Марионеточное государство
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2022 г. ) |
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
![]() |
Марионеточное государство , марионеточный режим , марионеточное правительство или фиктивное правительство. [1] Это государство , которое де-юре независимо, но де-факто полностью зависит от внешней силы и подчиняется ее приказам. [2] Марионеточные государства обладают номинальным суверенитетом , за исключением того, что иностранная держава фактически осуществляет контроль посредством экономической или военной поддержки. [3] Оставляя местное правительство существующим, внешняя власть уклоняется от всякой ответственности и в то же время успешно парализует местное правительство, которое они терпят. [1] [ как? ]
Марионеточные государства отличаются от союзников , которые выбирают свои действия по собственной инициативе или в соответствии с договорами добровольно заключенными ими . Марионеточные государства вынуждены юридически одобрять действия, уже предпринятые иностранной державой.
Характеристики
Марионеточные государства «наделены внешними символами власти», [4] такие как имя, флаг , гимн , конституция , своды законов , девиз и правительство, но на самом деле являются придатками другого государства, которое создает, [5] спонсирует или иным образом контролирует марионеточное правительство. Международное право не признает оккупированные марионеточные государства легитимными . [6]
Марионеточные государства могут перестать быть марионетками посредством:
- военное поражение «хозяинского» государства (как в Европе и Азии в 1945 г.),
- поглощение господствующим государством (как в раннем Советском Союзе ),
- достижение независимости
Терминология
Этот термин представляет собой метафору, которая сравнивает государство или правительство с марионеткой , которой управляет кукловод с верёвками. [7] Первое зарегистрированное использование термина «марионеточное правительство» было в 1884 году по отношению к хедивату Египта . [8] [ ненадежный источник? ]
В века средние существовали вассальные государства, основанные на делегировании королем правления страной знатным людям более низкого ранга. После Вестфальского мира 1648 года возникла концепция нации, в которой суверенитет был связан больше с людьми, населявшими землю, чем с дворянством, владевшим этой землей.
Более раннее подобное понятие — сюзеренитет , контроль над внешними делами одного государства другим. [ нужна ссылка ]
Примеры девятнадцатого века
Французские революционеры и наполеоновские клиенты

Батавская республика была создана в Нидерландах под защитой французской революции.
В Италии Первая французская республика способствовала распространению небольших республик в конце 18 и начале 19 веков, известных как братские республики .
В Восточной Европе Наполеона Первая Французская империя создала польское клиентское государство Варшавское герцогство . [9]
Британская империя

В 1896 году Великобритания основала государство на Занзибаре .
Примеры начала двадцатого века
Основан Германской империей.
Королевство Польское (1917–1918) - Силы Центральных держав оккупировали Польшу Российского Конгресса в 1915 году, а в 1916 году Германия и Австро-Венгрия создали польскую монархию, чтобы облегчить эксплуатацию оккупированных территорий и мобилизовать поляков против русских ( см. Польские легионы ). В 1918 году государство стало независимым и составило основу новой международно признанной Второй Польской Республики .
Королевство Литовское (1918 г.) - После поражения России и территориальных уступок по Брест-Литовскому договору 1918 года немцы основали Литовское королевство. она стала независимой республикой . Однако после поражения Германии
Курляндское и Земгальское герцогство (1918 г.) - В 1915 году немецкие войска оккупировали российскую Курляндскую губернию , и Брест-Литовский договор положил конец войне на востоке , поэтому местные этнические балтийские немцы основали в этой части герцогства под немецкой короной. Обер Ост , с общим возвратом гражданской администрации в пользу военной. [ нужны разъяснения ] Это государство было быстро объединено с Балтийским государственным герцогством и оккупированными немцами территориями Российской империи в Ливонии и Эстонии в многоэтническое Единое Балтийское герцогство .
Другие
Временное национальное правительство Юго-Западного Кавказа и
Временное правительство Западной Фракии представляло собой временную республику, созданную турецкими меньшинствами Фракии и Кавказа после того, как Османская империя потеряла свои земли в этих регионах. Оба были продуктом Османской разведки Тешкилат-и Махсуса с точки зрения организационной структуры и организаторов, и у них были удивительно общие черты. [ нужны разъяснения ] функции. [10]
Донецко-Криворожская Республика (1918 г.) — Государство, удаленно управляемое Российской Советской Республикой . [11] была основана Иосифа Сталина близким другом Федором Сергеевым . [12] Однако ДКРР не понравился Владимиру Ленину . Столица республики вскоре была снова свергнута немцами, а после того, как Советская Красная Армия восстановила контроль над территорией, страна была распущена по требованию Ленина.
Республика Центральная Литва (1920–1922) - зависимая и полностью включенная в состав Второй Польской республики в 1922 году.
Вторая мировая война
Императорская Япония
Во время имперского периода Японии , и особенно во время Тихоокеанской войны (части которой считаются Тихоокеанским театром военных действий Второй мировой войны ), императорское японское правительство создало ряд зависимых государств.
Номинально суверенные государства


Азад Хинд (1943–1945), официально известный как Временное правительство Свободной Индии, созданный индийскими националистами в Сингапуре в октябре 1943 года Субхасом Чандрой Босом и отвечавший за индийских экспатриантов и военнослужащих в японской Юго-Восточной Азии. Он имел номинальный суверенитет над индийскими территориями, контролируемыми Осью, и мог рассчитывать на будущий контроль над индийской территорией, которая будет захвачена в ходе будущего вторжения в Британскую Индию. Из территории Индии после обретения независимости правительство взяло под свой контроль Кохиму (после того, как она пала в результате наступления японцев-ИНА), части Манипура , которые достались как 15-й японской армии , так и ИНА, а также Андаманские и Никобарские острова . Правительство имело дипломатические отношения с одиннадцатью странами, включая Германию, Италию, Японию, Филиппины и Советский Союз. Его возглавил Субхас Чандра Бос, который был главой государства и премьер-министром, который также был Верховным главнокомандующим Индийской национальной армии . Правительство имело свой кабинет и банки.
Государство Бирма (1942–1945) – глава государства: Ба Мау.
Вторая Филиппинская республика (1943–1945) - возглавляется Хосе П. Лорелом в качестве президента.
Империя Вьетнама (1945) - императора Бо Ди режим с Трун Чонг Кимом в качестве премьер-министра после провозглашения независимости от Франции
Королевство Кампучия (1945 г.) - короля Нородома Сианука режим с Сон Нгок Тханем в качестве премьер-министра после провозглашения независимости от Франции.
Королевство Луангпрабанг (1945) - короля Сисаванга Вонга режим с принцем Петсаратом в качестве премьер-министра после провозглашения независимости от Франции
В Китае
Маньчжоу-Го (1932–1945) - основан в Маньчжурии под руководством последнего китайского императора . Пуи [13]
Автономное правительство Северного Шаньси (1937–1939) - сформировано на севере Шаньси со столицей в Датуне 15 октября 1937 года. Затем государство было объединено с Мэнцзяном вместе с автономным правительством Южного Чахара и Монгольским объединенным автономным правительством .
Южно-Чахарское автономное правительство (1937–1939) - сформировано в Южном Чахаре со столицей в Калгане (современный Чжанцзякоу ) 4 сентября 1937 года. Государство было объединено с автономным правительством Северного Шаньси, а также Монгольским объединенным автономным правительством для создания Мэнцзян.
Монгольское военное правительство (1936–1937) и Монгольское объединенное автономное правительство (1937–1939) – создано во Внутренней Монголии как марионеточные государства с местными коллаборационистами. Это государство составило большую основу того, что впоследствии стало Мэнцзян.
Мэнцзян (1936–1945) - создан во Внутренней Монголии 12 мая 1936 года, когда Монгольское военное правительство было переименовано в октябре 1937 года в Монгольское объединенное автономное правительство. 1 сентября 1939 года преимущественно ханьские правительства автономных правительств Южного Чахара и Северной Шаньси были объединены с Монгольским автономным правительством, в результате чего было создано новое Объединенное автономное правительство Мэнцзян. Все они возглавлялись Де Ваном . [14]
Восточный Хэбэйский автономный совет (1935–1938) - государство на северо-востоке Китая.
Правительство Великого Пути (Дадао) (1937–1938) – недолговечный режим, базирующийся в Шанхае . Это временное правительство было создано как предварительное государство сотрудничества, когда японцы взяли под свой контроль весь Шанхай и продвинулись к Нанкину . Затем оно было объединено с реформированным правительством Китая, а также с Временным правительством Китая в реорганизованное националистическое правительство Китайской Республики под руководством Ван Цзинвэя .
Реформированное правительство Китайской Республики (1938–1940) – первый режим, установленный в Нанкине после битвы при Нанкине . Позже вошёл в состав Временного правительства Китая.
Временное правительство Китая (1937–1940) - включено в состав Нанкинского националистического правительства 30 марта 1940 г. [15]
Реорганизованное националистическое правительство Китайской Республики (1940–1945) - создано в Нанкине под руководством Ван Цзинвэя. [16]
Нацистская Германия и фашистская Италия

Несколько европейских правительств, находившихся под доминированием Германии и Италии во время Второй мировой войны, были описаны как «марионеточные режимы». Формальные средства контроля в оккупированной Европе сильно различались. Эти состояния делятся на несколько категорий.
Существующие государства в союзе с Германией и Италией
Венгерское правительство национального единства (1944–1945). Пронацистский режим премьер-министра Ференца Салаши , поддерживаемый прогерманской антисемитской фашистской партией «Скрещенные стрелы » , был немецким марионеточным режимом. Салаши был установлен немцами после того, как Адольф Гитлер начал операцию «Панцерфауст» и приказал отстранить и поместить под домашний арест венгерского регента адмирала Миклоша Хорти . Хорти был вынужден отречься от престола в пользу Салаши. Салаши продолжал сражаться даже после того, как Будапешт пал , а Венгрия была полностью захвачена.
Существующие государства под властью Германии или Италии
Албания под властью нацистской Германии (1943–1944). Королевство Албания было итальянским протекторатом и марионеточным режимом. Италия вторглась в Албанию в 1939 году и положила конец правлению короля Зога I. Король Италии Виктор Эммануил III добавил к своим титулам короля Албании, а Зог был сослан. Король Виктор Эммануил и Шефкет Бей Верлачи , премьер-министр и глава государства Албании, контролировали итальянский протекторат. 3 декабря 1941 года Верлачи сменил Мустафа Мерлика Круя. Немцы оккупировали Албанию, когда Италия вышла из войны в 1943 году, и Ибрагим Бей Бичаку , Мехди Бей Фрашери и Реджеп Бей Митровица стали последующими премьер-министрами при нацистах.
Виши, Франция (1940–1942/4). Французский режим Виши Филиппа Петена имел ограниченную автономию с 1940 по 1942 год и сильно зависел от Германии. Правительство Виши контролировало многие французские колонии и неоккупированную часть Франции и пользовалось международным признанием. В 1942 году немцы оккупировали часть Франции, находящуюся под управлением правительства Виши в случае с Антоном , и установили новое руководство под руководством Пьера Лаваля , положив конец большей части международной легитимности Виши Франции.
Монако ( 1942–1944 ). В 1943 году итальянская армия вторглась и оккупировала Монако, установив фашистскую администрацию. Вскоре после этого, после Бенито Муссолини свержения в Италии, немецкая армия оккупировала Монако и начала депортацию еврейского населения. Среди них был Рене Блюм , основатель балета оперы Монако , погибший в нацистском лагере смерти.
Новые государства, созданные для отражения национальных устремлений
Словацкая Республика под властью Словацкой народной партии (1939–1945). Словацкая Республика была государством-сателлитом Германии . [ нужна ссылка ] Словацкая народная партия — клерофашистское националистическое движение, связанное с Римско-католической церковью . Монсеньор Юзеф Тисо стал президентом номинально независимой Словакии.
Независимое государство Хорватия (1941–1945). Независимое государство Хорватия ( Nezavisna Država Hrvatska или NDH) было марионеточным режимом Германии и Италии. На бумаге NDH было королевством под властью короля Томислава II (Эмоне, герцога Сполето) из Савойского дома . [17] но Томислав II был всего лишь номинальным главой в Хорватии, который никогда не пользовался реальной властью, а Анте Павелич был в некоторой степени независимым лидером ( Поглавник ), хотя и оставался послушным Риму и Берлину.
Государства и правительства под контролем Германии и Италии
Греческое государство (1941–1944) - Греческая государственная администрация Георгиоса Цолакоглу , Константиноса Логотетопулоса и Иоанниса Раллиса была марионеточным правительством «коллаборационистов». [18] во время оккупации Греции странами Оси . Германия, Италия и Болгария оккупировали разные части Греции в разное время во время этих режимов.
Правительство национального спасения (1941–1944) - Правительство генерала Милана Недича , иногда известное как Сербия Недича, было немецким марионеточным режимом, действовавшим на территории военного командующего в Сербии. [19] во время оккупации Сербии странами Оси .
Локотская республика (1941–1943). Локотская республика при Константине Воскобойнике и Брониславе Каминском была полуавтономным регионом в оккупированной нацистами России под коллаборационистской администрацией. Республика охватывала территорию нескольких районов Орловской Курской и областей . Она была напрямую связана с Русской освободительной народной армией ( Русская освободительная народная армия или РОНА), известной как бригада Каминского .
Норвежское национальное правительство (1942–1945). Оккупация Норвегии нацистской Германией началась со всей власти, принадлежавшей немецкому рейхскомиссару ( рейхскомиссару ) Йозефу Тербовену , который осуществлял это через Рейхскомиссариат Норвеген . Норвежский прогерманский фашист Видкун Квислинг предпринял попытку государственного переворота против норвежского правительства во время немецкого вторжения 9 апреля 1940 года, но немцы не назначили его главой другого местного правительства до 1 февраля 1942 года.
Итальянская Социальная Республика
Итальянская Социальная Республика (1943–1945, известная также как Республика Сало) — генерал Пьетро Бадольо и король Виктор Эммануил III вывели Италию из- под власти Оси и переместили правительство в Южную Италию , уже контролируемую союзниками . В ответ немцы оккупировали Северную Италию и основали Итальянскую Социальную Республику ( Repubblica Sociale Italiana или RSI) с Бенито Муссолини в качестве «главы государства» и «министра иностранных дел». Хотя правительство РСИ имело некоторые атрибуты независимого государства, оно полностью зависело как экономически, так и политически от Германии.
Британские примеры во время и после Второй мировой войны
Спрос стран Оси на нефть и опасения союзников по поводу того, что Германия обратится за решением к богатому нефтью Ближнему Востоку, стали причиной вторжения Великобритании в Ирак и вторжения Великобритании в Иран и Советского Союза . Проосевые правительства как в Ираке, так и в Иране были свергнуты и заменены правительствами, в которых доминировали союзники.
Королевство Ирак (1941–1947) - Ирак был важен для Соединенного Королевства из-за его положения на пути в Индию. Ирак также мог бы предоставить стратегические запасы нефти. Но из-за слабости Великобритании в начале войны Ирак отказался от довоенного англо-иракского союза . 1 апреля 1941 года Хашимитская монархия в Ираке была свергнута в результате прогерманского государственного переворота под руководством Рашида Али . Режим Рашида Али начал переговоры с державами Оси , и военная помощь была быстро отправлена в Мосул через контролируемую Францией Виши Сирию. Немцы предоставили эскадрилью двухмоторных истребителей и эскадрилью средних бомбардировщиков. Итальянцы предоставили эскадрилью истребителей-бипланов. В середине апреля 1941 года бригада 10-й индийской пехотной дивизии высадилась в Басре (операция «Сабина»). 30 апреля британские войска в ВВС Хаббания были осаждены численно уступающими иракским силам. 2 мая британцы нанесли упреждающие авиаудары по иракцам, и началась англо-иракская война . К концу мая осада Королевских ВВС Хаббания была снята. Фаллуджа была взята, Багдад был окружен британскими войсками, а прогерманское правительство Рашида Али рухнуло. Рашид Али и его сторонники бежали из страны. Хашимитская монархия при короле Фейсале II была восстановлена и объявила войну державам Оси в январе 1942 года. Силы Великобритании и Содружества оставались в Ираке до 26 октября 1947 года. [20]
Имперское государство Иран (1941–1943) - немецкие рабочие в Иране заставили Великобританию и Советский Союз усомниться в нейтралитете Ирана. Кроме того, для союзников было важно географическое положение Ирана. В результате в августе 1941 года было начато англо-советское вторжение в Иран (операция «Поддержание»). В следующем месяце Реза-шах Пехлеви был вынужден отречься от престола и отправился в изгнание. Его заменил его сын Мохаммад Реза Пехлеви , который был готов объявить войну державам Оси. К январю 1942 года Великобритания и Советский Союз договорились прекратить оккупацию Ирана через шесть месяцев после окончания войны.
Советские примеры после 1939 года
Марионеточные государства позже были присоединены к Советскому Союзу.

Тувинская Народная Республика [ оспаривается – обсуждаем ] (1921–1944) – Добился независимости от Китая посредством местных националистических революций, но в 1920-х годах попал под господство Советского Союза. В 1944 году Танну Тува вошла в состав СССР.
Финская Демократическая Республика (1939–1940). Финская Демократическая Республика была недолговечной республикой в тех частях Финляндии, которые были оккупированы Советским Союзом во время Зимней войны . Оно также было известно как «правительство Терийоки», поскольку Терийоки был первым городом, захваченным Советским Союзом. Финская Демократическая Республика должна была управлять Финляндией после советского завоевания. [21] [22]
Народное правительство Азербайджана (1940–1946) - недолговечное государство в иранском Азербайджане после Второй мировой войны. [23]
Латвийская Советская Социалистическая Республика (1940 г.) - В июне 1940 г. Латвийская Республика была оккупирована Советским Союзом, а в июле правительство провозгласило Советскую власть. [24] В августе 1940 года Латвия была незаконно аннексирована СССР. [25]
Литовская Советская Социалистическая Республика (1940 г.) - В июне 1940 г. Литовская Республика была оккупирована Советским Союзом, а в июле правительство провозгласило Советскую власть. [24] В августе 1940 года Литва была незаконно аннексирована СССР. [25]
Эстонская Советская Социалистическая Республика (1940 г.) - В июне 1940 года Эстонская Республика была оккупирована Советским Союзом, а в июле правительство провозгласило Советскую власть. [24] [26] В августе 1940 года Эстония была незаконно аннексирована СССР. [25]
Советские государства-сателлиты в Восточной Европе
Поскольку советские войска одержали верх над немецкой армией на Восточном фронте во время Второй мировой войны, Советский Союз поддержал создание коммунистических правительств по всей Восточной Европе. В частности, народных республиках в Польши , Румынии , Чехословакии , Болгарии , Венгрии и Албании доминировал Советский Союз . Хотя все эти народные республики «официально» не пришли к власти до окончания Второй мировой войны, все они имеют корни в прокоммунистических правительствах военного времени.
Польская Народная Республика (1947–1989) - правительства военного времени при Польском комитете национального освобождения , Временном правительстве Республики Польша и Временном правительстве национального единства.
Социалистическая Республика Румыния (1947–1968) - правительство Национального фронта (ФНД) военного времени под руководством премьер-министра Петру Грозы . ФНД возглавляла Коммунистическая партия Румынии (ПКР). Румыния отказалась участвовать во вторжении в Чехословакию в 1968 году и с тех пор торговала и имела более теплые отношения с западным миром , в результате чего Советский Союз потерял контроль над Румынией как марионеточным государством. Это назвали десателлизацией коммунистической Румынии .
Чехословацкая Социалистическая Республика (1948–1990) - Прокоммунистическое правительство военного времени Национальный фронт.
Народная Республика Болгария (1946–1990) - прокоммунистическое правительство Отечественного фронта военного времени во главе с Кимоном Георгиевым.
Венгерская Народная Республика (1949–1989) - правительство премьер-министра Белы Миклоша во время войны.
Советские марионеточные государства в Центральной Азии
Республика Махабад (1946–1947) - официально известная как Республика Курдистан, основанная в нескольких провинциях северо-западного Ирана или так называемого Иранского Курдистана , была недолговечной республикой, стремившейся к курдской автономии в пределах иранского государства. . Иран вернул себе контроль в декабре, а лидеры государства были казнены в марте 1947 года в Махабаде .
Демократическая Республика Афганистан (1978–1991)
Другие государства под советским влиянием
Югославия была коммунистическим государством, тесно связанным с Советским Союзом, но Югославия сохраняла автономию в пределах своих границ. После раскола Тито и Сталина в 1948 году отношения между двумя странами значительно ухудшились. Югославия была исключена из международных организаций Восточного блока . После смерти Сталина и периода десталинизации Никиты Хрущева мир был восстановлен, но отношения между двумя странами так и не были полностью восстановлены. Югославия продолжала проводить независимую политику и стала одним из основателей Движения неприсоединения . [ нужна ссылка ]
Советский Союз продолжал оказывать определенное влияние на Китайскую Народную Республику до советско-китайского раскола в 1961 году. Некоторые другие страны, которые когда-то были советскими марионеточными правительствами, включали Монголию , Северную Корею , Северный Вьетнам , воссоединенный Вьетнам и Кубу , все из которых имела существенную зависимость от советской экономики, вооруженных сил, науки и техники. После распада Советского Союза в 1991 году большинство его бывших сателлитов перешли к демократизации. Только Китай, Куба, Лаос и Вьетнам остаются однопартийными коммунистическими государствами.
В 1992 году все ссылки на марксизм-ленинизм в конституции Северной Кореи были исключены Верховным народным собранием и заменены чучхе . [27] В 2009 году в конституцию были незаметно внесены поправки, которые не только удалили все марксистско-ленинские ссылки из первого проекта, но и исключили все ссылки на коммунизм . [28]
Примеры до и во время деколонизации
В некоторых случаях процесс деколонизации управлялся деколонизирующей державой с целью создания неоколонии , то есть номинально независимого государства, экономика и политика которого допускают дальнейшее иностранное господство. Неоколонии обычно не считаются марионеточными государствами. [ нужна ссылка ]
Голландская Ост-Индия
Нидерланды сформировали несколько марионеточных государств в бывшей Голландской Ост-Индии в рамках усилий по подавлению индонезийской национальной революции . [ нужна ссылка ]
Восточная Индонезия
Восточная Ява
Восточная Суматра
Мадурский
Пасундан
Южная Суматра
Банджар
- Остров Бангка
- Билитон
- Центральная Ява
- Восточный Калимантан
Великий Даяк
- Федерация Юго-Восточного Борнео
Западный Калимантан
Кризис в Конго
После обретения Бельгийским Конго независимости как Конго-Леопольдвиль в 1960 году интересы Бельгии поддержали недолговечное отколовшееся государство Катанга (1960–1963). [29]
Восточный Тимор
Индонезия создала Временное правительство Восточного Тимора после вторжения в Восточный Тимор в декабре 1975 года. [30] [31] [32]
Бантустаны Южной Африки

В течение 1970-х и 1980-х годов четыре этнических бантустана , некоторые из которых были крайне раздроблены и которые правительство того времени называло «хоумлендами», были выделены из Южной Африки и получили номинальный суверенитет . В основном люди коса проживали в Сискее и Транскее , люди тсвана в Бопутатсване и люди венда в Венде . [33] [ ненадежный источник? ]
Основная цель этих государств заключалась в том, чтобы лишить народы коса, тсвана и венда южноафриканского гражданства и тем самым предоставить основания для отказа им в их демократических правах. Все четыре бантустана были реинкорпорированы в состав демократической Южной Африки 27 апреля 1994 года в соответствии с новой конституцией . [ нужна ссылка ]
Власти Южной Африки создали десять бантустанов в Юго-Западной Африке (современная Намибия ), затем незаконно оккупированной Южной Африкой, в конце 1960-х — начале 1970-х годов в соответствии с Комиссией Одендала . Трем из них было предоставлено самоуправление. В 1980 году эти бантустаны были заменены отдельными правительствами по этническому признаку. [ нужна ссылка ]
Примеры после холодной войны
Республика Кувейт
Республика Кувейт была недолговечным проиракским государством в Персидском заливе, просуществовавшим всего три недели до того, как она была аннексирована Ираком в 1990 году.
Республика Сербская Краина
Республика Сербская Краина была самопровозглашенной территорией, подвергшейся этническим чисткам. [ нужны разъяснения ] сербскими войсками во время хорватской войны (1991–95). Оно полностью зависело от сербского режима Слободана Милошевича . [34] и не получил международного признания.
Недавние и текущие примеры
Соединенные Штаты
Республика Ирак ( Временное правительство и Временная коалиционная администрация ) – Критики Временного правительства Ирака утверждали, что оно существовало только по воле Соединенных Штатов и других стран коалиции, и считали его марионеточным правительством США. [35] Эта критика была также распространена на политиков, действующих во Временном правительстве, при этом средства массовой информации предположили, что Аяд Аллави был марионеткой Вашингтона. [36] [37] В экономике КПА доминировало американское влияние. CPA приступила к демонтажу централизованно плановой экономики Ирака . Пол Бремер , исполнительный директор CPA, планировал реструктурировать государственную экономику Ирака на основе свободного рыночного мышления. Бремер снизил ставку корпоративного налога примерно с 45% до фиксированной ставки налога в 15% и разрешил иностранным корпорациям репатриировать всю прибыль, полученную в Ираке. Противодействие со стороны высокопоставленных иракских чиновников, а также плохая ситуация с безопасностью привели к тому, что план Бремера по приватизации не был реализован во время его пребывания в должности. [38] хотя его приказы остались в силе. Приказ CPA 39 заложил основу для полной приватизации в Ираке и разрешил 100% иностранное владение иракскими активами, а также укрепил позиции иностранных предприятий и инвесторов. Критики, такие как Наоми Кляйн, утверждали, что Приказ 39 CPA был разработан для создания максимально благоприятной среды для иностранных инвесторов, которая позволила бы американским корпорациям доминировать в экономике Ирака. [39] Также спорным был Приказ 17 CPA , который предоставил всем иностранным подрядчикам, работающим в Ираке, иммунитет от «иракского судебного процесса », фактически гарантируя иммунитет от любого вида исков, гражданских или уголовных, за действия, которые подрядчики совершали на территории Ирака. [40] Приказ CPA 49 также предусматривал значительное снижение налогов для корпораций, работающих в Ираке, за счет снижения ставки с максимума 40% до максимума всего лишь 15% на доход. Более того, корпорации, сотрудничавшие с CPA, были освобождены от уплаты налогов. [41]
Исламская Республика Афганистан . Многие, в том числе Талибан , который сейчас составляет нынешнее правительство страны, [42] считал бывшую Исламскую Республику Афганистан марионеточным государством США. [43] Быстрота наступления Талибана в 2021 году после вывода американских войск в том же году продемонстрировала его неспособность сохранить независимость без них.
Армения
Арцах – бывшее самопровозглашенное независимое государство, густонаселенное армянами, было признано на международном уровне частью Азербайджана . Российские миротворцы контролировали Лачинский коридор , который позволял транспортному транспорту достигать Армении, от которой она сильно зависела. [44] [45]
Китай
Штат Ва . Де-факто независимый штат Ва в Мьянме считается марионеточным государством, связанным с Китаем. [46] [47]
Россия

Абхазия считается марионеточным государством, зависимым от России. [48] [49] Экономика Абхазии сильно интегрирована с Россией и использует российский рубль в качестве валюты. Около половины государственного бюджета Абхазии финансируется за счет помощи России. [50] Большинство абхазов имеют российские паспорта . [51] Россия держит в Абхазии контингент численностью 3500 человек со штаб-квартирой в Гудауте , бывшей советской военной базе на Черного моря . побережье [52] а границы Абхазии охраняют российские десантники. [53]
Южная Осетия провозгласила независимость, но ее способность сохранять независимость основана исключительно на размещении российских войск на ее территории. Поскольку Южная Осетия не имеет выхода к морю между Россией и Грузией , от которой она отделилась, она полагалась на Россию в плане экономической и материально-технической поддержки, поскольку весь ее экспорт и импорт, а также воздушные и автомобильные перевозки осуществляются только с Россией. Бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что хотел бы, чтобы Южная Осетия в конечном итоге стала частью Российской Федерации путем воссоединения с Северной Осетией . [54]
- The
Донецкая Народная Республика (ДНР) и
Луганская Народная Республика (ЛНР) была самопровозглашенной республикой на востоке Украины после последствий протестов Евромайдана и широко считалась марионеточным государством России. [55] [56] Россия аннексировала ДНР и ЛНР 30 сентября 2022 года после российского вторжения на Украину .
Приднестровье , консервативный остаток просоветских сил после Приднестровской войны , считается марионеточным государством, спонсируемым Россией. [57] [58] [59] [60]
Спорные примеры
В Йемене

Иран
Йемен . Некоторые считают правительство хуситов марионеточным государством, поддерживаемым Ираном . [61] Однако эта классификация является спорной. [62]
Саудовская Аравия
Йемен . Правительство Алими иногда считают марионеточным государством, поддерживаемым Саудовской Аравией . [63]
Объединенные Арабские Эмираты
Йемен – Южный переходный совет иногда считают марионеточным государством, поддерживаемым Объединенными Арабскими Эмиратами . [64] [65]
Турецкая Республика Северного Кипра
Турецкая Республика Северного Кипра . По мнению Европейского суда по правам человека , Республика Кипр остается единственным законным правительством на Кипре, а Турецкую Республику Северного Кипра следует рассматривать как марионеточное государство под контролем Турции. [66] [67] Ее изоляция, турецкое военное присутствие и сильная зависимость от турецкой поддержки означают, что Турция имеет высокий уровень контроля над процессами принятия решений в стране. Это привело к тому, что некоторые эксперты заявили, что он действует как эффективное марионеточное государство Турции. [68] [69] [70] Другие эксперты, однако, отметили независимый характер выборов и назначений на Северном Кипре, а также споры между правительствами киприотов-турок и Турции и пришли к выводу, что «марионеточное государство» не является точным описанием Северного Кипра. [71] [72]
Беларусь
Беларусь образует Союзное государство с Россией. Его называют российским марионеточным государством или де-факто Россией с 2022 года, после подавления белорусских протестов 2020–2021 годов с помощью России и инсценировки российского вторжения в Украину из Беларуси. [73] [74] [75] [76] Это описание оспаривается белорусской оппозицией и Верховной Радой (украинским парламентом), которые вместо этого охарактеризовали Беларусь как страну, находящуюся под российской военной оккупацией. [77] [78]
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Морган Шустер . «Удушение Персии: история европейской дипломатии и восточных интриг» . п. 221 - через Но Руз в: Near East Journal, 21 марта 1912 г.
- ^ Сравните: Марек, Кристина (1954). Тождество и непрерывность государств в международном публичном праве . Библиотека Дроз. п. 178. ИСБН 9782600040440 .
[...] якобы независимое, но «фактически» зависимое, то есть марионеточное государство [...].
- ^ Макнили, Конни Л. (1995). Построение национального государства: международная организация и предписывающие действия . Издательская группа Гринвуд. п. 61 . ISBN 978-0-313-29398-6 . Проверено 13 сентября 2017 г.
Термин «марионеточное государство» используется для описания номинальных суверенов, находящихся под эффективным иностранным контролем...
- ^ Марионеточное правительство , Мерриам-Вебстер
- ^ Райч, Дэвид (2002). Государственность и закон самоопределения . Клювер Лоу Интернэшнл. п. 81. ИСБН 90-411-1890-Х . Проверено 13 сентября 2017 г.
В большинстве случаев марионеточные государства создаются оккупантом во время оккупации государства с целью обойти международную ответственность первого за нарушение прав оккупированного государства.
- ^ Лемкин, Рафаэль (2008) [1944]. Правление Оси в оккупированной Европе: оккупационные законы, анализ правительства, предложения по исправлению ситуации . Юридическая биржа, ООО с. 11. ISBN 978-1-58477-901-8 . Проверено 30 июня 2019 г.
Создание марионеточных государств или марионеточных правительств не дает им какого-либо особого статуса согласно международному праву на оккупированной территории. Поэтому марионеточные правительства и марионеточные государства не имеют больших прав на оккупированной территории, чем сам оккупант. Их действия следует рассматривать как действия оккупанта и, следовательно, подпадать под ограничения Гаагских правил.
- ^ Шапиро, Стивен (2003). Ультра Тише . Анник Пресс. п. 38 . ISBN 1-55037-778-7 .
Марионеточное государство: страна, правительство которой контролируется правительством другой страны, подобно тому, как кукловод контролирует веревочки марионетки.
- ^ Харпер, Дуглас. «марионетка (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 1 июня 2014 г.
- ^ Стэнли, Джон (1989). «Адаптация наполеоновской политической структуры в Варшавском герцогстве (1807–1813)» . Канадские славянские документы / Revue Canadienne des Слависты . 31 (2): 128–145. дои : 10.1080/00085006.1989.11091911 . JSTOR 40869047 .
- ^ Ширин, Ибрагим (февраль 2014 г.). Фракии к Временному правительству Юго-Западного Кавказа» «Два правительства — одна организация: от Временного правительства Западной (PDF) . Исторические исследования (на турецком языке). 6 (2). Historystudies.net: 125–142. дои : 10.9737/history1130 . ISSN 1309-4688 . См. переведенную аннотацию на стр. 125.
- ^ Сергей Плохий (27 февраля 2022 г.). «Повод к войне: Ленин создал современную Украину?» . Гарвардский украинский научно-исследовательский институт . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Екатерина Синельщикова (3 августа 2021 г.). "Первый в СССР АЭРОВАГОН - и темная история его создания (ФОТО+ВИДЕО)" . РБТХ . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 7–36.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 49–57, 88–89.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 44–47, 85–87.
- ^ Джоуэтт, Филип С., Лучи восходящего солнца, Вооруженные силы азиатских союзников Японии 1931–45, Том I: Китай и Маньчжурия, 2004. Helion & Co. Ltd., 26 Willow Rd., Солихалл, Уэст-Мидлендс, Англия , стр. 63–89.
- ^ Фридман, Франсин (2004). Босния и Герцеговина: государственное устройство на грани . Рутледж. п. 130. ISBN 0415274354 . «...номинально Хорватией правил итальянский герцог Сполето, именуемый королем»
- ^ ... удалось увидеть марионеточного премьер-министра Греции Иоанниса Раллиса через @ Сефардское еврейство: История иудео-испанского сообщества, 14–20 века, стр. 168
- ↑ В Сербии также существовал нацистский марионеточный режим, возглавляемый Миланом Недичем @ Балканизация Запада: слияние постмодернизма и посткоммунизма, стр. 198
- ^ Такуш, Мухаммад Сахил (2015). История Ирака (Современная и новейшая) [ Новая и новейшая история Ирака ] (на арабском языке). Дар ан-Нафаес. стр. 190–191.
- ^ Таннер, Вяйно (1956). Зимняя война: Финляндия против России, 1939–1940, Том 312 . Пало-Альто: Издательство Стэнфордского университета. п. 114.
- ^ Троттер, Уильям (2013). Ледяной ад: Русско-финская зимняя война 1939–1940 годов . Алгонкинские книги. стр. 58, 61.
- ^ Арфа, Хасан . «Реза Шах Пехлеви: Шах Ирана: Политика шаха» . Британская энциклопедия онлайн . Britannica.com . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Страны Балтии: Эстония, Латвия и Литва (посткоммунистические государства и нации) Дэвид Дж. Смит из Front Matter ISBN 0-415-28580-1
- ^ Jump up to: а б с Мялксоо, Лаури (2003). Незаконная аннексия и целостность государства: случай присоединения стран Балтии к СССР . Лейден – Бостон: Брилл. ISBN 90-411-2177-3 .
- ^ Эстония: Идентичность и независимость: в переводе на английский язык (На границе двух миров: идентичность, свобода и моральное воображение в странах Балтии) Жан-Жак Субрена, Дэвид Казинс, Александр Хардинг, Ричард К. Уотерхаус. п. 246. ISBN 90-420-0890-3
- ^ Дэ-Гю, Юн (2003). «Конституция Северной Кореи: ее изменения и последствия» . Фордхэмский журнал международного права . 27 (4): 1289–1305 . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Пак, Сон У (23 сентября 2009 г.). «Первое заявление «идеологии сонгун» в пересмотренной конституции Северной Кореи» Баг гэджон хонбоб 'seongunsasang' чхос мёнги [Первое положение «мысли сонгун» в Конституции Северной Кореи] (на корейском языке). Радио Свободная Азия . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Моклер, Энтони (1987). Новые наемники: история наемного солдата от Конго до Сейшельских островов. Нью-Йорк: Издательство Paragon House. стр. 37–55. ISBN 0-913729-72-8 .
- ^ «Декларация независимости» . Правительство Тимора-Лешти . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Рурк, Элисон (29 августа 2019 г.). «Восточный Тимор: вторжение Индонезии и долгий путь к независимости» . Хранитель . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Фебриан, Рамдан (28 ноября 2019 г.). Индраван, Адитья Фаджар (ред.). «Часть истории независимости Восточного Тимора от Португалии, после чего была «аннексирована» Индонезия » . ВОИ. Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 года . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «План Трампа в отношении Палестины очень похож на апартеид» . Внешняя политика . 27 февраля 2020 г.
- ^ Шаттак, Джон (2009). Свобода в огне . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674043480 . Проверено 3 января 2020 г.
- ^ «Иракцы восстают против 16-летней коррупции «сделано в США»» . открытая демократия . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ «Новый сукин сын Ирака». Newsweek . Июль 2004 года.
- ^ Дауд, Морин (26 сентября 2004 г.). «Танец марионеток» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Вейсман, Стивен Р. (5 января 2004 г.). «Борьба за Ирак: Северный регион; курдский регион на севере Ирака сохранит особый статус» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Доктрина шока , Наоми Кляйн
- ^ «iraqcoalition.org/~Status_of_Coalition_Rev_with_Annex_A.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2004 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ «iraqcoalition.org/~Tax_Strategy_of_2004_with_Annex_and_Ex_Note.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Крокер, Райан (17 ноября 2021 г.). «Афганистан 2001–2021: извлеченные уроки политики США» . Фонд Карнеги за международный мир . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Дрейфус, Боб (28 апреля 2010 г.). «Хамид Карзай: Месть марионетки» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Нагорно-Карабахский конфликт и применение «самообороны» для возвращения оккупированных земель» . Просто безопасность . 10 ноября 2020 г.
- ^ Сасунян, Арут (2 ноября 2020 г.). «Путин наконец раскрывает свое решение арцахского конфликта» . Армянский еженедельник .
- ^ Слодковски, Антони; Ли, Имоу (28 декабря 2016 г.). «Благодаря затворничеству Ва влияние Китая распространяется на Мьянму Су Чжи» . Рейтер . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Линтер, Бертиль (18 сентября 2019 г.). «Почему ва Мьянмы всегда получают то, что хотят» . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Коффи, Люк (1 июня 2012 г.). «Грузия и Россия: оккупация, которую слишком многие забыли» . thecommentator.com. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Фрэнсис, Селин (2011). Разрешение и статус конфликта: пример Грузии и Абхазии (1989–2008 гг.) . ВУБПРЕСС Издательство Брюссельского университета. стр. 92–97. ISBN 978-90-5487-899-5 . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Николаус фон Твикель (26 августа 2011 г.). «Нет явного лидера, поскольку Абхазия идет на выборы» . Московская Таймс .
- ^ «BBC News – Регионы и территории: Абхазия» . Новости Би-би-си . Лондон: Би-би-си . 22 ноября 2011 года . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ «Российские войска в Абхазии получат БТР с кондиционерами» . РИА Новости . 19 апреля 2013 г.
- ^ Стивен Даулинг (31 мая 2018 г.). «Абхазия: «страна», живущая в советском искажении времени» . Би-би-си.
- ^ Маклафлин, Дэниел (12 сентября 2008 г.). «Россия настаивает, что у нее нет имперских амбиций в отношении бывших советских соседей» . Ирландские Таймс . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Николаус фон Твикель; Гвендолин Сасс; Марио Бауманн. «Российский аналитический дайджест № 214: Вооруженный конфликт на востоке Украины» . ETH Цюрих .
- ^ Тимур Короткий, Наталья Гендель (2018). Правовой статус Донецкой и Луганской «народных республик» . стр. 145–170. дои : 10.1007/978-94-6265-222-4_7 . ISBN 978-94-6265-221-7 .
- ^ Робертсон, Дилан К. (5 марта 2014 г.). «Является ли Приднестровье призраком будущего Крыма?» . Христианский научный монитор . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ Иванел, Богдан (2016). «Марионеточные государства: растущая тенденция тайной оккупации» . Ежегодник международного гуманитарного права, том 18, 2015 г. Том. 18. стр. 43–65. дои : 10.1007/978-94-6265-141-8_2 . ISBN 978-94-6265-140-1 .
- ^ «Неопатримониализм и стойкость режима в Приднестровье» (PDF) .
- ^ Босильон, Шарлотта (17 августа 2021 г.). «Позиция и практика Европейского Союза в отношении односторонних и экстерриториальных санкций» . Исследовательский справочник по односторонним и экстерриториальным санкциям : 110–129. дои : 10.4337/9781839107856.00014 . ISBN 9781839107856 . S2CID 238717787 – через www.elgaronline.com.
- ^ «Президент Йемена называет хуситов «марионеткой Ирана» » . Рейтер . 28 марта 2015 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Джуно, Томас (16 мая 2016 г.). «Нет, йеменские хуситы на самом деле не иранские марионетки» . Вашингтон Пост . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ «АНАЛИЗ: Саудовская Аравия играет роль хозяина марионеток, пока Йемен медленно распадается» . Глаз Ближнего Востока . 2 февраля 2018 г.
- ^ Браунинг, Ной (11 мая 2018 г.). «ОАЭ расширяют военную мощь в Йемене и Сомали» . Reuters.com .
- ^ «Йемен на грани: как ОАЭ наживаются на хаосе гражданской войны» . Хранитель . 21 декабря 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Милано, Энрико (2006). Незаконные территориальные ситуации в международном праве: сочетание эффективности, законности и легитимности . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 146. ИСБН 9004149392 .
- ^ Терри Д., Гилл (2016). Ежегодник международного гуманитарного права 2015 . Спрингер. п. 58. ИСБН 9789462651418 .
- ^ Джеймс, А. Суверенная государственность: основа международного общества. п. 142 [1] . Тейлор и Фрэнсис, 1986, 288 страниц. ISBN 0-04-320191-1 .
- ^ Куртулус, Э. Государственный суверенитет: концепция, явление и последствия. п. 136 [2] . Макмиллан, 2005 г., 232 страницы. ISBN 1-4039-6988-4 .
- ^ Качоровска, А. Международное публичное право. п. 190 [3] . Тейлор и Фрэнсис, 2010 г., 944 страницы. ISBN 0-415-56685-1 .
- ^ Бартманн, Барри (2004). Бахчели, Тозун; Бартманн, Барри; Сребрник, Генри (ред.). Государства де-факто: В поисках суверенитета . Рутледж. п. 24. ISBN 9781135771218 .
- ^ Додд, Клемент Генри (1993). Политическое, социальное и экономическое развитие Северного Кипра . Эотен Пресс. п. 377. ИСБН 9780906719183 .
Короче говоря, электорат Северного Кипра свободно голосует за своих политических лидеров и оказывает им существенную поддержку. Северный Кипр также не является турецким марионеточным государством. Г-н Денкташ и дело киприотов-турок имеют в Турции влиятельных последователей...
- ^ Кузио, Тарас (6 декабря 2022 г.). «Россия должна перестать быть империей, если она желает процветать как нация» . Атлантический совет . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Демпси, Джуди (24 февраля 2022 г.). «Джуди спрашивает: суверенитет Беларуси закончился?» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Халтивангер, Джош (14 декабря 2022 г.). «Украинские силы готовятся к возможности нового российского вторжения через Беларусь: «Мы должны быть готовы» » . Бизнес-инсайдер . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Чего на самом деле хочет Путин?» . Политик . 25 февраля 2022 г. Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Ерёма, Мария (4 января 2023 г.). «Мир отвернулся, и Россия незаметно взяла под свой контроль Беларусь» . Киевская газета Independent . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Камут, Николя (15 мая 2023 г.). "Россия оккупирует Беларусь, - говорит оппозиционер" . Политик . Проверено 15 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
- Кроуфорд, Джеймс (1979). Создание государств в международном праве . ISBN 978-0-199-22842-3