Стойкость святых
Часть серии о |
Реформатское христианство |
---|
![]() |
![]() |
Стойкость святых , также известная как сохранение святых , является кальвинистской доктриной, утверждающей, что избранные будут стойкими в вере и в конечном итоге достигнут спасения . Первоначально эта концепция была разработана Августином Гиппонским в начале V века, который сформулировал идею предопределения посредством предопределения . В 16 веке Жан Кальвин и другие реформаторы включили эту идею в свои богословские рамки. Учение о стойкости святых коренится в этом понимании предопределения и продолжает оставаться центральным принципом реформатского богословия сегодня.
Определение и терминология
[ редактировать ]Определение
[ редактировать ]Учение о стойкости святых утверждает, что избранные будут упорствовать в вере до конца своей жизни и в конечном итоге достигнут спасения . Те, кто действительно рожден свыше, являются избранными, которые будут упорствовать до конца. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Терминология
[ редактировать ]Альтернативный термин «сохранение святых» подчеркивает роль Бога в определении стойкости избранных. И наоборот, «стойкость святых» подчеркивает человеческий акт настойчивости, который является следствием Божьего сохранения. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Потому что одно практическое толкование кальвинистской доктрины «стойкости святых» ведет к « вечной безопасности », [ 7 ] со временем этот термин стал синонимом самой доктрины. [ 8 ] К началу 20 века «вечная безопасность» использовалась как строгий синоним «стойкости святых». [ 9 ] Однако, учитывая богословское значение термина «вечная безопасность» в обычном использовании, важно различать их. [ 10 ] Действительно, некоторые кальвинистские богословы отвергают использование «вечной безопасности» в своей доктрине настойчивости. [ 11 ] как и сторонники некальвинистских форм вечной безопасности. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Учение Августина о настойчивости
[ редактировать ]
До своего обращения в христианство в 387 году Августин Гиппонский (354–430) придерживался трёх детерминистских философий: стоицизма , неоплатонизма и манихейства . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] После своего обращения он преподавал традиционную христианскую теологию, противоречащую формам богословского детерминизма, до 412 года. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Однако во время конфликта с пелагианами Августин, похоже, вновь ввел в свою мысль определенные манихейские принципы: [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] на этот сдвиг особенно повлияли разногласия по поводу крещения младенцев . [ 28 ] Его раннее знакомство со стоицизмом с его упором на дотошный божественный предопределенизм также сформировало его взгляды. [ 29 ] Согласно манихейскому учению, нерожденные и некрещеные младенцы были осуждены на ад из-за своего физического тела. [ 30 ] Августин утверждал, что Бог предопределил родителей искать крещения для своих новорожденных, связывая водное крещение с возрождением . [ 31 ] и в конечном итоге предопределяет, какие младенцы будут прокляты , а какие оправданы . [ 32 ]
Августину пришлось объяснять, почему некоторые крещеные оставались в вере, в то время как другие отпадали и вели аморальную жизнь. Он учил, что среди возрожденных через крещение некоторые получают дополнительный дар настойчивости ( donum perseverantiae ), позволяющий им сохранять свою веру и не дающий им отпасть . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Без этого второго дара крещеный христианин Святым Духом не смог бы выстоять и в конечном итоге не был бы спасен. [ 36 ] Августин развил это учение о настойчивости в «De correptione et gratia» ( ок. 426–427 ). [ 37 ] Хотя эта доктрина теоретически обеспечивает безопасность избранным, получившим дар настойчивости, люди не могут убедиться, получили ли они его. [ 38 ] [ 15 ] [ 39 ]
Сторонники августинской сотериологии до Реформации
[ редактировать ]Между V веком и Реформацией XVI века среди богословов, поддерживавших сотериологию Августина , были: Готшальк (ок. 808–868), [ 40 ] Ратрамн (умер в 868 г.), [ 41 ] Томас Брэдуордин (1300–1349), [ 42 ] Григорий Римини (1300–1358), [ 43 ] Джон Уиклиф (1320-1384), [ 44 ] Иоганн Рухрат фон Везель (умер в 1481 г.), [ 45 ] Джироламо Савонарола (1452–1498) [ 46 ] и Иоганнес фон Штаупиц (1460–1524). [ 47 ]
Развитие кальвинистской доктрины настойчивости
[ редактировать ]Жан Кальвин (1509–1564) среди других реформаторов находился под глубоким влиянием сотериологии Августина . [ 48 ] [ 49 ] Сотериология Кальвина была далее сформирована и систематизирована Теодором Безой и другими богословами. [ 50 ] Затем он был сформулирован во время Второго Дортского синода (1618–1619) в ответ на противоположные пять статей протеста . [ 51 ] [ 52 ] Кальвинистское учение о настойчивости присутствует в Дортских канонах. [ 4 ] и в реформатских исповеданиях веры, таких как Ламбетские статьи (1595 г.) [ 53 ] и Вестминстерское исповедание веры (1646 г.). [ 6 ]
Доктрина
[ редактировать ]Пять пунктов кальвинизма |
---|
![]() |
(ТЮЛЬПАН) |
Полная развращенность |
Безоговорочные выборы |
Ограниченное искупление |
Непреодолимая грация |
Стойкость святых |
Следствие кальвинистского учения о предопределении
[ редактировать ]Ортодоксальные формы кальвинизма рассматривают Божье провидение как выражение теологического детерминизма . [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Это означает, что каждое событие в мире определяется Богом. [ 57 ] Как сказано в Вестминстерском исповедании веры: «Бог от вечности по мудрейшему и святому совету Своей воли свободно и неизменно предписывал все, что происходит». [ 58 ]
решением Бога . является суверенным Что касается спасения, Кальвин прямо учил, что решать, будет ли человек спасен или проклят, [ 59 ] [ 60 ] Он пишет: «Под предопределением мы подразумеваем вечное постановление Бога, которым Он определил собою все, что пожелал, чтобы произошло в отношении каждого человека. Не все созданы на равных условиях, но одни предопределены к вечной жизни, другие к вечному проклятию. и, соответственно, поскольку каждый был создан для той или иной из этих целей, мы говорим, что он предопределён к жизни или к смерти». [ 61 ] Действительно, действия человека, ведущие к этой цели, также предопределены Богом. [ 62 ] В соответствии с этим Кальвин придерживался доктрины стойкости святых, борясь за безусловное сохранение избранных. [ 63 ]
Практические толкования учения о стойкости святых
[ редактировать ]Практическая интерпретация, отвергающая абсолютную уверенность в спасении
[ редактировать ]Согласно кальвинизму, отступничество невозможно для истинных христиан . [ 64 ] Однако быть истинным христианином проявляется только в стойкости до конца. [ 65 ] Это происходит потому, что бывают случаи, когда люди, кажется, приходят к Богу, но позже демонстрируют окончательное отступничество. Чтобы разобраться с этим явлением, кальвинистские богословы постулировали, что общая благодать может включать в себя эффекты, которые невозможно отличить от действенного призвания и последующей непреодолимой благодати . По этому вопросу Кальвин сформулировал концепцию временной благодати лишь на некоторое время, (иногда называемой «мимолетной благодатью»), которая появляется и действует в отверженных а затем исчезает. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] Согласно этой концепции, Святой Дух может творить в некоторых людях действие, неотличимое от действия непреодолимой благодати Божией. [ 71 ] принося также видимые «плоды» в своей жизни. [ 72 ] Временную благодать также поддерживали более поздние богословы-кальвинисты, такие как Теодор Беза , Уильям Перкинс , [ 73 ] Джон Оуэн , [ 74 ] О.В. Розовый [ 75 ] и Лорейн Беттнер . [ 76 ] Это говорит о том, что знание о том, как быть истинным христианином, теоретически недоступно при жизни. [ 77 ] Таким образом, первая интерпретация доктрины стойкости святых признает объяснение кажущегося отступничества, такого как «мимолетная благодать», которая избегает предлагать верующему абсолютную уверенность в спасении в течение жизни. Некоторые реформатские богословы выразили точку зрения на неабсолютную уверенность в спасении. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ]
Практическая интерпретация, подтверждающая абсолютную уверенность в спасении.
[ редактировать ]
Кальвин в значительной степени опирался на сотериологию Августина . [ 48 ] [ 49 ] Однако и Августин , и Лютер , монах-августинец , считали, что верующие, исходя из своего собственного понимания, не могут точно знать, входят ли они в число «избранных к стойкости». [ 82 ] [ 83 ] [ 15 ] Несмотря на неспособность Кальвина предложить четкое обоснование, [ 78 ] он был более оптимистичен, чем Лютер, относительно этой возможности. [ 84 ] Кальвин предположил, что возможна некоторая уверенность в том, что он избран. [ 85 ] Эту возможность уверенности, основанной на личном самоанализе, выражали и более поздние кальвинистские богословы. [ 86 ] Об этом упоминается в Гейдельбергском катехизисе (1563 г.). [ 87 ] и Вестминстерское исповедание веры (1646 г.). [ 88 ] В 18 веке, [ 89 ] Гиперкальвинизм поощрял самоанализ как средство для своих приверженцев определить свое избрание. [ 90 ] Эта концепция сохранилась до 19 века. [ 91 ] Эта уверенность формирует основу безусловной вечной безопасности в кальвинистских кругах.
Процесс, ведущий к вечной безопасности, разворачивается следующим образом: изначально верующий должен принять кальвинистскую систему, подчеркивающую безусловное избрание и непреодолимую благодать . Впоследствии, посредством самоисследования, они должны распознать духовное влияние Святого Духа . Этот самоанализ может привести к вере в свое предопределенное избрание. В этом контексте представление о стойкости святых может побудить верующего человека поверить в их непреодолимую стойкость. [ 92 ] [ 93 ]
Поскольку такая практическая интерпретация доктрины «стойкости святых» ведет к «вечной безопасности», в реформатском христианстве этот термин со временем стал синонимом самой доктрины. [ 8 ] К началу 20 века «вечная безопасность» использовалась как строгий синоним «стойкости святых». [ 9 ] Однако в более широком протестантизме « вечная безопасность » часто имеет особое значение. [ 8 ] Тогда важно различать эти два понятия из-за их богословского значения. [ 10 ]
Историческое признание интерпретаций
[ редактировать ]Таким образом, в кальвинистских кругах возникают две практические интерпретации относительно «стойкости святых»: одна интерпретация допускает объяснения кажущегося отступничества, такого как «мимолетная благодать», которая не дает верующим абсолютную уверенность в спасении при жизни. Другая интерпретация отвергает эти объяснения, утверждая, что верующие посредством самоанализа могут знать с абсолютной уверенностью, что они избраны, что позволяет верить в вечную безопасность. [ 7 ] Эти две точки зрения наблюдались уже в XVI веке. Якоб Арминий (1560–1609), пастор реформатской церкви , столкнулся с обеими точками зрения, вытекающими из учения о стойкости святых. Он назвал первую перспективу «отчаянием» ( лат . desperatio ), а вторую — «безопасностью» ( лат . securitas ). [ 92 ] Эта интерпретация стойкости святых как «вечной безопасности» также была явно осуждена Тридентским собором (1545–1563 гг.). [ 94 ] [ 95 ]
Возражения
[ редактировать ]Стойкость святых препятствует уверенности в спасении
[ редактировать ]Учение о стойкости святых может предполагать, что верующий имеет некоторую уверенность в окончательном спасении . Однако эта интерпретация подвергается критике за кажущуюся непоследовательность. В ортодоксальном кальвинизме, хотя избранные будут упорствовать до конца, верующие не могут знать, что они избраны, пока не преодолеют до конца. [ 65 ] Эта реальность, независимо от объяснений окончательного отступничества , подрывает практическую пользу «стойкости святых», препятствуя уверенности в спасении. Эта критика высказывалась различными некальвинистскими источниками, в том числе сторонниками теологии свободной благодати . [ 96 ] и сторонники условного сохранения святых , такие как арминиане . [ 97 ]
Непоследовательность в объяснении окончательного отступничества
[ редактировать ]В рамках настойчивости святых феномен окончательного отступничества обычно объясняется кальвинистскими богословами концепцией «мимолетной благодати». Эта концепция подразумевает, что Святой Дух добровольно дает временную веру и связанные с ней «плоды». [ 77 ] Христиане-некальвинисты находят это объяснение противоречащим раскрытому характеру Бога и несовместимым со всем откровением. [ 98 ]
Толкование вечной безопасности вносит напряжение в тему веры.
[ редактировать ]« вечная безопасность » утверждает, что человек может поверить в то, что он избранный, и, таким образом, будет непреодолимо упорствовать. Практическая интерпретация стойкости святых как [ 92 ] Арминиане часто подчеркивают противоречие в этой точке зрения между нынешней верой в Иисуса и верой в прошлое событие. [ 99 ] а именно выборы. [ 84 ] Они утверждают, что такая вера в прошлое событие имеет такое же значение в обеспечении окончательного спасения, как и нынешняя вера в Иисуса. [ 100 ] Арминиане утверждают, что подлинная вера должна быть уникальной и сосредоточена исключительно на Иисусе. [ 101 ]
Интерпретация вечной безопасности может привести к антиноминизму.
[ редактировать ]Практическая интерпретация стойкости святых как «вечная безопасность» утверждает, что человек может поверить в то, что он избранный, и, таким образом, будет непреодолимо упорствовать. [ 92 ] Такая интерпретация может привести к тому, что человек откажется от динамического понимания освящения в пользу статической, антиномической точки зрения. [ 102 ]
Экзегетическая защита
[ редактировать ]Предупреждающие отрывки из Послания к Евреям
[ редактировать ]Некоторые отрывки в Послании к Евреям , особенно Евреям 6:4–6 и Евр. 10:26–39, кажутся противоречащими кальвинистской доктрине о безусловном сохранении избранных. [ 103 ] [ 104 ] Споры по поводу этих отрывков сосредоточены вокруг личности рассматриваемых лиц, при этом предлагаются следующие основные интерпретации: [ 105 ]
- Гипотетическая точка зрения: Предостережения подлинные, но гипотетические и призваны заставить верующих быть моральными и настойчивыми. [ 106 ] [ 107 ]
- Феноменологический взгляд ложных верующих: предупреждения реальны и направлены на людей, которые действительно могут совершить грех, но те, кто может это сделать, не являются истинно верующими. [ 106 ] [ 108 ]
- Феноменологический взгляд истинно верующего: предупреждения даны истинно верующим, которые действительно могут совершить грех. [ 109 ] [ 108 ]
- Взгляд заветного сообщества: Предупреждения касаются отклонения Богом заветного сообщества, когда сообщество в целом отворачивается от воли Бога, а не отдельных верующих. [ 110 ] [ 108 ]
Есть несколько менее распространенных интерпретаций. Один предполагает, что предупреждения относятся не к потере спасения, а, скорее, к потере вечных наград. [ 111 ] [ 112 ] Другой утверждает, что предупреждения могут относиться к евреям-христианам, возвращающимся в иудаизм . [ 113 ] [ 114 ]
Интерпретации Евреям 6:4-6, поддерживающие кальвинистское безусловное сохранение
[ редактировать ]«Гипотетическая точка зрения»: Послание к Евреям 6:4-6 может описать тех, кто временно отступил от своей веры, но не затрагивает проблему постоянной потери веры. [ 115 ] Эта интерпретация подверглась резкой критике со стороны некальвинистов. [ 116 ] [ 117 ]
«Феноменологически ложный взгляд верующего»: Евреям 6:4-6 относится не к возрожденным людям, а к неверующим, которые получили Божьи дары и воспользовались Его благодатью , но остались скептиками . [ 118 ] Эта точка зрения также подверглась резкой критике со стороны некальвинистов. [ 119 ] [ 114 ]
Интерпретация Евреям 6: 4-6, противоречащая кальвинистскому безусловному сохранению
[ редактировать ]«Феноменологический взгляд истинно верующего»: Оропеза утверждает, что получатели письма к евреям подвергались преследованиям , и автор признает, что некоторые члены стали отступниками, несмотря на их подлинный обращения опыт . Автор предупреждает нынешнюю аудиторию, что, несмотря на их прошлые блага и опыт, подтверждающий их веру, они тоже могут отпасть , если продолжат находиться в состоянии недомогания и пренебрежения, что приведет к ужасным последствиям для отступничества. [ 120 ] Хотя некоторые выступают за непоправимое толкование отступничества, [ 121 ] другие утверждают, что отступничество возрожденного христианина возможно , но не является систематически неизлечимым, пока он жив. Согласно этой точке зрения, Макнайт предполагает, что автор Послания к Евреям описывает отступничество, превышающее период благодати, данный Богом, и которое является непоправимым, а не исправимое отступничество, которое может произойти в течение жизни человека. [ 122 ]
Различные протестантские взгляды
[ редактировать ]Анабаптистский взгляд
[ редактировать ]Анабаптистская теология традиционно учит условному сохранению святых . [ 123 ]
Лютеранский взгляд
[ редактировать ]Лютеране верят, что истинный христианин может потерять свое спасение. [ 124 ] [ 125 ]
Арминианский взгляд
[ редактировать ]Арминиане выступают за условное сохранение, основанное на вере верующего в окончательное спасение. [ 126 ]
Бесплатный вид на Грейс
[ редактировать ]Сторонники свободной благодати полагают, что верующим обещана вечная безопасность , но не гарантирована стойкость. Те, кто не проявляет настойчивости, столкнутся с временной дисциплиной и потерей наград. [ 127 ]
См. также
[ редактировать ]- Уверенность в спасении
- Вечная безопасность
- Отступничество в христианстве
- Отступление
- Вечный грех
- Условное сохранение святых
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грудем 1994 , с. 970. «Настойчивость святых означает, что все те, кто истинно рожден свыше, будут сохранены силой Божьей и будут упорствовать как христиане до конца своей жизни, и что только те, кто упорствует до конца, действительно родятся свыше. "
- ^ Вестминстерская ассамблея 1946 г. , гл. 17, ст. 2. «Те, кого Бог принял в Своем Возлюбленном, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут ни полностью, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но непременно пребудут в нем до конца и будут спасены навечно».
- ^ Спроул 2016 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Спроул 2016 , гл. Настойчивость и сохранение.
- ^ Палмер 1996 , стр. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Вестминстерская ассамблея 1946 г. , гл. 17, ст. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Пуркайзер 1972 , с. 74. «Однако в большинстве случаев доктрина вечной безопасности не основана на кальвинистской догме о безусловном предопределении. Хотя всех, кто учит вечной безопасности, часто называют «кальвинистами», на самом деле большая часть из них не более чем 20 процентов кальвинистов».
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон 2008 , стр. 21–22. «Термин «вечная безопасность» часто используется как синоним «стойкости святых». [...] Однако термин «вечная безопасность» часто используется совсем в другом и небиблейском смысле [ ...] Следовательно, в обычном использовании термин «вечная безопасность» может иногда относиться к доктрине, диаметрально противоположной реформатской доктрине настойчивости».
- ^ Перейти обратно: а б USBC 1941 , с. 252. «Первое изменение в Символах веры касалось кальвинистской доктрины «вечной безопасности». Оно было изменено с утверждения, что «все, кто возрожден и рожден свыше Духом Божьим, никогда окончательно не отпадут» на « все, кто возродятся и родятся свыше Духом Божьим и претерпят до конца, спасутся».
- ^ Перейти обратно: а б Грудем 1994 , с. 860. «[Мы] понимаем, почему фраза «вечная безопасность» может вводить в заблуждение. В некоторых евангелических церквях вместо того, чтобы преподавать полное и сбалансированное изложение учения о стойкости святых, пасторы иногда преподают смягченную версию. , что, по сути, говорит людям, что все, кто однажды исповедовал веру и крестился, «находятся в вечной безопасности».
- ^ Хортон 2002 , с. 24. «Фактически, вечная безопасность сама по себе не является кальвинистской доктриной, но, по крайней мере в тех выражениях, которые мне знакомы, основана на арминианских предпосылках относительно благодати и свободной воли».
- ^ Hunt & White 2009 , с. 392. «[Как говорит Лоуренс М.] Вэнс: Именно кальвинисты отвергают библейское учение о вечной безопасности. Пятая точка ТЮЛЬПАНА, как она была первоначально сформулирована и обычно интерпретируется , враждебна вечной безопасности. Святые... это не то же самое, что вечная безопасность».
- ^ Макканн 2009 , стр. 274–277.
- ^ Оорт 2006 , стр. 709–723.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристи-Мюррей 1989 , с. 89.
- ^ Адам 1968 , стр. 1–25.
- ^ Латуретт 1945 , с. 332. «Молодой Августин какое-то время общался с ним [манихейством). Кажется, оно произвело на него неизгладимое впечатление».
- ^ Ньюман 1904 , с. 361.
- ^ Уилсон 2018 , стр. 41–94.
- ^ О'Доннелл 2005 , стр. 45, 48.
- ^ Чедвик 1986 , с. 14.
- ^ Ханеграаф 2005 , стр. 757–765, гл. Манихейство.
- ^ Боннер 1999 , стр. 227–243, гл. Августин, Библия и пелагиане.
- ^ Шафф 1997 , стр. 789, 835.
- ^ Чедвик 1993 , с. 232-233.
- ^ Стронг и МакКлинток 1880 .
- ^ Мозли 1855 , с. 149. «Когда Пелагий обвиняет святого Августина в фатализме, он не отрекается от достоверности и необходимости, но лишь от народных суеверий и нечестия этой системы».
- ^ Хайт 1974 , с. 30. «Крещение младенцев, как правило, рассматривалось как посвящение в Царство Божие и последствия первородного греха, опосредованные обществом. Только крещение взрослых включало в себя прощение грехов. Августин отрицал эту традиционную точку зрения: Природа человека фундаментально неупорядочена из-за унаследованный грех, и это включало личную вину, так что некрещеный младенец не мог быть спасен».
- ^ Чедвик 1965 .
- ^ Кросс 2005 , с. 701.
- ^ Августин 1994 , стр. 184, 196, Проповеди III/8, Проповедь 294.
- ^ Уилсон 2017 , с. 40.
- ^ Уилсон 2018 , стр. 150, 160–162, 185–189.
- ^ Хэгглунд 2007 , стр. 139–140.
- ^ Бернелл 2005 , стр. 85–86.
- ^ Джеймс 1998 , с. 101.
- ^ Уилсон 2018 , стр. 184–189, 305.
- ^ Дэвис 1991 , с. 213.
- ^ Ньюман 1904 , с. 317.
- ^ МакГрат 1998 , стр. 160–163.
- ^ ЭнциклопедияE 2024a .
- ^ де Пратер 2015 , с. 37.
- ^ ЭнциклопедияE 2024b .
- ^ Стейси 2024 .
- ^ Шафф 1997b , § 75.
- ^ Шафф 1997 , § 76.
- ^ dePrater 2015 , стр. 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б МакМахон 2012 , стр. 7–9. «Вот почему обнаруживается, что каждые четыре страницы, написанные в «Институтах христианской религии», Джон Кальвин цитирует Августина. По этой причине Кальвин считал бы себя не кальвинистом, а августинцем. [...] Христианский кальвинист, если бы они с большей вероятностью считаться августинианцем-кальвинистом?»
- ^ Перейти обратно: а б МакКинли 1965 , с. 19.
- ^ Мюллер 2003 , стр. 64–67.
- ^ Спроул 2016 , с. 32.
- ^ Палмер 1996 , стр. 10.
- ^ Дэвис 1991 , с. 220.
- ^ Хелм 2010 , с. 230. «[Я] разумно заключить, что, хотя Кальвин не признает детерминизм во многих словах, он, тем не менее, придерживается широко детерминистской точки зрения».
- ^ Хелм 2010 , с. 268.
- ^ Кларк 1961 , стр. 237–238. «Бог — единственная конечная причина всего. Нет абсолютно ничего независимого от Него. Только Он один — вечное существо. Только Он всемогущ. Только Он суверенен».
- ^ Александр и Джонсон 2016 , с. 204. «Следует с самого начала признать без всякого смущения, что кальвинизм действительно привержен божественному детерминизму: точке зрения, согласно которой все в конечном итоге определяется Богом».
- ^ Вестминстерская ассамблея 1946 г. , гл. 3.
- ^ Кальвин 1845 , 3.21.5.
- ^ Кальвин 1845 , 3.23.1. «Итак, тех, кого Бог проходит мимо [не избирает], Он отвергает, и это ни по какой другой причине, кроме как Ему угодно исключить их».
- ^ Кальвин 1845 , 3.21.7.
- ^ Спроул 2011 , с. 37. «Если Бог определил наши судьбы от вечности, это убедительно свидетельствует о том, что наш свободный выбор - всего лишь шарады, пустые упражнения в предопределенной игре. Это как если бы Бог написал для нас сценарий в бетоне, а мы просто выполняем его сценарий. ."
- ^ Дэвис 1991 , с. 217.
- ^ Пинк 2001 , стр. 39, 47, 58.
- ^ Перейти обратно: а б Грудем 1994 , с. 860, . «[Е] учение о стойкости святых, если оно правильно понято, должно вызывать искреннюю тревогу и даже страх в сердцах любого, кто «отступает» или отклоняется от Христа. Таких людей следует четко предупредить, что только те, кто упорствует до конца, поистине рождены свыше».
- ^ Кальвин 1961 , с. 66. «[Т]ех, кто кажется живущим благочестиво, можно назвать сынами Божьими; но поскольку в конечном итоге они будут жить нечестиво и умрут в этом нечестии, Бог не называет их сыновьями в Своем предвидении. Есть сыновья Божьи, которые этого не делают. однако нам кажется таковым, но теперь делайте то же Богу; и есть люди, которые по какой-то самозванной или временной благодати названы так нами, но не таковы для Бога».
- ^ Кальвин 1961 , стр. 151–152.
- ^ Кальвин 1845 , 3:24:8. «Иногда, однако, он сообщает это и тем, кого просвещает лишь на время, а потом, в справедливое наказание за их неблагодарность, оставляет и поражает еще большей слепотой».
- ^ Кальвин 1963 , с. 76. «[...] Я не вижу никакой причины, по которой Он не должен прикасаться к отверженным вкусить Своей благодати, или озарять их умы некоторыми мерцаниями Своего света, или воздействовать на них некоторым ощущением Своей благодати. благости, или в какой-то степени запечатлеть Слово Его в их сердцах, иначе где была бы та мимолетная вера, о которой упоминает Марк (4:17), следовательно, в отверженном есть какое-то знание, которое впоследствии исчезает либо потому, что оно меньше расшатывает свои корни? глубоко, чем должно, или потому, что оно задохнулось и увяло».
- ^ Дэвис 1991 , стр. 217–218.
- ^ Кальвин 1845 , 3:2:11. «Опыт показывает, что на нечестивцев иногда воздействуют так же, как на избранных, что даже по их собственному суждению между ними нет разницы. [...] [Господь, чем лучше обличить их и оставить их без оправдания, вселяет в их умы такое чувство доброты, которое можно ощутить без Духа усыновления [...] Следовательно, поскольку Бог возрождает избранных только навсегда через нетленное семя, [...] нет ничего, что могло бы помешать низшее действие Духа, протекающее в [...] Таким образом, мы устраняем возражение, что, если Бог действительно проявляет Свою благодать, она должна длиться вечно. В этом нет ничего несовместимого с фактом просвещения некоторых нынешним чувством благодати, которое впоследствии. оказывается мимолетным».
- ↑ Кальвин 1845 , стр. 478–479, 3:2:11–12. «[Некоторые негодяи] так же, как дерево, посаженное недостаточно глубоко, может пустить корни, но с течением времени засохнуть, хотя оно может в течение нескольких лет не только давать листья и цветы, но и приносить плоды».
- ^ Китли 2010 , с. 170. «Доктрина временной веры, понятие, впервые сформулированное Кальвином, но позже развитое Безой и Уильямом Перкинсом, еще больше обострило проблему уверенности в кальвинистском и пуританском богословии. По их мнению, Бог дает отверженному, которого Он никогда не намеревался чтобы спасти, прежде всего, «вкус» Его благодати. Основываясь на таких отрывках, как Матф. 7:21–23 и притче о Сеятеле, Беза и Перкинс приписывают эту ложную, временную веру; к безрезультатной работе Святого Духа».
- ^ Гриббен и Твиддейл, 2022 , с. 402. «[...] Оуэн с готовностью признает, что Дух иногда вызывает частичное освещение евангельской истины, что может привести к некоторому осознанию греха и изменению поведения. [...] Каким бы ни было его поверхностное сходство с подлинным обращением, тем не менее, оно не соответствует этой реальности и объясняет явление кажущегося временным просветления, широко описанное в Евр. 6:4».
- ^ Пинк 2009 , стр. 18–19. «Писание также учит, что люди могут обладать верой Святого Духа, но при этом не спасающей . Эта вера, на которую мы сейчас намекаем, состоит из двух ингредиентов, которые не могут создать ни образование, ни собственные усилия: духовный свет и Божественная сила, побуждающая разум согласиться. Теперь человек может иметь и просвещение, и склонность с небес, но при этом не возродиться. У нас есть торжественное доказательство этого в Послании к Евреям 6:4-6».
- ^ Беттнер 1932 , гл. 14. «В дополнение к сказанному следует признать, что часто обычные действия Духа над просвещенной совестью приводят к исправлению и внешне религиозной жизни. Те, кто находится под таким влиянием, часто очень строги в своем поведении и прилежны. Пробужденному грешнику обещания Евангелия и раскрытие плана спасения, содержащегося в Священном Писании, кажутся не только истинными, но и подходящими для его состояния [...] Эта вера сохраняется до тех пор, пока он. состояние ума, посредством которого оно производится, сохраняется. Когда оно меняется, он снова впадает в свое обычное состояние бесчувственности, и его вера исчезает».
- ^ Перейти обратно: а б Уоллс и Донжелл 2004 , стр. 201–202. «Что действительно примечательно здесь, так это то, что люди, получившие это частичное и временное просветление, на какое-то время кажутся истинно избранными, но на самом деле это не так. Они введены в заблуждение ложной надеждой. Эта ужасная возможность преследует кальвинистов, которые борются с уверенность и уверенность в спасении».
- ^ Перейти обратно: а б Кальвин 1961 , с. 126. «Люди нелепо спрашивают, как они могут быть уверены в спасении , которое кроется в тайном совете Бога . Я ответил правдиво. Поскольку уверенность в спасении изложена нам во Христе, это неправильно и вредно для Христа. пройти мимо этого предложенного источника жизни, из которого можно получить все необходимое, и трудиться, чтобы извлечь жизнь из сокровенных уголков Бога». (Выделено мной)
- ^ Китли 2010 , с. Джона Баньяна 171. « Путешествие паломника благословило множество христиан, но его духовная автобиография «Изобилие благодати главного из грешников » вызывает беспокойство. Он рассказывает, как в своем, казалось бы, бесконечном поиске уверенности в спасении, его преследовал вопрос: «Как я могу узнать, избран ли я?»
- ^ Китли 2010 , с. 164. «Майкл Итон [цитирует кальвинистского проповедника Асаила] Неттлтона: «Самое большее, что я осмелился сказать о себе, это то, что я считаю возможным попасть на небеса».
- ^ Патон 2013б . «Вы спрашиваете меня: Майкл, ты знаешь, что ты спасён? Мой ответ: да. Ты спрашиваешь меня: Михаил, у тебя есть уверенность? Мой ответ: да. Ты спрашиваешь меня: Михаил, почему ты веришь, что ты спасён? ответ: потому что сегодня я все еще верю. Но мне приходится все время проверять это, поскольку я не непогрешим, но я не верю, что мне придется иметь дело с этой девяностопроцентной уверенностью. "
- ^ Дэвис 1991 , с. 213: «Однако, в отличие от Кальвина и представителей более поздней реформатской традиции, Августин не верит, что христианин может в этой жизни знать с непогрешимой уверенностью, что он действительно находится среди избранных и что он, наконец, выстоит».
- ^ Дэвис 1991 , с. 213, ««Останется ли верующий, находящийся сейчас в состоянии благодати, в благодати до конца, было для Лютера открытым вопросом».
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 1991 , с. 217, . «Однако Кальвин больше уверен, чем Лютер и католическая традиция до него, что верующий также может иметь большую уверенность в своем избрании и окончательной стойкости».
- ^ Дэвис 1991 , с. 217, «[Для Кальвина, когда отец Церкви Григорий Великий] «учит, что мы знаем только о своем призвании, но не уверены в своем избрании, он глубоко и опасно заблуждается».
- ^ Китли 2010 , с. 167. «Постреформационные кальвинисты и пуритане придерживались [...] точки зрения, согласно которой уверенность рассматривалась как благодать, данная после обращения и обнаруживаемая путем тщательного самоанализа».
- ^ CRC 1988 , с. 19, День Господень 7, вопрос 21. «Истинная вера – это не только знание и убежденность в том, что все, что Бог открывает в Своем Слове, истинно; это также глубоко укоренившаяся уверенность, созданная во мне Святым Духом через Евангелие. , что по чистой благодати, заработанной для нас Христом, не только другим, но и мне были прощены мои грехи, навеки правы перед Богом и даровано спасение».
- ^ Вестминстерская ассамблея 1946 г. , гл. 18, ст. 2. «Эта уверенность не является голым предположением и вероятным убеждением, основанным на ошибочной надежде; но непогрешимой уверенностью веры, основанной на божественной истине обетований спасения, внутреннем свидетельстве этих благодатей [...]».
- ^ Эллис 2008 , гл. Заключение.
- ^ Мультяшный 2011 , с. 144. «Гиперкальвинизм привел своих приверженцев к убеждению, что евангелизация не является необходимой, и к тому, чтобы уделять большое внимание самоанализу, чтобы выяснить, избран ли кто-то или нет».
- ^ Британия 1827 , с. 302, том. 1. «Избрание тогда будет подобно тройной веревке, спущенной с небес, которую верующий имеет право рассматривать как свою вечную безопасность, которую никогда нельзя порвать, и которая будет сладко тянуть (а не тащить) его через освящение Духа. и сердечная вера в истину в пристанище вечного покоя».
- ^ Перейти обратно: а б с д Станглин 2018 .
- ^ Китли 2010 , с. 172. «Поздние кальвинисты и пуритане использовали два силлогизма, практический силлогизм и мистический силлогизм, в своей попытке установить уверенность посредством логической дедукции. [...] Практический силлогизм таков: Основная посылка: Если действующая благодать проявляется во мне добрыми делами, то я избран. Малая посылка (практическая): Я проявляю добрые дела. Вывод: Следовательно, я один из избранных. Пуритане попытались ответить на этот вопрос путем интроспективного самоанализа, используя мистический силлогизм. Мистический силлогизм таков: Основная посылка: Если я испытываю внутреннее подтверждение Духа, то я избран. : Я испытываю подтверждение Духа. Вывод: Следовательно, я один из избранных».
- ^ Routledge 1851 , Сессия 6, гл. 16., Кэннон 16. «Если кто-нибудь скажет, что он наверняка, с абсолютной и непогрешимой уверенностью, будет иметь этот великий дар настойчивости до конца, если только он не научился этому посредством особого откровения; пусть он будет анафема».
- ^ Дэвис 1991 , стр. 218–219.
- ^ Гейслер 2002 , с. 68, н. 7. «Большинство убежденных кальвинистов утверждают, что полная уверенность в этой жизни возможна. Однако это несовместимо с другими их убеждениями о том, что человек должен вести жизнь, полную верных дел до конца, чтобы быть уверенным, что он спасен и на самом деле не имеет «ложных» уверенности» при жизни и поэтому был одним из неизбранных».
- ^ Пуркайзер 1972 , с. 74, «Это оказывается любопытным видом безопасности. По сути, говорят: «Если я избран на вечную жизнь, я буду в вечной безопасности. Но по существу дела я не могу быть уверен, что я избран таким образом».
- ^ Робинсон 2022 , стр. 352–253. «Действие Бога таким образом кажется некальвинисту не только нелепым, но, что более важно, поскольку Бог обманывает временного верующего, заставляя его думать, что он (и его единоверцы) являются истинно верующими и частью избранных Божиих в однажды [...] [это] противоречит характеру Бога, который раскрывает себя как Бог истины и верности [...]».
- ^ Эшби 2002 , стр. 164–169.
- ^ Wynkoop 1967 , гл. 6. «[Уверенность] — это растущая, углубляющаяся, расширяющаяся вера во Христа, измеряемая ростом любви и послушания и обращенная к Нему вверх, а не назад, к какой-то точке прошлого, какой бы важной она ни была для «вхождения внутрь». »».
- ^ Пуркайзер 1972 , с. 74, «Их собственной веры недостает, потому что они не хотят — не могут — полностью довериться любви Божией, выраженной в законченном деле Христа, а также обещаниям и привилегиям того и другого».
- ^ Wynkoop 1967 , гл. 6. «Сама обусловленность библейского спасения, таким образом, приводит нас к очень серьёзному и глубокому пониманию освящения. Уверенность — это не статический, аморальный, даже антиномический позиционализм. [...] Истинной противоположностью кальвинизму является веслианский и (мы верят) библейская концепция освящения с ее динамичным, жизнеутверждающим смыслом [...]».
- ^ Макнайт 1992 , с. 55.
- ^ Эшби 2002 , с. 173.
- ^ Оропеза 2011 , Часть 1, Синтетический подход к предупреждениям.
- ^ Перейти обратно: а б Макнайт 1992 , с. 23.
- ^ Эшби 2002 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с Оропеза 2011 , Часть 1.
- ^ Макнайт 1992 , с. 24.
- ^ Макнайт 1992 , с. 25.
- ^ Макнайт 1992 , с. 36.
- ^ Эшби 2002 , стр. 177–178.
- ^ Макнайт 1992 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Эшби 2002 , стр. 175–176.
- ^ Ким 2022 , Гл. 2, § К..
- ^ Пичирилли 2002 , с. 228.
- ^ Эшби 2002 , стр. 176–177.
- ^ ДеСильва 1999 .
- ^ Оропеза 2011 , Часть 1, Проверка подлинности.
- ^ Оропеза 2012 , стр. 30–70.
- ^ Эшби 2002 , с. 187.
- ^ Макнайт 1992 , стр. 55–59.
- ^ Эби 2020 .
- ^ Джейкобс 1911 , с. 586, Формула согласия: Твердое заявление, гл. 4, пар. 31-32.
- ^ Джейкобс 1911 , с. 657, Формула согласия: Твердое заявление, гл. 11, пар. 42.
- ^ МакКинли 1965 , с. 56.
- ^ Стэнли 1990 , стр. 81, 116–118.
Источники
[ редактировать ]- Адам, Альфред (1968). Продолжающееся влияние манихейства у Августина (на немецком языке). Гютерсло: Поппи.
- Александр, Дэвид; Джонсон, Дэниел (2016). Кальвинизм и проблема зла . Юджин, Орегон: Публикация Пиквика.
- Эшби, Стивен М. (2002). Пинсон, Дж. Мэтью (ред.). Четыре взгляда на вечную безопасность . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван.
- Августин (1994). Произведения святого Августина: новый перевод для XXI века . Перевод Хилла, Эдмунда. Гайд-парк, Нью-Йорк: New City Press.
- Беттнер, Лоррейн (1932). Реформатская доктрина предопределения . Филадельфия: Пресвитерианская и реформатская издательская компания.
- Боннер, Джеральд (1999). Брайт, Памела (ред.). Августин и Библия . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
- Британия, Джозеф Ф. (1827). «Выборы» . Кальвинистический журнал . 1–2 .
- Бернелл, Питер (2005). Августинский человек . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки.
- Кальвин, Джон (1845). Институты христианской религии; Новый перевод Генри Бевериджа . Том. 2. Перевод Генри Бевериджа . Эдинбург: Общество переводчиков Кальвина. книги 2, 3.
- Кальвин, Джон (1961). О вечном предопределении Божием . Лондон: James Clarke & Co. Limited.
- Кальвин, Джон (1963). Послание апостола Павла к евреям, а также Первое и Второе послания святого Петра . Перевод У. Б. Джонстона. Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс.
- Чедвик, Генри (1986). Августин: Очень краткое введение . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- Чедвик, Генри (1965). «Защита христианства Джастином Мартиром». Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 47 (2): 275–297. дои : 10.7227/BJRL.47.2.3 .
- Чедвик, Генри (1993). Ранняя Церковь . Лондон: Книги Пингвинов.
- Кристи-Мюррей, Дэвид (1989). История ереси . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Кларк, Гордон Х. (1961). Религия, разум и откровение . Филадельфия: пресвитерианская и реформатская.
- КПР (1988). «Гейдельбергский катехизис». Экуменические вероучения и реформатские исповедания . Гранд-Рапидс: Публикации CRC.
- Кросс, Флорида (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Дэвис, Джон Джефферсон (1991). «Настойчивость святых: история учения» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 34 (2).
- де Пратер, Уильям А. (2015). Бог парил над водами: возникновение протестантской Реформации . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. ISBN 978-1-4982-0454-5 .
- ДеСильва, Дэвид А. (1999). «Евреям 6:4-8: Социально-риторическое исследование (Часть 1)» (PDF) . Бюллетень Тиндейла . 50 (1): 33–57.
- Эби, Эдвин Р. (2020). «Насколько защищён верующий?» . Анабаптистские ресурсы . Проверено 19 мая 2022 г.
- Эллис, Джим (2008). «Что такое гиперкальвинизм?» . Журнал «Реформированные перспективы» . 10 (15) . Проверено 13 мая 2024 г.
- ЭнциклопедияE (2024a). «Григорий Римини» . Британская энциклопедия .
- Энциклопедия (2024б). «Ратрамнус » энциклопедия Британская
- Гейслер, Норман Л. (2002). Пинсон, Дж. Мэтью (ред.). Четыре взгляда на вечную безопасность . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван.
- Гриббен, Кроуфорд; Твиддейл, Джон В. (2022). Справочник Джона Оуэна T&T Clark . Лондон: Т&Т Кларк.
- Грудем, Уэйн (1994). Систематическое богословие: введение в библейскую доктрину . Лестер, Англия, и Гранд-Рапидс, Мичиган: Inter-Varsity Press и Zondervan.
- Хэгглунд, Бенгт (2007) [1968]. Teologins historia [ История богословия ] (4-е изд.). Св. Луи, Миссури: Издательство Concordia. ISBN 978-0758613486 .
- Хейт, Роджер Д. (1974). «Заметки о пелагианском споре» . Филиппинские исследования . 22 (1): 26–48. JSTOR 426345413 .
- Ханеграаф, Воутер Дж., изд. Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Том. 2. Лейден: Брилл.
- Хельм, Пол (2010). Кальвин в Центре . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Хортон, Майкл (2002). Пинсон, Дж. Мэтью (ред.). Четыре взгляда на вечную безопасность . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван.
- Хант, Дэйв; Уайт, Джеймс (2009). Дебаты по кальвинизму: пять пунктов, две точки зрения . Колорадо-Спрингс, Колорадо: Издательская группа Crown.
- Джейкобс, Генри Эйстер, изд. (1911). Книга согласия: или символические книги евангелическо-лютеранской церкви . Том. 1. Филадельфия: Объединенный лютеранский издательский дом.
- Джеймс, Фрэнк А. III (1998). Петр Мученик Вермигли и предопределение: августинское наследие итальянского реформатора . Оксфорд: Кларендон.
- Джонсон, Грег (2008). «67. Является ли стойкость святых тем же, что и вечная безопасность?» . Монергизм . Проверено 23 февраля 2024 г.
- Китли, Кеннет (2010). Спасение и суверенитет: молинистский подход . Нэшвилл: Издательская группа B&H.
- Ким, Донгсу (2022). Настойчивость и отступничество в Новом Завете: раскрытие динамики Божьего суверенитета и человеческой ответственности . Блумингтон, Индиана: WestBow Press.
- Латуретт, Кеннет Скотт (1945). История распространения христианства . Нью-Йорк: Harper & Bros. OCLC 277266105 .
- Макканн, Кристина (2009). «Влияние манихейства на Августина Гиппопотама как духовного наставника». Ежеквартальный журнал цистерцианских исследований . 44 (3): 255–277.
- МакГрат, Алистер (1998). Iustitia Dei: история христианского учения об оправдании . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- МакКинли, О. Гленн (1965). Там, где встречаются два вероучения (PDF) . Канзас-Сити, Миссури: Beacon Hill Press из Канзас-Сити.
- Макнайт, Шотландец (1992). «Предупреждающие отрывки из Послания к Евреям: формальный анализ и богословские выводы» (PDF) . Троицкий журнал . 13 (1): 21–59.
- МакМахон, К. Мэтью (2012). Кальвинизм Августина: доктрины благодати в трудах Августина . Коконат-Крик, Флорида: Пуританские публикации.
- Мозли, Джеймс Боулинг (1855). Трактат об доктрине Августина о предопределении . Лондон: Дж. Мюррей.
- Мюллер, Ричард А. (2003). После Кальвина: исследования развития богословской традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Ньюман, Альберт Генри (1904). Руководство по истории церкви . Филадельфия: Американское баптистское издательское общество.
- О'Доннелл, Джеймс (2005). Августин: Новая биография . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperCollins.
- Оорт, Йоханнес ван (2006). «Августин и манихейство: новые открытия, новые перспективы». Verbum et Ecclesia . 27 (2): 710–728. дои : 10.4102/VE.V27I2.172 . HDL : 2263/2551 . S2CID 170573550 .
- Оропеза, Би Джей (2011). «Предупреждающие отрывки в Послании к Евреям: пересмотренная теология и новые методы интерпретации» . Течения в библейских исследованиях . 10 :1–21. дои : 10.1177/1476993X10391138 . S2CID 170628561 .
- Оропеза, Би Джей (2012). Церкви в осаде преследований и ассимиляции: отступничество в новозаветных общинах . Том. 3. Евгений: Каскад/Wipf & Stock.
- Палмер, Эдвин Х. (1996). Пять пунктов кальвинизма . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books.
- Патон, К. Майкл (2013b). «Недоверчивые кальвинисты» . Кредо Хаус . Проверено 1 мая 2024 г.
- Пичирилли, Роберт (2002). Благодать, вера, свободная воля: противоположные взгляды на спасение . Нэшвилл, Теннесси: Рэндалл Хаус. ISBN 0-89265-648-4 .
- Пинк, Артур В. (2001). Вечная безопасность . Лафайет, Индиана: ISBN Sovereign Grace Publishers, Inc. 1589601955 .
- Пинк, Артур В. (2009). Исследования по спасению веры . Зеландия, Мичиган: Публикации реформатской церкви.
- Пуркайзер, WT (1972). Противоречивые концепции святости (PDF) . Канзас-Сити, Миссури: Beacon Hill Press из Канзас-Сити.
- Робинсон, Джеффри Д. (2022). Спасены благодатью через веру или спасены указом?: Библейская и теологическая критика кальвинистской сотериологии . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers.
- Рутледж, изд. (1851). Каноны и постановления Тридентского Собора . Перевод Бакли, Теодор Алоис. Лондон: Джордж Рутледж и компания.
- Шафф, Филип (1997). История христианской церкви . Том. 3. Оук-Харбор, Вашингтон: Системы исследования логотипов.
- Шафф, Филип (1997b). История христианской церкви . Том. 6. Оук-Харбор, Вашингтон: Системы исследования логотипов.
- Спроул, RC (2011). Основные истины христианской веры . Кэрол Стрим, Иллинойс: Tindale House Publishers, Inc.
- Спроул, RC (2016). Что такое реформатское богословие?: Понимание основ . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books. ISBN 978-0-8010-1846-6 .
- Стейси, Джон (2024). «Джон Уиклиф» . Британская энциклопедия .
- Стэнглин, Кейт (2018). «Кальвинизм и уверенность в спасении» . Общество евангельских арминиан . Проверено 26 мая 2021 г.
- Стэнли, Чарльз (1990). Вечная безопасность: можете ли вы быть уверены? . Нэшвилл: Оливер Нельсон. ISBN 978-0840790958 .
- Стронг, Джеймс; МакКлинток, Джон (1880). «Августин» . Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы . Нью-Йорк: Хапер и братья.
- Тун, Питер (2011). Появление гиперкальвинизма в английском нонконформизме 1689-1765 гг . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers.
- УСБК (1941). Перепись религиозных организаций, 1936 год . Вашингтон: Типография правительства США.
- Уоллс, Джерри Л.; Донгелл, Джозеф (2004). Почему я не кальвинист . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press.
- Вестминстерская ассамблея (1946) [1646]. SW, Каррутерс (ред.). Исповедание веры Ассамблеи богословов в Вестминстере . Лондон: Пресвитерианская церковь Англии.
- Уилсон, Кеннет (2017). «Богословское и историческое исследование». В Чай, Фред (ред.). Защита теологии свободной благодати: в отношении спасительной веры, настойчивости и уверенности . Вудлендс, Техас: Издательство Grace Theology Press. ISBN 978-0-9981385-4-1 .
- Уилсон, Кеннет (2018). Преобразование Августина от традиционного свободного выбора к «Несвободной свободе воли: комплексная методология» . Тюбинген: Мор Зибек.
- Винкуп, Милдред Бэнгс (1967). Основы веслианско-арминианского богословия . Канзас-Сити, Миссури: Beacon Hill Press.