Люди Тару
Тару | |
---|---|
![]() Женщина Тару в традиционной одежде | |
Общая численность населения | |
в. 1,96 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,807,124 [ 1 ] |
Свет | 732,069 |
Судурпасхим | 397,822 |
Мадхеш | 301,038 |
Удовлетворен | 209,519 |
Багмати | 110,284 |
Гандаки | 47,619 |
плотский | 8,773 |
![]() Бихар | 159,939 [ 2 ] |
Уттар-Прадеш | 105,291 |
Уттаракханд | 91,342 |
Языки | |
Языки тару , непальский , хинди | |
Религия | |
Индуизм 94%, буддизм 3,2%, христианство 1,7%, Пракрити 0,7%, Бахаи 0,03% [ 3 ] | |
Родственные этнические группы | |
Народ Тару — этническая группа, проживающая в Тераи на юге Непала и севере Индии . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Они говорят на языках тхару . [ 7 ] официальной национальностью Они признаны правительством Непала . [ 8 ] В индийском Тераи они проживают преимущественно в Уттаракханде , Уттар-Прадеше и Бихаре . Правительство Индии признает народ тхару зарегистрированным индейским племенем . [ 9 ] [ 10 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово थारू ( тхару ), как полагают, происходит от слова стхавир, что означает последователь Тхеравады буддизма . Народ тхару в центральном непальском Тераи считает себя коренным народом этой земли и потомками Гаутамы Будды . Жители западного Непала Рана Тару связывают это название с пустыней Тар и считают себя потомками раджпутов, мигрировавших в леса в 16 веке. [ 11 ] Возможно также, что название происходит от классических тибетских слов mtha'-ru'i brgyud , означающих «страна на границе», которые тибетский ученый Таранатха использовал в 16 веке в своей книге по истории буддизма. [ 6 ]
Распределение
[ редактировать ]
По оценкам, в 2009 году большинство жителей Тару проживало в Непале. [ 12 ] Есть несколько эндогамных подгрупп Тару, разбросанных по большей части Тераи : [ 6 ] [ 13 ]
- Люди рана тхару в районах Кайлали и Канчанпур на крайнем западе непальского Тераи; [ 6 ] также в Индии, в округе Удхам Сингх Нагар , Уттаракханд и округе Кхери штата Уттар-Прадеш . [ 14 ] больше не считает рана тару подгруппой народа тару, а представляет собой отдельную этническую группу С 2020 года правительство Непала . [ 15 ]
- Катария Тару в основном в районе Кайлали и в районах Лакхимпур Кхери , Пилибхит , Бахрайч в Индии ; [ 6 ] [ 16 ] [ 17 ]
- Сона Тару в Бардии, Кайлали и Канчанпуре; [ 18 ] [ 19 ]
- Дангаура Тхару в западном Терае: Данг-Деухури , Банке , Бардия , Кайлали, Канчанпур, Сурхет , Рупандехи и районы Капилвасту ; [ 6 ] [ 20 ]
- Читван Тару в центральном Тераи: Макванпур , Читван и районы Навалпараси ; [ 6 ] [ 8 ]
- Кочила Тару в восточном Тераи: Моранг , Сунсари , Саптари , Бара , Парса , Раутахат , Сарлахи , Махоттари и районы Удаяпур ; [ 6 ] [ 21 ] [ 22 ]
- Данувар в восточном Тераи: Синдхули , Удаяпур , Саптари и районы Моранг ; [ 23 ]
- Лампучва Тару Моранг и в районах Сунсари . [ 6 ]
Меньшее количество людей тару проживает в соседних индийских округах Чампаран в Бихаре , Горакхпуре , Басти и районах Гонда в Уттар-Прадеше и Хатима в Уттаракханде . [ 5 ]
По состоянию на 2011 год население Тару в Непале составляло 1 737 470 человек, или 6,6% от общей численности населения. [ 24 ] Процент жителей Тару по провинциям был следующим:
- Судурпашимский район (17,3%)
- Провинция Лумбини (15,3%)
- Провинция Мадхеш (5,3%)
- Провинция Коси (4,1%)
- Провинция Гандаки (1,7%)
- Провинция Багмати (1,6%)
- Провинция Карнали (0,4%)
Процент жителей Тару был выше, чем в среднем по стране (6,6%) в следующих районах: [ 25 ]
- Бардия (53,3%)
- Кайлали (41,9%)
- Другое (29,7%)
- Канчанпур (25,8%)
- Уйти (18,4%)
- Банки (15,8%)
- Капилвасту (12,3%)
- Сунсари (12,1%)
- Навалпур (11,8%)
- Саптари (11,5%)
- Читван (11,0%)
- Только (10,5%)
- Рупандехи (9,7%)
- Парса (7,6%)
- Удайпур (7,6%)
История
[ редактировать ]По словам Альберуни , люди тхару жили в восточной части Тераи, по крайней мере, с 10 века. [ 6 ] Рана Тару в западном Непале утверждают, что они имеют раджпутское происхождение и мигрировали из пустыни Тар в Раджастхане регион Тераи Непала в дальнезападный после поражения Махараны Пратапа против императора Великих Моголов в 16 веке. [ 11 ] Некоторые учёные опровергают это утверждение. [ 26 ] Другое утверждение утверждает, что люди Тару являются потомками династии Шакья , которая распространяла буддизм Махаяны в Непале с конца I века до нашей эры до начала I века нашей эры. [ 27 ]
с 13 по 20 века
[ редактировать ]Мухаммада бин Хроника исламского мира Табакат-и Насири содержит записи об экспедиции Бахтияра Халджи в регион Камруп между Гаудой и Тибетом в 1205 году нашей эры и упоминает местных жителей как кунч, сегодняшних людей Кох , современных мехов Медж/Мег и Тихару имеет монголоидную внешность. [ 28 ] Эти люди производили впечатление на тюркские народы , имевшие сходные с ними черты характера, такие как раскосые глаза, курносые носы, высокие скулы, желтый цвет лица монголов и говорящие на другом языке, чем на остальном субконтиненте. [ 29 ]
После объединения Непала в конце 18 века члены правящих семей получили земельные гранты в Тераи и имели право получать доход от тех, кто обрабатывал землю. Люди Тару стали подневольными работниками в системе, также известной как Камайя . [ 30 ] В 1854 году Юнг Бахадур Рана ввел в действие так называемый Мулуки Айн , Общий кодекс, в котором как индуистские, так и неиндуистские касты классифицировались на основе их привычек в еде и питье. [ 31 ] Люди тхару были отнесены к категории «Паани Чалне Масинья Матвали», то есть осязаемой порабощенной группы, употребляющей алкоголь, вместе с несколькими другими этническими меньшинствами. [ 32 ] [ 33 ] В конце 1950-х годов Всемирная организация здравоохранения поддержала правительство Непала в искоренении малярии в лесах центрального Тераи. [ 34 ] После программы искоренения малярии с использованием ДДТ большое и разнородное население нетару с холмов Непала, Бутана , Сиккима и Индии . в 1960-х годах в этом регионе поселилось [ 35 ] В западном Тераи многие семьи Тару потеряли землю, которую они обрабатывали, из-за этих иммигрантов и были вынуждены работать Камайя. [ 7 ] В Читване, после ликвидации малярии, правительство США объединило усилия с правительством Непала в проекте строительства новой дороги, школ и медицинских клиник, а также раздачи земли мигрантам с холмов. Они предложили людям тару захватить землю, но многие тару предпочли остаться «добровольно безземельными», поскольку они опасались, что захват земли сделает их уязвимыми для эксплуатации со стороны непальских государственных сборщиков налогов и для нападений диких животных. Они предпочитали оставаться арендаторами у крупных домовладельцев Тару, которые часто были родственниками. [ 36 ]
Когда в Читване были созданы первые охраняемые территории, общины тару были вынуждены переехать со своих традиционных земель. Им было отказано в праве владеть землей и, таким образом, они оказались в ситуации безземелья и бедности. Когда был объявлен национальный парк Читван , непальские солдаты разрушили деревни, расположенные на территории национального парка, сожгли дома и избили людей, пытавшихся вспахать их поля. Некоторые угрожали людям Тару уйти. [ 13 ]
1990 по настоящее время
[ редактировать ]После свержения системы Панчаята в Непале в 1990 году этническое объединение тхару «Тару Калянкари Сабха» вошло в головную организацию этнических групп, предшественницу Непальской федерации коренных народов . [ 11 ]
В июле 2000 года правительство Непала отменило практику кабального труда, преобладавшую в системе Камайя, и объявило кредитные документы незаконными. Таким образом, семьи Камайя были освобождены от предположительно понесенных долгов, но также остались бездомными и безработными. [ 37 ] Кабальный труд перешел к детям, которые работают в других домохозяйствах, чтобы прокормить себя и свои семьи, но редко имеют доступ к школьному образованию. [ 38 ]
Во время гражданской войны в Непале народ тару пережил период интенсивного насилия, был завербован и принужден помочь маоистам, особенно в западном Непале; несколько лидеров тхару были убиты, а инфраструктура организации тхару «Отсталое общество образования» разрушена. [ 39 ] После Всеобъемлющего мирного соглашения подписания в 2006 году организации Тару постулировали создание автономного штата Тару в составе федерального Непала, подчеркивая равенство возможностей и равное распределение земли и ресурсов. [ 40 ] В 2009 году жители непальского Тераи протестовали против попытки правительства отнести их к народу мадхеши . [ 39 ] [ 41 ]
Культура
[ редактировать ]Народ тару состоит из нескольких групп, говорящих на разных диалектах и различающихся традиционной одеждой, обычаями, ритуалами и социальной организацией. [ 42 ]
Они считают себя людьми леса. В Читване они сотни лет жили в лесах, практикуя возделывание земли под паром . Они сажают рис , пшеницу , горчицу , кукурузу и чечевицу , а также собирают лесные продукты, такие как дикие фрукты, овощи, лекарственные растения и материалы для строительства своих домов; охотьтесь на оленей , кроликов и кабанов , а также ловите рыбу на реках и старицах. [ 13 ]
Рана Тарус никогда не выезжали за границу в поисках работы, и такая жизнь держала их в изоляции в своих местах. [ 43 ] Они развили уникальную культуру, свободную от влияния соседней Индии или этнических групп гор Непала. Самыми яркими аспектами их среды обитания являются украшенные контейнеры для риса, красочно раскрашенные веранды и внешние стены их домов, в которых использованы только доступные материалы, такие как глина , грязь , коровий навоз и трава. Большая часть богатого дизайна коренится в религиозной деятельности и передается из поколения в поколение, иногда добавляя современные элементы, такие как автобус или самолет. [ 44 ]
Язык
[ редактировать ]Сообщества тару в разных частях Непала и Индии не говорят на одном языке. Некоторые говорят на различных эндемичных тару языках . В западном Непале и прилегающих частях Индии тару говорят на вариантах хинди , урду и авадхи . [ 42 ] В центральном Непале и его окрестностях говорят на варианте бходжпури . В восточном Непале говорят на варианте майтхили . [ 22 ] На более стандартных версиях этих диалектов широко говорят соседи, не являющиеся тару, в тех же районах, так что между тару и их соседями не существует серьезных языковых барьеров. Однако между этими диалектами существуют языковые барьеры, мешающие общению тарусов из разных регионов. [ 7 ]
Народный танец
[ редактировать ]Танец Сакхия — традиционный танец общины Тхару, исполняемый во время фестивалей Дашайн и Тихар незамужними молодыми девушками и юношами. [ 45 ]
Лати Нак , также известный как танец с палкой Тхару, — это культурный танец, который в основном исполняется во время фестиваля Дашайн . Лаати Нах стал популярной туристической достопримечательностью Непала, особенно района Читван . [ 46 ]
Искусство
[ редактировать ]
Аштимки Читра — это тип живописи, нарисованный в день фестиваля Аштимки , отмечаемого тару в западном регионе Непала, с использованием самодельных красок, сделанных из красной глины (красный), листьев фасоли (зеленый) и сожженной дикой травы (черный). Картина изображает историю эволюции. Основными компонентами картины являются Канха (Кришна) , дерево кадам , лодка, рыба, крабы, черепаха, обезьяны и другие животные, десятиглавый демон ( Равана ), Пандава , Драупади , солнце и луна. [ 47 ]

Мокха — типичный стиль окраски наружных стен и веранд домов в красочных формах в восточном Непале . Художники, в основном женщины, делают смесь глины и джута или смеси глины , рисовых отрубей и коровьего навоза, в зависимости от района, и слои смеси наносятся на стены, изображая красивые цветочные и геометрические узоры, включая птиц и животных среди многих других. красивые мотивы. Когда рисунок высыхает, на него наносят слой белой глины и используют натуральные цвета, чтобы придать ему подтяжку лица. [ 48 ] [ 49 ]
Дехари — традиционный глиняный сосуд, используемый для хранения продовольственного зерна. Он изготавливается из суглинистой глины, рисовой соломы и рисовой шелухи и имеет круглую, прямоугольную или коническую форму. Его в основном производят женщины и в основном используют для хранения риса, пшеницы, риса, кукурузы, чечевицы и семян горчицы. Судно также является неотъемлемой частью религиозных праздников и культурных мероприятий. [ 50 ]
Поделки из травы сикки — это различные изделия ручной работы , которые изготавливаются из особого вида травы, известной как трава сикки или мундж . Корзины сикки, известные как Дакия, Мауни или Далия, в зависимости от места, представляют собой корзины, сделанные из травы сикки или мундж , которые играют важную роль в повседневной домашней деятельности общины Тару. Они также используются во всех ритуалах сообщества Тару от рождения до смерти. [ 51 ] [ 52 ]
Религия
[ редактировать ]Духовные верования и моральные ценности народа тару тесно связаны с окружающей средой. [ 5 ] Пантеон , их богов включает большое количество божеств обитающих в лесу. Их просят о поддержке перед входом в лес. [ 13 ] Тарус находился под влиянием индуизма на протяжении нескольких столетий. Однако с 1990-х годов некоторые группы тару в непальском Тераи обратились в буддизм в результате этнических движений за социальную интеграцию и против религиозной иерархии, навязанной индуистским государством. [ 53 ] В последние годы меньшее количество людей тару обратилось в христианство, особенно после установления демократии в 1990 году. [ 54 ] [ 55 ]
Брачная система
[ редактировать ]Традиционно рана тарус практикуют браки по расчету , которые родители часто заключают уже в детстве пары. Свадебная церемония проводится по достижении женихом и невестой брачного возраста. Церемония длится несколько дней, в ней участвуют все родственники двух семей. [ 56 ] У рана тарус в округе Бардия также принято выдавать замуж дочь в обмен на невесту для сына или наоборот. Особое внимание родители уделяют трудоспособности жениха и невесты, а не экономическому положению семьи зятя. Полигамные браки также распространены среди народа тару: богатые землевладельцы женятся на двух-пяти женщинах. [ 57 ]
Структура домохозяйства
[ редактировать ]В западном Тераи рана тхару традиционно живут в бадагарах, называемых длинными домами , с большими семьями, насчитывающими до 31 человека из четырех поколений и от одной до восьми супружеских пар. Члены домохозяйства объединяют свою рабочую силу, вносят свой доход, разделяют расходы и пользуются одной кухней. Старшего мужчину, отвечающего за домохозяйства Бадагара и связанные с ним земельные владения, зовут Мухия . Он распределяет задания между членами семьи, отвечает за социальную деятельность семьи и должен ежегодно отчитываться перед семьей о доходах и расходах. Когда семьи были вынуждены переселиться, некоторые из этих домохозяйств Бадагара распались на более мелкие единицы, насчитывавшие до шести домохозяйств. [ 58 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Люди тхару в Раджапуре, Непал, являются либо землевладельцами, обрабатывающими землю на основе издольщины , либо безземельными сельскохозяйственными рабочими. [ 57 ]
Фестивали
[ редактировать ]Люди тхару празднуют Магхе Санкранти в первый день непальского месяца Маг , обычно примерно в середине января. В зависимости от места этот день называют Магх, Магхи, Тила Санкранти, Кичра и Хичди. [ 59 ] В западном регионе Непала отмечают Аштимки в день Кришны Джанмаштами . особое произведение искусства, известное как Аштимки Читра В этот день жители общины Тхару рисуют на стене гостиной дома деревенского старейшины . Считается, что искусство живописи связано с сотворением Вселенной. [ 47 ] В восточном Тераи люди тхару празднуют Джур Ситал в первый день года месяца Вайсакха, окропляя друг друга водой. Старшие с благословением омывают лоб и голову молодых, а молодые омывают ноги старших, чтобы выразить почтение. Соотечественники обрызгивают друг друга водой. [ 60 ] [ 61 ] Женщины Тару центрального и восточного Непала празднуют Джитию , один из самых важных фестивалей Тару. Они постятся или соблюдают « врату » ради благополучия своих детей. [ 62 ] Восточный Тарус празднует Саама Чакеву в месяц Картик , чтобы почтить отношения между братьями и сестрами. Сестры лепят из глины статуэтки Шамы, Чакевы, Сатбхайньи, Чугалы и собаки. [ 63 ] Атвари - это священный праздник, который отмечают западные тарусы преимущественно в западном регионе Тераи в Непале, во время которого они почитают Бхиму и возносят молитвы Сурье , стремясь воплотить силу Бхимы в своих традициях. [ 64 ] [ 65 ]
Кухня
[ редактировать ]
Тарус имеет богатую и разнообразную кулинарную культуру. Их кухня варьируется в зависимости от региона, в котором они проживают. [ 66 ] Гонги — это блюдо из пресноводных улиток, которое едят, высасывая улитку из панциря. Его подают с рисом , и это сочетание для коренных жителей Тераи было основным продуктом питания на протяжении веков. [ 67 ] Зикри — популярное западное блюдо тхару, которое готовят из теста из теплой воды и рисовой муки и едят с острым чатни . [ 68 ] Багия похожа на зикри , но популярна среди восточных тару и состоит из внешней оболочки из рисовой муки и внутреннего содержания сладких веществ, таких как чаку , овощи и другие жареные блюда. [ 69 ] Бхакха — это пышная рисовая лепешка, популярная среди тарус восточного Непала, которую обычно едят со свежеприготовленным чатни или ачааром. [ 70 ] Сидхара — это смесь корня таро , сушеной рыбы и куркумы , из которой формуют лепешки и сушат для консервации. Лепешки разламывают и готовят с редисом, перцем чили, чесноком и другими специями вместе с отварным рисом. [ 71 ] Еще один краткий сборник рецептов тхару включает жареных крабов, пшеничные лепешки, обжаренные в горчичном масле, и жареные лепешки из листьев таро. [ 72 ] Употребление и предложение домашнего алкоголя, также известного как Джаар, Ракси или Чхаанг, являются одной из основных культур Таруса. [ 66 ]
Генетика
[ редактировать ]Генетические исследования Y-ДНК народа тару из двух деревень в районе Читван и одной в районе Моранг выявили высокое присутствие гаплогруппы O-M117 (33,3%), за которой следует гаплогруппа H (25,7%), гаплогруппа J2a-M410(xM68, M47). , M67, M158) (9,9%), Гаплогруппа R1a (8,8%), Гаплогруппа R2a-M124 (4,7%), Гаплогруппа J2b2-M12/M102/M241(xM99) (4,1%), Гаплогруппа D-M174 (3,5%), Гаплогруппа L-M20 (2,3%), Гаплогруппа O-M95 (2,3%) , Гаплогруппа E-M35 (1,8%), Гаплогруппа O-M134 (xM117) (1,2%), гаплогруппа Q-M242 (1,2%), гаплогруппа C1b1a1-M356 (0,6%) и гаплогруппа K-M9 (xM70, M20, M214, M74) (0,6%). Генетическое исследование мтДНК нескольких тару в Непале показало, что общее количество гаплогрупп мтДНК Южной Азии колеблется от 31,6% до 67,5% в тару, тогда как общее количество гаплогрупп мтДНК Восточной Азии колеблется от 32,5% до 68,4% в зависимости от изучаемой группы тару. . [ 73 ] Генетическое обследование тару из Непала, Уттаракханда и Уттар-Прадеша показало, что они имеют как южноазиатское, так и восточноазиатское человеческое генетическое происхождение. [ 74 ]
Устойчивость к малярии
[ редактировать ]Тару известны своей способностью выживать в малярийных частях Тераи, смертельных для посторонних. [ 7 ] Современные медицинские исследования, сравнивающие Тару с другими этническими группами, живущими поблизости, показали, что заболеваемость малярией среди Тару почти в семь раз ниже. [ 75 ] Исследователи полагали, что такая большая разница указывает на генетические факторы, а не на поведенческие или диетические различия. Это было подтверждено последующим исследованием, обнаружившим почти у гены талассемии всех исследованных Тару. [ 76 ] [ 77 ] Люди тару имеют ограниченный, а не полный иммунитет к малярии. Многие тару, особенно младенцы, умерли от малярии. [ 36 ]
Известные люди Тару
[ редактировать ]- Барша Лехи - Мисс Непал 2016
- Биджай Кумар Гачхадар - политик и бывший заместитель премьер-министра Непала
- Дилли Бахадур Чаудхари — политик и главный министр провинции Лумбини.
- Аман Лал Моди - министр федеральных дел Непала
- Умакант Чаудхари - политик и бывший министр водоснабжения Непала
- Решам Лал Чаудхари - непальский политик
- Сарсвати Чаудхари - непальский легкоатлет.
- Тилак Рам Тару - непальский легкоатлет
- Ганга Чаудхари Сатгаува - политик
- Мамта Чаудхари - игрок в крикет
- Теджу Лал Чаудхари - политик
- Дипендра Чаудхари - игрок в крикет
- Адитья Чаудхари - непальский футболист
- Шанта Чаудхари - политик, непальская писательница
- Арун Кумар Чаудхари - политик
- Мангал Прасад Тару - политик
- Шивани Сингх Тару - бывший непальский ведущий ток-шоу, модель и драматург.
- Арти Рана - индийский социальный предприниматель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальное статистическое управление (2021 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2021 года, Отчет о кастовой/этнической принадлежности . Правительство Непала (Отчет).
- ^ Генеральный комиссар и комиссар по переписи населения (2011 г.). A-11 Абстрактные данные индивидуальной плановой первичной переписи племен и приложение к ним . Министерство внутренних дел, Правительство Индии (Отчет). Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Проверено 20 ноября 2017 г.
- ^ Центральное статистическое бюро (2014). Монография о народонаселении Непала (PDF) (Отчет). Том. II. Правительство Непала.
- ^ Биста, Д.Б. (1971). «Тхару». Народ Непала (Второе изд.). Катманду: Ратна Пустак Бхандар . стр. 108–118.
- ^ Перейти обратно: а б с Раджаре, ДП (1981). «Тарус из Данга: люди и социальный контекст» (PDF) . Кайлас . 8 (3/4): 155–185.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Краускопф, Г. (1995). «Антропология Таруса: аннотированная библиография» (PDF) . Кайлас . 17 (3/4): 185–213.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гунератне, А. (2002). Много языков, один народ: формирование идентичности тхару в Непале . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801487285 .
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, член парламента; Саймонс, Г.Ф.; Фенниг, компакт-диск, ред. (2014). «Тхару, Читвания: язык Непала» . Этнолог: Языки мира (Семнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Верма, Южная Каролина (2010). «Экологичное племя Тару: исследование социокультурной динамики» . Журнал азиатско-тихоокеанских исследований . 1 (2): 177–187.
- ^ Рагхаван, VR, изд. (2012). «Стратегический обзор» . Внутренние конфликты: военные перспективы . Нью-Дели: Vij Books India Pvt Ltd., стр. 15–176. ISBN 9789382573401 .
- ^ Перейти обратно: а б с Скар, Х.О. (1995). «Мифы о происхождении: движение Джанаджати, местные традиции, национализм и идентичность в Непале» (PDF) . Вклад в непальские исследования . 22 (1): 31–42.
- ^ Центральное статистическое бюро (2009 г.). «Глава 1: Территория и население; Таблица 1.7: Распределение населения по кастам / этническим группам и полу в Непале, 2001 г.». Статистический ежегодник Непала, 2009 год . Катманду: Правительство Непала.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маклин, Дж. (1999). «Сохранение и влияние переселения на Тару в Читване, Непал» . Гималайский исследовательский бюллетень . XIX (2): 38–44.
- ^ Льюис, член парламента; Саймонс, Г.Ф.; Фенниг, компакт-диск, ред. (2014). «Тхару, Рана: язык Непала» . Этнолог: Языки мира (Семнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Рана, Б. (2022). «Пять заблуждений о Ране Тарус» . Рекорд . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Льюис, член парламента; Саймонс, Г.Ф.; Фенниг, компакт-диск, ред. (2014). «Тхару, Каттория: язык Непала» . Этнолог: Языки мира (Семнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ «Строительство копулы в Катария-Тару» .
- ^ Льюис, член парламента; Саймонс, Г.Ф.; Фенниг, компакт-диск, ред. (2014). «Сонха, язык Непала» . Этнолог: Языки мира (Семнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Чаудхари, Анил Датт. «Фонологическое изучение языка Сонаха» .
- ^ Льюис, член парламента; Саймонс, Г.Ф.; Фенниг, компакт-диск, ред. (2014). «Тхару, Дангаура: язык Непала» . Этнолог: Языки мира (Семнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Льюис, член парламента; Саймонс, Г.Ф.; Фенниг, компакт-диск, ред. (2014). «Тхару, Кочила: язык Непала» . Этнолог: Языки мира (Семнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Перейти обратно: а б Эйхентопф, СР; Митчелл, младший (2013). Социолингвистическое исследование Кочила Тару на юго-востоке Непала (PDF) (Отчет). Лингвистическое исследование Непала (LinSuN), Центральный факультет лингвистики Университета Трибхуван, Непал и SIL International.
- ^ Льюис, член парламента; Саймонс, Г.Ф.; Фенниг, компакт-диск, ред. (2014). «Дханвар: язык Непала» . Этнолог: Языки мира (Семнадцатое изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Центральное статистическое бюро (2012 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2011 г. (PDF) . Катманду: Правительство Непала.
- ^ Центральное статистическое бюро (2018). Перепись населения Непала, Подробный отчет на уровне округа за 2011 г. (PDF) . Катманду: Правительство Непала. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Шукла, ПК (1994). «Тарус Бихара: историческое и антропологическое исследование». Труды Индийского исторического конгресса . 55 : 646–654.
- ^ Народы, нации и культуры: А-Я народов мира, прошлого и настоящего . Интернет-архив. Лондон: Вайденфельд и Николсон. 2005. с. 552. ИСБН 978-0-304-36550-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Нат, Д. (1989). «Коче: их расовая принадлежность и исконная родина» . История Королевства Кох, ок. 1515–1615 гг . Дели: Публикации Миттал. стр. 1–14. ISBN 8170991099 .
- ^ Чаттерджи, СК (1951). «Тюркское нашествие на Кама-Рупу» . Кирата-Джана-Крти . Калькутта: Азиатское общество. стр. 100–101.
- ^ Регми, Р.Р. (1994). «Обезлесение и сельское общество в непальских Тераи» (PDF) . Периодические статьи по социологии и антропологии . 4 : 72–89. дои : 10.3126/opsa.v4i0.1086 .
- ^ Стиллер, LF (1993). Непал: Рост нации . Катманду: Исследовательский центр развития человеческих ресурсов.
- ^ Гурунг, Х. (2005). Социальная изоляция и маоистское восстание . Конференция национального диалога по Конвенции МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни. Катманду, 19–20 января 2005 г.
{{cite conference}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Краускопф, Г. (2007). «Коренное меньшинство» в приграничной зоне: этнические объединения тару, НПО и непальское государство» . В Геллнер, Д. (ред.). Сопротивление и государство: непальский опыт (пересмотренное издание). Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 199–243. ISBN 9781845452162 .
- ^ Брайдон, HW; Джоши, Г. и Прадхан, СП (1961). « Распространение Anopheles и его связь с программой искоренения малярии в центральном Непале» (PDF) . Новости комаров 21 (2): 102–105.
- ^ Терренато, Л.; Шреста, С.; Диксит, Калифорния; Луццато, Л.; Модиано, Дж.; Морпурго Г. и Арезе П. (1988). «Снижение заболеваемости малярией среди народов Тару и Майтхил по сравнению с симпатрическим населением Непала». Анналы тропической медицины и паразитологии . 82 (1): 1–11. дои : 10.1080/00034983.1988.11812202 . ПМИД 3041928 .
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон, ТБ (2018). «ДДТ и холодная война: американская социальная и экологическая инженерия в долине Рапти (Читван) в Непале». Журнал американской истории . 104 (4): 904–930. дои : 10.1093/jahist/jax429 .
- ^ Чхетри, РБ (2005). «Тяжелое положение Тару Камайя в Непале: обзор социальных, экономических и политических аспектов» . Периодические статьи по социологии и антропологии (9): 22–46.
- ^ Гири, БР (2012). «Система кабального труда в Непале: оценки общин Мусахар и Тару трудовых контрактов Халии и Камайи» . Журнал альтернативных перспектив в социальных науках . 4 (2): 518–551.
- ^ Перейти обратно: а б Гунератне, А. (2010). «Тхару – государственные отношения в Непале и Индии» . Гималаи, журнал Ассоциации исследований Непала и Гималаев . 29 (1): 19–28.
- ^ Мэйкок, М. (2011). «Влияние Тарухатского автономного государственного совета (ТАГК) в Кайлалинском районе Дальнезападного региона» . Непальский журнал социальных наук и государственной политики . 1 (1): 78–89. дои : 10.53037/na.v1i1.43 . S2CID 245428543 .
- ^ Панди, К. (2017). «Политизация этнической принадлежности: оспаривание тхару идентичности мадхеши в непальском Тарай» . Южноазиатист . 5 (1): 304–322.
- ^ Перейти обратно: а б Гунератне, А. (1998). «Модернизация, государство и построение идентичности тхару в Непале». Журнал азиатских исследований . 57 (3): 749–773. дои : 10.2307/2658740 . JSTOR 2658740 . S2CID 59415768 .
- ^ Гурунг, генеральный директор (1992). «Социально-экономическая сеть деревни Тераи: отчет Рана Тару из Урма-Урми» (PDF) . Вклад в непальские исследования . 19 (1): 19–25.
- ^ Мейер, К.В. и Деуэль, П. (1997). «Тхару Тараи » Катманду: Галерея Индиго . Получено 7 декабря.
- ^ Дангаура, М. (2022). «Память о выступлении: от содержания к контексту избранных народных танцев Тхару» . Ученые: Журнал искусств и гуманитарных наук . 4 (1): 11–28. дои : 10.3126/sjah.v4i1.43050 .
- ^ «Народные танцы, обогащающие непальскую культуру» . kathmandupost.com . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ритуал Аштимки в общине Тхару» . Пост Аннапурны . 2022 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «По мере модернизации непальских деревень искусство мокха находится на грани исчезновения» . Глобальные голоса . 1 декабря 2023 г. Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Мока: символическое выражение Морангия Тару» . СК Суман . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Сен, Сандип (13 декабря 2020 г.). «Денхари, местное ремесло Таруса, на грани исчезновения» . Гималайские Таймс . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Бхуджу, Крити. «Тхару сикки / соломенная трава / муджелла | Энциклопедия ремесел ВСЦ-Азиатско-Тихоокеанский регион (EC-APR)» . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ «Местное декоративно-прикладное искусство - Дальний Запад Непала» . веб.архив.орг . 7 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2019 года . Проверено 5 марта 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Летиция, К. (2014). «Буддийский активизм, новые сангхи и политика принадлежности к некоторым общинам тхару и магар на юге Непала» . В Тоффине, Г.; Пфафф-Чарнецка, Дж. (ред.). Лицом к лицу с глобализацией в Гималаях: принадлежность и политика личности . Управление, конфликты и гражданские действия. Том. 5. Нью-Дели: Публикации SAGE. стр. 289–325. ISBN 978-9351500483 .
- ^ Центральное статистическое бюро (2014). Монография о народонаселении Непала (PDF) (Отчет). Том. II. Правительство Непала.
- ^ Далзелл, В. (2018). «Наш Бог — не чужой Бог»: ритуальная музыкальная практика и этническая принадлежность тару в христианской общине Западного Непала . Ежегодная конференция в Катманду по Непалу и Гималаям. Катманду, Непал.
- ^ Киттельсен, Т.К. и Гурунг, генеральный директор (1999). «Символы традиций, признаки перемен: брачные обычаи рана тхару в Непале». В Скаре, ХО (ред.). Непал: соседи Тару и Тараи . Библиотека Гималаев. Том. 16. Катманду: Образовательные предприятия. стр. 205–222.
- ^ Перейти обратно: а б Пун, С. (2000). «Гендер, управление земельными ресурсами и ирригацией в Раджапуре» . В Прадхане, Р.; Бенда-Бекманн, Ф.в.; Бенда-Бекманн, К.в. (ред.). Вода, земля и закон. Изменение прав на землю и воду в Непале. Материалы семинара, состоявшегося в Катманду, март 1998 г. Катманду, Вагенинген, Роттердам: Форум юридических исследований и разработок, Вагенингенский сельскохозяйственный университет, Роттердамский университет Эразма. стр. 195–216. ISBN 9993316008 .
- ^ Лам, LM (2009). «Земля и связанные с ней изменения в домохозяйствах Рана Тару» (PDF) . Парковая, горная миграция и изменения в системах жизнеобеспечения домохозяйств Рана Тарус на Дальнем Западе Непала (докторская диссертация). Аделаида: Университет Аделаиды. стр. 160–186.
- ^ «Будь по пути Тхару» . Катманду Пост . 2023 . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ « Джур Ситал/Ширува, праздник холода и благословения» . Химал Санчар . 2022 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Джоршитал/Сирува: уникальная традиция празднования Нового года среди тару на юге Непала» . Онлайн Хабар . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Начинается фестиваль Тару «Джития»» . Гималайские Таймс . 2019 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Люди Тару отмечают праздник Сама-Чакева» . Моя Республика . 2022 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Саммохан, Аюш. «Фестиваль Атвари» . Чудеса Непала .
- ^ «Фестиваль Бадка Атвари отмечается с помпой» . ГоракхаПатра . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кухня и деликатесы Тару (в картинках)» . Блог о непальской кухне | theGundruk.com . 16 января 2016 года . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Традиция Тхару: Рецепт Гонги — The Buzz Nepal» . thebuzznepal.com . 1 декабря 2023 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Зикри в Маге – Босс Непала» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Дивакар (13 ноября 2023 г.). «Багия: Попробуйте это традиционное блюдо Тхару, специальное для Тихара, в этот праздничный сезон - OnlineKhabar English News» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Катувал, Сита (12 августа 2017 г.). «Бхакка — деликатес восточной тару» . Блог о непальской кухне | theGundruk.com . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Санкучий (21 декабря 2011 г.). «ГОЛОС ТАРУСА: Сидхара – смесь из колоказии» . ГОЛОС ТАРУСА . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Санкучий (26 июля 2013 г.). «ГОЛОС ТАРУ: Три аппетитных блюда Тхару» . ГОЛОС ТАРУСА . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Форнарино, С.; Пала, М.; Батталья, В.; Маранта, Р.; Ахилли, А.; Модиано, Дж.; Торрони, А.; Семино, О.; Сантакьяра-Бенерекетти, ЮАР (2009 г.). «Митохондриальное и Y-хромосомное разнообразие Таруса (Непал): резервуар генетических вариаций» . Эволюционная биология BMC . 9 :154. дои : 10.1186/1471-2148-9-154 . ПМК 2720951 . ПМИД 19573232 .
- ^ Чаубей, Г.; Сингх, М.; Кривелларо, Ф.; Таманг, Р.; Нандан, А.; Сингх, К.; Шарма, В.К.; Патак, АК; Шах, AM; Шарма, В.; Сингх, В.К. и Рани, Д.С. (2014). «Раскрытие различных линий происхождения Тару» . Европейский журнал генетики человека . 22 (12): 1404–1412. дои : 10.1038/ejhg.2014.36 . ПМК 4231405 . ПМИД 24667789 .
- ^ Терренато, Л.; Шреста, С.; Диксит, Калифорния; Луццато, Л.; Модиано, Дж.; Морпурго, Г.; Арезе, П. (1988). «Снижение заболеваемости малярией среди народа тхару по сравнению с симпатрическим населением Непала». Анналы тропической медицины и паразитологии . 82 (1): 1–11. дои : 10.1080/00034983.1988.11812202 . ПМИД 3041928 .
- ^ Модиано, Дж.; Морпурго, Г.; Терренато, Л.; Новеллетто, А.; Ди Риенцо, А.; Коломбо, Б.; Пурпура, М.; Марианит, М.; Сантакьяра-Бенерекетти, С.; Брега, А.; Диксит, Калифорния; Шреста, СЛ; Лания, А.; Ваначиванавин В. и Луццатто Л. (1991). «Защита от заболеваемости малярией – близкая фиксация гена альфа-талассемии у населения Непала» . Американский журнал генетики человека . 48 (2): 390–397. ПМК 1683029 . ПМИД 1990845 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Луццато, Л. (2012). «Генетические факторы устойчивости к малярии» . В Булыенков В.; Берг, К.; Кристен Ю. (ред.). Гены и устойчивость к болезням . Гейдельберг: Спрингер. стр. 105–111. ISBN 9783642569470 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Краускопф, Г. (1989). Мастера и одержимые: Обряды и социальный порядок среди тару (Непал) (на французском языке). Париж: Editions du Centre National de la Recherche Scientifique.
- Мейер, К.; Деуэль, П., ред. (1998). Тару Барка Наах: версия Махабхараты в сельском народном искусстве Лалитпур: Химал Книги. ISBN 0-9666742-0-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Коренные народы Непала
- Культура Тару
- Адиваси
- Этнические группы в Южной Азии
- Культура Непала
- Культура Непала по провинциям
- Непальская культура по этнической принадлежности
- Этнические группы в Непале
- Этнонимы
- Социальные группы Бихара
- Зарегистрированные племена Уттаракханда
- Зарегистрированные племена Уттар-Прадеша