Список мусульманских философов
Мусульманские философы как исповедуют ислам стиля , так и придерживаются философского , лежащего в структуре арабского языка и ислама, хотя и не обязательно затрагивающего религиозные вопросы. [1] Высказывания сподвижников Мухаммеда содержали мало философских рассуждений. [а] [3] В восьмом веке обширные контакты с Византийской империей привели к стремлению перевести философские труды древнегреческой философии (особенно тексты Аристотеля) на арабский язык. [3] [4]
девятого века Аль-Кинди считается основателем исламской странствующей философии (800–1200 гг.). [4] Философ X века аль-Фараби внес значительный вклад во внедрение греческих и римских философских работ в мусульманский философский дискурс и установил многие темы, которые будут занимать исламскую философию в течение следующих столетий; Среди его обширных работ его работы по логике . особенно выделяются [4] В одиннадцатом веке Ибн Сина , один из величайших мусульманских философов, [4] разработал свою собственную уникальную философскую школу, известную как авиценнизм , имевшую сильные аристотелевские и неоплатонические корни. Аль-Газали , известный мусульманский философ и теолог, применил подход к разрешению очевидных противоречий между разумом и откровением. [5] Он понимал важность философии и разработал сложный ответ, который отвергал и осуждал некоторые ее учения, но в то же время позволял ему принимать и применять другие. [5] Именно признание аль-Газали демонстрации ( apodeixis ) привело к гораздо более утонченному и точному дискурсу по эпистемологии и расцвету аристотелевской логики и метафизики в мусульманских богословских кругах. [5] Аверроэс , последний известный мусульманский странствующий философ, защищал использование аристотелевской философии от этого обвинения; его обширные труды включают заслуживающие внимания комментарии к Аристотелю . [2] [3] В двенадцатом веке философию освещения основал Шахаб ад-Дин Сухраварди . Хотя философия в ее традиционной аристотелевской форме потеряла популярность в большей части арабского мира после двенадцатого века, формы мистической философии стали более заметными. [1]
После Аверроэса в восточном мусульманском мире во времена Сефевидской империи сохранилась яркая странствующая философская школа , которую ученые назвали Исфаханской школой . Она была основана шиитским философом Мир Дамадом и получила дальнейшее развитие Муллой Садрой и другими. [2]
Список
[ редактировать ]Имя | Изображение | Источник | период нашей эры | Школа Секты | Философия |
---|---|---|---|---|---|
Аль-Кинди | Иракский | 801–873 | Он был первым из мусульманских странствующих философов и считался «отцом арабской философии». [6] [7] [8] Он прославился продвижением греческой и эллинистической философии в мусульманском мире . [9] Одной из его главных задач было показать совместимость философии и спекулятивной теологии . Однако он предпочел бы откровение разуму, поскольку считал, что оно гарантирует вопросы веры, которые разум не может раскрыть. [9] | ||
Мухаммад ибн Закария ар-Рази | Персидский (Иран) | в. 865–925 | Существуют противоречивые мнения о его вере. Некоторые, такие как ибн Аби Осайба, знали его как верующего, но некоторые, такие как Абу Хатам и Бируни, знали его как неверующего. Философ, чья теория души, объясненная в «Метафизике» , была заимствована из ислама, в котором он объяснил, как душа находит путь к спасению и свободе. [10] В своей «Философской биографии » ар-Рази защищал свой философский образ жизни, подчеркивая, что вместо того, чтобы потакать своим прихотям, человек должен использовать свой интеллект и применять справедливость в своей жизни. Его защита от критиков также представляет собой книгу под названием « Аль Сират аль Фальсафиа» («Философский подход»). [10] [11] Он также был одним из первых химиков. [12] | ||
Аль-Фараби | Фараб | 872–951 | перипатетический | Аль-Фараби наряду с Ибн Синой и Аверроэсом были признаны среди мусульман перипатетиками или рационалистами . [13] [14] [15] Идеи Платона и Аристотеля он попытался собрать в своей книге «Собрание идей двух философов». [16] Он был известен как «второй мастер» философии (первым был Аристотель), и его работа была посвящена возрождению и переосмыслению александрийской философской мысли, к которой принадлежал его учитель Юханна бин Хайлан. [17] | |
Абу Якуб аль-Сиджистани | Персия | ?–971 | Вдохновленные неоплатонизмом , «его космология и метафизика развивают концепцию Бога как того, что находится за пределами бытия и небытия». [18] Интеллект, который является первым творением, созданным Богом, по его мнению, не распадается, и цель религии состоит в том, чтобы «переориентировать душу на ее истинное высшее «Я» и в конечном итоге вернуться в исходное состояние». [18] [19] [20] [21] | ||
Абу аль-Хасан аль-Амири | Персия | ?–992 | Выступая против философии, которая считается независимой от откровения, он стремился найти области согласия между различными исламскими сектами. [22] [23] Главы 1 и 7 его книги « Аль-Илам би манакиб аль-Ислам» («Изложение достоинств ислама») были переведены на английский язык под названием «Сущность знания и принадлежности его видов». [24] и «Превосходства ислама по отношению к королевской власти» . [25] Другая его книга «Китаб аль-амад 'ала'л-абад» («О загробной жизни»). [26] также есть английский перевод. | ||
Эбн Мескавайх | Персия | 932–1030 | Неоплатоник , написавший первую крупную исламскую работу по философской этике под названием «Тахзиб аль-ахлак» («Уточнение морали»), он проводил различие между личной этикой и общественной сферой и противопоставлял искупительную природу разума соблазнительной черте природы. [27] | ||
Аль-Маарри | Сирия | 973–1058 | Пессимист | Пессимистичный . вольнодумец , он критиковал догмы религии [28] Его «Ненужная необходимость» (Luzūm mā lam yalzam) показывает, как он видел смысл жизни. Другая его работа, «Послание прощения» (Рисалат аль-Гуфран), изображает его посещение арабских поэтов языческого периода в раю , и из-за аспекта беседы с умершими в раю Ресалат аль-Гуфран сравнивают с Божественная комедия Данте [29] которое произошло спустя сотни лет. | |
Авиценна | Хорасан Персия | 980–1037 | перипатетический | Считается одним из самых значительных мыслителей и писателей Золотого века ислама . [30] его различие между существованием и сущностью, его теория о природе души, в частности, оказала влияние на средневековую Европу . Его психология и теория познания оказали влияние на Вильгельма Овернского, епископа Парижского , и Альберта Великого , а его метафизика оказала влияние на философию Фомы Аквинского . [31] | |
Хамид ад-Дин аль-Кирмани | Персидский (Иран) | 996–1021 | Его главная работа « Рахат аль-Акл» («Спокойствие духа») объясняет, как достичь вечной жизни разума и разума в меняющемся мире. Аль-Акваль аль-Захабия (опровергающий аргумент ар-Рази против необходимости откровения ) и Китаб аль-Рияд (о ранней исмаилитской космологии) входят в число других его работ. [32] | ||
Насир Хусрав | Персидский (Иран) | 1004–1088 | Его Знание и Освобождение состоит из серии из 30 вопросов и ответов на основные проблемы его времени, от сотворения мира до свободы воли человека и виновности после смерти. [33] Равшана-и-нама (Книга просветления) и Садатнама (Книга счастья) также входят в число его работ. | ||
Ибн Зафар ас-Сикилли | Сицилия (Италия) | 1104–1170 | Мухаммад ибн Аби Мухаммад ибн Мухаммад ибн Зафар ас-Сикилли ( араб . Абдулла Дин Абу Худжат ад-Дин Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Зафар ас-Сакли Мухаммад ибн Худжат ад - Мухаммад ибн Хафар аль-Сикилли ), широко известный просто как Ибн Зафар аль-Сикилли , философ , эрудит и арабо-сицилийский политик нормандского периода (1104–1170), стал известен на Западе как « Никколо Макиавелли арабский предшественник ». Говорят, что Ибн Зафар является автором 32 книг. [34] В частности, является « Сулван аль-Мута фи Удван аль-Атба» ( араб . «Сулван аль-Мутан аль-Атба» , букв. «Утешение правителя во время враждебности его подданных») его выдающимся произведением . [35] [36] [37] [38] | ||
Аль-Газали | Персидский (Иран) | 1058–1111 | Суфий/Ашари | Его главный труд «Непоследовательность философов» произвел поворот в исламской эпистемологии . Столкновение со скептицизмом заставило его поверить, что все причинные события не являются продуктом материальных связей, а происходят по воле Бога. Позже, в следующем столетии, опровержение Аверроэсом аль-Газали « Непоследовательности» стало известно как «Непоследовательность непоследовательности» . [39] | |
Авемпейс | Андалусия (Испания) | 1095–1138 | Его главная философская идея заключается в том, что человеческая душа может стать единой с Божественным через иерархию, начиная с ощущения форм (содержащих все меньше и меньше материи) до впечатления Активного Разума. Его самая важная философская работа — «Тадбир аль-мутавахид» («Режим одиночества»). [40] | ||
Ибн Туфаил | Андалусия (Испания) | 1105–1185 | Его работа «Хай ибн Якдан » известна на английском языке как «Улучшение человеческого разума» и представляет собой философский и аллегорический роман, в котором рассказывается история дикого ребенка по имени Хай, который воспитывается газелью и живет один, не контактируя с другими людьми. Эта работа продолжает версию истории Авиценны и рассматривается как ответ на аль-Газали книгу «Непоследовательность философов» , в которой критиковалась философия Авиценны. [41] | ||
Аверроэс | Испания (Андалусия) | 1126–1198 | перипатетический | Его называют «отцом-основателем светской мысли в Западной Европе». [42] [43] Он был известен под прозвищем Комментатор за свои драгоценные комментарии к произведениям Аристотеля. Его основной работой была «Непоследовательность бессвязности» , в которой он защищал философию от аль-Газали претензий в «Непоследовательность философов» . Другими его произведениями были « Фасл аль-Макаль» и « Китаб аль-Кашф» . [42] [43] | |
Афдал ад-Дин Кашани | Персидский (Иран) | ?–1213 | Он занимался объяснением спасительной силы самосознания. [44] [ не удалось пройти проверку ] То есть: «Познать себя — значит познать вечную реальность, которая есть сознание, и познать ее — значит быть ею». [44] [ не удалось пройти проверку ] Его онтология взаимосвязана с его эпистемологией , поскольку он считает, что полная реализация возможностей мира возможна только через самопознание. [44] [ не удалось пройти проверку ] | ||
Наджмуддин Кубра | Персия | 1145–1220 | суфизм | Как основатель суфийского ордена Кубравия , [45] он считается пионером суфизма . В его книгах обсуждаются сны и визионерский опыт, среди которых есть суфийский комментарий к Корану . [46] | |
Фахр ад-Дин ар-Рази | Персидский (Иран) | 1149–1209 | Асари | Его главный труд «Тафсир-е Кабир» включал в себя множество философских мыслей, среди которых была самодостаточность интеллекта. Он считал, что доказательства, основанные на традиционных хадисах, никогда не могут привести к уверенности, а только к презумпции . Ар-Рази Рационализм «занимает важное место в дискуссии исламской традиции о гармонизации разума и откровения». [47] | |
Шахаб ад-Дин Сухраварди | Персидский (Иран) | 1155–1191 | Суфий | Как основатель иллюминации , важной школы исламского мистицизма , «Свет» в его «Философии иллюминации» является божественным источником знаний, который существенно повлиял на исламскую философию и эзотерические знания. [48] [49] | |
Ибн Араби | Испания (Андалусия) | 1165–1240 | Суфий | Он был арабским андалузским -суфием мистиком , чья работа «Фусус аль-Хикам » («Кольцо мудрости») может быть описана как краткое изложение его мистических убеждений относительно роли различных пророков в божественном откровении. [50] [51] [52] | |
Насир ад-Дин ат-Туси | Персидский (Иран) | 1201–1274 | как сторонника авиценнианской логики описал его Ибн Халдун как величайшего из более поздних персидских ученых. [53] Переписываясь с Садром ад-Дином аль-Кунави , зятем Ибн аль-Араби , он считал, что мистицизм, распространяемый суфийскими принципами его времени, не привлекал его ум, поэтому он написал свою собственную книгу философских Суфизм назвал Аусаф аль-Ашраф («Атрибуты прославленных»). | ||
Руми | Персия | 1207–1273 | Суфий | Описан как «самый популярный поэт Америки». [54] он был эволюционным мыслителем, поскольку считал, что вся материя после перехода от божественного Эго проходит эволюционный цикл, в ходе которого она возвращается к тому же божественному Эго, [55] что обусловлено врожденным мотивом, который он называет любовью . Основная работа Руми — « Матнавие Манави» («Духовные куплеты»), которую некоторые суфии на персидском языке считают Кораном . [56] Другая его работа, «Фихи Ма Фихи» («В этом то, что в этом»), включает семьдесят одну беседу, произнесенную по разным поводам перед его учениками. [57] | |
Ибн ан-Нафис | Дамаск (Сирия) | 1213–1288 | Его «Аль-Рисала аль-Камилия фил Сиера ан-Набавия» или «Теолог-автодидактус» считается первым богословским романом , в котором он попытался доказать, что человеческий разум способен выводить истины мира посредством рассуждений. [58] Он описал эту книгу как защиту «системы ислама и мусульманских доктрин о миссии пророков, религиозных законах, воскресении тела и бренности мира». [59] | ||
Котб ад-Дин Ширази | Персидский (Иран) | 1217–1311 | Он был суфием из Шираза известным своим комментарием к Хикмат аль-ишрак Сухраварди , . Его основная работа — « Дуррат ат-тадж ли-гурратт аль-Дубай» («Жемчужная корона»), представляющая собой энциклопедический труд по философии, включающий философские взгляды на естественные науки, теологию, логику, общественные дела, этнику, мистицизм, астрономию, математику, арифметику и музыка. [60] | ||
Ибн Сабин | Андалусия (Испания) | 1236–1269 | был суфийским философом, последним философом Андалусии Он и был известен своими ответами на вопросы Фридриха II , правителя Сицилии . Его школа представляет собой смесь философских и гностических мыслей. [61] | ||
Сайид Хайдар Амули | Персия | 1319–1385 | Как главный комментатор мистической философии Ибн Араби и представитель теософии персидского имама , он считает, что имамы , одаренные мистическими шиитов знаниями, были не просто проводниками для суфиев- . Он был одновременно критиком шиитов, чья религия ограничивалась законнической системой, и суфиев, отрицавших определенные постановления имамов. [62] | ||
Ищите друг друга | Персия | 1322–1390 | Трактаты ат-Тафтазани, даже комментарии, являются «стандартными книгами» для изучающих исламское богословие. Его статьи были названы «сборником различных взглядов на великие доктрины ислама». [63] | ||
Ибн Халдун | Тунис | 1332–1406 | Асари | Он известен своей работой «Мукаддима» , которую Арнольд Дж. Тойнби назвал « философией истории , которая, несомненно, является величайшим произведением в своем роде». [64] Эрнест Геллнер , данное Ибн Халдуном считал определение правительства , «институтом, который предотвращает несправедливость, кроме той, которую оно совершает», лучшим в истории политической теории . [65] Его теория социального конфликта противопоставляет оседлую жизнь горожан кочевой жизни кочевых народов, результатом которой было завоевание городов воинами пустыни. [66] | |
Абдул Карим Джили | Ирак | 1366–1424 | Суфий | Джили был основным систематизатором и комментатором произведений Ибн Араби . Его «Универсальный человек» объясняет учение Ибн Араби о реальности и человеческом совершенстве, входящее в число шедевров суфийской литературы . [67] [68] Джили думал об Абсолютном Существе как о Самости, что позже повлияло на Мухаммада Икбала . [69] | |
Джами | Персидский (Иран) | 1414–1492 | Суфий | Его «Хафт Ауранг» («Семь престолов») включает семь историй, среди которых Саламан и Абсал повествуют историю чувственного влечения принца к своей кормилице, [70] с помощью которых Джами использует образные символы для изображения ключевых этапов суфийского пути, таких как покаяние. [71] [72] Мистико-философские объяснения природы божественного милосердия также входят в число его произведений. [73] | |
Баха ад-Дин аль-Амили | Левант, Джабаль Амель | 1547–1621 | Считающийся ведущим ученым и моджаддидом XVII века. [44] он работал над тафсиром , хадисами , грамматикой и фикхом (юриспруденцией). [44] В своей работе «Ресала фил-вахда аль-воджудия» («Изложение концепции «Единства существований») он утверждает, что суфии являются истинно верующими, «призывает к непредвзятой оценке их высказываний и ссылается на собственные мистические переживания». [44] [74] | ||
Мне, Дамад | Персидский (Иран) | ?–1631 | Исповедуя неоплатонизирующие исламские перипатетические традиции Авиценны и Сухраварди , он был главной фигурой (вместе со своим учеником муллой Садрой ) культурного возрождения Ирана . Он также был главным основателем Исфаханской школы и считается Третьим учителем (муалим ат-талит) после Аристотеля и аль-Фараби . [75] Таквим аль-Иман («Календари веры»), Китаб Кабасат аль-Илахия («Книга божественных углей огненного возгорания»), Китаб аль-Джадхават («Книга духовных влечений») и Сират аль-Мустаким («Прямой путь») входят в число его 134 работает. [76] | ||
Я Фендерески | Персидский (Иран) | 1562–1640 | Он обучался работам Авиценны , а Мулла Садра учился у него. [77] Его основная работа « аль-Ресала аль-сенаия» представляет собой исследование искусств и профессий в идеальном обществе и сочетает в себе ряд жанров и предметных областей, таких как политическая и этическая мысль и метафизика. [78] | ||
у меня есть Садра | Персидский (Иран) | 1571–1641 | Шииты | По словам Оливера Лимана , Мулла Садра является самым влиятельным философом в мусульманском мире за последние четыреста лет. [79] [80] Он считается мастером школы философии Ишраки , который объединил многие области философии Золотого века ислама в то, что он назвал Трансцендентной теософией . Он принес «новое философское понимание природы реальности » и совершил «важный переход от эссенциализма к экзистенциализму » в исламской философии. [81] Он также впервые создал «явно мусульманскую школу хикма, основанную, в частности, на вдохновенных доктринах, составляющих саму основу шиизма», особенно на том, что содержится в « Нахдж аль-Балага» . [82] | |
Кази Саид Куми | Персидский (Иран) | 1633–1692 | Он был учеником Раджаба Али Тебризи , Мухсена Фейза и Абд аль-Раззака Лахиджи и написал комментарии к теологии, приписываемой Аристотелю, работе, которую мусульманские философы всегда продолжали читать. Его комментарии аль-Таухида аль -Шейха аль-Садука также известны. [83] | ||
Шах Валиулла | Индия | 1703–1762 | Он попытался пересмотреть исламское богословие с учетом современных изменений. Его основная работа «Убедительный аргумент Бога» посвящена мусульманскому богословию, и на нее до сих пор часто ссылаются новые исламские круги. «Аль-Будур аль-базига» («Полные луны, восходящие в великолепии») — еще одна его работа, в которой он объясняет основы веры с точки зрения рациональных и традиционных аргументов. [84] [85] | ||
Сайед Амир Али | Индия | 1849–1928 | Модернистский | Сэр Сайед Амир Али был британско-индийским ученым, получившим орден Звезды Индии . Он был одним из ведущих исламских ученых Индии, которые пытались привнести современность в ислам. [86] Вместо того, чтобы восстать против Британской империи, он попытался популяризировать современное образование, например, изучение английского языка. Две его самые известные книги – «Дух ислама» и «Краткая история сарацин» . [87] | |
Мухаммад Икбал | (Британская Индия) Пакистан | 1877–1938 | Модернист/ Суфий | Помимо того, что он выдающийся поэт, он признан «мусульманским философским мыслителем современности». [88] Он написал две книги на темы « Развитие метафизики в Персии» и «Реконструкция религиозной мысли в исламе». [89] В котором он поделился своими мыслями об исламском суфизме, объяснив, что он побуждает ищущую душу к более высокому пониманию жизни. [89] Бог, смысл молитвы, человеческий дух и мусульманская культура - среди других вопросов, обсуждаемых в его работах. [89] | |
Сейед Мухаммад Хусейн Табатабаи | Персидский (Иран) | 1892–1981 | Шииты | Он известен своим Тафсиром аль-Мизаном , Корана толкованием . Его философия сосредоточена на социологическом подходе к человеческим проблемам. [90] В более поздние годы он часто проводил учебные встречи с Генри Корбином и Сейедом Хоссейном Насром , на которых обсуждались классические тексты божественного знания и гнозиса, а также то, что Наср называет сравнительным гнозисом. Шиитский ислам , «Принципы философии и метод реализма» ( персидский : Усул-и-фальсафех варавеш-и-риализм ) и «Диалоги с профессором Корбином» ( персидский : Мушабат ба Устад Курбан ) входят в число его работ. [90] | |
Гулам Ахмед Первез | Пакистан | 1903–1985 | Модернист/ | Он был известным богословом из Пакистана, вдохновленным Мухаммедом Икбалом . [91] Будучи протеже Алламы Мухаммада Икбала, его главной целью было разделение «Дина» и «Мадхаба» . По его словам, ислам был раскрыт как Дин, главной целью которого было создание успешного и счастливого общества. [92] Он отверг идею государства, которым управляют исламские ученые, хотя он также критиковал западный секуляризм. [93] Он твердо верил, что ислам основан не на слепой вере, а на рациональном мышлении. Его самая известная книга — «Ислам: вызов религии». | |
Абул А'ла Маудуди | Пакистан | 1903–1979 | Его основная работа — «Смысл Корана» , в которой он объясняет, что Коран — это не книга абстрактных идей, а книга, содержащая послание, вызывающее движение. [94] Ислам, считает он, – это не «религия» в том смысле, в котором обычно понимают это слово, а система, охватывающая все сферы жизни. [95] В своей книге «Исламский образ жизни » он во многом расширил эту точку зрения. | ||
Генри Корбин | Франция | 1903–1978 | Он был философом , теологом и профессором исламоведения в Сорбонне в Париже , где он встретил Луи Массиньона , и именно он познакомил Корбена с произведениями Сухраварди, чья работа повлияла на ход жизни Корбена. [96] В своей «Истории исламской философии» он опроверг точку зрения о том, что философия среди мусульман пришла к концу после Аверроэса, а скорее показал, что яркая философская деятельность сохранялась в восточном мусульманском мире – особенно в Иране. [96] | ||
Абдул Рахман Бадави | Египет | 1917–2002 | Он принял экзистенциализм с тех пор, как написал свое «Экзистенциалистское время» в 1943 году. Его версия экзистенциализма, согласно его собственному описанию, отличается от версии Хайдеггера и других экзистенциалистов тем, что она отдает предпочтение действию, а не мысли. Однако в своей более поздней работе « Гуманизм и экзистенциализм в арабской мысли» он попытался укоренить свои идеи в собственной культуре. [97] [98] | ||
Мортеза Мотаххари | Персидский (Иран) | 1919–1979 | Шииты | Считается одним из важных факторов, оказавших влияние на идеологию Исламской Республики . [99] стартовал из Хавзы Кума он . преподавал философию в Тегеранском университете Затем он в течение 22 лет . Однако в период с 1965 по 1973 год он регулярно читал лекции в Хоссейние Эршад в Северном Тегеране, большинство из которых были преобразованы в книги по исламу, Ирану и историческим темам. [100] | |
Мохаммад-Таки Джафари | Персидский (Иран) | 1923–1998 | Шииты | Он написал множество книг в самых разных областях, наиболее выдающимися из которых являются его 15-томная «Интерпретация и критика » Маснави Руми и его незаконченный 27-томный «Перевод и интерпретация Нахдж аль-Балага» . Эти работы отражают его идеи в антропологии, социологии, моральной этике, философии и мистике. | |
Мохаммед Аркун | Алжир | 1928–2010 | Модернистский | Он писал об исламе и современности, пытаясь переосмыслить роль ислама в современном мире. [101] В своей книге «Переосмысление ислама: общие вопросы, необычные ответы» он предлагает свои ответы на несколько вопросов для тех, кто обеспокоен кризисом идентичности, который оставил многих мусульман отчужденными как от современности, так и от традиций. «Немыслимое в современной исламской мысли» также входит в число его работ. [101] [102] | |
Исрар Ахмед | Пакистан | 1932–2010 | Он является автором книги «Исламское возрождение: настоящая задача впереди» , в которой он объясняет теоретическую идею системы Халифата , утверждая, что это будет возможно только путем возрождения Имана и веры среди мусульман в целом и интеллигенции в частности. Это, утверждает он, заполнит существующий разрыв между новыми науками и исламским божественным знанием. [103] | ||
Али Шариати | Персидский (Иран) | 1933–1977 | Модернист/ Шииты | Али Шариати Мазинани (персидский: علی شریعتی مزینانی, 23 ноября 1933 — 18 июня 1977) был иранским революционером и социологом, занимавшимся социологией религии. Его считают одним из самых влиятельных иранских интеллектуалов 20-го века и называют «идеологом иранской революции», хотя его идеи в конечном итоге не легли в основу Исламской Республики. | |
Абдолла Джавади-Амоли | Персидский (Иран) | 1933– | Шииты | Его работы посвящены исламской философии, особенно Муллы Садры . трансцендентной философии [81] «Тафсир Тасним» — это его объяснение Корана , в котором он следует Табатабаи » « Тафсиру аль-Мизану , пытаясь истолковать один стих на основе других стихов. [104] Другая его работа «Ас-Сааре-е-Хелькат» представляет собой дискуссию о философии веры и доказательствах существования Бога. | |
Сейед Хоссейн Наср | Персидский (Иран) | 1933– | Суфий/Шииты | Он является крупным мыслителем-перенниалистом . Его работы защищают исламские и перенналистские доктрины и принципы, бросая вызов теоретическим основам современной науки. Он утверждает, что знание было десакрализовано в современный период , то есть отделено от своего божественного источника — Бога — и призывает к его ресакрализации через священные традиции и священную науку . Его экологическая философия выражается в терминах исламского энвайронментализма и ресакрализации природы . | |
Садик Джалал аль-Азм | Турция | 1934–2016 | Он работал над «Иммануилом Кантом» , однако позже в своей жизни он уделял больше внимания исламскому миру и его отношениям с Западом. Он также был сторонником прав человека , интеллектуальной свободы и свободы слова. [105] | ||
Мохаммад-Таки Месбах-Язди | Персидский (Иран) | 1934–2021 | Шииты | Он исламский факих , который также изучал труды Авиценны и Муллы Садры . Он поддерживает исламскую философию и, в частности, Муллы Садры трансцендентную философию . Его книга «Философские инструкции: введение в современную исламскую философию» переведена на английский язык. [106] | |
Мухаммад Бакир ас-Садр | Ирак | 1935–1980 | Шииты | Он был иракским шиитским философом и основателем исламской партии Дава . Его «Фалсафатуна» («Наша философия») представляет собой собрание основных идей относительно мира и его способа его рассмотрения. Эти концепции разделены на два исследования: Теория познания и Философское представление о мире. [107] | |
Мохаммед Абед аль-Джабри | Марокко | 1935–2010 | Модернистский | Его работа «Демократия, права человека и закон в исламской мысли», хотя и показывает самобытную национальность арабов, отвергает философскую дискуссию, которая пыталась игнорировать ее демократические недостатки. Работая в традициях Авинсенны и Аверроэса , он подчеркивает, что такие концепции, как демократия и право, не могут опираться на старые традиции и не могут быть импортными, а должны быть созданы самими сегодняшними арабами. [108] «Формирование арабского разума: текст, традиция и построение современности в арабском мире» Среди его работ также есть . | |
Абдолкарим Соруш | Персидский (Иран) | 1945– | Шииты/ неоплатоник | Интересуясь философией религии и философской системой Руми , его книга «Эволюция и передача религиозных знаний» утверждает, что «религия (такая как ислам) может быть божественной и неизменной, но наше понимание религии остается в постоянном изменении и абсолютно человеческое занятие». [109] [110] | |
Джавед Ахмед Гамиди | Пакистан | 1951– | Модернистский | Джавед Ахмед Гамиди — пакистанский богослов. Его считают одним из современных модернистов исламского мира. [111] Как и Парвез, он также пропагандирует рационализм и светскую мысль вместе с религией. [112] Гамиди также популярен своими умеренными фетвами . Гамиди также придерживается мнения, что демократия совместима с исламом. [113] | |
Гэри Легенхаузен | НАС | 1953– | «Ислам и религиозный плюрализм» входит в число его работ, в которых он защищает «нередуктивный религиозный плюрализм». [114] В своей статье «Отношения между философией и теологией в эпоху постмодерна» он пытается исследовать, может ли философия согласовываться с теологией. [115] | ||
Мостафа Малекян | Персидский (Иран) | 1956– | Шииты | Он работает над «Рациональностью и духовностью» , пытаясь соединить ислам и рассуждения. Его основная работа «Путь к свободе» посвящена духовности и мудрости. [116] | |
Будьте здоровы | Персидский (Иран) | 1966– | Его области деятельности можно резюмировать следующим образом: этика и философия религии и исламская философия . Большая часть его работы в этих трех областях. | ||
Шаббир Ахтар | Англия | 1960–2023 | Неоортодоксальная аналитическая философия | Этот мыслитель, получивший образование в Кембридже, пытается возродить традицию суннитской исламской философии, несуществующую со времен Ибн Халдуна, на фоне западного аналитического философского метода. Его главный трактат — «Коран и светское мышление» (2007). | |
Тарик Рамадан | Швейцария/ Франция | 1962– | Модернистский | Работая в основном над исламской теологией и местом мусульман на Западе, [117] он считает, что западные мусульмане должны придумать «западный ислам» в соответствии со своими социальными обстоятельствами. [118] | |
Юсуф Моралес | Филиппины | сунниты-суфии | Практик в сфере контртеррористической безопасности, педагог в области культуры и религии и работник культуры. Ведущий организатор Консорциума миротворцев, развития управления и исследований в области безопасности. [119] [120] |
См. также
[ редактировать ]- Списки философов
- Исламская философия
- Ранняя исламская философия
- Современная исламская философия
- Исламские ученые
- Список иранских философов
Примечания
[ редактировать ]- ^ только » Али содержит как религиозную, так и философскую мысль. « Нахдж аль-Балага Традиционно считается, что [2] [3]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лиман, Оливер. «Исламская философия» . Рутледж. Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Корбин, Генри (2001). История исламской философии . Перевод Лиадайн Шеррард при содействии Филипа Шеррарда. Лондон и Нью-Йорк: Кеган Пол Интернэшнл. стр. 33–36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Табатабай, Сайид Мухаммад Хусейн (1979). Шиитский ислам . Перевод Сейеда Хоссейна Насра СУНИ пресс. стр. 100-1 94–96. ISBN 978-0-87395-272-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Исламская философия. Архивировано 6 июня 2022 г. в Wayback Machine , Философская энциклопедия Routledge.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гриффель, Фрэнк (2020), «Аль-Газали» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 3 октября 2020 г.
- ^ Наср 2006 , стр. 137–138.
- ^ Аббуд, Тони (2006). Аль-Кинди: отец арабской философии . Розен Паб. Группа. ISBN 978-1-4042-0511-6 .
- ^ Гринберг, Юдит Корнберг (2008). Энциклопедия любви в мировых религиях . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 405. ИСБН 978-1-85109-980-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наср и Лиман (1 февраля 1996 г.). История исламской философии (1-е изд.). Рутледж. стр. 1–3, 165. ISBN. 978-0415056670 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фахри, Маджид (2004). История исламской философии . Издательство Колумбийского университета.
- ^ Икбал, Мохаммед (2005). Развитие метафизики в Персии, вклад в историю мусульманской философии . Издательство Кессинджер.
- ^ История цивилизаций Центральной Азии, Motilal Banarsidass Publ., ISBN 81-208-1596-3 , том. IV, часть вторая, с. 228.
- ^ Мотаххари, Мортеза, Знакомство с исламскими знаниями, V1, стр.166
- ^ «Словарь исламских философских терминов» . Мусульманская философия.com . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ «Аристотелизм в исламской философии» . Мусульманская философия.com . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ Мотаххари, Мортаза, Знакомство с исламскими знаниями, V1, стр.167
- ^ Райсман, Д. Аль-Фараби и философская учебная программа в Адамсоне, П. и Тейлоре, Р. (2005). Кембриджский спутник арабской философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр55
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер, Пол Э. «Абу Якуб аль-Сиджистани (эт. 971)» . Интернет-энциклопедия философии . Институт исмаилитских исследований.
- ^ Корбин, Генри (1949). Кашф аль-махджуб (Раскрытие сокрытого) . Тегеран и Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уокер, П. (1994). Источники мудрости: исследование «Китаб аль-янаби» Абу Якуба ас-Сиджистани . Солт-Лейк-Сити.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уокер, Пол Э. «Абу Якуб аль-Сиджистани (эт. 971)» . Интернет-энциклопедия философии . Институт исмаилитских исследований.
- ^ Гаскелл (2009). «Аль-Амири, Абуль Хасан Мухаммад ибн Юсуф» . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Наср, Сейед Хосейн (1996). История исламской философии (Routledge History of World Philosophies) . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Розенталь, Ф., Классическое наследие ислама , Беркли, Калифорния: University of California Press, 1973, стр. 63–70
- ^ Розенталь, Ф., Государство и религия по мнению Абу л-Хасана аль-Амири , Исламский квартал 3, стр. 42–52.
- ^ Роусон, Э.К., Мусульманский философ о душе и ее судьбе: Китаб аль-Амад 'ала л-абад Аль-Амири , Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество, 1988.
- ^ К. Эдмунд Босворт, «Мескавайх, Абу Али Ахмад» в Энциклопедии Ираника [1]
- ^ Филип Хури Хитти Ислам, образ жизни с. 147
- ^ Уильям Монтгомери Ватт и Пьер Качиа, История исламской Испании , 2-е издание, издательство Эдинбургского университета, 1996, стр. 125–126, ISBN 0-7486-0847-8 .
- ^ «Авиценна (персидский философ и ученый) — Интернет-энциклопедия Britannica» . Britannica.com . Проверено 7 января 2012 г.
- ^ «Интернет-энциклопедия философии, Авиценна/Ибн Сина (ок. 980–1037)» . Iep.utm.edu. 6 января 2006 г. Проверено 19 января 2010 г.
- ^ Дафтари, Фархад (2000). Интеллектуальные традиции в исламе . ИБТаурис. п. 97. ИСБН 978-1860644351 .
- ^ Насир Хусрав (2 июля 1999 г.). Знание и освобождение: Трактат по философскому богословию . Перевод Ф. М. Хунзая. ИБ Таурис совместно с Институтом исмаилитских исследований; Репринтное издание.
- ^ Арье, Миниатюры, стр. 1–4
- ^ * Ричард Хрейр Декмеджян и Адель Фати Сабит: арабский предшественник Макиавелли: Ибн Зафар ас-Сикилли ; Британский журнал ближневосточных исследований (2000), 27, 125–137.
- ^ * Рэйчел Арье, Испано-мусульманские миниатюры , Лейден (Э.Дж. Брилл), 1969.
- ^ * Умберто Риццитано, Ибн Афар, Абу Абдаллах в Энциклопедии ислама, Vol. IV, с. 970.
- ^ * Эмери Дж. ван Донзель, Справочник исламского бюро
- ^ Ватт, В. Монтгомери (1953). Вера и практика Аль-Газали . Лондон: Джордж Аллен и Unwin Ltd.
- ^ Фахри, Маджид (2003). Исламская философия, теология и мистика: краткое введение . Оксфорд, Англия: Oneworld.
- ^ Нахайян А.Г. Фэнси (2006), «Легочный транзит и телесное воскресение: взаимодействие медицины, философии и религии в трудах Ибн ан-Нафиса (умер в 1288 г.)», стр. 95–102, Электронные диссертации и диссертации , Университет Нотр-Дам . [2] Архивировано 4 апреля 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Выставки библиотеки Джона Картера Брауна - встречи с исламом» . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ахмед, К.С. «Арабская медицина: вклад и влияние». Материалы 17-х ежегодных дней истории медицины, 7 и 8 марта 2008 г., Центр медицинских наук, Калгари, AB» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Энциклопедия Ираника , БАХА-АЛЬ-ДИН АМЕЛИ, ШЕЙХ МОХАММЕД Б. ХОСАЙН БАХАИ Э. Кольберга.
- ^ Генри Корбин , « История исламской философии » и « EnИслам Ираниан ».
- ^ Алгар, Хамид (2011). Кубра, Шейх Абу 'л-Джаннаб Ахмад б. 'Умар Наджм ад-Дин . Брилл Онлайн.
- ^ Джон Купер (1998), «Ар-Рази, Фахр ад-Дин (1149–1209)» , Философская энциклопедия Routledge , Routledge , получено 7 марта 2010 г.
- ^ Зиай, Х (1997). Аль-Сухраварди, т. 9 . Энциклопедия ислама. стр. 782–784.
- ^ Наср, Сейед Хосейн (1993). Потребность в священной науке . СУНИ Пресс. п. 158.
- ^ Накви, С. Али Раза, БЕЗЕЛИ МУДРОСТИ (Фусуш аль-Хикам Ибн аль-Араби), автор RWJ Остин (ред.), Исламские исследования, Vol. 23, № 2 (лето 1984 г.), стр. 146–150.
- ^ Читтик, Уильям К. «Раскрытие промежуточного образа: Ибн Араби о смерти», Discourse 24.1 (2002), стр. 51–62
- ^ Миндаль, Ян. «Честность растерянных: Деррида и Ибн Араби о «замешательстве»», Журнал Американской академии религии, Vol. 70, № 3 (сентябрь 2002 г.), стр. 515–537.
- ^ Дабаши, Хамид. Ходжа Насир ад-Дин Туси: философ/визирь и интеллектуальный климат его времени . Рутледж История мировых философий. Том I.
- ^ Чарльз Хэвиленд (30 сентября 2007 г.). «Рёв Руми — 800 лет спустя» . Новости Би-би-си . Проверено 30 сентября 2007 г.
- ^ М.М. Шариф, История мусульманской философии , Том II, стр. 827.
- ^ JTP де Брёйн. Сравнительные заметки о Санаи и Аттаре . Л. Льюисон. п. 361.
- ^ Франклин Льюис, Руми: прошлое и настоящее, Восток и Запад — жизнь, учения и поэзия Джалал ад-Дина Руми , Oneworld Publications, 2000, Глава 7.
- ^ Абу Шади Аль-Руби (1982), Ибн ан-Нафис как философ , Симпозиум по Ибн ан-Нафису , Вторая международная конференция по исламской медицине: Исламская медицинская организация, Кувейт ( ср. Ибн ан-Нафис как философ , Энциклопедия Исламский мир [3] )
- ^ Фэнси, Нахайян А.Г. (2006). Легочный транзит и телесное воскресение: взаимодействие медицины, философии и религии в трудах Ибн ан-Нафиса (ум. 1288) . Электронные диссертации и диссертации (Диссертация). Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 г. Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ АД-ДИН ШИРАЗИ, Махмуд б. Зиад-Дин Масуд б. Сайед Абд-Аллах Анвар, Иранская энциклопедия, «КУБ -
- ^ Наср 2006 , стр. 156–157.
- ^ Колберг, Итан. Энциклопедия Ираника. Амоли, Сайед Баха-ад-Дин .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Аль-Тафтазани, Сад ад-Дин Масуд ибн Умар ибн Абдаллах (1950). Комментарий к Символу веры Ислама: Сад ад-Дин ат-Тафтазани к Символу веры Наджма ад-Дина ан-Насафи (Эрл Эдгар Элдер Пер.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. ХХ.
- ^ Британская энциклопедия , 15-е изд., том. 9, с. 148.
- ^ Эрнест Геллнер, Плуг, меч и книга (1988), стр. 239
- ^ Ханнум, Абдельмаджид (2003). «Перевод и колониальное воображение: востоковед Ибн Халдун». История и теория . 42 (1): 61–81. дои : 10.1111/1468-2303.00230 . JSTOR 3590803 .
- ^ Питерс, Ф. Е. (1990) Иудаизм, христианство и ислам: классические тексты и их интерпретация, том III: Работы духа Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси, стр. 254-257;
- ^ Суфийский путь Кадирия Суннитское общество Разви. Архивировано 31 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Аллама Мухаммад Икбал в своем письме от 24 января 1921 года Р. А. Николсону ( Письма Академии Икбала Икбала, Лахор (1978), стр. 141–42).
- ^ Лингвуд, Чад (март 2011 г.). «Саламан ва Абсал Джами: политические заявления и мистические советы, адресованные двору Ак-Коюнлу султана Якуба (ум. 896/1490)». Иранские исследования . 44 (2): 174–191. дои : 10.1080/00210862.2011.541687 . S2CID 154384698 .
- ^ Уарт, Кл.; Массе, Х. «Джами, Мавлана Нур ад-Дин Абд ах-Рахман». Энциклопедия ислама .
- ^ Лингвуд, Чад (март 2011 г.). «Саламан ва Абсал Джами: политические заявления и мистические советы, адресованные двору Ак-Коюнлу султана Якуба (ум. 896/1490)». Иранские исследования . 44 (2): 175–191. дои : 10.1080/00210862.2011.541687 . S2CID 154384698 .
- ^ Ризви, Саджад. «Экзистенциальное дыхание ар-Рахмана и щедрая милость ар-Рахима: Тафсир сура аль-Фатиха Джами и школа Ибн Араби». Журнал коранических исследований .
- ^ Кольберг, Э. «БАХА-ЭЛ-ДИН АМЕЛИ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ Наср 2006 , с. 214
- ^ Наср 2006 г.
- ^ Фазлур Рахман, Философия муллы Шадры (Шадр ад-Дин аль-Ширази) , SUNY Press, 1975
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Лиман (2007), стр.146
- ^ Мулла Садра (Садр ад-Дин Мухаммад аль-Ширази) (1571/2-1640) Джона Купера
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Камаль, Мухаммад (2006), Трансцендентная философия Муллы Садры , Ashgate Publishing, Ltd., стр. 9 и 39, ISBN 978-0-7546-5271-7
- ^ Шариф, Миан Мохаммад (1966). История мусульманской философии, Том 2 . Германия: Allgauer Heimatverlag GmbH. стр. 938, 920 и 907.
- ^ Корбин (1993), стр. 346–347.
- ^ Джалбани, Г. Н. (2006). Жизнь шаха Вали Аллаха (1-е изд.). Нью-Дели, Индия: Китаб Бхаван. ISBN 9788171513703 .
- ^ С.М. Икрам (1964). «XIX. Век политического упадка: 1707–1803» . В Эйнсли Т. Эмбри (ред.). Мусульманская цивилизация в Индии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231025805 . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Али, Сайед Амир - Банглапедия» . ru.banglapedia.org . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Сайед Амир Али | Бывший судья Высокого суда Калькутты» . История Пакистана . 24 октября 2013 г. Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Аллама Мухаммад Икбал Философ, поэт и политический лидер» . Амл.Орг.пк. Архивировано из оригинала 05 марта 2012 г. Проверено 2 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Аллама Икбал – биография – Произведения Икбала» (PHP) . Академия Икбала. 26 мая 2006 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алгар, Хамид. Биография Алламы Сайида Мухаммада Хусейна Табатабаи . Калифорнийский университет, Беркли: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Парача, Надим Ф. (21 сентября 2014 г.). «Взлет и падение духовного бунтовщика» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ «Введение: Ислам – вызов религии, Аллама Гулам Ахмад Парвез | Аллама Гулам Ахмад Парвез» . www.newageislam.com . Проверено 05 декабря 2020 г.
- ^ Парача, Надим Ф. (13 августа 2015 г.). «Формируя историю: самые влиятельные книги в Пакистане» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ 1979, Тафхимул Коран, Том. Я, Лахор, стр. 334.
- ^ «К пониманию ислама» А. Маудуди » . Архивировано из оригинала 24 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корбин, Генри, статья в Энциклопедии религии.
- ^ Мона Михаил (1992), Исследования короткометражных произведений Махфуза и Идриса , NYU Press , стр. 28
- ^ «Абдул-Рахман Бадави» . Философы арабов .
- ^ Манучехр Ганджи (2002). Бросив вызов иранской революции: от министра шаху до лидера сопротивления . Издательская группа Гринвуд. п. 109. ИСБН 978-0-275-97187-8 . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ Касра, Нилофар. «Аятолла Мортеза Мотахри» . ИИЧС . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Памяти профессора Мохаммеда Аркуна» . Институт исмаилитских исследований . Архивировано из оригинала 20 октября 2014 года . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Аркун, Мохаммед (4 июля 1994 г.). Переосмысление ислама: общие вопросы, необычные ответы . Перевод Роберта Д. Ли. Вествью Пресс.
- ^ Мумтаз Ахмад, «Проповедники в СМИ и создание новой мусульманской общественности в Пакистане», Специальный отчет NBR 22, февраль 2010 г. [5]
- ^ Джавади Амоли (2013). Тасним: Тафсир Корана . Тегеран: Асра.
- ^ «Сирийские интеллектуалы призывают конгресс Баас возродить «дамасскую весну» » . ArabNews.com. 06 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2006 г. Проверено 15 января 2009 г.
- ^ Мишбах Язди, Мухаммад Таки (1999). Философские инструкции: введение в современную исламскую философию . Перевод Азима Сарвдалира; Хадж Доктор Мухаммад Легенхаузен. Бингемтонский университет и Университет Бригама Янга.
- ^ Аятулла Мухаммад Бакир ас-Садр. «Наша философия-Фалсафатуна» . Мухаммади Траст Великобритании и Северной Ирландии. Архивировано из оригинала 14 октября 2014 г. Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ Аль Джабри, Мохаммед Абед (9 декабря 2008 г.). Демократия, права человека и закон в исламской мысли . ИБ Таурис.
- ^ Вахид, Хамид (2005). Исламский гуманизм: от молчания к исчезновению: краткий анализ тезиса Абдулкарима Соруша об эволюции и передаче религиозных знаний . Тегеран, Иран: Центр ислама и науки. п. 43.
- ^ Джаханбахш, Форо (2001). Ислам, демократия и религиозный модернизм в Иране, 1953–2000: от Базаргана до Соруша . БРИЛЛ. п. 145 . ISBN 9789004119826 .
- ^ «Джавед Ахмад Гамиди: модернист-реформист - OpEd» . Евразийское обозрение . 07.04.2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ админ (30 декабря 2014 г.). «10 уникальных точек зрения ученого Джаведа Гамиди» . Шаг конвергенции . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Ежемесячный Ренессанс – Контент» . www.monthly-renaissance.com . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Легенхаузен, Гэри. «Ислам и религиозный плюрализм» .
- ^ Легенхаузен, Мухаммед (12 марта 2013 г.). Отношения между философией и теологией в эпоху постмодерна .
- ^ Мансур Нежад, Мухаммад (1389 г.). Накди бар Остадан бе Бахане Таджлил (на персидском языке). Тегеран: Публикация Джаван Пуя.
- ^ Чтение Корана , заархивировано 9 июня 2011 г. в Wayback Machine . Тарик РАМАДАН (7 января 2008 г.). Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Ливингстон, Дэвид (16 июня 2013 г.). Черный террор, белые солдаты: ислам, фашизм и новый век . Дэвид Ливингстон. п. 594. ИСБН 9781481226509 .
- ^ Афинский университет Давао. «Консультационный совет » Афинский университет Давао Получено 20 мая.
- ^ Моралес, Юсуф. «Юсуф Моралес» . связанный . Проверено 20 мая 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Наср, Сейед Хосейн (2006). Исламская философия от ее истоков до наших дней . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-6799-2 .