Альберт Лутули
Альберт Лутули | |
---|---|
Генеральный президент Африканского национального конгресса | |
В офисе Декабрь 1952 г. - 21 июля 1967 г. | |
заместитель |
|
Предшественник | Джеймс Морока |
Преемник | Оливер Тамбо |
ректор Университета Глазго | |
В офисе 1962–1965 | |
Предшественник | Квинтин Хогг |
Преемник | Лорд Рейт |
Начальник заповедника реки Умвоти | |
В офисе Январь 1936 г. - ноябрь 1952 г. | |
Предшественник | Мартин Лутули |
Преемник | Должность упразднена |
Личные данные | |
Рожденный | Альберт Джон Лутули в. 1898 г. Булавайо , Родезия |
Умер | (возраст около 68–69 лет ) Стангер , Южная Африка |
Место отдыха | Конгрегационалистская церковь Граутвилля, Стейнджер |
Политическая партия | Африканский национальный конгресс |
Другие политические принадлежность | Конгресс Альянс |
Супруг | И свет |
Дети | 7, включая Альбертину |
Альма-матер | Адамс Колледж |
Занятие |
|
Награды | |
Часть серии о |
Апартеид |
---|
Альберт Джон Лутули [а] ( ок. 1898 — 21 июля 1967) — южноафриканский выступавший против апартеида активист , , традиционный лидер и политик, занимавший пост генерального президента Африканского национального конгресса с 1952 года до своей смерти в 1967 году.
Лутули родился в семье зулусов в 1898 году в адвентистов седьмого дня миссии в Булавайо , Родезия (ныне Зимбабве). В 1908 году он переехал в Граутвилл , где жили его родители, бабушка и дедушка, чтобы посещать школу под присмотром своего дяди. Окончив среднюю школу с педагогическим образованием, Лутули стал директором небольшой школы в Натале , где был единственным учителем. Он принял государственную стипендию для обучения на высшую учительскую степень в колледже Адамс . После завершения учебы в 1922 году он принял должность преподавателя в Адамс-колледже, где стал одним из первых африканских учителей. В 1928 году он стал секретарем Ассоциации учителей коренных народов Натала, а затем ее президентом в 1933 году.
Лутули вошел в южноафриканскую политику и движение против апартеида в 1935 году, когда он был избран главой заповедника реки Умвоти в Граутвилле. В качестве вождя он столкнулся с несправедливостью, с которой столкнулись многие африканцы из-за все более сегрегационной политики правительства Южной Африки. Эта сегрегация позже переросла в апартеид , форму институционализированной расовой сегрегации , после победы Национальной партии на выборах в 1948 году . Лутули присоединился к Африканскому национальному конгрессу (АНК) в 1944 году и был избран президентом провинциального отделения Натала в 1951 году. Годом позже, в 1952 году, Лутули возглавил кампанию неповиновения в знак протеста против законов о пропусках и других законов апартеида. В результате правительство отстранило его от должности руководителя, поскольку он отказался выбирать между членством в АНК или главой Граутвилля. В том же году он был избран генеральным президентом АНК. После резни в Шарпевиле , в которой были убиты шестьдесят девять африканцев, лидеры АНК, такие как Нельсон Мандела, считал, что организация должна оказать вооруженное сопротивление правительству. Лутули изначально был против применения насилия. Позже он постепенно принял это, но оставался приверженцем ненасилия на личном уровне. После четырех приказов о запрете , заключения в тюрьму и изгнания его политических союзников, а также запрета АНК власть Лутули как генерального президента постепенно ослабла. Последующее создание «УМхонто ве Сизве» , военизированного крыла АНК, ознаменовало переход движения против апартеида от ненасилия к вооруженной борьбе.
Вдохновленный своей христианской верой и ненасильственными методами, используемыми Ганди , Лутули хвалили за его приверженность ненасильственному сопротивлению апартеиду, а также за его видение нерасового южноафриканского общества. В 1961 году Лутули был удостоен Нобелевской премии мира 1960 года за роль в руководстве ненасильственным движением против апартеида. Сторонники Лутули называют его глобальным символом мира, подобным Ганди и Мартину Лютеру Кингу-младшему , последний из которых был последователем и поклонником Лутули. Он сформировал многорасовые союзы с Южноафриканским Индийским Конгрессом и Белым Конгрессом демократов , часто вызывая негативную реакцию со стороны африканистов в АНК. Блок африканистов считал, что африканцам не следует объединяться с другими расами, поскольку африканцы были самой обездоленной расой при апартеиде. Этот раскол привел к созданию Панафриканского конгресса .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Альберт Джон Лутули родился на миссионерской станции Солуси, миссионерской станции адвентистов седьмого дня , в 1898 году. [б] [3] Джону и Мтонье Лутули ( урожденной Гумеде), поселившимся в районе Булавайо в Родезии (ныне Зимбабве ). [4] Он был младшим из троих детей [5] и у него было два брата, Мпангва, умерший при рождении, и Альфред Нсусана. [3] Отец Лутули умер, когда ему было около шести месяцев, и Лутули не помнил о нем. Смерть его отца привела к тому, что его в основном воспитывала мать Мтонья, которая провела свое детство в королевском доме короля Кетшвайо в Зулуленде . [6]
Мтония приняла христианство и жила в миссии Американского совета до замужества с Джоном Лутули. За время своего пребывания она научилась читать и стала преданным читателем Библии до самой смерти . Несмотря на умение читать, Мтоня так и не научился писать. После их свадьбы отец Лутули покинул Натал и отправился в Родезию во время Второй Матабелской войны, чтобы служить в родезийских войсках . [2] Когда война закончилась, Джон остался в Родезии с миссией адвентистов седьмого дня недалеко от Булавайо и работал переводчиком и евангелистом . Затем Мтония и Альфред отправились в Родезию, чтобы воссоединиться с Джоном, и вскоре после этого там родился Лутули. [2]
Бабушка и дедушка Лутули по отцовской линии, Нтаба ка Мадунджини и Тиси Мтетва, родились в начале девятнадцатого века и боролись против потенциальной аннексии зулусского королевства Шаки . [7] Они также были среди первых новообращенных Алдина Граута , миссионера из Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям (ABM), который базировался недалеко от реки Умвоти к северу от Дурбана . [8] Абасемахолвени, обращенная христианская община на миссионерской станции Умвоти, избрала Нтабу своим главой в 1860 году. Это положило начало семейной традиции, поскольку впоследствии вождями были также избраны брат Нтабы, сын Мартин и внук Альберт. [7]
Молодость
[ редактировать ]Примерно в 1908 или 1909 году адвентисты седьмого дня выразили заинтересованность в начале миссионерской работы в Натале и обратились к брату Лутули, Альфреду, за услугами переводчика. Лутули и его мать последовали за ним и покинули Родезию, чтобы вернуться в Южную Африку. Семья Лутули поселилась в районе Врихейд в Северном Натале и проживала на ферме адвентиста седьмого дня. миссионера, В это время Лутули отвечал за уход за мулами поскольку возможностей для получения образования не было. Мать Лутули осознала его потребность в формальном образовании и отправила его жить в Граутвилл под присмотром своего дяди. [9] Граутвилль представлял собой небольшую деревню, населенную преимущественно бедными -христианами фермерами , которые были связаны с близлежащей миссионерской станцией , которой управлял Американский совет комиссаров по иностранным миссиям (ABM). ABM, начавшая свою деятельность в Южной Африке в 1834 году, была конгрегационалистской организацией, ответственной за создание миссионерской станции Умвоти. После смерти миссионера ПРО Олдина Граута в 1894 году город, окружающий миссионерскую станцию, был переименован в Граутвилл. [7]
Лутули проживал в доме своего дяди, вождя Мартина Лутули, и его семьи. Мартин был первым демократически избранным главой Граутвилля. В 1901 году Мартин основал Натальский конгресс коренных народов, который позже стал натальским отделением Африканского национального конгресса. [10] [11] У Лутули было приятное детство, поскольку его дядя Мартин был опекуном многих детей в Граутвилле, что привело к тому, что у Лутули появилось много друзей его возраста. [12] доме Мартина В традиционном зулусском Лутули выполнял работу по дому, ожидаемую от зулусского мальчика его возраста, например, приносил воду, занимался выпасом скота и разжигал огонь. [11] Кроме того, он впервые пошел в школу. [12] Под опекой Мартина Лутули также получил ранние знания о традиционной африканской политике и делах, что помогло ему в его будущей карьере в качестве традиционного вождя. [13]
Образование
[ редактировать ]Мать Лутули, Мтония, вернулась в Граутвилл, и Лутули вернулся под ее опеку. Они жили в новом доме, построенном его братом Альфредом на месте, где когда-то жил их дедушка Нтаба. [14] Чтобы иметь возможность отправить сына в школу-интернат, Мтоня долгие часы работала на полях своей земли. Она также принимала белье у европейских семей в поселке Стангер. [12] чтобы заработать необходимые деньги для школы. [15] Лутули получил образование в местной миссионерской школе ПРО до 1914 года, а затем перешёл в институт Оланге . [15]
Оланж был основан Джоном Дьюбом , который был директором школы в то время, когда учился Лутули. [16] Дюбе получил образование в Америке, но вернулся в Южную Африку, чтобы открыть Институт Оланге, чтобы давать образование чернокожим детям. Он был первым генеральным президентом Южноафриканского национального конгресса коренных народов и основал первую на языке зулу « газету Ilanga lase Natal» . [15] Лутули присоединился к АНК в 1944 году, отчасти из уважения к своему бывшему директору школы. [17]
Лутули описывает свой опыт в Институте Оланге как «бурный». [16] Начало Первой мировой войны привело к нормированию и нехватке продовольствия среди африканского населения. Проучившись в Оланге всего два семестра, Лутули был переведен в Эдендейл, методистскую школу недалеко от Питермарицбурга , столицы Натала . [16] Именно в Эдендейле Лутули принял участие в своем первом акте гражданского неповиновения . [18] Он присоединился к протесту против наказания , которое заставляло мальчиков носить большие камни на большие расстояния, повреждая их форму и оставляя многих неспособными позволить себе замену. [19] [15] Демонстрация провалилась, и Лутули вместе с остальными бастующими был наказан школой. [20] В Эдендейле Лутули увлекся преподаванием и в 1917 году получил степень преподавателя. [15] [18]
Обучение
[ редактировать ]Примерно в девятнадцать лет Лутули после окончания учебы получил первую работу — директор сельской промежуточной школы в Блаубоше, расположенном в центральном районе Натала . Школа была маленькой, и Лутули была единственным учителем . работающим там [15] Преподавая в Блаубоше, Лутули жил в семье методиста . Поскольку вокруг него не было конгрегационалистских церквей , он стал учеником местного методистского священника , преподобного Мтембу. Он был конфирмован в методистской церкви, а позже стал мирским проповедником . [21] [22]
Лутули показал себя хорошим учителем, и в 1920 году Департамент образования Натала предложил ему стипендию для обучения на высшее педагогическое образование в колледже Адамс . [23] После завершения двухлетнего обучения ему предложили еще одну стипендию, на этот раз для обучения в Университете Форт-Хэйр в Восточно-Капской провинции . Он отказался, так как хотел зарабатывать зарплату, чтобы заботиться о своей стареющей матери. [22] Это побудило его принять должность преподавателя в колледже Адамс, где он и З. К. Мэтьюз были одними из первых африканских учителей в школе. [24] Лутули преподавал зулусскую историю, музыку и литературу. [24] [22] и во время работы учителем он встретил свою будущую жену Нокуханью Бхенгу. [25] Она также была учителем в Адамсе и внучкой вождя зулусов. [25] [26] Лутули стремился предоставить качественное образование африканским детям и возглавлял педагогический колледж в Адамсе, где он готовил начинающих учителей и ездил в различные учебные заведения, чтобы обучать студентов. [24]
Ранняя политическая деятельность
[ редактировать ]Ассоциация учителей коренных народов Натала
[ редактировать ]Лутули был избран секретарем Ассоциации учителей коренных народов Натала в 1928 году и работал под председательством З. К. Мэтьюза. Он стал президентом ассоциации в 1933 году. [27] Ассоциация преследовала три цели: улучшение условий труда африканских учителей, мотивация членов к расширению своих навыков и поощрение членов к участию в досуговых мероприятиях, таких как спорт , музыка и общественные мероприятия . [28] Несмотря на незначительный прогресс в достижении заявленных целей, ассоциация запомнилась своим противодействием главному инспектору по образованию коренных народов в Натале Чарльзу Лораму и его предложением обучать африканцев «практическим функциям» и предоставлять им возможность «развиваться самостоятельно». линии». Позиция Лорама послужит идеологической основой политики Национальной партии в области образования банту . [29]
Общество зулусского языка и культуры
[ редактировать ]Разочаровавшись в медленном прогрессе Ассоциации учителей коренных народов Натала, Лутули переключил свое внимание на создание в 1935 году нового отделения Ассоциации учителей под названием «Общество языка и культуры зулусов». Динизулу , король зулусов общества. , был одним из покровителей , а Джон Дьюб был его первым президентом. Лутули описал цель общества как сохранение того, что ценно для зулусской культуры, при устранении неуместных практик и верований. Участие Лутули в обществе было недолгим, поскольку он взял на себя роль вождя Граутвилля и не мог продолжать активно участвовать. В результате цели общества изменились по сравнению с первоначальными. [30] По словам историка Шулы Маркс , основной целью Общества зулуского языка и культуры было добиться признания государством королевской семьи зулусов в качестве официальных лидеров народа зулусов. Сохранение зулусских традиций и обычаев было второстепенной целью. [31] Гранты и подарки от Департамента по делам коренного населения Южной Африки , а также участие общества в работе королевского дома зулусов привели к его упадку, поскольку он рухнул в 1946 году. Не видя реального прогресса, достигнутого Ассоциацией учителей и Обществом зулусов, Лутули почувствовал себя обязанным отвергнуть правительство как потенциального коллаборациониста. [32]
Ассоциация производителей тростника
[ редактировать ]Закон о сахаре 1936 года ограничил производство сахара , чтобы предотвратить падение цен. [33] Была введена система квот, которая сильно ограничивала африканских производителей тростника. В ответ Лутули решил возродить Ассоциацию производителей тростника Граутвилля, председателем которой он стал. [34] Ассоциация использовалась для повышения эффективности коллективных переговоров и пропаганды. Ассоциация одержала значительную победу: в Закон о сахаре была внесена поправка, которая позволила африканским производителям тростника иметь всеобъемлющую квоту. Это означало, что если некоторые фермеры не смогут выполнить свои индивидуальные квоты, другие смогут компенсировать разницу, гарантируя, что весь тростник будет продан, а не выброшен на фермах. [34] [35]
Затем Лутули основал Ассоциацию производителей тростника банту в Натале и Зулуленде, председателем которой он был. [36] Ассоциация объединила почти всех африканских производителей тростника в единый союз. [17] У него было очень мало достижений, но одним из них было обеспечение косвенного представительства в центральном совете через небелый консультативный совет, который занимался производством, переработкой и сбытом сахара. [37] Структурное неравенство и дискриминация, присутствующие в южноафриканском обществе, препятствовали усилиям ассоциации по продвижению интересов цветных производителей сахарного тростника, и они оказались малоэффективными для ассоциаций белых производителей сахарного тростника. [38] Как и в случае с Ассоциацией учителей, Лутули был разочарован немногочисленными успехами Ассоциации производителей. Он считал, что какую бы политическую роль он ни принимал, упрямство и враждебность правительства не позволят добиться какого-либо существенного прогресса. [38] Лутули продолжал поддерживать интересы производителей черного тростника и был единственным чернокожим представителем в центральном совете до 1953 года. [38]
Начальник Граутвилля
[ редактировать ]В 1933 году Лутули попросили сменить своего дядю Мартина на посту начальника заповедника реки Умвоти. [39] Ему потребовалось два года, чтобы принять решение. Его зарплаты как учителя было достаточно, чтобы отправлять деньги домой, чтобы прокормить свою семью, но если бы он согласился на пост вождя, он бы заработал менее одной пятой своей нынешней зарплаты. [40] Более того, уход с работы в Адамс-колледже, где он работал с людьми разных национальностей со всей Южной Африки, и стать вождем зулусов, казалось, был шагом к более замкнутому образу жизни. [41] Лутули выбрал роль вождя и сказал, что им не двигало стремление к богатству, славе или власти. [42] В конце 1935 года он был избран руководителем и переехал в Граутвилл . [42] К своим обязанностям он приступил в январе 1936 года. [43] [44] и продолжал занимать эту должность до тех пор, пока не был свергнут правительством Южной Африки в 1952 году. [45] [46]
Некоторые вожди злоупотребляли своей властью и использовали свои тесные связи с правительством, чтобы действовать как диктаторы. Они увеличили свое богатство, заявив права собственности на землю, которая им не принадлежала по праву, взимали чрезмерную плату за услуги и брали взятки для разрешения споров. [47] Несмотря на пониженную зарплату на посту руководителя, Лутули отверг коррупцию. Он принял концепцию Ubuntu, которая подчеркивала человечность всех людей, и управлял страной, используя инклюзивный и демократический подход. Он считал, что традиционное управление зулусов по своей сути демократично, и вожди обязаны реагировать на нужды своего народа. [43] Лутули считался главой своего народа: один из членов общины вспоминал Лутули как «человека из народа, имевшего очень сильное влияние на общину. Он был народным вождем». [48] Лутули вовлекал женщин, считавшихся социально неполноценными, в процесс принятия решений своим руководством. Он также улучшил их экономический статус, разрешив им заниматься такой деятельностью, как пивоварение и открытие нелицензированных баров , несмотря на правительственный запрет на эту деятельность. [48]
Положение африканцев в резервациях продолжало ухудшаться в результате принятия законов, контролировавших их социальную мобильность. [49] Законопроекты Герцога были внесены через год после того, как Лутули был избран вождем, и сыграли важную роль в ограничении и контроле африканцев. Первый законопроект, Закон о представительстве коренных жителей, исключил африканцев из списка избирателей в Кейптауне и создал Совет представителей коренных народов (NRC). [50] Второй законопроект, Закон о земле и доверительном управлении коренным населением, ограничил долю земли, доступной 12-миллионному африканскому населению, до уровня менее 13 процентов. Остальные 87 процентов земли в Южной Африке были в основном зарезервированы для белого населения, численность которого в 1936 году составляла около 3 миллионов человек. [51] [42] Ограниченный доступ к земле и плохие сельскохозяйственные технологии отрицательно повлияли на жителей Граутвилля, а политика правительства привела к нехватке земли, образования и возможностей трудоустройства, что ограничило потенциальные достижения населения. [35] Лутули рассматривал условия Граутвилля как микрокосм, который затронул всех чернокожих жителей Южной Африки. [35]
Совет представителей коренных народов
[ редактировать ]Это была правда. Уже много лет они разговаривали. Никто не слушал. Я сам разочаровался и мог только ответить: «Есть люди за пределами Южной Африки, которые иногда слышат, что мы говорим. Все, что мы можем сделать, это попытаться крикнуть миру. Все, что я могу сделать, это помочь нам кричать громче».
- Ответ Альберта Лутули на утверждения о неэффективности Совета представителей коренных народов. [52]
Совет представителей коренных народов (NRC), консультативный орган при правительстве, был создан в 1936 году с целью компенсации и умиротворения африканского населения, которое потеряло свои ограниченные права голоса в Капской провинции из-за принятия законопроектов Герцога. [50] [53] [54]
В 1946 году, после смерти Джона Дьюба, Лутули стал членом Совета представителей коренных народов путем дополнительных выборов. [54] [55] Он поделился своими давними жалобами по поводу недостаточности земли для африканцев на заседаниях СРН. [56] В августе 1946 года Лутули вместе с другими членами совета возражал против применения правительством силы для подавления крупной забастовки африканских горняков. [57] [58] Лутули обвинил правительство в игнорировании жалоб африканских стран на их политику сегрегации, и члены африканских советов объявили перерыв в заседании в знак протеста. [57] Позже он описал NRC как «игрушечный телефон», требующий от него «кричать немного громче», хотя никто не слушал. [59] [60] СРН вновь собрался позже в 1946 году, но снова закрылся на неопределенный срок. Ее члены отказались сотрудничать с правительством, что привело к ее неэффективности. [61] После этого СРН никогда не собирался и был распущен правительством в 1952 году. [62] [57]
Лутули часто отвечал на критику со стороны чернокожих южноафриканцев, которые считали, что работа в Совете представителей коренных народов не приведет ни к чему, кроме разговоров, и что NRC был формой обмана, которому служило правительство Южной Африки . [55] Он часто соглашался с этими настроениями, но он и другие современные африканские лидеры считали, что африканцы должны представлять себя во всех структурах, созданных правительством , хотя бы только для того, чтобы их изменить. [52] Он был полон решимости донести требования и жалобы своего народа до правительства. В конце концов, как и другие до него, Лутули понял, что его усилия тщетны. В интервью журналу Drum Magazine в мае 1953 года Лутули сказал, что вступление в NRC дало белым южноафриканцам «последний шанс доказать свою добросовестность», но они «не сделали этого». [59]
Президент Натальского АНК
[ редактировать ]После того, как Джон Дьюб перенес инсульт в 1945 году, Эллисон Чемпион сменила его на посту президента Натала в 1945 году после победы над консервативным лидером преподобным А. Мтимкулу. Во время предвыборного собрания Лутули неожиданно был назначен исполняющим обязанности председателя. Работая в исполнительной власти Чемпиона, Лутули оставался политически активным. Однако принятие Молодежной лигой более конфронтационной Программы действий в 1949 году привело к растущему недовольству руководством Чемпиона, поскольку он отдавал приоритет отделенности Натала над новой стратегией. [63] [64] «Чемпиону» часто не удавалось реализовать стратегии и программы, разработанные национальным АНК или Молодежной лигой, из-за чего АНК Натала отставал. [65] [64] Члены Молодежной лиги Натала выдвинули Лутули на пост президента Натала в 1951 году, поскольку считали его новым лидером. [66] [63] Лутули и Чемпион были двумя кандидатами на выборах; Лутули был избран президентом Наталского АНК незначительным большинством голосов. [67] [68]
Во время первого выступления Лутули в качестве президента АНК Натала на национальной конференции АНК он призвал предоставить АНК Натала больше времени для подготовки к запланированной кампании неповиновения - крупному акту гражданского неповиновения со стороны небелых южноафриканцев. [68] [63] Некоторые члены АНК не поддержали его просьбу, над ним высмеивали и называли трусом. [69] Однако Лутули заранее не знал об этой запланированной кампании и узнал о ней только во время поездки в Блумфонтейн , где проходила национальная конференция АНК. [70] [68] Многие подробности кампании были переданы его предшественнику, чемпиону AWG. [68] АНК Натала согласился подготовиться к кампании неповиновения, которая была запланирована на вторую половину 1952 года, и принять в ней участие, как только они будут готовы. [69] [63]
Кампания неповиновения
[ редактировать ]Подготовка к кампании неповиновения началась 6 апреля 1952 года, а сама кампания была запланирована на 26 июня 1952 года. День подготовки послужил разминкой с крупными демонстрациями в таких городах, как Кейптаун , Порт-Элизабет , Восточный Лондон , Претория. и Дурбан . [71] Одновременно многие белые южноафриканцы отметили трехсотую годовщину высадки Яна ван Рибека на мысе . [72]
Начиная с июня около 8500 волонтеров [73] Члены АНК и Южноафриканского Индийского Конгресса , которые были тщательно отобраны для того, чтобы следовать методу ненасильственного сопротивления , сознательно намеревались нарушить законы апартеида . [69] Используя стратегии, вдохновленные Ганди , Кампания неповиновения требовала строгого соблюдения политики ненасилия . [74] Африканцы , индийцы и цветные пользовались удобствами с пометкой «Только европейцы»; они сидели на скамейках и пользовались зарезервированными платформами станций, вагонами поездов и почтовыми стойками. [75] До конца октября Кампания неповиновения оставалась ненасильственной и дисциплинированной. Когда движение набрало обороты, внезапно вспыхнуло насилие. Вспышки не были запланированной частью кампании, и многие, в том числе Лутули, считают, что это работа провокаторов . [76] Полиция . , разочарованная пассивным сопротивлением, жестко отреагировала на вспышки насилия, что привело к цепной реакции, в результате которой были расстреляны десятки африканцев [77]
Несмотря на усилия Кампании неповиновения, позиция правительства осталась неизменной, и они рассматривали это событие как « инспирированное коммунистами » и как угрозу закону и порядку. Такое восприятие привело к ужесточению мер безопасности и ужесточению контроля. Закон о внесении поправок в уголовное законодательство позволил запретить деятельность отдельных лиц без суда, а Закон об общественной безопасности позволил правительству приостановить действие верховенства закона . [78] После введения дополнительных ограничений лидеры АНК решили прекратить кампанию в январе 1953 года. [76]
До кампании в 1951 году членство АНК насчитывало 25 000 человек. После завершения кампании в 1953 году оно увеличилось до 100 000. [79] [80] Впервые африканские, индийские и цветные сообщества по всей стране начали сотрудничать в национальном масштабе. [80] Кампанию неповиновения также хвалили за отсутствие насилия. Несмотря на то, что протестующих были тысячи и имели место некоторые случаи насилия, низкий уровень насилия в целом стал заметным достижением. [81] Из-за роли Лутули в кампании неповиновения в качестве президента Наталского АНК правительство поставило ему ультиматум: выбирать между его работой в качестве руководителя в Умвоти или его принадлежностью к АНК. [82] [83] [84] Он отказался выбирать, и в ноябре 1952 года правительство свергло его с поста главы. [45]
Генеральный президент АНК
[ редактировать ]В декабре 1952 года Альберт Лутули был избран генеральным президентом АНК при поддержке Молодёжной лиги АНК (ANCYL). [85] и африканские коммунисты. [86] Нельсон Мандела был избран его заместителем. Поддержка Лутули со стороны ANCYL отражала его стремление к лидеру, который будет воплощать в жизнь его программы и цели, а также отмечала образец более молодых и воинственных членов внутри АНК, смещающих президентов, которые они считали негибкими. ANCYL ранее удавалось устранить Ксуму , Мороку и Чемпиона, когда они больше не оправдывали их ожиданий. [87]
Лутули возглавлял АНК в самые трудные годы его существования; многие из его исполнительных членов, такие как генеральный секретарь Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Дж. Б. Маркс и Дэвид Бопапе, должны были быть либо запрещены, либо заключены в тюрьму. 1950-е годы стали свидетелями эрозии гражданских свобод чернокожих в результате судебного разбирательства по делу об измене и принятия Закона о подавлении коммунизма , который дал полиции полномочия подавлять критиков правительства. [88]
Первый бан
[ редактировать ]30 мая 1953 года правительство запретило лутули сроком на год. [89] [90] запретив ему посещать любые политические или общественные собрания и въезжать в крупные города. [91] До конца 1953 года он был ограничен посещением небольших городов и частными встречами. [92] Закон о массовых собраниях и Закон о внесении поправок в уголовное законодательство обеспечили правовую основу для издания приказов о запрете. Это был первый из четырех приказов о запрете, которые Лутули получил в качестве генерального президента АНК. [92] После истечения срока запрета Лутули продолжал посещать и выступать на конференциях против апартеида. [93]
Второй бан
[ редактировать ]В середине 1954 года, после истечения срока его запрета, Лутули должен был возглавить протест в Трансваале против переселения западных территорий - правительственной схемы, согласно которой около 75 000 африканцев были вынуждены переехать из Софиатауна и других поселков . Когда он вышел из самолета в Йоханнесбурге , Специальный отдел вручил ему новые запретительные приказы. [94] не только запретив посещение собраний, но и ограничив его пребыванием в районе Граутвилля на два года до июля 1956 года. [95] [96]
Конгресс народа и Хартия свободы
[ редактировать ]В 1953 году З. К. Мэтьюз предложил созвать большой демократический съезд, известный как Народный конгресс , на который всем южноафриканцам будет предложено создать Хартию свободы . [97] [98] Несмотря на жалобы внутри АНК со стороны африканистов , которые считали, что АНК не следует работать с представителями других рас, многорасовая организация «Альянс Конгресса ». в рамках подготовки к Народному Конгрессу была создана [99] [100] Альянс возглавлял АНК и включал в себя Южноафриканский индийский конгресс , Конференцию цветных народов, Федерацию южноафриканских женщин , Конгресс профсоюзов и Конгресс демократов . [101] Лутули рассматривал многорасовую организацию как способ принести свободу Южной Африке. [101] После созыва секретного собрания в декабре 1954 года из-за запрета Лутули, [98] Народный Конгресс состоялся в Клиптауне, Йоханнесбург, в июне 1955 года. [102] [103]
Вдохновленный ценностями, закрепленными в Декларации независимости США и Декларации прав человека ООН , Народный Конгресс разработал Хартию свободы — список требований к демократической, многорасовой и свободной Южной Африке. [104] [105] Хотя он был хорошо принят участниками Народного конгресса, африканистский блок АНК отверг его. [106] Они выступали против многорасового характера Хартии и того, что они считали коммунистическими принципами. [107] [108] Хотя Лутули признавал социалистические положения Хартии свободы, он отверг любое сравнение с коммунистической идеологией Советского Союза . [109] АНК ратифицировал Хартию на конференции через год после ее ратификации Народным Конгрессом. [110]
Лутули не смог присутствовать на Народном конгрессе или создании Хартии свободы из-за инсульта и сердечного приступа. [104] [111] а также приказ о запрете, согласно которому он был ограничен Граутвиллем. [104] В его отсутствие ему была оказана честь Иситваландве , [112] которая присуждается лицам, внесшим значительный вклад в борьбу за свободу в Южной Африке. [103]
Суд над изменой
[ редактировать ]После того, как в июле 1956 года истек срок действия его второго приказа о запрете, он был арестован 5 декабря и содержался под стражей во время предварительных слушаний по делу о государственной измене в 1957 году. [113] [114] Лутули был одним из 156 лидеров, арестованных по обвинению в государственной измене из-за их оппозиции апартеиду и правительству Националистической партии . [115] [116] Государственная измена каралась смертной казнью . Одним из главных обвинений против лидеров Африканского национального конгресса было то, что они участвовали в коммунистическом заговоре с целью свержения правительства. Активистов, выступающих против апартеида, часто обвиняли в том, что они коммунисты, а Лутули привык к таким обвинениям и часто их отвергал. [117]
Обвинения, выдвинутые против обвиняемых, охватывали период с 1 октября 1952 года по 13 декабря 1956 года, который включал такие события, как кампания неповиновения , протест против переселения Софиатауна и Народный конгресс . [118] По итогам подготовительного периода, начавшегося 19 декабря 1956 года, все обвиняемые были освобождены под залог . [118] Досудебное расследование завершилось в декабре 1957 года, в результате чего обвинения были сняты с 65 обвиняемых, включая оправданного Лутули . [119] [120] Суд . над остальными 91 обвиняемым начался в августе 1958 года, когда начался процесс о государственной измене [121] К 1959 году осталось всего тридцать обвиняемых. [122] Суд завершился 29 марта 1961 года, когда все оставшиеся подсудимые были признаны невиновными . [122] [121]
Многие из адвокатов обвиняемых , защищавших , были привлечены Лутули и З. К. Мэтьюзом, находившимися на суде. Их участие способствовало повышению глобальной осведомленности и поддержке обвиняемых. [123] [124] Впечатление, которое Лутули произвел на иностранцев, пришедших наблюдать за процессом, привело к тому, что его выдвинули на Нобелевскую премию мира . [124]
Третий запрет и запрет АНК
[ редактировать ]25 мая 1959 года правительство вручило Лутули третий приказ о запрете, который действовал пять лет. [125] Этот запрет не позволил Лутули присутствовать на любых собраниях, проводимых на территории Южной Африки, и ограничил его родным районом. [126] Демократические ценности Лутули были признаны многими белыми южноафриканцами. [127] и он приобрел второстепенный статус знаменитости среди некоторых белых людей, что заставило правительство относиться к нему с большим презрением. [128] Когда новость о его запрете распространилась, сторонники всех рас собрались, чтобы попрощаться с Лутули. [129]
В то время как Лутули все еще находился под запретом, АНК во главе с Лутули объявил о кампании против пропуска, начавшейся в конце марта 1960 года. [130] Недавно созданный Панафриканский конгресс , который отделился от АНК из-за своей оппозиции многорасовым союзам АНК, решил опередить запланированный АНК протест на десять дней. 21 марта ПКК призвал всех африканских мужчин пойти в полицейские участки и сдать свои сберкнижки. [131] мирного марша в Шарпевиле В результате шестьдесят девять человек были убиты полицейским огнем . [132] Кроме того, три человека также были убиты в Ланге . [133] Лутули и несколько других лидеров АНК торжественно сожгли свои сберкнижки в знак протеста против резни в Шарпевиле. [134] После введения чрезвычайного положения и принятия Закона о незаконных организациях правительство запретило ПКК и АНК. [135] Лутули и другие политические лидеры были арестованы и признаны виновными в сожжении своих сберкнижек. В августе Лутули был оштрафован на 100 фунтов и первоначально приговорен к шести месяцам тюремного заключения . Однако в сентябре срок наказания был сокращен до трех лет условно при условии, что он не будет признан виновным в аналогичном правонарушении . за это время [136]
После его возвращения из тюрьмы в Граутвилл власть Лутули начала ослабевать из-за запрета АНК, а также запрета и тюремного заключения поддерживающих лидеров, ухудшения его здоровья после инсульта и сердечного приступа, а также роста числа членов АНК, выступающих за для вооруженной борьбы. [137] Дума Нокве , Уолтер Сисулу и Нельсон Мандела , которые руководили АНК во время чрезвычайного положения в Южной Африке , были полны решимости направить АНК в новом направлении. В мае 1961 года, после забастовки , они сочли, что « традиционное оружие протеста … больше не подходит». Они постоянно оценивали, благоприятны ли условия для начала вооруженного сопротивления. [138]
Мхонто мы Сизве
[ редактировать ]В июне 1961 года во время заседания рабочей группы Национального исполнительного комитета Мандела предложил АНК принять платформу самообороны. Учитывая правительственные запреты на АНК и ненасильственные протесты, Мандела считал, что ожидание возникновения революционных условий , которое поддерживали члены коммунистов, не было вариантом. Вместо этого АНК пришлось адаптироваться к новым подпольным условиям и черпать вдохновение из успешных восстаний на Кубе , Алжире и Вьетнаме . [139] [140] Мандела утверждал, что АНК — единственная организация, выступающая против апартеида, которая способна вести вооруженную борьбу, и если они не возьмут на себя инициативу, они отстанут в своем собственном движении. [141]
В июле 1961 года АНК и Альянс Конгресса встретились, чтобы провести дебаты во время заседания АНК NEC, посвященные осуществимости предложения Нельсона Манделы о вооруженной самообороне. [142] Лутули не поддерживал вооруженную борьбу, поскольку считал, что члены АНК плохо подготовлены, не имея современного огнестрельного оружия и боевого опыта. [143] На следующей встрече, состоявшейся днем позже, возник спорный спор. Сторонники вооруженной защиты полагали, что АНК испугался и убежал от физической борьбы, в то время как другие считали, что ответное насилие спровоцирует правительство арестовать и убить их. [144] [145]
Лутули не поддерживал вооруженную борьбу, но и не выступал против нее. [141] По словам Манделы, Лутули предложил «два отдельных направления борьбы»: АНК, который останется ненасильственным, и «военное движение, [которое] должно быть отдельным и независимым органом, связанным с АНК и находящимся под общим контролем АНК, но принципиально автономный». [146] Формирование «УМхонто ве Сизве» было частью более масштабного перехода к вооруженному сопротивлению на юге Африки. Другие боевые организации были созданы в Юго-Западной Африке , Мозамбике и Южной Родезии в начале 1960-х годов. [147] Заявленная цель «УМхонто ви Сизве» заключалась в том, чтобы нанести ущерб экономике Южной Африки без кровопролития и заставить правительство начать переговоры. [148] Мандела объяснил Лутули, что нападения будут осуществляться только на военные объекты, транспортные пути и электростанции, что уменьшило опасения Лутули по поводу возможной гибели людей. [148]
Нобелевская премия мира
[ редактировать ]В октябре 1961 года, во время самого сурового запрета, Лутули получил Нобелевскую премию мира 1960 года , став первым африканцем, получившим эту награду. [149] Он был удостоен премии за использование ненасильственных методов в борьбе с расовой дискриминацией. Его кандидатуру выдвинул Эндрю Вэнс Маккракен, редактор Advance конгрегационалистской церкви журнала . [150] Его имя поддержали норвежские депутаты-социалисты, выдвинувшие его кандидатуру в феврале 1961 года. [150]
Нобелевская премия превратила Лутули из относительно неизвестного человека в мировую знаменитость. Он получил поздравительные письма от лидеров 25 стран, в том числе от президента США Джона Кеннеди . В Граутвилле журналисты выстроились в очередь, чтобы взять интервью у Лутули, который посвятил награду АНК и выразил благодарность своей жене Нокуханье. Он также использовал свой вновь обретенный статус мирового лидера и обратился к ООН и торговым партнерам Южной Африки с призывом ввести санкции против правительства Фервурда. [151] Его комментарии для прессы заставили мир сосредоточиться на апартеиде и его влиянии на африканцев. [150] Во время речи Лутули на Нобелевской премии мира он говорил о вкладе людей всех рас в поиск мирного решения расовой проблемы Южной Африки. [152] Далее он говорил о том, что «истинные патриоты» Южной Африки не будут удовлетворены до тех пор, пока не будут предоставлены полные демократические права для каждого , равные возможности и отменены расовые барьеры . [153] Норвежская газета Arbeiderbladet описала эффект визита Лутули, заявив: «Мы внезапно начали чувствовать близость и величие Африки». [154] The Times подчеркнула сильное впечатление, которое Лутули произвел на мировой арене своим призывом положить конец расовой дискриминации и создать равноправную Южную Африку. [154] На следующий день после того, как Лутули вернулся в Южную Африку с церемонии награждения, [155] УМхонто ви Сизве начали свои первые операции 16 декабря 1961 года. [156]
Реакция правительства ЮАР, а также многих белых южноафриканцев была враждебной. Лутули все же пришлось подать заявление на получение разрешения на получение премии в Осло , Норвегия , 10 декабря 1961 года. Министр внутренних дел Ян де Клерк сначала отказался выдать Лутули паспорт , но после сильного внутреннего и международного давления правительство наконец выдало ему его. [157] После того, как ему было предоставлено разрешение и получена награда, Эрик Лоу , министр иностранных дел , отклонил требования Лутули о всеобщем избирательном праве и заявил, что речь Лутули оправдывает ограничение правительством его поездок по Южной Африке. [150] Управляемая правительством Южноафриканская радиовещательная корпорация выпустила в эфир клеветническую передачу о Лутули. Фольксблад заявил, что то, как Лутули «использовал любую возможность очернить Южную Африку, шокирует». [150] The Star заявила: «Г-н Лутули требует всеобщего избирательного права, что так же глупо, как и ограничение права голоса людьми одного цвета кожи, и он просит мир применить санкции к его собственной стране, что столь же безрассудно и разрушительно, как и другое. выход лидера ( Х. Ф. Фервурда стремительный ) из Содружества . Ни то, ни другое не говорит в пользу подлинной Южной Африки». [158] Вера в то, что квалифицированное избирательное право может быть распространено на африканцев, не принимая демократию, основанную на принципе « один человек — один голос », была точкой зрения большинства белых южноафриканцев. [159]
Лутули получил поздравления от некоторых белых южноафриканцев , таких как парламентарий Ян Стейтлер и городской совет Питермарицбурга . Газета Natal Daily News , принадлежащая белым, описала его как «человека с моральными и интеллектуальными качествами, которые снискали ему уважение мира и позицию лидера». [160] Они также призвали правительство «прислушаться к голосу ответственного африканского мнения». [160] Южноафриканский писатель и Либеральной партии лидер Алан Пэтон пришел к выводу, что Лутули был «единственным человеком в Южной Африке, который мог руководить как левыми, так и правыми … как африканцами, так и неафриканцами». [161]
Международная популярность
[ редактировать ]После получения Нобелевской премии мира Лутули приобрел международную известность за свое ненасилие, несмотря на одновременные диверсионные операции «УМхонто ве Сизве» . [162] [149] [163] 22 октября 1962 года студенты Университета Глазго избрали Лутули лордом-ректором в знак признания его «достоинства и сдержанности». [164] Должность ректора была почетной. Роль Лутули заключалась бы в том, чтобы стать председателем университетского суда , исполнительного органа университета, который собирался каждый месяц. Студенты выбрали Лутули, зная, что он будет служить заочно . Хотя избрание Лутули было церемониальным, оно имело большое значение, поскольку он был первым африканцем и первым небелым человеком, назначенным на пост ректора. Правительство Южной Африки якобы перехватывало всю почту из университета в Лутули, однако правительство это отрицало. [165]
Приверженность Лутули ненасилию также получила поддержку со стороны его друга и борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга-младшего , который высоко оценил репутацию Лутули и выразил свое восхищение «преданностью Лутули делу свободы и достоинства». [166] В сентябре 1962 года Кинг и Лутули опубликовали «Призыв к действиям против апартеида», организованный Американским комитетом по Африке , который укрепил солидарность между движениями против апартеида и движениями за гражданские права и призвал американцев протестовать против апартеида с помощью ненасильственных мер, таких как бойкоты . В 1964 году Кинг стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии мира, получившим награду за ненасильственную деятельность против расовой дискриминации , подобно Лутули. [167] Во время поездки в Осло для получения Нобелевской премии мира в 1964 году Кинг остановился в Лондоне, чтобы выступить с «Обращением о независимости Южной Африки». Среди аудитории были изгнанные соотечественники Лутули, граждане различных африканских стран , а также правозащитники из Индии , Пакистана , Вест-Индии и США . Кинг сравнил расизм в Америке с Южной Африкой, заявив: «Очевидно, что в Миссисипи и Алабаме есть многое , что может напомнить южноафриканцам об их собственной стране». Он похвалил Лутули за его лидерство и отождествил себя «с теми, кто ведет гораздо более смертоносную борьбу за свободу в Южной Африке». Кинг ожидал, что вывод всех экономических инвестиций и торговли из Южной Африки Соединенными Штатами и Великобританией положит конец апартеиду и позволит людям всех рас построить общество, которое они хотят. Во время речи короля на вручении Нобелевской премии мира 10 декабря 1964 года Лутули получил особое упоминание. [168] Кинг назвал Лутули «пилотом» движения за свободу и заявил, что Южная Африка является «самым жестоким выражением бесчеловечности человека по отношению к человеку». [169]
Художник Рональд Харрисон , которому на тот момент было 22 года, представил свою картину «Черный Христос» в 1962 году. Харрисон изобразил Лутули как Христа, распятого на кресте. Картина была открыта в англиканской церкви Святого Луки в Солт-Ривер с разрешения архиепископа де Бланка. Картина вызвала споры в Южной Африке. Помимо того, что Христос был изображен черным, два римских солдата напоминали премьер-министра Г. Ф. Фервурда и министра юстиции Джона Форстера . Министр внутренних дел Ян де Клерк приказал снять картину и предстать перед Харрисоном Советом цензуры. Совет цензуры запретил картину, посчитав ее неуважительной к религиозным чувствам. После показа документального фильма CBS об этом произведении правительство распорядилось его уничтожить. [170] Датские и шведские сторонники движения против апартеида переправили картину контрабандой в Великобританию, где под наблюдением англиканского священника Джона Коллинза ее экспозиция собрала деньги для Международного фонда защиты и помощи , фонда, созданного для защиты политических заключенных . [171] Харрисон был арестован и подвергнут пыткам со стороны специального отдела , который намеревался выяснить, с кем Харрисон сотрудничал, чтобы нарисовать и показать «Черного Христа». Позже он отсидел восемь лет домашнего ареста по обвинениям, связанным с его картиной. Лутули пожелал встретиться с Харрисоном после того, как узнал о его картине и ее значении, и посольство Норвегии организовало для Харрисона визит в Лутули. Норвежцы доставили Харрисона из Кейптауна в Дурбан , и Харрисон тайно встретил Лутули в Граутвилле . [172]
Четвертый бан
[ редактировать ]С 31 мая 1964 года Джон Форстер , министр юстиции, издал Лутули более строгий приказ о запрете, чем тот, который он получил в 1959 году. В отличие от предыдущего запрета, новый запрет не позволял Лутули ездить в ближайший город Стангер до 31 мая 1969 года. Форстер считал, что активизм Лутули продвигает коммунизм , и предостерег его от публикации каких-либо заявлений, контактов с запрещенными лицами или выступлений на собраниях. [173] NUSAS , Либеральная партия и Международная конфедерация свободных профсоюзов публично опротестовали этот приказ о запрете. [174] Запрет усилил изоляцию Лутули от АНК, но он продолжал делиться своим посланием с миром через таких посетителей, как США сенатор Роберт Ф. Кеннеди . [175] белых южноафриканских людей Во время турне Кеннеди по Южной Африке в 1966 году он раскритиковал расизм и охарактеризовал апартеид как отказ от всего, что западная цивилизация считает священным. [176] Позже он прилетел на вертолете в Граутвилл, чтобы посетить Лутули, где они обсудили движения против апартеида и за гражданские права . Позже Кеннеди дал пресс-конференцию , на которой назвал Лутули одним из самых впечатляющих людей, которых он когда-либо встречал. [177]
Он был уже слаб, когда я вернулся в Граутвилл [с фермы в Свазиленде] в 1966 году. И он был очень обидчивым. Он впадал в депрессию, когда в доме что-то шло не так. Его чувства обострились из-за обращения с ним со стороны полиции. Они часто приходили и забирали его из дома, даже на этом этапе. В 1966 году я решил не возвращаться, потому что дела дома настолько ухудшились, что мне нужно было время, чтобы обработать поля и посевы.
- Жена Лутули Нокуханья о его ухудшающемся здоровье. [178]
Лутули Политическая и физическая активность значительно снизилась за период, предшествовавший его смерти. [179] За 33 месяца с октября 1964 года до его кончины в июле 1967 года сохранилось лишь несколько архивных записей, созданных рукой Лутули и состоящих из конспектов проповедей и медицинских напоминаний, нацарапанных на клочках бумаги . Эти записи позволяют предположить, что Лутули мало общался с другими людьми в течение последних шести месяцев своей жизни и сосредоточился в основном на религиозных вопросах , включая даты служения и чтения Священных Писаний. Хотя это и не точно, похоже, что психическое состояние Лутули , возможно, ухудшалось, поскольку его почерк становилось все труднее расшифровать. Архивных записей за последние два года его жизни нет, что ставит под сомнение его способность выполнять функции генерального президента АНК или представлять политическую угрозу правительству. [179] В газетных статьях сообщалось, что способность Лутули читать и писать значительно снизилась, и большую часть времени он посвящал прослушиванию радиопередач . [180] По данным The Sunday Times , Лутули перенес сложную операцию на левом глазу в больнице Маккорд Зулу , в результате чего его запретили на запрет. Глаз причинял ему постоянную боль и был «практически бесполезен» с момента его инсульта в 1955 году. Боль, вызванная глазом, была давней проблемой, и врачи даже обсуждали с Лутули возможность его удаления . [180] Согласно другим газетным статьям, у Лутули было больше проблем со здоровьем, чем просто проблема с глазами. Он оставался в больнице до четырех недель, и другие проблемы со здоровьем, включая высокое кровяное давление, могли продлить его пребывание. Тот факт, что он составил и подписал свое завещание непосредственно перед госпитализацией, ставит под сомнение распространенное мнение о том, что Лутули был здоров, что привело к его смерти. [181]
Смерть
[ редактировать ]В пятницу, 21 июля 1967 года, Лутули вышел из дома в 08:30 и сообщил жене, что пойдет в свой магазин возле железнодорожного вокзала Гледхоу. Лутули ежедневно путешествовал от дома до магазина и обратно. Через час, в 09:30, он прибыл в свой магазин, где передал посылку своему сотруднику. [182] Около 10:00 Лутули вышел из магазина и сказал сотруднику магазина, что идет на свое поле и вернется позже. Сорок минут спустя Лутули снова пересек реку и вернулся в свой магазин, так и не встретившись ни с одним из своих полевых работников. На обратном пути в свой магазин Лутули сбил товарный поезд . [183]
Он сказал, что [завтра] он хочет пойти и посмотреть, как продвигаются работы тростниковых рабочих... Я возразил: «Но ты был там вчера. Ты так утомлен и выглядишь таким усталым. В понедельник, когда я вернусь из Дурбана, мне некуда торопиться». Но он настоял и сказал: «Нет, я пойду».
- Нокуханья рассказывает о споре между ней и Лутули за день до его смерти. [184]
В 10:29 товарный поезд, запряженный локомотивом, отправился из Стангера в Дурбан . В поезде находились машинист , кондуктор и пожарный . В 10:36 поезд без остановки проехал станцию Гледхоу. Через две минуты в 10:38 поезд начал пересекать железнодорожный мост через реку Умвоти. Кто-то, входящий на мост, должен был пройти мимо знака с надписью «Пересекайте этот мост на свой страх и риск» на английском и африкаансе . В своих показаниях водитель указал, что он дал свисток с того момента, как увидел Лутули, идущего к поезду, до тех пор, пока поезд не сбил его. [183] Машинист сообщил пожарным, что поезд кого-то сбил, и водитель показал, что он немедленно затормозил и остановил поезд. [185] Машинист и пожарный вышли из поезда и оказали помощь Лутули, который был все еще жив и дышал, несмотря на травмы головы . Лутули был доставлен в больницу Стэнгер примерно в 11:50, где старший суперинтендант описал его состояние как «полубессознательное» и «обильное кровотечение» из-за травм головы. [186]
В течение двух с половиной часов, с 11:50 до 14:20, врачи лечили раны Лутули , делая переливание крови и вводя лекарства, стимулирующие работу сердца . Около 13:00 сын Лутули, Кристиан, прибыл в больницу, чтобы осмотреть Лутули, который все еще был в сознании. [186] Кристиан сообщил Нокуханье о потенциальном переезде Лутули в больницу короля Эдуарда VIII в Дурбане , что побудило ее искать его там. Лутули В больнице Стангер состояние начало ухудшаться, несмотря на лечение. Тогда было решено не переводить Лутули в другую больницу из-за ухудшения его состояния. [187] Вместо этого в больницу Стейнджер приехал нейрохирург из Дурбана. Услышав эту новость, Нокуханя отправился в Стангер. В 14:20 нейрохирург в больницу Стангер прибыл Маврикий Жубер. Он нашел Лутули в коме, не реагирующей на стимуляцию. [188] Через пять минут после осмотра, в 14:25, Лутули скончался. Нокуханя прибыл в больницу через пять минут после его смерти, так и не попрощавшись с ним. [189]
Реакция
[ редактировать ]Узнав о смерти Лутули, люди во всем мире сразу же заподозрили нечестную игру со стороны правительства Южной Африки. [189] Несмотря на то, что официальное расследование пришло к выводу, что он был убит поездом, спекуляции по-прежнему широко распространены и продолжаются спустя годы после его смерти. [190] Как только АНК и его союзники узнали о смерти Лутули, они заподозрили, что ответственность за это несет правительство ЮАР. повторил Союз африканского народа Зимбабве те же заявления в Сечабе, официальном органе АНК. [190] назвал Африканский национальный союз Танганьики смерть Лутули «сомнительной». [190] В письме АНК вице-президент ФРЕЛИМО заявил , Урия Симанго что смерть Лутули была преднамеренной. [191] Многие члены семьи Лутули считают, что его убили намеренно. Дочери Тандека и Альбертина утверждали, что он был убит спустя десятилетия после его смерти. [192] [193] Биограф Альберта Лутули, Скотт Эверетт Купер, утверждает, что миф об убийстве Лутули приводит к неточному изображению Лутули, заявляя: «Сказать, что Лутули был загадочным образом убит, значит понимать, что он все еще играл жизненно важную роль в борьбе за освобождение в к моменту его смерти он представлял собой угрозу режиму апартеида. К сожалению, лидеры его собственного движения уже давно считали Лутули устаревшим, и он мало общался с теми, кто был заключен в тюрьму, запрещен или сослан . служил только почетным, почетным, титульным лидером АНК». [194] В мае 2024 года министр юстиции ЮАР Рональд Ламола объявил, что расследование смерти Лутули будет возобновлено. [195]
См. также
[ редактировать ]- Международное Содружество Примирения
- Список черных нобелевских лауреатов
- Список людей, подпадающих под запрет при апартеиде
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джайн, Челси. «Премия Организации Объединенных Наций в области прав человека» (PDF) . Премия ООН в области прав человека . Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лутули 1962 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 15.
- ^ Вудсон 1986 , с. 345.
- ^ Вырез 2010 , с. 8.
- ^ Лутули 1962 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Винсон 2018 , с. 16.
- ^ Вырез 2010 , с. 7.
- ^ Лутули 1962 , с. 25.
- ^ Кумало 2009 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Бенсон 1963 , с. 4.
- ^ Винсон 2018 , стр. 16, 18.
- ^ Винсон 2018 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бенсон 1963 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Лутули 1962 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 20.
- ^ Лутули 1962 , с. 29.
- ^ Лутули 1962 , с. 30.
- ^ Лутули 1962 , стр. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Бенсон 1963 , с. 7.
- ^ Винсон 2018 , с. 20-21.
- ^ Перейти обратно: а б с Винсон 2018 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Лутули 1962 , стр. 43.
- ^ Бенсон 1963 , с. 8.
- ^ Вырез 2010 , с. 37.
- ^ Вырез 2010 , стр. 37–38.
- ^ Вырез 2010 , с. 38.
- ^ Вырез 2010 , с. 39.
- ^ Маркс 1989 , с. 217.
- ^ Вырез 2010 , стр. 39–40.
- ^ Винсон 2018 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Лутули 1962 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Вырез 2010 , с. 42.
- ^ Лутули 1962 , с. 67.
- ^ Вырез 2010 , стр. 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б с Вырез 2010 , с. 43.
- ^ Законодательство 1968 года , с. 54.
- ^ Винсон 2018 , с. 24.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Пиллэй 2012 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 25.
- ^ Вудсон 1986 , с. 346.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 45.
- ^ Вырез 2010 , с. 58.
- ^ Винсон 2018 , стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 27.
- ^ Вудсон 1986 , с. 347.
- ^ Перейти обратно: а б Лутули 1962 , с. 93.
- ^ Лутули 1962 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Лутули 1962 , с. 103.
- ^ Вырез 2010 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Лутули 1962 , с. 102.
- ^ Винсон 2018 , стр. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б с Винсон 2018 , с. 31.
- ^ Эванс 1997 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Пиллэй 2012 , с. 11.
- ^ Бенсон 1963 , с. 15.
- ^ Вырез 2010 , с. 47.
- ^ Лутули 1962 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пиллэй 2012 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 53.
- ^ Винсон 2018 , с. 39.
- ^ Вырез 2010 , с. 54.
- ^ Винсон 2018 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бенсон 1963 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Вырез 2010 , с. 55.
- ^ Лутули 1962 , с. 112.
- ^ Лутули 1962 , с. 116.
- ^ Лутули 1962 , с. 115.
- ^ Законодательство 1968 года , с. 59.
- ^ Винсон 2018 , с. 41.
- ^ Законодательство 1968 года , стр. 59–60.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 56.
- ^ Законодательство 1968 года , с. 60
- ^ Пиллэй 2012 , с. 14.
- ^ Винсон 2018 , стр. 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б Пиллэй 2012 , с. 15.
- ^ Pillay 2012 , стр. 14–15.
- ^ Винсон 2018 , стр. 44–45.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 16.
- ^ Законодательство 1968 года , с. 61.
- ^ Винсон 2018 , с. 47.
- ^ Винсон 2018 , с. 75.
- ^ Вырез 2010 , с. 62.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 17.
- ^ Винсон 2018 , с. 51.
- ^ Законодательство 1968 года , с. 63.
- ^ Винсон 2018 , с. 51-52.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 66.
- ^ Вырез 2010 , с. 67.
- ^ Винсон 2018 , с. 55.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 19.
- ^ Бенсон 1963 , с. 26.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 60.
- ^ Винсон 2018 , стр. 58–59.
- ^ Винсон 2018 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 59.
- ^ Винсон 2018 , стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Винсон 2018 , с. 61.
- ^ Винсон 2018 , стр. 61–62.
- ^ Винсон 2018 , с. 62.
- ^ Винсон 2018 , с. 63.
- ^ Винсон 2018 , с. 64.
- ^ Винсон 2018 , с. 65.
- ^ Винсон 2018 , с. 66.
- ^ Бенсон 1963 , с. 27.
- ^ Бенсон 1963 , с. 28.
- ^ Вырез 2010 , с. 72.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 21.
- ^ Винсон 2018 , стр. 72–73.
- ^ Бенсон 1963 , с. 29.
- ^ Законодательство 1968 года , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 73.
- ^ Винсон 2018 , стр. 76–77.
- ^ Каллиникос 2004 , с. 235.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 77.
- ^ Винсон 2018 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Бенсон 1963 , с. 32.
- ^ Винсон 2018 , с. 83.
- ^ Вырез 2010 , с. 82.
- ^ Винсон 2018 , с. 80.
- ^ Бенсон 1963 , с. 38.
- ^ Законодательство 1968 года , с. 66.
- ^ Бенсон 1963 , с. 42.
- ^ Бенсон 1963 , с. 43.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 22.
- ^ Вырез 2010 , с. 86.
- ^ Вырез 2010 , с. 87.
- ^ Вырез 2010 , с. 91.
- ^ Вырез 2010 , с. 94.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 154.
- ^ Вырез 2010 , с. 102.
- ^ Винсон 2018 , с. 102.
- ^ Винсон 2018 , стр. 102–103.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 103.
- ^ Винсон 2018 , стр. 104–105.
- ^ Винсон 2018 , с. 105.
- ^ Винсон 2018 , с. 107.
- ^ Винсон 2018 , с. 108.
- ^ Винсон 2018 , с. 106.
- ^ Винсон 2018 , стр. 109–110.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пиллэй 2012 , с. 25.
- ^ Винсон 2018 , с. 110.
- ^ Бенсон 1963 , с. 52.
- ^ Бенсон 1963 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б Бенсон 1963 , с. 57.
- ^ Вырез 2010 , с. 135.
- ^ Винсон 2018 , с. 118.
- ^ Винсон 2018 , с. 112.
- ^ Pillay 2012 , стр. 25–27.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Винсон 2018 , с. 111.
- ^ Винсон 2018 , стр. 111–112.
- ^ Винсон 2018 , с. 117.
- ^ Винсон 2018 , с. 13.
- ^ Пиллэй 2012 , с. 29.
- ^ Вырез 2010 , с. 165.
- ^ Вырез 2010 , с. 169.
- ^ Вырез 2010 , с. 166.
- ^ Болдуин 1992 , с. 201.
- ^ Несбитт 2004 , с. 62.
- ^ Вырез 2010 , с. 163.
- ^ Вырез 2010 , стр. 163–164.
- ^ Вырез 2010 , с. 164.
- ^ Вырез 2010 , с. 185.
- ^ Вырез 2010 , стр. 185–186.
- ^ Винсон 2018 , с. 130.
- ^ Вырез 2010 , стр. 183–184.
- ^ Вырез 2010 , с. 184.
- ^ Правило 1993 года , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 187.
- ^ Вырез 2010 , с. 188.
- ^ Вырез 2010 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 190.
- ^ Правило 1993 года , с. 140.
- ^ Вырез 2010 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 192.
- ^ Вырез 2010 , с. 193.
- ^ Вырез 2010 , стр. 193–194.
- ^ Перейти обратно: а б Вырез 2010 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Вырез 2010 , с. 195.
- ^ Вырез 2010 , с. 196.
- ^ Вырез 2010 , с. 198.
- ^ Вырез 2010 , с. 199.
- ^ Вырез 2010 , с. 203.
- ^ «Расследование смерти вождя Альберта Лутули, Гриффитса Мксенге и Буи Мантьи в эпоху апартеида будет возобновлено» . Ежедневный Маверик . 14 мая 2024 г. Проверено 14 мая 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Болдуин, Льюис (1992). Чтобы сделать раненых целыми: культурное наследие Мартина Лютера Кинга-младшего . Издательство Аугсбургской крепости. ISBN 9780800625436 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 1 октября 2022 г.
- Бенсон, Мэри (1963). Вождь Альберт Лутули из Южной Африки . Издательство Оксфордского университета.
- Каллиникос, Лули (2004). Оливер Тамбо: За горами Энгели . Издательство Дэвида Филипа. ISBN 978-0864866660 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- Купер, Скотт (11 октября 2010 г.). Альберт Лутули: Связанный верой Университет Квазулу-Натал Пресс. ISBN 9781869141929 . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- Эванс, Иван (1997). Бюрократия и раса . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520206519 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г.
- Кумало, Симангалисо (2009). «Вера и политика в контексте борьбы: наследие христианско-ориентированного политического руководства Инкоси Альберта Джона Лутули». Studia Historiae Ecclesiasticae . 35 : 1–13. ISSN 2412-4265 .
- Легам, Колин (1968). Горький выбор: сопротивление восьми южноафриканцев тирании . Всемирная издательская компания. Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- Лутули, Альберт (1 января 1962 г.). Отпусти Мой народ . МакГроу-Хилл. ISBN 978-0070391208 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- Маркс, Шула (1989). «Патриотизм, патриархат и чистота: Натал и политика зулусского этнического сознания». В Вейле, Лерой (ред.). Создание трайбализма в Южной Африке . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520074200 .
- Несбитт, Фрэнсис (2004). Гонка за санкциями . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253342324 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- Пиллэй, Джеральд (2012). Голоса освобождения: Альберт Лутули . ХСРЦ Пресс. ISBN 978-0-7969-2356-1 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- Правило, Питер (1993). Нокуханья, Мать Света . Грааль. ISBN 9780620172592 . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 1 октября 2022 г.
- Винсон, Роберт Трент (9 августа 2018 г.). Альберт Лутули . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-8214-4642-3 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 1 июня 2020 г.
- Вудсон, Дороти К. (1986). «Альберт Лутули и Африканский национальный конгресс: биобиблиография». История в Африке . 13 : 345–362. дои : 10.2307/3171551 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171551 . S2CID 154739492 .
- 1898 рождений
- 1967 смертей
- Активисты против апартеида
- Лауреаты Нобелевской премии мира
- Сторонники ненасилия
- Люди, оправданные в государственной измене
- Президенты Африканского национального конгресса
- Смерти в результате несчастных случаев на железной дороге в Южной Африке
- Ректоры Университета Глазго
- Южноафриканские автобиографы
- Южноафриканские христиане
- Южноафриканские конгрегационалисты
- Южноафриканские нобелевские лауреаты
- Зулусы