Автомобильная промышленность в Советском Союзе
Автомобильная промышленность Советского Союза охватила историю государства с 1929 по 1991 год. Она началась с создания крупных автозаводов и реорганизации завода АМО в Москве в конце 1920-х – начале 1930-х годов, в течение первой пятилетки. плану и продолжался до распада Советского Союза в 1991 году.
До своего распада Советский Союз производил 2,1-2,3 миллиона единиц в год всех типов и был шестым (ранее пятым) крупнейшим производителем автомобилей , занимая девятое место по легковым автомобилям , третье по грузовым автомобилям и первое по автобусам . [ нужна ссылка ]
Советская промышленность экспортировала 300 000–400 000 автомобилей ежегодно, главным образом в страны-сателлиты Советского Союза , но также в Северную Америку, Центральную и Западную Европу и Латинскую Америку. [ когда? ]
Имелось значительное количество шоссейных грузовиков ( «Вольво» , «МАН» из капиталистических стран; ЛИАЗ , «Чепель» и «ИФА» из социалистических стран), в некотором количестве строительных грузовиков ( «Магирус-Дойц» , «Татра» ), развозных грузовиков ( «Робур» и «Авиа» ), а также городских, междугородных и Туристические автобусы ( Икарус , Кароса ) в том числе импортные. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Ранний советский период
[ редактировать ]До советской эпохи в России не было автомобильной промышленности. Автомобили производились, но лишь в небольших количествах и за счет импорта основных комплектующих из-за границы. [ 1 ]
После Октябрьской революции 1917 года «Руссо-Балт» был национализирован 15 августа 1918 года и переименован в «Промброн» новым руководством . Он продолжил производство автомобилей «Руссо-Балт» и 8 октября 1922 года выпустил новую модель, в то время как АМО построила по лицензии грузовики ФИАТ 15 Тер и выпустила более современный грузовик на базе ФИАТа, разработанный командой конструкторов АМО, АМО-Ф. -15 . В 1924–1931 годах было построено около 6000–6500 F-15. [ 2 ] [ 3 ]
Заводу Citroën , построенному до войны, разрешалось работать как частное предприятие до 1921 года, когда он был национализирован. [ 4 ]
Первые полностью советские автомобили были изготовлены заводом АМО в Москве 7 ноября 1924 года. [ 1 ] В 1927 году инженеры Научного автомобильно-моторного института (НАМИ) создали первый оригинальный советский автомобиль НАМИ-И, который в небольшом количестве выпускался московским государственным автомобильным заводом «Спартак» в период с 1927 по 1931 год. [ 5 ]
В первые десятилетия после революции Горький и Москва стали основными центрами автомобилестроения. Как и в странах Запада, комплектующие для промышленности производились в большом количестве различных мест. [ 6 ]
Сталинское давление, направленное на быструю индустриализацию и признание эффекта масштаба, привело к строительству в конце 1920-х и начале 1930-х годов крупных заводов, производящих высокостандартные автомобили и медленно меняющих производственные линии. Строительство Московского (ЗИЛ), Горьковского и Ярославского заводов, частично или полностью построенных западными фирмами, увеличило производство с нескольких тысяч автомобилей в 1928 году до 200 000 автомобилей в 1937 году, почти все из которых были грузовиками. [ 7 ]
В 1929 году в связи с быстро растущим спросом на автомобили и в сотрудничестве со своим торговым партнером, компанией Ford Motor Company , Верховный Совет Народного Хозяйства учредил ГАЗ . [ 8 ] [ 9 ]
Год спустя в Москве стал крупным советским автопроизводителем был основан второй автомобильный завод, который после Второй мировой войны и получил всенародную известность под названием «Москвич» . Однако из-за конкретных правительственных целей и экономических трудностей того времени автомобили составляли лишь небольшую долю от всех автомобилей, выпускавшихся в первые годы советского производства.
В 1937 году Советский Союз произвел более 200 000 автомобилей, в основном грузовиков, поставив страну на второе место в мире по производству грузовиков. [ 1 ]
Между 1932 и 1939 годами объем производства автомобилей в Советском Союзе увеличился до 844,6%. [ 10 ]
Послевоенный период
[ редактировать ]После войны советское автомобилестроение быстро развивалось. Государственный комитет обороны принял ряд важных решений: создал новые автозаводы в Кутаиси и Днепропетровске , а 26 августа 1945 года издал Постановление № 9905 «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», в котором были намечены перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности. Производство автомобилей в СССР. В 1947 году общее количество выпущенных в СССР автомобилей составило 132 968 штук, в том числе 9 622 легковых, 121 248 грузовых автомобилей, 2 098 автобусов, но все же не превысило довоенного уровня. Два года спустя, в 1949 году, он превзошел предыдущий рекорд и в 1950 году производство было доведено до 363 000 автомобилей в год. [ 11 ]
1948 год положил начало советскому экспорту автомобилей. В 1950 году автомобили из Советского Союза присутствовали на международной автомобильной выставке в Познани , Польша, а вскоре после этого были экспортированы в Западную Европу . К концу 1950-х годов в СССР выпускалось 43 модели автомобилей, а в 1957 году общее количество выпущенных автомобилей составило 495 994 штуки, в том числе 113 588 легковых автомобилей, 369 504 грузовых автомобиля и 12 316 автобусов, а в следующем году достигло уровня 600 000 автомобилей в год. . [ 11 ]
1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]В 1960-е годы Советы стремились диверсифицировать и расширить автомобильную промышленность, но продолжали полагаться на крупные вертикально интегрированные предприятия. Их 15-летний план модернизации транспорта, объявленный в 1965 году, предусматривал увеличение производства автомобилей и тяжелых грузовиков, чтобы повысить благосостояние потребителей и создать более крупный и сбалансированный парк грузовых автомобилей. [ 7 ]
В начале 1960-х годов, когда МЗМА, ГАЗ и ЗАЗ предлагали разнообразные автомобили, а личное владение автомобилями в Советском Союзе росло, советское правительство решило построить еще более крупный автозавод, который будет производить народный автомобиль. и помочь удовлетворить спрос на личный транспорт. [ 12 ] Из соображений экономической эффективности было решено заключить лицензионное соглашение с иностранной компанией и производить автомобиль на базе существующей современной модели. Рассматривалось несколько вариантов, включая Volkswagen , Ford , Peugeot , Renault и FIAT . Fiat 124 был выбран из-за его простой и прочной конструкции, простоты изготовления и ремонта. Завод был построен всего за 4 года (1966–1970) в небольшом ставропольском городке Волжский , который позже разросся до более чем полумиллионного населения и был переименован в Тольятти в честь Пальмиро Тольятти , многолетнего руководителя Итальянского коммунистического комитета. партии (PCI), который умер незадолго до начала строительства завода. [ 12 ] [ 13 ]
Тогда же был создан автозавод "Ижмаш" . в городе Ижевске в составе Ижевского механического завода по инициативе министра обороны Дмитрия Устинова [ 14 ] и в целях увеличения общего производства автомобилей в Советском Союзе. Выпускала «Москвичи» и комби - хэтчбеки на базе «Москвича» .
К 1970 году производство грузовых автомобилей и другой коммерческой техники было децентрализовано и производилось не только в Москве и Горьком, но и в Белоруссии (Минск, Жодино), Украине (Кременчуг), Грузии (Кутаиси), а также в Поволжье и Уральском регионе. (Ульяновск и Миасс). До конца 1960-х годов производство автомобилей ограничивалось исключительно Москвой, Горьким и Ижевском (Уральский регион). [ 6 ]
С 1970 по 1979 год производство автомобилей росло почти на 1 миллион единиц в год, а производство грузовиков — на 250 000 в год. Соотношение производства легковых автомобилей к грузовым увеличилось за это время с 0,7 до 1,7, что свидетельствует о повышении внимания к потребительскому рынку. [ 15 ]
Сообщается, что Советский Союз направил половину из примерно 7 миллиардов рублей, вложенных в автомобильную промышленность в 1971-75 годах, на строительство Волжского автомобильного и Камского грузовых заводов. Когда 15-летний план подходил к концу, Советы изменили свой традиционный подход, заключавшийся в простом строительстве дополнительных заводов для увеличения производства. Советские официальные лица публично признали необходимость дальнейшего роста производства автомобилей, но подчеркнули необходимость повышения производительности и разработки новых моделей автомобилей для повышения производительности, полезности и операционной эффективности. [ 7 ]
1980-е годы
[ редактировать ]К началу 1980-х годов советский автопром состоял из нескольких основных заводов, выпускавших автомобили для различных сегментов рынка. До 1988 года частным покупателям также не разрешалось покупать коммерческие транспортные средства, такие как микроавтобусы, фургоны, грузовики или автобусы, для личного пользования. [ нужна ссылка ] Отечественное производство автомобилей удовлетворяло лишь 45% внутреннего спроса; тем не менее, ввоз автомобилей был запрещен. [ 16 ]
После 1991 г.
[ редактировать ]После распада Советского Союза в декабре 1991 года автопроизводители вновь образованного Содружества Независимых Государств были интегрированы в рыночную экономику и сразу же столкнулись с кризисом из-за потери финансовой поддержки, экономических потрясений, преступной деятельности. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] и ужесточение конкуренции на внутреннем рынке в 1990-е годы. Некоторые из них, например, АвтоВАЗ , обратились к сотрудничеству с другими компаниями (например, GM-АвтоВАЗ ), чтобы получить существенные капиталовложения и преодолеть кризис. [ 12 ] Некоторые другие, такие как АЗЛК, бездействовали, тогда как ЗАЗ превратился в новую компанию УкрАВТО .
Частная собственность
[ редактировать ]На покупку автомобилей стояли очереди, и многим отечественным покупателям зачастую приходилось годами ждать новую машину. легковые автомобили производства ВАЗ ( «Лада» ) и ГАЗ ( «Волга» В 1970-е годы наибольшим спросом пользовались ). «Волги» были самыми престижными автомобилями, продаваемыми частным покупателям, хотя до 60% продукции предназначалось для государственных и партийных учреждений. Всегда популярными и доступными в продаже были автомобили «Москвич» и «Запорожец» , а также компактные полноприводные автомобили ЛуАЗ . Вездеходы производства УАЗа не были в наличии в частном порядке, но их можно было купить списанными. Лимузины марок Чайка (завод ГАЗ) и ЗИЛ не были доступны широкой публике.
Список производителей
[ редактировать ]Основная часть автомобильной промышленности Советского Союза с годовым объёмом производства приближалась к 1,8 млн единиц, располагалась в РСФСР . Украинская ССР была второй с объемом производства более 200 000 единиц в год, Белорусская ССР была третьей с 40 000 единиц. Другие советские республики (ССР) не имели значительной автомобильной промышленности. [ нужна ссылка ] Только первые две республики производили все виды автомобилей.
За исключением ЗАЗ и ЛуАЗ, которые находились в Украинской ССР, все вышеперечисленные предприятия находились в РСФСР. Помимо РСФСР, заводы грузовых автомобилей были созданы в Украинской, Белорусской, Грузинской, Армянской и Киргизской ССР, автобусы производились в Украинской, Латвийской, Литовской и Таджикской республиках.
Армянская ССР
[ редактировать ]Азербайджанская ССР
[ редактировать ]Белорусская ССР
[ редактировать ]- БелАЗ (1948 – настоящее время) производил сверхтяжелые грузовики.
- МАЗ (1944 – настоящее время) производил тяжелые грузовики.
- МоАЗ (1948 – настоящее время)
- МЗКТ (1954 – настоящее время) в советское время был подразделением МАЗ, производителем тяжелых и сверхтяжелых грузовиков.
- «Неман» (1984 – настоящее время) с 1990 года начал ограниченное производство ЛиАЗа . автобусов на базе
Эстонская ССР
[ редактировать ]Грузинская ССР
[ редактировать ]- КАЗ (1945 – настоящее время, производство грузовых автомобилей прекращено в 1990-е годы) выпускал магистральные тягачи с удобной кабиной, но невысокими качественными и динамическими характеристиками и снискал в Советском Союзе плохую репутацию. Постепенно были заменены тракторами МАЗ, а затем и КаМАЗ.
Киргизская ССР
[ редактировать ]Латвийская ССР
[ редактировать ]- РАФ (1949–1998) производил на своей базе фургоны и машины скорой помощи.
Литовская ССР
[ редактировать ]- КАГ (1956–1979) выпускал микроавтобусы на базе ГАЗ-51. шасси
- ВФТС выпустил раллийные автомобили на шасси Lada
Российская СФСР
[ редактировать ]- Амур (1967-2012, до 2004 УАМЗ)
- «АвтоКубань» (1962-2001) производила небольшие автобусы.
- АвтоВАЗ (он же Лада , 1966 – настоящее время) выпускал до 800 000 автомобилей ежегодно; [ 20 ] Созданная в сотрудничестве с Fiat , она началась с производства марки «Жигули» , которая начиналась как лицензионные и модернизированные варианты Fiat 124 или моделей, производных от Fiat, а затем разрабатывала автомобили полностью собственной разработки, такие как ВАЗ-2108/2109. /21099 , ВАЗ-2121 и ВАЗ-1111 .
- АЗЛК ( «Москвич» , 1929—2001, закрыт в 2010), первоначально входивший в состав ГАЗа , строил прочные и легко ремонтируемые автомобили аналогичного с ВАЗ класса и собственной разработки (с 1956 года), но в значительно меньшем количестве (до 200 000). . Все автомобили, выпущенные в период с 1946 по 2001 год, были известны под названием «Москвич».
- БАЗ (1958 – настоящее время) производил военные сверхтяжелые грузовики.
- ГАЗ ( «Волга» , 1932 – настоящее время) производил легкие грузовики, «Волга» бизнес-класса седаны , которые также использовались в качестве такси, и роскошные автомобили, такие как « Чайка» , для советских чиновников (до 100 000 автомобилей в год).
- ИжАвто (1967 – настоящее время, с 2012 года сборочный завод АвтоВАЗа), еще один производитель небольших семейных автомобилей и пикапов «Москвич», часто используемых службами доставки (производится до 200 000 штук в год).
- КамАЗ (1969 – настоящее время) производил тяжелые грузовики с колесной формулой 6х4 .
- КАвЗ (1958 – настоящее время) выпускал обычные небольшие автобусы на базе грузовых автомобилей ГАЗ , используемые в качестве служебных автомобилей и для пассажирских перевозок в сельской местности по дорогам плохого качества.
- КЗКТ (1950–2011) выпускал сверхтяжелые грузовики на МАЗ . шасси
- ЛиАЗ (1937 – настоящее время) (не путать с грузовиками чехословацкой марки ЛИАЗ ) производил большие городские автобусы.
- НефАЗ (1972 – настоящее время) производил автомобили КаМАЗ. С 2000 года здесь также производятся большие городские автобусы на базе шасси КаМАЗ.
- ПАЗ (1932 – настоящее время) производил небольшие автобусы.
- «Промбронь» (1922–1926), получивший контроль над бывшим заводом «Руссо-Балт» в Филях , выпустил небольшое количество модернизированных автомобилей «Руссо-Балт С24». Два из них приняли участие во Всероссийском испытательном пробеге 1923 года.
- СМЗ, позже СеАЗ (1939 – настоящее время, производство автомобилей прекращено в 2008 году), производил веломобили для инвалидов. Автомобили СМЗ распространялись в СССР бесплатно или приобретались с большой скидкой через систему социального обеспечения Советского Союза .
- УАЗ (с 1941 г. по настоящее время) производил легкие полноприводные автомобили военного и сельскохозяйственного назначения.
- УралАЗ (1941 – настоящее время) производил грузовики повышенной проходимости общего назначения с колесной формулой 6х6 для использования в Советской Армии .
- ЗиЛ (бывший ЗиС и АМО, 1916–2016) производил средние грузовики, седаны класса люкс и лимузины , используемые в качестве служебных государственных автомобилей.
- ЗМА (1987 – настоящее время) производил «Ока» . автомобили
Таджикская ССР
[ редактировать ]- Чкаловский автобусный завод (1960–1995)
Украинская ССР
[ редактировать ]- Часовоярский ремонтный завод (1958 – настоящее время)
- КрАЗ (1958 – настоящее время) (грузовое производство Ярославского моторного завода при Кременчугском комбайнном заводе) производил тяжелые грузовики.
- ОдАЗ (1948–2013)
- ЛАЗ (1945–2015) выпускал пригородные и междугородние автобусы среднего класса.
- ЛуАЗ (1955 – настоящее время) производил компактные полноприводные автомобили (до 17 000 в год).
- Луганский авторемонтный завод (1944–2011)
- Северодонецкий авторемонтный завод (1962 – настоящее время)
- ЗАЗ (1923 – настоящее время) производил малолитражные бюджетные автомобили «Запорожец» и «Таврия» (до 150 000 в год).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Автомобильная промышленность» (PDF) . ЦРУ. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «АМО, известное и неизвестное» . Архивировано из оригинала 03.11.2015.
- ^ "Олдтаймерская картинная галерея. АМО-Ф-15" (на русском языке). Архивировано из оригинала 6 января 2016 г.
- ^ Саттон, Энтони К. (1968). Западные технологии и советское экономическое развитие, 1917–1930 гг . Гуверовский институт войны, революции и мира. стр. 244–249. Архивировано из оригинала 28 ноября 2016 г.
- ^ Келли М.А. Российские автомобили: царский период с 1784 по 1917 год. Veloce Publishing Ltd., 2009. с. 78-79
- ^ Перейти обратно: а б Коул, JP (1984). География Советского Союза . стр. 212-214 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Советская автомобильная промышленность: повышение качества и производительности» (PDF) . ЦРУ. Архивировано из оригинала (PDF) 1 декабря 2017 года . Проверено 20 ноября 2017 г.
- ^ «Форд Мотор Компани в Советском Союзе в 1920-1930-е годы» .
- ^ «Советский фордизм на практике – Строительство и эксплуатация советской реки Руж, 1927–1945» (PDF) . Йельский университет.
- ^ "Прокофьева Е. Ю. История отечественной автомобильной промышленности: от единичного к массовому типу организации производства. СГУ. 2011" . Dissercat.com . Archived from the original on 2017-12-27.
- ^ Перейти обратно: а б "Прокофьева Е. Ю. Направления отраслевого развития автоиндустрии СССР во второй половине 40-х – конце 60-х гг. ХХ в. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 564–567" . eLIBRARY.RU .
- ^ Перейти обратно: а б с «История акционерного общества АВТОВАЗ» . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 г.
- ^ «История Тольятти» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2015 г.
- ^ «История российского автомобилестроения: ИжАвто» . За рулем . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г.
- ^ Зикель, Раймонд Э. (1991). Советский Союз: страновое исследование; исследование завершено в мае 1989 г. (2-е изд., 1-е печатное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Печать правительства США. Выключенный. стр. 497-498 . ISBN 0844407275 .
- ^ Бегли, Джейсон; Коллис, Клайв; Моррис, Дэвид. «РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» (PDF) . Центр прикладных исследований в области устойчивого восстановления. Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2011 г.
- ^ Ирландия AD, Хоскиссон Р., Хитт М. Понимание бизнес-стратегии: концепции и примеры. Cengage Обучение. 2005. С. 145.
- ^ Глазунов М. Бизнес в посткоммунистической России: приватизация и пределы трансформации. Рутледж. 2013. Стр. 80-82
- ^ О'Нил М. Демократия, гражданская культура и малый бизнес в регионах России: социальные процессы в сравнительной исторической перспективе. Рутледж. 2015. С. 81.
- ^ «Интернационализация автомобильной промышленности и ее влияние на автомобильную промышленность США: отчет о расследовании № 332-188 в соответствии с разделом 332 Закона о тарифах 1930 года» . 1985. Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Media related to Автомобильная промышленность СССР at Wikimedia Commons
- Советская автомобильная промышленность - отчет ЦРУ 1986 г.