Дональд Маккей
Дональд Маккей | |
---|---|
Рожденный | 4 сентября 1810 г. Джордан-Фолс, округ Шелберн , колония Новая Шотландия |
Умер | 20 сентября 1880 г. Гамильтон, Массачусетс , США | ( 70 лет
Занятие | Дизайнер кораблей |
Известный | Летающее облако |
Супруг (а) | Албения Буль (замужем в 1833–1848 гг., до самой смерти) и Мэри Кресси Личфилд (м. 1850 г.) |
Дональд Маккей (4 сентября 1810 — 20 сентября 1880) — , родившийся в Британской Северной Америке американский дизайнер и строитель парусных судов , известный своими рекордными экстремальными клиперами .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маккей родился в Джордан-Фолс, округ Шелберн , на южном берегу Новой Шотландии, был старшим сыном и одним из восемнадцати детей Хью Маккея, рыбака и фермера, и Энн Макферсон Маккей. Оба его родителя были шотландского происхождения. Он был назван в честь своего деда, капитана Дональда Маккея, британского офицера, который после войны за независимость переехал в Новую Шотландию из Шотландского нагорья . [1]
Ранние годы судостроителя
[ редактировать ]В 1826 году Маккей переехал в Нью-Йорк, где с 1827 по 1831 год проходил обучение под руководством Исаака Уэбба на верфи Webb & Allen. [1] [2] Затем он ненадолго вернулся в Новую Шотландию и вместе со своим дядей построил лодку, но после того, как их обманули с доходами, он вернулся в Нью-Йорк и устроился на работу на верфь Brown & Bell, работая на Джейкоба Белла . [3] В 1840 году по рекомендации Белла он был принят на должность начальника Бруклинской военно-морской верфи , но оставался там лишь ненадолго из-за антииммигрантских настроений по отношению к нему (как канадцу) со стороны людей, которыми он руководил. [3] Белл пришел на помощь и нашел ему задание работать на пакетботе на верфи в Вискассете , штат Мэн. Вернувшись на юг, когда это задание было выполнено, он остановился в Ньюберипорте и устроился на работу бригадиром на верфи Джона Карриера-младшего. [4] где он руководил постройкой 427-тонной «Делии Уокер». Карриер был очень впечатлен Маккеем и предложил ему пятилетний контракт, от которого Маккей отказался, руководствуясь желанием иметь собственный бизнес. [5]
В 1841 году Уильям Карриер (не родственник Джона) предложил Маккею возможность стать партнером в верфи Currier & McKay в Ньюберипорте. Два года спустя, когда Маккей теперь самостоятельно проектировал корабли, его пути с Карриером разошлись, и Маккей занялся бизнесом с человеком по имени Уильям Пикет, строя пакетботы « Сент-Джордж» и «Джон Р. Скидди» . Партнерство с Пикетом было «приятным и выгодным», но после того, как Маккей построил « Джошуа Бейтс» для новой пакетной линии Enoch Train в Ливерпуль в 1844 году, Трейн убедил его переехать в Восточный Бостон и открыть там собственную верфь. [3] [5] Трейн не только предоставил Маккею финансирование для этого, но затем стал его крупнейшим клиентом, введя в эксплуатацию еще семь пакетботов и четыре клипера в период с 1845 по 1853 год, включая легендарный экстремальный клипер Flying Cloud . [3]
Корабли, построенные до 1845 года.
[ редактировать ]- 1840 г. Делия Уокер , 427 тонн, Маккей закончил ее для Джона Карриера-младшего.
- 1841 г. «Мэри Бротон» , барк водоизмещением 323 тонны, построенный компанией Currier & McKay.
- 1842 г. Эшбертон , 449 тонн, корабль, постройка компании Currier & McKay.
- 1842 Rio Trader Courier , ранний торговый корабль-клипер водоизмещением 380 тонн, был первым кораблем, полностью спроектированным и построенным самим Дональдом Маккеем в качестве партнера фирмы Currier & McKay по заказу компании Andrew Foster & Son, Нью-Йорк. Она была построена в Ньюберипорте, штат Массачусетс . В то время было довольно необычно, чтобы такое современное судно было построено за пределами Нью-Йорка или Балтимора. Она работала в торговле кофе в Рио и принесла своим владельцам большие деньги, но, что наиболее важно, принесла Маккею столь необходимую известность. [7]
- 1843 г. «Сент-Джордж» , 845 тонн, пионерский пакет линии Красного Креста, построенный компанией McKay & Picket.
- 1844 г. Джон Р. Скидди , 930 тонн, пакет, построенный McKay & Picket.
- 1844 Джошуа Бейтс , 620 тонн, первый пакет поезда « Енох поезда Белый бриллиант» . Линия Белого Алмаза была в то время одним из важнейших маршрутов атлантических эмигрантов из Европы в Северную Америку. Построен компанией McKay & Pickett.
Верфь Восточного Бостона
[ редактировать ]В 1845 году Маккей, как единственный владелец, основал собственную верфь на Бордер-стрит в Восточном Бостоне , где за свою почти 25-летнюю карьеру построил одни из лучших американских кораблей.
Одним из его первых крупных заказов было строительство пяти больших пакетботов для линии «Белый бриллиант» компании Enoch Train в период с 1845 по 1850 год: «Вашингтон Ирвинг» , «Англо-Саксон» , «Англо-Американ» , «Дэниел Вебстер » и « Оушен Монарх» . [8] « Океанский монарх» погиб в огне 28 августа 1848 года, вскоре после выхода из Ливерпуля и в пределах видимости Уэльса; погибло более 170 пассажиров и членов экипажа. [9] В 1849 году пароход «Вашингтон Ирвинг» перевез Патрика Кеннеди, деда семьи Кеннеди патриарха Джозефа П. Кеннеди-старшего , в Бостон.
Летом 1851 года Маккей посетил Ливерпуль и заключил контракт на постройку четырех больших кораблей для Джеймса Бейнса и компании австралийской торговли : «Лайтнинг» (1854 г.), «Чемпион морей» (1854 г.), «Джеймс Бейнс» (1854 г.) и «Дональд» . Маккей (1855 г.). [10]
Корабли постройки после 1845 года.
[ редактировать ]- 1845 г. Вашингтон Ирвинг , 751 тонна, пакетбот Бостон-Ливерпуль, построенный для линии «Белый бриллиант» компании Enoch Train . Спущен на воду 15 сентября 1845 года. Продан в Англию в 1852 году.
- 1846 года Anglo-Saxon , 894 тонны, длина 147 футов, построен для поезда Еноха, спущен на воду 5 сентября 1846 года.
- 1846 г. «Новый Свет» , водоизмещение 1404 тонны, пакетбот, продан в 1882 г. австрийцам и переименован в «Рудольф Кайзер» . Ее картина доступна в Королевских музеях Гринвича. [13] [14]
- 1847 г. Ocean Monarch , водоизмещение 1301 тонна, построен для поезда Еноха.
- 1847 г. , 700 тонн, пакет для Zerega&Co из Нью-Йорка.
- 1847 г. — англо-американский пакетбот водоизмещением 704 тонны, построенный для поезда Енох. [15]
- 1848 г. Дженни Линд , 533 тонны, пакетбот.
- 1848 LZ , 897 тонн, пакет для Zerega&Co из Нью-Йорка.
- 1849 г. Плимут Рок , 960 тонн, пакетбот.
- 1849 г. Helicon , экстремальный барк-клипер, 400 тонов ОМ.
- 1849 г. Reindeer , торговое судно с экстремальным клипером водоизмещением 800 тонн, построенное в Восточном Бостоне.
- 1849 г. Парламент , 998 тонн, пакетбот.
- 1850 г. «Мозес Уилер» , торговое судно с экстремальным клипером водоизмещением 900 тонн, построенное для Wheeler & King, Бостон.
- 1850 г. Султана , экстремальный клипер барк, 400 тонов ОМ.
- 1850 г. Корнелиус Гринелл , 118 тонн, пакетбот.
- 1850 Антарктика , 1116 тонн, пакет для Zerega&Co из Нью-Йорка
- 1850 г. Дэниел Вебстер , 1187 тонн, построен для поезда Енох.
- 1850 Stag Hound , экстремальный клипер 1534 тонны , водоизмещение , первый большой клипер, построенный Дональдом Маккеем.
- 1851 Flying Cloud , экстремальный клипер, 1782 тонны ОМ
- 1851 Стаффордшир , экстремальный клипер, водоизмещение 1817 тонн. Он был спущен на воду в Восточном Бостоне, штат Массачусетс, для компании Enoch Train & Co. Он потерпел крушение у мыса Сейбл , Новая Шотландия, в 1853 году.
- 1851 г. Северная Америка , экстремальный клипер, водоизмещение 1464 тонны
- 1851 Flying Fish , экстремальный клипер, водоизмещение 1505 тонн. Она была спущена на воду в Восточном Бостоне, штат Массачусетс, для компании Sampson & Tappan, Бостон. Он потерпел крушение 23 ноября 1958 года у берегов Фучжоу , Китай, по пути в Нью-Йорк с грузом чая. Затонувший корабль был продан торговцу из Манилы. После того, как он был перестроен в Вампоа , Китай, он был переименован в Эль Буэно Сусесо. [16]
- 1852 г. «Властелин морей» , крайний клипер, водоизмещение 2421 тонна ОМ. Известен как « Поезд Еноха» до момента запуска, после чего был куплен и переименован компанией Grinnell & Minturn. [3] В то время это был самый быстрый парусник из когда-либо построенных. [17] [18] Он потерпел крушение в Малаккском проливе в 1859 году.
- 1852 г. На запад Хо! , крайний клипер водоизмещением 1650 тонн, сгорел в Кальяо в 1864 году.
- 1852 г. Белоголовый орлан , экстремальный клипер, 1704 тонны ОМ.
- 1853 г. «Императрица морей» , крайний клипер водоизмещением 2200 тонн, сгорел в Австралии в 1881 году.
- 1853 Star of Empire , экстремальный клипер грузоподъемностью 2050 тонн, построенный для пакетной линии в Бостоне и Ливерпуле компании Enoch Train & Co. В 1857 году, нагруженный гуано, он развалился на куски на пляже Карритак , Северная Каролина. [19] [20]
- 1853 г. «Колесница славы» , экстремальный клипер, водоизмещение 2050 тонн, высота 220 футов. Она была спущена на воду в Восточном Бостоне, штат Массачусетс, для компании Enoch Train & Co. Согласно источникам Ричарда Маккея, продана в 1862 году и закончилась в январе 1876 года, будучи брошенной. или потерян в море по пути с островов Чинча в Корк . [21]
- 1853 г. «Великая республика» , экстремальный барк-клипер, водоизмещение 4555 тонн, самый большой клипер из когда-либо построенных.
- 1853 г. «Роман моря» , экстремальный клипер, водоизмещение 1782 тонны ОМ. Она была запущена в Восточный Бостон, штат Массачусетс, для Джорджа Б. Аптона и работала в компании California Trade. Она исчезла по пути в Сан-Франциско после того, как покинула Гонконг 31 декабря 1862 года. [22]
- 1854 г. «Лайтнинг » , экстремальный клипер водоизмещением 2083 тонны, построенный для господ, Бейнс и Ко . Она сгорела во время погрузки шерсти в Джилонге, Австралия, 31 октября 1869 года.
- 1854 года Чемпион морей , экстремальный клипер водоизмещением 2447 тонн, построенный для господ, Бейнс и Ко.
- 1854 г. - Джеймс Бэйнс , экстремальный клипер водоизмещением 2525 тонн, построенный для господ, Бейнс и Ко.
- 1854 Бланш Мур , экстремальный клипер, 1787 OM тонов
- 1854 г. Санта-Клаус , средний клипер, 1256 тонн ОМ.
- 1854 г. Бенин , барк, 692 тонны.
- 1854 года Commodore Perry , средний клипер водоизмещением 1964 тонны, построенный для Black Ball Line , сгорел недалеко от Бомбея 27 августа 1869 года. [23]
- 1854 г., Япония , средний клипер, водоизмещением 1964 г., построенный для фирм Baines & Co.
- 1855 г. Дональд Маккей , экстремальный клипер, водоизмещение 2594 тонны, 266 футов, построенный для господ, Бейнс и Ко. , последний экстремальный клипер, построенный Дональдом Маккеем, сгорел и разбился в 1888 году. [24]
- 1855 г. Зефир , средний клипер, водоизмещение 1184 тн.
- 1855 Defender , средний клипер, 1413 тонн ОМ
- 1856 г. Генри Хилл , средний барк-клипер, водоизмещение 568 тонн
- 1856 Мастиф , средний клипер, 1030 тонн ОМ. Она была спущена на воду в Восточном Бостоне, штат Массачусетс, для Джорджа Б. Аптона для торговли в Калифорнии и Китае. Он погиб в результате пожара по пути к Сандвичевым островам в южной части Тихого океана 15 сентября 1859 года. Весь экипаж и все пассажиры были спасены британским кораблем HMS Achilles и доставлены в Гонолулу.
- 1856 г. Миннехаха , средний клипер, водоизмещение 1695 тонн ОМ.
- 1856 г. Амос Лоуренс , средний клипер, водоизмещение 1396 тонн
- 1856 г. Эбботт Лоуренс , средний клипер, водоизмещение 1497 тонн
- 1856 г. , Baltic , средний клипер, водоизмещение 1372 тонны, длина 188 футов, построенный для Zerega&Co из Нью-Йорка.
- 1856 г. Adriatic , средний клипер водоизмещением 1327 тонн, построенный для Zerega&Co из Нью-Йорка. Она села на мель возле Китовой бухты на полуострове Дигби-Нек, Новая Шотландия, Канада, 24 декабря 1859 года.
- 1858 г. Альгамбра , средний клипер, водоизмещение 1097 тонн OM
- 1859 Бендж. С. Райт , 107 тонн.
- 1860 г. Мэри Б. Дайер , шхуна.
- 1860 г. H. & R. Atwood , шхуна.
- 1861–1862 Генерал Патнэм , корабль.
- 1864–1865 «Трилистник» — деревянный винтовой корабль водоизмещением 370 тонн.
- 1864–1865 Юкка , деревянный винтовой корабль, 373 тонны.
- 1864–1865 Наусетт , железный монитор.
- 1864–1865 Ашуэлот , двухсторонний корабль с железным бортовым колесом, 1030 тонн.
- 1866 г. Гео. Б. Аптон , деревянный винтовой корабль, 604 тонны.
- 1866 г. «Теодор Д. Вагнер» , деревянный винтовой корабль, водоизмещение 607 тонн.
- 1867 г. «Полярная звезда» , бриг, 410 тонн.
- 1867 г. Хелен Моррис , средний клипер, водоизмещение 1285 тонн
- 1868 г. Повелитель морей , 1502 тонны
- 1868 г. «Р.Р. Хиггинс» , шхуна водоизмещением 96 тонн.
- 1869 г. «Слава морей» , средний клипер, водоизмещение 2102 тн. Последний клипер, разработанный Маккеем. Списано на металлолом в Брейс-Пойнт, Западный Сиэтл, 13 мая 1923 года. Ее номинальная голова хранится в Индийском доме в Нью-Йорке.
- 1869 г. Фрэнк Этвуд , шхуна водоизмещением 107 тонн.
- 1874–1875 Адамс , военный шлюп, 615 тонн.
- 1874–1875 «Эссекс» , военный шлюп.
- 1875 г. «Америка» , яхта-шхуна, первоначально построенная Уильямом Х. Брауном в 1851 году, перестроенная Маккеем в 1875 году. Тезка и первоначальный чемпион Кубка Америки .
Установленные рекорды
[ редактировать ]- Лайтнинг установила несколько рекордов
- 436 миль за 24 часа в 1854 году.
- 430 миль за 24 часа по пути в Австралию
- 63 дня и 3 часа из Мельбурна, Австралия, в Ливерпуль, Англия.
- Sovereign of the Seas показал самую высокую скорость среди парусников за всю историю – 22 узла. в 1854 году.
- Чемпион морей установил рекорд в 465 миль за 24 часа в декабре 1854 года; этот рекорд держался до 1984 года. [25]
- Джеймс Бейнс зарегистрировал скорость 21 узел (18 июня 1856 г.).
- Flying Cloud совершил два 89-дневных перелета из Нью-Йорка в Сан-Франциско. [26]
- Белоголовый орлан установил рекорд — 78 дней 22 часа для полностью нагруженного корабля из Сан-Франциско в Нью-Йорк.
Поздняя жизнь
[ редактировать ]В 1869 году, под финансовым давлением предыдущих потерь, Маккей продал свою верфь и некоторое время работал на других верфях. Он удалился на свою ферму недалеко от Гамильтона, штат Массачусетс, и провел там остаток своей жизни. Он умер в 1880 году в относительной бедности и был похоронен в Ньюберипорте . [1]
Практика проектирования
[ редактировать ]Конструкции Маккея характеризовались длинным тонким носом с увеличивающейся полостью и ватерлиниями. Возможно, на него повлияли труды Джона В. Гриффитса , создателя китайского клипера Rainbow в 1845 году. Длинный полый нос помогал проникать, а не преодолевать волну, создаваемую корпусом на высоких скоростях, уменьшая сопротивление по мере скорости корпуса. приближения к . Скорость корпуса — естественная скорость волны той же длины, что и корабль, в узлах. , где LWL = длина ватерлинии в футах. Его корпуса имели более короткую кормовую часть, из-за чего центр плавучести располагался дальше к корме, чем это было типично для того периода, а также полный мидель с довольно плоским дном. Эти характеристики привели к меньшему лобовому сопротивлению на высокой скорости по сравнению с другими кораблями аналогичной длины, а также к большей устойчивости, что привело к способности нести парус при сильном ветре (большая мощность в экстремальных условиях). Его конструкция рыболовной шхуны была еще более радикальной, чем его клипера: она представляла собой огромную плоскодонную шлюпку, по форме напоминающую глиссирующие лодки 20-го века. Эти изменения в конструкции не были благоприятны для условий слабого ветра, которые ожидались при торговле с Китаем, но были прибыльными в торговле с Калифорнией и Австралией.
Наследие и почести
[ редактировать ]В его честь Pan Am назвала один из своих Boeing 747 Clipper Дональда Маккея .
стоит памятник Маккею В Южном Бостоне , недалеко от форта Индепенденс, с видом на канал , на котором перечислены все его корабли. В списке было более тридцати кораблей.
Его дом в Восточном Бостоне был признан достопримечательностью Бостона в 1977 году. [27] а также находится в Национальном реестре исторических мест .
Мемориальный павильон Маккею, в том числе картина его знаменитого «Летящего облака», можно найти в парке Пирс в Восточном Бостоне.
Маккей был введен в Национальный зал славы парусного спорта 9 ноября 2019 года. [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Чейз, Мэри Эллен. Дональд Маккей и клиперы . Хоутон Миффлин. OCLC 931945646 .
- ^ МакКатчан, Филип Толл Шипс Золотой век парусного спорта Лондонского книжного клуба Associates, 1976, стр.37
- ^ Перейти обратно: а б с д и Майлз, Винсент Дж. (2022). Трансатлантический поезд: нерассказанная история бостонского торговца, который прославил Дональда Маккея . Дорчестер, Массачусетс: Дорчестерское историческое общество. ISBN 979-8987314302 .
- ^ Стронг, Чарльз Стэнли (1957). История американских парусных кораблей . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп. стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маккей, Ричард К. (2011). Дональд Маккей и его знаменитые парусные корабли . Дуврские публикации. ISBN 978-0486288208 .
- ^ Перейти обратно: а б «Дональд Маккей Ярд» . www.bruzelius.info . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Артур Х. Кларк (1910). Эпоха клиперов: воплощение знаменитых американских и британских кораблей-клиперов, их владельцев, строителей, командиров и экипажей . Нью-Йорк и Лондон: Knickerbocker Press.
- ^ Лакстон, Эдвард Голод отправляет ирландский исход в Америку 1846–51, Лондон, Блумсбери, 1997, стр. 144–5. ISBN 0-7475-3500-0
- ^ Лакстон, Эдвард, цит., стр. 91–8.
- ^ МакГрегор, Дэвид Р. (Дэвид Рой) (1988). Быстроходные парусники: их проектирование и постройка, 1775–1875 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0870218956 . OCLC 17899628 .
- ^ Отчеты о переписи населения Десятая перепись: 1 июня 1880 г., том 8, стр.72
- ^ «Корабли, построенные Дональдом Маккеем» . www.uscommunityindex.com . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ «Пакетное судно США «Новый Свет» водоизмещением 1404 тонны. Построено в Бостоне, штат Массачусетс, в 1846 году Дональдом Маккеем» . Европейские коллекции . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ «Пакетное судно США «Новый Свет» водоизмещением 1404 тонны. Построено в Бостоне, штат Массачусетс, в 1846 году Дональдом Маккеем - Национальный морской музей» . Collections.rmg.co.uk . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ «Судостроение в Восточном Бсотоне». Boston Evening Transcript (опубликовано как Daily Evening Transcript) (Бостон, Массачусетс) . 1 января 1848 года.
- ^ Эдсон, Мерритт А.: Длина двора летучей рыбы. Журнал морских исследований Vol. 27, Бетесда, 1981. стр. 43.
- ^ «Торговля Сан-Франциско, прошлое, настоящее и будущее» . Ежемесячник Overland и журнал Out West . Апрель 1888 г. с. 370 . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ ЛЭИНГ, АЛЕКСАНДР (1944). Клипер Корабль Мужчины . DUELL SLOAN & PEARCE INC. с. 18.
- ^ «Звезда Империи» . Ричмонд Диспетчер . 27 мая 1857 г. с. 1.
- ^ « Звезда Империи «Керритак» . Нью-Йорк Трибьюн . 9 мая 1857 г. с. 8.
- ^ Маккей, Ричард (1928). Некоторые известные парусные корабли и их строитель Дональд Маккей . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Октавиус Т. Хоу; Фредерик Г. Мэтьюз (1986). Американские клиперы 1833–1858 гг . Том. 1. Нью-Йорк. ISBN 0-486-25115-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Новый пакетбот «Коммодор Перри» » .
- ^ Маклин, Дункан: Новый клипер Дональд Маккей . Бостон Дейли Атлас , Том. XXIV, 6 февраля 1855 г.
- ^ Джеймс С. Лермонт (1957) Скорость под парусом , Зеркало моряка, 43:3, 225-231
- ^ Октавиус Т. Хоу; Фредерик Г. Мэтьюз (1986). Американские клиперы 1833–1858 гг . Том. 1. Нью-Йорк. ISBN 0-486-25115-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Общественные слушания по вопросу о доме Дональда Маккея . Бостон, Массачусетс: Комиссия по достопримечательностям Бостона. 1977.
- ^ «Дональд Маккей, призывник 2019 года» . Ншоф.орг . Проверено 12 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джадсон , Клара Ингрэм (1943). Дональд Маккей: конструктор кораблей Clipper «Сыновья Чарльза Скрибнера», Нью-Йорк, с. 136, URL
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображения верфи Дональда Маккея - Музей науки, Бостон, Массачусетс
- Работы Дональда Маккея или о нем в Интернет-архиве
- Мемориал Дональда Маккея, Джордан-Фолс, Северная Каролина
- Модель летающего корабля Cloud Clipper , Смитсоновский институт
- Носовая фигура с клипера Дональда Маккея , Музей мистического морского порта
- Список кораблей, построенных Дональдом Маккеем
- 1850 г. Маккей и эпоха клиперов – тематическое исследование инноваций в формате PDF, bostoninnovation.org
- Scientific American , « Дональд Маккей », 9 октября 1880 г., стр. 228
- 1810 рождений
- 1880 смертей
- Конструкторы лодок и кораблей
- Эмигранты из Новой Шотландии до образования Конфедерации в США.
- Канадцы шотландского происхождения
- Жители округа Шелберн, Новая Шотландия.
- Люди из Восточного Бостона
- Американцы 19 века
- Люди Новой Шотландии до Конфедерации
- Канадские судостроители
- Американские судостроители
- Американские корабелы
- Лица национального исторического значения (Канада)