язык инку
Инка | |
---|---|
Родной для | Афганистан |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | jat |
глоттолог | jaka1245 |
Инку — это индоарийский язык , на котором, по крайней мере исторически, говорили по всему Афганистану страны четыре странствующие общины : Джалали, Пикрадж, Шадибаз и Вангавала. Кочующие общины в Афганистане, независимо от того, говорят ли они на языке инку или нет, известны на местном уровне как «джаты» (не путать с джатами Индии и Пакистана ), термин, который является не самоназванием групп, а скорее собирательным, часто уничижительное имя, данное посторонними. [ 1 ] В справочном труде Ethnologue есть запись о том, что могло бы быть этим языком, но под названием Jakati (с соответствующим ISO 639-3 ). кодом jat
), но эта запись как минимум частично ошибочна. [ 2 ]
Каждая из четырех групп говорит на своем языке с небольшими отличиями от других. [ 3 ] Согласно местной традиции, их предки мигрировали в 19 веке из регионов Дера Исмаил Хан и Дера Гази Хан на территории современного Пакистана. [ 4 ] Такое происхождение позволяет предположить, что инку могут быть связаны с языком сараики, на котором говорят там. [ 5 ] хотя ничего окончательно не известно. [ 6 ]
По состоянию на конец 1970-х годов общая численность населения четырех инку-говорящих групп оценивалась в 7000 человек. [ 7 ] Достоверных сведений об их нынешнем состоянии нет, хотя маловероятно, что многие из них пережили последующие потрясения в стране. [ 1 ] и согласно записи в «Этнологе», которая, однако, не обязательно относится к этому языку, [ 2 ] последние ораторы «вероятно, дожили до 1990-х годов». [ 8 ]
Лингвистические материалы о разновидностях, на которых говорят шадибаз, вангавала и пикрадж, были собраны Апарной Рао в 1970-х годах, но они еще не опубликованы и не проанализированы. [ 3 ]
Пример текста
[ редактировать ]Ниже приводится отрывок из текста, рассказанного в 1978 году человеком из подгруппы Ченархел Вангавалы: [ 9 ]
асона
слушать(?)
диана.
внимание
асан
мы
лицом к лицу
затем
беватан
бездомный
тот
и
бесконечный
безземельный
Беджедад
не имеющий собственности
э.н.
являются
как
наш
саре
Даде
предки
является
этот
родина
страна
Коно
к
да
пришел
Белуджистан
Белуджистан
колония
от
как
наш
саре
Даде
предки
Белуджистан
Белуджистан
колония
от
да
пришел
тот
и
является
этот
родина
страна
кричать
в
асан
мы
приблизительно
о
так
100
иди так
150
у власти
годы
экзамен
имеет/есть
кроме
становиться
так
100
иди так
150
ценить
годы
экзамен
имеет/есть
рассказывать
становиться
острый
мы
до сих пор
не имеющий собственности
безамин
безземельный
долина.
в беде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ханифи 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Глоттолог 4.6 .
- ^ Перейти обратно: а б Рао 1995 , с. 82.
- ^ Рао 1986 , с. 266.
- ^ Рао 1986 , с. 267.
- ^ Рао 1995 .
- ^ Рао 1986 , стр. 267–71.
- ^ Эберхард, Саймонс и Фенниг 2019 .
- ^ Рао 1995 , с. 85.
Библиография
[ редактировать ]- Эберхард, Дэвид М.; Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д., ред. (2019). «Джакати» . Этнолог: Языки мира (22-е изд.). СИЛ Интернешнл.
- Ханифи, М. Джамиль (2012). «Джат» . Иранская энциклопедия .
- Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин; Банк, Себастьян, ред. (2022). «Инку» . Глоттолог (4,6 изд.). Лейпциг: Институт эволюционной антропологии Макса Планка.
- Киффер, Чарльз (1983). «Афганистан: V. Языки» . Энциклопедия Ираника . Том. I. стр. 501–516.
- Рао, Апарна (1986). «Странствующие меньшинства в Афганистане: имидж и идентичность». В Оривале, Эрвин (ред.). Этнические группы Афганистана . Висбаден: Л. Райхерт. стр. 254–83. ISBN 3-88226-360-1 .
- Рао, Апарна (1995). «Маргинальность и использование языка: пример перипатетиков в Афганистане» . Журнал Цыганского краеведческого общества . 5 (2): 69–95.