Музей аэронавтики Джанни Капрони
Музей ВВС Джанни Капрони | |
![]() | |
Учредил | 1927 |
---|---|
Расположение | Через Лидорно, 3 38100 Тренто Италия [ 1 ] |
Координаты | 46 ° 01′14 ″ с.ш. 11 ° 07′37 ″ E / 46,020474 ° N 11,12683 ° E |
Тип | Авиационный музей |
Размер коллекции | 26 самолетов на выставке несколько сотен исторически значимых артефактов |
Куратор | Мишель Ланзингер [ 2 ] |
Ближайшая автостоянка | На сайте (без зарядки) |
Веб -сайт | www.museocaproni.it |
Область | 1400 м 2 (15 000 кв. Футов ) (только основной ангар) |
Музей аэронавтики Джанни Капрони ( Итальянский музей ВВС Джанни Капрони ) - Музей Италии в Оталии, авиационный музей, [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] а также старейший корпоративный музей страны. [ 3 ] [ 6 ] Это было учреждение в 1927 году как музей Капрони ( музей Капрони ) итальянского авиационного пионера и авиационного инженера , Джованни Баттиста "Джанни" Капрони и его жены, Тимины Гуасти Капрони. [ 5 ]
Музей был первоначально расположен в Талидо , в пригороде Милана . Самолет в коллекции был перенесен в Венегоно -супериоре во время Второй мировой войны , а выставка была вновь открыта в Виззола Тичино (в провинции Варезе ) в 1960 -х годах. В конце 1980 -х годов музей переехал в свое нынешнее место. Нынешнее здание музея, в 5 километрах (3,1 мили) к югу от Тренто и прилегающее к аэропорту Тренто (сама посвященная памяти Джанни Капрони), было открыто 3 октября 1992 года. [ 3 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Джованни Баттиста Капрони, более известный как Джанни Капрони [ 7 ] был гражданским инженером и -электриком инженером из Трентино , региона северной Италии, который был известен своим проектированием и полетом нескольких новаторских самолетов в период с 1910 по 1913 год. [ 8 ] Небольшие одномоторные самолеты, такие как Caproni Ca.1 , Ca.6 и Ca.12, были важными вехами в раннем развитии итальянской авиации. [ 9 ] Во время Первой мировой войны Капрони стал одним из наиболее важных производителей союзных самолетов, ответственных за проектирование и изготовление крупных многоморежно-двигательных бомбардировщиков, трехмоторные Caproni Ca.32 , Ca.33 , Ca.36 таких как Около 40 . Эти бомбардировщики были одними из наиболее важных примеров того времени, в области тяжелых самолетов. [ 10 ] [ 11 ] В течение межвоенного периода, с бомбардировки стратегическими теориями Джулио Доуте , обсуждается, оперативное использование бомбардировщиков Капрони считалось важным ориентиром в истории авиации. [ 11 ] [ 12 ]

К концу войны компания Caproni была хорошо известна, но снижение военных орденов, последовавших за конфликтом, заставило фирму начать производить гражданские самолеты, чтобы поддерживать работу своего бизнеса. Некоторые из бомбардировщиков военного времени были преобразованы в роль авиалайнера или груза . Были также разработаны новые модели, специально разработанные в качестве авиалайнеров - среди них Caproni Ca.48 , CA.59 и CA. 60 Transaereo (последний был проверен безуспешно). [ 13 ]
Помимо своего таланта к инженерии, Джанни Капрони был убежден в важности сохранения и чести исторического наследия, связанного с рождением и ранним развитием итальянской авиации в целом, и в частной фирме Капрони. [ 14 ] Он начал собирать обширную коллекцию не только самолетов и технологий, связанных с авиацией, но и собирать соответствующие документы и памятные вещи. [ 15 ] С раннего периода Caproni также сотрудничал и поддерживал художников, а также собирал коллекцию картин и других произведений искусства. Его жена, Тилина Гаасти Капрони, была такой же, как разум, и у обоих была сильная художественная чувствительность. Их коллекции отражали не только любовь к истории авиации , но и историю искусств . Во второй половине 1920 -х годов Капронис решил открыть музей, предназначенный для проведения всего материала, который они собрали. [ 15 ] Рассказывая о происхождении учреждения, Мишель Ланзингер, директор Тридентинского музея естественных наук ( Museo Tridentino di Scienze Naturali ), в чью сеть научных музеев в музее аэронавтики Джанни Каврони принадлежат с 1999 года, находится музей аэронавтики Джанни Каврони. [ 16 ] сказал:
В то время как дизайнер и производитель самолетов собирал самые заметные летающие машины, которые он создал, среди которых мы сегодня считаем несколько уникальных образцов - которые были тем самым спасены от гарантированного разрушения - его жена собрала документы, реликвии и, что самое важное, произведения, связанные с полетом.
В 1927 году в Талидо , недалеко от Милана, в Талидо, недалеко от Милана, по продовольствию совместной воли Джанни и Тимины Гуасти Капрони. Это был первый в Италии, который был полностью посвящен теме авиации, а также в первом корпоративном музее страны. [ 3 ] [ 6 ] [ 17 ] Первоначальная цель музея состояла в том, чтобы сохранить предметы, представляющие исторический интерес к развитию компании по производству самолетов, но вскоре ее масштабы включали в себя все аспекты истории человеческого полета, а также те аспекты искусства и других дисциплин, которые имели авиационное соединение. [ 3 ]
выставка итальянской аэронавтики ( Esposizione Dell'aeronautica Italiana В период с июня по октябрь 1934 года в Милане состоялась ). Он был организован комитетом ( Direttorio ordinatore ), с которым Джанни Капрони сотрудничала, отправив четыре самолета, выставленные на павильоне выставки в художественном дворце ( Palazzo dell'arte ); были экспериментальные бипланы : Caproni первый ок . пролетавший Это ) Ca.1 ( Caproni , и самолет Двигатель биплан около 36 м . [ 6 ] [ 18 ]
Экспозиция, также включающая инновационный и привлекательный дизайн выставок, разработанный некоторыми из самых выдающихся итальянских художников того времени, [ 14 ] (Среди них архитектор Джузеппе Пагано ) [ 18 ] был большой успех. В закрытии Бенито Муссолини приказал, чтобы Официальный Regia Aeronautica музей ( Museo Storico dell'accademia aeronautica ), который в то время находился во дворце Казерта на юге Италии, [ 6 ] должен был быть перенесен в Милан и слияние с музеем Капрона, став Национальным музеем авиации ( Museo Nazionale Aeronautico ). [ 19 ]
Перспектива единого итальянского авиационного музея была дальновидной, однако не материализовалась. Поскольку музей Капрони сохранил свой статус наиболее важного института такого рода в Италии, он начал развиваться к тому, чтобы стать музеем общей авиации, в котором все виды материалов, представляющих общий аэронавитический интерес [ N 1 ] должны были быть собраны. Музей также взял на себя ответственность за сохранение и должным образом демонстрировать такие материалы. [ 14 ] [ 18 ] Кроме того, музей Капрона начал свое издательство в этот период; томов, опубликованных в 1930 -х годах, были: Капроне, исследования, проекты, реализации 1908–1935 . Среди самолеты гг На изображении 1487–1875 (итальянская аэронавтика на картинках 1487–1875). [ 20 ]
Музей Капрона сохранил свое первоначальное место рядом с Миланом, недалеко от заводов компании в Талидо, до начала Второй мировой войны. Однако в первой половине 1930 -х годов коллекция хранилась на самих растениях, в местах, не подходящих для их сохранения и демонстрации артефактов. После 1935 года стала очевидной необходимость создания постоянного, специально представленного выставочного зала; Впоследствии один из больших ангаров аэропорта Талидо , недалеко от фабрики, был преобразован в эту цель, так что ныне богатая и важная коллекция музея Капроне можно было правильно размещать. Когда этот новый выставочный зал был открыт в 1940 году, были выставлены следующие самолеты: [ 6 ] [ 21 ]
- Ansaldo SVA 5
- Капроне Бристоль
- Капрони ок.1
- Капрони ок.6
- В Капрони ок. 18
- Капрони ок. 20
- Капрони ок. 22
- Капони ок. 36 м
- В Капрони ок. 42
- Капрани ок. 53
- Некоторые части Капрани ок.60 Transaereo
- CNA ETA
- Фюзеляж Fokker D.Viii
- Габардини моноплан Земельный
- Грузом самосплана Gabardini Monoplane
- Габардини G.51BIS Биплан
- Безумно издевательств 29
- Фюзеляж виб
- И частично отключиться и sievens-shrubly d.iv
- Три гондола дирижабля
- К реплике Leonardo Da Vinci Glider
В дополнение к цитируемым самолетам, огромное, но неважно-количества модельных самолетов , самолетов , пропеллеров , художественных работ, связанных с авиацией и других предметов, также было частью коллекции. [ 6 ] [ 21 ]
От Второй мировой войны до 1980 -х годов
[ редактировать ]Начиная с 1942 года, стало необходимым, чтобы отодвинуть некоторые самолеты музея Капрон вдали от Милана, чтобы они не были повреждены или разрушены бомбардировкой союзников. Несмотря на меры предосторожности, которые были приняты, однако, некоторые самолеты были уничтожены (это имело место с единственным существующим ок. Macchi-Nieuport 29 и Roland Vib). [ 6 ] [ 21 ] Тем не менее, большинство владений музея, включая не только самолеты, но и библиотеку и архивы, пережили войну. [ 22 ]
В конце войны самолеты музея Капрон были собраны в супериоре Венегоно , маленьком городке в провинции Варезе ; Вместо этого документальная коллекция учреждения была сохранена в Риме. Несмотря на то, что у него не хватает здания музея, подходящего для размещения выставки, и позволяя держать коллекцию видимой для общественности, музей Капрона остался важным учреждением в области сохранения исторического наследия, связанного с авиацией. Музей продолжал участвовать в авиационных мероприятиях и в приобретении или одаренных новых предметах для коллекции. Между 1940-х и 1950-х годами операции музея были продвинуты из-за работы соучредителя Тимины Капрони. [ 6 ] [ 20 ]
Наконец, в 1960 -х годах на старой фабрике Капроне был открыт новый выставочный павильон , все еще в провинции Варезе и недалеко от места, в котором аэропорт Малпенса . позже будет построен [ 6 ] [ 20 ] Музей Капрони был снова открыт для публики и продолжал увеличивать свою коллекцию. Присутствие на взлетно -посадочной полосе травы на 600 метров (1969 футов) , очень близко к зданиям музея, позволило некоторым новым приобретениям добраться до музея по воздуху, что в идеале прекратило свою операционную карьеру, а также гарантировал наилучшее состояние сохранения в время их вступления. Это имело место с самолетами Avia Fl.3 и Macchi MB.308 , которые прилетели в музей и до сих пор выставлены в музее в Тренто. [ 6 ]
В настоящее время некоторые самолеты в музее Капроне были перенесены на важную реставрацию и сохранение. Те самолеты, которые находились в хорошем состоянии, были выставлены в репрезентативных ангарах, датируемые Первой мировой войной. [ 6 ] Другие хранили на вилле семьи Капрони в Венгоно -Супериоре. [ 23 ] Когда основатели умерли, [ N 2 ] Их дети, Джованни и Конресса Мария Феде Капрони, заняли свое место в управлении учреждением. Работа потомства основателей позволила музею сохранить свой уровень важности в национальном и международном масштабе, причем коллекция постоянно обогащена новыми приобретениями. [ 6 ]
В 1980 -х годах финансовый спад компании Aeronautical Works, которую Джанни Капрони начал задолго до этого, заставило музей в Виццоле Тичино закрыться. [ 14 ] Однако из -за щедрого вмешательства Мартино Айхнера, [ N 3 ] Соглашение было подписано в августе 1988 года между семьей Капрони и Трентино ; В таком согласии последняя, автономная провинция Тренто, согласилась восстановить коллекцию и предоставить выставочное здание, которое будет построено в месте, недалеко от аэропорта Тренто ; Музей должен был быть назван музеем аэронавтики Джанни Капрони (на итальянском, музее Dell'aeronautica Gianni Caproni ). [ 6 ] [ 20 ]
С 1990 -х годов на
[ редактировать ]В апреле 1989 года восстановление самолетов началось под наблюдением компании Masterfly Rovereto . 2 декабря того же года было начато строительство центрального выставочного здания музея. [ 20 ] кв. Новый выставочный павильон включал в 069 зал 1400 квадратных метров ( 15 [ 20 ] Основное здание нового объекта было открыто 3 октября 1992 года. [ 3 ]
Весной 1999 года Музей аэронавтики Джанни Капрони стал на территориальной секуин ( территориальная секция ) [ N 4 ] Из Тридентинского музея естественных наук ( Museo Tridentino di Scienze Naturali ), тем самым становясь частью сети из 18 научных и исторических музеев, которые в конечном итоге контролируются провинцией Тренто . [ 3 ] Среди прочего, музеи в группе музея Тридентинского музея естественных наук включают Альпийский ботанический сад в Виоте на горе Бондоне , музей жилища на озере в Молина -Ди -Ледро , арралетум обсерватории Арко в Ронкафорте и «Глациологический центр Юлиуса» в Мандроне ( Adamello в Ронкафорте. ) [ 24 ]
В апреле 2011 года был открыт новый ангар, прилегающий к северной стене основного выставочного зала. Выставка самолета, которые уже были размещены в музее, был реорганизован, и можно выставлено некоторые дополнительные самолеты, ранее хранящиеся на складе музея.
Открытие нового северного ангара произошло во время события под названием «Задача полета» ( La Sfida Del Volo ). Ансальдо А.1 Балилья , Капрони Ца.53 и выживающие компоненты Капрони К.60 были перенесены со склада к северу от Тренто в главный зал музея, став частью постоянной выставки. Agusta Bell AB 47G , Minzolini Libellula II и североамериканский T-6 Texan были добавлены в коллекцию и расположены в новом ангаре, а также Bücker Bü 131 , Caproni CA.193 , Macchi MB.308 и Saiman 202 M, которые имели Ранее выставил в главном ангаре музея. Новый ангар, открытие которого стало первым расширением музея с 1992 года, был временным решением - в качестве своего рода предварительного просмотра дальнейшего, постоянного и более последовательного увеличения экспонатов, из -за строительства более крупного ангара с Более подходящее жилье для сохранения самолетов. Осенью 2011 года северный ангар был закрыт, чтобы разрешить начало нового проекта оживления. [ 25 ]
Летом 2011 года в главном зале музея и вторичном ангаре выставлены следующие самолеты: [ 26 ]

- Agusta Bell AB 47G
- Распространенный фюзеляж и крылья Ансальдо А.1 [ 25 ]
- Ansaldo SVA 5
- Avia F.3
- Бреда Ба.
- Bücker Bü 131
- Капроне Бристоль
- Капрони ок.6
- В Капрони ок.9
- Капрони ок.100 плавает
- Капрони ок. 163
- Капрони ок. 193
- Капрони Тренто Ф.5
- В капрони-виззола C-22J
- Распространенный фюзеляж и крылья капрони ок.53 [ 25 ]
- Некоторые части Капрани ок.60 Transaereo [ 25 ]
- Фюзеляж Fokker D.Viii
- Габардс Г.51BIS
- Maces M.20
- Пятники МБ.308
- Некоторые части Macchi MC200 [ 27 ]
- ЛИБИЛЬНЫЙ МАНЗОЛИНИ II [ 25 ]
- Североамериканский T-6 Texan [ 25 ]
- Некоторые части Reggiane re.2005 [ 28 ]
- Сайман 202 м
- В Савойя-Макетти С.79
Ближе за пределами музея и аэропорта, звездный житель Lockheed F-104G направлен на небо и стоит в качестве опекуна ворот . [ 26 ] Его присутствие посвящено воспоминаниям об генерале Aeronautica Militare (итальянских ВВС) Генерал Лисио Джорджиери .
С начала 1990 -х годов, когда музей перешел в свое окончательное местоположение, было уделено больше внимания определению культурного наследия и важности выставленных артефактов. [ 14 ] Самые последние этапы программы восстановления и обогащение выставки путем восстановления некоторых самолетов со склада и перемещения их в новый ангар, включали сотрудничество и надзор с несколькими культурными институтами провинции Тренто, в том числе Assessorato Alla Cultura , Soprintendenza на I Beni Storico-Artistici и Soprintendenza Per I Beni Librari, Archivistici ed Archeologici . Большое значение было придано филологическому и подлинному восстановлению первоначального внешнего вида самолета и внутренней механической структуры, реконструкции их истории и их сохранения, согласно самым продвинутым теориям сохранения культурного наследия и управления. [ 14 ] [ 25 ]
Коллекция
[ редактировать ]Самолеты
[ редактировать ]- Agusta Bell AB 47G
- Agusta Bell AB 47G выставлен в Музее аэронавтики Джанни Капрони, является одним из 1000, построенных итальянской компанией Agusta . В 1946 году Bell 47 стал первым вертолетом , который был сертифицирован для гражданского использования; [ 29 ] Затем он был произведен в большом количестве и управлялся по всему миру как многородный вертолет, кроме того, что он был построен по лицензии в нескольких странах. Вертолет был пожертвован в музей в 1988 году. [ 30 ]
- Ансальдо А.1
- Ансальдо А.1 Балилья итальянским истребителем биплана выставленные в музее . Самолет , , войны который был был представлен в последние недели мировой Двухместный SVA во время знаменитого пропагандистского рейда . Это один из двух выживших Ансальдо A.1S, и единственный, чья оригинальная шелковая ткань была сохранена неповрежденной; Примечательно, что изображение святого Джорджа, убивающего дракона , нарисовано на правой стороне фюзеляжа. [ 31 ]
- Ansaldo S.V.A. 5
- Ansaldo SVA - это название семейства итальянских истребителей и разведывательных Д'Аннунцио бипланов, разработанных в 1916–1917 годах и наиболее известных за полеты над Веной 9 августа 1918 года. SVA 5 выставлен в музее Джанни Кавенти Аэронаут принял участие в этом в этом Рейд, пилотируемый Джино Аллегри . [ 32 ]
- Был фл.3
- Avia Fl.3 , разработанная в Италии в конце 1930-х годов, представляет собой одномоторный моноплановый самолет . В нем был очень простой дизайн, который обеспечивал большую простоту обслуживания и было легко летать. Большое количество летающих школ до, во время и после Второй мировой войны, управляло примерами. Выставочный самолет был построен в 1947 году и принадлежал нескольким владельцам, прежде чем приехать в музей Капрона в то время, когда учреждение находилось в Виццоле Тичино. Он был восстановлен в 1989 году и до сих пор имеет оригинальный двигатель. [ 33 ]
- Breda Ba.19
- Breda Ba.19 была одним из самых известных пилотационных самолетов 1930 -х годов; Он наиболее известен тем, что преодолел мировой рекорд по инвертированной продолжительности полета в 1933 году. Ba.19, выставленная в музее, является единственным выжившим самолетом в своем типе; Он прошел через особенно сложный и радикальный процесс восстановления, в котором многие из частей должны были быть полностью восстановлены, хотя большинство компонентов являются оригинальными. [ 34 ] [ 35 ]
- Bücker Bü 131
- Bücker Bü 131 был немецким пищевым бипланом, который был построен в большом количестве в течение 1930 -х годов и широко использовался в Германии и Швейцарии. Самолет, выставленные на выставке, был построен в 1939 году и управлялся швейцарскими ВВС в течение длительного периода, прежде чем его переехали в итальянскую летающую школу в 1963 году. Он был пожертвован в музей Капрона частным владельцем в 1976 году и был восстановлен в 1989 году. [ 36 ]
- Бристоль Капрани
- Самолет под названием Caproni Bristol на самом деле является монопланом Bristol-Coandă , типом самолета, который был разработан румынским инженером авиационной авиации и пионером авиации Анри Коандэ для британской и колониальной компании по самолетам, Ltd. Впервые в 1912 году самолеты в настоящее время выставлены в музее аэронавтики Джанни Капрони, был построен Бристолем в Соединенном Королевстве и отправлен в Италию вместе с техническими чертежами, чтобы Капрони мог производить тип по лицензии . Два моноплана Coandă-построенных CAPRONI проходили тесты на оценку, среди других участников, Министерством войны Италии в 1913 году, но не были отобраны для производства. Тем не менее, Капрани позже продал несколько самолетов такого типа итальянской армии . Моноплан Бристоль-Коандэ в музее аэронавтики Джанни Капрони является самым старым выжившим Бристольским самолетом. [ 37 ]
- Капрони ок.6
- Капрони ок.6 , шестой самолет, построенный Джанни Капрони, был новаторским бипланом, в котором был инновационный винт с переменной питкой (однако, наносит на земле, на земле можно было отрегулировать только на земле) и необычный двойной аэродинамический зал. Полем Последний был предложен Капроне его другом и коллегой Анри Коандэ, но оказался неудачным. Caproni CA.6, выставленная в музее Планы или рисунки о деталях оригинальной конструкции самолета, оно не подвергалось восстановлению. Капрони ок . [ 38 ]
- Капрони ок.9
- Капрони ок . Вспышка Первой мировой войны. В 1986 году, в столетии рождения Джанни Капрони, Капрони CA.9 был предоставлен для демонстрации Национального музея воздуха и космоса , Вашингтон, округ Колумбия, проходил несколько методов сохранения и восстановления как в Италии, так и в Соединенных Штатах . [ 39 ]
- Caproni Ca.53
- Caproni Ca.53 , большой одномоторный триплейн- самолет, предназначенный для конца Первой мировой войны, для роли легкого бомбардировщика . Из -за технических проблем, связанных с его двигателем, ок. 53 не выходило за рамки этапа прототипа. По состоянию на 2012 год [update]Единственный, кто был построен, демонстрируется в музее аэронавтики Джанни Капрони; В настоящее время фюзеляж и крылья разобрали. [ 40 ]
- CAPRONI CA.60 Transaereo
- Caproni Ca.60 Transaereo , огромная, девятикрытая летающая лодка с восьмиможвовым двигателем , задуманная как трансатлантический авиалайнер из 100 пассажиров, была проверена без успеха в 1921 году. Он пролетел дважды, потерпев неудачу в конце второго полета, в результате в серьезных ущербах. Никаких дальнейших испытаний не было проведено, и большая часть структуры планера самолета была потеряна. Единственные выжившие части (две боковые поплавки, передняя часть главного центрального корпуса, один из двигателей Liberty L-12 и панель управления), выставлены в музее аэронавтики Джанни Капрони, где они были перемещены. 2011 год [ 41 ]
- Caproni a.100
- Caproni Ca.100 , также известный как Caproncino , представлял собой одномоторную мультиролу биплан, которая была построена и подавалась в большом количестве в Италии в течение 1930-х годов; Некоторые из 100 -х годов, которые пережили войну, оставались в эксплуатации до 1960 -х годов. Кавенчино , из пяти нынешних выживших, был построен в качестве наземного самолета, впервые полезно выставленное в музее аэронавтики Джанни Капрони, один Клуб Комо до 1964 года. Он был пожертвован в музей Капрона в 1970 году и был выставлен в Виззола Тичино на некоторое время. Он был перенесен в Роверто, где в 1990 году он подвергся восстановлению. [ 42 ]
- Капрони ок. 163
- Caproni CA.163 Light Training Biplane, разработанный в конце 1930 -х годов в качестве замены для стареющего CA.100, был построен в качестве единого прототипа. Он был восстановлен в Роверто в 1989 году, и он очень хорошо сохранился; Считается, что его можно с относительной легкостью поместить в условиях лета. [ 43 ]
- Caproni ок. 193
- Caproni CA.193 был последним самолетом, который компания Caproni разработала и построила в Милане. Это был четырехместный легкий грузовый и с двумя двигателями самолеты . Единый прототип был разработан, построен и впервые пролетел во второй половине 1940 -х годов, в то время как компания столкнулась с периодом глубокого кризиса; Он был протестирован Aeronautica Oiltare , недавно сформированными ВВС Италии, которые купили прототип, но отказались размещать заказы на массовое производство. Единственное ок. 193 года продолжало летать в итальянских ВВС до 1952 года, затем переходил в аэро клуб Тренто , где он оставался в эксплуатации до 1960 года, и, наконец, переехал в музей Капрон в Виззоле Тичино. Он был снова перенесен в Трентино в 1988 году и прошел обширный и сложный процесс восстановления в 1991 году. [ 44 ]
- Капрони Тренто Ф.5
- Капрони -Тренто F.5 был одномоторным самолетом для тренировочных реактивных самолетов, в котором была представлена совершенно деревянная и чрезвычайно легкая структура. Он был протестирован с значительным успехом в начале 1950 -х годов, и вскоре прототип был куплен итальянскими ВВС. Тем не менее, серьезные финансовые трудности компании Caproni не позволили ей создать статус производства. Самолет продолжал летать до конца 1950 -х годов, и в 1990 году он был оказан в музее аэронавтики Джанни Капрони. [ 45 ]
- CAPRONI VIZZOLA C-22J
- Caproni Vizzola C-22J был последним самолетом, который был построен компанией Caproni. Легкий двойник-двойник и самолет с мультиролом, в нем была чрезвычайно маленькая и легкая структура из стекловолокна и была особенно проста и недорого в эксплуатации и обслуживании. Он был впервые пролетел в 1980 году; Было построено несколько прототипов, но тип не вступил в производство. C-22J, выставленная в музее, представляет собой оригинальный макет, построенный инженерами Caproni в 1980-х годах; Он очень хорошо сохранился и не подвергался восстановлению. [ 46 ]
- Боец D.Viii
- Немецкий , истребитель Fokker D.Viii который проводится среди лучших самолетов, построенных во время Первой мировой войны, [ 47 ] был консольным монопланом зонного крыла , который был введен в октябре 1918 года, незадолго до конца конфликта. Фузеляж , выставленного в музее аэронавтики Джанни Капрони, принадлежит единственному D.VIII, выжившим до сегодняшнего дня; Он вошел в службу в последние дни октября 1918 года, но не видел никаких боевых действий перед перемирием. Он был передан итальянским вооруженным силам в 1919–1920 годах в рамках программы послевоенной компенсации. Он прошел долгую серию тестов с итальянскими военными, а затем был куплен музеем Капрона и выставлен на выставку в Талидо, где он оставался до 1940 года. Затем Fokker D.Viii хранился на нескольких музейных складах до 1988 года, когда в Фузеляж, двигатель и винт были восстановлены. По состоянию на 2012 год [update]Восстановление крыла и эмпеннаж еще не завершено; В конце концов, все части самолета будут собраны вместе. [ 48 ]
- Габардини Г.51BIS
- Габардини G.51 был итальянским двухместным двухместным дрессировщиком биплана с одномолетным пилотом; Он был разработан в 1925 году и 10, в том числе те, которые принадлежат к версии G.51BIS. Они продолжали летать до 1935 года, и все они управляли летной школой Камери , Италия. Самолет, выставленные в музее, G.51BIS, был построен в 1928 году и вышел из службы в 1935 году; Он был восстановлен Rovereto Company Masterfly в 1988 году. По состоянию на 2012 год. [update], это единственный самолет Габардини на публичном дисплее; Это все еще в состоянии лета. [ 49 ]

- Lockheed F-104G Starfighter
- Старший истребитель Mach-2 Mach-2 Lockheed F-104 был управлял итальянскими ВВС в течение многих лет в период с 1960 года и концом 20-го века. F-104G (MM6609) расположен у входа в комплекс аэропорта-музея. Он был снят из военной службы в 1990 году, пожертвовано Музею аэронавтики Джанни Капрони в 1991 году и установлен на пилоне (указанный на небе) в 1992 году. [ 50 ]
- Macchi M .20
- Macchi M.20 был небольшим бипланом общей авиации/обучения, спроектированным и сначала пролетал вскоре после окончания Первой мировой войны. Он оставался на службе до начала Второй мировой войны. M.20, в настоящее время демонстрирующий в музее, был построен в первой половине 1920 -х годов, а затем принадлежал нескольким людям и летающим клубам ; Он стал частью коллекции музея Капрони в 1970 -х годах, а затем был выставлен в Виццоле Тичино. В 1988–1990 годах он претерпел сложный процесс восстановления. По состоянию на 2012 год [update], это самый древний выживший оригинальный дизайн Macchi в Италии. [ 51 ]
- МБ.308 Пятники
- Macchi MB.308 был первым самолетом, которым компания Macchi удалось поместить в производство в период после Второй мировой войны. Это был двухместный моноплановый тренировочный самолет с полностью деревянной структурой; Более 180 были построены. [ 52 ] Пример музея на короткое время служил с итальянскими военно -воздушными силами в 1950 году и был пожертвован в аэроучанин Милано в том же году; В конце 1950 года он был продан частному гражданину, который пожертвовал его в музей Капрона в 1972 году. Он был восстановлен в 1989 году. [ 53 ]
- MC200 пятна
- Macchi MC200 , одноэтажный самолет моноплановых истребителей, оснащенный радиальным двигателем, был самым важным борцом Regia Aeronautica в период между 1940 и 1943 годами. Выставлен в музее аэронавтики Джанни Каврони. и Empennage, и Fiat A.74 RC.38 двигатель MC200. Наряду с Reggiane Re.2005, он стал частью постоянной выставки в 2010 году. [ 27 ] [ 54 ]
- Манзолини бесплатно
- Manzolini Libellula II был итальянским экспериментальным вертолетом 1950 -х годов; Его наиболее заметной особенностью была пара коаксиальных роторов с противодействием противоположным , которые сделали хвостовой ротор ненужным. Были построены два прототипа, второй из которых выставлен в музее; Они были доставлены между 1952 и 1960 -х годами. Тип не вступил в производство. [ 55 ]
- Североамериканский T-6 Texan
- Североамериканский техасский техасский самолет Т-6, двухместный, низко крыло, оснащенный одним радиальным двигателем, был одним из самых известных и широко производимых тренировочных самолетов в истории авиации, вступившего в производство в 1937 году, а в некоторых странах- Он оставался в эксплуатации до 1980 -х годов. T-6 выставлен в музее аэронавтики Джанни Капрони, подаваемой в итальянских военно-воздушных силах, и после нескольких лет хранится на складе музея, он был добавлен в постоянную коллекцию на открытии нового ангара в 2011 году. [ 56 ]
- Сайман 202M
- Saiman 202 был двухместным моноплановым военным тренером; Впервые в 1938 году он был построен в более чем 400 единицах; Их управляли как регсия Aeronautica , так и люфтваффе во время войны и аэронавики воинства после окончания конфликта. Сайман 202 м, выставленные в музее аэронавтики Джанни Капрони, был построен в 1943 году и оставался на военной службе до 1951 года; Он продолжал летать в Aero Club Bologna до 1962 года. После переезда в Трентино он был восстановлен ровертовой компанией Masterfly. [ 57 ]
- Savoia-Marchetti S.79
- Savoia -Marchetti S.79 Трехмосковый торговый бомбардировщик был одним из самых известных итальянских самолетов Второй мировой войны. S.79, выставленные в Тренто (один из двух выживших самолетов такого типа) был построен в 1942 году и принял участие в нескольких боевых миссиях до итальянского перемирия в сентябре 1943 года ; Затем самолет и его команда перешли к союзникам и возобновили полеты с грузовыми обязанностями до 1948 года-сначала в рамках итальянских совместных военно-воздушных сил , а затем, с воинством Aeronautica . В 1949 году самолет был получен Ливаном , где он оставался на службе до 1959 года. Впоследствии S.79 был пожертвован в итальянские ВВС, что поручило его Музею аэронавтики Джанни Капрони и был перенесен в его нынешнее место в Тренто в 1993 году. [ 58 ]
- Reggiane Re.2005
- Reggiane Re.2005 , одноместный одноместный истребитель моноплана, был одним из самых современных итальянских бойцов, построенных во время Второй мировой войны. Он совершил свой первый полет в мае 1942 года, но перемирие предотвратило, как тип производился в значительном количестве. Музей аэронавтики Джанни Капрони демонстрирует единственное известное фюзеляж, хвостовой конус и вертикальный стабилизатор . Построенный в первой половине 1943 года, этот самолет принадлежал 22º Gruppo Autonomo Caccia Terrestre и работал до сентября 1943 года. Он был обнаружен после войны возле авиабазы в Каподичино , недалеко от Неаполя . Впоследствии городской университет завладел самолетом в течение нескольких лет. Самолет был приобретен музеем Капрони в 1970 -х годах, и он стал частью постоянной выставки в 2010 году. [ 28 ] [ 54 ]
Реликвии и реконструкции
[ редактировать ]Помимо самолета в коллекции музея аэронавтики Джанни Капрони (некоторые из которых выжили без повреждений или были восстановлены, в то время как другие выжили только в качестве компонентов), музейные дома и демонстрируют многие другие артефакты исторического значения: двигатели, пропеллеры, инструменты. и компоненты самолетов, дирижаблей и других летательных машин, а также документы, медали, модели, фотографии и личные памятные вещи. [ N 5 ] Однако среди наиболее примечательных, можно указать следующее: двигатель Piaggio P.Xibis RC40D , который оборудовал капрони . [ 60 ] фрагмент блериота XI, который Хорхе Чавес успешно завершил первое пересечение воздуха Альп в 1910 году; крыло ребра биплана братьев Райт ; Гульилмо Маркони , Радио которое он использовал для первого общения с воздушными воздушными шарами и динамиками, и топливный бак супермаренного шпитфара , который разбился в Италии во время Второй мировой войны.
В музее аэронавтики Джанни Капрони также находится реконструкция дизайнерского исследования Джанни Капрони. Он также оснащен реконструкцией мастерской пропеллеров 1920 -х годов, построенной Caproni. [ 3 ]
Изобразительное искусство
[ редактировать ]Во время обучения в Мюнхене , Лиеге и Париже Джанни Капрани проявил большой интерес к изобразительному искусству . Некоторое время до 1910 года, хотя его интерес к живописи и скульптуре был интенсивным, он решил, что авиация станет центром его профессиональной деятельности. Капрони, однако, не потерял художественную чувствительность, которую он приобрел благодаря влиянию метелевропейских секций и авангардных движений. [ 61 ]
В 1910 -х годах Капрони вступил в контакт с несколькими художниками, с которыми у него часто были тесные личные отношения. Когда его финансовое положение улучшилось, поскольку его авиационная компания стала более известной и признанной как коммерческим, так и технологическим успехом, он начал поддерживать их и вводил в эксплуатацию произведения искусства, выступая в качестве реального покровителя искусства. Это имело место, например, с итальянским художником Луиджи Бонаццой ; Он работал в техническом офисе Капроне в 1915 году, а затем смог создать заметные произведения искусства, в которых Jugendstil декоративизм был объединен с темами и предметами, типичными для технического рисунка. [ 62 ]
Под влиянием ее собственной чувствительности и знаний об искусстве, его жена, Тилина Капрони, также начала вносить свой вклад в качестве покровителя и добавила в коллекцию искусств семьи. Их интерес перешел от простого традиционного натурализма к новым выразительным формам футуристического движения ; Последний показал привязанность к действию и скорости, которая проявлялась в праздновании полета. [ 63 ] Коллекция CAPRONI затем продолжала расширяться; Более поздние футуристические картины, наряду с произведениями искусства, принадлежащих к движению так называемой Aeropittura , или аэропхики, были куплены Джанни и Тиминой и, таким образом, стали частью их растущего наследия. Капрон напрямую сотрудничал с такими художниками, как Фортунато Деперо , Альфредо Амбрози и Эмилио Монти . [ 64 ] Другие, они приобрели художественные работы Джакомо Балла , Тато , Филиа , Коррадо Кагли , Бенедетта Каппа , Америго Контини , Туллио Крали , Джерардо Доттори и Марио Сирони . [ 65 ]
Когда в его нынешнем месте был создан музей аэронавтики Джанни Капрони, поддерживаемый положениями воли Марии Феде Капрони, дочери Джанни и Тимины, многие из наиболее заметных произведений искусства в коллекции Капрони были перенесены в Тренто. Некоторые из них выставлены в тех же музейных помещениях, в которых размещаются самолеты («таким образом восстанавливая единство культурного проекта, предусмотренного Джанни и Тимина Капрони»); [ 15 ] Более того, все самые примечательные произведения искусства коллекции были собраны и выставлены в 2007–2008 годах по случаю временной выставки La Collezione Caproni , состоявшейся в Г. Сегантини галерее Гражданского искусства в Арко . [ 66 ]
Временные выставки
[ редактировать ]Музей аэронавтики Джанни Капрони периодически проводит временные выставки, посвященные различным аспектам истории авиации. Те, которые проводились в прошлом, были о таких темах, как искусство, [ 67 ] моделирование полета, [ 68 ] Аэрофотосъемка, [ 69 ] авиация общего пользования [ 70 ] или история и элементы дизайна самолета, в частности (как показано с Caproni Ca.1 [ 71 ] и Caproni Ca.100 выставки). [ 72 ]
Библиотека
[ редактировать ]Музей аэронавтики Джанни Капрони в главной штаб -квартире музея Tridentino Di Scienze Naturali на Виа -Калепине, 10 в Тренто, также имеет обширную специализированную библиотеку. В нем представлена большая коллекция документов об истории авиации, которые предоставляются общественности для исследовательских целей. [ 59 ] [ 73 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Музейная коллекция представляет как гражданские, так и военные артефакты, представляющие любой исторический период или место.
- ^ Джанни Капрани умер в 1957 году, Тимина Гуасти в 1991 году.
- ^ Итальянский пилот Мартино Айхнер был получателем во время Второй мировой войны во время Второй мировой войны. [ 20 ]
- ^ Sezione Territoriale - это часть государственного учреждения, которое отделено от штаб -квартиры учреждения, но все еще контролируется той же рукой местного самоуправления; В случае музея аэронавтики Джанни Капрони, автономная провинция Тренто.
- ^ Общее количество элементов в общих коллекциях CAPRONI не подлежит активизации, и было бы невозможно перечислить их все. [ 59 ]
- Цитаты
- ^ "Contatti" (на итальянском). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Морнзе, Мишель. «Тридентный музей естественных наук» (PDF) (на итальянском языке). Итальянский альпийский клуб. Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2011 года . Получено 19 марта 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Nicoletti & Gabrielli 2007 , p. 2
- ^ «Цель истории» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Музей ВВС Джанни Капрони» (на итальянском языке). Научный музей. Архивировано с оригинала 2012-02-18 . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не «Цель истории» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Джанни Капрони" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Abate, Alegi & Apostolo 1992 , с. 7–8.
- ^ Abate, Alegi & Apostolo 1992 , с. 10–29.
- ^ Abate, Alegi & Apostolo 1992 , с. 35–36.
- ^ Jump up to: а беременный Грант и Никколи 2003 , с. 101.
- ^ Unikoski, Ари (22 августа 2009 г.). «Война в воздухе - бомбардировщики: Италия» . firstworldwar.com . Получено 14 апреля 2012 года .
- ^ Abate, Alegi & Apostolo 1992 , с. 91–92.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Тренто " Авионевс. апреля 11 6 March 2012Марш
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Nicoletti & Gabrielli 2007 , p. 5
- ^ «Музей ВВС Джанни Капрони» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 227
- ^ Jump up to: а беременный в Abate, Alegi & Apostolo 1992 , с. 227–228.
- ^ Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 229
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 228
- ^ Jump up to: а беременный в Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 230.
- ^ Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 231.
- ^ Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 232.
- ^ «Музеи» (на английском языке). Unitn - Математическая, физическая и естественная наука , 2012. Получено 14 апреля 2012 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин «Задача полета - самолеты и неопубликованные вертолеты из музейных коллекций» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Я Velivoli" (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Macchi Mc200 Saetta" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано с оригинала 15 марта 2013 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Reggiane Re.2005 Стрелец" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано с оригинала 15 марта 2013 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Самолеты по всему миру - Гражданский и военный 2007 , с. 321.
- ^ «Агуста Белл А.Б. 47G» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Ансальдо А.1» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 26 января 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Ансальдо SVA 5» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 28 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Avia Fl.3" (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 234.
- ^ «Бреда 19» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Bücker Bü 131" (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Капрони Бристоль" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони . Получено 15 марта 2014 года .
- ^ "Капрони ок.6" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони . Получено 24 февраля 2012 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Капрони ок.9» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони . Получено 15 марта 2015 года .
- ^ «Капрони ок. 53» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Капрони ок. 60» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Caproni Ca.100 Idro" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Капрони ок. 163» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Капрони ок. 193» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Капрони Тренто Ф.5" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 15 августа 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Капрони Виззла C-22J" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Самолеты по всему миру - Гражданский и военный 2007 , с. 69
- ^ "Fokker D.Viii" (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Габардини Г.51BIS» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Lockheed F-104G Starfighter" (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Macchi M.20" (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ "Aermacchi MB.308" (на итальянском языке). Volandia - Парк и музей полета. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Получено 11 марта 2012 года .
- ^ "Macchi MB.308" (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Авиационные сокровища. Исторические самолеты и художественные шедевры со складов музея» (на итальянском языке). Научный музей. 18 ноября 2010 года. Архивировано с оригинала 27 июня 2012 года . Получено 12 марта 2012 года .
- ^ «Манзолини Либеллула II» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Североамериканский T-6 Texan» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Симан 202M» (на итальянском языке). Museo dell'aeronautica gianni caproni. с оригинала 15 августа Архивировано Получено 24 февраля
- ^ «Савой Мархетти С.79» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Другие коллекции» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ Abate, Alegi & Apostolian 1992 , p. 133.
- ^ Николетти и Габриэлли 2007 , с. 17
- ^ Николетти и Габриэлли 2007 , стр. 17-18.
- ^ Николетти и Габриэлли 2007 , стр. 18-19.
- ^ Николетти и Габриэлли 2007 , стр. 19-24.
- ^ Николетти и Габриэлли 2007 , стр. 148-157.
- ^ Николетти и Габриэлли 2007 , с. 3
- ^ «Выставка современных художников из частной коллекции семьи Капрони» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Попробуйте летать - симуляция полета» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Образы полета» (на итальянском). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «В полете - интерактивная выставка» (на итальянском языке). Джанни Капроне Музей ВВС]. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Caproni Ca.1 возвращается в лету» (на итальянском языке). Научный музей. Архивировано из оригинала 23 июля 2013 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Caproni Ca.100 - Выставка исторических самолетов и мультимедийных выставки» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 7 сентября 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- ^ «Каталога E Patrimonio» (на итальянском языке). Museo Delle Scienze. Архивировано из оригинала 14 мая 2012 года . Получено 24 февраля 2012 года .
- Библиография
- Обат, Росарио; Алеги, Грегори; Апостол, Джорджо (1992). CAPRONI AEROPLANI - Джанни Капрони Создатель и Строитель итальянских крыльев (на итальянском языке). Тренто, Италия: музей Капрона.
- Самолеты по всему миру - гражданские и военные . Новара, Италия: Деагостини. 2007. ISBN 978-88-415-9655-5 .
- Горфер, Алдо (1995) [1963]. Город Совета Тренто (на итальянском языке) (2 изд.). Тренто, Италия: Arca Editions. ISBN 88-88203-10-9 .
- Грант, RG; Никколи Р. (2003). Полет - 100 лет авиации (на итальянском языке). Новара, Италия: Деагостини. ISBN 88-41809-51-5 .
- Николетти, Джованна; Габриэлли, Лука (2007). Джованна Николетти (ред.). Коллекция Caproni (на итальянском языке). Ровето, Италия: Стелла Эдизиони/Тридентинский музей естественных наук/Музей ВВС Джанни Капрони. OCLC 799828536 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]