Пасха Седера
Пасха Седера | |
---|---|
![]() Таблица, установленная для пасхальной седер | |
Наблюдается | Евреи , самаритяне , другие группы, претендующие на принадлежность к израильтянам |
Type | Religious, cultural |
Significance | To retell the story of the Exodus from Egypt |
Celebrations | In Jewish practice, one or two festive Seder meals on the first two nights |
Date | 15th day of Nisan |
2023 date | Evening, 5 April |
2024 date | Evening, 22 April |
2025 date | Evening, 12 April |
2026 date | Evening, 1 April |
Related to | Three Pilgrimage Festivals (particularly Shavuot which follows 49 days from the second night of Passover) |
Пасхальный Седер [ А ] ритуальный праздник в начале еврейского праздника Пасхи это . [ 1 ] Он проводится по всему миру накануне 15 -го дня Нисана в еврейском календаре (т.е. в начале 15 -го; еврейский день начинается на закате). День падает в конце марта или в апреле григорианского календаря . Пасха длится семь дней в Израиле и, среди большинства обычаев , восемь дней в еврейской диаспоре . Там, где наблюдаются семь дней пасхи, в первую ночь удерживается седер; Там, где наблюдаются восемь дней, седеры часто проводятся в первые две ночи, 15 -е и 16 -е место от Нисана. Седер - это ритуал, включающий пересказ истории освобождения израильтян от рабства в Древнем Египте , взятой из Книги Исхода ( Шемот ) в Торе . Сам Седер основан на библейском стихе, командующем евреям, чтобы пересказывать историю обхода из Египта: «В тот день вы скажете своему ребенку, сказав:« Это из -за того, что для сделал меня, когда я вышел из . Египет [ 2 ] В Седере евреи читают текст Агады , древнюю таннайтскую работу. [ 3 ] [ 4 ] Агада содержит повествование о израильском исходе из Египта, особых благословений и ритуалов, талмудических комментариев и пасхальных песен . [5]
Seder customs include telling the story, discussing the story, drinking four cups of wine, eating matzah, partaking of symbolic foods, and reclining in celebration of freedom.[6] The Seder is among the most commonly celebrated Jewish rituals, performed by Jews all over the world.[7]
Etymology
[edit]Seder is a transliteration of the Hebrew סדר, which means 'order' or 'procedure'. The name also expresses the conduct of the meal, all the dishes, the blessings, the prayers, the stories and the songs, written in the Haggadah, a book that determines the order of Passover and tells the story of the Exodus from Egypt. And all the mitzvot (religious commandments or rites) in the "order" are done in a fixed order in every Jewish home.[8]
Overview
[edit]- Kadeish (קדש) Sanctify! – recital of Kiddush blessing and drinking of the first cup of wine
- Urchatz (ורחץ) and Wash! – the washing of the hands
- Karpas (כרפס) Vegetable – dipping of the karpas in salt water
- Yachatz (יחץ) Halving – breaking the middle matzah; the larger piece becomes the afikoman
- Maggid (מגיד) Telling – retelling the Passover story, including the recital of "the four questions" and drinking of the second cup of wine[9]
- Rach'tzah (רחצה) Washing – second washing of the hands
- Motzi (מוציא)"Who brings out..." – blessing over the bread
- Matzah (מצה) "...matzah" – blessing before eating matzah
- Maror (מרור) Bitter – eating of the maror
- Koreich (כורך) Wraps – eating of a sandwich made of matzo and maror
- Shulchan oreich (שלחן עורך) Set table – the serving of the holiday meal
- Tzafun (צפון) Hidden – eating of the afikoman
- Bareich (ברך) Bless! – blessing after the meal and drinking of the third cup of wine
- Hallel (הלל) Exalt! – recital of the Hallel, traditionally recited on festivals; drinking of the fourth cup of wine
- Nirtzah (נרצה) Desired – say "Next Year in Jerusalem!"
The Seder is most often conducted in the family home, although communal Seders are also organized by synagogues, schools and community centers, some open to the general public. It is customary to invite guests, especially strangers and the needy. The Seder is integral to Jewish faith and identity: as explained in the Haggadah, if not for divine intervention and the Exodus, the Jewish people would still be slaves in Egypt. Therefore, the Seder is an occasion for praise and thanksgiving and for re-dedication to the idea of liberation. Furthermore, the words and rituals of the Seder are a primary vehicle for the transmission of the Jewish faith from grandparent to child, and from one generation to the next. Attending a Seder and eating matzah on Passover is a widespread custom even among those who are not religiously observant.

Family members come to the table dressed in their holiday clothes. There is an Orthodox Ashkenazi tradition for the person leading the Seder to wear a white robe called a kittel.[10][11] For the first half of the Seder, each participant will only need a plate and a wine glass. At the head of the table is a Seder plate containing various symbolic foods that will be eaten or pointed out during the course of the Seder. Placed nearby is a plate with three matzot and dishes of salt water for dipping.
Each participant receives a copy of the Haggadah: an ancient text that contains the complete Seder service. Men and women are equally obliged and eligible to participate in the Seder.[12] Traditionally, each participant at the Seder table recites the Haggadah in the original Hebrew and Aramaic. Halakha (the collective body of Jewish religious laws) requires that certain parts be said in language the participants can understand, and critical parts are often said in both Hebrew and the native language. The leader will often interrupt the reading to discuss different points with his or her children, or to offer an insight into the meaning or interpretation of the words.
In some homes, participants take turns reciting the text of the Haggadah, in the original Hebrew or in translation. It is traditional for the head of the household and other participants to have pillows placed behind them for added comfort. At several points during the Seder, participants lean to the left – when drinking the four cups of wine, eating the Afikoman, and eating the korech sandwich.[11]
Jews generally observe one or two seders: in Israel, one seder is observed on the first night of Passover; traditional Diaspora communities (to the general exception of Reform and Reconstructionist Jews) also hold a seder on the second night. Seders have been observed around the world, including in remote places such as high in the Himalaya mountains in Kathmandu, Nepal.[13][14]
Themes of the Seder
[edit]Рабство и свобода
[ редактировать ]
Ритуалы и символические продукты вызывают темы близнецов вечера: рабство и свобода. В Агаде заявлено, что «в каждом поколении все обязаны видеть себя так, как будто они сами вышли из Египта», то есть из рабства.
Предоставление времени для евреев заключается в том, что день начался на закате и закончился на закате. Согласно повествованию Исхода, в начале 15 -го числа Нисана в Древнем Египте еврейский народ был порабощен фараоном. После того, как десятая чума поразила Египет в полночь, убив всех первых сыновей от первенца фараона до первого родившегося из самых низких египтянина для всего первого родившегося скота на земле (Исход 12:29) Фараон отпустил еврейскую нацию, эффективно делает их свободными людьми на вторую половину ночи.
Таким образом, участники Седера вспоминают рабство, которое царило в первую половину ночи, съев мацу («хлеб бедного человека»), Марор (горькие травы, которые символизируют горечь рабства) и Харосет (сладкая паста, возможно, представляющая раствор, который еврейские рабы использовали для цемента кирпичи). Вспоминая свободу второй половины ночи, они едят мацу («хлеб свободы», а также «хлеб страданий») и « афикоман », и пьют четыре чашки вина, в откидном положении, и окунуть овощи в соленую воду (погружение является признаком королевской семьи и свободы).
Четыре чашки
[ редактировать ]Во время Седера обязан выпить четыре чашки вина. Мишна 10: 1) , говорит ( Песачим что даже бедные обязаны выпить четыре чашки. Каждая чашка впитывается в определенную точку в Седере. Первый для Kiddush ( קידוש ), второй - для ' Maggid ' ( מגיד ), третий - для Бирката Хамазона ( ברכת המזון ), а четвертый - для Аллеля ( ъем ). [ 15 ] [ 16 ]


Четыре чашки представляют четыре выражения освобождения, обещанного Богом Исход 6: 6–7: [ 17 ] «Я вынесу», - «Я достану», «Я выкуплю» и «Я возьму». [ 15 ]
Vilna Gaon связывает четыре чашки с четырьмя мирами: этот мир, мессианский век, мир на возрождении мертвых и будущий мир . Махарал Ребекка четырьмя матриархами: Сара , Лия , Рэйчел и связывает их с . (Три мацца , в свою очередь, связаны с тремя патриархами: Авраам, Исаак и Иакоб.) Абарбанель связывает чашки с четырьмя историческими искуплениями еврейского народа: выбор Авраама, Исход из Египта, выживание Еврейский народ на протяжении всего изгнания и четвертый, который произойдет в конце дней.
Четыре чашки могут также отражать римский обычай питья столько чашек, сколько и букв во имя главного гостя во время еды, которая в случае с Седером является самим Богом, чье имя на иврите имеет четыре буквы. [ 18 ]
Седер Пластина
[ редактировать ]Специальная пасхальная тарелка седер ( кеара ) - это специальная тарелка, содержащая символические продукты, используемые во время пасхальной седера. Каждый из шести пунктов, расположенных на тарелке, имеет особое значение для пересказа истории Исхода из Египта. Седьмой символический предмет, используемый во время еды - стопка из трех мацетов - помещается на собственную тарелку на столе седер.
Шесть предметов на тарелке Седер:
- Марор : горькие травы, которые, как говорит Гамалиэль, символизирует горечь и резкость рабства, которое евреи пережили в древнем Египте. Для Марора многие люди используют свежес тертый хрен или целый корень для хрена.
- Chazeret, как правило, является салатом Romaine, чьи корни-горький вкус. В дополнение к салату из хрена и ромена, другие формы горького салата, такие как энтив , могут быть съедены в исполнении мицвы , а также зеленый лук, зелень одуванчика, листья сельдерея или вьющаяся петро используется в качестве карпаса или овощного элемента). Во многом зависит от того, является ли ее традиция ашкеназий, сефардскую, мизрахи, персидский или одна из многих других еврейских этнокультурных традиций.
- Charoset : сладкая коричневая, галька паста из фруктов и орехов, возможно, представляющая раствор, используемый еврейскими рабами для построения хранилища Египта. Фактический рецепт отчасти зависит от этнокультурных традиций и частично от местных ингредиентов. Например, евреи ашкенази традиционно делают яблоню, основанный на яблоне, в то время как сефардные евреи часто делают рецепты на основе даты, в которых могут быть оранжевые или/и лимон или даже банан. Другие талмудические традиции утверждают, что «Харосет» «вспоминает яблоко», очевидно, ссылается на традицию, которую еврейские женщины пробирались на яблочные сады, чтобы зачать в Египте, и что это не обязательно, но служит для аннулирования яда Марора.
- Карпас : овощ, отличный от горьких трав, иногда петрушки или сельдерея или приготовленного картофеля , который погружается в соленую воду (ашкенази -обычай), уксус (сефарди обычай) или Харосет ( евреи йеменцев ) в начале седере.
- Zeroa : жареный ягненок или козий кости, символизирующий Корбан Песах (жертва Песах), который был ягненком, предлагаемым в храме в Иерусалиме , а затем жарил и съел как часть еды в ночи Седера.
- Бейцца : жареное яйцо-обычно яйцо с вкрутую , которое жарировало на выпечке с небольшим количеством масла, или с хвостоком ягненка-символизируя Корбан Чагига (фестивальную жертву), которую предлагали в храме в Иерусалиме и тогда Ешено как часть еды в седер ночи.
Сосредоточиться на детях
[ редактировать ]Поскольку пересказ Исхода своему ребенку является объектом опыта Седера, предпринимается много усилий, чтобы вызвать интерес и любопытство детей и не дать им бодрствовать во время еды. С этой целью вопросы и ответы являются центральным устройством в ритуале Седера. Поощряя детей задавать вопросы, они будут более открыты, чтобы услышать ответы.
Самый известный вопрос, который самый младший ребенок задает в Седере, - это « Ма Ништана » - «Почему эта ночь отличается от всех других ночей?» После задания этих вопросов основная часть Седера, Магид , обсуждает ответы в форме исторического обзора. Кроме того, в разных точках Седера лидер Седера будет покрывать мацу и поднять чашку вина; Затем положите чашку вина и раскрывайте мацу - все, чтобы выявить вопросы от детей. [ 19 ]
В некоторых традициях спрашивают собравшуюся компанию в хоре, а не ребенком, и подвергаются лидеру Седера, который либо отвечает на вопрос, либо может направить внимание собравшейся компании кому -то, кто действует Эта конкретная часть Исхода. Физическая реконструкция исхода во время пасхального седера распространена во многих семьях и общинах.
Семьи будут следить за лидерством Агады, задавая свои собственные вопросы в различных точках Агады и предлагая призы, такие как орехи и конфеты для правильных ответов. Afikoman . , которая скрыта для «десерта» после еды, является еще одним устройством, используемом для поощрения участия детей В большинстве семей лидер Седера скрывает афикоман , и дети должны найти его, после чего они получают приз или вознаграждение. В других домах дети скрывают афикоман , и родитель должен искать это; Когда родители сдаются, дети требуют приз (часто денег) за раскрытие его местоположения.
Порядок Седера
[ редактировать ]Порядок и процедуры Седера указаны и напечатаны в тексте Пасхи Аггады , копия которой находится перед всеми участниками. Еврейские дети изучают следующие слова, обозначающие порядок Седера, с рифмой и настройкой в их еврейских школах:
Каддеш ( Святой ). Ерчац ( и промытый ). Карпас ( аспекты ). Yachatz ( нажатие ). Маггид ( Маггид ). Рокца ( ванна ). Мотци Маца ( выпуск Маца ). Марор ( горький ). КОРЕХ ( вместе ). Orech Shulchan . Цафун ( север ). Барех ( колено ). Аллель ( Гиллет ). Нирца ( лекция ). [ 20 ]
Кадиш (благословения и первая чашка вина)
[ редактировать ]Кадиш ( קדש ) является императивом иврита для Киддуша . Его следует повторять, как только службы синагоги закончится, но не до темноты. [ 20 ] Этот Kiddush похож на то, что повторяется на всех трех фестивалях паломничества , но также относится к Мацету и Исходу из Египта. Действуя таким образом, что показывает свободу и величество, многие евреи имеют обычай наполнять чашки друг друга за столом Седера. Киддуш Киддуша традиционно говорит отец дома, но все участники Седера могут принять участие, прочитав и выпив хотя бы большинство первого чашки вина. На Шаббате предшествует чтение из книги Бытия, рассказывающего о Божьем отдыхе в седьмой день творения и включает в себя расширенную доксологию на благословениях Шаббата.
Ежа (мыть руки)
[ редактировать ]Технически, согласно еврейскому закону , всякий раз, когда один участие в фруктах или овощах, окунутых жидкостью, оставаясь на влажности, нужно мыть руки, если фрукты или овощи остаются влажными. Тем не менее, в другое время года человек либо уже вымыл руки, прежде чем съесть хлеб, либо сушить фрукты или овощи, и в этом случае не нужно мыть руки, прежде чем съесть фрукты или овощи.
Согласно большинству традиций, на данный момент в Седере не читается никакого благословения, в отличие от благословения, прочитавшегося по поводу стирки рук перед едой хлеба. Тем не менее, последователи Рамбама или Гана Вильны делают благословение.
Карпас (закуска)
[ редактировать ]Каждый участник окутывает овощ в либо соленую воду (ашкенази, который, как говорят, служит напоминанием о слезах, пролитых их порабощенными предками), уксуса (сефарди -обычай) или Charoset (более старый сефарди, все еще распространенный среди евреев йеменских)) или харосета (более старый сефарди, все еще распространенный среди евреев йеменцев) или Charoset (более старый сефарди, все еще распространенный среди евреев йеменцев) или Charoset (более старый сефарди, все еще распространенный среди евреев йеменцев) или Charoset (пожилой обычай Sephard Полем Еще один обычай, упомянутый в некоторых ашкенази -источниках и, вероятно, возникает с Meir of Rothenburg , [ Цитация необходима ] должен был опустить карпы в вино.
Yachatz (разбивая среднюю мацу)
[ редактировать ]Три мацца сложены на таблице Седера; На этом этапе средняя маца трех сломана пополам. Большая часть скрыта, которая будет использована позже в качестве афикомана , «десерта» после еды. Меньший кусок возвращается на место между двумя другими маццами.
Марокканский еврейский обычай состоит в том, что когда маца разделяется, прочитан проходом, описывающий, как «таким образом Бог разделил Красное море» после исхода. [ 21 ]
Перед Магидом некоторые семьи Сефарди имеют обычай, чтобы петь «Бивхилу ятзану ми-мицрайм» (перевод: «В спешке мы покинули Египет»). В то время как это пеет, голова домашнего хозяйства ходит вокруг стола с тарелкой седер и машет ее головой каждого человека.
Магид (связанный с исходом)
[ редактировать ]История Пасхи и переход от рабства на свободу рассказывается. В этот момент в Седере марокканские евреи имеют обычай поднимать седерскую пластинку над головами всех присутствующих во время пения «Бивхилу ятзану мимицрайм, халахма Аня Б'Ни Хорин» («В спешке мы вышли из Египта [с нашим ] хлеб недействительных, [теперь мы] свободные люди »).
Ха Лахма Аня (приглашение в Седер)
[ редактировать ]
Мацу открыты и называются «хлебом страданий». Участники объявляют (на арамейском ) приглашение всем, кто голоден или нуждается в присоединении в Седере. Халаха требует, чтобы это приглашение повторилось на родном языке страны.
Мах Ништана (четыре вопроса)
[ редактировать ]Мишна подробно описывает вопросы , которые можно задать в ночь на седер. Для самого молодого ребенка присутствует четыре вопроса. [ 22 ] Некоторые обычаи считают, что другие участники тоже тихо читают их. В некоторых семьях это означает, что требование остается на взрослом «ребенка», пока внук семьи не получит достаточное количество еврейского образования, чтобы взять на себя ответственность. Если у человека нет детей, способных спросить, ответственность падает на их супруга или другого участника. [ 23 ] Необходимость спросить настолько велика, что даже если человек один в Седере, он обязан задать себя и ответить на свои собственные вопросы. [ 23 ]
- Ма Ништана Ха Лила Х. Зе Миккол Халлайлот? («Почему эта ночь отличается от всех других ночей?»)
- Шебб'Кхол Аллелот Ану Ох'н -Хаметс Уматса, Эпеллайла Хаззе Кулло Маца. («Почему это все другие ночи в течение года мы едим либо закваский хлеб, либо мацу, но в эту ночь мы едим только мацу?»)
- Шебб'Кхол Аллелот Ану Ок'н Ш'Ар Юракот, Эшилэйла Хаззе Марор. («Почему так, что во все другие ночи мы едим все виды овощей, но в эту ночь мы едим горькие травы?»)
- Шебб'Кхол Аллелот и Ану Матбиллин Афиллу Па'ам Эйт, Эшилэйла Хаззе Шои Феамим. («Почему, так как во все другие ночи мы не опускаем [нашу еду] ни разу, но в эту ночь мы их дважды опускаем?»)
- Шебб'Кхол Аллелот Ану Окхлин Бен Йош'н Увен М'Суббин, Эпеллайла Хаззе Куллану М'Суббин. («Почему, так как все остальные ночи мы обедаем либо сидеть в вертикальном положении, либо откидываться, но в эту ночь мы все откидываемся?»)
Вопрос о отклонении заменителей на вопрос о употреблении жареного мяса, который присутствовал в Мишне, но удален более поздними властями из -за его неприменимости после уничтожения храма :
- Шебб'Кхол Аллелот Ану Ок'н Басар Цали Шалук Умвушал, Мераллайла Хаззе Кулло Цали. («Почему все другие ночи мы едим мясо либо жареным, маринованным или приготовленным, но в эту ночь оно полностью жарено?»)
Жертвы жареные жертвы больше не были возможны после разрушения, и поэтому жареное мясо было запрещено в ночи Седера, чтобы избежать двусмысленности.
На вопросы отвечают следующее:
- «Мы едим только мацу, потому что наши предки не могли дождаться, когда их хлеб поднимется, когда они бежали от рабства в Египте, и поэтому они были плоскими, когда вышли из духовки».
- «Мы едим только Марор, горькую траву, чтобы напомнить нам о горечи рабства, которую наши предки пережили, находясь в Египте».
- «Первый падение, зеленые овощи в соленой воде, символизируют замену наших слез благодарностью, а второй падение, Maror in Charoses, символизирует подслащивание нашего бремени горечи и страданий».
- «Мы откидываемся за столом Седера, потому что в древние времена человек, который откидывался в еде, был свободным человеком, в то время как рабы и слуги стояли».
- «Мы едим только жареное мясо, потому что именно так готовится ягненка Песах/Пасха во время жертвы в храме в Иерусалиме».
Четыре вопросы были переведены на более чем 300 языков. [ 24 ]
Четыре сына
[ редактировать ]Традиционная Агада говорит о «четырех сыновьях» - о том, кто мудрый, тот, кто злой, тот, кто прост, и тот, кто не знает, чтобы спрашивать. Это основано на раввинах Иерусалимского Талмуда, которые находят четыре ссылки в Торе, чтобы ответить вашему сыну, который задает вопрос. [ 25 ] Каждый из этих сыновей выражает свой вопрос о Седере по -разному. Хаггада рекомендует ответить на каждого сына в соответствии с его вопросом, используя один из трех стихов в Торе, который относится к этому обмену.
Мудрый Сын спрашивает: «Каковы законы, свидетельства и законы, которые Бог приказал нам сделать?» Одним из объяснений того, почему этот очень подробный ориентированный вопрос является категориальным как мудрый, является то, что мудрый сын пытается научиться выполнять седер, а не просить чужой понимание его значения. На него отвечают полностью: «Вы должны ответить ему с [всем] законами Песаха: никто не может съесть ни одного десерта после пасхальной жертвы».
Злой Сын, который спрашивает: «Что это за служение вам?», Охарактеризован Хаггадой как изолируя себя от еврейского народа, объективно стоящего и наблюдать за их поведением, а не участвовать. Поэтому он упрекнут объяснением, что «это потому, что Бог действовал ради меня , когда я покинул Египет». (Это подразумевает, что Седер не для злого сына, потому что злой сын не заслуживает освобождения от египетского рабства.) Там, где четыре сына иллюстрируются в Агадах, этот сын часто изображался как ношение оружия или ношение стильного Современная мода.
Простой сын, который спрашивает: «Что это?» Ответ на «с сильной рукой, которую Всемогущий вывел нас из Египта из дома рабства».
Тот, кто не знает, спрашивает, говорит: «Это из -за того, что Всемогущий сделал для меня, когда я покинул Египет».
Некоторые современные хаггады упоминают «детей» вместо «сыновей», а некоторые добавили пятого ребенка. Пятый ребенок может представлять детей Шоа , которые не выжили, чтобы задать вопрос [ 26 ] Или представляют евреев , которые так далеко от еврейской жизни дрейфовали, что они не участвуют в седере. [ 27 ]
Для первого традиция состоит в том, чтобы сказать, что для этого ребенка спрашивает "почему?" И, как у простого ребенка, нет ответа.
"Иди и учиться"
[ редактировать ]четыре стиха в Второзаконии Затем изложены (26: 5–8) с тщательно продуманным традиционным комментарием. («И ты говоришь и скажи перед Господом твоего Бога:« Блуждающий Араман был моим родителем, и они пошли в Египет и пережившись там, мало, и стали там нацией, великим, могущественным и густонаселенным. И египтяне заболели с нами и поразили нас, и положили на нас жесткое рабство. угнетение .
Агада исследует значение этих стихов и украшает историю. Это рассказ описывает рабство еврейского народа и их чудесное спасение Бога. Это завершается перечислением десяти язвов :
- Плотина (кровь) - вся вода была изменена на кровь
- Цефардей (лягушки) - в Египте возникло заражение лягушек
- Киним (всы) - египтяне были поражены вши
- Аров (дикие животные) - в Египте возникло заражение дикими животными (некоторые говорят, что мухи)
- Девер (эпидемия) - чума убила египетскую скот
- Ш'Чин (кипения) - эпидемия кипений , поражающих египтян
- Барад (град) - град с неба
- Арбех (Саранча) - Саранча, роившиеся над Египтом
- Чошех (тьма) - Египет был покрыт тьмой
- Маккат Бехоро (убийство первенца)-все первенцы сыновей египтян были убиты Богом
С концертом десяти язв, есть поздний обычай, который возник в немецких еврейских кругах, что каждый участник удаляет каплю вина из чашки, используя кончики пальца при упоминании каждой из десяти язв. [ 28 ] Хотя эта ночь - одно из спасения, Дон Исаак Абраванель объясняет, что нельзя быть совершенно радостным, когда некоторым из Божьей существа пришлось страдать. [ 29 ] Также представлена мнемоническая , аббревиатура для чумы: «D'Tzach Adash B'achav» в то же время проливая каплю вина за каждое слово.
В этой части в Седере исполняются песни похвалы, в том числе песня Дейену , которая заявляет, что если бы Бог исполнил любой из многих поступок, совершенных для еврейского народа, было бы достаточно, чтобы обязывать нас, чтобы поблагодарить. Некоторые вместо этого поют женский Дейен , феминистский вариант Дейену , Мишель Лэндсберг . [ 30 ] [ 31 ]
После того, как Дейену является декларацией (поручено Раббаном Гамлиэлем) о причинах заповедей Пасхальского ягненка , мазы и марора с источниками библейских писаний. Затем следует короткой молитве, и концерт первых двух псалмов Аллеля (который будет завершен после еды). Длинное благословение читается, а вторая чашка вина пьяна.
Рохца (ритуальное промывание рук)
[ редактировать ]Ритуальная мытья рук повторяется, на этот раз со всеми обычаями, включая благословение.
Мотци (благословения над мацей)
[ редактировать ]Два благословения читаются.
Сначала повторяет стандартное благословение перед едой хлеба, которое включает в себя слова «кто приносит» ( Мотци на иврите). [ 32 ]
Маца
[ редактировать ]Затем кто -то повторяет благословение относительно заповедей есть мацу.
Затем едят кусок размером с оливкового размера (некоторые говорят два), когда откидывается влево.
Марор (горькая осень)
[ редактировать ]Благословение для еды Марора (горьких трав) читается, а затем его съедены. [ 32 ]
Korech (бутерброд)
[ редактировать ]Марор (горькая трава) расположена между двумя маленькими кусочками мацы, аналогично тому, как содержимое бутерброда расположено между двумя кусочками хлеба и едят. Это следует за традицией Гилеля , который сделал то же самое за его столом седер 2000 лет назад (за исключением того, что в День Гилеля пасхальная жертва, Мацу и Марор съели вместе).
Shulchan Orech (еда)
[ редактировать ]
Праздничная еда съедена. Традиционно это начинается с яйца вкрутую, погруженного в соленую воду, ссылается на обугленное яйцо на тарелке Седера. [ 33 ] На идише есть AAING: Mir Zogrietan Di Tish , что означает «мы устанавливаем стол и едим рыбу».
Цафун (еда афикомана )
[ редактировать ]Афикоман , которая была спрятана ранее в Седере, традиционно является последним кусочком пищи , съеденной участниками Седера.
Каждый участник получает оливковую часть мацы, которая будет съедена в качестве афикоманской . После употребления афикоманской , традиционно, никакой другой пищи не может быть съедена до конца ночи. Кроме того, опьяняющие напитки не может быть использовано, за исключением оставшихся двух чашек вина.
Береги (Грейс после еды)
[ редактировать ]Концерт Биркат Хамазон .

Kos shlishi (третья чашка вина)
[ редактировать ]Питье третьей чашки вина.
Примечание: третья чашка обычно выливается до того, как будет рассмотрено блюда после того, как третья чашка также служит чашкой благословения, связанной с благодати после еды в особых случаях.
Зуг Кос Шел Элияху, Илия Пророк; Кубок Мириам
[ редактировать ]Во многих традициях входная дверь дома открывается в этот момент. Псалмы 79: 6–7 читаются как в традициях ашкенази, так и в сефарди, плюс плаги 3:66 среди ашкеназимов.
У большинства ашкеназимов есть обычай, чтобы заполнить четвертую и пятую чашку на данный момент. Это связано с дискуссией Талмуда, которая касается количества чашек, которые должны быть пьяны. Учитывая, что четыре чашки относятся к четырем выражениям искупления в Исходе 6: 6–7, некоторые раввины считают, что важно включить пятую чашку для пятого выражения искупления в Исходе 6: 8. Все согласились с тем, что пять чашек должны быть вылиты, но вопрос о том, должна ли пятая быть пьяной, учитывая, что пятое выражение искупления было приведено в страну Израиля, которая, к этой стадии, больше не обладает Автономная еврейская община, оставалась нерастворимой. Раввины определили, что этот вопрос должен оставаться до тех пор, пока Илия (в связи с мнением, что прибытие Илии ускорит пришествие Мошиаха ( еврейский Мессия), в это время все вопросы галахических как Кос Шел Элияху («Кубок Илии»). Со временем люди пришли, чтобы связать эту чашку с мнением, что Илия посетит каждый еврейский дом в Седер. Дверь открыта для него, чтобы войти. [ 28 ]
Некоторые седеры (включая оригинальный женский седер, но не ограничивались Sders только для женщин), теперь выпускают чашку для Пророка Мириам, а также традиционную чашку для пророка Илии, иногда сопровождаемой ритуалом в честь Мириам. [ 34 ] Кубок Мириам возникла в 1980 -х годах в группе Бостон Рош Чодеш ; Он был изобретен Стефани Лу, которая наполнила его Майем Хайим (живые воды) и использовала его на феминистской церемонии медитации . [ 35 ] Кубок Мириам связан с мирем колодца Мириам , который «является раввинской легендой, которая рассказывает о чудесном колодец, которая сопровождала израильтян в течение их 40 лет в пустыне в Исходе из Египта». [ 36 ] [ 37 ]
Аллинг (песни похвалы)
[ редактировать ]Весь заказ на Аллеле, который обычно читается в синагоге на еврейских праздниках, также читается за столом Седера, хотя и сидит. Первые две псалмы, 113 и 114 , были рассмотрены перед едой. Оставшиеся псалмы 115 - 118 читаются на этом этапе. Псалом 136 (Великий Аллиль) затем читается, за которым следует Нишмат , часть утреннего служения для Шаббата и фестивалей.
Существует ряд мнений, касающихся абзаца Игалелуха , который обычно следует за Аллином, и иитбах , который обычно следует за Нишматом . Большинство ашкеназимов читают Йегалелуха сразу же после самого аллина, т.е. в конце Псалма 118, за исключением заключительных слов. После Нишмата они повторяют Иштабах полностью. Sephardim Recemit Yehalelkha один после Нишмата.
После этого четвертая чашка вина пьяна, и сказано краткое благословение для «фрукта виноградной лозы».
Нирца
[ редактировать ]Седер завершается молитвой, чтобы ночная служба была принята. Надежда на Мессию выражается: « L'hanah Haba'ah B'yerushalayim! - в следующем году в Иерусалиме !» Евреи в Израиле , и особенно те, которые в Иерусалиме вместо этого читают: « Л'Сана Хабаах Б'Айерушалаим Хаб'нуя! - в следующем году в восстановленном Иерусалиме!» Иерусалим - самый священный город в Библии; Это стало символом идеи духовного совершенства. Традиция говорить «в следующем году в Иерусалиме» похожа на традицию открытия двери для Илии: она признает, что «в этом году» мы живем в несовершенном мире за пределами «Иерусалима», но мы терпеливо ждем времени, надеюсь, « В следующем году », в котором мы живем в духовном совершенстве. [ 38 ]
Хотя 15 орденов Седера были завершены, Хаггада завершается дополнительными песнями, которые еще больше рассказывают чудеса, которые произошли этой ночью в древнем Египте, а также на протяжении всей истории. Некоторые песни выражают молитву, чтобы Бейт Хамикдаш скоро будет восстановлен. Последняя песня, которую нужно петь, - это Чед Гадья («One Kid Goat»). Эта, казалось бы, детская песня о разных животных и о людях, которые пытались наказать других за их преступления и, в свою очередь, были наказаны, была истолкована Вильной Гаоном как аллегорию для возмещения, который Бог взимает с врагов еврейского народа в конце дни
После Седера те, кто все еще бодрствует, могут повторять песню песен , участвовать в обучении Торе или продолжать говорить о событиях Исхода, пока сон не настигнет их.
Нетрадиционные кедры
[ редактировать ]Феминистские седщики
[ редактировать ]была проведена первая из серии пасхальных седерс, только для женщин В 1976 году в квартире «Эстер М. Бронера» , в которой присутствовали 13 женщин, в том числе Глория Стейнем , Летти Коттин Погребин и Филлис Чеслер . [ 39 ] Эстер Бронер и Наоми Нимрод создали женскую хаггаду для использования в этом Седере. [ 40 ] Весной 1976 года Эстер Бронер опубликовала эту «женскую хаггаду» в журнале Mss, позже опубликовав его как книгу в 1994 году; В этот хаггада предназначен для того, чтобы включать женщин, в которых только мужчины упоминались в традиционных аггадах, и в ней представлены мудрые женщины, четыре дочери, вопросы женщин, женские чумы и ориентированные на женщин « Дейену ». [ 41 ] [ 42 ] Первоначальный женский седер проводился с женской агада каждый год с 1976 года, а седеры только для женщин теперь также содержатся в некоторых общинах. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Некоторые Seders (включая оригинальный женский седер, но не ограничивались Sders только для женщин), теперь выпускают чашку для Пророка Мириам, а также традиционную чашку для пророка Илайджи, сопровождаемого ритуалом в честь Мириам. [ 34 ] Кубок Мириам возникла в 1980 -х годах в группе Бостон Рош Чодеш ; Он был изобретен Стефани Лу, которая наполнила его Майем Хайим (живые воды) и использовала его на феминистской церемонии медитации . [ 35 ] Кубок Мириам связан с мирем колодца Мириам , который «является раввинской легендой, которая рассказывает о чудесном колодец, которая сопровождала израильтян в течение их 40 лет в пустыне в Исходе из Египта». [ 36 ] [ 37 ] Кроме того, некоторые евреи включают апельсин на тарелке. Оранжевый представляет собой плодотворность для всех евреев, когда включены все маргинальные народы, особенно женщины и геев. [ 46 ] Неправильный, но общий слух говорит, что эта традиция началась, когда мужчина сказал Сюзанне Хесчел , что женщина принадлежит на биме как апельсин на тарелке седер; Однако это фактически началось, когда в начале 1980 -х годов, когда выступая в колледже Оберлин, Сюзанна Хешель была представлена ранней феминистской аггаде, которая предполагала добавление корки хлеба на седер Некоторые скажут, что в иудаизме в иудаизме столько места для лесбиянки, сколько для корки хлеба). [ 47 ] Хешель чувствовал, что надеть хлеб на тарелку Седер будет заключаться в том, чтобы признать, что еврейские лесбиянки и геев нарушают иудаизм, как Шмец, нарушает Пасху. [ 47 ] Итак, в своем следующем Седере она выбрала апельсин как символ включения геев, лесбиянок и других, которые маргинализированы в еврейской общине. [ 47 ] Кроме того, в каждом апельсиновом сегменте было несколько семян, которые нужно было выплевать - жест выплевывания и отказа от того, что они считают гомофобией традиционного иудаизма. [ 47 ]
Кроме того, многие хаггада теперь используют нейтральные гендерные переводы на английский язык. [ 48 ]
Общественные кедры
[ редактировать ]Группа людей, которые проводят пасхальный седер вместе, упоминается в Талмуде (трактат Песачим) как хавура (группа). на Дальнем Востоке Например, эмиссары Чабад-Любавича регулярно проводят седерс для сотен посещающих студентов, бизнесменов и еврейских путешественников. Чабад Седер в Катманду регулярно привлекает более 1200 участников. [ 49 ] В 2006 году Федерация еврейских общин в СНГ и Балтийских странах организовала более 500 общественных седерс по всему бывшему Советскому Союзу , во главе с местными раввинами и раввинами Шабада, получив в общей сложности более 150 000 участников. [ 50 ]
В Израиле , где постоянные жители соблюдают только один седер, зарубежные студенты, обучающиеся в Ешиве , и женские семинарии часто приглашаются в группах до 100 для «седерс второго дня», организованных аутрич-организациями и частными лицами.
Кристиан Седерс
[ редактировать ]Некоторые христиане , особенно, но не только евангельские протестанты , недавно [ временные рамки? ] Повторял большой заинтересован в выполнении седерс в соответствии с древней рубрикой [ нужно разъяснения ] Полем Во многих церквях принимают седерс, обычно добавляя послание христианской пасхи, и много раз приглашают мессианских евреев руководить и учить его. Евангелия в Пасху, так что некоторые помещают последний ужин христиане интерпретировали его как седер; В результате некоторые христианские седеры находятся в четверг в Маунди в рамках памяти Тайной вечеря. [ 51 ] Многие христиане ссылаются на еду как способ связаться с наследием своей религии и увидеть, как практики древнего мира все еще актуальны для христианства сегодня. [ 52 ] Однако нынешняя форма пасхального седера датируется раввинским периодом , после того, как христианство и иудаизм уже прошли отдельные пути . [ 53 ] Некоторые евреи и христиане считают христианских седерс неуместным культурным присвоением еврейского ритуала для нееврейских целей. [ 51 ] [ 52 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
Межконфессиональные седеры
[ редактировать ]Ряд церквей держат межконфессиональные седины, где евреи и неевреи предлагаются разделить историю и обсудить общие темы мира, свободы и религиозной терпимости. Во время американского движения за гражданские права 1960 -х годов межконфессиональные седины зарядили и вдохновляли лидеров из различных сообществ, которые объединились, чтобы идти за равную защиту для всех. Первый из них, Freedom Seder, был написан Артуром Васкоу , опубликованным в журнале Ramparts и в небольшом буклете Micah Press и в более позднем издании (1970) Холт-Ринехарт-Винстон, и фактически был исполнен 4 апреля. , 1969, первая годовщина смерти доктора Мартина Лютера Кинга -младшего и третьей ночи Пасхи, в Мемориальном храме Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия. Он отпраздновал освободительную борьбу Черной Америки вместе с борьбой древнего Израиля из фараона, и был первой Аггадой, которая вышла за рамки первоначальной библейской истории. Это вызвало большое количество хаггад, отмечающих различные другие формы освобождения - феминизм, вегетарианство, освободительные движения в Латинской Америке в 1970 -х годах, экологическое исцеление и т. Д. Сегодня, многие Унитарные универсалистские общины проводят ежегодные межконфессиональные седеры. [ 57 ] ряд межконфессиональных пасхальных атмосферов . Для этой цели был написан [ Цитация необходима ]
Пасха Белого дома Седера
[ редактировать ]
В 2009 году президент Барак Обама начал проводить ежегодный пасхальный седер в старой семейной столовой Белого дома , отмечая первый раз, когда заходящий президент США принимал седер в Белом доме. [ 58 ] [ 59 ] Частный ужин для около 20 гостей, [ 60 ] Как еврейские, так и нееврейские-включая президента и его семью, сотрудников президента и первой леди, а также друзей и их семьи [ 61 ] - показывает чтение Аггады, традиционные ритуалы, такие как укрытие афикоманской и кубки Илии, и чтение прокламации об освобождении . [ 58 ]
Виртуальные седеры
[ редактировать ]Когда люди хотят участвовать в общем седере, но не могут быть физически вместе, такие технологии, как программное обеспечение для видеоконференций, можно использовать для облегчения «виртуального» седера. В 2020 году пандемия Covid-19 привела к всплеску виртуальных седерс, так как многие евреи стремились практиковать социальное расстояние во время праздника или жили в юрисдикциях, где они были на законных основаниях, и, следовательно, не могли посетить дома друзей и семья, которая принимала седерс. Веб -сайт oneetable увидел четырехкратное увеличение количества виртуальных седерс, которые он размещал с 2019 по 2020 год, и Zoom широко использовался для размещения виртуальных седерс. [ 62 ] [ 63 ] Виртуальные седеры были одобрены прогрессивными раввинами, но избегали православных раввинов. [ 64 ] Раввинское собрание консервативного иудаизма выпустило руководство (хотя и не официальное консервативное ответный ответ ), специфичный для 2020 года, при использовании видеоконференций для облегчения подводных силэров, избегая или минимизации нарушений ограничений YOM TOV , которые ограничивают использование электронных устройств в каникулах. [ 65 ]
Седер в космосе
[ редактировать ]В 2022 году израильский астронавт Эйтана Стиббе , участвующий в первой частной поездке на Международную космическую станцию в рамках миссии «Ракия» по проведению научных и технических экспериментов для ряда университетов и стартапов в Израиле. В рамках миссии «Ракия» Стиббе провел первый седер в космосе в первую ночь праздника. Это включало в себя чтение Киддуша, питье виноградного сока, употребление мазы и о том, как его коллеги -космонавты о ценностях, которые седельная традиция и чтение Хаггады могут учить, отмечая, что история об исходе из Египта народа Израиля »от Рабство в свободу »показывает, что« никакой мечты не досягаемой ». [ 66 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ / ˈ s eɪ d ər / ; Еврейский : Пасхальный порядок [ˈseder ˈpeesaχ] , «Пасхальный порядок/договоренность»; Идиш : заказ [ˈseider]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Введение в Седер - еврейская традиция» . Yahadut.org . Получено 2024-03-30 .
- ^ Исход 13: 8
- ^ Эрнст Гольдшмидт, Безалель Наркисс, Джозеф Гутманн, Роберт Уэлш, Безалель Наркисс, Джозеф Гутманн, Сесил Рот, Авенар Ханох и Джоди Майерс (2007). "Хаггада, Пасха" В Беренбауме, Майкл ; Сколник, Фред (ред.). Энциклопедия Иудака Тол. 8 (2 -е изд.). Детройт: Macmillan ссылка. Стр. 207–2 ISBN 978-0-02-866097-4 .
{{cite encyclopedia}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Мишна, Песахим, глава 10» . Получено 2009-06-17 .
- ^ «16 - Седерская ночь - Пениней Халаха» . Получено 2024-03-30 .
- ^ Вавилонский Талмуд, Песачим 99b
- ^ «Дэвид Блюменталь о популярности Седера из -за манеры его празднования» . Библиотека богословия Питтс, Университет Эмори. Архивировано с оригинала 2016-04-15.
- ^ «Определение Седера» . www.merriam-webster.com . 2024-03-26 . Получено 2024-03-30 .
- ^ «Темы Маггида - еврейская традиция» . Yahadut.org . Получено 2024-03-30 .
- ^ Мишна Бера, 472: 13
- ^ Jump up to: а беременный Eider, Shimon (1998). Галахой Песах . Feldheim Publishers. ISBN 978-0-87306-864-2 .
- ^ Sefer Hachinuch, Mi Tzvah 21
- ^ 14 апреля 2014 г., Национальные новости Израиля, волонтеры спасают Катманду Седер , доступ к 22 июня 2014 года «... Хабад Хаус, который ожидает более 1000 человек за Седер в понедельник вечером ...»
- ^ 15 апреля 2014 года, Global Post, от Катманду до Иерусалима, как евреи по всему миру празднуют пасхальную архивную архив 2014-06-29 на машине Wayback , доступ к 28 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а беременный Маркус, Йоссеф. "Какое значение имеет четыре чашки вина?" Полем Чабад . Архивировано из оригинала 21 апреля 2011 года . Получено 20 марта 2011 года .
- ^ «Седер в двух словах» . Chabad.org . Чабад. Архивировано из оригинала 17 марта 2011 года . Получено 20 марта 2011 года .
- ^ Исход 6: 6-7
- ^ «Озтора: четыре чашки вина» . Oztorah.com . Раввин Рэймонд Apple . Получено 11 апреля 2012 года .
- ^ «Иудаизм 101: Песач Седер: как эта ночь отличается» . Получено 2008-09-21 .
- ^ Jump up to: а беременный Золото, авия; Zlotowitz, micr; Schemerman, Nosson (1990-2002). Полный ArtScroll Machzor: Pesach . Бруклин, Нью -Йорк: Mesorah Publications, Ltd. стр. 86-87. ISBN 978-0-89906-696-7 .
- ^ Седер предложение | Пресса | Раввин Барух Джиджи | Пасха
- ^ «Иудаизм 101: Песач Седер: как эта ночь отличается» . Получено 2008-09-21 .
- ^ Jump up to: а беременный Талмуд Бавли, Песачим, 116a
- ^ «300 способов задать четыре вопроса» . Получено 2008-09-22 .
- ^ Базак, Рав Амнон. "Четыре сына" . Израиль Кошицкий виртуальный бейт -мидраш . Дэвид Сильверберг (транс.). Алон Швут, Израиль: Иешиват Хар Эцион. Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ "CSJO: пятый ребенок" . Конгресс светских еврейских организаций . Получено 2011-10-18 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Еврейские праздники> Песах» . Колел. Архивировано из оригинала 2011-11-08 . Получено 2011-10-18 .
- ^ Jump up to: а беременный Трачтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано 1939]. «Сломагем» . Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс . С. 166–167. ISBN 9780812218626 Полем Получено 22 марта 2023 года .
- ^ Кляйн, Исаак. Руководство по еврейской религиозной практике . Нью -Йорк: Еврейская богословская семинария Америки, 1992. Печать. п. 126
- ^ «Хотите внести немного феминизма в свой пасхальный седер? Попробуйте« Женский Дейену »| Как потерять девственность» . www.virginitymovie.com . Архивировано с оригинала 2015-04-10.
- ^ «К кафедру посредством класса | njjn» . Njjewishnews.com. 2015-03-30. Архивировано с оригинала 2015-04-01 . Получено 2015-04-03 .
- ^ Jump up to: а беременный Шерман, Норн; Zlotowitz, Meir, eds. (1994) [1981]. Семья Агада . Mesorah Publications, Ltd. ISBN 978-0-89906-178-8 .
- ^ "Chabad.org: 11. Shulchan Orech - установите стол" . Получено 2008-09-22 .
- ^ Jump up to: а беременный Кубок Мириам: ритуалы Кубка Мириам для семейного пасхального архивирования Седера 2015-05-04 на The Wayback Machine . Miriamscup.com. Получено 18 октября 2011 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Почему Кубок Мириам? Потому что без Мириам еврейская жизнь еженедельной жизни еженедельно» . Дж . Jweekly.com. 2015-04-02 . Получено 2015-04-13 .
- ^ Jump up to: а беременный Эссерман, Рэйчел (1 сентября 2006 г.). «Размораживание иудаизма: посмотрите на веб -сайт Ritualwell» (PDF) . Репортер . Бингемтон, Нью -Йорк. Еврейская федерация Большого Бингемтона. п. 5. Архивировано из оригинала (печать) 2014-04-07 . Получено 29 января 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Кубок Мириам» . Мое еврейское обучение. 2014-01-22. Архивировано с оригинала 2015-03-03 . Получено 2015-04-13 .
- ^ Колатч, Альфред Дж. Сютер Седер: традиционная пасхальная агада для современного дома . Нью -Йорк: Джонатан Дэвид, издательство, 1991. Печать. п. 99
- ^ На этой неделе в истории - Em Broner публикует «The Eloring» | Еврейский архив женщин . Jwa.org (1 марта 1993 г.). Получено 18 октября 2011 года.
- ^ Неистъемка: множество седерс Пасхи . Jbooks.com. Получено 18 октября 2011 года.
- ^ Женская хаггада (9780060611439): Эм бронер, Наоми Нимрод: книги . Amazon.com. Получено 18 октября 2011 года.
- ^ Эстер М. Бронер | Еврейский архив женщин . Jwa.org. Получено 18 октября 2011 года.
- ^ Еврейские женщины и феминистская революция (еврейский архив женщин) . Jwa.org (17 июня 2005 г.). Получено 18 октября 2011 года.
- ^ Хельзель, Синтия Бомбач (14 апреля 2008 г.). «Седер только для женщин проводился в округе Уэстморленд» . Питтсбург Трибьюн-обзор . Архивировано с оригинала 12 февраля 2019 года . Получено 10 февраля 2019 года .
- ^ Женщины празднуют нетрадиционный Седер-Бритт Дургин Журналистика Архивировал 2010-11-02 на машине Wayback . Brittdurgin.com (2 октября 2010 г.). Получено 18 октября 2011 года.
- ^ Тамара Коэн. "Оранжевый на тарелке Седер" . Архивировано из оригинала 1 апреля 2010 года . Получено 28 марта 2010 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Еврейские ритуалы на столе с Седер» . Ritualwell.org . Архивировано из оригинала 2013-04-15 . Получено 18 октября 2011 года .
- ^ Бергер, Джозеф (8 апреля 2011 г.). «Дав хаггаде макияж» . New York Times . Получено 2 апреля 2013 года .
- ^ «Чабад Юджина - Пасхальный Седер» . Архивировано из оригинала на 2009-02-17 . Получено 2008-09-29 .
- ^ «FJC: 150 000 празднуют Пасху в FJC, спонсировали Seders в бывшем Советском Союзе» . 2004-04-16. Архивировано из оригинала на 2009-02-15 . Получено 2008-09-29 .
- ^ Jump up to: а беременный Рейнольдс, Саймон (9 апреля 2021 года). «Почему церковь не должна присваивать Седер» . Церковная времена . Лондон Получено 13 марта 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Всемирные религиозные новости-некоторые евреи видят посягательство в христианских седерсах» . Получено 2013-03-16 .
- ^ «Происхождение Седера» . Шехтер институтов . 2006-04-11 . Получено 2021-02-25 .
- ^ Федер, Шира (26 марта 2018 г.). "Почему христиане начинают иметь пасхальные седины?" Полем Впадающий . Получено 25 февраля 2021 года .
- ^ Фридман, Мэтью (17 апреля 2019 г.). «Почему эта ночь отличается? Проблема христианского Седера» . Политика/Письма . Получено 25 февраля 2021 года .
- ^ Бурак, Эмили (27 марта 2019 г.). "Почему христианская пасхальная седерс что -то?" Полем Алма Получено 25 февраля 2021 года .
- ^ «Унитарные универсалисты имеют разнообразные и инклюзивные убеждения» . Uua.org . 9 февраля 2015 года.
- ^ Jump up to: а беременный Raushenbush, Пол Брандейс (14 апреля 2014 года). «Как три сотрудника -еврейского младшего Обамы принесли первый пасхальный седер в Белый дом» . Huffington Post . Получено 3 апреля 2016 года .
- ^ Кук, Дэвид Т. (25 марта 2013 г.). «Почему Обама, христианин, каждый год проводит пасхальный седер в Белом доме» . Христианский научный монитор . Получено 3 апреля 2016 года .
- ^ Ферст, Девра (21 марта 2013 г.). "Чем отличается седер Белого дома от всех остальных?" Полем Впадающий . Получено 3 апреля 2016 года .
- ^ Фабиан, Джордан (3 апреля 2015 г.). «Иран сделка, израильская напряженность сосредоточена на Седере Белого дома» . Холм . Получено 3 апреля 2016 года .
- ^ Редактор, Даниэль Берк, религия CNN (8 апреля 2020 года). «Эта Пасха, Седерс виртуальна. Чума реальна» . CNN . Получено 2020-04-09 .
{{cite web}}
:|last=
Имеет общее имя ( справка ) CS1 Maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Босма, Элисон. «Пасха во время коронавируса: празднование общего праздника в одиночку» . Metrowest Daily News, Framingham, MA . Получено 2020-04-09 .
- ^ Кавалер, Тара (8 апреля 2020 года). «Наблюдая за Пасхой во времена 11 -й чумы» . СМИ линия . Получено 9 апреля 2020 года .
- ^ «Поток Седер | Раввинская сборка» . www.rabbinicalassembly.org . Получено 2020-04-09 .
- ^ Wrobel, Шарон (18 апреля 2022 года). «Второй израильский астронавт в первой пасхальной седине в космосе:« Никакой мечты нельзя досягаться » . Algemeiner.com .
Библиография
[ редактировать ]- SICER, Martin (2004). Пасхальный спутник Седера и аналитическое введение в Агада . iuniverse. ISBN 978-0595313693 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мое еврейское обучение: Пасха (Песах) Седер
- Chabad.org: пасхальный седер
- Седер ночь и пенинин халаха рабби Элиэзер Меламед

