Jump to content

Команч

(Перенаправлено от индейцев команчей )

Команч
Nʉmʉnʉʉ
Флаг нации Команча [ 1 ]
Общая численность населения
17 000 зарегистрированных Comanche Nation (2021), [ 2 ]
28 193 самоидентифицированные, перепись США (2020) [ 3 ]
Регионы со значительным населением
Соединенные Штаты ( Оклахома , Техас , Нью -Мексико )
Языки
Английский , Команч
Религия
Церковь коренных американцев , христианство , традиционная племенная религия
Связанные этнические группы
Shoshone , Timbisha и другие Numic народы

Comanche / / k ə ˈ m æ n i nʉmʉnʉʉ или nʉmʉnʉʉ ( comanche : » , «Люди [ 4 ] ) является коренным американским племенем из южных равнин современных Соединенных Штатов. Люди команчей сегодня принадлежат к федерально признанной нации Команча со штаб -квартирой в Лоутоне, штат Оклахома . [ 1 ]

Comanche Language является численным языком уто-автеканской семьи. Первоначально это был диалект Шошони , но расходился и стал отдельным языком. [ 5 ] Команч когда -то был частью шошоновых людей великого бассейна . [ 6 ]

В 18 и 19 веках Команч жил в большинстве современных северо-западных Техас и прилегающих районов в восточной части Нью-Мексико , Юго-Восточного Колорадо , юго-западного Канзаса и Западной Оклахомы . Испанские колонисты, а затем мексиканцы назвали их историческую территорию Comanchería .

В течение 18 -го и 19 -го веков Команч практиковал кочевую лошадь и охотилась, особенно бизона. Они торговали с соседними народами коренных американцев, испанскими , французскими и американскими колонистами и поселенцами.

Поскольку европейские американцы вторгались на свою территорию, команч вел войну с поселенцами и совершил налет на свои поселения, а также у соседних коренных американских племен. [ 7 ] Они взяли с собой пленников из других племен во время войны, используя их в качестве рабов , продавали их испанскому и (позже) мексиканским поселенцам или внедрили их в их племя. [ 6 ] Тысячи пленников из набегов на испанские, мексиканские и американские поселенцы были ассимилированы в общество команч. [ 8 ] На их пике языком Comanche был Luada Franca в регионе Великих равнин. [ 9 ]

Болезни, разрушение стада буйволов и потери территории вынудили большинство командов в резервациях на территории Индии к концу 1870 -х годов. [ 6 ]

В 21 -м веке нация команчей насчитывает 17 000 членов, около 7000 из которых проживают в племенных юрисдикционных районах вокруг Лоутона, Форт -Силла и прилегающих районов юго -западной Оклахомы. [ 2 ] Ежегодный танец Homecoming Homecoming проходит в середине июля в Уолтерсе, штат Оклахома . [ 10 ]

командина Автоним - Nʉmʉnʉʉ , что означает «люди» или «народ». [ 4 ] Самое раннее известное использование термина «команч» датируется 1706 году, когда испанские чиновники сообщили о команчах, чтобы подготовиться к атаке далеких поселений Пуэбло на юге Колорадо. [ 11 ] Испанцы приняли имя для людей: Кесманси (враг), написание его Команчи (или Команчи , Команши , Команчи ) [ 12 ] В соответствии с испанским произношением. [ 13 ] До 1740 года французские исследователи с Востока иногда использовали имя Падука для команч, так как оно уже использовалось для Apache Plains , а французы не знали об изменении племени в регионе в начале 18 -го века. [ 14 ]

Правительство

[ редактировать ]

Нация команчей со штаб -квартирой в Лоутоне, штат Оклахома. Их племенная юрисдикционная зона расположена в округах Каддо , Команч , Коттон , Грир , Джексон , Киова , Тиллман и Хармон . Их нынешний председатель племени - Марк Вумавова. Племя требует, чтобы зарегистрированные члены имели как минимум 1/8 квантового уровня крови (эквивалентный одному прабабусту). [ 1 ]

Экономическое развитие

[ редактировать ]

Племя управляет собственным жилищным управлением и выпускает племенные теги . У них есть свой собственный факультет высшего образования, в первую очередь присуждает стипендии и финансовую помощь для обучения в колледже. племенного Они владеют 10 магазинами дыма и четыре казино: [ 1 ]

  1. Comanche Nation Casino в Lawton [ 15 ]
  2. Казино Red River в Девол, штат Оклахома [ 16 ]
  3. Comanche Spur Casino в Элгине, штат Оклахома [ 17 ]
  4. Comanche Star Casino в Уолтерсе, штат Оклахома . [ 18 ] [ 19 ]

Культурные учреждения

[ редактировать ]
Ладонна Харрис , активист и основатель американцев для индийской возможности

Национальный музей и культурный центр Comanch Он открылся для публики в 2007 году. [ 20 ]

В 2002 году племя основало Колледж Comanche Nation , двухлетний племенный колледж в Лоутоне. [ 21 ] Он закрылся в 2017 году из -за проблем с аккредитацией и финансированием.

Каждый июль, Команч собирается со всего Соединенных Штатов, чтобы отпраздновать свое наследие и культуру в Уолтерсе на ежегодном возвращении на родину Comanche Powwow . Ярмарка Comanche Nation проходит каждый сентябрь. Маленькие пони Comanch [ 22 ]

Формация

[ редактировать ]
Предварительное распределение языков уто-азтекана

Протокоманчское движение к равнинам было частью более широкого явления, известного как «Шошонское расширение», в котором эта языковая семья распространилась по всему Великому бассейну и через горы в Вайоминг. Котсотека («Пожиратели бизонов»), вероятно, были одними из первых. Другие группы следовали. Контакт с шошонами Вайоминга поддерживался до 1830 -х годов, когда он был сломлен продвинутыми шайеннами и арапахоэ.

После восстания Пуэбло 1680 года различные народы на равнинах приобрели лошадей, но, вероятно, прошло некоторое время, прежде чем они были очень многочисленны. Еще в 1725 году команчи были описаны как использование больших собак, а не лошадей для ношения своей шкуры бизонов «палатки». [ 23 ]

Лошадь стала ключевым элементом появления отличительной культуры команчей. Такое стратегическое значение, что некоторые ученые предположили, что команч оторвался от шошона и переехал на юг, чтобы найти дополнительные источники лошадей среди поселенцев Новой Испании на юг (а не искать новые стада Буффало.) иметь самое длинное задокументированное существование в качестве народов на равнинах; У них были лошади, когда Шайенн все еще жили в земных домиках. [ 24 ]

Команч снабдил лошадей и мулов всем. Еще в 1795 году Команч продавал лошадей англо-американским торговцам [ 25 ] и к середине 19-го века лошади, поставленные команчами, текут в Сент-Луис через других индийских посредников (Семинол, Осейдж, Шони). [ 26 ]

Их первоначальная миграция привела их на южную Великую равнины , в размер территории, простирающейся от реки Арканзас до центрального Техаса. Самые ранние ссылки на них в испанских документах датируются 1706 году, когда отчеты достигли Санта -Фе, которые Усики и Команши собирались атаковать. [ 25 ] В Somanche Advance апачи были изгнаны с равнин. К концу 18 -го века борьба между команчами и апачами приняла легендарные пропорции: в 1784 году, рассказывая историю Южных равнин, губернатор Техаса Доминго Кабелло и Роблс записал, что около 60 лет назад (т.е. Апачи были направлены с южных равнин в девятидневной битве в La Gran Sierra del Fierro «Великая гора Железного», где-то к северо -западу от Техаса. Однако нет никакой другой записи, документального или легендарного, такого боя. [ 23 ]

Они были грозными воинами, которые разработали стратегии для использования традиционного оружия для борьбы с верхом на лошадях. Война была основной частью жизни Comanche. Команши набегают в Мексику традиционно проводились во время полной луны, когда команч мог видеть, чтобы ездить ночью. Это привело к термину «Команча Луны», в течение которого команч совершил набег на лошадей, пленников и оружия. [ 27 ] Набеги Comanche, особенно в 1840 -х годах, достигли сотен миль в глубину до разрушительных северных районов страны. [ 28 ]

Подразделения

[ редактировать ]

Kavanagh определил четыре уровня социальной политической интеграции в традиционном обществе до задержания: [ 29 ]

  • Патрилинейная и патрилокальная ядерная семья
  • Расширенная семейная группа (Nʉmʉnahkahni - «Люди, которые живут вместе в домашнем хозяйстве», без ограничений размера, но признание родства было ограничено родственниками на два поколения выше или три ниже)
  • Местная группа или «группа», состоящая из одного или нескольких Nʉmʉnahkahni, один из которых сформировал его ядро. Группа была основной социальной единицей Comanche. Типичная группа может насчитывать несколько сотен человек. Это была семейная группа, сосредоточенная вокруг группы мужчин, все из которых были родственниками, сыновьями, братьями или двоюродными братьями. С тех пор, как брак с известным родственником был запрещен, жены пришли из другой группы, и сестры ушли, чтобы присоединиться к их мужьям. Центральным человеком в этой группе был их дедушка, отец или дядя. Его называли «Paraivo», «вождем». После его смерти один из других людей занял его место; Если ни один из них не был доступен, участники группы могли бы разваливаться на других группах, где у них могут быть родственники и/или установить новые отношения, женившись на существующем участнике. Не было отдельного термина для или статуса «вождя мира» или «военного военного военного»; Любой человек, ведущий военную партию, был «военным вождем».
  • Отделение (иногда называемое племенем, испанским Nación , Rama - «филиалом», в состав которого входит несколько местных групп, связанных родственниками, содельными (политическими, медицинами и военными) и общим интересом к охоте, собранию, войне, миру, торговле).

В отличие от соседнего Шайенна и Арапахо на севере, никогда не было ни одной политической подразделения или «нации», признанной всеми команчами. Скорее подразделения; Самые «племенные» подразделения действовали независимо, преследуя свои собственные экономические и политические цели.

GE 1750S, Spaist Abtanteyed (Disvisionon): Haseepons): Hase Exhicility): Haipi, Hoipipipi), Yararchya ), Yaparca) и Kottekona).

После того, как Mescalero Apache, Jicarilla Apache и Lipan Apache были в значительной степени вытеснены из южных равнин от комманча и союзников в 1780 -х годах, испанцы начали разделять ныне доминирующие команчи на две географические группы, которые только частично соответствовали первым тремя. Национальные. Buffalo'), который двигался на юго -восток в 1750 -х и 1760 -х годах в южные равнины в Техасе, назывались Cuchanec Orientales (« Восточный Cuchanec/Kotsoteka ») или восточный комчан Kʉhtsʉtʉhka (kotsoteka) ('uite ’ это осталось на северо -западе и западе вместе с Hʉpenʉʉ (Jupe, Hoipi - «древесина/лесные народ») (а иногда и япархахка (Yamparika)), которые двигались на юг к северной Канадской реке, называли Cuchanec Occidentales («Западный Cuchanec/Kotsoteka») или западный команч . «Западный команч» жил в регионе Верхнего Арканзаса , Канады и Красных рек, а также в Ллано Эстакадо . «Восточный Команч» жил на плато Эдвардса и Техасские равнины Верхних Бразос и Колорадские реки, а также восток до перекрестных пиломатериалов . Вероятно, они были предками Penatʉka nʉʉ (Penateka - 'Honey Feers'). [ 30 ]

Со временем эти разделения были изменены различными способами, в первую очередь из -за изменений в политических ресурсах. [ 31 ] Как отмечалось выше, Kʉhtsʉtʉhka (Kotsoteka), вероятно, были первой протокоманчской группой, которая отделилась от восточных шошонов.

War on the plains: Comanche (right) trying to lance an Osage warrior. Painting by George Catlin, 1834

The name Hʉpenʉʉ (Jupe, Hoipi) vanished from history in the early 19th century, probably merging into the other divisions, they are likely the forerunners of the Nokoni Nʉʉ (Nokoni), Kwaarʉ Nʉʉ (Kwahadi, Quohada), and the Hʉpenʉʉ (Hois) local group of the Penatʉka Nʉʉ (Penateka). Due to pressure by southwards moving Kiowa and Plains Apache (Naishan) raiders, many Yaparʉhka (Yamparika) moved southeast, joining the "Eastern Comanche" and becoming known as the Tahnahwah (Tenawa, Tenahwit). Many Kiowa and Plains Apache moved to northern Comancheria and became later closely associated with the Yaparʉhka (Yamparika).

In the mid 19th century, other powerful divisions arose, such as the Nokoni Nʉʉ (Nokoni) ('wanderers', literally 'go someplace and return'), and the Kwaarʉ Nʉʉ (Kwahadi, Quohada) ('Antelope Eaters'). The latter originally some local groups of the Kʉhtsʉtʉhka (Kotsoteka) from the Cimarron River Valley as well as descendants of some Hʉpenʉʉ (Jupe, Hoipi), which had pulled both southwards.

The northernmost Comanche division was the Yaparʉhka (Yapai Nʉʉ or Yamparika — ‘(Yap)Root-Eaters’). As the last band to move onto the Plains, they retained much of their Eastern Shoshone tradition.

The power and success of the Comanche attracted bands of neighboring peoples who joined them and became part of Comanche society; an Arapaho group became known as Saria Tʉhka (Chariticas, Sata Teichas – 'Dog Eaters') band, an Eastern Shoshone group as Pohoi (Pohoee – 'wild sage') band, and a Plains Apache group as Tasipenanʉʉ band.

The Texans and Americans divided the Comanche into five large dominant bands – the Yaparʉhka (Yamparika), Kʉhtsʉtʉhka (Kotsoteka), Nokoni Nʉʉ (Nokoni), Penatʉka Nʉʉ (Penateka) and Kwaarʉ Nʉʉ (Kwahadi, Quohada), which in turn were divided by geographical terms into first three (later four) regional groupings: Northern Comanche, Middle Comanche, Southern Comanche, Eastern Comanche, and later Western Comanche. However, these terms generally do not correspond to the Native language terms.

Comanches meeting the U.S. dragoons near the Wichita Mountains in 1834, by George Catlin

The "Northern Comanche" label encompassed the Yaparʉhka (Yamparika) between the Arkansas River and Canadian River and the prominent and powerful Kʉhtsʉtʉhka (Kotsoteka) who roamed the high plains of Oklahoma and Texas Panhandles between Red and Canadian River, the famous Palo Duro Canyon offered them and their horse herds of protection from strong winter storms as well as from enemies, because the two bands dominated and ranged in the northern Comancheria.

The "Middle Comanche" label encompassed the aggressive Nokoni Nʉʉ (Nokoni) ("wanderers", "those who turn back") between the headwaters of the Red River and the Colorado River in the south and the Western Cross Timbers in the east, their preferred range were on the Brazos River headwaters and its tributaries, the Pease River offered protection from storms and enemies. With them shared two smaller bands the same tribal areas: the Tahnahwah (Tenawa, Tenahwit) ("Those Living Downstream") and Tanimʉʉ (Tanima, Dahaʉi, Tevawish) ("Liver Eaters"). All three bands together were known as "Middle Comanche" because they lived "in the middle" of the Comancheria.

The "Southern Comanche" label encompassed the Penatʉka Nʉʉ (Penateka) ("Honey Eaters"), the southernmost, largest, and best known band among whites as they lived near the first Spanish and Texan settlements; their tribal areas extended from the upper reaches of the rivers in central Texas and Colorado River southward, including much of the Edwards Plateau, and eastward to the Western Cross Timbers; because they dominated the southern Comancheria they were called "Southern Comanche".

The "Western Comanche" label encompassed the Kwaarʉ Nʉʉ (Kwahadi, Quohada) ('Antelope Eaters'), which is the last to develop as an independent band in the 19th century. They lived on the hot, low-shadow desert plateaus of Llano Estacado in eastern New Mexico and found shelter in Tule Canyon and Palo Duro Canyon in northwestern Texas. They were the only band that never signed a contract with the Texans or Americans, and they were the last to give up the resistance. Because of their relative isolation from the other bands on the westernmost edge of the Comancheria, they were called the "Western Comanche".

There has been, and continues to be, much confusion in the presentation of Comanche group names. Groups on all levels of organization, families, nʉmʉnahkahni, bands, and divisions, were given names, but many 'band lists' do not distinguish these levels. In addition, there could be alternate names and nicknames. The spelling differences between Spanish and English add to the confusion.

Some of the Comanche group names

[edit]
  • Yaparʉhka or Yamparika (also Yapai Nʉʉ – ‘(Yap)Root-Eaters’; One of its local groups may have been called Widyʉ Nʉʉ / Widyʉ / Widyʉ Yapa – ‘Awl People’; after the death of a man named 'Awl' they changed their name to Tʉtsahkʉnanʉʉ or Ditsahkanah – ‘Sewing People’ [Titchahkaynah]. Other Yapai local groups included:
    • Ketahtoh or Ketatore (‘Don't Wear Shoes’, also called Napwat Tʉ – ‘Wearing No Shoes’)
    • Motso (′Bearded Ones′, derived from motso – ‘Beard’)
    • Pibianigwai (‘Loud Talkers’, ‘Loud Askers’)
    • Sʉhmʉhtʉhka (‘Eat Everything’)
    • Wahkoh (‘Shell Ornament’)
    • Waw'ai or Wohoi (also Waaih – ′Lots of Maggots on the Penis′, also called Nahmahe'enah – ′Somehow being (sexual) together′, ′to have sex′, called by other groups, because they preferred to marry endogamy and chose their partners from their own local group; this was viewed critically by other Comanche people)
  • Hʉpenʉʉ or Jupe (‘Timber People’ because they lived in more wooded areas in the Central Plains north of the Arkansas River. Also spelled Hois.
  • Kʉhtsʉtʉʉka or Kotsoteka (‘Buffalo-Eaters’, spelled in Spanish as Cuchanec)
  • Kwaarʉnʉʉ or Kwahadi/Quohada (Kwahare – ‘Antelope-Eaters’; nicknamed Kwahihʉʉki – ‘Sunshades on Their Backs’, because they lived on desert plains of the Llano Estacado in eastern New Mexico, westernmost Comanche Band). One of their local groups was nicknamed Parʉhʉya ('Elk', literally‘Water Horse’).
  • Nokoninʉʉ or Nokoni (‘Movers’, ‘Returners’); allegedly, after the death of chief Peta Nocona they called themselves Noyʉhkanʉʉ – ‘Not Staying in one place’, and/orTʉtsʉ Noyʉkanʉʉ / Detsanayʉka – ‘Bad Campers’, ‘Poor Wanderer’.
    • Tahnahwah or Tenawa (also Tenahwit – ‘Those Who Live Downstream’,
    • Tanimʉʉ or Tanima (also called Dahaʉi or Tevawish – ‘Liver-Eaters’,
  • Penatʉka Nʉʉ or Penateka (other variants: Pihnaatʉka, Penanʉʉ – ‘Honey-Eaters’;

Some names given by others include:

  • WahaToya (literally 'Two Mountains'); (given as Foothills in Cloud People – those who live near Walsenburg, CO)<Whatley: Jemez-Comanche-Kiowa repatriation, 1993–1999>
  • Toyanʉmʉnʉ (′Foothills People′ – those who lived near Las Vegas, NM) <Whatley: Jemez-Comanche-Kiowa repatriation, 1993–1999>

Unassignable names include:

  • Tayʉʉwit / Teyʉwit (‘Hospitable Ones’)
  • Kʉvahrahtpaht (‘Steep Climbers’)
  • Taykahpwai / Tekapwai (‘No Meat’)
  • Pagatsʉ (Pa'káh'tsa – ‘Head of the Stream’, also called Pahnaixte – ‘Those Who Live Upstream’)
  • Mʉtsahne or Motsai (‘Undercut Bank’)

Old Shoshone names

  • Pekwi Tʉhka (‘Fish-Eaters’)
  • Pohoi / Pohoee (‘Wild Sage’)

Other names, which may or may not refer to Comanche groups include:

  • Hani Nʉmʉ (Hai'ne'na'ʉne – ‘Corn Eating People’) Witchitas.
  • It'chit'a'bʉd'ah (Utsu'itʉ – ‘Cold People’, i.e. ‘Northern People’, probably another name for the Yaparʉhka or one of their local groups – because they lived to the north)
  • Itehtah'o (‘Burnt Meat’, nicknamed by other Comanche, because they threw their surplus of meat out in the spring, where it dried and became black, looking like burnt meat)
  • Naʉ'niem (No'na'ʉm – ‘Ridge People’

Modern Local Groups

  • Ohnonʉʉ (also Ohnʉnʉnʉʉ or Onahʉnʉnʉʉ, 'Salt People' or 'Salt Creek people') live in Caddo County in the vicinity of Cyril, Oklahoma; mostly descendants of the Nokoni Pianavowit.
  • Wianʉʉ (Wianʉ, Wia'ne – ‘Hill Wearing Away’), live east of Walters, Oklahoma, descendants of Waysee.

Comanche Wars

[edit]
Comancheria 1770–1850.

The Comanche fought a number of conflicts against Spanish and later Mexican and American armies. These were both expeditionary, as with the raids into Mexico, and defensive. The Comanche were noted as fierce warriors who fought vigorously for their homeland of Comancheria. However, the massive population of the settlers from the east and the diseases they brought led to pressure and decline of Comanche power and the cessation of their major presence in the southern Great Plains.

Relationship with settlers

[edit]
Comanches watching an American caravan in West Texas, 1850, by the US Army officer, Arthur Lee
Comanche warriors, c. 1867–1874
Quanah Parker, prominent chief of the Comanche Indians with a feather fan; photo by James Mooney, 1892

The Comanche maintained an ambiguous relationship with Europeans and later settlers attempting to colonize their territory. The Comanche were valued as trading partners since 1786 via the Comancheros of New Mexico, but were feared for their raids against settlers in Texas.[32][33][34][35] Similarly, they were, at one time or another, at war with virtually every other Native American group living on the South Plains,[36][37] leaving opportunities for political maneuvering by European colonial powers and the United States. At one point, Sam Houston, president of the newly created Republic of Texas, almost succeeded in reaching a peace treaty with the Comanche in the 1844 Treaty of Tehuacana Creek. His efforts were thwarted in 1845 when the Texas legislature refused to create an official boundary between Texas and the Comancheria.

While the Comanche managed to maintain their independence and increase their territory, by the mid-19th century, they faced annihilation because of a wave of epidemics due to Eurasian diseases to which they had no immunity, such as smallpox and measles. Outbreaks of smallpox (1817, 1848) and cholera (1849) took a major toll on the Comanche, whose population dropped from an estimated 20,000 in the late 18th century to just a few thousand by the 1870s.

США начали усилия в конце 1860 -х годов, чтобы перенести команчи в оговорки, с договором Медицинского договора (1867), который предлагал церкви, школы и аннуитеты в обмен на огромный участок земли на общую сумму более 60 000 квадратных миль (160 000 км. 2). The government promised to stop the buffalo hunters, who were decimating the great herds of the Plains, provided that the Comanche, along with the Apaches, Kiowas, Cheyenne, and Arapahos, move to a reservation totaling less than 5,000 square miles (13,000 km2) of land. However, the government did not prevent the slaughtering of the herds. The Comanche under Quenatosavit White Eagle (later called Isa-tai "Coyote's Vagina") retaliated by attacking a group of hunters in the Texas Panhandle in the Second Battle of Adobe Walls (1874). The attack was a disaster for the Comanche, and the US army was called in during the Red River War to drive the remaining Comanche in the area into the reservation, culminating in the Battle of Palo Duro Canyon. Within just 10 years, the buffalo were on the verge of extinction, effectively ending the Comanche way of life as hunters. In May 1875, the last free band of Comanches, led by the Quahada warrior Quanah Parker, surrendered and moved to the Fort Sill reservation in Oklahoma. The last independent Kiowa and Kiowa Apache had also surrendered.

Перепись 1890 года показала 1598 команч в резервации Форт -Силл, которую они разделили с 1140 Kiowa и 326 Kiowa Apache. [ 38 ]

Мейсебах - Команш Договор

[ редактировать ]

Группа Peneteka согласилась на мирное договор с немецкой иммиграционной компанией под руководством Джона О. Мейсебаха . Этот договор не был связан с каким -либо уровнем правительства. Мейсебах заключил заключенный договор о поселении земель на земле рыбаков-миллера, из которого были сформированы 10 округов Конхо , Кимбл , Ллано , Мейсон , МакКаллох , Менард , Шлейхер , Сан-Саба , Саттон и Том Грин . [ 39 ]

В отличие от многих договоров своего времени, этот договор был очень кратким и простым, и все стороны согласились на взаимное сотрудничество и разделение земли. Договор был согласен на встрече в округе Сан -Саба, [ 40 ] и подписано всеми сторонами 9 мая 1847 года в Фредериксбурге, штат Техас . Договор был очень конкретно между группой Peneteka и немецкой иммиграционной компанией. Ни одна другая группа или племя не вовлечено. Немецкая иммиграционная компания была распущена самим Меусебахом вскоре после того, как она служила своей цели. К 1875 году команчи были перемещены в оговорки. [ 41 ]

Пять лет спустя художник Фридрих Ричард Петри и его семья переехали в поселение Педерналеса , недалеко от Фредериксбурга. Эскизы и акварели Петри дали свидетели дружеских отношений между немцами и различными местными коренных американцев . племенами [ 42 ]

Форт Мартин Скотт договор

[ редактировать ]

В 1850 году в Сан -Сабе был подписан другой договор между правительством Соединенных Штатов и рядом местных племен, среди которых были команды. Этот договор был назван в честь ближайшего военного форта, который был Форт Мартин Скотт . Договор никогда не был официально ратифицирован каким -либо уровнем правительства и был обязательным только со стороны коренных американцев. [ 43 ] [ 44 ]

Чероки Комиссия

[ редактировать ]

Соглашение с Comanche, Kiowa и Apache подписано с Комиссией по чероки 6–21 октября 1892 года, [ 45 ] Далее сократили их резервирование до 480 000 акров (1900 км 2 ) по цене 1,25 долл. США за акр (308,88 долл. США/км 2 ), с распределением 160 акров (0,65 км 2 ) на человека на племя, которое будет удерживаться в доверительном доверии. В 1906 году были сделаны новые выделения всем детям, родившимся после соглашения, а оставшаяся земля была открыта для поселения Белого. С этой новой договоренностью эпоха резервации команч внезапно закончилась.

В плену Герман Леманн

[ редактировать ]

Одним из самых известных пленников в Техасе был немецкий мальчик по имени Герман Леманн . Он был похищен апачами , только чтобы сбежать и быть спасенным команчами. Леманн стал приемным сыном Куаны Паркер . 26 августа 1901 года Куана Паркер предоставил юридическую аффидевит , подтверждающий жизнь Леммана как его приемного сына в 1877–1878 годах. 29 мая 1908 года Конгресс Соединенных Штатов уполномочил секретаря внутренних дел Соединенных Штатов Анкету Леммана в качестве приемного члена Comanche Nation, 160 акров земли Оклахомы, недалеко от Грандфилда . [ 46 ]

Недавняя история

[ редактировать ]
Mac Silverhorn (Comanche), внук серебряного рога , барабан с другом в баптистской церкви Redstone

Вступление в западную экономику было проблемой для Comanche в конце 19 -го и начале 20 -го веков. Многие члены племени были обмануты от того, что осталось от их земли и имущества. Назначенный главой Paramount правительством Соединенных Штатов, глава Куана Паркер активно проводила кампанию за более выгодные сделки для своего народа, часто встреча с Вашингтоном политиков; и помог управлять землей для племени.

Паркер стал богатым как скотовод. Он также проводил кампанию за разрешение Comanches на практику религиозных обрядов церкви коренных американцев , таких как использование Peoote , которое было осуждено европейскими американцами. [ 47 ]

Перед первым законодательным органом Оклахомы Квана показал:

Я не думаю, что этот законодательный орган должен мешать религии человека, а также этим людям должно быть разрешено сохранить этого реставратора здравоохранения. Эти здоровые джентльмены до того, как вы используете Peyote, и те, которые его не используют, не так здоровы. [ 48 ]

Во время Второй мировой войны многие покинули традиционные племенные земли в Оклахоме, чтобы искать работу и больше возможностей в городах Калифорнии и на юго -западе . Около половины населения Команча все еще живет в Оклахоме, сосредоточенной на городе Лоутон.

Недавно 80-минутный тихий фильм 1920 года был «заново открыт» под названием «Дочь рассвета » . В нем есть актерский состав более 300 команч и киова. [ 49 ]

Культура

[ редактировать ]
Uwat (Comanche), фотография Эдварда Кертиса , 1930
Команч Мать и Малыш Сын в Cradleboard, фото Эдварда Кертиса
Comanche Cradleboard проводится в Бирмингемском музее искусств

Если женщина пошла на труд , когда группа была в лагере, ее перевели в Типи или в лодж кисти, если это было лето. Одна или несколько пожилых женщин помогали акушеркам . Мужчины не были допускаются внутри Типи во время или сразу после доставки. [ 50 ]

Во -первых, акушерки смягчили глиняный пол Типи и вырыли два отверстия. Одно из отверстий было для нагрева воды, а другое для послерождения . Одна или две ставки были въехали в землю возле постельного белья будущей матери, чтобы она мог схватить во время боли труда. После рождения акушерки повесили пуповину на дереве Hackberry . Люди полагали, что если пуповина не будет нарушена до того, как он сгнился, ребенок будет жить долгой и процветающей жизнью. [ 51 ]

Новорожденный был пеленался и оставался со своей матерью в Типи в течение нескольких дней. Ребенок был помещен в колыбель , а мать вернулась на работу. Она могла легко носить колыбель на спине или поддержать его на дереве, где ребенок мог наблюдать за ней, пока она собирала семена или корни. Крэдлеборды состояли из плоской доски, к которой была прикреплена корзина. Последний был изготовлен из ремней для сырья, или кожаной оболочки, которая зарисовала переднюю часть. С мягким, сухим мхом в качестве подгузника молодой был в безопасности в кожаный карман. В холодную погоду ребенок был завернут в одеяла, а затем помещал в колыбель. Ребенок оставался в колыбели около десяти месяцев; Тогда это позволило ползти. [ 52 ]

Как девочки, так и мальчики приветствовались в группе, но мальчиков были любимы. Если ребенок был мальчиком, один из акушерков сообщил отцу или дедушке: «Это твой близкий друг». Семьи могут нарисовать лоскут на Типи, чтобы сообщить остальной части племени, что они были укреплены с помощью другого воина. Иногда мужчина по имени своего ребенка, но в основном отец просил лекарства (или другого человека с различием) сделать это. Он сделал это в надежде, что его ребенок проживает долгую и продуктивную жизнь. Во время публичной церемонии именования медицины зажгли свою трубку и предложил дым на небесах, земле и каждому из четырех направлений. Он молился, чтобы ребенок оставался счастливым и здоровым. Затем он поднял ребенка, чтобы символизировать его взросление и объявил имя ребенка четыре раза. Он держал ребенка немного выше каждый раз, когда произносит имя. Считалось, что имя ребенка предсказает его будущее; Даже слабый или больной ребенок может вырасти, чтобы стать великим воином, охотником и рейдером, если ему дают имя, предлагающее мужество и силу. [ 52 ] Мальчики часто называли их дедушкой, дядей или другим родственником. Девочки обычно назвали в честь одного из родственников их отца, но имя было выбрано матерью. Когда дети выросли, они также приобрели прозвища в разных точках своей жизни, чтобы выразить некоторые аспекты своей жизни. [ 53 ]

Команч посмотрел на своих детей как их самый драгоценный подарок. Дети редко были наказаны. [ 54 ] Иногда, однако, старшая сестра или другой родственник призваны дисциплинировать ребенка, или родители организовали, чтобы мужчина -бугей напугал ребенка. Иногда старики надевали простыни и испугали непослушных мальчиков и девочек. Детям также рассказали о Big Maneater Owl ( Pia Mupitsi ), которая жила в пещере на южной стороне горов Витчиты и ела плохих детей ночью. [ 55 ]

Дети узнали из примера, наблюдая и слушая своих родителей и других в группе. Как только она стала достаточно взрослой, чтобы ходить, девушка последовала за матерью по лагерю и играла в ежедневных задачах приготовления пищи и приготовления одежды. Она также была очень близка к сестрам своей матери, которых называли не тетей, а Пия , то есть мать. Ей дали небольшую куклу оленей, которую она взяла с ней повсюду. Она научилась делать всю одежду для куклы. [ 56 ]

Мальчик отождествлял не только своего отца, но и с семьей своего отца, а также с самыми смелыми воинами в группе. Он научился ездить на лошади, прежде чем он смог ходить. К тому времени, когда ему было четыре или пять, он должен был умело справиться с лошадью. Когда ему было пять или шесть, ему дали небольшой лук и стрелы . Часто мальчика учили ездить и стрелять его дедушкой, так как его отец и другие воины были на рейдах и охоте. Его дедушка также научил его своему детству, истории и легендам команча. [ 57 ]

Ребенок 19-го века

Когда мальчик стал старше, он присоединился к другим мальчикам, чтобы охотиться на птиц. В конце концов он находился дальше от лагеря в поисках лучшей игры, чтобы убить. Поощряемые квалифицированными охотниками, мальчики узнали признаки прерии , когда они научились терпеливо и тихо преследовать игру. Они стали более самостоятельными, но, играя вместе как группа, также сформировали узы и кооперативного духа, которые им понадобятся, когда они охотятся и совершали налет. [ 57 ]

Команки Западного Техаса в военных регалиях, ок. 1830

Мальчики были очень уважаемы, потому что они станут воинами и могут умереть молодыми в битве. Когда он подошел к мужественности, мальчик отправился на свою первую охоту за буйволом. Если он сделал убийство, его отец почитал его праздником. Только после того, как он зарекомендовал себя на охоте за буйволом, был молодой человек, который позволил пойти на войну. [ 57 ]

Когда он был готов стать воином, в возрасте 15 или 16 лет, молодой человек, сначала «сделал свое лекарство», отправившись на поиски видения ( обряд прохода ). После этого квеста его отец дал ему хорошую лошадь, чтобы поехать в битву и еще одну гору для тропы. Если бы он доказал себя воином, в его честь может быть проведен танец. Когда барабанщики столкнулись с востоком, почитаемые мальчики и другие молодые люди танцевали. Его родители вместе со своими другими родственниками и людьми в группе бросили подарки у его ног - особенно одеяла и лошади, символизируемые палками. Любой может вырвать один из подарков для себя, хотя те, у кого было много владений; Они не хотели казаться жадными. Люди часто отдавали все свои вещи во время этих танцев, обеспечивая других в группе, но не оставляя себя ни с чем. [ 57 ]

Девочки научились собирать ягоды, орехи и корни. Они несли воду и собирали древесину, и около 12 лет научились готовить еду, делать типи, шить одежду, готовить шкуры и выполнять другие задачи, необходимые для того, чтобы стать женой и матерью. Затем их считали готовыми к сожалению. [ 56 ]

В течение 19 -го века традиционный обычай погребения команчей заключался в том, чтобы обернуть тело умершего в одеяло и поместить его на лошадь, позади гонщика, который затем ездил в поисках соответствующего места захоронения, такого как безопасная пещера. После захоронения всадник покрыл тело камнями и вернулся в лагерь, где скорбящие сжигали все владения умершего. Основной скорбящий порезал его руки, чтобы выразить свое горе. Группа Quahada следовала за этим обычаем дольше, чем другие группы, и похоронила своих родственников в горах Витчиты . Христианские миссионеры убедили людей Команча похоронить своих мертвых в гробах на кладбищах, [ 58 ] которая является практикой сегодня.

Транспортировка и жилье

[ редактировать ]
Команч Типис нарисован Джорджем Кэтлином
Команч Воин Ако и лошадь. Фото Джеймса Муни, 1892
Три установленных воина Команча, слева, Фрэнк Моэта. Фото Джеймса Муни, 1892

Когда они жили с Shoshone, команч в основном использовал Travois, нарисованный для собак, для транспортировки. Позже они приобрели лошадей у ​​других племен, таких как Пуэбло, и у испанцев. Поскольку лошади быстрее, легче контролировать и сильнее, это помогло с охотой, войной и движением лагеря. Большие жилища были изготовлены из -за способности тянуть и носить больше вещей. Будучи травоядными, лошадей также легче кормить, чем собаки, так как мясо было ценным ресурсом. [ 59 ] Лошадь имела максимальную ценность для команч. Богатство мужчина измерялось по размеру его стада лошадей. Лошади были основными целями для кражи во время рейдов; Часто рейды проводились специально для захвата лошадей. Часто стада для лошадей в сотнях была украдена команчами во время рейдов против других индийских стран, испанских, мексиканцев, а затем с ранчо техасцев. Лошади использовались для войны, а команч считался одной из лучших световых кавалерийских и монтированных воинов в истории. [ 60 ]

Comanche Повышения всадника , Джордж Кэтлин 1834

Команч накрыл их типи, буйволы, сшитыми. Чтобы подготовить шкуры, женщины распространяют их на землю, соскребали жир и плоть лезвиями кости или рога и высушивали на солнце. Затем женщины соскребали густые волосы и пропитали шкуры в воде. Через несколько дней они энергично потерли их в смесь жира, мозга и печени, чтобы смягчить их. Они смягчили их дальше, промывая и работая взад и вперед над сырными стрингами. Наконец, они выкурили за огонь, что дало им загар. Чтобы закончить покрытие TIPI, женщины уложили загорелые шкуры рядом и сшивали их вместе. Можно использовать целых 22 шкур, но 14 было средним. Шековая крышка была привязана к шесту и поднята, обернута вокруг рамы в форме конуса и прикреплена деревянными шашлыками размером с карандаш. Два крыла в форме крыла в верхней части типи были повернуты обратно, чтобы сделать отверстие, которое можно было бы отрегулировать, чтобы не допустить влаги и удерживать карманы изоляционного воздуха. С огненной ямой в центре глиняного пола, зимой тепло оставались теплыми. Летом нижние края типи могут быть свернуты, чтобы впустить ветерок. Приготовление пищи была сделана на улице в жаркую погоду. Типи были очень практичными домами для кочевников. Работая вместе, женщины могли бы быстро установить их или снять. Целая группа Comanche может быть упакована и преследовать стадо буйвола в течение примерно 20 минут. Женщины делали большую часть пищевой промышленности и приготовления. [ 61 ]

Команки преследуют бизона, нарисованные Джорджем Кэтлином . Бизон был основным источником пищи для Comanche.

Команча были изначально охотниками-собирателями . Когда они жили в Скалистых горах , во время миграции на Великие равнины, как мужчины, так и женщины разделили ответственность за сбор и предоставление еды. Когда команч достиг равнины, охота преобладала. Охота считалась мужской деятельностью и была основным источником престижа. Для мяса, Команч охотился на бизона , лося , черного медведя , пронгорна и оленя . Когда игра была мало, мужчины охотились на диких мустангов, а иногда ели своих собственных пони. В последующие годы команч совершал набег на ранчо Техаса и украл крупный рогатый скот. Они не ели рыбу или птицу, если не голодают.

Женщины готовились и готовили мясо бизона и другая игра. Женщины также собирали дикие фрукты, семена, орехи, ягоды, корни и клубни, включая сливы , виноград , можжевельника ягоды , хурмы , туфлика , желуди , орехи пекан , дикий лук , редька и тунец, фрукты кактуса в колючей груше . Команч также приобрел кукурузу , сухой тыкву и табак посредством торговли и рейдов. Они поджаривали мясо над огнем или варили его. Чтобы варить свежее или высушенное мясо и овощи, женщины вырыли яму в земле, которую они выровняли с шкурой для животных или желудка бизона и наполнены водой, чтобы сделать своего рода кулинарный горшок. Они поместили нагретые камни в воду, пока не закинули и не приготовлили рагу. После испанского контакта Comanche обменялся на медные кастрюли и железные чайники, что облегчило приготовление пищи.

Женщины использовали ягоды и орехи, а также мед и сала , чтобы придать мясу бизона. Они хранили сал в кишечнике или с сырными мешочками, называемыми Oyóotû . Они особенно любили делать сладкую гриб из бизонного мозга, смешанного с измельченными межевитными бобами.

Команши иногда ели сырое мясо, особенно сырую печень, приправленную желчной . Они также выпили молоко из срезанных уддеров бизонов, оленей и лося. [ 62 ] Среди их деликатесов было свернутое молоко из желудки сосущих велосипедных телят. Они также наслаждались рубкой бизона или желудка.

Команч, как правило, ел легкий завтрак и большой ужин. Они ели в течение дня, когда они были голодны или когда это было удобно. Как и другие племена Plains , Comanche были очень гостеприимными. Они готовили еду всякий раз, когда посетитель прибывал в лагерь, что привело к убеждению посторонних, что команчи ели в любое время дня или ночи. Многие семьи принесли благодарность, когда они сели, чтобы съесть свою еду.

Дети Команча ели Pemmican , но это была в первую очередь вкусная, высокоэнергетическая еда, предназначенная для военных вечеринок. Пеммикан, переносимый в пакете , был съеден только тогда, когда у мужчин не было времени охотиться. Точно так же, в лагере люди ели Pemmican только тогда, когда другая еда была недостаточна. Торговцы ели Pemmican нарезаны и окунули в мед, который они называли индийским хлебом.

Comanche Headship в музее Этнологии, Берлин
Chosequah, воин команч, носящий полные традиционные регалии. Нарисован EA Burbank , 1897.

Команча была простой и легкой в ​​ношении. Мужчины носили кожаный ремень с категовой ловкой-длинный кусок оленьей кожи, поднятый между ногами, и заброшенные над ремнем спереди и сзади, а также леггинги с оленей. У моккасинов были подошвы из толстой, жесткой шкуры буйвола с мягкой оленей. Мужчины ничего не носили на верхней части тела, за исключением зимы, когда они носили тяжелые одежды шкуры буйвола (или иногда, медведя , волчья или кожура ) с сапогами с уклонами колена. Молодые мальчики обычно обнажались, за исключением холодной погоды. К 8 или 9 лет они носили одежду для взрослых. В 19-м веке мужчины заменили катеры из оленьей кожи на ткани и носили свободные рубашки из оскарка. Женщины носили длинные платья оленьей кожи с расщепленной юбкой и широкими длинными рукавами, с окрашиванием в рукавах и подол. Бусы и кусочки металла были прикреплены геометрическими узорами. Женщины носили мокасины из острой кожи с подошвами буйвола. Женщины украшали свои рубашки, леггинсы и мокасины полосами оленей, меха животных и человеческими волосами. Они также украшали свои рубашки и леггинсы с узорами и формами бусин и отходов материала. Зимой они тоже носили теплые халаты Буффало и высокие, меховые сапоги с буйволом. В отличие от мальчиков, девочки, достаточно взрослые, чтобы ходить, были одеты в лотереи. К 12 или 13 годам они носили женскую одежду. [ 63 ]

Волосы и головные уборы

[ редактировать ]

Люди команчей гордились своими волосами, которые долго носили. Они устроили его с кистями дикобраза , смазали его и разделили в центре от лба до задней части шеи. Они нарисовали кожу головы вдоль расставания желтой, красной или белой глиной (или другими цветами). Они носили свои волосы в двух длинных косичках, привязанных кожаными стрингами или цветной тканью, а иногда и обернутыми бобром . Они также заплетали прядь волос с макушки. Эта стройная оплетка, называемая кольцом, была украшена цветными отходами из ткани и бусин и одним пером. Команчицы редко носили что -либо на головах. Только после того, как они перешли в резервацию в конце 19 -го века, мужчины начали носить типичный головной убор на равнинах . При тяжелом простуде они могут носить шерстяную шерстяную шляпу из буйвола. На войне некоторые воины носили головной убор кожи головы буйвола. Воины отрезали большую часть шкуры и плоти от головы буйвола, оставляя лишь часть шерстяной головы и рога. Этот тип шляпы носил только команч. Женщины не позволили своим волосам расти до тех пор, пока мужчины делали. Молодые женщины могут носить свои волосы длинными и плетеными, но женщины расстались с волосами в середине и держали их короткие. Как и мужчины, они нарисовали кожу головы вдоль расставания яркой краской. [ 64 ]

Украшение тела

[ редактировать ]

У командиров обычно были пронзительные уши с подвесными серьгами из кусочков раковины или петлей из латуни или серебряной проволоки. Женщина -родственница пронзила бы внешний край уха шестью или восемью лунками. Мужчины также татуировали его лицо, руки и грудь геометрическими узорами и нарисовали его лицо и тело. Традиционно они использовали краски из ягодного сока и цветные глины Comancheria. Позже трейдеры поставляли их с вермилионом (красным пигментом) и яркими смазскими красками. Мужчины носили полосы кожи и полоски металла на руках. За исключением черного, который был цветом для войны, не было стандартного цвета или рисунка для лица и тела: это был вопрос индивидуальных предпочтений. Например, один человек может покрасить одну сторону лица белой, а другая сторона красной; Другой может покрасить одну сторону его тела зеленой, а другая сторона зелеными и черными полосами. Один команч всегда может нарисовать себя определенным образом, в то время как другой может изменить цвета и дизайны, когда так склонен. Некоторые дизайны имели особое значение для человека, и особые цвета и дизайны могли быть раскрыты во сне. Женщины также могут татуировать свое лицо или руки. Они любили рисовать свои тела и были свободны сделать это, как им приятно. Для женщин было популярно рисовать внутренности ушей ярко -красной и рисовать отличные апельсиновые и красные круги на своих щеках. Они обычно рисовали красные и желтые вокруг своих губ. [ 65 ]

Команч из бисера, рациональный пакет, c. 1880, Коллекция исторического центра Оклахомы

Искусство и материальная культура

[ редактировать ]

Из -за их частых кочевых путешествий, Команч должен был убедиться, что их домашние товары и другие владения были нерушимыми. Они не использовали керамику, которую можно было легко сломать в длинных поездках. Плетение, резьба из дерева и металлическая работа были неизвестны. Вместо этого они зависели от Буффало для большей части своих инструментов, домашних товаров и оружия. Они сделали почти 200 различных утилитарных предметов из рогов, прятки и костей.

Удаляя подкладку внутреннего желудка, женщины превратили брюшную в воду. Подкладка была растянута на четыре палочки и наполнена водой, чтобы приготовить кастрюлю для приготовления супов и тушеного мяса. С дефицитом дерева на равнинах женщины полагались на чипсы буйвола (сушеный навоз) в качестве топлива для приготовления пищи и нагрева. [ 66 ]

Жесткая сырая гидрида была изготовлена ​​в седлах, стременах и привязке, ножах, ведра и подошвы мокасина. Сырье также превратилась в гремучие и барабаны. Полоски сырья были скручены в крепкие веревки. Соскобая, чтобы напоминать белый пергамент, были сложены кожуры сырья, чтобы сделать парифливы, в которых хранились еда, одежда и другие личные вещи. Женщины также загорелые шкуры , чтобы сделать мягкую и гибкую оленьную кожу, которая использовалась для чехлов Tipi, теплых одежд, одеял, ткани и мокасинов. Они использовали оздоровительную кожу для постельных принадлежностей, колыбели, куклы, мешков, мешочков, Quivers и пистолетных чехлов.

Синева использовалась для Bowstrings и швейной нити. Коли были превращены в клей и гремующие. Рога были сформированы в чашки, ложки и ковши, в то время как хвост сделал кнут, мух или украшение Типи. Мужчины делали инструменты, скребки, иглы, трубы и детские игрушки из костей. Но мужчины сосредоточились на том, чтобы сделать луки и стрелы, копья и щиты. Толстая кожа шеи старого быка была идеальной для военных щитов, которые отклоняли стрелки, а также пули. Поскольку они проводили большую часть каждого дня на лошадях, они также создавали кожу в седлах, стременах и другое оборудование для своих креплений. Волосы Буффало использовались для заполнения седловых прокладков и использовались в веревке и поваренам. [ 67 ]

Чарльз Чибитти Comanche , говорящий по коду во Второй мировой войне

Язык, на котором говорят люди , команч ( N U M U TEKWAP U ), является численным языком языковой группы уто-азтекана . Он тесно связан с языком шошона , от которого команч расходился около 1700 года. Два языка остаются тесно связанными, но несколько низкоуровневых изменений звучат препятствуют взаимной разборте. Самые ранние записи Comanche из 1786 года явно показывают диалект шошона, но к началу 20 -го века эти изменения звука изменили способ, которым Comanche звучал в тонких, но глубоких способах. [ 68 ] [ 69 ] Хотя в настоящее время предпринимаются усилия по обеспечению выживания языка, большинство его ораторов являются пожилыми, и менее 1% команчей могут говорить на нем.

В конце 19 -го века многие дети команчей были помещены в школы -интернаты с детьми из разных племен. Детей учили английскому языку и не поощряли говорить на своем родном языке. Анекдово, соблюдение говорящего по -английски было суровым.

Куана Паркер училась и говорил по -английски и был непреклонен, что его собственные дети делают то же самое. Второе поколение тогда росло, говоря по -английски, потому что верили [ ВОЗ? ] что для них было лучше не знать Команча. [ 70 ]

Команхи были среди коренных американцев, которые были впервые использованы в качестве кодекса армии США во время Первой мировой войны. [ 71 ]

Во время Второй мировой войны группа из 17 молодых людей, называемая «говорящими на коде, была обучена и использовалась армией США для отправки сообщений, передающих конфиденциальную информацию, которая не может быть расшифрована немцами. [ 72 ] [ 73 ]

Примечательные команды

[ редактировать ]

Исторические люди Команча

[ редактировать ]

Это примечательные люди из 18 -го и 19 -го веков, до выделения.

Mo'o-wai («отталкивание» или «толкать в среднем»), он же «дрожащая рука», вождь Котсотеки

Примечательные участники Comanche

[ редактировать ]

Comanche Nation Citizens

[ редактировать ]
Карита Коффи (Comanche Nation) профессор, керамический художник и скульптор в Институте искусств американских индейцев , Санта -Фе, Нью -Мексико , 2014

Это граждане 20-го и 21-го века нации команчей.

История населения

[ редактировать ]

В 1832 году начальники команчей сказали Джорджу Кэтлину , что племя насчитывает до 40 000 человек, что может собрать до 8000 воинов. Это высокое население, по -видимому, подтверждается Бургмонтом , которому главный командир сказал, что племя состояло из 12 деревень, и когда Бургмонт посетил одну из этих деревень, он обнаружил там 800 воинов (если любая другая деревня была одинаково густонаселенной, общее количество Воины будут 9600). В 1774 году французский торговец, Дж. Гайнард, написал, что в одном разделении команча (Найтане, также известного как Ямпарика) 4000 воинов, разделенных на четыре группы, которые никогда не были вместе. В 1786 году испанцы подсчитали, что команч, возможно, насчитывалось до 30 000. Джидидия Морс около 1820 года оценил команчи на уровне от 38 000 до 41 000 человек. В 1819 году три полосы Команча были зарегистрированы как 2500 воинов. Индийские дела 1837 года сообщили о 19 200 человек. Чарльз Бент в 1847 году сообщил, что у них было 2500 лодок. Индийские дела 1849 года сообщили о них как 4000 воинов и 20 000 населения. Примерно в середине 19-го века Оу Уиппл , Э. Доменеч и Х. Хоу, все сообщили, что команч насчитывал до 30 000. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] Команч, очевидно, быстро снизилась во 2 -й половине 19 -го века. Перепись 1890 года обнаружила только 1598 в Оклахоме. Согласно индийским делам, было 1507 (в 1895 году), 1499 (в 1900 году), 1401 (в 1905 году) и 1476 (в 1910 году). [ 76 ] Перепись 1910 года сообщила только о 1171.

Команч население восстановилось в 20 -м и 21 -м веках. Перепись 2020 года обнаружила 28 193 команч в США. [ 79 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «2011 2011 Оклахома Индийские нации карманный рисунок» (PDF) . Комиссия по делам индейцев в Оклахоме . Ноябрь 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2012 года . Получено 2 января 2012 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный "О нас" . Comanche Nation . Получено 23 декабря 2021 года .
  3. ^ «Распространение племен американских индейцев: люди в США в США» .
  4. ^ Jump up to: а беременный «Домашняя | Команч народ» . comanchenation.com . Получено 20 августа 2022 года .
  5. ^ Джин Ормсби Чарни. Грамматика команч . (Небраска, 1993). Страницы 1–2.
  6. ^ Jump up to: а беременный в Кавана, Томас У. "Команч (племя)" . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . Историческое общество Оклахомы . Получено 23 декабря 2021 года .
  7. ^ Fowles, Severin, Arterberry, Lindsay Montgomery, Atherton, Heather (2017), «Команч Нью -Мексико: восемнадцатый век», в Нью -Мексико и Пимерии Альта , Боулдер: Университетская пресса Колорадо, стр. 158–160. Загружено с JSTOR .
  8. ^ Марез, Кертис (июнь 2001 г.). «Значение Испании, став команч, создание мексиканцев: индийское плен и история популярного выступления Чиканы». Американский квартал . 53 (2): 267–307. doi : 10.1353/aq.2001.0018 . S2CID   144608670 .
  9. ^ Hämäläinen, Pekka (январь 2008 г.). Команш -империя . Ньюхавен и Лондон: издательство Йельского университета. П.  978-0-300-15117-6 .
  10. ^ «Танцует возвращение домой» . Официальный сайт Comanche Nation . Получено 11 июля 2017 года .
  11. ^ Губернатор Cuervo y Valdez Report, 18 августа 1706 г.
  12. ^ Барнс, Томас С.; Нейлор, Томас Х.; Полцер, Чарльз В. Северный Новый Испания: Руководство по исследованию . Университет Аризоны . Получено 10 мая 2024 года .
  13. ^ Эрнест Уоллес и Э. Адамсон Хобель. 1952. Команчи: Лорды Южных равнин (издательство Университета Оклахома).
  14. ^ Яркий, Уильям, изд. (2004). Коренные американские имена Соединенных Штатов . Норман, ОК: издательство Университета Оклахома. п. 364. ISBN  9780806135984 .
  15. ^ "Comanche Nation Casinos | Lawton Oklahoma | Слоты настольных игр" . www.comanchenationcasino.com . Получено 20 августа 2022 года .
  16. ^ «Comanche Red River Hotel Casino | Казино Оклахома | $ 99 Ночью» . www.comancheredrivercasino.com . Получено 20 августа 2022 года .
  17. ^ «Команч -казино Spur | Индийское казино Элгин Оклахома» . www.comanchespurcasino.com . Получено 20 августа 2022 года .
  18. ^ "Comanche Star Casino | Казино Оклахома | Уолтерс, ОК" . www.comanchestarcasino.com . Получено 20 августа 2022 года .
  19. ^ «Список казино в Оклахоме от племени» . 500Nations.com . Получено 20 августа 2022 года .
  20. ^ «Наша миссия» . Команч Национальный музей и культурный центр . Comanche Nation . Получено 12 января 2022 года .
  21. ^ «Команч -национальный колледж» . Comanche Nation College . Получено 20 августа 2022 года .
  22. ^ Comanche Nation Tourism Center. Архивированный 2008-11-04 в The Wayback Machine Comanche Nation. (16 февраля 2009 г.)
  23. ^ Jump up to: а беременный Кавана 66
  24. ^ Кавана 7
  25. ^ Jump up to: а беременный Кавана 63
  26. ^ Кавана 380
  27. ^ Уоллес и Хобель
  28. ^ Кавана (1996)
  29. ^ Кавана 41–53
  30. ^ "Penateka Comanches ~ Маркер номер: 16257" . Техасские исторические места Атлас . Кэмп -Верде, Техас : Техасская историческая комиссия . 2009
  31. ^ Кавана 478
  32. ^ Пламмер Р., Повествование о захвате и последующих страданиях миссис Рэйчел Пламмер, 1839, в «Повествовании Паркера» и «История Техаса», Луисвилл: утренний курьер, 1844, с. 88–118
  33. ^ Ли, Н., три года среди команчей, захваченных индейцами, Дриммер, Ф., редактор, Нью -Йорк: Dover Publications, Inc., 1961, ISBN   0486249018 , с. 277–313
  34. ^ BABB, TA, в груди Comanches, 1912, Даллас: Джон Ф. Уорли Певертин Ко.
  35. ^ Белл, JD, правдивая история моего захвата и жизнь с индейцами команчей, в «Каждый день казался праздником», пленки Бьянки Бабб , Гело, DJ и Zesch, S., редакторы, юго -западный исторический квартал Vol. 107, № 1, 2003, с. 49–67
  36. ^ Lehmann, H., 1927, 9 лет среди индейцев, 1870–1879, Альбукерке, Университет Нью -Мексико Пресс, ISBN   0826314171
  37. ^ Smith, Cl, 1927, The Boy Captives, San Saba: Сан -саба ISBN   0-943639-24-7
  38. ^ «Frontier Forts> Прохождение индийской эры» . www.texasbeyondhistory.net . Получено 20 августа 2022 года .
  39. ^ «Грант на землю-фишер-миллер» . Техасские исторические маркеры . Техасская историческая комиссия . Получено 16 сентября 2011 года .
  40. ^ «Договор THC-Comanche» . Техасская историческая ассоциация . Получено 17 сентября 2011 года .
  41. ^ Демалли, Рэймонд Дж; Deloria, Vine (1999). Документы дипломатии американских индейцев: договоры, соглашения и конвенции 1775–1979, том 1 . Университет Оклахомы. С. 1493–1494. ISBN  0-8061-3118-7 .
  42. ^ Гермунден, Герд; Кэллоуэй, Колин Г; Зантоп, Сюзанна (2002). Немцы и индейцы: фантазии, встречи, проекции . Университет Небраски Пресс. п. 65. ISBN  978-0-8032-6420-5 .
  43. ^ Уотсон, Ларри С. (1994). Индийские договоры с 1835 по 1902 год. XXII - Kiowa, Comanche и Apache . Хистри. С. 15–19.
  44. ^ Уэбб, Уолтер Прескотт (1965). Техасские рейнджеры: столетие пограничной защиты . Университет Техасской прессы. С. 138–140. ISBN  978-0-292-78110-8 .
  45. ^ Deloria, Vine J Jr.; Demaille, Raymond J (1999). Документы договоров, соглашений и конвенций американских индейцев, 1775–1979 гг . Университет Оклахома Пресс. С. 355, 356, 357, 358. ISBN  978-0-8061-3118-4 .
  46. ^ Zesch, Скотт (2005). Захваченная: правдивая история похищения индейцев на границе Техаса . Святой Мартин. С. 239–241. ISBN  978-0-312-31789-8 .
  47. ^ Лихи, Тодд; Уилсон, Рэймонд (2009). От А -Z движений коренных американцев . Пресс чучела. п. 120 . ISBN  978-0-8108-6892-2 .
  48. ^ Лебедь 19
  49. ^ «Дочь рассвета | Историческое общество Оклахомы» . www.okhistory.org . Получено 20 августа 2022 года .
  50. ^ Уоллес и Хобель (1952) с.142
  51. ^ Уоллес и Хобель (1952) с.143, 144
  52. ^ Jump up to: а беременный Уоллес и Хобель (1952) с.120
  53. ^ Уоллес и Хобель (1952) с.122, 123
  54. ^ Уоллес и Хобель (1952) с.124
  55. ^ Де Капуа, Сара (2006). Команч . Эталонные книги. с. 22, 23. ISBN  978-0-7614-2249-5 .
  56. ^ Jump up to: а беременный Уоллес и Хобель (1952) с. 124, 125
  57. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Уоллес и Хобель (1952) с. 126–132
  58. ^ ^
  59. ^ Rollings, Deer (2004) с. 20–24
  60. ^ «Индийская культура и лошадь» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 года . Получено 26 мая 2013 года .
  61. ^ Rollings, Deer (2004) с. 29–30
  62. ^ Newcomb, WW Jr. (2002). Индейцы Техаса: от доисторической до современного времени . Университет Техасской прессы. с. 164 . ISBN  978-0-292-78425-3 .
  63. ^ Rollings, Deer (2004) с. 31
  64. ^ Rollings, Deer (2004) с. 31, 32
  65. ^ Rollings, Deer (2004) с. 32, 33
  66. ^ Rollings, Deer (2004) P 28
  67. ^ Rollings, Deer (2004) стр. 25, 26
  68. ^ Маклафлин (1992), 158–81
  69. ^ Маклафлин (2000), 293–304
  70. ^ Hämäläinen (2008), с.171
  71. ^ «Кодекс -говорящие - Столетие Первой мировой войны» . www.worldwar1centennial.org . Получено 25 мая 2021 года .
  72. ^ Холм, Том (2007). «Код Кодового кода» . Кодекс -говорящие и воины: коренные американцы и Вторая мировая война . Publications Chelsea House Publications. С. 108–120 . ISBN  978-0-7910-9340-5 .
  73. ^ «Команши индейцы чествуют дневные код» . День 70-летия . NBC News. 9 июня 2014 года.
  74. ^ Bataille, Grechen M .; Лиза, Лори (1993). Женщины коренных американцев: биографический словарь . Интернет -архив. Нью -Йорк: Гарленда. ISBN  978-0-8240-5267-6 .
  75. ^ Гейбл, Чад [@wwegable] (29 октября 2021 г.). Окончал… время играть в землю. Кто -нибудь еще играет еще « 2 ? Архивировано из оригинала 16 марта 2022 года . Получено 20 июня 2024 года - через Twitter .
  76. ^ Jump up to: а беременный Кшивицки, Людвик (1934). Примитивное общество и его жизненно важное статистика . Публикации Польского социологического института. Лондон: Макмиллан. п. 487-489.
  77. ^ Доменеч, Эммануэль (1860). Семь лет резиденции в великих пустынях Северной Америки . Тол. 2. Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс. п. 24
  78. ^ "Ямпарика индейцы "
  79. ^ «Распространение племен американских индейцев: люди в США в США» .

Источники

[ редактировать ]
  • Кавана, Томас В. (1996). Команки: история 1706–1875 . Линкольн, Небраска: Университет Небраски Пресс. ISBN  978-0-8032-7792-2 .
  • Kroeker, Marvin E. (1997). Команки и меннониты на равнинах Оклахомы: AJ и Magdalena Becker и Mission Post Oak . Фресно, Калифорния: Центры для исследований братьев меннонитов. ISBN  0-921788-42-8 .
  • Маклафлин, Джон Э. (1992). «Противоречение интуиции в центральной нумической фонологии». Международный журнал американской лингвистики . 58 (2): 158–181. doi : 10.1086/ijal.58.2.3519754 . JSTOR   3519754 . S2CID   148250257 .
  • Маклафлин, Джон Э. (2000). Запад, Джин; Уиллетт, Томас (ред.). Центральные численные языки " ацтекан: структурный, временный и географический UTO - Сонора, Мексика: Друзья Уто-автеканских университетов ISBN  970-689-030-0 .
  • Meadows, William C (2003). Kiowa, Apache и Comanche военные общества: устойчивые ветераны, 1800 г. до настоящего времени . Университет Техасской прессы. ISBN  978-0-292-70518-0 .
  • Rollings, William H.; Олень, Ада Е. (2004). Команч . Челси Хаус издательство. ISBN  978-0-7910-8349-9 .
  • Swan, Daniel C. (1999). Пейоте религиозное искусство: символы веры и веры . Джексон, Миссисипи: Университет Миссисипи Пресс. ISBN  1-57806-096-6 .
  • Уоллес, Эрнест ; Hoebel, E. Adamson (1952). Команч: Лорды Южных равнин . Норман, ОК: издательство Университета Оклахома. ISBN  9780806102498 Полем OCLC   1175397 .
  • Най, Уилбур Стуртевант. Карабин и Ланс: история старого форта Силл , Университет Оклахома Пресс, Норман, 1983
  • Leckie, William H .. The Buffalo Soldiers: повествование о негритянской кавалерии на Западе , Университет Оклахома Пресс, Норман, 1967
  • Фаулер, Арлен Л. Черная пехота на Западе, 1869–1891 , Университет Оклахома Пресс, Норман, 1996

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 602d2e9221cd9650b090f5186d32aca8__1726732620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/a8/602d2e9221cd9650b090f5186d32aca8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Comanche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)