Фоккер F.IX
ИСПРАВИТЬ | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Авиалайнер |
Производитель | Фоккер Авиа (по лицензии) |
Основные пользователи | Чехословацкие ВВС |
Количество построенных | 18 |
История | |
Первый полет | 23 августа 1929 г. |
Fokker F.IX — авиалайнер, разработанный в Нидерландах в конце 1920-х годов и предназначенный для обеспечения KLM самолетом, подходящим для регулярных рейсов в Голландскую Ост-Индию . Когда наступление Великой депрессии вынудило отложить эти планы, рынок этого самолета также исчез, хотя он и проходил военную службу в Чехословакии в качестве бомбардировщика.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]


В конце 1920-х годов голландская авиакомпания KLM приступила к развитию коммерческих авиаперевозок между Амстердамом и Нидерландской Ост-Индией , и хотя Fokker F.VII позволял ей осуществлять авиапочту , для пассажирских перевозок требовался более крупный самолет. Чтобы удовлетворить это требование, Fokker разработал F.IX, самый большой трехмоторный моноплан Fokker, а компания KLM разместила заказ на новую конструкцию Fokker 5 сентября 1928 года. [ 1 ] с высокорасположенным крылом F.IX следовал обычной компоновке Fokker для коммерческих самолетов и представлял собой свободнонесущий моноплан и фиксированным шасси с хвостовым оперением . Крылья были деревянными, а фюзеляж — сварной стальной трубой с полотняной обшивкой. [ 1 ] Два пилота сидели бок о бок в закрытой кабине, а в пассажирском салоне первого самолета при полетах на европейских рейсах вмещалось до 18 пассажиров, хотя на дальневосточном маршруте перевозилось только четыре-шесть пассажиров. [ 2 ] [ 3 ] Первый экземпляр, регистрационный PH-AGA, оснащенный тремя Gnome-Rhone Jupiter радиальными двигателями мощностью 480–500 л.с. (360–370 кВт), совершил свой первый полет 26 августа 1929 года. [ 1 ]
Второй экземпляр, регистрационный PH-AFK, был заказан компанией KLM в мае 1930 года. У него был более длинный нос по сравнению с первым примером и большая кабина, позволяющая перевозить до 20 пассажиров. PH-AFK был выставлен на Парижском авиасалоне 1930 года , где он выиграл Гран-при комфорта и элегантности транспортных средств . [ 4 ] «приз красоты» по голосованию общественности.

Чешская авиастроительная компания Avia приобрела лицензию на производство этого типа с целью создания бомбардировщика для ВВС Чехословакии, когда было решено, что Fokker F.VII , который Avia уже производила по лицензии, слишком мал для этой роли. К 1932 году на вооружении находилось 12 самолетов F.39 . [ нужна ссылка ] Югославия также приобрела два самолета, а также лицензию на производство этого типа внутри страны, но этого не произошло. F.39 отличались от своих гражданских аналогов не только наличием бомбодержателей, но и защитным пулеметом, установленным либо на подфюзеляжной «ступеньке», либо на башне. Avia также построила два экземпляра авиалайнеров для Чехословацких авиалиний под названием F.IX D ( Dopravni - «транспорт»). Один из них пережил Вторую мировую войну , когда был принят на вооружение Люфтваффе (как TF+BO ). [ 5 ]
Дальнейшая военная разработка компании Avia, двухмоторный F.139 , так и не сошла с чертежной доски.
Операционная история
[ редактировать ]
Несмотря на то, что в 1929 году директора KLM говорили о десяти или более самолетах, ухудшение экономического климата привело к покупке только двух самолетов. Из-за логистических последствий наличия запасных частей только для двух самолетов они были ограничены европейскими маршрутами, и каждый из двух F.IX совершил только один рейс в Индию. Один (регистрационный PH-AFK ) был списан в результате крушения 4 августа 1931 года, а другой ( De Adelaar , PH-AGA ) был списан в 1936 году и впоследствии был тайно приобретен для использования в качестве бомбардировщика в составе Испанской республиканской партии. ВВС в годы гражданской войны . [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]Фоккер
[ редактировать ]- ИСПРАВИТЬ
- Трехмоторный пассажирский авиалайнер авиакомпании KLM .
Имел
[ редактировать ]- Ф.39
- Трехмоторный бомбардировщик для ВВС Чехословакии .
- Ф.139
- Предлагался двухмоторный вариант F.39. Не построен.
- Ф-IX Д
- Трехмоторный пассажирский авиалайнер Чехословацких авиалиний .
Операторы
[ редактировать ]
- Чехословацкие авиалинии эксплуатировали два самолета.
- Чехословацкие ВВС
- Люфтваффе эксплуатировал один трофейный самолет.
- KLM эксплуатировала два самолета.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]
- 4 августа 1931 года самолет KLM F.IX разбился при взлете из аэропорта Валхавен из-за отказа двигателя; все 15 пассажиров и экипаж выжили, но самолет списали. [ 7 ]
Технические характеристики (Fokker F.IX)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: два (пилот и второй пилот)
- Вместимость: 20 пассажиров
- Длина: 19,31 м (63 фута 6,75 дюйма)
- Размах крыльев: 27,16 м (89 футов 0,5 дюйма)
- Высота: 4,572 м (15 футов 8,75 дюйма)
- Вес пустого: 5450 кг (12015 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 9000 кг (19842 фунта)
- Силовая установка: 3 × Гном-Рон 9А Юпитер 9-цил. Радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением мощностью 360 кВт (480 л.с.) каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 210 км/ч (130 миль в час, 110 узлов)
- Крейсерская скорость: 172 км/ч (107 миль в час, 93 узла)
- Дальность действия: 1150 км (710 миль, 620 миль)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Страуд 1985, с. 601
- ^ Страуд 1985, стр. 601–602.
- ^ Страуд 1966, с. 483
- ^ Страуд 1985, с. 602
- ^ Тейлор 1989, с. 88.
- ^ Тейлор и Александр 1969, стр. 68–69.
- ^ Описание происшествия для PH-AFK в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 июля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хаусон, Джеральд (август – ноябрь 1980 г.). «Тримоторы Фоккера идут на войну». Любитель воздуха . № 13. С. 43–49. ISSN 0143-5450 .
- Страуд, Джон (1966). Европейский транспортный самолет с 1910 года . Лондон: Патнэм.
- Страуд, Джон (ноябрь 1985 г.). «Крылья мира». Самолет ежемесячно . Том. 13, нет. 11. С. 600–605. ISSN 0143-7240 .
- Тейлор, Джон В.Р. и Джин Александер. Боевые самолеты мира. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-71810-564-8 .
- Тейлор, Энциклопедия авиации Майкла Дж. Джейна. Лондон: Studio Editions, 1989.
- Уил, Эльке. Боевая авиация Второй мировой войны. Симсбери, Коннектикут: Bracken Books, 1985.
Внешние ссылки
[ редактировать ]