История железнодорожного транспорта в Великобритании


Железнодорожная система Великобритании началась со строительства местных изолированных деревянных вагонов, начиная с 1560-х годов. В конце 18 века возникла сеть местных железнодорожных сообщений, которыми управляли небольшие частные железнодорожные компании. Эти изолированные маршруты расширились во время железнодорожного бума 1840-х годов в национальную сеть, хотя первоначально ими управляли более ста конкурирующих компаний. В течение XIX и начала XX веков многие из них были объединены или куплены конкурентами, пока не осталась лишь горстка более крупных компаний. В этот период также наблюдался устойчивый рост участия правительства, особенно в вопросах безопасности, например, Железнодорожной инспекции .
Вся сеть была взята под контроль правительства во время Первой мировой войны , во время которой был продемонстрирован ряд преимуществ объединения и централизованного планирования. Однако правительство сопротивлялось призывам к национализации сети. В 1923 году почти все оставшиеся компании были сгруппированы в «большую четверку»: Great Western Railway , London and North Eastern Railway , London, Midland and Scottish Railway и Southern Railway . «Большая четверка» представляла собой акционерные публичные компании. В 1920-е и 1930-е годы растущая конкуренция со стороны автомобильного транспорта привела к снижению доходов, что привело к отсутствию инвестиций и, таким образом, к периоду медленного спада. «Большая четверка» тесно сотрудничала во время Второй мировой войны и продолжала управлять железнодорожной системой до 31 декабря 1947 года.
В начале 1948 года «большая четверка» была национализирована и образовала British Railways . Хотя первоначальных изменений в услугах было немного, их использование возросло, и сеть стала прибыльной. Быстрое внедрение дизельного и электрического подвижного состава для замены пара было принято в соответствии с Планом модернизации 1955 года. Однако сокращение количества пассажиров и финансовые потери в конце 1950-х и начале 1960-х годов вызвали спорные сокращения Beeching , в результате которых были закрыты многие ветки и магистральные линии. Высокоскоростные междугородние поезда появились в 1970-х годах. В 1980-х годах были приняты меры по резкому сокращению железнодорожных субсидий и на уровне выше инфляции повышению тарифов , что снизило потери. После секторизации British Rail InterCity стала прибыльной.
В период с 1994 по 1997 год железнодорожные операции были приватизированы , в результате чего право собственности на пути и инфраструктуру перешло к Railtrack , в то время как пассажирские перевозки были переданы по франшизе отдельным операторам частного сектора (первоначально существовало 25 франшиз ), а грузовые услуги были проданы напрямую. После приватизации пассажиропоток увеличился до самого высокого уровня за всю историю, но является ли это результатом приватизации, остается спорным . Авария в Хэтфилде положила начало серии событий, которые привели к окончательному краху Railtrack и ее замене на Network Rail , государственную компанию, не предназначенную для получения дивидендов. К 2018 году государственные субсидии железнодорожной отрасли в реальном выражении выросли примерно в три раза по сравнению с концом 1980-х годов, а стоимость проезда на поезде стоила дороже, чем в British Rail.
До 1830 года: пионеры
[ редактировать ]Вагонная дорога , по сути, железная дорога, приводившаяся в движение животными, тянущими автомобили или повозки, использовалась немецкими шахтерами в Колдбеке , Камбрия , Англия, возможно, с 1560-х годов. [1] Вагонная дорога была построена в Прескоте , недалеко от Ливерпуля , где-то около 1600 года, возможно, уже в 1594 году. Линия, принадлежавшая Филипу Лейтону, доставляла уголь из карьера возле Прескот-Холла до конечной остановки примерно в полумиле от него. [2]
сэра Фрэнсиса Уиллоуби Еще одним вагоном был вагон в Воллатоне в Ноттингемшире, построенный между 1603 и 1604 годами для перевозки угля. [3]
Еще в 1671 году в Дареме использовались железные дороги для облегчения перевозки угля; первым из них был Tanfield Wagonway . [4] Многие из этих трамвайных или вагонных путей были построены в 17 и 18 веках. Они использовали просто прямые и параллельные деревянные рельсы, по которым лошади тянули телеги с простыми железными колесами с ребордами, что позволяло передвигать несколько повозок одновременно. Первой общественной железной дорогой в мире была Lake Lock Rail Road , узкоколейная железная дорога, построенная недалеко от Уэйкфилда , Западный Йоркшир , Англия. [5] [6] [7]
Первые деревянные железные дороги были усовершенствованы в 1793 году, когда Бенджамин Аутрам построил трамвай длиной в милю с чугунными рельсами L-образной формы. [8] Эти рельсы устарели, когда Уильям Джессоп начал изготавливать чугунные рельсы без направляющих выступов — вместо них колеса телег имели фланцы . [9] Чугун хрупкий, поэтому рельсы легко ломались. Следовательно, в 1820 году Джон Биркеншоу представил метод прокатки рельсов из кованого железа , который использовался с тех пор. [10]

Первая общественная железная дорога для пассажирских перевозок была открыта железной дорогой Суонси и Мамблс в Ойстермуте в 1807 году с использованием конных экипажей на существующей трамвайной линии . [11]
В 1802 году Ричард Тревитик спроектировал и построил первый (безымянный) паровоз, ходивший по гладким рельсам. [12]

Первым коммерчески успешным паровозом была Саламанка , построенная в 1812 году Джоном Бленкинсопом и Мэтью Мюрреем для 4 фута ( 1219 мм ) колеи Миддлтонской железной дороги . [13] Саламанка представляла собой реечный локомотив с зубчатыми колесами, приводимыми в движение двумя цилиндрами, встроенными в верхнюю часть котла с центральным дымоходом. [14]
В 1813 году Уильям Хедли и Тимоти Хакворт спроектировали локомотив ( Пыхтящий Билли ) для использования на трамвае между Стоктоном и Дарлингтоном . [15] В «Пыхтящем Билли» поршневые штоки поднимались вверх к поворотным балкам, которые, в свою очередь, соединялись штангами с коленчатым валом под рамой, который, в свою очередь, приводил в движение шестерни, прикрепленные к колесам. Это означало, что колеса были соединены, что обеспечивало лучшее сцепление с дорогой. Год спустя Джордж Стефенсон усовершенствовал эту конструкцию, создав свой первый локомотив «Блюхер» . [16] Это был первый локомотив, в котором использовались одноребордные колеса.
Этот проект убедил сторонников предлагаемой железной дороги Стоктон-Дарлингтон назначить Стивенсона инженером этой линии в 1821 году. [17] [18] Хотя изначально предполагалось, что движение будет конным, Стивенсон провел новое обследование маршрута, чтобы обеспечить возможность перевозки паром. Впоследствии в закон были внесены поправки, разрешающие использование паровозов, а также разрешающие перевозку пассажиров по железной дороге. Маршрут длиной 25 миль (40 км) открылся 27 сентября 1825 года и с помощью «Локомотива № 1 » Стивенсона стал первой в мире общественной железной дорогой с локомотивной тягой. [19] [20]
1830–1922: Раннее развитие.
[ редактировать ]
В 1830 году Ливерпульско-Манчестерская железная дорога . открылась [21] Будучи первой в мире междугородной пассажирской железной дорогой и первой, которая имела «регулярные» рейсы, конечные станции и услуги в том виде, в каком мы их знаем сегодня, она установила образец для современных железных дорог. Железные дороги перевозили грузы и пассажиров, а также первую в мире грузовую конечную станцию на железнодорожной товарной станции Парк-Лейн в южных доках Ливерпуля, к которой ведет туннель Уэппинг длиной 1,26 мили . [22] [23] В 1836 году на конце Ливерпуля линия была продлена до станции Лайм-стрит в центре Ливерпуля через туннель длиной 1,1 мили. [24]
Многие из первых государственных железных дорог были построены как местные железнодорожные пути, которыми управляли небольшие частные железнодорожные компании. С увеличением скорости строилось все больше и больше линий, часто без учета их потенциала для движения. 1840-е годы были, безусловно, самым большим десятилетием для развития железных дорог. [25] [26] В 1840 году, когда началось десятилетие, железнодорожные линии в Британии были немногочисленны и разбросаны, но за десять лет была создана практически полная сеть, и подавляющее большинство городов и деревень имели железнодорожное сообщение. [ нужна ссылка ] а в некоторых случаях даже два или три. В течение XIX и начала XX веков большинство независимых железнодорожных компаний-первопроходцев объединились или были куплены конкурентами, пока не осталась лишь горстка более крупных компаний (см. « Железнодорожная мания »).
Другие страны быстро стремились получить британский опыт в этой области для развития своих собственных железных дорог. в Великобритании, был Локомотив построенный Le Belge, построен для первой магистральной линии континентальной Европы - линии Брюссель-Мехелен. [27] в то время как Адлер , еще один локомотив класса патентообладателя , буксировал первые коммерчески успешные пассажирские и товарные поезда в Германии . [28] Для некоторых из этих клиентов новаторская железнодорожная отрасль Великобритании ассоциировалась с мощью, смелостью и скоростью. [29]
В этот период также наблюдался устойчивый рост участия правительства, особенно в вопросах безопасности. 1840 Закон о регулировании железных дорог г. [30] уполномочил Совет по торговле назначать железнодорожных инспекторов. Железнодорожная инспекция была создана в 1840 году для расследования причин аварий и рекомендации способов их предотвращения. [31] Еще в 1844 году в парламент был внесен законопроект, предлагающий государственную покупку железных дорог; это не было принято. Однако это привело к введению минимальных стандартов конструкции вагонов. [32] и обязательное предоставление пассажирам мест третьего класса – так называемых « парламентских поездов ». [33]
Железнодорожные компании перестали быть прибыльными после середины 1870-х годов. [34] Национализация железных дорог была впервые предложена Уильямом Юартом Гладстоном еще в 1840-х годах, и призывы к национализации продолжались на протяжении всего столетия, причем Ф. Кедделл писал в 1890 году, что «единственным действительным основанием для сохранения монополии было бы доказательство того, что Компании справедливо и правильно использовали свои великие полномочия и способствовали процветанию людей. Но на самом деле все наоборот». [35] Вся сеть была взята под контроль правительства во время Первой мировой войны , и был достигнут ряд преимуществ объединения и планирования. [36] [37] Однако консервативные члены коалиционного правительства военного времени сопротивлялись призывам к формальной национализации железных дорог в 1921 году.
1923–1947: Большая четверка
[ редактировать ]1 января 1923 года почти все железнодорожные компании были сгруппированы в « большую четверку» : Great Western Railway , London and North Eastern Railway , London, Midland and Scottish Railway и Southern Railway . [38] Ряд других линий, уже действовавших как совместные железные дороги , остались отдельными от «Большой четверки»; в их число входили Объединенная железная дорога Сомерсета и Дорсета, а также Объединенная железная дорога Мидленда и Великой Северной . «Большая четверка» была акционерными публичными компаниями и продолжала управлять железнодорожной системой до 31 декабря 1947 года.
Конкуренция со стороны автомобильного транспорта в 1920-х и 1930-х годах значительно снизила доходы железных дорог, хотя потребности в обслуживании сети никогда не были такими высокими, поскольку инвестиции были отложены в последнее десятилетие. Железнодорожные компании обвинили правительство в том, что оно благоприятствует автомобильным перевозкам посредством строительства дорог, субсидируемых налогоплательщиками, и в то же время ограничивает возможности железнодорожной отрасли использовать гибкое ценообразование, поскольку оно придерживается согласованных на национальном уровне тарифных карточек. В ответ правительство заказало несколько неубедительных отчетов; В отчете Солтера 1933 года наконец рекомендовалось облагать автомобильный транспорт налогом непосредственно для финансирования дорог, а также были введены повышенные акцизы на транспортные средства и пошлины на топливо. Он также отметил, что многие мелкие линии никогда не смогут конкурировать с автомобильными грузоперевозками. [39] [40] Хотя эти изменения в ценах на автомобильные дороги помогли им выжить, железные дороги вступили в период медленного упадка из-за отсутствия инвестиций и изменений в транспортной политике и образе жизни.
За этот период произошло несколько важных событий и инноваций. На протяжении 1920-х и 1930-х годов Южная железная дорога инвестировала значительные средства в электрификацию железных дорог ; [41] к концу 1929 года Южные действовали над 277 + 1 ⁄ мили маршрута ( 446,6 км) электрифицированного пути третьего железнодорожного пути и в этом году пройдено 17,8 млн электропоездных миль. [42] [43] В 1933 году Великая Западная железная дорога представила первый из своих дизельных вагонов , что стало ранним шагом к долгосрочному будущему пассажирских поездов. [44] [45] 3 июля 1938 года самолет класса A4 4468 Mallard Лондонской и Северо-Восточной железной дороги установил мировой рекорд скорости - 126 миль в час (202,8 км/ч). [46] [47]
Во время Второй мировой войны руководство компаний объединилось, эффективно действуя как одна компания, чтобы помочь стране в военных действиях. Железнодорожная сеть в некоторых районах сильно пострадала из-за бомбардировок немецких люфтваффе , особенно в таких городах, как Лондон и Ковентри ; Повреждено 482 локомотива, 13 314 пассажирских и 16 132 грузовых вагона. [48] Этот ущерб серьезно повлиял на ресурсы железных дорог, и образовалось значительное отставание в ремонте. После 1945 года по практическим и идеологическим причинам правительство решило перевести железнодорожную отрасль в государственный сектор . [49] [50]
1948–1994: Британская железная дорога
[ редактировать ]
С начала 1948 года железные дороги были национализированы и образовали компанию British Railways (впоследствии «British Rail») под контролем Британской транспортной комиссии . [51] Хотя первоначальных изменений в услуге было немного, ее использование возросло, и сеть стала прибыльной. Реконструкция путей и станций была завершена к 1954 году. Доходы железных дорог упали, и в 1955 году сеть снова перестала быть прибыльной. В середине 1950-х годов в рамках плана модернизации, стоимостью многих миллионов фунтов, был поспешно внедрен дизельный и электрический подвижной состав для замены парового, но ожидаемого перевода обратно с автомобильного транспорта на железнодорожный так и не произошло, и потери начали расти. [52] [53] Эта неспособность сделать железные дороги более прибыльными за счет инвестиций привела к тому, что правительства всех политических убеждений ограничили инвестиции в железные дороги капельным подачей и стремились к экономии за счет сокращений.
Стремление к прибыльности привело к значительному сокращению сети в середине 1960-х годов. Правительство поставило доктору Ричарду Бичингу задачу реорганизовать железные дороги (« Топор Бичинга »). [54] [55] Эта политика привела к закрытию многих веток и второстепенных маршрутов, поскольку они считались нерентабельными; закрытие одной трети всех станций, обычно обслуживающих сельские общины, привело к удалению значительной части подъездных перевозок из магистральных пассажирских перевозок. [56] Закрытие многих грузовых депо, которые использовались более крупными отраслями промышленности, такими как угольная и металлургическая, привело к переводу большого количества грузов на автомобильные перевозки. Масштабные закрытия были крайне непопулярны среди широкой публики в то время и остаются таковыми по сей день. [57] [58]
Уровень пассажиров неуклонно снижался с конца пятидесятых до конца семидесятых годов. [59] высокоскоростных поездов InterCity 125 . Затем пассажирские перевозки пережили ренессанс с появлением в конце 1970-х - начале 1980-х годов [60] [61] В 1980-е годы наблюдались серьезные сокращения государственного финансирования и рост цен на проезд выше инфляции , но услуги стали более рентабельными. Инвестиции были вложены в электрификацию главной линии Восточного побережья (ECML) и InterCity 225 , введенного в эксплуатацию в конце 1980-х годов. высокоскоростного электрического поезда [62] [63] В середине 1980-х годов British Rail начала заменять свой большой парк DMU первого поколения новым подвижным составом, а именно семействами Pacer и Sprinter . [64] [65]
В 1972 году British Rail была реорганизована; в результате секторизации были созданы три пассажирских сектора: InterCity , осуществляющий основные экспресс-перевозки; London & South East (переименованная в Network Southeast в 1986 году), обслуживающая пригородные перевозки в районе Лондона; Провинциальная компания (переименованная в Региональные железные дороги в 1989 году), отвечающая за все остальные пассажирские перевозки. [65] После секторизации InterCity стала прибыльной и вошла в число 150 крупнейших компаний Великобритании, осуществляющих перевозки из центра города в центр страны по всей стране от Абердина и Инвернесса на севере до Пула и Пензанса на юге. [66]
В период с 1994 по 1997 год British Rail была приватизирована консервативным правительством под руководством Джона Мейджора . [67] [68] Право собственности на путь и инфраструктуру перешло к Railtrack , пассажирские перевозки были переданы по франшизе отдельным операторам частного сектора (первоначально было 25 франшиз), а грузовые услуги были проданы сразу (было создано шесть компаний, но пять из них были проданы одному и тому же покупателю). . [69] [70] [71]
1995 г. и далее: Пост-приватизация
[ редактировать ]


После приватизации количество пассажиров быстро выросло; к 2010 году по железным дорогам было перевезено больше пассажиров, чем когда-либо с 1920-х годов. [73] [74] а к 2014 году количество пассажиров выросло до самого высокого уровня за всю историю, увеличившись более чем вдвое за 20 лет после приватизации. Стоимость проезда на поезде выше, чем у British Rail. [75]
Железные дороги стали значительно безопаснее после приватизации и сейчас являются самыми безопасными в Европе. [76] Однако общественный имидж железнодорожного транспорта был подорван несколькими известными авариями вскоре после приватизации. К ним относятся железнодорожная авария в Саутхолле (когда поезд с неисправной автоматической системой предупреждения пропустил сигнал остановки ), [77] железнодорожная авария в Лэдброк-Гроув (также вызванная прохождением поездом сигнала остановки) [78] [79] и авария в Хэтфилде (вызванная фрагментацией рельса из-за образования микроскопических трещин). [80] [81]
После аварии в Хэтфилде компания железнодорожной инфраструктуры Railtrack ввела более 1200 экстренных ограничений скорости на своей сети и инициировала чрезвычайно дорогостоящую общенациональную программу замены путей. Последовавшие за этим серьезные сбои в работе национальной сети и растущие расходы компании привели в движение серию событий , которые привели к окончательному краху компании и ее замене на Network Rail , государственную компанию, не предназначенную для получения дивидендов. [82] [83]
С апреля 2016 года работа британской железнодорожной сети неоднократно подвергалась серьезным нарушениям в результате широкомасштабных забастовок железнодорожников , затрагивающих железнодорожные франшизы по всей стране. [84] Забастовка на южных службах началась из-за спора по поводу запланированного введения режима работы только для водителей. [85] и с тех пор расширился, чтобы охватить множество различных вопросов, влияющих на железнодорожную отрасль; [86] по состоянию на февраль 2018 года большая часть забастовок остается неразрешенной, и запланированы дальнейшие забастовки. [87] Пандемия COVID-19 в начале 2020-х годов привела к резкому сокращению количества пассажиров. [88] [89] [90]
По состоянию на 2018 год государственные субсидии железнодорожной отрасли в реальном выражении были примерно в три раза выше, чем в конце 1980-х годов. [91]
См. также
[ редактировать ]- Экономическая история Соединенного Королевства
- История железнодорожного транспорта
- Железнодорожный транспорт в Великобритании
- Список первых британских железнодорожных компаний
- История железнодорожного транспорта в Ирландии
- Британская почтовая система
- Список железнодорожных линий Великобритании
- Список закрытых железнодорожных линий в Великобритании
- Британские узкоколейные железные дороги
- Британские промышленные узкоколейные железные дороги
- Электрификация железных дорог в Великобритании
- Британские электропоезда
- Британские вагоны и дизель-поезда
- История по эпохам
- История железнодорожного транспорта в Великобритании до 1830 г.
- История железнодорожного транспорта Великобритании 1830–1922 гг.
- История железнодорожного транспорта Великобритании 1923–1947 гг.
- История железнодорожного транспорта Великобритании 1948–1994 гг.
- История железнодорожного транспорта в Великобритании с 1995 г. по настоящее время.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уоррен Эллисон, Сэмюэл Мерфи и Ричард Смит, Ранняя железная дорога в немецких шахтах Колдбека в Г. Бойсе (ред.), Ранние железные дороги 4: Документы с 4-й Международной конференции ранних железных дорог 2008 г. (Six Martlets, Садбери, 2010 г.), стр. 52–69.
- ^ Джонс, Марк (2012). Ланкаширские железные дороги – История пара . Ньюбери: Деревенские книги. п. 5. ISBN 978-1-84674-298-9 .
- ^ Хилтон, Стюарт (2007). Великий эксперимент: рождение железных дорог, 1820-1845 гг . Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-0-7110-3172-2 .
- ^ Эллис, Гамильтон (1968). Иллюстрированная энциклопедия железных дорог . Издательская группа Хэмлин. п. 12.
- ^ Бэйлисс, Д.А. (1981). Дорога к Первой общественной железной дороге. Местный путеводитель по живой истории № 4 . [ нужна страница ]
- ^ Доусон, Пол Л. (15 ноября 2015 г.). Секретный Уэйкфилд . Эмберли Паблишинг Лимитед. [ нужна страница ]
- ^ Эмблер, Д.В. (1989). История и практика британских железных дорог: новая программа исследований . Эшгейт. [ нужна страница ]
- ^ Шофилд, РБ (2000). Бенджамин Аутрам 1764–1805: инженерная биография . Кардифф: Мертон Прайори. ISBN 1-898937-42-7 . [ нужна страница ]
- ^ Хэдфилд, Чарльз; Скемптон, Алек Уэстли (1979). Уильям Джессоп, инженер . Дэвид и Чарльз. [ нужна страница ]
- ^ Спецификация патента Джона Биркиншоу] на усовершенствование конструкции рельсов из ковкого железа для использования на железных дорогах; с замечаниями о сравнительных достоинствах железных дорог из литого металла и ковкого железа . Майкл Лонгридж, Ньюкасл: Э. Уокер, 1821 г. Примечание: издание 1838 г. (онлайн здесь ) не содержит цитируемых предложений.
- ^ «Железная дорога Мамблс была «замечательной» » . Новости Би-би-си. 25 марта 2007 г.
- ^ Тревитик, Фрэнсис (1872). Жизнь Ричарда Тревитика: с отчетом о его изобретениях, Том 1 . Э. и ФН Спон.
- ^ Эллис, Гамильтон (1968). Иллюстрированная энциклопедия железных дорог . Издательская группа Хэмлин. п. 20.
- ^ Набарро, Джеральд (1972). Паровая ностальгия: сохранение локомотивов и железных дорог в Великобритании . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 139. ИСБН 0-7100-7391-7 .
- ^ «Пыхтящий Билли» . Спартак Образовательный . Архивировано из оригинала 15 ноября 2006 года . Проверено 24 ноября 2006 г.
- ^ «История паровозов» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 года . Проверено 24 ноября 2006 г.
- ^ Кирби 2002 , с. 184.
- ^ Томлинсон 1915 , с. 74.
- ^ Боуз, олдермен (1883). Джордж Стивенсон, Локомотив и первая общественная железная дорога: лекция, прочитанная в Королевском музее и библиотеке Солфорда . Джон Хейвуд. [ нужна страница ]
- ^ Кассерли, ХК (1976). Сохранившиеся локомотивы (4-е изд.). Лондон: Ян Аллан. п. 16. ISBN 071100725X .
- ^ «Создание Ливерпульско-Манчестерской железной дороги» . Музей науки и промышленности . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ «Технико-экономическое обоснование соединения городской линии с северной линией» (PDF) . merseytravel.gov.uk . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ «Туннели Уоппинг и Краун-стрит» . Инженерные сроки . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Merseyside Tales: развитие станции Liverpool Lime Street» . Ливерпульское Эхо . 7 апреля 2012 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Кэмпбелл, Гарет (2014), «Политика правительства во время британской железнодорожной мании и коммерческого кризиса 1847 года» , Британские финансовые кризисы с 1825 года , Oxford University Press, стр. 58–75, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199688661.003.0004 , ISBN 978-0-19-968866-1
- ^ Кассон, Марк (2009). Первая в мире железнодорожная система: предпринимательство, конкуренция и регулирование железнодорожной сети в викторианской Британии . ОУП Оксфорд. стр. 29, 289, 298, 320. ISBN. 9780199213979 . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ «Строительство паровозов в Бельгии» . www.tassignon.be (на французском языке).
- ^ Маркус Хель: «Адлер» — первый паровоз Германии. Weltbild, Аугсбург, 2008 г., с. 32.
- ^ Питер Хейгл. Адлер – станции паровоза на протяжении трёх столетий. Книжное и художественное издательство Оберпфальц, Амберг, 2009 г., ISBN 978-3-935719-55-1 , с. 30
- ^ Закон о регулировании железных дорог 1840 года , первоначально опубликованный HMSO; ссылка на архив железных дорог
- ^ Холл, Стэнли (28 сентября 1990 г.). Железнодорожные детективы: 150-летняя сага железнодорожной инспекции . Ian Allan Ltd. Шеппертон: ISBN 978-0-7110-1929-4 .
- ^ Закон о регулировании железных дорог 1844 года , первоначально опубликованный HMSO; ссылка на архив железных дорог
- ^ МакДермотт, ET, История Великой Западной железной дороги , Лондон: Великая Западная железная дорога, 1927, Том. 1, часть 2, стр. 640
- ^ Митчелл, Брайан; Чемберс, Дэвид; Крафты, Николай (август 2009 г.). «Насколько хороша была прибыльность Британских железных дорог в 1870–1912 годах?» (PDF) . Университет Уорика . Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Кедделл, Ф. (1890). Национализация нашей железнодорожной системы: ее справедливость и преимущества . Лондон: Современная пресса.
- ^ Деррик, Бруно (8 сентября 2011 г.). «Железные дороги и мобилизация на войну в 1914 году» . Nationalarchives.gov.uk .
- ^ «ПОЕЗДА СКОРОЙ ПОМОЩИ: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ПРИНЕСЕТСЯ ДОМОЙ» . Railwaymuseum.org.uk . 1 февраля 2019 г.
- ^ Правительство Ее Величества (1921 г.). «Закон о железных дорогах 1921 года» . ХМСО . Проверено 25 ноября 2006 г. - из Архива железных дорог.
- ^ Штамп, Иосия (31 января 1933 г.). «Дороги и железные дороги - защита отчета Солтера». Таймс .
- ^ Солтер, Артур (1934). На пути к плановой экономике . Нью-Йорк: Джон Дэй.
- ^ Уайт 1969 , стр. 181–183.
- ^ Уайт 1969 , с. 193.
- ^ Муди 1963, стр. 56–75.
- ^ «Вагоны Great Western. Вагоны с кузовом Park Royal, номера с 1 по 4» . Большой Западный Архив . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Судья, CW (2008). История дизельных вагонов Great Western AEC . Саутгемптон: Лапша. ISBN 978-1-906419-11-0 . OCLC 233788958 .
- ^ Хьюз, Джеффри (2001). Сэр Найджел Гресли: Инженер и его семья . Оквуд Пресс. п. 147. ИСБН 0-85361-579-9 .
- ^ Семменс, PWB (1989). Скорость на главной линии восточного побережья . Патрик Стивенс. п. 64. ИСБН 978-0850599305 .
- ^ «Догоняем.... (реклама «Большой четверки»)». Железнодорожный журнал . Том. 92, нет. 564. Вестминстер: Railway Publishing Co., июль – август 1946 г., с. xi.
- ^ Правительство Ее Величества (1947 г.). «Закон о транспорте 1947 года» . Канцелярия Ее Величества. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 25 ноября 2006 г. - из Архива железных дорог.
- ^ «Национализированная железная дорога: 1948–1992» . Архив железных дорог . Архивировано из оригинала 17 сентября 2008 года . Проверено 6 сентября 2008 г.
- ^ Правительство Ее Величества (1947 г.). «Закон о транспорте 1947 года» . Канцелярия Ее Величества . Проверено 25 ноября 2006 г. - из Архива железных дорог.
- ^ «История правления Британских железных дорог» . Национальный архив. Архивировано из оригинала 14 октября 2006 года . Проверено 25 ноября 2006 г.
- ^ Британская транспортная комиссия (1954 г.). «Модернизация и переоборудование Британских железных дорог» . Британская транспортная комиссия. Архивировано из оригинала 31 октября 2006 года . Проверено 25 ноября 2006 г. - из Архива железных дорог.
- ^ Британская транспортная комиссия (1963). «Реформирование Британских железных дорог. Часть 1: Отчет» . Канцелярия Ее Величества . Проверено 25 ноября 2006 г. - из Архива железных дорог.
- ^ Британская транспортная комиссия (1963). «Реформирование Британских железных дорог. Часть 2: Карты» . Канцелярия Ее Величества . Проверено 25 ноября 2006 г. - из Архива железных дорог.
- ^ «Отчет Бичинга предлагает закрыть почти треть из 7000 британских железнодорожных станций» . Таймс . № 55661. 28 марта 1963 г. с. 8.
- ^ «Неужели доктор Бичинг ошибся, сократив железную дорогу 50 лет назад?» . Новости Би-би-си. 27 марта 2013 г.
- ^ Лорд Стоунхэм (1963). «Экономические и социальные аспекты плана Бичинга» . Палата лордов. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года на сайте Railwaysarchive.co.uk.
- ^ Великобритании. Министерство транспорта Архивировано 17 октября 2004 г. в Wayback Machine (DfT), в частности, таблица 6.1 из статистики транспорта Великобритании, 2006 г. Архивировано 8 сентября 2008 г. в Wayback Machine (файл PDF, 4 МБ).
- ^ Марсден, Колин Дж. (1983). British Rail, 1983 г. Движущая сила: совокупный объем . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-1284-4 .
- ^ «Новый поезд вступил в строй» . Новости Би-би-си . 4 октября 1976 года . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ «ИЗ АРХИВОВ: 91-й класс...обещание не выполнено» . Железнодорожный журнал . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Семменс, Питер (1990). Скорость на главной линии восточного побережья: полтора века ускоренных услуг . Патрик Стивенс Лтд. 235. ИСБН 0-85059-930-Х .
- ^ Шор, AGL (апрель 1987 г.). «Программа замены дизельных агрегатов British Rail Rail». Труды Института инженеров-механиков, Часть D: Транспортная инженерия . 201 (2): 115–122. дои : 10.1243/PIME_PROC_1987_201_165_02 . S2CID 109194039 .
- ^ Jump up to: а б Томас, Дэвид Сент-Джон ; Уайтхаус, Патрик (1990). БР в восьмидесятые годы . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз . ISBN 978-0-7153-9854-8 . ОЛ 11253354М . Викиданные Q112224535 .
- ^ «Падение и подъем британских железных дорог» . Новости железнодорожного персонала . 19 декабря 2013 года . Проверено 11 ноября 2016 г.
- ^ Правительство Ее Величества (1903 г.). «Закон о железных дорогах 1993 года» . Канцелярия Ее Величества . Проверено 26 ноября 2006 г. - из Архива железных дорог.
- ^ Душитель, Тим (2002). «Ностальгия по национализации – политика приватизации» . Социологические исследования онлайн . 7 (1): 92–105. дои : 10.5153/сро.701 . S2CID 144684740 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «EWS Железная дорога – История компании» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
- ^ «Великая распродажа поездов: кто не знает?» . Новости Би-би-си . 20 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 г. Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Мясник, Луиза (24 марта 2010 г.). «Железные дороги: Railtrack, 1994–2002» (PDF) . парламент.uk . Архивировано (PDF) из оригинала 19 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Отдел статистики транспорта: Пассажирский транспорт: по видам транспорта, ежегодно с 1952 года» .
- ^ Великобритании. Управление железнодорожного регулирования Архивировано 9 ноября 2008 г. в Веб-архиве правительства Великобритании (ORR), в частности, раздел 1.2 из National Rail Trends 2006-2007 Q1. Архивировано 7 ноября 2008 г. в Веб-архиве правительства Великобритании (файл PDF).
- ^ «Рост на 6,9% в 2010 году выводит спрос на железнодорожные перевозки на новый высокий уровень» . Ассоциация компаний по эксплуатации поездов . Февраль 2011 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2015 г. Проверено 25 февраля 2015 г.
- ^ Суэйн, Джон (1 декабря 2008 г.). «Проезд на поезде стоит на 0,6% дороже, чем у British Rail» . «Дейли телеграф» . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «Британские железные дороги теперь самые безопасные в Европе» . Управление автомобильного и железнодорожного транспорта. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Профессор Джон Уфф (QC FREng) (2000). «Расследование отчета о расследовании железнодорожной аварии в Саутхолле» . Архив железных дорог . (Первоначально опубликовано Канцелярией Ее Величества) . Проверено 30 ноября 2006 г.
- ^ Достопочтенный лорд Каллен (ПК) (2001). «Расследование по железнодорожному делу в Ладброк-Гроув: отчет, часть 1» . Архив железных дорог . (Первоначально опубликовано Канцелярией Ее Величества) . Проверено 30 ноября 2006 г.
- ^ Достопочтенный лорд Каллен (ПК) (2001). «Расследование по железнодорожному делу в Лэдброк-Гроув: отчет, часть 2» . Архив железных дорог . (Первоначально опубликовано Канцелярией Ее Величества) . Проверено 30 ноября 2006 г.
- ^ Железнодорожная безопасность; Совет по стандартам (2004 г.). «Отчет и рекомендации Хэтфилда» . Архив железных дорог . (Первоначально опубликовано Канцелярией Ее Величества) . Проверено 30 ноября 2006 г.
- ^ Панк, Филип (18 октября 2010 г.). «Безопасность на железнодорожном транспорте все еще остается проблемой» спустя 10 лет после Хэтфилда» . Таймс . п. 11. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ «Сеть железных дорог — наша история» . Сетевая железная дорога . Проверено 30 ноября 2006 г.
- ^ «Учет потребностей производителей: пример железнодорожной инфраструктуры Великобритании» (PDF) . Центр менеджмента и организационной истории. п. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ «В зоне безопасности поезда идут забастовки» . Новости Би-би-си . 8 января 2018 г.
- ^ «Забастовка южных железнодорожников вызывает сбои» . Новости Би-би-си . 26 апреля 2016 г.
- ^ «В зоне безопасности поезда идут забастовки» . Новости Би-би-си . 8 января 2018 г.
- ^ «РМТ объявляет о новой забастовке на Южной железной дороге» . Новости Би-би-си . 22 февраля 2018 г.
- ^ «Снизьте стоимость проезда на поезде, чтобы противостоять спаду Covid-19 в поездах, призывает надзорный орган» . Хранитель . 18 августа 2020 г. Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Коронавирус: движение поездов будет сокращено из-за падения спроса» . Новости Би-би-си . 20 марта 2020 г. Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Воздействие Covid-19 на железные дороги: может ли пандемия нарушить железнодорожное сообщение?» . www.railway-technology.com . 11 августа 2020 г. Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Рахман, Грейс (7 ноября 2018 г.). «Насколько государство субсидирует железные дороги?» . Полный факт . Проверено 5 декабря 2019 г.
Источники
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Симмонс, Джек ; Биддл, Гордон, ред. (1999). Оксфордский справочник по истории британских железных дорог: с 1603 по 1990-е годы (2-е изд.).
- Уайт, HP (1986). Забытые железные дороги . Ньютон-Эббот, Девон: Дэвид Сент-Джон Томас. ISBN 978-0-946537-13-6 .
- Вествуд, Джон. Иллюстрированная история железных дорог . Книги Бромптона.
До 1830 г.
[ редактировать ]- Хэдфилд, Чарльз; Скемптон, AW (январь 1979 г.). Уильям Джессоп, инженер . Ньютон Эббот: М. и М. Болдуин. ISBN 978-0-7153-7603-4 .
- Кирби, Морис В. (4 июля 2002 г.). Истоки железнодорожного предприятия: Стоктон-Дарлингтонская железная дорога 1821–1863 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89280-3 .
- Шофилд, РБ (октябрь 2000 г.). Бенджамин Аутрам, 1764–1805: инженерная биография . Кардифф: Мертон Прайори Пресс. ISBN 978-1-898937-42-5 .
- Рэнсом, PJG (июль 1989 г.). Викторианская железная дорога и как она развивалась . Лондон: Уильям Хайнеманн. ISBN 978-0-434-98083-3 .
- Томлинсон, Уильям Уивер (1915). Северо-Восточная железная дорога: ее возникновение и развитие . Эндрю Рид и компания. OCLC 504251788 .
- «История железной дороги в Британии» . Исторический Херефордшир онлайн . Архивировано из оригинала 3 марта 2006 года . Проверено 24 ноября 2006 г.
- «Старые времена — история паровоза» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 года . Проверено 24 ноября 2006 г.
- Денди Маршалл, CF (1929). «Испытания локомотива Рейнхилла 1829 года». Труды Общества Ньюкомена . 9 .
- Дауд, Стивен (май 1999 г.). «Ливерпульско-Манчестерская железная дорога» . Журнал Международного общества облигаций и акций . Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 24 ноября 2006 г.
- «Широкая история» . Журнал Железнодорожного общества Монмутшира . Лето 1985 года . Проверено 24 ноября 2006 г.
1830–1922
[ редактировать ]- Маккенна, Фрэнк (1975). «Викторианские железнодорожники» . Мастерская истории (1): 26–73. JSTOR 4288033 — через JSTOR .
- Рэнсом, PJG (июль 1989 г.). Викторианская железная дорога и как она развивалась . Лондон: Уильям Хайнеманн. ISBN 978-0-434-98083-3 .
- Музей науки (ноябрь 1972 г.). Предварительная группировка железных дорог: их развитие и отдельные особенности: Часть 1 . Лондон: Канцелярские офисные книги. ISBN 978-0-11-290153-2 .
- Куча, Кристина; Ван Римсдейк, Джон (ноябрь 1980 г.). Предварительная группировка железных дорог: их развитие и отдельные особенности: Часть 2 . Лондон: Канцелярские офисные книги. ISBN 978-0-11-290309-3 .
- Куча, Кристина; Ван Римсдейк, Джон (ноябрь 1985 г.). Предварительная группировка железных дорог: их развитие и отдельные особенности: Часть 3 . Лондон: Канцелярские офисные книги. ISBN 978-0-11-290432-8 .
- Атлас и справочник предварительной группировки Британских железных дорог (5-е изд.). Шеппертон: Ян Аллан. 1980. ISBN 978-0-7110-0320-0 .
1923–1947
[ редактировать ]- Турре, Р. (ноябрь 2003 г.). Инженерные работы GWR, 1928–1938 гг . Издательство Турре. ISBN 978-0-905878-08-9 .
- ОС Нок (1967). История Великой Западной железной дороги, том третий, 1923-48 гг . Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0304-0 .
- Муди, GT (1963). Саузерн Электрик 1909–1963 . Лондон: Издательство Ian Allan Publishing.
- Нок, ОС (1982). История LMS. Том. 1: Первые годы, 1923-1930 гг . Джордж Аллен и Анвин. ISBN 978-0-04-385087-9 .
- Нок, ОС (1982). История LMS. Том. 2: Рекордные тридцатые годы, 1931–1939 гг . Джордж Аллен и Анвин. ISBN 978-0-04-385093-0 .
- Уайт, HP (1969). Региональная история железных дорог Великобритании: Южная Англия, т. 2 . Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-4733-0 .
1948–1994
[ редактировать ]- Хеншоу, Дэвид (1994). Великий железнодорожный заговор: падение и подъем британских железных дорог с 1950-х годов (2-е изд.). Хоуз, Северный Йоркшир: Leading Edge Press. ISBN 978-0-948135-48-4 .
- Гурвиш, Терри (2002). Британские железные дороги: 1974-97: от интеграции к приватизации . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926909-9 .
- «История правления Британских железных дорог» . Национальный архив. Архивировано из оригинала 14 октября 2006 года . Проверено 25 ноября 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэгвелл, Филип. Транспортная революция 1770–1985 гг. (Routledge, 1988) охватывает все формы.
- Бэгвелл, Филип С. Железнодорожная клиринговая палата: в британской экономике 1842–1922 гг. (Тейлор и Фрэнсис, 2022).
- Богарт, Дэн и др. «Железные дороги, расхождения и структурные изменения в Англии и Уэльсе XIX века». Журнал городской экономики 128 (2022): 103390. онлайн.
- Брэдли, Саймон. Железные дороги: нация, сеть и люди . 2015 год
- Брэндон, Дэвид Л. и Алан Брук. Ненавистники железных дорог: оппозиция железным дорогам с 19 по 21 века (Перо и меч, 2019).
- Кассон, Марк. Первая в мире железнодорожная система: предпринимательство, конкуренция и регулирование железнодорожной сети в викторианской Великобритании (Oxford UP, 2009).
- Клэпхэм, Дж. Х. Экономическая история современной Великобритании; Ранняя эпоха железных дорог, 1820–1850 (1930) онлайн
- Крафты, Николай, Тимоти Люниг и Абай Мулату. «Было ли хорошо управляться британскими железнодорожными компаниями в начале двадцатого века?» Economic History Review 61.4 (2008): 842–866. онлайн
- Крафты, Николай, Тимоти Люниг и Абай Мулату. «Исправление: хорошо ли управлялись британские железнодорожные компании в начале двадцатого века?» Обзор экономической истории 64.1 (2011): 351-356. онлайн
- Добжински, январь. Билеты на британские железные дороги (Bloomsbury, 2013).
- Эллис, Катберт Гамильтон. История британской железной дороги. Очерк вступления Вильгельма IV в национализацию железных дорог, 1830–1876 гг. (т. 1. Г. Аллен и Анвин, 1954 г.)
- Эллис, Катберт Гамильтон. История британских железных дорог: очерк от вступления на престол Вильгельма IV до национализации железных дорог, 1877–1947 гг. Том. 2 (Г. Аллен и Анвин, 1959); смотрите онлайн-обзор .
- Фаррингтон, Карен. Великие викторианские железнодорожные путешествия: как современная Британия была построена с помощью викторианской паровой энергии (2012).
- Глинн, Джон Дж. «Развитие бухгалтерского учета на британских железных дорогах: 1800–1911». Журнал историков бухгалтерского учета 11.1 (1984): 103–118. онлайн
- Гурвиш, Теренс Ричард. Железные дороги и британская экономика, 1830–1914 (Международное высшее образование Macmillan, 1980).
- Гурвиш, Теренс Ричард и др. Британские железные дороги 1948–73: история бизнеса (Cambridge University Press, 1986).
- Гурвиш, Терри. British Rail 1974–1997: от интеграции к приватизации (Oxford UP, 2002).
- Гурвиш, Теренс Р. «Британская бизнес-элита: главные исполнительные менеджеры железнодорожной отрасли, 1850–1922». Обзор истории бизнеса 47.3 (1973): 289–316.
- Хейвуд, Рассел. Железные дороги, городское развитие и городское планирование в Великобритании: 1948–2008 гг. (Routledge, 2016).
- Дженкинс, Саймон. 100 лучших железнодорожных вокзалов Великобритании (2017)
- Люниг, Тимоти. «Время — деньги: переоценка социальных сбережений пассажиров Викторианских британских железных дорог». Журнал экономической истории 66.3 (2006): 635–673. онлайн ; подсчитал, что на долю железных дорог приходилось 1/6 шестой роста производительности всей экономики в период с 1843 по 1912 год.
- Летерби, Гейл и Джиллиан Рейнольдс. Железнодорожные пути: работа, игра и политика на железных дорогах (Routledge, 2020).
- Летерби, Гейл и Джиллиан Рейнольдс. «Установление связей: взаимосвязь между поездками на поезде и процессами работы и отдыха». Социологические исследования онлайн 8.3 (2003): 32-45.
- Маклин, Иэн. «Происхождение и странная история регулирования в Великобритании: три тематических исследования в поисках теории». Исследовательский семинар ESF/SCSS «Политика регулирования» (2002 г.) , онлайн .
- Маклин, Иэн и Кристофер Фостер. «Политическая экономия регулирования: интересы, идеология, избиратели и Закон Великобритании о регулировании железных дорог 1844 года». Государственное управление 70.3 (1992): 313-331.
- Мэггс, Колин. Железные дороги Великобритании: новая история (Эмберли, 2018).
- Перкин, Гарольд. Эпоха железной дороги (1970) онлайн
- Рид, Дуглас А. «Железные дороги» и «счастье рабочего класса». Раннее развитие и социальное значение железнодорожной экскурсии». Журнал истории транспорта 17.1 (1996): 57-73.
- Симмонс, Джек и Гордон Биддл. ред. Оксфордский справочник по истории британских железных дорог. С 1603 по 1990-е годы (Oxford University Press, 1997) онлайн-обзор
- Душитель, Тим. Трудовая идентичность в конце концов?: приватизация и изменение культуры в железнодорожной отрасли Великобритании (Springer, 2004).
- Тернок, Дэвид. Историческая география железных дорог Великобритании и Ирландии (Routledge, 2016).
- Вон, Адриан. Железнодорожники, политика и деньги: великая эпоха железных дорог в Великобритании (Джон Мюррей, 1997) онлайн .
- Вон, Адриан. Опасность препятствия: серьезные аварии на британских железных дорогах, 1890–1986 гг. (Motorbooks International, 1989). онлайн
- Войчак, Хелена. Железнодорожницы: эксплуатация, предательство и триумф на рабочем месте (Hastings Press, 2005).
- Рэгг, Дэвид. Исторический словарь железных дорог Британских островов (Каземат, 2009).
- Рэгг, Дэвид. Гонка на север: соперничество и рекорды в золотой век потока (Перо и меч, 2013).
Историография, реставрация и память
[ редактировать ]- Бистон, Эрин. Пространства промышленного наследия: история использования, восприятия и реконструкции станции Liverpool Road (Манчестерский университет, 2020 г.) онлайн .
- Биддл, Гордон. «История британских железных дорог: последние мысли Джека Симмонса». Журнал Исторического общества железных дорог и каналов 34.5 (2003): 324-326 онлайн .
- Буги, Джозеф. «От золотого века транспорта к эпохе туризма: LTC Rolt, возрождение водных путей и сохранение железных дорог в Великобритании, 1944–54». Журнал истории транспорта 34.1 (2013): 22-38.
- Бойс, Грэм и Мэтью Сирл. «Библиография истории внутренних водных путей, железных дорог и автомобильного транспорта на Британских островах, 2007 г.». Развязка 39 (2006 г.): 4-20.
- Берман, Питер и Майкл Страттон, ред. Сохранение железнодорожного наследия (Тейлор и Фрэнсис, 1997).
- Картер, Ян, изд. Британский железнодорожный энтузиазм (Manchester University Press, 2017).
- Мам, Гийс. «Какую историю транспорта мы получили? Полвека JTH и будущее отрасли». Журнал истории транспорта 24.2 (2003): 121–138.
- Ривз, Кристофер Д. «Политика сохранения наследия железнодорожных сигнальных постов в Великобритании». Историческая среда: политика и практика 7.1 (2016): 43–59 онлайн .
- Душитель, Тим. «Конструирование прошлого: история железных дорог снизу или исследование ностальгии?». Журнал истории транспорта 23.2 (2002): 147–158.
- Тейлор, Джеймс. «Бизнес в картинках: изображения железнодорожных предприятий в сатирической прессе Великобритании 1845–1870 гг.». Прошлое и настоящее 189.1 (2005): 111–145; карикатуры изображали крупный бизнес жадным и коррумпированным. онлайн .