Лжепророк

В религии лжепророк пророчества или псевдопророк — это человек, который ложно заявляет о даре или божественном вдохновении , или говорит от имени Бога , или который делает такие заявления в злых целях. Часто того, кого одни люди считают «истинным пророком », другие одновременно считают «лжепророком», даже в пределах той же религии, что и рассматриваемый «пророк». В более широком смысле — это любой, кто, не имея его, претендует на особую связь с божеством и выставляет себя источником духовности, авторитетом, проповедником или учителем. Аналогично, этот термин иногда применяется вне религии для описания человека, который пылко пропагандирует теорию, которую говорящий считает ложной.
христианство
[ редактировать ]Христианская эсхатология |
---|
Христианский портал |

Христианская эсхатология возникла из общественной жизни и проповеди Иисуса . [ 1 ] На протяжении всего Нового Завета и некоторых апокрифов ранних христианских Иисус предупреждает своих учеников и апостолов неоднократно как о лжепророках, так и о лжемессиях , а верующих часто призывают остерегаться их и сохранять бдительность. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Евангелия
[ редактировать ]В Нагорной проповеди ( Матфея 7:15–20 ) Иисус предупреждает своих последователей о лжепророках: [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
- «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собран ли виноград с терновника, или смоквы с волчца? Итак, всякое дерево здоровое приносит плоды хорошие, а плохие дерево приносит злые плоды. Здоровое дерево не может приносить злых плодов, а плохое дерево не может приносить добрых плодов. Всякое дерево, не приносящее добрых плодов, срубают и бросают в огонь».
Канонические евангелия обращаются к одному и тому же вопросу о правильном предсказании лжепророка, а Иисус предсказал будущее появление лжехристов и лжепророков, утверждая, что они могут творить великие знамения и чудеса, например, в Елеонской беседе, данной на Елеонской горе. :
- «И начал Иисус говорить им: «Смотрите, чтобы никто не ввел вас в заблуждение. Многие придут во имя Мое и будут говорить: это Я!» , и многих введут в заблуждение. И когда вы услышите о войнах и о военных слухах, не тревожьтесь; это должно произойти, но конец еще не [...] И тогда, если кто-нибудь скажет вам: « Смотрите, вот Христос!» или «Смотрите, вот он» . Восстанут лжехристы и лжепророки и явите знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, избранных. Но смотрите, Я предсказал вам все». ( Марка 13:5–7 , 13:21–23 )
- «Смотрите, чтобы никто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут во имя Мое и будут говорить: Я Христос , и введут многих в заблуждение. [...] И многие лжепророки восстанут и введут многих в заблуждение. [. ..] Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос! или Вот Он , - не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы ввести в заблуждение. если возможно, даже избранных вот, Я сказал вам заранее. Итак, если скажут вам: вот, он в пустыне , то не выходите вон; если скажут: вот, он во внутренних комнатах , не верьте». ( От Матфея 24:4–5 , 24:11 , 24:23–26 )
В Евангелии от Луки Иисус предложил своим ученикам этическое применение, используя аналогию с лжепророками в Ветхом Завете:
- «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали отцы их с лжепророками». ( Луки 6:26 )
Деяния и послания
[ редактировать ]В Книге Деяний апостолы Павел и Варнава столкнулись с лжепророком по имени Елима Вар-Иисус на острове Кипр :
- «Пройдя через весь остров до Пафа, они встретили некоего волхва, иудейского лжепророка, по имени Вариисус. Он был с проконсулом Сергием Павлом, человеком разумным, который призвал Варнаву и Савла и стремились услышать слово Божие. Но Елима волхв (ибо таково значение его имени) противостоял им, стремясь отвратить проконсула от веры, а Савла, называемого также. Павел, исполненный Духа Святого, пристально взглянул на него и сказал: «Сын диавола, враг всякой правды, полный всякого коварства и злодейства, не перестанешь ли ты искривлять прямые пути Господни? вот, рука Господня на тебя, и ты будешь слеп и не сможешь увидеть солнца до времени». Тотчас на него напал туман и тьма, и он пошел искать людей, которые бы вели его за руку. Тогда уверовал проконсул, когда увидел происшедшее, ибо дивился учению Господню». ( Деяния 13:6–12 )
Эта конкретная история также лучше всего соответствует модели, найденной во Второзаконии . Здесь утверждается, что Елима пытается отвратить Сергия Павла от истинной веры, как и лжепророк, описанный в предыдущих стихах. В этих стихах мы не видим пророчества Елимы в общепринятом понимании этого термина, поэтому данная модель, по-видимому, лучше всего соответствует этому сценарию.
Второе послание Петра сравнивает лжеучителей и лжепророков и то, как первые будут приносить ложные учения, как и лжепророки древности:
- «Но восстали и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучителя, которые будут тайно вводить пагубные ереси, отвергаясь даже искупившего их Учителя, навлекая на себя скорую погибель. И многие последуют их распущению, и из-за них будет поруган путь истины. И в своей жадности они будут эксплуатировать вас лживыми словами; от века их осуждение не было праздным, и их разрушение не дремало». ( 2 Петра 2:1–3 )
Первое послание Иоанна предупреждает тех, кто придерживается христианской веры, испытывать всякий дух из-за этих лжепророков: [ 2 ]
- «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, ибо много лжепророков вышло в мир. По сему вы познаете Дух Божий: всякий дух, исповедующий, что Иисус Христос пришедший во плоти, есть от Бога, и всякий дух, не исповедующий Иисуса, не от Бога. Это дух антихриста, о пришествии которого вы слышали, и теперь он уже в мире». ( 1 Иоанна 4:1–3 )
Лжепророк Откровения
[ редактировать ]Самый известный лжепророк Нового Завета — тот, который упомянут в Книге Откровения . бросают В конечном итоге лжепророка в огненное озеро с горящей серой :
И был схвачен Зверь, а с ним и лжепророк, который в присутствии его творил знамения, которыми он обманывал тех, кто получил начертание Зверя , и тех, кто поклонялся его образу. Эти двое были брошены живыми в озеро огненное, горящее серой.
А Дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где был Зверь и лжепророк, и будет мучиться день и ночь во веки веков.
Еще одно упоминание о лжепророке в Новом Завете — это « дух антихриста , отвергающий Сына». [ 5 ] В Новом Завете слово антихрист (по-гречески: antikhristos ) встречается главным образом в посланиях Иоанна и во множественном числе, обозначая тех, кто отрицает и/или не верит в мессианство Иисуса. [ 5 ] Подобный термин, псевдохрист (по-гречески: pseudokhristos , что означает «лжемессия»), используется Иисусом в Евангелиях. Эти термины, похоже, относятся к категории людей, а не к отдельному человеку. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
ислам
[ редактировать ]В Коране говорится, что Мухаммад — « Печать Пророков », Последний и последний из Пророков. [ 8 ] понимают это -сунниты и шииты Основные мусульмане как означающее, что любой, кто утверждает, что является новым пророком после него, является лжепророком. [ 9 ] Точки зрения всех основных мусульманских ученых как суннитской, так и шиитской конфессий не рассматривают Второе пришествие Исы ( Иисуса ) как приход нового пророка, поскольку исламский Мессия уже был существующим пророком и будет править Кораном и Сунной. Мухаммеда, не принося никаких новых откровений или пророчеств.
Саубан ибн Кайдад передал, что Мухаммад сказал:
«Среди моей уммы будет 30 даджалов. Каждый будет утверждать, что он пророк; но я последний из Пророков (Печать Пророков), и после меня не будет Пророка».
- Передано Ахмадом ибн Ханбалом как достоверный хадис.
Абу Хурайра передал, что Мухаммад сказал:
«Час не наступит (1) до тех пор, пока две большие группы не сразятся друг с другом, после чего с обеих сторон будет большое количество жертв и они будут следовать одной и той же религиозной доктрине, (2) примерно до тридцати даджалов (лжецов) ) появятся, и каждый из них заявит, что он Посланник Аллаха...»
Мухаммед также заявил, что последним из этих антихристов будет Антихрист, Аль-Масих ад-Даджаль ( арабский : دجّال , латинизированный : Аль-Масих ад-Даджаль , букв. «Лживый Мессия»). [ 10 ] Даджаль никогда не упоминается в Коране, но он упоминается и описывается в хадисной литературе . [ 10 ] Как и в христианстве, считается, что Даджаль возникает на востоке, хотя конкретное место в разных источниках различается. [ 11 ] Даджаль будет подражать чудесам, творимым Исой (Иисусом), таким как исцеление больных и воскрешение мертвых, причем последнее совершается с помощью демонов ( Шаятин ). Он обманет многих людей, таких как ткачи, маги, полукровки и дети проституток, но большинство его последователей будут евреями . [ 11 ] Согласно исламскому эсхатологическому повествованию , события, связанные с финальной битвой перед Судным Днем, будут протекать в следующем порядке:
11 Хадисы также сообщают о « Великих знамениях » конца, которые включают появление антихриста (Даджаля) и новое появление пророка Иисуса , чтобы присоединиться к нему в битве при Даббике в Сирии , а также прибытие Махди , «ведомый». Как говорит другой хадис , приписываемый Али ибн Аби Талибу : «Большинство последователей Даджаля — евреи и дети блуда ; Даджаль будет убит в Сирии, на перевале, называемом перевалом Афик, по прошествии трех часов со дня, от руки Иисуса». [ 12 ]
Самра ибн Джундаб сообщил, что однажды Мухаммед, произнося торжественную речь по случаю солнечного затмения , сказал:
«Воистину, клянусь Аллахом, Последний Час не наступит, пока не появится 30 даджалей, а последним станет Одноглазый ЛжеМессия».
- Передано Имамом Ахмедом и Имамом Табарани как достоверный хадис.
Анас ибн Малик передал, что Мухаммад сказал:
Нет ни одного пророка, который не предупредил бы Умму об этом одноглазом лжеце; вот, он одноглазый, а Господь твой не одноглазый. На лбу у него буквы кфр (кафир).
Даджаль слеп на один глаз, и между его глазами написано слово «Кафир». Затем он написал это слово как «кфр», которое мог прочитать каждый мусульманин.
Имам Махди ( арабский : ٱلْمَهْدِيّ , латинизированный : аль-Махди , что означает «праведный путь») является искупителем в соответствии с исламом. [ 14 ] Как и Даджаль, [ 10 ] Махди никогда не упоминается в Коране, но его описание можно найти в хадисной литературе; [ 14 ] согласно исламскому эсхатологическому повествованию, он появится на Земле перед Судным Днем . [ 10 ] [ 12 ] [ 15 ] [ 16 ] Во время Второго пришествия Христа , [ 17 ] пророк Иса вернется, чтобы победить и убить аль-Масиха ад-Даджала. [ 10 ] [ 12 ] [ 18 ] Мусульмане верят, что и Иса, и Махди избавят мир от правонарушений, несправедливости и тирании, обеспечив мир и спокойствие. [ 19 ] В конце концов, Даджаль будет убит Махди и Исой у ворот Луда , которые, увидев Даджала, заставят его медленно раствориться (как соль в воде). [ 11 ]
иудаизм
[ редактировать ]Иисус отвергается всеми ветвями иудаизма как неудавшийся еврейский претендент на Мессию и лжепророк. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
- «Если пророк или тот, кто предсказывает во сне, явится среди вас и возвестит вам чудесное знамение или чудо, и если знамение или чудо, о котором он говорил, сбудется, и он скажет: «Последуем другим богам» (боги, которых вы не знали) «и давайте поклонимся им», вы не должны слушать слова того пророка или мечтателя, Господь, ваш Бог, испытывает вас, чтобы узнать, любите ли вы его всем своим сердцем и всей своей душой. Это Господь твой. Богу ты должен следовать и почитать его. Соблюдай его заповеди и повинуйся ему; служи ему и крепко держись за него. Этот пророк или мечтатель должен быть предан смерти, потому что он проповедовал восстание против Господа Бога, который вывел тебя. из Египта и искупил тебя из земли рабства; он пытался совратить тебя с пути, по которому повелел тебе идти Господь, Бог твой. Исчисти зло из своей среды» ( Второзаконие 13:1–5 ).
В «Книгах Царств» записана история, в которой под давлением Ахава пророк Михей изображает Бога, запрашивающего у своего небесного совета информацию о том, что ему следует делать с судом лжепророков. Это изображение записано в 3 Царств 22:19–23 :
- Михей продолжал: «Итак выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, а все воинство небесное стояло вокруг Него справа и слева от Него». И сказал Господь: «Кто соблазнит Ахава напасть на Рамоф Галаадский и пойти там на смерть?»
- «Один предложил это, а другой то. Наконец, дух вышел вперед, стал перед Господом и сказал: «Я соблазню его».
- «Какими средствами?» Господь спросил».
- «Я выйду и буду духом лживым в устах всех пророков Его», — сказал он.
- «Тебе удастся соблазнить его, — сказал Господь. — Иди и сделай это».
- «И вот Господь вложил дух лживый в уста всех этих ваших пророков. Господь предназначил вам бедствие».
Возможно, Михей хотел изобразить лжепророков как испытание от ЯХВЕ. Также возможно, что это было задумано как оскорбление пророков Ахава, таких как Седекия, сын Хенааны. [ 23 ]
Наказанием за ложное пророчество, в том числе за высказывания от имени бога, отличного от ЯХВЕ, или за самонадеянные высказывания от имени ЯХВЕ, является смерть ( Второзаконие 18:20 ). Аналогично, если пророк делает пророчество во имя ЯХВЕ, которое не сбывается, это еще один знак того, что он не уполномочен ЯХВЕ и что людям не нужно бояться лжепророка ( Второзаконие 18:22 ).
Еврейский койне-греческий термин «псевдопророки» встречается в Септуагинте ( Иеремия 6:13 , 33:8-11 , 34:9 , 36:1-8 , Захария 13:2 ); Флавий Иосиф Флавий ( «Иудейские древности» 8-13-1, 10-7-3, «Иудейская война» 6-5-2); и Филон Александрийский ( Особые законы 3:8). Классические языческие писатели использовали термин псевдомантис .
Использование вне религий
[ редактировать ]Термин «лжепророк» иногда применяется вне религиозного использования, чтобы описать пропагандистов научных, медицинских или политических теорий, которые автор фразы считает ложными. В книге Пола Оффита « 2008 года Лжепророки аутизма» эта фраза применялась к пропагандистам недоказанных теорий и методов лечения, таких как необоснованная связь между тиомерсалом и вакцинами и хелатной терапией . [ 24 ] В книге Рональда Бейли 1993 года «Экоскам: лжепророки экологического апокалипсиса» эта фраза была применена к сторонникам гипотезы глобального потепления ; однако к 2005 году Бейли передумал, написав: «Любой, кто все еще придерживается идеи, что глобального потепления не существует, должен повесить трубку». [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Апокалиптика
- Культ
- Обман
- Поддельное добро
- Идолопоклонство
- Иерусалимский синдром
- Список претендентов на мессию
- Список людей, утверждавших, что они Иисус
- Комплекс Мессии
- Мессианский век
- Милленаризм
- Пророки христианства
- Религиозное заблуждение
- Синдром истинного верующего
- Несбывшиеся христианские религиозные предсказания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роуленд, Кристофер (2010) [2007]. «Часть I: Историческая эсхатология – Эсхатология Новозаветной Церкви» . В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 56–73. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195170498.013.0004 (неактивен 4 апреля 2024 г.). ISBN 9780195170498 . LCCN 2006032576 . S2CID 171574084 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Ауне, Дэвид Э. (1983). «Пророчества Иисуса: разоблачение лжепророков» . Пророчества в раннем христианстве и древнем средиземноморском мире . Гранд-Рапидс, Мичиган : Wm. Б. Эрдманс . стр. 222–229. ISBN 978-0-8028-0635-2 . OCLC 9555379 .
- ^ Jump up to: а б Че, Янг С. (2006). «Матфея 7:15: Лжепророки в овечьей шкуре» . Иисус как эсхатологический пастырь Давида: исследования Ветхого Завета, иудаизма Второго Храма и Евангелия от Матфея . Научные исследования Нового Завета, 2-я серия. Том 216. Тюбинген : Мор Зибек . стр. 234–236. ISBN 978-3-16-148876-4 . ISSN 0340-9570 .
- ^ Jump up to: а б Франция, Ричард Т. (2007). «Сцена 2: Лжепророки» . Евангелие от Матфея . Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Великобритания : Wm. Б. Эрдманс . стр. 289–291. ISBN 978-0-8028-2501-8 . LCCN 2007013488 .
- ^ Jump up to: а б с Келли, Генри А. (2006). «Апокалипсис: Дьявол в посланиях Иоанна» . Сатана: Биография . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 161–164. ISBN 9780521843393 . OCLC 263458091 .
- ^ Ярбро, Роберт (2008). 1-3 Иоанна . Ада, Мичиган: Baker Academic . п. 344. ИСБН 9780801026874 .
Артикли перед словами «обманщик» (ὁ πλάνος, ho planos ) и «антихрист» (ὁ ἀντίχριστος, ho antikhristos ) следует рассматривать как выделение определенной категории лиц (Wallace 1996: 227–30). Это обычное употребление Иоанна (1 Иоанна 2:23).
- ^ Хорбери, Уильям (2003). Мессианство среди евреев и христиан: библейские и исторические исследования . Лондон, Англия: A&C Black . п. 333. ИСБН 978-0567088086 .
На этом фоне можно увидеть, что технический греческий термин антихристос , хотя он известен только из христианского... Антихристос впервые встречается в посланиях Иоанна и не используется в других греко-еврейских или раннехристианских писаниях...
- ^ Коран 33:40
- ^ Коран 9: 128-129.
- ^ Jump up to: а б с д и Фарханг, Мехрваш (2017). «Даджаль». В Маделунге, Уилферд; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Негабана, Фарзина. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_035982 . ISSN 1875-9823 .
- ^ Jump up to: а б с Кук, Дэвид (2021) [2002]. Исследования мусульманской апокалиптики . Берлин и Лондон : Gerlach Press. стр. 93–104. ISBN 9783959941211 . OCLC 238821310 .
- ^ Jump up to: а б с Галлахер, Юджин (28 февраля 2020 г.). «Милленаризм» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.125 . ISBN 9780199340378 . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ «Знамения перед Судным днем Ибн Касира» . Qa.sunnipath.com. 3 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Маделунг, Уилферд (1986). «аль-Махди». в Босворте, CE ; ван Донзель, Э.Дж .; Генрихс, В.П. Льюис, Б.; Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том 5. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0618 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Мартин 2004: 421
- ^ Глассе 2001: 280.
- ^ Коран 3:55
- ^ Сахих Муслим 2940a
- ^ Момент 1985: 166-8.
- ^ Бергер, Дэвид; Вышогрод, Михаил (1978). Евреи и «еврейское христианство» . [Нью-Йорк]: KTAV Publ. Дом. ISBN 0-87068-675-5 .
- ^ Певица Товия (2010). Давайте по-библейски . Издательство РНБН; 2-е издание (2010 г.). ISBN 978-0615348391 .
- ^ Каплан, Арье (1985). Настоящий Мессия? Еврейский ответ миссионерам (Новая ред.). Нью-Йорк: Национальная конференция синагогальной молодежи. ISBN 978-1879016118 . Настоящий Мессия (pdf)
- ^ Мордехай Коган, 3 Царств: Новый перевод с введением и комментариями, Анкорные библейские комментарии, Йельский университет, 2001 г.
- ^ Оффит, Пол А. (2008). Лжепророки аутизма: плохая наука, рискованная медицина и поиск лекарства . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-14636-4 .
- ^ Бейли, Рональд (11 августа 2005 г.). «Теперь мы все наблюдаем глобальное потепление» . Причина . Фонд разума . OCLC 818916200 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 года . Проверено 22 ноября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Антихрист» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). 2020 [2017]. Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 года . Проверено 27 ноября 2020 г.
- Арена, Франческо (сентябрь 2020 г.). Лемче, Нильс Петер (ред.). «Лжепророки в Книге Иеремии: все ли они пророчествовали и говорили ложь?». Скандинавский журнал Ветхого Завета . 34 (2). Тейлор и Фрэнсис : 187–200. дои : 10.1080/09018328.2020.1807104 . ISSN 1502-7244 . S2CID 221866227 .
- Бернайт, Джон (сентябрь 2021 г.). Шеперд, Дэвид; Тимейер, Лена-София (ред.). «Является ли Елифаз лжепророком? Видение в Иов 4:12-21». Журнал для изучения Ветхого Завета . 46 (1). Публикации SAGE : 96–116. дои : 10.1177/03090892211001404 . ISSN 1476-6728 . S2CID 238412522 .
- Доусон, Лорн Л. (октябрь 1999 г.). «Когда пророчество терпит неудачу, а вера сохраняется: теоретический обзор» (PDF) . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 3 (1). Беркли : Издательство Калифорнийского университета : 60–82. дои : 10.1525/номер.1999.3.1.60 . ISSN 1092-6690 . LCCN 98656716 . S2CID 144984626 . Проверено 20 сентября 2021 г.
- Дьюик, ЕС (2011) [1912]. Первобытная христианская эсхатология . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-23325-5 .
- Феккес, Ян (1994). «Иоанн как иудейско-христианский пророк» . Исайя и пророческие традиции в книге Откровения: провидческие предшественники и их развитие . Библиотека исследований Нового Завета. Том. 93. Шеффилд : Шеффилд Академик Пресс . стр. 22–58. ISBN 9781850754565 .
- Лиетарт Пеерболте, Берт Ян (2013). «Как антихрист победил смерть: развитие христианской апокалиптической эсхатологии в ранней церкви» . В Крансе, Джон; Лиетарт Пеерболте, LJ; Смит, Питер-Бен; Цвип, Ари В. (ред.). Павел, Иоанн и апокалиптическая эсхатология: исследования в честь Мартинуса К. де Бура . Novum Testum: Добавки . Полный. 149. Лейден : Издательство Brill . стр. 238–255. дои : 10.1163/9789004250369_016 . ISBN 978-90-04-25026-0 . ISSN 0167-9732 . S2CID 191738355 .
- Лиетарт Пеерболте, LJ (1999). «Антихрист (ἀντίχριστος)» . В Ван дер Торн, Чарльз ; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер В. (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Лейден : Издательство Brill . стр. 62–64. doi : 10.1163/2589-7802_DDDO_DDDO_Antichrist . ISBN 90-04-11119-0 .
- Лиетарт Пеерболте, LJ (1996). Предшественники антихриста: традиционно-историческое исследование самых ранних христианских взглядов на эсхатологических противников . Приложения к журналу изучения иудаизма. Том. 49. Лейден : Издательство Brill . ISBN 978-90-04-10455-6 .
- Шварц, Ганс (2000). «Знаки конца» . Эсхатология . Гранд-Рапидс, Мичиган : Wm. Б. Эрдманс . стр. 381–387. ISBN 0-8028-4733-1 .
- Сим, Дэвид К. (1996). Апокалиптическая эсхатология в Евангелии от Матфея . Общество исследований Нового Завета: Серия монографий . Том. 88. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CBO9780511555084 . ISBN 978-0-521-55365-0 .