СТС-99
![]() Радарная стрела SRTM в отсеке Endeavour грузовом , выступающая на 60 метров от левого борта машины. | |
Имена | Космическая транспортная система -99 |
---|---|
Тип миссии | Радарная визуализация |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 2000-010А |
САТКАТ нет. | 26088 |
Продолжительность миссии | 11 дней, 5 часов, 39 минут, 41 секунда |
Пройденное расстояние | 6 540 000 километров (4 060 000 миль) |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Индевор |
Стартовая масса | 116 376 кг (256 565 фунтов) |
Посадочная масса | 102 363 кг (225 672 фунта) |
Масса полезной нагрузки | 13 154 кг (29 000 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 6 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 11 февраля 2000 г., 17:43 | UTC
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39A |
Конец миссии | |
Дата посадки | 22 февраля 2000 г., 23:23 | UTC
Посадочная площадка | Кеннеди, взлетно-посадочная полоса 33 SLF |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 224 километра (139 миль) |
Высота апогея | 242 километра (150 миль) |
Наклон | 57,0 градусов |
Период | 89,2 минуты |
![]() Нашивка миссии STS-99 ![]() Слева направо — спереди: Мори, Тиле; Сзади: Восс, Крегель, Гори, Каванди. |
STS-99 — космический челнок с использованием «Индевора» , запущенный 11 февраля 2000 года из Космического центра Кеннеди во Флориде. Основной целью миссии был проект миссии по радиолокационной топографии шаттла (SRTM). Это также был последний одиночный полет Endeavour ; все будущие полеты «Индевора» были посвящены Международной космической станции . STS-99 также был первым полетом шаттла 2000-х годов.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт [ 1 ] | |
---|---|---|
Командир | ![]() ![]() Четвертый и последний космический полет | |
Пилот | ![]() ![]() Второй космический полет | |
Специалист миссии 1 | ![]() ![]() Только космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер |
![]() ![]() Второй космический полет | |
Специалист миссии 3 | ![]() ![]() Пятый и последний космический полет | |
Специалист миссии 4 | ![]() ![]() Второй и последний космический полет |
Основные моменты миссии
[ редактировать ]
Миссия по радиолокационной топографии шаттла (SRTM) — международный проект, инициированный Национальным агентством изображений и картографии (ныне Национальное агентство геопространственной разведки), агентством Министерства обороны США , и НАСА при участии Немецкого аэрокосмического центра DLR. . Его целью было получить наиболее полную цифровую топографическую базу данных Земли в высоком разрешении . SRTM представлял собой специально модифицированную радиолокационную систему, которая летала на борту «Индевора» во время его 11-дневной миссии. Эта радиолокационная система собрала около 8 терабайт данных для создания высококачественных трехмерных изображений поверхности Земли.
C-диапазона и X-диапазона SRTM использовал интерферометрический радар с синтезированной апертурой (IFSAR) для получения топографических данных о суше Земли (между 60 ° с.ш. и 56 ° ю.ш.). Компания выпустила цифровые топографические карты, соответствующие спецификациям интерферометрических данных о высоте местности (ITHD)-2 (пространственная выборка 30 х 30 метров с абсолютной точностью по вертикальной высоте 16 метров, относительной точностью по вертикальной высоте 10 метров и абсолютной точностью по горизонтали и кругу 20 метров). Результат миссии Shuttle Radar Topography составил около 1 триллиона измерений топографии Земли. Помимо создания более качественных карт, эти измерения могут привести к улучшению моделирования дренажа воды, созданию более реалистичных авиасимуляторов, лучшим местам для вышек сотовой связи и повышению безопасности навигации.
Мачта Shuttle Radar Topography Mission была успешно развернута на всю длину, а антенна повернута в рабочее положение. После успешной проверки радиолокационных систем картографирование началось в 00:31 по восточному стандартному времени, менее чем через 12 часов после запуска. Члены экипажа разделились на две смены, чтобы работать круглосуточно, и начали картографировать территорию от 60 градусов северной широты до 56 градусов южной широты . Данные были отправлены в Лабораторию реактивного движения для анализа, и первые признаки показали, что данные превосходного качества.

Картирование проходило довольно гладко, но во время периода удержания ориентации для картирования полезной нагрузки во второй день полета было установлено, что расход топлива орбитального корабля увеличился вдвое с 0,07 до 0,15% в час. Увеличение было вызвано отказом системы тяги полезной нагрузки на холодном газе, которая использовалась для компенсации крутящего момента мачты. В результате этой неудачи топливо орбитального корабля использовалось с большей, чем планировалось, скоростью для поддержания ориентации корабля. Были оценены меры по сокращению расходов, и на основе анализа можно было сэкономить достаточно топлива для завершения запланированной девятидневной плюс научной миссии.
Первый из серии маневров «флайкаст» во время миссии также был выполнен на второй день полета. Маневр Flycast был разработан для уменьшения нагрузки на мачту длиной почти 200 футов (61 м), выступающую из полезной нагрузки Endeavour отсека корректировка Endeavour орбиты , когда требовалась .
Орбитальный аппарат, который во время картографических операций летел хвостом вперед, был переведен в положение носом вперед с поднятой вверх мачтой. Краткий импульс системы управления реакцией начал маневр. Это привело к тому, что мачта слегка отклонилась назад, а затем отскочила вперед. Когда он достиг вертикального положения, была применена более сильная тяга, остановившая движение мачты и увеличившая скорость орбитального корабля.
Сбор радиолокационных данных завершился в 06:54 по восточному стандартному времени на десятый день полета после последнего облета Австралии. В течение 222 часов и 23 минут картографирования изображения Endeavour радиолокационные заполнили 332 ленты высокой плотности и покрыли 99,98% запланированной площади картографирования – территорию между 60 градусами северной широты и 56 градусами южной широты – по крайней мере один раз и 94,6% из них дважды. . Всего около 80 000 квадратных миль (210 000 км²). 2 ) в разбросанных районах остались неизображенными, большинство из них находятся в Северной Америке и большинство уже хорошо картировано другими методами. Было собрано достаточно данных, чтобы заполнить эквивалент 20 000 компакт-дисков .
Также на борту «Индевора» находился студенческий эксперимент под названием EarthKAM , в ходе которого во время миссии было сделано 2715 цифровых фотографий через окно верхней кабины экипажа. Программа, спонсируемая НАСА, позволила ученикам средней школы выбирать фотомишени и получать изображения через Интернет. Изображения использовались в классных проектах по естествознанию, географии, математике и космическим наукам. более 75 средних школ В эксперименте, установившем рекорд, приняли участие по всему миру. За четыре предыдущих полета EarthKAM отправил в общей сложности 2018 изображений.
На STS-99 также была повторно введена в эксплуатацию система поддонов Spacelab , несмотря на то, что производство системы Spacelab было прекращено почти двумя годами ранее.
2007 года Об этой миссии был снят документальный фильм Smithsonian Networks «Оазис Земли», содержащий HD-видео изнутри Endeavour , включая множество видов Земли внизу. Одним из ярких моментов документального фильма является съемка Мамору Мори Луны и горы Фудзи .
Это был последний полет с оригинальной компоновкой кабины космического корабля «Шаттл» за 18 лет подряд. Хотя следующая миссия ( STS-101 ) использовала «стеклянную кабину» на «Атлантиде» , «Индевор» и дочерний орбитальный корабль «Дискавери» продолжали летать с исходной компоновкой кабины до «Колумбии» катастрофы . [ а ]
Пытаться | Планируется | Результат | Повернись | Причина | Точка принятия решения | Погода хорошая (%) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 31 января 2000 г., 12:47:00 | вычищенный | — | технический | 31 января 2000 г., 2:08 | 60% | проблема с авионикой [ 2 ] |
2 | 1 февраля 2000 г., 12:44:00 | вычищенный | 0 дней 23 часа 57 минут | технический | 1 февраля 2000 г., 3:30 утра | проблема с авионикой [ 3 ] | |
3 | 11 февраля 2000 г., 12:30:00 | успех | 9 дней 23 часа 46 минут | 90% |
Звонки-будильники
[ редактировать ]НАСА начало традицию проигрывания музыки астронавтам во время программы «Джемини» , которая впервые была использована для пробуждения летного экипажа во время «Аполлона-10» . [ 4 ] : 4 Каждый трек специально выбирается членами их семей и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к его повседневной деятельности. [ 4 ] : 44 [ 5 ]
День полета | Команда | Песня | Художник/исполнитель | Играл за | Связь [ 5 ] |
---|---|---|---|---|---|
День 1 | Синяя команда ![]() |
« Время мне летать » | РЭО Спидвагон | WAV | |
День 2 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
« Некоторым парням везет » « Глаз в небе » |
Роберт Палмер Проект Алана Парсонса |
WAV WAV | |
День 3 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
" Прыгающий джайв " « Лайнус и Люси » |
Кэб Кэллоуэй / Джо Джексон Винс Гуаральди |
WAV WAV | |
День 4 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
« Радарная любовь » « Путешествие к звездам » |
Золотая серьга Годи |
WAV WAV | |
День 5 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
« Нью-Йорк, Нью-Йорк » « Канон ре мажор » |
Фрэнк Синатра Иоганн Пачебель / Джордж Уинстон |
Кевин Крегель [ б ] | WAV WAV |
День 6 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
"Smack Dab посередине" «Мы видели море» |
Рэй Чарльз Военно-морской академии США Хоровой клуб |
WAV WAV | |
День 7 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
« Ди Молдау » «Возьмите немного меньше» |
Бостонский симфонический оркестр Бартон и Суини |
WAV WAV | |
День 8 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
« Поездка на волшебном ковре » " Сыромятная кожа " |
Степной волк Фрэнки Лейн |
WAV WAV | |
День 9 | Красная команда ![]() Синяя команда ![]() |
«Лови моменты, когда они летят (Танец на реке Шеннон)» « Один после 909 » |
Традиционная кельтская музыка / Джефф Виктор Битлз |
Кевин Крегель | WAV WAV |
День 10 | Красная команда ![]() |
« Иди, не беги » | Калифорнийское гитарное трио | WAV | |
День 11 | Синяя команда ![]() |
" Оставаться " | Фрэнки Валли и времена года | Нет в списке |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ Дюмулен, Джим (29 июня 2001 г.). «Основные события первого дня СТС-99» . НАСА. Архивировано из оригинала 1 апреля 2021 года . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ «Шаттл «Индевор» остановлен из-за погодных условий, проблемы с авионикой» . Новости CBS . Проверено 30 августа 2009 г.
- ^ «Заказана замена MEC; запуск отложен как минимум до 9 февраля» . Новости CBS . Проверено 30 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фрис, Колин (13 марта 2015 г.). «Хронология звонков-будильников» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2023 года . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с НАСА (9 апреля 2002 г.). «Звонки-будильники STS-99» . Пилотируемый космический полет НАСА. Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 24 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]