В год Господень
Термины anno Domini ( н.э. ) и до Рождества Христова ( до н.э. ) [а] используются при обозначении лет по юлианскому и григорианскому календарям . Термин anno Domini на средневековой латыни означает «в год Господень». [1] но часто используется «Господь наш» вместо «Господь», [2] [3] взято из полной оригинальной фразы « anno Domini nostri Jesu Christi », что переводится как «в год Господа нашего Иисуса Христа ». Форма «BC» характерна для английского языка , и эквивалентные сокращения используются в других языках: латинская форма, редко используемая в английском языке, — ante Christum natum (ACN) или ante Christum (AC).
Эта календарная эра основана на традиционно отсчитываемом году зачатия или рождения Иисуса , при этом годы нашей эры отсчитываются от начала этой эпохи , а до нашей эры обозначаются годы до начала эры. нет нулевого года В этой схеме ; таким образом, год 1 нашей эры следует сразу за годом 1 до нашей эры . Эта система датировки была разработана в 525 году Дионисием Эксигусом, но широко не использовалась до 9 века. [4] [5]
Терминология, которую некоторые считают более нейтральной и охватывающей нехристиан, заключается в том, чтобы назвать эту эпоху « Нашей Эрой» (сокращенно CE), а предыдущие годы называются «До нашей эры» (BCE). В нумерации астрономических лет и ISO 8601 избегаются слова или сокращения, связанные с христианством, но используются те же числа для лет нашей эры (но не для лет до нашей эры в случае астрономических лет; например, 1 до н.э. - это год 0, 45 до н.э. - это год -44). .
Использование
[ редактировать ]Традиционно английский язык следует латинскому использованию, помещая аббревиатуру «AD» перед номером года, хотя она также встречается после года. [6] Напротив, «BC» всегда ставится после номера года (например: 70 г. до н. э., но 70 г. н. э.), что сохраняет синтаксический порядок. Аббревиатура «н.э.» также широко используется после числа столетия или тысячелетия , например, «четвертый век нашей эры» или «второе тысячелетие нашей эры» (хотя раньше консервативное использование отвергало такие выражения). [7] Поскольку «BC» — это английское сокращение слова « До Рождества Христова» , иногда ошибочно делают вывод, что AD означает «После смерти » (т. е. после смерти Иисуса), что означало бы, что примерно 33 года, обычно ассоциируемые с жизнью Иисуса. сюда будут включены ни во временных масштабах до н.э., ни в н.э. [8]
История
[ редактировать ]Система датирования anno Domini была разработана в 525 году Дионисием Экзигусом для подсчета лет в его пасхальной таблице . Его система должна была заменить эпоху Диоклетиана , которая использовалась в старых пасхальных таблицах , поскольку он не хотел продолжать память о тиране, преследовавшим христиан . [9] За последним годом старой таблицы, Diocletian Anno Martyrium 247, сразу же следовал первый год его таблицы, anno Domini 532. Когда Дионисий разработал свою таблицу, годы по юлианскому календарю определялись путем именования консулов, занимавших эту должность в этом году — Дионисий. сам заявил, что «нынешний год» был «консульством Проба Младшего », то есть 525 лет «со дня воплощения Господа нашего Иисуса Христа». [10] Таким образом, Дионисий подразумевал, что воплощение Иисуса произошло на 525 лет раньше, не указав конкретный год, в котором произошло его рождение или зачатие. «Однако нигде в изложении своей таблицы Дионисий не связывает свою эпоху с какой-либо другой системой датировки, будь то консульство, Олимпиада , год мира или год правления Августа; тем более он не объясняет или не оправдывает основную дату». [11]
Бонни Дж. Блэкберн и Леофранк Холфорд-Стривенс кратко представляют аргументы в пользу того, что 2 г. до н. э., 1 г. до н. э. или 1 г. н. э. как год, предназначенный Дионисием для Рождества или воплощения . Среди источников путаницы можно назвать: [5]
- В наше время воплощение является синонимом зачатия, но некоторые древние писатели, например Беда , считали воплощение синонимом Рождества.
- Гражданский или консульский год начался 1 января, но год Диоклетиана начался 29 августа (30 августа в году, предшествующем юлианскому високосному году).
- В списках консулов были неточности.
- Были путаные итоги годов правления императоров.
Неизвестно, как Дионисий установил год рождения Иисуса. Одна из основных теорий состоит в том, что Дионисий основывал свои расчеты на Евангелии от Луки , в котором говорится, что Иисусу было «около тридцати лет» вскоре после «пятнадцатого года правления Тиберия Цезаря», и, следовательно, вычитал тридцать лет из этой даты, или что Дионисий отсчитал 532 года назад от первого года своего нового стола. [12] [13] [14] Этот метод, вероятно, использовался древними историками, такими как Тертуллиан , Евсевий или Епифаний , все из которых согласны с тем, что Иисус родился во 2 г. до н.э. [15] вероятно, следуя этому заявлению о возрасте Иисуса (т.е. вычитая тридцать лет из 29 г. н.э.). [16] Альтернативно, Дионисий мог использовать ранее неизвестный источник. В Хронографе 354 года говорится, что Иисус родился во время консульства Цезаря и Павла (1 год нашей эры), но логика этого также неизвестна. [17]
Об этом также предположил Жорж Деклерк. [18] что желание Дионисия заменить годы Диоклетиана календарем, основанным на воплощении Христа, имело целью помешать людям поверить в скорый конец света . В то время некоторые считали, что воскресение мертвых и конец света произойдет через 500 лет после рождения Иисуса. Старый календарь Anno Mundi теоретически начался с сотворения мира на основе информации Ветхого Завета . Считалось, что согласно календарю Anno Mundi Иисус родился в 5500 году (5500 лет после сотворения мира), а 6000 год по календарю Anno Mundi ознаменовал конец света. [19] [14] Таким образом, Anno Mundi 6000 (приблизительно 500 г. н.э.) приравнивался к концу света. [18] но эта дата уже прошла во времена Дионисия.В « Historia Brittonum », приписываемой Неннию, написанной в 9 веке, широко используется широко используемая система датирования Anno Passionis (AP), а также более новая система датирования нашей эры. Система знакомств AP берет свое начало с «Года страсти». Эксперты общепринято считать, что между эталонами AP и AD существует 27-летняя разница. [20]
Дата рождения Иисуса из Назарета не указана ни в Евангелиях, ни в каких-либо светских текстах, но большинство ученых предполагают дату рождения между 6 и 4 г. до н. э. [21] Исторические свидетельства слишком фрагментарны, чтобы можно было провести точную датировку. [22] но дата оценивается с помощью двух разных подходов: один - путем анализа ссылок на известные исторические события, упомянутые в повествованиях о Рождестве в Евангелиях от Луки и Матфея, а второй - путем работы в обратном направлении от оценки начала служения Иисуса . [23] [24]
Популяризация
[ редактировать ]Англосаксонский Истории историк Беда , который был знаком с работами Дионисия Эксигуса, использовал датировку anno Domini в своей «Церковной истории английского народа» , которую он завершил в 731 году нашей эры. В « » он также использовал латинскую фразу ante [.. .] incarnationis dominicae tempus anno sexagesimo («в шестидесятом году до времени воплощения Господа»), что эквивалентно английскому «до Христа», чтобы обозначить годы до первого года этой эры. [25] И Дионисий, и Беда считали, что anno Domini начинается с воплощения Иисуса Христа , но «различие между Воплощением и Рождеством не проводилось до конца IX века, когда в некоторых местах эпоха Воплощения отождествлялась с зачатием Христа, т. е. с Благовещением. 25 марта» (датировка «Благовещенский стиль»). [26]
На европейском континенте anno Domini был представлен как эпоха Каролингского Возрождения английским священнослужителем и ученым Алкуином в конце восьмого века. Ее поддержка императором Карлом Великим и его преемниками, популяризировавшими использование эпохи и распространившими ее по всей Каролингской империи , в конечном итоге лежит в основе распространенности системы. Согласно Католической энциклопедии , папы продолжали датировать документы в соответствии с годами правления в течение некоторого времени, но использование нашей эры постепенно стало более распространенным в католических странах с 11 по 14 века. [27] В 1422 году Португалия стала последней западноевропейской страной, перешедшей на систему, начатую Дионисием. [28] Восточно-православные страны начали принимать AD вместо византийского календаря только в 1700 году, когда это сделала Россия, а другие приняли его в 19 и 20 веках.
Хотя anno Domini широко использовался в 9 веке, термин «До Рождества Христова» (или его эквивалент) стал обычным явлением намного позже. Беда дважды использовал выражение «anno [...] ante incarnationem Dominicam» (за год до воплощения Господа). «Anno ante Christi nativitatem» (за год до Рождества Христова) встречается в 1474 году в произведении немецкого монаха. [б] В 1627 году французский -иезуит богослов Дени Петау (Дионисий Петавиус на латыни) в своей работе De doctrina temporum популяризировал использование ante Christum (на латыни «До Рождества Христова») для обозначения лет, предшествовавших нашей эры. [29] [30] [31]
Новый год
[ редактировать ]Когда отсчет от воплощения Иисуса начал заменять предыдущие системы датирования в Западной Европе, разные люди выбрали разные христианские праздники для начала года: Рождество, Благовещение или Пасху. Таким образом, в зависимости от времени и места номер года менялся в разные дни года, что создавало несколько разные стили в хронологии: [32]
- С 25 марта 753 г. АУК (сегодня в 1 г. до н. э.), т. е. условно от воплощения Иисуса. Этот первый «стиль Благовещения» появился в Арле в конце 9 века, затем распространился на Бургундию и северную Италию. Он не получил широкого распространения и назывался Calculus pisanus , поскольку был принят в Пизе и просуществовал там до 1750 года.
- С 25 декабря 753 г. АУК (сегодня в 1 г. до н. э.), т. е. условно от рождения Иисуса. Он назывался «стилем Рождества» и был распространен Бедой вместе с anno Domini в раннем средневековье. Это исчисление Года Благодати от Рождества использовалось во Франции, Англии и большей части Западной Европы (за исключением Испании) до XII века (когда оно было заменено стилем Благовещения) и в Германии до второй четверти XIII века.
- С 25 марта 754 г. AUC (сегодня в 1 г. н.э.). Этот второй «стиль Благовещения», возможно, зародился в аббатстве Флери в начале 11 века, но был распространен цистерцианцами. Флоренция приняла этот стиль в отличие от стиля Пизы, поэтому он получил название Calculus florentinus . Вскоре он распространился во Франции, а также в Англии, где стал обычным явлением в конце XII века и просуществовал до 1752 года.
- С Пасхи, начиная с 754 года AUC (1 год нашей эры). Этот mos Gallicanus (французский обычай), связанный с передвижным праздником, был введен во Франции королем Филиппом Августом (годы правления 1180–1223), возможно, для того, чтобы установить новый стиль в провинциях, отвоеванных у Англии. Однако оно никогда не выходило за пределы правящей элиты.
При таком разнообразии стилей один и тот же день в некоторых случаях мог быть датирован 1099, 1100 или 1101 годом.
Другие христианские и европейские эпохи
[ редактировать ]В течение первых шести столетий того, что впоследствии стало известно как христианская эра, европейские страны использовали различные системы отсчета лет. Используемые системы включали консульское датирование , датирование года императорского царствования и датирование сотворения мира .
Хотя последний неимперский консул, Василий , был назначен в 541 году императором Юстинианом I , более поздние императоры вплоть до Константа II (641–668) были назначены консулами первого января после своего воцарения. Все эти императоры, за исключением Юстиниана, использовали имперские постконсульские годы как годы своего правления, а также годы своего правления. [33] Эта практика, долгое время не использовавшаяся, не была официально отменена до тех пор, пока Novell XCIV свода законов Льва VI не сделал этого в 888 году.
Другой расчет был разработан александрийским монахом Аннианом примерно в 400 году нашей эры, согласно которому Благовещение приходится на 25 марта 9 года нашей эры (по юлианскому календарю) - на восемь-десять лет позже даты, которую предполагал Дионисий. Хотя это воплощение было популярно в первые века существования Византийской империи , годы, отсчитываемые от него, Эры воплощения , использовались исключительно и до сих пор используются в Эфиопии . Этим и объясняется семи- или восьмилетнее расхождение между григорианским и эфиопским календарями .
Византийские летописцы, такие как Максим Исповедник , Георгий Синцелл и Феофан, Аннианом отсчитывали свои годы от сотворения мира . Эта эра, названная современными учеными Anno Mundi , «годом мира» (сокращенно AM), началась в первый год 25 марта 5492 года до нашей эры. Более поздние византийские летописцы использовали Anno Mundi за годы, начиная с 1 сентября 5509 г. до н.э., византийской эпохи . Ни одна эпоха Anno Mundi не была доминирующей во всем христианском мире . Евсевий Кесарийский в своей «Хронике» использовал эпоху, начинающуюся с рождения Авраама , датированную 2016 годом до нашей эры (1 год нашей эры = 2017 год Анно Авраами). [34]
Испания и Португалия продолжали датироваться испанской эрой (также называемой эрой цезарей ), отсчет которой начался с 38 г. до н.э., то есть вплоть до средневековья. В 1422 году Португалия стала последней католической страной, принявшей систему anno Domini . [27]
«Эра мучеников» , насчитывающая годы со времени воцарения Диоклетиана в 284 году, начавшего жесточайшие гонения на христиан , использовалась Александрийской церковью и до сих пор официально используется Коптской православной и коптско-католической церквями. Его также использовали эфиопские и эритрейские церкви. Другая система возникла от распятия Иисуса , которое, как считалось, произошло еще во времена Ипполита и Тертуллиана в консульстве Близнецов (29 г. н.э.), которое появляется в некоторых средневековых рукописях.
н.э. и до н.э.
[ редактировать ]Альтернативные названия эпохи anno Domini включают vulgaris aerae (найден в 1615 году на латыни), [35] «Вульгарная эра» (на английском языке, еще в 1635 г.), [36] [с] «Христианская эра» (на английском языке, 1652 г.), [37] « Наша Эра » (на английском языке, 1708 г.), [38] и «Текущая эпоха». [39] С 1856 года [40] альтернативные сокращения CE и BCE (иногда пишутся CE и BCE) иногда используются вместо AD и BC.
Терминологию «Нашей/Текущей Эры» («CE») часто предпочитают те, кто хочет получить термин, который не содержит явных религиозных отсылок, но при этом использует ту же эпоху, что и нотация anno Domini . [41] [42] Например, Каннингем и Старр (1998) пишут, что «до н.э./н.э. […] не предполагают веры во Христа и, следовательно, более подходят для межконфессионального диалога , чем обычные до н.э./н.э.» [43] После своего основания Китайская Республика приняла эпоху Минго , но использовала западный календарь в международных целях. В переводе термин был 西西元 ( си юань ; «Западная эра»). Позже, в 1949 году, Китайская Народная Республика приняла 公元 ( gōngyuán ; «Наша Эра») для всех целей внутри страны и за рубежом.
Нет нулевого года: начало и конец века
[ редактировать ]В системе нумерации лет нашей эры, независимо от того, применяется ли она к юлианскому или григорианскому календарю , 1 году нашей эры непосредственно предшествует 1 год до нашей эры, и между ними ничего нет ( нулевого года не было ). Ведутся споры о том, начинается ли новое десятилетие, столетие или тысячелетие с года, заканчивающегося нулем или единицей. [4]
По вычислительным причинам нумерация астрономических лет и стандарт ISO 8601 обозначают годы так, что 1 н.э. = год 1, 1 г. до н.э. = год 0, 2 г. до н.э. = год -1 и т. д. [д] Обычно древние даты выражаются в юлианском календаре, но в ISO 8601 используется григорианский календарь, и астрономы могут использовать различные шкалы времени в зависимости от приложения. Таким образом, даты, в которых используется год 0 или отрицательные годы, могут потребовать дальнейшего изучения перед преобразованием в BC или AD.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Слова anno и before часто пишутся с заглавной буквы, но некоторые считают это неправильным и либо не упоминаются в основных словарях, либо указаны только как альтернатива. [ нужна ссылка ]
- ^ Вернер Ролевинк в Fasciculus temporum (1474) использовал Anno ante xpi nativitatem (за год до рождения Христа) для всех лет между творением и Иисусом. «xpi» происходит от греческого χρ ( chr ) визуально латинскими буквами вместе с латинским окончанием -i, таким образом сокращая Christi («Христа»). Эта фраза появляется в перевернутом виде в центре лицевой стороны листа (правые страницы). От Иисуса до Папы Сикста IV он обычно использовал Anno Christi или его сокращенную форму Anno xpi (на оборотной стороне листов — левые страницы). Он использовал Anno mundi наряду со всеми этими терминами на протяжении всех лет.
- ↑ Слово «вульгарный» первоначально означало «из простых людей», в отличие от даты царствования (годы после коронации монарха).
- ^ Чтобы преобразовать год до нашей эры в астрономическую нумерацию лет , уменьшите абсолютное значение года на 1 и поставьте перед ним отрицательный знак (если результат не равен нулю). Для лет нашей эры опустите AD и поставьте перед числом знак плюса (знак плюса необязателен, если из контекста ясно, что год находится после года 0). [44]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Анно Домини» . Мерриам Вебстер Интернет-словарь . Проверено 9 мая 2024 г.
Этимология: средневековая латынь, год Господень.
- ^ «Анно Домини» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 4 октября 2011 г.
- ^ Блэкберн и Холфорд-Стривенс 2003 , с. AD означает anno Domini , «в год (Нашего) Господа » 782 « поскольку
- ^ Перейти обратно: а б Терези, Дик (июль 1997 г.). «Ноль» . Атлантика . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года.
- ^ Перейти обратно: а б Блэкберн и Холфорд-Стривенс 2003 , стр. 778–79.
- ^ Чикагское руководство по стилю , 2010 г., стр. 476–7; Гольдштейн 2007, с. 6.
- ^ Чикагское руководство по стилю , 1993, стр. 304.
- ^ Райан 2000 , с. 15.
- ^ Блэкберн и Холфорд-Стривенс 2003 , с. 767.
- ^ Девятнадцатилетний цикл « Введение и первый аргумент» Дионисия.
- ^ Блэкберн и Холфорд-Стривенс 2003 , с. 778.
- ^ Терес, Густав (октябрь 1984 г.). «Вычисления времени и Дионисий Exiguus». Журнал истории астрономии . 15 (3): 177–88. Бибкод : 1984JHA....15..177T . дои : 10.1177/002182868401500302 . S2CID 117094612 .
- ^ Тондеринг, Клаус, « Часто задаваемые вопросы по календарю: подсчет лет ». Архивировано 24 сентября 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Мосшаммер, Олден А. (2009). Пасхальный расчет и истоки христианской эры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 254, 270, 328, 333, 345–47. ISBN 978-0191562365 .
- ^ Бейер, Дэвид (1998). «Пересмотр Иосифа: разгадка двадцать второго года Тиберия» . В Вардамане, Джерри (ред.). Хронос, Кайрос, Христос II: хронологические, рождественские и религиозные исследования памяти Рэя Саммерса . Издательство Университета Мерсера. стр. 85–96. ISBN 978-0-86554-582-3 .
- ^ Финеган, Джек (2015). Справочник библейской хронологии . Издательство Хендриксон. п. 345. ИСБН 978-1-61970-641-5 .
- ^ Мосшаммер, Олден А. (2009). Пасхальный расчет и истоки христианской эры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 319–56. ISBN 978-0191562365 .
- ^ Перейти обратно: а б Деклерк, Жорж (2000). «Anno Domini. Истоки христианской эры» Тюрнхаут, Бельгия, [ нужна страница ]
- ^ Вальраф, Мартин: Юлий Африканский и мировые христианские хроники. Уолтер де Грюйтер, 2006 г.
- ^ Холсолл, Гай (2013). Миры Артура: факты и вымыслы темных веков . Издательство Оксфордского университета, стр. 194–200.
- ^ Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Иисус вспомнил . Издательство Эрдманс. п. 324 .
- ^ Доггетт 1992, стр. 579: «Хотя ученые обычно полагают, что Христос родился за несколько лет до 1 года нашей эры, исторические свидетельства слишком отрывочны, чтобы можно было провести точную датировку».
- ^ Пол Л. Майер «Дата Рождества и хронология Иисуса» в Chronos, kairos, Christos: исследования рождения и хронологии Джерри Вардамана, Эдвина М. Ямаути, 1989 г. ISBN 0-931464-50-1 стр. 113–29.
- ↑ История Нового Завета Ричарда Л. Нисвонгера, 1992 г. ISBN 0-310-31201-9 стр. 121–24.
- ↑ Беда 731, Книга 1, Глава 2, первое предложение.
- ^ Блэкберн и Холфорд-Стривенс 2003 , с. 881.
- ^ Перейти обратно: а б Патрик, 1908 год.
- ^ «Общая хронология» . Католическая энциклопедия Нового Адвента . Том. III. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . 1908 год . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ Сталь, Дункан (2000). Отмечая время: эпический квест по созданию идеального календаря . Уайли. п. 114. ИСБН 978-0-471-29827-4 . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ Хант, Линн Эйвери (2008). Измерение времени, творение истории . Издательство Центральноевропейского университета. п. 33. ISBN 978-963-9776-14-2 . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ Петау, Денис (1758). найдите «ante Christum» в переиздании 1748 года сокращения 1633 года под названием Rationarium temporum Дени Петау . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ Ч.Р. Чейни , Справочник дат, для студентов, изучающих британскую историю. Архивировано 5 декабря 2015 г. в Wayback Machine , Cambridge University Press, 1945–2000, стр. 8–14.
- ^ Роджер С. Бэгналл и Клаас А. Ворп , Хронологические системы Византийского Египта. Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine , Лейден, Брилл, 2004 г. [ нужна страница ]
- ^ Альфред фон Гучмид, Маленькие сочинения , Ф. Рюль, Лейпциг, 1889, с. 433.
- ^ Иоганн Кеплер (1615 г.). Эклоги хроник Джона Кеплера: из посланий некоторых ученых мужей и их бесед, в которых рассматриваются самые благородные времена: 1. Ирода и Иродиады, 2. крещения и служения Христа не более 2 1/4 лет, 3. о страстях, смерти и воскресении Дан. № Иисуса Христа, в обычный 31-й год нашей эры, а не, как общеизвестно, 33-й, 4-й год Иудейской войны, когда он был похоронен вместе с еврейской синагогой в Иерусалиме и Храме и был взят Ветхий Завет прочь. Среди прочего, комментарий к самому малоизвестному отрывку Епифания, касающемуся цикла древних евреев (на латыни). Франкфурт: Тампач. OCLC 62188677 .
в год нашей общей эры
- ^ Кеплер, Иоганн; Влак, Адриан (1635). Эфемериды небесных движений за годы вульгарной эры 1633 года... Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Слитер, Роберт (1652). Небесное стекло, или Эфемериды для 1652 года христианской эры, являющегося биссекстилем или високосным годом: содержащее лунации, движения планет, конфигурации и затмения текущего года...: со многими другими вещами, очень восхитительными и необходимыми для самые разные люди: точно рассчитаны и составлены для... Рочестера . Лондон: Отпечатано для компании канцелярских товаров.
- ^ История произведений ученых . Том. 10. Лондон: Отпечатано для Х. Роудса. 1708. с. 513 . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ «История иудаизма 63–1086 гг. До н.э.» . Команда Би-би-си . Би-би-си. 8 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 18 мая 2011 г.
Год 1: н.э. – То, что сегодня называют «Нынешней эрой», традиционно начинается с рождения еврейского учителя по имени Иисус. Его последователи пришли к убеждению, что он был обещанным Мессией, а затем откололись от иудаизма и основали христианство.
- ^ Рафалл, Моррис Джейкоб (1856). Постбиблейская история евреев . Мосс и Брат . Проверено 18 мая 2011 г.
н.э. до н.э.
Термин «наша эра» в этой книге не встречается; термин «христианская эра» [строчными буквами] действительно встречается несколько раз. Нигде в книге аббревиатура не поясняется и не расширяется напрямую. - ^ Робинсон, бакалавр (20 апреля 2009 г.). «Обоснование использования букв «CE» и «BCE» для определения дат. Тенденции» . ReligiousTolerance.org . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года.
- ^ Сафайр, Уильям (17 августа 1997 г.). «О языке: до н.э./н.э. или до н.э./н.э.?» . Журнал «Нью-Йорк Таймс» . Архивировано из оригинала 12 июня 2013 года.
- ^ Каннингем, Филип А., изд. (2004). Размышляя о Страстях: что поставлено на карту для христиан и евреев? . Лэнхэм, Мэриленд [ua]: Rowman & Littlefield . п. 193. ИСБН 978-0742532182 .
- ^ Доггетт, 1992, с. 579
Источники
[ редактировать ]- Абате, Фрэнк Р., изд. (1997). Оксфордский карманный словарь и тезаурус . Американский. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513097-9 .
- Гольдштейн, Норм, изд. (2007). Книга стилей Associated Press . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-00489-8 .
- Беда. (731). Церковная история английской нации. Архивировано 9 ноября 2020 года в Wayback Machine. Проверено 7 декабря 2007 г.
- Чикагское руководство по стилю (2-е изд.). Чикагский университет. 1993. ISBN 0-226-10389-7 .
- Чикагское руководство по стилю (16-е изд.). Чикагский университет. 2010. ISBN 978-0-226-10420-1 .
- Блэкберн, Бонни ; Холфорд-Стривенс, Леофранк (2003). Оксфордский компаньон года: исследование календарных обычаев и исчисления времени . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-214231-3 . Исправленная перепечатка оригинального издания 1999 года.
- Каннингем, Филип А.; Старр, Артур Ф. (1998). Делимся шаломом: процесс местного межконфессионального диалога между христианами и евреями . Паулист Пресс. ISBN 0-8091-3835-2 .
- Деклерк, Жорж (2000). Anno Domini: истоки христианской эпохи . Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 2-503-51050-7 . (несмотря на то, что оно начинается с 2, это английский)
- Деклерк, Г. «Дионисий Меньший и начало христианской эры». Священное обучение 41 (2002): 165–246. Аннотированная версия части Anno Domini .
- Доггетт. (1992). «Календари». Архивировано 8 декабря 2019 года в Wayback Machine (гл. 12), в П. Кеннете Зайдельманне (ред.), Пояснительное приложение к астрономическому альманаху. Саусалито, Калифорния: Университетские научные книги. ISBN 0-935702-68-7 .
- Патрик, Дж. (1908). «Общая хронология». Архивировано 25 января 2021 года в Wayback Machine . В Католической энциклопедии . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Получено 16 июля 2008 г. из New Advent: Католическая энциклопедия: Общая хронология. Архивировано 25 января 2021 г. в Wayback Machine.
- Ричардс, Э.Г. (2000). Время картирования . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-286205-7 .
- Риггс, Джон (январь 2003 г.). «Что случилось с BC и AD и почему?» . Объединенные церковные новости. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 19 декабря 2005 г.
- Райан, Дональд П. (2000). Полный путеводитель идиота по библейским тайнам . Альфа Книги. п. 15 . ISBN 0-02-863831-Х .
должно означать, что после смерти это не так.