Мечеть Аль-Азхар
Мечеть Аль-Азхар | |
---|---|
Мечеть Аль-Азхар | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Филиал/традиция | Суннитский ислам [ а ] |
Лидерство | Ахмад аль-Тайеб |
Расположение | |
Расположение | Каир , Египет |
Географические координаты | 30 ° 02'45 "N 31 ° 15'46" E / 30,045709 ° N 31,262683 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Исламская архитектура , Фатимид , Мамлюк |
Дата установления | 972 |
Технические характеристики | |
Емкость | 20,000 |
угрожать (а) | 5 |
Площадь сайта | 15 600 м 2 (168 000 кв. футов) [ 1 ] |
Мечеть Аль-Азхар ( арабский : الجامع الأزهر , латинизированный : аль-Джами' аль-Азхар , букв. «Блистательная конгрегационалистская мечеть», египетский арабский : جامع الأزهر , латинизированный: Гами' эль-Азхар ), известная в Египте просто как аль-А жар , мечеть в Каире , Египет , в историческом исламском центре города . Построенная в качестве новой столицы Фатимидского халифата в 970 году, это была первая мечеть, построенная в городе, который со временем получил прозвище «Город тысячи минаретов ». [ б ] Обычно считается, что его название происходит от аз-Захра ( букв. « Сияющий » ), титула, данного Фатиме , дочери Мухаммеда .
После открытия в 972 году и найма властями мечети 35 ученых в 989 году мечеть постепенно превратилась в то, чем она является сегодня.
Дочерний университет Аль-Азхар является вторым старейшим непрерывно действующим университетом в мире после Аль-Каравиин в Идрисид -Фес . Он уже давно считается ведущим учреждением в исламском мире по изучению суннитской теологии и шариата , или исламского права. В 1961 году университет, интегрированный в мечеть как часть школы при мечети с момента ее создания, был национализирован и официально признан независимым университетом Аль-Азхар Аль-Шариф после египетской революции 1952 года .
На протяжении своей более чем тысячелетней истории мечеть то подвергалась пренебрежению, то высоко ценилась. Поскольку она была основана как шиитское исмаилитское учреждение, Саладин и основанная им суннитская династия Айюбидов избегали аль-Азхара, лишая его статуса конгрегационной мечети и отказывая в стипендиях ученикам и учителям в его школе. Эти шаги были отменены при Мамлюкском султанате , под властью которого произошли многочисленные расширения и обновления. Более поздние правители Египта проявляли разную степень уважения к мечети и предоставляли самую разную финансовую помощь как школе, так и на содержание мечети. Сегодня аль-Азхар остается глубоко влиятельным учреждением в египетском обществе, которое высоко почитается в мусульманском мире- сунните и является символом исламского Египта.
Имя
[ редактировать ]был основан фатимидским генералом Джаухаром ас-Сикилли от имени халифа аль-Муиза после Фатимидами Египта в завоевания фатимидского Город Каир составе Фатимидского халифата аль-Мансурийя современном Тунисе. в Мечеть, впервые использованная в 972 году, возможно, первоначально называлась Джами аль-Мансурийя ( «Мечеть Мансурия» , «мечеть Мансурия»), как это было обычной практикой в то время. Именно аль-Муизз переименовал город в Аль-Кахиру ( Каир , «Победоносный»). Таким образом, название мечети стало Джами аль-Кахира ( Каирский университет , «Каирская мечеть»), первое из записанных в арабских источниках. [ 2 ]
мечеть получила Свое нынешнее название, аль-Азхар , где-то между халифатом аль-Муизза и концом правления второго халифа Фатимидов в Египте аль-Азиза Биллаха ( годы правления 975–996 ). [ 2 ] Азхар — мужская форма слова захра , что означает «великолепный» или «самый блестящий». Захра — эпитет , применяемый к дочери Мухаммеда Фатиме . [ 3 ] жена халифа Али . Она считалась прародительницей аль-Муиза и имамов династии Фатимидов ; Одна из теорий состоит в том, что ее эпитет является источником имени аль-Азхар . [ 4 ] [ 5 ] Эта теория, однако, не подтверждена ни в одном арабском источнике, а ее правдоподобие как поддерживалось, так и отрицалось более поздними западными источниками. [ 6 ]
Альтернативная теория состоит в том, что название мечети происходит от названий, данных халифами Фатимидов своим дворцам . Те, что возле мечети, были названы аль-Азизом Биллахом аль-Кусур аз-Захира ( القصور الزاهرة , «Блестящие дворцы»), а королевские сады были названы в честь другого производного от слова захра . Дворцы были завершены и получили названия до того, как мечеть сменила название с Джами аль-Кахира на аль-Азхар . [ 2 ] [ 7 ]
Слово Джами происходит от арабского корня джамаа (gm-ʿ), что означает «собирать». Это слово используется для обозначения больших общинных мечетей. В то время как в классическом арабском языке название аль-Азхар остается Джами аль-Азхар , произношение слова Джами меняется на Гама в египетском арабском языке . [ с ]
История
[ редактировать ]Фатимидский халифат
[ редактировать ]После завоевания Египта Джаухар ас-Сикилли руководил строительством королевской ограды для двора халифа и армии Фатимидов, а также построил аль-Азхар в качестве базы для распространения исмаилитского шиитского ислама . [ 9 ] Расположенный недалеко от густонаселенного суннитского города Фустат , Каир стал центром исмаилитской секты шиитского ислама и резиденцией империи Фатимидов. [ 10 ]
Джаухар приказал построить общинную мечеть для нового города, и работы начались 4 апреля 970 года. [ 6 ] Мечеть была завершена в 972 году, и здесь были проведены первые пятничные молитвы 22 июня 972 года во время Рамадана . [ 6 ]
Вскоре Аль-Азхар стал центром обучения в исламском мире, и именно здесь издавались и проводились судебные заседания. [ 9 ] При правлении Фатимидов ранее секретные учения исмаилитского мазхаба (юридической школы) стали доступны широкой публике. [ 11 ] Аль-Нуман ибн Мухаммад был назначен кади (судьей) при аль-Муиззе и отвечал за преподавание доктрины исмаилитов. [ 11 ] Занятия проводились во дворце халифа , а также в аль-Азхаре, причем отдельные занятия были доступны для женщин. [ 12 ] [ 13 ] Во время Ид аль-Фитра в 973 году халиф повторно освятил мечеть в качестве официальной общинной мечети в Каире. Аль-Муизз и его сын - когда он, в свою очередь, стал халифом - читали по крайней мере одну пятничную хутбу (проповедь) во время Рамадана в аль-Азхаре. [ 14 ]
Якуб ибн Киллис , эрудит, юрист и первый официальный визирь Фатимидов, сделал аль-Азхар ключевым центром обучения исламскому праву в 988 году. [ 15 ] В следующем году для проведения уроков были наняты 45 ученых, что заложило основу для будущего ведущего университета в мусульманском мире. [ 16 ]
Мечеть была расширена во время правления халифа аль-Азиза Биллаха. По словам аль-Муфаддала , он приказал восстановить части мечети и поднял потолок на один локоть. Следующий халиф Фатимидов, аль-Хаким би-Амр Аллах ( годы правления 996–1021 ), продолжил ремонт мечети, установив новую деревянную дверь в 1010 году. Однако во время правления аль-Хакима строительство мечети аль-Хакима было завершено. , и аль-Азхар потерял свой статус главной конгрегационалистской мечети Каира. В мае 1009 года мечеть аль-Хакима стала единственным местом проведения проповедей халифа; до этого аль-Хаким менял место проведения пятничной проповеди. После правления аль-Хакима аль-Азхар был восстановлен халифом аль-Мустансиром Биллахом ( годы правления 1036–1094 ). Дополнения и реконструкция проводились во время правления оставшихся халифов Фатимидов. [ 17 ] Халиф аль-Хафиз провел капитальную реконструкцию в 1138 году, в ходе которой были установлены килеобразные арки и резные лепные украшения, которые можно увидеть сегодня во дворе, а также купол у центрального входа в молитвенный зал. [ 18 ]
Первоначально не имея библиотеки, аль-Азхар в 1005 году получил от халифа Фатимидов тысячи рукописей, которые составили основу его коллекции. [ 19 ] Однако усилия Фатимидов по внедрению исмаилитской практики среди населения в значительной степени не увенчались успехом. [ 10 ] Большая часть его коллекции рукописей была рассеяна в хаосе, последовавшем за падением Фатимидского халифата . [ 19 ] и вскоре после этого Аль-Азхар стал суннитским учреждением. [ 10 ]
Династия Айюбидов
[ редактировать ]Саладин , свергнувший Фатимидов в 1171 году, был враждебен шиитским принципам обучения, пропагандируемым в аль-Азхаре во времена Фатимидского халифата, и при его династии Айюбидов мечеть страдала от пренебрежения. Совместные молитвы были запрещены Садр ад-Дином ибн Дирбасом, назначенным кади . Саладином [ 20 ] Причиной этого указа могли быть шафиитские учения, запрещающие коллективные молитвы в общине только в одной мечети, или недоверие к бывшему шиитскому институту со стороны нового суннитского правителя. [ 19 ] [ 21 ] гораздо более крупная мечеть аль-Хаким К этому времени была построена ; там проводились коллективные молитвы в Каире. [ 20 ]
Помимо лишения аль-Азхара статуса общинной мечети, Саладин также приказал снять с михраба мечети серебряную ленту, на которой были начертаны имена фатимидских халифов. Стоимость этой и подобных серебряных лент, снятых с других мечетей, составила 5000 дирхемов . [ 17 ] Саладин не полностью игнорировал содержание мечети, и, по словам аль-Муфаддала, один из минаретов мечети был возведен во время правления Саладина. [ 17 ]
Пострадал и учебный центр мечети. [ 20 ] Некогда хорошо укомплектованная библиотека в аль-Азхаре была заброшена, а рукописи учений Фатимидов, хранившиеся в аль-Азхаре, были уничтожены. [ 19 ] [ 22 ] Династия Айюбидов продвигала преподавание суннитского богословия в субсидируемых медресе (школах), построенных по всему Каиру. [ 20 ] Финансирование студентов было прекращено. [ 20 ] организованные занятия в мечети больше не проводились, и профессора, преуспевшие при Фатимидах, были вынуждены искать другие способы заработка на жизнь. [ 22 ]
Тем не менее Аль-Азхар на протяжении всего этого периода оставался центром арабской филологии и местом обучения. [ 20 ] Хотя официальные занятия были прекращены, в мечети по-прежнему предлагались частные уроки. Есть сообщения, что ученый, возможно, аль-Багдади , преподавал в аль-Азхаре ряд предметов, таких как право и медицина. Сообщается, что Саладин заплатил ему зарплату в размере 30 динаров, которую наследники Саладина увеличили до 100 динаров. [ 22 ] Хотя Саладин и его наследники пренебрегали мечетью, политика суннитской династии Айюбидов оказала долгосрочное влияние на Аль-Азхар. Образовательные учреждения были созданы суннитскими правителями как способ борьбы с тем, что они считали еретическим учением шиитского ислама. Эти колледжи, различающиеся по размеру, ориентированные на преподавание суннитской доктрины, имели устоявшуюся и единую учебную программу, включающую курсы, выходящие за рамки чисто религиозных тем, таких как риторика, математика и естествознание. [ 23 ] Ко времени завоевания Саладина в Египте таких колледжей не было. Саладин и более поздние правители династии Айюбидов построили в Египте двадцать шесть колледжей, в том числе медресе Салихия . [ 24 ]
Аль-Азхар в конечном итоге принял образовательные реформы Саладина, созданные по образцу системы колледжей, которую он ввел, и его состояние улучшилось при мамлюках , которые восстановили студенческие стипендии и зарплату шуюху ( преподавательскому составу). [ 19 ]
Мамлюкский султанат
[ редактировать ]Совместные молитвы были восстановлены в аль-Азхаре во время мамлюкского султаната султаном Байбарсом в 1266 году. В то время как шафиитское учение, которому следовали Саладин и Айюбиды, предусматривало, что только одна мечеть должна использоваться в качестве общинной мечети в общине, ханафитский мазх Хаб , которого придерживались мамлюки, не налагал подобных ограничений. [ 21 ] Аль-Азхар к настоящему времени утратил связь с доктринами Фатимидов и исмаилитов, а с быстрым расширением Каира потребность в месте для мечети позволила Байбарсу игнорировать историю аль-Азхара и вернуть мечети ее прежнюю известность. При Бейбарсе и султанате Мамлюков в аль-Азхаре были возвращены стипендии студентам и учителям, а также начались работы по ремонту мечети, которой пренебрегали почти 100 лет. [ 25 ] По словам аль-Муфаддала, эмир Изз ад-Дин Айдамур аль-Хилли построил свой дом рядом с мечетью и при этом отремонтировал мечеть. Аль-Макризи сообщает, что эмир отремонтировал стены и крышу, а также отремонтировал и предоставил новые коврики. Первая хутба со времен правления фатимидского халифа аль-Хакима состоялась 16 января 1266 года, а проповедь, произнесенная на новой кафедре, завершилась пятью днями ранее. [ 26 ]
Землетрясение 1302 года нанесло ущерб аль-Азхару и ряду других мечетей на территории Мамлюка. Ответственность за восстановление была разделена между эмирами (принцами) Султаната и главой армии Сайф ад-Дином Саларом , которому было поручено устранить ущерб. Этот ремонт был первым со времен правления Байбарса. [ 27 ] специальная школа — медресе аль-Акбугавийя Семь лет спустя вдоль северо-западной стены мечети была построена . Части стены мечети были сняты для строительства нового здания. Строительство еще одной школы, медресе ат-Тайбарсия, началось в 1332–1333 годах. Это здание, построенное в 1339-1340 годах, также повлияло на структуру мечети, поскольку оно было построено на месте Мидаа , фонтана для омовения . [ 26 ] Оба медресе были построены как дополнительные здания к аль-Азхару, с отдельными входами и молитвенными залами. [ 27 ]
Хотя мечеть восстановила свое положение в Каире, ремонт и дополнительные работы проводились людьми, занимавшими должности ниже султана. Ситуация изменилась при правлении аз-Захира Баркука , первого султана династии Бурджи . И султан Баркук, и затем султан аль-Муайад пытались в 1397 и 1424 годах соответственно заменить минарет аль-Азхар новым каменным, но в обоих случаях конструкция оказалась дефектной, и ее пришлось снести. вниз. [ 21 ] Возобновление прямого покровительства со стороны лиц, занимавших высшие государственные посты, продолжалось до конца правления мамлюков. Улучшения и дополнения были сделаны султанами Кайтбаем и Кансухом аль-Гури , каждый из которых руководил многочисленными ремонтами и возвел минареты , которые стоят до сих пор. [ 28 ] Среди султанов мамлюков было обычной практикой строить минареты, которые воспринимались как символы власти и наиболее эффективный способ укрепить свое положение в городском пейзаже Каира. Султаны хотели иметь заметную связь с престижным аль-Азхаром. [ 28 ] Аль-Гури, возможно, также перестроил купол перед первоначальным михрабом . [ 29 ]
Хотя школа-мечеть была ведущим университетом в исламском мире и вновь завоевала королевское покровительство, она не обогнала медресе в качестве излюбленного места образования среди каирской элиты. Аль-Азхар сохранил свою репутацию независимого места обучения, тогда как медресе , впервые построенные во время правления Саладина, были полностью интегрированы в государственную систему образования. Аль-Азхар продолжал привлекать студентов из других регионов Египта и Ближнего Востока, намного превосходя число посещающих медресе . [ 30 ] Студенчество Аль-Азхара было организовано в риваки (братства) по национальному признаку, и изучались отрасли исламского права. Средняя степень требовала шести лет обучения. [ 19 ]
К 14 веку аль-Азхар занял выдающееся место как центр изучения права, теологии и арабского языка, став центром внимания студентов всего исламского мира. [ 19 ] Однако, как сообщается, только одна треть улемов ( исламских ученых) Египта либо посещала аль-Азхар, либо преподавала. [ 30 ] В одном сообщении Мухаммада ибн Ияса сообщается, что медресе Салихия, а не аль-Азхар, рассматривалось как «цитадель улемов » в конце султаната мамлюков. [ 31 ]
Провинция Османской империи
[ редактировать ]После аннексии Османской империи в 1517 году, несмотря на хаос, который породила их борьба за контроль над городом, турки проявили большое уважение к мечети и ее коллегии, хотя прямое королевское покровительство прекратилось. [ 19 ] [ 30 ] Султан Селим I , первый османский правитель Египта, посетил Аль-Азхар на коллективной пятничной молитве в течение своей последней недели в Египте, но не пожертвовал ничего на содержание мечети. Позже османские эмиры также регулярно посещали пятничные молитвы в аль-Азхаре, но редко предоставляли субсидии на содержание мечети, хотя иногда предоставляли стипендии студентам и учителям. В отличие от расширений и дополнений, предпринятых во время султаната Мамлюков, только два османских вали (губернатора) восстановили аль-Азхар в ранний османский период. [ 30 ]
Несмотря на свое поражение от Селима I и османов в 1517 году, мамлюки оставались влиятельными в египетском обществе, став беями («вождями»), номинально находившимися под контролем османских правителей, а не эмирами во главе империи. [ 30 ] Первым губернатором Египта при Селиме I был Хайр-бей мамлюков , эмир , перешедший на сторону османов во время битвы при Мардж-Дабике . [ 32 ] Хотя мамлюки подняли несколько восстаний, чтобы восстановить свой султанат, в том числе два в 1523 году, [ 33 ] Османы воздержались от полного разрушения власти мамлюков над структурой власти в Египте. Мамлюки действительно понесли потери — как экономические, так и военные — сразу после победы Османской империи, и это отразилось в отсутствии финансовой помощи, оказываемой аль-Азхару в первые сто лет османского владычества. К 18 веку мамлюкская элита восстановила большую часть своего влияния и начала спонсировать многочисленные ремонтные работы по всему Каиру и в частности в Аль-Азхаре. [ 30 ]
Аль-Газдугли, могущественный мамлюкский бей , спонсировал несколько пристроек и реконструкций в начале 18 века. Под его руководством в 1735 году был построен ривак для слепых студентов. Он также спонсировал восстановление турецкого и сирийского риваков , оба из которых изначально были построены Кайтбаем. [ 34 ]
Это ознаменовало начало крупнейшего комплекса реконструкций со времен расширения, проведенного при Мамлюкском султанате. Абд ар-Рахман Катхуда был назначен катхудой (главой янычар ) в 1749 году и приступил к реализации нескольких проектов по всему Каиру и в аль-Азхаре. Под его руководством были построены три новых ворот: Баб аль-Музайинин (Ворота цирюльников), названные так потому, что студентам брили головы за пределами ворот, которые в конечном итоге стали главным входом в мечеть; Баб аль-Саида (Ворота Саиди), названные в честь народа Саиди Верхнего Египта ; и, несколько лет спустя, Баб аль-Шурба (Суповые ворота), из которых студентам подавали еду, часто рисовый суп. Молитвенный зал был добавлен к югу от первоначального, что увеличило размер доступного молитвенного помещения вдвое. Катхуда также отремонтировал или перестроил несколько риваков , окружающих мечеть. Катхуду похоронили в мавзолее, который он сам построил в Аль-Азхаре; в 1776 году он стал первым человеком (и последним), похороненным в мечети после Нафисы аль-Бакрийи, женщины-мистика, умершей около 1588 года. [ 35 ] [ 36 ]
В период Османской империи аль-Азхар восстановил свой статус излюбленного учебного заведения в Египте, обогнав медресе , первоначально основанные Саладином и значительно расширенные мамлюками. К концу XVIII века аль-Азхар стал неразрывно связан с улемами Египта. [ 31 ] Улемы (почетному губернатору), который , также могли влиять на правительство в официальном качестве: несколько шейхов были назначены в консультативные советы, подчинявшиеся паше в свою очередь, назначался всего на один год. [ 37 ] В этот период также были введены более светские курсы, преподаваемые в аль-Азхаре, где естествознание и логика присоединились к философии в учебной программе. [ 38 ] В этот период аль-Азхар увидел своего первого , не являющегося Малики ректора ; Настоятелем был назначен Абдулла аль-Шубрави, последователь шафиитского мазхаба . [ 39 ] Малики Ни один последователь мазхаба не мог занимать пост ректора до 1899 года, когда на этот пост был назначен Салим аль-Бишри.
Аль-Азхар также служил центром протестов против османской оккупации Египта как среди улемов , так и среди широкой общественности. Студенческие протесты в аль-Азхаре были обычным явлением, а магазины в окрестностях мечети часто закрывались в знак солидарности со студентами. [ 40 ] Улемам . также иногда удавалось бросить вызов правительству В одном случае, в 1730–1731 годах, османские аги преследовали жителей, живших недалеко от аль-Азхара, преследуя трех беглецов. Ворота аль-Азхара были закрыты в знак протеста, и османский губернатор, опасаясь более масштабного восстания, приказал агам воздерживаться от приближения к аль-Азхару. Еще одно волнение произошло в 1791 году, когда вали преследовал людей возле мечети аль-Хусейна , которые затем отправились в аль-Азхар на демонстрацию. Впоследствии вали был уволен со своего поста. [ 41 ]
Французская оккупация
[ редактировать ]Наполеон вторгся в Египет в июле 1798 года, прибыл в Александрию 2 июля и двинулся в Каир 22 июля. [ 42 ] Стремясь успокоить как египетское население, так и Османскую империю, Наполеон произнес речь в Александрии, в которой заявил о своем уважении к исламу и султану:
Народ Египта, вам скажут, что я пришел разрушить вашу религию: не верьте этому! Ответьте, что я пришел восстановить ваши права и наказать узурпаторов и что я больше, чем мамлюки, уважаю Бога, его Пророка и Коран... Разве не мы на протяжении веков были друзьями султана? [ 43 ]
25 июля Наполеон учредил диван, состоящий из девяти шейхов аль-Азхара, которым было поручено управлять Каиром, - первый орган египтян, обладающий официальной властью с начала османской оккупации. [ 42 ] [ 44 ] Эта практика формирования советов среди городских улемов , впервые установленная в Александрии, распространилась по всему оккупированному французами Египту. [ 45 ] Наполеон также безуспешно добивался фетвы от имамов аль-Азхара, которая считала бы допустимым в соответствии с исламским законодательством заявлять о своей верности Наполеону. [ 43 ]
Попытки Наполеона привлечь на свою сторону как египтян, так и османов оказались безуспешными; Османская империя объявила войну 9 сентября 1798 года, а 21 октября 1798 года в Аль-Азхаре началось восстание против французских войск. [ 46 ] [ 47 ] Египтяне, вооруженные камнями, копьями и ножами, бунтовали и грабили. [ 48 ] На следующее утро диван встретился с Наполеоном, пытаясь добиться мирного завершения военных действий. Наполеон, поначалу разгневанный, согласился попытаться урегулировать ситуацию мирным путем и попросил шейхов дивана организовать переговоры с повстанцами. Повстанцы, полагая, что этот шаг свидетельствует о слабости французов, отказались. [ 49 ] Затем Наполеон приказал обстрелять город из Каирской цитадели , целясь прямо в Аль-Азхар. Во время восстания от двух до трехсот французских солдат были убиты, а египтяне потеряли 3000 человек. [ 50 ] Шестеро улемов аль -Азхара были убиты в результате вынесенных против них суммарных приговоров, еще несколько человек были осуждены. [ 51 ] Любой египтянин, пойманный французскими войсками, был заключен в тюрьму или, если был пойман с оружием, обезглавлен. [ 52 ] Французские войска намеренно осквернили мечеть, войдя в нее в обуви и с выставленным напоказ оружием. Войска привязали лошадей к михрабу и обыскали студенческие общежития и библиотеки, бросая на пол экземпляры Корана. Затем лидеры восстания попытались договориться об урегулировании с Наполеоном, но получили отказ. [ 50 ]
Наполеон, пользовавшийся большим уважением в Египте и заслуживший прозвище Султан эль-Кебир (Великий султан), потерял их восхищение, и к нему больше не обращались так. среди жителей Каира [ 53 ] В марте 1800 года французский генерал Жан Батист Клебер был убит Сулейманом аль-Халаби , студентом аль-Азхара. После убийства Наполеон приказал закрыть мечеть; двери оставались запертыми до тех пор, пока в августе 1801 года не прибыла помощь Османской империи и Великобритании. [ 44 ]
Консервативная традиция мечети с ее отсутствием внимания к науке была поколеблена вторжением Наполеона. Важнейшее нововведение произошло с появлением в Египте печатных станков, что, наконец, позволило перейти от устных лекций и запоминания к обучению посредством текста, хотя сама мечеть обзавелась собственным печатным станком только в 1930 году. [ 54 ] После ухода французов Мухаммед Али-паша призвал к созданию светского образования, а история, математика и современные науки были включены в учебную программу. К 1872 году под руководством Джамал ад-Дина аль-Афгани в европейская философия . программу обучения была также добавлена [ 54 ]
Династия Мухаммеда Али и британская оккупация
[ редактировать ]После ухода французов Али, вали (губернатор) и самопровозглашенный хедив (наместник) Египта, стремился укрепить свой вновь обретенный контроль над страной. Для достижения этой цели он предпринял ряд шагов, чтобы ограничить и, в конечном итоге, устранить способность улемов аль-Азхара влиять на правительство. Он ввел налоги на земли ризки (необлагаемая налогом собственность, принадлежащая мечетям) и медресе , от которых Аль-Азхар получал большую часть своего дохода. [ 44 ] В июне 1809 года он приказал передать права на все земли ризки государству, что вызвало возмущение среди улемов . В результате Умар Макрам, накиб аль-ашраф , престижный исламский пост, возглавил восстание в июле 1809 года. Восстание провалилось, и Макрам, влиятельный союзник улемов , был сослан в Дамиетту . [ 55 ]
Али также стремился ограничить влияние шейхов аль-Азхара, назначая должности в правительстве тем, кто получил образование за пределами аль-Азхара. Он отправил избранных студентов во Францию для обучения по западной системе и создал образовательную систему, основанную на этой модели, которая была параллельна системе аль-Азхара и, таким образом, обходила ее. [ 44 ]
При правлении Исмаила-паши , внука Мухаммеда Али, были начаты крупные проекты общественных работ с целью превратить Каир в город европейского стиля. [ 56 ] Эти проекты, поначалу финансируемые за счет бума хлопковой промышленности, в конечном итоге привели к появлению огромного долга, который держали британцы, что дало британцам повод оккупировать Египет в 1882 году после изгнания Исмаила-паши в 1879 году. [ 56 ] [ 57 ]
Во время правления Исмаила-паши аль-Азхару также вернулось королевское покровительство. В качестве хедива Исмаил восстановил Баб ас-Саайда (впервые построенный Катхудой) и медресе аль-Акбугавийя . Тевфик-паша , сын Исмаила, который стал хедивом после того, как его отец был свергнут в результате британского давления, продолжил восстановление мечети. Тевфик отремонтировал молитвенный зал, пристроенный Катхудой, выровнял юго-восточный фасад зала с улицей за ним и реконструировал фасад медресе аль-Акбугавия вместе с несколькими другими частями мечети. Аббас Хильми II сменил своего отца Тевфика на посту хедива Египта и Судана в 1892 году и продолжил ремонт, начатый его дедом Исмаилом. Он реструктурировал главный фасад мечети и построил новый трехэтажный ривак в неомамлюкском стиле вдоль юго-западного угла мечети (известный как Ривак аль-Аббаси ), строительство которого было завершено в 1901 году. Под его руководством был создан Комитет по Организация «Сохранение памятников арабского искусства» (также известная как «Комитет») также восстановила оригинальный Фатимид. сан . Эти реконструкции были необходимы и помогли модернизировать Аль-Азхар и гармонизировать его с тем, что становилось мегаполисом. [ 58 ]
Основной комплекс реформ, начавшийся при правлении Исмаила-паши, продолжился во время британской оккупации. [ 59 ] Мухаммад Махди аль-Аббаси, шейх аль-Азхар , в 1872 году провел ряд реформ, направленных на то, чтобы структурировать практику приема на работу в университет, а также стандартизировать экзамены, сдаваемые студентами. Дальнейшие усилия по модернизации системы образования были предприняты при правлении Хильми во время британской оккупации. [ 60 ] Рукописи мечети были собраны в централизованную библиотеку, улучшены санитарные условия для студентов и введена регулярная система экзаменов. С 1885 года другие колледжи Египта были переданы непосредственно в ведение мечети аль-Азхар. [ 59 ]
Во время пребывания Саада Заглула на посту министра образования, прежде чем он возглавил египетскую революцию 1919 года , были предприняты дальнейшие усилия по изменению образовательной политики аль-Азхара. [ 60 ] Будучи во многих отношениях оплотом консерватизма, мечеть выступала против исламского фундаментализма, особенно того, который поддерживала организация «Братья-мусульмане» , основанная в 1928 году. [ 59 ] Школа привлекала студентов со всего мира, в том числе студентов из Юго-Восточной Азии и особенно Индонезии , создавая противовес влиянию ваххабитов в Саудовской Аравии . [ 61 ]
Во время правления короля Фуада I были приняты два закона, реорганизовавшие образовательную структуру в аль-Азхаре. Первый из них, принятый в 1930 году, разделил школу на три отделения: арабского языка, шариата и богословия, причем каждое отделение располагалось в зданиях за пределами мечети по всему Каиру. [ 60 ] Кроме того, для получения степени в одной из этих трех областей обучения требовались формальные экзамены. [ 62 ] Шесть лет спустя был принят второй закон, согласно которому главный офис школы был перенесен в недавно построенное здание через дорогу от мечети. Позже к трем ведомственным зданиям были добавлены дополнительные постройки. [ 60 ]
Идеи, отстаиваемые несколькими влиятельными реформаторами начала 1900-х годов, такими как Мухаммад Абду и Мухаммад аль-Ахмади аз-Завахири, начали распространяться в аль-Азхаре в 1928 году, когда был назначен Мустафа аль-Мараги ректором . Будучи последователем Абду, большинство улемов выступили против его назначения. [ 62 ] [ 63 ] Аль-Мараги и его преемники начали серию модернизирующих реформ мечети и ее школы, расширяя программы за пределы традиционных предметов. Фуаду не нравился аль-Мараги, и через год его заменил аз-Завахири, но аль-Мараги вернулся на пост ректора в 1935 году и проработал до своей смерти в 1945 году. Под его руководством учебная программа аль-Азхара была расширена до включают неарабские языки и современные науки. [ 64 ] Аз-Завахири, которому также противостояли улемы в начале 1900-х годов, продолжил усилия по модернизации и реформированию аль-Азхара. После второго срока аль-Мараги на посту ректора ректором был назначен еще один ученик Абду. [ 63 ]
После революции 1952 года
[ редактировать ]После египетской революции 1952 года , возглавляемой Движением свободных офицеров Мохамеда Нагиба и Гамаля Абдель Насера , в ходе которой была свергнута египетская монархия , университет начал отделяться от мечети. [ 54 ] [ 65 ] К 1955 году ряд объектов, окружавших мечеть, был приобретен и снесен, чтобы освободить место для современного кампуса. Сама мечеть больше не служила школой, а в 1961 году колледж был официально признан университетом. [ 60 ] [ 65 ] Закон 1961 года разделил двойную роль образовательного учреждения и религиозного учреждения, что позволило прислушаться к решениям во всем мусульманском мире. [ 66 ] Закон также создал в Аль-Азхаре светские факультеты, такие как медицинские, инженерные и экономические колледжи, что способствовало усилиям по модернизации, впервые начавшимся после французской оккупации. [ 67 ] [ 68 ] Реформы учебной программы привели к массовому росту числа египетских учащихся, посещающих школы, управляемые аль-Азхаром, особенно молодежи, посещающей начальные и средние школы в рамках системы аль-Азхар. Число учащихся, посещающих начальные и средние школы Аль-Азхар, увеличилось с менее 90 000 в 1970 году до 300 000 в начале 1980-х годов, почти до одного миллиона в начале 1990-х годов и превысило 1,3 миллиона учащихся в 2001 году. [ 69 ] [ 70 ]
Во время своего пребывания на посту премьер-министра, а затем и президента, Насер продолжал попытки ограничить власть улемов аль -Азхара и использовать ее влияние в своих интересах. В 1952 году вакфы были национализированы и переданы в ведение недавно созданного Министерства религиозных пожертвований , лишив мечеть возможности контролировать свои финансовые дела. [ 71 ] [ 72 ] Он отменил шариатские суды, объединив религиозные суды с государственной судебной системой в 1955 году, жестко ограничив независимость улемов . [ 72 ] Закон о реформе 1961 года, который признал недействительным более ранний закон, принятый в 1936 году и гарантировавший независимость аль-Азхара, дал президенту Египта право назначать шейха аль-Азхара , должность, впервые созданную во время османского правления и выбираемую из и улемов с момента его создания. [ 73 ] [ 74 ] Аль-Азхар, который оставался символом исламского характера как нации, так и государства, продолжал влиять на население, будучи не в состоянии оказывать влияние на государство. После революции Аль-Азхар стал все больше интегрироваться в государственную бюрократию: независимость его учебной программы и его функции как мечети прекратились. [ 75 ] Авторитет улемов был еще больше ослаблен созданием государственных органов, ответственных за толкование религиозных законов. [ 76 ] Хотя эти реформы резко ограничили независимость улемов , они также привели к восстановлению их влияния за счет дальнейшей интеграции их в государственный аппарат. [ 77 ] Закон о реформе 1961 года также предоставил улемам государственные ресурсы, хотя финансовые потоки находились вне их контроля. [ 78 ] Хотя Насер стремился подчинить улемов государству, он не допускал более радикальных предложений по ограничению влияния аль-Азхара. Одно из таких предложений было сделано Таха Хусейном в 1955 году. Хусейн стремился разрушить систему начального и среднего образования ажаритов и превратить университет в теологический факультет, который будет включен в современную светскую университетскую систему образования. Улемы выступили против этого плана, хотя решение Насера сохранить статус аль-Азхара было обусловлено скорее личными политическими соображениями, такими как использование аль-Азхара для придания легитимности режиму, чем сопротивлением улемов . [ 79 ]
Аль-Азхар, теперь полностью интегрированный в состав правительства, затем использовался для оправдания действий правительства. Хотя улемы в прошлом издавали постановления о том, что социализм несовместим с исламом, после земельной реформы революции были приняты новые постановления, дающие Насеру религиозное оправдание тому, что он назвал «исламским» социализмом. [ 80 ] Улемы также будут служить противовесом « Братьям-мусульманам» и ваххабитскому влиянию Саудовской Аравии. [ 81 ] Братство было обвинено в покушении на Насера, и организация была объявлена вне закона. Насер, нуждавшийся в поддержке улемов, поскольку он инициировал массовые аресты членов «Братства», ослабил некоторые ограничения, наложенные на аль-Азхар. Улемы аль-Азхара , в свою очередь, последовательно поддерживали его в его попытках расформировать Братство и продолжали делать это при последующих режимах. [ 76 ] [ 82 ] Несмотря на усилия Насера и аль-Азхара дискредитировать «Братство», организация продолжала функционировать. [ 83 ] Аль-Азхар также обеспечил легитимность войны с Израилем в 1967 году, объявив конфликт против Израиля «священной борьбой». [ 84 ]
После смерти Насера в 1970 году Анвар Садат стал президентом Египта. Садат хотел восстановить аль-Азхар как символ египетского лидерства во всем арабском мире, заявив, что «арабский мир не может функционировать без Египта и его Азхара». [ 85 ] Признавая растущее влияние «Братьев-мусульман», Садат ослабил ряд ограничений в отношении «Братьев-мусульман» и улемов в целом. Однако в сентябре 1971 года произошел резкий поворот в сторону репрессий против журналистов и организаций, которые, по мнению Садата, подрывали или атаковали его позиции. В рамках усилий по подавлению критики его политики Садат ввел санкции против любого улема , который критиковал официальную государственную политику или противоречил ей. Улемы исламистов аль-Азхара продолжали использоваться в качестве инструмента правительства, вызывая критику со стороны нескольких групп, включая и других более умеренных групп. [ 84 ] Шукри Мустафа , влиятельный исламистский деятель, обвинил улемов в вынесении религиозных суждений исключительно с целью удобства правительства. [ 85 ] Когда Садату потребовалась поддержка для заключения мира с Израилем, которого подавляющее большинство населения Египта считало врагом, аль-Азхар издал указ, в котором говорилось, что пришло время заключить мир. [ 84 ]
Хосни Мубарак сменил Садата на посту президента Египта после убийства Садата в 1981 году. Хотя аль-Азхар продолжал обязывать правительство предоставлять религиозную легитимность своим диктатам, мечеть и ее духовенство получили больше автономии при режиме Мубарака. При Джаде аль-Хаке , шейхе аль-Азхара с 1982 года до своей смерти в 1994 году, аль-Азхар отстаивал свою независимость от государства, время от времени критикуя политику государства за подстрекательство к экстремистским исламистским сектам. Аль-Хак утверждал, что если правительство хочет, чтобы аль-Азхар эффективно боролся с такими группировками, как аль-Гамаа аль-Исламия, то аль-Азхару необходимо предоставить большую независимость от государства и разрешить ему беспрепятственно делать религиозные заявления. . [ 86 ] При Мубараке ряд государственных полномочий был передан аль-Азхару. В 1990-е годы изменения в существующих законах о цензуре дали аль-Азхару возможность подвергать цензуре как печатные, так и электронные СМИ. Хотя закон предусматривает, что аль-Азхар может быть задействован только после подачи жалобы, на практике его роль была гораздо более распространенной; например, телевизионные сценарии перед выходом в эфир регулярно отправлялись в Аль-Азхар на утверждение. [ 87 ]
Аль-Азхар продолжает иметь статус выше других суннитских религиозных авторитетов во всем мире, и, поскольку сунниты составляют подавляющее большинство всего мусульманского населения, аль-Азхар оказывает значительное влияние на исламский мир в целом. [ 88 ] Помимо того, что аль-Азхар является авторитетным органом по умолчанию в Египте, к нему обращаются за религиозными суждениями и за пределами Египта. Перед войной в Персидском заливе король Саудовской Аравии Фахд попросил принять фетву, разрешающую размещение иностранных войск на территории королевства, и, несмотря на то, что два самых святых места ислама расположены на территории Саудовской Аравии, он попросил главного шейха аль-Азхара, а не Великого муфтия. Саудовской Аравии . [ 89 ] В 2003 году Николя Саркози , в то время министр внутренних дел Франции , потребовал от Аль-Азхара вынести решение, позволяющее мусульманским девочкам не носить хиджаб во французских государственных школах, несмотря на существование Французского совета ислама . Шейх аль-Азхара представил постановление, заявив, что, хотя ношение хиджаба является «исламской обязанностью», мусульманские женщины Франции обязаны уважать и соблюдать французские законы. Это постановление вызвало много критики в Египте как поступательное по отношению к исламским принципам в интересах французского правительства и, в свою очередь, египетского правительства. [ 90 ]
После революции 2011 года
[ редактировать ]Аль-Азхар не остался в стороне от египетской революции 2011 года , в результате которой Хосни Мубарак был смещен с поста президента Египта. Выборы в студенческое самоуправление, состоявшиеся в несколько месяцев после революции, привели к подавляющей победе некогда запрещенной организации «Братья-мусульмане» . [ 91 ] Вспыхнули протесты с требованием, чтобы военная хунта, правящая Египтом, восстановила независимость мечети от государства, а сама мечеть заказала написание законопроекта, который предоставит аль-Азхару большую независимость от правительства. [ 91 ] Внутри Аль-Азхара дебаты о его будущем и законной роли в государстве заменили то, что было смягченным одноголосием в поддержку политики режима Мубарака. [ 92 ] Различные взгляды на будущую роль аль-Азхара в Египте исходят от нескольких партий, в том числе от ведущих исламистских организаций, таких как «Братья-мусульмане», либеральных голосов, которые хотят, чтобы аль-Азхар стал оплотом против ультраконсервативных исламистов (известных как салафиты ), и те, кто надеется, что аль-Азхар станет полностью независимым от государства и получит полный контроль над его финансами, руководством, а также, что он будет поставлен во главе религиозных министерств государства. [ 93 ]
В 2018 году была завершена капитальная реставрация мечети, профинансированная Абдаллой и королем Салманом королем Саудовской Аравии . Среди целей реставрации было усиление фундамента здания, восстановление его архитектурных элементов и модернизация инфраструктуры. [ 94 ] [ 95 ] Баб аль-Музайинин (Ворота цирюльников), бывший один из главных общественных входов в мечеть, стал менее доступным в результате проекта реставрации. [ 96 ]
В 2020 году представители мечети выступили против сексуального насилия в Египте, что было вызвано кампанией в социальных сетях, инициированной студенткой Надин Ашраф . [ 97 ]
Архитектура
[ редактировать ]Основание и структурная эволюция при Фатимидах
[ редактировать ]Первоначальная структура мечети имела длину 280 футов (85 м) и ширину 227 футов (69 м). [ 7 ] и состоял из трех аркад, расположенных вокруг внутреннего двора. [ 16 ] К юго-востоку от двора находился первоначальный молитвенный зал, построенный в виде гипостильного зала , глубиной в пять проходов, хотя стена киблы была немного смещена под правильным углом. [ 98 ] [ 99 ] Мраморные колонны, поддерживающие четыре аркады, составляющие молитвенный зал, были повторно использованы в различных местах египетской истории , от времен фараонов до римского правления и коптского господства . [ 100 ] [ 101 ] Колонны разной высоты были выровнены за счет использования оснований разной толщины. [ 100 ] Лепной фасад демонстрирует влияние Аббасидской , коптской и византийской архитектуры. [ 102 ]
В конечном итоге всего было построено три купола, что является общей чертой ранних мечетей Северной Африки, хотя ни один из них не пережил многочисленные реконструкции Аль-Азхара. [ 102 ] [ 103 ] Историк аль-Макризи записал, что на оригинальном куполе аль-Сикилли написал следующее:
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного; согласно приказу о его строительстве от раба Аллаха, Его наместника Абу Тамима Маада, Имама аль-Муизза ли-Дина Аллаха, Амира аль-Мумина, для которого и его прославленные предки и его сыновья могут Да будут благословения Аллаха: рукой его слуги Джаухара, секретаря, шикилли в 360 году.
Гаухар включил в титул халифа почетный Амир аль-Муминин , командующий правоверными, а также свое прозвище «Секретарь», которое он заслужил, работая секретарем до того, как стал генералом. [ 104 ]
К.К. Кресвелл писал, что первоначальная конструкция определенно имела один купол и, вероятно, второй для симметрии. [ 6 ] Оригинальный михраб , обнаруженный в 1933 году, имеет полукупол над ним с мраморными колоннами с обеих сторон. [ 105 ] Замысловатые лепные украшения были отличительной чертой мечети: михраб и стены были богато украшены. [ 12 ] У михраба были два набора аятов из Корана , вписанные в раковину , которая до сих пор сохранилась. Первый набор стихов — это три, открывающие «Аль-Муминун» :
Действительно, преуспели верующие – те, кто смиренны в своих молитвах, – и те, кто отворачивается от пустословия.Воистину успешны верующие, которые смиренны в своих молитвах и избегают пустых разговоров.
Следующая надпись состоит из стихов 162 и 163 «Аль-Анама» :
Скажи: «Воистину, моя молитва, моя жертва, моя жизнь и моя смерть принадлежат Богу, Господу миров – у Него нет сотоварища, и с этим мне было велено, и я первый из мусульман».Скажи: «Воистину, моя молитва, моя жертва, моя жизнь и моя смерть – (все) для Аллаха, Господа миров – нет у Него сотоварищей; и это мне повелено, и я первый из покорившихся.
Эти надписи являются единственным сохранившимся украшением, которое определенно восходит к Фатимидам. [ 105 ]
Центральный двор, вымощенный мрамором, был пристроен между 1009 и 1010 годами. [ 106 ] Аркады, окружающие двор, имеют килеобразные арки с лепными надписями. Арки были построены во времена правления аль-Хафиза ли-Дина Аллаха . [ 107 ] Лепные орнаменты также относятся к его правлению и были переделаны в 1891 году. [ 107 ] Используются два типа орнаментов. Первый появляется над центром арки и состоит из утопленного круга и двадцати четырех лепестков. Круглая полоса растительных мотивов была добавлена в 1893 году. Второй использованный орнамент, который чередуется с первым, появляющимся между каждой аркой, состоит из неглубоких ниш под рифленым капюшоном. Капот опирается на зацепленные колонны , окруженные полосой коранических надписей куфическим письмом . Кораническое письмо было добавлено после правления аль-Хафиза, но в период Фатимидов. [ 107 ] Стены увенчаны звездообразной полосой с многоярусными треугольными зубцами . [ 107 ] В юго-восточной аркаде двора находится главный вход в молитвенный зал. В молитвенный зал открываются ворота персидского обрамления, в которых дальше находится центральная арка аркады с более высоким прямоугольным узором над ней. [ 107 ]
Новая деревянная дверь была установлена во время правления аль-Хакима в 1009 году. [ 108 ] В 1125 году аль-Амир установил новый деревянный михраб . Дополнительный купол был построен во время правления аль-Хафиза ли-Дина Аллаха. Он дополнительно приказал создать четвертую аркаду вокруг двора и построил крыльцо на западном конце сана . [ 102 ] [ 109 ]
Мамлюкские дополнения
[ редактировать ]На смену династии Фатимидов пришло правление Саладина и его династии Айюбидов . Первоначально назначенный визирем последним фатимидским халифом Аль-Адидом (который ошибочно полагал, что им легко манипулировать), Саладин консолидировал власть в Египте, объединив эту страну с суннитским халифатом Аббасидов в Багдаде. [ 110 ] Не доверяя аль-Азхару из-за его шиитской истории, мечеть потеряла престиж во время его правления. [ 19 ] Однако последующая династия мамлюков отреставрировала и пристроила мечеть, обеспечив быстрое расширение ее образовательных программ. [ 111 ] Среди реставраций была модификация михраба с установкой полихромной мраморной облицовки. [ 100 ]
Медресе аль-Тайбарсия
[ редактировать ]Медресе аль-Тайбарсийя , в котором находится гробница Амира Тайбарса, было построено в 1309 году. [ 112 ] [ 113 ] Первоначально задуманная как дополнительная мечеть к аль-Азхару, с тех пор она была интегрирована с остальной частью мечети. [ 27 ] маликитский В и шафиитский мазхаб изучались этом медресе , хотя сейчас оно используется для хранения рукописей из библиотеки. Единственная сохранившаяся часть оригинала — это стена киблы и ее полихромный михраб . [ 112 ] Аль-Макризи сообщил, что медресе использовалось только для изучения шафиитов, в то время как историк Ибн Дукмак сообщил, что один из ливанов в медресе был зарезервирован для учений шафиитов, а другой - для учений Малики. [ 114 ]
Медресе ее было полностью перестроено Абд ар-Рахманом Катхудой, оставив нетронутыми только юго-восточную стену и михраб . михраб как « описал Кейк Кресвелл один из лучших в Каире». [ 114 ] Ниша михраба имеет ширину 1,13 метра (3,7 фута) и глубину 76 сантиметров (30 дюймов). На каждой стороне ниши стоит порфировая колонна высотой 2,78 метра (9,1 фута). Над колоннами расположены импостные блоки, украшенные цветными геометрическими узорами. [ 114 ] Полукупол наверху михраба заключен во внешнюю арку. Эту арку окружает молдинг, образующий прямоугольную внешнюю раму. Это первый михраб в Египте с такой оправой. [ 115 ] Внутри рамы находится стеклянная мозаика с изображением гранатовых деревьев . [ 18 ]
Медресе и мавзолей Акбуги
[ редактировать ]Купол и минарет покрывают медресе аль-Акбугавийя , в котором находится гробница Амира Акбуги , построенная в 1339 году. [ 112 ] Медресе, задуманное его основателем, другим эмиром мамлюков по имени Сайф ад-Дин Акбуга Абд аль-Вахид, должно было стать отдельной мечетью и школой, с тех пор оно стало интегрированным с остальной частью мечети. [ 116 ] Он включает в себя как небольшую гробницу, так и большой зал, оба с михрабами . Вход, стена киблы и михрабы со стеклянной мозаикой являются оригинальными, а остроконечный купол был перестроен в османский период. [ 112 ] [ 117 ] Части фасада были реконструированы Хедивом Тевфиком в 1888 году. [ 107 ] Вершина минарета была реконструирована Абд ар-Рахманом Катхудой, чтобы иметь заостренную вершину, как и другие минареты в османском стиле, которые он построил вокруг входов в мечеть, но в какой-то момент после 1932 года вершина была снова переделана, чтобы завершить с навершием в мамлюкском стиле, который мы видим сегодня. [ 118 ]
Медресе Гавхария
[ редактировать ]Построен в 1440 году. [ 113 ] В медресе Гавхария находится могила Гавхара аль-Канакбаи, суданского евнуха , который стал казначеем султана. [ 112 ] Пол медресе мраморный , стены уставлены шкафами, декоративно инкрустированными черным деревом, слоновой костью и перламутром . Гробница покрыта небольшим каменным куполом, внешняя часть которого украшена резьбой в стиле арабески, что делает его одним из самых ранних куполов в Каире с таким типом украшения (позже усовершенствованным в куполе мавзолея Кайтая на Северном кладбище ). [ 119 ] Строение было восстановлено в период с 1980 по 1982 год. [ 119 ]
Минарет Кайтбей
[ редактировать ]Построен в 1483 году. [ 120 ] или в 1495 году, [ 107 ] [ 121 ] он имеет квадратное основание, переходный сегмент, ведущий в восьмиугольную шахту, затем в десятигранную многоугольную шахту, за которой следует цилиндрическая шахта, состоящая из 8 кирпичных столбов, к каждой из которых примыкают кирпичи между собой. Минарет Кайтбей также имеет три балкона, поддерживаемых мукарнами . [ 120 ] форма сталактитового свода, обеспечивающего плавный переход от плоской поверхности к изогнутой. [ 122 ] (впервые зарегистрировано, что оно использовалось в Египте в 1085 году), [ 123 ] украшающие минарет. Первая шахта восьмиугольная, украшена килевидными панелями с каждой стороны, каждую панель разделяет группа из трех колонн. [ 120 ] Над этим валом находится второй восьмиугольный вал, отделенный от первого балконом и украшенный плетением. [ 120 ] Второй балкон отделяет эту шахту от последней цилиндрической шахты, украшенной четырьмя арками. Над ним находится третий балкон, увенчанный последней вершиной минарета. [ 120 ]
Считается, что минарет был построен на месте более раннего кирпичного минарета эпохи Фатимидов, который сам несколько раз перестраивался. Современные отчеты предполагают, что минарет Фатимидов имел дефекты в конструкции и его пришлось несколько раз перестраивать. [ 124 ] в том числе однажды под руководством Садра ад-Дина аль-Адраи ад-Димашки аль-Ханафи, кади аль-кудата (главного судьи Высшего суда) во время правления султана Байбарса. [ 125 ] Зарегистрировано, что он был снова перестроен при Баркуке в 1397 году, минарет начал наклоняться под опасным углом и был перестроен в 1414 году Тадж ад-Дином аль-Шавбаки, вали и мухтасибом Каира, и снова в 1432 году. построен на ее месте в рамках реконструкции входа в мечеть. [ 124 ]
Ворота Кайтбая
[ редактировать ]Прямо через двор от входа в Баб аль-Музайнин находятся ворота Кайтбая. [ 116 ] Это изысканный образец позднего Мамука архитектурного и декоративного стиля . Эти ворота, построенные в 1495 году, ведут во двор молитвенного зала. [ 100 ]
Минарет аль-Гури
[ редактировать ]Двойной минарет был построен в 1509 году Кансухом аль-Гури. [ 100 ] Расположенный на квадратном основании, первый вал имеет восьмиугольную форму, а четыре стороны имеют декоративную килевую арку, отделенную от соседних сторон двумя колоннами. [ 120 ] Вторая шахта, 12-гранный многоугольник, отделенный от первой резными балконами, поддерживаемыми мукарнами, украшена синим фаянсом . Балкон отделяет третий уровень от второй шахты. Третий уровень состоит из двух прямоугольных валов с подковообразными арками по бокам обоих валов. На каждом из этих двух стержней находится навершие над двумя одинаковыми луковицами в форме луковицы, с выступом, отделяющим навершия от стержней. [ 120 ]
Османский ремонт и дополнения
[ редактировать ]Во время правления Османской империи в Египте было сделано несколько пристроек и реставраций, многие из которых были завершены под руководством Абд ар-Рахмана Катхуды, который увеличил размер мечети почти вдвое. [ 126 ] К Катхуде были добавлены три ворота: Баб аль-Музайин (см. ниже), ставшие главным входом в мечеть, Баб аль-Шурба (Суповые ворота) и Баб аль-Саайда (Ворота мечети ). Саидис ). [ 35 ] К каждому воротам он добавил остроконечный минарет в османском стиле, один из которых позже был снесен при строительстве улицы аль-Азхар. Для Баб аль-Музайинин , который примыкал к медресе аль-Акбугия , он реконструировал вершину минарета Акбуги, чтобы она напоминала другие османские минареты (хотя позже в 20 веке вершина была снова перестроена в мамлюкском стиле). [ 127 ] Было добавлено несколько риваков , в том числе один для слепых студентов аль-Азхара, а также отремонтировано в период Османской империи. [ 36 ] Катхуда также добавил дополнительный молитвенный зал к югу от первоначального зала Фатимидов с дополнительным михрабом , что удвоило общую молитвенную площадь. [ 36 ] [ 126 ] Его общая работа объединила разрозненные элементы мечети в относительно единое целое. [ 36 ]
Баб аль-Музейнин
[ редактировать ]Баб аль-Музайинин («Ворота цирюльников», арабский: Баб аль-Музайинин ) были построены в 1753 году. [ 128 ] [ 129 ] Согласно Катхуде, ворота имеют две двери, каждая из которых окружена углубленными арками. Над дверями стоят две лепные полукруглые арки с тимпанами, украшенными трилистниками. Над арками находится фриз с панелями из кипарисов, что является общей чертой османских работ. [ 116 ]
За воротами изначально стоял отдельно стоящий минарет, построенный Катхудой. Минарет был снесен перед открытием улицы аль-Азхар Тевфиком-пашой во время работ по модернизации, которые проводились по всему Каиру. [ 58 ]
Текущее расположение и структура
[ редактировать ]Нынешний главный вход в мечеть — Баб аль-Музайин , который открывается во внутренний двор, вымощенный белым мрамором, на противоположном конце главного молитвенного зала. [ 116 ] [ 130 ] К северо-востоку от Баб аль-Музайинин двор окружен фасадом медресе аль-Акбугавийя ; юго-западный конец двора ведет к медресе ат-Тайбарсия . [ 27 ] Прямо через двор от входа в Баб аль-Музайин находятся Баб аль-Гинди (Ворота Кайтбая), построенные в 1495 году, над которыми возвышается минарет Кайтбей. [ 116 ] Через эти ворота проходит двор молитвенного зала. [ 100 ]
Михраб недавно был заменен на простую мраморную облицовку с золотыми узорами, заменив часть мамлюкской мраморной облицовки, но лепная резьба в полукуполе, вероятно, относится к эпохе Фатимидов. [ 100 ]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Египте
- Глава аль-Футух
- Сабиль-Куттаб из Катхуды
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Между 972 и 1171 годами нашей эры аль-Азхар следовал исмаилитской ветви шиитского ислама.
- ^ Мечеть Амра ибн аль-Аса — старейшая мечеть современного городского Каира (а также старейшая мечеть в Африке), построенная в 642 году нашей эры. Однако мечеть Амра ибн аль-Аса, а также несколько других мечетей в современном Каире, которые старше аль-Азхара, были построены в городе Фустат , который позже вошел в состав современного города Каира.
- ^ Одной из основных отличительных характеристик египетского арабского языка является твердая буква g вместо j в произношении буквы īm . Эта модификация произошла в 19 и 20 веках. [ 8 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Кресвелл 1952 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Раббат 1996 , с. 53.
- ^ Блум 2007 , с. 104.
- ^ Блэр 2000 , с. 507.
- ^ Встреча 1973 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кресвелл 1952 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Додж 1961 , с. 5.
- ^ Изреэль и Раз 1996 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Саммерфилд, Дивайн и Леви, 1998 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Петри и Дейли 1998 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Йоманс 2006 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Йоманс 2006 , с. 53.
- ^ Дафтари 1998 , с. 96.
- ^ Додж 1961 , стр. 6–7.
- ^ Дафтари 1998 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, 1992 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с Кресвелл 1952 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Саммерфилд, Дивайн и Леви, 1998 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Раббат 1996 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, 1992 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с Додж 1961 , с. 36.
- ^ Додж 1961 , стр. 40–41.
- ^ Додж 1961 , с. 40.
- ^ Лулат 2005 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Кресвелл 1952 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Раббат 1996 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Раббат 1996 , с. 58.
- ^ Раббат 1996 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Раббат 1996 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Зима 2004 года , с. 115.
- ^ Зима 2004 г. , с. 12.
- ^ Зима 2004 г. , с. 14.
- ^ Раббат 1996 , стр. 59–60.
- ^ Перейти обратно: а б Раббат 1996 , стр. 49–50.
- ^ Перейти обратно: а б с д Раббат 1996 , стр. 60–61.
- ^ Абу Зайд, Амирпур и Сетиаван 2006 , стр. 36.
- ^ Рахман 1984 , с. 36.
- ^ Хейворт-Данн 1938 , с. 681.
- ^ Зима 2004 г. , с. 120.
- ^ Зима 2004 г. , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Раймонд 2000 , с. 293.
- ^ Перейти обратно: а б Уотсон 2003 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Раббат 1996 , с. 61.
- ^ Дуайер 2008 , с. 380.
- ^ Уотсон 2003 , с. 14.
- ^ МакГрегор 2006 , с. 43.
- ^ Цветок 1976 , с. 49.
- ^ Дуайер 2008 , с. 403.
- ^ Перейти обратно: а б Дуайер 2008 , с. 404.
- ^ Ричмонд 1977 , с. 25.
- ^ Эспри 2000 , с. 293.
- ^ Цветок 1976 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Саммерфилд, Дивайн и Леви, 1998 , с. 11.
- ^ Петри и Дейли 1998 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Раймонд 2000 , с. 312.
- ^ Шиллингтон 2005 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Раббат 1996 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Саммерфилд, Дивайн и Леви, 1998 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Раббат 1996 , с. 63.
- ^ Абу Зайд, Амирпур и Сетиаван 2006 , стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Рахман 1984 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Полная 1994 г. , с. 183.
- ^ Гольдшмидт 2000 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Саммерфилд, Дивайн и Леви, 1998 , с. 13.
- ^ Абдо 2002 , стр. 50–51.
- ^ Время 2002 , с. 60.
- ^ Вы 2006 , с. 173.
- ^ Время 2002 , с. 86.
- ^ Зегал 2007 , с. 110.
- ^ Абдо 2002 , стр. 49–50.
- ^ Перейти обратно: а б Зегал 1999 , с. 372.
- ^ Газзал 2005 , с. 79.
- ^ Лулат 2005 , с. 79.
- ^ Биндер 1988 , с. 340.
- ^ Перейти обратно: а б Абдо 2002 , с. 51.
- ^ Зегал 1999 , с. 374.
- ^ Зегал 1999 , с. 375.
- ^ Зегал 1999 , с. 376.
- ^ Абдо 2002 , с. 52.
- ^ Абуриш 2004 , с. 200.
- ^ Шиллингтон 2005 , с. 478.
- ^ Абуриш 2004 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с Абдо 2002 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Абдо 2002 , с. 54.
- ^ Барраклаф 1998 , стр. 239–240.
- ^ Барраклаф 1998 , стр. 242–243.
- ^ Рахман 1984 , с. 31.
- ^ Вы 2006 , с. 165
- ^ Зегал 2007 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Браун 2011 , с. 10.
- ^ Браун 2011 , с. 11.
- ^ Браун 2011 , стр. 11–15.
- ^ «Мечеть Аль-Азхар сияет после многолетней реставрации - Политика - Египет» . Ахрам Онлайн . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Аль-Машарек. «Ас-Сиси, наследный принц Саудовской Аравии открывает реконструкцию мечети Аль-Азхар» . Аль-Машарек . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Фусеки, Каллиопа; Кассар, Мэй; Дрейфус, Уильям; Свет, выстрел как Кельвин (2022). Справочник Routledge по устойчивому наследию . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 372–374. ISBN 978-1-000-59485-0 .
- ^ Хабачи 2020 .
- ^ Раббат 1996 , стр. 47–50.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 713.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Раббат 1996 , стр. 47–48.
- ^ Ривуара и Рашфорт 1918 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, 1992 , с. 59.
- ^ Петерсен 2002 , стр. 45.
- ^ Додж 1961 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б Раббат 1996 , с. 64.
- ^ Абдо 2002 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Раббат 1996 , с. 47.
- ^ Додж 1961 , стр. 19–22.
- ^ Додж 1961 , с. 31.
- ^ Шиллингтон 2005 , с. 438.
- ^ Петри и Дейли 1998 , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Йоманс 2006 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 731.
- ^ Перейти обратно: а б с Кресвелл 1959 , с. 253.
- ^ Кресвелл 1959 , стр. 253–254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Раббат 1996 , с. 46.
- ^ Уильямс 2018 , с. 203-204.
- ^ Раббат 1996 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , с. 205-206.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Йоманс 2006 , с. 55.
- ^ Уильямс 2018 , с. 206.
- ^ Петерсен 2002 , стр. 208.
- ^ Блум 1988 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Раббат 1996 , с. 51.
- ^ Раббат 1996 , с. 50
- ^ Перейти обратно: а б Йоманс 2006 , с. 54.
- ^ Раббат 1996 , стр. 60–61, 62, 67.
- ^ Рассел 1962 , с. 185.
- ^ Готтейль 1907 , с. 503.
- ^ Битти 2005 , с. 103.
Источники
[ редактировать ]- Абдо, Женева (2002), Нет Бога, кроме Бога: Египет и триумф ислама , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-515793-2
- Абу Зайд, Наср Хамид ; Амирпур, Катаджун ; Сетиаван, Мохамад Нур Холис (2006), Реформация исламской мысли: критический исторический анализ , Amsterdam University Press , ISBN 978-90-5356-828-6
- Абуриш, Саид К. (2004), Насер, последний араб , St. Martin's Press , ISBN 978-0-312-28683-5
- Эспри, Роберт Б. (2000), Возвышение Наполеона Бонапарта , Basic Books , ISBN 978-0-465-04881-6
- Барракло, Стивен (1998), «Аль-Азхар: между правительством и исламистами», Middle East Journal , 52 (2): 236–249, JSTOR 4329188
- Битти, Эндрю (2005), Каир: история культуры , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-517893-7
- Беренс-Абусейф, Дорис (1992), Исламская архитектура в Каире (2-е изд.), Брилл , ISBN 978-90-04-09626-4
- Биндер, Леонард (1988), Исламский либерализм: критика идеологий развития , University of Chicago Press , ISBN 978-0-226-05147-5
- Блэр, Шейла (2000), «Украшения городских стен в средневековом исламском мире: эпиграфическое послание» , Трейси, Джеймс Д. (редактор), Городские стены: городские стены в глобальной перспективе , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-65221-6
- Блум, Джонатан (1988), «Введение Мукарнов в Египет» , Грабарь, Олег (редактор), Мукарнас: Ежегодник исламского искусства и архитектуры , том. 5, Брилл, с. 21–28, ISBN 978-90-04-08647-0
- Блум, Джонатан (2007), «Церемониальное и священное пространство в Каире ранних Фатимидов», в Беннисоне, Амира К.; Гаскойн, Элисон Л. (ред.), Города в досовременном исламском мире , Рутледж , ISBN 978-0-415-42439-4
- Браун, Натан (сентябрь 2011 г.), Постреволюционный аль-Азхар (PDF) , Документы Карнеги, Фонд Карнеги за международный мир
- Кресвелл, KAC (1952), Мусульманская архитектура Египта I, Ихшиды и Фатимиды, 939–1171 гг. н.э. , Clarendon Press
- Кресвелл, KAC (1959), Мусульманская архитектура Египта II, Айюбиды и ранние бахритские мамлюки, 1171–1326 гг. н.э. , Clarendon Press
- Дафтари, Фархад (1998), Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины , Издательство Эдинбургского университета , ISBN 978-1-55876-194-0
- Додж, Баярд (1961), Аль-Азхар: тысячелетие мусульманского образования , Институт Ближнего Востока.
- Дуайер, Филип Г. (2008), Наполеон: путь к власти , издательство Йельского университета , ISBN 978-0-300-13754-5
- Эль-Хабачи, май (17 декабря 2020 г.), «Египетские активисты #MeToo видят прогресс, но путь вперед долог » , World Politics Review , получено 15 января 2022 г.
- Флауэр, Раймонд (1976), от Наполеона Нассеру: история современного Египта , Тейлор и Фрэнсис , ISBN 978-0-905562-00-1
- Газзал, Зухаир (2005), «Улемы: статус и функции», в Шуейри, Юсеф (ред.), Спутник истории Ближнего Востока , Уайли-Блэквелл , ISBN 978-1-4051-0681-8
- Гольдшмидт, Артур (2000), Биографический словарь современного Египта , Lynne Rienner Publishers , ISBN 978-1-55587-229-8
- Готтейл, Ричард (1907), «Блестящий Аль-Азхар: Духовный дом ислама» , Книжник , Додд, Мид и компания
- Хейворт-Данн, Джеймс (1938), «Арабская литература в Египте в восемнадцатом веке с некоторыми ссылками на поэзию и поэтов», Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета , 9 (3): 675–689, doi : 10.1017/s0041977x00078447 , JSTOR 608229 , S2CID 161601609
- Хитти, Филип Хури (1973), Столицы арабского ислама , University of Minnesota Press , ISBN 978-0-8166-0663-4
- Холт, Питер Малкольм; Ламбтон, Энн ; Льюис, Бернард , ред. (1977), Кембриджская история ислама , издательство Кембриджского университета , ISBN 978-0-521-29138-5
- Израиль, Шломо; Раз, Шломо (1996), Исследования современных семитских языков , Брилл, ISBN 978-90-04-10646-8
- Лулат, Ю.Г.М. (2005), История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез , Praeger Publishers , ISBN 978-0-313-32061-3
- МакГрегор, Эндрю Джеймс (2006), Военная история современного Египта: от османского завоевания до войны Рамадан , Издательская группа Greenwood , ISBN 978-0-275-98601-8
- Петерсен, Эндрю (2002), Словарь исламской архитектуры , Routledge, ISBN 978-0-203-20387-3
- Петри, Карл Ф.; Дейли, М.В., ред. (1998), Кембриджская история Египта , том. 1, Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-47137-4
- Раббат, Насер (1996), «Мечеть Аль-Азхар: Архитектурная хроника истории Каира» , в Нечипогулу, Гулру (редактор), Мукарнас - Ежегодник визуальной культуры исламского мира , том. 13, Брилл, стр. 45–67, ISBN. 978-90-04-10633-8
- Рахман, Фазлур (1984), Ислам и современность: трансформация интеллектуальной традиции , University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-70284-1
- Раймонд, Андре (2000), Каир , издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-00316-3
- Ричмонд, Джон CB (1977), Египет, 1798–1952: ее продвижение к современной идентичности , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-416-85660-6
- Ривуара, Джон Тереза; Рашфорт, Гордон МакНил (1918), мусульманская архитектура , Oxford University Press, ISBN 978-0-87817-136-1
- Рассел, Доротея (1962), Средневековый Каир и монастыри Вади Натрун , Вайденфельд и Николсон
- Шиллингтон, Кевин, изд. (2005), Энциклопедия истории Африки , CRC Press, ISBN 978-1-57958-453-5
- Сиддики, Мухаммед (2007), арабская культура и роман: жанр, идентичность и действие в египетской художественной литературе , Routledge, ISBN 978-0-415-77260-0
- Сковгаард-Петерсен, Якоб (1997), Определение ислама для египетского государства: муфтии и фетвы Дар аль-Ифта , Брилл, ISBN 978-90-04-10947-6
- Саммерфилд, Кэрол; Дивайн, Мэри; Леви, Энтони, ред. (1998), Международный словарь университетских историй , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-884964-23-7
- Тиби, Басам (2006), «Египет как модель развития мира ислама» , в Харрисоне, Лоуренсе Э.; Бергер, Питер (ред.), Развивающиеся культуры: тематические исследования , CRC Press , ISBN 978-0-415-95280-4
- Виорст, Милтон (2001), В тени Пророка: борьба за душу ислама , Westview Press , ISBN 978-0-8133-3902-3 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Фолл, Джон Оберт (1994), Ислам, преемственность и изменения в современном мире: современные проблемы на Ближнем Востоке , Syracuse University Press , ISBN 978-0-8156-2639-8
- Уотсон, Уильям Э. (2003), Триколор и полумесяц: Франция и исламский мир; Перспективы двадцатого века , Издательская группа Greenwood, ISBN 978-0-275-97470-1
- Уильямс, Кэролайн (2002), Исламские памятники в Каире: Практическое руководство , Американский университет в Каире Press , ISBN 978-977-424-695-1
- Уильямс, Кэролайн (2018), Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.), Американский университет в Каире Press , ISBN 978-977-416-855-0
- Винтер, Майкл (2004), Египетское общество под властью Османской империи, 1517–1798 , Рутледж, ISBN 978-0-203-16923-0
- Йоманс, Ричард (2006), Искусство и архитектура исламского Каира , Garnet & Ithaca Press, ISBN 978-1-85964-154-5
- Заман, Мухаммад Касим (2002), Улемы в современном исламе: хранители перемен , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-09680-3
- Зегал, Малика (1999), «Религия и политика в Египте; улемы аль-Азхара, радикальный ислам и государство (1952–94)», Международный журнал исследований Ближнего Востока , 31 (3): 371–399, doi : 10.1017/s0020743800055483 , JSTOR 176217 , S2CID 33718066
- Зегал, Малика (2007), «Перецентрирование» религиозных знаний и дискурса: случай аль-Азхара в Египте двадцатого века» , в Хефнере, Роберте В.; Заман, Мухаммад Касим (ред.), « Школьное исламоведение: культура и политика современного мусульманского образования» , Princeton University Press , ISBN 978-0-691-12933-4