влияния руки, находящейся дальше. При тщательной настройке можно создать почти линейную область поля высоты тона в центральных двух или трех октавах. Используя оптимизированную линеаризацию поля основного тона, можно создавать схемы, в которых изменение емкости между исполнителем и инструментом порядка 0,01 пикофарады приводит к сдвигу частоты на полную октаву. [ 18 ]

Микшер создает разницу звукового диапазона между частотами двух осцилляторов в каждый момент, который представляет собой тон, который затем приобретает форму волны, усиливается и отправляется на громкоговоритель.

Для управления громкостью другая рука исполнителя действует как заземленная обкладка другого переменного конденсатора. Как и в звуковой схеме, расстояние между рукой исполнителя и антенной регулятора громкости определяет емкость и, следовательно, собственную резонансную частоту LC-контура, индуктивно связанного с другим фиксированным контуром LC-генератора, работающим на немного более высокой резонансной частоте. Когда рука приближается к антенне, собственная частота этой цепи снижается из-за дополнительной емкости, что расстраивает генератор и снижает ток его резонансной пластины.

В самых ранних терменвоксах радиочастотный ток пластины генератора улавливается другой обмоткой и используется для питания нити накала другого триода , подключенного к диоду , который, таким образом, действует как элемент переменной проводимости, изменяющий выходную амплитуду. [ 19 ] Гармоничный тембр звука, не являющийся чистым тоном, был важной особенностью терменвокса. [ 20 ] Первоначальная конструкция Терменвокса включала последовательные/параллельные LC-формантные фильтры звуковой частоты, а также трехобмоточный трансформатор с переменной насыщенностью для управления или создания гармоник в аудиовыходе. [ 6 ]

Современные схемотехники часто упрощают эту схему и позволяют избежать сложности двух гетеродинных генераторов, используя один генератор высоты тона, аналогичный схеме громкости оригинального терменвокса. Этот подход обычно менее стабилен и не может генерировать низкие частоты, которые может генерировать гетеродинный генератор. В лучших конструкциях (например, Moog, Theremax) могут использоваться две пары гетеродинных генераторов как для высоты, так и для громкости. [ 21 ]

Техника исполнения

[ редактировать ]
Робот, играющий на терменвоксе

В артикуляции терменвокса важным является использование антенны регулировки громкости. В отличие от инструментов, к которым прикасаются, где простая остановка игры или заглушение резонатора в традиционном смысле заставляет инструмент замолчать, терменвоксист должен «играть не только ноты, но и паузы», как Клара Рокмор . заметила [ 22 ]

Если стрелка высоты звука перемещается между нотами без предварительного уменьшения ручки громкости, в результате получается «парящий» звук, похожий на свист лебедя или глиссандо, сыгранное на скрипке . Небольшие трепетания руки можно использовать для создания эффекта вибрато . Для воспроизведения отчетливых нот требуется постукивание рукой громкости, чтобы приглушить громкость, в то время как стрелка высоты звука перемещается между положениями.

Терменминисты, такие как Каролина Эйк, используют фиксированное положение руки на октаву и используют фиксированные положения пальцев для создания нот внутри октавы, что позволяет очень быстро переходить между соседними нотами. [ 23 ]

Хотя техника громкости менее развита, чем техника высоты звука, некоторые терменвоксты работали над ее расширением, особенно Памелия Курстин с ее « шагающего баса ». техникой [ 24 ] и Руперт Шаппель.

Критик Гарольд К. Шенберг описал звук терменвокса как «виолончель, затерянная в густом тумане и плачущая, потому что не знает, как добраться домой». [ 25 ]

Использование

[ редактировать ]
RCA AR-1264 Терменвокс в Музее музыкальных инструментов , Феникс, Аризона

Концертная музыка

[ редактировать ]

Первым оркестровым произведением, написанным для терменвокса, стала «Симфоническая мистерия» Андрея Пащенко , премьера которой состоялась в 1924 году. [ 26 ] Однако большая часть нот была утеряна после второго исполнения. [ 27 ]

Среди других концертных композиторов, писавших для терменвокса, — Богуслав Мартину , [ 28 ] Перси Грейнджер , [ 28 ] Кристиан Вольф , [ 28 ] Йозеф Шиллингер , [ 28 ] Мориц Эггерт , [ 29 ] Ираида Юсупова , [ 29 ] Хорхе Антунес , [ 28 ] Vladimir Komarov, [ 28 ] Анис Фулейхан , [ 30 ] [ 31 ] и Фазиль Сай . [ 32 ] Еще один масштабный терменвоксный концерт — Концерт для терменвокса и камерного оркестра Калеви Ахо «Времена года» (2011), написанный для Каролины Эйк .

Эдгар Варез завершил композицию «Equatorial» для двух терменвоколончелей и ударных в 1934 году. Его работа оказала явное влияние на всю карьеру Фрэнка Заппы . [ 33 ] который также сочинял для терменвокса. [ 34 ]

Композитор-индивидуалист Перси Грейнджер решил использовать ансамбли из четырех или шести терменвоксов (а не струнного квартета) для своих двух самых ранних экспериментальных композиций Free Music (1935–1937) из-за полной «скользящей» свободы высоты звука инструмента. [ 35 ] [ 36 ]

Музыкант Жан-Мишель Жарр использовал этот инструмент в своих концертах «Кислород в Москве» и «Пространство свободы». [ 37 ] в Гданьске , где также представлена ​​краткая история жизни Леона Термена.

состоящий из пяти человек, Оркестр спагетти-вестерн, использует терменвокс вместо вокала Эдды Делл'Орсо в своей интерпретации песни Эннио Морриконе «Однажды на Западе». [ 38 ]

Другие известные современные терменвоксы включают Памелию Курстин , [ 39 ] Петр Термен , Наташа Термен , Катица Иллени . [ 40 ] и Лидия Кавина , [ 41 ] Голландский классический музыкант Торвальд Йоргенсен был описан как «один из самых важных представителей классической музыки на терменвоксе». [ 42 ]

В 2019 году группа из 289 терменвоксов (ансамбль Матрёмин) (в том числе дочь, внучка и правнук Льва Термена - Наташа Термен, Маша Термен и Петр Термен) в Кобу, Япония, установила мировой рекорд Гиннеса как самый большой ансамбль терменвокса. Имя «Матремин» представляет собой сочетание изобретателя слов «матрёшка» и «терменвокс» . [ 43 ] Терменвокс-концерт «Dancefloor With Pulsing» французского композитора Режиса Кампо был написан для Каролины Эйк , премьера которого состоялась в Брюссельском филармоническом оркестре в 2018 году. [ 44 ]

[ редактировать ]

Терменвоксы и подобные им звуки начали включаться в популярную музыку с конца 1940-х годов (после серии совместных работ Сэмюэля Хоффмана и Гарри Ревеля ). [ 45 ] и продолжается с разной степенью популярности до настоящего времени.

Lothar and the Hand People были первой рок-группой, которая, как известно, выступала вживую с терменвоксом в ноябре 1965 года. Фактически, Лотар - это имя, которое они дали своему терменвоксу Moog . [ 46 ]

» группы Beach Boys 1966 года Сингл « Good Vibrations , хотя технически он не содержит терменвокса, является наиболее часто цитируемым примером этого инструмента в поп-музыке. На самом деле в песне используется похожий по звучанию инструмент, изобретенный Полом Таннером, который называется электро-терменвокс . [ 47 ] После выпуска сингл вызвал неожиданное возрождение терменвокса и повысил осведомленность об аналоговых синтезаторах . [ 48 ] В ответ на просьбы группы Moog Music начала производить собственную марку инструментов с ленточным управлением , имитирующих звук терменвокса. [ 49 ]

Фрэнк Заппа также включил терменвокс в альбомы Freak Out! (1966) и «Мы занимаемся этим только ради денег» (1967). [ 34 ]

Джимми Пейдж из Led Zeppelin использовал вариацию терменвокса (только антенна) во время исполнения « Whole Lotta Love » и « No Quarter » на протяжении всей истории выступлений Led Zeppelin, расширенного мультиинструментального соло с участием терменвокса и смычковой гитары в 1977 году. , а также саундтрек к фильму Death Wish II , вышедшему в 1982 году. [ 50 ]

Брайан Джонс из Rolling Stones также использовал этот инструмент на альбомах группы 1967 года «Между кнопками» и «Их сатанинское Величество Запрос» . [ 51 ]

Tesla Гитарист Фрэнк Хэннон использовал терменвокс в песне группы «Edison's Medicine» из альбома Psychotic Supper 1991 года . [ 52 ] Хэннон также использует этот инструмент в клипе на песню на отметке 2:40. [ 53 ]

The Lothars - группа из Бостона, образованная в начале 1997 года, на компакт-дисках которой одновременно играли до четырех терменвоксов - впервые в поп-музыке. [ 54 ] [ 55 ]

Портисхед приписывают «Теман» [ sic Хотя в треке «Mysterons» из альбома Dummy ] , на самом деле Портисхед использовал монофонический синтезатор для достижения эффектов, подобных терменвоксу, что подтвердил Адриан Атли , который, как считается, играл на этом инструменте; [ 56 ] в песнях «Half Day Closing», «Humming», «The Rip» и «Machine Gun» он фактически использовал изготовленный на заказ терменвокс. [ 57 ]

Пейдж МакКоннелл , клавишник американской рок-группы Phish , изредка играет на терменвоксе. Его последнее заметное выступление состоялось 6 августа 2017 года, в последний вечер 13-дневной резиденции группы в Мэдисон-Сквер-Гарден . [ 58 ]

Когда Саймон и Гарфанкел исполняли свою песню « The Boxer » во время концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден в декабре 2003 года, они использовали терменвокс. В оригинальной записи песни в сольной паузе в унисон звучала стальная гитара и труба-пикколо, но в этом исполнении соло сыграл терменвокс Роб Швиммер. [ 59 ]

Музыка из кино

[ редактировать ]

композитор Дмитрий Шостакович был одним из первых, кто включил партии терменвокса в произведения , в том числе в партитуре Русский к фильму « ( » оркестровые Одна 1931, Леонид Трауберг и Григорий Козинцев ). Хотя терменвокс не получил широкого распространения в исполнении классической музыки , инструмент добился большого успеха во многих фильмах, в частности, в фильмах «Очарованный» , «Красный дом» , «Потерянные выходные» (все три из которых были написаны Миклошем Рожа , композитором, который был пионером в использовании терменвокса). инструмента в голливудских партитурах), «Винтовая лестница» , «Ракетный корабль XM» , «День, когда Земля остановилась» , «Существо из другого мира» , «Воздушный замок » и «Десять заповедей» . [ 60 ] На терменвоксе играют и идентифицируют его как такового в Джерри Льюиса фильме «Деликатный преступник» . Терменвокс играет важную роль в музыке к короткометражному фильму 1956 года «Короткое видение» . [ 61 ] который был показан на Шоу Эда Салливана в том же году, когда его использовал венгерский композитор Матьяш Зайбер . Среди последних появлений в саундтреках к фильмам — «Дом монстров» , «Эд Вуд» , «Машинист». [ 62 ] и Электрическая жизнь Луи Уэйна [ 63 ] (2021), (последние три с участием Лидии Кавиной ), а также «Первый человек» (2018).

Терменвокс не использовался для саундтрека к фильму «Запретная планета» , для которого Бебе и Луи Бэррон построили одноразовые генераторные схемы и кольцевой модулятор для создания электронных тональностей, используемых в фильме. [ 64 ] [ 65 ]

Терменминист из Лос-Анджелеса Чарльз Ричард Лестер включен в саундтрек к фильму « Дом монстров». [ 66 ] и исполнил в США премьеру партитуры Гавриила Попова 1932 года для «Комсомола – покровителя электрификации» с филармонией Лос-Анджелеса и Эса-Пекка Салонен в 2007 году. [ 67 ]

В фильме Ленни Абрахамсона 2014 года «Фрэнк » Клара, персонаж, которого играет Мэгги Джилленхол , играет на терменвоксе в группе Soronprfbs. [ 68 ]

Театр и исполнительское искусство

[ редактировать ]

Чарли Розен , оркестратор бродвейского мюзикла « Be More Chill» , считает, что это шоу стало первым на Бродвее, в оркестре которого есть терменвокс. [ 69 ]

Телевидение

[ редактировать ]
  • В мае 2007 года сеть американских ресторанов-гамбургеров White Castle представила телевизионную рекламу. [ 70 ] В центре внимания живое выступление на терменвоксе музыканта Джона Бернхардта из группы The Lothars. Это единственный известный пример того, как представление терменвокса находится в центре внимания рекламы. [ 71 ]
  • Селия Шин играет на терменвоксе в сериале «Убийства в Мидсомере» . [ 72 ]
  • В октябре 2008 года комик, музыкант и энтузиаст терменвокса Билл Бейли играл на терменвоксе во время исполнения «Замечательного путеводителя Билла Бейли по оркестру» в Королевском Альберт-холле, которое впоследствии транслировалось по телевидению. Ранее он также написал статью, [ 73 ] представил радиошоу [ 74 ] и включил терменвокс в некоторые из своих телевизионных комедийных туров.
  • Чарли Дрейпер играет на терменвоксе в саундтреке (написанном Натали Холт ) к сериалу «Локи» на Disney+ . [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]

Видеоигры

[ редактировать ]

Первый терменвокс-концерт для инопланетян

[ редактировать ]
Терменвокс Антон Кершенко и его юный воспитанник в Евпаторийском центре дальней космической связи

Первый терменвокс-концерт для инопланетян стал первой в мире музыкальной трансляцией METI, отправленной с Евпаторийского комплекса дальней космической связи в Крыму. [ 80 ] и был отправлен за семь лет до послания НАСА «Через Вселенную» . Семь разных мелодий были переданы с аудиокассет с записями игры на терменвоксе Лидии Кавиной, Яны Аксеновой и Антона Керченко — все из Московского Терменцентра. Эти семь мелодий были:

  1. «Выход один я на скачку» Е. Шашиной
  2. Финал Девятой симфонии Бетховена.
  3. Времена года: Весна, «Аллегро» Вивальди
  4. «Лебедь» Сен-Санса
  5. «Вокализ» Рахманинова.
  6. «Лето» Гершвина
  7. Russian folk song "Kalinka-Malinka"

Их воспроизводили подряд шесть раз в течение трех дней с августа по сентябрь 2001 года во время передачи « Teen Age Message» , межзвездного радиосообщения. [ 80 ]

Похожие инструменты

[ редактировать ]
  • Ondes Martenot , 1928, также использует принцип гетеродинных генераторов, но имеет клавиатуру, а также ползунковый контроллер, и во время игры к нему прикасаются. [ 81 ]
  • Electronde, изобретенный в 1929 году Мартином Таубманом, имеет антенну для регулировки высоты тона , ручной переключатель для артикуляции и ножную педаль для регулировки громкости. [ 82 ]
  • Синтеремин является продолжением терменвокса.
  • Croix Sonore (Звучный крест) основан на терменвоксе. Он был разработан русским композитором Николаем Обуховым во Франции после того, как он увидел, как Лев Термен демонстрирует терменвокс в 1924 году.
  • Терпситон , также изобретенный Терменом, представлял собой платформу , оснащенную антеннами, управляющими пространством, через которые танцор управлял музыкальным представлением. По мнению большинства, инструментом было практически невозможно управлять. Из трех построенных инструментов сегодня сохранился только последний, изготовленный в 1978 году для Лидии Кавиной.
  • Z.Vex Effects Fuzz Probe, Wah Probe и Tremolo Probe, использующие терменвокс для управления указанными эффектами. Fuzz Probe можно использовать в качестве терменвокса, поскольку он может посредством колебаний обратной связи создавать звуки любой высоты.
  • MC -505 от Roland благодаря возможности использовать встроенный датчик D-Beam как терменвокс.
  • Audiocubes от Percussa — это светоизлучающие интеллектуальные блоки с четырьмя датчиками с каждой стороны (оптический терменвокс). Датчики измеряют расстояние до ваших рук, чтобы контролировать эффект или звук. [ 83 ]
  • Терменвокс с тремя радиоприемниками (Super Theremin, スーパーテレミン ), изобретенный Томоя Ямамото ( 山本智矢 ), состоит из трех независимых радиоприемников. Радиостанция №1 предназначена для прослушивания и записи сигнала частотой около 1600   кГц . Радиостанция №2 настроена на частоту 1145   кГц, так что ее гетеродин около 1600   кГц должен приниматься радиостанцией №1. Радиоприемник №3 также настроен на частоту 1145   кГц, чтобы его гетеродин мог воспроизводить ритм с радиоприемником №2. Движение руки оператора вокруг стержневой антенны радиостанции №3 может повлиять на гетеродин и вызвать изменение тона. [ 84 ] [ нужен неосновной источник ]
  • Матрёмин от Масами Такеучи — это устройство типа терменвокса с одной антенной, установленное внутри куклы-матрёшки . [ 85 ]
  • Chimaera это цифровое детище терменвокса и бесконтактного ленточного контроллера, основанное на дистанционном измерении постоянных магнитов. Массив линейных датчиков Холла, каждый из которых действует как отдельный терменвокс в изменяющемся магнитном поле, реагирует на несколько движущихся неодимовых магнитов, надетых на пальцы, и образует непрерывное пространство взаимодействия в двух измерениях. [ 86 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Пересмотр классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Сакса Консорциумом MIMO» .
  2. ^ Лондонский Меркурий Том. XVII № 99 1928 г.
  3. ^ «Термен | Ансамбль Божественной Руки» . Поющее электричество . Проверено 1 июня 2024 г.
  4. ^ Глинский, Альберт (2000). Терменвокс: Эфирная музыка и шпионаж . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. п. 26 . ISBN  978-0-252-02582-2 .
  5. ^ Леон Термен играет на своем инструменте на YouTube.
  6. ^ Jump up to: а б US1661058
  7. ^ «MMКаталог (Все)» . Музыкальный музей . Проверено 8 августа 2024 г.
  8. ^ Глинский с. 127–128
  9. ^ «Терменвокс» . Терменвокс. 9 мая 2007 года . Проверено 13 июля 2010 г. финансово поддержал работу Леона Термена
  10. ^ Tell Me More , BBC, проект h2g2, без даты . Дата обращения: 20 мая 2008 г.
  11. ^ Глинский с. 185–187, 329
  12. ^ Глинский, Альберт (2022). Включено: Боб Муг и революция синтезаторов . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета. стр. 26–33. ISBN  9780197642078 .
  13. ^ Интервью 1993 года с Робертом Мугом, опубликованное на RaymondScott.net. Архивировано 11 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  14. ^ MRQE - Механизм запросов к обзорам фильмов - Терменвокс. Архивировано 18 сентября 2009 г. на Wayback Machine . См. также редкий 100% результат на Rotten Tomatoes. Архивировано 10 декабря 2007 г. на Wayback Machine.
  15. ^ «Звук и генераторы» . ГаудиЛабс. 17 мая 2018 г. Проверено 13 октября 2019 г.
  16. ^ ГаудиЛабс. «МИДИ-интерфейс» . Открыть Терменвокс . Проверено 4 августа 2022 г.
  17. ^ Глинский, Альберт Винсент (1992). Терменвокс в возникновении электронной музыки (Диссертация). ПроКвест   304003165 . [ нужна страница ]
  18. ^ «Усиление Channel Road: вакуумный терменвокс» . www.channelroadamps.com .
  19. ^ «Принципиальная схема RCA Терменвокса» . Музей радиовещания Павека . Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 г.
  20. ^ «Чем электротерменвокс отличается от традиционного терменвокса?» .
  21. ^ Веннард, Мартин (12 марта 1929). «BBC News – Леон Термен: Человек и музыкальная машина» . BBC.co.uk. ​Проверено 13 марта 2012 г.
  22. ^ Муг, Боб (26 октября 2002 г.). «Терменвокс – словами Клары» . Терменвокс.com . Проверено 13 марта 2012 г.
  23. ^ Как играть гамму на терменвоксе | Каролина разговаривает на терменвоксе
  24. ^ Курстин, Памелия (февраль 2002 г.). «Неприкасаемая музыка терменвокса» . ТЭД . Проверено 2 декабря 2023 г.
  25. ^ Граймс, Уильям (9 ноября 1993 г.). «Леон Термен, изобретатель музыки, умер в 97 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 июля 2015 г.
  26. ^ «Хорошие вибрации: история терменвокса» . Радио Би-би-си 4 . Радио Би-би-си. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
  27. ^ Сегодня нужно становиться "человеками эпохи Возрождения" . белый Зал (на русском языке). Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж «Лидия Кавина Музыка из эфира» . Режим записи. Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Барбара Бухгольц / Лидия Кавина / Kammerensemble Neue Musik Berlin - Прикоснись! Не прикасайся! - Работает для терменвокса» . Дискогс. 14 августа 2006 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
  30. ^ «Анис Фулейхан (Композитор, Аранжировщик)» . bach-cantatas.com. 10 июня 2007 г. Проверено 16 апреля 2010 г.
  31. ^ «Ионизация: Томас Арне, Людвиг ван Бетховен, Эдвард Элгар, Анис Фулейхан, Эдгар Варезе, Артуро Тосканини, Генри Дж. Вуд, Жан Сибелиус, Леопольд Стоковский, Николас Слонимский, Вильгельм Фуртвенглер, Симфонический оркестр BBC, Лондонский симфонический оркестр, Нью-Йоркский симфонический оркестр Оркестр Венского филармонического оркестра, Клара Рокмор: Музыка» . Амазонка . Проверено 13 марта 2012 г.
  32. ^ «Каролина Эйк» . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 25 июня 2012 г.
  33. ^ Шредер, Дэниел (2017). Фрэнк Заппа — композитор . Марбург: Бюхнер-Верлаг. ISBN  9783941310865 .
  34. ^ Jump up to: а б Хейворд, Филип (1997). «Опасность! Ретро-аффективность! Культурная карьера терменвокса» . Конвергенция . 3 (4): 42. дои : 10.1177/135485659700300405 . S2CID   144683752 . Проверено 4 августа 2022 г.
  35. ^ Гиллис, Малькольм; Груша, Дэвид (2007–2011). «Грейнджер, Перси» . В Grove Music Online . Оксфордская музыка онлайн. Проверено 21 сентября 2011 г. (требуется подписка)
  36. ^ Льюис, Томас П. (1991). «Глава 4: Примечания к программе» . Справочник по музыке Перси Грейнджера . Уайт-Плейнс: музыкальные ресурсы для профессионалов. ISBN  978-0-912483-56-6 . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 г.
  37. ^ «Гданьск – 2005» . Жанмишельжар.com. 20 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г. Проверено 13 марта 2012 г.
  38. ^ «Обзор выпускных вечеров BBC: оркестр спагетти-вестерн» . i-flicks.net. Архивировано из оригинала 28 октября 2012 г. Проверено 14 января 2012 г.
  39. ^ «Биография Памелы Курстин» . Вся музыка . Проверено 14 февраля 2017 г.
  40. ^ Катица Иллени. «Цельнометаллические звезды» . Металлический проект Вивальди . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 г. Проверено 14 февраля 2017 г.
  41. ^ «Биография Лидии Кавиной» . Вся музыка . Проверено 14 февраля 2017 г.
  42. ^ «Инструмент, на котором не играют, имеет свой фестиваль в GAM» (на испанском языке). Газета «Училе». 6 ноября 2014 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
  43. ^ Накамура, Кайоко (2018). Электронная рапсодия: Терменвокс и Матрёмин . Нью-Йорк: Академические работы CUNY. п. 5 . Проверено 26 марта 2024 г.
  44. ^ «Брюссельский филармонический оркестр играет Цорна, Заппу, Кампо и Константа (концерт открытия)» . АРС Музыка . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 31 мая 2019 г.
  45. Музыка с Луны , Гарри Ревель, дирижёр Лес Бакстер, Capitol Records Nr. Т390, выпущен в 1947 году.
  46. ^ Хейворд, Филип (декабрь 1997 г.). «Опасность! Ретро-аффективность!: Культурная карьера терменвокса». Конвергенция: Международный журнал исследований новых медиа-технологий . 3 (4): 28–53. дои : 10.1177/135485659700300405 . S2CID   144683752 .
  47. ^ Бренд 2005 , с. 16.
  48. ^ Пинч и Трокко 2009 , стр. 102–103.
  49. ^ Pinch & Trocco 2009 , стр. 102–3.
  50. ^ Метрополитен-музей (2022). «Звуковая волна» . www.metmuseum.org . Проверено 10 октября 2022 г.
  51. ^ Простой проект терменвокса , заархивировано 21 августа 2010 г. в Wayback Machine . Университет Иллинойса в Урбане-Шампейне .
  52. ^ «Бернс Зеп Терменвокс» .
  53. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Тесла — медицина Эдисона» . Ютуб .
  54. ^ Померанц, Дороти (17 сентября 1998 г.). «Лотары оживляют жуткие звуки терменвокса». Сомервилльский журнал .
  55. ^ Глинский с.341
  56. ^ Миллер, Джонатан (июнь 1995 г.). «Адриан Атли: создатель звука Portishead» . Звук на звуке . Проверено 2 декабря 2023 г.
  57. ^ «Аукцион № 1 по электронике терменвокса А. Атли» . сферамузыка.com. 01 апреля 2008 г. Проверено 18 августа 2018 г. [ мертвая ссылка ]
  58. ^ Ярноу, Джесси (07 августа 2017 г.). «Резиденция Фиша «Пекарская дюжина»: все 13 блаженных ночей» . Роллинг Стоун . Проверено 27 сентября 2019 г.
  59. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Саймон и Гарфанкел — Боксер (из «Старых друзей»)» . Ютуб .
  60. ^ Бренд, Марк (16 июня 2021 г.). «Звуки ранней научной фантастики: терменвокс Сэмюэля Хоффмана» . Реверберация . Проверено 19 марта 2024 г.
  61. ^ «Краткое видение» . ютуб . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 г.
  62. ^ «Полный актерский состав и съемочная группа Maquinista, El» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 1 сентября 2007 г.
  63. ^ «Полный актерский состав и съемочная группа «Электрической жизни Луи Уэйна»» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 20 февраля 2023 г.
  64. ^ «Запретная планета» . ФильмДива. Архивировано из оригинала 15 ноября 2006 г. Проверено 16 августа 2006 г.
  65. ^ Заметки о саундтреке к фильму и компакт-диске, MovieGrooves-FP. Архивировано 25 сентября 2009 г. на Wayback Machine.
  66. ^ кокербл (21 июля 2006 г.). «Дом монстров (2006)» . IMDB .
  67. ^ «Подробности концерта филармонии Лос-Анджелеса» . Laphil.com. Архивировано из оригинала 17 сентября 2009 г. Проверено 13 марта 2012 г.
  68. ^ Лейн, Энтони, «Прятки» , The New Yorker , 25 августа 2014 г.
  69. Рути Файнберг, «4 секрета о бродвейском спектакле Be More Chill, которые вы никогда не знали» , Афиша , 11 марта 2019 г.
  70. ^ Реклама Белого замка на YouTube на YouTube
  71. ^ Лабан, Линда (7 мая 2007 г.). «Компьютерщик, захвативший Замок» . Бостон Глобус . стр. С4, С8.
  72. ^ Макгуган, Кара (8 марта 2016 г.). «Клара Рокмор: история виртуоза терменвокса, вдохновившего Led Zeppelin и The Rolling Stones» . Телеграф . Архивировано из оригинала 11 января 2022 г. - на сайте www.telegraph.co.uk.
  73. ^ Билл Бэйли (18 октября 2004 г.). «Статья Билла Бэйли в журнале Weird Science Guardian, октябрь 2004 г.» . Хранитель . Проверено 13 марта 2012 г.
  74. ^ «Хорошие вибрации: история терменвокса, октябрь 2004 г.» . BBC.co.uk. 21 октября 2004 г. Проверено 13 марта 2012 г.
  75. ^ Дэвидс, Брайан (9 июня 2021 г.). « Режиссер «Локи» Кейт Херрон о съемках новых кадров эпохи «Мстителей: Финал»» . Голливудский репортер . Линн Сигалл . Проверено 16 июня 2021 г.
  76. ^ Дрейпер, Чарли [@charlietheremin] (9 июня 2021 г.). «Я горжусь тем, что раскрываю свои возможности #theremin в потрясающем саундтреке @filmmusicholt к фильму #Loki от @iamkateherron и @michaelwaldron. Комбинация оркестра, электроники, часов и скандинавских инструментов от NH просто идеальна для встречи нашего бога озорства с полиция времени!» ( Твит ) – через Твиттер .
  77. ^ Холт, Натали [@filmmusicholt] (15 октября 2023 г.). «Время переносит #Локи в 70-е… кто знал, что главная линия дискотека будет настолько идеальной на Терменвоксе? @charlietheremin = доводит свой невероятный звуковой мир до множества… а также путешествия по Испании 💚» ( Твит ) – через Твиттер .
  78. ^ Фассель, Престон (23 декабря 2019 г.). «8-битный террор: «Особняк маньяка» » . Фангория . Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 г. Проверено 8 мая 2020 г.
  79. ^ Кондитт, Джессика (8 марта 2012 г.). «Ода джойстику» . GameDaily. Архивировано из оригинала 14 сентября 2009 года . Проверено 13 марта 2012 г.
  80. ^ Jump up to: а б Зайцев А.Л. (сентябрь 2008 г.). «Первое музыкальное межзвездное радиопослание». Журнал коммуникационных технологий и электроники . 53 (9): 1107–1113. дои : 10.1134/S106422690809012X . S2CID   119435654 . ПроКвест   196352680 .
  81. ^ Блох, Томас . «ONDES MARTENOT **** ТОМАС БЛОХ – инструмент: видео, изображения, работы, факты...» Проверено 11 марта 2010 г.
  82. ^ Таубман демонстрирует свой Электронд. Кадры и видео, которые можно загрузить, в архиве новостей British Pathe . 12 декабря 1938 г.
  83. ^ «Создание оптического терменвокса с помощью Percussa AudioCubes» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г.
  84. ^ «Супер Терменвокс с использованием трех радиоприемников» .
  85. ^ «Мандарин Электроникс: Матрёмин» .
  86. ^ «Химера, полимагнитофонический терменвокс» . Архивировано из оригинала 22 июля 2016 г. Проверено 18 февраля 2014 г. Портнер, Ханспетер (30 июля 2014 г.). «CHIMAERA - Полимагнитно-фонический терменвокс - выразительная бесконтактная матрица датчиков Холла». В Батисте Карамио; Корай Тахироглу; Ребекка Фибринк; Атау Танака (ред.). Материалы Международной конференции по новым интерфейсам для музыкального выражения . Лондон, Великобритания: Голдсмитс, Лондонский университет. стр. 501–504. Ссылка   (3,9 МБ)

Публикации

[ редактировать ]

Фильм и видео

[ редактировать ]
  • Мартин, Стивен М. (директор) (1995). Терменвокс: Электронная одиссея (фильм и DVD). Орион/МГМ.
  • Лидия Кавина, Клара Рокмор (в главных ролях), Уильям Олсен (режиссер) (1995). Освоение терменвокса (видеокассета (VHS) и DVD). Музыка Moog и Little Big Films.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ceceb889cb438d95a33649be1d7444ef__1723139820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/ef/ceceb889cb438d95a33649be1d7444ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theremin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)