Пьер Гийом Фредерик ле Плай
Фредерик Игра | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Пьер Гийом Фредерик ле Плай 11 апреля 1806 г. |
Умер | 5 апреля 1882 г. | ( 75 лет
Академическая карьера | |
Поле | Экономика, политическая экономия , социология, эпистемология , инженерия |
учреждение | Политехническая школа , Горные школы |
Школа или традиция | Контрпросвещение |
Другие известные студенты | Рене де ла Тур дю Пен · Альбер де Мун · Луи Димье · Эдмон Демолен · Фредерик Амуретти |
Влияния | Жозеф де Местр · Луи де Бональд |
Пьер Гийом Фредерик ле Плай (англ. Французский: [lə.plɛ] ; 11 апреля 1806 — 5 апреля 1882) — французский инженер, социолог и экономист.
Жизнь
[ редактировать ]Сын служащего таможни, Ле Плей получил образование в Политехнической школе и Горной школе . [1] Он проявлял интерес к социологическим вопросам еще будучи молодым человеком в Горной школе, подружившись с последователем социалистического мыслителя Сен-Симона . В конце 1820-х годов Ле Плей предпринял обширную пешеходную экскурсию по Германии, исследуя ее шахты. В 1830 году в результате несчастного случая в лаборатории Ле Плая серьезно повредили левую руку, и он остался инвалидом на всю жизнь. Пока он выздоравливал в Париже, он стал свидетелем событий Июльской революции и после этого решил заняться изучением проблем, беспокоивших французское общество.
В 1834 году он был назначен председателем постоянного комитета горной статистики. Остаток 1830-х годов он провел, путешествуя по окраинам Европы в качестве эксперта по горному делу и проводя эмпирические исследования состояния шахт и их рабочих. В 1840 году он стал главным инженером и профессором металлургии Горной школы, а в 1848 году стал инспектором. В 1840-х годах он также стал управляющим горнодобывающей компании в Уральских горах . За это время он также встретился со многими ведущими мыслителями и политиками Франции, в том числе с Феликсом Дюпанлупом , Альфонсом де Ламартином , Шарлем Монталамбером , Адольфом Тьером и Алексисом де Токвилем , чтобы обсудить социальные вопросы. [2]
Почти четверть века Ле Плей путешествовал по Европе, собирая огромное количество материалов, касающихся социального и экономического положения рабочего класса. В 1855 году он опубликовал Les Ouvriers Européens ( «Европейские рабочие» ), серию из 36 монографий о бюджетах типичных семей, выбранных из широкого спектра отраслей. Эта работа была удостоена премии Монтиона , присуждаемой Академией наук. В 1856 году Ле Плей основал Международное общество практических исследований социальной экономики ( Societe Internationale des études pratiques d'économie Sociale ), которое посвятило свою энергию главным образом продвижению социальных исследований по направлениям, заложенным его основателем. Журнал общества La Réforme Sociale , основанного в 1881 году, выходит раз в две недели.
Император Наполеон III , который познакомился с Ле Плаем в России во время его путешествия по Европе в 1840-х годах и пользовался им большим уважением, поручил ему организацию Выставки 1855 года . В следующем году Наполеон III назначил Ле Плая членом Государственного совета, законодательного собрания Второй Французской империи , где в его официальные обязанности входило наблюдение за многочисленными отраслями промышленности. Он был назначен генеральным комиссаром Выставки 1867 года , сенатором империи и великим кавалером Ордена Почётного легиона .
По побуждению императора Ле Плей опубликовал свои рекомендации по улучшению французского общества в своей работе «Социальная реформа во Франции» (1864). Первоначально будучи атеистом, Ле Плей постепенно убедился в необходимости религии. В своем эссе он защищал христианство от дарвинизма , скептицизма и расизма . [2] [3]
После франко-прусской войны и падения Второй империи в 1870 году он основал и возглавил «Союзы социального мира», организацию, состоящую из учебных кружков ведущих людей, посвятивших себя преодолению политических и социальных разногласий во Франции. Он обратился в католицизм в 1879 году, за три года до своей смерти. [2]
Мысль
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |
В эссе Ле Плая « Социальная реформа во Франции » излагаются основы его взглядов и даются рекомендации по преодолению разногласий во французском обществе. Ле Плей поместил себя в рамки французской контрпросветительской и контрреволюционной традиции, критикуя многие социальные тенденции, возникшие в результате Просвещения и Французской революции . Ле Плей критически относился к идее Просвещения о том, что человек по своей природе добр и что моральный прогресс неизбежно следует из материального прогресса. Он также выступал против теорий политического и расового детерминизма . Он верил, что общества, как и люди, действительно свободны и что общество, которое использует свои способности для преодоления человеческой склонности ко злу, будет процветать, а те, которые не пришли в упадок, будут распадаться. Он обратился к прошлому, чтобы почерпнуть примеры того, как это можно сделать, и особенно считал Средневековье образцом социальных отношений. По этой причине он выступал против некритического отрицания прошлого, особенно христианского прошлого Франции, со стороны Французской революции. [2]
Ле Плей также считал, что крепкие семьи играют ключевую роль в здоровье общества, и уделял особое внимание роли матерей и женщин. Социальная реформа во Франции подчеркивает два ключевых момента в отношении семьи: во-первых, социальный прогресс связан с поддержкой домовладения и семейного наследования. Как и Луи де Бональд до него, Ле Плей выступал против раздельного наследования и считал идеалом земледельческую семью . Его второй ключевой момент заключался в том, что женщины являются движущей силой социального и морального прогресса в любом обществе. [2]
Наследие
[ редактировать ]Работы Ле Плая получили дальнейшее развитие благодаря его многочисленным ученикам: Адольфу Фосийону (1823–1890), Эмилю Шейссону (1836–1910), Алексису Делару (1836–1915), Анри де Турвилю (1842–1903), Клаудио Жанне (1844–1894). ), Эдмон Демолен (1852–1907), Поль де Русье (1857–1934), Габриэль Ольф-Гальяр (1870–1947), бельгиец Виктор Бранц (1854–1917) и канадец Леон Жерен .
После затмения между 1940-ми и 1960-ми годами методы Ле Плая вновь всплыли на поверхность, когда « история семьи » стала новой областью интересов социальных наук. В Великобритании Питер Ласлетт , который работал в Кембриджской группе по истории населения и социальной структуры, использовал методы Ле Плей в конце 1960-х годов для изучения семейных структур на основе данных переписи населения и передачи собственности, описывая, в частности, нуклеарную структуру семьи, которую Ле Плей имел. не работал. [4]
Примерно в то же время во Франции ученые-историки права, занимающиеся обычным правом, были первыми, кто повторно применил методы Ле Плая в научных исследованиях. [5] В начале 1970-х годов к этому направлению присоединилось все большее число этнологов и историков, особенно представителей школы исторической антропологии : Андре Бургьер, Эммануэль Ле Руа Ладюри . [6] В книге 1989 года, ставшей справочником в своей области, [7] этнолог Жорж Огюстенс изменил классификацию семейных типов Ле Плей. [8]
Некоторые социологи вновь открыли для себя работу Ле Плей с конца 1960-х годов, преодолев общее мнение, что взгляды Ле Плей были слишком консервативными. [9] особенно Пол Лазарсфельд , Антуан Савой и Бернар Калаора. [10]
В конце 1970-х годов историк и демограф Эммануэль Тодд , ученик Эммануэля Ле Руа Ладюри и Питера Ласлетта, был поражен географическим сходством между ареалом распространения коммунитарной семейной системы (патриархальной семьи по словам Ле Плей) и регионы, где коммунизм стал доминировать в 20 веке. Он переработал исследование семейных структур Ле Плей и опубликовал ряд широко разрекламированных книг, устанавливающих связь между традиционными семейными структурами и великими идеологическими и общественными движениями в европейской истории (религиозный и политический выбор, экономическое развитие...). [11]
Работает
[ редактировать ]- (1843) «О производстве стали в Йоркшире» Annale des Mines , 4-я серия, том III, стр. 195 и след. (связано со следующим:)
- (1846) Мемуары о производстве, торговле и использовании стальных утюгов в Северной Европе .
- (1864). Социальная реформа .
- (1871). Семейная организация .
- (1875). Конституция Англии . (совместно с М. Делером)
В английском переводе
- (1872). Организация труда в соответствии с обычаями и законом декалога. Филадельфия: Клэкстон, Ремсен и Хаффельфингер.
- (1962). «Домашнее хозяйство». В: Парсонс, Талкотт и др. , редакторы журнала «Теории общества». Свободная пресса Glencoe, Inc.
- (1982). Фредерик Ле Плей о семье, работе и социальных изменениях . Сильвер, Кэтрин Бодар, редактор и переводчик издательства Чикагского университета.
- (2004). «Социальная реформа во Франции». В: Блюм, Кристофер Олаф, редактор и переводчик, Критики Просвещения . Уилмингтон, Делавэр: ISI Books, стр. 197–258.
- (2020). «Социальная реформа во Франции». В: Блюм, Кристофер О., редактор и переводчик, Критики Просвещения . Провиденс, Род-Айленд: Cluny Media, стр. 103–149.
Галерея
[ редактировать ]-
Статуя Фредерика Ле Плая работы Андре-Жозефа Аллара в Люксембургском саду (Париж, 1906 г.).
-
«Игра» Л. Руссо, 1879 г.
-
Бюст Фредерика Ле Плая работы Чапу, 1869 год.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Парижская горная школа
- ^ Jump up to: а б с д и Блюм, Кристофер О. (2020). Критики Просвещения . Провиденс, Род-Айленд: Cluny Media. стр. XIX – XXII. ISBN 978-1952826160 .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ П.Ласлетт, Р.Уолл (режиссер), Домохозяйство и семья в прошлом времени, Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1972.
- ^ См.: Жан Ивер, Очерк обычной географии. Равенство наследников и исключение одаренных детей , Париж, Сирей, 1966 год; или того же автора: «Оригинальные характеры группы обычаев в Западной Франции», Revue historique de droit français et Tourisme , 1952, № 1, с. 18-79 или Жан-Луи Гальперен, L'impossible Civil Code , Париж, PUF, 1992 г., или того же автора: История французского частного права с 1804 г., Париж, PUF, 1996 г., переиздание 2001 г.; или социальный антрополог, специализирующийся в области права Луи Ассье-Андрие: «Le Play et la critique du droit», Sociétés. Журнал гуманитарных и социальных наук , № 23, май 1989 г., с. 30-34
- ^ Андре Бургьер, «Историки Франции в плену антропологии», Ethnologie française 2007/HS (Том 37), стр. 99-102
- ^ Ален Колломп, «Семейные системы в Европе: интерес моделей». L’Homme, 1997, том 37, № 142. с. 99.
- ^ Жорж Огюстен, «Как увековечить себя? Становление родословных и судеб наследия в европейском крестьянстве», Нантер, Общество этнологии, 1989, 433 страницы ( ISBN 2901161367 )
- ^ Летиция Герлен, Закон и общество в 19 веке. Леплейзианцы и источники права (1881–1914), Бордо, Université Montesquieu Bordeaux IV (докторская диссертация по праву), 2011, 664 стр.
- ^ Антуан Савой, «Продолжители Le Play на рубеже веков», Revue française de социологии, vol. 22 (Французские социологии на рубеже веков. Конкуренты группы Дюркгейма. Исследования Филиппа Беснара), март 1981 г., с. 315-344} [1] .
- ^ Третья планета (1983, переведено на английский язык в 1985 году как: Объяснение идеологии: структура семьи и социальная система); L’Enfance du monde (1984, переведено на английский в 1987 году как: Причины прогресса: культура, авторитет и перемены); «Изобретение Европы» (1990); Судьба иммигрантов (1994).
Источники
[ редактировать ]- Брук, Майкл З. (1970). Ле Плей, инженер и социолог: жизнь и творчество Фредерика Ле Плей . Харлоу Великобритания: Лонгманс.
- Гербертсон, Фанни Луиза Доротея (1950). Жизнь Фредерика Ле Плей, Ледбери, Херефордшир: Le Play House Press.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Le Play, Пьер Гийом Фредерик ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 479. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бобер, С.Х. (1962). «Общество Le Play и полевая работа», География 47 (3), стр. 225–240.
- Бом, Роберт (1997). «Возвращение к ультра-роялизму», Modern Age 39 (3), стр. 290–322.
- Хили, Мэри Эдвард (1947). «Вклад Ле Плей в социологию: его метод», The American Catholic Sociological Review 8 (2), стр. 97–110.
- Гербертсон, Дороти (1920). «Le Play и социальные науки», The Sociological Review 12 (2), стр. 108–110.
- Хиггс, Генри (1890). «Фредерик Ле Плей», Ежеквартальный экономический журнал 4 (4), стр. 408–433.
- Питт, Алан (1998). «Фредерик Ле Плей и семья: патернализм и свобода во французских дебатах 1870-х годов», French History 12 (1), стр. 67–89.
- Русье, Поль Де (1894). «La Science Sociale», Анналы Американской академии политических и социальных наук 4 (4), стр. 128–154.
- Сорокин, Питирим А. (1928). «Школа Фредерика Ле Плей». В: Современные социологические теории, Нью-Йорк: Харпер, стр. 63–98.
- Суинни, С.Х. (1921). «Социологические школы Конта и Ле Плей», Социологическое обозрение 13 (2), стр. 68–74.
- Циммерман, Карл Кларк (1935). «Теории игры». В: Семья и общество. Нью-Йорк: Компания Д. Ван Ностранд, Инк., с. 71.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
