Мировое господство (также называемое глобальным доминированием , мировым завоеванием , глобальным завоеванием или космократией ) — это гипотетическая структура власти , достигнутая или к которой стремятся, в которой единая политическая власть обладает властью над всеми и/или практически всеми жителями Земли . Различные люди и режимы пытались достичь этой цели на протяжении всей истории, но так и не достигли ее. Эта тема часто использовалась в художественных произведениях , особенно в политической фантастике , а также в теориях заговора (которые могут утверждать, что какой-то человек или группа уже тайно достигли этой цели), особенно в тех, которые опасаются развития « Нового Мирового Порядка». "с участием мирового правительства тоталитарного характера . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Британская империя на пике своего территориального развития в 1921 году.
Исторически мировое господство рассматривалось как расширение нацией своей власти до такой степени, что все остальные нации стали ей подчиняться. Этого можно достичь прямой военной силой или установлением гегемонии . Последнее представляет собой косвенную форму правления гегемона ( ведущего государства) над подчиненными государствами. Подразумеваемая гегемонистская власть включает в себя угрозу применения силы, защиту или экономические выгоды.
Хотя различным империям и гегемониям на протяжении истории удавалось расширяться и доминировать на больших частях мира, ни одна из них не приблизилась к завоеванию всей территории на Земле. Однако эти державы оказали глобальное влияние в культурном и экономическом плане, которое ощущается до сих пор. Некоторые из крупнейших и наиболее известных империй включают:
Римская империя была постреспубликанским государством Древнего Рима, и под ней обычно понимают период и территорию, которыми правили римляне после того, как Октавиан принял единоличное правление при Принципате в 31 г. до н.э. Он включал территории в Европе, Северной Африке и Западной Азии и находился под властью императоров. Падение Западной Римской империи в 476 году условно знаменует собой конец классической античности и начало Средневековья.
Российская империя , которая контролировала обширные территории Евразии, простирающиеся от Балтийского региона до русской Маньчжурии , достигла своего наибольшего размера в 1895 году. Империя рухнула во время Февральской революции 1917 года, в результате которой царь Николай II отрекся от престола. Культурное и экономическое единство Российской империи позволило возникнуть ее преемнику, Советскому Союзу , сверхдержаве , чья военная мощь и идеология были основными силами в глобальной политике в 20 веке.
Британская империя , возникшая при Елизавете I , [ 6 ] была крупнейшей империей в истории. К 1921 году Британская империя достигла своего расцвета и доминировала на четверти земного шара, контролируя территорию на каждом континенте . Империя пережила длительный период упадка и деколонизации после окончания Второй мировой войны , которая приблизила ее к банкротству , пока она не перестала быть доминирующей силой в мировых делах. Английский по-прежнему является официальным языком во многих странах, большинство из которых были бывшими британскими колониями, и на нем широко говорят как на втором языке во всем мире. Промышленная революция , произошедшая в Соединенном Королевстве в 18 веке, распространилась на остальную часть земного шара благодаря расширению Британской империи, что позволило развить индустриализированную глобальную экономику.
К началу 21 века войны за территориальные захваты были редкостью, и страны мира могли попытаться разрешить свои разногласия посредством многосторонней дипломатии под эгидой глобальных организаций, таких как Организация Объединенных Наций и Всемирная торговая организация . Мировые сверхдержавы и потенциальные сверхдержавы редко пытаются оказать глобальное влияние посредством типов территориального строительства империй, наблюдаемых в истории, но влияние исторических империй по-прежнему важно, а идея мирового господства по-прежнему актуальна в социальном и культурном плане.
Считалось, что египетский царь правил «всем под солнцем». На стелах в Абидосе Тутмос I утверждал: «Я установил границы Египта до самого Солнца». [ 9 ] В «Истории Синуке» говорится, что король «подчинил себе все, что окружает солнце». [ 10 ] Гимн Победы Тутмоса III и Стелы Аменофиса II провозглашали, что никто не устанавливает границы с царем и «нет для него границы по отношению ко всем землям, объединенным, по отношению ко всем землям вместе». [ 11 ] [ 12 ] Тутмос III также был признан: «Никто не предстает перед твоим величеством. Круг Великого Круга [Океана] находится в твоей власти». [ 13 ]
Титул Царя Вселенной появился в Древней Месопотамии как престижный титул, претендующий на мировое господство, который использовался могущественными монархами, начиная с аккадского императора Саргона (2334–2284 гг. до н.э.), и использовался в ряде более поздних империй, претендующих на мировое господство. символическое происхождение от Аккадской империи Саргона. [ 14 ] В раннединастический период в Месопотамии (ок. 2900–2350 до н. э.) правители различных городов-государств (наиболее известными из которых были Ур , Урук , Лагаш , Умма и Киш ) в регионе часто совершали вторжения в регионы и города. вдали от своей собственной, в большинстве случаев с незначительными последствиями для себя, чтобы основать временные и небольшие империи, чтобы либо получить, либо сохранить превосходящее положение по отношению к другим города-государства. В конце концов это стремление стать более престижным и могущественным, чем другие города-государства, привело к общему стремлению к универсальному правлению. Поскольку Месопотамия приравнивалась ко всему миру, а шумерские города были построены повсюду (такие города, как Сузы , Мари и Ассур , располагались недалеко от воспринимаемых уголков мира), казалось возможным достичь краев мира ( в то время считалось, что это нижнее море ( Персидский залив ) и верхнее море ( Средиземное ). [ 15 ]
Титул шар кишшатим, пожалуй, наиболее часто использовался царями Неоассирийской империи более чем через тысячу лет после падения Аккадской империи. [ 16 ]
После взятия Вавилона и победы над Нововавилонской империей Кир Великий провозгласил себя « царем Вавилона , царем Шумера и Аккада , царем четырех сторон света » в знаменитом Цилиндре Кира , надписи, заложенной в фундаменте храма. Храм Эсагила, посвященный главному вавилонскому богу Мардуку . Владения Кира Великого составляли самую большую империю, которую мир когда-либо видел на тот момент, простираясь от Средиземного моря и Геллеспонта на западе до реки Инд на востоке. [ 17 ] а иранская философия , литература и религия играли доминирующую роль в мировых событиях следующего тысячелетия, например, Цилиндр Кира как старейшая известная декларация прав человека . [ 18 ] Прежде чем Кир и его армия переправились через реку Аракс , чтобы сразиться с армянами, он поставил царем своего сына Камбиза II на случай, если тот не вернется из битвы. [ 19 ] Однако, как только Кир пересек реку Арас, ему было видение, в котором Дарий имел крылья на плечах и стоял на границах Европы и Азии (известного мира). Когда Кир проснулся от сна, он сделал вывод, что это представляет собой большую опасность для будущей безопасности империи, поскольку это означало, что Дарий однажды будет править всем миром. Однако наследником престола был его сын Камбис, а не Дарий, что заставило Кира задуматься, не вынашивал ли Дарий предательских и амбициозных замыслов. Это побудило Кира приказать Гистаспу вернуться в Персиду и строго присматривать за своим сыном, пока сам Кир не вернется. [ 20 ] Во многих клинописных надписях, таких как Бехистунская надпись , Дарий Великий обозначает свои достижения, он представляет себя набожным верующим Ахура Мазды , возможно, даже убежденным, что он имеет божественное право править миром, [ 21 ] полагая, что, поскольку он жил праведно благодаря Аше , Ахура Мазда поддержал его как добродетельного монарха. [ 22 ] и назначил его управлять Империей Ахеменидов и ее глобальной проекцией, [ 23 ] полагая, что каждое восстание в его королевстве было делом рук друджа, врага Аши , из-за дуалистических верований.
В IV веке до нашей эры Александр Македонский особенно выразил желание завоевать мир. [ 24 ] [ 25 ] и существует легенда, что после того, как он завершил свое военное завоевание известного древнего мира , он «плакал, потому что у него больше не было миров, которые он мог бы завоевывать». [ 26 ] поскольку он не знал о Китае, расположенном дальше на востоке, и не имел возможности узнать о цивилизациях в Америке. [ 27 ]
В Синосфере одним из последствий Небесного Мандата в Имперском Китае было заявление Императора Китая как Сына Неба , правившего Тянься (что означает «все под небом», тесно связанное с цивилизацией и порядком в классической китайской философии). , что на английском языке можно транслитерировать как «правитель всего мира», [ 43 ] что эквивалентно понятию универсального монарха . Буквально титул интерпретировался только в Китае и Японии , монархов которых называли полубогами , божествами или « живыми богами », избранными богами и богинями неба . [ 44 ] Теория конфуцианской бюрократии, лежащая в основе этого, заключалась в том, что китайский император действовал как самодержец всего поднебесной и имел мандат править всеми остальными в мире; но только до тех пор, пока он хорошо служил людям. Если качество правления становилось сомнительным из-за повторяющихся стихийных бедствий, таких как наводнение или голод, или по другим причинам, тогда восстание было оправданным. Эта важная концепция узаконила династический цикл или смену династий. Центр этого мировоззрения не был исключительным по своей природе, и внешние группы, такие как этнические меньшинства и иностранцы, принявшие мандат китайского императора (путем аннексии или будучи подчиненным государством Китая ), сами были приняты и включены в состав китайского императора. Тянься ( в котором Китай приравнивается к «всему под небом») , поскольку оно предполагало «включение всего» и подразумевало принятие разнообразия мира, подчеркивая гармоничную взаимную зависимость и управлялся добродетелью как средством достижения прочного мира. [ 45 ] Хотя на практике существовали области известного мира, которые не находились под контролем китайского монарха (« варваров »), в китайской политической теории правители этих областей получали свою власть от китайского монарха ( синоцентризм ). Этот принцип был проиллюстрирован Цинь Ши Хуана целью «объединить все под небом», которая, по сути, отражала его желание контролировать и расширять китайскую территорию, чтобы действовать как фактическое географическое образование, как следствие существования многих феодальных государств, которые имели общие культурные и экономические интересы, поэтому концепция великой нации, сосредоточенной на равнине Хуанхэ (известный мир, как ханьский , так и неханьский в различении Хуа-И ), постепенно расширялась, и эквивалентность Тянься с китайской нацией сложились благодаря феодальной практике пожалования земли . [ 46 ] Для императоров центрального царства Китая мир можно условно разделить на две широкие и простые категории: цивилизация и нецивилизация, то есть люди, принявшие верховенство императора, Небесную добродетель и ее принцип, и народ. кто не принял его; затем они признали свою страну единственной истинной цивилизацией во всех отношениях, начиная с ее географии и включая весь известный мир в Поднебесной . Соседи Китая были обязаны регулярно оказывать дань уважения «выдающимся» китайским императорам в этих границах. Можно сказать, что это был важнейший элемент восточноазиатского порядка, который в прошлом подразумевался в названии Поднебесной. [ 47 ] В VII веке во времена династии Тан некоторые северные племена тюркского происхождения, ставшие вассалами (в результате кампании Тан против восточных тюрков ), называли императора Тайцзуна « Ханом Небес ». Также китайский император осуществлял власть над окружающей династией под именем Поднебесной. Особенно в случае с королями древней Кореи , это был подданный китайского императора. Идея абсолютной власти китайского императора и расширения Тянься за счет ассимиляции вассальных государств начала угасать во время Опиумных войн , поскольку Китай был вынужден называть Великобританию «суверенной нацией», равной самой себе. создать бюро иностранных дел и приспособить к Вестфальскому суверенитету систему международных отношений западных стран во время нового империализма .
В Сасанидской империи использование мифологического каянского титула Кей , впервые использованного Йездигердом II и достигшего своего зенита при Перозе I , было связано со сдвигом в политической перспективе Сасанидской империи. Первоначально настроенные на запад против своих соперников из Византийской империи , теперь они изменились на восток, против эфталитов . Война против гуннских племен ( иранских гуннов ), возможно, пробудила мифическое соперничество, существовавшее между иранскими каянскими правителями ( мифическими царями легендарной авестийской династии) и их туранскими врагами, что продемонстрировано в Младшей Авесте . [ 48 ] Основано на легенде об иранском царе-герое Ферейдуне (Фредон на среднеперсидском языке), который разделил свое королевство между тремя сыновьями: его старший сын Салм получил империю запада, « Рум » (в более широком смысле это означает Римскую империю , Греко-римский мир , или просто «Запад»); второй по старшинству Тур получил империю востока, Туран (все земли к северу и востоку от Амударьи , до Китая ); а младший, Ирадж , получил сердце империи, Иран . Таким образом, сасанидский шаханшах , возможно, считал себя наследниками Ферейдуна и Ираджа (подкрепленных тем, что они были поклонниками Ахура Мазды ), и поэтому, возможно, считал, что как византийские владения на западе, так и восточные владения эфталитов принадлежали Иран и поэтому символически отстаивают свои права на эти земли обоих полушарий Земли, принимая на себя титул Кея. [ 48 ]
Что касается Монгольской империи , Чингисхан искренне верил, что его судьба — завоевать мир для своего бога Тенгри , имея миссию подчинить остальной мир одному мечу. Это было основано на его шаманских верованиях в Великое Голубое Небо, охватывающее весь мир, и черпающем свой мандат на создание мировой империи из этого универсального божества, который был близок к объединению Евразии в мировую империю под шаманским зонтиком. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Также Тэмуджин взял имя «Чингисхан», что означает «Вселенский правитель», после чего его сыновья и внуки приняли вызов завоевания мира. [ 52 ]
В начале 17 века сэр Уолтер Рэли предположил, что мирового господства можно достичь посредством контроля над океанами , написав, что «тот, кто командует морем, командует торговлей ; тот, кто контролирует мировую торговлю, владеет богатствами мира, и, следовательно, сам мир». [ 55 ] В 1919 году Хэлфорд Маккиндер предложил еще одну влиятельную теорию пути к мировому господству, написав:
Хотя «Теория Хартленда» Маккиндера первоначально не привлекала особого внимания за пределами географии, позже она оказала некоторое влияние на внешнюю политику мировых держав, стремившихся получить контроль, предложенный этой теорией. [ 57 ] Впечатленный быстрым началом Второй мировой войны , Дервент Уиттлси писал в 1942 году:
Стремительный марш завоеваний ошеломил или ослепил зрителей... Грандиозная концепция мирового господства стала возможной как практическая цель только с возникновением науки и ее приложением к механическим изобретениям. Благодаря этим средствам разрозненные земельные единицы и территории Земли стали доступными и дополняющими друг друга, и впервые мировое государство , долгое время остававшееся тщетным средневековым идеалом, стало целью, которой можно было достичь. [ 58 ]
Тем не менее, еще до вступления Соединенных Штатов в эту войну и при сохранении изоляционизма американский стратег Хэнсон У. Болдуин прогнозировал, что «завтра авиабазы могут стать прямой дорогой к власти и господству ... Очевидно, что это только по воздуху». баз... эта власть, осуществляемая в суверенном небе над страной, может быть распространена далеко за пределы ее берегов... Возможно... будущие приобретения авиабаз... смогут донести голос Америки через небо до концов мира. земля. [ 59 ]
В 1948 году Ганс Моргентау подчеркивал, что механическое развитие оружия, транспорта и связи делает «завоевание мира технически возможным, и они делают технически возможным удерживать мир в этом завоеванном состоянии». Он утверждает, что отсутствие такой инфраструктуры объясняет, почему великие древние империи, хотя и были огромными, не смогли завершить всеобщее завоевание своего мира и увековечить это завоевание. «Сегодня никакие технологические препятствия не стоят на пути всемирной империи», поскольку «современные технологии позволяют распространить контроль над разумом и действиями на каждый уголок земного шара, независимо от географии и времени года». [ 60 ] Моргентау продолжил тему технического прогресса:
Он также дал тотальной войне тот ужасающий, охватывающий весь мир импульс, который, кажется, удовлетворяется не чем иным, как мировым господством ... Век машин порождает свои собственные триумфы, каждый шаг вперед вызывает два или более на пути технологического прогресса. Оно также порождает свои собственные победы, военные и политические; ибо способность завоевывать мир и удерживать его покоренным создает волю к его завоеванию. [ 61 ]
Однако часто говорят, что при всем известном размере и масштабах мира «мировое господство является недостижимой целью», и, в частности, что «ни одна нация, какой бы большой и могущественной она ни была, не может доминировать в мире», состоящем из более чем сотни взаимозависимых стран. нации и миллиарды людей. [ 62 ]
Вышеупомянутое предположение оспаривается исследователями метрического подхода к истории. Чезаре Маркетти и Джесси Х. Осубель утверждали, что размер
Empires соответствует двум неделям путешествия от столицы до края с использованием самой быстрой доступной транспортной системы. Самолет позволяет создать глобальную империю, потому что в любое место можно добраться менее чем за две недели, хотя по политическим причинам нам, возможно, придется подождать еще пару поколений (с 2013 года), чтобы увидеть глобальную империю. [ 63 ] Макс Островский подчеркнул, что последствия этого в развитии коммуникации еще более радикальны. Скорость сообщения в Империи инков, например, составляла 20 км в час (бегущий человек). Сегодня информация распространяется со скоростью света. Согласно самым осторожным экстраполяциям, заключил он, современные технологии позволяют империи многократно превосходить размеры и население Земли. [ 64 ]
Некоторые сторонники идеологий ( коммунизма , социализма и исламизма ) активно преследуют цель установления формы правления, соответствующей их политическим убеждениям, или утверждают, что мир движется «естественным образом» к принятию определенной формы правления (или самоопределения). ), авторитарный или антиавторитарный. Эти предложения касаются не достижения мировым господством какой-то конкретной нации, а того, чтобы все нации соответствовали определенной социальной или экономической модели. Целью мирового господства может быть создание мирового правительства , единой политической власти для всего человечества. Период « холодной войны» , в частности, считается периодом интенсивной идеологической поляризации, учитывая существование двух соперничающих блоков — капиталистического Запада и коммунистического Востока — каждый из которых выражал надежду увидеть триумф своей идеологии над что врага. Конечным результатом такого триумфа будет то, что та или иная идеология станет единственной правящей идеологией в мире.
В некоторых религиях некоторые приверженцы могут также добиваться обращения (мирного или принудительного ) как можно большего числа людей в свою религию без ограничений по национальному или этническому происхождению. Этот тип духовного господства обычно рассматривается как отличный от временного господства, хотя были случаи, когда усилия начинались как священные войны, перерастающие в погоню за богатством, ресурсами и территориями. Некоторые христианские группы учат, что ложная религия, возглавляемая лжепророками , которые достигают мирового господства, вызывая почти всеобщее поклонение ложному божеству , является предпосылкой конца времен, описанных в Книге Откровения . Как выразился один автор: «Если мы хотим добиться мирового господства, массы маленьких людей должны быть привлечены к религии». [ 65 ]
В некоторых случаях ораторы обвиняли страны или идеологические группы в стремлении к мировому господству, даже если эти образования отрицали, что это была их цель. Например, Дж. Г. Баллард процитировал Олдоса Хаксли , который сказал о вступлении Соединенных Штатов в Первую мировую войну : «Я боюсь неизбежного ускорения американского мирового господства, которое станет результатом всего этого… Европа больше не будет Европой». [ 66 ] В 2012 году политик и критик ислама Герт Вилдерс охарактеризовал ислам как «идеологию, стремящуюся к мировому господству, а не религию». [ 67 ] а в 2008 году охарактеризовал конфликт между Израилем и сектором Газа 2008 года как опосредованное действие ислама против Запада, утверждая, что «конец Израиля не будет означать конец наших проблем с исламом, а только ... начало финальная битва за мировое господство». [ 68 ]
Синглтон (глобальное управление) — гипотетический мировой порядок, в котором существует единственное агентство, принимающее решения (потенциально продвинутый искусственный интеллект ) на самом высоком уровне, способное осуществлять эффективный контроль над своей сферой деятельности.
Сверхдержава , государство, занимающее лидирующее положение в международной системе и способное влиять на события в своих интересах путем глобальной проекции силы.
^ Фенстер, Марк (2008). Теории заговора: секретность и власть в американской культуре . Университет Миннесоты Пресс; 2-е издание. ISBN 978-0-8166-5494-9 .
^ Пайнс, Юрий и Биран, Михал и Рюпке, Йорг (2011) Пределы универсального правления: сравнение евразийских империй , (Нью-Йорк: Cambridge University Press), стр. 4, https://books.google.com/books?id =eyoNEAAAQBAJ
^ Нил МакГрегор, «Весь мир в наших руках», в книге « Искусство и культурное наследие: закон, политика и практика» , изд. Барбара Т. Хоффман. Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN 0-521-85764-3
^ Роберт Пламер Уорд , Иллюстрации человеческой жизни, Том 1 (1837), стр. 436: «Александр плакал, потому что у него больше не было миров, которые он мог бы завоевывать. Если бы он был сержантом Александра, а не самого Александра, он бы не плакал».
^ Тупой, Джек (1990). «Эволюция правительства в Китае». Наследие Китая: современные взгляды на китайскую цивилизацию . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06441-6 .
^ Сэр Уолтер Рэли , «Рассуждение об изобретении кораблей, якорей, компаса и т. д.», Работы сэра Уолтера Рэли, Кт. (1829, переиздано в 1965 г.), т. 1, с. 8, с. 325.
^ Сэр Хэлфорд Маккиндер , Демократические идеалы и реальность: исследование политики реконструкции (1919), стр. 186.
^ Слоан, GR «Сэр Хэлфорд Маккиндер: теория хартленда тогда и сейчас», в Grey CS и Sloan GR, Geopolitics, Geography and Strategy . Лондон: Фрэнк Касс, стр. 15–38.
^ Дервент Уиттлси, Немецкая стратегия завоевания мира , (Эссекс: FE Robinson & Co, 1942), стр. 13.
^ Хэнсон В. Болдуин, United We Stand! Защита Западного полушария (Нью-Йорк и Лондон: Whittlesey House, 1941), стр. 189, 222.
^ Маркетти, Чезаре и Осубель, Джесси Х. (2013). «Количественная динамика человеческих империй», стр. 2, 49, https://phe.rockefeller.edu/docs/empires_booklet.pdf.
Адаптировано из того же (2012). Международный журнал антропологии , том 27 (1–2): стр. 1–62.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 943ab929af4ef70e3c9fa6881f17ccf7__1724736840 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/f7/943ab929af4ef70e3c9fa6881f17ccf7.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: World domination - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)