Картахенский протокол по биобезопасности
Эта статья может чрезмерно полагаться на источники, слишком тесно связанные с предметом , что потенциально препятствует тому, чтобы статья была проверяемой и нейтральной . ( декабрь 2015 г. ) |
Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии | |
---|---|
Тип | Относящийся к окружающей среде |
Составлено | 29 января 2000 г. |
Подписано | 16 мая 2000 г. [ 1 ] |
Расположение | Монреаль, Квебек , Канада (первоначально запланировано на 1999 год в Картахене, Колумбия ) |
Эффективный | 11 сентября 2003 г. |
Подписавшиеся | 103 |
Вечеринки | 173 [ 2 ] |
Депозитарий | Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций |
Языки | арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский |
Часть серии о |
Генная инженерия |
---|
![]() |
Генетически модифицированные организмы |
История и регулирование |
Процесс |
Приложения |
Споры |
Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии — это международное соглашение по биобезопасности , дополняющее Конвенцию о биологическом разнообразии (КБР), действующее с 2003 года. Протокол по биобезопасности направлен на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, создаваемых генетически модифицированными организмами. результат современной биотехнологии .
Протокол по биобезопасности ясно дает понять, что продукты, созданные на основе новых технологий, должны основываться на принципе предосторожности и позволять развивающимся странам сбалансировать общественное здравоохранение и экономические выгоды. Например, он позволит странам запрещать импорт генетически модифицированных организмов , если они считают, что недостаточно научных доказательств того, что продукт безопасен, и потребует от экспортеров маркировать грузы, содержащие генетически измененные товары, такие как кукуруза или хлопок.
Требуемое количество документов о ратификации/присоединении/одобрении/принятии странами в 50 было достигнуто в мае 2003 года. В соответствии с положениями статьи 37 Протокол вступил в силу 11 сентября 2003 года. По состоянию на июль 2020 года Протокол вступил в силу. 173 стороны, в том числе 170 государств-членов ООН , Государство Палестина , Ниуэ и Европейский Союз . [ 3 ] [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Картахенский протокол по биобезопасности, также известный как Протокол по биобезопасности, был принят в январе 2000 года после того, как Специальная рабочая группа открытого состава КБР по биобезопасности провела шесть заседаний в период с июля 1996 года по февраль 1999 года. Рабочая группа представила проект текста Протокол, для рассмотрения Конференцией Сторон на ее первом внеочередном совещании, которое было созвано с конкретной целью принятия протокола по биобезопасности к КБР. После нескольких задержек Картахенский протокол был принят 29 января 2000 г. [ 5 ] Протокол по биобезопасности направлен на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, создаваемых живыми модифицированными организмами, возникшими в результате современной биотехнологии. [ 6 ]
Цель
[ редактировать ]В соответствии с предупредительным подходом , содержащимся в Принципе 15 Рио-де- Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию , цель Протокола состоит в том, чтобы способствовать обеспечению адекватного уровня защиты в области безопасной передачи, обращения и использования «живых модифицированных организмы, возникшие в результате современной биотехнологии», которые могут оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, принимая во внимание также риски для здоровья человека и уделяя особое внимание трансграничным перемещениям (Статья 1 Протокола, SCBD 2000).
Живые модифицированные организмы (ЖМО)
[ редактировать ]Протокол определяет «живой модифицированный организм» как любой живой организм, который обладает новой комбинацией генетического материала, полученной с помощью современной биотехнологии, а «живой организм» означает любую биологическую сущность, способную переносить или воспроизводить генетический материал, включая стерильные организмы. вирусы и вироиды. [ 7 ] «Современная биотехнология» определяется в Протоколе как применение методов нуклеиновой кислоты in vitro или слияние клеток за пределами таксономического семейства, которые преодолевают естественные физиологические репродуктивные или рекомбинационные барьеры и не являются методами, используемыми в традиционной селекции и селекции. [ 7 ] «Продукты живых модифицированных организмов (ЖМО)» определяются как переработанный материал, происходящий от живых модифицированных организмов, содержащий обнаруживаемые новые комбинации воспроизводимого генетического материала, полученного с использованием современной биотехнологии. К распространенным ЖИО относятся сельскохозяйственные культуры, которые были генетически модифицированы для повышения продуктивности или устойчивости к вредителям или болезням. Примеры модифицированных культур включают помидоры, маниоку, кукурузу, хлопок и соевые бобы. [ 8 ] «Живой модифицированный организм, предназначенный для непосредственного использования в качестве продуктов питания или корма или для переработки (ЖМО-FFP)» представляет собой сельскохозяйственную продукцию, полученную из ГМ-культур. [ 7 ] В целом термин «живые модифицированные организмы» эквивалентен генетически модифицированному организму – Протокол не делал никакого различия между этими терминами и не использовал термин «генетически модифицированный организм». [ 9 ]
Осторожный подход
[ редактировать ]Одним из результатов Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (также известной как Саммит Земли), состоявшейся в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 1992 года, стало принятие Рио -де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию , которая содержит 27 принципов, лежат в основе устойчивого развития. Принцип 15, широко известный как принцип предосторожности , гласит: «В целях защиты окружающей среды государства должны широко применять осторожный подход в соответствии с их возможностями. В случае возникновения угрозы серьезного или необратимого ущерба отсутствие полной научной уверенности не должно быть использовано в качестве причины для отсрочки экономически эффективных мер по предотвращению деградации окружающей среды ».
Элементы осторожного подхода отражены в ряде положений Протокола, таких как:
- Преамбула, подтверждающая «осторожный подход, содержащийся в принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию»;
- Статья 1, указывающая, что цель Протокола «соответствует осторожному подходу, содержащемуся в Принципе 15 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию »;
- Статьи 10.6 и 11.8, в которых говорится: «Отсутствие научной уверенности из-за недостаточности соответствующей научной информации и знаний относительно степени потенциального вредного воздействия ЖИО на биоразнообразие с учетом рисков для здоровья человека не должно препятствовать Стороне импорта принятие решения, в зависимости от обстоятельств, относительно импорта рассматриваемого ЖИО, чтобы избежать или свести к минимуму такие потенциальные неблагоприятные последствия."; и
- Приложение III об оценке риска, в котором отмечается, что «отсутствие научных знаний или научного консенсуса не обязательно следует интерпретировать как указание на определенный уровень риска, отсутствие риска или приемлемый риск».
Приложение
[ редактировать ]Протокол применяется к трансграничному перемещению, транзиту, обращению и использованию всех живых измененных организмов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, принимая во внимание также риски для здоровья человека (Статья 4 Протокола, SCBD 2000). ).
Стороны и неучастники
[ редактировать ]Руководящий орган Протокола называется Конференцией Сторон Конвенции, выступающей в качестве совещания Сторон Протокола (также КС-СС). Основная функция этого органа заключается в рассмотрении хода реализации Протокола и принятии решений, необходимых для содействия его эффективному функционированию. Решения в рамках Протокола могут приниматься только Сторонами Протокола. Стороны Конвенции, не являющиеся Сторонами Протокола, могут участвовать только в качестве наблюдателей в работе заседаний КС-СС.
В Протоколе рассматриваются обязательства Сторон в отношении трансграничных перемещений ЖИО в страны, не являющиеся Сторонами Протокола, и из них. Трансграничные перемещения между Сторонами и странами, не являющимися Сторонами, должны осуществляться таким образом, который соответствует цели Протокола. Стороны обязаны поощрять страны, не являющиеся Сторонами, присоединяться к Протоколу и предоставлять информацию в Механизм посредничества по биобезопасности.
Отношения с ВТО
[ редактировать ]Ряд соглашений Всемирной торговой организации (ВТО), таких как Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение СФС), Соглашение о технических барьерах в торговле (Соглашение ТБТ), а также Соглашение по торговым аспектам. прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) содержат положения, имеющие отношение к Протоколу. В преамбуле настоящего Протокола говорится, что стороны:
- Признаем, что торговые и экологические соглашения должны быть взаимодополняющими;
- Подчеркиваем, что Протокол не интерпретируется как подразумевающий изменение прав и обязательств по каким-либо существующим соглашениям; и
- Поймите, что приведенное выше изложение не имеет целью подчинить Протокол другим международным соглашениям.
Основные особенности
[ редактировать ]Обзор возможностей
[ редактировать ]Протокол способствует обеспечению биобезопасности путем установления правил и процедур безопасной передачи, обращения и использования ЖИО, уделяя особое внимание трансграничному перемещению ЖИО. Он включает набор процедур, в том числе процедуру для ЖИО, которые должны быть намеренно введены в окружающую среду, называемую процедурой заблаговременного информированного соглашения , и процедуру для ЖИО, которые предназначены для непосредственного использования в качестве продуктов питания, корма или для переработки . Стороны Протокола должны обеспечить, чтобы с ЖИО обращались, упаковывали и транспортировали в условиях безопасности. Кроме того, отправка ЖИО, подлежащих трансграничному перемещению, должна сопровождаться соответствующей документацией , в которой, среди прочего, указываются личность ЖИО и контактное лицо для получения дополнительной информации. Эти процедуры и требования предназначены для предоставления импортирующим Сторонам необходимой информации, необходимой для принятия обоснованных решений о том, следует ли принимать импорт ЖИО, а также для безопасного обращения с ними.
Сторона импорта принимает свои решения в соответствии с научно обоснованными оценками рисков. Протокол устанавливает принципы и методологии проведения оценки риска. В случае недостаточности соответствующей научной информации и знаний Сторона импорта может принять меры предосторожности при принятии решения об импорте. Стороны могут также учитывать, в соответствии со своими международными обязательствами, социально-экономические соображения при принятии решений об импорте ЖИО.
Стороны также должны принять меры по управлению любыми рисками, выявленными в результате оценки рисков, и принять необходимые меры в случае случайного выброса ЖИО.
Чтобы облегчить его реализацию, Протокол создает Механизм посредничества по биобезопасности для Сторон для обмена информацией и содержит ряд важных положений, включая наращивание потенциала, финансовый механизм, процедуры соблюдения и требования к осведомленности и участию общественности.
Процедуры перемещения ЖИО через границы
[ редактировать ]Предварительное информированное соглашение
[ редактировать ]Процедура «Предварительного обоснованного соглашения» (AIA) применяется к первому преднамеренному трансграничному перемещению ЖИО для преднамеренной интродукции в окружающую среду Стороны импорта. Он включает четыре компонента: уведомление Стороны экспорта или экспортера, подтверждение получения уведомления Стороной импорта, процедуру принятия решения и возможность пересмотра решений. Целью этой процедуры является обеспечение того, чтобы страны-импортеры имели возможность и потенциал для оценки рисков, которые могут быть связаны с ЖИО, прежде чем дать согласие на его импорт. Сторона импорта должна указать причины, на которых основываются ее решения (если согласие не является безоговорочным). Сторона импорта может в любое время, с учетом новой научной информации, пересмотреть и изменить решение. Сторона экспорта или уведомитель могут также попросить Сторону импорта пересмотреть свои решения.
Однако процедура AIA Протокола не применяется к определенным категориям ЖИО:
- ЖИО в пути;
- ЖИО, предназначенные для использования в замкнутых системах;
- ЖИО, предназначенные для непосредственного использования в качестве продуктов питания или корма или для переработки.
Хотя предусмотренная Протоколом процедура AIA не применяется к определенным категориям ЖИО, Стороны имеют право регулировать импорт на основе внутреннего законодательства. В Протоколе также предусмотрены разрешения объявлять определенные ЖИО освобожденными от применения процедуры AIA.
ЖИО, предназначенные для употребления в пищу или корма, или для переработки
[ редактировать ]ЖИО, предназначенные для непосредственного использования в качестве продовольствия, корма или переработки (ЖИО-ПКО), представляют собой большую категорию сельскохозяйственных товаров. Протокол вместо использования процедуры AIA устанавливает более упрощенную процедуру трансграничного перемещения ЖИО-ПКО. В соответствии с этой процедурой Сторона должна в течение 15 дней информировать другие Стороны через Механизм посредничества по биобезопасности о своем решении относительно внутреннего использования ЖИО, которые могут подлежать трансграничному перемещению.
Решения Стороны импорта о том, принимать или нет импорт ЖИО-ПКО, принимаются в соответствии с ее внутренней нормативной базой, которая соответствует цели Протокола . Сторона, являющаяся развивающейся страной, или Сторона с переходной экономикой, в отсутствие внутренней нормативной базы, может заявить через Механизм посредничества по биобезопасности , что ее решения о первом импорте ЖИО-ПКО будут приниматься в соответствии с оценкой риска, поскольку установленные в Протоколе и сроки принятия решения.
Обработка, транспортировка, упаковка и идентификация
[ редактировать ]Протокол предусматривает практические требования, которые, как считается, способствуют безопасному перемещению ЖИО. Стороны обязаны принять меры по безопасному обращению, упаковке и транспортировке ЖИО, подлежащих трансграничному перемещению. Протокол определяет требования к идентификации, устанавливая, какая информация должна быть представлена в документации, которая должна сопровождать трансграничные перевозки ЖИО. Это также оставляет место для возможной будущей разработки стандартов обращения, упаковки, перевозки и идентификации ЖИО к совещанию Сторон Протокола.
Каждая Сторона обязана принять меры, гарантирующие, что ЖИО, подвергающиеся преднамеренному трансграничному перемещению, сопровождаются документацией, идентифицирующей ЖИО и содержащей контактные данные лиц, ответственных за такое перемещение. Детали этих требований варьируются в зависимости от предполагаемого использования ЖИО, и в случае ЖИО для производства продуктов питания, кормов или переработки они должны быть дополнительно рассмотрены руководящим органом Протокола. (Статья 18 Протокола SCBD 2000).
Первое совещание Сторон приняло решения, излагающие требования к идентификации различных категорий ЖИО (Решение BS-I/6, СКБР, 2004 г.). Однако на втором совещании Сторон не удалось достичь согласия по подробным требованиям по идентификации ЖИО, предназначенных для непосредственного использования в качестве продуктов питания, корма или для переработки , и ему необходимо будет пересмотреть этот вопрос на своем третьем совещании в марте 2006 года.
Механизм посредничества по биобезопасности
[ редактировать ]Протокол учредил Механизм посредничества по биобезопасности (МПБ) для облегчения обмена научной, технической, экологической и юридической информацией и опытом работы с живыми измененными организмами; и оказывать помощь Сторонам в реализации Протокола (Статья 20 Протокола, SCBD 2000). Он был создан поэтапно, и первое совещание Сторон одобрило переход от пилотного этапа к этапу полной эксплуатации и утвердило условия его деятельности (Решение BS-I/3, SCBD 2004).
См. также
[ редактировать ]- Механизм посредничества по биобезопасности
- Существенная эквивалентность
- Нагойский протокол , еще один дополнительный протокол, принятый КБР.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Впервые подписано Кенией.
- ^ «ЮНТК» . Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 4 марта 2014 г. .
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Отдел биобезопасности (13 ноября 2019 г.). «Картахенский протокол по биобезопасности» . Механизм посредничества по биобезопасности (МПБ) . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ «О протоколе» . Конвенция о биологическом разнообразии . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии» (PDF) . cbd.int . Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии. 2000 . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Глоссарий» .
- ^ «Часто задаваемые вопросы (FAQ) по Картахенскому протоколу» . Конвенция о биологическом разнообразии . Программа ООН по окружающей среде. 29 февраля 2012 года . Проверено 10 декабря 2017 г.
- ^ «20 вопросов ВОЗ по биотехнологии» .
- Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии (2000 г.) Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии: текст и приложения . Монреаль, Квебек, Канада. ISBN 92-807-1924-6
- Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии (2004 г.) Глобальная биобезопасность – От концепций к действиям: Решения, принятые первым совещанием Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, выступающей в качестве совещания Сторон Картахенского протокола по биобезопасности . Монреаль, Квебек, Канада.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Домашняя страница Протокола биобезопасности
- Ратификации в депозитарии
- Центральный портал Центра посредничества по биобезопасности
- Текст Протокола
- Карта, показывающая состояние ратификации Картахенского протокола по биобезопасности.
- Вступительная записка Лоуренса Буассона де Шазурна, записка по истории процедур и аудиовизуальные материалы по Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии в исторических архивах Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- Риск для здоровья
- Биоразнообразие
- Экологические договоры
- договоры ООН
- Договоры, заключенные в 2000 году
- Договоры вступили в силу в 2003 году.
- 2003 год в среде
- Договоры Афганистана
- Договоры Албании
- Договоры Алжира
- Договоры Анголы
- Договоры Антигуа и Барбуды
- Договоры Аргентины
- Договоры Армении
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Багамских Островов
- Договоры Бахрейна
- Договоры Бангладеш
- Договоры Барбадоса
- Договоры Беларуси
- Договоры Бельгии
- Договоры Белиза
- Договоры Бенина
- Договоры Бутана
- Договоры Боливии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Ботсваны
- Договоры Бразилии
- Договоры Болгарии
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Бурунди
- Договоры Камбоджи
- Договоры Камеруна
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Центральноафриканской Республики
- Договоры Чада
- Договоры Китайской Народной Республики
- Договоры Колумбии
- Договоры Коморских Островов
- Договоры Республики Конго
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Северной Кореи
- Договоры Демократической Республики Конго
- Договоры Дании
- Договоры Джибути
- Договоры Доминики
- Договоры Доминиканской Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Египта
- Договоры Сальвадора
- Договоры Эритреи
- Договоры Эстонии
- Договоры переходного правительства Эфиопии
- Договоры Фиджи
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Гамбии
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Ганы
- Договоры Греции
- Договоры Гренады
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Гайаны
- Договоры Гондураса
- Договоры Венгрии
- Договоры Индии
- Договоры Индонезии
- Договоры Ирана
- Договоры Ирака
- Договоры Ирландии
- Договоры Италии
- Договоры Ямайки
- Договоры Японии
- Договоры Иордании
- Договоры Казахстана
- Договоры Кении
- Договоры Кирибати
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Лаоса
- Договоры Латвии
- Договоры Ливана
- Договоры Лесото
- Договоры Либерии
- Договоры Ливийской Арабской Джамахирии
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Малави
- Договоры Малайзии
- Договоры Мальдив
- Договоры Мали
- Мальтийские договоры
- Договоры Маршалловых Островов
- Договоры Мавритании
- Договоры Маврикия
- Договоры Мексики
- Договоры Монголии
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Мозамбика
- Договоры Мьянмы
- Договоры Намибии
- Договоры Науру
- Договоры Нидерландов
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Никарагуа
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Норвегии
- Договоры Омана
- Договоры Пакистана
- Договоры Палау
- Договоры Государства Палестина
- Договоры Панамы
- Договоры Папуа-Новой Гвинеи
- Договоры Парагвая
- Договоры Перу
- Договоры Филиппин
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Катара
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Молдовы
- Договоры Румынии
- Договоры Руанды
- Договоры Самоа
- Договоры Саудовской Аравии
- Договоры Сенегала
- Договоры Сербии и Черногории
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Соломоновых Островов
- Договоры переходного федерального правительства Сомали
- Договоры Южной Африки
- Договоры Испании
- Договоры Шри-Ланки
- Договоры Сент-Китс и Невис
- Договоры Сент-Люсии
- Договоры Сент-Винсента и Гренадин
- Договоры Республики Судан (1985–2011 гг.)
- Договоры Суринама
- Договоры Эсватини
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Сирии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Таиланда
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Того
- Договоры Тонги
- Договоры Тринидада и Тобаго
- Договоры Туниса
- Договоры Турции
- Договоры Туркменистана
- Договоры Уганды
- Договоры Украины
- Договоры Объединенных Арабских Эмиратов
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Танзании
- Договоры Уругвая
- Договоры Венесуэлы
- Договоры Вьетнама
- Договоры Йемена
- Договоры Замбии
- Договоры Зимбабве
- Договоры, заключенные Европейским Союзом
- Договоры Ниуэ
- 2000 г. в Канаде
- Договоры распространены на Гонконг
- Договоры распространены на Гибралтар
- Конвенция о биологическом разнообразии
- Договоры Кувейта