Воздушная турбина Ram
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2009 г. ) |
Напорная воздушная турбина ( RAT ) — это небольшая ветряная турбина , которая соединена с гидравлическим насосом или электрическим генератором , установленным в самолете и используемым в качестве источника энергии. RAT генерирует мощность из воздушного потока за счет напора, обусловленного скоростью самолета. его можно назвать генератором с пневматическим приводом ( ADG ). На некоторых самолетах [ 1 ]
Операция
[ редактировать ]Современные самолеты обычно используют RAT только в экстренных случаях. [ 2 ] В случае потери как основного, так и вспомогательного источников энергии RAT будет обеспечивать питание жизненно важных систем (органов управления полетом, связанной гидравлики, а также критически важных для полета приборов). [ 3 ] Некоторые RAT производят только гидравлическую энергию, которая, в свою очередь, используется для питания электрических генераторов.
На некоторых ранних самолетах (включая дирижабли) небольшие RAT были установлены постоянно и приводили в действие небольшой электрический генератор или топливный насос . Некоторые гребные винты с постоянной скоростью , такие как двигатели Argus As 410 , используемые в Focke-Wulf Fw 189 , использовали турбину гребного винта на коке, чтобы привести в действие автономный регулятор шага, контролирующий эту постоянную скорость.
Современные самолеты генерируют мощность в главных двигателях или в дополнительном газотурбинном двигателе, работающем на топливе, называемом вспомогательной силовой установкой , который часто устанавливается в задней части фюзеляжа или в нише основного колеса. RAT генерирует энергию из воздушного потока за счет скорости самолета. Если скорость самолета низкая, RAT будет производить меньше мощности. В нормальных условиях RAT убирается в фюзеляж (или крыло) и разворачивается вручную или автоматически после полной потери мощности. В период между отключением питания и развертыванием RAT используются батареи.
Военное использование
[ редактировать ]RAT распространены в военных самолетах, которые должны быть способны пережить внезапную и полную потерю мощности.
Они также приводят в действие системы, оснащенные капсулами, такие как пушка M61A1 Vulcan . Некоторые виды ядерного оружия свободного падения, такие как британское «Желтое солнце» и «Красная борода» , использовали RAT для питания радиолокационных высотомеров и схем стрельбы; это были более надежная альтернатива батареям.
-
Convair F-102 Дельта Кинжал . Желтым кружком обозначена напорная воздушная турбина с пятью лопастями.
-
Напорная воздушная турбина в Lockheed F-104 Starfighter истребителе-бомбардировщике
-
Двигатель Argus As 410 и напорная турбина, используемые для привода привода воздушного винта изменяемого шага, который виден перед двигателем и позади напорной турбины.
-
Ракета приводила в движение Messerschmitt Me 163B Komet с носовой напорной турбиной в качестве единственного источника электроэнергии.
Крепление крыла
[ редактировать ]Мощная электроника, такая как система постановки помех AN/ALQ-99, в стандартном режиме может получать автономное питание от RAT. Это позволяет их устанавливать на стандартную точку подключения , не требуя специального источника питания. может быть установлено до пяти систем AN/ALQ-99 со встроенными набегающими турбинами На самолет Boeing EA-18G Growler , по две под каждым крылом и одна под фюзеляжем самолета. Каждый AN/ALQ-99 содержит два передатчика, каждый со своей направленной антенной. Они используются 134-й эскадрильей электронного нападения (VAQ-134). Они не убираются и постоянно остаются развернутыми во время полета. [ 4 ] [ 5 ]
-
EA-18G Growler, несущий под каждым крылом подвесной топливный бак, систему AN/ALQ-99 с набегающей воздушной турбиной, блоком постановки помех и AGM-88C HARM противорадиационную ракету с дополнительным AN/ALQ- Система 99 расположена под фюзеляжем самолета.
-
ВМС США. EA-18G Growler из эскадрильи электронного нападения (VAQ) 129 N40562-21, несущий аналогичное оборудование. Вращающиеся лопасти напорных воздушных турбин кажутся размытыми.
-
Обрезанный вид турбины набегающего воздуха: турбина имеет четыре лопасти, которые непрерывно вращаются, обеспечивая питание системы помех во время полета самолета.
Гражданское использование
[ редактировать ]Многие современные типы коммерческих авиалайнеров, начиная с Vickers VC10 1960-х годов, [ 6 ] оборудованы RAT. Для VC10 была выбрана напорная воздушная турбина, приводящая в движение электрический генератор, поскольку в ней используется « комплексное » управление полетом с гидравлическим приводом, а не централизованная гидравлическая система. Каждый отдельный пакетный блок VC10 имел электрическое питание, поэтому аварийное резервирование VC10 основывалось на четырехгенераторах и резервном генераторе RAT в то время, когда большинство RAT приводили в действие гидравлические насосы. [ 7 ]
У Airbus A380 самая большая RAT в мире - 1,63 метра (64 дюйма) в диаметре, но чаще встречается около 80 сантиметров (31 дюйм). Типичный большой RAT на коммерческом самолете может производить от 5 до 70 кВт , в зависимости от генератора. Меньшие модели с низкой скоростью полета могут генерировать всего 400 Вт.
RAT также использовались в качестве привода центробежных насосов для создания давления в системах распыления на самолетах, которые используются в качестве опрыскивателей для доставки жидких агентов на пахотные земли. Основная причина выбора RAT — безопасность; Использование RAT в Соединенных Штатах позволяет сертифицированному FAA двигателю и силовым системам самолета оставаться неизмененными. Для привода насоса нет необходимости использовать коробку отбора мощности двигателя , поскольку насос можно разместить низко или под внешней частью планера, что значительно упрощает монтаж водопровода. Будучи самой нижней точкой водопровода, она будет поступать самотеком из опрыскивающих баков, и ее никогда не потребуется грунтовать. В случае отказа насоса, который может привести к заклиниванию, это не повлияет на летные возможности самолета или его систем, за исключением того факта, что системы распыления неработоспособны.
Гражданские инциденты, связанные с развертыванием RAT
[ редактировать ]Следующие авиационные происшествия были связаны с срабатыванием набегающей воздушной турбины:
- 1974: British Airways рейс 910 [ 8 ] [ 9 ]
- 1983: Рейс 143 Air Canada, также известный как с планером Гимли. инцидент
- 1996: Угон рейса 961 Эфиопских авиалиний.
- 2000: рейс 3378 Хапаг-Ллойд
- 2001: Рейс 236 Air Transat , также известный как инцидент с планером на Азорских островах.
- 2004: Рейс 3701 авиакомпании Pinnacle Airlines
- 2009: Рейс 1549 авиакомпании US Airways. [ 10 ]
- 2010: рейс 780 авиакомпании Cathay Pacific
- 2016: авиакомпании Air Canada Рейс 361 [ 11 ]
- 2018: SmartLynx Эстония Рейс 9001 [ 12 ]
- 2020: Рейс 8303 Пакистанских международных авиалиний
- 2022: из Латинской Америки, Парагвай. рейс 1325 [ нужна ссылка ]
- 2024: авиакомпании Virgin Atlantic рейс 105 [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Директивы по летной годности; самолеты Bombardier модели CL-600-2B19 (региональные реактивные серии 100 и 440)» . Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ). 2009.
- ^ Стив Гинтер (2003). Военно-морские истребители номер шестьдесят четыре North American A-5A, RA-5C Vigilante — ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПАНЕЛЬ-ВОЗДУШНАЯ ТУРБИНА . Стив Гинтер. п. 27. ISBN 0-942612-64-7 .
- ^ «Справочник специалиста по техническому обслуживанию самолетов FAA — Планер. Глава 12 Гидравлические и пневматические силовые системы. Воздушная турбина с напорной подачей (RAT)» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ). 2012. с. 35.
- ^ «Система тактического подавления ALQ-99» . ВМС США . 16 сентября 2021 г. . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Джон Пайк (11 декабря 1999 г.). «Система тактического подавления (TJS) AN/ALQ-99» . Федерация американских ученых (ФАС) . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Викер ВК10» . Международный рейс : 728–742. 10 мая 1962 года.
- ^ «Системы управления полетом» . Flight International : 485. 26 сентября 1968 г.
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент Vickers VC-10-1151 G-ASGL, 4 декабря 1974 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ «Происшествия и несчастные случаи» . www.vc10.net . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Бейкер, Эл; Уолд, Мэтью Л. (18 января 2009 г.). «Следователи раскрывают подробности нескольких минут полета» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент с Embraer ERJ-190AR (ERJ-190-100 IGW) C-FHOS, 25 мая 2016 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Airbus A320-214 ES-SAN Таллинн-Аэропорт Леннарт Мери (TLL)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ #Аварийная посадка в самом загруженном аэропорту Великобритании Хитроу — самолет Virgin 787 VS105 сбрасывает топливо и запускает RAT! , получено 30 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эмирейтс A380 с активной набегающей турбиной приземляется в Гамбурге Финкенвердер на YouTube
- Обзор использования напорной воздушной турбины в самолетах / Материалы конференции AIP > Том 1831, выпуск 1 (2017 г.) doi:10.1063/1.4981189
- RAT для аварийных самолетов - IEEE