Шинная война
В автоспорте шинная война возникает, когда более одного производителя поставляют шины для автоспортивной серии. Исторически шинные войны происходили во многих сериях высокого уровня, таких как Формула-1 , NASCAR , Super GT и MotoGP .
Шинные войны — противоречивая практика: с одной стороны, они продвигают технические инновации , вынуждая производителей шин «раздвигать границы» своего производства шин. С другой стороны, когда все участники соревнований планируют расширить диапазон характеристик своих шин , возникает риск массового выхода шин из строя, что может снизить безопасность водителей; такой сценарий произошел на Гран-при США 2005 года . [ 1 ] [ 2 ]
В НАСКАР
[ редактировать ]
Ранняя история
[ редактировать ]Когда в 1948 году была основана компания NASCAR, она закупала шины исключительно у компании Firestone . В 1954 году Goodyear пришла в спорт. [ 3 ] В течение следующих двух десятилетий оба производителя шин претендовали на победы в гонках и рекорды скорости, пока Файерстоун не покинул NASCAR в 1974 году . [ 4 ] В конце 1960-х годов смерть Джимми Пардью и Билли Уэйда подтолкнула Goodyear и Firestone к производству «Inner Liner Safety Spare», также известного в NASCAR как «Спасатель»: второй внутренней оболочки, замедляющей сдувание вышедшей из строя шины и позволяющей водителям вернуться в яму . И наоборот, разногласия разгорелись на Talladega Superspeedway в дебютной гонке 1969 году , когда у водителей возникли проблемы с шинами во время тренировки, Файерстоун снялся с гонки, а Ричард Петти возглавил забастовку гонщиков из-за соображений безопасности. [ 5 ]
В 1978 году компания McCreary Tire & Rubber Company вошла в NASCAR. Хотя JD McDuffie выиграл поул в Дувре с шинами McCreary, компания так и не выиграла гонку и быстро покинула спорт. В результате Goodyear оставалась единственным поставщиком шин для NASCAR, пока Хузье не принял участие в серии Busch Grand National Series в 1987 году. [ 6 ] [ 4 ]
Гудиер против Хузьера (1988–1989)
[ редактировать ]В 1986 году Goodyear столкнулась с враждебным поглощением сэром Джеймсом Голдсмитом . NASCAR опасалась, что новое руководство может поставить под угрозу гоночную программу производителя. [ 7 ] [ 8 ] и пригласил Хузьера в качестве запасного плана. [ 9 ] [ 6 ]
В 1988 году Хузьер принял участие в розыгрыше Кубка Уинстона . [ 10 ] Хузьер получил раннее преимущество во второй гонке сезона в Ричмонде , где Морган Шепард взял поул, а Нил Боннетт выиграл гонку, используя Hoosiers. Две недели спустя Боннетт снова выиграл в Рокингеме . [ 9 ] [ 6 ]
В течение сезона NASCAR позволял командам переключаться между шинами Goodyear и Hoosier. Команды узнали, что Hoosier мягче и быстрее, а Goodyears долговечнее и безопаснее. Hoosier Чтобы устранить конкурентное преимущество , Goodyear начала разработку более быстрой шины. [ 9 ] [ 6 ]
В войне с шинами пострадали несколько водителей, которые разбились из-за поломки шин, особенно во время Coca-Cola 600 1988 года . Первоначальная практика показала, что резиновая смесь Goodyear слишком мягкая для трассы. В результате все гонщики, кроме Дэйва Марсиса, перешли на Hoosiers из соображений безопасности, а Goodyear отказалась от своих шин. Эти решения оказались катастрофическими в гонке, когда отказ шин Хузьера стал причиной аварий, в которых пострадали Боннетт, Рик Уилсон и Гарри Гант . Практически без конкурентов Goodyear Даррел Уолтрип из Hoosier. гонку выиграл [ 11 ] Несмотря на эту неудачу, Хузьер продолжал побеждать; Билл Эллиотт вывел шины на победную полосу на гонке Firecracker 400 1988 года в Дайтоне . [ 9 ] [ 6 ]
В июле того же года компания Goodyear нанесла второй серьезный удар, когда на гонке в Поконо шины Goodyear были дисквалифицированы из-за слишком широкого протектора. Впервые после гонки Southern 500 1956 года компания Goodyear пропустила гонку NASCAR. Три недели спустя Хузьер был дисквалифицирован с гонки в Уоткинс-Глене за то же нарушение.
Война шин усилилась в Дувре , когда у нескольких автомобилей вышли из строя шины. Алан Кулвицкий , одна из жертв, прокомментировал:
Это не только стоило нам шанса на победу или хороший финиш в этой гонке, но и при этом мы разбили гоночную машину. Не то чтобы это происходит уже вторую неделю подряд; это происходит целый год. Честно говоря, я немного разочарован тем, что шинные компании до сих пор не могут решить эту проблему. Знаете, люди до сих пор так разбивают машины. К счастью, машины в полной безопасности и никто не пострадал.
По итогам сезона 1988 года Хузьер выиграл девять из 29 гонок. [ 12 ] [ 9 ] [ 6 ]
В 1989 году Goodyear планировала представить свои новые радиальные шины на гонке Daytona 500 . В идеале гонка должна окончательно доказать превосходство радиальных шин над диагональными шинами Хузьера . Но Дейл Эрнхардт и Эллиотт столкнулись с поломкой шин во время тренировки, сломав Эллиотту запястье, и Goodyear отозвала радиальные шины у Дайтоны. [ 13 ] Эта неудача дала Хузьеру большое преимущество: Уолтрип ехал на Хузиерсе и выиграл Daytona 500. Хузьер доминировал в первых четырех гонках сезона, вплоть до Расти Уоллеса победы на Pontiac Excitement 400 1989 года в Ричмонде .
Но это станет последней победой производителя в сезоне: радиальные шины Goodyear дебютировали в 1989 году на гонке First Union 400 на трассе North Wilkesboro Speedway . В то время как Уоллес выиграл поул на Hoosiers, ведущие машины обогнали его к 70-му кругу, а долговечность шин Goodyear оказалась ключом к окончательной победе Эрнхардта. Эта потеря стала смертельным ударом для Хузьера, который не смог продать достаточно шин, чтобы оставаться жизнеспособным , и покинул NASCAR после Winston 500 1989 года в Талладеге . [ 14 ] [ 10 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 9 ] [ 6 ]
Гудьир против Хузьера II (1994)
[ редактировать ]Хузьер вернулся в Busch Grand National Series в 1991 году.
Через три дня после окончания сезона 1993 года Hoosier объявили о своем возвращении в серию Winston Cup в 1994 году с радиальными шинами. [ 10 ] [ 9 ] Возвращение компании было омрачено гибелью Боннета и чемпиона Dash Series Родни Орра (который купил машину Cup вместо машины второго уровня из-за надвигающегося изменения в формуле двигателя Dash Series) в отдельных авариях во время тренировок 1994 Дайтона 500 . Оба водителя использовали Hoosiers, и СМИ быстро обвинили компанию в их смерти. В ответ Хузьер освободил всех заинтересованных гонщиков от их контрактов и призвал их перейти на Goodyear, а NASCAR разрешил водителям менять марку шин в течение первых 40 кругов гонки. [ 17 ] [ 9 ] [ 6 ]
Независимое расследование, проведенное Orlando Sentinel, показало, что Hoosiers соблюдали все правила безопасности, а проблема заключалась в обычной практике в Дайтоне и Талладеге. Чтобы уменьшить сопротивление на двух суперскоростных трассах, команды использовали чрезвычайно мягкие амортизаторы и пружины, из-за чего монтажные кронштейны выходили из строя при контакте с шасси, когда автомобили опускались вниз. [ 18 ] В ситуации Орра причиной аварии Орра стал неисправный кронштейн крепления правого заднего амортизатора. [ 17 ] [ 9 ] [ 6 ] Зрители предположили, что отказ кронштейна также стал причиной смерти Боннета, хотя официальная причина его аварии не была объявлена. [ 17 ] [ 9 ] [ 6 ] Водители жаловались на качество езды на двух суперскоростных трассах из-за чрезвычайно мягких амортизаторов, пружин и связанных с ними повреждений монтажных кронштейнов, что привело к изменению правил 2000 года на амортизаторы и пружины, поставляемые NASCAR, чтобы положить конец этой опасной практике. [ 18 ]
Хузьер завоевал 12 поулов в сезоне 1994 года, включая Рика Маста на первом Brickyard 400 . Джефф Бодин выиграл четыре гонки с Хузьером, включая Winston Select . Но, как и в сезоне 1988 года, оба производителя шин столкнулись с катастрофическими отказами своей продукции. Эрни Ирван получил почти смертельные травмы головы, груди и легких в результате аварии на тренировке в Мичигане после того, как один из его Goodyear взорвался и врезался в стену второго поворота. Бодин и Лой Аллен-младший пережили ужасающие аварии на завершающей сезон гонке в Атланте из-за неудачи Hoosiers. Марк Мартин , выигравший гонку в Атланте, раскритиковал шинную войну, сказав: [ 17 ] [ 9 ] [ 6 ]
Нам нужна одна шинная компания. Тогда у нас будет покрышка на каждой нужной нам трассе. Я очень горжусь тем, что дожил до того, чтобы рассказать о шинной войне 94-го года. Это того не стоит, чувак.
На следующий день после окончания сезона 1994 года Хузьер навсегда покинул NASCAR, сославшись на высокие производственные затраты, жесткую конкуренцию и недостаточную поддержку гонщиков. Это положило конец шинным войнам NASCAR. [ 17 ] [ 19 ] [ 6 ]
Последствия
[ редактировать ]В 1995 году компания Hoosier стала поставщиком разрабатываемой серии ARCA Racing Series , которую они и их преемница компания Continental AG (которая приобрела Hoosier в 2016 году после того, как стала их дистрибьютором) продолжают работу по сей день. В 2016 году шины были переименованы компании Continental AG . General Tire в бренд [ 20 ] [ 6 ]
В апреле 1997 года Goodyear официально стала эксклюзивным поставщиком шин NASCAR; Впоследствии эта сделка была продлена до 2022 года, что теоретически предотвратило бы новую шинную войну. Но в конце 2006 года, когда работники Goodyear объявили забастовку, NASCAR снова обратилась к Хузье и предложила запасной план на сезон 2007 года . Этот план провалился после окончания забастовки. [ 21 ] [ 22 ] [ 10 ] [ 6 ]
В настоящее время Goodyear, Continental и Pirelli являются официальными поставщиками шин NASCAR, в зависимости от серии. Goodyear поставляет три национальные серии ( Cup , Xfinity , Truck ). Continental поставляет региональную туристическую серию NASCAR двумя брендами: General Tire с гоночной серией ARCA (Menards Series, Sioux Chief Showdown, East и West , Pinty's Series (Канада) и Peak Mexico Series , а также Hoosier с Whelen Modified Tour и Серия Whelen Europe . Большинство треков еженедельной серии NASCAR Advance Auto Parts заключили контракт с Continental на поставку шин, производимых на их в Плимуте, штат Индиана . заводе [ 23 ] [ 24 ] Pirelli поставляет шины для NASCAR Brasil Sprint Race, которая с сезона 2023 года стала официально санкционированной международной серией NASCAR. [ 25 ] [ 26 ]
В Формуле-1
[ редактировать ]В период с 1950-х по начало 1990-х годов такие бренды шин Формулы-1, как Dunlop , Firestone , Continental , Goodyear , Avon Rubber , Englebert , Pirelli и Michelin , часто воевали друг с другом. С 1961 по 1963 год в спорте использовались исключительно шины Dunlop, а в 1987 и 1988 годах Goodyear взяла на себя ту же роль во время двухлетнего творческого отпуска Pirelli. [ 27 ] [ 28 ]
В 1992 году, после ухода Pirelli, Goodyear на четыре года стала единственным поставщиком шин для Формулы-1. Goodyear покинула спорт В 1997 году в спорт пришла Bridgestone, но после сезона 1998 года . оставалась В результате Bridgestone единственным поставщиком шин до тех пор, пока Michelin не вошла в спорт в 2001 году, что спровоцировало шинную войну, которая продолжалась до 2006 года. Шинные войны в этот период были названы причиной старта шести автомобилей на Гран-при США 2005 года . [ 29 ]
После ухода Michelin в конце 2006 года Bridgestone стала единственным поставщиком шин Формулы-1 до 2010 года. [ 30 ] когда Pirelli взяла на себя обязанности единственного поставщика шин для Формулы-1, и этот статус она сохраняет по состоянию на 2024 год. [update]. [ 31 ] [ 32 ]
В других сериях
[ редактировать ]С момента своего основания в 2002 году Bridgestone, Dunlop и Michelin вели ожесточенную шинную войну в MotoGP до 2008 года (хотя Dunlop покинула серию в 2007 году). В 2009 году FIM перешла к единственному поставщику шин, первоначально Bridgestone. [ 33 ] Мишлен заменил Bridgestone в 2015 году. [ 34 ]
По состоянию на 2021 год в японской серии Super GT соревнуются четыре производителя шин. [ 35 ] [ 36 ] В американских автогонках с открытыми колесами также происходят шинные войны, обычно между Firestone (в настоящее время единственным поставщиком шин в серии IndyCar ) и Goodyear. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Почему Формула-1 не вернется к шинной войне » Фанаты гонок . 23 сентября 2018 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Исторические истории автоспорта: Шинные войны! Goodyear против Hoosier» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Доремус, Крейг (15 января 2018 г.). «Шинные войны и инновации подчеркивают отношения Goodyear с NASCAR» . Фронт-офис Спорт . Архивировано из оригинала 28 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Настоящая история шин NASCAR» . Центральная гоночная линия . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Дженсен, Том (9 сентября 2013 г.). «Пятерка: крупнейшие противоречия в истории NASCAR» . Фокс Спортс . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Исторические истории автоспорта: Шинные войны! Асфальтовое поле NASCAR» . Racing-Reference.com . 15 мая 2018 г. . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «25 лет назад: оттеснение рейдера у ворот Goodyear Tire and Rubber Co» . Кливленд.com . Продвинутый цифровой . 27 ноября 2011 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Хикс, Джонатан П. (21 ноября 1986 г.). «Goodyear выкупает ювелирную мастерскую» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Исторические истории автоспорта: Шинные войны! Goodyear против Hoosier» . Racing-Reference.com . 14 июля 2016 г. Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брюс, Кенни (29 сентября 2016 г.). «Как была выиграна шинная война в Норт-Уилксборо» . NASCAR.com . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО. Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «Даррел Уолтрип использует шины Hoosier вместо шин Goodyear…» United Press International . 30 мая 1988 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Джонсон-младший (9 августа 2012 г.). «Джуниор Джонсон: В 1988 году быть нейтральным в «Шинных войнах» NASCAR было правильно» . Автоспорт отключен . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Виттенмейер, Гордон (28 июня 1989 г.). «Выброс Эллиотта приводит к еще большему выпадению» . Солнце-Страж . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Пирс, Эл (10 мая 1989 г.). «Хузьер отказывается от участия в гонках NASCAR» . Ежедневная пресса . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «Самая большая битва в NASCAR произошла не между гонщиками» . Ричард Чилдресс Гонки . 11 сентября 2014 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «#TBT: Дейл Эрнхардт, RCR выиграл первую гонку с радиальными шинами» . Ричард Чилдресс Гонки . 5 апреля 2018 г. Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уильямс, Чарейн (15 ноября 1994 г.). «Hoosier Racing Tire покидает NASCAR» . Орландо Сентинел . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харрис, Майк (20 января 2000 г.). «NASCAR вводит новое правило шока» . Лас-Вегас Сан . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Уолтерс, Стив (21 ноября 1994 г.). «Хузьер покидает NASCAR, война шин окончена» . Новости резины и пластмасс . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «General Tire станет поставщиком гоночных шин ARCA» . Шинный бизнес. 16 октября 2015 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «Предварительный пакт может положить конец забастовке Goodyear» . Нью-Йорк Таймс . 23 декабря 2006 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Уильямс, округ Колумбия (18 ноября 2006 г.). «В движении: Хузиер снова на быстрой полосе NASCAR?» . Сеть автоспорта . Проверено 28 января 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дэвис, Брюс (8 февраля 2019 г.). «General Tire заключила контракты на поставку шин второй серии NASCAR» . Новости резины и пластмасс . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «HOOSIER RACING TIRE СТАНОВИТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ ПАРТНЕРОМ NASCAR WHELEN EURO SERIES» . euronascar.com . НАСКАР Медиа Групп, ООО. 22 января 2021 г. . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «NASCAR объявляет о запуске спринтерской гонки NASCAR Brasil» . nascar.com . НАСКАР Медиа Групп, ООО. 17 ноября 2022 г. . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ» . sprintrace.com.br . NASCAR Бразилия. Спринтерская гонка . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Генри, Алан . «Шинные войны Формулы-1» . Макларен . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «ФОРМУЛА 1: Как шины в Формуле-1 менялись с годами» . По сути спорт . 4 января 2019 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Спор на Гран-при США» . История . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Инглиш, Стивен (2 ноября 2009 г.). «Bridgestone покинет Формулу-1 после 2010 года» . Автоспорт . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Шины Pirelli, регулируемые задние крылья среди изменений 2011 года» . Formula1.com . Ограниченный чемпионат мира Формулы-1. 23 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Митчелл, Скотт (9 июля 2019 г.). «Формула-1 «не готова» возобновить шинную войну» . Сеть автоспорта . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Панзариу, Овидиу (21 ноября 2012 г.). «Bridgestone подтвердила статус единственного поставщика шин MotoGP на 2009 год» . автоэволюция . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Michelin подтверждена как поставщик шин MotoGP до 2023 года» . Абсолютный мотоциклетный спорт . 24 октября 2017 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Симмонс, Маркус (24 мая 2019 г.). «Audi: война с шинами — «главная проблема» для Super GT» . Сеть автоспорта . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Кляйн, Джейми (23 октября 2020 г.). «Как дух шинной войны Формулы-1 живет в Японии» . Сеть автоспорта . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Ньюкомб, Тим (24 мая 2019 г.). «Набирая скорость: история гоночной шины Indy 500» . Популярная механика . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Глик, Шав (27 октября 1999 г.). «Шины Goodyear из вражды Indy-Car» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Когда Goodyear и Firestone вступили в войну на гонке Indianapolis 500» . Хеммингс Мотор Ньюс . 9 апреля 2017 года . Проверено 3 мая 2021 г.