Священный бык
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Крупный рогатый скот занимает видное место в некоторых религиях и мифологиях . Таким образом, многие народы по всему миру в какой-то момент почитали быков как священных. В религии шумерской Мардук — «бык Уту ». В индуизме , Шивы конем является Нанди Бык. Священный бык сохранился в созвездии Тельца . Бык , будь то лунный , как в Месопотамии, или солнечный, как в Индии, является предметом различных других культурных и религиозных воплощений, а также современных упоминаний в Нью-Эйдж культурах .
В доисторическом искусстве
[ редактировать ]
Зубры изображены на многих европейских наскальных рисунках эпохи палеолита , например, найденных в Ласко и Ливерноне во Франции. Считалось, что их жизненная сила обладает магическими свойствами, поскольку были также найдены ранние изображения зубров. Впечатляющие и опасные зубры дожили до железного века в Анатолии и на Ближнем Востоке, и на всей территории им поклонялись как священным животным; Самые ранние остатки поклонения быку можно найти в неолитическом Чатал-Хююке .
В древности
[ редактировать ]Месопотамия
[ редактировать ]
Шумерское . божество-хранитель по имени ламассу изображалось в виде гибрида с телами крылатых быков или львов и головами людей-мужчин Мотив крылатого животного с человеческой головой распространен на Ближнем Востоке и впервые зафиксирован в Эбле около 3000 г. до н.э. Первый отчетливый мотив ламассу появился в Ассирии во время правления Тиглатпаласара II как символ власти.
« Крылатые быки с человеческими головами, джинны-защитники, называемые шеду или ламассу,… помещались в качестве стражей у определенных ворот или дверных проемов города и дворца. Символы, сочетающие в себе человека, быка и птицу, предлагали защиту от врагов » . [ 1 ]
Бык также ассоциировался с богом бури и дождя Ададом, Хададом или Ишкуром. Бык был его символическим животным. Он выглядел бородатым, часто держал в руках дубинку и молнию и носил головной убор с бычьими рогами. Хадада приравнивали к греческому богу Зевсу ; римский бог Юпитер, как Юпитер Долихен ; индоевропейский наситский хеттский бог бури Тешуб ; египетский бог Амон . Когда Энки распределил судьбы, он сделал Ишкура инспектором космоса. В одной ектении Ишкур снова и снова провозглашается « великим сияющим быком, имя тебе — небо », а также называется сыном Ану , господином Каркары; брат-близнец Энки, повелитель изобилия, повелитель, оседлавший бурю, небесный лев.
Шумерский Энкиду эпос о Гильгамеше убийство Гильгамешем и изображает как Небесного Быка акт неповиновения богам.
Египет
[ редактировать ]
В Древнем Египте поклонялись множеству священных быков. Жрецы бога идентифицировали длинную череду ритуально совершенных быков, помещали их в храм на всю жизнь, затем бальзамировали и хоронили. Коровы-матери этих животных также почитались и хоронились в отдельных местах. [ 2 ]
- В регионе Мемфита Апис считался воплощением Птаха , а затем и Осириса . Некоторые из быков Аписа были похоронены в больших саркофагах в подземных хранилищах Серапеума Саккары , который был заново открыт Огюстом Мариеттом в 1851 году. [ 2 ]
- Мневис Гелиопольский Атума воплощением . - Ра был [ 2 ]
- Бучис из Гермонтиса был связан с богами Ра и Монту . Катакомбы этих быков теперь известны как Бухеум . Несколько мумий Бучи были найдены на месте во время раскопок 1930-х годов. Некоторые из их саркофагов аналогичны саркофагам Серапеума, другие полилитны (изготовлены из нескольких камней). [ 2 ]
Ка по-египетски — это одновременно религиозная концепция жизненной силы/силы и слово, обозначающее быка. [ 3 ] Эндрю Гордон, египтолог, и Кэлвин Швабе, ветеринар, утверждают, что происхождение анк связано с двумя другими знаками неопределенного происхождения, которые часто появляются рядом с ним: был скипетр , олицетворяющий «власть» или «владычество», и столб джед , символизирующий «стабильность». Согласно этой гипотезе, форма каждого знака заимствована из части анатомии быка, как и некоторые другие иероглифические знаки, которые, как известно, основаны на частях тела животных. В египетских верованиях семя было связано с жизнью и, в некоторой степени, с «властью» или «господством», а некоторые тексты указывают на то, что египтяне считали, что семя возникает в костях. Таким образом, Кальвин и Швабе предполагают, что знаки основаны на частях анатомии быка, через которые, как считалось, проходит сперма: анк — это грудной позвонок , джед — крестец и поясничные позвонки , а уас — высушенный пенис быка. . [ 4 ]
Центральная Анатолия
[ редактировать ]Мы не можем воссоздать конкретный контекст бычьих черепов с рогами ( bucrania ), сохранившихся в святилище 8-го тысячелетия до нашей эры в Чатал-Хююке в Центральной Анатолии. Священный бык хаттов , чьи сложные штандарты были найдены в Аладжа-Хойюке наряду со знаменами священного оленя , сохранился в хурритской и хеттской мифологии как Сери и Хурри («День» и «Ночь»), быки, несущие бога погоды Тешуба. на своих спинах или в своей колеснице и пасся на развалинах городов. [ 5 ]
Крит
[ редактировать ]
Быки были центральной темой минойской цивилизации , а бычьи головы и бычьи рога использовались в качестве символов в Кносском дворце. Минойские фрески и керамика изображают прыжки быка , в которых участники обоих полов прыгали через быков, схватившись за их рога.
Иран
[ редактировать ]
В иранских текстах и традициях зороастризма есть несколько различных мифологических бычьих существ. Одним из них является Гаваеводата , авестийское название гермафродитной шести «уникально созданной ( -aevo.data ) коровы ( гав- )», одного из первичных материальных творений Ахура Мазды , которое становится мифологическим прародителем всей благотворной животной жизни. . Еще один зороастрийский мифологический бык — Хадхайанс, гигантский бык, настолько большой, что он мог оседлать горы и моря, разделяющие семь регионов земли , и на чьей спине люди могли путешествовать из одного региона в другой. В средние века хадхайцы также стали известны как Срисок (авестийское * Трисаок , «три горящих места»), что происходит из легенды, в которой три «Великих огня» были собраны на спине существа. Еще один мифологический бык — это безымянное существо в « Коровьем плаче» , аллегорическом гимне, приписываемом самому Зороастру , в котором душа быка ( геуш урван ) отчаивается из-за отсутствия защиты со стороны адекватного пастуха. В аллегории корова олицетворяет отсутствие у человечества морального руководства, но в более позднем зороастризме Геуш Урван стал Язата, олицетворяющая крупный рогатый скот . 14-й день месяца назван в ее честь и находится под ее покровительством.
Южная Азия и Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Ведическая культура
[ редактировать ]
Быки также появляются на тюленях цивилизации долины Инда .
Нанди появляется в индуистской мифологии как основное средство передвижения и главная гана (последователь) Шивы .
В Ригведе Индру часто восхваляли как быка (Вришабха – «вриша» означает «он», а бха означает «бытие» или «укшан» — бык в возрасте от пяти до девяти лет, который все еще растет или только что достиг полного роста), при этом бык представлял собой быка. икона могущества и мужественной силы не только в арийской литературе, но и во многих ИЭ. [ нужны разъяснения ] культуры. [ 6 ]
Врша означает «поливать или опрыскивать», в этом контексте Индра излучает силу и мужественность.
Моя культура
[ редактировать ]
Као (бык) — сверхъестественный божественный бык, появляется в древней мифологии Мэйтей и фольклоре Древнего Манипура ( Канглейпак ). В легенде Кхамба Тойби эпоса Нонгбан Конгьямба , дворянин древнего царства Мойранг , притворился оракулом и ложно предсказал, что народ Мойранга приведет к несчастной жизни, если могущественный Као (бык) будет свободно бродить по Хуману. королевство не было предложено богу Танцзингу ( Старый Манипури : Тханчинг ), главенствующему божеству Мойранга . Для поимки быка был выбран сирота- хуман- принц Хамба , так как он был известен своей доблестью и верностью. Поскольку поймать быка, не убив его, было непростой задачей, сестра Хамбы по материнской линии Хамну раскрыла Хамбе тайны быка, с помощью которых быка удалось поймать. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Кипр
[ редактировать ]На Кипре в обрядах носили маски быков, сделанные из настоящих черепов. Терракотовые фигурки в масках быка [ 10 ] и неолитические каменные алтари с бычьими рогами были найдены на Кипре.
Левант
[ редактировать ]
Фигурки быков — частые находки на археологических раскопках по всему Леванту; [ нужна ссылка ] Двумя примерами являются бычок из Ашкелона , датируемый 16 веком до нашей эры (средний бронзовый век), [ 11 ] и бык XII века до нашей эры (железный век I), найденный на так называемом «Бычьем месте» в Самарии на Западном берегу реки Иордан . [ 12 ] И Баал , и Эль ассоциировались с быком в угаритских текстах, поскольку он символизировал силу и плодородие. [ 13 ]
Исход 32:4 [ 14 ] гласит: «Он взял это из их рук, и вылепил из него режущим инструментом, и сделал из него литого тельца; и они сказали: «Это твой бог, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской».
Неемия 9:18 [ 15 ] гласит: «Даже когда они сделали идола в форме тельца и сказали: «Это твой бог, который вывел тебя из Египта!» Они совершили ужасные кощунства».
Тельца-идолы упоминаются позже в Танахе , например, в Книге Осии , [ 16 ] что казалось бы точным, поскольку они были неотъемлемой частью ближневосточных культур. [ нужна ссылка ]
Бассейн Соломона « Литое море » стоял на двенадцати медных быках. [ 17 ] [ 18 ]
Молодые быки были установлены в качестве пограничных знаков в Дане и Вефиле , на границах Израильского царства . [ нужна ссылка ]
Намного позже, в авраамических религиях , мотив быка стал демоном-быком или «рогатым дьяволом», что контрастировало с более ранними традициями и противоречило им. Бык знаком в иудео-христианских культурах из библейского эпизода, в котором идол золотого тельца ( иврит : עֵגֶּל הַזָהָב ) создан Аароном , которому евреи поклоняются в пустыне Синайского полуострова ( Книга Исхода ). Текст еврейской Библии можно понимать как относящийся к идолу как к представителю отдельного бога или как к самому Яхве , возможно, через ассоциацию или религиозный синкретизм с египетскими или левантийскими богами-быками, а не как новое божество само по себе. [ нужна ссылка ]
Греция
[ редактировать ]
Среди олимпийцев Двенадцати Геры эпитет обычно переводится как Бо-опис «Гера с бычьими глазами», но этот термин мог бы с таким же успехом применяться, если бы у богини была голова коровы, и, таким образом, эпитет показывает присутствие более ранней , хотя и не обязательно более примитивный, знаковый вид. ( Генрих Шлиман , 1976) Классические греки никогда иначе не называли Геру просто коровой, хотя ее жрица Ио была настолько буквально телицей, что ее ужалил овод, и именно в форме телицы Зевс соединился с ней. Зевс взял на себя прежние роли и в образе быка, вышедшего из моря, похитил знатную финикийку Европу и, что немаловажно, привез ее на Крит.
Дионис был еще одним богом воскресения, тесно связанным с быком. В гимне поклонения из Олимпии , на празднике Геры, Диониса также приглашают прийти в виде быка, «с яростными бычьими ногами». «Довольно часто его изображают с бычьими рогами, а в Кизике он имеет тавроморфный образ», — рассказывает Вальтер Буркерт , ссылаясь также на архаический миф, в котором Диониса забивают как теленка и нечестиво съедают титаны . [ 19 ]
Для греков бык был тесно связан с критским быком : Тесей Афинский должен был захватить древнего священного быка Марафона («Марафонский бык»), прежде чем он столкнулся с Минотавром ( по-гречески «Бык Миноса»), который Греки представляли себе человека с головой быка в центре лабиринта . Согласно легенде, Минотавр родился от Королевы и быка, что заставило короля построить лабиринт, чтобы скрыть позор своей семьи. Жизнь в одиночестве сделала мальчика диким и свирепым, которого невозможно было приручить или победить. Однако Вальтер Буркерт постоянно предупреждает: «Опасно проецировать греческую традицию непосредственно на бронзовый век ». [ 20 ] Было найдено только одно минойское изображение человека с головой быка — крошечный минойский печатный камень, который в настоящее время хранится в Археологическом музее Ханьи .
В классический период Греции бык и другие животные, отождествляемые с божествами, были отделены как их агальма , своего рода геральдический экспонат, который конкретно означал их сверхъестественное присутствие.
Римская империя
[ редактировать ]
Религиозные практики Римской империи II-IV веков включали тауроболий , во время которого быка приносили в жертву ради благополучия народа и государства. Примерно в середине II века эта практика стала отождествляться с поклонением Magna Mater , но ранее не была связана только с этим культом ( cultus ). Публичная тауроболия, заручившаяся благосклонностью Magna Mater от имени императора, стала обычным явлением в Италии и Галлии, Испании и Африке. Последний публичный тауроболий, о котором имеется надпись, был построен в Мактаре в Нумидии в конце III века. Оно было исполнено в честь императоров Диоклетиана и Максимиана .
Другой римский мистериальный культ , в котором роль играл жертвенный бык, - это митраистские мистерии I–IV веков . В так называемых « тауроктонических » произведениях искусства этого культа ( cultus ), которые появляются во всех его храмах, бог Митра изображен убивающим жертвенного быка. Хотя на эту тему было много спекуляций, миф (то есть «тайна», понимание которой легло в основу культа), который должна была представлять эта сцена, остается неизвестным. Поскольку эта сцена сопровождается множеством астрологических аллюзий, обычно считается, что бык представляет созвездие Тельца . Основные элементы сцены тавроктонии первоначально были связаны с Никой , греческой богиней победы.
Макробий называет быка животным, священным для бога Нето/Нейто и, возможно, приносимым в жертву божеству. [ 21 ]
Кельты
[ редактировать ]Тарвос Тригаран («бык с тремя журавлями») изображен на древних галльских рельефах рядом с изображениями богов, например, в соборах Трира и Нотр-Дам де Пари . В ирландской мифологии Донн Куальнге и Финнбхеннах — ценные быки, играющие центральную роль в эпосе «Тайн Бо Куальнге» (« Набег скота на Кули»). В раннесредневековых ирландских текстах также упоминается тарбфейс (пир быка), шаманский ритуал, в ходе которого быка приносили в жертву, а провидец спал в бычьей шкуре, чтобы увидеть будущего короля. [ 22 ]
Плиний Старший , писавший в первом веке нашей эры, описывает религиозную церемонию в Галлии , во время которой одетые в белое друиды взбирались на священный дуб , срубали растущую на нем омелу , приносили в жертву двух белых быков и использовали омелу для лечения бесплодия: [ 23 ]
Друиды — так они называют своих магов — не считают ничего более священным, чем омела и дерево, на котором она растет, при условии, что это дуб Валония . … Омела встречается редко, и когда ее находят, ее собирают с большой церемонией, особенно в шестой день луны … Приветствуя луну местным словом, которое означает « исцеление всего сущего », они готовят ритуальное жертвоприношение и пир под деревом. и выведите двух белых быков, чьи рога связаны в первый раз по этому случаю. Священник , облаченный в белые одежды, взбирается на дерево и золотым серпом срубает омелу, пойманную белым плащом . Затем, наконец, они убивают жертв, молясь богу, чтобы тот сделал его дар благоприятным для тех, кому он его даровал. Они верят, что употребление омелы в питье придает плодовитость любому бесплодному животному и является противоядием от всех ядов. [ 24 ]
Жертвоприношения быков во время фестиваля Лугнаса были зарегистрированы еще в 18 веке в Койс Фаррайдж в Ирландии (где их приносили Кром Дабу ) и в Лох-Мари в Шотландии (где их приносили святому Маэлю Рубе ). [ 25 ]
Средневековое и современное и другое использование
[ редактировать ]Практика корриды на Пиренейском полуострове и в южной Франции связана с легендами о его протеже Сатурнине Тулузском в Памплоне Фермине и . Они неразрывно связаны с жертвоприношениями быков благодаря яркой манере их мученичества, зафиксированной христианской агиографией третьего века.
В некоторых христианских традициях вертеп вырезают или собирают во время Рождества . Многие изображают быка или вола возле младенца Иисуса , лежащего в яслях. Традиционные рождественские песни часто рассказывают о быке и осле, согревающих младенца своим дыханием. Имеется в виду (или, по крайней мере, упоминается) начало книги пророка Исаии, где он говорит: «Вол знает хозяина своего, и осел кроватку господина своего». (Исайя 1:3)
Быки — это животные в жертву , приносимые греческими православными верующими в некоторых деревнях Греции. Это особенно связано с праздником Святого Хараламбоса . Эта практика курбании неоднократно подвергалась критике со стороны церковных властей.
Бык — символ Евангелиста Луки . [ нужна ссылка ]
У вестготов быки, тянущие повозку с трупом святого Эмилиана, приводят к правильному месту захоронения ( Сан-Мильян-де-ла-Коголла, Ла-Риоха ).
Телец ( лат. «Бык») — одно из созвездий зодиака , что означает, что оно пересекается плоскостью эклиптики . Телец — большое и заметное созвездие на зимнем небе северного полушария . Это одно из старейших созвездий, возникшее, по крайней мере, в раннем бронзовом веке , когда оно отмечало местоположение Солнца во время весеннего равноденствия . Его значение для сельскохозяйственного календаря повлияло на различные фигуры быков в мифологиях Древнего Шумера , Аккада , Ассирии , Вавилона , Египта , Греции и Рима .
В своей книге «Робин Гуд: Зеленый повелитель дикого леса» (2016) Джон Мэтьюз интерпретирует сцену из баллады, в которой сэр Ричард-ат-Ли вручает из любви Робин Гуду приз в виде белого быка Победитель борцовского поединка как будто «напоминал древние времена, когда вручение такого ценного и, вероятно, священного зверя представляло собой подношение богам». Для Мэтьюза сходное значение, возможно, имело бег быков в Татбери, упомянутое в другой балладе о Робин Гуде. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- Букраний
- Бугония
- Камахуэто
- Скот в религии
- Олень в мифологии
- Золотой телец
- Рогатое божество
- Митраизм
- Красная телка
- Телец
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кастор Мари-Жозе, Департамент ближневосточных древностей: Месопотамия, Лувр
- ^ Jump up to: а б с д Додсон, Эйдан (2005). «Культы быков» . Божественные существа: мумии животных в Древнем Египте . стр. 72–102. дои : 10.5743/каир/9789774248580.003.0004 . ISBN 9789774248580 .
- ^ Гордон и Швабе (2004). Быстрый и мертвый: биомедицинская теория в Древнем Египте . Брилл/Стикс. стр. 104, 127–129. ISBN 978-90-04-12391-5 .
- ^ Гордон, Эндрю Х.; Швабе, Кальвин (2004). Быстрый и мертвый: биомедицинская теория в Древнем Египте . Брилл/Стикс. стр. 104, 127–129. ISBN 978-90-04-12391-5 .
- ^ Хоукс и Вулли, 1963; Виейра, 1955 год.
- ^ Пронк, Тиймен (1 января 2009 г.). «Санскрит (v)rsabhá-, греческий αρσην, ερσην: индоевропейский распыляющий бык?» . Historische Sprachforschung – через www.academia.edu.
- ^ Индийский антиквар . Популярные публикации. 1877. с. 222.
- ^ « Као — священный бык» Лайхуэй» . электронный pao.net .
- ^ «КАО – взгляд на оперу Манипури» . электронный pao.net .
- ^ Буркерт 1985
- ^ «Теленок и его святилище» . Ашкелон: ретроспектива - 30 лет экспедиции Леона Леви ( Археологический музей Рокфеллера ) . Музей Израиля , Иерусалим. 2016 . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Мазар, Амихай (1999). «Переосмысление« Бычьего места »и« эйнунской керамики ». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 131 (2): 1944–148. дои : 10.1179/peq.1999.131.2.144 .
- ^ Миллер, Патрик (2000), Израильская религия и библейское богословие: Сборник эссе , Международная издательская группа Continuum, стр. 32, ISBN 1-84127-142-Х .
- ^ biblelexicon.org, Исход 32:4.
- ^ biblelexicon.org, Неемия 9:18.
- ^ Осия 10:5 Народ, живущий в Самарии, боится идола-тельца Беф-Авена. Скорбит о нем народ его, и священники-идолопоклонники, те, которые радовались великолепию его, потому что он взят у них в изгнание" . Библия.cc . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ «3 Царств 7:25 Море стояло на двенадцати быках, трое обращенных на север, трое обращенных на запад, трое обращенных на юг и трое обращенных на восток. Море покоилось на них сверху, а их задние части были к центру» . Библия.cc . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ «Иеремия 52:20 Меди от двух столпов, моря и двенадцати медных быков под ним, и подставок, которые сделал царь Соломон для храма Господня, было больше, чем можно было взвесить» . Библия.cc . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Буркерт 1985, стр. 64, 132.
- ^ Буркерт 1985 с. 24
- ^ Макробий, Сатурналии , Книга I, XIX
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Сиракузского университета. п. 51.
- ^ Миранда Дж. Грин. (2005) Исследование мира друидов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28571-3 . Страницы 18–19
- ^ Естественная история , XVI, 95.
- ^ МакНил, Мэр . Фестиваль Лугнаса: исследование выживания кельтского праздника начала сбора урожая . Издательство Оксфордского университета, 1962. стр. 407, 410.
- ^ Мэтьюз, Джон (2019). Робин Гуд: Зеленый Лорд Дикого Леса . Страуд: Издательство Amberly. стр. 23, 45. ISBN. 9781445690773 .
Источники
[ редактировать ]- Буркерт, Уолтер , Греческая религия, 1985 г.
- Кэмпбелл, Джозеф «Западная мифология » «2. Супруг быка», 1964.
- Хоукс, Жакетта ; Вулли, Леонард : Предыстория и начало цивилизации , т. 1 (Нью-Йорк, Harper & Row, 1963)
- Виейра, Морис: хеттское искусство, 2300–750 до н.э. (Лондон, А. Тиранти, 1955)
- Джереми Б. Раттер, Три фазы тауроболия , Феникс (1968).
- Генрих Шлиман, Троя и ее останки (Нью-Йорк, Arno Press, 1976), стр. 113–114.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Экспонат гробниц Аладжи Хёюка в Метрополитен-музее включает один образец бычьих штандартов.
- Искусство татуировки быка Изображение быка в искусстве татуировки.