Команчи
Общая численность населения | |
---|---|
17 000 зачислено нацию команчей (2021 г.), [ 2 ] 28 193 человека назвали себя, перепись населения США (2020 г.) [ 3 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Оклахома , Техас , Нью-Мексико ) | |
Языки | |
английский , команчи | |
Религия | |
Индейская церковь , христианство , традиционная племенная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Шошоны , Тимбиша и другие нумические народы |
Команчи Nʉmʉnʉʉ / k ə ˈ m æ n tʃ i / или команчи ( » : Nʉmʉnʉʉ , «народ [ 4 ] ) — индейское племя с южных равнин на территории современных США. Сегодня команчи принадлежат к признанной на федеральном уровне нации команчей , штаб-квартира которой находится в Лоутоне, штат Оклахома . [ 1 ]
Язык команчей — нумический язык юто-ацтекской семьи. Первоначально это был шошонский диалект, но он разошелся и стал отдельным языком. [ 5 ] Команчи когда-то были частью шошонов Большого Бассейна . [ 6 ]
В 18 и 19 веках команчи жили на большей части современного северо-западного Техаса и прилегающих территорий в восточном Нью-Мексико , юго-восточном Колорадо , юго-западном Канзасе и западной Оклахоме . Испанские колонисты, а позже и мексиканцы назвали свою историческую территорию Команчерией .
В XVIII и XIX веках команчи практиковали кочевой конный спорт и охотились, особенно на бизонов. Они торговали с соседними индейскими народами, а также с испанскими , французскими и американскими колонистами и поселенцами.
Когда американцы европейского происхождения вторглись на их территорию, команчи начали войну с поселенцами и совершали набеги на их поселения, а также на поселения соседних индейских племен. [ 7 ] Во время войны они брали с собой пленников из других племен, использовали их в качестве рабов , продавали испанским и (позже) мексиканским поселенцам или принимали в свое племя. [ 6 ] Тысячи пленников в результате набегов на испанских, мексиканских и американских поселенцев были ассимилированы обществом команчей. [ 8 ] На пике своего развития язык команчей был лингва-франка региона Великих равнин. [ 9 ]
болезни, уничтожение стад буйволов и потеря территории вынудили большинство команчей переселиться в резервации на территории Индии . К концу 1870-х годов [ 6 ]
В 21 веке нация команчей насчитывает 17 000 членов, около 7 000 из которых проживают в районах юрисдикции племен вокруг Лотона, Форта Силл и прилегающих территорий юго-западной Оклахомы. [ 2 ] Ежегодный танец команчей по случаю возвращения на родину проходит в середине июля в Уолтерсе, штат Оклахома . [ 10 ]
Имя
[ редактировать ]команчей Автоним — nʉmʉnʉʉ , что означает «люди» или «народ». [ 4 ] Самое раннее известное использование термина «команчи» датируется 1706 годом, когда испанские официальные лица сообщили, что команчи готовятся атаковать отдаленные поселения пуэбло на юге Колорадо. [ 11 ] Испанцы приняли юте для народа название : kɨmantsi (враг), написав его команчи (или команчи , куманчи , куманчи ). [ 12 ] в соответствии с испанским произношением. [ 13 ] До 1740 года французские исследователи с востока иногда использовали название Падука для команчей, поскольку оно уже использовалось для равнинных апачей , а французы не знали о смене племени в регионе в начале 18 века. [ 14 ]
Правительство
[ редактировать ]Штаб-квартира «Нации команчей» находится в Лоутоне, штат Оклахома. Их племенная юрисдикция расположена в округах Каддо , Команчи , Коттон , Грир , Джексон , Кайова , Тиллман и Хармон . Их нынешний председатель племени - Марк Вуммавова. Племя требует, чтобы зарегистрированные члены имели как минимум 1/8 квантового уровня крови (что эквивалентно одному прадеду). [ 1 ]
Экономическое развитие
[ редактировать ]Племя имеет собственное жилищное управление и выдает племенные жетоны на транспортные средства . У них есть собственный Департамент высшего образования, который в первую очередь выделяет стипендии и финансовую помощь для обучения членов в колледже. Им принадлежат 10 племенных коптильных магазинов и четыре казино: [ 1 ]
- Казино Comanche Nation в Лоутоне [ 15 ]
- Казино Red River в Деволе, Оклахома [ 16 ]
- Казино Comanche Spur в Элгине, Оклахома [ 17 ]
- Казино Comanche Star в Уолтерсе, Оклахома . [ 18 ] [ 19 ]
Культурные учреждения
[ редактировать ]В Национальном музее и культурном центре команчей в Лоутоне, штат Оклахома, проводятся постоянные и меняющиеся выставки, посвященные истории и культуре команчей. Он был открыт для публики в 2007 году. [ 20 ]
В 2002 году племя основало Национальный колледж команчей , двухгодичный колледж племени в Лоутоне. [ 21 ] Он закрылся в 2017 году из-за проблем с аккредитацией и финансированием.
Каждый июль команчи собираются со всех концов Соединенных Штатов, чтобы отпраздновать свое наследие и культуру в Уолтерсе на ежегодном пау-вау возвращения команчей на родину . Ярмарка нации команчей проводится каждый сентябрь. Маленькие пони команчей проводят два ежегодных танца: один в канун Нового года и один в мае. [ 22 ]
История
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]Движение прото-команчей на равнины было частью более масштабного явления, известного как «шошонская экспансия», в ходе которого эта языковая семья распространилась по Большому Бассейну и через горы в Вайоминг. Коцотека («Пожиратели бизонов»), вероятно, были одними из первых. За ними последовали другие группы. Контакты с шошонами Вайоминга поддерживались до 1830-х годов, когда они были прерваны наступающими шайенами и арапахо.
После восстания пуэбло 1680 года различные народы равнин обзавелись лошадьми, но, вероятно, прошло некоторое время, прежде чем они стали очень многочисленными. Еще в 1725 году команчи были описаны как использующие больших собак, а не лошадей, для переноски своих «походных палаток» из шкуры бизона. [ 23 ]
Лошадь стала ключевым элементом в возникновении самобытной культуры команчей. Это имело такое стратегическое значение, что некоторые ученые предположили, что команчи отделились от шошонов и двинулись на юг в поисках дополнительных источников лошадей среди поселенцев Новой Испании на юге (а не в поисках новых стад буйволов). имеют самое продолжительное задокументированное существование как конные народы равнин; у них были лошади, когда шайены еще жили в земляных домиках. [ 24 ]
Команчи снабжали всех желающих лошадьми и мулами. Еще в 1795 году команчи продавали лошадей англо-американским торговцам. [ 25 ] а к середине 19 века лошади, поставляемые команчами, текли в Сент-Луис через других индейских посредников (семинолов, осейджей, шауни). [ 26 ]
Их первоначальная миграция привела их на южные Великие равнины , на обширную территорию, простирающуюся от реки Арканзас до центрального Техаса. Самые ранние упоминания о них в испанских записях относятся к 1706 году, когда до Санта-Фе дошли сообщения о том, что утес и команчи собираются напасть. [ 25 ] В ходе наступления команчей апачи были изгнаны с равнин. К концу XVIII века борьба между команчами и апачами приняла легендарные масштабы: в 1784 году, излагая историю южных равнин, губернатор Техаса Доминго Кабельо-и-Роблес записал, что около 60 лет назад (т. е. около 1724 г.) Апачи были разбиты с южных равнин в девятидневной битве у Ла-Гран-Сьерра-дель-Фиерро, «Великой железной горы», где-то к северо-западу от Техаса. Однако других записей, документальных или легендарных, о таком бое не существует. [ 23 ]
Это были грозные воины, разработавшие стратегии использования традиционного оружия в бою верхом. Война была важной частью жизни команчей. Набеги команчей на Мексику традиционно совершались в полнолуние, когда команчи могли ездить ночью. Это привело к появлению термина «Луна команчей», во время которого команчи совершали набеги за лошадьми, пленниками и оружием. [ 27 ] Набеги команчей, особенно в 1840-х годах, достигали сотен миль вглубь Мексики, опустошая северные части страны. [ 28 ]
Подразделения
[ редактировать ]Кавана определил четыре уровня социально-политической интеграции в традиционном обществе команчей до резервации: [ 29 ]
- Патрилинейная и патрилокальная нуклеарная семья
- Расширенная семейная группа (nʉmʉnahkahni - «люди, живущие вместе в домашнем хозяйстве», ограничений по размеру нет, но признание родства ограничивалось родственниками на два поколения выше или на три ниже)
- Жилая местная группа или «банда» состояла из одного или нескольких н'манахкахни, один из которых составлял ее ядро. Группа была основной социальной единицей команчей. Типичная группа может насчитывать несколько сотен человек. Это была семейная группа, сосредоточенная вокруг группы мужчин, все из которых были родственниками, сыновьями, братьями или двоюродными братьями. Поскольку брак с известным родственником был запрещен, жены приходили из другой группы, а сестры уезжали к мужьям. Центральным человеком в этой группе был их дедушка, отец или дядя. Его называли «параиво», «начальник». После его смерти его место занял один из других мужчин; если бы их не было, члены группы могли бы разойтись в другие группы, где у них могли бы быть родственники и/или установить новые отношения, вступив в брак с существующим участником. Не существовало отдельного термина или статуса «мирного вождя» или «военного вождя»; любой человек, возглавлявший военный отряд, был «военным вождем».
- Подразделение (иногда называемое племенем, по-испански nación , rama – «ветвь», состоящая из нескольких местных групп, связанных родством, социальными связями (политическими, медицинскими и военными) и общими интересами к охоте, собирательству, войне, миру, торговле).
В отличие от соседних Шайеннов и Арапахо на севере, здесь никогда не существовало ни одной политической единицы или «нации» команчей, признанной всеми команчами. Скорее разделения; наиболее «племенные» подразделения действовали самостоятельно, преследуя собственные экономические и политические цели.
До 1750-х годов испанцы выделяли три команчских насьонеса (подразделения): Хпене (Юпе, Хойпи), Япарха (Ямпарика) и Кхтцтака (Котсотека).
После того, как апачи мескалеро, апачи хикарилла и апачи липан были в значительной степени вытеснены с южных равнин команчами и союзными племенами в 1780-х годах, испанцы начали делить ныне доминирующих команчей на две географические группы, которые лишь частично соответствовали первым трем. Национес. Kʉhtsʉtʉhka (Коцотека) («Пожиратели буйволов»), которые переместились на юго-восток в 1750-х и 1760-х годах на Южные равнины в Техасе, назывались Cuchanec Orientales («Восточный Cuchanec / Kotsoteka») или Восточные команчи , в то время как те Kʉhtsʉtʉhka (Коцотека) которые остались на северо-западе и западе, вместе с Хпене (Юпе, Хойпи - «Лесные/лесные люди») (а иногда и Япархкой (Ямпарика)), которые двинулись на юг, к реке Северная Канада, назывались Cuchanec Occidentales («Западные Кучанеки»). /Коцотека») или западных команчей . «Западные команчи» жили в районе верхнего Арканзаса , Канадской и Красной рек, а также Льяно-Эстакадо . «Восточные команчи» жили на плато Эдвардс. и равнины Техаса в верховьях рек Бразос и Колорадо , а также на восток до Кросс-Тимберс . Вероятно, они были предками Penatʉka Nʉʉ (Penateka – «Едоки меда»). [ 30 ]
С течением времени эти разделения менялись по-разному, в первую очередь из-за изменения политических ресурсов. [ 31 ] Как отмечалось выше, Кхцтха (Коцотека), вероятно, были первой группой протокоманчей, отделившейся от восточных шошонов.
Название Hʉpenʉʉ (Юпе, Хойпи) исчезло из истории в начале 19 века, вероятно, слившись с другими подразделениями. Они, вероятно, являются предшественниками Nokoni Nʉʉ (Нокони), Kwaarʉ Nʉʉ (Квахади, Куахада) и Hʉpenʉʉ (Хойс). ) местная группа Пенатка Нʉʉ (Пенатека). Из-за давления со стороны рейдеров кайова и равнинных апачей (Найшан) , движущихся на юг , многие япархка (Ямпарика) двинулись на юго-восток, присоединившись к «восточным команчам» и став известными как Тахнахва (Тенава, Тенахвит). Многие кайова и равнинные апачи переселились в северную Команчерию и позже стали тесно связаны с япархкой (ямпарика).
В середине 19 века возникли и другие мощные подразделения, такие как Нокони Нʉʉ (Нокони) («странники», буквально «идти куда-то и возвращаться») и Кваар Нʉʉ (Квахади, Кухада) («Пожиратели антилоп»). Последние первоначально представляли собой некоторые местные группы Кхцтха (Коцотека) из долины реки Симаррон, а также потомки некоторых Хпене (Юпе, Хойпи), которые тянули обоих на юг.
Самой северной дивизией команчей была япарка (Япай Нʉʉ или Ямпарика — «(Яп) Корнееды»). Будучи последней группой, переехавшей на равнины, они сохранили большую часть своих традиций восточных шошонов.
Могущество и успех команчей привлекли группы соседних народов, которые присоединились к ним и стали частью общества команчей; группа арапахо стала известна как группа Сариа Тхка (Чаритикас, Сата Тейчас - «Собачьеды»), группа восточных шошонов как группа Похой (Похои - «дикий мудрец»), а группа равнинных апачей как группа Тасипенан.
Техасцы и американцы разделили команчей на пять крупных господствующих группировок — япархка (ямпарика) , кхтсетка (коцотека) , нокони нʉʉ (нокони) , пенатка нʉʉ (пенатека) и кваар нʉʉ (квахади, куохада) , которые в свою очередь были разделены на географических терминах на первые три (позже четыре) региональные группы: северные команчи, средние команчи, южные команчи, восточные команчи и позже западные команчи. Однако эти термины, как правило, не соответствуют терминам родного языка.
Ярлык «Северный команч» охватывал Япарху (Ямпарика) между реками Арканзас и Канадская река, а также выдающегося и могущественного Кхтцтха (Котсотека), который бродил по высокогорным равнинам Оклахомы и Техаса Панхандлс между Ред-рекой и Канадской рекой, знаменитым каньоном Пало-Дуро. они и их табуны лошадей защищали от сильных зимних бурь, а также от врагов, потому что эти две банды доминировали и обитали в северной Команчерии.
Ярлык «Средние команчи» охватывал агрессивное население Нокони Нʉʉ (Нокони) («странники», «те, кто поворачивает назад») между истоками Ред-Ривер и Колорадо на юге и Вестерн-Кросс-Тимберс на востоке, их предпочтительный ареал находился в верховьях реки Бразос и ее притоках, река Пиз обеспечивала защиту от штормов и врагов. Вместе с ними на одной и той же племенной территории жили две меньшие группы: Тахнахва (Тенава, Тенахвит) («Живущие ниже по течению») и Таним (Танима, Дахаи, Тевавиш) («Пожиратели печени»). Все три группы вместе были известны как «Средние команчи», потому что они жили «посреди» Команчерии.
Лейбл «Южные команчи» включал в себя Penatʉka Nʉʉ (Penateka) («Едоки меда»), самую южную, самую большую и самую известную группу среди белых, поскольку они жили недалеко от первых испанских и техасских поселений; ареалы их племен простирались от верховьев рек в центральном Техасе и реки Колорадо на юг, включая большую часть плато Эдвардс, и на восток до Вестерн-Кросс-Тимберс; поскольку они доминировали в южной Команчерии, их называли «Южными команчами».
Лейбл «Western Comanche» включал в себя группу Kwaarʉ Nʉʉ (Квахади, Куохада) («Пожиратели антилоп»), которая стала последней независимой группой в 19 веке. Они жили на жарких, полутенистых пустынных плато Льяно-Эстакадо на востоке Нью-Мексико и нашли убежище в каньонах Туле и каньонах Пало-Дуро на северо-западе Техаса. Они были единственной группой, которая так и не подписала контракт с техасцами или американцами, и последними отказались от сопротивления. Из-за их относительной изоляции от других групп на самой западной окраине Команчерии их называли «западными команчами».
Была и продолжает существовать большая путаница в представлении названий групп команчей. Группам на всех уровнях организации, семьям, наманакахни, бандам и подразделениям были даны имена, но во многих «списках групп» эти уровни не различаются. Кроме того, могли быть альтернативные имена и прозвища. Различия в правописании между испанским и английским еще больше усугубляют путаницу.
Некоторые названия групп команчей
[ редактировать ]- Япархка или Ямпарика (также Япай Нʉʉ – « (Яп) Корнеяды »; одна из ее местных групп, возможно, называлась Види Нʉʉ / Widyʉ / Widyʉ Yapa – «Люди-шилы»; после смерти человека по имени «Шило» они изменили свое название на Tʉtsahkʉnanʉʉ или Ditsahkanah - «Швейные люди» [Titchahkaynah]. В число других местных групп Япай входили:
- Кетахто или Кетаторе («Не носи обувь», также называемое Напват Тʉ - «Не носить обувь»)
- Корень («Бородатые», производное от корня – «Борода»)
- Пибианигвай («Громко говорящие», «Громко спрашивающие»)
- Sʉhmʉhtʉhka («Съешь все»)
- Вако («Украшение из ракушек»)
- Вавай или Вохой (также Ваайх – «Множество личинок на пенисе», также называемый Нахмахеена – «Каким-то образом быть (сексуальными) вместе», «заниматься сексом», так называемые другие группы, потому что они предпочитали вступать в эндогамный брак). и выбрали своих партнеров из своей местной группы, это было воспринято критически другими людьми команчей)
- Хепэн или Юп («Лесные люди», потому что они жили в более лесистых районах Центральных равнин к северу от реки Арканзас. Также пишется Хойс.
- Kʉhtsʉtʉʉka или Kotsoteka (« Пожиратели буйволов », по-испански пишется как Cuchanec )
- Кваарэнки или Квахади/Куохада ( Квахаре – «Пожиратели антилоп»; по прозвищу Квахихки – «Солнцезащитные зонтики на спине», потому что они жили на пустынных равнинах Льяно Эстакадо на востоке Нью-Мексико, в самой западной полосе команчей). Одну из их местных групп прозвали Пархья («Лось», буквально «Водяная лошадь»).
- Ноконин или Нокони («Перевозчики», «Вернувшиеся»); предположительно, после смерти вождя Петы Нокона они называли себя Нойканкан – «Не остающиеся на одном месте» и/или Тц Нойканкан/Децанайка – «Плохие туристы», «Бедный странник».
- Танахва или Тенава (также Тенахвит – «Те, кто живут ниже по течению»,
- Таниме или Танима (также называемые Дахаи или Тевавиш - «Пожиратели печени»,
- Пенатка Нʉʉ или Пенатека (другие варианты: Пихнаатка , Пенанʉʉ – «Медоеды»;
Некоторые имена, данные другими, включают:
- ВахаТойя (буквально «Две горы»); (указаны как Предгорья у Облачных людей - те, кто живет недалеко от Вальсенбурга, Колорадо) <Уотли: репатриация Джемеза-Команч-Кайова, 1993–1999>
- Тоянмэн («Люди предгорий» - те, кто жил недалеко от Лас-Вегаса, Нью-Мексико) <Уотли: репатриация Джемеза-Команча-Кайова, 1993–1999>
К неназначаемым именам относятся:
- Тайевит / Тейвит («Гостеприимные»)
- Квахратпахт («Крутые альпинисты»)
- Тайкахпвай / Текапвай («Без мяса»)
- Пагац ( Па'ках'ца - «Начальник потока», также называемый Пахнаиксте - «Те, кто живет вверх по течению»)
- Мцане или Моцай («Подрезанный банк»)
Старые имена шошонов
- Пекви Тхака («Рыбоеды»)
- Похо / Похои («Дикий мудрец»)
Другие имена, которые могут относиться или не относиться к группам команчей, включают:
- Хани Нэме ( Хай'не'на'эне - «Люди, питающиеся кукурузой») Witchitas.
- Итчит'а'б'да ( Уцу'ит - «Холодные люди», т.е. «Северные люди», вероятно, другое название япархка или одной из их местных групп - потому что они жили на севере)
- Итехтахо («Подгоревшее мясо», прозванное другими команчами, потому что весной они выбрасывали излишки мяса, где оно высыхало и становилось черным, похожим на подгоревшее мясо)
- Наэнием ( No'na'ʉm - «Люди хребта»)
Современные локальные группы
- Ононе (также Онэнэн или Онахан , «Люди Соле» или «Люди Солт-Крик») живут в округе Каддо в окрестностях Сирила, Оклахома ; в основном потомки Нокони Пьянаввита.
- Виане ( Wianʉ , Wia'ne – «Уходящий холм»), живут к востоку от Уолтерса, Оклахома , потомки Уэйси.
Команчские войны
[ редактировать ]Команчи участвовали в ряде конфликтов против испанских , а затем мексиканских и американских армий. Они были как экспедиционными, как в случае с набегами на Мексику , так и оборонительными . Команчи были известны как жестокие воины, яростно сражавшиеся за свою родину Команчерию . Однако массовое население поселенцев с востока и принесенные ими болезни привели к давлению и упадку власти команчей, а также к прекращению их основного присутствия на южных Великих равнинах .
Отношения с поселенцами
[ редактировать ]Команчи поддерживали неоднозначные отношения с европейцами, а затем и с поселенцами, пытавшимися колонизировать их территорию. Команчи ценились как торговые партнеры с 1786 года через команчеро из Нью-Мексико, но их опасались из-за их набегов на поселенцев в Техасе. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Точно так же они в то или иное время находились в состоянии войны практически со всеми остальными группами коренных американцев, живущими на Южных равнинах. [ 36 ] [ 37 ] оставляя возможности для политического маневрирования европейских колониальных держав и США. В какой-то момент Сэму Хьюстону , президенту недавно созданной Республики Техас , почти удалось заключить мирный договор с команчами в рамках Договора Теуакана-Крик 1844 года . Его усилия были сорваны в 1845 году, когда законодательный орган Техаса отказался создать официальную границу между Техасом и Команчерией.
Хотя команчам удалось сохранить свою независимость и увеличить свою территорию, к середине 19 века им грозило полное уничтожение из-за волны эпидемий евразийских болезней, к которым у них не было иммунитета, таких как оспа и корь . Вспышки оспы (1817, 1848 гг.) и холеры (1849 г.) нанесли серьезный урон команчам, популяция которых упала с примерно 20 000 в конце 18 века до всего нескольких тысяч к 1870-м годам.
В конце 1860-х годов США начали усилия по переселению команчей в резервации, заключив « Договор о медицинской ложе» (1867 г.), который предлагал церкви, школы и аннуитеты в обмен на обширный участок земли общей площадью более 60 000 квадратных миль (160 000 км²). 2 ). Правительство обещало остановить охотников на бизонов, истреблявших огромные стада равнин, при условии, что команчи вместе с апачами , кайова , шайеннами и арапахо переселятся в резервацию общей площадью менее 5000 квадратных миль (13000 км2). 2 ) земли. Однако правительство не предотвратило забой стад. Команчи под командованием Кенатосавита Белого Орла (позже названного Иса-таем «Влагалищем койота») в ответ напали на группу охотников в Техасском Панхандле во Второй битве при Adobe Walls (1874 г.). была вызвана армия США, Нападение стало катастрофой для команчей, и во время войны на Красной реке чтобы загнать оставшихся в этом районе команчей в резервацию, что завершилось битвой при каньоне Пало-Дуро . Всего за 10 лет буйволы оказались на грани исчезновения, фактически положив конец охотничьему образу жизни команчей. В мае 1875 года последняя свободная банда команчей во главе с воином кваада Куаной Паркером сдалась и перебралась в резервацию Форт Силл в Оклахоме. Последние независимые кайова и кайова-апачи также сдались.
Перепись 1890 года показала, что в резервации Форт Силл проживало 1598 команчей, которые они делили с 1140 кайова и 326 кайова-апачами. [ 38 ]
Договор Мейсебаха-команчей
[ редактировать ]Группа Пенетека согласилась на мирный договор с Немецкой иммиграционной компанией под руководством Джона О. Мейсебаха . Этот договор не был связан с каким-либо уровнем правительства. Мейсебах выступил посредником в заключении договора о заселении земель на Гранте Фишера-Миллера, из которого были сформированы 10 графств Кончо , Кимбл , Ллано , Мейсон , Маккалок , Менар , Шлейхер , Сан-Саба , Саттон и Том Грин . [ 39 ]
В отличие от многих договоров того времени, этот договор был очень кратким и простым: все стороны соглашались на взаимное сотрудничество и раздел земли. Договор был согласован на встрече в округе Сан-Саба. [ 40 ] и подписан всеми сторонами 9 мая 1847 года во Фредериксбурге, штат Техас . Договор был заключен между бандой Пенетека и Немецкой иммиграционной компанией. Никакая другая группа или племя не участвовали. Немецкая иммиграционная компания была распущена самим Мейзебахом вскоре после того, как она выполнила свою задачу. К 1875 году команчи были переселены в резервации. [ 41 ]
Пять лет спустя художник Фридрих Рихард Петри с семьей переехал в поселение Педерналес , недалеко от Фредериксбурга. Эскизы и акварели Петри свидетельствовали о дружеских отношениях между немцами и различными местными индейскими племенами. [ 42 ]
Договор Форта Мартина Скотта
[ редактировать ]В 1850 году в Сан-Сабе был подписан еще один договор между правительством Соединенных Штатов и рядом местных племен, среди которых были команчи. Этот договор был назван в честь ближайшего военного форта, которым был форт Мартин Скотт . Договор никогда не был официально ратифицирован каким-либо уровнем правительства и имел обязательную силу только со стороны коренных американцев. [ 43 ] [ 44 ]
Комиссия чероки
[ редактировать ]Соглашение с команчами, кайова и апачами, подписанное с Комиссией чероки 6–21 октября 1892 г. [ 45 ] в дальнейшем сократили свою резервацию до 480 000 акров (1900 км²). 2 ) по цене 1,25 доллара за акр (308,88 доллара за км). 2 ), с наделом 160 акров (0,65 км 2 ) на человека от племени, находящегося в доверительном управлении. В 1906 году всем детям, родившимся после соглашения, были предоставлены новые наделы, а оставшаяся земля была открыта для поселений белых. С этим новым соглашением эпоха резерваций команчей внезапно подошла к концу.
Пленник Герман Леманн
[ редактировать ]Одним из самых известных пленников Техаса был немецкий мальчик по имени Герман Леманн . Он был похищен апачами только для того, чтобы сбежать и быть спасенным команчами. Леманн стал приемным сыном Куаны Паркер . 26 августа 1901 года Куана Паркер предоставил юридические показания, подтверждающие жизнь Лемана как его приемного сына (1877–1878). 29 мая 1908 года Конгресс Соединенных Штатов уполномочил министра внутренних дел США выделить Леманну, как приемному члену нации команчей, 160 акров земли в Оклахоме недалеко от Грандфилда . [ 46 ]
Новейшая история
[ редактировать ]Вхождение в западную экономику было проблемой для команчей в конце 19 — начале 20 веков. Многие члены племени были лишены всего, что осталось от их земли и имущества. Назначенный правительством Соединенных Штатов верховным главой, вождь Куана Паркер энергично проводил кампанию за лучшие условия для своего народа, часто встречаясь с вашингтонскими политиками; и помогал управлять землей племени.
Паркер разбогател, занимаясь скотоводством. Он также выступал за разрешение команчам практиковать религиозные обряды индейской церкви , такие как использование пейота , что осуждалось американцами европейского происхождения. [ 47 ]
Перед первым законодательным собранием Оклахомы Куана показал:
Я не думаю, что этот законодательный орган должен вмешиваться в религию человека, также этим людям должно быть разрешено сохранить этот восстановитель здоровья. Эти здоровые джентльмены, прежде чем употреблять пейот, и те, кто его не употребляет, не так уж здоровы. [ 48 ]
Во время Второй мировой войны многие команчи покинули традиционные племенные земли в Оклахоме в поисках работы и новых возможностей в городах Калифорнии и Юго-Запада . Около половины населения команчей все еще проживает в Оклахоме, с центром в городе Лоутон.
Недавно был «заново открыт» 80-минутный немой фильм 1920 года под названием « Дочь зари » . В нем участвуют более 300 команчей и кайова. [ 49 ]
Культура
[ редактировать ]Роды
[ редактировать ]Если у женщины начинались схватки, пока группа находилась в лагере, ее переводили в типи или в кустарниковый домик, если было лето. Одна или несколько пожилых женщин помогали в качестве акушерок . Мужчинам не разрешалось находиться в типи во время или сразу после родов. [ 50 ]
Сначала акушерки размягчили земляной пол типи и выкопали две ямы. Одно из отверстий предназначалось для нагрева воды, а другое — для последа . Рядом с постелью будущей матери вбивали в землю один или два кола, чтобы она могла держаться за них во время родов. После родов акушерки повесили пуповину на каркас . В народе верили, что если не потревожить пуповину до того, как она сгниет, ребенок проживет долгую и благополучную жизнь. [ 51 ]
Новорожденного пеленали и несколько дней оставляли с матерью в типи. Ребенка положили в колыбельку , и мать вернулась к работе. Она могла легко носить колыбельку на спине или прислонить ее к дереву, чтобы ребенок мог наблюдать за ней, пока она собирает семена или корни. Люлька представляла собой плоскую доску, к которой крепилась корзина. Последний изготавливался из сыромятных ремней или кожаных ножен, зашнурованных спереди. С мягким сухим мхом, похожим на подгузник, малыш был надежно засунут в кожаный карман. В холодную погоду ребенка заворачивали в одеяла, а затем клали в колыбельку. Младенец оставался в колыбели около десяти месяцев; затем ему разрешили ползать. [ 52 ]
В группу приветствовали как девочек, так и мальчиков, но предпочтение отдавалось мальчикам. Если ребенок был мальчиком, одна из акушерок сообщала отцу или дедушке: «Это твой близкий друг». Семьи могли нарисовать лоскут на типи, чтобы сообщить остальным членам племени, что их усилил еще один воин. Иногда мужчина давал имя своему ребенку, но чаще всего отец просил это сделать знахаря (или другого выдающегося человека). Он сделал это в надежде, что его ребенок проживет долгую и продуктивную жизнь. Во время публичной церемонии наречения знахарь закурил свою трубку и предложил дым небу, земле и каждому из четырех направлений. Он молился, чтобы ребенок оставался счастливым и здоровым. Затем он поднял ребенка, чтобы символизировать его взросление, и четыре раза назвал имя ребенка. Каждый раз, когда он произносил имя, он держал ребенка немного выше. Считалось, что имя ребенка предсказывает его будущее; даже слабый или больной ребенок может вырасти великим воином, охотником и налетчиком, если ему дать имя, отражающее храбрость и силу. [ 52 ] Мальчиков часто называли в честь дедушки, дяди или другого родственника. Девочек обычно называли в честь кого-то из родственников отца, но имя выбирала мать. По мере того, как дети росли, они также приобретали прозвища в разные моменты своей жизни, чтобы выразить какой-то аспект своей жизни. [ 53 ]
Дети
[ редактировать ]Команчи считали своих детей самым ценным подарком. Детей наказывали редко. [ 54 ] Иногда, однако, старшую сестру или другого родственника призывали наказать ребенка, или родители заказывали буги, чтобы напугать ребенка. Время от времени старики надевали простыни и пугали непослушных мальчиков и девочек. Детям также рассказали о Большой Сове-Людоеде ( Пиа Мупици ), которая жила в пещере на южном склоне гор Витчита и по ночам поедала плохих детей. [ 55 ]
Дети учились на собственном примере, наблюдая и слушая своих родителей и других участников группы. Как только она стала достаточно взрослой, чтобы ходить, девочка следовала за своей матерью по лагерю и играла с повседневными делами по приготовлению пищи и шитью одежды. Она также была очень близка с сестрами матери, которых называли не тетей, а пиа , что означает мать. Ей подарили маленькую куклу из оленьей шкуры, которую она повсюду брала с собой. Она научилась шить всю одежду для куклы. [ 56 ]
Мальчик отождествлял себя не только со своим отцом, но и с его семьей, а также с самыми храбрыми воинами в отряде. Он научился ездить на лошади раньше, чем научился ходить. Ожидалось, что к четырем или пяти годам он сможет умело управлять лошадью. Когда ему было пять или шесть лет, ему подарили небольшой лук и стрелы . Часто кататься и стрелять мальчика учил дед, так как его отец и другие воины были в набегах и на охоте. Его дедушка также рассказал ему о его собственном детстве, а также истории и легендах команчей. [ 57 ]
Когда мальчик подрос, он присоединился к другим мальчикам, чтобы охотиться на птиц. В конце концов он отошел дальше от лагеря в поисках лучшей дичи, которую можно было бы убить. Воодушевленные тем, что они стали умелыми охотниками, мальчики познали признаки прерии , научившись терпеливо и тихо выслеживать дичь. Они стали более самостоятельными, но, играя вместе как группа, они также сформировали связи и дух сотрудничества, которые им понадобятся, когда они будут охотиться и совершать набеги. [ 57 ]
Мальчиков очень уважали, потому что они становились воинами и могли умереть молодыми в бою. Подойдя к зрелому возрасту, мальчик отправился на свою первую охоту на буйволов. Если он совершал убийство, отец угощал его пиром. Только после того, как он проявил себя на охоте на буйволов, молодому человеку разрешили пойти на войну. [ 57 ]
Когда он был готов стать воином, примерно в 15 или 16 лет, молодой человек впервые «приготовил лекарство», отправившись на поиск видений ( обряд посвящения ). После этого путешествия его отец дал ему хорошую лошадь для сражений и еще одного скакуна для прогулок. Если бы он проявил себя как воин, в его честь можно было бы устроить танец раздачи. Пока барабанщики смотрели на восток, заслуженный мальчик и другие молодые люди танцевали. Его родители вместе с другими родственниками и членами банды бросали ему под ноги подарки, особенно одеяла и лошадей, символизируемых палками. Любой мог украсть себе один из даров, хотя те, у кого много имущества, воздерживались; они не хотели показаться жадными. Во время этих танцев люди часто отдавали все свое имущество, обеспечивая других участников ансамбля, а себя оставляя ни с чем. [ 57 ]
Девочки научились собирать ягоды, орехи и коренья. Они носили воду и собирали дрова, а примерно в 12 лет научились готовить еду, делать типи, шить одежду, заготовлять шкуры и выполнять другие задачи, необходимые для того, чтобы стать женой и матерью. Тогда их считали готовыми к браку. [ 56 ]
Смерть
[ редактировать ]В 19 веке традиционный обычай погребения команчей заключался в том, чтобы завернуть тело умершего в одеяло и поместить его на лошадь позади всадника, который затем ехал в поисках подходящего места для захоронения, например, безопасной пещеры. После погребения всадник засыпал тело камнями и вернулся в лагерь, где скорбящие сожгли все имущество покойного. Главный скорбящий порезал себе руки, чтобы выразить свое горе. Племя Кахада следовало этому обычаю дольше, чем другие племена, и хоронило своих родственников в горах Витчита . Христианские миссионеры убедили команчей хоронить своих умерших в гробах на кладбищах. [ 58 ] такова практика сегодня.
Транспорт и жилье
[ редактировать ]Когда они жили вместе с шошонами, команчи в основном использовали для передвижения травуа, запряженные собаками . Позже они приобрели лошадей у других племен, таких как пуэбло, и у испанцев. Поскольку лошади быстрее, их легче контролировать и они сильнее, это помогло им на охоте, в войне и при переезде лагеря. Жилища большего размера были построены из-за возможности тянуть и переносить больше вещей. Будучи травоядными, лошадей было легче кормить, чем собак, поскольку мясо было ценным ресурсом. [ 59 ] Лошадь имела для команчей величайшую ценность. Богатство команча измерялось размером его табуна лошадей. Лошади были главной целью кражи во время рейдов; часто набеги проводились специально для поимки лошадей. Часто табуны лошадей, исчисляющиеся сотнями, были украдены команчами во время набегов на другие индейские народы, испанцев, мексиканцев, а позже и с ранчо техасцев. Лошади использовались в войне, а команчи считались одними из лучших в истории легкой кавалерии и конных воинов. [ 60 ]
Команчи покрывали свои типи сшитыми вместе шкурами буйволов. Чтобы подготовить шкуры, женщины расстилали их на земле, соскабливали жир и плоть с помощью костяных или роговых лезвий и сушили на солнце. Затем женщины соскребали густые волосы и вымачивали шкуры в воде. Через несколько дней их энергично натирали смесью жира, мозгов и печени, чтобы размягчить. Они еще больше смягчили их, прополоскав и протерев ремешок из сыромятной кожи взад и вперед. Наконец, их коптили на костре, что придавало им коричневый цвет. Чтобы закончить покрытие типи, женщины складывали дубленые шкуры рядом и сшивали их вместе. Можно было использовать до 22 шкур, но в среднем — 14. Сшитый чехол привязывали к шесту, поднимали, обматывали конусообразным каркасом и прикалывали деревянными шпажками размером с карандаш. Две створки в форме крыльев наверху типи были повернуты назад, образуя отверстие, которое можно было регулировать, чтобы не допускать проникновения влаги и удерживать карманы изолирующего воздуха. Благодаря яме для костра в центре земляного пола типи сохраняло тепло зимой. Летом нижние края типи можно было закатать, чтобы пропускать ветерок. В жаркую погоду готовка готовилась на улице. Типи были очень практичными жилищами для кочевников. Работая вместе, женщины могли быстро установить или снять их. Целая группа команчей могла собраться и преследовать стадо буйволов примерно за 20 минут. Женщины занимались большей частью обработки и приготовления пищи. [ 61 ]
Еда
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Команчи изначально были охотниками-собирателями . Когда они жили в Скалистых горах , во время миграции на Великие равнины, и мужчины, и женщины разделяли ответственность за сбор и обеспечение едой. Когда команчи достигли равнин, преобладала охота. Охота считалась мужским занятием и была основным источником престижа. Ради мяса команчи охотились на бизонов , лосей , черных медведей , вилорогов и оленей . Когда дичи было мало, мужчины охотились на диких мустангов, а иногда и поедали собственных пони. В последующие годы команчи совершали набеги на ранчо Техаса и крали рогатый скот. Они не ели ни рыбу, ни птицу, если только не умерли с голоду.
Женщины готовили мясо бизона и другую дичь. Женщины также собирали дикие фрукты, семена, орехи, ягоды, корни и клубни, в том числе виноград , сливы , можжевельника ягоды хурму , шелковицу , , желуди , орехи пекан , дикий лук , редис и тунец, плоды кактуса опунции . Команчи также приобретали кукурузу , сушеную тыкву и табак посредством торговли и набегов. Мясо жарили на огне или варили. Чтобы отварить свежее или сушеное мясо и овощи, женщины выкапывали яму в земле, выстилали ее шкурами животных или бизоньими желудками и заливали водой, чтобы получилось что-то вроде котла для приготовления пищи. Они положили в воду нагретые камни, пока она не закипела, и приготовили похлебку. После контактов с испанцами команчи обменяли медные горшки и железные чайники, что облегчило приготовление пищи.
Женщины использовали ягоды и орехи, а также мед и жир для ароматизации мяса бизона. Жир хранили в кишечных оболочках или мешочках из сыромятной кожи, называемых ойоту . Особенно им нравилось готовить сладкую кашу из мозгов бизона, смешанную с измельченными мескитовыми бобами.
Команчи иногда ели сырое мясо, особенно сырую печень, приправленную желчью . Они также пили молоко из разрезанного вымени бизонов, оленей и лосей. [ 62 ] Среди деликатесов была простокваша из желудков молочных зубров. Им также нравились потроха или желудки бизона.
Команчи обычно ели легкий завтрак и обильный ужин. Они ели днем, когда были голодны или когда было удобно. Как и другие племена равнин , команчи были очень гостеприимны. Они готовили еду всякий раз, когда в лагерь прибывал посетитель, из-за чего посторонние считали, что команчи ели в любое время дня и ночи. Многие семьи выражали благодарность, садясь за стол.
Дети команчей ели пеммикан , но в первую очередь это была вкусная и высокоэнергетическая еда, предназначенная для военных партий. Носимый в мешочке парфлеш , пеммикан ели только тогда, когда у мужчин не было времени на охоту. Точно так же в лагере люди ели пеммикан только тогда, когда другой еды было мало. Торговцы ели нарезанный ломтиками и макающий в мед пеммикан, который они называли индийским хлебом.
Одежда
[ редактировать ]Одежда команчей была простой и удобной в ношении. Мужчины носили кожаный ремень с набедренной повязкой — длинный кусок оленьей кожи, который поднимался между ног и зацеплялся за пояс спереди и сзади, а также свободные леггинсы из оленьей кожи. Подошва мокасин была сделана из толстой и жесткой шкуры буйвола, а верх — из мягкой оленьей кожи. Мужчины ничего не носили на верхней части тела, за исключением зимы, когда они носили тяжелые мантии из шкуры буйвола (или иногда из шкур медведя , волка или койота ) с сапогами из шкуры буйвола до колен. Молодые мальчики обычно ходили голыми, за исключением холодной погоды. К 8-9 годам они носили взрослую одежду. В XIX веке мужчины заменили набедренные повязки из оленьей кожи тканой тканью и стали носить рубашки из оленьей кожи свободного кроя. Женщины носили длинные платья из оленьей кожи с расклешенной юбкой и широкими длинными рукавами, с бахромой из оленьей кожи на рукавах и подоле. Бусины и кусочки металла были прикреплены геометрическими узорами. Женщины носили мокасины из оленьей кожи на буйволиной подошве. Женщины украшали свои рубашки, леггинсы и мокасины бахромой из оленьей шкуры, меха животных и человеческих волос. Они также украшали свои рубашки и леггинсы узорами и формами из бус и лоскутков материала. Зимой они тоже носили теплые буйволиные мантии и высокие сапоги из буйволиной шкуры на меховой подкладке. В отличие от мальчиков, девочки, достаточно взрослые, чтобы ходить, были одеты в набедренные повязки. К 12 или 13 годам они носили женскую одежду. [ 63 ]
Волосы и головной убор
[ редактировать ]Команчи гордились своими длинными волосами. Расположили его кистями из игл дикобраза , смазали маслом и разделили по центру ото лба к задней части шеи. Скальп по пробору красили желтой, красной или белой глиной (или другими цветами). Волосы они заплетали в две длинные косы, завязанные кожаными ремешками или цветной тканью, а иногда и обматывающиеся бобровым мехом. Еще они заплетали прядь волос на макушке. Эта тонкая коса, называемая прядью скальпа, была украшена цветными лоскутками ткани, бусами и одним пером. Мужчины-команчи редко носили что-либо на голове. Только после того, как в конце 19 века они переехали в резервацию, мужчины начали носить типичный головной убор Равнин . В сильные холода они могли носить шерстяную шляпу из шкуры буйвола без полей. На войне некоторые воины носили головной убор из скальпа буйвола. Воины срезали большую часть шкуры и мяса с головы буйвола, оставив только часть шерстистой головы и рогов. Этот тип шляпы носили только команчи. Женщины не позволяли своим волосам расти так долго, как мужчины. Молодые женщины могли носить длинные волосы и заплетать их в косы, но женщины делили волосы посередине и держали их короткими. Как и мужчины, они красили скальп по пробору яркой краской. [ 64 ]
Украшение тела
[ редактировать ]Мужчины-команчи обычно прокалывали уши с висячими серьгами из кусков ракушек или петель из латунной или серебряной проволоки. Родственница-женщина прокалывала внешний край уха шестью или восемью отверстиями. Мужчины также вытатуировали его лицо, руки и грудь геометрическими узорами, а также разрисовали лицо и тело. Традиционно использовали краски из ягодного сока и цветных глин Команчерии. Позже торговцы снабжали их киноварью (красным пигментом) и яркими жирными красками. Мужчины носили на руках кожаные ленты и металлические полоски. За исключением черного цвета, который был цветом войны, не существовало стандартного цвета или рисунка для росписи лица и тела: это было вопросом индивидуальных предпочтений. Например, один мужчина может покрасить одну сторону своего лица в белый цвет, а другую — в красный; другой мог бы покрасить одну сторону своего тела в зеленый цвет, а другую — в зеленые и черные полосы. Один команч мог всегда раскрашивать себя определенным образом, а другой мог менять цвета и рисунки, когда ему того хотелось. Некоторые рисунки имели особое значение для человека, а во сне могли открываться особые цвета и узоры. Женщины также могут татуировать лицо или руки. Они любили раскрашивать свое тело и могли делать это по своему усмотрению. Среди женщин было популярно красить внутреннюю часть ушей в ярко-красный цвет и рисовать на щеках большие оранжевые и красные круги. Обычно они красили вокруг губ красный и желтый цвета. [ 65 ]
Искусство и материальная культура
[ редактировать ]Из-за частых кочевий команчам приходилось следить за тем, чтобы их домашние вещи и другое имущество не ломались. Они не использовали керамику, которую можно было легко разбить в дальних путешествиях. Ткачество, резьба по дереву и обработка металла были неизвестны. Вместо этого они зависели от буйволов в производстве большей части своих инструментов, предметов домашнего обихода и оружия. Из рогов, шкур и костей они сделали около 200 различных утилитарных предметов.
Удалив внутреннюю оболочку желудка, женщины превратили брюшко в мешок для воды. Подкладку натягивали на четыре палки и заливали водой, чтобы получилась кастрюля для варки супов и тушеных блюд. Поскольку на равнинах не хватало древесины, женщины полагались на щепу буйвола (сушеный навоз) в качестве топлива для приготовления пищи и обогрева. [ 66 ]
Из жесткой сыромятной кожи шили седла, стремена и подпруги, чехлы для ножей, ведра и подошвы мокасин. Из сыромятной кожи также делали погремушки и барабаны. Полоски сыромятной кожи были скручены в прочные веревки. Соскобленные сыромятные шкуры, напоминающие белый пергамент, складывали в парфлеши, в которых хранили еду, одежду и другие личные вещи. Женщины также дублили шкуры , чтобы получить мягкую и эластичную оленьую кожу, которую использовали для изготовления чехлов типи, теплых халатов, одеял, тканей и мокасин. Оленью кожу использовали для изготовления постельных принадлежностей, колыбелей, кукол, сумок, мешочков, колчанов и чехлов для оружия.
Сухожилия использовались для изготовления тетив и швейных ниток. Копыта превратились в клей и погремушки. Рогам придавали форму чашек, ложек и ковшиков, а хвост служил кнутом, мухобойкой или украшением типи. Из костей мужчины изготавливали инструменты, скребки, иголки, трубки и детские игрушки. Но мужчины сосредоточились на изготовлении луков и стрел, копий и щитов. Толстая кожа шеи старого быка идеально подходила для боевых щитов, отражающих как стрелы, так и пули. Поскольку большую часть дня они проводили верхом на лошадях, они также шили из кожи седла, стремена и другое снаряжение для своих скакунов. Волосы буйвола использовались для набивки подушечек седел, а также для изготовления веревок и недоуздков. [ 67 ]
Язык
[ редактировать ]Язык, на котором говорит команчей , команчи ( Num u tekwap народ u ) , является нумическим языком юто -ацтекской языковой группы . Он тесно связан с языком шошонов , от которого команчи отделились около 1700 года. Эти два языка остаются тесно связанными, но несколько звуковых изменений низкого уровня препятствуют взаимной разборчивости. Самые ранние записи команчей 1786 года ясно показывают наличие диалекта шошонов, но к началу 20-го века эти звуковые изменения изменили звучание команчей тонким, но глубоким образом. [ 68 ] [ 69 ] Хотя в настоящее время предпринимаются усилия по обеспечению выживания этого языка, большинство его носителей — пожилые люди, и на нем могут говорить менее 1% команчей.
В конце 19 века многие дети команчей были помещены в школы-интернаты вместе с детьми из разных племен. Детей учили английскому языку и отговаривали говорить на родном языке. Как ни странно, принуждение к разговору по-английски было суровым.
Куана Паркер выучил и говорил по-английски и был непреклонен в том, чтобы его собственные дети делали то же самое. Затем второе поколение выросло, говоря по-английски, потому что считалось, что [ ВОЗ? ] что им лучше не знать команчей. [ 70 ]
Команчи были среди коренных американцев, которых впервые использовала в качестве переговорщиков кодов во время Первой мировой войны. армия США [ 71 ]
Во время Второй мировой войны группа из 17 молодых людей, которых называли «говорящими по коду команчей», была обучена и использовалась армией США для отправки сообщений, содержащих конфиденциальную информацию, которую немцы не могли расшифровать. [ 72 ] [ 73 ]
Известные команчи
[ редактировать ]Исторический народ команчей
[ редактировать ]Это известные команчи 18-19 веков, до выделения земель.
- Влюбчивый мужчина (Пахайоко) (конец 1780-х - ок. 1860), руководитель пенатеки.
- Черный Конь (умер около 1900 г.), второй вождь банды Квахади.
- Буйволиный горб (Potsnakwahipʉ) (ок. 1800 - ок. 1865/1870), военачальник, а затем главный начальник дивизии Пенатека.
- Мертвая плоть , Техкап (1832–1860-е), военачальник квахади
- Тавибо Наритгант , Зеленый Рог (умер в 1779 г.), военачальник
- Верховая езда (Tʉhʉyakwahipʉ) (ок. 1805/1810 - ок. 1888), вождь банды Нокони.
- Железный Жакет (Пуихвиквасуу) (ок. 1790–1858), военачальник, а затем главный вождь банды Квахади; отец Петы Ноконы
- Исатай (ок. 1840–ок. 1890), воин и знахарь квахади.
- Моу-уэй (Пожимание руки, Толкание посередине) (ок. 1825–1886), руководитель Коцотека
- Старая Сова ( Мупицукупе ) (конец 1780-х - 1849), руководитель пенатеки.
- Пета Нокона (Одинокий странник) (ок. 1820 – ок. 1864), начальник подразделения Квахади; отец Куаны Паркер
- Куана Паркер (ок. 1845–1911), вождь квахади, основатель индейской церкви и владелец ранчо.
- Уайт Паркер (1887–1956), сын Куаны Паркер и методистский миссионер.
- Пиару-екарукапу ( Большое красное мясо ) (ок. 1820/1825-1875), вождь нокони
- Санапия (1895–1984), знахарка.
- Санта-Анна (ок. 1800 - ок. 1849), военачальник отряда Пенатека.
- Говорящий с духами ( Муквуру ) (ок. 1780–1840), вождь пенатек и знахарь.
- Десять медведей (Paw'ras'mnun') (ок. 1790–1872), вождь банды Кетахто, а затем и всего подразделения Ямпарика.
- Томасса ( ок. 1840–1900 ), переводчик. [ 74 ]
- Тосави (Белый Нож) (ок. 1805/1810 - ок. 1878/1880), руководитель банды Пенатека.
- Желтый Волк (Иса-виа) (ок. 1800/1805 - 1854), военачальник дивизии Пенатека.
Известные пленники-команчи
[ редактировать ]- Бьянка Бэбб (1856–1950), американка, пленница команчей.
- Синтия Энн Паркер (1827–1863), американская пленница, жена Петы Ноконы, мать Куаны Паркер
Граждане нации команчей
[ редактировать ]Это граждане народа команчей 20-го и 21-го веков.
- Харон Асетойер (1951 г.р.), активист и защитник женского здоровья
- Чад Гейбл (1986 г.р.), профессиональный борец [ 75 ]
- Чарльз Чибитти (1921–2005), говорящий по коду команчей времен Второй мировой войны.
- Карита Коффи , Цат-Тах Мо-о Кан (род.1947), художник-керамист, профессор, скульптор
- Мари К. Кокс (1920–2005), основательница Ассоциации женщин североамериканских индейцев и сторонница реформы приемных семей.
- Джесси Эд Дэвис (1944–1988), гитарист и записывающийся исполнитель.
- ЛаДонна Харрис (1931 г.р.), политический активист и основатель организации «Американцы за возможности для индейцев»
- Джейни Кассанавоид (1995 г.р.), спортсменка (метание молота)
- Дороти Санрайз Лорентино (1909–2005), педагог, активистка, сестра Морриса Таббиетчи.
- Док Тейт Невакуайя (1932–1996), художник в плоском стиле, индейский флейтист , сотрудник NEA.
- Сонни Невакуайя (ум. 2019), индейский флейтист
- Дайан О'Лири (1939–2013), художница, медсестра
- Лотси Паттерсон (1931 г.р.), библиотекарь, педагог и основатель Библиотечной ассоциации американских индейцев
- Пол Чаат Смит , автор команчей/чокто, куратор
- Джордж Тахдуаниппах «Команч Бой» (1978 г.р.), профессиональный боксер и чемпион NABC в суперсреднем весе.
- Жозефина Вапп (1912–2014), профессор, изготовитель регалий, художник по текстилю.
- Дэвид Йигли (1951–2014), классический композитор, политический писатель
История населения
[ редактировать ]В 1832 году вожди команчей сообщили Джорджу Кэтлину , что племя насчитывает до 40 000 человек и может собрать до 8 000 воинов. Столь высокая численность населения, по-видимому, подтверждается Бургмонтом , которому вождь команчей сказал, что племя состоит из 12 деревень, и когда Бургмонт посетил одну из этих деревень, он обнаружил там 800 воинов (если бы все остальные деревни были одинаково густонаселены, общая численность воинов будет 9600). В 1774 году французский торговец Ж. Геньяр писал, что в одной дивизии команчей (нейтане, также известной как ямпарика) насчитывалось 4000 воинов, разделенных на четыре отряда, которые никогда не были вместе. В 1786 году испанцы подсчитали, что численность команчей могла достигать 30 000 человек. Джедидия Морс примерно в 1820 году оценил численность команчей от 38 000 до 41 000 человек. В 1819 году сообщалось, что три отряда команчей насчитывали 2500 воинов. По делам индейцев 1837 г. сообщалось о 19 200 человек. Чарльз Бент в 1847 году сообщил, что у них было 2500 лож. В отчете по делам Индии 1849 г. сообщалось, что их численность составляла 4000 воинов и общую численность населения 20 000 человек. Примерно в середине 19 века А. В. Уиппл , Э. Доменек и Х. Хоу сообщили, что численность команчей достигала 30 000 человек. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] Популяция команчей, по-видимому, быстро сократилась во второй половине XIX века. Перепись 1890 года выявила только 1598 человек в Оклахоме. По данным по делам индейцев, их было 1507 (в 1895 г.), 1499 (в 1900 г.), 1401 (в 1905 г.) и 1476 (в 1910 г.). [ 76 ] По переписи 1910 года их было всего 1171 человек.
Популяция команчей восстановилась в 20 и 21 веках. Перепись 2020 года выявила в США 28 193 команча. [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Карманный справочник с иллюстрациями народов Оклахомы, 2011 год» (PDF) . Комиссия Оклахомы по делам индейцев . Ноябрь 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2012 г. . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б "О нас" . Нация команчей . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ «Распространение племен американских индейцев: команчи в США» .
- ^ Перейти обратно: а б «Домой | Нация команчей» . comanchenation.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Джин Ормсби Чарни. Грамматика команчей . (Небраска, 1993). Страницы 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Кавана, Томас В. «Команчи (племя)» . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . Историческое общество Оклахомы . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Фаулз, Северин, Артерберри, Линдси Монтгомери, Атертон, Хизер (2017), «Команч Нью-Мексико: восемнадцатый век», в Нью-Мексико и Пимерия-Альта , Боулдер: Университетское издательство Колорадо, стр. 158–160. Скачано с JSTOR .
- ^ Марез, Кертис (июнь 2001 г.). «Значение Испании, становление команчами, создание мексиканцев: индейский плен и история чикана / популярного представления». Американский ежеквартальный журнал . 53 (2): 267–307. дои : 10.1353/aq.2001.0018 . S2CID 144608670 .
- ^ Хямяляйнен, Пекка (январь 2008 г.). Империя команчей . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 171. ИСБН 978-0-300-15117-6 .
- ^ «Танец возвращения домой» . Официальный сайт команчей . Проверено 11 июля 2017 г.
- ↑ Отчет губернатора Куэрво-и-Вальдеса, 18 августа 1706 г.
- ^ Барнс, Томас К.; Нейлор, Томас Х.; Полцер, Чарльз В. Северная Новая Испания: Путеводитель по исследованию . Университет Аризоны . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Эрнест Уоллес и Э. Адамсон Хобель. 1952. Команчи: лорды южных равнин (Университет Оклахомы Press).
- ^ Брайт, Уильям, изд. (2004). Индейские топонимы США . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. п. 364. ИСБН 9780806135984 .
- ^ «Казино Comanche Nation | Лоутон Оклахома | Настольные игровые автоматы» . www.comanchenationcasino.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Казино отеля Comanche Red River | Казино Оклахомы | 99 долларов за ночь» . www.comancheredrivercasino.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Казино Comanche Spur | Индийское казино Элгин Оклахома» . www.comanchespurcasino.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Казино Comanche Star | Казино Оклахомы | Уолтерс, ОК» . www.comanchestarcasino.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Список казино Оклахомы по племени» . 500nations.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Наша миссия» . Национальный музей и культурный центр команчей . Нация команчей . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Национальный колледж команчей» . Национальный колледж команчей . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Туристический центр нации команчей. Архивировано 4 ноября 2008 г. в Wayback Machine Comanche Nation. (16 февраля 2009 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Кавана 66
- ^ Кавана 7
- ^ Перейти обратно: а б Кавана 63
- ^ Кавана 380
- ^ Уоллес и Хобель
- ^ Кавана (1996)
- ^ Кавана 41–53
- ^ «Команчи-пенатека ~ Номер маркера: 16257» . Атлас исторических мест Техаса . Кэмп-Верде, Техас : Историческая комиссия Техаса . 2009.
- ^ Кавана 478
- ^ Пламмер, Р., Рассказ о поимке и последующих страданиях миссис Рэйчел Пламмер, 1839 г., в «Рассказе Паркера и истории Техаса», Луисвилл: Morning Courier, 1844, стр. 88–118
- ^ Ли, Н., Три года среди команчей, в книге «В плену у индейцев», Дриммер, Ф., редактор, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1961, ISBN 0486249018 , стр. 277–313.
- ^ Бэбб, Т. А., В лоне команчей, 1912, Даллас: John F. Worley Printing Co.
- ↑ Белл, Дж. Д., Правдивая история моего пленения и жизни с индейцами команчи, в «Каждый день казался праздником», Плен Бьянки Бэбб , Гело, DJ и Зеш, С., редакторы, Southwestern Historical Quarterly. , Том. 107, № 1, 2003, стр. 49–67.
- ^ Леманн, Х., 1927, 9 лет среди индейцев, 1870–1879, Альбукерке, University of New Mexico Press, ISBN 0826314171
- ^ Смит, CL, 1927, Мальчики-пленники, Сан-Саба: Типография и канцелярские товары Сан-Сабы, ISBN 0-943639-24-7
- ^ «Пограничные форты > Уход индийской эпохи» . www.texasbeyondhistory.net . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Грант на землю THC-Fisher-Miller» . Исторические маркеры Техаса . Историческая комиссия Техаса . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ «Договор ТГК-команчей» . Техасская историческая ассоциация . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Демалли, Раймонд Дж; Делория, Вайн (1999). Документы дипломатии американских индейцев: договоры, соглашения и конвенции 1775–1979 гг., Том 1 . Университет Оклахомы. стр. 1493–1494. ISBN 0-8061-3118-7 .
- ^ Гермунден, Герд; Кэллоуэй, Колин Дж; Зантоп, Сюзанна (2002). Немцы и индейцы: фантазии, встречи, прогнозы . Издательство Университета Небраски. п. 65. ИСБН 978-0-8032-6420-5 .
- ^ Уотсон, Ларри С. (1994). ИНДИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ 1835–1902 гг. Том. XXII – Кайова, Команчи и Апачи . Хистри. стр. 15–19.
- ^ Уэбб, Уолтер Прескотт (1965). Техасские рейнджеры: столетие защиты границ . Издательство Техасского университета. стр. 138–140. ISBN 978-0-292-78110-8 .
- ^ Делория, Вайн-младший; ДеМайль, Раймонд Дж (1999). Документы дипломатических договоров, соглашений и конвенций американских индейцев, 1775–1979 гг . Университет Оклахомы Пресс. стр. 355, 356, 357, 358. ISBN. 978-0-8061-3118-4 .
- ^ Зеш, Скотт (2005). Пленные: правдивая история похищения индейцами на границе Техаса . Святого Мартина. стр. 239–241. ISBN 978-0-312-31789-8 .
- ^ Лихи, Тодд; Уилсон, Раймонд (2009). От А до Я индейских движений . Пугало Пресс. п. 120 . ISBN 978-0-8108-6892-2 .
- ^ Лебедь 19
- ^ «Дочь зари | Историческое общество Оклахомы» . www.okhistory.org . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Уоллес и Хобель (1952) стр.142
- ^ Уоллес и Хобель (1952), стр. 143, 144.
- ^ Перейти обратно: а б Уоллес и Хобель (1952) стр.120
- ^ Уоллес и Хобель (1952), стр. 122, 123.
- ^ Уоллес и Хобель (1952) стр.124
- ^ Де Капуа, Сара (2006). Команчи . Эталонные книги. стр. 22, 23. ISBN. 978-0-7614-2249-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Уоллес и Хобель (1952), стр. 124, 125.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уоллес и Хобель (1952), стр. 126–132.
- ^ Крокер
- ^ Роллингс, Дир (2004), стр. 20–24.
- ^ «Индийская культура и лошадь» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 г. Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Роллингс, Дир (2004), стр. 29–30.
- ^ Ньюкомб, WW младший (2002). Индейцы Техаса: от доисторических времен до современности . Издательство Техасского университета. стр. 164 . ISBN 978-0-292-78425-3 .
- ^ Роллингс, Дир (2004), с. 31
- ^ Роллингс, Дир (2004), стр. 31, 32.
- ^ Роллингс, Дир (2004), стр. 32, 33.
- ^ Роллингс, Дир (2004), стр. 28.
- ^ Роллингс, Дир (2004), стр. 25, 26.
- ^ Маклафлин (1992), 158–81
- ^ Маклафлин (2000), 293–304
- ^ Хямяляйнен (2008), стр.171
- ^ «Code Talkers – столетие Первой мировой войны» . www.worldwar1centennial.org . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Холм, Том (2007). «Говорящие по кодексу команчей» . Кодовые говорящие и воины: коренные американцы и Вторая мировая война . Публикации Дома Челси. стр. 108–120 . ISBN 978-0-7910-9340-5 .
- ^ «Индейцы команчи чествуют тех, кто говорит по кодексу Дня Д» . 70-летие Дня Д. Новости Эн-Би-Си. 9 июня 2014 г.
- ^ Батай, Гретхен М .; Лиза, Лори (1993). Индейские женщины: биографический словарь . Интернет-архив. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 978-0-8240-5267-6 .
- ^ Гейбл, Чад [@WWEGable] (29 октября 2021 г.). «Выпускник… пора играть в Earthbound. Кто-нибудь еще играет еще в 2? #ForTheAcademy https://t.co/UB8d6UHEYh» ( твит ). Архивировано из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 20 июня 2024 г. - через Twitter .
- ^ Перейти обратно: а б Кшивицкий, Людвик (1934). Первобытное общество и его жизненная статистика . Публикации Польского социологического института. Лондон: Макмиллан. п. 487-489.
- ^ Доменек, Эммануэль (1860). Семилетнее пребывание в великих пустынях Северной Америки . Том. 2. Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс. п. 24.
- ^ «Помощь индейцам» .
- ^ «Распространение племен американских индейцев: команчи в США» .
Источники
[ редактировать ]- Кавана, Томас В. (1996). Команчи: история 1706–1875 гг . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-7792-2 .
- Кроекер, Марвин Э. (1997). Команчи и меннониты на равнинах Оклахомы: Эй Джей и Магдалена Беккер и миссия Пост-Оук . Фресно, Калифорния: Центры исследований братьев-меннонитов. ISBN 0-921788-42-8 .
- Маклафлин, Джон Э. (1992). «Нелогичное решение в центральной нумической фонологии». Международный журнал американской лингвистики . 58 (2): 158–181. дои : 10.1086/ijal.58.2.3519754 . JSTOR 3519754 . S2CID 148250257 .
- Маклафлин, Джон Э. (2000). Касад, Джин; Уиллетт, Томас (ред.). «Языковые границы и фонологическое заимствование в центральных нумических языках». Уто-ацтекский язык: структурные, временные и географические перспективы . Сонора, Мексика: Друзья юто-ацтекского университета Соноры, факультет гуманитарных наук и изящных искусств, Эрмосильо. ISBN 970-689-030-0 .
- Медоуз, Уильям С. (2003). Военные общества кайова, апачей и команчей: стойкие ветераны с 1800 года по настоящее время . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70518-0 .
- Роллингс, Уильям Х.; Дир, Ада Э (2004). Команчи . Издательство «Челси Хаус». ISBN 978-0-7910-8349-9 .
- Свон, Дэниел К. (1999). Религиозное искусство пейота: символы веры и убеждений . Джексон, Миссисипи: Издательство Университета Миссисипи. ISBN 1-57806-096-6 .
- Уоллес, Эрнест ; Хобель, Э. Адамсон (1952). Команчи: лорды южных равнин . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806102498 . ОСЛК 1175397 .
- Най, Уилбур Стертевант. Карабин и копье: история старого форта Силл , University of Oklahoma Press, Норман, 1983 г.
- Леки, Уильям Х.. Солдаты-буйволы: рассказ о негритянской кавалерии на Западе , University of Oklahoma Press, Норман, 1967
- Фаулер, Арлен Л.. Черная пехота на Западе, 1869–1891 гг ., University of Oklahoma Press, Норман, 1996 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ференбах, Теодор Рид (1974). Команчи: уничтожение народа . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-48856-3 . Переиздано как Ференбах, Теодор Рид (2003). Команчи: история народа . Нью-Йорк: Anchor Books. ISBN 1-4000-3049-8 .
- Фостер, Моррис В. (1991). Быть команчами: социальная история сообщества американских индейцев . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0-8165-1367-8 .
- Хамалайнен (Hämäläinen), Пекка (2008). Империя команчей . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300126549 .
- Джон, Элизабет АХ (1975). Бури, назревающие в мирах других людей: противостояние индейцев, испанцев и французов на юго-западе, 1540–1795 гг . Колледж-Стейшн: Texas A&M Press. ISBN 0-89096-000-3 .
- Кавана, Томас В. (2001). ДеМалли, Рэймонд Дж. (ред.). «Высокие равнины: Команчи». Справочник североамериканских индейцев . 13 . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт : 886–906.
- Кавана, Томас В. (2007). «Команч» . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . Историческое общество Оклахомы. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 27 ноября 2013 г.
- Кавана, Томас В. (2008). Команчи Этнография . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-2764-4 .
- Кеннер, Чарльз (1969). История отношений Новой Мексики и индейцев равнин . Норман. ОСЛК 2141 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нойес, Стэнли (1993). Лос-Команчес, конный народ, 1751–1845 гг . Альбукерке: Университет Нью-Мексико. ISBN 0-585-27380-4 .
- Спейди, Джеймс О'Нил (2009). «Переосмысление империи: современные интерпретации деятельности коренных американцев во время колонизации (обзор)» . Журнал колониализма и колониальной истории . 10 (2). дои : 10.1353/cch.0.0077 .
- Томас, Альфред Барнаби (1940). Индейцы равнин и Нью-Мексико, 1751–1778: Сборник документов, иллюстрирующих историю восточной границы Нью-Мексико . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. OCLC 3626655 .
- Вольф, Джеральд В .; Кэш, Джозеф В. (1976). Народ команчи . Финикс, Аризона: Серия об индейских племенах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нация команчей - официальный сайт
- Комитет по сохранению языка и культуры команчей
- Команчи Лодж
- «Команч» . Канал «История» . Архивировано из оригинала 8 марта 2010 года . Проверено 26 августа 2005 г.
- «Команч» . Историческое общество Оклахомы . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года.
- «Индейцы команчи» из Справочника Техаса в Интернете
- «Фотографии индейцев команчей» . Портал в историю Техаса . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года.
- «Техасские команчи» . Техасские индейцы .