МББ/Кавасаки БК 117
БК 117 | |
---|---|
![]() BK 117 немецкой полиции | |
Общая информация | |
Тип | Коммунальные услуги/транспорт |
Национальное происхождение | Германия / Япония |
Производитель | Мессершмитт-Бельков-Блом (MBB)/ Kawasaki Heavy Industries |
Статус | В производстве |
Основные пользователи | ДРФ |
История | |
Изготовлено | 1979 – настоящее время |
Дата введения | 9 декабря 1982 г. |
Первый полет | 13 июня 1979 г. |
Развитый в | Еврокоптер EC145 |
MBB /Kawasaki BK 117 — легкий двухмоторный многоцелевой транспортный вертолет . Он был совместно разработан и изготовлен компаниями Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) в Германии и Kawasaki в Японии . Позже MBB была куплена Daimler-Benz и в конечном итоге стала частью Eurocopter , которая позже была переименована в Airbus Helicopters .
25 февраля 1977 года MBB и Kawasaki подписали соглашение о сотрудничестве, отказавшись от своих независимых усилий по проектированию двухмоторных вертолетов общего назначения в пользу совместного предприятия по разработке нового винтокрылого аппарата для этой цели. Хотя расходы на программу были разделены поровну, работа была разделена на определенные области проекта. MBB использовала свой опыт работы с системой жесткого несущего винта, использовавшейся на более раннем Bo 105, для разработки большинства динамических систем и средств управления полетом, в то время как Kawasaki сосредоточилась на планере, элементах конструкции и различных других компонентах. 13 июня 1979 года летающий прототип MBB совершил свой первый полет в Оттобрунне , Бавария , Германия; несколько месяцев спустя за ним последовал прототип Kawasaki в Гифу , регион Тюбу , Япония, 10 августа 1979 года.
Каждая компания создала собственную линию окончательной сборки, производя BK 117 для своих регионов. BK 117 зарекомендовал себя для пассажирских перевозок и VIP-перевозок, салон может быть оснащен различной конфигурацией сидений, вмещая от семи до десяти пассажиров. Он также используется для различных операций, таких как работа с воздушным краном и стропами, правоохранительные органы и военный транспорт , и является исключительной в качестве санитарной воздушной и поисково-спасательной платформы. усовершенствованная модификация, первоначально продававшаяся как BK 117 C-2 , а затем переименованная в EC 145 , а затем в H145 В 1990-е годы, из-за своей популярности, на основе версии BK 117 C-1 была разработана ; эта улучшенная версия винтокрылого аппарата с тех пор пришла на смену оригинальному BK 117 в производстве.
Оригинальный BK 117, Eurocopter EC 145 и Airbus Helicopters H145 обычно считаются принадлежащими к одному дизайнерскому семейству, несмотря на разный маркетинг и названия.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]

По словам авиационного автора Дж. Мака. McCellan, BK 117 берет свое начало от более ранней винтокрылой машины, разработанной и произведенной немецким аэрокосмическим производителем Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), MBB Bo 105 . [ 1 ] В этом вертолете, который имел коммерческий успех, использовался революционный бесшарнирный несущий винт из стекловолокна , разработанный немецким инженером Людвигом Бёлковым . Завоевав репутацию надежного и безопасного самолета, в начале 1970-х годов MBB вместе с одним из своих основных акционеров , компанией Boeing Vertol , начали изучать варианты производства увеличенной модификации типа, которая будет сопровождать Bo 105. [ 2 ] Однако вскоре Boeing вышла из предприятия, что привело к тому, что MBB начал искать другого партнера; это было найдено в форме японской компании Kawasaki Heavy Industries . [ 3 ]
25 февраля 1977 года MBB и Kawasaki подписали соглашение о сотрудничестве в разработке новой винтокрылой машины. По условиям этого соглашения две корпорации объединили свои ранее отдельные проекты по производству двухмоторных вертолетов общего назначения: Bo 107 от MBB и KH-7 от Kawasaki. [ 4 ] Все частные затраты на разработку были поровну разделены между двумя партнерами; В ноябре 1977 года программа получила огромный импульс, когда правительство Западной Германии объявило, что оно профинансирует половину затрат на разработку. [ 5 ] К апрелю 1978 года исследования по определению проекта были завершены, что позволило совместному предприятию приступить к этапу детального проектирования. [ 5 ]
За каждой компанией были закреплены отдельные элементы дизайна; MBB отвечала за разработку несущих винтов (они были основаны на системе жесткого несущего винта, ранее использовавшейся на Bo 105 MBB ), хвостовой балки, органов управления полетом и гидравлической системы, в то время как Kawasaki взяла на себя разработку шасси , планера , главной трансмиссии, электрической системы и другого. второстепенные компоненты. [ 3 ] немецкий автомобилей производитель BMW . Консультантом по стилю BK 117 выступил [ 5 ] В соответствии с соглашением каждая компания создала собственную линию окончательной сборки этого типа, на которой они будут производить винтокрылые машины для удовлетворения спроса на своих местных рынках. [ 6 ] [ 3 ]
Первоначально каждая компания намеревалась построить пару прототипов (на самом деле Kawasaki решила построить только один прототип), которые должны были быть завершены к 1979 году; один для летных испытаний, а остальные для испытаний на привязку и статических испытаний. 13 июня 1979 года летающий прототип MBB совершил свой первый полет в Оттобрунне , Бавария , Германия; несколько месяцев спустя за ним последовал прототип Kawasaki в Гифу , регион Тюбу , Япония, 10 августа 1979 года. [ 6 ] [ 5 ] Темпы разработки программы были медленнее, чем ожидалось, и эта проблема усугублялась нехваткой квалифицированной рабочей силы, имевшейся в MBB. Хотя первоначально планировалось, что сертификация летной годности винтокрылого аппарата будет получена до конца 1980 года, сертификация в Германии была получена только 9 декабря 1982 года, после чего вскоре последовало получение японского сертификата 17 декабря 1982 года. 29 марта 1983 года тип получил важнейший США сертификат Федерального управления гражданской авиации (FAA), разрешив его широкое использование. [ 7 ] [ 5 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]

В 1983 году была впервые поставлена первоначальная серийная версия, получившая обозначение BK 117A-1 . [ 5 ] Быстро были разработаны улучшенные варианты; в начале 1985 года был сертифицирован ВК 117А-3 , отличавшийся увеличенной максимальной взлетной массой и увеличенным рулевым винтом с закрученными аэродинамическими профилями; два года спустя появился BK 117A-4 , оснащенный двигателями LTS 101-750B-1 для улучшения горячих/высоких характеристик и увеличения максимальной взлетной массы, а также усовершенствований трансмиссии несущего винта и мачты рулевого винта, а также большей грузоподъемности. был введен топливный бак. [ 5 ] В 1990 году американское подразделение MBB выпустило специальную корпоративную версию BK 117; он был оснащен Honeywell SPZ-7000 производства цифровой автоматической системой управления полетом и внутренней системой типа «кокон»; Bendix / King Дополнительные опции включали электронную систему пилотажа (EFIS) и раскладывающуюся дверь кабины. В 1992 году в эксплуатацию был принят BK 117C-1 , оснащенный доработанной панелью EFIS и улучшенной системой экологического контроля, а также более высокими характеристиками при нагревании и повышении производительности. [ 5 ]
На каком-то этапе значительное внимание уделялось концепции специального военизированного варианта этого типа. [ 5 ] Во время Парижского авиасалона 1985 года широкой публике была представлена концепция вооруженного ударного вертолета , получившего обозначение BK 117A-3M . Согласно рекламе, этот вариант мог быть вооружен пусковыми установками для восьми ракет Euromissile HOT 2 на подбородке Lucas и установленной башней для 12,7-мм пулемета Browning , наводимой с помощью нашлемного прицела . [ 5 ] Он также должен был быть оснащен различными усовершенствованными датчиками прицеливания, включая установленный на крыше стабилизированный прицел SFIM APX-M 397 . Чтобы обеспечить достаточный дорожный просвет для артиллерийской башни, также потребовалось бы использование шасси с более высоким полозьем. [ 5 ]
В 1990-е годы, в результате коммерческого успеха этого типа, на базе BK 117 C-2 была разработана усовершенствованная модификация, первоначально продававшаяся как BK 117 C-2 , затем была переименована в EC 145 , а затем в H145 . 1 версия; эта улучшенная версия винтокрылого аппарата добилась успеха и в конечном итоге заменила в производстве оригинальный BK 117. Всего двумя партнерами было изготовлено 443 BK 117; 329 (и два прототипа) были произведены MBB на заводе в Донауворте, а 111 (и один прототип) были произведены Kawasaki в Японии. в течение 1980-х годов было заключено соглашение с Indonesian Aerospace , позволяющее производить этот тип по лицензии в Индонезии , который соответственно получил обозначение NBK 117 ; однако, по словам писателя -экономиста Серена Эрикссона, производственная программа в Индонезии была прекращена после того, как было построено лишь несколько винтокрылых машин. [ 8 ] [ 5 ]
После прекращения производства третьи стороны разработали собственные программы модернизации существующих BK 117. В 2010 году Airwork запустила программу конверсии этого типа, заменив исходный двигатель LTS101-750B-1 на более новый двигатель LTS101-850B-2, увеличив его производительность, надежность и запас безопасности, в результате чего появился BK117-850D2 ; к 2016 году Airwork модернизировала таким образом около 50 винтокрылых машин. [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]


MBB/Kawasaki BK 117 — средний двухмоторный многоцелевой транспортный вертолет . Он обладал несколькими атрибутами, которые позволяли выполнять множество различных функций, такими как резервирование двух двигателей, большие двойные двери в форме раскладушки , обращенные назад, и относительно просторная кабина; одной из задач, для которой он оказался особенно подходящим, была служба неотложной медицинской помощи (EMS). [ 10 ] Планер изготовлен из клепаного металла с минимальным использованием композитных материалов и обработан по высоким стандартам; с целью освобождения внутреннего пространства и двигатели, и трансмиссия расположены над основной кабиной. Значительные усилия были предприняты для уменьшения веса самолета, где это было возможно, но без ущерба для структурной целостности самолета. [ 3 ] Кабина могла быть оснащена различным интерьером в зависимости от ее назначения или для обеспечения более высокого уровня комфорта, включая меры по снижению шума и вибрации . [ 11 ]
Ранние версии BK 117 оснащались парой двигателей Lycoming LTS101 турбовальных мощностью 550 л.с. на взлете со значительным запасом мощности для защиты от отказа одного двигателя. [ 3 ] Хотя каждый двигатель обладает достаточной мощностью для поддержания полета и даже взлета в случае выхода из строя одного двигателя, этот тип также имеет хорошие авторотации возможности . Чтобы продлить срок службы и повысить надежность, компания MBB настроила двигатели для работы на оборотах ниже стандартных . [ 11 ] Двигатели регулируются с помощью специализированной системы управления, которая плавно и равномерно регулирует частоту вращения и крутящий момент между обоими двигателями даже во время энергичных маневров. [ 3 ] Управление мощностью было значительно упрощено за счет добавления системы автоматического регулятора двигателя , позволяющей пилотам просто контролировать показания крутящего момента и температуры двигателя. Самолет может быть соответствующим образом оборудован для полетов по правилам полетов по приборам (ППП), а также для полетов одним пилотом. [ 3 ]
По данным авиационного издания Flying , благодаря необычной жесткой системе несущего винта BK 117 обладал относительно высокой стабильностью и маневренностью, что, помимо других возможностей, как сообщается, давало этому типу возможность выполнять более крутой заход на посадку, чем любой другой вертолет в своем классе. . [ 3 ] Четырехлопастной несущий винт был меньше и вращался медленнее, чем многие его современники, что снижало как вибрацию, так и шум, а также позволяло этому типу использовать более компактные посадочные площадки. Высоко расположенная хвостовая балка и рулевой винт BK 117 также имели ряд преимуществ, таких как повышенная безопасность персонала на земле. [ 12 ] С точки зрения летных характеристик этот тип считался подходящим для выполнения различных фигур высшего пилотажа , таких как летающие петли и бочки, сохраняя при этом такой уровень внутренней устойчивости, что пилоты могли легко отпустить как циклическое , так и коллективное управление, в отличие от большинство винтокрылых машин. [ 11 ] Органы управления BK 117 тяжелые и явно «не дергающиеся». [ нужна ссылка ] Дополнительная компанией Sperry, также способствовала повышению простоты управления винтокрылым аппаратом. трехосная система повышения устойчивости, созданная [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2017 г. ) |
Единственный BK 117 A-3 (серийный номер 7106) был арендован Воздушным командованием канадских вооруженных сил для программы испытаний и получил обозначение CH-143 . Когда программа была завершена, самолет был возвращен MBB Canada. [ 13 ]
Вертолет BK 117, заказанный Сельской пожарной службой Нового Южного Уэльса для тушения пожаров, разбился 17 августа 2018 года, пилот погиб в результате крушения. [ 14 ]
Варианты
[ редактировать ]


- БК 117 П-2 (Д-ХБКА)
- Немецкий прототип, совершил первый полет 13 июня 1979 года. Сейчас выставлен в музее вертолетов Бюкебург, Бюкебург, Германия.
- БК 117 С-01 (Д-ХДРФ)
- Первоначальный предсерийный прототип. Сейчас хранится на крыше штаб-квартиры DRF в аэропорту Штутгарта.
- БК 117 П-3/П-5 (JQ0003)
- Японский прототип, первый полет 10 августа 1979 года. Сейчас выставлен в Аэрокосмическом музее Какамигахара, Какамигахара/Гифу, Япония.
- БК 117 А-1
- Оснащен двумя двигателями Lycoming LTS 101-650B-1. Первый полет 23 апреля 1982 года.
- БК 117 А-3
- Представленный в марте 1985 года, А-3 имеет более крупный рулевой винт с улучшенными лопастями, системой рыскания CSAS, улучшенной устойчивостью (SPAS), а взлетная масса увеличена до 3200 кг (7055 фунтов). Вооруженные силы Канады арендовали один BK. 117-А3 для программы испытаний и получил обозначение CH-143. По завершении программы самолет был возвращен MBB Canada. [ 15 ]
- БК 117 А-4
- Представленный в июле 1986 года А-4 имел увеличенные пределы трансмиссии на взлетной мощности, улучшенную головку рулевого винта. В немецких самолетах предусмотрено дополнительное внутреннее топливо, что обеспечивает улучшенные характеристики.
- БК 117А-3М
- Военная версия представлена в 1986 году. А-3М оснащен более высокими полозьями и может перевозить 11 военнослужащих. Браунинг калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) Пулемет может быть установлен под фюзеляжем в башне Лукас с боезапасом 450 патронов и управляться с помощью нашлемного прицела. А-3М также имеет выносные пилоны, которые могут вмещать до восьми противотанковых ракет HOT II или TOW или различных ракет класса «воздух-воздух», ракетных блоков или пушек, стреляющих вперед. Также могут быть установлены приспособления для позиции наводчика в дверном проеме с пушкой калибра 12,7 мм (0,5 дюйма).
- БК 117 Б-1
- Представленный в декабре 1987 года, B-1 оснащен двигателями LTS 101-750B-1, обеспечивающими повышенные характеристики и увеличение полезной нагрузки на 140 кг (309 фунтов).
- БК 117 Б-1С
- Сертифицированная в Великобритании версия с уменьшенной дальностью и выносливостью.
- БК 117Б-2
- Максимальная полная масса увеличена до 3350 кг, 2 двигателя Allied Signal Lycoming LTS101-750B-1 входят в стандартную комплектацию, новые лопасти рулевого винта, улучшенные характеристики «горячего и высокого» уровня, ограничение взлета/посадки увеличено до 15 000 футов, улучшены летные характеристики. для: HIGE/HOGE, потолок для обслуживания одного двигателя.
- БК 117 С-1
- Оснащен двумя двигателями Turbomeca Arriel 1E. Более поздние модели могут быть модернизированы до двигателей Arriel 1E2.
- НБК 117
- Модель лицензионного производства, произведенная в Индонезии компанией Indonesian Aerospace . [ 16 ]
- УК 117-850Д2
- Представленный в 2010 году вариант 850D2 представляет собой разработку STC (дополнительного сертификата типа) (т.е. модернизированный двигатель) модели BK 117 B-2 с двигателями Honeywell LTS 101-850B-2, направленную на улучшение характеристик OEI и категории A. [ 17 ] Разработка и сертификация проводились в Новой Зеландии компанией Airwork of Ardmore, Новая Зеландия, совместно с Flight Structures Ltd. [ 18 ]
ПРИМЕЧАНИЕ. Все более поздние модели созданы на основе BK 117 компании Eurocopter Deutschland и более поздних моделей Airbus Helicopters.
Поэтому модели BK 117-C2, -D2 и -D3 более известны под коммерческими обозначениями EC145 и H145. Тем не менее, все модели имеют один и тот же сертификат типа EASA (см. таблицу данных сертификата типа EASA). [ 19 ]
Операторы
[ редактировать ]Военные и правительство
[ редактировать ]- Пожарно-спасательная служба Нового Южного Уэльса [ 20 ] (ранее)
- Сельская пожарная служба Нового Южного Уэльса


- Hellenic Fire Service - эксплуатирует три BK-117C1. [ 25 ]

- Департамент шерифа округа Риверсайд (Калифорния) [ 32 ]
Гражданский
[ редактировать ]

Большинство вертолетов эксплуатируются различными службами экстренной помощи, хотя ими также управляют частные лица, компании и чартерные операторы.
- Общество авиаспасателей при шоковых травмах [ 35 ]
- Хелико Секурс [ 36 ]
- Эйрмедик

- Эверетт Авиэйшн [ 37 ]

- Оклендский фонд спасательных вертолетов [ 38 ]
- Life Flight (Новая Зеландия) [ 39 ]
- Кентерберийский фонд воздушного спасения на западном побережье [ 40 ]
- Фонд спасательных вертолетов Отаго [ 41 ]
- Rega (воздушное спасение) : 7 H145 с 2018 года, замена EC145.
- Дейли Эйр Корпорейшн [ 42 ]
- Си Чанг Флаинг Сервисез [ 43 ]
- Воздушные методы [ 44 ]
- Детская больница Сент-Луиса [ 45 ]
- Региональный медицинский центр Орландо [ 46 ]
Бывший
[ редактировать ]
- АДАК [ 49 ] [ 50 ]
- Воздушная спасательная операция DRF [ 51 ]
- Бундесвер
- Государственная полиция Германии
Технические характеристики (БК 117 Б-2)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. [ 54 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: до 10 пассажиров
- Длина: 9,91 м (32 фута 6 дюймов) (длина фюзеляжа)
- Высота: 3,85 м (12 футов 8 дюймов) (роторы вращаются)
- Вес пустого: 1727 кг (3807 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3350 кг (7385 фунтов)
- Запас топлива: 697 л (183 галлона США, 153 галлона имп.) внутреннего топлива
- Силовая установка: 2 турбовальных Textron Lycoming LTS 101-750B-1 мощностью 442 кВт (593 л.с.) каждый.
- Диаметр несущего винта: 11,00 м (36 футов 1 дюйм)
- Площадь несущего винта: 95,03 м 2 (1022,9 кв. футов)
Производительность
- Максимальная скорость: 250 км/ч (160 миль в час, 130 узлов) на уровне моря.
- Никогда не превышайте скорость : 278 км/ч (173 миль в час, 150 узлов).
- Дальность: 541 км (336 миль, 292 миль)
- Практический потолок: 4575 м (15 010 футов) (максимальная сертифицированная высота)
- Потолок зависания: 3565 м (11700 футов) (на эффекте земли)
- Скорость набора высоты: 11,00 м/с (2165 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Макцеллан 1986, с. 64.
- ^ Макцеллан 1986, стр. 64, 66.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Макцеллан 1986, с. 66.
- ^ Air International , апрель 1989 г., стр. 163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Рынок легкой военной винтокрылой техники». Архивировано 21 августа 2012 года в Wayback Machine Forecast International , ноябрь 2010 года.
- ^ Jump up to: а б Air International , апрель 1989 г., с. 164.
- ^ Air International , апрель 1989 г., стр. 164–165.
- ^ Эрикссон 2013, с. 153.
- ^ Уильямс, Дэниел. «50 и больше для BK117-850D2». Архивировано 17 ноября 2017 года на выставке Wayback Machine Aviation Week , 12 сентября 2016 года.
- ^ Макцеллан 1986, с. 62, 64.
- ^ Jump up to: а б с д Макцеллан 1986, стр. 66–67.
- ^ Макцеллан 1986, с. 67.
- ^ «МББ СН-143 БК 117» . Королевские ВВС Канады . Архивировано из оригинала 10 сентября 2005 года . Проверено 25 марта 2007 г.
- ^ Халил, Ширин (17 августа 2018 г.). «Акт Нового Южного Уэльса» Пилот вертолета сельской пожарной службы погиб после крушения» . News.com.au. Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «БК 117 Ч-143» . canadianwings.com. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Новая технологическая траектория Тихоокеанского региона», Дени Фред Саймон, стр. 193.
- ^ «Honeywell объявляет об обновлении двигателя LTS101-850B-2 для Eurocopter BK117». Архивировано 12 июля 2011 г. в Wayback Machine Honeywell , 22 февраля 2009 г.
- ^ «BK117-850D2 компании Airwork (Новая Зеландия) поднимается в небо над Австралией и Новой Зеландией». Архивировано 7 февраля 2013 г. в Wayback Machine Flight Structures Ltd , 1 мая 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2021 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «ПожарЭйр 1» . fire.nsw.gov.au. Архивировано из оригинала 25 апреля 2013 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «Воздушное крыло полиции штата Вашингтон» . Stepforward.wa.gov.au. Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано (PDF) из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «(MBB BK 117) Карабинеры Чили» . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Кавасаки БК-117Б-1» . Требуйте СМИ. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Шаренборг 2022, с. 70
- ^ Полиция префектуры Сайтама (ред.). «Введение в воздушный корпус» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года. Проверено 6 ноября 2018 года .
- ^ Мартин, Гай (сентябрь 2019 г.). «Военные Мадагаскара получают больше самолетов» . Эйр Интернешнл . Том. 97, нет. 3. п. 9. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Авиабаза Лима-Кальяо, Национальная полиция Перу» . чавок-авиация. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Mlandenov Air International , декабрь 2016 г., стр. 85–86.
- ^ «Гражданская гвардия Испании» . aeroflight.co.uk. Архивировано из оригинала 7 января 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Полицейская служба ЮАР подписывает контракт на свой седьмой Eurocopter AS 350 B3 на выставке AAD 2004» . Еврокоптер. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Регистрация самолетов шерифа округа Риверсайд» . FlightAware . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ «Careflight: Наши вертолеты» . www.careflight.org. Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ «Флот-спасатель» . lifesaver.org.au. Архивировано из оригинала 14 января 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «ЗВЕЗДНЫЙ Флот» . звезды.ca. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Экипаж и флот» . Кооперативная солидарность Helico Secours . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ «Эвераттс BK 117 C1» . Everettaviation.com. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Оклендский фонд спасательных вертолетов (флот)» . www.researchhelicopter.org.nz. Архивировано из оригинала 25 марта 2015 года . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ «Спасательный вертолет Вестпак» . lifeflight.org.nz. Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Узнайте больше о нашем спасательном вертолете Canterbury Westpac» . airrescue.co.nz. Архивировано из оригинала 23 июня 2020 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ «Траст спасательных вертолетов Отаго (флот)» . otagorescue.co.nz. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 2 июля 2013 г.
- ^ «Ежедневные воздушные операции» (PDF) . dailyair.com.tw. Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2012 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «MBB-Kawasaki BK-117B-1 – Si Chang Flying Service – SFS» .
- ^ «Авиаметодный флот» . airmethods.com. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Детский полет 1» . stlouischildrens.org. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «ОРМК Эйркейр 1» . Орландо Здоровье. Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «ВВС мира, 1991 г., стр. 37» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ «ВВС мира, 1991 г., стр. 41» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ «ADAC Air Rescue подтверждает выбор Eurocopter для обновления своего парка вертолетов EC145 T2 и EC135» . eurocopter.com. Архивировано из оригинала 16 ноября 2012 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «БК-117С» . Требуйте СМИ. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «DRF Luftrettung BK 117» . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1991 г., стр. 65» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ «ВВС мира, 1991 г., стр. 71» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ Ламберт 1993, стр. 159–160.
Библиография
[ редактировать ]- «БК 117...наземный космический корабль». Air International , Том 36, № 4, апрель 1989 г. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634 . стр. 163–170.
- Эрикссон, Сёрен. «Кластеры и экономический рост в Азии». Издательство Эдварда Элгара, 2013. ISBN 0-85793-009-5 .
- Хэтч, Пол. «Военно-воздушные силы мира» . Flight International , 5–11 декабря 1990 г., стр. 35–81.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 182, № 5370, 11–17 декабря 2012 г. С. 40–64. ISSN 0015-3710 .
- Ламберт, Марк. Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993 г. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Макцеллан, Дж. Мак. «Фельдшер». Полет , февраль 1986 г. Том. 113, № 2. С. 62–67. ISSN 0015-4806 .
- Мланденов, Александр. «Российские ответчики». Эйр Интернэшнл , Vol. 91, № 6, декабрь 2016. С. 78–87. ISSN 0306-5634 .
- Престейт, Сэмюэл. «EC 145 и UH-72». Издания Minimonde76 , 2015. ISBN 9-782954-18181-3 . (на французском языке)
- Шаренборг, Мартин. «Борьба с пожарами». Эйр Интернэшнл , Vol. 103 № 2, сентябрь 2022 г. стр. 68–72. ISSN 0306-5634 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]