Кевала Джнана
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Кевала джняна ( санскрит : केवल ज्ञान ) или Кевала гьяна, также известная как Кайвалья , означает всеведение в джайнизме и примерно переводится как полное понимание. [ 1 ] или высшая мудрость. [ 2 ]
Кевала-джняна считается внутренним качеством всех душ. Это качество маскируется кармическими частицами, окружающими душу. Каждая душа имеет потенциал обрести всеведение, избавившись от этих кармических частиц. В джайнских писаниях говорится о двенадцати стадиях, через которые душа достигает этой цели. Душу, достигшую кевала-джняны, называют кевалином ( केवलिन् ). [ 3 ] По мнению джайнов, только кевалины могут постичь объекты во всех аспектах и проявлениях; другие способны лишь на частичное знание. [ 4 ]
Взгляды двух сект джайнизма, дигамбара и шветамбара- джайнов, расходятся по вопросу кевалинов . По мнению Дигамбараса, кевалин не испытывает ни голода, ни жажды, тогда как, по мнению Шветамбараса, кевалин имеет нормальные человеческие потребности, а также путешествует и проповедует. Дигамбара-джайны верят, что они не действуют в обычном смысле этого слова, что они неподвижно сидят в падмасане и что их тела издают Дивьядхвани — священный звук, который их последователи интерпретируют как фундаментальную истину. [ 5 ] [ 6 ] Согласно обеим традициям, последний кевалин был учеником одного из одиннадцати главных учеников последнего тиртханкара , Махавиры ; его имя записано как Джамбусвами . [ 7 ] Также считается, что после Джамбусвами никто не сможет обрести кевала-джняну.
Литературные источники
[ редактировать ]Утверждение о всеведении джайнов, отрицающих существование бога-творца, представляет собой уникальное явление. [ 8 ] Текст Сутракританги школы Шветамбара развивает концепцию всезнания и подробно описывает другие его качества. [ 9 ] Другой текст, Кальпа Сутра , подробно описывает всеведение Махавиры.
Когда Достопочтенный Подвижник Махавира стал Джиной и Архатом ( Арихантом ), он был Кевали, всеведущим и постигшим все объекты; он знал и видел все состояния мира, богов, людей и демонов: откуда они приходят, куда они идут, рождаются ли они людьми или животными или становятся богами или существами ада ( упапада ), идеи, мысли об их умах, пище, делах, желаниях, открытых и тайных делах всех живых существ во всем мире; он Архат (Арихант), для которого нет тайны, знал и видел все состояния всех живых существ в мире.: [ 10 ]
Сразу после смерти Махавиры его ученик Индрабхути Гаутама стал кевалином . [ 11 ] Согласно традиции, учения тиртханкары запоминались и сохранялись на протяжении многих столетий. [ 12 ]
Во второй Упанга-агаме , « Раджапрашнии» , есть диалог между Кеши, учеником Паршвы , и Паяси , царем -материалистом . В этом диалоге Кеши доказывает существование дживы и ее способность принести царю кевала-гьяну. [ 13 ]
Джайны ведут долгие споры с индуистами и буддистами по поводу всеведения. Бхиккху Дхармакирти раскритиковал джайнскую идею всеведения в своей «Праманавартике» . Индуистский философ Кумарила утверждал, что только Веды имеют право определять человеческие моральные ценности, поскольку они «безначальны, авторны и самодостаточны». В ответ джайнский монах Харибхадра ( ок. 8 века н.э. ) написал, что люди уже обладали знаниями обо всем познаваемом. Его нужно было только осветить или открыть. [ 14 ] По мнению Харибхадры, всеведение было присуще живым существам. [ 15 ]
Самантабхадра был первым философом-монахом в истории индийской философии, который попытался использовать умозаключение как метод установления существования всеведения. [ 16 ] В своей знаменитой работе «Аптамимамса » Самантабхадра утверждает:
Объекты, мельчайшие (например, атомы), прошлые (например, Господь Рама) и далекие (например, гора Меру), являющиеся объектами умозаключения ( анумея – и, следовательно, также объектами познания – прамейя ), должны быть кем-то воспринимаемы непосредственно. ; подобно тому, как огонь на холме является объектом умозаключения для далёкого человека, но воспринимается непосредственно тем, кто находится в его близости. Тот, кто непосредственно воспринимает объекты знания, которые являются минутными, прошлыми и далекими, является Всеведущим ( сарвагья ); таким образом существование Всеведущего истинно и прочно устанавливается.
- Аптамимамса (5) [ 17 ]
Акаланка ( ок. 720–760 гг. н. э.) выдвинул концепцию сунисчита-асамбхавад-бадхака-прамана как причину существования всеведения. Эта концепция является хорошо известным фактом: «у нас нет действенных методов познания, которые могли бы отрицать существование всеведения». [ 18 ] Хемачандра ( ок. 1088 – ок. 1173 Самантабхадры и Акаланки ) объединил идеи сарваджни в своей Праманамимасе , чтобы доказать существование всеведения. [ 19 ]
Джайнская эпистемология
[ редактировать ]В джайнской эпистемологии существует два вида действительных методов познания: пратьякша , или «прямое знание», и парокша , или «косвенное знание». Кевала-гьяна считается пратьякшей . [ 20 ] Определены пять способов получения знаний: матиджняна, приобретаемая посредством чувственного восприятия; шрутагьяна, приобретаемая посредством понимания устных и письменных предложений; авадхиджняна , манхапарьяя гьяна и кевала гьяна. [ 21 ]
Все попытки провозглашения абсолютной истины джайны противопоставляют Анекантаваде , которую можно объяснить притчей о « слепых и слоне ». В этой истории каждый слепой ощупывал разные части слона (хобот, ногу, ухо и т. д.). Все мужчины утверждали, что поняли и объяснили истинный внешний вид слона, но смогли добиться успеха лишь частично из-за своего ограниченного кругозора. [ 22 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Более формально этот принцип формулируется наблюдением о том, что объекты бесконечны в своих качествах и способах существования, поэтому они не могут быть полностью постигнуты во всех аспектах и проявлениях ограниченным человеческим восприятием. По мнению джайнов, только кевали — всеведущие существа — могут постигать объекты во всех аспектах и проявлениях; другие способны лишь на частичное знание. [ 23 ] Следовательно, ни одна конкретная человеческая точка зрения не может претендовать на то, чтобы представлять абсолютную истину .
Этапы духовного развития
[ редактировать ]Согласно джайнским текстам, существует четырнадцать стадий ( гунастхана ) духовного развития. Душа может постепенно освободиться сначала от худшего, затем от менее плохого и, наконец, от всех видов кармы, и проявляет врожденные качества знания, веры и поведения во все более и более совершенной форме. Первые четыре гунастханы связаны с верой или рациональностью восприятия. Если и когда душа обретает рациональность в восприятии, она переходит к 4-й гунастхане . Стадии с 5 по 14 относятся к поведению. Чистота поведения определяет гунастхану, начиная с 5-й стадии. Те, кто принял анувраты (малые обеты), могут достичь 5-го Гунастхана. Гунастханы с 6 по 14 могут быть достигнуты только теми, кто принял Махавраты ( главные обеты) джайнского аскета . [ 24 ] Ниже приведены этапы духовного развития: [ 25 ] [ 26 ]
Нет. | Гунастхана | Описание |
---|---|---|
1. | ложное видение | Стадия неправильного верующего |
2. | сасвадана-самьягдришти | Стадия того, кто хоть немного чувствует вкус правильной веры |
3. | мисрадришти | Стадия смешанного убеждения |
4. | авирата-самьягдришти | Стадия того, кто имеет истинную веру, но еще не обладает самодисциплиной. |
5. | десавирата | Стадия частичного самоконтроля |
6. | Праматта-самьята | Стадия полной самодисциплины, хотя иногда и доведенной до колебаний по небрежности. |
7. | Апраматта Самьята | Этап самоконтроля без небрежности |
8. | Нивритти Бадра Сампарая | Стадия человека, у которого страсти все еще проявляются в грубой форме. |
9. | аннивритти бадара сампарая | Стадия того, кто практикует анивратти карану; однако страсти продолжаются |
10. | суксама сампарая | Стадия того, у кого страсти проявляются в тонкой форме |
11. | упасана касайа витрага чадмаста | Стадия того, кто подавил всякую страсть, но еще не обладает всеведением. |
12. | Ксина Касай Витрага Чадмаста | Стадия того, кто уничтожил всякую страсть, но еще не обладает всеведением. |
13. | Сайоги Кевалин | Стадия всеведения с деятельностью |
14. | пойдем вместе | Стадия всеведения без всякой деятельности |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шарма 1991 , с. 49
- ^ Кумар 2001 , с. 3
- ^ Джайни 2000 , с. 51
- ^ Джайни 1998 , с. 91
- ^ Дандас 2002 , стр. 45 45.
- ^ Кабай, Пол (9 мая 2013 г.). «Интерпретация Дивьядхвани: почему секта дигамбара права относительно природы кевалина» . Философия Востока и Запада . 63 (2): 176–193. дои : 10.1353/pew.2013.0020 . ISSN 1529-1898 . S2CID 56062884 .
- ^ Шах 2004 , с. 39
- ^ Джайни 2001 , с. 98 99
- ^ Дандас 2002 , с. 25
- ^ Джайни 2001 , стр. 99–100
- ^ Шах 2004 , с. 39
- ^ Шах 2004 , с. 13
- ^ Крыло 2006 , с. 113
- ^ Крыло 2006 , с. 91
- ^ Крыло 2006 , с. 91
- ^ Крыло 2006 , с. 110
- ^ Джайн 2016 , с. 10.
- ^ Крыло 2006 , с. 110
- ^ Крыло 2006 , с. 110
- ^ Крыло 2006 , с. 108
- ^ Глазенапп 1999 , стр. 204–205
- ^ Хьюз, Мэрилинн (2005). Голос Пророков . Том 2 из 12. Моррисвилл, Северная Каролина: Lulu.com. стр. 590–591. ISBN 1-4116-5121-9 . [ самостоятельный источник ]
- ^ Джайни 1998 , с. 91.
- ^ Кун 2001 , стр. 186–219.
- ^ Джайни 1998 , стр. 272–273
- ^ Татиа 1994 , стр. 274–285
Ссылки
[ редактировать ]- Джайн, Виджай К. (1 января 2016 г.). Аптамимамса (Девагамастотра) Ачарьи Самантабхадры . Принтеры Викальп. ISBN 9788190363983 .
- Дандас, Пол (2002), Джайны , Рутледж, ISBN 978-0-415-26605-5
- Флюгель, Питер (2006), Исследования по истории и культуре джайнов: споры и диалоги , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-203-00853-9
- Глазенапп, Хельмут Фон (1999), Джайнизм: индийская религия спасения , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1376-6
- Джайни, Падманабх (1998), Путь очищения джайнов , Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1578-5
- Джайни, Падманаб С. (2000), Сборник статей по джайнским исследованиям , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1691-6
- Джайни, Падманаб С. (2001), Сборник статей по буддийским исследованиям , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1776-0
- Кун, Герман (2001). Карма, Механизм: Создай свою судьбу . Вунсторф, Германия: Издательство Crosswind. ISBN 3-9806211-4-6 .
- Кумар, Сехдев (2001), Джайнские храмы Раджастана , Abhinav Publications, ISBN 978-81-7017-348-9
- Шах, Натубхай (2004), Джайнизм: Мир завоевателей , том. 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-1-898723-30-1
- Шарма, Чандрадхар (1991), Критический обзор индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0365-7
- Татиа, Натмал (1994), Таттварта Сутра: То, что исходит от Вачаки Умасвати (на санскрите и английском языке), Ланхэм, Мэриленд: Роуман Альтамира, ISBN 0-7619-8993-5