Ацтек -календарь
![]() |
Ацтекская империя |
---|

Календарь Aztec или Mexica -это календарная система, используемая ацтеками , а также другими доколумбийскими народами Центральной Мексики . Это один из мезоамериканских календарей , разделяющий основную структуру календарей со всего региона.

Aztec Sun Stone , также называемый календарным камнем, демонстрируется в Национальном музее антропологии в Мехико . Календарь состоит из 365-дневного календарного цикла под названием Xiuhpōhualli (количество года), и 260-дневный ритуальный цикл под названием Tōnalpōhualli (подсчет дня). Эти два цикла вместе образуют 522-летний «век», иногда называемый « календарным раундом ». Xiuhpōhualli Tōlanpōhualli считается сельскохозяйственным календарем, поскольку он основан на солнце, а считается священным календарем.
Тукукилли
[ редактировать ]Tōnalpōhualli («подсчет дня») состоит из цикла 260 дней, каждый день , обозначаемый комбинацией числа от 1 до 13, и одним из двадцатидневных знаков. С каждым новым днем как количество, так и дневное знак будут увеличены: 1. Crocodile сопровождается 2. Wind, 3. House, 4. Lizard и т. Д. До 13. Рид. После тростника цикл чисел перезагрузился (хотя двадцатидневные знаки еще не были исчерпаны), что привело к 1. Ягуар, 2. Орел и т. Д., Как и дни, сразу после 13. Рид. Этот цикл количества и дневных знаков будет продолжаться аналогично до 20 -й недели, который начнется на 1. Кролик и закончится 13. Цветок. Для двух циклов (из двадцатидневных знаков и тринадцати чисел займет полное 260 дней (13 × 20), чтобы перестроить и повторить последовательность обратно на 1. Крокодил.
Дневные знаки
[ редактировать ]Набор дневных знаков, используемых в центральной Мексике, идентичен тем, который используется Mixtecs , и, в меньшей степени, сходной с таковыми у других мезоамериканских календарей . Каждый из знаков дня имеет связь с одним из четырех кардинальных направлений. [ 1 ] [ 2 ]
Существует некоторое различие в том, как были вытянуты знаки дня или вырезаны. Те, кто был здесь, были взяты из Кодекса Маглиабечиано .
|
|
Ветер и дождь представлены изображениями их связанных богов, Ehēcatl и Tlāloc соответственно.
Другие следы на камне показали нынешний мир и миры до этого. Каждый мир назывался солнцем, и у каждого солнца были свои виды жителей. Ацтеки полагали, что они находятся на пятом солнце, и, как и все солнце перед ними, они также в конечном итоге погибли из -за своих собственных недостатков. Каждые 52 года были отмечены из -за убеждения, что 52 года были жизненным циклом, и в конце любого данного жизненного цикла боги могли взять все, что у них было, и уничтожить мир.
Трекенас
[ редактировать ]260 дней священного календаря были сгруппированы по двадцать периодов по 13 дней каждый. Ученые обычно называют эти тринадцатидневные «недели» как Trecenas , используя испанский термин, полученный из Trece «Thirteen» (так же, как испанский термин Docena «дюжина» получен из Doce «двенадцать»). Первоначальный термин Nahuatl был «в Cencalli Tonalli» (семейство дней), согласно книге IV Флорентийского кодекса .
Каждая Трекена названа в соответствии с календарной датой первого дня 13 дней в этой Трекене . Кроме того, у каждого из двадцати Трекена в 260-дневном цикле было свое собственное божество опекунов:
Три | Божество | Три | Божество |
---|---|---|---|
1 крокодил | Tunaatecuk | 1 обезьяна | PateCatl |
1 Ягуар | Quetzalcoatl | 1 ящерица | Itztlacoliuhqui |
1 олень | Teakakeyllotl | 1 землетрясение | Tlazōlteōtl |
1 цветок | Huēhuecoyōtl | 1 собака | XAP |
1 тростник | Chalchiuhtlicue | 1 дом | Ītzpālaōtl |
1 смерть | Тахуух | 1 Стервятник | Хупи |
1 дождь | Tlaloc | 1 вода | Chalchiuhtotolin |
1 трава | МАЙОВЕЛЬ | 1 ветер | Чантико |
1 змея | Xiuhtecuhtli | 1 Орел | Xōchiquetzal |
1 Флинт | Микланис | 1 кролик | Xiuhtecuhtli |
Xiuhpōhuaalli
[ редактировать ]В древние времена год состоял из восемнадцати месяцев, и, таким образом, его наблюдали коренные жители. Поскольку их месяцы были сделаны не более чем в двадцати днях, это были все дни, которые содержались за месяц, потому что они руководствовались Луной, а к дням; Поэтому в году было восемнадцать месяцев. Дни года подсчитали двадцать к двадцать.
Xiuhpōhualli - это ацтекский год ( xihuitl ) граф ( pōhualli ). Один год состоит из 360 названных дней и 5 безымянных ( nēmontēmi ). Считается, что эти «дополнительные» дни не повезло. Год был разбит на 18 периодов по двадцать дней каждый, иногда по сравнению с Джулианским месяцем. Слово Nahuatl For Moon - это Metztli , но любое имя использовалось для этих периодов, неизвестно. Благодаря испанскому использованию 20-дневный период ацтек-календаря стал широко известен как Veintena .
Каждый 20-дневный период начинался на Cipactli (Crocodile), для которого проводился фестиваль. Восемнадцать Винтена перечислены ниже. Даты от ранних очевидцев; Каждый написал то, что они видели. Дата Бернардино де Сахагуна предшествует наблюдениям Диего Дурана на несколько десятилетий и до недавнего сдачи. Оба, как показано, подчеркивают тот факт, что начало коренного Нового года стал неравномерным в результате отсутствия объединяющей силы Теночтитлана после поражения Мексики.
Вейинденас Xiuhpōhualli
[ редактировать ]# | Глиф | Имя | Григорианский диапазон | Председательствующие божества | |
---|---|---|---|---|---|
Дуран | Сахагун | ||||
1 | ![]() |
ātl cāhualo («вода прекращается») Cuahuitl ēhua («Деревья поднимаются») |
Март 01 - 20 марта | 02 февраля - 21 февраля | Водяные боги |
2 | ![]() |
tlācaxīpēhualiztli («Flaying of Men») | 21 марта - 09 апреля | 22 февраля - 13 марта | XIPE TOTEC |
3 | ![]() |
tōzōztōntli («меньший бдение») | 10 апреля -ppr 29 | Море 14 - 02 апреля | Tlaloc |
4 | ![]() |
huēyi tōzōztli («Большой бдение») | 30 апреля - 19 мая | 03 апреля -22 апреля | Cinteotl |
5 | ![]() |
toxcatl («сухость») | 20 мая - 08 июня | 23 апреля - 12 мая | Tezcatlipoca |
6 | ![]() |
etzalcualiztli («еда приготовленной кукурузы и бобов») | 09 июня -28 | 13 мая - 01 июня | Тлалок |
7 | ![]() |
tēcuilhuitōntli («Меньший день праздника») | 29 -дюйм 18 | 02 июня 21 июня | Huixtociuatl |
8 | ![]() |
huēyi tēcuilhuitōntli («Большой день праздника») | Рождество 19 - 07 августа | 22 -JOL 11 | Ксилон |
9 | ![]() |
Tlaxōchimaco («дает цветы») Miccāilhuitōntli («Меньший праздник Дня мертвых») |
08 августа - 27 августа | Рождество 12 -31 июня | Huitzilopochtli |
10 | ![]() |
xocotl huetzi («Фолс Xocotl») Huēyi Miccāilhuitl («Большой праздник Дня мертвых») |
28 августа - 16 сентября | 01 августа - 20 августа | Xiuhtecuhtli |
11 | ![]() |
ochpaniztli («подметать») | 17 сентября - октябрь 06 | 21 августа - 09 сентября | Мать Тетео |
12 | ![]() |
Teōtlehco («Прибывают боги») | 07 октября - октябрь 26 | 10 сентября - 29 | Все боги |
13 | ![]() |
tepēilhuitl («праздник Дня гор») | 27 октября-15 | 30 сентября - октябрь 19 | Горы |
14 | ![]() |
Quechōlli («Roseate Spoonbill») | 16 ноября 05 | 20 октября-8 | Mixcoatl |
15 | ![]() |
Panquetzaliztli («Повышение баннеров») | 06 декабря - 25 | 09 ноября 28 | Huitzilopochtli |
16 | ![]() |
ātemoztli («спуск воды») | 26 декабря - 14 января | 29 ноября 18 | Дождь боги |
17 | ![]() |
Tititl («подтягивание», «сокращение») | 15 января - февраль 03 | 19 декабря - 07 | Сегодня вечером |
18 | ![]() |
Изкалли («Ответ», «Бад») | 04 февраля - 23 февраля | 08 января - 27 января | Xiuhtecuhtli |
– | ![]() |
nēmontēmi («Они наполняют напрасные»); Не вьюиндена , 5-дневный дополнительный период |
24 февраля - 28 февраля | 28 января - 01 | Никто |
Xiuhmolpilli
[ редактировать ]Древние мексиканцы подсчитали свои годы с помощью четырех признаков в сочетании с тринадцатью числами, получая тем самым периоды 52 года, [ 3 ] которые обычно известны как Xiuhmolpilli , популярное, но неверное общее название; Наиболее правильным словом Nahuatl для этого цикла является xiuhnelpilli . [ 4 ] Таблица с текущими годами:
Tlalpilli tochtli | Tlalpilli acatl | Tlalpilli tecpatl | Tlalpilli Calli |
---|---|---|---|
1 защита / 1974 | 1 acatl / 1987 | 1 tecpatl / 2000 | 1 Calli / 2013 |
2 acatl / 1975 | 2 tecpatl / 1988 | 2 Calli / 2001 | 2 - 20 2014 |
3 tecpatl / 1976 | 3 Calli / 1989 | 3 защита / 2002 | 3 ACATL / 2015 |
4 Calli / 1977 | 4 - 3090 | 4 ACATL / 2003 | 4 tecpatl / 2016 |
5 Behli / 1978 | 5 ACATL / 1991 | 5 tecpatl / 2004 | 5 Calli / 2017 |
6 ACATL / 1979 | 6 tecpatl / 1992 | 6 Calli / 2005 | 6 Bestli / 2018 |
7 tecpatl / 1980 | 7 Calli / 1993 | 7 Behli / 2006 | 7 ACATL / 2019 |
8 Calli / 1981 | 8 - Хилл / 1994 | 8 ACATL / 2007 | 8 tecpatl / 2020 |
9 - 2082 | 9 ACATL / 1995 | 9 tecpatl / 2008 | 9 Calli / 2021 |
10 ACATL / 1983 | 10 tecpatl / 1996 | 10 Calli / 2009 | 10 Будьте думать / 2022 |
11 tecpatl / 1984 | 11 Calli / 1997 | 11 Подумайте / 2010 | 11 ACATL / 2023 |
12 Calli / 1985 | 12 Будьте думать / 1998 | 12 ACATL / 2011 | 12 tecpatl / 2024 |
13 - 20886 | 13 ACATL / 1999 | 13 tecpatl / 2012 | 13 Калли / 2025 |
Реконструкция солнечного календаря
[ редактировать ]Календарь истек. Историрия история , , [ 5 ] Основываясь на исследованиях Сахагуна и Альфонсо Касо из Национального автономного университета Мексики . Его корреляция утверждает, что в первый день Мексики был 13 февраля старого Джулианского календаря или 23 февраля нынешнего григорианского календаря . Используя тот же счет, это была дата рождения huitzilopochtli , конец года и цикл или «галстук лет», а также новая пожарная церемония , дневная спина 1 Tecpatl года 2 Acatl , [ 6 ] соответствует дате 22 февраля . Корреляция независимого исследователя Рубена Очоа интерпретирует доколумбийские кодексы, чтобы реконструировать календар Год в первый день после равенства. [ 7 ]
В связи с этим Хосе Генаро Эмилилиано Медина Рамос, старший уроженец Нахуа из Сан -Лукас Атзала в штате Пуэбла, реконструкция календаря с предложением в Нахуате («Центро де Пуэбла Вебла)»; [ 8 ] и точно полагаясь на умную корреляцию Очоа, а также на предпосылки Тены. Его предложение было переведено на испанский и английский язык и кодифицировано как академическая веб -страница в 2023 году. [ 9 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хилл Бун, Элизабет (2016). Время и смысл циклов в мексиканских книгах судьбы [ циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы ]. Мехико : Фонд экономической культуры. ISBN 9786071635020 .
- ^ Beuchat, Анри (1918). Американское археологическое руководство [ Руководство по американской археологии ]. Мадрид : Даниэль Джорро. стр. 349–352.
- ^ Тена, 2008: 103. Там он показывает нам таблицу.
- ^ Действительно, 2008: 9.
- ^ Мексика календарь и хронография, Рафаэль Тена. ИНА-КОНКУЛТА. 2008
- ^ Chronicle Mexayotl, Fernando Alvarado Tezoomoc P 36
- ^ Azteca/Mexica Calendar Correlations: Хорошее, плохое и совершенно бесполезное, itztli ehecatl. http://www.calmecacanahuac.com/blog/calendar/aztecamexica-calendar-correlations-the-good-the-bad-and-the-complelecty-eless/ . 2015
- ^ Медина Рамос, Хосе Генаро Эмилиано (2012). Традиции Calmecac и мысли о людях Сан -Лукас Атзала (PDF) (по -испански) (цифровое изд.). Пуэбла, Мексика: Буап.
- ^ PHK, PHK (2023-01-01). «Tonalamatlahtolcuelli: tlahtolcuellli itech tonalamatl gregorian itech mexichca tonalamatl / convertidor calendar gregorian -> calendárico mexicica / gregorian calendar -> Calendar System Calendar ». Tonalamamamamamatlahtoldalli Получено 2023-01-2
Ссылки
[ редактировать ]- Агилар-Морено, Мануэль (ND). «Ацтекское искусство» (PDF) . Ацтек искусство и архитектура . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI). Архивировано из оригинала (PDF) 2008-06-25 . Получено 2008-05-14 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: Год ( ссылка ) - Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический Nahuatl (пересмотренный изд.). Норман: Университет Оклахома Пресс . ISBN 0-8061-3452-6 Полем OCLC 50090230 .
- Авени, Энтони Ф. (2000). Империи времени: календари, часы и культуры (переиздание оригинального издала 1990 года). Лондон: Таурис Парке . ISBN 1-86064-602-6 Полем OCLC 45144264 .
- Бун, Элизабет Хилл (1998). «Изображенные документы и визуальное мышление в Postconquest Mexico» (PDF) . В Элизабет Хилл Бун; Том Куббинс (ред.). Родные традиции в мире Postconquest, симпозиум в Дамбартон -Оукс с 2 по 4 октября 1992 года . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Дамбартон Оукс . С. 149–199. ISBN 0-88402-239-0 Полем OCLC 34354931 . Архивировано из оригинала ( PDF- перепечатка) на 2007-09-27.
- Бун, Элизабет Хилл (2000). Истории в красном и черном: изобразительные истории ацтека и миктека . Остин: Университет Техасской прессы . ISBN 0-292-70876-9 Полем OCLC 40939882 .
- Бун, Элизабет Хилл (2007). Циклы времени и смысла в мексиканских книгах судьбы . Джо Р. и Тереза Лозано длинная серия в латиноамериканском и латиноамериканском искусстве и культуре. Остин: Университет Техасской прессы . ISBN 978-0-292-71263-8 Полем OCLC 71632174 .
- Клавигеро, Франческо Саверио (1807) [1787]. История Мексики. Собраны у испанских и мексиканских историков, из рукописей и древних картин индейцев. Иллюстрируется диаграммами и другими медными тарелками. К чему добавляются критические диссертации на земле, животных и жителей Мексики, 2 тома . Перевод с оригинального итальянского, Чарльз Каллен, эсквайр. (2 -е изд.). Лондон: Дж. Джонсон . OCLC 54014738 .
- Коу, Майкл Д. (1994) [1962]. Мексика: от олмеков до ацтеков (4 -е место, пересмотренное и расширенное изд.). Лондон и Нью -Йорк: Темза и Хадсон . ISBN 0-500-27722-2 Полем OCLC 29708907 .
- Хассиг, Росс (2001). Время, история и вера в ацтек и колониальную Мексику . Остин: Университет Техасской прессы . ISBN 0-292-73139-6 Полем OCLC 44167649 .
- Hernández de León-Portilla, Ascención (2004). «Мезоамериканские языки и писания » . Мексиканская археология (на испанском). 12 (70). Мексика, Д.Ф.: Национальный институт антропологии и истории , редакционные районы: 20–25. ISSN 0188-8218 . Арчнд из оригинала 15 мая 2008 года . Получено 2008-05-14 .
- Klein, Cecelia F. (2002). «Иконография и мезоамериканское искусство» (PDF) . Мексиканская археология (на испанском). 10 (55). Мексика, Д.Ф.: Национальный институт антропологии и истории , редакционные районы: 28–35. ISSN 0188-8218 . Арчндд из оригинала (PDF) 2006-01-03.
- Леон-Портилла, Мигель (1963). Ацтек мысли и культура: изучение древнего разума Нахуатла . Цивилизация серии американских индейцев, нет. 67. Джек Эмори Дэвис (транс.). Норман: Университет Оклахома Пресс . OCLC 181727 .
- Malmsström, Vincent H. (1973-09-17). «Происхождение мезоамериканского 260-дневного календаря» ( PDF- перепечатан) . Наука . 181 (4103). Ланкастер, Пенсильвания: Американская ассоциация по развитию науки : 939–941. Bibcode : 1973sci ... 181..939m . doi : 10.1126/science.181.4103.939 . PMID 17835843 . S2CID 41562003 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2008 года . Получено 2008-05-14 .
- Медина, Генаро. Традиции Calmecac и мысли о людях Сан -Лукас Атзала (PDF) . Мексика: Мерритовый автономный университет Пуэблы .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Хадсон . ISBN 0-500-05068-6 Полем OCLC 27667317 .
- Prem, Hanns J. (2008). Руководство древней мексиканской хронологии . Мексика: Центр исследований и высших исследований в социальной антропологии . ISBN 978-968-496-694-9 .
- Читать, Кей Алмер (1998). Время и жертва в космосе ацтеков . Блумингтон: издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-33400-4 Полем OCLC 37909790 .
- Моряк, Бернардино (1950–82) [ок. 1540–85]. Флорентийский кодекс: общая история вещей Новой Испании , 13 томов. в 12 . волонтеры. I-xii. генерала историей Террация . -Фе Санта , школа ISBN 0-87480-082-х Полем OCLC 276351 .
- Смит, Майкл Э. (2003). Ацтеки (2 -е изд.). Малден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 0-631-23015-7 Полем OCLC 48579073 .
- Тена, Рафаэль (2008). Мексиканский календарь и хронография . Мексика: Ина . ISBN 978-968-03-0293-2 .
- Таунсенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (пересмотрено 2 -е изд.). Лондон: Темза и Хадсон . ISBN 0-500-28132-7 Полем OCLC 43337963 .
- Wimmer, Alexis (2006). «Словарь классического языка Nahuatl» (онлайн -версия, включающая воспроизведения из словаря Nahuatl или мексиканского языка [1885], Реми Симеон ) . (на французских и наотльских языках)
- Zantwijk, Rudolph Van (1985). Ацтекская договоренность: социальная история до-испанистской Мексики . Норман: Университет Оклахома Пресс . ISBN 0-8061-1677-3 Полем OCLC 11261299 .