Патрик Геддес
Сэр Патрик Геддес | |
---|---|
![]() Геддес в 1886 году | |
Рожденный | 2 октября 1854 г. Баллатер , Абердиншир , Шотландия |
Умер | 17 апреля 1932 г. Шотландский колледж, Монпелье , Франция | (77 лет)
Альма-матер | Королевская горная школа |
Известный | Городское планирование и термин агломерация |
Супруг | Анна Геддес |
Дети | Нора Геддес |
Научная карьера | |
Поля | Социология, градостроительство, биология |
Учреждения | Преподаватель зоологии Эдинбургского университета (1880–1888). Профессор ботаники Университетского колледжа Данди (1888–1919). Профессор гражданственности и социологии Бомбейского университета , Индия (1920–1923). |
Покровители | Джон Синклер, первый барон Пентленд |
Подпись | |
![]() | |
Примечания | |
Член Королевского общества Эдинбурга (1880 г.) Соучредитель Бомбейского университета [ 1 ] Соучредитель Социологического общества [ 1 ] Основатель Эдинбургского социального союза. [ 1 ] Основатель Франко-Шотландского общества. [ 1 ] Планировался Еврейский университет в Иерусалиме. [ 1 ] Основатель Ecossais Collège в Монпелье (1924). |


Сэр Патрик Геддес FRSE (2 октября 1854 г. - 17 апреля 1932 г.) был шотландским биологом. [ 2 ] социолог, Конта позитивист , географ, филантроп и новатор градостроительства. Он известен своим новаторским мышлением в области городского планирования и социологии . Его работы содержат один из самых ранних примеров концепции « думай глобально, действуй локально » в социальной науке. [ 3 ]
Следуя философии Огюста Конта и Фредерика Леплея , он ввёл понятие «регион» в архитектуру и планирование и ввёл термин « агломерация ». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Позже он разработал «неотехнику» как способ переустройства мира без чрезмерной коммерциализации и доминирования денег. [ 8 ]
Энергичный франкофил , [ 9 ] Геддес был основателем в 1924 году Collège des Écossais (Шотландский колледж), международного учебного заведения в Монпелье , Франция, а в 1920-х годах он купил замок д'Ассас , чтобы создать центр городских исследований.
Биография
[ редактировать ]Сын Джанет Стивенсон и солдата Александра Геддеса, Патрик Геддес родился в Баллатере , и в Старом приходском регистре крещений в приходе Гленмуик Туллих и Гленгэрн записали его имя как «Питер». [ 10 ] Он получил образование в Абердиншире и в Пертской академии . [ 11 ] [ нужна страница ]
Он учился в Королевском горном колледже в Лондоне под руководством Томаса Генри Хаксли в период с 1874 по 1877 год, так и не получив никакой степени, а затем провел 1877-1878 годы в качестве демонстратора на факультете физиологии Университетского колледжа Лондона, где он встретил Чарльза Дарвина в Лаборатория Бердона-Сандерсона . [ 12 ] Находясь в Лондоне, он познакомился с Контовским позитивизмом , пропагандируемым Ричардом Конгривом , и обратился в Религию Человечества . Он был избран членом Лондонского общества позитивистов . Позже он воспитал своих детей, чтобы они поклонялись «человечеству», следуя позитивистской системе убеждений. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Он читал лекции по зоологии в Эдинбургском университете с 1880 по 1888 год.
С 1888 по 1918 год Геддес работал профессором ботаники в Университете Данди. [ 13 ]
Он женился на Анне Мортон (1857–1917), дочери богатого купца, в 1886 году, когда ему было 32 года. У них было трое детей: Нора, Аласдер и Артур. Во время визита в Индию в 1917 году Анна заболела брюшным тифом и умерла, не зная, что их сын Аласдер погиб в бою во Франции. [ 14 ] Их дочерью была ландшафтный дизайнер Нора Геддес , которая принимала активное участие в проектах Геддеса «Открытые пространства»; она вышла замуж за архитектора и планировщика Фрэнка Чарльза Мирса . [ 15 ]
В 1890 году он помогал Джону Уилсону заложить учебный сад в Академии Моргана в Данди . [ 16 ]
Между 1894 и 1914 годами он был активным членом правящего совета Ассоциации Кокберна , природоохранной организации, основанной в Эдинбурге в 1875 году. [ 17 ]
В 1895 году Геддес опубликовал выпуск журнала The Evergreen со статьями о природе, биологии и поэтике. Художники Роберт Бернс и Джон Дункан предоставили иллюстрации для журнала. [ 18 ]
написал Геддес вместе с Дж. Артуром Томсоном раннюю книгу «Эволюция секса» (1889). [ 19 ] Он занимал кафедру ботаники в Университетском колледже Данди с 1888 по 1919 год и кафедру социологии в Бомбейском университете с 1919 по 1924 год. Он вдохновил Виктора Брэнфорда на создание Социологического общества в 1903 году для продвижения своих социологических взглядов.
Хотя он считал себя в первую очередь социологом, именно его приверженность тщательному социальному наблюдению и способность превращать его в практические решения по проектированию и благоустройству городов принесли ему «почитаемое место среди отцов-основателей британского градостроительного движения». [ 20 ] Он оказал большое влияние на американского городского теоретика Льюиса Мамфорда .
Он был посвящен в рыцари в 1932 году, незадолго до своей смерти в Шотландском колледже в Монпелье, Франция, 17 апреля 1932 года. [ 21 ]
Карьера градостроителя
[ редактировать ]Патрик Геддес находился под влиянием таких социальных теоретиков, как Огюст Конт (1798–1857), Герберт Спенсер (1820–1903) и французский теоретик Фредерик Ле Плей (1806–1882), и расширил более ранние теоретические разработки, которые привели к концепции регионального планирования. .
Он был сторонником взгляда Конта-ЛеПлая на взаимосвязанность городского региона как потенциально автономной единицы. [ 22 ] Он принял теорию Спенсера о том, что концепцию биологической эволюции можно применить для объяснения эволюции общества, и опирался на анализ Ле Плей ключевых единиц общества, составляющих «Lieu, Travail, Famille» («Место, Работа, Семья»). , но меняя последнее с "семейного" на "народное". [ 23 ] В этой теории семья рассматривается как центральная «биологическая единица человеческого общества». [ 24 ] [ 25 ] из которого развивается все остальное. По словам Геддес, именно из «стабильных, здоровых семей», обеспечивающих необходимые условия для умственного и нравственного развития, выходят красивые и здоровые дети, способные «полноценно участвовать в жизни». [ 26 ]
Геддес опирался на круговую теорию географических положений Le Play, представляющую экологические ограничения и возможности, которые, в свою очередь, определяют характер работы. Его главный аргумент заключался в том, что физическая география, рыночная экономика и антропология связаны между собой, образуя «единую струну социальной жизни [из] всех трех вместе взятых». [ 25 ] [ 27 ] Таким образом, междисциплинарный предмет социологии развился в науку о «взаимодействии человека с природной средой: основным методом было региональное обследование, а совершенствование градостроительства — главным практическим применением социологии». [ 25 ] [ 28 ]
Сочинения Геддеса демонстрируют влияние этих идей на его теории города. Он видел город как серию общих взаимосвязанных узоров, «неразрывно переплетенную структуру», подобную цветку. Он критиковал тенденцию современного научного мышления к специализации. В своем «Докладе Его Святейшеству Махараджу Капурталы» в 1917 году он писал:
«Каждый из различных специалистов слишком сосредоточен на своей единственной специализации, слишком мало осознает специализацию других. Каждый ясно видит и крепко хватает один лепесток шестилепесткового цветка жизни и отрывает его от целого». [ 26 ]
Эти идеи также можно отнести к постоянному интересу Геддеса к восточной философии , которая, по его мнению, с большей готовностью воспринимала «жизнь в целом»: «в результате гражданская красота в Индии существовала на всех уровнях, от скромных домов до простых святилищ». дворцам великолепным и храмам возвышенным». [ 26 ]
Геддес различал две формы общественной жизни человека: «палеотехническую» и «неотехническую». Он рассматривал первое как саморазрушительное, а второе как самоподдерживающееся. В контексте городов палеотехнические города характеризуются конкуренцией, тогда как неотехнические характеризуются взаимодействием. Кроме того, за этим следует стремление палеотехнического города к расширению по сравнению со способностью неотехнического города образовывать сообщества и мегаполисы. Геддес объяснил разрушение городов в результате Первой мировой войны не вторжением империалистических держав, а преобладанием палеотехнических форм жизни в европейском обществе. [ 29 ]
На фоне необычайного развития новых технологий, индустриализации и урбанизма Геддес стал свидетелем существенных социальных последствий преступности, болезней и бедности, которые возникли в результате модернизации. С точки зрения Геддеса, цель его теории и понимания отношений между ячейками общества заключалась в том, чтобы найти равновесие между людьми и окружающей средой для улучшения таких условий.
Ключевые идеи
[ редактировать ]
«Консервативная хирургия» против плана с решёткой
[ редактировать ]Геддес отстаивал метод планирования, который стремился учитывать «основные потребности человека» при каждом вмешательстве, используя «конструктивную и консервативную хирургию». [ 30 ] а не "героические, всесоставные схемы" [ 31 ] Популярен в XIX и начале XX веков. Он продолжал использовать и защищать этот подход на протяжении всей своей карьеры.
В самом начале своей карьеры Геддес продемонстрировал практичность своих идей и подхода. В 1886 году Геддес и его жена Анна Геддес приобрели ряд многоквартирных домов в трущобах в Джеймс-Корт в Эдинбурге, превратив их в одно жилое помещение. В этом районе и вокруг него Геддес приступил к осуществлению проекта «консервативной хирургии»: «отсеять худшие из домов, которые их окружали… расширить узкие проходы во дворы» и таким образом улучшить солнечный свет и поток воздуха. [ 32 ] Лучшие из домов были сохранены и отреставрированы. Геддес считал, что такой подход и более экономичен, и более гуманен.
Таким образом, Геддес сознательно боролся против традиции « плана сетки », возродившейся в колониальном городском дизайне в 19 веке:
«Наследие решетчатых планов восходит, по крайней мере, к римским лагерям. В основе сетки как устойчивой и привлекательной городской формы лежат пять основных характеристик: порядок и нормативность, ориентация в пространстве и элементах, простота и удобство навигации. , скорость макетирования и адаптируемость к обстоятельствам». [ 33 ]
Однако он хотел, чтобы эта политика «полных очисток» была признана тем, что, по его мнению, было «одной из самых катастрофических и пагубных ошибок в неоднозначной истории санитарии». [ 34 ]
Геддес раскритиковал эту традицию как за ее «унылую условность», так и за ее неспособность решить в долгосрочной перспективе те самые проблемы, которые она призвана решить. Согласно анализу Геддеса, этот подход заключался не только в «беспощадном отношении к старым домам и соседской жизни в этом районе», но и в том, что «оставлялось меньше жилых участков, и они в основном уже, чем раньше», изгоняя большое население, которое «снова как обычно, быть вынужденным создать еще большие пробки в других кварталах». [ 33 ]
«Техника наблюдения».
[ редактировать ]Опираясь на научный метод, Геддес поощрял пристальное наблюдение как способ обнаружить и работать над взаимоотношениями между местом, работой и людьми. В 1892 году, чтобы дать широкой публике возможность наблюдать за этими отношениями, Геддес открыл «социологическую лабораторию» под названием « Смотровая башня» , которая документировала и визуализировала региональный ландшафт. Следуя научному процессу и используя новые технологии, Геддес разработал Индексный музей для классификации своих физических наблюдений и вел Энциклопедию Graphicato, в которой использовалась камера-обскура , чтобы предоставить широкой публике возможность наблюдать за своим собственным ландшафтом и наблюдать за отношениями между единицами. общество. Геддес проводил экскурсии по башне и хвастался своими картами, фотографиями и проекциями с помощью « камеры-обскуры », чтобы представить социологические аспекты городов, городские проблемы и городское планирование. Во время своих туров он использовал камеру-обскуру на верхнем этаже, чтобы продемонстрировать мировоззрение художника, а затем выводил посетителей на балкон, чтобы показать мировоззрение технических специалистов, таких как геологи, географы и т. д. Он использовал специальные инструменты и инструменты, чтобы лучше передать мировоззрение. взгляды разных людей на регион. Смотровая башня — это физическое подтверждение веры Гедде в важность всех областей знаний; все искусства, все науки, все религии, все культуры и т. д. Смотровая башня воплощает в себе интеграцию местных, региональных и глобальных аспектов знаний. Геддес использовал его как инструмент культурного и регионального анализа и предоставил многим мыслителям возможность изучить идею «регионов», которую он позже ввел в область планирования. [ 35 ] Смотровая башня была построена в Старом городе Эдинбурга и до сих пор используется как музей.
«Гражданский опрос»
[ редактировать ]Геддес считал, что гражданский опрос необходим для городского планирования: его девизом было «диагноз перед лечением». Такое обследование должно включать, как минимум, геологию, географию, климат, экономическую жизнь и социальные институты города и региона. Его ранние работы по съемке города Эдинбурга стали образцом для более поздних исследований.
Он особенно критично относился к той форме планирования, которая слишком полагалась на дизайн и эффект, пренебрегая «окружающим кварталом, построенным без учета местных потребностей или возможностей». [ 36 ] Вместо этого Геддес поощрял исследование и рассмотрение «всего набора существующих условий», изучение «места в его нынешнем виде, выяснение, как оно превратилось в то, что оно есть, и признание как его преимуществ, так и его трудностей, и его недостатков»:
«Эта школа стремится адаптироваться к желаниям и потребностям, идеям и идеалам места и заинтересованных лиц. Она стремится как можно меньше отменить, планируя при этом повысить благосостояние людей на всех уровнях, от от самого скромного к высшему». [ 36 ]
В этом смысле его можно рассматривать как прообраз работ выдающихся городских мыслителей, таких как Джейн Джейкобс , и специфичных для региона движений планирования, таких как «Новый урбанизм» , побуждая планировщика учитывать ситуацию, присущие достоинства и потенциал данного места, а не «абстрактный идеал, который может быть навязан властью или силой извне». [ 37 ]
Региональный план
[ редактировать ]В 1909 году Геддес участвовал в раннем планировании южной части Зоологического сада в Эдинбурге . [ 38 ] Эта работа сыграла важную роль в разработке им модели регионального планирования, названной «Раздел долины». Эта модель иллюстрировала сложные взаимодействия между биогеографией, геоморфологией и человеческими системами и пыталась продемонстрировать, как «естественные занятия», такие как охота, добыча полезных ископаемых или рыболовство, являются определяющими. поддерживается физической географией, которая, в свою очередь, определяет модели расселения людей. [ 39 ] Цель этой модели заключалась в том, чтобы прояснить сложные и взаимосвязанные отношения между людьми и окружающей их средой, а также поощрять модели регионального планирования, которые будут реагировать на эти условия. [ 40 ]
Гражданский конкурс
[ редактировать ]Геддес разработал способ взаимодействия с населением города посредством гражданского театрализованного представления . Одним из таких была « Маска обучения» , театрализованное представление, которое он организовал в Синодальном зале Пула в Эдинбурге в 1912 году. [ 41 ] Он также организовал театрализованное представление в Индауре , Индия, когда прибыл в 1917 году. [ 42 ]
Работа в Индии
[ редактировать ]Работа Геддеса по благоустройству трущоб Эдинбурга привела к приглашению лорда Пентленда (тогда губернатора Мадраса ) поехать в Индию , чтобы проконсультировать по возникающим вопросам городского планирования, в частности, как стать посредником «между необходимостью общественного улучшения и уважением к существующие социальные стандарты». [ 43 ] Для этого Геддес подготовил выставку «Город и градостроительство». Материалы для первой выставки были отправлены в Индию на корабле, потопленном недалеко от Мадраса немецким судном «Эмден» , однако были собраны новые материалы и к 1915 году подготовлен экспонат для зала Сената Мадрасского университета.
Прибыв в Индию, Геддес посетил несколько индийских городов и был поражен индийской архитектурой и планированием. Геддес был впечатлен историческим благоговением, которое ценится в индийском планировании, проявляющимся в плавном слиянии традиционных храмов с городской тканью индийских городов. города Геддес считал, что это свидетельствует о гениальности , которая часто определяется визуально доминирующим зданием в городе, таким как средневековый собор или античный храм в городской ткани. Геддес откровенно высказывался в своих отчетах о градостроительстве о «нечувствительности британской колониальной администрации к исторической индийской архитектуре и городской среде» и осуждал их методы планирования, которые включали радикальные и разрушительные изменения в городской структуре. [ 29 ]
По некоторым данным, это было незадолго до заседания Индийского национального конгресса , и Пентленд надеялся, что выставка продемонстрирует преимущества британского правления. [ 44 ] политические союзники Пентленда лорд Уиллингдон и лорд Кармайкл Геддес читал лекции и работал с индийскими геодезистами, а также ездил в Бомбей и Бенгалию, где губернаторами были . С 1919 по 1925 год он занимал должность специалиста по социологии и гражданственности в Бомбейском университете. [ 29 ]
Между 1915 и 1919 годами Геддес написал серию «исчерпывающих отчетов о градостроительстве» по крайней мере восемнадцати индийских городов, некоторые из которых были собраны воедино в книге Жаклин Тирвитт « Патрик Геддес в Индии» (1947).
В этих отчетах Геддес стремился создать «рабочую систему в Индии», исправив ошибки прошлого, внося изменения в городскую структуру и разрабатывая планы, которые учитывали бы местный контекст и традиции и осознавали необходимость развития. По словам Льюиса Мамфорда, написавшего во введении к собранию отчетов Тирвитта:
«Немногие наблюдатели проявили большую симпатию… к религиозным и социальным практикам индусов, чем Геддес; однако никто не мог бы написать более резко о попытке Махатмы Ганди сохранить прошлое, вернувшись к прялке , в тот момент, когда фундаментальная бедность масс в Индии требовала самого изобретательного применения машин как в сельскохозяйственной, так и в промышленной жизни». [ 45 ]
Его принципы городского планирования в Бомбее демонстрируют его взгляды на взаимосвязь между социальными процессами и пространственной формой, а также на интимные и причинные связи между социальным развитием личности и культурной и физической средой. В их число входили: («Что означает городское планирование согласно Закону о городском планировании Бомбея 1915 года») [ 44 ]
- Сохранение человеческой жизни и энергии, а не поверхностное благоустройство.
- Соответствие упорядоченному плану развития, осуществляемому поэтапно.
- Приобретение земли, пригодной для строительства.
- Содействие торговле и коммерции.
- Сохранение исторических зданий и сооружений религиозного значения.
- Развитие города, достойного гражданской гордости, а не имитации европейских городов.
- Содействие счастью, здоровью и комфорту всех жителей, а не сосредоточению внимания на дорогах и парках, доступных только богатым.
- Контроль над будущим ростом с адекватным обеспечением будущих потребностей.
Призыв Геддеса обращать внимание на социальное и частное при попытке обновления города или переселения остается актуальным, особенно в свете планов переселения и реконструкции трущоб , продолжающихся во многих индийских городах (см., например, программу реконструкции Дхарави ):
«Городское планирование — это не просто территориальное планирование и даже не планирование работы. Чтобы оно было успешным, оно должно быть народным планированием. Это означает, что его задача не в том, чтобы принуждать людей переезжать в новые места вопреки их ассоциациям, желаниям и интересам, как мы находим плохие схемы, пытающиеся сделать. Вместо этого его задача — найти для каждого сорта людей подходящее место, где они действительно будут процветать. произвольные инструкции «Двигайтесь дальше», произнесенное в манере назойливого полицейского». [ 46 ]
Работа в Палестине
[ редактировать ]
Геддес работал со своим зятем, архитектором Фрэнком Мирсом , над рядом проектов в Палестине . В 1919 году он разработал план Еврейского университета в Иерусалиме по просьбе психоаналитика доктора Дэвида Эдера , возглавлявшего лондонское отделение Всемирной сионистской организации . [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Он также представил отчет о реальном и возможном Иерусалиме военному губернатору Иерусалима в ноябре 1919 года. [ 50 ] [ 51 ] В 1925 году он представил отчет о городском планировании в Яффо и Тель-Авиве муниципалитету Тель-Авива , которым тогда руководил Меир Дизенгоф . [ 52 ] Муниципалитет принял его предложения, и Тель-Авив стал единственным городом, ядро которого полностью спроектировано по плану Геддеса.
Признание и наследие
[ редактировать ]Идеи Геддеса имели всемирное распространение: его самым известным поклонником был американский теоретик городского развития Льюис Мамфорд , который утверждал, что «Геддес на практике был глобальным мыслителем за целое поколение или больше до того, как западные демократии развязали глобальную войну». [ 45 ]
Геддес также оказал влияние на нескольких британских градостроителей (в частности, на Раймонда Анвина и Фрэнка Мирса ), индийского социолога Радхакамаля Мукерджи и каталонского архитектора Себриа де Монтолиу (1873–1923), а также на многих других мыслителей 20-го века. [ 53 ]
Геддес живо интересовался наукой экологией , был сторонником охраны природы и категорически выступал против загрязнения окружающей среды. Из-за этого некоторые историки утверждают, что он был предшественником современной зеленой политики . [ 54 ]
В августе 1982 года во время Эдинбургского международного фестиваля Эдинбургский колледж искусств организовал выставку под названием « На стороне жизни: Патрик Геддес 1854–1932» , спроектированную Джоном Л. Патерсоном. [ 55 ]
В 2000 году Мемориальный фонд Патрика Геддеса проложил на Королевской миле Эдинбурга Тропу наследия Патрика Геддеса. [ 56 ]
Исследователи из Института городских исследований Геддеса при Университете Данди продолжают развивать геддезианские подходы к вопросам городского и регионального планирования, а также вопросам социального и психического благополучия в искусственной среде. В конце 2015 года университет устроил в галерее Лэмб выставку работ Геддеса, взятых из архивов университетов Данди, Стратклайда и Эдинбурга, в ознаменование столетия публикации « Города в эволюции» . [ 57 ]
В 2008 году к Шотландскому фонду исторического строительства (SHBT) обратились с предложением представить будущее Риддлс-Корт в Эдинбурге на Лонмаркете , который Геддес отреставрировал для использования в качестве университетского общежития в 1890 году. В период с 2015 по 2017 год Фонд провел масштабную консервацию. и проект реконструкции здания для создания места для проведения конференций, встреч и свадеб. В Риддлс-Корт сейчас находится Учебный центр Патрика Геддеса, образовательное подразделение SHBT. [ 58 ]
Здания
[ редактировать ]- Университет Дэвида Вольфсона и Национальная библиотека Еврейского университета, Иерусалим. Дизайн Патрика Геддеса, Фрэнка Мирса и Бенджамина Чайкина, открытие состоялось 15 апреля 1930 года. [ 59 ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Эволюция секса (1889) с Дж. А. Томсоном, В. Скоттом, Лондон.
- Вечнозеленый: Северный сезон (1895/96), Патрик Геддес и коллеги, Лоунмаркет, Эдинбург.
- Развитие города, отчет Фонду Карнеги-Данфермлин (1904 г.), Rutgers University Press. [ 60 ]
- Маска обучения (1912)
- Города в эволюции (1915) Уильямс и Норгейт, Лондон.
- Жизнь и творчество сэра Джагадиса К. Боуза (1920) Лонгман, Лондон.
- Биология (1925) с Дж. А. Томсоном, Уильямсом и Норгейтом, Лондон.
- Жизнь: Очерки общей биологии (1931) с Дж. А. Томсоном, Harper & Brothers, Лондон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бордман, Филип (1944), Патрик Геддес: Создатель будущего , University of Carolina Press
- Бордман, Филип (1978), Миры Патрика Геддеса: биолог, градостроитель, перевоспитатель, воин мира , Рутледж и Кеган Пол, Лондон, ISBN 0-7100-8548-6
- Дефрис, Амелия (1927), Переводчик Геддес: Человек и его Евангелие , Джордж Рутлег и сыновья
- Долев, Диана (2016), Планирование и строительство Еврейского университета: вид на Храмовую гору , 1919–1948 , Lexington Books, Нью-Йорк, ISBN 978-0-7391-9161-3
- «Оценка устойчивости города: пример плана Геддеса для Тель-Авива», Устойчивость города, или город за пределами его метаморфоз , К. Валла, А. Ле Блан, Паскаль Филифер (ред.) Том I: Следы, Париж, L 'Харматтан, 2009, с. 315-325.
- Хаббард, Том (2013), Патрик Геддес и зов Юга , в Хаббард, Том (2022), Приглашение в путешествие: Шотландия, Европа и литература , Раймур, ISBN 9-781739-596002
- Хислер-Рубин, Ной (2011), Патрик Геддес и городское планирование: критический взгляд , Рутледж, Лондон, ISBN 978-0-415-57867-7
- Кухня, Пэдди (1975), Самый тревожный человек: введение в идеи и жизнь Патрика Геддеса , Виктор Голланц, Лондон, ISBN 0-575-01957-3
- Макдональд, Мердо (редактор) (1992), «Патрик Геддес: эколог, педагог, визуальный мыслитель», Edinburgh Review , лето 1992 г., ISBN 0-7486-6132-8
- Макдональд, Мердо (2020), Интеллектуальное происхождение Патрика Геддеса , Издательство Эдинбургского университета , ISBN 978-1-4744-5408-7
- Майре, Филип (1957), пионер социологии: жизнь и письма Патрика Геддеса , Лунд Хамфрис
- Меллер, Хелен (1980), «Города и эволюция: Патрик Геддес как международный пророк городского планирования до 1914 года», в Сатклиффе, Энтони (ред.) « Расцвет современного городского планирования», 1800–1914 , Mansell Publishing, стр. 199. - 223, ISBN 0-7201-0902-7
- Меллер, Хелен (1981), «Патрик Геддес 1854–1932», в Черри, Гордон Э. (редактор), «Пионеры в британском планировании» , The Architectural Press Ltd., Лондон, стр. 46–71, ISBN 0-85139-563-5
- Меллер, Хелен (1990), Патрик Геддес: социальный эволюционист и градостроитель , Рутледж, Лондон, ISBN 9-780415-103930
- Мамфорд, Льюис (1958), «Патрик Геддес, Виктор Брэнфорд и прикладная социология в Англии», во «Введении в историю социологии » под редакцией Барнса, Гарри Элмера , 677–95. Чикаго: Издательство Чикагского университета
- Первс, Грэм (1997), «Шотландский энвайронментализм: вклад Патрика Геддеса», в Иствуде, Колин (редактор), John Muir Trust Journal & News № 22, стр. 21–24.
- Первс, Грэм, «Видение Сиона», в книге Роя, Кеннета (редактор), The Scottish Review № 21, весна 2000 г., стр. 83–91, ISSN 1356-5737
- Ренвик, Крис; Ганн, Ричард К. (2008). «Демифологизация машины: Патрик Геддес, Льюис Мамфорд и классическая социологическая теория». Журнал истории поведенческих наук . 44 (1): 59–76. дои : 10.1002/jhbs.20282 . ISSN 0022-5061 . ПМИД 18196543 .
- Ренвик, Крис (март 2009 г.). «Практика спенсеровской науки: Биосоциальная программа Патрика Геддеса, 1876–1889». Исида . 100 (1): 36–57. дои : 10.1086/597574 . ISSN 0021-1753 . ПМИД 19554869 . S2CID 41671443 .
- Скотт, Джон; Бромли, Рэй (2013), «Предвидя социологию» , State University of New York Press , Олбани
- Шоу, Майкл (2020), Шотландское возрождение конца века: романтика, упадок и кельтская идентичность , Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-1-4744-3395-2
- Тирвитт, Жаклин (редактор) (1947), Патрик Геддес в Индии , Лунд Хамфрис , Лондон
- Вайль-Рошант, Кэтрин (2006). План Патрика Геддеса «белого города» Тель-Авива: часть тени и света. Том 1 (PDF) (кандидатская диссертация). Париж: Парижский университет 8. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2009 г .. Проверено 9 июля 2010 г. и Вайль-Рошант, Кэтрин (2006). План Патрика Геддеса «белого города» Тель-Авива: часть тени и света. Том 2 (кандидатская диссертация). Париж: Парижский университет 8. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 9 июля 2010 г.
- Вайль-Рошан, Кэтрин (2008), L'Atlas de Tel-Aviv
- Вайль-Рошан, Кэтрин (2010), Работа Патрика Геддеса в Тель-Авиве, план теней и огней , European University Editions, (693 стр., исторические планы, фотографии, рисунки)
- Велтер, Волкер М. и Лоусон, Джеймс (ред.) (2000), Город после Патрика Геддеса , Питера Ланга, ISBN 9783906764696
- Велтер, Волкер М. (2002), Биополис: Патрик Геддес и город жизни , MIT Press, Кембридж, Массачусетс, ISBN 9-780262-731645
- Уилсон, Мэтью (2018), Морализирующее пространство , Рутледж, Лондон
- Райт, TR (1986), Религия человечества: влияние позитивизма Конта на викторианскую Британию , Cambridge University Press
См. также
[ редактировать ]- Шотландский ренессанс
- Остров Геддес
- Дом леди Лестницы
- Рамзи Гарден
- Джеймс Каденхед , шотландский художник, работавший с Геддесом над его проектами в Старом городе Эдинбурга.
- Список городских теоретиков
- Проиерусалимское общество (1918-1926) - Геддес был членом его руководящего совета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, Мердо (20 мая 2009 г.). «Сэр Патрик Геддес и шотландская универсалистская традиция» . Королевское общество Эдинбурга . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ «Геддес, Патрик» . Кто есть кто . Том. 59. 1907. с. 666. Геддес написал множество неподписанных статей по биологии для Британской энциклопедии , а также для Энциклопедии Чемберса .
- ^ Геддес, Патрик (1915). Города в эволюции . Лондон: Уильямс. п. 397.
- ^ «Центр перспективного пространственного анализа UCL - Новости CASA: ПАТРИК ГЕДДЕС И ЦИФРОВАЯ ЭРА» . 8 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2007 года . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мэри., Пикеринг (2009). Огюст Конт: Том 3.; Интеллектуальная биография . Издательство Кембриджского университета. п. 571. ИСБН 978-0-521-11914-6 . OCLC 710898330 .
- ^ Jump up to: а б Р., Райт Т. (2008). Религия человечества: влияние позитивизма Конта на викторианскую Британию . Издательство Кембриджского университета. стр. 260–8. ISBN 978-0-521-07897-9 . OCLC 488975315 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Уилсон, Мэтью (11 мая 2018 г.). Морализирующее пространство . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge, 2018. | Серия: Исследования Routledge в области планирования и городского дизайна: Routledge. стр. 151–80. дои : 10.4324/9781315449128 . ISBN 978-1-315-44912-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. п. 287.
- ^ Кинг, Эмили Бойер (5 июля 2004 г.). «Юбилейное преображение сада Геддес» . Шотландец . Эдинбург . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ http://www.ScotlandsPeople.gov.uk Рождения и крещения, 1854 OPR 201/20 123, стр. 123.
- ^ Уотерстон, Чарльз Д.; Макмиллан Ширер, А. (июль 2006 г.). Бывшие члены Эдинбургского королевского общества 1783–2002 гг.: Биографический указатель (PDF) . Том. I. Эдинбург: Королевское общество Эдинбурга . ISBN 978-0-902198-84-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2006 года . Проверено 5 февраля 2011 г.
- ^ М. Бэтти и С. Маршалл (2008) Геддес в UCL: В городском планировании было что-то большее, чем казалось на первый взгляд! Рабочий документ CASA 138, Центр перспективного пространственного анализа, Университетский колледж Лондона [1]
- ^ Макдональд, Мердо (2005). «Кельтизм и интернационализм в кругу Патрика Геддеса». Визуальная культура Великобритании . 6 (2): 69–83 – через EBSCO.
- ^ «Нилсон, Кейт. «Анна Геддес. Поздноцветущие » . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ Сиан Рейнольдс (23 ноября 2019 г.) [2017 г.]. «Геддес, Анна, н. Мортон». В Элизабет Юэн, Роуз Пайпс (ред.). Новый биографический словарь шотландских женщин . Издательство Эдинбургского университета. стр. 157–58. ISBN 9781474436298 .
- ^ «Биографии бывших учеников» . Архив Мадрасского колледжа . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Офицеры Исторической ассоциации Кокберна» .
- ^ Шотландская национальная галерея, 2016.
- ^ Патрик Геддес: социальный эволюционист и градостроитель Хелен Меллер, (стр. 81–4), Routledge, 1993,
- ^ Меллер, Х. (1981). Гордон Э. Черри (ред.). Патрик Геддес 1854-1932 . Лондон: Архитектурная пресса.
- ^ Биографический указатель бывших членов Эдинбургского королевского общества 1783–2002 гг. (PDF) . Королевское общество Эдинбурга. Июль 2006 г. ISBN. 0-902-198-84-Х . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 года . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Уилсон, Мэтью (11 мая 2018 г.). Морализирующее пространство . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge, 2018. | Серия: Исследования Routledge в области планирования и городского дизайна: Routledge. дои : 10.4324/9781315449128 . ISBN 978-1-315-44912-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Джон., Скотт (2014). Представление о социологии: Виктор Брэнфорд, Патрик Геддес и поиски социальной реконструкции . Государственный университет Нью-Йорка Pr. ISBN 978-1-4384-4730-8 . OCLC 861260909 .
- ^ Майре, Филип (1957): Пионер социологии: жизнь и письма Патрика Геддеса, Лунд Хамфрис, Лондон.
- ^ Jump up to: а б с Мунши, Индра (2000): Патрик Геддес: социолог, эколог и градостроитель в Economic and Political Weekly , Vol. 35, нет. 6 (5-11 февраля 2000 г.), с. 485-491.
- ^ Jump up to: а б с Геддес, Патрик (1947). «Городское планирование в Капуртале. Отчет Его Святейшеству махарадже Капурталы, 1917 год». В Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 26.
- ^ Геддес, Патрик. «Социология как гражданское право» у Филипа Абрамса, «Истоки британской социологии» , University of Chicago Press, 1968.
- ^ Холлидей, Р.Дж. (1968): «Социологическое движение, Социологическое общество и генезис академической социологии в Великобритании», Социологический обзор , Том 16, № 3, NS, ноябрь.
- ^ Jump up to: а б с Велтер, Волкер М. (1999). «Аркады Лакхнау: Патрик Геддес, Чарльз Ренни Макинтош и реконструкция города» . Архитектурная история . 42 : 316–332. дои : 10.2307/1568717 . ISSN 0066-622X . JSTOR 1568717 . S2CID 192322553 .
- ^ Мамфорд, Льюис (1947). в Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 10.
- ^ Фристоун, Р. (2012). Городская нация: планировщики Австралии . Коллингвуд: Издательство CSIRO. п. 69.
- ^ Геддес, А (1947). в Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 15.
- ^ Jump up to: а б Геддес, Патрик (1947). «Отчет о городах в президентстве Мадраса, 1915 год: Танджор». В Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 17.
- ^ Геддес, Патрик (1947). «Отчет о городах в президентстве Мадраса, 1915 год: Баллари». В Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 23.
- ^ Макдональд, Мердо (1994). «Башня Outlook: Патрик Геддес в контексте: придание блеска Льюису Мамфорду в свете Джона Хьюитта» . Ирландское обозрение (16): 53–73. дои : 10.2307/29735756 . ISSN 0790-7850 . JSTOR 29735756 .
- ^ Jump up to: а б Геддес, Патрик (1947). «Городское планирование в Капуртале. Отчет Его Святейшеству махарадже Капурталы, 1917 год». В Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 24.
- ^ Мамфорд, Льюис (1947). в Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 12.
- ^ Эдинбургский зоопарк. «Наша история» . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Томпсон, Катарина (2004). «Геддес, зоопарки и раздел долины». Ландшафтный обзор . 10 .
- ^ Геддес (1918): Градостроительство в направлении развития города: отчет для Дурбара Индаура, Государственная типография Холкара, Индаур, Тома I и II.
- ^ Пэган, Хью. «Маска древнего обучения и ее многочисленные значения. Театрализованное представление образования от первобытных до кельтских времен, придуманное и интерпретированное Патриком Геддесом. - Hugh Pagan Ltd» . www.hughpagan.com . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ Левинсон, Дэвид; Кристенсен, Карен (2003). Энциклопедия сообщества: от деревни к виртуальному миру . МУДРЕЦ. п. 533. ИСБН 9780761925989 .
- ^ Геддес, Патрик (1947). «ХВЛанчестер». В Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 16.
- ^ Jump up to: а б Роберт Хоум (1997) О посадке и планировании: создание британских колониальных городов . Э. и ФН Спон. ISBN 0-203-44961-4
- ^ Jump up to: а б Геддес, Патрик (1947). «Льюис Мамфорд». В Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 9.
- ^ Геддес, Патрик (1947). «Отчет о городах в президентстве Мадраса, 1915 год, Мадура». В Жаклин Тирвитт (ред.). Патрик Геддес в Индии . Лондон: Лунд Хамфрис. п. 22.
- ^ Геддес. П. (1919), Предлагаемый Еврейский университет в Иерусалиме: предварительный отчет , декабрь 1919 г.
- ^ Долев, Диана (2016) Планирование и строительство Еврейского университета, 1919–1948: вид на Храмовую гору , Lexington Books, стр. 25–44.
- ^ Первс, Грэм (2000), Видение Сиона , The Scottish Review, номер 21, весна 2000 г., стр. 83-94)
- ^ Геддес, П. (1919), Иерусалим реальный и возможный , Отчет главному администратору Палестины и военному губернатору Иерусалима о городском планировании и благоустройстве города, ноябрь 1919 г.
- ^ Гидеон. Империя на Святой Земле: историческая география британской администрации в Палестине, 1917-1929 гг ., St. Martin's Press, Нью-Йорк и Magnes Press, Иерусалим, стр. 216.
- ^ Геддес, П. (1925), Отчет о городском планировании: Яффо и Тель-Авив , муниципалитет Тель-Авива.
- ^ О влиянии Геддеса на этих мыслителей см. Meller (стр. 220,300-3), 1993, и Variety of Environmentalism: Essays North and South by Guha and Juan Martínez Alier , Earthscan Publications, 1997.
- ^ См . «Современный энвайронментализм: введение» Дэвида Пеппера, Routledge , 1996, и «Инвайронментализм: глобальная история» (стр. 59-62). Рамачандра Гуха , Лонгман , 1999.
- ^ На стороне жизни: Патрик Геддес 1854–1932 , программа выставки, посвященной эдинбургским работам Патрика Геддеса в Эдинбургском колледже искусств, 1982 г.
- ^ Леонард, София (2000), Эдинбург Мемориальная тропа Патрика Геддеса , Мемориальный фонд Патрика Геддеса, Эдинбург
- ^ Джаррон, Мэтью. «Город – думающая машина» . Музейные службы Университета Данди . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Холлис, Эдвард (2018), Драма во времени: Путеводитель по 400-летию Суда Риддла , Фонд шотландских исторических зданий, Эдинбург, стр. 12, ISBN 9781780275550
- ^ Диана Долев (2016). Планирование и строительство Еврейского университета, 1919–1948 годы: вид на Храмовую гору . Лексингтонские книги. стр. 71–74. ISBN 9780739191613 .
- ^ «Развитие города, исследование парков, садов и культурных учреждений; отчет Фонду Карнеги-Данфермлин» . 1904.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Интернет-журнал «Гражданское право и универсализм» — это международный совместный проект с обширными эссе и графическими материалами, вдохновленными работами Патрика Геддеса в современном контексте.
- Геддес как пионер ландшафтного архитектора
- Институт Геддеса при Университете Данди, Шотландия. Архивировано 30 ноября 2020 года в Wayback Machine.
- Работы Патрика Геддеса в Project Gutenberg
- Работы Патрика Геддеса или о нем в Интернет-архиве
- Работы Патрика Геддеса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Мемориальный фонд сэра Патрика Геддеса
- Геддеса «Шотландское возрождение».
- Записи, касающиеся сэра Патрика Геддеса, в архивах Университета Данди [ постоянная мертвая ссылка ]
- Зона обучения Национальной библиотеки Шотландии, Патрик Геддес: Живя, мы учимся
- Escuela de Vida «Мы учимся живя», Сеута (Испания)
- Центр Патрика Геддеса в Риддлс-Корт
- 1854 рождений
- 1932 смерти
- Шотландские ботаники XIX века
- Британские биологи XIX века
- Британские биологи XX века
- Шотландские ботаники XX века
- Академики Университета Данди
- Академики Эдинбургского университета
- Академики Университета Сент-Эндрюс
- Выпускники Имперского колледжа Лондона
- Архитекторы из Подмандатной Палестины
- Британские географы XIX века
- Члены Королевского общества Эдинбурга
- Рыцари Бакалавр
- Люди из Абердиншира
- Люди из Баллатера
- шотландские биологи
- Люди, получившие образование в Пертской академии
- шотландские экологи
- Шотландские эмигранты во Франции
- Шотландские экологи
- Шотландские теоретики образования
- Шотландские рыцари
- Шотландские филантропы
- Шотландские издатели (чел.)
- Шотландский ренессанс
- шотландские социологи
- Шотландские градостроители
- Академический состав Университета Мумбаи
- Городские теоретики
- Шотландские географы