Jump to content

Деяния мучеников

(Перенаправлено из Деяний мучеников )

Деяния мучеников (лат. Acta Martyrum ) — это рассказы о страданиях и смерти христианского мученика или группы мучеников . Эти отчеты собирались и использовались в церковных литургиях с давних времен, о чем свидетельствует святой Августин . [1]

Эти отчеты различаются по достоверности. Наиболее достоверными являются отчеты об испытаниях, но очень немногие из них сохранились. Пожалуй, лучшим примером является рассказ святителя Киприана . Рассказ о Скиллитанских мучениках основан на протоколах судебных процессов, хотя некоторые утверждают, что он был приукрашен чудесными и апокрифическими материалами. [1]

Вторая категория, «Страсти», включает мученичество святого Игнатия Антиохийского , святого Поликарпа , Лионских мучеников, знаменитые Деяния Перпетуи и Фелициты , а также Страсти святого Иринея. В этих рассказах количество чудесных элементов ограничено — особенность, которая оказалась непопулярной и часто позже приукрашивалась легендарными материалами. [1]

Третья категория — это рассказы, которые некоторые считают в значительной степени или чисто легендарными. В эту категорию попадают Деяния святой Екатерины Александрийской и святого Георгия . [1]

Евсевий Кесарийский , вероятно, был первым христианским автором, составившим сборник деяний мучеников. [1]

Родственной формой письма были рыцарские романы , написанные либо вокруг нескольких реальных фактов, сохранившихся в популярной или литературной традиции, либо чистые произведения воображения, не содержащие вообще никаких реальных фактов. Тем не менее романсы писались с целью научить, а не обмануть читателя. Романам можно противопоставить агиографические подделки («Деяния», «Страсти», «Жития», «Легенды» и «Переводы»), которые были написаны с явной целью извратить историю, например, легенды и переводы, ложно связывающие имя святого с данной церковью или городом. Они предназначались для назидания, а не для обучения, и их предназначалось для чтения как любовные романы, а не как историю. [2]

Происхождение

[ редактировать ]

Выражение Acta Martyrum обычно применимо ко всем повествовательным текстам о смерти мучеников, но оно имеет более точное и ограниченное значение, когда относится, в технических терминах, к официальным отчетам о процессах и приговорах. Эти официальные протоколы были стенографическими и были расшифрованы должностными лицами судебной канцелярии ( нотариусами-за исключением ) для хранения в ее архивах. Из-за такой связи с судом проконсула их еще называли «проконсулярами» ( Acta proconsularia ). Как только различие проведено, название действия сохраняется за словесными процессами (такими как Acta Martyrum Scyllitanorum), тогда как в отношении упоминаний о мучениках имя passio применяется во всех его разнообразных формах (Gesta, martyrium, Легенда). Такое различие оправдано также разным назначением и характером обоих типов документов: записи лишены всякого агиографического характера, а страсти характеризуются своей целью и назидательным религиозным смыслом.

Сохранившиеся записи ограничиваются примерно десятком фрагментов, поэтому большая часть повествовательных текстов о мучениках – это «Страсти». Нехватка официальных отчетов и прямой документации вызывает споры. Старые христианские общины были очень заинтересованы в сохранении памяти своих мучеников, о чем свидетельствуют новости, упомянутые в истории о мученической смерти Поликарпа (м. 156 г.), [3] память которого ежегодно чтили в Измире . Киприан рекомендовал своим священнослужителям вести подробные записи о смерти мучеников. примечания4 Эти ценные свидетельства были также древнейшими известиями о культе мучеников. Согласно тому, что известно на сегодняшний день, нет точного представления о том, в какой степени христиане записывали записи этих процессов; несомненно весьма вероятно, что некоторые из тех, кто был свидетелем развития стенографии в их тексте, точно так же, как нотариус суда, передали его общине для сохранения в архиве церкви . Эта гипотеза как бы подтверждается подробностями и записками судьи или мученика и как бы прерывает жесткую протокольную форму. С другой стороны, Кристиану оказалось нелегко получить копии речевых процессов, сохранившихся в проконсульском архиве; иногда приходилось платить большие суммы. Примечание5 . Не сохранилось никаких прецедентов, которые позволили бы нам узнать, взяла ли на себя инициативу собирать записи своих мучеников Римская церковь , организовавшая секцию нотариусов, равно как и новости о том, что Юлий Африканский выполнил аналогичную задачу в Риме. обеспокоен, заслуживает доверия. Примечание6 Информация о других сообществах еще менее достоверна.

Во время гонений Диоклетиана, должно быть, произошло массовое уничтожение документов. [2] Нет никаких следов, позволяющих предположить, что церкви участвовали в восстановлении наследия уничтоженных агиографических текстов после окончания гонений. События более поздних столетий, такие как западногерманские вторжения в пятом (V) и шестом (VI) веках, возможно, завершили невосполнимую утрату до сих пор сохранившихся письменных источников.

Разделение и классификация

[ редактировать ]

Учитывая огромное количество агиографических текстов и неоднородность их происхождения, авторитета и ценности, критики предложили классификацию, которой следует руководствоваться в своих исследованиях. Замечено, что классификация текстов по критерию подлинности мученика или легитимности его культа не является обоснованной и полезной. Точно так же классификация, основанная на внешних характеристиках, такая как та, которая делит агиографические документы на Acta, Passiones, Vitae, Miracula, Translationes и т. д., также не имеет ценности в соответствии с предметом повествования. Классификация также не отвечает требованиям критики. [4] двух больших групп, современных документов и последующих документов, поскольку ничего не выражает о ценности документа. Самый безопасный критерий, по мнению Ипполита Делеэ , [5] основывается на степени искренности и историчности, которую обеспечивает литературный жанр документа.

По этому критерию выделяют шесть групп текстов:

  1. Одна группа показывает вербальные процессы, содержащиеся в официальных отношениях, предшествующих проконсульским архивам, или прямых транскрипциях, таких как, например, Акт С. Киприани.
  2. Другая группа содержит рассказы очевидцев или заслуживающих доверия современников, будь то прямые свидетельства, свидетельства других людей или смешанного типа, такие как De martyribus Palaestinae Евсевия Кесарийского .
  3. Третья содержит повествования, из которых можно извлечь информацию или документ одной из двух предыдущих групп, например Менологион Симеона Метафраста .
  4. В эту группу входят все истории, лишенные исторической основы, за исключением названия гробницы и культа мученика Пассио С. Фелицитатиса.
  5. Один состоит из чисто фантастических историй, подлинных продуктов воображения, таких как Passio S. Nicephori . Примечание7
  6. В последнюю группу входят повествования легендарных персонажей, которые искажают историческую правду и могут быть определены как ложные.

Рассматривая элементы, различающие шесть групп, можно убедиться, что первая и вторая относятся к единому типу текста из-за современного и непосредственного характера информации; следующие две содержат истории, в той или иной степени основанные на хотя бы частично достоверных данных; последние два, напротив, являются настоящими фантазиями, не имеющими исторической основы.

Следуя тем же критериям, что и Делеэ, тексты можно разделить на три более простые группы:

  • Официальные записи и отчеты о прямых показаниях.
  • Нарративы, основанные на документах первой группы или, по крайней мере, на определенном количестве достоверных исторических элементов.
  • Романы или агиографические фантазии.

Литературная схема

[ редактировать ]

За исключением записей, все упомянутые выше повествовательные документы имеют с литературной точки зрения общие характеры, поскольку все они являются результатом разработки и композиционного процесса, типичного для агиографической литературы; тенденция к схематической форме имеет отдаленное происхождение, след которого проявляется уже в древних текстах, близких по типу и повествовательной искренности к той же записи. Так произошло, например, в Мартириуме Поликарпи , в котором можно узнать попытку агиографа уподобить смерть мученика смерти Христа. Примечание8 Эта тема мученика, подражающего Христу, появляется уже у первых христианских писателей. Примечание9 Когда впоследствии, начиная с четвертого века, закрепляются определенные закономерности или существенные критерии, агиографы перенимают определенные повествовательные характеристики, которые становятся литературным жанром страстей .

Во-первых, в первых записях сохранился правовой тон римского уголовного процесса; иногда даже некоторые страсти ссылаются на него, показывая, что не раз источниками служили утерянные записи. Вводная формула консульской даты записей сохраняет указание императора , губернатора или проконсула даже в исторически ошибочных случаях. Фазы процедуры — арест, явка, допрос, пытки , осуждение и мучения — сохраняют и составляют структуру повествования; точно так же сохранились главные герои древних записей, обычно немногочисленные: мученик, судья или магистрат и палач ; во-вторых, зрители-христиане, оживляющие своего спутника; и, наконец, враждебная масса язычников . По аналогичной схеме развивается эволюционный процесс страстей (на протяжении IV-XX веков) с последовательными обогащениями и формальными улучшениями, включая фантазии, общие места и ошибки, обусловленные как невежеством, так и слепым пиететом агиографов. Эти необоснованные отношения можно разбить следующим образом:

  • Апостол и даже небольшая первоначальная группа мучеников стали объединяться с топографически или литургически близкими группами;
  • Фигура преследователя была типична как самая жестокая из известных и традиционно считавшихся таковыми: Деций , Валериан и Диоклетиан; то же самое произошло и с фигурой правителя (praeses, proconsularis), которого часто называли Анулином, исторической фигурой четвертого века.
  • Допрос был непомерно продолжительным, часто в уста мученика вкладывались исповедания веры, подражавшие богословию того времени и писаниям Нового Завета ;
  • Мученика заставляли произносить спорные речи, плагиатируя содержание других произведений, как правило, апологетических сочинений, обращенных к язычникам или против ересей .

То же самое произошло с повествованиями о болях и пытках, продолжительными и умноженными без сохранения чудес, совершенных мучеником, украшенными зрелищным элементом, обеспеченным фантазией и легендой . На эту негативную с критической точки зрения трансформацию и развитие в значительной степени повлияли несколько факторов: распространение культа реликвий с неизбежными злоупотреблениями, которые легко вообразить; почитание святого-мученика, покровителя города, монастыря или церкви, что обязывало его найти или изобрести житие; особенно религиозная и набожная среда Средневековья , любимая монахами, которые были одними из самых активных авторов агиографических текстов.

Опуская первые собранные записи, которые являются неполными и уже считаются утерянными, можно сказать, что первым составителем был Евсевий Кесарийский , от которого известно название сочинения Мартирибуса, примечание 10 который, к сожалению, утерян. С другой стороны, Martyribus Palestinae сохранился. примечание 11 известная в Риме в шестом веке, во времена святого Григория Великого , о чем сам Папа сообщил епископу и патриарху Александрийскому Это была единственная коллекция , Евлогию, который запросил документацию о коллекциях Gesta Martyrum . примечание 12 Почти в то же время формировался великий мартиролог , называемый Иеронимиано, с поминовением всех мучеников, группировавший древнейшие мартирологи церквей. Этот факт важен, поскольку составление многих страстей тесно связано с этим мартирологом, послужившим отправной точкой. Позднее, параллельно с раскрытием повествований Gesta Martyrum , возникла необходимость синтезировать их в сжатые рассказы, в том числе в наиболее известных мартирологах того времени: сочиненных святым Бедой Достопочтенным в VIII веке и Флором из Лион , Атто и Усуард в девятом веке. Они имели в своем распоряжении данные о страстях и приспособляли их к литургическому воспоминанию календаря; некоторые из них, особенно Адон, не проявили критической озабоченности и использовали тексты, не оценивая их, путая и искажая данные и новости. Из-за таких сведений эти средневековые мартирологи были названы историческими мартирологами .

Нечто подобное происходило и в Восточной Церкви , где многочисленные страсти были собраны в сокращенном виде в богослужебных книгах, например, в Святителях ( Минеях ), в которых вводилось назначение на каждый день 12 месяцев года о Жизнь и мученичество святителя. То же произошло и с менологиями ( менологиями ), также разделенными на 12 томов, соответствующих 12 месяцам года; в них страсти синтезируются более обширно, чем в предыдущих. В десятом веке Симеон Метафраст составил менологию, читая, записывая и адаптируя фрагменты древних страстей, некоторые из которых сохранились только благодаря ему. В эпоху позднего средневековья были составлены многочисленные сборники «Житий святых», «Пасионистов», «Легендарников» и т. д., которые до сих пор встречаются в различных кодексах европейских библиотек; другие же были произвольно переработаны в других сборниках, позднее напечатанных и переведенных на вульгарный язык; таким образом, составляя обширную литературу, которая доходит до Ренессанс .

Агиографическая критика

[ редактировать ]

Трудно определить подлинность Acta Martyrum . Первой попыткой определить подлинность записей была попытка бенедиктинца Тьерри Рюнара , который собрал и опубликовал 117 текстов, которые считал подлинными. примечание 13 Они не были одинакового происхождения, поскольку только 74 содержали текст страстей, а остальные представляли собой абзацы и фрагменты, взятые из старых христианских писателей, таких как Евсевий, Иоанн Златоуст , Василий и Пруденций , в гимнах которых были извлечены абзацы о мучениках Ипполите Римском. и Святого Лаврентия . В большинстве случаев это исторические личности, однако отбор текстов не был систематическим и не сопровождался критическим анализом. Бенедиктинец, имевший довольно смутное представление о цели своей коллекции, намеревался лишь обнародовать самый древний и наиболее достоверный документ о каждом из мучеников, с намерением исключить фальсифицированные документы. [5]

В 1882 году Эдмон-Фредерик Ле Блан задумал продолжить и завершить компиляцию Рюинара и добавил еще одну группу записей, которую он считал аутентичной по адекватности повествования римским юридическим фразам. [6] Критерий Ле Блана не является строгим и еще раз показывает, насколько сложно удостоверить подлинность записей; различные подлинные списки Acta Martyrum , которые другие авторы набросали или собрали позже, [4] не представляют собой результат строгого научного анализа, а скорее представляют собой дополнения к работе Рюнарта.

Гораздо серьезнее, хотя и очень медленно, они занимаются этими работами по органическому плану болландистов. В последние годы ряд принципов и норм агиографической критики был раскрыт в отношении записей ряда специалистов, таких как Х. Ахелис, Дж. Геффкен и А. Гарнак в Германии; П. Аллар и Ж. Леклер во Франции ; иезуиты Ф. Гросси- Гонди , Луиджи Ланцони и Пио Франки де Кавальери в Италии . Однако наиболее ценный вклад принадлежит боландисту Г. Делээ, из сочинений которого можно было бы извлечь критические итоги. По сути, он внес самую надежную классификацию записей; он указал на различные компоненты досье мученика; он реконструировал вариант легенды, подчеркнув особую функцию массы и местных традиций; он изучал агиографические документы, параллельные повествовательным текстам, такие как мартирологи и синаксы; установил различное значение литературных, литургических и монументальных источников, в частности установив значение хронологических и топографических данных (учение о житийных координатах). Таким образом, он изложил и усовершенствовал дисциплину метода.С некоторым упреком говорилось, что агиографическая критика до сих пор интересовалась почти исключительно проблемами, связанными с подлинностью и хронологией документа, пренебрегая социальным аспектом и средой, в которой он был написан. , аспекты, которые, в свою очередь, помогают определить одну и ту же хронологию. Поэтому настаивали на необходимости «идентифицировать культурные и религиозные концепции, выраженные в документе, и установить ссылку на социальную среду, откуда исходит текст и к которой он адресован». [7]

Примечания

[ редактировать ]
1. ^ Например, Эстебан (Hch 7, 54) или Антипа (Ap 2, 13).
2. ^ Королевская испанская академия. Обычный словарь, слово «мученик».
3. ^ См. Мученичество Поликарпа 18
4. ^ См. Послание 12, 2: <<заметьте дни, которые превышают>> см. также Послание 39, 2;
5. ^ См. Страсти Пробия, Тарахи и Андриницы , BHG 1574.
6. ^ См. Страсти святой Симфорозы , BHL 7971; Acta Sanctorum, июль. IV, 355.
7. ^ См. БХГ 1331-1334.
8. ^ См. Ганс фон Кампенхаус
9. ^ КФ. Витрициус, «De laude Sanctorum» , 56.
10. ^ Cf. Historia ecclesiastica V, proemio en PG, 408.
11. ^ См. Хист. эккл., VII, приложение
12. ^ См. Григорий I, Реестр посланий 8:29
13. ^ См. Журнал первых искренних мучеников , Париж, 1689 год.
  1. ^ Jump up to: а б с д и «Деяния мучеников». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
  2. ^ Jump up to: а б Бридж, Джеймс. «Деяния мучеников». Католическая энциклопедия Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ «...вероятно, 22 из 156..». (Квастен 2004:86). Квастен2004
  4. ^ Jump up to: а б См. (Гросси-Гонди 1919:1). Гросси-Гонди1919
  5. ^ Jump up to: а б Ср. Агиографические сказания, 3 изд., III. Delehaye1955
  6. ^ Ср. <<Деяния мучеников. Дополнение к Acta secreta de dom Ruinart>> в «Воспоминаниях Академии надписей и изящной словесности» 30 (1882), часть 2.
  7. ^ С. Пеццалла, ок. в Библии, 32. Пеццелла1953

Библиография

[ редактировать ]
  • Acta Sanctorum (разные редакторы)
  • Эгрейн Р. (1953). Агиография, ее источники, ее методы, ее история . Париж. Кровь и гей.
  • BHG, 3-е изд., Брюссель, 1957 г.
  • ДАКЛ 1, 373–446
  • Делеэй Х. (1934). Пять уроков агиографического метода . Брюссель
  • Делеэй Х. (1933). Истоки культа мучеников , 2.ª изд. Брюссель
  • ^ Делеэй Х. (1955). Агиографические сказания , 4.ª изд. Брюссель
  • Делехай Х. (1966). Страсти мученические и литературные жанры , 2.ª изд. Брюссель
  • Делеэй Х. (1927). Санктус . Брюссель.
  • Галлина С. (1939). Мученики первых веков . Флоренция.
  • Гебхардт Ов (1902). Избранные деяния мучеников . Берлин А. Дункер.
  • ^ Гросси-Гонди Ф. (1919). Принципы и проблемы агиографической критики . Рим.
  • Кнопф Р. (1929). Избранные письма мучеников , 3-е изд.
  • ^ Пеццелла С. (1965). Деяния мучеников. Введение в историю древней агиографии . Рим.
  • ^ Квастен Дж. (2004). Патрология И. БАК.
  • Квенти Х. (1908). Исторические мартирологи в средние века . Париж. В. Лекофр, Ж. Габальда
  • Руинарт Т. (1659). Деяния первомучеников С уважением Париж Регенсбург
  • Рюттен Ф. (1955). Латинские мученические деяния и мученические письма , 3-е изд.
  • Руис Буэно Д. (1951). Деяния мучеников . Мадрид. БАК.
  • Шверд, А. (1960). Латинские мученические действия , Мюнхен. BHL, 2, Брюссель, 1898–1901 гг.
[ редактировать ]
Атрибуция

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Деяния мучеников ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da7728a3d62872b1ed54ab3801a35b88__1721523000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/88/da7728a3d62872b1ed54ab3801a35b88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Acts of the Martyrs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)