Аладдин Сане
Аладдин Сане | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 19 апреля 1973 г. [ а ] | |||
Записано | 6 октября, декабрь 1972 г. - январь 1973 г. | |||
Студия | ||||
Жанр | ||||
Длина | 41 : 32 | |||
Этикетка | РКА | |||
Продюсер |
| |||
Дэвида Боуи Хронология | ||||
| ||||
Синглы из Aladdin Sane | ||||
|
Aladdin Sane — шестой студийный альбом английского музыканта Дэвида Боуи , выпущенный в Великобритании 19 апреля 1973 года на лейбле RCA Records . Продолжение его прорывного альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars , это был первый альбом, который он написал и выпустил с позиции звезды. Он был сопродюсирован Боуи и Кеном Скоттом и включает в себя участие группы Боуи Spiders from Mars — Мика Ронсона , Тревора Болдера и Мика Вудмэнси — с пианистом Майком Гарсоном , двумя саксофонистами и тремя бэк-вокалистами. Записанный в Лондоне и Нью-Йорке между этапами тура Ziggy Stardust Tour , пластинка стала последним альбомом Боуи в полном составе Spiders.
Большинство треков были написаны во время гастролей в США, и на них большое влияние оказала Америка и восприятие страны Боуи. Из-за американского влияния и быстрого написания песен пластинка имеет более жесткое и тяжелое звучание глэм-рока , чем ее предшественник. Тексты песен отражают плюсы новообретенной славы Боуи и минусы гастролей и содержат образы городского упадка , наркотиков, секса, насилия и смерти. На некоторые песни повлияла группа Rolling Stones ; кавер на их песню « Let's Spend the Night Together включен ». Боуи описал главного героя альбома (игра слов на «A Lad Insane») как « Зигги Стардаст отправляется в Америку». Обложка, сделанная Брайаном Даффи и изображающая молнию на лице Боуи, считается одним из его самых знаковых изображений.
попавших в пятерку лучших синглов Великобритании В сопровождении синглов " The Jean Genie " и " Drive-In Saturday ", , "Aladdin Sane" стал на тот момент самой коммерчески успешной пластинкой Боуи, возглавив британский чарт альбомов и принес ему там огромную популярность. Он также получил положительные отзывы музыкальных критиков, хотя многие сочли его хуже своего предшественника. Популярность сохранялась на протяжении второй половины тура Ziggy Stardust Tour, в ходе которого были внесены различные изменения в сет-лист и постановку. В последующие десятилетия Aladdin Sane появился в нескольких списках лучших и считается одним из его важнейших релизов. Он несколько раз переиздавался и был ремастирован в 2013 году к своему 40-летнему юбилею, который был включен в бокс-сет 2015 года Five Years (1969–1973) .
Предыстория и написание
[ редактировать ]Aladdin Sane был моим представлением об Америке рок-н-ролла. Я был в этом великолепном туре, и мне это не очень нравилось. Поэтому мое письмо неизбежно отражало этот вид шизофрении, через который я проходил. Я хочу выступать на сцене и исполнять свои песни, но, с другой стороны, мне не очень хочется оказаться в автобусах со всеми этими странными людьми. Будучи по сути тихим человеком, ему было трудно прийти к соглашению. Итак, Aladdin Sane раскололся пополам. [ 1 ]
—Дэвид Боуи о теме альбома
Дэвид Боуи стал звездой в начале июля 1972 года, выпустив свой пятый студийный альбом The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars и исполнив песню « Starman » на BBC канале Top of the Pops . [ 2 ] [ 3 ] Он продвигал пластинку в рамках тура Ziggy Stardust Tour по Великобритании и США, сочиняя в дороге новые песни, которые войдут в его следующий альбом. [ 4 ] [ 5 ]
Aladdin Sane был первым альбомом, который Боуи написал и выпустил с позиции звезды. [ 6 ] Написание нового материала во время тура по США в конце 1972 года. [ 5 ] на многие треки повлияла Америка и его восприятие страны. [ 1 ] Биограф Кристофер Сэндфорд считает, что альбом показал, что Боуи «был одновременно потрясен и зациклен на Америке». [ 7 ] Тур в сочетании с другими сторонними проектами того периода, такими как совместное продюсирование » Лу Рида и «Transformer сведение группы Stooges » «Raw Power . [ 8 ] [ 9 ] сказался на психическом здоровье Боуи, что еще больше повлияло на его творчество. [ 10 ] Из-за того, что Боуи был в дороге, он не был уверен в направлении нового альбома, полагая, что сказал то, что хотел сказать о Зигги Стардасте , но знал, что «в конечном итоге он сделает... «Ziggy Part 2»». [ 5 ] Он заявил: «В 73-м был момент, когда я понял, что все кончено. Я не хотел оставаться в ловушке этого персонажа Зигги всю свою жизнь. И я думаю, что то, что я делал в «Аладдине Сане» , я пытался перейти в следующую область – но используя довольно бледную имитацию Зигги в качестве второстепенного средства. На мой взгляд, это был Зигги едет в Вашингтон: Зигги под влиянием Америки». [ 9 ]
Вместо того, чтобы напрямую продолжать образ Зигги Стардаста, Боуи решил создать новую личность, Аладдина Сане, который отразил бы тему «Зигги отправляется в Америку». [ 5 ] [ 1 ] и, по словам Боуи, был менее определенным и «четким», чем Зигги, и «довольно эфемерным». [ 11 ] По словам биографа Дэвида Бакли, персонаж представлял собой « шизоидное слияние», что отразилось в музыке. [ 5 ]
Запись
[ редактировать ]
Aladdin Sane в основном записывался в период с декабря 1972 года по январь 1973 года между гастролями. Как и две его предыдущие пластинки, она была сопродюсирована Боуи и Кеном Скоттом , и в ней участвовала группа Боуи Spiders from Mars — гитарист Мик Ронсон , басист Тревор Болдер и барабанщик Мик Вудмэнси . [ б ] [ 1 ] [ 12 ] В составе также присутствовал пианист Майк Гарсон , которого Боуи нанял по предложению руководителя RCA Кена Глэнси и певицы и автора песен Аннетт Пикок ; [ 13 ] [ 5 ] он оставался в окружении Боуи в течение следующих трех лет. [ 5 ] Пианист имел джазовое и блюзовое происхождение, что, по мнению биографа Николаса Пегга , отклонило альбом от чистого рок-н-ролла и расширило экспериментальный кругозор Боуи. [ 1 ] Бакли назвал Aladdin Sane началом «экспериментальной фазы» Боуи и назвал присутствие Гарсона «революционным». [ 5 ] Скотт отметил, что Гарсон добавил в аранжировки элементы, которых раньше не было, в том числе больше клавишных и синтезаторов. Позже Гарсон сказал, что Скотт как продюсер «добился лучшего фортепианного звука из всех своих выступлений для Боуи». [ 5 ] Пианисту в студии уделял много внимания Боуи, который главным образом хотел посмотреть, на что способен Гарсон. [ 1 ] Среди других музыкантов, нанятых для альбома и тура, были саксофонисты Кен Фордхэм и Брайан Уилшоу; певицы Хуанита Франклин и Линда Льюис в качестве бэк-вокалисток; и давний друг Джеффри МакКормак (позже известный как Уоррен Пис ), который впоследствии появился на более поздних пластинках Боуи в 1970-х годах. [ 1 ]
Первой песней, записанной для альбома, была " The Jean Genie " 6 октября 1972 года в студии RCA Studios в Нью-Йорке, после чего группа и команда продолжили тур по Чикаго. Боуи сам продюсировал сессию. [ 14 ] Группа снова собралась в Нью-Йорке со Скоттом в декабре, чтобы записать « Drive-In Saturday » и « All the Young Dudes », трек, который Боуи написал и подарил английской группе Mott the Hoople . [ 15 ] [ 16 ] Сеансы записи продолжились в январе 1973 года в Trident Studios в Лондоне после завершения американского турне и серии рождественских концертов в Великобритании. [ 17 ] [ 18 ] Треки, записанные в Trident, включали треки из альбомов « Panic in Detroit », « Aladdin Sane », « Cracked Actor », « Lady Grinning Soul », « Watch That Man » и « Time »; Среди отрывков были «саксофонная версия» сингла 1972 года « John, I'm Only Dancing » и « 1984 », не вошедшего в альбом, и «1984 », которые закончились на Aladdin Sane и были помещены на Diamond Dogs (1974). [ с ] [ 16 ] Предварительный список включал переделанный "John, I'm Only Dancing" и неизвестный трек под названием "Zion". [ д ] Заседания завершились 24 января. [ 17 ]
Музыка и тексты песен
[ редактировать ]Мы хотели сделать это ... гораздо жестче. Зигги был рок-н-роллщиком, но отполированным рок-н-роллом. [Боуи] хотел, чтобы некоторые треки [на Aladdin Sane ] были похожи на Rolling Stones и неотшлифованный рок-н-ролл. [ 1 ]
-Кен Скотт о звучании альбома
Как и Зигги Стардаст , Aladdin Sane — это преимущественно глэм-рок . [ 25 ] [ 12 ] с элементами хард-рока . [ 26 ] Американское влияние и быстрое развитие добавили альбому более жесткое, грубое и острое рок-звучание. [ 1 ] [ 5 ] [ 7 ] Некоторые песни, в том числе «Watch That Man», «Drive-In Saturday» и «Lady Grinning Soul», написаны под влиянием группы Rolling Stones ; включен кавер на их песню «Let's Spend the Night Together». [ 1 ] [ 27 ]
По словам Пегга, тексты альбома рисуют картины городского упадка, деградирующей жизни, наркозависимости, насилия и смерти. Он говорит, что некоторые темы, присутствующие в предыдущих работах Боуи, также появляются в «Аладдине Сане» , в том числе «представления о религии, разрушенные наукой, встречи с инопланетянами, выдаваемые за мессианские визиты, влияние на общество различных видов «звезд» и деградация человеческой жизни в мире». духовная пустота». [ 1 ] Автор Джеймс Э. Пероне заявляет, что тематически альбом посвящен «концепции и определению здравомыслия». [ 27 ] в то время как Рик Альбано из Classic Rock Review написал, что музыка отражает плюсы вновь обретенной славы и минусы опасностей гастролей. [ 28 ]
Сторона первая
[ редактировать ]
Вступительный трек "Watch That Man" был написан в ответ на посещение двух концертов американской рок-группы New York Dolls . По словам автора Питера Доггетта , первые два альбома Dolls сыграли важную роль в представлении американского ответа на британское движение глэм-рока. Боуи был впечатлен их звучанием и захотел подражать ему в песне. [ 16 ] [ 29 ] Пегг описывает "Watch That Man" как "неряшливого гаражного рокера", находящегося под сильным влиянием группы Rolling Stones, особенно их песни " Brown Sugar " (1971). [ 30 ] Микс . , в котором ведущий вокал Боуи спрятан под инструментальными партиями, подвергся резкой критике со стороны критиков и фанатов [ 5 ] [ 6 ] [ 30 ] Биографы сравнивают его с современным звучанием «Элтона Джона и группы Stones' Exile on Main St. » (1972). [ 27 ] [ 29 ] [ 30 ]
«Аладдин Вменяемый (1913–1938–197?)» был вдохновлен романом Ивлин Во 1930 года « Мерзкие тела» . [ 31 ] [ 32 ] который Боуи прочитал во время своего путешествия на корабле RHMS Ellinis обратно в Великобританию. [ 16 ] Описанная Бакли как «ключевая» песня альбома, Боуи исследовал более экспериментальные жанры, а не строгий рок-н-ролл. [ 5 ] В нем есть фортепианное соло Гарсона. [ 26 ] который изначально пытался исполнить блюзовое соло и латиноамериканское соло, но Боуи вежливо отверг их, попросив его сыграть что-то более похожее на авангардный джазовый жанр, из которого пришел Гарсон. Импровизированный и записанный за один дубль, Бакли считает соло «знаковой» записью. [ 5 ] Доггетт также считает, что ландшафт трассы принадлежит Гарсону. [ 33 ]
«Drive-In Saturday» была написана после ночной поездки на поезде между Сиэтлом и Финиксом в начале ноября 1972 года. Он увидел вдалеке ряд серебряных куполов и предположил, что это секретные правительственные объекты, используемые для постъядерных осадков. В треке радиация повлияла на разум и тело людей до такой степени, что им приходится смотреть фильмы, чтобы снова научиться заниматься сексом. [ 16 ] [ 34 ] На него сильно повлияла музыка ду-воп 1950-х годов . [ 6 ] и представляет собой современное обновление культуры автомобилей 1950-х годов. [ 27 ] Поскольку Боуи находился под влиянием юнгианских идей о творчестве и безумии, художница Таня Старк предполагает, что лирическая ссылка в песне на Юнга, «ссорившегося с Сильвианой», намекает на галлюцинации Юнга из Красной книги , возможно, возникающие из-за сильвианской трещины в мозгу. [ 35 ]
«Паника в Детройте» была вдохновлена Игги Попа рассказами о беспорядках в Детройте в 1967 году и подъеме Партии Белых Пантер , в частности ее лидера Джона Синклера . [ 36 ] [ 16 ] Боуи сравнил идеи Синклера с мятежным мучеником Че Геварой для рассказчика в «Панике в Детройте». [ 37 ] Тексты мрачные, в них присутствуют образы городского упадка, насилия, наркотиков, эмоциональной изоляции и самоубийств. [ 36 ] добавляя к всеобъемлющей теме альбома отчуждения . [ 27 ] В музыкальном плане сама песня построена на бите Бо Диддли ; [ 6 ] Пегг считает гитарную партию Ронсона очень «блюзовой». [ 36 ]
«Cracked Actor» был написан после пребывания Боуи на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе, где он стал свидетелем проституток, употребления наркотиков и секса. Рассказчик песни — стареющая кинозвезда, жизнь которой начинает идти на убыль; он «жестоко относится к своей легенде» и встречает проститутку, которую презирает. [ 38 ] [ 16 ] В отношении кинозвезды и секса существует множество двусмысленных смыслов: «покажи мне, что ты настоящий/качайся», «чмось, детка, чмокни» и «у тебя плохой контакт». [ 16 ] [ 39 ] Доггетт описывает песню как преимущественно хард-роковую, лишь с намеком на гламур. [ 38 ] в то время как Пегг описывает гитару Ронсона как «грязный блюз». [ 39 ]
Вторая сторона
[ редактировать ]«Time» изначально была написана как «We Must Be On By Now» для друга Боуи Джорджа Андервуда, с совершенно другим текстом. [ 16 ] [ 40 ] Затем песня была переписана под влиянием смерти барабанщика New York Dolls Билли Мурсии и концепций относительности и смертности. [ 41 ] [ 40 ] [ 42 ] Использование в песне слова «дрочить» привело к тому, что BBC запретила ее использование на радиостанциях. Гарсона Шаг и фортепиано в стиле брехтовского кабаре доминируют в треке, в то время как Ронсон играет аналогичную партию на гитаре. [ 5 ] [ 16 ] [ 40 ] [ 42 ]
« The Prettiest Star » был первоначально выпущен в 1970 году как сингл, следующий за « Space Oddity » (1969). [ 21 ] [ 43 ] Песня была написана для первой жены Боуи Анджелы Барнетт , на которой он женился вскоре после выхода оригинала. [ 22 ] [ 44 ] Последующая перезапись Aladdin Sane была выполнена под влиянием глэма и включала оригинальную гитарную партию Марка Болана, почти ноту в ноту имитирующую Ронсоном. [ 45 ] Бакли называет перезапись «обновленной и значительно улучшенной» версией. [ 43 ] Доггетт утверждает, что песня оказалась неуместной на Aladdin Sane . [ 46 ] в то время как Пегг обнаруживает, что отсылки к «экранным звездочкам» и «фильмам прошлого» сочетаются с другими ностальгическими отсылками в альбоме. [ 21 ]
« Let’s Spend the Night Together » — единственный кавер на альбоме. Написанная Миком Джаггером и Китом Ричардсом и записанная Rolling Stones в 1967 году, появление песни на Aladdin Sane подтверждает влияние Stones на всю пластинку. [ 47 ] Хотя оригинал был психоделическим, исполнение Боуи более быстрое, непристойное и более гламурное. В нем используются синтезаторы, которые, по мнению Пегга, придают треку «свежий, футуристический блеск». Некоторые критики также считают это гей-заимствованием гетеросексуальной песни. [ 16 ] [ 47 ] В последующие десятилетия обложку критиковали как неудовлетворительную и неудовлетворительную. [ 16 ] [ 48 ]
"The Jean Genie" начинался как импровизированный джем под названием "Bussin'" в чартерном автобусе во время путешествия между Кливлендом и Мемфисом. [ 16 ] [ 49 ] Гитарный рифф, вдохновленный Бо Диддли, представляет собой вариацию песен Yardbirds « I’m a Man » и « Smokestack Lightning ». [ 10 ] [ 16 ] Боуи назвал ее «шведским столом из воображаемой Америки» и своей «первой нью-йоркской песней». Он написал текст, чтобы «развлечь» Уорхола коллегу Сиринду Фокс сопровождающем песню , которая появилась в музыкальном видео, . [ 50 ] [ 49 ] Музыка находится под сильным влиянием блюза, что побудило Пероне поспорить: «Эта пьеса излучает дух британского блюза, как ни одна предыдущая песня Боуи». [ 27 ] Текст также был одой Игги Попу, Боуи назвал персонажа песни «белым мусором, типичным ребенком из трейлерного парка - скрытым интеллектуалом, который не хотел бы, чтобы мир знал, что он читает». [ 5 ] [ 49 ]
"Lady Grinning Soul" была одной из последних песен, написанных для альбома. Это также было дополнение в последнюю минуту, заменившее «саксофонную версию» «John, I'm Only Dancing» в качестве заключительного трека. [ 16 ] Возможное вдохновение для песни — американская соул-певица Клаудия Леннер , с которой Боуи познакомился во время турне по США и которая также вдохновила группу Rolling Stones на песню «Brown Sugar». [ и ] [ 41 ] [ 52 ] [ 53 ] хотя критик Крис О'Лири утверждает, что вдохновением послужила французская певица Аманда Лир , бывшая подруга Боуи. [ 16 ] В отличие от других треков на альбоме, "Lady Grinning Soul" обладает сексуальной атмосферой, пышностью и безмятежностью и включает в себя гитару в стиле фламенко от Ронсона и фортепианную партию в латиноамериканском стиле от Гарсона. [ 5 ] [ 52 ] Трек был описан как утраченная тема Джеймса Бонда . [ 6 ] [ 16 ]
Название и произведение искусства
[ редактировать ]Название представляет собой каламбур от слова «Безумный парень», которое в какой-то момент должно было стать названием. При написании альбома во время тура он носил рабочее название Love Aladdin Vein , которое, по словам Боуи, в то время казалось правильным, но решил изменить его отчасти из-за его наркотического подтекста. [ 54 ]

На обложке изображен Боуи без рубашки с рыжими волосами и красно-синей молнией, разделяющей его лицо пополам, а слеза стекает по его ключице. Он был снят в январе 1973 года Брайаном Даффи в его студии на севере Лондона. [ ж ] [ 41 ] [ 54 ] Стремясь обеспечить широкое продвижение альбома RCA, менеджер Боуи Тони Дефрис был полон решимости сделать кавер как можно более дорогим. Он настаивал на беспрецедентной семицветной системе вместо обычных четырех. [ 41 ] [ 54 ] Это изображение было самой дорогой обложкой, когда-либо созданной в то время. [ 11 ] Визажистом был художник Пьер Ларош, который оставался визажистом Боуи до конца тура 1973 года и съемок обложки Pin Ups . [ 54 ] Канн пишет, что Даффи и Ларош скопировали молнию из National Panasonic рисоварки в студии. Макияж был дополнен «смертоносным фиолетовым оттенком», который, по мнению Канна, вместе с закрытыми глазами Боуи напоминает «посмертную маску». [ 41 ] Последняя фотография была выбрана из группы, на которой Боуи смотрит прямо в камеру. Эти фотографии позже стали визитной карточкой выставки Дэвида Боуи в музее Виктории и Альберта . [ 55 ] [ 54 ] Эта съемка была единственным разом, когда Боуи носил этот рисунок на лице, но позже его использовали для подвешивания задников на живых выступлениях. [ 41 ]
Даффи считал, что Боуи вдохновился дизайном «вспышки» из кольца, которое когда-то носил Элвис Пресли ; на нем были буквы TCB (аббревиатура от «Забота о бизнесе») со вспышкой молнии . [ 41 ] [ 54 ] Пегг считает, что обложка имеет более глубокий смысл, отражая «расколовшуюся посередине» личность персонажа Аладдина Сане и отражая раздвоенные чувства Боуи относительно турне по США и его вновь обретенной славы. [ 54 ] Слезинка на его груди была идеей Даффи; Боуи сказал, что фотограф «просто вставил это сюда. Я подумал, что это довольно мило». [ 56 ] [ 57 ] Его нарисовал аэрограф Филип Касл, который также помог создать серебристый эффект на теле Боуи на рукаве. [ 41 ] Считающийся одним из самых знаковых изображений Боуи, он был назван «Моной Лизой обложек альбомов» Миком Макканном из The Guardian и одной из 50 величайших обложек альбомов всех времен по версии Billboard в 2022 году. [ 55 ] [ 58 ] Пегг называет это «возможно, самым знаменитым образом за всю долгую карьеру Боуи». [ 54 ]
После выпуска обложка вызвала неоднозначную реакцию. По словам Канна, некоторые были оскорблены и сбиты с толку внешним видом Боуи, а другие сочли это дерзким. [ 41 ] Генри Эдвардс из The New York Times первоначально описал это изображение как «самое хитрое на сегодняшний день изображение этого 25-летнего английского композитора-исполнителя с ангельским лицом как бестелесного духа космической эры». [ 59 ] Оглядываясь назад, Канн утверждает, что кавер, подобный Aladdin Sane , может оказаться рискованным шагом для артистов, чей успех пришел относительно недавно. [ 41 ] Более поздние публикации сравнили дизайн молнии с флагом Британского союза фашистов . [ 60 ] [ 61 ]
Выпускать
[ редактировать ]RCA выпустила "The Jean Genie" в качестве ведущего сингла 24 ноября 1972 года. [ 62 ] [ 63 ] В своей рекламе лейбл заявил, что это «первый сингл с триумфального американского турне Боуи». [ 62 ] Песня заняла второе место в UK Singles Chart . [ 64 ] сделав его самым большим хитом Боуи на сегодняшний день. В США сингл оказался хуже, достигнув 71-го места в Billboard Hot 100 . [ 49 ] Этому способствовало видео Мика Рока , в котором были фрагменты концертной записи, снятой в Сан-Франциско в конце октября 1972 года, перемежающиеся кадрами Боуи, позирующего возле отеля «Марс», и актрисы Сиринды Фокс. [ 49 ] Второй сингл "Drive-In Saturday" был выпущен в Великобритании 6 апреля 1973 года. [ 63 ] [ 65 ] Как и предыдущий сингл, он имел коммерческий успех, заняв третье место в Великобритании. [ 34 ] "Time" был выпущен как сингл в США и Японии в апреле, а "Let's Spend the Night Together" - в США и Европе в июле. [ 66 ] В 1974 году Лулу выпустила версию «Watch That Man» в качестве би-сайда своего сингла « The Man Who Sold the World », спродюсированного Боуи и Ронсоном. [ 67 ]
Aladdin Sane был выпущен в Великобритании на лейбле RCA 19 апреля 1973 года. [ а ] [ 71 ] Предполагаемый тираж в 100 000 экземпляров был заказан заранее. [ 5 ] пластинка дебютировала на вершине британского чарта альбомов , где оставалась в течение пяти недель. В США, где у Боуи уже было три альбома в чартах, Aladdin Sane достиг 17-го места в чарте Billboard Top LPs & Tape , что на тот момент сделало его самой успешной пластинкой Боуи с коммерческой точки зрения в обеих странах. По словам Пегга, этот подвиг был неслыханным в то время и гарантировал Aladdin Sane статус самого продаваемого альбома Великобритании со «дней Битлз ». [ 54 ] В других странах альбом вошел в пятерку лучших во Франции, Нидерландах и Швеции. [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] и десятка лучших в Австралии. [ 76 ] Aladdin Sane , что сделало его одной из самых продаваемых пластинок Боуи. По оценкам, по всему миру было продано 4,6 миллиона копий [ 77 ] В Книге рекордов Гиннеса отмечается, что Боуи «возглавил [британский] альбомный чарт, проведя в списке в 1973 году беспрецедентные 182 недели с шестью разными названиями». [ 78 ] После смерти Боуи в 2016 году Aladdin Sane снова вошел в чарты США, достигнув 16-го места в чарте Billboard Top Pop Catalog Albums за неделю с 29 января 2016 года, где оставался в течение трех недель. [ 79 ] Он также достиг шестого места в Billboard Vinyl Albums на неделе 18 марта 2016 года, оставаясь в чарте четыре недели. [ 80 ]
Критический прием
[ редактировать ]Критическая реакция на Аладдина Сане в целом была хвалебной, хотя в США она была более восторженной, чем в Великобритании. [ 54 ] Бен Герсон из Rolling Stone отметил «провокационные мелодии Боуи, смелые тексты, мастерские аранжировки (с Миком Ронсоном) и продюсирование (с Кеном Скоттом)» и назвал их «менее маниакальными, чем The Man Who Sold The World , и менее интимными, чем Hunky». Дори , без каких-либо приступов неуверенности в себе». [ 26 ] Billboard назвал это сочетанием «сырой энергии и взрывного рока». [ 54 ] В The New York Times Эдвардс описал Aladdin Sane как «самый выразительный, хотя и неровный, альбом в его карьере». [ 59 ] В британской музыкальной прессе в колонках с письмами Боуи обвиняли в «распродаже», а журнал Let It Rock счел альбом скорее стилем, чем содержанием, учитывая, что ему «нечего сказать, и есть все, что можно сказать». [ 81 ] [ 54 ] Точно так же Ким Фоули из Phonograph Record посчитал пластинку плохой, за исключением «Time» и «The Prettyest Star». Фоули обнаружил, что недостатками пластинки являются «чрезмерно многословные многосимволические тексты», недостаточное сотрудничество с Ронсоном при ее создании и присутствие Гарсона на фортепиано. [ 82 ]
Другие британские писатели дали более положительные оценки: Вэл Маббс из Record Mirror назвал ее лучшей работой Боуи на тот момент. [ 83 ] Также в статье для Phonograph Record Рон Росс заявил, что благодаря этой пластинке Боуи зарекомендовал себя как «один из самых последовательных и динамичных артистов со времен Битлз». Росс считал первую сторону «самой плотной и, вероятно, лучшей работой, которую Боуи когда-либо записывал». [ 84 ] Писатель Чарльз Шаар Мюррей из NME посчитал, что Aladdin Sane является серьезным претендентом на звание альбома года, назвав его «достойным вкладом в наиболее важную музыкальную работу, созданную за это десятилетие». [ 85 ] The Village Voice Критик Роберт Кристгау написал несколько лет спустя, что его любимым альбомом Боуи был Aladdin Sane , «фрагментированный, довольно подержанный сборник элегантных хард-роковых песен (плюс один клинкер в стиле Жака Бреля ), который попал между альбомом Ziggy Stardust». и концепции Diamond Dogs То, что Боуи улучшил свою музыку, подражая Rolling Stones, а не выражая себя, очевидно, является данью уважения Stones, но это также подчеркивает, насколько целесообразны отношения Боуи. рок-н-ролл был всегда». [ 86 ]
Последующие события
[ редактировать ]В феврале 1973 года, вскоре после завершения работы над Aladdin Sane , Боуи и группа вернулись на гастроли для участия в заключительной части тура Ziggy Stardust Tour, который Пегг называет «Aladdin Sane Tour». В турне вернулся тот же состав, что и с альбома, с добавлением гитариста Джона Хатчинсона, который ранее выступал с Боуи в различных проектах в конце 1960-х. [ 87 ] За исключением «Ухмыляющейся души леди», [ 16 ] все треки из Aladdin Sane были добавлены в сетлист. В этой части тура Боуи резко улучшил свою сценическую манеру поведения, став более открытым и двусмысленным по сравнению с застенчивым персонажем предыдущих выступлений. Во время шоу он также претерпел многочисленные изменения в костюмах, даже изображая персонажа Аладдина Сане с помощью пантомимы и масок. [ 87 ]
Эта часть тура началась в США, а в апреле продолжилась в Японии. [ 87 ] [ 88 ] Сценическое поведение Боуи было высоко оценено японской публикой и рецензентами. [ 87 ] По возвращении в Великобританию в начале мая, где Aladdin Sane только что возглавил чарты, популярность Боуи в его родной стране резко возросла; билеты на последний этап тура по Великобритании были полностью распроданы. На британском этапе были внесены небольшие изменения в сет-лист и представлены фоновые баннеры с сине-красной молнией, которую Боуи надел на Aladdin Sane обложку . Несмотря на провальное первое выступление на лондонской арене Earls Court Arena, остальные концерты прошли успешно и получили признание рецензентов и публики. [ 87 ]
Последней датой тура было 3 июля 1973 года, который проходил в Hammersmith Odeon в Лондоне. Выступление было задокументировано кинорежиссером Д.А. Пеннебейкером в документальном и концертном фильме , премьера которого состоялась в 1979 году и коммерчески выпущенном в 1983 году под названием «Зигги Стардаст и пауки с Марса » с сопровождающим его альбомом саундтреков под названием «Зигги Стардаст: Кинофильм» . [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] На этом концерте Боуи сделал внезапное неожиданное заявление о том, что это шоу будет «последним шоу, которое мы когда-либо будем делать», что, как позже поняли, означало, что он отказывается от своего образа Зигги Стардаста. Хотя Ронсону предупредили заранее, Болдеру и Вудмэнси этого не сделали, что привело к росту напряженности между ними и Боуи. [ 87 ] [ 92 ] Дополнительные конфликты по поводу компенсации привели к увольнению Вудмэнси из «Пауков» в июле. Следующий альбом Боуи, Pin Ups — кавер-альбом, задуманный как временная пластинка, чтобы успокоить RCA, — был записан летом 1973 года и выпущен в октябре. [ 93 ] и был последним альбомом Боуи, записанным с The Spiders, в состав которого к тому времени входили только Ронсон и Болдер. [ 87 ] [ 94 ]
Наследие
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Блендер | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Чикаго Трибьюн | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по рекордам Кристгау | B+ [ 97 ] |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Моджо | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Новый Музыкальный Экспресс | 9/10 [ 100 ] |
Вилы | 9.0/10 [ 101 ] |
вопрос | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Роллинг Стоун | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по альбомам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Руководство по альтернативной записи Spin | 7/10 [ 105 ] |
Ретроспективно, Aladdin Sane получил положительные отзывы музыкальных критиков, но большинство рецензентов отрицательно сравнили его с его предшественником. Стивен Томас Эрлевин из AllMusic считал, что Аладдин Сейн следовал той же схеме, что и Зигги Стардаст , но «и в лучшем, и в худшем смысле». [ 25 ] Хотя он похвалил альбом за представление необычных жанров и лирическое отличие, он раскритиковал кавер Боуи на песню группы Rolling Stones «Let's Spend the Night Together», назвав его «до странности невежественным», и заявил, что «в нем нет какого-то особого звучания или темы, которую можно было бы создать». [сплоченная пластинка]; это Боуи, идущий по следам Зигги Стардаста, а это значит, что здесь много классического материала, но недостаточно внимания, чтобы сделать сам альбом полноценным. классика». [ 25 ] Pitchfork из , более тяжелой, хотя и менее оригинальной Дуглас Волк также счел его слишком похожим на своего предшественника, назвав его «фактически Ziggy Stardust II вариацией популярного альбома». [ 101 ] Он пишет, что в то время как Зигги Стардаст завершился «видением охвата первого ряда» в текстах « Rock 'n' Roll Suicide », Аладдин Сейн представляет собой «сплошную отчужденность и застенчивую выдумку, пародийные жесты близости, направленные на Театральный балкон». [ 101 ] NME Редакторы Рой Карр и Мюррей назвали альбом «на удивление неудовлетворительным, значительно меньшим, чем сумма частей». [ 6 ] По результатам опроса читателей журнала Rolling Stone в 2013 году , Aladdin Sane был признан шестым лучшим альбомом Боуи. Журнал утверждал, что это доказало, что Боуи не был «чудом одного альбома». [ 106 ]
Как и музыкальные критики, биографы Боуи в основном сравнивали Aladdin Sane с его предшественником в невыгодном свете. Пегг пишет, что чувствует себя более спешным, чем Зигги . [ 107 ] Карр и Мюррей утверждают, что «было слишком очевидно, что накал страстей… Песни были написаны слишком быстро, записаны слишком быстро и сведены слишком быстро». [ 6 ] Марк Спитц утверждает, что Боуи мог бы отказаться от образа Зигги раньше, если бы не давление со стороны его музыкального издателя MainMan . Несмотря на то, что пластинка была расценена критиками как уступающая своей предшественнице, Спитц называет ее одной из классических песен Боуи, а песни «первосортными» и считает, что в конечном итоге это показало, что в то время Боуи «все еще был далеко впереди планеты всей». [ 108 ] Пегг называет его «одним из самых актуальных, убедительных и важных альбомов Боуи». [ 107 ]
Это было почти как альбом, стоящий на месте ... но, как ни странно, оглядываясь назад, для меня это более успешный альбом, потому что он более информирован о рок-н-ролле, чем Зигги . [ 107 ]
— Дэвид Боуи обсуждает Аладдина Сане в 1990-х годах.
Биограф Пол Трынка описывает его как «более привлекательный и схематичный», чем «Зигги» , и утверждает, что «[он] в некотором смысле является более убедительным документом о природе славы и шоу-бизнеса, чем [его предшественник]». [ 109 ] Доггетт аналогичным образом описывает Aladdin Sane как, возможно, более «настоящий» и «полезный» альбом, чем его предшественник, с «вдохновленной Stones, яркой продукцией», превосходящей «несколько плоское звуковое полотно» Зигги , но заключает, что, хотя Зигги более чем представляет собой сумму своих частей и имеет давнее наследие - Aladdin Sane это «его песни, его обложка и ничего более». [ 110 ] Пероне считает, что пластинка не так доступна, как ее предшественник, и приходит к выводу, что с менее «мелодичными и гармоничными зацепками» и текстами, которые «более мрачны, более внутренне сфокусированы и аналитичны», в результате получается альбом, который «не так хорошо запоминается», как Зигги. . [ 27 ] Sane Aladdin Джо Линч из Billboard считал, что оказал такое же влияние на глэм-рок в целом, как и его предшественник. Он заявляет, что обе пластинки «обеспечили [Боуи] долгосрочную карьеру и позорную славу», и утверждает, что обе «вышли за рамки» жанра, являются «произведениями искусства» и являются не просто «глэм-классикой», а «рок-классикой». [ 111 ]
В 2003 году Aladdin Sane вошел в число шести записей Боуи в версии журнала Rolling Stone ( списке 500 величайших альбомов всех времен по под номером 277) и на 279-е место в пересмотренном списке 2012 года. [ 112 ] Позже он занял 77-е место в Pitchfork . версии списке 100 лучших альбомов 1970-х годов по [ 113 ] В 2013 году NME поставил альбом на 230-е место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен . [ 114 ] Альбом также был включен в издание 2018 года книги Роберта Димери « 1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть» . [ 115 ]
Переиздания
[ редактировать ]Aladdin Sane переиздавался несколько раз. Хотя оригинальный виниловый релиз 1973 года имел разворотную обложку, некоторые более поздние версии LP, такие как переиздание RCA в США 1980 года, представляли альбом в стандартной обложке без разворота. [ 116 ] Альбом был впервые выпущен на компакт-диске в 1984 году компанией RCA. [ 117 ] В 1990 году доктор Тоби Маунтин из Northeastern Digital, Саутборо, Массачусетс , [ 118 ] ремастеринг Aladdin Sane с оригинальных мастер-кассет для Rykodisc, выпущенный без бонус-треков. [ 119 ] В 1999 году он был снова ремастирован Питером Мью в студии Abbey Road Studios для EMI и Virgin Records и снова выпущен без бонус-треков. [ 120 ]
В 2003 году EMI/Virgin выпустила двухдисковую версию. [ 121 ] Второй в серии наборов 30th Anniversary 2CD Edition (наряду с Ziggy Stardust и Diamond Dogs ), этот релиз включает обновленную версию альбома на первом диске. Второй диск содержит десять треков, некоторые из которых ранее были выпущены на сборнике Sound + Vision 1989 года . [ 122 ] Издание, посвященное 40-летнему юбилею, обновленное Рэем Стаффом из лондонской AIR Studios , было выпущено на компакт-диске и в формате цифровой загрузки в апреле 2013 года. [ 123 ] Этот ремастер альбома 2013 года был включен в бокс-сет Five Years 1969–1973 2015 года и переиздан отдельно в 2015–2016 годах на компакт-дисках, виниле и в цифровом формате. [ 124 ] [ 125 ] [ 126 ] 12-дюймовое ограниченное издание ремастера 2013 года, выпущенное на серебряном виниле, было выпущено в 2018 году в ознаменование 45-летия альбома. [ 127 ] В честь своего 50-летия альбом был переиздан 14 апреля 2023 года на виниловом диске с картинками и версиях с половинной скоростью мастеринга. [ 128 ]
Список треков
[ редактировать ]Все треки написаны Дэвидом Боуи , кроме «Let's Spend the Night Together», написанного Миком Джаггером и Китом Ричардсом . [ 129 ]
Сторона первая
- « Смотрите на этого человека » – 4:30
- « Аладдин Сане (1913–1938–197?) » – 5:06
- « Драйв-ин в субботу » - 4:33
- « Паника в Детройте » — 4:25
- « Сломанный актер » — 3:01
Вторая сторона
- « Время » – 5:15
- « Самая красивая звезда » — 3:31
- « Проведем ночь вместе » — 3:10
- « Джин Джин » — 4:07
- « Леди Ухмыляющаяся душа » - 3:54
Примечания
[ редактировать ]- На оригинальном британском лейбле LP каждому треку было указано место, где он был написан или вдохновлен: [ 41 ] [ 108 ] Нью-Йорк («Смотри на этого человека»), Сиэтл – Финикс («В субботу»), Детройт («Паника в Детройте»), Лос-Анджелес («Сломанный актер»), Новый Орлеан («Время»), Детройт и Нью-Йорк («Джин Джин»), RHMS Ellinis , судно, которое доставило Боуи домой в декабре 1972 года («Вменяемый Аладдин»), Лондон («Леди Ухмыляющаяся душа») и Глостер-Роуд («Самая красивая звезда»). [ 1 ] [ 6 ] [ 41 ]
Персонал
[ редактировать ]Согласно примечаниям на обложке и биографу Николасу Пеггу : [ 1 ] [ 129 ]
- Дэвид Боуи — вокал, гитара, губная гармоника , саксофон , синтезатор , меллотрон
- Мик Ронсон — гитара, фортепиано, бэк-вокал
- Тревор Болдер — бас-гитара
- Мик «Вуди» Вудмэнси — ударные
- Майк Гарсон — фортепиано
- Кен Фордэм — саксофон
- Брайан «Букс» Уилшоу — саксофон, флейты
- Хуанита «Хани» Франклин — бэк-вокал
- Линда Льюис — бэк-вокал
- Г.А. МакКормак — бэк-вокал
Производство
- Дэвид Боуи — продюсер, аранжировки
- Кен Скотт — продюсер, инженер , микшер
- Мик Моран — инженер
- Мик Ронсон — аранжировки, микшер
Диаграммы и сертификаты
[ редактировать ]
Недельные графики[ редактировать ]
|
Графики на конец года[ редактировать ]
Сертификаты[ редактировать ]
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б По поводу даты релиза ведутся споры. Печатные источники ранее сообщали об этом как о 13 апреля 1973 года. [ 63 ] [ 68 ] [ 69 ] В 2018 году на официальном сайте Боуи сообщалось, что появились новые доказательства, доказывающие, что официальной датой выпуска было 20 апреля, и что, поскольку это была Страстная пятница (государственный праздник в Великобритании), альбом стал доступен в Великобритании 19 апреля. . [ 70 ] В 2023 году на веб-сайте было указано, что первоначальной датой выпуска была дата «доступности» 19 апреля. [ 71 ] Согласно книге Бенуа Клерка «Дэвид Боуи Все песни» (2022), дата выпуска в США — 13 апреля, а дата выпуска в Великобритании — 19 апреля. [ 72 ]
- ↑ Менеджер Боуи Тони Дефрис изначально хотел привлечь Фила Спектора для продюсирования альбома, но, не получив ответа от Спектора, Боуи снова пригласил Скотта для совместного продюсирования.
- ↑ По словам О'Лири, кавер на "Let's Spend the Night Together" был записан либо на RCA, либо на Trident. [ 16 ] Перезапись "The Prettiest Star" также оспаривается как на RCA, так и на RCA. [ 19 ] [ 20 ] или Трезубец. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
- ↑ Хотя Пегг сомневается в существовании "Zion", поскольку он не зарегистрирован ни у одного из музыкальных издателей Боуи, [ 24 ] Канн пишет, что Rykodisc рассматривал возможность включения его в переиздание Aladdin Sane 1990 года , но Боуи отклонил это предложение. [ 17 ]
- ↑ После смерти Боуи Леннир рассказал, что он лично связался с ней и сообщил, что «Леди Ухмыляющаяся Душа» посвящена ей. [ 51 ]
- ↑ Позже Даффи сфотографировал обложки для фильмов «Жилец» (1979) и «Страшные монстры (и супер крипы)» (1980).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Пегг 2016 , стр. 361–363.
- ^ Пегг 2016 , с. 347.
- ^ Хепворт, Дэвид (15 января 2016 г.). «Как выступление Starman на Top of the Pops отправило Боуи в стратосферу» . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Канн 2010 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бакли 2005 , стр. 156–163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Карр и Мюррей 1981 , стр. 52–56.
- ^ Jump up to: а б Сэндфорд 1997 , с. 109.
- ^ Пегг 2016 , стр. 482–485.
- ^ Jump up to: а б Шеффилд, Роб (13 апреля 2016 г.). «Как Америка вдохновила Дэвида Боуи убить Зигги Стардаста с помощью «Аладдина Сане» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 14 мая 2020 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Доггетт 2012 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Доггетт 2012 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Галлуччи, Майкл (13 апреля 2018 г.). «Как Дэвид Боуи вернулся, похожий на Зигги, для «Аладдина Вменяемого» » . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ Пегг 2016 , с. 545.
- ^ Канн 2010 , с. 270.
- ^ Канн 2010 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с О'Лири 2015 , гл. 6.
- ^ Jump up to: а б с Канн 2010 , с. 283.
- ^ Пегг 2016 , стр. 547–548.
- ^ Канн 2010 , с. 292.
- ^ Гриффин 2016 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с Пегг 2016 , стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б О'Лири 2015 , гл. 4.
- ^ Доггетт 2012 , стр. 199–200.
- ^ Пегг 2016 , стр. 326–327.
- ^ Jump up to: а б с д Эрлевайн, Стивен Томас . « Аладдин Вменяемый – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 10 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Герсон, Бен (19 июля 1973 г.). « Аладдин Вменяемый » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 27 апреля 2013 года . Проверено 21 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пероне 2007 , стр. 33–39.
- ^ Альбано, Рик (3 мая 2018 г.). « Аладдин Вменяемый » Дэвида Боуи . Обзор классического рока . Архивировано из оригинала 18 мая 2020 года . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Доггетт 2012 , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с Пегг 2016 , стр. 302–303.
- ^ Пегг 2016 , стр. 17–18.
- ^ Доггетт 2012 , с. 193.
- ^ Доггетт 2012 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , стр. 80–81.
- ^ Старк 2015 , стр. 88–91.
- ^ Jump up to: а б с Пегг 2016 , стр. 207–208.
- ^ Доггетт 2012 , стр. 189–190.
- ^ Jump up to: а б Доггетт 2012 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Доггетт 2012 , стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Канн 2010 , стр. 292–295.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , стр. 282–283.
- ^ Jump up to: а б Бакли 2005 , стр. 67–68.
- ^ Доггетт 2012 , стр. 82–83.
- ^ Карр и Мюррей 1981 , с. 32.
- ^ Доггетт 2012 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , с. 160.
- ^ Доггетт 2012 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б с д и Пегг 2016 , стр. 139–141.
- ^ Гординье, Джефф (31 мая 2002 г.). «Любить инопланетян». Развлекательный еженедельник . № 656. С. 26–34.
- ^ Аллен, Дэвид (6 февраля 2016 г.). «Клаудия Леннир из Помоны из «Lady Grinning Soul» Дэвида Боуи вспоминает своего друга» . Ежедневный бюллетень Внутренней долины . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Пегг 2016 , с. 148.
- ^ Доггетт 2012 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Пегг 2016 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б Макканн, Мик (7 мая 2013 г.). «Выставка Дэвида Боуи открывается в галерее White Cloth Gallery в Лидсе» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Лодер, Курт (23 апреля 1987 г.). «Воспоминания о звездной пыли». Роллинг Стоун . № 498. С. 74–77, 80, 82, 168, 171.
- ^ Сол, Хизер (25 марта 2017 г.). «Дэвид Боуи на культовой молнии с обложки Aladdin Sane » . Независимый . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «50 величайших обложек альбомов всех времен» . Рекламный щит . 16 марта 2022 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, Генри (12 августа 1973 г.). «Поп; Кто (или что) такой Дэвид Боуи?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Пызик, Агата (19 января 2016 г.). «Теперь рабочие добились славы - Дэвид Боуи как политический деятель» . Квиетус . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ Пызик, Агата (12 января 2016 г.). «Как последствия холодной войны сформировали Дэвида Боуи» . Вилы . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Канн 2010 , с. 276.
- ^ Jump up to: а б с О'Лири 2015 , Частичная дискография.
- ^ «Официальный архив 40 лучших синглов Великобритании 1973 года - 13 января 1973 года» . Официальная чартерная компания . Архивировано из оригинала 7 июня 2015 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Канн 2010 , с. 289.
- ^ Канн 1984 , стр. 236–237.
- ^ Пегг 2016 , стр. 180–181.
- ^ Канн 2010 , с. 291.
- ^ Канн 1984 , с. 106.
- ^ "Серебряный винил к 45-летию Aladdin Sane" . Официальный сайт Дэвида Боуи . 14 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2018 г. Проверено 15 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б "50-летие Aladdin Sane (мастер Half Speed) LP" . Официальный сайт Дэвида Боуи . 3 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Клерк 2022 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б «Информационный диск: все альбомы, отсортированные по исполнителям> Выберите исполнителя из списка» (на французском языке). infodisc.fr. Архивировано из оригинала (PHP) 7 ноября 2011 года . Проверено 31 января 2014 г. Примечание: пользователь должен выбрать «Дэвид БОУИ» из раскрывающегося списка.
- ^ Jump up to: а б «Дэвид Боуи – Аладдин Вменяемый » . Dutchcharts.nl . Мегадиаграммы . Архивировано из оригинала (ASP) 28 января 2013 года . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Шведские графики 1972–1975 / Kvällstoppen – Listresultaten vecka for vecka > май 1973 г. > 15 мая» (PDF) . hitsallertijden.nl (на шведском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2017 года . Проверено 31 января 2014 г. Примечание. Kvällstoppen объединил продажи альбомов и синглов в одном чарте; Aladdin Sane достиг девятой позиции в списке во вторую неделю мая 1973 года.
- ^ Jump up to: а б Кент, Дэвид (1993). Австралийский картографический справочник 1970–1992 гг . Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс: Австралийский картографический справочник. ISBN 0-646-11917-6 .
- ^ Ди, Джонни (7 января 2012 г.). «Дэвид Боуи: Инфомания» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ Робертс, Дэвид, изд. (1996). Книга рекордов Гиннеса британских хит-альбомов (7-е изд.). ООО «Гиннесс Паблишинг» с. 16. ISBN 978-0-85112-619-7 .
- ^ Jump up to: а б «Дэвид Боуи — Billboard» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Дэвид Боуи — Billboard» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Фрит, Саймон (июль 1973 г.). «Дэвид Боуи, Roxy Music, T. Rex: Музыкальные альбомы T. Rex/David Bowie/Roxy» . Пусть это рок . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 2 марта 2021 г. - через Rock's Backpages (требуется подписка) .
- ^ Фоули, Ким (июнь 1973 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин Сэйн (RCA)» . Фонографическая запись . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 2 марта 2021 г. - через Rock's Backpages (требуется подписка) .
- ^ Маббс, Вэл (21 апреля 1973 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин Вменяемый (RCA RS 1001)» (PDF) . Запись зеркала . п. 25 . Проверено 30 мая 2022 г. - через worldradiohistory.com.
- ^ Росс, Рон (июнь 1973 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин Вменяемый » . Фонографическая запись . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 2 марта 2021 г. - через Rock's Backpages (требуется подписка) .
- ^ Мюррей, Чарльз Шаар (июнь 1973 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин Вменяемый » . НМЕ . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 2 марта 2021 г. - через Rock's Backpages (требуется подписка) .
- ^ Кристгау, Роберт (5 апреля 1976 г.). «Дэвид Боуи открывает рок-н-ролл» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пегг 2016 , стр. 552–555.
- ^ Сэндфорд 1997 , стр. 108.
- ^ «Зигги Стардаст и пауки с Марса» . phfilms.com . Pennebaker Hegedus Films. Архивировано из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ «Театральный гид» . Нью-Йорк . 30 января 1984 г. с. 63 . Проверено 3 октября 2017 г. - через Google Книги .
- ^ Вильоне, Джо. « Зигги Стардаст: Кинофильм – Дэвид Боуи» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 24 апреля 2019 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Бакли 2005 , стр. 165–167.
- ^ Пегг 2016 , стр. 365–367.
- ^ Бакли 2005 , стр. 168–169.
- ^ «Дэвид Боуи: Аладдин Вменяемый » . Блендер . № 48. Июнь 2006. Архивировано из оригинала 24 июня 2007 года . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Кот, Грег (10 июня 1990 г.). «Многие лица Боуи запечатлены на компакт-диске» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Кристгау, Роберт (1981). «Дэвид Боуи: Аладдин Вменяемый » . Путеводитель Кристгау: Рок-альбомы семидесятых . Бостон: Тикнор и Филдс . ISBN 978-0-89919-026-6 . Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года . Проверено 10 июля 2008 г.
- ^ Ларкин, Колин (2011). «Боуи, Дэвид» . Энциклопедия популярной музыки (5-е краткое изд.). Лондон: Омнибус Пресс . п. 2795. ISBN 978-0-85712-595-8 .
- ^ Бакли, Дэвид (май 2013 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин в здравом уме ». Моджо . № 234. с. 102. ISSN 1351-0193 .
- ^ Квантик, Дэвид (18 августа 1990 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин Вменяемый / Пинапы ». Новый Музыкальный Экспресс . п. 37.
- ^ Jump up to: а б с Волк, Дуглас (1 октября 2015 г.). «Дэвид Боуи: пять лет 1969–1973 » . Вилы . Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ О'Брайен, Люси (июль 1999 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин в здравом уме ». Вопрос . № 154. с. 132.
- ^ Уолтерс, Барри (10 июля 2003 г.). «Дэвид Боуи: Аладдин в здравом уме ». Роллинг Стоун . № 926. с. 72.
- ^ Шеффилд, Роб (2004). «Дэвид Боуи». В Брэкетте, Натан ; Хоард, Кристиан (ред.). Путеводитель по новому альбому Rolling Stone (4-е изд.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер . стр. 97–99 . ISBN 978-0-7432-0169-8 .
- ^ Шеффилд 1995 , с. 55.
- ^ «Опрос читателей: Лучшие альбомы Дэвида Боуи» . Роллинг Стоун . 16 января 2013 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2021 г. Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Пегг 2016 , с. 364.
- ^ Jump up to: а б Шпиц 2009 , стр. 214–215.
- ^ Трынка 2011 , стр. 484.
- ^ Доггетт 2012 , с. 204.
- ^ Линч, Джо (14 января 2016 г.). «Дэвид Боуи повлиял на большее количество музыкальных жанров, чем любая другая рок-звезда» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ «500 величайших альбомов всех времен» . Роллинг Стоун . 31 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 30 августа 2019 г. . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ «100 лучших альбомов 1970-х» . Вилы . 23 июня 2004 г. с. 3. Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «500 величайших альбомов всех времен: 300–201» . НМЕ . 25 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 г. . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Димери, Роберт; Лайдон, Майкл (2018). 1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть (переработанное и обновленное издание). Лондон: Касселл . п. 288 . ISBN 978-1-78840-080-0 .
- ^ Томпсон, Дэйв (2019). Кеннеди, Пол (ред.). Справочник цен на альбомы Goldmine Record (10-е изд.). США: Публикации Краузе. п. 86. ИСБН 978-1-44024-891-7 .
- ^ Аладдин Сане (примечания на обложке компакт-диска). США: РКА. 1984. PCD1-4852.
- ^ «Домашняя страница Northeastern Digital» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2007 года . Проверено 26 мая 2008 г.
- ^ Аладдин Сане (примечания на обложке компакт-диска). США: Рикодиск . 1990. УЗО 10135.
- ^ Аладдин Сане (примечания на обложке компакт-диска). США: EMI / Virgin Records . 1999. 7243 521902 0 1.
- ^ Аладдин Сане (примечания на обложке компакт-диска). США: EMI/Virgin. 2003. 7243 583012 2 9.
- ^ Пегг 2016 , стр. 502–503.
- ^ «40-летний юбилейный ремастер Aladdin Sane выйдет в апреле» . Официальный сайт Дэвида Боуи . Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ Пять лет (1969–1973) (примечания к бокс-сету). Великобритания, Европа и США: Parlophone . 2015. ДБХЛ 1.
- ^ Бокс-сет « ПЯТЬ ЛЕТ 1969–1973 » выйдет в сентябре» . Официальный сайт Дэвида Боуи . Архивировано из оригинала 18 февраля 2016 года . Проверено 16 февраля 2016 г.
- ^ Спанос, Бретань (23 июня 2015 г.). «Дэвид Боуи выпустит массивный бокс-сет «Пять лет 1969–1973» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 16 августа 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ "Серебряный винил к 45-летию Aladdin Sane" . Официальный сайт Дэвида Боуи . 14 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ «Диск с изображением 50-летия Aladdin Sane и пластинки с половинной скоростью мастеринга» . Официальный сайт Дэвида Боуи . 9 января 2023 г. Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Аладдин Сане (примечания). Великобритания: Отчеты RCA . 1973 г. ПК-2134.
- ^ «Go-Set австралийские чарты» . gosetcharts.com . 16 июня 1973 года . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «Лучшие альбомы/компакт-диски» . Об/мин . Том. 19, нет. 20. 30 июня 1973 года. Архивировано из оригинала (PHP) 24 февраля 2014 года . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Пеннанен, Тимо (2021). «Дэвид Боуи». Включает хит - 2-е издание. Записи и исполнители в финских музыкальных чартах 1.1.1960–30.6.2021 (PDF) (на финском языке). Хельсинки: Издательство «Отава». п.п. 36–37.
- ^ Ракка, Гвидо (2019). Альбом M&D Borsa 1964–2019 (на итальянском языке). Amazon Digital Services LLC — Kdp Print Us. ISBN 978-1-0947-0500-2 .
- ^ Книга чартов альбомов Oricon: полное издание 1970–2005 гг . Роппонги, Токио: Oricon Entertainment. 2006. ISBN 978-4-87131-077-2 .
- ^ «Дэвид Боуи – Аладдин Вменяемый » . norwegiancharts.com . ВГ-листа . Архивировано из оригинала (ASP) 16 октября 2013 года . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ «Дэвид Боуи | Художник | Официальные чарты» . Чарт альбомов Великобритании . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ « Aladdin Sane История диаграммы » . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ "Italiancharts.com - Дэвид Боуи - Аладдин Сане" . Хунг Медиен. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ "40 лучших в официальном чарте рок- и метал-альбомов" . Официальная чартерная компания . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ "Ultratop.be - Дэвид Боуи - Аладдин Сане" (на голландском языке). Хунг Медиен. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ "Australiancharts.com - Дэвид Боуи - Аладдин Сейн" . Хунг Медиен. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ "Offiziellecharts.de - Дэвид Боуи - Аладдин Сане" (на немецком языке). Чарты GfK Entertainment . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Хит-лист альбома Top 40 – 16 неделя, 2023 г.» (на венгерском языке). МАШИНЫ . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ "Les Albums (CD) de 1973 par InfoDisc" (на французском языке). infodisc.fr. Архивировано из оригинала (PHP) 27 октября 2012 года . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ «История чартов альбомов: 1973» . Официальная компания чартов Великобритании. Архивировано из оригинала 17 декабря 2007 года . Проверено 17 декабря 2007 г.
- ^ «Les Certifications depuis 1973: Альбомы» . Infodisc.fr. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 3 января 2020 г. (выберите «Дэвид Боуи» из раскрывающегося списка)
- ^ «Британские сертификаты альбомов – Дэвид Боуи – Аладдин Сэйн» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ «Британские сертификаты альбомов – Дэвид Боуи – Аладдин Сэйн» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ «Американские сертификаты альбомов – Дэвид Боуи – Аладдин Сэйн» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Ди, Джонни (7 января 2012 г.). «Дэвид Боуи: Инфомания» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 12 января 2016 г. }
Источники
[ редактировать ]- Бакли, Дэвид (2005) [1999]. Странное обаяние – Дэвид Боуи: Полная история . Лондон: Virgin Books . ISBN 978-0-75351-002-5 .
- Канн, Кевин (1984). Дэвид Боуи: хронология . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-0-67150-537-0 .
- Канн, Кевин (2010). В любой день сейчас - Дэвид Боуи: Лондонские годы: 1947–1974 . Кройдон, Суррей: Аделита. ISBN 978-0-95520-177-6 .
- Карр, Рой ; Мюррей, Чарльз Шаар (1981). Боуи: Иллюстрированная пластинка . Лондон: Издательство Eel Pie Publishing . ISBN 978-0-38077-966-6 .
- Клерк, Бенуа (2022). Дэвид Боуи «Все песни: история каждого трека» . Нью-Йорк: Блэк Дог и Левенталь . ISBN 978-0-7624-7471-4 .
- Доггетт, Питер (2012). Человек, который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е годы . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins . ISBN 978-0-06-202466-4 .
- Гриффин, Роджер (2016). Дэвид Боуи: Золотые годы . Лондон: Омнибус Пресс . ISBN 978-0-85712-875-1 .
- О'Лири, Крис (2015). Rebel Rebel: Все песни Дэвида Боуи с 64 по 76 годы . Винчестер: Ноль книг . ISBN 978-1-78099-244-0 .
- Пегг, Николас (2016). Полное собрание сочинений Дэвида Боуи (переработанное и обновленное издание). Лондон: Титан Книги . ISBN 978-1-78565-365-0 .
- Пероне, Джеймс Э. (2007). Слова и музыка Дэвида Боуи . Вестпорт, Коннектикут : Издательская группа Greenwood . ISBN 978-0-27599-245-3 .
- Сэндфорд, Кристофер (1997) [Впервые опубликовано в 1996 году]. Боуи: С любовью к пришельцу . Лондон: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80854-8 .
- Шеффилд, Роб (1995). «Дэвид Боуи». В Вейсбарде, Эрик ; Маркс, Крейг (ред.). Руководство по альтернативной записи Spin . Винтажные книги . стр. 55–57. ISBN 978-0-679-75574-6 .
- Шпиц, Марк (2009). Боуи: Биография . Нью-Йорк: Издательская группа Crown . ISBN 978-0-307-71699-6 .
- Старк, Таня (2015). « Авария с Сильвианом: Дэвид Боуи, Карл Юнг и бессознательное». В Деверо, Эоэн; Диллейн, Эйлин; Пауэр, Мартин (ред.). Дэвид Боуи: критические перспективы . Рутледж. стр. 82–110. ISBN 978-1-317-75449-7 .
- Трынка, Павел (2011). Дэвид Боуи – Звездный человек: Полная биография . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0-31603-225-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дрейпер, Джейсон (2008). Краткая история обложек альбомов . Лондон: Издательство Flame Tree. стр. 126–127. ISBN 9781847862112 . OCLC 227198538 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Aladdin Sane на Discogs (список релизов)