Джунканоо
Джунканоо | |
---|---|
![]() Празднующие Джунканоо (или «Джон Каноэ») ( Кингстон, Ямайка , Рождество 1975 г.) | |
Статус | Активный |
Жанр | Фольклорный праздник , уличный праздник , парад |
Страна | Карибский бассейн |
Джунканоо | |
---|---|
Страна | Багамы |
Ссылка | 01988 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
История надписи | |
Надпись | 2023 г. (18-я сессия) |
Список | Представитель |
Музыка англоязычных стран Карибского бассейна | ||||
Жанры | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
|
||||
Региональная музыка | ||||
|
||||
Джунканоо — фестиваль, зародившийся в период рабства африканского движимого имущества в британско-американских колониях . Чаще всего это практикуется на Ямайке, Багамских островах и в Белизе, а также исторически в Северной Каролине и Майами, где в эпоху после эмансипации существовали значительные поселения жителей Вест-Индии. В настоящее время существуют значительные различия в исполнении и написании, но есть общие элементы маскарада (или маскировки), игры на барабанах, танца и шествия.
На многих территориях Джунканоо отмечается примерно в неделю Рождества. Эти рождественские культурные парады в основном проводятся на Ямайке. [ 1 ] На Багамах его первоначально называли Джунканоо и, как говорят, он появился в 1700-х годах, где его отмечают круглый год. В Белизе , где музыка также широко распространена, результаты конкурсов вызывают горячие споры. [ 2 ] в октябре также проходят парады Джанканоо В июне в Майами и в Ки-Уэсте , где местные чернокожие жители имеют корни в Карибском бассейне. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Предполагается, что его происхождение началось с Багамских островов , но на него претендуют несколько других островов в англоязычном Карибском бассейне . Однако данные показывают, что происхождение Джунканоо явно указывает на Ямайку , а позже, уже в 18 веке, оно распространилось по всему Карибскому региону. [ 4 ] Хотя каждое празднование имеет одно и то же происхождение, оно было локализовано в разных странах и со временем превратилось в несколько разные. [ 5 ]
Эта традиция является одним из старейших танцевальных праздников на Ямайке. [ 6 ] Помимо того, что это культурный танец народа гарифуна , [ 7 ] [ 8 ] этот вид танцев также исполняется на Багамах в День независимости и другие исторические праздники.
Исторически парады Джунканоо также проводились на юго-востоке Северной Каролины , что можно проследить до ямайских корней. [ 9 ] Однако после отмены рабства этот обычай стал менее популярным. Последнее известное празднование Джанкану на юге Соединенных Штатов состоялось в Уилмингтоне, Северная Каролина , в конце 1880-х годов. [ 10 ]
Танцы поставлены под звуки барабанов из козлиных шкур и коровьих колокольчиков .
История
[ редактировать ]Фестиваль, возможно, зародился несколько столетий назад, когда порабощенные африканцы или их потомки на плантациях Ямайки отмечали праздники, назначенные на Рождество. Это было сделано с помощью танцев, музыки (барабанов) и костюмов. Костюмы и игра на барабанах, используемые на праздновании на Ямайке, очень похожи на танцы в масках Западной Африки.
Вклад в истоки этой ямайской традиции можно найти в трех «группах» западноафриканских фестивальных традиций. Это;
- ежегодный фестиваль Нового Яма тайного общества Ммо народа игбо
- Эгунгун йоруба маскарады народа и
- фестиваль батата Хомово народа га [ 11 ]
Традиция продолжилась в таких странах, как Багамские Острова, после эмансипации . Джунканоо превратился из простого истока в формальный, организованный парад с замысловатыми костюмами, тематической музыкой и официальными призами в различных категориях.
Происхождение слова джунканоо является спорным. Теории включают в себя то, что оно названо в честь народного героя по имени Джон Каноэ или что оно происходит от французского термина gens inconnus (неизвестные люди), поскольку гуляки носят маски. [ 12 ]
Дуглас Чемберс, профессор африканских исследований в Университете Южного Миссисипи , предполагает возможное происхождение игбо от божества батата игбо Нджоку Джи , ссылаясь на праздники, приуроченные к Фестивалю Нового Ямса. Чемберс также предполагает связь с традицией маскировки оконко игбо на юге Игболенда , в которой фигурируют рогатые маскировщики и другие персонажи в масках, похожие на маски джункану. [ 13 ]
сходства с фестивалями Йоруба Эгунгун . Также были выявлены [ 14 ] Однако аканское происхождение более вероятно, поскольку празднование костюмированных фестивалей / маскарадов происходит в одно и то же время (Рождественская неделя (25 декабря – 1 января)) в центральном и западном регионах Ганы. Кроме того, Джон Каноэ был действующим вождем Аханты и героем-воином Акан, который правил Аксимом , Ганой , до 1720 года, в том же году, когда в Карибском бассейне был создан фестиваль Джона Каноэ. [ 15 ] Как отметил ученый Джерун Девульф , этот термин, возможно, имел религиозное измерение, относящееся к божеству Акан Ньянкомпонг (в сегодняшнем написании), которое было известно в английских источниках восемнадцатого века как Джон Компани . [ 16 ]
По словам Эдварда Лонга , ямайского поработителя/историка XVIII века, фестиваль Джона Каноэ был создан на Ямайке и в странах Карибского бассейна порабощенным Аканом , который поддержал человека, известного как Джон Каноэ. Каноэ был солдатом-союзником немцев, пока он не отвернулся от них ради своего народа Аханта , встав на сторону Нзима и их войск, чтобы отобрать территорию у немцев и других европейцев. Весть о его победе достигла Ямайки, и его праздновали с Рождества 1708 года, когда он впервые разгромил прусские войска на стороне Аксима. Двадцать лет спустя его цитадель была разрушена соседними силами Фанте при поддержке военной мощи британцев .
Пленники Аханты и Нзимы были доставлены на Ямайку в качестве военнопленных. Сам фестиваль включает в себя типичные для аканской моды мотивы баталий. Множество боевых масок и танцевальных форм народа аханта стали частью этого праздника во всем мире, особенно в странах Карибского бассейна. Сложные маски и наряды напоминают боевое платье Акан с амулетами, называемое «Батакари». [ 17 ]
Описание
[ редактировать ]Джанкану был известен и отмечался в таких колониях, как Ямайка (как Джанкуну, джонконну), Багамские острова (как Джанканоо) и Северная Каролина. [ 13 ] [ 18 ]
Историк Стивен Ниссенбаум описал фестиваль так, как он проводился в Северной Каролине XIX века:
По сути, в нем участвовала группа чернокожих мужчин, в основном молодых, которые одевались в богато украшенные и зачастую причудливые костюмы. Каждую группу возглавлял мужчина, который был по-разному одет: в рога животных, изысканные лохмотья, женскую маскировку, белое лицо (и в джентльменском парике!) или просто в свой «воскресный костюм для встречи». Под музыку группа маршировала по дорогам от плантации к плантации и от города к городу, обращаясь к белым, а иногда даже заходя в их дома. При этом мужчины исполняли сложные и (для белых наблюдателей) гротескные танцы, вероятно, африканского происхождения. В обмен на это выступление они всегда требовали деньги (лидер обычно носил для этой цели «небольшую миску или жестяную чашку»), хотя приемлемой заменой был виски. [ 19 ]

Популярная культура
[ редактировать ]Парад Джанкану был показан в таких фильмах, как о Джеймсе Бонде фильм «Шаровая молния» (ошибочно названный местным фестивалем типа Марди Гра ), «После заката » и «Челюсти: Месть» . Это также было в эпизоде первого сезона « Возвращение Кальдерона (Часть II)» телесериала 1984 года « Полиция Майами» , действие которого происходит на вымышленном острове Сент-Эндрюс.
Песня под названием «Junkanoo Holiday (Fallin’-Flyin’)» была написана Кенни Логгинсом и вошла в его альбом 1979 года Keep The Fire . Эта песня следует сразу за хитом « This Is It » на альбоме. "This Is It" имеет плавный финал, который переходит в "Junkanoo Holiday (Fallin'-Flyin')", без полного перерыва между двумя песнями.
В тринадцатом эпизоде телешоу Top Chef: All-Stars « Готов для короля » участники танцевали на параде Джанканоо, узнавали о его истории и соревновались в том, чтобы приготовить лучшее блюдо для короля Джанканоо.
Возвращение в Джанканоо после Covid было кратко обсуждено в двухсерийных эпизодах 189 и 190 подкаста Байер и Сашира Заматы Николь «Лучшие друзья» , документирующих их поездку на Багамы. [ 20 ] [ 21 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Стремление к миру (Фрипорт, Багамы, 2011 г.)
-
Костюм без участника после парада
-
Костюм Джанканоо
-
Костюм Джанканоо
-
Фестиваль Джунканоо, Нассау, 2005 г.
-
Музыкант Джанканоо, 2005 г.
См. также
[ редактировать ]- Смолистый неоднородный
- Джон Каноэ , король Аксима в 1708 году, в честь которого, возможно, была названа эта практика.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «2-й день Рождества – Джонконну» . Информационная служба Ямайки .
- ^ Смит, Слоан (28 января 2020 г.). «Shell Saxon Superstars побеждает в сезоне Джунканоо 2019/2020» . Новости очевидца . Нассау.
- ^ "Багамские острова Джунканоо Ревю" . ИсторияМузей Майами . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Билби, Кеннет (ноябрь 2007 г.). Маскировка духа в южноатлантическом мире: частично скрытая история Джанкуну (PDF) . Наследие рабства и эмансипации: Ямайка в атлантическом мире. Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. п. 3.
- ^ Сэндс, Розита М.; Дювалье, Морин «Багама Мама»; Симмс, Рональд (1989). «Джункану: прошлое, настоящее и будущее» . Черная перспектива в музыке . 17 (1/2): 93–108. дои : 10.2307/1214745 . ISSN 0090-7790 .
- ^ «2-й день Рождества – Джонконну» . Информационная служба Ямайки .
- ^ Гамбург, Эрика (23 декабря 2007 г.). «Свободно танцевать – праздник освобождения Джонконну в Белизе напоминает традицию эпохи рабства» . Лос-Анджелес Таймс . п. 3 . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Скарамуццо, Джин (28 апреля 1989 г.). «Афро-карибская музыка набирает обороты» . «Таймс-Пикаюн» . п. L21 – через NewsBank .
- ^ Лассетер, Мэн (2014). «Джонконну, Джанкуну, Джунканоо, Джон Каноэ: переориентация практики Северной Каролины в американском Средиземноморье» . Памятные пейзажи Северной Каролины | Документирование американского Юга . Университет Северной Каролины — Чапел-Хилл . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Брокелл, Джиллиан (26 декабря 2021 г.). «Джонконну: Праздник, когда черные гуляки могли издеваться над своими поработителями» . Вашингтон Пост .
- ^ Билби, Кеннет М. (1 января 2010 г.). «Пережить секуляризацию: маскировать дух на карибских фестивалях Джанкуну (Джон Каноэ)» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 84 (3–4): 179–223. дои : 10.1163/13822373-90002440 . ISSN 2213-4360 .
- ^ «Радость Джанканоо» . Острова Багамские острова . Министерство туризма и авиации Багамских островов . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чемберс, Дуглас Б. (1 марта 2005 г.). Убийство в Монтпилиере: африканцы игбо в Вирджинии . Университетское издательство Миссисипи. п. 182. ИСБН 1-57806-706-5 .
- ^ Олсоп, Ричард (2003). Словарь употребления карибского английского языка . Ямайка: Издательство Вест-Индского университета. п. 776. ИСБН 978-976-640-145-0 .
- ^ «Форт Гросс Фредериксбург, Принстаун (1683 г.)» , Совет музеев и памятников Ганы.
- ^ Девульф, Йерун (декабрь 2021 г.). «Переосмысление исторического развития карибской исполнительской культуры с афро-иберийской точки зрения: случай Джанканоо» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Новый путеводитель по Вест-Индии . 95 (3–4): 223–253. дои : 10.1163/22134360-bja10012 . S2CID 237712750 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Лонг, Эдвард (1774). «История Ямайки, или общий обзор древнего и современного состояния этого острова: с размышлениями о его положении, поселениях, жителях, климате, продуктах, торговле, законах и правительстве» . Т. Лаундес: 445–475.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Памятные пейзажи Северной Каролины» . docsouth.unc.edu . 19 марта 2010 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Ниссенбаум, Стивен (1997). Битва за Рождество . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 285. ИСБН 978-0679740384 .
- ^ «Сашир боялся оставить Николь посреди океана» . Ушной волк . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Николь и Сашир порадуют вас последней главой своего путешествия на Багамы» . Ушной волк . Проверено 14 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Вефиль, Клемент (1992). Джунканоо: Багамский фестиваль . Макмиллан Карибский бассейн. ISBN 0-333-55469-8 .
- Роммен, Тимоти (1999). «Дом, милый дом: Джанканоо как национальный дискурс на Багамах». Журнал исследований черной музыки . 19 (1): 71–92. дои : 10.2307/779275 . JSTOR 779275 .
- Мудрость, Кейт Гордон (1985). Багамский Джункану: Акт в современной социальной драме (PDF) (доктор философии). Университет Джорджии .
- Вуд, Вивиан Нина Мишель (1995). Спешу и горячо: прослушивание музыки парада Джунканоо в Нассау, Багамы (доктор философии). Университет Индианы .