Люди Гонди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Гонди Койтор | |
---|---|
![]() Женщины Гонди в районе Умария , Индия | |
Общая численность населения | |
в. 13 миллионов [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Мадхья-Прадеш | 5,093,124 [1] |
Чхаттисгарх | 4,298,404 [1] |
Махараштра | 1,618,090 [1] |
Одиша | 888,581 [1] |
Уттар-Прадеш | 569,035 [1] |
Андхра-Прадеш и Телангана | 304,537 [1] |
Бихар | 256,738 [1] |
Карнатака | 158,243 [1] |
Джаркханд | 53,676 [1] |
Западная Бенгалия | 13,535 [1] |
Гуджарат | 2,965 [1] |
![]() | 12,267 [2] |
Языки | |
Гонди • Региональные языки | |
Религия | |
Кояпунем со значительным индуизма влиянием [3] [4] | |
Родственные этнические группы | |
Гонди ) ( Gōṇḍī ) или люди Гонды , называющие себя « Коитор » ( Kōī, Kōītōr , представляют собой этнолингвистическую группу в Индии. [5] [6] Их родной язык — гонди — принадлежит к дравидийской семье . Они разбросаны по штатам Мадхья-Прадеш , Махараштра , [7] Чхаттисгарх , Уттар-Прадеш , Телангана , Андхра-Прадеш , Бихар и Одиша . Индии они внесены в список зарегистрированных племен В системе резервирования . [8]
Гонды сформировали множество королевств, имеющих историческое значение. Гондвана была правящим королевством в регионе Гондвана в Индии. Сюда входит восточная часть Видарбхи Махараштры . Королевство Гарха включает части Мадхья-Прадеша непосредственно к северу от него и части западного Чхаттисгарха. Более широкий регион простирается за их пределы, включая также части северной Теланганы, западной Одиши и южного Уттар-Прадеша.
Гонди Утверждается, что связан с языком телугу . Перепись населения Индии 2011 года зафиксировала около 2,4 миллиона носителей гонди как макроязыка и 2,91 миллиона человек, говорящих на языках подгруппы гонди, включая такие языки, как мария (также известный как маадия гонд). [9] [10] [11] Многие гонды также говорят на доминирующих в регионе языках, таких как хинди , маратхи , одиа и телугу.
По переписи 1971 года население Гонди составляло 5,01 миллиона человек. По переписи 1991 года это число увеличилось до 9,3 миллиона человек. [12] [ нужна страница ] а к 2001 году эта цифра составила почти 11 миллионов. В течение последних нескольких десятилетий группа была свидетелем наксалитско -маоистского мятежа в Индии. [13] Народ Гонди по приказу правительства Чхаттисгарха сформировал Салва Джудум , вооруженную боевую группу, для борьбы с повстанческим движением наксалитов. Однако он был расформирован по постановлению Верховного суда Индии 5 июля 2011 года. [14]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение названия Гонд, используемого посторонними, до сих пор неясно. Некоторые полагают, что это слово происходит от дравидийского конд , что означает холм, похожий на Хонды Одиши. [15]
Другая теория, согласно Vol. 3 Энциклопедии культур и повседневной жизни Worldmark , заключается в том, что название им дала династия Великих Моголов XVI–XVIII веков. Именно Моголы впервые использовали термин «Гонд», что означает «горные люди», для обозначения группы. [16]
Гонды называют себя Койтур (Kōītōr) или Кой (Kōī), что также не имеет определенного происхождения. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]
Происхождение Гондов неясно. Некоторые исследователи утверждали, что гонды представляли собой совокупность разрозненных племен, принявших протогондийский язык в качестве родного от класса правителей, первоначально говоривших на различных додравидийских языках . [17] существует близость Хотя между гондами и народами мунда , исследователи указывают на более сложное событие, связанное с языковым сдвигом в результате дравидийской языковой экспансии, а не на недавнее событие, когда гонди заменили язык северной мунда, что подтверждает различное происхождение этих двух групп. [18] [19]
Р. В. Рассел считал, что гонды пришли в Гондвану с юга : вверх по Годавари в Видарбху , оттуда вверх по Индравати в Бастар и вверх по Вардхе и Вайнганге в хребет Сатпура . [20]
Первое историческое упоминание о гондах появляется в мусульманских писаниях 14 века. Ученые полагают, что гонды правили Гондваной , регионом, простирающимся от современного восточного Мадхья-Прадеша до западной Одиши и от северного Андхра-Прадеша до юго-восточного угла Уттар-Прадеша, между 13 и 19 веками нашей эры. [7]

Первым королевством гондов было Чанда , основанное в 1200 году, хотя некоторые генеалогии относят его основателей к 9 веку нашей эры. Гонды Чанды произошли из Сирпура на территории нынешней северной Теланганы и, как говорят, свергли предыдущих правителей страны, называемых династией Мана. Другая теория утверждает, что после падения Какатий в 1318 году гонды Сирпура получили возможность отказаться от внешнего господства и построить свое собственное королевство. Королевство Чанда разработало обширную ирригацию и первую определенную систему доходов в королевствах Гонд. Здесь также начали строить форты, которые впоследствии стали весьма сложными. Кхандахья Баллал Шах основал город Чандрапур и перенес туда столицу из Сирпура. Айн -и-Акбари записывает, что королевство было полностью независимым и даже завоевало некоторые территории у близлежащих султанатов. Однако во время правления Акбара Бабджи-шах начал платить дань после того, как Моголы включили территорию к югу от себя в состав Доброе утро . [7]
Королевство Гарха было основано в 14 веке Джадураем, свергнувшим предыдущих правителей Калачури . Гарха-Мандла известна царицей Рани Дургавати , которая воевала против императора Великих Моголов Акбара (ум. 1564). Тогда Мандлой правил ее сын Бир Нараян, который также сражался до своей смерти. После этого победоносные Великие Моголы предложили его королевство Чанда Шаху. Во время правления Шаха Джахана его преемник Хирде Шах подвергся нападению со стороны Бундела и перенес столицу в Мандлу. Его преемники боролись против самих себя и пригласили на помощь Аурангзеба и маратхов. [7]
Деогарх был основан в начале 13 века. Говорят [ кем? ] что его основатель Джатба убил предыдущих правителей Гаули во время храмового праздника. Говорят, что в Айн-и-Акбари у Деогарха было 2000 кавалеристов, 50 000 пехотинцев и 100 слонов, и им правил монарх по имени Джатба. Джатба построил аванпосты на равнинах Берар, в том числе форт недалеко от современного Нагпура . Именно его внук Бакр Шах , чтобы заручиться помощью Аурангзеба, принял ислам и стал Бахт Буланд Шахом . Шах основал город Нагпур и возродил благосостояние королевства Деогарх . Во время его правления королевство охватывало юго-восточный хребет Сатпура от Бетула до Раджнандгаона на востоке и части северных равнин Берара. При его сыне Чанд Султане Нагпур приобрел еще большее значение. [7]
Эти королевства были ненадолго завоеваны Моголами, но в конечном итоге Гонд раджи были восстановлены и находились просто под сюзеренитетом Великих Моголов . [17] В 1740-х годах маратхи начали нападать на раджей Гонда , в результате чего и раджи, и подданные бежали с равнин в леса и холмы. Рагходжи Бхонсле заставил гонд-раджей Гарха-Мандлы платить ему дань. группы маратхи Кастовые быстро заменили перемещенное коренное население. Оккупация маратхами территории Гондраджаса продолжалась до Третьей англо-маратхской войны , когда британцы взяли под свой контроль оставшихся гонд- заминдари и взяли на себя сбор доходов. Британцы, которые до их захвата считали гондов «грабителями» и «ворами», к середине 19 века стали считать гондов «робкими» и «кроткими». [21] Оставшиеся гонд заминдари были поглощены Индийским союзом после обретения независимости. [22]
Во время колониального правления Гонды оказались в маргинальном положении из-за колониальной практики управления лесами. Восстание Бастаров 1910 года, более известное в племенном поясе как бхумкал , было отчасти успешной вооруженной борьбой против колониальной лесной политики, лишавшей мадийских и мурийских гондов Бастара, а также других племен региона доступа к лесу для своих нужд. средства к существованию. В начале 1920-х годов Комарам Бхим , лидер Гондов из Адилабада в штате Хайдарабад, восстал против Низама и добивался создания отдельного Гонд Раджа. Именно он придумал известный лозунг « джал, джангал, джамин » («вода, лес, земля»), который символизирует движения адиваси с момента обретения независимости. [23]
В 1916 году интеллектуалы Гонди из разных частей Гондваны сформировали Гонд Махасабху, чтобы защитить культуру Гонди от растущего внешнего влияния. Организация проводила встречи в 1931 и 1934 годах, чтобы обсудить способы сохранения культуры гондов от манипуляций со стороны посторонних, социальные нормы, которые должны быть у гондов, и солидарность между гондами разных частей Гондваны. Начиная с 1940-х годов, различные лидеры Гонда агитировали за создание отдельного государства, которое охватило бы бывшую территорию Гондваны, особенно племенные территории восточного Мадхья-Прадеша, а также Чхаттисгарха, Видхарбхи и Адилабада. [24] Спрос достиг своего пика в начале 1950-х годов, когда Хира Сингх основала Бхаратия Гондвана Сангх, чтобы агитировать за государственность. Сингх провел множество собраний по всей Гондване и смог мобилизовать 100 000 человек в период с 1962 по 1963 год, но его движение утихло к концу 1960-х годов и никогда не воспринималось всерьез индийскими властями. Другие методы агитации, включая петиции и требования различных организаций Гонда, были проигнорированы государством. В 1990-х годах Хира Сингх Маркам и Каушалья Порте основали Партию Гондвана Ганатантра для борьбы за государственность. [23]
Гонд раджи использовали Сингх или Шах в качестве титулов под влиянием раджпутов и Великих Моголов. [25] Гонды также известны как Радж Гонд . Этот термин широко использовался в 1950-х годах, но сейчас практически устарел, вероятно, из-за политического затмения Гонд раджаса. [12] [ нужна страница ]
Общество
[ редактировать ]
Общество гондов разделено на несколько экзогамных отцовских единиц, известных как саги . Число зависит от региона: в гондах на холмах Мадхья-Прадеша и северной равнине Нагпура их всего два, а в южных равнинах Нагпура и Адилабаде - четыре. В Адилабаде эти саги называются Йервен , Сарвен , Сивен и Налвен , и их имена относятся к числу предков этой саги . [а] В Адилабаде существует пятая сага , сага о Сарпе , которая в брачных целях связана с Сарвен , хотя мифы о их происхождении различны. Согласно мифологии Гонда, все саги когда-то жили в одной деревне, но вскоре переехали и основали отдельные деревни. Названия этих родовых деревень сохранились в культуре и иногда отождествляются с современными местами. Число предков каждой саги является ее символом, и во многих церемониальных и ритуальных случаях количество задействованных животных, людей, действий или предметов соответствует номеру этой саги . [26]
Сага . существует преимущественно в сфере ритуала и не имеет реального политического или организационного значения Наиболее заметным признаком сознания саги является поклонение Персе Пену , хотя это происходит в основном на уровне клана. Все поклонники одного и того же перса считают себя родственниками по мужской линии , поэтому любые смешанные браки или сексуальные отношения между ними запрещены. Гонды используют термин сойра для обозначения саг , на участниках которых они могут жениться. [26]
Каждая сага рассматривается как выполнение действий, важных для общества в целом. Во время церемоний и ритуальных мероприятий сага становится важной для определения ролей в происходящем. клана Например, при поклонении персу священник клана участвует в жертвоприношении, в то время как два члена саги сойра празднующему клану одевают идола и готовят жертвенную еду. Во время определенных частей фестивалей Гонда участники делятся на сагу или сойру . Для подачи жертвенной еды в Перса Пен члены каждой саги сидят отдельно и обслуживаются в том порядке, в котором их предки вышли из пещеры в своей истории происхождения. Однако все саги имеют равный статус в обществе Гондов. Члены каждой саги совместно работают над вопросами, затрагивающими их отношения с другими сагами , например, переговоры о выкупе за невесту в браке. Кроме того, в ритуальных целях любого человека можно заменить кем-то того же возраста, поколения и саги . Например, в браке, где, например, нет родителей невесты, пара из одной семьи сага о том, что невеста может заменить родителей невесты в ритуале. Это относится и к отношениям между Гондами и Пардханами: если Пардхан того же клана не найден, то Пардхан, принадлежащий к другому клану в той же саге, может быть привлечен в качестве подходящей замены. [26]
В саге подразделяется пари , или клан, основная единица организации общества Гондов. В каждой саге количество кланов определяется количеством предков этой саги . Кланы саги расположены по старшинству в зависимости от того, когда они вышли из пещеры в истории создания Гонда. Этот приоритет регулирует поведение во время некоторых ритуалов. Например, во время фестиваля «Первые фрукты» все участники саги едят со старшим членом самой старшей пари саги , представленной в деревне. Групповые отношения между старшими и младшими пари строятся на отношениях между старшими и младшими братьями. Например, члены старшего пари не могут жениться на вдове младшего пари , поскольку это рассматривается как аналог брака между старшим братом и женой младшего брата. Кланы обычно имеют названия, относящиеся к конкретным растениям. Некоторые распространенные пари включают Текам, Уикей, Маркам, Дхурве и Атрам. [26]
Каждый клан делится на несколько параллельных линий, называемых кита . Каждый из этих кита выполняет определенную ритуальную функцию в обществе Гондов: например, кита катора — единственный кита , который руководит поклонением Перса Пену . Кита в некоторых кланах использует титулы маратхов, такие как Дешмукх, дарованные определенным вождям Гондов. Кита функционирует только в ритуальной сфере. Иногда кланы также делятся на кханданы или субкланы, которые, как правило, имеют органический характер. Каждый хандан подобен мини-клану, поскольку он имеет свой собственный набор ритуальных предметов для поклонения Перса Пен и формируется, когда группа в пари, включающая катора, решает создать новый центр поклонения Перса Пен . Со временем эта группа консолидируется в хандан . [26]
Культура
[ редактировать ]Многие астрономические идеи были известны древним гондам, [27] у которых были свои местные термины для Солнца, Луны, Млечного Пути и созвездий. Большинство этих идей послужило основой для их хронометрической и календарной деятельности. [б]



На языке гонди говорят почти 3 миллиона человек, в основном в южной части хребта Гонд. Эта территория включает юго-восточные районы Мадхья-Прадеша, восточную Махараштру, северный Телганану и южный Чхаттисгарх (в основном в округе Бастар). Язык родственен телугу. В начале 20 века на нем говорили 1,5 миллиона человек, почти все из которых были двуязычными. [20] В настоящее время на этом языке говорит лишь одна пятая гондов, и он вымирает даже в своем традиционном языковом ареале. [ нужна ссылка ]
В Чхаттисгархе женщины исполняют танец суа , названный в честь слова «попугай». Он проводится после Дивали в честь Шивы и Парвати , олицетворяя веру в то, что попугай принесет их печаль своим возлюбленным. [ нужна ссылка ]
народа Гонди есть своя версия Рамаяны У , известная как Гонд Рамаяни , основанная на устных народных легендах. Он состоит из семи историй, в которых главным героем является Лакшмана, действие которых происходит после основных событий Рамаяны, где он находит невесту. [29]
Религия
[ редактировать ]Согласно переписи 2011 года , в Индии насчитывалось 1 026 344 последователя религии «Гонди», большинство из которых проживало в Мадхья-Прадеше (584 884), за которым следовали Чхаттисгарх (368 438), Махараштра (66 857), Уттар-Прадеш (3 419) и Джаркханд. (2419). [30] Большинство жителей Гонда по-прежнему следуют своим собственным традициям поклонения природе , но, как и многие другие племена Индии, их религия находилась под влиянием брахманического индуизма . [31] [32] [4] [33]
Многие жители Гонда исповедуют свою местную религию, Кояпунем , а некоторые исповедуют сарнаизм . [34] [ нужен лучший источник ] Пола , Фаг и Дассера — одни из их главных фестивалей. [32] Небольшое количество гондов являются христианами или мусульманами . [ нужна ссылка ]
индуизм
[ редактировать ]В средние века королевства Гонди поклонялись Вишну как своему божеству-покровителю. [35]
Гонды поклоняются исконным божествам, известным как Ангадевы , которые, как утверждают индуисты-брахманы, являются олицетворением богини Махакали . Было семь групп ангадевов, спасенных Пари Купаром Линго из пещер Каччаргард. По одной версии Ангадевов было двадцать восемь, а по другой — тридцать три. [36]
По второй версии Ангадэвы, или Сага Дева, были детьми богини Маты Кали Канкали после того, как она съела цветок, подаренный ей мудрецом. Они выросли в ашраме Райтада Юнго и, играя, встретили богов Шамбу и Гауру. Гаура предложил им еду, но, поскольку они были раздражены проказами детей, Шамбу и Гаура заключили их в тюрьму в пещерах Каччаргард. В течение двенадцати лет дети полагались на пруд и мифическую птицу, которая давала им пищу, чтобы выжить. Кали Канкали умоляла Шамбу освободить ее детей, но он отклонил ее просьбы. Затем Райтад Юнго попросил Пари Купар Линго помочь ему освободить детей, и Пари Купар Линго обратился к барду Хирасуке Паталиру. Паталир играл музыку на своем кингри , и дети наполнялись силами, чтобы оттолкнуть валун, закрывающий пещеры от внешнего мира. Затем Паталира раздавил валун. С тех пор пещеры Каччаргард стали местом паломничества , а Кали Канкали стала одним из дхармагуру народа Гонди. [37]
Типичная реакция Гондов на смерть описывается как гнев, поскольку они верят, что смерть вызвана демонами. [38] Гонды обычно хоронят своих умерших вместе со своим мирским имуществом, но из-за частичной индуизации их королей иногда кремировали в соответствии с ведической практикой. Индуизация привела к тому, что кремация стала более распространенной.
койапунем
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Родная религия гондов, Кояпунем (что означает «путь природы»), была основана Пари Купаром Линго. Он также известен как Гонди Пунем, или «путь народа Гонди». [39]
В народной традиции Гонда приверженцы поклоняются высшему богу, известному как Барадео , чьи альтернативные имена — Бхагаван , Купар Линго , Бададео и Перса Пен . Барадео наблюдает за деятельностью меньших богов, таких как клановые и деревенские божества, а также предков. [32] Барадео уважают, но не удостаиваются горячей преданности, оказываемой только родовым и деревенским божествам, предкам и тотемам. К числу этих деревенских божеств относятся Аки Пен , деревенский хранитель, и анвал , деревенская богиня-мать, что аналогично народным традициям других дравидийских народов. Перед наступлением какого-либо фестиваля поклоняются этим двум божествам. У каждого клана есть своя перса-ручка , что означает «великий бог». Этот бог мягок в душе, но может проявлять склонность к насилию. Однако эти тенденции ослабевают, когда пардхан , бард, играет на скрипке. [ нужна ссылка ]
В религиозных церемониях Гонда играют важную роль три человека: байга (деревенский священник), бхумка (клановый священник) и касер-гаита (лидер деревни). [ нужна ссылка ]
В Купарском жаргоне верховный бог гондов изображается в виде чисто выбритого молодого принца с короной в форме трезубца, муншул , которая символизирует голову, сердце и тело. В Гондване есть много святынь Купара Линго, и его почитают как героя-предка. [40]
Согласно религиозным верованиям Гондов, их предок Руполанг Паханди Пари Купар Линго родился как сын вождя Пульшеева во время правления Самбху-Гауры, несколько тысяч лет назад. Купар Линго стал правителем расы койя и установил Гонди Пунем, кодекс поведения и философию, которые практикуют гонди. Он собрал тридцать три ученика, чтобы преподавать Гонди Пунем в далеких землях коймури . [ нужна ссылка ]
Принцип религии Гонд — мунджок , что означает ненасилие, сотрудничество и самозащиту. Другая часть веры Гонда — это салла и гангра , которые представляют действие и противодействие, внешне схожие с концепцией кармы в индуизме. Чтобы люди не разрушали себя в конфликтах и раздорах, им положено жить во фратриальном обществе. Среди верований, связанных с фратриальным обществом, - необходимость защищать сообщество от врагов, работать вместе и находиться в гармонии с природой, а также разрешать есть животных (но не тех, которые представляют тотем). [ нужна ссылка ]
Подобно поклонению деревенским божествам в Южной Индии, гонды верят, что их клановые и деревенские божества обладают способностью одержимости. Человек, одержимый духом, перестает нести какую-либо ответственность за свои действия. Гонды также верят, что болезни вызваны одержимостью духами. [41]
Многие гонды поклоняются Раване , которого они считают десятым дхармагуру своего народа, царем-предком одной из своих четырех линий передачи и восьмидесятым жаргоном (великим учителем). В Дуссехру жители Гонди из Парасвади в районе Гадчироли несут изображение Раваны верхом на слоне в процессии, чтобы поклониться ему и «протестовать» против сожжения его изображений. [с] [42] [43]
Гонды почитают растения и животных, особенно дерево саджа . В некоторых местах смерть связана с деревом саджа ( Terminalia elliptica ). Камни, изображающие души умерших, или ханалы , хранятся в ханалкоте у подножия дерева саджа . Когда для деревенской богини-матери нет специального храма, саджа ее обителью становится дерево . Кроме того, под этим деревом находится Пенкара , или священный круг рода. Гонды из Сеони верят, что Барадео живет на дереве саджа . Также почитается растение махуа , из цветков которого производят спиртной напиток, считающийся очищающим. На многих свадьбах в Гонде жених и невеста во время церемонии обходят столб, сделанный из дерева махуа, а гонды Адилабада проводят первые церемонии в году, когда цветут цветы махуа. [41]
Гонды также верят в богов дождя. Один из первых британских антропологов заметил, что во время охотничьей церемонии перед началом сезона дождей количество пролитой животными крови указывало на количество последующего дождя. [41]
Боги известны как «пен» в единственном числе и «пенну» во множественном числе. Другие боги, которым поклоняются гонды, включают:
- Мата Кали Канкали, прародительница предков Гонди. Она связана с Махакали .
- Дулха-Пен, бог жениха. Его изображают камнем, человеком верхом на лошади или боевым топором.
- Гансам, защитник деревень от тигров. Его изображают камнем на границе села или помостом и шестом. Ему приносили в жертву животных.
- Хардул, бог свадеб
- Бхимсен или Бхимал, бог силы и земли. Он ассоциируется со скалами, горами и реками, а некоторые холмы и скалы считаются святыми местами Бхимсена.
- Нат Авал или Дхарти Мата, богиня плодородия.
- Бхуми, земля и мать человечества
- Нат Аувал, деревенская богиня-мать. Ее вызывают, когда жители деревни принимают участие в церемониях, от сезонных обрядов до молитв против стихийных бедствий.
- Тхакур Дев, мужчина-хранитель деревни
- Хулера-Пен, защитница скота
- Майтья-Пен, демон вихрей
- Нараян-Пен, бог солнца
- Кодапен, бог лошадей
- Масваси Пен, бог охоты
- Он, водные духи
Классификация
[ редактировать ]Люди гонди обозначены как зарегистрированное племя в Андхра-Прадеше, некоторых частях Уттар-Прадеша, Бихаре, Чхаттисгархе, Гуджарате, Джаркханде, Мадхья-Прадеше, Махараштре, Телангане, Одише и Западной Бенгалии. [44]
Правительство Уттар-Прадеша классифицировало их как зарегистрированную касту , но к 2007 году они стали одной из нескольких групп, которые были переименованы в зарегистрированные племена. [45] По состоянию на 2017 год это племенное обозначение применяется только к определенным районам, а не ко всему штату. [46] Перепись населения Индии 2011 года в Уттар-Прадеше показала, что население Гонда составляет 21 992 человека. [47]
В популярной культуре
[ редактировать ]Люди Гонди были изображены в Амита В. Масуркара фильме «Ньютон» 2017 года и в блокбастере С.С. Раджамоули 2022 года «RRR» , в котором NT Рама Рао-младший играет беллетризованную версию вождя племени Гонд Комарама Бхима .
Некоторые предполагают, что сюжет фильма « Скейтерша» 2021 года основан на жизни гондской скейтбордистки Аши Гонд . [48] Однако сценарист и режиссер фильма Манджари Макияни это отрицает. [49]
Известные люди
[ редактировать ]- Комарам Бхим , борец за свободу [50]
- Гунда Дур , вождь племени [51]
- Рамджи Гонд , вождь племени [52]
- Аша Гонд , скейтбордистка [53] [54]
- Хридайшах , король Гархи [55]
- Аджанбаху Джатбаша , основатель Гондов Деогарха династии [56]
- Мотираван Кангали , лингвист и писатель [57]
- Канака Раджу , гусади танцор [58]
- Бахт Буланд Шах , правитель Раджгонда [59]
- Далпат Шах , 49-й правитель Гарха Королевства [60]
- Рагхунатх Шах , борец за свободу [61] [62]
- Санграм Шах , король Гархи [55]
- Шанкар Шах , борец за свободу [61] [62]
- Бабурао Шедмаке , борец за свободу племени [63]
- Бхаджу Шьям , художник [64]
- Джангарх Сингх Шьям , художник [65]
- Венкат Шьям , художник [66]
- Чакрадхар Сингх , король штата Райгарх [67]
- Карункар Сингх , борец за свободу [68]
- Нарешчандра Сингх , политик [69]
- Вир Нараян Сингх , активист [70]
- Дурга Бай Вьом , художник [71]
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Йерлунг» означает семь, «сарлунг» шесть, «силунг» пять, а «налунг» означает четыре на языке Гонди. [ нужна ссылка ]
- ^ и Также известно, что банджары коламы обладали познаниями в астрономии. [28]
- ^ Поклонение Гондов Раване также является средством сопротивления давлению со стороны христианских миссионеров и правых групп хиндутвы , а также сохранения особой культуры Гондов. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «А-11 Абстрактные данные первичной плановой переписи племен отдельных племен и приложение к ним» . Перепись Индии 2011 года . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Национальное статистическое управление (2021 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2021 года, Отчет о кастовой/этнической принадлежности . Правительство Непала (Отчет).
- ^ «Население племен, включенное в список ST-14, по религиозным общинам» . www.censusindia.gov.in . Веб-сайт переписи населения Индии: Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Мехта, Б.Х. (1990). Гонды Центрально-Индийского нагорья . Концептуальное издательство. п. 118. ИСБН 9788170222620 . Проверено 26 февраля 2019 г.
- ^ Поям, Акаш (9 августа 2019 г.). «Сообщество Койтур восстанавливает свою языковую идентичность, несмотря на исторические предубеждения государства» . Караван . Проверено 8 декабря 2019 г.
- ^ «ГОНДИ | Словарь языков – Справочник по кредо» . Credoreference.com . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Деогаонкар, Шашишекхар Гопал (23 ноября 2017 г.). Гонды Видарбхи . Концептуальное издательство. ISBN 9788180694745 .
- ^ «Список зарегистрированных племен, включенных в уведомление» (PDF) . Перепись населения Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2013 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ «Гонди | Этнолог Свободный» . Этнолог (Бесплатно Все) . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ «Индия – Перепись населения Индии 2011 г. – Языковой атлас – Индия» . censusindia.gov.in . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ «Гонди, Ахери | Этнолог Свободный» . Этнолог (Бесплатно Все) . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Верма, RC (2002). Индийские племена на протяжении веков . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. ISBN 978-8-12300-328-3 .
- ^ Рашид, Омар (29 августа 2015 г.). «Перенос сельских реалий на сцену в городской Индии» . Индус . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Митра, Чандан (6 июня 2017 г.). «Сальва Джудум – это самое бесчеловечное оружие против местного протеста» . Индостан Таймс . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Арур, Сидхарт; Уайлд, Теодор. «Изучение искусства народа гондов Центральной Индии: современные материалы и культурное значение» (PDF) . Core.ac.uk. Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Gonds - Документ - Буря в контексте: Гейл мировой истории, часть Cengage Group.
- ^ Jump up to: а б Бейн, Дэвид Карл (1994). Социолингвистический опрос гондиязычных сообществ Центральной Индии . OCLC 896425593 .
- ^ Рау, Феликс; Сидвелл, Пол (12 сентября 2019 г.). «Морская гипотеза Мунда» (PDF) . Core.ac.uk : 38. ISSN 1836-6821 .
- ^ Чаубей, Гьянешвер; Таманг, Ракеш; Пеннарун, Эрван; Дубей, Паван; Рай, Нирадж; Упадхьяй, Ракеш Кумар; Мина, Раджендра Прасад; Патель, Джаянти Р; ван Дрим, Джордж; Тангарадж, Кумарасами; Мецпалу, Мейт (12 октября 2017 г.). «Ошибка: Реконструкция истории населения крупнейшего племени Индии: гондов, говорящих по-дравидийски» . Европейский журнал генетики человека . 25 (11): 1291. doi : 10.1038/ejhg.2017.46 . ISSN 1018-4813 . ПМЦ 5643977 . ПМИД 29023439 . S2CID 7755962 . «Рассматривая случай языкового сдвига, мы смоделировали сценарий, рассматривая Гонд изначально как австроазиатское население, которое недавно сменило свой язык на дравидийский. В этом случае мы должны ожидать в значительной степени аналогичного количества фрагментов, пожертвованных отдаленным австроазиатским населением ( Bonda) гондам и их нынешним австроазиатским (как северным, так и южным) соседям Мунда. Однако в нашем анализе это было не так, и мы наблюдали значительно большее количество кусков Бонда среди соседей Северной и Южной Мунда, чем любая другая группа гондов. Это свидетельствует о недавнем языковом сдвиге гондов от австроазиатских носителей и предполагает отчетливую генетическую идентичность гондов».
- ^ Jump up to: а б Рассел, Роберт Вейн (1916). Племена и касты центральных провинций Индии . Гутенберг. ISBN 9781517408183 .
- ^ Прасад, Арчана (1 октября 1999 г.). «Военный конфликт и леса в центральных провинциях Индии: Гондс и регион Гондвана в доколониальной истории» . Окружающая среда и история . 5 (3): 361–375. дои : 10.3197/096734099779568290 . ISSN 0967-3407 .
- ^ Бейтс, Криспин (1995). «Раса, каста и племя в Центральной Индии: ранние истоки индийского... антропоморфизма» . Робб, Питер (ред.). Концепция расы в Южной Азии . Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 233. ИСБН 978-0-19-563767-0 . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Бодхи, С.Р., изд. (2016). Социальная работа в Индии . Адиваани. ISBN 978-93-84465-04-9 . OCLC 980926378 .
- ^ Сингх, Канзас (1982). «Трансформация племенного общества: интеграция против ассимиляции» . Экономический и политический еженедельник . 17 (34): 1376–1384. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4371265 .
- ^ Деогаонкар, Шашишекхар Гопал (1990). Гонды Видарбхи . Концептуальное издательство. стр. 28, 68. ISBN. 9788180694745 .
- ^ Jump up to: а б с д и фон Фюрер-Хаймендорф, Кристоф (1956). «Система десантных групп Радж Гондов» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 18 (3): 499–511. дои : 10.1017/S0041977X0008798X . ISSN 0041-977X . JSTOR 610113 . S2CID 178498123 .
- ^ Вахия, Миннесота; Халкаре, Ганеш (2013). «Аспекты астрономии Гонда». Журнал астрономической истории и наследия . 16 (1): 29–44. arXiv : 1306.2416 . Бибкод : 2013JAHH...16...29В . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2013.01.02 . S2CID 118760688 .
- ^ Вахия, Миннесота; Халкаре, Ганеша; Менон, Кишор; Каламур, Харини (2014). «Астрономия двух индейских племен: банджаров и коламов». Журнал астрономической истории и наследия . 17 (1): 65–84. arXiv : 1406.3044 . Бибкод : 2014JAHH...17...65V . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2014.01.05 . S2CID 119202809 .
- ^ Мехта, Мона (10 июля 2011 г.). «Гонд Рамаяни» . Времена Индии . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ «Приложение C-01: Подробная информация о религиозном сообществе указана в разделе «Другие религии и убеждения» в основной таблице C01 – 2011» . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия .
- ^ Муркуте, СР (1984). Социокультурное исследование зарегистрированных племен . п. 155 – через Google Книги.
За исключением тех, кто принял ислам или христианство в качестве своей религии, а таких очень мало, гонды в настоящее время принадлежат индуистскому обществу.
- ^ Jump up to: а б с «Гонды» . Повседневные культуры.
- ^ Югар, Тереза; Робинсон, Сара; Дюбе, Лилиан; Хинга , ред. (2021). «Индийские женщины: забота о Земле, защита жизни», Аруна Гнанадсон. Ценить жизни, исцелять Землю, религию, пол и жизнь на Земле . Европейское общество женщин в теологических исследованиях. Левен, Париж, Бристоль, Коннектикут: Питерс.
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 438. ИСБН 0-7566-0520-2 . ОЛ 17149636М .
- ^ «Короли Мандалы Центральной Индии: генеалогический отчет» . Самородки индийской истории . 2 апреля 2020 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Паллави, Апарна. «Семь братств и любовь к деревьям, животным и птицам» . Приземленный . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Патанкар, Маюри Пралхад. «Паломничество Гонд Адиваси в Качаргархе» . Шугарпедия . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Сантрок, Джон В. (2017). Развитие продолжительности жизни (16-е международное изд.). МакГроу Хилл. п. 598. ИСБН 9781259254833 .
- ^ Корети, Шамрао И. «Религия племен гондов Средней Индии» (PDF) . Культура, история и наследие Южной Азии 2015 . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Рашид, Омар (24 октября 2015 г.). «Празднование Равана» . Индус . Архивировано из оригинала 8 декабря 2020 года.
- ^ Jump up to: а б с Мехта, Б.Х. (Бехрам Х.), 1906–1981 (2016). Гонды центральноиндийского нагорья: исследование динамики общества гондов . Нью-Дели. ISBN 978-81-7022-850-9 . OCLC 971540084 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Дасгупта, Дебарши (25 августа 2014 г.). «Асуры? Нет, просто индейцы» . Перспективы . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Рашид, Омар (24 октября 2015 г.). «Празднование Равана» . Индус . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ «Список зарегистрированных племен, включенных в уведомление» (PDF) . Перепись населения Индии . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Дарпан, Пратиогита (июль 2007 г.). «Краткий обзор штата – Уттар-Прадеш» . Пратийогита Дарпан . 2 (13): 81.
- ^ «Зарегистрированные племена штата - Уттар-Прадеш» (PDF) . Министерство по делам племен, правительство Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2016 года . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ «Абстрактные данные первичной переписи населения индивидуальных кастовых каст A-10 и приложение к ним - Уттар-Прадеш» . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Скейтбординг дает свободу индийскому сельскому подростку в фильме Netflix — и в реальной жизни» . npr.org . 11 июня 2021 г. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ « Режиссер «Скейтерши» Манджари Макияни: Фильм не основан на одном человеке или примере» . Mid-day.com . 20 июня 2021 г. Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ «Биография великого борца за свободу Комарама Бхима» (PDF) . etelangana.org . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июля 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Гандадур Саммам» .
- ^ Мхайске, Винод М.; Патил, Винаяк К.; Нархеде, СС (1 января 2016 г.). Лесная трибология и антропология . Научные издательства. п. 7. ISBN 978-93-86102-08-9 .
- ^ «Девушка из племени депутатов скоро поступит в Оксфордскую школу, чтобы изучать английский язык» . Индия сегодня . 12 сентября 2016 г. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Эта 16-летняя девочка из племени из парламента собирается в Оксфордскую школу изучать английский язык» . Доморощенный . 8 июня 2021 г. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Королевства Гондов» . приземленный .
- ^ Мехта, Бехрам Х. (1984). Гонды Центрально-Индийского нагорья: исследование динамики общества гондов . Концептуальное издательство. п. 125.
- ^ Джот, Санджай; Бали, Сурья (23 июня 2016 г.). «Индия глазами бахуджан Мотиравана Кангали» . Пресс вперед . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Фатима, Сакина (26 января 2021 г.). «Телангана: племя Гонд, мастер танцев Гуссади Канака Раджу даровал Падма Шри» . Сиасат Дейли . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Чакраборти, Прошун (5 декабря 2014 г.). «Торговец металлоломом держит ключ от входа в могилу Бахт Буланд Шаха» . Таймс оф Индия . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Патак, Дев Натх; Дас, Бисваджит; Рой, Ратан Кумар (11 апреля 2022 г.). Видя Южную Азию: визуальные эффекты за пределами границ . Тейлор и Фрэнсис. п. 94. ИСБН 978-1-000-56357-3 .
- ^ Jump up to: а б Деби, Махашвета (2010). Королева Джанси . Книги Чайки. стр. 157–158. ISBN 978-1-906497-53-8 .
- ^ Jump up to: а б Сенгупта, Нандини (25 ноября 2022 г.). Рани Дургавати: Забытая жизнь королевы-воина . Penguin Random House India Private Limited. п. 163. ИСБН 978-93-5492-829-1 .
- ^ «История жизни революционера племени Чандрапура Бабурао Пуллесур Шедмаке» . Племенное возрождение . 12 февраля 2018 года . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ ЦИЛ. «Бхаджу Шьям - гонд-художник Мадхья-Прадеша» . ignca.nic.in. Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Удаян Ваджпаи. 2008. Джангарх Калам.Ваня .
- ^ Джон Боулз. 2009. Нарисованные песни и рассказы . Интач. стр. 38
- ^ Бонд, JW; Райт, Арнольд (1922). Индийские штаты: биографический, исторический и административный обзор под редакцией Арнольда Райта . Азиатские образовательные услуги. стр. 625–626. ISBN 9788120619654 .
- ^ «Переименуйте площадь Гондваны в Джарсугуде в Вир Карункар Сингх Наик Чхак», - пишет Дхармендра Одише КМ» . odishabytes.com . 23 февраля 2023 г. Проверено 25 января 2024 г.
- ^ «Раджа Нарешчандра Сингх стал главным министром Мадхья-Прадеша на тринадцать дней» . Дайник Бхаскар (на хинди). 2015 . Проверено 10 февраля 2024 г.
После племени правительства король Сингх по 25 марта 1969 года
падения Гонд . Нарешчандра был главным министром с 13 - ^ «Музеи борцов за свободу племен» . Министерство по делам племен . 27 июня 2019 г. Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ «Дурга Бай | Картины Дурги Бай» . Шафранарт . Проверено 15 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Племенное искусство средней Индии – Веррье Элвин – 1951 г.
- Дикие цивилизованные, Верье Элвин, его племена и Индия - Рамачандра Гуха - Издательство Чикагского университета - 1999
- Бейн, Дэвид М. 1994. Социолингвистический опрос гондиязычных сообществ центральной Индии. Магистерская диссертация. Государственный университет Сан-Диего. 516 стр.
- Банерджи, Б.Г. и Киран Бхатия. Племенная демография гондов . Дели: Паб Gian. Дом, 1988. ISBN 81-212-0237-Х
- Элвин, Верье. Пхулмат Холмов; Сказка о Гондах . Лондон: Дж. Мюррей, 1937.
- Фюрер-Хаймендорф, Кристоф фон и Элизабет фон Фюрер-Хаймендорф . Гонды Андхра-Прадеша: традиции и изменения в индийском племени . Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1979. ISBN 0-04-301090-3
- Кауфманн, Вальтер. Песни и барабаны холма Мария, Хория Мурия и Бастар Мурия Гондс. И музыкальные инструменты Марий и Мурий . 1950.
- Мехта, Б.Х. Гонды Центрально-Индийского нагорья: исследование динамики общества гондов . Нью-Дели: Концепция, 1984.
- Музей человечества, Шелаг Вейр и Хира Лал. Гонды Центральной Индии; Материальная культура гондов района Чхиндвара, Мадхья-Прадеш . Лондон: Британский музей, 1973. ISBN 0-7141-1537-1
- Пагди, Сетумадхава Рао. Среди гондов Адилабада . Бомбей: Склад популярных книг, 1952 год.
- Пингл, Урмила и Кристоф фон Фюрер-Хаймендорф. Гонды и их соседи: исследование генетического разнообразия . Лакхнау, Индия: Общество этнографии и народной культуры, 1987.
- Шарма, Анима. Племя в переходный период: исследование Тхакура Гонда . Индия: Mittal Publications, 2005. ISBN 81-7099-989-8
- Сингх, Индраджит. Гондвана и Гонды . Лакнау, Индия: Издательство Universal, 1944.
- Кангали, Мотирам Чхабирам, Пари Купар Линго Гонди Пунеми Даршан (на хинди) , издательство ujjvala Society, Нагпур, 2011 г.
- Ватти, Джалпати, Мава сага падинг, в Гондване сага Патрика опубликовано (на хинди) в октябре 1986 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Картины Гонда» , Индийская культура - Правительство Индии
- Чаубей, Г.; Таманг, Р.; Пеннарун, Э.; Дубей, П.; Дождь.; Упадхьяй, РК; Мина, РП; Патель, младший; Ван Дрим, Г.; Тангарадж, К.; Метспалу, М.; Виллемс, Р. (2017), «Реконструкция истории населения крупнейшего племени Индии: гондов, говорящих на дравидах», European Journal of Human Genetics , 25 (4): 493–498, doi : 10.1038/ejhg.2016.198 , PMC 5386418 , ПМИД 28145430
- «Gond – The History» , gondindia.org , заархивировано из оригинала 7 ноября 2011 г. , получено 9 октября 2011 г.
- Вахия, Миннесота; Халкаре, Ганеш (2013). «Аспекты гондской астрономии». Журнал астрономической истории и наследия . 16 (1): 29–44. arXiv : 1306.2416 . Бибкод : 2013JAHH...16...29В . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2013.01.02 . S2CID 118760688 .
В эту статью включены материалы из общедоступного Библиотеки Конгресса США за 1995 год. исследования страны Индии
- Зарегистрированные племена Андхра-Прадеша
- Зарегистрированные племена Теланганы
- Дравидийские народы
- Зарегистрированные племена Уттар-Прадеша
- Зарегистрированные племена Одиши
- Индуистские этнические группы
- Зарегистрированные племена Чхаттисгарха
- Зарегистрированные племена Бихара
- Зарегистрированные племена Гуджарата
- Зарегистрированные племена Джаркханда
- Зарегистрированные племена Мадхья-Прадеша
- Зарегистрированные племена Махараштры
- Зарегистрированные племена Западной Бенгалии
- Школы индийской живописи
- Зарегистрированные касты Уттар-Прадеша
- Индуистские общины
- Этнические группы в Индии
- Этнические группы в Южной Азии