СТС-9
Имена | Космическая транспортная система -9 Космическая лаборатория 1 |
---|---|
Тип миссии | Исследования микрогравитации |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1983-116А |
САТКАТ нет. | 14523 |
Продолжительность миссии | 10 дней, 12 часов, 47 минут, 24 секунды |
Пройденное расстояние | 6 913 504 км (4 295 852 миль) |
Орбиты завершены | 167 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Колумбия |
Стартовая масса | 112 918 кг (248 942 фунта) |
Посадочная масса | 99 800 кг (220 000 фунтов) |
Масса полезной нагрузки | 15 068 кг (33 219 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 6 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 28 ноября 1983 г., 16:00:00 UTC (11:00 утра по восточному стандартному времени ) |
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39A |
Подрядчик | Роквелл Интернэшнл |
Конец миссии | |
Дата посадки | 8 декабря 1983 г., 23:47:24 UTC (3:47:24 по тихоокеанскому стандартному времени ) |
Посадочная площадка | Эдвардс , взлетно-посадочная полоса 17 |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 240 км (150 миль) |
Высота апогея | 253 км (157 миль) |
Наклон | 57.00°≠≈ |
Период | 89,50 минут |
Нашивка миссии STS-9 Слева направо: Гэрриотт , Лихтенберг , Шоу , Янг , Мербольд и Паркер. |
STS-9 (также называемый Spacelab 1 ) [ 1 ] Это была девятая "Колумбия" миссия космического корабля и шестая миссия космического корабля " Колумбия" . Запущенная 28 ноября 1983 года десятидневная миссия вывела Spacelab на орбиту первый лабораторный модуль .
STS-9 также был последним случаем, когда использовалась оригинальная система нумерации STS до STS-26 , который был обозначен после Challenger катастрофы STS -51-L в 1986 году . В новой системе STS-9 должен был обозначаться как STS-41-A. Первоначально запланированный преемник STS-9, STS-10 , был отменен из-за проблем с полезной нагрузкой; вместо этого за ним последовал STS-41-B . После этой миссии «Колумбия» была выведена из эксплуатации на ремонт и больше не летала до STS-61-C в начале января 1986 года.
STS-9 отправил в космос на шаттле первого негражданина США, Ульфа Мербольда , став первым гражданином ЕКА и первым гражданином Западной Германии, побывавшим в космосе. [ 2 ]
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | Джон Янг Шестой и последний космический полет | |
Пилот | Брюстер Х. Шоу Первый космический полет | |
Специалист миссии 1 | Оуэн Гэрриотт Второй и последний космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер |
Роберт А. Паркер Первый космический полет | |
Специалист по полезной нагрузке 1 | Ульф Мербольд , ЕКА Первый космический полет | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Байрон К. Лихтенберг Первый космический полет | |
Член Синей команды Член Красной команды |
Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Специалист по полезной нагрузке 1 | Вуббо Окелс , ЕКА | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Майкл Лэмптон |
Команда поддержки
[ редактировать ]- Джон Э. Блаха (запись CAPCOM)
- Франклин Р. Чанг-Диас
- Мэри Л. Клив
- Анна Л. Фишер
- Уильям Ф. Фишер
- Гай С. Гарднер (восхождение на CAPCOM)
- Чак Льюис ( Маршалл CAPCOM)
- Брайан Д. О'Коннор
- Вуббо Окелс
Назначение мест экипажа
[ редактировать ]Сиденье [ 3 ] | Запуск | Посадка | Места 1–4 находятся в кабине экипажа. Места 5–7 находятся на средней палубе. |
---|---|---|---|
1 | Молодой | ||
2 | Шоу | ||
3 | Неиспользованный | ||
4 | Паркер | ||
5 | Гэрриотт | ||
6 | Лихтенберг | ||
7 | Мербольд |
Предыстория миссии
[ редактировать ]В состав экипажа STS-9 из шести человек, крупнейшего из всех пилотируемых космических полетов того времени, входил командир Джон В. Янг, выполнявший его второй полет шаттла; Брюстер Х. Шоу, пилот; Оуэн К. Гэрриотт и Роберт А. Паркер, оба специалисты миссии; и Байрон К. Лихтенберг и Ульф Мербольд, специалисты по полезной нагрузке – первые два астронавта, не входящих в НАСА, совершившие полет на космическом шаттле. Мербольд, гражданин Западной Германии , был первым иностранным гражданином, принявшим участие в полете космического корабля "Шаттл". Лихтенберг работал исследователем в Массачусетском технологическом институте (MIT). До STS-9 учёный-астронавт Гэрриот провёл на орбите 56 дней в 1973 году на борту «Скайлэба» . Командовал миссией опытный астронавт Джон В. Янг, совершивший свой шестой и последний полет за 18-летнюю карьеру, в ходе которой он дважды летал в проектах «Близнецы» , «Аполлон» и «Спейс Шаттл», которые включали два полета на Луну и заставили его самый опытный космический путешественник на сегодняшний день. Янг, который также командовал Колумбией в ее первом рейсе STS-1. был первым человеком, который вывел один и тот же космический аппарат на орбиту более одного раза. STS-9 стал единственным разом, когда два ветерана-астронавта до эпохи шаттлов (Гэрриот и Янг) летали в одной миссии космического корабля "Шаттл". STS-9 также был первым полетом космического корабля "Шаттл", в котором участвовало более одного астронавта-ветерана.
Миссия была полностью посвящена Spacelab 1 — совместной программе НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА), призванной продемонстрировать способность проводить передовые научные исследования в космосе. И специалисты миссии, и специалисты по полезной нагрузке работали в модуле Spacelab и координировали свои усилия с учеными Центра управления полетами полезной нагрузки (POCC) Центра космических полетов Маршалла (MSFC), который тогда располагался в Космическом центре Джонсона (ОАО) в Техасе . Финансирование Spacelab 1 было предоставлено ЕКА.
Челночная обработка
[ редактировать ]После возвращения «Колумбии» с STS-5 в ноябре 1982 года она получила несколько модификаций и изменений в рамках подготовки к STS-9. Большинство этих изменений были предназначены для поддержки модуля и экипажа Spacelab, например, добавление туннеля, соединяющего Spacelab с шлюзом орбитального корабля, а также дополнительные условия для шести членов экипажа миссии, такие как камбуз и спальные койки. Колумбия также получила более мощные главные двигатели космического корабля « Челленджер » , которые были рассчитаны на максимальную тягу 104%; его первоначальные главные двигатели были позже отремонтированы для использования на « Атлантиде» , которая в то время все еще находилась в стадии строительства. Также к шаттлу были добавлены топливные элементы большей емкости и антенна Ku-диапазона для использования со спутником слежения и ретрансляции данных (TDRS). [ 4 ]
Первоначальная дата запуска миссии, 29 октября 1983 года, была отменена из-за проблем с выхлопным соплом правого твердотопливного ракетного ускорителя (SRB). Впервые в истории программы шаттлов пакет шаттлов был откатан обратно в здание сборки транспортных средств (VAB), где он был разобран, а орбитальный аппарат вернулся в комплекс обработки орбитальных кораблей (OPF), а подозрительный ускоритель прошел ремонт. . Шаттл был переуложен и возвращен на стартовую площадку 8 ноября 1983 года. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Попытки запуска
[ редактировать ]Пытаться | Планируется | Результат | Повернись | Причина | Точка принятия решения | Погода хорошая (%) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 29 октября 1983 г., 12:00:00 | вычищенный | — | технический | 19 октября 1983 г., 00:00 (Т-43) | Проблемы с форсунками SRB. Время запуска и принятия решения приблизительное, даты точные. | |
2 | 28 ноября 1983 г., 11:00:00 | успех | 29 дней 22 часа 60 минут |
Знаки отличия миссии
[ редактировать ]Основная полезная нагрузка миссии, Spacelab 1, изображена в грузовом отсеке корабля « Колумбия» . Девять звезд и траектория орбитального аппарата обозначают числовое обозначение полета STS-9.
Краткое описание миссии
[ редактировать ]STS-9 успешно стартовал из Космического центра Кеннеди в 11:00:00 по восточному стандартному времени 28 ноября 1983 года. Экипаж шаттла был разделен на две команды, каждая из которых работала 12-часовыми сменами на протяжении всей миссии. Янг, Паркер и Мербольд сформировали Красную команду, а Шоу, Гэрриот и Лихтенберг — Синюю команду. Обычно Янг и Шоу находились в кабине экипажа, а специалисты по миссии и полезной нагрузке работали внутри Космической лаборатории.
В ходе миссии было проведено 72 научных эксперимента, охватывающих области физики атмосферы и плазмы , астрономии , физики Солнца , материаловедения , технологий , астробиологии и наблюдений Земли . Работа Spacelab прошла настолько хорошо, что миссия была продлена еще на один день до 10 дней, что сделало ее самым продолжительным полетом шаттла на тот момент. Гэрриот осуществил первые радиолюбительские передачи радиолюбителя в Кроме того, во время полета космосе. Это привело к многочисленным дальнейшим космическим полетам с использованием любительского радио в качестве образовательного и резервного средства связи.
Миссия Spacelab 1 оказалась весьма успешной, доказав осуществимость концепции проведения сложных экспериментов в космосе с использованием людей, не являющихся сотрудниками НАСА, прошедших подготовку в качестве специалистов по полезной нагрузке в сотрудничестве с POCC. Более того, спутник TDRS-1 , который теперь полностью работоспособен, смог передавать значительные объемы данных через свой наземный терминал в POCC.
Во время ориентации орбитального корабля, за четыре часа до входа в атмосферу, один из компьютеров управления полетом вышел из строя из- за срабатывания двигателей системы управления реакцией (RCS). Через несколько минут второй вылетел аналогичным образом, но был успешно перезагружен. Янг отложил посадку, позволив орбитальному аппарату дрейфовать. Позже он свидетельствовал: «Если бы мы затем активировали резервное полетное программное обеспечение, это привело бы к потере транспортного средства и экипажа». Послеполетный анализ выявил GPC (компьютеры общего назначения). [ 7 ] произошел сбой, когда движение двигателя RCS выбило кусок припоя и закоротило плату ЦП. GPC с BFS может иметь или не иметь тот же дефект пайки, что и остальные GPC. Переключение транспортного средства на BFS из обычного режима управления полетом может произойти относительно мгновенно, и этот конкретный GPC, на котором работает BFS, также может пострадать от той же неисправности из-за дефекта пайки. Если произошел такой сбой, переключение транспортного средства обратно на обычное программное обеспечение управления полетом на нескольких GPC с одного GPC, на котором работает BFS, занимает намного больше времени, по сути, оставляя транспортное средство вообще без какого-либо контроля во время изменения.
«Колумбия» приземлилась на взлетно-посадочной полосе 17 базы ВВС Эдвардс 8 декабря 1983 года в 15:47:24 по тихоокеанскому времени , совершив 167 витков и преодолев 4,3 миллиона миль (6,9 миллиона километров) за время своей миссии. (ВСУ) орбитального корабля две из трех вспомогательных силовых установок загорелись Непосредственно перед приземлением из-за утечки гидразина , но орбитальный корабль, тем не менее, успешно приземлился. Колумбия была переправлена обратно в KSC 15 декабря 1983 года. Утечка была обнаружена позже после того, как она сгорела и нанесла серьезный ущерб отсеку. К этому времени «Дискавери» был доставлен всего за три недели до запуска STS-9. Это позволило НАСА вывести «Колумбию» из эксплуатации для обширной программы обновления и модернизации, чтобы привести ее в соответствие с «Челленджером» , а также «Дискавери» , а затем и «Атлантисом» , который должен был быть поставлен в 1985 году. В результате «Колумбия» вообще не могла летать. в течение 1984–1985 гг.
См. также
[ редактировать ]- Список полетов человека в космос
- Список миссий космического корабля "Шаттл"
- Список аварий и происшествий, связанных с космическими полетами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Забавные факты о нумерации STS» . Архивировано 27 мая 2010 года в Wayback Machine . НАСА/KSC, 29 октября 2004 г. Проверено 20 июля 2013 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Ульф Мербольд» .
- ^ «СТС-9» . Космические факты . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Пресс-кит СТС-9» (PDF) . НАСА . Проверено 26 апреля 2013 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Льюис, Ричард (1984). Путешествия Колумбии: первый настоящий космический корабль . Издательство Колумбийского университета. стр. 204 . ISBN 978-0-231-05924-4 .
- ^ «Челночные откаты» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 26 апреля 2013 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Руководство по системе обработки данных космического корабля «Шаттл». Интерьер кабины экипажа космического корабля» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лонг, Майкл Э. (сентябрь 1983 г.). «Космическая лаборатория 1». National Geographic (журнал) . Том. 164, нет. 3. С. 301–307. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткое описание миссии STS-9 НАСА
- Основные моменты видео STS-9. Архивировано 17 июля 2012 г. в Wayback Machine NSS.
- Нойманн, Питер Г. (20 января 1989 г.). «Компьютерные проблемы космического корабля, 1981–1985» . Дайджест рисков . 8 (13) . Проверено 20 июля 2013 г.