Новозеландское искусство
Часть серии о |
Культура Новой Зеландии |
---|
Искусство Новой Зеландии состоит из изобразительного и пластического искусства (включая изделия из дерева, текстиля и керамики), происходящих из Новой Зеландии и происходящих из разных традиций: искусства коренных маори и искусства, привезенного сюда, в том числе из ранних европейских, в основном британских поселенцев.
Визуальные произведения искусства, как это определено в Новой Зеландии, включают картины, рисунки, резьбу, печать, такую как литографии и гравюры на дереве, а также гравюры (включая сборники гравюр). Сюда также входят фотографии, скульптуры, коллажи, модели и произведения искусства в виде поделок, керамики, изделий из стекла, ювелирных изделий, текстиля, ткачества, металлических изделий и мебели. А также «визуальные произведения искусства, созданные с помощью компьютеров или других электронных устройств». Чтобы быть инклюзивным, он также включает «визуальные произведения культурного самовыражения маори и народов Тихоокеанского региона». [ 1 ]
Доисторическое искусство
[ редактировать ]Рисунки углем можно найти на убежищах в известняковых скалах в центре Южного острова, а на Южном острове их более 500. [ 2 ] простирающийся от Кайкуры до Северного Отаго, включая приют для наскальных рисунков Такироа . Возраст рисунков оценивается от 500 до 800 лет, и на них изображены животные , люди и легендарные существа , возможно, стилизованные рептилии . [ 3 ] Некоторые из изображенных птиц вымерли, в том числе моа и орлы Хааста . Их нарисовали маори, но значение рисунка неизвестно. [ 4 ] [ 5 ] Чернила, которыми они были нарисованы, были зарегистрированы в 1920-х годах и включали смолу и камедь деревьев, включая тарату , а также масло печени акулы или века . жир [ 5 ] Предпринимаются усилия по сохранению и восстановлению, в том числе 14 известняковых пещер и выступов в Опихи в Южном Кентербери . [ 5 ] Наскальные рисунки также встречаются на Северном острове: 140 мест наскальных рисунков внесены в список Археологической ассоциации Новой Зеландии . [ 6 ] Перри Флетчерн, консультант по историческим исследованиям, полагает, что на сельскохозяйственных землях есть еще не обнаруженные места. В целом отличие наскального искусства в том, что на Северном острове больше резьбы и абстрактных мотивов, на Южном острове больше рисунков и более образных форм. [ 6 ]
Традиционное искусство маори
[ редактировать ]четырех форм: , живопись резьба татуировка ткачество , Изобразительное и искусство маори состоит в основном из . [ 7 ] Редко когда какие-либо из них носили чисто декоративный характер; Традиционное искусство маори было высокодуховным и как устное общество передавало знания или матаурангу, включая духовные вопросы и происхождение. [ 7 ] Например, обращение к богу или атуа с использованием определенного рисунка на объекте может сделать предмет более эффективным из-за тесной связи мировоззрения маори о природном и духовном мирах. [ 8 ] Искусство маори связано с искусством коренных групп Моана Океании , народов более широкого Тихоокеанского региона. В Моане Океании были распространены варэ Вананга, творческие центры систем знаний для подготовки специалистов ( тохунга), в том числе специалистов в области искусства. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Художественные навыки ценились маори, и от лидеров ожидалось, что они проявят навыки в искусстве. [ 8 ]
Создание искусства регулировалось правилами тапу . Стили варьировались от региона к региону: стиль, который сейчас иногда считают «типичным», на самом деле берет свое начало от Те Арава , который сохранил преемственность своих художественных традиций, отчасти благодаря раннему взаимодействию с туристической индустрией. [ нужна ссылка ] Большинство традиционного искусства маори было сильно стилизовано и содержало такие мотивы, как спираль, шеврон и кору . [ нужна ссылка ]
Первый университетский курс истории искусства маори был проведён в 1988 году Нгауией Те Авекотуку в Оклендском университете . [ 11 ] Хирини Моко и Апирана Мауика заявили, что у маори на протяжении многих поколений существовали традиции истории искусства, в которых говорилось об «искусстве, его истоках и влияниях». [ 11 ]
Резьба
[ редактировать ]Резьба выполнялась в трех материалах: дереве, кости и камне. Будучи устным народом, маори резьбой записывали генеалогию, документировали события и сохраняли традиции и истории. [ 8 ] [ 12 ] Примеры резных изделий включают здания, оружие, в том числе тайаха , музыкальные инструменты ( таонга пуоро ), специальные контейнеры ( вака хуйа ), лодки (вака) и церемониальные посохи, используемые ораторами ( токотоко ). [ 12 ]
Пунаму (зеленый камень), форма нефрита , вырезалась и ценилась, а также использовались другие виды камня, особенно на Северном острове . И камень, и кость использовались для создания украшений, таких как хей-тики . Иногда создавалась также крупномасштабная резьба по камню. Появление европейцами металлических инструментов изменило некоторые стили резьбы. [ 13 ] [ нужен лучший источник ]
Есть много известных резчиков, которые были мужчинами, но вырезали и женщины. [ 14 ] Считается, что в начале 21 века Пания Ваака стала первой женщиной, получившей квалификацию в резьбе по дереву маори. [ 15 ]
Тату печать
[ редактировать ]Та моко — это искусство традиционной татуировки маори , выполняемой долотом. У мужчин были татуировки на многих частях тела, включая лица, ягодицы и бедра. Женщины обычно татуировались только на губах и подбородке. Моко передавал происхождение человека. Искусство пришло в упадок в 19 веке после появления христианства, но в последние десятилетия пережило возрождение. Хотя современные моко выполнены в традиционных стилях, большинство из них выполняется с использованием современного оборудования. Части тела, такие как руки, ноги и спина, являются популярными местами для современного моко, хотя некоторые из них все еще находятся на лице.
Ткачество
[ редактировать ]Ткачество использовалось для создания множества вещей, в том числе стеновых панелей в молитвенных домах и других важных зданиях, а также одежды и сумок (кетэ). Хотя многие из них были чисто функциональными, другие были настоящими произведениями искусства, на создание которых уходили сотни часов, и их часто дарили важным людям. Плащи, в частности, могли быть украшены перьями и были знаком важного человека. В доевропейские времена основным материалом для ткачества был лен, но с приходом европейцев стали также использоваться хлопок, шерсть и другие ткани, особенно в одежде. Вымирание и угроза исчезновения многих новозеландских птиц сделали плащ из перьев более трудным для производства. Ткачеством занимались преимущественно женщины.
Рисование
[ редактировать ]Хотя древнейшими формами искусства маори являются наскальные рисунки, в «классическом» искусстве маори живопись не была важным видом искусства. В основном он использовался в качестве незначительного украшения в молитвенных домах в стилизованных формах, таких как кору . Европейцы познакомили маори с их более образным стилем искусства, а в 19 веке на стенах молитвенных домов вместо традиционной резьбы и тканых панелей стали появляться менее стилизованные изображения людей и растений. Появление европейских красок также позволило процветать традиционной живописи, поскольку можно было создавать более яркие и отчетливые цвета.
Искусство исследователя
[ редактировать ]Европейцы начали создавать произведения искусства в Новой Зеландии сразу по прибытии, используя множество исследовательских кораблей, в том числе художника, который записывал недавно открытые места, людей, флору и фауну. Первым европейским произведением искусства, созданным в Новой Зеландии, был рисунок Исаака Гилсеманса , художника экспедиции Абеля Тасмана 1642 года. [ 16 ] [ 17 ]
сэр Джозеф Бэнкс [ 18 ] [ 19 ] и Сидней Паркинсон с капитана Джеймса Кука корабля «Индевор» в 1769 году создал первые реалистичные изображения народа маори, новозеландских пейзажей, местной флоры и фауны. Уильям Ходжес был художником на корабле «Резолюшн» в 1773 году, а Джон Уэббер — на «Резолюшн» в 1773 году. 1777. Их работы захватили воображение европейцев и оказали влияние на движение искусства XIX века в сторону натурализма . [ 20 ]
Картины художников Кука и описания моко вызвали интерес к этому предмету в Европе и привели к тому, что татуировка стала традицией британского военно-морского флота. [ 21 ]
Европейское искусство XIX века.
[ редактировать ]Художники начала XIX века по большей части были гостями Новой Зеландии, а не ее жителями. Некоторые, такие как Джеймс Барри, нарисовавший вождя Нгаре Раумати Руа в 1818 году, и Томас Кендалл с вождями Хонги Хика и Вайкато в 1820 году, вообще не посещали Новую Зеландию, вместо этого рисуя своих героев, когда они посещали Великобританию. [ 22 ] [ 23 ]
Ландшафтное искусство было популярно среди первых колонизаторов, а гравюры широко использовались для содействия заселению Новой Зеландии. Среди известных художников-пейзажистов были Огастес Эрл , посетивший Новую Зеландию в 1827–1828 годах, [ 24 ] [ 25 ] и Уильям Фокс , который позже стал премьер-министром . [ 26 ] Первые масляные портреты вождей маори с полным тако в Новой Зеландии были написаны художником-портретистом Уильямом Битэмом . [ 27 ] По мере развития колонизации возникла небольшая, но производная художественная сцена, основанная в основном на пейзажах. Однако наиболее успешные художники этого периода, Чарльз Голди и Готфрид Линдауэр, были известны прежде всего своими портретами маори. Самые известные художники Пакеха своего времени работали в двух измерениях; хотя там была какая-то скульптура, она имела ограниченную известность.
Фотография в Новой Зеландии также началась в это время и, как и живопись, первоначально была сосредоточена в основном на пейзажах и сюжетах маори.
20 век
[ редактировать ]Создание особого искусства Новой Зеландии Пакеха.
[ редактировать ]Начиная с 1930-х годов многие пакеха (новозеландцы не маори, обычно европейского происхождения) пытались создать самобытный новозеландский стиль искусства. Многие, такие как Рита Ангус , продолжали работать над пейзажами, пытаясь изобразить резкий свет Новой Зеландии. Другие перенимают художественные стили маори; например, Гордон Уолтерс создал множество картин и гравюр на основе кору. Самым уважаемым художником Новой Зеландии 20-го века был Колин МакКэхон , который пытался использовать международные стили, такие как кубизм , в контексте Новой Зеландии. На его картинах были изображены такие вещи, как Ангел Гавриил в сельской местности Новой Зеландии. Более поздние работы, такие как триптих Уревера, связаны с современным протестным движением маори .
Культурный ренессанс маори
[ редактировать ]С начала 20-го века политик Апирана Нгата способствовал обновлению традиционных форм искусства маори, например, основав школу искусств маори в Роторуа , Новозеландский институт искусств и ремесел маори .
Конец 20-го и начало 21-го веков
[ редактировать ]Изобразительное искусство процветало в последние десятилетия 20 века. Многие художники маори добились большого успеха, сочетая элементы культуры маори с европейским модернизмом. Ральф Хотер был самым продаваемым из ныне живущих артистов Новой Зеландии, но и другие, такие как Шейн Коттон и Майкл Парековай, также добились большого успеха. Многие современные художники-маори в своих работах ссылаются на древние мифы и культурные практики, такие как Дерек Ларделли , Лиза Рейхана , София Минсон , Те Ронго Кирквуд , Робин Кахукива , Аарон Кереопа , Ранги Кипа , Джон Миллер, Кура Те Вару Ревири , Трейси Тавиао , Рой Тойя. , Шейн Хансен , Джон Беван Форд , Дженнифер Рендалл , Тодд Купер , Манос Натан , Уэйн Юл , Лайонел Грант , Ви Таепа и Дэвид Теата .
В 1960-х и 1970-х годах в Новой Зеландии развивалось ремесленное движение, которое было в оппозиции поп-арту и массовому потреблению и последовало за критикой мейнстрима художественными и ремесленными движениями. [ 28 ] Эти произведения искусства включают в себя керамику, текстиль, ювелирные изделия и изделия из стекла, выполненные в широком диапазоне тем и влияний. К ним относятся художники маори и пасифика, чьи работы принесли интегрированное мировоззрение изобразительного искусства, ремесла и дизайна, не отделенное западной иерархией, возникшей в эпоху европейского Возрождения в пятнадцатом веке. [ 28 ] Среди новозеландских художников-ремесленников - Рут Бэрд, Мерилин Уайзман , Ви Таепа , Босхард , Коби Барри Брикелл , Фреда Бриерли , Паэрау Корнеал , Энн Кали , Матарена Джордж и Сьюзен Холмс , Хамфри Икин , Ранги Киу, Морин Ландер , Линли Мэйн, Майк МакГрегор, Джон Паркер , Бэй Ридделл , Эмили Сидделл и Диггересс Те Канава . [ 28 ]
Премия Kiingi Tuheitia Portraiture Award — это конкурс, который проводится раз в два года, который стартовал в 2021 году и проводится в Новозеландской портретной галерее Te Pūkenga Whakaata и призван «предоставить начинающим художникам маори возможность продемонстрировать свои таланты на национальной сцене». После первой выставки в Веллингтоне он путешествует по Аотеароа. [ 29 ]
Художественные организации и музеи
[ редактировать ]Ремесленный совет Новой Зеландии был создан в 1965 году и прекратил свою деятельность в 1992 году. [ 8 ] Общество художников и писателей маори повлияло на создание Совета по искусству маори и южно-тихоокеанских стран (MASPAC) в 1978 году (позже замененного Те Вака Той в 1990-х годах), и из него возникли Комитет резчиков Мана Вакаиро и Комитет Аотеароа- Комитет ткачей Моанануи-а-Кива. Они вышли из Creative New Zealand, национального агентства по развитию искусств Новой Зеландии, которое тогда называлось Советом искусств королевы Елизаветы II. [ 30 ] [ 8 ]
Национальная художественная галерея Новой Зеландии была основана в 1936 году и была объединена с Музеем Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. в 1992 году Художественная галерея Окленда - крупнейшее художественное учреждение Новой Зеландии с коллекцией, насчитывающей более 15 000 работ. [ 31 ]
Музей Вайкато, Te Whare Taonga O Waikato расположен на берегу реки Вайкато в центре Гамильтона . [ 32 ]
Tautai Pacific Arts Trust и Fiber Gallery — важные общественные галереи Тихого океана: Tautai расположена на Карангахапе-роуд в Окленде, а Fiber Gallery на Кэшел-стрит в Крайстчерче . Они созданы в ответ на то, что другие публичные галереи в Новой Зеландии не демонстрируют достаточного количества произведений тихоокеанского искусства, а также для расширения возможностей тихоокеанского сообщества в Новой Зеландии. [ 33 ] [ 34 ] В галерее Бергмана также представлено множество произведений тихоокеанского искусства, а также, все чаще, новозеландского азиатского искусства. [ 35 ]
Художественные школы
[ редактировать ]В Новой Зеландии есть четыре университетские школы изобразительного искусства: Школа искусств и дизайна AUT при Оклендском технологическом университете , Школа изящных искусств Илама при Кентерберийском университете (бывшая Школа искусств Кентерберийского колледжа), основанная в 1882 году, Школа изящных искусств Элама. был искусств Оклендский университет основан в 1890 году, а Школа изящных искусств Мэсси - в 1885 году, но официально не была университетским учреждением до 2000 года. [ 36 ] [ 37 ] Есть также несколько других школ изящных искусств высшего уровня , не связанных с университетами, таких как Школа изящных искусств Уайтклиффа .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Правила перепродажи для художников изобразительного искусства: документ для обсуждения 3» (PDF) . Министерство культуры и наследия Манату Таонга . 12 апреля 2023 г.
- ^ «Очень старые наскальные рисунки маори» . Коллекция природного наследия. Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 года . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ «Логотип СРАРНЗ» . Общество исследования амфибий и рептилий Новой Зеландии . Проверено 15 февраля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кейт, Хэмиш (2007). Общая картина: история искусства Новой Зеландии с 1642 года . Годвит. стр. 11–16. ISBN 978-1-86962-132-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с « « Оригинальные художественные галереи »: защита скрытого наскального искусства маори Новой Зеландии» . Хранитель . 2 декабря 2022 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бланделл, Салли (май 2010 г.). «Высеченный в камне» . Новозеландский географический . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Той маори - традиционное искусство маори» . my.christchurchcitylibraries.com . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Читэм, Чарльз; Махина-Туай, полковник Уафа; Скиннер, Дамиан (2019). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . Ригель Сорцано. Веллингтон, Новая Зеландия: Te Papa Press. ISBN 978-0-9941362-7-5 . OCLC 1118996645 .
- ^ «Видеть Моану Океанию» . Оклендская художественная галерея . 2 июня 2018 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Что в названии? Тихоокеанские ученые отдают предпочтение Моане, а не Океании» . РНЗ . 27 июня 2019 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Искусство и архитектура маори» , История искусств , Oxford University Press, 29 ноября 2018 г., doi : 10.1093/obo/9780199920105-0133 , ISBN 978-0-19-992010-5 , получено 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Резьба маори: искусство сохранения истории маори . Веллингтон: Издательство Huia. 2015. ISBN 978-1-77550-191-6 . OCLC 905937385 .
- ^ Маклинток, Александр Хэйр, изд. (1966). «Узоры поверхности» . Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ Кокс, Элизабет (2022). Создание пространства: история новозеландских женщин в архитектуре . Окленд, Новая Зеландия: Университет Мэсси, A+W.NZ. ISBN 978-1-991016-34-8 . OCLC 1347021085 .
- ^ МакБрейн, Розалин. «Решительная мать ищет свое место среди мужчин» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 23 ноября 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ «Вид на бухту Убийц» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ Кейт, 2007, стр. 16–23.
- ^ «Журнал Джозефа Бэнкса Endeavour 1768–1771 (том первый)» . Проверено 14 марта 2009 г.
- ^ «Журнал Джозефа Бэнкса Endeavour 1768–1771 (том второй)» . Проверено 14 марта 2009 г.
- ^ Кейт, 2007, стр. 23–28.
- ^ Кейт, 2007, стр. 35.
- ^ Кейт, 2007, стр. 49–50.
- ^ «Преподобный Томас Кендалл и вожди маори Хонги и Вайкато, 1820 год» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ Кейт, 2007, стр. 52–56, 71.
- ^ Эрл, Огастес (1832). Рассказ о девятимесячном пребывании в Новой Зеландии в 1827 году: вместе с дневником проживания на Тристан-д'Акунья, острове, расположенном между Южной Америкой и мысом Доброй Надежды . Лонгман, Рис, Орм, Браун, Грин и Лонгман.
- ^ «Уильям Фокс – художник и премьер» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ http://www.nzportraitgallery.org.nz/whats-on/te-rū-movers-shakers-early-new-zealand-portraits-by-william-beetham . Архивировано 23 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Шамрот, Хелен (1998). 100 новозеландских художников-ремесленников . Интернет-архив. Окленд, Новая Зеландия: Годвит. ISBN 978-1-86962-036-3 .
- ^ «Премия Кинги Тухеитиа в области портретной живописи» . Портретная галерея Новой Зеландии . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ «Домашняя страница Совета искусств Новой Зеландии Той Аотеароа» . Креативная Новая Зеландия .
- ^ Оклендская художественная галерея. «Обзор коллекции и политика» . Сайт Оклендской художественной галереи . Оклендская художественная галерея . Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ «О нас — Музей Вайкато» . waikatomuseum.co.nz . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ «Арт-галерея Пасифика набирает популярность в Крайстчерче» . РНЗ . 7 июня 2023 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Гаскин, Сэм. «Таутай открывает «мечту» тихоокеанского художественного сообщества» . Окула . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «В поисках дома» . 18 октября 2023 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Маклинток, AH, изд. (1966). «Художественные школы – Школа изящных искусств Элама» . Энциклопедия Новой Зеландии . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ «Школа искусства и дизайна АУТ» . Сборка дизайна . Проверено 1 декабря 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кейт, Хэмиш (2007). Общая картина: история искусства Новой Зеландии с 1642 года . Годвит. стр. 11–16. ISBN 978-1-86962-132-2 .
- Джонстон, Кристофер (2013). Пейзажи Новой Зеландии. Путешествие с Севера на Юг . Годвит. ISBN 978-1-77553-011-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Искусство и фотография в Музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева
- История живописи Новой Зеландии , NZHistory.net.nz
- Общественное художественное наследие Аотеароа , Новая Зеландия, публичное искусство 20-го века