Ненаблюдаемый
Ненаблюдаемое , существование, природа , (также называемое неосязаемым ) — это сущность свойства, качества или отношения которого не наблюдаются непосредственно людьми. В философии науки типичными примерами «ненаблюдаемого» являются сила гравитации , причинно-следственная связь и убеждения или желания . [ 1 ] : 7 [ 2 ] Различие между наблюдаемым и ненаблюдаемым играет центральную роль в Иммануила Канта различении между ноуменами и феноменами , а также в Джона Локка различении между первичными и вторичными качествами . Теория о существовании ненаблюдаемых величин, постулируемых научными теориями, называется научным реализмом . Он контрастирует с инструментализмом , который утверждает, что мы должны воздерживаться от онтологических обязательств в отношении ненаблюдаемых объектов, даже если научным теориям полезно ссылаться на них. Существуют значительные разногласия относительно того, какие объекты следует классифицировать как ненаблюдаемые, например, считаются ли ненаблюдаемыми бактерии, изучаемые с помощью микроскопов, или позитроны, изучаемые с помощью камер Вильсона. Были сформулированы разные понятия ненаблюдаемости, соответствующие разным типам препятствий для их наблюдения.
Кант о ноуменах
[ редактировать ]Различие между «наблюдаемым» и «ненаблюдаемым» аналогично Иммануила Канта различению между ноуменами и явлениями . Ноумены — это вещи в себе, т. е. сырые вещи в их необходимо непознаваемом состоянии, [ 3 ] прежде чем они пройдут через формализующий аппарат чувств и ума, чтобы стать воспринимаемыми объектами, которые он называет «феноменами». Согласно Канту, люди никогда не смогут познать ноумены; все, что знают люди, — это явления.
Локк о первичных и вторичных качествах.
[ редактировать ]Различие Канта аналогично Джона Локка различению между первичными и вторичными качествами . Вторичные качества — это то, что люди воспринимают, например, покраснение, щебетание, жар, затхлость или сладость. Первичные качества — это действительные качества самих вещей, которые порождают вторичные качества, воспринимаемые людьми.
Философия науки
[ редактировать ]Онтологическая природа и эпистемологические проблемы, касающиеся ненаблюдаемого, являются центральными темами философии науки. Теория о существовании ненаблюдаемых величин, постулируемых научными теориями, называется научным реализмом . Он контрастирует с инструментализмом , который утверждает, что мы должны воздерживаться от онтологических обязательств в отношении ненаблюдаемых объектов, даже если научным теориям полезно ссылаться на них.
Понятие наблюдаемости играет центральную роль в конструктивном эмпиризме . По мнению ван Фраассена , целью научных теорий является не истина обо всех сущностях, а только истина обо всех наблюдаемых сущностях. [ 4 ] Если теория истинна в этом ограниченном смысле, она называется эмпирически адекватной теорией. Ван Фраассен контрфактически характеризует наблюдаемость: «X является наблюдаемым, если существуют обстоятельства, которые таковы, что если X присутствует для нас при этих обстоятельствах, то мы наблюдаем его». [ 5 ]
Проблема этой и подобных характеристик состоит в том, чтобы определить точную протяженность того, что ненаблюдаемо. Нет никаких сомнений в том, что обычные повседневные объекты, которые мы можем воспринимать без каких-либо вспомогательных средств, можно наблюдать. К таким объектам относятся, например, деревья, стулья или собаки. Но споры начинаются со случаев, когда восприятие без посторонней помощи терпит неудачу. Сюда входят такие случаи, как использование телескопов для изучения далеких галактик, [ 6 ] использование микроскопов для изучения бактерий или использование камер Вильсона для изучения позитронов. [ 5 ]
Эти и подобные примеры побудили некоторых философов усомниться в ценности различия между наблюдаемым и ненаблюдаемым в целом. [ 7 ]
Виды ненаблюдаемых объектов
[ редактировать ]У. В. Меткалф различает три вида ненаблюдаемых явлений. [ 8 ] Один из них — логически ненаблюдаемый, который предполагает противоречие. Примером может служить длина, которая одновременно длиннее и короче заданной длины. Второе — это практически ненаблюдаемое, то, что мы можем представить себе наблюдаемым с помощью известных чувств человека, но наблюдать нам не позволяют практические трудности. Третий вид — это физически ненаблюдаемое, то, что никогда не может быть наблюдаемо никакими существующими чувствами человека.
См. также
[ редактировать ]- Будущее
- Эмпиризм
- Логический позитивизм
- Феноменология
- Рационализм
- Теория скрытых переменных
- Объект ума
- Если дерево упало в лесу
- Ненаблюдаемый хаос
- Прокси (статистика) для ненаблюдаемой переменной
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фодор, Дж. А. , Психосемантика: проблема значения в философии разума ( Кембридж, Массачусетс / Лондон : MIT Press , 1989), стр. 7 .
- ^ Дейк, Брэм ван (2018). Конструктивный эмпиризм в социальных науках . Утрехтский университет. п. 54.
- ^ Стивен Палмквист, «Радикальная непознаваемость кантовской «вещи в себе»», Cogito 3:2 (март 1985 г.), стр. 101–115; переиздано как Приложение V к «Системе перспектив Канта» (University Press of America, 1993).
- ^ Монтон, Брэдли; Молер, Чад (2017). Конструктивный эмпиризм .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б ван Фраассен, Бас (1980). Научный имидж . Издательство Оксфордского университета. стр. 16–17.
- ^ Черчленд, Пол М. (1985). «Онтологический статус наблюдаемых: восхваление суперэмпирических добродетелей». В Черчленде, Пол М.; Хукер, Клиффорд А. (ред.). Образы науки: очерки реализма и эмпиризма . Издательство Чикагского университета.
- ^ Хакинг, Ян (1981). «Видим ли мы в микроскоп?» . Тихоокеанский философский ежеквартальный журнал . 62 (4): 305–322. дои : 10.1111/j.1468-0114.1981.tb00070.x .
- ^ Меткалф, Западная Вирджиния (1940). «Реальность ненаблюдаемого». Философия науки . 7 (3): 337–341. дои : 10.1086/286640 . JSTOR 184849 . S2CID 121713405 .