Korenizatsiia
Часть серии о |
сталинизм |
---|
Korenizatsiia ( Russian : коренизация , romanized : korenizatsiya , pronounced [kərʲɪnʲɪˈzatsɨjə] ; Ukrainian : коренізація , romanized : korenizatsiia ; transl. "indigenization" or "nativization" [ 1 ] ) была ранней политикой Советского Союза по интеграции нерусских национальностей в правительства своих конкретных советских республик . В 1920-е годы политика продвигала представителей титульной нации и их национальных меньшинств на нижние административные уровни местного самоуправления, бюрократии и номенклатуры своих советских республик. Основная идея коренизации заключалась в выращивании коммунистических кадров каждой национальности. В русском термин коренизация от происходит населения коренного языке . Эта политика практически завершилась в середине 1930-х годов депортациями представителей различных национальностей . [ 2 ] [ 3 ]
В политическом и культурном отношении политика нативизации была направлена на ликвидацию российского доминирования и культуры в советских республиках, где этнические русские не составляли большинства. Эта политика проводилась даже в районах с большим русскоязычным населением; например, все дети в Украине обучались в школе на украинском языке . Политика коренизации способствовала внедрению Коммунистической партией местных языков в правительстве и образовании, в издательском деле, в культуре и общественной жизни. Таким образом, кадры местной Коммунистической партии продвигались на все уровни власти, а этнические русские, работавшие в этих правительствах, были обязаны изучать местный язык и культуру данной советской республики.
Начало
[ редактировать ]Национальная политика [ 4 ] была сформулирована партией большевиков в 1913 году, за четыре года до их прихода к власти в России. Владимир Ленин отправил молодого Иосифа Сталина (сам грузин и, следовательно, член этнического меньшинства) в Вену , которая была очень этнически разнообразным городом из-за своего статуса столицы Австро-Венгерской империи . Сталин доложил в Москву свои идеи относительно политики. Это было обобщено в брошюре Сталина (его первой научной публикации) «Марксизм и национальный вопрос» (1913). [ 5 ]
Принятая в 1923 г. коренизация предполагала преподавание и управление на языке республики; и продвижение нерусских на руководящие должности в республиканских администрациях и партии, включая на время создание специальных административных единиц, называемых нацсоветы ( нацсоветы , национальные сельские советы ) и нацрайоны ( нацрайоны , национальные округа ), основанные на концентрации меньшинств внутри какие были республики меньшинства. [ 6 ] Например, на Украине в конце 1920-х годов существовали даже нацсоветы для русских и эстонцев . [ нужна ссылка ]
В 1920-е годы со стороны русских еще существовала враждебность к русским и к другим национальностям, но были и конфликты и соперничество между представителями других национальностей. [ 7 ]
Против великорусского шовинизма
[ редактировать ]В 1923 году на XII съезде партии Сталин обозначил две угрозы успеху «национальной политики» партии: великодержавный шовинизм ( русский : великодержавный шовинизм , латинизированный : великодержавный шовинизм , шовинизм великой державы) и местный национализм. [ 8 ] Однако он назвал первое более опасным:
[] Великорусский шовинистский дух, становящийся всё сильнее и сильнее благодаря НЭПу . . . [находит] выражение в высокомерно-пренебрежительном и бессердечно-бюрократическом отношении со стороны русских советских чиновников к нуждам и потребностям национальных республик. Многонациональное Советское государство может стать действительно прочным, а сотрудничество народов в нем действительно братским только в том случае, если эти пережитки будут энергично и бесповоротно искоренены из практики наших государственных учреждений. Поэтому первая очередная задача нашей партии — энергичная борьба с пережитками великорусского шовинизма.
Главную опасность — великорусский шовинизм — должны держать под контролем сами русские ради более широкой цели построения социализма. Внутри национальных территорий (меньшинств) должны быть организованы новые институты, придающие государству повсюду национальный характер (меньшинств), построенные на использовании национальных языков в правительстве и образовании, а также на наборе и продвижении лидеров из рядов групп меньшинств. . На центральном уровне национальности должны быть представлены в Совете Национальностей . [ 7 ]
Создание социалистических наций
[ редактировать ]Основная идея коренизации заключалась в выращивании коммунистических кадров каждой национальности. К середине 1930-х годов доля местных жителей как на партийной, так и на государственной службе значительно выросла. [ 9 ]
Начальный период коренизации шел вместе с развитием национально-территориальных административных единиц и национальных культур. Последнее отразилось прежде всего в области языкового строительства. [ 10 ] и образование. [ 11 ] Для некоторых малых народов России, не имевших литературного языка, был создан «Комитет Севера». [ 12 ] помог создать алфавиты, чтобы национальные языки можно было преподавать в школах и привить людям грамотность на их родных языках, и тем самым меньшинства были бы переведены из отсталости в современный мир. [ 13 ] А в очень большой Украинской республике программа украинизации привела к глубокому сдвигу языка обучения в школах на украинский.
В 1930 году Сталин провозгласил на XVI съезде партии строительство социализма периодом расцвета национальных культур. Конечной целью будет слияние в одну международную культуру с общим языком. Между тем первая пятилетка 1928–1931 годов была периодом радикализма , утопизма и насилия в атмосфере «культурной революции». [ нужна проверка ] Русское культурное наследие подвергалось нападкам, церкви закрывались и сносились, старые специалисты увольнялись, наука и искусство пролетаризировались. [ 14 ]
Тактика большевиков в борьбе за нейтрализацию националистических устремлений привела к политическим результатам к началу 1930-х годов. Старая структура Российской империи была разрушена и создана иерархическая федеративная государственная структура, основанная на национальном принципе. Структура представляла собой национальные государства, в которых процветала национальная культура, а на национальных языках говорили и использовали в школах и в местной администрации. [ 15 ] Переход был реальным, а не просто замаскированной централизованной Российской империей. [ 16 ]
17- й съезд партии в 1934 году провозгласил успешное построение материальной базы социалистического общества. Советский Союз впервые стал официально социалистическим обществом в 1936 году, когда новая конституция была принята . В новой конституции говорилось, что многие социалистические страны на добровольной основе превратились в гармоничный союз. Согласно новой конституции существовало 11 социалистических республик, 22 автономные республики, девять автономных областей и девять национальных территорий. В то же время управление стало сильно централизованным. Все республики теперь были призваны служить одному общему социалистическому государству. [ 17 ]
End of korenizatsiia
[ редактировать ]Чистки национальных кадров
[ редактировать ]В период с 1933 по 1938 год коренизация фактически не была отменена. Его положения просто перестали исполняться. Начались также чистки руководства национальных республик и краев. Нерусских обвиняли в том, что они разжигали национальную рознь и притесняли русских или другие меньшинства в республиках. В 1937 году советское правительство провозгласило, что местные элиты стали наемными иностранными агентами и их целью стало расчленение Советского Союза и восстановление капитализма. Теперь пришло время убедиться, что с русскими обращаются справедливо. Были массово ликвидированы национальные руководства республик и автономий. [ 18 ]
Обратный путь к русификации
[ редактировать ]К середине 1930-х годов, в результате чисток в некоторых национальных регионах, политика коренизации приняла новый поворот, а к концу 1930-х годов политика продвижения местных языков стала уравновешиваться большей русизацией , хотя, возможно, и не явной русификацией. или попытки ассимилировать меньшинства. [ 19 ] К этому времени коренизация обнаружила, что аппетит нерусских скорее разжигается, чем насыщается, и появились признаки того, что она поощряла межэтническое насилие до такой степени, что территориальная целостность СССР оказалась под угрозой. Кроме того, этнические русские возмущались институционализированной и искусственной «обратной дискриминацией», которая приносила пользу нерусским, и в результате считали их неблагодарными и манипулятивными. Другая проблема заключалась в том, что самые западные меньшинства Советского Союза – белорусы, украинцы, поляки, финны и т. д. – к которым ранее относились с сознательной доброжелательностью, чтобы обеспечить пропагандистскую ценность членам их этнических групп в странах, граничащих с СССР (и, таким образом, облегчая будущее национальное объединение, которое затем привело бы к территориальному расширению СССР) вместо этого теперь все чаще рассматривались как уязвимые для влияния из-за границы, «пятой колонны» экспансионистских государств, стремящихся приобрести советскую территорию, населенную их собственной этнической группой. [ 20 ] Приверженность масс национальной, а не классовой идентичности была в России столь же сильна, как и в других республиках и регионах. Между 1937 и 1953 годами расовая политика начала проникать в национальную политику, при этом некоторые национальности считались обладающими неизменными чертами, особенно национальности в нестабильных приграничных районах. [ 21 ]
Более того, Сталин, казалось, был настроен значительно сократить число официально признанных национальностей, сократив официальный список национальностей в переписи 1939 года по сравнению с переписью 1926 года. [ 22 ] Продолжалось развитие так называемых «национальных школ» ( международных школ ), в которых языки национальных меньшинств были основным средством обучения, распространяя грамотность и всеобщее образование на многих языках национальных меньшинств, одновременно преподавая русский язык как обязательный предмет обучения. Термин коренизация вышел из употребления во второй половине 1930-х годов, его заменили более бюрократические выражения, такие как «отбор и расстановка национальных кадров» ( подбор и расстановка национальных кадров ).
С 1937 года центральная пресса стала восхвалять русский язык и русскую культуру. Были организованы массовые кампании по разоблачению « врагов народа ». « Буржуазные националисты » были новыми врагами русского народа, подавлявшими русский язык. От политики коренизации отказались. В последующие годы русский язык стал обязательным предметом во всех советских школах. [ 23 ]
Был реабилитирован и дореволюционный русский национализм. Многие герои русской истории были переприсвоены для прославления. [ 24 ] Русский народ стал «старшим братом» «социалистической семьи наций» . [ 24 ] Появился новый вид патриотизма, советский патриотизм , в котором национальное выживание стало приоритетом над идеологическими конфликтами между коммунистами и фашистами. [ 23 ] [ 24 ]
В 1938 году русский язык стал обязательным предметом изучения во всех нерусских школах. В целом культурная и языковая русификация отражала общую централизацию, навязанную Сталиным. Кириллица Средней была введена для ряда советских языков, в том числе для языков Азии , которым в конце 1920-х годов взамен арабского был присвоен латинский алфавит. [ 25 ]
Молдова вошла в состав СССР в результате пакта Молотова-Риббентропа . Вскоре после этого язык страны был переименован в «молдавский» и перестал писаться латиницей, перейдя на кириллицу. Эта политика будет отменена только в 1989 году, после крупных демонстраций, наполненных патриотическими чувствами. [ 26 ] Румынский язык является официальным языком Конституции Молдовы с момента ее обретения независимости, и сегодня это единственный официальный язык Молдовы. [ 27 ] Русский язык все еще используется, но он не так важен, как в советское время, поскольку он не имеет особого статуса в стране и его использование в качестве родного языка в течение некоторого времени снижается. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
В советское время значительное количество этнических русских и украинцев мигрировали в другие советские республики, и многие из них поселились там. По данным последней переписи населения 1989 года, русская «диаспора» в советских республиках достигла 25 миллионов человек. [ 31 ]
Некоторые историки, оценивая Советский Союз как колониальную империю (« Советская империя »), применяли « тюрьмы народов к СССР идею ». Томас Виндерл писал: «СССР стал в определенном смысле больше тюрьмой наций, чем когда-либо была старая Империя». [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Национальное разграничение в Советском Союзе
- Великорусский шовинизм
- Украинизация
- русификация
- Латинизация в Советском Союзе
- Кириллизация в Советском Союзе
- Двуязычное образование
- Декларация прав народов России
- Этноплюрализм
- Позитивные действия в Китае
- Ляншаойюань
- Советизация : Прибалтики , Кавказа , Грузии , Армении.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Либер, Джордж (январь 1991 г.). «Коренизация: Перестройка советской национальной политики в 1920-е годы» . Этнические и расовые исследования . 14 (1): 15. дои : 10.1080/01419870.1991.9993696 . ISSN 0141-9870 .
В апреле 1923 года Коммунистическая партия России официально утвердила политику коренизации (коренизации или нативизации) .
- ^ Николаидис, Калипсо; Себе, Берни; Маас, Габриэль (23 декабря 2014 г.). Отголоски Империи: память, идентичность и колониальное наследие . Издательство Блумсбери . ISBN 978-0-85773-896-7 – через Google Книги .
В других частях СССР в конце 1930-х годов и с началом Второй мировой войны также произошли некоторые существенные изменения: элементы коренизации были постепенно отменены... русские были официально провозглашены «старшими братьями» советской семьи наций, в то время как среди историки Царский империализм был реабилитирован как имевший «прогрессивное значение»
- ^ Чанг, Джон К. «Царская преемственность в советской национальной политике: случай корейской территориальной автономии на советском Дальнем Востоке, 1923–1937» . Журнал Общества евразийских исследований Великобритании и Европы .
- ^ Национальная политика прошла несколько этапов. Общую хронологию см. в статье в русскоязычной Википедии «Национальная политика России» ( ru:Национальная политика России ). Подробный анализ см. в Слезкине (1994). Фаза коренизации примерно охватывала период с середины 1920-х до середины 1930-х годов, хотя ее остатки сохранились.
- ^ Копию можно найти здесь: http://www.marxists.org/reference/archive/stalin/works/1913/03.htm .
- ↑ Для дальнейшего обсуждения см. Юрий Слезкин, «СССР как коммуналка, или как социалистическое государство продвигало этнический партикуляризм», Славянское обозрение 53, № 2 (лето 1994 г.): 414–452.
- ^ Перейти обратно: а б Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 , с. 79.
- ^ См. «Национальные факторы в партийных и государственных делах – Тезисы двенадцатого съезда Российской коммунистической партии (большевиков), одобренные Центральным комитетом партии», доступно здесь: http://www.marx2mao.com/Stalin/ NF23.html .
- ^ Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 , с. 80.
- ^ Очень информативное, но компактное резюме см. в Slezkine (1994).
- ^ Обзор национальных языков в образовании см. в Барбаре А. Андерсон и Брайане Д. Сильвер, «Равенство, эффективность и политика в советской политике двуязычного образования: 1934–1980», American Political Science Review 78 (декабрь 1984 г.): 1019–1039.
- ^ Комитет помощи народам северного приграничья.
- ^ Слезкин, Юрий (1994). Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера . Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-8178-3 .
- ^ Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 , с. 81.
- ^ Важно помнить о терминологических различиях. В контексте советской национальной политики термин «национальный», который здесь для ясности переведен как «национальность», относился к этническим меньшинствам и территориям меньшинств, а не к центральным или общесоветским институтам. В этом смысле, например, когда образовательная политика фокусировалась на расширении «национальных школ» (nacional'nje školu – школы помощи), она фокусировалась на школах с традиционными языками национальных меньшинств (украинским, татарским, армянским, карельским и т. д.). далее), а не о школах Советского Союза в целом.
- ^ Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 , стр. 81–82.
- ^ Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 , с. 83.
- ^ Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 , с. 84.
- ^ Это различие можно отнести к Вернону Аспатуряну: Руссификация — это распространение русского языка и русской культуры (и, можно добавить, русского народа) на нерусские территории и общества; Русификация – это психологическая трансформация самоидентичности неруси в русских. См. Вернон В. Аспатурян, «Нерусские народы», в под ред. Аллена Кассофа, « Перспективы советского общества » (Нью-Йорк: Praeger, 1968): 143–198. Хотя руссификация может быть фактором, способствующим русификации, сама по себе она недостаточна для ее возникновения и в некоторых обстоятельствах может даже иметь противоположный эффект.
- ^ Мартин 2001 .
- ^ Закон, Ян (2016). Красный расизм: расизм в коммунистическом и посткоммунистическом контекстах . Спрингер. п. 19.
- ^ Однако это будет главным образом изменение на бумаге, а не в реальной этнической или национальной идентичности. Резко сократившийся список 1939 г. позже был снова расширен для переписи 1959 г., но не до числа народов, перечисленных в 1926 г.; руководитель переписи 1959 года раскритиковал предыдущую попытку сокращения численности населения как искусственную.
- ^ Перейти обратно: а б Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с Мотыль 2001 , с. 501.
- ^ Армянская и грузинская письменности сохранили свою оригинальную и уникальную письменность. Многие так называемые «бесписьменные» языки, в основном малых народов России, сначала получили письменность на латинице, а затем были заменены на кириллицу. Другие языки, в частности в Центральной Азии, Азербайджане и на Северном Кавказе , сначала приняли латиницу вместо арабской графики, а затем приняли кириллицу вместо латинской графики. Таким образом, переход на кириллицу для большинства нерусских национальностей был отложен, по крайней мере, до конца 1930-х годов, и полная реализация этого изменения потребовала времени.
- ^ Эрижану, Паула (27 августа 2021 г.). «Литературно-музыкальные клубы, которые 30 лет назад положили начало национально-освободительному движению Молдовы» . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «Молдова официально называет своим национальным языком румынский» . Румыния Инсайдер . 3 марта 2023 г. Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ ЧИНН, ДЖЕФФРИ. «Политика языка в Молдове» (PDF) .
- ^ "Молдавский суд отменил особый статус русского языка" . Рейтер . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Республики Молдова, 12–25 мая 2014 г.» . Национальное бюро статистики Республики Молдова . 2 августа 2013 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Пол Колстё, «Политические стройки: государственное строительство в России и постсоветских государствах». Боулдер, Колорадо: Westview press 2000, стр. 81–104. неисправленная редакция, глава 2, пар. «Нации и национальное построение в Восточной Европе». Архивировано 19 декабря 2017 года в Wayback Machine . Глава 5. Архивировано 2 января 2005 года в Wayback Machine.
- ^ Бекус, Нелли (01 января 2010 г.). Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «белорусскость» . Издательство Центральноевропейского университета. п. 42. ИСБН 978-963-9776-68-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Барбара А.; Сильвер, Брайан Д. (декабрь 1984 г.). «Равенство, эффективность и политика в советской политике двуязычного образования: 1934–1980». Американский обзор политической науки . 78 (4): 1019–1039. дои : 10.2307/1955805 . JSTOR 1955805 . S2CID 145196057 .
- Чулос, Крис Дж.; Пиирайнен, Тимо, ред. (2000). Падение империи, рождение нации . Хельсинки: Издательство Ashgate . ISBN 1-85521-902-6 .
- Хирш, Франсин (2005). Империя Наций: этнографические знания и становление Советского Союза . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-4273-7 .
- Мартин, Терри Д. (2001). Империя позитивных действий: нации и национализм в Советском Союзе, 1923-1939 гг . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-8677-7 .
- Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II . Академическая пресса. ISBN 0-12-227230-7 .
- Слезкин, Юрий (лето 1994 г.). «СССР как коммуналка, или как социалистическое государство пропагандировало этнический партикуляризм». Славянское обозрение . 53 (2): 414–452. дои : 10.2307/2501300 . JSTOR 2501300 . S2CID 163654746 .
- Суни, Рональд Григор ; Мартин, Терри, ред. (2002). Государство наций: империя и создание наций в эпоху Ленина и Сталина . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-514423-6 . , ISBN 0-19-514422-8 (твердый переплет).
- Виксман, Рональд (1980). Языковые аспекты этнических закономерностей и процессов на Северном Кавказе . Серия географических исследований. Издательство Чикагского университета .