Jump to content

Кевала Джнана

(Перенаправлено с Кевала Гьяна )

Кевала джняна ( санскрит : केवल ज्ञान ) или Кевала гьяна, также известная как Кайвалья , означает всеведение в джайнизме и примерно переводится как полное понимание. [ 1 ] или высшая мудрость. [ 2 ]

Кевала-джняна считается внутренним качеством всех душ. Это качество маскируется кармическими частицами, окружающими душу. Каждая душа имеет потенциал обрести всеведение, избавившись от этих кармических частиц. В джайнских писаниях говорится о двенадцати стадиях, через которые душа достигает этой цели. Душу, достигшую кевала-джняны, называют кевалином ( केवलिन् ). [ 3 ] По мнению джайнов, только кевалины могут постичь объекты во всех аспектах и ​​проявлениях; другие способны лишь на частичное знание. [ 4 ]

Взгляды двух сект джайнизма, дигамбара и шветамбара- джайнов, расходятся по вопросу кевалинов . По мнению Дигамбараса, кевалин не испытывает ни голода, ни жажды, тогда как, по мнению Шветамбараса, кевалин имеет нормальные человеческие потребности, а также путешествует и проповедует. Дигамбара-джайны верят, что они не действуют в обычном смысле этого слова, что они неподвижно сидят в падмасане и что их тела издают Дивьядхвани — священный звук, который их последователи интерпретируют как фундаментальную истину. [ 5 ] [ 6 ] Согласно обеим традициям, последний кевалин был учеником одного из одиннадцати главных учеников последнего тиртханкара , Махавиры ; его имя записано как Джамбусвами . [ 7 ] Также считается, что после Джамбусвами никто не сможет обрести кевала-джняну.

Литературные источники

[ редактировать ]

Утверждение о всеведении джайнов, отрицающих существование бога-творца, представляет собой уникальное явление. [ 8 ] Текст Сутракританги школы Шветамбара развивает концепцию всезнания и подробно описывает другие его качества. [ 9 ] Другой текст, Кальпа Сутра , подробно описывает всеведение Махавиры.

Когда Достопочтенный Подвижник Махавира стал Джиной и Архатом ( Арихантом ), он был Кевали, всеведущим и постигшим все объекты; он знал и видел все состояния мира, богов, людей и демонов: откуда они приходят, куда они идут, рождаются ли они людьми или животными или становятся богами или существами ада ( упапада ), идеи, мысли об их умах, пище, делах, желаниях, открытых и тайных делах всех живых существ во всем мире; он Архат (Арихант), для которого нет тайны, знал и видел все состояния всех живых существ в мире.: [ 10 ]

Сразу после смерти Махавиры его ученик Индрабхути Гаутама стал кевалином . [ 11 ] Согласно традиции, учения тиртханкары запоминались и сохранялись на протяжении многих столетий. [ 12 ]

Во второй Упанга-агаме , « Раджапрашнии» , есть диалог между Кеши, учеником Паршвы , и Паяси , царем -материалистом . В этом диалоге Кеши доказывает существование дживы и ее способность принести царю кевала-гьяну. [ 13 ]

Джайны ведут долгие споры с индуистами и буддистами по поводу всеведения. Бхиккху Дхармакирти раскритиковал джайнскую идею всеведения в своей «Праманавартике» . Индуистский философ Кумарила утверждал, что только Веды имеют право определять человеческие моральные ценности, поскольку они «безначальны, авторны и самодостаточны». В ответ джайнский монах Харибхадра ( ок. 8 века н.э. ) написал, что люди уже обладали знаниями обо всем познаваемом. Его нужно было только осветить или открыть. [ 14 ] По мнению Харибхадры, всеведение было присуще живым существам. [ 15 ]

Самантабхадра был первым философом-монахом в истории индийской философии, который попытался использовать умозаключение как метод установления существования всеведения. [ 16 ] В своей знаменитой работе «Аптамимамса » Самантабхадра утверждает:

Объекты, мельчайшие (например, атомы), прошлые (например, Господь Рама) и далекие (например, гора Меру), являющиеся объектами умозаключения ( анумея – и, следовательно, также объектами познания – прамейя ), должны быть кем-то воспринимаемы непосредственно. ; подобно тому, как огонь на холме является объектом умозаключения для далёкого человека, но воспринимается непосредственно тем, кто находится в его близости. Тот, кто непосредственно воспринимает объекты знания, которые являются минутными, прошлыми и далекими, является Всеведущим ( сарвагья ); таким образом существование Всеведущего истинно и прочно устанавливается.

- Аптамимамса (5) [ 17 ]

Акаланка ( ок. 720–760 гг. н. э.) выдвинул концепцию сунисчита-асамбхавад-бадхака-прамана как причину существования всеведения. Эта концепция является хорошо известным фактом: «у нас нет действенных методов познания, которые могли бы отрицать существование всеведения». [ 18 ] Хемачандра ( ок. 1088 – ок. 1173 Самантабхадры и Акаланки ) объединил идеи сарваджни в своей Праманамимасе , чтобы доказать существование всеведения. [ 19 ]

Джайнская эпистемология

[ редактировать ]

В джайнской эпистемологии существует два вида действительных методов познания: пратьякша , или «прямое знание», и парокша , или «косвенное знание». Кевала-гьяна считается пратьякшей . [ 20 ] Определены пять способов получения знаний: матиджняна, приобретаемая посредством чувственного восприятия; шрутагьяна, приобретаемая посредством понимания устных и письменных предложений; авадхиджняна , манхапарьяя гьяна и кевала гьяна. [ 21 ]

Все попытки провозглашения абсолютной истины джайны противопоставляют Анекантаваде , которую можно объяснить притчей о « слепых и слоне ». В этой истории каждый слепой ощупывал разные части слона (хобот, ногу, ухо и т. д.). Все мужчины утверждали, что поняли и объяснили истинный внешний вид слона, но смогли добиться успеха лишь частично из-за своего ограниченного кругозора. [ 22 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Более формально этот принцип формулируется наблюдением о том, что объекты бесконечны в своих качествах и способах существования, поэтому они не могут быть полностью постигнуты во всех аспектах и ​​проявлениях ограниченным человеческим восприятием. По мнению джайнов, только кевали — всеведущие существа — могут постигать объекты во всех аспектах и ​​проявлениях; другие способны лишь на частичное знание. [ 23 ] Следовательно, ни одна конкретная человеческая точка зрения не может претендовать на то, чтобы представлять абсолютную истину .

Этапы духовного развития

[ редактировать ]

Согласно джайнским текстам, существует четырнадцать стадий ( гунастхана ) духовного развития. Душа может постепенно освободиться сначала от худшего, затем от менее плохого и, наконец, от всех видов кармы, и проявляет врожденные качества знания, веры и поведения во все более и более совершенной форме. Первые четыре гунастханы связаны с верой или рациональностью восприятия. Если и когда душа обретает рациональность в восприятии, она переходит к 4-й гунастхане . Стадии с 5 по 14 относятся к поведению. Чистота поведения определяет гунастхану, начиная с 5-й стадии. Те, кто принял анувраты (малые обеты), могут достичь 5-го Гунастхана. Гунастханы с 6 по 14 могут быть достигнуты только теми, кто принял Махавраты ( главные обеты) джайнского аскета . [ 24 ] Ниже приведены этапы духовного развития: [ 25 ] [ 26 ]

Нет. Гунастхана Описание
1. ложное видение Стадия неправильного верующего
2. сасвадана-самьягдришти Стадия того, кто хоть немного чувствует вкус правильной веры
3. мисрадришти Стадия смешанного убеждения
4. авирата-самьягдришти Стадия того, кто имеет истинную веру, но еще не обладает самодисциплиной.
5. десавирата Стадия частичного самоконтроля
6. Праматта-самьята Стадия полной самодисциплины, хотя иногда и доведенной до колебаний по небрежности.
7. Апраматта Самьята Этап самоконтроля без небрежности
8. Нивритти Бадра Сампарая Стадия человека, у которого страсти все еще проявляются в грубой форме.
9. аннивритти бадара сампарая Стадия того, кто практикует анивратти карану; однако страсти продолжаются
10. суксама сампарая Стадия того, у кого страсти проявляются в тонкой форме
11. упасана касайа витрага чадмаста Стадия того, кто подавил всякую страсть, но еще не обладает всеведением.
12. Ксина Касай Витрага Чадмаста Стадия того, кто уничтожил всякую страсть, но еще не обладает всеведением.
13. Сайоги Кевалин Стадия всеведения с деятельностью
14. пойдем вместе Стадия всеведения без всякой деятельности

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шарма 1991 , с. 49
  2. ^ Кумар 2001 , с. 3
  3. ^ Джайни 2000 , с. 51
  4. ^ Джайни 1998 , с. 91
  5. ^ Дандас 2002 , стр. 45 45.
  6. ^ Кабай, Пол (9 мая 2013 г.). «Интерпретация Дивьядхвани: почему секта дигамбара права относительно природы кевалина» . Философия Востока и Запада . 63 (2): 176–193. дои : 10.1353/pew.2013.0020 . ISSN   1529-1898 . S2CID   56062884 .
  7. ^ Шах 2004 , с. 39
  8. ^ Джайни 2001 , с. 98 99
  9. ^ Дандас 2002 , с. 25
  10. ^ Джайни 2001 , стр. 99–100
  11. ^ Шах 2004 , с. 39
  12. ^ Шах 2004 , с. 13
  13. ^ Крыло 2006 , с. 113
  14. ^ Крыло 2006 , с. 91
  15. ^ Крыло 2006 , с. 91
  16. ^ Крыло 2006 , с. 110
  17. ^ Джайн 2016 , с. 10.
  18. ^ Крыло 2006 , с. 110
  19. ^ Крыло 2006 , с. 110
  20. ^ Крыло 2006 , с. 108
  21. ^ Глазенапп 1999 , стр. 204–205
  22. ^ Хьюз, Мэрилинн (2005). Голос Пророков . Том 2 из 12. Моррисвилл, Северная Каролина: Lulu.com. стр. 590–591. ISBN  1-4116-5121-9 . [ самостоятельный источник ]
  23. ^ Джайни 1998 , с. 91.
  24. ^ Кун 2001 , стр. 186–219.
  25. ^ Джайни 1998 , стр. 272–273
  26. ^ Татиа 1994 , стр. 274–285
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d097bea3679ac5d58554a936c6af5478__1716870360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/78/d097bea3679ac5d58554a936c6af5478.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kevala jnana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)