LCVP (Соединенные Штаты)
![]() LCVP боковой высота и планирование
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Higgins Industries и другие |
Операторы | |
Построенный | 1942–1945 |
Завершенный | Более 23 358 |
Общие характеристики | |
Тип | Посадочный корабль |
Смещение | 18 000 фунтов (8200 кг) свет |
Длина | 36 футов 3 в (11,05 м) |
Луч | 10 футов 10 дюймов (3,30 м) |
Черновик |
|
Движитель | Серый морской дизельный двигатель 6-71 , 225 л.с. (168 кВт) или Hall-Scott бензиновый двигатель , 250 л.с. (186 кВт) |
Скорость | 12 узлов (14 миль в час; 22 км/ч) |
Емкость | 6000 фунтов (2700 кг) транспортное средство или 8100 фунтов (3700 кг) общий груз |
Войска | 36 войск |
Экипаж | 4: Coxswain , инженер , Боуман , Стернман |
Вооружение | 2 × .30 Cal. (7,62 мм) Browning Пулеметы |
Посадочное судно , транспортное средство, персонал ( LCVP ) или лодка Хиггинса представляла собой посадочную корабль, широко используемый союзными силами в амфибийных приземлениях во Второй мировой войне . Обычно построенная из фанеры , эта неглубокая лодка , похожая на баржи, может перевозить примерно взводный комплемент 36 человек на берег со скоростью 12 узлов (14 миль в час; 22 км/ч). Мужчины обычно вошли в лодку, спустившись в грузовую сетку , висевшую со стороны их транспорта ; Они вышли, заряжая пониженную рампу лодки .
Дизайнер Эндрю Хиггинс основал его на лодках, созданных для работы в болотах и болотах. были построены более 23 358 . Higgins Industries и лицензиаты [ 1 ] [ 2 ]
Взяв последнюю букву обозначения LCVP, моряки часто прозвали на лодке Хиггинса «лодкой папы» или «лодкой Питера», чтобы отличить ее от других посадочных судов, таких как LCU и LCM , при этом LCM называется «лодка Майка» Полем [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]В длину чуть более 36 футов (11 м) и чуть менее 11 футов (3,4 м), LCVP не был большим ремеслом. Приводимый в действие 225-лошадиным дизельным двигателем Grey Marine 6-71 с максимальной скоростью 12 узлов, он будет казаться в неспокойном море, вызывая морскую болезнь. Поскольку его боковые стороны и задняя часть были сделаны из фанеры, он обеспечивал ограниченную защиту от огня противника, но также уменьшил вес - и, следовательно, увеличила мощность, стоимость и сохраненную сталь. Лодка Хиггинса может держать взвод 36 человек, джип и отряд с 12 людьми, либо 8000 фунтов (3,6 т) груза. Его неглубокий черновик (3 фута в конце и 2 фута, 2 дюйма вперед) позволил ему подняться на береговую линию, а полу-туннель, встроенная в его корпус, защищал пропеллер от песка и другого мусора. Стальная рампа спереди может быть быстро снижена. Для лодки Хиггинса можно было быстро выбросить мужчин и поставки, вернуться с пляжа и вернуться на судно для еще одной нагрузки в течение трех -четырех минут. [ 4 ]
Дизайн лодки оставил ее уязвимым для более тяжелого огня противника, и было обнаружено, что чрезвычайно мелкая вода и жесткие препятствия, такие как рифы, могут остановить лодку. Другие транспортные средства, такие как отслеживание посадочного автомобиля, были позже созданы, чтобы удовлетворить эти недостатки в амфибийных операциях.
Лодка Хиггинса была построена в Новом Орлеане , штат Луизиана . [ 5 ]
История
[ редактировать ]Эндрю Хиггинс начал заниматься лесоматериалом , но постепенно перешел в Boat Building , которая стала его единственной операцией после того, как компания, которую он управлял транспортом, вступила в банкротство в 1930 году. Многие источники говорят, что его лодки были предназначены для использования ловцами и нефтяными гибелью ; Иногда некоторые источники подразумевают или даже говорят, что Хиггинс намеревался продать лодки лицам, намеревающимся организовать незаконные спиртные напитки в Соединенные Штаты. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Финансовые трудности Хиггинса и его связь с военными США возникли примерно в то время, когда был отменен запрет , что разрушило бы его рынок в ромовом секторе; Интерес военно -морского флота США к лодкам был, в любом случае, провиденциальной, хотя Хиггинс оказался неспособным управлять удачей своей компании. [ 1 ]
Корпус морской пехоты Соединенных Штатов всегда был заинтересован в поиске лучших способов донести мужчин по пляжу в амфибийной посадке . ВМФ Они были разочарованы тем, что Бюро строительства и ремонта не могло соответствовать его требованиям и начало проявлять интерес к лодке Хиггинса. При тестировании в 1938 году военно-морским флотом и корпусом морской пехоты, лодка Хиггинса Эврика превзошла производительность лодки, разработанной ВМС и была проверена службами во время упражнений по приземлению флота в феврале 1939 года. В большинстве случаев удовлетворительно, основной недостаток лодки, по-видимому, произошел, оказалось, что произошел, оказался основным недостатком лодки Это оборудование нужно было разгрузить, и мужчины высадились по бокам, тем самым подвергая их огню противника в боевых ситуациях и создавая разгрузка времени трудоемкой и сложной. Тем не менее, это был лучший доступный дизайн лодки, и он был помещен в производство и обслуживание как посадочное судно, персонал (большой) , сокращенный как LCP (L). У LCP (L) было два положения пулемета у лука.
LCP (L), также обычно называемая лодкой «Хиггинс», был поставлен британцам ( с октября 1940 года), которому она была первоначально известна как «R-Boat» и использован для набегов коммандос .
Японцы использовали посадочные лодки с рампы, такие как Daihatsu -Class Landing Craft во второй китайско-японской войне военно-морской корпус в битве при битве при Шанхае , которые подвергались интенсивному контролю военно-морского флота и корпуса морской пехоты в битве при Шанхае с лета 1937 года,-в частности, ловушки, которые подвергались интенсивному контролю со стороны военно-морских и морских корпусов в битве при Шангае, в частности, военно-морской корпус в битве при Шанхае, в частности, в битве при Шанхае, в частности, . в том числе из будущего генерала, Виктор Х. Крулак . [ 9 ] Когда Крулак показал Хиггинсу картину и предположил, что Хиггинс разработал версию «Убитого ремесла» для военно -морского флота, Хиггинс, за свой счет, начал свои дизайнеры, работая над адаптацией идеи к дизайну лодки. Затем у него были построены три ремесла, снова за свой счет. [ 10 ]

26 мая 1941 года командир Росс Даггетт из Бюро кораблей ВМС и майор Эрнест Линсер из Совета по оборудованию корпуса морской пехоты стал свидетелем испытаний трех кораблей. Тесты включали в себя разгрузку грузовика и начало и выброс 36 сотрудников Хиггинса, имитируя войска. Ранние модели были обозначены посадочным судами, персоналом (рампы) или LCP (R). LCP (R) использовался в пляжных приземлениях в Северной Африке и в Гвадалканале, Салерно и Тараве. Посадочное судно, персонал (рампа) впоследствии был заменен в производстве LCVP - категористым ремесленным транспортным средством, персоналом. [ 10 ] Во время войны было построено 2193 LCP (L) и 2631 LCP (R) по сравнению с 23 358 LCVP. [ 11 ] В день D LCVP заменил LCP (R). [ 12 ]


Наследие
[ редактировать ]Верховный командир союзников , генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр , объявил, что лодка Хиггинса имеет решающее значение для победы союзников на Европейском западном фронте и предыдущих боевых действиях в Северной Африке и Италии : [ 1 ]
Эндрю Хиггинс ... это человек, который выиграл войну за нас. ... Если бы Хиггинс не спроектировал и не построил эти LCVP, мы никогда не могли бы приземлиться на открытый пляж. Вся стратегия войны была бы другой. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Лодка Хиггинса использовалась для многих амфибийных посадков, включая посадки в нацистской немецкой Нормандии в рамках операции «Повелитель» и во время пересечения союзников Рейна , [ 16 ] [ 17 ] и ранее операция «Факел» в Северной Африке , вторжении союзников в Сицилии , Операция «Гунгл и Операция" Аваланши в Италии " , « Драгун » , а также в Тихоокеанском театре в битве при Гвадалканале , битве Атту , битве при Тараве , битве Гуама , битва при Пелелиу , Битва на Филиппинах , битва за Иво Джима и битва при Окинаве . Лодки Хиггинса также видели использование во время корейской войны во время битвы за Инчхон , операционной доски и эвакуации Вендма . Лодки также участвовали в высадке морских пехотинцев в США во время ливанского кризиса 1958 года .
LCVPS, оснащенные крышей, и пушка Oerlikon 20 мм использовалась военно-морского флота во динассаутами время первой войны в Индокитай, чтобы патрулировать Меконг , наряду с другими посадочными кораблями США. [ 18 ]
Выжившие примеры
[ редактировать ]


Только несколько лодок Хиггинса выжили, часто с существенными модификациями для послевоенного использования. Удивительно сохранившаяся лодка Хиггинса с оригинальным мотором Хиггинса была обнаружена на лодочном дворе в Вальдесе, Аляска, и переехала в музей Второй мировой войны недалеко от Бостона в 2000 году. Она использовалась в качестве рыбацкой лодки в очень мелких районах. но, за исключением легко удаленного дополнения в кабину, не было изменено; Вся доспеха была завершена, как и измерения и оборудование. Единственным реставрацией было перекрашение к оригинальному цвету. [ 19 ] [ 20 ]
Оригинальная лодка Хиггинса, обнаруженная в Нормандии, была профессионально восстановлена Морским музеем Северной Каролины для музея первого дивизиона в Кантиньи Парк в Уитоне, штат Иллинойс. [ 21 ] Эта лодка Хиггинса была расположена в Vierville-Sur-Mer , Normandy, компанией Overlord Research, LLC, компании Западной Вирджинии, сформированной в 2002 году с целью определения, сохранения и возврата артефактов Второй мировой войны в Соединенные Штаты. [ 22 ] Повелитель приобрел судно у своих французских владельцев, а затем доставила лодку Хиггинса в Хьюз Морской службу в Чидхеме, Англия , для первоначальной оценки и восстановления. Во время этой оценки музей первого дивизиона приобрел лодку Хиггинса от Overlord Research, LLC и перенес судно в Бофорт, штат Северная Каролина, для обширного восстановления. [ 23 ] Затем он был приобретен Фондом Коллингса и в настоящее время выставлен в Музее Американского наследия в Стоу, штат Массачусетс . [ 24 ]
Оригинальный LCVP выставлен в Национальном музее армии Соединенных Штатов в Форт -Белвуаре, штат Вирджиния . [ 25 ] Он был расположен компанией Overlord Research, LLC на острове Уайт и приобретенной компанией. Он был доставлен в морскую службу Хьюза, где он подвергался обширному восстановлению. После завершения реставрационных работ по стандартам, установленным Центром военной истории армии Соединенных Штатов , эта лодка Хиггинса была приобретена центром военной истории для будущего демонстрации в музее. [ Цитация необходима ]
Оригинальный LCVP выставлен в Национальном музее ВМС США в Вашингтоне, округ Колумбия [ 26 ]
Оригинальный LCVP находится под реставрацией в Maisy Battery в Grandcamp-Maisy, Нормандия . [ 27 ] Он был найден на ферме в Isigny Sur Mer в 2008 году. [ Цитация необходима ]
Оригинальный LCVP демонстрируется в истории D-Day в Портсмуте, Хэмпшир . [ 28 ] Он был восстановлен Хьюз Морской службой. [ Цитация необходима ]
Оригинальный LCVP заслуживает море с Challenge LCVP в Руан, Нормандия . Он был построен в 1942 году и, возможно, участвовал в приземлениях в Северной Африке и в Италии во время Второй мировой войны. [ 29 ]
Оригинальный LCVP находится в хранении с историческим проектом ветеранов Второй мировой войны в Клермонте, штат Флорида . Он был приобретен организацией в апреле 2020 года и в настоящее время ожидает восстановления. [ 30 ]
Оригинальный LCVP проходит восстановление в военном музее Индианы в Винсенне, штат Индиана . [ 31 ] Ресна лодки демонстрирует AG 39 и, по-видимому, была прикреплена к USS Menemsha (AG-39) , патрулированию погоды в Северной Атлантике, во время Второй мировой войны. Позже он был использован в коммерческой деятельности в Валлехо, штат Калифорния, прежде чем ранее был переупомянут в Порт-Сент-Люси, штат Флорида . [ Цитация необходима ]
Оригинальный LCVP выставлен в военном музее Motts в Гроупорте, штат Огайо . Это из USS Cambria (APA-36) , которая пережила семь вторжений в театр Тихого океана. [ 32 ]
Оригинальный LCVP выставлен в Музее Оружейной палаты Робертса в Рошель, штат Иллинойс . [ 33 ]
Один из них проходит восстановление в военном зале славы и музея и музея Луизианы в Аббевилле, штат Луизиана . [ 34 ]
Реплика Хиггинс, построенная в 1990 -х годах с использованием оригинальных спецификаций от Higgins Industries, демонстрируется в Национальном музее Второй мировой войны в Новом Орлеане. [ 35 ]
В июле 2018 года LCVP 1942 года, разработанный аналогичным образом с моделью Эврики, был обнаружен в дельте реки Сакраменто -Сан Хоакин в Калифорнии. Будучи оставленным без присмотра в солоноватых водах в течение не менее 40 лет, восстановление не требовалось, и после обследования, корпус был подтвержден как совершенно обоснованный. В настоящее время он работает под собственной мощностью владельцем с оригинальным морским двигателем Chrysler Crown и немодифицированной трансмиссией. Особенности включают в себя оригинальные датчики, Бюро кораблей ID 72530, стальные койки, огнетушитель, рог на лодках и несколько других оригинальных функций, которые находятся в рабочем состоянии. [ Цитация необходима ]
Известно, что неповрежденный выживший пример лежит на пляже в Кинг Эдвард -Пойнт на Южной Грузии, хотя это ремесло находится в плохом состоянии из -за антарктической среды. [ Цитация необходима ]
LCVP в относительно хорошем состоянии был обнаружен на озере Шаста в Северной Калифорнии, во время засухи в 2021 году. Лодка была перенесена USS Monrovia во время Второй мировой войны и была в бою на Сицилии, а затем в битве при Тараве ,, как где он потопил и позже был спасен. Неизвестно, как лодка оказалась на озере Шаста. При стабилизации лодка будет выставлена в Музее Национальной гвардии Небраски. [ 36 ]
был выявлен пример переживания во время сильной засухи В июле 2022 года на озере Мид . По данным Национальной службы национальных парков Национальной зоны отдыха озера Мид (NPS), ремесло Хиггинс все еще обернуто в броне. [ 37 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Послевоенная версия используется в региональном военном музее в Хоуме, штат Луизиана . [ 38 ]

Послевоенный пример, использующий строительство из стекловолокна вместо фанеры, находится в коллекции Shopland, расположенной недалеко от Бристоля, Англия. Он использовался в съемках «Сохранение частного Райана» и нескольких документальных фильмов об операциях Overlord. Это судно в настоящее время [ когда? ] Хранится в ожидании восстановления. [ 39 ]
Частично отреставрированный LCVP выставлен снаружи в Морском музее Новой Каледонии в Нумее , Нью -Каледония . [ 40 ] Лодка была построена во Франции по лицензии от Хиггинса и была удалена с выставки и сбита 19 июля 2023 года. [ Цитация необходима ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В фильме 1956 года все лодки показывают роль лодок Хиггинса на пляже. Роман с тем же названием был написан бывшим военно -морским офицером, который служил на транспорте атаки и дает подробную информацию об их использовании. [ 41 ]
Использование этих лодок во время вторжений в день D в Нормандии показано в художественных фильмах « Самый длинный день» и экономит частного Райана . Лодки также использовались в сцене во время фильма 1985 года, США, США , [ 42 ] в котором коммунистические партизаны приземляются на пляже Флориды.
Смотрите также
[ редактировать ]- Grey Marine Motor Company
- Посадочный штурм
- Механизированное посадочное судно (LCM)
- Посадочный ремесленный персонал (большой)
- Посадочный ремесленник
- Посадочный корабль, танк (LST)
- Отслеживание посадочного автомобиля ("Amtrac")
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Герман, Артур. Freedom's Forge: как американский бизнес одержал победу во Второй мировой войне . New York: Random House. ISBN 978-1-4000-6964-4 . Стр. 204-206.
- ^ Кинди, Дэвид (3 июня 2019 г.). «Изобретение, которое выиграло Вторая мировая война: запатентованная в 1944 году, лодка Хиггинса дала союзникам преимущество в амфибийных нападениях» . Смитсоновский институт . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . Получено 20 июля 2022 года .
- ^ "USS Rankin Association: ее посадочный ремеслен" . ussrankin.org . Ассоциация USS Rankin. 14 мая 2020 года . Получено 21 июля 2022 года .
Основным наступательным оружием Ранкина было 24 посадочного ремесла, которое она отправила на вражеские пляжи. Ее дополнение было 14 LCVP, восемь LCM и два LCPL.
- ^ Соловей, Кит (21 мая 2017 г.). «Лодка Хиггинса: дерево, сталь и цель» . Маленькие войны Журнал . Маклин, Вирджиния: Фонд «Маленькие войны» . Получено 20 июля 2022 года .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2018-02-18 . Получено 2018-02-18 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ Кеннет Макси (20 июля 2013 г.). Коммандос: спецназ во Второй мировой войне . Bloomsbury Publishing. ISBN 978-1-78200-402-8 .
- ^ Джетер А. Исели; Филипп А. Кроул (8 декабря 2015 г.). Морские пехотинцы США и амфибийная война . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. С. 68-. ISBN 978-1-4008-7946-5 .
- ^ «Приобретение награды вознаграждения и инновации» . Архивировано с оригинала 2018-04-02 . Получено 2018-04-01 .
- ^ Гольдштейн, Ричард. «Виктор Х. Крулак, морской пехотинец позади нас посадочного суда, умирает в 95», архивировал 2017-07-30 на машине Wayback . The New York Times , 4 января 2009 года. Доступ 5 января 2009 года.
- ^ Jump up to: а беременный Страхан, Джерри Э. (1994). Эндрю Джексон Хиггинс и лодки, которые выиграли Вторая мировая война . Батон -Руж, Лос -Анджелес: издательство штата Луизиана. ISBN 0-8071-2339-0 .
- ^ «Корабли военно-морского флота США, 1940-1945 гг., Небольшой посадочный корабль» . 25 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 года . Получено 26 февраля 2024 года .
- ^ Landing Craft, персонал (рамп) (LCP (R)) История ofwar.org
- ^ "Лодка Хиггинса" . Архивировано из оригинала 27 июня 2012 года . Получено 23 сентября 2016 года .
- ^ «MAHS Солсбери/Ледяной ремесленник (LCVP)» . Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Получено 23 сентября 2016 года .
- ^ «LST 494 LCVP (лодки Higgins)» . Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 23 сентября 2016 года .
- ^ «Запатентованная лодка, которая выиграла войну» . Получено 9 сентября 2020 года .
- ^ "Эндрю Хиггинс" . Получено 9 сентября 2020 года .
- ^ Гийом, Пьер; Эскалле, Элизабет (2006). Моя душа Богу, мое тело к Отечественной стране, моя честь мне: мемуары (на французском языке). Париж: Плон . ISBN 978-2259204422 .
- ^ Морган, Томас Дж. Журнал Провиденса, 31 мая 2014 года.
- ^ "Тихоокеанский фронт" . Международный музей Второй мировой войны . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ Олсен, Джордж. «Maritime Museum, оснащенный LCVP, передал музею 1-й дивизии» . Общественное радио Восток . Получено 21 мая 2020 года .
- ^ Запись для Overlord Research, LLC , государственный секретарь Западной Вирджинии, Информационная система бизнес -организации.
- ^ Цена, Джей. McClatchy Newspapers; «Редкая лодка, которая имеет решающее значение для победы в мировой войне, восстановлена». The Sunday Gazette-Mail , Page 12A, Чарльстон, Западная Вирджиния, 7 сентября 2008 года.
- ^ «Отчет по восстановлению и приобретению за 2017 год» . Информационный бюллетень Фонда Collings 2017-2018 . Стоу, Массачусетс, США: Фонд Коллингса. 30 ноября 2017 года . Получено 9 апреля 2019 года .
- ^ «Глобальная война» . Национальный музей армии Соединенных Штатов . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ "LCVP" . Исторические военно -морские корабли . 14 мая 2014 года . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ «Восстановление LCVP» . Мейси батарея . Получено 21 мая 2020 года .
- ^ «Более внимательный взгляд на наши коллекции: LCVP Landing Craft» . YouTube . 1 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 2021-11-18 . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ "Historique du L9386" . Вызов LCVP Higgins Boat (по -французски) . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ «Проект восстановления LCVP Второй мировой войны» . Проект истории ветеранов Второй мировой войны . Получено 21 мая 2020 года .
- ^ «Спонсорство выставки» . Военный музей Индианы . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ «Вторая мировая война» . Моттс военный музей . Архивировано с оригинала 18 ноября 2019 года . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ «Персонал посадочного ремесленного транспортного средства (LCVP)« лодка Хиггинса » . Robertsarmory.com . Получено 21 мая 2020 года .
- ^ "Проекты" . Луизиана военный зал славы и музея . Архивировано с оригинала 30 июня 2016 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Новый Орлеан: дом лодок Хиггинса» (PDF) . Национальный музей Второй мировой войны. Архивировано (PDF) из оригинала 2015-05-05 . Получено 2014-12-14 .
- ^ Левенсон, Майкл (13 октября 2022 года). «Как во время вторжения в Сицилия и битва при Тарава в Тихом океане оказались« призрачная лодка »во Второй мировой войне, на 36-футовом лодке во время вторжения в Сицилию и битву при Тарава в Тихом океане. Как это закончилось. На озере Шаста - загадка » . Нью -Йорк Таймс . Получено 18 октября 2022 года .
- ^ «Обиточное озеро Мид отступает, чтобы раскрыть посадочное судно эпохи Второй мировой войны» . CNN.com . 11 июля 2022 года . Получено 12 июля 2022 года .
- ^ "Запланируйте поездку на нашем LCVP!" Полем Региональный военный музей . Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Получено 4 июня 2017 года .
- ^ «Персонал посадочного ремесленного транспортного средства (LCVP)» . Коллекция Shopland . Получено 22 мая 2020 года .
- ^ «Посадочная баржа» . Морской музей Новой Каледонии . 24 ноября 2014 года . Получено 11 сентября 2023 года .
- ^ «В гостях все лодки Кеннета Додсона» . Kirkus Reviews. Архивировано из оригинала 2018-11-19 . Получено 2017-06-23 .
- ^ Роберт Папа (25 декабря 2016 г.). «Смотрите вторжение США, 1985, Смотреть фильмы онлайн бесплатно» . Архивировано с оригинала на 2020-04-20-через YouTube.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Корабли военно -морского флота США, 1940–1945 гг .
- История американского корпуса морской пехоты во Второй мировой войне. Том I Глава 3: «Развитие посадочного суда»
- USS Rankin (AKA-103): LCVP
- USS LST 494 Лодки Хиггинс Архивировали 2016-03-03 на машине Wayback
- Higgins Industries Motor Torpedo Diagram Коллекция Архивирована 2013-05-09 на машине Wayback в цифровой библиотеке Луизианы
- Арманьак, Олден П. (октябрь 1941 г.). «Новые инструменты для армейской власти» . Популярная наука : 76–77. Фотографии раннего тестирования первых посадочных лодок Хиггинса.