Jump to content

Экономическая либерализация

Экономическая либерализация или экономическая либерализация — это уменьшение государственного регулирования и ограничений в экономике в обмен на более широкое участие частных предприятий. В политике доктрина связана с классическим либерализмом и неолиберализмом . Короче говоря, либерализация – это «устранение контроля» для стимулирования экономического развития . [ 1 ]

Многие страны шли по пути экономической либерализации в 1980-х, 1990-х годах и в 21 веке с заявленной целью сохранения или повышения своей конкурентоспособности как деловой среды. Политика либерализации может или часто включает частичную или полную приватизацию государственных учреждений и государственных активов , большую гибкость рынка труда , более низкие налоговые ставки для предприятий, меньшие ограничения как на внутренний, так и на иностранный капитал, открытые рынки и т. д. В поддержку либерализации, Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр писал: «Успех достанется тем компаниям и странам, которые быстро адаптируются, не жалуются, открыты и готовы меняться. Задача современных правительств состоит в том, чтобы гарантировать, что наши страны смогут справиться с этим вызовом. " [ 2 ]

В развивающихся странах экономическая либерализация больше относится к либерализации или дальнейшему «открытию» их экономики для иностранного капитала и инвестиций. Три из наиболее быстро растущих развивающихся экономик сегодня; Бразилия, Китай и Индия добились быстрого экономического роста за последние несколько лет или десятилетий, отчасти благодаря либерализации своей экономики для иностранного капитала. [ 3 ]

Сегодня многим странам, особенно странам третьего мира, возможно, не было иного выбора, кроме как «либерализовать» свою экономику, чтобы оставаться конкурентоспособными в привлечении и удержании как внутренних, так и иностранных инвестиций. Это называется фактором TINA, что означает « альтернативы нет ». Например, в Китае после Культурной революции были реформы . проведены [ 4 ] Аналогичным образом, на Филиппинах спорные предложения по изменению Хартии включают внесение поправок в экономически ограничительные положения конституции 1987 года . [ 5 ]

По этому показателю противоположностью либерализованной экономики являются такие экономики, как экономика Северной Кореи с их «самодостаточной» экономической системой, закрытой для внешней торговли и инвестиций (см. автаркию ). Однако Северная Корея не полностью отделена от мировой экономики, поскольку она активно торгует с Китаем через Даньдун и получает помощь от других стран в обмен на мир и ограничения их ядерной программы. крупный приграничный порт [ 6 ] [ 7 ] Другим примером могут быть богатые нефтью страны, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. [ нужна ссылка ] , которые не видят необходимости в дальнейшем открытии своей экономики для иностранного капитала и инвестиций, поскольку их запасы нефти уже обеспечивают им огромные доходы от экспорта.

Либерализация услуг в развивающихся странах

[ редактировать ]

Потенциальные преимущества

[ редактировать ]

Сектор услуг, вероятно, является наиболее либерализованным из секторов. Либерализация дает возможность этому сектору конкурировать на международном уровне, способствуя росту ВВП и генерированию иностранной валюты. Таким образом, экспорт услуг является важной частью стратегий роста многих развивающихся стран. Индийские ИТ-услуги стали конкурентоспособными на мировом рынке, поскольку многие компании передали определенные административные функции странам, где затраты (особенно заработная плата) ниже. Более того, если поставщики услуг в некоторых развивающихся странах не будут достаточно конкурентоспособны, чтобы добиться успеха на мировых рынках, зарубежные компании будут привлечены к инвестициям, принося с собой «лучшую международную практику», а также лучшие навыки и технологии. [ 8 ] Приход иностранных поставщиков услуг может быть как положительным, так и отрицательным событием. Например, это может привести к улучшению качества услуг для внутренних потребителей, повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных поставщиков услуг, а также просто к привлечению ПИИ /иностранного капитала в страну. Фактически, некоторые исследования показывают, что снижение барьеров в торговле услугами на 50% в течение пяти-десяти лет приведет к глобальному росту экономического благосостояния примерно на 250 миллиардов долларов в год. [ 8 ]

Сокращение бедности

[ редактировать ]
Число людей, находящихся за разными чертами бедности

Сторонники экономической либерализации утверждают, что она сокращает бедность. [ 9 ] Другие комментаторы утверждали, что из-за экономической либерализации бедность в мире скорее растет, чем снижается. [ 10 ] а данные Всемирного банка, свидетельствующие о том, что бедность снижается, ошибочны. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Они также утверждают, что распространение защиты прав собственности на бедных является одной из наиболее важных стратегий сокращения бедности, которую может реализовать страна. [ 14 ] Обеспечение прав собственности на землю, самый крупный актив большинства обществ, жизненно важно для их экономической свободы. [ 14 ] [ 15 ] Всемирный банк заключает, что расширение прав на землю является «ключом к сокращению бедности», ссылаясь на то, что права на землю значительно увеличивают благосостояние бедных людей, а в некоторых случаях удваивают его. [ 16 ] Подсчитано, что государственное признание собственности бедных даст им активы, в 40 раз превышающие сумму иностранной помощи с 1945 года. [ 14 ] Хотя подходы различались, Всемирный банк заявил, что ключевыми вопросами являются гарантии владения и обеспечение низкой стоимости сделок с землей. [ 16 ] В Китае и Индии отмеченное снижение уровня бедности в последние десятилетия произошло главным образом в результате отказа от коллективного земледелия в Китае и сокращения правительственной бюрократической волокиты в Индии. [ 17 ]

В отчете 2015 года Международный валютный фонд указал на расширение неравенства доходов как на определяющую проблему нашего времени. «В странах с развитой экономикой разрыв между богатыми и бедными находится на самом высоком уровне за последние десятилетия. Тенденции неравенства были более смешанными на развивающихся рынках и в развивающихся странах (EMDC), при этом в некоторых странах наблюдается снижение неравенства, но повсеместное неравенство в доступе к образованию. , здравоохранение и финансы остаются». [ 18 ]

Новые предприятия и иностранные инвестиции могут быть вытеснены из-за неэффективных институтов, коррупции, слабого верховенства закона и чрезмерного бюрократического бремени. [ 14 ] [ 19 ] Чтобы открыть бизнес в Канаде, требуется два дня, две бюрократические процедуры и 280 долларов США, в то время как предприниматель в Боливии должен заплатить 2696 долларов США пошлин, подождать 82 рабочих дня и пройти 20 процедур, чтобы сделать то же самое. [ 14 ] Такие дорогостоящие барьеры благоприятствуют крупным фирмам за счет малых предприятий, на которых создается большинство рабочих мест. [ 14 ] В Индии до экономических реформ предприятиям приходилось давать взятки государственным чиновникам даже за рутинную деятельность, что фактически представляло собой налог на бизнес. [ 19 ]

Однако принцип свободного рынка , запрещающий государственное финансирование социальных программ, имел и негативные последствия. Например, Всемирный банк требует от бедных стран отменить субсидии на удобрения , которые многие фермеры не могут себе позволить по рыночным ценам. Реконфигурация государственного финансирования в бывших советских республиках во время их перехода к рыночной экономике потребовала сокращения расходов на здравоохранение и образование, что резко увеличило бедность. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Либерализация торговли увеличивает общий профицит торговых стран. Денежные переводы, отправляемые в бедные страны, такие как Индия, иногда превышают прямые иностранные инвестиции , а общий объем денежных переводов более чем вдвое превышает потоки помощи из ОЭСР . стран [ 24 ] Иностранные инвестиции и экспортная промышленность способствовали экономическому расширению быстрорастущих азиатских стран . [ 25 ] Однако торговые правила часто несправедливы, поскольку они блокируют доступ к рынкам более богатых стран и запрещают более бедным странам поддерживать свою промышленность. [ 20 ] [ 26 ] Переработанная продукция из более бедных стран, в отличие от сырья , облагается значительно более высокими тарифами в портах более богатых стран. [ 27 ] Исследование Университета Торонто показало, что снижение пошлин на тысячи товаров из африканских стран из-за Закона о росте и возможностях Африки стало прямой причиной «удивительно большого» увеличения импорта из Африки. [ 28 ] Иногда сделки можно заключать в пользу развивающейся страны, как, например, в Китае, где законы вынуждают иностранные транснациональные корпорации обучать своих будущих китайских конкурентов стратегическим отраслям и в долгосрочной перспективе становятся ненужными. [ 29 ] В Таиланде правило 51 процента обязывает транснациональные корпорации, начинающие свою деятельность в Таиланде, передавать 51 процент контроля тайской компании в совместном предприятии. [ 30 ] Организации Объединенных Наций Кроме того, Цель 17 устойчивого развития призывает к уважению лидерства стран в реализации политики искоренения бедности и устойчивого развития. [ 31 ]

Критики утверждают, что неолиберальная политика усилила экономическое неравенство. [ 32 ] [ 33 ] и усугубляет глобальную бедность . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] из Центра экономических и политических исследований (CEPR) Дин Бейкер утверждал в 2006 году, что движущей силой растущего неравенства в Соединенных Штатах является ряд преднамеренных неолиберальных политических решений, включая антиинфляционную предвзятость , антипрофсоюзное движение и спекуляцию в сфере здравоохранения. промышленность . [ 37 ] Экономисты Дэвид Хауэлл и Мамаду Диалло утверждают, что неолиберальная политика способствовала развитию экономики США , в которой 30% работников получают низкую заработную плату (менее двух третей средней заработной платы работников, работающих полный рабочий день), а 35% силы рабочей частично заняты , в то время как только 40% населения трудоспособного возраста в стране имеют адекватную занятость. [ 38 ]

Потенциальные риски либерализации торговли

[ редактировать ]

Либерализация торговли несет в себе существенные риски, которые требуют тщательного управления экономикой посредством надлежащего регулирования со стороны правительств. Некоторые утверждают, что иностранные поставщики вытесняют отечественных поставщиков и вместо того, чтобы вести к инвестициям и передаче навыков, это позволяет иностранным поставщикам и акционерам «извлекать прибыль для себя, вывозя деньги из страны». [ 8 ] Таким образом, часто утверждается, что защита необходима, чтобы дать отечественным компаниям возможность развиваться до того, как они подвергнутся международной конкуренции. Это также поддерживает антрополог Труйо , который утверждает, что нынешняя рыночная система вообще не является свободным рынком, а скорее приватизированным рынком (то есть рынки можно «покупать»). Другие потенциальные риски, возникающие в результате либерализации, включают:

  • Риски нестабильности финансового сектора в результате глобального заражения [ 8 ]
  • Риск утечки мозгов [ 8 ]
  • Риск ухудшения состояния окружающей среды [ 8 ]
  • Риск возникновения долговой спирали из-за снижения налоговых поступлений среди других экономических проблем (часто связанных с реструктуризацией МВФ , хотя правительство штата Канзас в настоящее время сталкивается с этой проблемой). [ 39 ]
  • Риск усиления неравенства по признаку расы, этнической принадлежности или пола. Например, по словам антрополога Лилу Абу-Лугход, мы видим усиление гендерного неравенства на новых рынках, поскольку женщины теряют возможности трудоустройства, которые существовали до либерализации рынка.

Однако исследователи из аналитических центров, таких как Институт зарубежного развития, утверждают, что риски перевешиваются преимуществами и что необходимо тщательное регулирование. [ 8 ] Например, существует риск того, что частные провайдеры «отберут» наиболее прибыльных клиентов и перестанут обслуживать определенные убыточные группы потребителей или географические регионы. Тем не менее, такие проблемы можно решить посредством регулирования и обязательств по предоставлению универсальных услуг в контрактах или лицензировании, чтобы предотвратить возникновение такой ситуации. Конечно, существует риск того, что этот барьер входа отпугнет международных конкурентов от выхода на рынок (см. « Дерегуляция »). Примеры такого подхода включают Хартию финансового сектора Южной Африки или индийских медсестер, которые продвигали профессию медсестры в самой Индии, что привело к быстрому росту спроса на образование медсестер и соответствующей реакции со стороны предложения. [ 8 ]

Исторические примеры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чаудхари, CM (2008). Экономическая политика Индии . возвышенные публикации. п. 131. ИСБН  978-81-8192-121-5 .
  2. ^ Тони Блэр (2005). «Европа отстает» . Newsweek . Проверено 4 декабря 2007 г.
  3. ^ Зулиу Ху, Мохсин С. Хан. «Почему Китай растет так быстро?» . Международный валютный фонд .
  4. ^ Горбачев и Дэн встретились на трудных дорогах реформ
  5. ^ «Филиппины: Доктор философии: О Филиппинах» . Архивировано из оригинала ( ASP ) 3 октября 2006 года.
  6. ^ «Фотопутешествие по малоизвестным городам Китая» . www.nationalgeographic.com . Нэшнл Географик. 24 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2018 г. . Проверено 26 марта 2019 г.
  7. ^ «Китай: на границе Северной Кореи процветает тирания туризма» . Время . Проверено 26 марта 2019 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Массимилиано Кали, Карен Эллис и Дирк Виллем те Вельде (2008 г.) Вклад услуг в развитие: роль регулирования и либерализации торговли. Архивировано 30 апреля 2010 г. в Wayback Machine, Лондон: Институт зарубежного развития.
  9. ^ Наций, Организация Объединенных Наций (1 ноября 2010 г.). «Экономическая либерализация и сокращение бедности» . Доклад о мировой социальной ситуации, 2010 год . стр. 97–113. doi : 10.18356/0875e84f-en . ISBN  9789210545693 . Проверено 25 сентября 2022 г. - через www.un-ilibrary.org.
  10. ^ «Глобальное неравенство может быть намного хуже, чем мы думаем» , The Guardian , 8 апреля 2016 г.
  11. ^ Эдвард, Питер (2006). «Этическая черта бедности: моральная количественная оценка абсолютной бедности» (PDF) . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 27 (2): 377–393. дои : 10.1080/01436590500432739 . S2CID   154522588 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2016 года.
  12. ^ «Цифры бедности Всемирного банка: что они означают?» . Поделитесь мировыми ресурсами (STWR).
  13. ^ Шейх, Анвар. «Глобализация и миф о свободной торговле» (PDF) . Проверено 1 ноября 2019 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Покончить с массовой бедностью» , Ян Васкес, Институт Катона , 4 сентября 2001 г.
  15. ^ EDT, Фарид Закария (19 сентября 2008 г.). «Закария: Как распространять демократию» . Newsweek . Проверено 1 ноября 2019 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Бизнес – Права на землю помогают бороться с бедностью » . Новости Би-би-си. 20 июня 2003 г.
  17. ^ «Может ли помощь положить конец бедности?» . Новости BBC: Африка. 4 октября 2006 г.
  18. ^ Эра Дабла-Норрис; Калпана Кочхар; Нуджин Суфафифат; Франтишек Ричка; Эвридики Цунта (15 июня 2015 г.). Причины и последствия неравенства доходов: глобальная перспектива . Международный валютный фонд. Проверено 16 июня 2015 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Кругман, Пол и Робин Уэллс. Макроэкономика. 2. Нью-Йорк: Worth Publishers, 2009. Печать.
  20. ^ Перейти обратно: а б Даггер, Селия В. (2 декабря 2007 г.). «Покончить с голодом, просто игнорируя экспертов» . Нью-Йорк Таймс .
  21. ^ Переходный период: первые десять лет – анализ и уроки для Восточной Европы и бывшего Советского Союза , Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия, 2002, стр. 4.
  22. ^ « Исследование показывает углубление бедности в бывших коммунистических странах ». Нью-Йорк Таймс. 12 октября 2000 г.
  23. В Восточной Европе растет детская бедность ». BBC News. 11 октября 2000 г.
  24. ^ «Работники гуманитарной помощи, которые действительно помогают» . Экономист . 8 октября 2009 г.
  25. ^ Фогель, Эзра Ф. 1991. Четыре маленьких дракона: распространение индустриализации в Восточной Азии. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  26. ^ «Доступ на рынок» . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 14 июля 2017 г.
  27. ^ админ (10 октября 2006 г.). «Сделай ярмарку» . Архивировано из оригинала 24 июля 2013 года . Проверено 29 ноября 2009 г.
  28. ^ «Новости» . Университет Торонто.
  29. ^ Лоренц, Андреас; Вагнер, Виланд (27 февраля 2007 г.). «Корпорация Красный Китай: работает ли коммунизм?» . Шпигель онлайн . Проверено 1 ноября 2019 г.
  30. ^ Маскат, Роберт Дж. 1994. Пятый тигр: исследование развития Таиланда. Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп.
  31. ^ «Цель 17 | Департамент по экономическим и социальным вопросам» . sdgs.un.org . Проверено 26 сентября 2020 г.
  32. ^ Хеймс, Видаль де Хеймс и Миллер (2015) , с. 7.
  33. ^ Дин, Джоди (2012). Коммунистический горизонт . Книги Версо . п. 123 . ISBN  978-1844679546 . Проводимый посредством политики приватизации, дерегуляции и финансиализации и подкрепленный идеологией частной собственности, свободного рынка и свободной торговли, неолиберализм повлек за собой сокращение налогов для богатых, а также сокращение мер защиты и льгот для рабочих и бедных, что привело к экспоненциальный рост неравенства.
  34. ^ Хеймс, Видаль де Хеймс и Миллер (2015) , стр. 1–2.
  35. ^ Джонс, Паркер и Бос (2005) , с. 101; «Поэтому критики неолиберализма изучили доказательства, документирующие результаты этого великого эксперимента последних 30 лет, в ходе которого многие рынки были освобождены. Глядя на доказательства, мы видим, что общий объем мировой торговли увеличился. значительно, но глобальная бедность увеличилась, и сегодня больше людей живут в крайней нищете, чем до неолиберализма».
  36. Джейсон Хикель (13 февраля 2019 г.). Открытое письмо Стивену Пинкеру (и Биллу Гейтсу) . Якобинец . Проверено 13 февраля 2019 г.
  37. ^ Бейкер, Дин. 2006. « Растущее неравенство в Соединенных Штатах ». Обзор постаутистической экономики 40.
  38. ^ Хауэлл, Дэвид Р. и Мамаду Диалло. 2007. «Диаграмма экономических показателей США с использованием альтернативных показателей рынка труда: важность учета качества рабочих мест». Рабочий документ SCEPA 2007-6.
  39. ^ https://news.yahoo.com/kansas-tax-collections-short-expectations-january-222746060.html . [ мертвая ссылка ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88a810017d4f7f494db769e8023a7038__1721588400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/38/88a810017d4f7f494db769e8023a7038.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic liberalization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)