Чжурчжэни
Чжурчжэни | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | чжурчжэнь | ||
Традиционный китайский | Чжурчжэнь / Нвжен | ||
| |||
Южнокорейское имя | |||
хангыль | Афтершоки | ||
| |||
Северокорейское имя | |||
Чосонгул | Ёджин | ||
| |||
Русское имя | |||
Русский | Журжени | ||
Романизация | Chzhurchzheni | ||
Киданьское имя | |||
Обрезание | д'уулди (женский прямой) [ 1 ] | ||
Монгольское имя | |||
Монгольский | Нарушители, Нарушители, Нарушители [ нужна ссылка ] Цюрчид , Зёрчид , Юрчид [ 2 ] | ||
Среднекитайское имя | |||
Среднекитайский | /ɳɨʌX t͡ɕiɪn/ |
Чжурчжэнь ( маньчжурский : ᠵᡠᡧᡝᠨ Суп , IPA: [dʒuʃən] ; Китайский : 女真 , Nǚzhēn [nỳ.ʈʂə́n] ) — термин, используемый для коллективного описания ряда восточноазиатских людей , говорящих на тунгусском языке . [ а ] Они жили на северо-востоке Китая, также известном как Маньчжурия , до 18 века. Чжурчжэни были переименованы в маньчжуры в 1635 году Хун Тайцзи . [ 6 ] Различные группы чжурчжэней жили как охотники-собиратели, скотоводы-полукочевники или оседлые земледельцы. Как правило, не имея центральной власти и мало общаясь друг с другом, многие группы чжурчжэней попали под влияние соседних династий, их вожди платили дань и занимали номинальные должности как фактически наследственные командиры пограничников. [ 7 ]
Ханьские чиновники династии Мин (1368–1644) разделили их на три группы, отражающие относительную близость к Мин:
- Цзяньчжоу (кит. 建州) чжурчжэни, некоторые из которых были смешаны с китайским населением, [ нужна ссылка ] жили в окрестностях реки Мудань , гор Чанбайшань и Ляодун . Было отмечено, что они умели шить одежду, подобную китайской, и жили охотой и рыболовством, оседлым земледелием и торговлей жемчугом и женьшенем.
- Хайси (китайский: 海西) чжурчжэни, названные в честь реки Хайси или Сунгари , включали несколько густонаселенных и независимых племен, в основном разделенных на полукочевых скотоводов на западе и оседлых земледельцев на востоке. Это были чжурчжэни, на которые наибольшее влияние оказали монголы.
- Ерен (китайский: 野人, букв. «Дикие люди» или «дикари», «варвары»), термин, который иногда используется китайскими и корейскими комментаторами для обозначения всех чжурчжэней. В частности, это относилось к жителям малонаселенного севера Маньчжурии за долинами рек Ляо и Сунгари, поддерживающим себя охотой, рыболовством, свиноводством и некоторым кочевым земледелием. [ 7 ]
Многие «ерен чжурчжэни», такие как нивхи (говорящие на изолированном языке ), негидайцы , нанайцы , орокенцы и многие эвенки , сегодня считаются отдельными этническими группами.
Чжурчжэни в основном известны тем, что создали Цзинь (1115–1234) и Цин (1644–1912) династии завоеваний на территории Китая . Последняя династия, первоначально называвшая себя Поздней Цзинь , была основана цзяньчжоуским военачальником Нурхаци (годы правления 1616–1626), который объединил большинство чжурчжэньских племен, включил все их население в наследственные военные полки, известные как « Восемь знамен» , и покровительствовал создание алфавита своего языка на основе монгольской письменности. Термин «маньчжурский» , уже официально использовавшийся в то время Поздним Цзинь, [ 8 ] в 1635 году было объявлено единственным приемлемым названием для этого народа.
Имя
[ редактировать ]Название чжурчжэнь происходит от длинного ряда других вариантов того же имени.
Говорят, что первоначальная киданьская форма имени была Люжень . Вариант Нрьё-цын (ныне китайский : 女真 Нючжэнь , откуда английский Нурчен ) появился в X веке при династии Ляо . [ 9 ] Чжурчжэни также были взаимозаменяемо известны как Нрьё-дрик (ныне китайский : 女直 Нюжи ). Традиционно это объясняется эффектом китайского табу на имена : иероглиф 真 был удален после возведения на престол в 1031 году Чжигу, императора Синцзуна из Ляо , поскольку он появился в китаизированной форме его личного имени. [ 9 ] Айсин-Гиоро Ульхикун , однако, утверждает, что это была более поздняя народная этимология имени , и первоначальная причина заключалась в неопределенности среди диалектов относительно конечной буквы -n (Нуссин, Найсин). [ 10 ]
Форма Niuche была представлена на Западе Мартино Мартини в его работе 1654 года De bello tartarico historia , и вскоре она появилась, например, на карте мира 1660 года Николя Сансона .
Чжурчен (Юркин) — англизированная версия слова Чжурчен . [ 2 ] [ 11 ] попытка реконструкции этой неподтвержденной первоначальной формы местного имени, [ 12 ] который был транскрибирован на среднекитайский язык как Trjuwk-li-tsyin ( 竹 里 真 ) [ б ] и на киданьскую мелкую письменность как Джулисен (сулайсин). [ 10 ] Этнонимы сушэнь ( древнекитайский : */siwk-[d]i[n]-s/) и джичжэнь ( английский , древнекитайский: */tsək-ti[n]/) [ 13 ] записанные в географических трудах, таких как « Классика гор и морей» и « Книга Вэй», возможно, являются родственными. [ 14 ] Это был источник фра Мауро . Зорчи [ 11 ] и Марко Поло » « Чорча , [ 15 ] отражая персидскую форму их имени. [ 11 ] Вайда считает, что название чжурчжэней, вероятно, происходит от тунгусских слов, обозначающих « народ », и родственно именам орочей (уракка, урут, урхот) Хабаровского края и орочей Сахалина оленьий . [ 16 ] («Лошадиные тунгусы» и «олененые тунгусы» до сих пор являются основными подразделениями тунгусских культур.) [ 17 ]
Янхунен утверждает, что эти записи уже отражают классическую монгольскую форму множественного числа имени, записанную в «Тайной истории» как Юрчат (Юркят), [ 12 ] и в дальнейшем реконструирован как * Jörcid , [ 15 ] Современная монгольская форма - Зүрчид (Zürčid, Suurseita)), медиальная часть которого -r- не появляется в более позднем чжурчжэньском юсене. [ 15 ] или Юшен (Юссин) ( Чжурчжэнь : ) [ 18 ] [ с ] или маньчжурский Джушен (Джуссин). [ 15 ] В Маньчжурии этим словом чаще называли крепостных. [ 18 ] - хотя и не рабы [ 19 ] — свободного маньчжурского народа, [ 18 ] которые сами были в основном бывшими чжурчжэнями. Чтобы описать исторических людей, основавших династию Цзинь, они перезаимствовали монгольское имя как Юрчит (Юркат). [ 15 ] [ 9 ]
Появление
[ редактировать ]По словам Вильгельма Рубрука , чжурчжэни были «смуглые, как испанцы». [ 20 ]
Син Чунг-ил, корейский эмиссар, в 1595 году посетивший чжурчжэней, живших к северо-западу от реки Ялу , отмечает, что во время его визита в Фе Ала все те, кто служил Нурхачи, были одинаковы в одежде и прическе. Все они сбрили часть головы, а оставшиеся волосы заплели в длинную косу . Все мужчины носили кожаные сапоги, бриджи и туники. [ 21 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Происхождение Мохэ
[ редактировать ]Когда чжурчжэни впервые вошли в китайские летописи в 748 году, они населяли леса и речные долины земли, которая сейчас разделена между китайской провинцией Хэйлунцзян край и российской провинцией Приморский . В более ранних записях эта область была известна как дом Сушен ( ок . 1100 г. до н.э.), Илоу (около 200 г. н. э.), Уцзи ( ок. 500 г. ) и Мохэ ( ок. 700 г.). [ 22 ] Стипендии, начиная с периода Цин, прослеживают происхождение чжурчжэней до «племени Ваньен Мохос» вокруг горы Сяобай или от Хэйшуй или Черноводного Мохэ . [ 23 ] и некоторые источники подчеркивают преемственность между этими более ранними народами и чжурчжэнями. [ 24 ] но это остается предположением. [ 25 ]
Предполагаемые предки чжурчжэней, тунгусские племена Мохэ, были выходцами из многоэтнического королевства Балхэ . Мохэ любили есть свинину, широко занимались свиноводством и в основном вели оседлый образ жизни. Для пальто использовали как свиные, так и собачьи шкуры. выращивали сою, пшеницу, просо и рис. В основном они были фермерами и помимо охоты [ 26 ] Как и все тунгусы , мохэ практиковали рабство. Лошади были редкостью в регионе, где они обитали до X века под господством киданей . Мохэ ездили на оленях. [ 27 ]
Ваньянское происхождение
[ редактировать ]Нет никаких датированных свидетельств существования чжурчжэней до времен Угуная (1021–1074 гг.), когда чжурчжэни начали объединяться в национальную федерацию. Согласно традиции, передаваемой устно, Угунай был потомком Ханпу в шестом поколении , основателя клана Ваньян, который, следовательно, должен был жить около 900 года. [ 28 ] Ханпу родом из племени Хэйшуй Мохэ из Балхэ. Согласно « Истории Цзинь» , когда он пришел в племя Ваньян, это было для отплаты за убийство и в качестве компенсации. У него было два брата: один остался в Корё , а другой в Балхэ , когда он уехал. К тому времени, когда он прибыл и поселился среди ваньянов, ему было уже 60 лет, и его считали «мудрецом». Ему удалось уладить спор между двумя семьями, не прибегая к насилию, и в награду он был обручен с достойной незамужней девушкой, тоже шестидесяти лет. Брак был благословлен даром темного быка, почитаемого в чжурчжэньской культуре, и от этого союза родились дочь и трое сыновей. Благодаря этому Ханпу стал главой Ваньяна, а его потомки стали формальными членами клана Ваньян. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Поскольку Ханпу прибыл из Корё, некоторые южнокорейские ученые утверждают, что Ханпу был родом из Корё. По словам Александра Кима, его нелегко определить как корейца, поскольку в то время в Корё проживало много людей балхэ. Позже, когда Агуда обратился к народу Балхэ из династии Ляо за поддержкой, подчеркнув их общее происхождение, он упомянул только тех, кто произошел от «семи племен Уцзи», частью которых народ Когурё не входил. Похоже, к этому моменту чжурчжэни считали Мохэ . родственным народом только племена [ 29 ] Некоторые западные ученые считают происхождение Ханпу легендарным. Герберт Франке описал повествование, представленное в « Истории Джина », как «родовую легенду», имеющую историческую основу, заключающуюся в том, что клан Ваньян поглотил иммигрантов из Корё и Балхэ в 10 веке. [ 30 ] Фредерик В. Мот описал это как «племенную легенду», которая, возможно, породила воспоминания племени. Два брата, оставшиеся в Корё и Балхэ, могут представлять собой родовые связи с этими двумя народами, в то время как брак Ханпу может представлять собой трансформацию племени из матрилинейного общества в патрилинейное. [ 31 ]
Цинское происхождение
[ редактировать ]Император династии Цин клана Айсин Гиоро, Хунтайцзи, утверждал, что их прародитель Букури Ёншон [ 32 ] (布庫里雍順), был зачат от непорочного зачатия. Согласно легенде, три небесные девушки, а именно Энггулен (恩古倫), Дженгулен (正古倫) и Фекулен (佛庫倫), купались в озере под названием Булхури Омо недалеко от гор Чанбайшань . Сорока уронила кусочек красного плода возле Фекулена, и тот его съел. Затем она забеременела от Букури Ёнгшона. Однако другая более старая версия истории члена племени Хурха (Хурка) Муксике, записанная в 1635 году, противоречит версии Хунтайцзи о месте, утверждая, что это было в провинции Хэйлунцзян , недалеко от реки Амур , где находилось озеро Булхури, куда «небесные девушки» взяли их ванна. Это было записано в Цзю Маньчжоу Данг , оно намного короче и проще, а также старше. Считается, что это оригинальная версия, и Хунтайцзи изменил ее на горы Чанбайшань. Это показывает, что род Айсин Гиоро возник в Приамурье, а у хэдже ( хэчжэнь ) и других чжурчжэньских племен Приамурья существовала устная версия того же сказания. Это также соответствует истории чжурчжэней, поскольку некоторые предки маньчжуров зародились на севере еще до XIV-XV веков на Амуре и лишь позже двинулись на юг. [ 33 ]
Вассалы Ляо
[ редактировать ]К 11 веку чжурчжэни стали вассалами киданьских правителей династии Ляо . Чжурчжэни в районе реки Ялу были данниками Корё со времен правления Ван Геона , который призывал их во время войн периода Поздних Трех Королевств , но чжурчжэни несколько раз оппортунистически меняли свою преданность между Ляо и Корё. Они предложили дань обоим судам из политической необходимости и стремления к материальной выгоде. [ 34 ]
В 1019 году чжурчжэньские пираты совершили набег на Японию в поисках рабов. Чжурчжэньские пираты убивали японских мужчин и захватывали в плен японских женщин. Фудзивара Нотада, японский губернатор, был убит. [ 35 ] Всего 1280 японцев были взяты в плен, 374 японца были убиты и 380 голов скота, принадлежащего японцам, были убиты ради еды. [ 36 ] [ 37 ] Из восьми кораблей корейцы вернули только 259 или 270 человек. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Отчет женщины Учикура-но Ишимэ был скопирован. [ 42 ]
Одной из причин чжурчжэньского восстания и падения Ляо стал обычай насиловать киданьскими посланниками замужних чжурчжэньских женщин и чжурчжэньских девушек, что вызвало недовольство чжурчжэней. [ 43 ] Обычай киданей заниматься сексом с незамужними девушками сам по себе не был проблемой, поскольку среди чжурчжэней была распространена практика гостевой проституции - предоставление спутниц, еды и приюта гостям. Незамужние дочери чжурчжэньских семей низшего и среднего классов в чжурчжэньских деревнях предоставлялись киданьским посланникам для секса, как записано Хун Хао. [ 44 ] Посланников песни среди цзинь аналогичным образом развлекали поющие девушки в Гиде, Хэнань. [ 45 ] Нет никаких свидетельств того, что чжурчжэни возмущались гостевой проституцией незамужних чжурчжэньских девушек по отношению к киданям. И только когда кидани заставили аристократические чжурчжэньские семьи отдать своих прекрасных жен в качестве приглашенных проституток киданским посланникам, чжурчжэни возмутились. Это говорит о том, что у чжурчжэней высших классов право на замужнюю жену имел только муж, тогда как у низших чжурчжэней девственность незамужних девушек и секс с киданями не препятствовали их возможности вступить в брак в дальнейшем. [ 46 ] Чжурчжэни и их потомки-маньчжуры имели в своих личных именах киданьские лингвистические и грамматические элементы в виде суффиксов. [ 47 ] Многие киданьские имена имели суффикс «дзю». [ 48 ]
Корё-чжурчжэньская война
[ редактировать ]Чжурчжэни в районе реки Ялу были данниками Корё со времен правления Тэджо из Корё (годы правления 918–943), который призывал их во время войн периода Поздних Трех Королевств . Тэджо во многом полагался на большие силы чжурчжэньской кавалерии Чтобы победить Латер Пэкче, . Чжурчжэни несколько раз меняли присягу между Ляо и Корё в зависимости от того, что они считали наиболее подходящим. Ляо и Корё боролись за лояльность чжурчжэньских поселенцев, которые эффективно контролировали большую часть приграничной территории за пределами укреплений Корё и Ляо. [ 49 ] Эти чжурчжэни предлагали дань, но рассчитывали получить взамен щедрое вознаграждение от двора Корё. Однако чжурчжэни, предлагающие дань, часто были теми же самыми, кто совершал набеги на границы Корё. В одном случае суд Корё обнаружил, что за недавними набегами на их территорию стоял лидер чжурчжэней, принесший дань. Граница в значительной степени находилась вне прямого контроля, и в качестве средства контроля над чжурчжэнями раздавались щедрые подарки. Иногда чжурчжэни подчинялись Корё и получали гражданство. [ 50 ] Жителям Корё было запрещено торговать с чжурчжэнями. [ 51 ]
Отношения данников между чжурчжэнями и Корё начали меняться во время правления чжурчжэньского лидера Уяшу (годы правления 1103–1113) из клана Ваньян . Клан Ваньян был хорошо осведомлен о чжурчжэнях, подчинившихся Корё, и использовал свою силу, чтобы сломить верность кланов Корё, объединив чжурчжэней. Возникший в результате конфликт между двумя державами привел к уходу Корё с территории чжурчжэней и признанию контроля чжурчжэней над оспариваемым регионом. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
Когда геополитическая ситуация изменилась, Корё в начале 12 века развязал серию военных кампаний, чтобы восстановить контроль над своими приграничными землями. Корё уже ранее конфликтовал с чжурчжэнями. В 1080 году Мунджон из Корё возглавил отряд численностью 30 000 человек, чтобы завоевать десять деревень. Однако с появлением клана Ваньян качество армии Корё ухудшилось, и она в основном состояла из пехоты. Было несколько столкновений с чжурчжэнями, обычно заканчивавшихся победой чжурчжэней с их конными кавалеристами. В 1104 году ваньянские чжурчжэни достигли Чонджу , преследуя сопротивлявшиеся им племена. Корё послал Лим Гана противостоять чжурчжэням, но его необученная армия потерпела поражение, и чжурчжэни взяли замок Чхонджу. Лим Ган был уволен с должности и восстановлен в должности, умерев в качестве государственного служащего в 1112 году. Военные действия взял на себя Юн Кван , но ситуация была неблагоприятной, и он вернулся после заключения мира. [ 55 ] [ 56 ]
Юн Кван полагал, что потеря произошла из-за их плохой кавалерии, и предложил королю создать элитные силы, известные как Бёлмубан (別武班; «Армия специального назначения»). он существовал отдельно от основной армии и состоял из кавалерии, пехоты и хангмагуна («Подчиненный корпус демонов»). В декабре 1107 года Юн Кван и О Юнчон отправились с 170 000 солдат на завоевание чжурчжэней. Армия победила чжурчжэней и построила Девять крепостей на обширной территории на границе, охватывающей земли племен чжурчжэней, а также установила памятник, обозначающий границу. Однако из-за непрекращающихся нападений чжурчжэней, дипломатических обращений и судебных интриг Девять крепостей были возвращены чжурчжэням. В 1108 году Юн Кван был отстранен от должности, а Девять крепостей были переданы клану Ваньян. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Вполне вероятно, что у чжурчжэней и Корё было какое-то неявное понимание того, что чжурчжэни прекратят свои атаки, в то время как Корё воспользуется конфликтом между чжурчжэнями и киданями, чтобы получить территорию. По словам Брейкера, Корё никогда по-настоящему не контролировал регион, оккупированный Девятью крепостями, и поддержание гегемонии означало бы длительный конфликт с превосходящими в военном отношении войсками чжурчжэней, который оказался бы очень дорогостоящим. Девять крепостей были обменены на Поджу ( Уиджу ), регион, который чжурчжэни позже оспаривали, когда Корё не решался признать их своим сюзереном. [ 60 ]
Позже младший брат Уяшу Агуда основал династию Цзинь (1115–1234) . Когда была основана Цзинь, чжурчжэни называли Корё своей «родительской страной» или страной «отца и матери». Это произошло потому, что это традиционно было частью их системы подчиненных отношений, их риторики, развитой культуры, а также идеи о том, что он был «ублюдочным потомком Корё». [ 61 ] [ 62 ] Цзинь также считали, что они имеют общее происхождение с народом Балхэ из династии Ляо . [ 29 ] Цзинь завоевали династию Ляо в 1125 году и захватили столицу Сун Кайфэн в 1127 году ( инцидент Цзинкан ). Джин также оказали давление на Корё и потребовали, чтобы Корё стал их подданным. Хотя многие в Корё были против этого, И Чагём находился у власти в то время и считал, что мирные отношения с Цзинь полезны для его собственной политической власти. Он принял требования Цзинь, и в 1126 году король Корё объявил себя вассалом (данником) Цзинь. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] Однако король Корё сохранил свое положение «Сына Неба» в Корё. Включив историю чжурчжэней в историю Корё и подчеркнув, что императоры Цзинь являются внебрачными потомками Корё, а также поместив Цзинь в шаблон «северной династии», навязывание сюзеренитета Цзинь стало более приемлемым. [ 66 ]
Династия Цзинь
[ редактировать ]Ваньян Агуда , вождь племени Ваньян , объединил различные чжурчжэньские племена в 1115 году и объявил себя императором. В 1120 году он захватил Шанцзин , также известный как префектура Линьхуан ( 臨潢府 ), северную столицу династии Ляо. [ 67 ] Во время войн Цзинь-Сун чжурчжэни вторглись в династию Северная Сун и захватили большую часть северного Китая. Чжурчжэни первоначально создали марионеточные режимы Да Ци и Да Чу , но позже приняли династическое имя и стали известны как « Цзинь » 金, что означает «золото», не путать с более ранними династиями Цзинь 晋, названными в честь региона вокруг Шаньси. и провинции Хэнань . Название династии чжурчжэней на китайском языке, означающее « золото », происходит от «Золотой реки» ( чжурчжэнь : antʃu-un ; маньчжурский : Айсин ) на родине их предков. Чжурчжэни, поселившиеся в городских общинах, в конечном итоге вступили в брак с представителями других национальностей в Китае. Сами правители Цзинь стали следовать конфуцианским нормам. Династия Цзинь захватила столицу династии Северная Сун, Бяньцзин , в 1127 году. Их армии оттеснили Сун на юг до реки Янцзы и в конечном итоге обосновались на границе с династией Южная Сун вдоль реки Хуай .
Бедные чжурчжэньские семьи в семьях батальонов и рот на южных маршрутах (Дамин и Шаньдун) пытались вести образ жизни богатых чжурчжэней и избегать сельскохозяйственной работы, продавая своих собственных чжурчжэньских дочерей в рабство и сдавая их землю ханьским арендаторам. Богатые чжурчжэни пировали, пили и носили камчатную ткань и шелк. В «Истории Цзинь» (Цзинши) говорится, что император Цзинь Шицзун обратил на это внимание и попытался остановить эти события в 1181 году. [ 68 ]
После 1189 года династия Цзинь стала всё активнее участвовать в конфликтах с монголами . К 1215 году, потеряв большую часть территории из-за монголов, чжурчжэни перенесли свою столицу на юг из Чжунду в Кайфэн . цзиньского императора Ваньян Юнцзи Дочь , чжурчжэньская принцесса Циго была замужем за монгольским лидером Чингисханом в обмен на снятие монгольской осады с Чжунду . [ 69 ] После осады, продолжавшейся около года, Кайфэн пал перед монголами в 1233 году. Император Айцзун бежал в Цайчжоу в поисках убежища, но Цайчжоу также пал перед монголами в 1234 году, что ознаменовало конец династии Цзинь.
Династия Мин
[ редактировать ]Китайские летописцы династии Мин различали три разные группы чжурчжэней: дикие чжурчжэни ( 野人女真 ; yěrén NϚzhēn ) из того, что стало Внешней Маньчжурией , чжурчжэни Хайси ( 海西女真 ) современной провинции Хэйлунцзян и чжурчжэни Цзяньчжоу современной провинции Цзилинь . Они вели пастушеско-аграрный образ жизни, занимаясь охотой, рыболовством и ограниченным земледелием. В 1388 году император Хунву направил миссию для установления контактов с племенами Одоли, Хулигай и Товэнь.
Вопрос контроля над чжурчжэнями был предметом разногласий между Кореей Чосон и ранним Мин. [ 70 ]
Император Юнлэ (годы правления 1402–1424) нашел союзников среди различных чжурчжэньских племен против монголов. Он даровал титулы и фамилии различным вождям чжурчжэней и ожидал, что они будут периодически присылать дань. Одной из супруг императора Юнлэ была чжурчжэньская принцесса, в результате чего некоторые служившие ему евнухи были чжурчжэньского происхождения. [ 71 ]
Китайские командования были созданы над племенными воинскими частями под руководством своих потомственных племенных вождей. В период Юнлэ в Маньчжурии было создано 178 командований. Позже конные рынки были созданы в северных приграничных городах Ляодун . Расширение контактов с китайцами дало чжурчжэням более сложные и изощренные организационные структуры. [ нужна ссылка ]
Корейцы . расправлялись с чжурчжэньскими военными посредством призывов к материальным благам и организации карательных экспедиций Чтобы успокоить их, двор Чосон раздавал титулы и степени, торгуя с ними, и стремился повысить их культурность, заставляя корейских женщин выходить замуж за чжурчжэней и интегрируя их в корейскую культуру. Эти меры не увенчались успехом, и боевые действия между чжурчжэнями и корейцами продолжались. [ 72 ] [ 73 ] Эти отношения между чжурчжэнями и корейцами были прекращены эпохой Мин, которая рассматривала чжурчжэней как форму защитной границы на севере. [ 74 ] В 1403 году Ахаку, вождь Хулигая, отдал дань уважения императору Юнлэ . Вскоре после этого Ментему , вождь клана Одоли чжурчжэней Цзяньчжоу , отказался платить дань Корее и вместо этого стал данником Китая. И Сон Ге , первый правитель Чосона, просил династию Мин отправить Ментему обратно, но получил отказ. [ 75 ] Император Юнлэ был полон решимости вырвать чжурчжэней из-под корейского влияния и вместо этого добиться доминирования над ними Китая. [ 76 ] [ 77 ] Корейцы пытались убедить Ментему отвергнуть предложения династии Мин, но безуспешно. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] Племена чжурчжэней поочередно приносили дань династии Мин. [ 82 ] При династии Мин они были разделены на 384 гвардейца. [ 74 ] а чжурчжэни стали вассалами императоров Мин. [ 83 ] Имя, данное чжурчжэньской земле династией Мин, было Нурган . Позже корейская армия под предводительством Ли Иля и Ли Сун Сина изгонит их из Кореи. [ нужна ссылка ]
В 1409 году правительство Мин создало командный пункт Нургана ( 奴兒干都司 ) в Телине (современный Тир, Россия , [ 84 ] примерно в 100 км выше по течению от Николаевска-на-Амуре на Дальнем Востоке России ) в окрестностях Хэйлунцзяна. Чжурчжэни находились под номинальным управлением Нурганского командного пункта, который просуществовал всего 25 лет и был упразднен в 1434 году. Однако вожди племен Хайси и Цзяньчжоу приняли титулы Мин. [ нужна ссылка ]
С 1411 по 1433 год евнух династии Мин Ишиха (который сам был хайси чжурчжэнем) [ 85 ] ) возглавил десять крупных миссий с целью привлечь на свою сторону чжурчжэньские племена вдоль рек Сунгари и Амура . Его флот перешел по Сунгари в Амур и разместил Нурганское командование в Телине, недалеко от устья реки Амур. Эти миссии плохо описаны в истории династии Мин, но существуют две каменные стелы, воздвигнутые Ишихой на месте храма Юннин, храма Гуаньинь, заказанного им в Телине. [ 86 ] Надписи на стелах выполнены на четырех языках: китайском, чжурчжэньском, монгольском и тибетском. Вероятно, в надписях довольно много пропаганды, но они дают подробное описание усилий двора Мин по утверждению сюзеренитета над чжурчжэнями. Когда Ишиха посетил Нурган в третий раз в 1413 году, он построил храм под названием Храм Юннин в Телине и воздвиг стелу Храма Юннин перед ним . Ишиха нанес свой 10-й визит в Нурган в 1432 году, во время которого он перестроил храм Юннин и заново воздвиг перед ним стелу. На стеле был заголовок «Запись о восстановлении храма Юннин». Создание командного пункта Нургана и неоднократные заявления Ишихи и других о благословении этого региона были зафиксированы на этой и первых стелах. [ нужна ссылка ]
На девятом году правления императора Мин Сюаньдэ чжурчжэни пострадали от голода , в Маньчжурии под властью Мин который вынудил их продать своих дочерей в рабство и переехать в Ляодун, чтобы просить помощи и помощи у правительства династии Мин. [ 87 ] [ 88 ]
Основание Маньчжурии
[ редактировать ]В течение 30 лет с 1586 года Нурхачи , вождь цзяньчжоуских чжурчжэней , объединил чжурчжэньские племена. В 1635 году его сын и преемник Хун Тайцзи переименовал свой народ в маньчжуры , что явилось явным отказом от их прошлого как китайских вассалов. [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] Во времена династии Мин корейцы Чосона называли населенные чжурчжэнями земли к северу от Корейского полуострова, над реками Ялу и Тюмень, частью «высшей страны» (сангук), которую они называли Минским Китаем. [ 92 ] Цин намеренно исключил ссылки и информацию, показывающую, что чжурчжэни (маньчжуры) подчиняются династии Мин, При составлении « Истории Мин» чтобы скрыть их прежние подчиненные отношения. По этой причине «Истинные записи Мин» не использовались для получения информации о чжурчжэнях во время правления Мин в «Истории Мин». [ 93 ] Император Юнчжэн попытался переписать исторические записи и заявить, что Айсин Гиоро никогда не были подданными прошлых династий и империй, пытаясь убедить Нурхачи в принятии титулов Мин, таких как Генерал-Дракон-Тигр (Лунху Цзянцзюнь 龍虎將軍), утверждая, что он согласился «пожалуйста, Небеса". [ 94 ]
Во времена династии Цин два оригинальных издания книг « Цин Тайцзу У Хуанди Шилу » и « Маньчжоу Шилу Ту » (Тайцзу Шилу Ту) хранились во дворце и были запрещены для публичного просмотра, поскольку они показывали, что маньчжурский Айсинь Семья Гиоро управлялась династией Мин. [ 95 ] [ 96 ]
Наш гурун (племя, государство) изначально носил имена Манджу, Хада, Ула, Йехе и Хойфа. Раньше невежественные люди часто называли [нас] юшен . Термин юшен относится к Коо Мерген варваров Сибе и не имеет ничего общего с нашим гуруном . Наш гурун устанавливает имя Манджу. Его правление будет долгим и будет передаваться из поколения в поколение. Отныне люди должны называть нашего гуруна его настоящим именем, Манджу, а не использовать прежнее унизительное имя.
— Хун Тайцзи
Культура
[ редактировать ]Культура чжурчжэней имела много общего с образом жизни охотников-собирателей сибирско-маньчжурской тундры и прибрежных народов. Подобно киданям и монголам , они гордились силовыми подвигами, верховой ездой, стрельбой из лука и охотой. И монголы, и чжурчжэни использовали титул « хан» для лидеров политического образования, будь то «император» или «вождь». Особо могущественного вождя называли бейле («князь, дворянин»), что соответствовало монгольскому беки и тюркскому байг или бею . Также, как и монголы и тюрки, чжурчжэни не соблюдали первородство . По традиции, лидером мог быть выбран любой способный сын или племянник.
В отличие от монголов, [ 97 ] [ 98 ] чжурчжэни вели оседлый образ жизни [ 16 ] [ 99 ] и аграрное общество. Они выращивали зерно и просо в качестве основных зерновых культур, выращивали лен и разводили быков, свиней, овец и лошадей. [ 100 ] «В лучшем случае» чжурчжэней можно было назвать только «полукочевыми», в то время как большинство из них вели оседлый образ жизни. [ 34 ]
в разной степени подчеркивал Сходства и различия чжурчжэней с монголами Нурхачи из соображений политической целесообразности. [ 101 ] Нурхачи однажды сказал монголам, что «языки китайцев и корейцев разные, но одежда и образ жизни у них одни и те же. То же самое и с нами, маньчжурами ( дзюшенами ) и монголами. Наши языки разные, но наша одежда и образ жизни тот же». Позже Нурхачи указал, что связь с монголами основана не на какой-либо реальной общей культуре, а скорее на прагматических причинах «взаимного оппортунизма». Он сказал монголам: «Вы, монголы, разводите скот, едите мясо и носите шкуры. Мой народ возделывает поля и живет зерном. Мы не одна страна, и у нас разные языки». [ 102 ]
Во времена династии Мин чжурчжэни жили субкланами ( мукун или хала мукун ) древних родов ( хала ). Не все члены клана были кровными родственниками, а разделение и объединение разных кланов было обычным явлением. Чжурчжэньские домохозяйства ( бу ) жили семьями ( буйгон ), состоящими из пяти-семи кровнородственных членов семьи и некоторого количества рабов. Домохозяйства формировали отряды ( татан ) для выполнения задач, связанных с охотой и сбором пищи, а также формировали компании ( ниру ) для более крупных действий, таких как война. [ нужна ссылка ]
Хайси, Цзяньчжоу, Йерен
[ редактировать ]Чжурчжэни Хайси вели «полуземледельческий образ жизни, чжурчжэни Цзяньчжоу и маолианские ( 毛怜 ) чжурчжэни вели оседлый образ жизни, а охота и рыбалка были образом жизни «диких чжурчжэней». [ 103 ] Чжурчжэни Цзяньчжоу занимались охотой, верховой стрельбой из лука, верховой ездой, животноводством и оседлым земледелием. [ 104 ] Чжурчжэньский образ жизни (экономика) описывался как земледельческий. Они выращивали урожай и разводили животных . [ 105 ] Чжурчжэни практиковали подсечно-огневое земледелие в районах к северу от Шеньяна . [ 106 ]
«Цзяньчжоу Мао Лянь — представитель семьи Бохай. Он любит жить и сажать урожай, хорошо прядет, ест и пьет, как китайцы. Он пришел с горы Чанбайшань на юге, и его можно вылечить».
(Люди) Цзяньчжоу и Мао Лянь являются потомками семьи Та из Балхэ. Они любят вести оседлый образ жизни и сеять, а также умеют прясть и ткать. Что касается еды, одежды и посуды, то они такие же, как (то, чем пользовались) китайцы. (Те, кто живет) к югу от горы Чанбайшань, склонны к успокаиванию и управлению».
Очередь
[ редактировать ]В 1126 году чжурчжэни первоначально приказали ханьским мужчинам-китайцам на своих завоеванных территориях принять чжурчжэньскую прическу, побрив переднюю часть головы и переняв чжурчжэньскую одежду, но позже приказ был отменен. [ 109 ] Чжурчжэни выдавали себя за ханьских повстанцев, которые носили волосы в очереди чжурчжэней, чтобы посеять страх среди своего населения. [ 110 ] Во времена династии Цин маньчжуры, произошедшие от чжурчжэней, аналогичным образом заставляли ханьских китайцев брить переднюю часть головы и носить остальную часть волос косой , или сонкохо ( ᠰᠣᠨᠴᠣᡥᠣ ) ( косы ; бьянзи ), традиционная маньчжурская прическа. [ нужна ссылка ]
Собаки
[ редактировать ]Хотя их предки Мохэ не почитали собак, чжурчжэни начали почитать собак примерно во времена династии Мин и передали эту традицию маньчжурам. В культуре чжурчжэней было запрещено использовать собачью шкуру, а чжурчжэням запрещалось причинять вред, убивать или есть собак. Чжурчжэни считали, что «величайшим злом» является использование корейцами собачьей шкуры. [ 111 ]
Секс и брак
[ редактировать ]Добрачный секс, вероятно, был принят в чжурчжэньском обществе низшего класса, поскольку практика гостевой проституции - предоставление посетителям секса - не препятствовала их возможности вступить в брак позже. Чжурчжэни также разрешали браки с родственниками мужа - практика, считающаяся табу в китайском обществе. [ 44 ] [ 45 ] [ 112 ] [ 113 ] Браки по похищению были обычным явлением. [ 114 ]
Похороны
[ редактировать ]До недавнего времени было неясно, какие погребальные обряды существовали у чжурчжэней. археологи обнаружили чжурчжэньский могильник в Партизанском районе Приморья В июле 2012 года российские в России. Было обнаружено пятнадцать могил, датируемых XII или XIII веками, включая могилу вождя, расположенную в центре, и могилы 14 слуг поблизости. Во всех могилах были горшки с прахом, что позволило ученым сделать вывод, что чжурчжэни кремировали трупы своих умерших. В могиле вождя также находились колчан со стрелами и изогнутый меч. Археологи предполагают, что меч был намеренно изогнут, чтобы обозначить, что владельцу он больше не понадобится в земной жизни. Исследователи планировали вернуться в Приморье, чтобы установить, было ли это единичное захоронение или часть более крупного могильника. [ 115 ]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Только монголы и северные «дикие» чжурчжэни вели полукочевой образ жизни, в отличие от основных чжурчжэней Цзяньчжоу, происходящих от династии Цзинь , которые были фермерами, которые собирали пищу, охотились, пасли скот и собирали урожай в бассейнах рек Ляо и Ялу. Они собирали корень женьшеня, кедровые орехи, охотились за шкурками на возвышенностях и в лесах, разводили лошадей в своих конюшнях и выращивали просо и пшеницу на паровых полях. Они занимались танцами, борьбой и пили крепкие напитки, как заметил кореец Син Чунг Ир в середине зимы, когда было очень холодно. Эти чжурчжэни, жившие в суровом холодном климате северо-востока, иногда наполовину закапывали свои дома в землю, которую они строили из кирпича или дерева, и окружали свои укрепленные деревни каменным фундаментом, на котором они строили плетневые и глиняные стены для защиты от нападения. Деревенскими кластерами управляли бейле, потомственные лидеры. Они сражались друг с другом и раздавали своим последователям оружие, жен, рабов и земли. Так жили чжурчжэни, основавшие Цин, и так жили их предки до Цзинь. Помимо монголов и кланов чжурчжэней, среди этих чжурчжэней космополитически жили выходцы из провинций Ляодун Минского Китая и Кореи. Нурхачи, принимавший Син Чунг-ила, объединил их всех в свою собственную армию, заставив их принять чжурчжэньскую прическу: длинную косу, выбритую переднюю макушку и носить кожаные туники. Его армии имели черные, синие, красные, белые и желтые флаги. Они стали Восемь знамен, первоначально их количество было ограничено до четырех, а затем выросло до восьми с тремя различными типами этнических знамен, поскольку ханьцы, монголы и чжурчжэни были завербованы в силы Нурхачи. Чжурчжэни, такие как Нурхачи, говорили как на своем родном тунгусском языке, так и на китайском, приняв Монгольское письмо для их собственного языка, в отличие от использования цзинь чжурчжэнями большого киданьского письма . Они приняли конфуцианские ценности и практиковали шаманские традиции . [ 116 ] Большинство чжурчжэней разводили свиней и скот и занимались земледелием. [ 68 ]
Цин разместил «новоманьчжурских» собирателей варка в Нинггуте и попытался превратить их в обычных земледельцев, но затем варка просто вернулись к охотничьему собирательству и потребовали денег на покупку скота для говяжьего бульона. Цин хотел, чтобы варка стали солдатами-фермерами, и навязал им это, но варка просто покинули свой гарнизон в Нинггуте и вернулись к сунгари в свои дома, чтобы пасти скот, ловить рыбу и охотиться. Цин обвинил их в дезертирстве. [ 117 ]
Религия
[ редактировать ]Чжурчжэни практиковали шаманские ритуалы и верили в верховную богиню неба ( абка хехе , буквально «женщина неба»). Чжурчжэни династии Цзинь исповедовали буддизм , который стал распространенной религией чжурчжэней, и даосизм . [ 118 ] Чжурчжэньское слово «волшебница» было шаньман . [ 119 ] Под конфуцианским влиянием во времена династии Цин пол женского небесного божества был переключен на мужского отца неба, Абка Эндури ( abka-i enduri , abka-i han ). [ 120 ]
Язык
[ редактировать ]Раннее чжурчжэньское письмо было изобретено в 1120 году Ваньяном Сиюнем , действовавшим по приказу Ваньяна Агуды . Он был основан на киданском письме , которое, в свою очередь, было вдохновлено китайскими иероглифами . Письменный язык чжурчжэней вымер вскоре после падения династии Цзинь. Бюро переводчиков подчиненной бюрократии Мин в 1444 году получило сообщение от чжурчжэней, в котором говорилось, что никто из них не понимает чжурчжэньской письменности, поэтому все посланные им письма должны быть написаны на монгольском языке . [ 121 ]
До конца XVI века, когда маньчжурский язык стал новым литературным языком, чжурчжэни использовали сочетание монгольского и китайского языков. Пионерскую работу по изучению чжурчжэньской письменности провел Вильгельм Грубе в конце XIX века.
Генетика
[ редактировать ]Гаплогруппа C3b2b1*-M401(xF5483) [ 122 ] [ 123 ] [ 124 ] был идентифицирован как возможный маркер Айсин Гиоро и встречается у десяти различных этнических меньшинств на севере Китая, но полностью отсутствует у ханьских китайцев. [ 124 ] [ 125 ] [ 126 ]
Генетическое тестирование также показало, что гаплогруппа C3b1a3a2-F8951 семьи Айсин Гиоро пришла в юго-восточную Маньчжурию после миграции из места своего происхождения в среднем течении реки Амур, происходящей от предков, родственных даурам в Забайкалье . Народы, говорящие на тунгусском языке , в основном имеют C3c-M48 в качестве субклада C3, который резко отличается от гаплогруппы C3b1a3a2-F8951 Айсин Гиоро, которая происходит от монголоязычного населения, такого как даур. Чжурчжэни (маньчжуры) – тунгусский народ. Гаплогруппа C3b1a3a1-F3796 монгольского Чингисхана (C3*-Звездное скопление) является братской «братской» ветвью гаплогруппы C3b1a3a2-F8951 Айсин Гиоро. [ 122 ] Генетический тест был проведен на семи мужчинах, заявивших о своем происхождении от Айсин Гиоро, причем трое из них показали документированную генеалогическую информацию обо всех своих предках вплоть до Нурхачи. Оказалось, что трое из них имеют общую гаплогруппу C3b2b1*-M401(xF5483), из них двое предоставили свои документально подтвержденные генеалогические древа. Остальные 4 протестированных не были связаны между собой. [ 123 ] Клан Даур Ао несет уникальный субклад гаплогруппы C2b1a3a2-F8951, ту же гаплогруппу, что и Айсин Гиоро, и Ао и Айсин Гиоро разошлись всего пару столетий назад от общего предка. Другие члены клана Ао несут такие гаплогруппы, как N1c-M178, C2a1b-F845, C2b1a3a1-F3796 и C2b1a2-M48. Выходцы из северо-восточного Китая, клан Даур Ао и клан Айсин Гиоро являются основными носителями гаплогруппы C2b1a3a2-F8951. Монгольская гаплогруппа C2*-Звездное скопление (C2b1a3a1-F3796) является братской ветвью гаплогруппы C2b1a3a2-F8951 Айсина Гиоро. [ 127 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]На альтернативной истории временной шкале Гарри Горлицы романа «Агент Византии » чжурчжэни мигрируют на запад, достигают Европы и становятся серьезной угрозой для Византийской империи .
См. также
[ редактировать ]- Этнические группы в истории Китая
- Корейско-чжурчжэньские пограничные конфликты
- Список вождей чжурчжэней
- Посмотрите, люди
- Тойское вторжение
Примечания
[ редактировать ]- ^ В прошлом такие ученые, как Жан-Пьер Абель-Ремюза (апуд Викторова, 1980) [ 3 ] Фань Цзогуай и Хан Фейму (apud Zarrow, 2015) предположили, что чжурчжэни и другие тунгусские народы произошли от народа дунху ; [ 4 ] это предложение подверглось критике со стороны этнографа Лидии Викторовой и китаеведа - лингвиста Эдвина Г. Пулейбланкаса, поскольку оно основано на простом фонетическом сходстве между тунгусским и современным мандаринским произношением донгху ; Дун-ху ( IPA : [tʊ́ŋ.xϔ] ) из 东胡 ; 東胡 . [ 3 ] [ 5 ]
- ^ Правительство Японии и Франке дают современное мандаринское произношение Жулижен (Силиссейн). [ 9 ]
- ^ Впервые засвидетельствовано в глоссарии Мин конца XV века. Бюро переводчиков [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ « Государственное название династии Ляо не было «Кара-китань (Ляо-китань)»» [Государственное название династии Ляо не было «Кара-китань (Ляо-китань)»] PDF) . ( Ула Сичунь (на китайском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Хунг Тейк То, 2005 , с. 28
- ^ Jump up to: а б Viktorova, Lydia Leonidovna (1980). Mongols: Origin of the People and Source of Culture (in Russian). Moscow: Nauka. p. 183.
Это отчасти связано с недостаточным количеством материалов, отчасти - с допущенными ошибками. Например, фонетическое отождествление древнего народа дунху (восточные ху) с тунгусами, сделанное в начале XIX в. Абелем Ремюса лишь на принципе звукового сходства дунху - тунгус, привело к тому, что всех потомков дунху долгое время считали предками тунгусов. (rough translation: 'This is due to the insufficient amount of materials and partly due to the mistakes made. For example, the phonetic identification of the ancient people of the Donghu (Eastern Hu) with the Tungus, made at the beginning of the 19th century by Abel-Rémusat only on the principle of sound similarity between Donghu and Tungus. This led to the fact that for a long time all the descendants of the Donghu were considered the ancestors of the Tungus.')
- ^ Зарроу, Питер (23 сентября 2015 г.). Образование в Китае: знания, общество и учебники в модернизирующемся мире, 1902–1937 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 191. ИСБН 978-1-107-11547-7 .
Фань и Хан отметили, что чжурчжэни принадлежали к восточной расе Ху (Дунхузу).
- ^ *Pulleyblank, Эдвин Г. (1983). «Китайцы и их соседи в доисторическом и раннеисторическом Китае», в книге «Истоки китайской цивилизации» , University of California Press, стр. 411–466. цитата ( стр. 452 ): «Случайное сходство в современном произношении Тунг Ху, «Восточный Ху», и тунгусов привело к некогда широко распространенному предположению, что восточные Ху были тунгусскими по языку. Это вульгарная ошибка, не имеющая под собой реальных оснований».
- ^ Ли, Лили Сяо Хун; Уайлс, Сью (13 марта 2014 г.). Биографический словарь китайских женщин: Тан через Мин, 618–1644 гг . Я Шарп. п. 222. ИСБН 978-0-7656-4316-2 .
Династия Цзинь была основана чжурчжэнями, предками маньчжуров, которые позже основали династию Цин.
- ^ Jump up to: а б Рот Ли 2002 , стр. 11–13.
- ^ Рот Ли 2002 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д Франке (1994) , стр. 216 .
- ^ Jump up to: а б Айсин Гиоро и Джин 2007 , стр. 12.
- ^ Jump up to: а б с Пеллио (1959) , с. 366 .
- ^ Jump up to: а б Пеллио (1959) , с. 367 .
- ^ Бакстер-Прист .
- ^ "Цзи Чжун Чжоу Шу" .
- ^ Jump up to: а б с д и Янхунен 2004 , стр. 67 и далее.
- ^ Jump up to: а б Воеводина 2000 .
- ^ Столберг 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д Мужской 1997 , с. 232.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 51 .
- ^ Рокхилл 1967 , с. 153.
- ^ Кроссли 1997 , с. 46.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 47–48 .
- ^ Хуан 1990 , стр. 239–282.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 47 .
- ^ Эллиотт 2001 , с. 48 .
- ^ Gorelova 2002 , pp. 13–14.
- ^ Кроссли 1997 , с. 17.
- ^ Франке 1994 , с. 219-220.
- ^ Jump up to: а б с Ким 2011b , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Франке 1990 , с. 414-415.
- ^ Jump up to: а б Мода 1999 , с. 212-213.
- ^ Памела Кайл Кроссли (15 февраля 2000 г.). Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин . Издательство Калифорнийского университета. стр. 198–. ISBN 978-0-520-92884-8 .
- ^ Хуан 1990 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Брейкер 2010 , с. 220–221.
- ^ Такэкоси, Ёсабуро (2004). Экономические аспекты истории цивилизации Японии, Том 1 (переиздание). Тейлор и Фрэнсис. п. 134. ИСБН 0415323797 .
- ^ Баттен, Брюс Л. (31 января 2006 г.). Ворота в Японию: Хаката в «Войне и мире», 500–1300 гг . Издательство Гавайского университета. стр. 102, 101, 100. ISBN. 9780824842925 .
- ^ Кан, Джэ Ын (2006). «5: Корё, земля буддизма» . Страна ученых: две тысячи лет корейского конфуцианства . Перевод Ли, Сюзанны. Книги Хомы и Секи. п. 75. ИСБН 9781931907309 .
- ^ Шайвли, Дональд Х.; Маккалоу, Уильям Х., ред. (1988). Кембриджская история Японии . Том 2: Хэйан Япония (иллюстрировано, переиздание). Издательство Кембриджского университета. п. 95. ИСБН 0521223539 .
- ^ Адольфсон, Микаэль С.; Каменс, Эдвард; Мацумото, Стейси, ред. (2007). Хэйан Япония, Центры и периферии . Гавайский университет Press. п. 376. ИСБН 9780824830137 .
- ^ Японская энциклопедия Kodansha, Том 2 . Коданша. 1983. с. 79. ИСБН 0870116223 .
- ^ Эмбри, Эйнсли Томас, изд. (1988). Энциклопедия истории Азии, том 1 (2-е, иллюстрированное изд.). Скрибнер. п. 371. ИСБН 0684188988 .
- ^ Журнал корееведения, выпуски 198–201 . Корейское общество.
- ^ Тиллман, Хойт Кливленд (1995). Тиллман, Хойт Кливленд; Уэст, Стивен Х. (ред.). Китай под властью чжурчжэней: очерки интеллектуальной и культурной истории Чин (иллюстрированное издание). СУНИ Пресс. п. 27. ISBN 0791422739 .
- ^ Jump up to: а б Ланчиотти 1980 , с. 32
- ^ Jump up to: а б Франке, Герберт (1983). «ПЯТЬ Сунских посольств: некоторые общие наблюдения» . В Россаби, Морис (ред.). Китай среди равных: Среднее царство и его соседи, 10-14 века (иллюстрированное изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520043839 .
- ^ Ланчиотти 1980 , с. 33
- ^ Хунг Тейк То 2005 , стр. 34 , 35, 36.
- ^ Хунг Тейк То 2005 , с. 31 .
- ^ Брейкер 2010 , стр. 220–221 . «Поселения чжурчжэней в районе реки Амнок были данниками Корё с момента основания династии, когда Тэджо Ван Кон в значительной степени полагался на большую часть чжурчжэньской кавалерии, чтобы разгромить армии Позднего Пэкче. Положение и статус этих поселений Чжурчжэни трудно определить, используя в качестве ориентира структуру государств Корё и Ляо, поскольку чжурчжэньские лидеры обычно старались руководить средним курс между Корё и Ляо, переходя на другую сторону или скрываясь всякий раз, когда это считалось лучшим вариантом. Как упоминалось выше, Корё и Ляо довольно ожесточённо соревновались за верность чжурчжэньских поселенцев, которые в отсутствие крупных армий эффективно контролировали большую часть приграничной территории. за пределами укреплений Корё и Ляо. Эти чжурчжэньские общины умели справляться с напряженностью между Ляо и Корё, проводя политику «разделяй и властвуй», подкрепленную политикой «разделяй и властвуй». угрозы пограничного насилия. Кажется, что отношения между полукочевыми чжурчжэнями и их соседями по полуострову во многом напоминали отношения между китайскими государствами и их соседями-кочевниками, как описано Томасом Барфилдом».
- ^ Брейкер 2010 , с. 221-222.
- ^ Брейкер 2010 , с. 222.
- ^ Брейкер 2010 , с. 223.
- ^ Тиллман, Хойт Кливленд; Уэст, Стивен Х (1995). Китай под властью чжурчжэней . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-2273-1 . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Твитчетт, Фэрбанк и Франке 1994 , стр. 221.
- ^ Покорите толчки . Энциклопедия корейской культуры .
- ^ Ли 1984 , с. 127.
- ^ Брейкер 2010 , с. 224.
- ^ Браун 2014 , с. 793.
- ^ Ли 1984 , с. 127-128.
- ^ Брейкер 2010 , с. 225-226.
- ^ Брейкер 2010 , с. 137.
- ^ Йи, Хорошее (1984). Новая история Кореи . Издательство Гарвардского университета. п. 126. ИСБН 978-0-674-61576-2 . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ Ли 1984 , с. 128.
- ^ Твитчетт, Фэрбанк и Франке 1994 , стр. 229: «Летом 1126 года король Корё объявил себя вассалом Цзинь».
- ^ Эбри и Уолтхолл, 2014 , [1] , с. 171, в Google Книгах : «В случае с Чжурчжэнь Цзинь суд [Корё] решил передать его подчиненные отношения от Ляо к Цзинь до того, как вспыхнуло серьезное насилие». Также стр.172: «Корё зачислен в качестве притока Цзинь».
- ^ Брейкер 2010 , с. 229-230.
- ^ Мода 1999 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Шнайдер, Джулия (2011). «Возвращение к Цзинь: новая оценка чжурчжэньских императоров» . Журнал исследований Сун-Юань . 41 (41): 389. doi : 10.1353/sys.2011.0030 . hdl : 1854/LU-2045182 . JSTOR 23496214 . S2CID 162237648 .
- ^ Бродбридж, Энн Ф. (2018). Женщины и становление Монгольской империи (иллюстрированное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 94. ИСБН 978-1108636629 .
- ^ Деньги 2010 , с. 301.
- ^ Митамура 1970 , с. 54.
- ^ Сет 2006 , с. 138.
- ^ Сет 2010 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Петерсон 2002 , с. 15
- ^ Мой 2006 г. , с. 120
- ^ Чжан 2008 , с. 29.
- ^ Дардес 2012 , с. 18.
- ^ Гудрич 1976 , с. 1066.
- ^ Петерсон 2002 , с. 13.
- ^ Кларк 1998 , стр. 286-7 .
- ^ Чжан 2008 , с. 30.
- ^ Мой 2006 г. , с. 21
- ^ Космо 2007 , с. 3.
- ^ "Объекты туризма — Археологические. Тырские храмы" [Tourism objects - Archaeological. Tyr temples] (in Russian). Archived from the original on 3 September 2009. (Regional government site explaining the location of the Tyr (Telin) temples: just south of the Tyr village)
- ^ Ши-Шань Генри Цай (2002). Вечное счастье: император Мин Юнлэ . Вашингтонский университет Press. п. 158. ИСБН 0295981245 . Гугл Книги .
- ^ Telin Stele (from: "Политика Минской империи в отношении чжурчженей (1402 -1413 гг.)" (The Jurchen policy of the Ming Empire), in "Китай и его соседи в древности и средневековье" (China and its neighbors in antiquity and the Middle Ages), Moscow, 1970. (in Russian)
- ^ «婷哈» [Он также утерян] (на китайском языке). Архивировано из оригинала 12 марта 2020 года . Проверено 5 мая 2020 года .
На девятом году правления Сюаньдэ в районе чжурчжэней случился голод. своих сыновей и дочерей и разбежались повсюду. Чжурчжэньские беженцы в Ляодуне надеялись получить помощь от правительства. [В девятом году Сюаньдэ в чжурчжэнях случился голод, и чжурчжэни были вынуждены продать своих сыновей и жен и отправились в изгнание. Они бежали к чжурчжэням в Ляодун, надеясь получить помощь от правительства.]
- ^ «Путешествие И Ши Ха Ба на Восток» Ifeng.com , 8 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 г.
- ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 2.
- ^ Гроссник, Рой А. (1972). Ранняя маньчжурская вербовка китайских учёных-чиновников . Университет Висконсина — Мэдисон. п. 10.
- ^ Тилль, Барри (2004). Маньчжурская эпоха (1644–1912): искусство последней императорской династии Китая . Художественная галерея Большой Виктории. п. 5. ISBN 9780888852168 .
- ^ Ким, Сун Джу (2011). Северный регион Кореи: история, идентичность и культура . Вашингтонский университет Press. п. 19. ISBN 978-0295802176 .
- ^ Смит, Ричард Дж. (2015). Династия Цин и традиционная китайская культура . Роуман и Литтлфилд. п. 216. ИСБН 978-1442221949 .
- ^ Кроссли, Памела Кайл (2002). Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство Калифорнийского университета. стр. 303–304. ISBN 0520234243 .
- ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 598.
- ^ Августан, тома 17–20 . Августовское общество. 1975. с. 34.
- ^ Франке 1994 , с. 217 .
- ^ Рахевильц 1993 , с. 112.
- ^ Уильямсон, Джеффри Г. (2011). Торговля и бедность: когда третий мир отстал . МТИ Пресс . ISBN 978-0-262-29518-5 . [ нужна страница ]
- ^ Франке 1990 , с. 416 .
- ^ Пердью 2009 , с. 127
- ^ Петерсон 2002 , с. 31.
- ^ Чан 1988 , с. 266 .
- ^ Равски 1996 , с. 834.
- ^ Вурм, Мюльхойслер и Тайрон 1996 , стр. 828.
- ^ Рирдон-Андерсон 2000 , с. 504.
- ^ Сяо Голян (24 января 2007 г.). «Торговля лошадьми между народами Хань и чжурчжэнями в династии Мин» ( ARTX.cn) , стр. 1. Архивировано 29 июля 2014 г .. Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Серрюс 1955 , с. 22.
- ^ Чжан 1984 , стр. 97–8.
- ^ Франке 1990 , с. [2] .
- ^ Айсин Гиоро и Джин 2007 , стр. 18.
- ^ Франке, Герберт (1981). Дипломатические миссии государства Сун 960-1276 гг . Факультет азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 14. ISBN 978-0-909879-14-3 .
- ^ Ланчиотти 1980 , с. [3] 33
- ^ ДЖОНСОН, ЛИНДА КУК (2011). Женщины династий завоеваний: пол и идентичность в Китае Ляо и Цзинь . Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-3404-3 . JSTOR j.ctt6wqjst .
- ^ «В Приморье России обнаружено большое захоронение чжурчжэней: Россия-ИнфоЦентр» . Россия-ic.com. 27 июля 2012 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Кей, Джон (2011). Китай: История (переиздание). Основные книги. п. 422. ИСБН 978-0465025183 .
- ^ Белло, Дэвид А. (2017). «Две соперничающие империи в охоте за соболем и людьми в Маньчжурии семнадцатого века» . Смит, Норман (ред.). Империя и окружающая среда в создании Маньчжурии . Современные китаеведения. ЮБК Пресс. п. 68. ИСБН 978-0774832922 .
- ^ Ульрих Теобальд. «История Китая – династия Цзинь (чжурчжэнь) 金 религия и обычаи» . www.chinaknowledge.de . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. Март 1990 г. ISBN. 9780521243049 .
- ^ Юдика Иллес (2009). Энциклопедия духов: полное руководство по магии фей, джиннов, демонов, призраков, богов и богинь . [ нужна страница ]
- ^ Кроссли 1997 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Вэй, Райан Лан-Хай; Ян, Ши; Ю, Ге; Хуан, Юн-Чжи (ноябрь 2016 г.). «Генетический след ранних миграций Айсин Гиоро, императорского дома династии Цин» . Журнал генетики человека . 62 (3). Японское общество генетики человека: 407–411. дои : 10.1038/jhg.2016.142 . ПМИД 27853133 . S2CID 7685248 .
- ^ Jump up to: а б Ян, Ши, Харумаса; Вэй, Лань-Хай; Ю, Вэнь, Шао-Цин; Ван, Чуан-Чао (июнь 2015 г.). Журнал генетики человека . 60 ): 295–8. : 1412.6274 . doi : 10.1038 jhg.2015.28 . PMID 25833470 . arXiv / ( 6
- ^ Jump up to: а б «Знаете ли вы, что ДНК использовалась, чтобы раскрыть происхождение Дома Айсин Гиоро?» . Знаете ли вы, что ДНК ? 14 ноября 2016 года . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Сюэ, Яли; Зержал, Татьяна; Бао, Вэйдун; Чжу, Сулин; Лим, Си-Гын; Шу, Цюньфан; Сюй, Цзюджин; Ду, Руофу; Фу, Сонбин; Ли, Пу; Ян, Хуаньмин; Тайлер-Смит, Крис (2005). «Недавнее распространение Y-хромосомной линии в Северном Китае и Монголии» . Американский журнал генетики человека . 77 (6): 1112–1116. дои : 10.1086/498583 . ПМК 1285168 . ПМИД 16380921 .
- ^ «Азиатское происхождение, основанное на исследованиях вариаций Y-ДНК: Часть 3. Недавняя демография и происхождение мужчин из Восточной Азии - империи и династии» . Учебные пособия по генной базе . Архивировано из оригинала 25 ноября 2013 года.
- ^ Ван, Чи-Зао; Вэй, Лан-Хай; Ван, Лин-Сян; Вэнь, Шао-Цин; Ю, Сюэ-Эр; Ши, Мэй-Сен; Ли, Хуэй (август 2019 г.). «Связь кланов Ао и Айсин Гиоро из северо-восточного Китая с помощью полного секвенирования Y-хромосомы». Журнал генетики человека . 64 (8). Японское общество генетики человека: 775–780. дои : 10.1038/s10038-019-0622-4 . ПМИД 31148597 . S2CID 171094135 .
Источники
[ редактировать ]- Айсин Гиоро, Уликун ; Цзинь, Ши (2007), «Маньчжурия от падения юаня до расцвета маньчжурского государства (1368–1636)» (PDF) , Ritsumeikan Bungaku , стр. 12–34
- Арнольд, Лорен (1999), Марк Стивен Мир (редактор), Княжеские подарки и папские сокровища: францисканская миссия в Китае и ее влияние на искусство Запада, 1250–1350 , Desiderata Press, стр. п. 179 , ISBN 9780967062808
- Бретшнайдер, Э. (2013), «Пей Ши Ки», Средневековые исследования на основе восточноазиатских источников: фрагменты познания географии и истории Центральной и Западной Азии с 13 по 17 века, Том. I , Лондон: Routledge, Trench, Trübner & Co., стр. 25 , ISBN 9781136380211
- Брейкер, Ремко Э. (2010), Создание плюралистического общества в средневековой Корее, 918-1170: история, идеология и идентичность в династии Корё , Библиотека корейских исследований Брилла, том. 1, Лейден: Брилл, стр. 220–221 , ISBN. 978-9004183254
- Браун, Керри (2014), Китайский биографический словарь Berkshire , Berkshire Publishing Group LLC
- Чан Хок-лам (1988), «Царствование Цзянь-вэнь, Юн-ло, Хун-си и Сюань-дэ, 1399–1435» , у Фредерика В. Мота; Денис Твитчетт; Джон К. Фэрбенк (ред.), Кембриджская история Китая , Том 7: Династия Мин, 1368–1644, Pt. 1, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 182–304 , ISBN. 0521243327
- Кларк, Дональд Н. (1998), «Китайско-корейские отношения данников при Мин» , у Дениса К. Твитчетта; Фредерик В. Моут (ред.), Кембриджская история Китая , Том 8: Династия Мин, 1368–1644 гг., Pt. 2, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 272–300 , ISBN. 0521243335
- Космо, Никола Ди (2007), Дневник маньчжурского солдата в Китае семнадцатого века: «Моя служба в армии», Дзенгсо , Исследования Рутледжа по ранней истории Азии, том. 3, Рутледж, с. 3 , ISBN 978-1135789558
- Кроссли, Памела Кайл (1997), Маньчжуры , Blackwell Publishers
- Дардесс, Джон В. (2012), Китай Мин, 1368–1644: Краткая история устойчивой империи , Роуман и Литтлфилд, стр. 18, ISBN 978-1-4422-0490-4
- Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн (2014), Досовременная Восточная Азия: до 1800 года: культурная, социальная и политическая история, третье издание , Бостон, Массачусетс: Уодсворт, Cengage Learning, ISBN 978-1-133-60651-2 .
- Эллиотт, Марк К. (2001), Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае (иллюстрировано, переиздание), Stanford University Press, ISBN 0804746842
- Фокс, Ральф (1936), Чингисхан , Harcourt & Brace, с. 278
- Франке, Герберт (1990), «Лесные народы Маньчжурии: китани и чжурчжэни» , в книге Дениса Синора (ред.), Кембриджская история ранней Внутренней Азии, Vol. I , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 400–423 , ISBN. 9780521243049
- Франке, Герберт (1994), «Династия Чин» , в Твитчетте, Денис К.; Франке, Герберт (ред.), Кембриджская история Китая , Том 6: Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 215–320 , ISBN 9780521243315
- Герне, Жак (1972), Le Monde Chinois [ История китайской цивилизации ] , Кембридж: перевод Дж. Р. Фостера и Чарльза Хартмана для Cambridge University Press в 1982 году, стр. 356 , ISBN 9780521497817
- Гудрич, Лютер Кэррингтон, изд. (1976), Биографический словарь Мин, 1368–1644 гг. , Том. 2, Ассоциация азиатских исследований. Комитет проекта биографической истории Мин (иллюстрированное издание), Columbia University Press, стр. 1066 , ISBN 023103833X
- Gorelova, Liliya M., ed. (2002), Manchu Grammar, Part 8 , Handbook of Oriental Studies, vol. 7, Brill Academic Pub, pp. 13–14, ISBN 9004123075
- Хунг Тейк То (2005), Материалы для генеалогии клана Ниохуру с вступительными замечаниями по маньчжурской ономастике , Aetas Manjurica, vol. 10, Висбаден: Отто Харрасовиц KG, ISBN 9783447051965
- Ховорт, Х.Х. (октябрь 1871 г.), Джеймс Саммерс (редактор), «Происхождение маньчжур» , «Феникс: ежемесячный журнал для Индии, Бирмы, Сиама, Китая, Японии и Восточной Азии» , том. II, нет. 16, Лондон, стр. 53–57.
- Хуан, Пей (1990), «Новый свет на происхождение маньчжуров», Гарвардский журнал азиатских исследований , 50 (1): 239–282, doi : 10.2307/2719229 , JSTOR 2719229
- Хаттман, Уильям (1843 г.), «Отчет о Пекине» , «Колониальный журнал Фишера» и «Коммерческий морской журнал», Vol. II , Лондон: Фишер, Сын и Ко, с. 178
- Янхунен, Юха (2004), «От Чосона до Джухера: о возможностях этнонимической преемственности в Большой Маньчжурии», у Марека Стаховского; Кинга Мачушак (ред.), Studia Etymologica Cracoviensia, Vol. 9 (PDF) , Краков: Издательство Ягеллонского университета, стр. 67 и далее.
- Кейн, Дэниел (1997), «Смерть языка и языковое возрождение: случай Маньчжурии», Central Asiatic Journal , vol. 41, стр. 231–249.
- Кин, Огастес Генри; Куиггин, А. Хингстон; Хэддон, AC (1920), Человек: прошлое и настоящее , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 279 , ISBN 9780521234108
- Ким, Александр (2011b), О происхождении чжурчжэней (исследование на основе российских источников)
- Лах, Дональд Ф.; Клей, Эдвин Дж. Ван (1998), Азия в процессе создания Европы, Vol. III , с. 1760 г.
- Ланчиотти, Лионелло, изд. (1980), Женщины в Имперском Китае и Республиканском Китае , Венецианская цивилизация: Исследования, том. 36, Л.С. Ольшки, ISBN 9788822229397 , ISSN 0069-438X
- Ли, Ки-Байк (1984), Новая история Кореи , перевод Вагнера, Эдварда В .; Шульц, Эдвард Дж., Издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-61576-2
- Мэн, Сен (2006), « » Конспекты лекций по ранней истории Маньчжурии , Zhonghua Book Co., ISBN 7101050301
- Митамура, Тайсуке (1970), Китайские евнухи: структура интимной политики , CE Tuttle Co., стр. 54, ISBN 9780804806534
- Морган, Э. Дельмар (1872 г.), «Экспедиция через Маньчжурию, от Пекина до Благовещенска, в 1870 г. архимандрита Палладия, начальника Русско-греческой церковной миссии в Пекине», Журнал Королевского географического общества, Vol. XLII , Лондон: Уильям Клоуз и сыновья для Джона Мюррея, с. 159
- Моррисон, Роберт (1815–1823), Словарь китайского языка в трех частях , Макао: издательство Ост-Индской компании
- Моррисон, Роберт (1820), Часть II.—Том. II. , Напечатано в типографии Почетной Ост-Индской компании П. П. Томсом; [и т. д. и т. п.] Моррисона (1815–1823) .
- Моут, Фредерик (1999), Императорский Китай, 900–1800 , издательство Гарвардского университета, стр. 195
- Муто, Томио (1939), Пан-Тихоокеанский регион , Пан-Тихоокеанский союз, стр. 113–114.
- Пеллио, Поль (1959), Заметки о Марко Поло, Том I , Париж: Imprimerie Nationale, §161: Ciorcia.
- Пердью, Питер К. (2009), Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (переиздание), Harvard University Press, стр. 127 , ISBN 978-0674042025 , получено 10 марта 2014 г.
- Петерсон, Уиллард Дж., изд. (2002), Кембриджская история Китая , Том 9: От династии Цин до 1800 года, Pt. 1, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 13 , 31 , ISBN. 0-521-24334-3
- Рахевильц, Игорь Де, изд. (1993), «На службе хану: выдающиеся личности раннего монголо-юаньского периода (1200–1300 гг.)» , Азиатские исследования: серия монографий по истории, культуре и языку народов. Восточной и Восточной Азии Центральная Азия , 121 , Отто Харрасовиц Издательство: 112 , ISBN 3447033398 , ISSN 0571-320X , получено 10 марта 2014 г.
- Равенштейн, Эрнест Джордж; Кин, Огастес Генри, ред. (1882), Универсальная география, Том. VII , JS Virtue & Co., с. 121
- Равски, Эвелин С. (ноябрь 1996 г.), «Обращение президента: новый взгляд на Цин: значение периода Цин в китайской истории», Журнал азиатских исследований , 55 (4), Ассоциация азиатских исследований: 829–850, doi : 10.2307/2646525 , JSTOR 2646525 , S2CID 162388379
- Равски, Эвелин С. (15 ноября 1998 г.), Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин , University of California Press, стр. 43, ISBN 978-0-520-92679-0
- Рирдон-Андерсон, Джеймс (октябрь 2000 г.), «Землепользование и общество в Маньчжурии и Внутренней Монголии во время династии Цин», « История окружающей среды » , 5 (4), Общество истории леса и Американское общество истории окружающей среды: 503–530, doi : 10.2307/3985584 , ДЖСТОР 3985584 , С2КИД 143541438
- Рокхилл, Уильям Вудвилл (1967), Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части света, 1253–1255 гг., Как рассказал он сам, с двумя отчетами о более раннем путешествии Иоанна Пиан де Карпина
- Росс, Джон (1891), Маньчжуры, или Правящая династия Китая: их рост и прогресс , Лондон: Эллиот Сток, стр. 76
- Россаби, Моррис (1998), «Мин и Внутренняя Азия» , у Дениса К. Твитчетта; Фредерик В. Моут (ред.), Кембриджская история Китая , Том 8: Династия Мин, 1368–1644 гг., Pt. 2, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 221–71 , ISBN. 0521243335
- Рот Ли, Гертруда. «Государственное строительство до 1644 года». В Петерсоне (2002) .
- Сет, Майкл Дж. (2006), Краткая история Кореи: от периода неолита до девятнадцатого века , Роуман и Литтлфилд, с. 138, ISBN 978-0-7425-4005-7
- Сет, Майкл Дж. (16 октября 2010 г.), История Кореи: от древности до наших дней , Rowman & Littlefield Publishers, стр. 144, ISBN 978-0-7425-6717-7
- Столберг, Ева М. (2015), «Тунгусский» , Стивен Дэнвер (редактор), Коренные народы мира: Энциклопедия групп, культур и современных проблем , Абингдон: Routledge, стр. 713–714 , ISBN 9781317463993
- Серруис, Генри (1955), «Китайско-джрсуакские отношения в период Юнг-Ло, 1403–1424» , Asiatische Forschungen , 4 , О. Харрассовиц: 22 , ISBN 0742540057 , ISSN 0571-320X
- Твитчетт, Денис К.; Фэрбенк, Джон Кинг; Франке, Герберт (1994), Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и пограничные государства, 907–1368 , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-24331-5
- Вайда, Эдвард Дж. (2000), «Маньчжуры (чжурчжэни)» , « Восточноазиатские исследования 210: Введение в кочевые культуры » , Университет Западного Вашингтона, заархивировано из оригинала 1 июня 2010 г. , получено 16 февраля 2014 г.
- Уайли, Александр (1855), Перевод Цин Ван Ке Мунг, Китайская грамматика маньчжурского татарского языка, с вступительными примечаниями к маньчжурской литературе , Шанхай: London Mission Press, стр. lxxvi
- Ван, Юань-кан (6 декабря 2010 г.), Гармония и война: конфуцианская культура и китайская силовая политика , Columbia University Press, стр. 301, ISBN 978-0-231-52240-3
- Вэй Цуйи Вэй Цуй-и; Карл В. Лакерт (1998), Уйгурские истории по Шелковому пути , University Press of America, стр. 91
- Уильямс, Генри Смит (1904), Всемирная история историков: Польша, Балканы, Турция, Малые восточные государства, Китай, Япония , Outlook Company, стр. 272
- Виттфогель, Карл Август; Фэн, Цзя-шэн (март 1946 г.), История китайского общества: Ляо, 907–1125 , Труды Американского философского общества, том. 36, Американское философское общество, с. 10 , ISBN 978-1-4223-7719-2
- Вурм, Стивен Адольф; Мюльхойслер, Питер; Тайрон, Даррелл Т., ред. (1996), Атлас языков межкультурного общения в Тихоокеанском регионе, Азии и Америке , том. 1, Вальтер де Грюйтер, с. 828 , ISBN 3110134179
- Уайли, Александр (1860 г.), «О древней надписи на языке ной-чи» , Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, Vol. XVII , Лондон: John W. Parker & Son, стр. 331–345 .
- Юл, Генри (1878), Британская энциклопедия , том. 5 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, с. 627 , в Бейнсе, Т.С. (редактор),
- Юл, Генри (1911), , в Чисхолме, Хью (редактор), Британская энциклопедия , том. 6 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, с. 189
- Чжан Боцюань (1984), «Краткая история династии Цзинь» , Liaoning People's Publishing, стр. 97–98.
- Чжан Фэн (2008 г.), Традиционная структура Восточной Азии с точки зрения китайско-корейских отношений , 49-й ежегодный съезд ISA, Сан-Франциско, 26–29 марта 2008 г., Департамент международных отношений Лондонской школы экономики и политических наук, стр. 29 , 30, заархивировано из оригинала 20 апреля 2014 г. , получено 18 апреля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- чжурчжэньское письмо
- (на китайском языке) Веб-сайт чжурчжэньского языка и сценариев (кодовая страница Big5 в традиционном китайском языке) через Интернет-архив
- Российские новости об открытии чжурчжэньского могильника, июль 2012 г.