Марионеточное государство
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2022 г. ) |
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Марионеточное государство , марионеточный режим , марионеточное правительство или фиктивное правительство. [1] Это государство , которое де-юре независимо, но де-факто полностью зависит от внешней силы и подчиняется ее приказам. [2] Марионеточные государства обладают номинальным суверенитетом , за исключением того, что иностранная держава фактически осуществляет контроль посредством экономической или военной поддержки. [3] Оставляя местное правительство существующим, внешняя власть уклоняется от всякой ответственности и в то же время успешно парализует местное правительство, которое они терпят. [1] [ как? ]
Марионеточные государства отличаются от союзников , которые выбирают свои действия по собственной инициативе или в соответствии с договорами добровольно заключенными ими . Марионеточные государства вынуждены юридически одобрять действия, уже предпринятые иностранной державой.
Характеристики
Марионеточные государства «наделены внешними символами власти», [4] такие как имя, флаг , гимн , конституция , своды законов , девиз и правительство, но на самом деле являются придатками другого государства, которое создает, [5] спонсирует или иным образом контролирует марионеточное правительство. Международное право не признает оккупированные марионеточные государства легитимными . [6]
Марионеточные государства могут перестать быть марионетками посредством:
- военное поражение «хозяинского» государства (как в Европе и Азии в 1945 г.),
- поглощение господствующим государством (как в раннем Советском Союзе ),
- достижение независимости
Терминология
Этот термин представляет собой метафору, которая сравнивает государство или правительство с марионеткой , которой управляет кукловод с верёвками. [7] Первое зарегистрированное использование термина «марионеточное правительство» было в 1884 году по отношению к хедивату Египта . [8] [ ненадежный источник? ]
В века средние существовали вассальные государства, основанные на делегировании королем правления страной знатным людям более низкого ранга. После Вестфальского мира 1648 года возникла концепция нации, в которой суверенитет был связан больше с людьми, населявшими землю, чем с дворянством, владевшим этой землей.
Более раннее подобное понятие — сюзеренитет , контроль над внешними делами одного государства другим. [ нужна ссылка ]
Примеры девятнадцатого века
Французские революционеры и наполеоновские клиенты
Батавская республика была создана в Нидерландах под защитой французской революции.
В Италии Первая французская республика способствовала распространению небольших республик в конце 18 и начале 19 веков, известных как братские республики .
В Восточной Европе Наполеона Первая Французская империя создала польское клиентское государство Варшавское герцогство . [9]
Британская империя
В 1896 году Великобритания основала государство на Занзибаре .
Примеры начала двадцатого века
Основан Германской империей.
- Королевство Польское (1917–1918) - Силы Центральных держав оккупировали Польшу Российского Конгресса в 1915 году, а в 1916 году Германия и Австро-Венгрия создали польскую монархию, чтобы облегчить эксплуатацию оккупированных территорий и мобилизовать поляков против русских ( см. Польские легионы ). В 1918 году государство стало независимым и составило основу новой международно признанной Второй Польской Республики .
- Королевство Литовское (1918 г.) - После поражения России и территориальных уступок по Брест-Литовскому договору 1918 года немцы основали Литовское королевство. она стала независимой республикой . Однако после поражения Германии
- Курляндское и Земгальское герцогство (1918 г.) - В 1915 году немецкие войска оккупировали российскую Курляндскую губернию , и Брест-Литовский договор положил конец войне на востоке , поэтому местные этнические балтийские немцы основали в этой части герцогства под немецкой короной. Обер Ост , с общим возвратом гражданской администрации в пользу военной. [ нужны разъяснения ] Это государство было быстро объединено с Балтийским государственным герцогством и оккупированными немцами территориями Российской империи в Ливонии и Эстонии в многоэтническое Единое Балтийское герцогство .
Другие
- Временное национальное правительство Юго-Западного Кавказа и Временное правительство Западной Фракии представляло собой временную республику, созданную турецкими меньшинствами Фракии и Кавказа после того, как Османская империя потеряла свои земли в этих регионах. Оба были продуктом Османской разведки Тешкилат-и Махсуса с точки зрения организационной структуры и организаторов, и у них были удивительно общие черты. [ нужны разъяснения ] функции. [10]
- Донецко-Криворожская Республика (1918 г.) — Государство, удаленно управляемое Российской Советской Республикой . [11] была основана Иосифа Сталина близким другом Федором Сергеевым . [12] Однако ДКРР не понравился Владимиру Ленину . Столица республики вскоре была снова свергнута немцами, а после того, как Советская Красная Армия восстановила контроль над территорией, страна была распущена по требованию Ленина.
- Республика Центральная Литва (1920–1922) - зависимая и полностью включенная в состав Второй Польской республики в 1922 году.
Вторая мировая война
Императорская Япония
Во время имперского периода Японии , и особенно во время Тихоокеанской войны (части которой считаются Тихоокеанским театром военных действий Второй мировой войны ), императорское японское правительство создало ряд зависимых государств.
Номинально суверенные государства
- Азад Хинд (1943–1945), официально известный как Временное правительство Свободной Индии, созданный индийскими националистами в Сингапуре в октябре 1943 года Субхасом Чандрой Босом и отвечавший за индийских экспатриантов и военнослужащих в японской Юго-Восточной Азии. Он имел номинальный суверенитет над индийскими территориями, контролируемыми Осью, и мог рассчитывать на будущий контроль над индийской территорией, которая будет захвачена в ходе будущего вторжения в Британскую Индию. Из территории Индии после обретения независимости правительство взяло под свой контроль Кохиму (после того, как она пала в результате наступления японцев-ИНА), части Манипура , которые достались как 15-й японской армии , так и ИНА, а также Андаманские и Никобарские острова . Правительство имело дипломатические отношения с одиннадцатью странами, включая Германию, Италию, Японию, Филиппины и Советский Союз. Его возглавил Субхас Чандра Бос, который был главой государства и премьер-министром, который также был Верховным главнокомандующим Индийской национальной армии . Правительство имело свой кабинет и банки.
- Государство Бирма (1942–1945) – глава государства: Ба Мау.
- Вторая Филиппинская республика (1943–1945) - возглавляется Хосе П. Лорелом в качестве президента.
- Империя Вьетнама (1945) - императора Бо Ди режим с Трун Чонг Кимом в качестве премьер-министра после провозглашения независимости от Франции
- Королевство Кампучия (1945 г.) - короля Нородома Сианука режим с Сон Нгок Тханем в качестве премьер-министра после провозглашения независимости от Франции.
- Королевство Луангпрабанг (1945) - короля Сисаванга Вонга режим с принцем Петсаратом в качестве премьер-министра после провозглашения независимости от Франции
В Китае
- Маньчжоу-Го (1932–1945) - основан в Маньчжурии под руководством последнего китайского императора . Пуи [13]
- Автономное правительство Северного Шаньси (1937–1939) - сформировано на севере Шаньси со столицей в Датуне 15 октября 1937 года. Затем государство было объединено с Мэнцзяном вместе с автономным правительством Южного Чахара и Монгольским объединенным автономным правительством .
- Южно-Чахарское автономное правительство (1937–1939) - сформировано в Южном Чахаре со столицей в Калгане (современный Чжанцзякоу ) 4 сентября 1937 года. Государство было объединено с автономным правительством Северного Шаньси, а также Монгольским объединенным автономным правительством для создания Мэнцзян.
- Монгольское военное правительство (1936–1937) и Монгольское объединенное автономное правительство (1937–1939) – создано во Внутренней Монголии как марионеточные государства с местными коллаборационистами. Это государство составило большую основу того, что впоследствии стало Мэнцзян.
- Мэнцзян (1936–1945) - создан во Внутренней Монголии 12 мая 1936 года, когда Монгольское военное правительство было переименовано в октябре 1937 года в Монгольское объединенное автономное правительство. 1 сентября 1939 года преимущественно ханьские правительства автономных правительств Южного Чахара и Северной Шаньси были объединены с Монгольским автономным правительством, в результате чего было создано новое Объединенное автономное правительство Мэнцзян. Все они возглавлялись Де Ваном . [14]
- Восточный Хэбэйский автономный совет (1935–1938) - государство на северо-востоке Китая.
- Правительство Великого Пути (Дадао) (1937–1938) – недолговечный режим, базирующийся в Шанхае . Это временное правительство было создано как предварительное государство сотрудничества, когда японцы взяли под свой контроль весь Шанхай и продвинулись к Нанкину . Затем оно было объединено с реформированным правительством Китая, а также с Временным правительством Китая в реорганизованное националистическое правительство Китайской Республики под руководством Ван Цзинвэя .
- Реформированное правительство Китайской Республики (1938–1940) – первый режим, установленный в Нанкине после битвы при Нанкине . Позже вошёл в состав Временного правительства Китая.
- Временное правительство Китая (1937–1940) - включено в состав Нанкинского националистического правительства 30 марта 1940 г. [15]
- Реорганизованное националистическое правительство Китайской Республики (1940–1945) - создано в Нанкине под руководством Ван Цзинвэя. [16]
Нацистская Германия и фашистская Италия
Несколько европейских правительств, находившихся под доминированием Германии и Италии во время Второй мировой войны, были описаны как «марионеточные режимы». Формальные средства контроля в оккупированной Европе сильно различались. Эти состояния делятся на несколько категорий.
Существующие государства в союзе с Германией и Италией
- Венгерское правительство национального единства (1944–1945). Пронацистский режим премьер-министра Ференца Салаши , поддерживаемый прогерманской антисемитской фашистской партией «Скрещенные стрелы » , был немецким марионеточным режимом. Салаши был установлен немцами после того, как Адольф Гитлер начал операцию «Панцерфауст» и приказал отстранить и поместить под домашний арест венгерского регента адмирала Миклоша Хорти . Хорти был вынужден отречься от престола в пользу Салаши. Салаши продолжал сражаться даже после того, как Будапешт пал , а Венгрия была полностью захвачена.
Существующие государства под властью Германии или Италии
- Албания под властью нацистской Германии (1943–1944). Королевство Албания было итальянским протекторатом и марионеточным режимом. Италия вторглась в Албанию в 1939 году и положила конец правлению короля Зога I. Король Италии Виктор Эммануил III добавил к своим титулам короля Албании, а Зог был сослан. Король Виктор Эммануил и Шефкет Бей Верлачи , премьер-министр и глава государства Албании, контролировали итальянский протекторат. 3 декабря 1941 года Верлачи сменил Мустафа Мерлика Круя. Немцы оккупировали Албанию, когда Италия вышла из войны в 1943 году, и Ибрагим Бей Бичаку , Мехди Бей Фрашери и Реджеп Бей Митровица стали последующими премьер-министрами при нацистах.
- Виши, Франция (1940–1942/4). Французский режим Виши Филиппа Петена имел ограниченную автономию с 1940 по 1942 год и сильно зависел от Германии. Правительство Виши контролировало многие французские колонии и неоккупированную часть Франции и пользовалось международным признанием. В 1942 году немцы оккупировали часть Франции, находящуюся под управлением правительства Виши в случае с Антоном , и установили новое руководство под руководством Пьера Лаваля , положив конец большей части международной легитимности Виши Франции.
- Монако ( 1942–1944 ). В 1943 году итальянская армия вторглась и оккупировала Монако, установив фашистскую администрацию. Вскоре после этого, после Бенито Муссолини свержения в Италии, немецкая армия оккупировала Монако и начала депортацию еврейского населения. Среди них был Рене Блюм , основатель балета оперы Монако , погибший в нацистском лагере смерти.
Новые государства, созданные для отражения национальных устремлений
- Словацкая Республика под властью Словацкой народной партии (1939–1945). Словацкая Республика была государством-сателлитом Германии . [ нужна ссылка ] Словацкая народная партия — клерофашистское националистическое движение, связанное с Римско-католической церковью . Монсеньор Юзеф Тисо стал президентом номинально независимой Словакии.
- Независимое государство Хорватия (1941–1945). Независимое государство Хорватия ( Nezavisna Država Hrvatska или NDH) было марионеточным режимом Германии и Италии. На бумаге NDH было королевством под властью короля Томислава II (Эмоне, герцога Сполето) из Савойского дома . [17] но Томислав II был всего лишь номинальным главой в Хорватии, который никогда не пользовался реальной властью, а Анте Павелич был в некоторой степени независимым лидером ( Поглавник ), хотя и оставался послушным Риму и Берлину.
Государства и правительства под контролем Германии и Италии
- Греческое государство (1941–1944) - Греческая государственная администрация Георгиоса Цолакоглу , Константиноса Логотетопулоса и Иоанниса Раллиса была марионеточным правительством «коллаборационистов». [18] во время оккупации Греции странами Оси . Германия, Италия и Болгария оккупировали разные части Греции в разное время во время этих режимов.
- Правительство национального спасения (1941–1944) - Правительство генерала Милана Недича , иногда известное как Сербия Недича, было немецким марионеточным режимом, действовавшим на территории военного командующего в Сербии. [19] во время оккупации Сербии странами Оси .
- Локотская республика (1941–1943). Локотская республика при Константине Воскобойнике и Брониславе Каминском была полуавтономным регионом в оккупированной нацистами России под коллаборационистской администрацией. Республика охватывала территорию нескольких районов Орловской Курской и областей . Она была напрямую связана с Русской освободительной народной армией ( Русская освободительная народная армия или РОНА), известной как бригада Каминского .
- Норвежское национальное правительство (1942–1945). Оккупация Норвегии нацистской Германией началась со всей власти, принадлежавшей немецкому рейхскомиссару ( рейхскомиссару ) Йозефу Тербовену , который осуществлял это через Рейхскомиссариат Норвеген . Норвежский прогерманский фашист Видкун Квислинг предпринял попытку государственного переворота против норвежского правительства во время немецкого вторжения 9 апреля 1940 года, но немцы не назначили его главой другого местного правительства до 1 февраля 1942 года.
Итальянская Социальная Республика
- Итальянская Социальная Республика (1943–1945, известная также как Республика Сало) — генерал Пьетро Бадольо и король Виктор Эммануил III вывели Италию из- под власти Оси и переместили правительство в Южную Италию , уже контролируемую союзниками . В ответ немцы оккупировали Северную Италию и основали Итальянскую Социальную Республику ( Repubblica Sociale Italiana или RSI) с Бенито Муссолини в качестве «главы государства» и «министра иностранных дел». Хотя правительство РСИ имело некоторые атрибуты независимого государства, оно полностью зависело как экономически, так и политически от Германии.
Британские примеры во время и после Второй мировой войны
Спрос стран Оси на нефть и опасения союзников по поводу того, что Германия обратится за решением к богатому нефтью Ближнему Востоку, стали причиной вторжения Великобритании в Ирак и вторжения Великобритании в Иран и Советского Союза . Проосевые правительства как в Ираке, так и в Иране были свергнуты и заменены правительствами, в которых доминировали союзники.
- Королевство Ирак (1941–1947) - Ирак был важен для Соединенного Королевства из-за его положения на пути в Индию. Ирак также мог бы предоставить стратегические запасы нефти. Но из-за слабости Великобритании в начале войны Ирак отказался от довоенного англо-иракского союза . 1 апреля 1941 года Хашимитская монархия в Ираке была свергнута в результате прогерманского государственного переворота под руководством Рашида Али . Режим Рашида Али начал переговоры с державами Оси , и военная помощь была быстро отправлена в Мосул через контролируемую Францией Виши Сирию. Немцы предоставили эскадрилью двухмоторных истребителей и эскадрилью средних бомбардировщиков. Итальянцы предоставили эскадрилью истребителей-бипланов. В середине апреля 1941 года бригада 10-й индийской пехотной дивизии высадилась в Басре (операция «Сабина»). 30 апреля британские войска в ВВС Хаббания были осаждены численно уступающими иракским силам. 2 мая британцы нанесли упреждающие авиаудары по иракцам, и началась англо-иракская война . К концу мая осада Королевских ВВС Хаббания была снята. Фаллуджа была взята, Багдад был окружен британскими войсками, а прогерманское правительство Рашида Али рухнуло. Рашид Али и его сторонники бежали из страны. Хашимитская монархия при короле Фейсале II была восстановлена и объявила войну державам Оси в январе 1942 года. Силы Великобритании и Содружества оставались в Ираке до 26 октября 1947 года. [20]
- Имперское государство Иран (1941–1943) - немецкие рабочие в Иране заставили Великобританию и Советский Союз усомниться в нейтралитете Ирана. Кроме того, для союзников было важно географическое положение Ирана. В результате в августе 1941 года было начато англо-советское вторжение в Иран (операция «Поддержание»). В следующем месяце Реза-шах Пехлеви был вынужден отречься от престола и отправился в изгнание. Его заменил его сын Мохаммад Реза Пехлеви , который был готов объявить войну державам Оси. К январю 1942 года Великобритания и Советский Союз договорились прекратить оккупацию Ирана через шесть месяцев после окончания войны.
Советские примеры после 1939 года
Марионеточные государства позже были присоединены к Советскому Союзу.
- Тувинская Народная Республика [ оспаривается – обсуждаем ] (1921–1944) – Добился независимости от Китая посредством местных националистических революций, но в 1920-х годах попал под господство Советского Союза. В 1944 году Танну Тува вошла в состав СССР.
- Финская Демократическая Республика (1939–1940). Финская Демократическая Республика была недолговечной республикой в тех частях Финляндии, которые были оккупированы Советским Союзом во время Зимней войны . Оно также было известно как «правительство Терийоки», поскольку Терийоки был первым городом, захваченным Советским Союзом. Финская Демократическая Республика должна была управлять Финляндией после советского завоевания. [21] [22]
- Народное правительство Азербайджана (1940–1946) - недолговечное государство в иранском Азербайджане после Второй мировой войны. [23]
- Латвийская Советская Социалистическая Республика (1940 г.) - В июне 1940 г. Латвийская Республика была оккупирована Советским Союзом, а в июле правительство провозгласило Советскую власть. [24] В августе 1940 года Латвия была незаконно аннексирована СССР. [25]
- Литовская Советская Социалистическая Республика (1940 г.) - В июне 1940 г. Литовская Республика была оккупирована Советским Союзом, а в июле правительство провозгласило Советскую власть. [24] В августе 1940 года Литва была незаконно аннексирована СССР. [25]
- Эстонская Советская Социалистическая Республика (1940 г.) - В июне 1940 года Эстонская Республика была оккупирована Советским Союзом, а в июле правительство провозгласило Советскую власть. [24] [26] В августе 1940 года Эстония была незаконно аннексирована СССР. [25]
Советские государства-сателлиты в Восточной Европе
Поскольку советские войска одержали верх над немецкой армией на Восточном фронте во время Второй мировой войны, Советский Союз поддержал создание коммунистических правительств по всей Восточной Европе. В частности, народных республиках в Польши , Румынии , Чехословакии , Болгарии , Венгрии и Албании доминировал Советский Союз . Хотя все эти народные республики «официально» не пришли к власти до окончания Второй мировой войны, все они имеют корни в прокоммунистических правительствах военного времени.
- Польская Народная Республика (1947–1989) - правительства военного времени при Польском комитете национального освобождения , Временном правительстве Республики Польша и Временном правительстве национального единства.
- Социалистическая Республика Румыния (1947–1968) - правительство Национального фронта (ФНД) военного времени под руководством премьер-министра Петру Грозы . ФНД возглавляла Коммунистическая партия Румынии (ПКР). Румыния отказалась участвовать во вторжении в Чехословакию в 1968 году и с тех пор торговала и имела более теплые отношения с западным миром , в результате чего Советский Союз потерял контроль над Румынией как марионеточным государством. Это назвали десателлизацией коммунистической Румынии .
- Чехословацкая Социалистическая Республика (1948–1990) - Прокоммунистическое правительство военного времени Национальный фронт.
- Народная Республика Болгария (1946–1990) - прокоммунистическое правительство Отечественного фронта военного времени во главе с Кимоном Георгиевым.
- Венгерская Народная Республика (1949–1989) - правительство премьер-министра Белы Миклоша во время войны.
Советские марионеточные государства в Центральной Азии
- Республика Махабад (1946–1947) - официально известная как Республика Курдистан, основанная в нескольких провинциях северо-западного Ирана или так называемого Иранского Курдистана , была недолговечной республикой, стремившейся к курдской автономии в пределах иранского государства. . Иран вернул себе контроль в декабре, а лидеры государства были казнены в марте 1947 года в Махабаде .
- Демократическая Республика Афганистан (1978–1991)
Другие государства под советским влиянием
Югославия была коммунистическим государством, тесно связанным с Советским Союзом, но Югославия сохраняла автономию в пределах своих границ. После раскола Тито и Сталина в 1948 году отношения между двумя странами значительно ухудшились. Югославия была исключена из международных организаций Восточного блока . После смерти Сталина и периода десталинизации Никиты Хрущева мир был восстановлен, но отношения между двумя странами так и не были полностью восстановлены. Югославия продолжала проводить независимую политику и стала одним из основателей Движения неприсоединения . [ нужна ссылка ]
Советский Союз продолжал оказывать определенное влияние на Китайскую Народную Республику до советско-китайского раскола в 1961 году. Некоторые другие страны, которые когда-то были советскими марионеточными правительствами, включали Монголию , Северную Корею , Северный Вьетнам , воссоединенный Вьетнам и Кубу , все из которых имела существенную зависимость от советской экономики, вооруженных сил, науки и техники. После распада Советского Союза в 1991 году большинство его бывших сателлитов перешли к демократизации. Только Китай, Куба, Лаос и Вьетнам остаются однопартийными коммунистическими государствами.
В 1992 году все ссылки на марксизм-ленинизм в конституции Северной Кореи были исключены Верховным народным собранием и заменены чучхе . [27] В 2009 году в конституцию были незаметно внесены поправки, которые не только удалили все марксистско-ленинские ссылки из первого проекта, но и исключили все ссылки на коммунизм . [28]
Примеры до и во время деколонизации
В некоторых случаях процесс деколонизации управлялся деколонизирующей державой с целью создания неоколонии , то есть номинально независимого государства, экономика и политика которого допускают дальнейшее иностранное господство. Неоколонии обычно не считаются марионеточными государствами. [ нужна ссылка ]
Голландская Ост-Индия
Нидерланды сформировали несколько марионеточных государств в бывшей Голландской Ост-Индии в рамках усилий по подавлению индонезийской национальной революции . [ нужна ссылка ]
- Восточная Индонезия
- Восточная Ява
- Восточная Суматра
- Мадурский
- Пасундан
- Южная Суматра
- Банджар
- Остров Бангка
- Билитон
- Центральная Ява
- Восточный Калимантан
- Великий Даяк
- Федерация Юго-Восточного Борнео
- Западный Калимантан
Кризис в Конго
После обретения Бельгийским Конго независимости как Конго-Леопольдвиль в 1960 году интересы Бельгии поддержали недолговечное отколовшееся государство Катанга (1960–1963). [29]
Восточный Тимор
Индонезия создала Временное правительство Восточного Тимора после вторжения в Восточный Тимор в декабре 1975 года. [30] [31] [32]
Бантустаны Южной Африки
В течение 1970-х и 1980-х годов четыре этнических бантустана , некоторые из которых были крайне раздроблены и которые правительство того времени называло «хоумлендами», были выделены из Южной Африки и получили номинальный суверенитет . В основном люди коса проживали в Сискее и Транскее , люди тсвана в Бопутатсване и люди венда в Венде . [33] [ ненадежный источник? ]
Основная цель этих государств заключалась в том, чтобы лишить народы коса, тсвана и венда южноафриканского гражданства и тем самым предоставить основания для отказа им в их демократических правах. Все четыре бантустана были реинкорпорированы в состав демократической Южной Африки 27 апреля 1994 года в соответствии с новой конституцией . [ нужна ссылка ]
Власти Южной Африки создали десять бантустанов в Юго-Западной Африке (современная Намибия ), затем незаконно оккупированной Южной Африкой, в конце 1960-х — начале 1970-х годов в соответствии с Комиссией Одендала . Трем из них было предоставлено самоуправление. В 1980 году эти бантустаны были заменены отдельными правительствами по этническому признаку. [ нужна ссылка ]
Примеры после холодной войны
Республика Кувейт
Республика Кувейт была недолговечным проиракским государством в Персидском заливе, просуществовавшим всего три недели до того, как она была аннексирована Ираком в 1990 году.
Республика Сербская Краина
Республика Сербская Краина была самопровозглашенной территорией, подвергшейся этническим чисткам. [ нужны разъяснения ] сербскими войсками во время хорватской войны (1991–95). Оно полностью зависело от сербского режима Слободана Милошевича . [34] и не получил международного признания.
Недавние и текущие примеры
Соединенные Штаты
- Республика Ирак ( Временное правительство и Временная коалиционная администрация ) – Критики Временного правительства Ирака утверждали, что оно существовало только по воле Соединенных Штатов и других стран коалиции, и считали его марионеточным правительством США. [35] Эта критика была также распространена на политиков, действующих во Временном правительстве, при этом средства массовой информации предположили, что Аяд Аллави был марионеткой Вашингтона. [36] [37] В экономике КПА доминировало американское влияние. CPA приступила к демонтажу централизованно плановой экономики Ирака . Пол Бремер , исполнительный директор CPA, планировал реструктурировать государственную экономику Ирака на основе свободного рыночного мышления. Бремер снизил ставку корпоративного налога примерно с 45% до фиксированной ставки налога в 15% и разрешил иностранным корпорациям репатриировать всю прибыль, полученную в Ираке. Противодействие со стороны высокопоставленных иракских чиновников, а также плохая ситуация с безопасностью привели к тому, что план Бремера по приватизации не был реализован во время его пребывания в должности. [38] хотя его приказы остались в силе. Приказ CPA 39 заложил основу для полной приватизации в Ираке и разрешил 100% иностранное владение иракскими активами, а также укрепил позиции иностранных предприятий и инвесторов. Критики, такие как Наоми Кляйн, утверждали, что Приказ 39 CPA был разработан для создания максимально благоприятной среды для иностранных инвесторов, которая позволила бы американским корпорациям доминировать в экономике Ирака. [39] Также спорным был Приказ 17 CPA , который предоставил всем иностранным подрядчикам, работающим в Ираке, иммунитет от «иракского судебного процесса », фактически гарантируя иммунитет от любого вида исков, гражданских или уголовных, за действия, которые подрядчики совершали на территории Ирака. [40] Приказ CPA 49 также предусматривал значительное снижение налогов для корпораций, работающих в Ираке, за счет снижения ставки с максимума 40% до максимума всего лишь 15% на доход. Более того, корпорации, сотрудничавшие с CPA, были освобождены от уплаты налогов. [41]
- Исламская Республика Афганистан . Многие, в том числе Талибан , который сейчас составляет нынешнее правительство страны, [42] считал бывшую Исламскую Республику Афганистан марионеточным государством США. [43] Быстрота наступления Талибана в 2021 году после вывода американских войск в том же году продемонстрировала его неспособность сохранить независимость без них.
Армения
- Арцах – бывшее самопровозглашенное независимое государство, густонаселенное армянами, было признано на международном уровне частью Азербайджана . Российские миротворцы контролировали Лачинский коридор , который позволял транспортному транспорту достигать Армении, от которой она сильно зависела. [44] [45]
Китай
- Штат Ва . Де-факто независимый штат Ва в Мьянме считается марионеточным государством, связанным с Китаем. [46] [47]
Россия
- Абхазия считается марионеточным государством, зависимым от России. [48] [49] Экономика Абхазии сильно интегрирована с Россией и использует российский рубль в качестве валюты. Около половины государственного бюджета Абхазии финансируется за счет помощи России. [50] Большинство абхазов имеют российские паспорта . [51] Россия держит в Абхазии контингент численностью 3500 человек со штаб-квартирой в Гудауте , бывшей советской военной базе на Черного моря . побережье [52] а границы Абхазии охраняют российские десантники. [53]
- Южная Осетия провозгласила независимость, но ее способность сохранять независимость основана исключительно на размещении российских войск на ее территории. Поскольку Южная Осетия не имеет выхода к морю между Россией и Грузией , от которой она отделилась, она полагалась на Россию в плане экономической и материально-технической поддержки, поскольку весь ее экспорт и импорт, а также воздушные и автомобильные перевозки осуществляются только с Россией. Бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что хотел бы, чтобы Южная Осетия в конечном итоге стала частью Российской Федерации путем воссоединения с Северной Осетией . [54]
- The Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР) была самопровозглашенной республикой на востоке Украины после последствий протестов Евромайдана и широко считалась марионеточным государством России. [55] [56] Россия аннексировала ДНР и ЛНР 30 сентября 2022 года после российского вторжения на Украину .
- Приднестровье , консервативный остаток просоветских сил после Приднестровской войны , считается марионеточным государством, спонсируемым Россией. [57] [58] [59] [60]
Спорные примеры
В Йемене
Иран
- Йемен . Некоторые считают правительство хуситов марионеточным государством, поддерживаемым Ираном . [61] Однако эта классификация является спорной. [62]
Саудовская Аравия
- Йемен . Правительство Алими иногда считают марионеточным государством, поддерживаемым Саудовской Аравией . [63]
Объединенные Арабские Эмираты
- Йемен – Южный переходный совет иногда считают марионеточным государством, поддерживаемым Объединенными Арабскими Эмиратами . [64] [65]
Турецкая Республика Северного Кипра
- Турецкая Республика Северного Кипра . По мнению Европейского суда по правам человека , Республика Кипр остается единственным законным правительством на Кипре, а Турецкую Республику Северного Кипра следует рассматривать как марионеточное государство под контролем Турции. [66] [67] Ее изоляция, турецкое военное присутствие и сильная зависимость от турецкой поддержки означают, что Турция имеет высокий уровень контроля над процессами принятия решений в стране. Это привело к тому, что некоторые эксперты заявили, что он действует как эффективное марионеточное государство Турции. [68] [69] [70] Другие эксперты, однако, отметили независимый характер выборов и назначений на Северном Кипре, а также споры между правительствами киприотов-турок и Турции и пришли к выводу, что «марионеточное государство» не является точным описанием Северного Кипра. [71] [72]
Беларусь
- Беларусь образует Союзное государство с Россией. Его называют российским марионеточным государством или де-факто Россией с 2022 года, после подавления белорусских протестов 2020–2021 годов с помощью России и инсценировки российского вторжения в Украину из Беларуси. [73] [74] [75] [76] Это описание оспаривается белорусской оппозицией и Верховной Радой (украинским парламентом), которые вместо этого охарактеризовали Беларусь как страну, находящуюся под российской военной оккупацией. [77] [78]
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Морган Шустер . «Удушение Персии: история европейской дипломатии и восточных интриг» . п. 221 - через Но Руз в: Near East Journal, 21 марта 1912 г.
- ^ Сравните: Марек, Кристина (1954). Тождество и непрерывность государств в международном публичном праве . Библиотека Дроз. п. 178. ИСБН 9782600040440 .
[...] якобы независимое, но «фактически» зависимое, то есть марионеточное государство [...].
- ^ Макнили, Конни Л. (1995). Построение национального государства: международная организация и предписывающие действия . Издательская группа Гринвуд. п. 61 . ISBN 978-0-313-29398-6 . Проверено 13 сентября 2017 г.
Термин «марионеточное государство» используется для описания номинальных суверенов, находящихся под эффективным иностранным контролем...
- ^ Марионеточное правительство , Мерриам-Вебстер
- ^ Райч, Дэвид (2002). Государственность и закон самоопределения . Клювер Лоу Интернэшнл. п. 81. ИСБН 90-411-1890-Х . Проверено 13 сентября 2017 г.
В большинстве случаев марионеточные государства создаются оккупантом во время оккупации государства с целью обойти международную ответственность первого за нарушение прав оккупированного государства.
- ^ Лемкин, Рафаэль (2008) [1944]. Правление Оси в оккупированной Европе: оккупационные законы, анализ правительства, предложения по исправлению ситуации . Юридическая биржа, ООО с. 11. ISBN 978-1-58477-901-8 . Проверено 30 июня 2019 г.
Создание марионеточных государств или марионеточных правительств не дает им какого-либо особого статуса согласно международному праву на оккупированной территории. Поэтому марионеточные правительства и марионеточные государства не имеют больших прав на оккупированной территории, чем сам оккупант. Их действия следует рассматривать как действия оккупанта и, следовательно, подпадать под ограничения Гаагских правил.
- ^ Шапиро, Стивен (2003). Ультра Тише . Анник Пресс. п. 38 . ISBN 1-55037-778-7 .
Марионеточное государство: страна, правительство которой контролируется правительством другой страны, подобно тому, как кукловод контролирует веревочки марионетки.
- ^ Харпер, Дуглас. «марионетка (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 1 июня 2014 г.
- ^ Стэнли, Джон (1989). «Адаптация наполеоновской политической структуры в Варшавском герцогстве (1807–1813)» . Канадские славянские документы / Revue Canadienne des Слависты . 31 (2): 128–145. дои : 10.1080/00085006.1989.11091911 . JSTOR 40869047 .
- ^ Ширин, Ибрагим (февраль 2014 г.). Фракии к Временному правительству Юго-Западного Кавказа» «Два правительства — одна организация: от Временного правительства Западной (PDF) . Исторические исследования (на турецком языке). 6 (2). Historystudies.net: 125–142. дои : 10.9737/history1130 . ISSN 1309-4688 . См. переведенную аннотацию на стр. 125.
- ^ Сергей Плохий (27 февраля 2022 г.). «Повод к войне: Ленин создал современную Украину?» . Гарвардский украинский научно-исследовательский институт . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Екатерина Синельщикова (3 августа 2021 г.). "Первый в СССР АЭРОВАГОН - и темная история его создания (ФОТО+ВИДЕО)" . РБТХ . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 7–36.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 49–57, 88–89.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 44–47, 85–87.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 63–89.
- ^ Фридман, Франсин (2004). Босния и Герцеговина: государственное устройство на грани . Рутледж. п. 130. ISBN 0415274354 . «...номинально Хорватией правил итальянский герцог Сполето, именуемый королем»
- ^ ... удалось увидеть марионеточного премьер-министра Греции Иоанниса Раллиса через @ Сефардское еврейство: История иудео-испанского сообщества, 14–20 века, стр. 168
- ↑ В Сербии также существовал нацистский марионеточный режим, возглавляемый Миланом Недичем @ Балканизация Запада: слияние постмодернизма и посткоммунизма, стр. 198
- ^ Такуш, Мухаммад Сахил (2015). История Ирака (Современная и новейшая) [ Новая и новейшая история Ирака ] (на арабском языке). Дар ан-Нафаес. стр. 190–191.
- ^ Таннер, Вяйно (1956). Зимняя война: Финляндия против России, 1939–1940, Том 312 . Пало-Альто: Издательство Стэнфордского университета. п. 114.
- ^ Троттер, Уильям (2013). Ледяной ад: Русско-финская зимняя война 1939–1940 годов . Алгонкинские книги. стр. 58, 61.
- ^ Арфа, Хасан . «Реза Шах Пехлеви: Шах Ирана: Политика шаха» . Британская энциклопедия онлайн . Britannica.com . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Страны Балтии: Эстония, Латвия и Литва (посткоммунистические государства и нации) Дэвид Дж. Смит из Front Matter ISBN 0-415-28580-1
- ^ Jump up to: а б с Мялксоо, Лаури (2003). Незаконная аннексия и целостность государства: случай присоединения стран Балтии к СССР . Лейден – Бостон: Брилл. ISBN 90-411-2177-3 .
- ^ Эстония: Идентичность и независимость: в переводе на английский язык (На границе двух миров: идентичность, свобода и моральное воображение в странах Балтии) Жан-Жак Субрена, Дэвид Казинс, Александр Хардинг, Ричард К. Уотерхаус. п. 246. ISBN 90-420-0890-3
- ^ Дэ-Гю, Юн (2003). «Конституция Северной Кореи: ее изменения и последствия» . Фордхэмский журнал международного права . 27 (4): 1289–1305 . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Пак, Сон У (23 сентября 2009 г.). «Первое заявление «идеологии сонгун» в пересмотренной конституции Северной Кореи» Баг гэджон хонбоб 'seongunsasang' чхос мёнги [Первое положение «мысли сонгун» в Конституции Северной Кореи] (на корейском языке). Радио Свободная Азия . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Моклер, Энтони (1987). Новые наемники: история наемного солдата от Конго до Сейшельских островов. Нью-Йорк: Издательство Paragon House. стр. 37–55. ISBN 0-913729-72-8 .
- ^ «Декларация независимости» . Правительство Тимора-Лешти . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Рурк, Элисон (29 августа 2019 г.). «Восточный Тимор: вторжение Индонезии и долгий путь к независимости» . Хранитель . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Фебриан, Рамдан (28 ноября 2019 г.). Индраван, Адитья Фаджар (ред.). «Часть истории независимости Восточного Тимора от Португалии, после чего была «аннексирована» Индонезия » . ВОИ. Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 года . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «План Трампа в отношении Палестины очень похож на апартеид» . Внешняя политика . 27 февраля 2020 г.
- ^ Шаттак, Джон (2009). Свобода в огне . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674043480 . Проверено 3 января 2020 г.
- ^ «Иракцы восстают против 16-летней коррупции «сделано в США»» . открытая демократия . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ «Новый сукин сын Ирака». Newsweek . Июль 2004 года.
- ^ Дауд, Морин (26 сентября 2004 г.). «Танец марионеток» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Вейсман, Стивен Р. (5 января 2004 г.). «Борьба за Ирак: Северный регион; курдский регион на севере Ирака сохранит особый статус» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Доктрина шока , Наоми Кляйн
- ^ «iraqcoalition.org/~Status_of_Coalition_Rev_with_Annex_A.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2004 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ «iraqcoalition.org/~Tax_Strategy_of_2004_with_Annex_and_Ex_Note.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Крокер, Райан (17 ноября 2021 г.). «Афганистан 2001–2021: извлеченные уроки политики США» . Фонд Карнеги за международный мир . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Дрейфус, Боб (28 апреля 2010 г.). «Хамид Карзай: Месть марионетки» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Нагорно-Карабахский конфликт и применение «самообороны» для возвращения оккупированных земель» . Просто безопасность . 10 ноября 2020 г.
- ^ Сасунян, Арут (2 ноября 2020 г.). «Путин наконец раскрывает свое решение арцахского конфликта» . Армянский еженедельник .
- ^ Слодковски, Антони; Ли, Имоу (28 декабря 2016 г.). «Благодаря затворничеству Ва влияние Китая распространяется на Мьянму Су Чжи» . Рейтер . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Линтер, Бертиль (18 сентября 2019 г.). «Почему ва Мьянмы всегда получают то, что хотят» . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Коффи, Люк (1 июня 2012 г.). «Грузия и Россия: оккупация, которую слишком многие забыли» . thecommentator.com. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Фрэнсис, Селин (2011). Разрешение и статус конфликта: пример Грузии и Абхазии (1989–2008 гг.) . ВУБПРЕСС Издательство Брюссельского университета. стр. 92–97. ISBN 978-90-5487-899-5 . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Николаус фон Твикель (26 августа 2011 г.). «Нет явного лидера, поскольку Абхазия идет на выборы» . Московская Таймс .
- ^ «BBC News – Регионы и территории: Абхазия» . Новости Би-би-си . Лондон: Би-би-си . 22 ноября 2011 года . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ «Российские войска в Абхазии получат БТР с кондиционерами» . РИА Новости . 19 апреля 2013 г.
- ^ Стивен Даулинг (31 мая 2018 г.). «Абхазия: «страна», живущая в советском искажении времени» . Би-би-си.
- ^ Маклафлин, Дэниел (12 сентября 2008 г.). «Россия настаивает, что у нее нет имперских амбиций в отношении бывших советских соседей» . Ирландские Таймс . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Николаус фон Твикель; Гвендолин Сасс; Марио Бауманн. «Российский аналитический дайджест № 214: Вооруженный конфликт на востоке Украины» . ETH Цюрих .
- ^ Тимур Короткий, Наталья Гендель (2018). Правовой статус Донецкой и Луганской «народных республик» . стр. 145–170. дои : 10.1007/978-94-6265-222-4_7 . ISBN 978-94-6265-221-7 .
- ^ Робертсон, Дилан К. (5 марта 2014 г.). «Является ли Приднестровье призраком будущего Крыма?» . Христианский научный монитор . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ Иванел, Богдан (2016). «Марионеточные государства: растущая тенденция тайной оккупации» . Ежегодник международного гуманитарного права, том 18, 2015 г. Том. 18. стр. 43–65. дои : 10.1007/978-94-6265-141-8_2 . ISBN 978-94-6265-140-1 .
- ^ «Неопатримониализм и стойкость режима в Приднестровье» (PDF) .
- ^ Босильон, Шарлотта (17 августа 2021 г.). «Позиция и практика Европейского Союза в отношении односторонних и экстерриториальных санкций» . Исследовательский справочник по односторонним и экстерриториальным санкциям : 110–129. дои : 10.4337/9781839107856.00014 . ISBN 9781839107856 . S2CID 238717787 – через www.elgaronline.com.
- ^ «Президент Йемена называет хуситов «марионеткой Ирана» » . Рейтер . 28 марта 2015 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Джуно, Томас (16 мая 2016 г.). «Нет, йеменские хуситы на самом деле не иранские марионетки» . Вашингтон Пост . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ «АНАЛИЗ: Саудовская Аравия играет роль хозяина марионеток, пока Йемен медленно распадается» . Глаз Ближнего Востока . 2 февраля 2018 г.
- ^ Браунинг, Ной (11 мая 2018 г.). «ОАЭ расширяют военную мощь в Йемене и Сомали» . Reuters.com .
- ^ «Йемен на грани: как ОАЭ наживаются на хаосе гражданской войны» . Хранитель . 21 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Милано, Энрико (2006). Незаконные территориальные ситуации в международном праве: сочетание эффективности, законности и легитимности . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 146. ИСБН 9004149392 .
- ^ Терри Д., Гилл (2016). Ежегодник международного гуманитарного права 2015 . Спрингер. п. 58. ИСБН 9789462651418 .
- ^ Джеймс, А. Суверенная государственность: основа международного общества. п. 142 [1] . Тейлор и Фрэнсис, 1986, 288 страниц. ISBN 0-04-320191-1 .
- ^ Куртулус, Э. Государственный суверенитет: концепция, явление и последствия. п. 136 [2] . Макмиллан, 2005 г., 232 страницы. ISBN 1-4039-6988-4 .
- ^ Качоровска, А. Международное публичное право. п. 190 [3] . Тейлор и Фрэнсис, 2010 г., 944 страницы. ISBN 0-415-56685-1 .
- ^ Бартманн, Барри (2004). Бахчели, Тозун; Бартманн, Барри; Сребрник, Генри (ред.). Государства де-факто: В поисках суверенитета . Рутледж. п. 24. ISBN 9781135771218 .
- ^ Додд, Клемент Генри (1993). Политическое, социальное и экономическое развитие Северного Кипра . Эотен Пресс. п. 377. ИСБН 9780906719183 .
Короче говоря, электорат Северного Кипра свободно голосует за своих политических лидеров и оказывает им существенную поддержку. Северный Кипр также не является турецким марионеточным государством. Г-н Денкташ и дело киприотов-турок имеют в Турции влиятельных последователей...
- ^ Кузио, Тарас (6 декабря 2022 г.). «Россия должна перестать быть империей, если она желает процветать как нация» . Атлантический совет . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Демпси, Джуди (24 февраля 2022 г.). «Джуди спрашивает: суверенитет Беларуси закончился?» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Халтивангер, Джош (14 декабря 2022 г.). «Украинские силы готовятся к возможности нового российского вторжения через Беларусь: «Мы должны быть готовы» » . Бизнес-инсайдер . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Чего на самом деле хочет Путин?» . Политик . 25 февраля 2022 г. Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Ерёма, Мария (4 января 2023 г.). «Мир отвернулся, и Россия незаметно взяла под свой контроль Беларусь» . Киевская газета Independent . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Камут, Николя (15 мая 2023 г.). "Россия оккупирует Беларусь, - говорит оппозиционер" . Политик . Проверено 15 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
- Кроуфорд, Джеймс (1979). Создание государств в международном праве . ISBN 978-0-199-22842-3