Орнамент (музыка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2018 г. ) |
В музыке — это музыкальные орнаменты или украшения излишества (обычно добавленные ноты), которые не являются существенными для передачи общей линии мелодии ( или гармонии ), а вместо этого служат для украшения или «украшения» этой линии (или гармонии), придают дополнительные интерес и разнообразие, а также дать исполнителю возможность придать песне или произведению выразительность . Многие орнаменты выполняются как «быстрые ноты» вокруг центральной, главной ноты .
Существует множество типов орнаментов, начиная от добавления одиночного короткого форшлага перед основной нотой и заканчивая исполнением виртуозной и яркой трели . Количество орнаментов в музыкальном произведении может варьироваться от довольно обширного (оно часто было обширным в период барокко , с 1600 по 1750 годы) до относительно небольшого или вовсе отсутствующего. Слово agrément используется специально для обозначения французского барокко стиля орнамента .
Импровизированное и письменное
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2019 г. ) |
В период барокко исполнителям было свойственно импровизировать орнамент на заданной мелодической линии . Певица исполняет арию да капо . [1] например, в первый раз спели мелодию относительно без украшений, а украсили ее дополнительными завитушками и трелями во второй раз . Точно так же ожидалось, что клавесинист, исполняющий простую мелодическую линию, сможет импровизировать гармонически и стилистически соответствующие трели, морденты (верхние или нижние) и апподжиатуры .
Орнаментация также может быть указана композитором . Ряд стандартных орнаментов (описанных ниже) обозначены стандартными символами в нотной записи , в то время как другие орнаменты могут быть добавлены к партитуре небольшими нотами или просто записаны как обычно в виде полноразмерных нот. Часто у композитора есть свой собственный словарь орнаментов, который будет объяснен в предисловии, подобно кодексу. Фьюжн — это нота , написанная мелким шрифтом, с косой чертой или без нее, чтобы указать, что ее значение ноты не учитывается как часть общего значения времени такта . В качестве альтернативы, этот термин может относиться в более общем смысле к любой из небольших нот, используемых для обозначения какого-либо другого орнамента (см. § Appoggiatura ниже) или в сочетании с обозначением какого-либо другого орнамента (см. § Трель ниже), независимо от времени, используемого при исполнении. .
В Испании мелодии, украшенные повторением (« разделениями »), назывались « диференциями », и их можно проследить до 1538 года, когда Луис де Нарваес опубликовал первый сборник такой музыки для виуэлы . [2]
Типы
[ редактировать ]Трель
[ редактировать ]Трель , также известная как «тряска», представляет собой быстрое чередование указанной ноты и ноты над ней. В простой музыке трели могут быть диатоническими , используя только ноты гаммы; в других случаях трель может быть хроматической . Трель обычно обозначается либо tr , либо tr~~ , где ~ обозначает длину трели над нотоносцем .
В умеренном темпе вышеописанное можно выполнить следующим образом:
В музыке барокко трель иногда обозначается знаком + (плюс) над или под нотой.
В конце XVIII века, когда исполнители играли трель, она всегда начиналась с верхней ноты. Однако « [Генрих Кристоф] Кох не выразил никаких предпочтений и заметил, что вряд ли имеет большое значение, началась ли трель так или иначе, поскольку после того, как была прозвучана начальная нота, не было никакой слышимой разницы». [3] Клайв Браун пишет: «Несмотря на три разных способа отображения трелей, вполне вероятно, что в каждом случае предусматривалась трель, начинающаяся с верхней ноты и заканчивающаяся оборотом». [4]
Иногда ожидается, что трель закончится оборотом (прозвучанием ноты ниже, а не ноты над основной нотой, непосредственно перед последним звучанием основной ноты) или каким-либо другим вариантом. Такие вариации часто отмечаются несколькими форшлагами, следующими за нотой, имеющей обозначение трели.
Существует также однотоновая трель, которую называют по-разному: трилло или тремоло в эпоху позднего Возрождения и раннего барокко . Трель на одной ноте особенно характерна для смычковых струн.
кусать
[ редактировать ]Мордент мордентом быстрое чередование указанной ноты, ноты выше (называемой верхним мордентом , праллтриллером или просто — это ) или ниже (называемой перевернутым мордентом или нижним мордентом ) и снова указанной нотой. Верхний мордент обозначается короткой толстой тильдой (которая может обозначать и трель); нижний мордент такой же, через него проходит короткая вертикальная линия.
Как и в случае с трелью, точная скорость исполнения мордента будет варьироваться в зависимости от темпа произведения, но в умеренном темпе вышеизложенное можно выполнить следующим образом:
Путаница по поводу значения слова «мордент» без украшений привела к современных терминов «верхний» и «нижний использованию мордент», а не «мордент» и «перевернутый мордент» . Практика, обозначения и номенклатура для всех этих украшений сильно различаются; то есть, намеревался ли композитор, включив символ мордента в партитуру , указать, что направление дополнительной ноты (или нот), играемой выше или ниже основной ноты, написанной на нотах, варьируется в зависимости от того, когда произведение было написано и в какой стране.
В период барокко протрава ) была тем , ( немецкий или шотландский эквивалент мордента что позже стало называться перевернутой мордентом и тем, что теперь часто называют нижней мордентом . Однако в XIX веке название мордент обычно применялось к тому, что сейчас называется верхним мордентом. Хотя сейчас морденты считаются единым чередованием нот, в период барокко протрава иногда могла исполняться с более чем одним чередованием между указанной нотой и нотой ниже, что делало ее своего рода перевернутой трелью. Морденты всех видов обычно в некоторые периоды могут начинаться с дополнительной несущественной ноты (меньшей, добавленной ноты), а не с основной ноты , как показано в примерах здесь. То же самое относится и к трелям, которые в периоды барокко и классицизма начинались с добавленной верхней ноты. Нижняя несущественная нота может быть хроматически повышена, а может и не быть повышена (то есть с помощью естественного, диезного или даже двойного диеза), чтобы сделать ее на полутон ниже основной ноты.
Повернуть
[ редактировать ]Оборот — короткая фигура, состоящая из ноты выше указанной, самой ноты, ноты ниже указанной и снова самой ноты. Он отмечен перевернутой S-образной формой, лежащей на боку, иногда известной как «перевернутая ленивая S», над посохом. Детали его выполнения частично зависят от точного размещения знака поворота. Например, повороты ниже
может быть выполнен как
Точная скорость выполнения поворота может варьироваться, как и его ритм. Вопрос о том, как лучше всего выполнить поворот, во многом зависит от контекста, условностей и вкуса. Добавленные нижние и верхние ноты могут быть хроматически повышены, а могут и не быть.
Перевернутый поворот (нота ниже указанной, сама нота, нота над ней и снова сама нота) обычно обозначается путем проведения короткой вертикальной линии через обычный знак поворота, хотя иногда сам знак переворачивается вверх ногами. .
Поддерживать
[ редактировать ]Аппоггиатура ( / ə ˌ p ɒ dʒ ə ˈ tj ʊər ə / ; Итальянский: [appoddʒaˈtuːra] ) — добавленная нота, которая важна мелодически (в отличие от акчаккатуры) и приостанавливает основную ноту на часть ее временного значения, часто примерно на половину, но это может быть значительно больше или меньше в зависимости от контекста. Добавленная нота ( вспомогательная нота ) находится на одну ступень выше или ниже основной ноты и может быть хроматически изменена, а может и не изменена. Аппоггиатуры также обычно находятся на сильной или самой сильной доле разрешения, сами по себе подчеркнуты, приближаются прыжком и оставляются шагом в направлении, противоположном прыжку. [5] [6]
Аподжиатура часто пишется как форшлаг , приставленный к основной ноте и напечатанный мелким шрифтом. [7] без косого штриха:
Это может быть выполнено следующим образом:
Аккакатура
[ редактировать ]Слово акчаккатура (англ. Великобритания : / ə ˌ tʃ æ k ə ˈ tj ʊər ə / , США : /- tʃ ɑː k ə -/ ; Итальянский: [attʃakkaˈtuːra] ) происходит от итальянского глагола Acciaccare , «раздавливать». В XVIII веке это был орнамент, наносимый на любую из основных нот арпеджио- аккордов, на тон или на полутон ниже тона аккорда, ударяемый одновременно с ним и тут же отпускаемый. Отсюда и немецкий перевод Zusammenschlag (совместный штрих). [8]
В 19 веке акчаккатура (иногда называемая короткой апподжиатурой ) стала более коротким вариантом длинной апподжиатуры , в которой задержка основной ноты быстрая. Он написан с использованием форшлага (часто дрожания или восьмой ноты ) с косой чертой через основу. В классический период акчаккатура обычно исполняется перед долей и акцент делается на основной ноте, а не на форшлаге. В апподжиатуре, длинной или короткой, делается акцент на форшлаге. [ нужна ссылка ]
Точная интерпретация этого будет зависеть от темпа произведения, но возможно следующее:
Следует ли играть ноту до или в такт, во многом зависит от вкуса и практики исполнения. В исключительных случаях акчаккатура может быть записана в такте, предшествующем ноте, к которой она прикреплена, показывая, что ее следует играть до доли. [9] Значение также варьируется в зависимости от композитора и периода. Например, длинные апподжиатуры Моцарта и Гайдна на глаз неотличимы от Мусоргского и Прокофьева . акчаккатур перед битом [ нужна ссылка ]
Глиссандо
[ редактировать ]Глиссандо — это переход от одной ноты к другой, обозначенный волнистой линией, соединяющей две ноты.
все промежуточные диатонические Слышны или хроматические ноты (в зависимости от инструмента и контекста), хотя и очень кратко. Этим глиссандо отличается от портаменто . В современной классической музыке (особенно в авангардных произведениях) глиссандо имеет тенденцию принимать на себя всю ценность начальной ноты.
Слайд
[ редактировать ]Слайд . (или Шлейфер по-немецки) приказывает исполнителю начать на один или два диатонических шага ниже отмеченной ноты и скользить вверх Шлейфер обычно включает в себя трель пралла или трель мордента на конце. Уиллард А. Палмер пишет, что «шляйфер — это« скользящее »украшение, [1] обычно используется для заполнения пробела между нотой и предыдущей». [10]
Искать
[ редактировать ]Слово « поиск » ( Немецкий: [ˈnaːxˌʃlaːk] ) буквально переводится как «послебит» и относится к «двум нотам, которые иногда завершают трель и которые, взятые в сочетании с двумя последними нотами встряски, могут образовывать оборот». ." [11] [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Термин Nachschlag может также относиться к «орнаменту, принявшему форму дополнительной ноты, которая, будучи помещена после основной ноты, «крадет» у нее время». [11]
Первое определение Nachschlag относится к «встряхнутой» или трельчатой версии орнамента, а второе определение относится к «гладкой» версии. В исполнительской практике английского барокко этот орнамент также назывался кадентом или спрингером . В инструкциях периода барокко, таких как « Кристофера Симпсона » The Division Violist упоминается , кадент как украшение, в котором «нота иногда украшается путем соединения [ sic ] части ее звука с следующей за ней нотой... чья следующая Дрожь ставится с последующей нотой, но играется тем же луком». [12]
В западной классической музыке
[ редактировать ]Музыка эпохи Возрождения и раннего барокко
[ редактировать ]Из трактата Сильвестро Ганасси 1535 года мы имеем инструкции и примеры того, как музыканты эпохи Возрождения и раннего барокко украшали свою музыку импровизированными орнаментами. Майкл Преториус тепло отзывался о «разных добрых и веселых розыгрышах музыкантов с небольшими пробегами/прыжками». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
До последнего десятилетия XVI века акцент делался на делениях , также известных как уменьшения , passaggi (по-итальянски), gorgia («горло», впервые использованное в качестве термина для вокальных украшений Николой Вичентино в 1555 году) или glosas (по Ортис, на испанском и итальянском языках) – способ украсить простую каденцию или интервал дополнительными более короткими нотами. Они начинаются с простых проходных нот, переходят к пошаговым добавлениям и в самых сложных случаях представляют собой быстрые пассажи равноценных нот – виртуозные расцветы. Существуют правила их создания, позволяющие сохранить первоначальную структуру музыки. К концу этого периода подразделения, подробно описанные в трактатах, содержат более пунктирные и другие неравномерные ритмы и скачки, состоящие более чем из одного шага за раз.
Начиная с Антонио Арчилея (1589 г.), [ нужна полная цитата ] трактаты вводят новый набор выразительных средств, называемых грациями наряду с разделениями . Они имеют гораздо больший ритмический интерес и наполнены аффектом, поскольку композиторы гораздо больше интересовались изображением текста. Начинается оно с трилло и каскада , а к тому времени, когда мы доходим до Франческо Роньони (1620 г.), нам рассказывают еще и о модных орнаментах: portar la voce , Accento , Tremolo , Gruppo , esclamatione и intonatio . [13]
Ключевые трактаты, подробно описывающие орнамент:
- Сильвестро Ганасси из оперы Фонтего под названием Фонтегара... , Венеция, 1535 г.
- Адрианус Пети Коклико Компендиум музыки, Нюрнберг, 1552 г.
- Диего Ортис «Трактат о толкованиях статей...» , Рим, 1553 г.
- Хуан Бермудо Книга под названием «Декларация музыкальных инструментов» , Оссуна, 1555 г.
- Герман Финк Pratica musica , Виттенберг, 1556 г.
- Книга Томаса де Санта-Марии «Искусство игры в фэнтези» , 1565 г.
- Джироламо Далла Каса Верный способ уменьшить... , Венеция, 1584 г.
- Джованни Бассано Рицеркате, пассажи и кадентия... , Венеция, 1585 г.
- Джованни Бассано Мотеты, мадригалы и французские песни... уменьшенные , Венеция 1591 г.
- Риккардо Роньони «Шаги к практике уменьшения» , Венеция, 1592 г.
- Лодовико Дзаккони Музыкальная практика , Венеция, 1592 г.
- Джованни Лука Конфорти Короткий и простой способ... сделать проходы , Рим, 1593 г.
- Джироламо Дирута «Трансильвания» , 1593 г.
- Джованни Баттиста Бовичелли Правила, отрывки из музыки, мадригалы и отрывки из мотетов , Венеция, 1594 г.
- Аурелио Вирджилиано Иль Дольчимело , MS, около 1600 г.
- Джулио Каччини «Новая музыка» , 1602 год.
- Джованни Джироламо Капсбергер , Первая книга мотетов, прогуливающихся по голосу , Рим, 1612 г.
- Франческо Роньони Сельва де Вари пассажи... , 1620 г.
- Джованни Джироламо Капсбергер, Вторая книга арий для одного и нескольких голосов , Рим, 1623 г.
- Джованни Баттиста Спади да Фаэнца Книга восходящих и нисходящих коридоров , Венеция, 1624 г.
- Иоганн Андреас Хербст Практика музыки , 1642 г.
Музыка барокко
[ редактировать ]Орнаменты в музыке барокко имеют иное значение. Большинство орнаментов возникают в такт и используют диатонические интервалы более исключительно, чем орнаменты более поздних периодов. Хотя любая таблица украшений должна давать строгое представление, необходимо уделять внимание темпу и длине нот, поскольку в быстром темпе было бы трудно или невозможно сыграть все обычно необходимые ноты. Одна из реализаций некоторых распространенных орнаментов в стиле барокко представлена в следующей таблице из «Klavierbüchlein für Wilhelm Friedemann Bach» И.С. Баха :
Другую реализацию можно увидеть в таблице в «Pieces de clavecin» (1689) Жана-Анри д'Англбера :
Классический период
[ редактировать ]В конце 18 — начале 19 века не существовало стандартных способов выполнения орнаментов, и иногда одним и тем же способом можно было выполнить несколько отдельных орнаментов. [14]
В XIX веке исполнители добавляли или импровизировали орнаменты к композициям. Как заметил К. П. Э. Бах , «предметы, на которых обозначены все орнаменты, не должны доставлять затруднений; с другой стороны, изделия, на которых отмечено мало или вообще ничего не отмечено, должны быть снабжены орнаментами обычным способом». [15] Клайв Браун объясняет: «Для многих ценителей того периода индивидуальность исполнения исполнителем божественной нотации была жизненно важной частью музыкального опыта». [ нужна страница ]
Однако в творчестве Бетховена не должно быть никаких дополнительных украшений со стороны исполнителя. Даже в сочинениях Моцарта орнаменты, не включенные в партитуру, не допускаются, как объясняет Браун: «Большая часть камерной музыки, начиная с Моцарта и далее, которая все еще остается в репертуаре, принадлежит к тому роду, в котором каждая нота продумана и терпит декоративных дополнений рассматриваемого типа здесь практически нет..." [16] Однако недавние исследования поставили это утверждение под сомнение. [17]
В другой музыке
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2017 г. ) |
Джаз
[ редактировать ]Джазовая музыка включает в себя самые разнообразные орнаменты, включая многие из упомянутых выше классических, а также ряд собственных. Большинство этих орнаментов добавляются либо исполнителями во время сольных импровизаций , либо в виде письменных украшений. Хотя эти украшения имеют универсальные названия, их реализация и эффекты различаются в зависимости от инструмента. Джазовая музыка включает в себя большинство стандартных «классических» украшений, таких как трели, форшлаги, морденты, глиссанди и повороты, но добавляет множество дополнительных украшений, таких как «мертвые» или призрачные ноты (ударный звук, обозначаемый буквой «X»). ), ноты «doit» и «падающие» ноты (обозначены изогнутыми линиями над нотой, указывающими направлением кривой, что нота должна либо быстро подниматься, либо падать по шкале), [18] сжимает (обозначается изогнутой линией от буквы «X» до определенной высоты, обозначающей глиссандо без тональности) и встряхивает (обозначается волнистой линией над нотой, что указывает на быструю трель губ для духовых исполнителей и минорную третья трель для ветра). [19]
Индийская классическая музыка
[ редактировать ]В карнатской музыке термин для обозначения орнамента используется санскритский гамака ( что означает «движение»). Одной из самых необычных форм орнамента в мировой музыке является карнатический кампитам , который заключается в колебании ноты различными способами, варьируя амплитуду, скорость или количество колебаний ноты. Это очень тонкое, но научное украшение, поскольку одна и та же нота может колебаться по-разному в зависимости от раги или контекста внутри раги. Например, четвертая нота (Ма) в Шанкарабхаранам или Бегада допускает как минимум три-пять типов колебаний в зависимости от фразировок в раге.
Еще одна важная гамака в Карнатике - это «Спуритам», в которой нота воспроизводится дважды, но с силой, начиная с форшлага, находящегося непосредственно под ней, во второй раз. Например, третья нота (Ga) в первый раз будет воспроизведена просто, а в следующий раз с силой второй (Ri).
Кельтская музыка
[ редактировать ]Орнаментация является основной отличительной чертой валлийской , ирландской , шотландской и кейп-бретонской музыки. Певец, скрипач, флейтист, арфист, оловянный свистун , волынщик или игрок на другом инструменте может добавлять форшлаги (известные как «срезы» / «удары» в ирландской игре на скрипке), слайды, перекаты, краны, удвоения, морденты, гудения, высокие частоты (или бирлы в шотландской игре на скрипке) или множество других украшений к данной мелодии. [20]
См. также
[ редактировать ]- Дрейдлех , орнаменты в клезмерской музыке.
- Опровергнуто
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Веструп, Джек ; МакКлимондс, Марита П.; Бадден, Джулиан ; Клементс, Эндрю; Картер, Тим; Уокер, Томас; Хартц, Дэниел ; Либби, Деннис (2001). «Ария» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43315 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Элейн Сисман, «Вариации, §4: Происхождение», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan, 2001).
- ^ Браун 2004 , с. 492.
- ^ Браун 2004 , с. 499.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 октября 2016 г. Проверено 4 декабря 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Кент Кеннан , Контрапункт , четвертое издание, с. 40
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 225.
- ^ Роберт Э. Селецкий, «Acciaccatura (ит.; фр. pincé étouffé ; нем. Zusammenschlag )», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan, 2001).
- ^ Гулд, Элейн (2011). За решеткой — Полное руководство по нотной грамоте . Фабер Музыка. п. 128. ИСБН 9780571514564 .
- ^ Первый урок Баха для фортепиано , под редакцией Уолтера Кэрролла и Уилларда А. Палмера, с. 3
- ^ Jump up to: а б «Музыкальный словарь: Н – Н» . Долмеч Онлайн . Проверено 26 февраля 2019 г.
- ^ Данройтер, Эдвард (1893). Музыкальное украшение . Нью-Йорк: Эдвин Ф. Калмус. стр. 65–67.
- ^ Роньони, Риккардо (2002). Шаги к практике уменьшения (1592); издание с предисловием Брюса Дики . Арнальдо Форни Редактор.
- ^ Браун 2004 , с. 456.
- ^ Браун 2004 , с. 455.
- ^ Браун 2004 , стр. 415–425.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Левин, Роберт (29 октября 2012 г.), «Импровизация Моцарта» , лекция, прочитанная в Центре исследований в области искусств, социальных и гуманитарных наук.
- ^ Прочтите, Гарднер (1969). Нотная грамота: пособие современной практики . Аллин и Бэкон . Проверено 15 января 2012 г.
- ^ Брай, Джон. «Интерпретация литературы джаз-бэндов» (PDF) . Полевой оркестр армии США .
- ^ Уильямс, Шон (2004). «Традиционная музыка: мелодическое украшение в пении Джо Хини Коннемара Шон-Нос» . обзор Хибернии Новый 8 (1): 122–145. ISSN 1092-3977 . JSTOR 20557912 .
Источники
- Браун, Клайв (2004). Классическая и романтическая исполнительская практика 1750–1900 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195166655 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Донингтон, Роберт . Путеводитель исполнителя по музыке барокко . Лондон: Фабер и Фабер, 1975.
- Нойманн, Фредерик. Орнаментация в музыке барокко и постбарокко с особым акцентом на И.С. Баха . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1978. ISBN 0-691-09123-4 (ткань); ISBN 0-691-02707-2 (пбк).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с орнаментами (музыка) на Викискладе?
- Тови, Дональд Фрэнсис (1911). . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). стр. 912–915.