Сомалийские ВВС
Сомалийские ВВС | |
---|---|
Ciidamada Cirka Soomaaliyeed / ВВС Сомали | |
![]() Герб ВВС Сомали. | |
Основан | 1960 год |
Страна | ![]() |
Часть | Сомалийские вооруженные силы |
Гарнизон/штаб | Афсионе, Могадишо |
Девиз (ы) | Сомали : полагаться друг на друга «Наклоняйтесь вместе» |
Прапорщик | |
Помолвки | |
Командиры | |
Главнокомандующий | Президент Хасан Шейх Мохамуд |
Начальник Вооруженных Сил | Генерал-майор Ибрагим Шейх Мухьядин Аддоу |
Начальник ВВС | Бригадный генерал Мохамуд Шейх Али |
Примечательный командиры | Бригадный генерал Али Матан Хаши |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() |
Фин Флэш | ![]() |
Флаг ВВС | ![]() |
ВВС Сомали ( СВС ; сомалийский : Ciidamada Cirka Soomaaliyeed , Османия: 𐒆, CCS; арабский : القوات الجوية الصومالية , Al-Qūwāt al-Gawwīyä as-Ṣūmālīyä ) — военно-воздушные силы Сомали 𐒋𐒕𐒆𐒖𐒑𐒖𐒆𐒖 𐒋𐒘𐒇𐒏𐒖 𐒈𐒝𐒑𐒛𐒐𐒘𐒕𐒜 . Сомали, называвшиеся Сомалийским авиационным корпусом ( SAC В период до обретения независимости (1954–1960) ВВС ), были переименованы в таковые после того, как Сомали обрела независимость в 1960 году. Али Матан Хаши , первый пилот Сомали и человек, основной ответственный за организацию SAF. , был его основателем и первым руководителем. [ 1 ] В какой-то момент сомалийские ВВС обладали сильнейшими авиаударными возможностями на Африканском Роге . [ 2 ] Но к тому времени, когда президент Сиад Барре покинул Могадишо в 1991 году, он полностью рухнул. Штаб-квартира СВС была технически вновь открыта в 2015 году. [ 3 ]
История
[ редактировать ]После соглашения, подписанного между правительствами Сомали и Италии в 1962 году, сомалийские летчики начали обучение в Италии при содействии итальянского технического персонала и пилотов. [ 4 ] В то время пятьдесят сомалийских курсантов также начали обучение в Советском Союзе в качестве пилотов реактивных самолетов страны , к которым позже присоединились более двухсот элитных унтер-офицеров и офицеров общей военной подготовки. [ 5 ] Большая часть вновь обученного персонала затем вернулась в Сомали.
Corpo Aeronautico della Somalia была создана в 1950-х годах и сначала была оснащена небольшим количеством западных самолетов, в том числе двумя самолетами Douglas C-47 Skytrains , восемью Douglas C-53 Skytrooper вариантами парашютистов Dakota, двумя самолетами Beech C-45 Expeditor для транспортных задач. , два North American T-6 Texans (модель H), два Stinson L-5 Sentinels и шесть North American P-51. Мустанги для использования в качестве истребителей . Однако все уцелевшие «Мустанги» были возвращены в Италию до того, как Сомали обрела независимость в июне 1960 года. [ 6 ] В декабре 1960 года авиационный корпус был официально переименован в ВВС Сомали. [ 7 ] Два легких самолета Heliopolis Gomhouria вскоре прибыли из Египта (Zlin 381 египетской постройки, чешские лицензионные версии немецкого Bücker Bü 181 Bestmann ), а восемь учебно-тренировочных самолетов Piaggio P.148 были подарены Италией в 1962 году. [ 7 ]
15 октября 1969 года во время визита в город Лас-Анод на севере страны президент Сомали Абдирашид Али Шермарке был застрелен одним из своих телохранителей. военный переворот 21 октября 1969 года, на следующий день после его похорон, произошел , в ходе которого сомалийская армия захватила власть, не встретив вооруженного сопротивления. Путч возглавил генерал-майор Мохамед Сиад Барре , который в то время командовал армией. [ 8 ] Затем Барре провозгласил Сомали социалистическим государством и начал программы быстрой модернизации . Многочисленные сомалийские летчики были отправлены за границу для обучения в таких странах, как Италия, США , Советский Союз и Великобритания . После обучения многие из этих людей стали ведущими инструкторами и летчиками-истребителями страны . Пятьдесят МиГ-17 были подарены Советским Союзом, а 29 МиГ-21МФ были закуплены правительством Сомали.
Асли Хасан Абаде была первой женщиной-пилотом ВВС Сомали. Она прошла обучение на одновинтовых самолетах, а позже получила стипендию для обучения в Академии ВВС США .
В июле 1975 года, по оценкам Международного института стратегических исследований , в составе ВВС Сомали было три бомбардировщика Ил-28 (подтверждено в 2015 году автором Томом Купером), две истребительно-штурмовые эскадрильи с двумя МиГ-15 и всего 23 МиГ-17 и МиГ-19 ; истребительная эскадрилья в составе 24 МиГ-21 ; транспортная эскадрилья в составе трех Ан-2 и трех Ан-24/26 ; вертолетная эскадрилья Ми-2 , Ми-4 и Ми-8 ; Сообщается, что среди других выживших в первые годы SAF были три C-47, один C-45 и шесть итальянских Piaggio P.148. [ 9 ]
Огаденская война (1977–1978)
[ редактировать ]Роль ВВС в конце 1970-х годов включала воздушную войну и противовоздушную оборону. [ 10 ] [ 11 ] [ нужна страница ]
В июле 1977 года разразилась Огаденская война после того, как правительство Барре попыталось включить преимущественно населенный сомалийцами регион Огаден в Эфиопии в пансомалийское Великое Сомали . [ 11 ] Вооруженные силы Сомали вторглись в Огаден и поначалу добились успеха, захватив большую часть территории. Но ситуация изменилась с внезапным переходом поддержки со стороны Советского Союза к Эфиопии, а вскоре за ней последовал почти весь Восточный блок . Советы прекратили поставки режиму Барре и увеличили раздачу помощи, оружия и обучения новому коммунистическому режиму Дерга в Эфиопии . Они также перебросили около 15 000 кубинских солдат для помощи эфиопским военным. К 1978 году сомалийские войска были вытеснены из Огадена.
Перед войной Сомали приобрела четыре бомбардировщика Ил-28 . Самолет, управляемый пилотами МиГ-17, мог сыграть решающую роль в конфликте. Хотя к моменту начала войны в строю оставалось только три Ил-28. [ 12 ] они поддержали первоначальное вторжение. Но самолеты оказались совершенно неэффективными, поскольку их использовали для высотных бомбардировок. Как только ВВС Эфиопии начали оспаривать небо, Ил-28 были выведены из боя и оставались на своих аэродромах до тех пор, пока их не уничтожили авиаудары Эфиопии. Ни один из Ил-28 войну не пережил.
Статус в 1980-1981 гг.
[ редактировать ]По данным Нельсона и др. в 1980 году из примерно двадцати одного сомалийского боевого самолета менее полдюжины — МиГ-17 и МиГ-21 — по сообщениям, находились в рабочем состоянии пакистанскими механиками. [ 13 ] Шесть итальянских одномоторных учебно-тренировочных самолетов тактического обеспечения SIAI-Marchetti SF.26OW, поставленных в конце 1979 года, как сообщается, были остановлены в следующем году из-за нехватки в Сомали бензина с октановым числом 110 для самолетов с поршневыми двигателями . Сообщается, что нехватка боевых самолетов была решена за счет запланированной поставки тридцати китайских истребителей-бомбардировщиков Shenyang J-6 , которые начали поступать в страну в 1981 году.
В 1992–1993 годах страновые исследования Библиотеки Конгресса писали, что: «...существовали многочисленные неподтвержденные сообщения о военном сотрудничестве Сомали и Южной Африки . Отношения предположительно начались 18 декабря 1984 года, когда министр иностранных дел Южной Африки Пик Бота посетил Сомали. для проведения переговоров с Барре. Как сообщается, два лидера подписали секретное коммюнике, предоставляющее South African Airways права на посадку в Сомали и доступ ВМС Южной Африки к портам Кисмайо. и Бербера . Сообщалось, что Сомали также согласилась продать Южной Африке восемь истребителей МиГ-21. В обмен ЮАР якобы организовала поставку запасных частей и боеприпасов для Hawker Hunter истребителей , которые Объединенные Арабские Эмираты поставили в Сомали. покрыть зарплату десяти бывшим пилотам ВВС Родезии , которые уже находятся в Сомали, помогая обучать сомалийских пилотов и техников и выполнять боевые вылеты на севере». [ 14 ]
28 октября 1985 года разбился сомалийский МиГ-21. [ 15 ]
Гражданская война и геноцид Исака
[ редактировать ]
К 1987-88 годам сомалийские вооруженные силы были фрагментированы, как и более широкие государственные структуры, и многочисленные восстания росли, что привело страну к гражданской войне в Сомали . [ 16 ]
В ответ на нападения Сомалийского национального движения (преимущественно клана Исаака ) на города Харгейса и Бурао Барре отдал приказ о неизбирательных «обстрелах и бомбардировках с воздуха крупных городов на северо-западе и систематическом разрушении жилищ Исаака, поселений и пунктов водоснабжения». . [ 17 ] Чтобы положить конец тому, что он считал «проблемой Исаака», режим Барре специально нацелился на гражданских членов клана. [ 18 ] особенно в Харгейсе и Бурао. [ 19 ] [ 20 ] Зверства, совершенные его войсками против Исааков, включали обстрелы с воздуха бегущих беженцев, прежде чем они смогли достичь границы с Эфиопией. [ 21 ] геноцида Исследователь Адам Джонс сказал следующее о кампании Барре против Исаака:
За два месяца, с мая по июль 1988 года, силы режима убили от 50 000 до 100 000 человек. К тому времени все оставшиеся в живых городские Исааки – то есть сотни тысяч членов основной северной клановой общины – бежали через границу в Эфиопию. По пути их преследовали истребители-бомбардировщики британского производства, пилотируемые наемными южноафриканскими и бывшими родезийскими пилотами, которым платили 2000 долларов за вылет. [ 22 ]
Несмотря на продолжающийся отказ правительства предоставить иностранцам доступ на север для освещения ситуации, [ 23 ] Газета New York Times сообщила, что беженцы Исаака подверглись обстрелу:
Присутствующие западные дипломаты заявили, что, по их мнению, боевые действия в Сомали... продолжаются с прежней силой. По сообщениям, дошедшим до местных дипломатов, в первый месяц после начала конфликта в конце мая было убито более 10 000 человек. По словам официальных лиц, правительство Сомали бомбило города и обстреливало бегущих жителей, а также использовало артиллерию без разбора. [ 24 ]
Растворение
[ редактировать ]Мец и др. В 1993 году писали, что в 1990 году «СВС были организованы в три истребительные штурмовые эскадрильи, оснащенные самолетами J-6 и Hawker Hunter; три истребительные эскадрильи, оснащенные самолетами МиГ-21МФ и МиГ-17; противоповстанческую эскадрилью, оснащенную самолетами SF-260W. транспортная эскадрилья, оснащенная самолетами Ан-2 , Ан-24 , Ан-26 , БН-2 , С-212 и Г-222 , и вертолетная эскадрилья, оснащенная Ми-4 , Ми-8 и Агуста-; Самолет Белл;» он также был оснащен рядом учебных самолетов. [ 25 ] По оценкам IISS Military Balance за 1990-91 годы, ВВС Сомали имели 2500 человек личного состава и в общей сложности 56 боевых самолетов, в том числе четыре «Хантера», 10 МиГ-17, 22 J-6, восемь МиГ-21МФ, шесть SF-260W и одиночный самолет-разведчик Hawker Hunter FR.76 (стр. 117).
К тому времени, когда в конце января 1991 года президент Барре бежал из Могадишо в свой родной регион Гедо , военно-воздушные силы страны фактически прекратили свое существование в разгар гражданской войны в Сомали . В 1993 году в аэропорту Могадишо были замечены восемь МиГ-21 (шесть МиГ-21МФ и два МиГ-21УМ), три МиГ-15УТИ, один SF-260W и неизвестное количество затонувших МиГ-17. [ 26 ] [ 27 ] Три истребителя Hawker Hunter (серийные номера 704, 705 и 711) были замечены в аэропорту Байдоа во австралийскими войсками время интервенции ЮНОСОМ II , но позже удалены. [ 28 ]
Перезапуск в 2010-х годах
[ редактировать ]В течение десятилетий, прошедших с начала гражданской войны в Сомали , бывшие военнослужащие ВВС при режиме Барре поддерживали контакты друг с другом. 29 октября 2012 года 40 бывших высокопоставленных офицеров Сомалийской национальной армии и ВВС приняли участие в трехдневном семинаре под названием « Улучшение понимания и соблюдения международного гуманитарного права» (МГП) , организованном Миссией Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) в Джибути . [ 29 ] В октябре 2014 года курсанты ВВС Сомали прошли дополнительную подготовку в Турции . [ 30 ]
1 июля 2015 года министр обороны Сомали Абдулкадир Шейх Дини вновь открыл штаб ВВС Сомали в Афисоне, Могадишо, чтобы помочь восстановить ВВС после четверти века гражданской войны. [ 3 ]
ВВС Сомали в настоящее время не действуют и не имеют самолетов. В его состав входит примерно 170 человек личного состава: 40–50 офицеров от младшего лейтенанта до полковника и 120–130 унтер-офицеров и летчиков. Турция проводит обучение на месте для группы молодых военнослужащих ВВС Сомали и намерена поддерживать дальнейшее развитие потенциала сомалийской авиации. Потенциальная совокупная стоимость реконструкции сомалийской авиации за десять лет составит 50 миллионов долларов. [ 31 ]
6 марта 2020 года сомалийский бригадный генерал Шейх Али встретился с главным маршалом авиации Пакистана Муджахидом Анваром Ханом в Исламабаде, чтобы обсудить усилия по сотрудничеству и двусторонние связи между ВВС Сомали и ВВС Пакистана . [ 32 ] [ 33 ]
Бывшее оборудование
[ редактировать ]Военнослужащие ВВС Сомали во время активных полетов носили зеленые летные костюмы с погонами , обозначающими их звание, а также маску пилота с козырьком и шлем. В ВВС традиционно носили небесно-голубую (летом) или темно-синюю военную рубашку, темно-синие брюки, берет или кепку, погоны и черные ботинки. [ 34 ] Парадная форма состояла из темно-синей фуражки , блейзера, брюк, черных формальных туфель, галстука и небесно-голубой рубашки. Военнослужащие носили ленты на левой груди, а также знаки различия ВВС. [ 35 ]
В следующей таблице использованы оценки самолетов ВВС Сомали, полученные Нельсоном и др. за 1981 год:

Самолет | Тип | Страна производства | Инвентарь | Примечания |
---|---|---|---|---|
Боевой самолет | ||||
МиГ-17/Ф «Фреска» | Истребитель-бомбардировщик | ![]() |
54 (МиГ-17×27, МиГ-17Ф×27) [ 36 ] | |
МиГ-21МФ «Фишбед Джей» | Перехватчик | 33 [ 15 ] или 29 | ||
Ф-6С | боец | ![]() |
30 | |
Аэрмакки SF.260 Вт | Легкая атака | ![]() |
6 | |
Хоукер Хантер FGA.76 | Атака / разведка | ![]() |
9 | |
Транспортный самолет | ||||
Антонов Ан-2 «Кольт» | Транспорт | ![]() |
3 | |
Ан-24/-26 | Транспорт | |||
Дуглас C-47 Skytrain | Транспорт | ![]() | ||
С-45 | Легкий транспорт | 1 | ||
Антенна G.222 | Транспорт | ![]() |
4 | |
Вертолеты | ||||
Ми-4 «Гончая» | Утилита | ![]() |
4 | |
Ми-8 "Хип" | Утилита | 8 | ||
АБ-204 | Утилита | ![]() ![]() |
1 | |
АВ-212 | 4 | |||
Кроссовки | ||||
Mikoyan-Gurevich MiG-15 UTI "Fagot" | Реактивный тренер | ![]() |
4 | 3 |
МиГ-21УС Монгол Б | Реактивный тренер | 20 | ||
Яковлев Yak-11 "Moose" | Тренер | ![]() | ||
Пьяджо П.148 | Основной тренер | ![]() |
6 | |
СИАИ-Маркетти SM.1019 | Учебно-наблюдательные и легкие штурмовики |
В 1980 году СВС приобрели два служебных самолета Piaggio P.166 -DL3 и два морских патрульных самолета P.166-DL3/MAR. [ 37 ]
К концу 1980-х годов было сформировано Командование ПВО — по-видимому, четвертая служба. В 1987 году, по данным Управления разведки США , в нем насчитывалось 3500 человек со штаб-квартирой в Могадишо , семь бригад зенитных орудий / ЗРК и одна радиолокационная бригада. [ 38 ] Восемь лет спустя Силы ПВО Сомали эксплуатировали большую часть ракет класса «земля-воздух». По оценкам IISS, по состоянию на 1 июня 1989 года сомалийское оборудование ПВО включало 40 ракет SA-2 Guideline (боекомплект неизвестен), 10 SA-3 Goa и 20 ракет SA-7 класса "земля-воздух". [ 39 ]
Звания ВВС Сомали
[ редактировать ]- Офицеры
Ранговая группа | Генерал / флагманы | Старшие офицеры | Младшие офицеры | Офицер-кадет | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |||||||||||||||||||||||||||
Генерал-майор | Газовый усилитель | Бригадный генерал | сержант-майор | Подполковник | Броня | Все | Лаба ксидигле | Хидигле |
- Зачислен
Ранговая группа | Старшие сержанты | Младшие сержанты | Зачислен | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нет значка | ||||||||||||||||||||||||||||
Кандидат в офицеры | Три линии | Две линии | Шаригле | Три живых | См. живое | Алифле | Дэйбл |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Луиджи Песталоцца, Сомалийская революция , (Editions Afrique Asia Latin America: 1974), стр.27.
- ^ Советский Союз на Африканском Роге: дипломатия интервенции и размежевания Роберта Дж. Патмана - с. 184
- ^ Jump up to: а б «Сомали вновь открывает штаб ВВС» . Губджог Новости. 1 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2015 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Италия. Центр документации, Италия. Информационная служба, Италия; документы и примечания, Том 14 , (Центр документации: 1965), с.460.
- ^ Джон Гордон Стюарт Дрисдейл, Спор в Сомали , (Pall Mall Press: 1964)
- ^ Купер 2015 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Купер 2015 , с. 14.
- ^ Мохамед Хаджи Ингириис (2017) Кто убил президента Сомали в октябре 1969 года? Холодная война, Клановая связь или Переворот, Африканская безопасность, 10:2, 131-154, DOI: 10.1080/19392206.2017.1305861
- ^ IISS, Военный баланс 1975-76, IISS, Лондон, 1975, стр.43.
- ^ «Аваденская война между Эфиопией и Сомали (1977-1978): нападения Сомали» . ДИФЕСА онлайн . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Купер 2015 .
- ^ Купер 2015 , с. 31.
- ^ Нельсон 1982 , с. 249.
- ^ Мец 1993 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б «Микоян МиГ-21 Ужитковницы ч. 2» . samolotypolskie.pl . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Робинсон 2016 , с. 241.
- ^ Ричардс, Ребекка (24 февраля 2016 г.). Понимание государственного строительства: традиционное управление и современное государство в Сомалиленде . Рутледж. ISBN 978-1-317-00466-0 .
- ^ Рейнл, Джеймс. «Расследование геноцида в Сомалиленде» . Аль Джазира. Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Фицджеральд, Нина Дж. (1 января 2002 г.). Сомали: проблемы, история и библиография . Издательство Нова. ISBN 978-1-59033-265-8 .
- ^ Гельденхейс, стр.131.
- ^ Галиб, Джама Мохамед (1 января 1995 г.). Цена диктатуры: опыт Сомали . Л. Барбер Пресс. ISBN 978-0-936508-30-6 .
- ^ Джонс, Адам (23 июля 2004 г.). Геноцид, военные преступления и Запад: история и соучастие . Книги Зеда. ISBN 978-1-84277-190-7 .
- ^ Лефевр, Джеффри А. (15 января 1992 г.). Оружие для рога: политика безопасности США в Эфиопии и Сомали, 1953–1991 гг . Университет Питтсбурга Pre. ISBN 978-0-8229-7031-6 .
- ^ Times, Джейн Перлез, специально для Нью-Йорка (13 августа 1988 г.). «Более 300 000 сомалийцев, спасаясь от гражданской войны, переправляются в Эфиопию» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2017 года . Проверено 13 апреля 2017 г. .
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Мец 1993 , с. 205.
- ^ «Разбитый самолет на авиабазе, ранее использовавшейся Сомалийским авиационным корпусом, а теперь Объединенной оперативной группой в Сомали» . awm.gov.au. Австралийский военный мемориал . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Останки шести не подлежащих ремонту истребителей МиГ ВВС Сомали на окраине аэропорта… awm.gov.au. » Австралийский военный мемориал. 24 марта 2020 г. Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Эскадрилья Hawker Hunter ушла в пустыню. - Авиация - HMVF - Форум исторических военных машин» . ХМВФ. 18 июля 2014 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ АМИСОМ (30 октября 2012 г.). «АМИСОМ предлагает обучение по МГП старшим должностным лицам национальных сил Сомали» . Миссия Африканского Союза в Сомали. Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 23 ноября 2012 г.
- ^ «Курсанты ВВС Сомали в Турции» . Отдел новостей Сомали. 23 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2015 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Обзор государственных расходов на безопасность и правосудие Сомали» (PDF) . Всемирный банк. 31 января 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2017 г. . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «Командующий ВВС Сомали посещает штаб авиации» . Dailytimes.com.pk. 5 марта 2020 г. Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Пакистан предлагает Сомали поддержку в военной подготовке» . Сомалийское национальное информационное агентство . 5 марта 2020 г. Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ https://secureservercdn.net/198.71.233.44/tbo.ded.myftpupload.com/wp-content/uploads/taliyaha-ciidanka-cirka-somalia.png?time=1584553927 [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ https://www.caasimada.net/wp-content/uploads/2020/03/WhatsApp-Image-2020-03-04-at-6.44.46-AM.jpeg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ «Ян Дж. Сафарик: Домашняя страница Air Aces» . Aces.safarikovi.org . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Николли 2012, с. 89.
- ^ «Военное разведывательное управление > FOIA > Электронный читальный зал FOIA > Читальный зал FOIA: Африка» . www.dia.mil .
- ^ IISS Military Balance 1989–90, Брасси для IISS, 1989, 113.
- ^ Jump up to: а б Эренрайх, Фредерик (1982). «Национальная безопасность». В Нельсоне, Гарольд Н. (ред.). Сомали: страновое исследование (PDF) . Справочник по районам (3-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. п. 257 . Проверено 21 октября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Купер, Том (19 апреля 2015 г.). Крылья над Огаденом: Эфиопско-сомалийская война (1978–1979 ) Африка @ Война. Солихалл: Гелион. ISBN 978-1909982383 .
- Мец, Хелен (1993). Сомали: страновое исследование (PDF) (Четвертое изд.). Библиотека Конгресса . Проверено 12 июля 2019 г. Исследования завершены в мае 1992 года.
- Нельсон, Гарольд (1982). Сомали: страновое исследование (PDF) (Третье изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Зарубежные исследования, Американский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2012 года. Исследования завершены в октябре 1981 года.
- Робинсон, Колин Д. (2016). «Возвращаясь к взлету и падению вооруженных сил Сомали, 1960–2012 гг.». Анализ обороны и безопасности . 32 (3): 237–252. дои : 10.1080/14751798.2016.1199122 . S2CID 156874430 .
- Файлы мировой информации о самолетах. Издательство Brightstar, Лондон. Файл 338, лист 4.
- WorldAirForces.com, Исторические сомалийские самолеты
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корт Чик и Альберт Грандолини с Томом Купером и Сандером Питерсом, Сомали, 1980–1996 гг ., Информационная группа по воздушному бою, 2 сентября 2003 г.
- «/k/ Самолеты — /k/ Самолеты. Эпизод 94: Cripple Fight!» . Kplanes.tumblr.com. 26 февраля 2016 г. Проверено 23 мая 2020 г.
- Сомалийские охотники
- Изображение сомалийского охотника
- Заброшенный сомалийский МиГ, 1993 г.
- Авиакатастрофа ASN Blackburn Beverley C.1 XL151 Aden - отчет о пропаже Beechcraft, 1960 г.
- Опасения Сиада: замена командующего ВВС Сомали, смена главы ВВС, 1975 г.