Люди Фурииру
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
615,000 [ 1 ] | |
Языки | |
Кифулииру , суахили , французский и английский | |
Религия | |
Христианство , религия Фулииру, ислам и нерелигиозность | |
Родственные этнические группы | |
Вера , Мать , Баши , Лега , Мышь , Холохоло , Хорн и Амба. |
Человек | В будущем |
---|---|
Люди | Цветы |
Язык | Кифулииру |
Страна | Буфулииру |
Народ Фулииру — этническая группа банту , населяющая преимущественно восточно-центральные высокогорья Демократической Республики Конго (ДРК). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Они проживают в провинции Южное Киву , расположенной к югу от озера Киву , а также к северу и северо-западу от территории Увира , вдоль равнины Рузизи недалеко от границы с Руандой и Бурунди , где также проживает контингент Фулииру. [ 5 ] [ 4 ] [ 6 ] По переписи 2009 года их численность превысила 250 000 человек. [ 2 ] в то время как, по оценкам 1999 года, число носителей языка кифулииру составило 300 000 человек. [ 4 ] Фулииру известны своим искусным мастерством , особенно в производстве гончарных и плетёных изделий . Их ручной работы корзины пользуются большим спросом благодаря своему замысловатому дизайну и исключительному качеству и часто используются для хранения, украшения и даже в качестве музыкальных инструментов . [ 7 ]
Фулииру, как и многие другие общины в восточной части ДРК , сталкиваются с постоянными проблемами, связанными с доступом к основным потребностям, таким как чистая вода, здравоохранение и образование. В скобках они сталкиваются с проблемами, связанными с земельными спорами , политической маргинализацией и нарушениями прав человека. Женщины и девочки Фулииру особенно уязвимы перед сексуальным и гендерным насилием , усугубляемым постоянными вооруженными конфликтами в регионе, которые привели к распространению повсеместной культуры безнаказанности. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Вождество Бафулииру
[ редактировать ]В начале бельгийской колонизации установление вождей было основным методом управления , отражающим децентрализованный характер колониальной политики. Эти вожди были созданы с должным уважением к обычаям и традициям каждой области, в частности, на основе трех основных критериев, определенных и установленных бельгийской колониальной администрацией в качестве существенных условий для создания любого вождя . Это было сделано для предотвращения беззакония и во избежание нарушения исконных реалий, существовавших на протяжении тысячелетий. Критерии бельгийской колониальной администрации для создания вождей различались в зависимости от региона и рассматриваемой этнической группы. Установление вождей часто сопровождалось назначением местного вождя ( chefs de groupement ) или традиционного правителя , которому затем было поручено поддерживать закон и порядок в этом районе, а также обеспечивать благополучие местного населения. Однако создание вождей вызвало споры, особенно в районах, где сосуществуют несколько этнических групп. Были случаи, когда колониальной администрации приходилось ориентироваться в сложной расстановке сил и определять, какая этническая группа или фракция должна занимать должность вождя. Это привело к напряженности между различными этническими группами, а в некоторых случаях даже к вооруженным конфликтам. Каждый Этническая группа , какой бы маленькой она ни была, закреплялась за вождеством или сектором , а если нет, то за группировкой (groupement) . Таким образом, административные территории формировались в пределах вождества. Целью было перегруппировать «этнические единицы» в их собственные географические единицы, но это привело к такой фрагментации, что Восточная провинция , в которую входили современная провинция Верхнее Конго и бывшая Киву , насчитывала до 2500 вождеств и групп. Этот подход бельгийской колониальной администрации был основан на принципе непрямого правления , целью которого было сохранение контроля над местным населением посредством традиционных правителей. Эта система рассматривалась как средство сохранения существующих социальных и политических структур колонизированных обществ при обеспечении их лояльности колониальным властям. Однако такой подход имел некоторые негативные последствия. Распространение вождеств и групп создало административные трудности для колониальной администрации, что усложнило сохранение контроля над такой обширной и разнообразной территорией. Кроме того, создание многочисленных вождеств и групп привело к фрагментации этнических групп, что еще больше усугубило существующую межэтническую напряженность и конфликты. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Бембе Итомбве и буйу были сгруппированы на территории Физи , которая в дальнейшем была разделена на пять секторов, включая , Луленге , Мутамбала , Нданджа и Танганиа . И наоборот, вождество Бафулиру граничит с Руандой и Бурунди через равнину Рузизи на территории Увира . Песчаная почва равнины пригодна для выращивания таких культур, как арахис и хлопок , причем Лувунги , Лубарика и Луберизи являются особенно примечательными районами для такого выращивания . Коллектив Фулииру расположен на двух различных типах плато : Среднем плато и Высоком плато . Среднее плато простирается между Лувунги и Муленге , высота которого постепенно увеличивается со 100 м до 1800 м. Это плато включает в себя несколько группировок и деревень, в том числе Намутири, Ндолера, Булага, Лангала, Бушокв, Бушуджу, Бутоле, Лемера , Бвешо, Катала, Муленге и другие. Это также благоприятная среда для выращивания маниоки , кофе , бананов , фасоли и кукурузы . С другой стороны, Высокое плато образует водораздел между притоками р. Улинди и Реки Элила , а также потоки, впадающие в реку Рузизи и озеро Танганьика . Высокие плато характеризуются пересеченным ландшафтом с крутыми склонами и высотами от 1800 до 2700 метров. Основные деревни, расположенные на Высоких плато, включают Кагонго, Кишушу, Мулобела и Кашекези. Эти деревни известны своим прохладным климатом и подходят для выращивания таких культур , как ирландский картофель и фасоль . Это плато в основном используется для выпаса скота и менее населено по сравнению со Средним плато. [ 15 ] [ 16 ]
Бафулииру группы (группировки)
[ редактировать ]Вождество Бафулииру подразделяется на группировки (группировки), которыми управляют традиционные вожди ( cheats de groupement ), которые назначаются верховным вождем. Группы подразделяются на местности (деревни), которыми также управляют традиционные вожди. « Чеффери» (вождество) Бафулиру, второе и последнее шеффери на территории Увира, состоит из пяти группировок : Рунингу , Итара-Лувунги , Лемера , Мухунгу и Кигома. Каждая группа состоит из определенного количества деревень. [ 17 ]
Группировка Мухунгу состоит из следующих деревень:
- На коленях
- Кагунга
- Его вели
- Библия
- Убить тебя
- Пара брюк
- Я хочу пить
- Кибумбу
- Арахис
- Как бы
- Позвоночник
- Лугвай
- Леса
- Во дворце
- Сын
- Намуканга
- Кирибати
- Бутахо
- Кофе
Группа Кигома состоит из следующих деревень:
- Это скрыто
- Страдать
- Это было
- Вы заряжаете
- Кахунгве
- Масло
- Кабере
- Карава
- Календжера
- Прогулка
- Калимба
- Карагуза
- Кахунгве
- Убить тебя
- Кирьяма
- Сколько
- Кашагала
- Дело
- Кишуве
- Ударять
- Выкопайте это
- Кихинга
- Мангва
- Автомобили
- Прогулка
- Мибере
- Китти
- Эксперт
- Камба
- Пойдем
- Теряться
- Мушодзё
- Леса
- Китога
- Машуба
- Свет
- Появляется
- Примечания,
- Подожди
- Бушующий
- Веб-сайт
- Русако
- Соготи
- Табак
- Песни
- Кабунамбо
Группа Рунингу состоит из следующих деревень:
- Некоторое время назад
- Кашату
- Рухито
- Рухуха
- я запер его
- Не сломай это
- Катвенге
- Оно ждет
- Нарумока
- Калиндве
Итара -Лувунги В состав группы входят следующие села:
- Подойди ближе
- Будь благословен
- Креветка
- Прощение
- Ндолера
- Катогота
- Люберизи
- Слепой
- Любуруле
- Бидека
Группа Лемера состоит из следующих деревень:
Кланы
[ редактировать ]С другой стороны, Бафулииру - неоднородный народ ; это объединение людей разного происхождения, своего рода мультикультурное государство, каждый из которых имеет свое происхождение. Чтобы считаться Муфулииру, нужно родиться в одной из тридцати семи прародительских семей (кланов) этноса.
Народ Фулииру состоит примерно из 37 кланов: [ 18 ]
- Бадака : Клан Бадака — меньший клан в составе вождества Бафулииру, известный своим опытом в обработке металлов и кузнечном деле . Они сыграли значительную роль в производстве инструментов и оружия для использования другими кланами региона.
- Балабве
- Бахату
- Бахамба : Клан Бахамба является одним из значительных кланов внутри вождества и сыграл ключевую роль в его политической и социальной истории . Багамцы хорошо известны своим происхождением от королевской семьи и в какой-то момент истории занимали руководящие позиции над кланом Батумба. Многие члены клана занимают авторитетные должности в органах местного самоуправления и общественных организациях . Хотя они имели историческую связь с королевским двором , они также занимались сельским хозяйством , торговлей и другой экономической деятельностью.
- Они родились
- Бахемве
- Их уговорили
- Бахунджа
- Мальчики
- Базиге : Считается, что клан Базиге является потомками хуту из Бурунди, которые были ассимилированы посредством экзогамии .
- Байга
- Баджохо
- Они сухие
- Они больны
- Бакуви
- Баламбо : Клан Баламбо берет на себя ответственность за церемонии задержания диадемы , которые включают в себя сохранение и вручение королевских головных уборов . На них возложена ответственность за сохранение диадем, которые символизируют власть и престиж вождей Бафулиру.
- Балемера : Клан Балемера — один из выдающихся королевских кланов вождества. Наряду с кланом Батумба они были признаны одним из ведущих кланов вождества и известны своим мастерством в торговле и коммерции.
- Бализи : Считается, что клан Бализи мигрировал в этот район из современного Буньоро в Уганде несколько столетий назад. В основном это фермеры, известные выращиванием фасоли, кукурузы и маниоки.
- Бамиони
- Банакатанда : Клан Банакатанда — матриархальный клан, в котором женщины традиционно занимают руководящие и влиятельные позиции внутри клана. Они известны своим опытом в акушерстве и своей ролью в выборе следующего короля или королевы вождества Бафулииру. Каждому могущественному клану вождества была отведена роль при королевском дворе, а женщины Баньякатанды были назначены создателями королей . Поскольку король мог родиться от любой из его жен, эти женщины служили акушерками королев, которым было поручено определить, способен ли новорожденный унаследовать трон. Более того, после смерти правящего монарха только члены этих кланов могли подтвердить и объявить о кончине и обеспечить восхождение на престол законного преемника.
- Ваши друзья
- Они поймали его
- Они храбры
- Они играли
- Башагакибоне : Клан Башагакибоне играет ключевую роль в торжественном процессе мумификации . Опираясь на древние знания, передаваемые из поколения в поколение, они обладают священным опытом, необходимым для сохранения тел умерших вождей и благородных деятелей. Они следят за тем, чтобы ритуалы мумификации проводились в соответствии с древними традициями, чтя наследие ушедших.
- Башимби : Клан Башимби представляет собой группу опытных фермеров, создателей дождя и высокопоставленных « премьер-министров » внутри вождества. Они известны своим опытом в производстве меда, круп, кофе и выращивании домашнего скота, включая овец , крупный рогатый скот и птицу . Башимби сосредоточены вокруг своей традиционной деревни Калунду, расположенной недалеко от деревни Мизуло на территории Увира. Отец-основатель клана Кашамби был известен как мастер изготовления «бимолов» или факелов, используемых для рыболовства на озере Танганьика. Башимбы заключили договор с кланом Бафулиру, который имел звучное сходство в названиях своих кланов. Согласно нескольким устным рассказам и этнологическим исследованиям народа Фулииру, в определенный период истории эти кланы признавали друг друга настоящими братьями. В конечном итоге Бафулииру поглотил наиболее хитрых членов клана Башимби. Имя « Кашамби » дано потомку отца-основателя Башимби, который прибыл со своими сторонниками и разграбил чужое имущество, установив свое господство благодаря своей скорости и колоссальной толпе.
- Братья
- Башашу
- Басизи: Считается, что клан Басизи является подгруппой этнической группы Бахаву и играет значительную роль в религиозных и духовных практиках вождества. Они помогли сохранить местные обычаи и традиции.
- Басозо : Клан Басозо первоначально произошел из Бугарамы в Руанде и вступал в брак с более широким населением Фулииру до такой степени, что их особая идентичность была практически уничтожена. Их культурные корни и обычаи были в значительной степени ассимилированы окружающими общинами Фулииру.
- Мальчики
- совсем
- летучая мышь
- Батумба : Клан Батумба - известный королевский клан среди Бавира и Бафулииру. Батумбы сыграли важную роль в формировании культурного, политического и социального ландшафта вождества. Мутумба — традиционные правители Батумбы и считаются наиболее уважаемыми членами клана. Мутумба отвечает за надзор за делами Батумбы и поддержание обычаев и традиций клана. В некоторых регионах Мутумба также может обладать властью или влиянием за пределами Батумбы и быть признанным региональным лидером.
- Согласен с ними
- Бавурат
- Они были наказаны
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Происхождение народа Фулииру, как и многих этнических групп в районе Великих озер в Африке , сложное и многогранное, сформированное миграцией , колонизацией и конфликтами . Считается, что фулииру произошли от говорящих на банту людей , которые мигрировали из Западной и Центральной Африки в рамках миграции банту в Центральную , Восточную и Южную Африку . Однако большинство из них происходят от групп банту, которые поселились в Юго-Восточной Африке после первоначальной экспансии из Нигерии / Камеруна и поселились в восточном регионе Демократической Республики Конго (ДРК) в 16 веке. К середине 1700-х годов народ Бафулиру установил значительное присутствие в регионе, окружающем озеро Танганьика , особенно в горных районах Южного Киву вдоль реки Улинди . [ 19 ] [ 20 ]

Фулииру имеют уникальную историю как одна из немногих горных групп банту, сформировавших единое, относительно небольшое государство с высокой степенью централизации. [ 21 ] [ 5 ] основан Кахамбалингиши. [ 19 ] [ 22 ] Согласно устному преданию , эпицентр миграционного расселения народа фулиру в средней котловине Лвалабы расположен в устье Улинди реки . Бишиквабо Чубака, шиитский после миграции из Лвинди вокруг реки Улинди в горные районы народы Фулииру и Вира заняли Увиру. историк, написал , что [ 20 ]
Эпоним и споры о вождестве
[ редактировать ]Выдающееся происхождение вождества Бафулиру до его преобразования в политическое образование в Бельгийском Конго остается предметом споров. Для объяснения его возникновения предлагались различные гипотезы и предположения.
По словам Альфреда Мёллера де Ладдерсуса , колониального администратора, который проводил обширные исследования общин банту , проживающих в восточных частях Бельгийского Конго , отмечал, что династия Багамба отправилась в путешествие со стороны Лвинди , в конечном итоге поселившись на территории современной Увиры. Территория . Со временем династия Бахамба меняет свой эпоним с Бахамба (Вахамба) на Бафулиру как знак своей новой идентичности. Мёллер де Ладдерсу представляет багамбу как клан, к которому принадлежит основатель обычного вождества «Бафулиро». [ 23 ] Рене Лунс, бельгийский колониальный администратор, классифицировал «Бафулеро» как регион, а не как этническую группу, и выделил основные фракции внутри него: Бахамба, Батумба, Банакатанда, Балемера и другие. Лунс далее отмечает, что эти фракции были организованы в отдельные традиционные вождества, но фракция Бахамбы доминировала над остальными и управляла расширенным традиционным вождеством «Бафулеро». По словам Лунса, клан Бахамба возглавил их вождь Киканве на современную территорию Увира. [ 19 ] [ 24 ] Фулииру Кингвенгве Мупе, историк и политолог , утверждает, что клан Бахамба изгнал (и, возможно, свергнул с престола) клан Балемера , чтобы оккупировать Увиру. По словам Мупе, клан Балемера можно проследить как коренное население, которое первыми заселило этот регион. Считается, что вождество Бафулиру, цитадель которого располагалась в Лемере , городе, расположенном в непосредственной близости от городов Кашеке и Ньямбаша, было самым сердцем их исконных владений. Таким образом, утверждение Мупе намекает на глубокую историю этой страны, которая говорит о постоянном присутствии клана и его культурном наследии. Несмотря на это, в исторических отчетах есть некоторые несоответствия, в то время как некоторые источники поддерживают утверждение о том, что клан Бахамба сыграл важную роль в основании вождества, другие повествования указывают на то, что они вытеснили клан Балемера, чтобы установить свою гегемонию и королевскую родословную в вождестве Бафулииру. . Последняя версия намекает на процесс узурпации и консолидации власти кланом Бахамба. Сосуществование этих противоречивых источников представляет сложную картину исторической эволюции вождества Бафулииру, которая требует тщательной оценки доступных источников для достижения правдоподобного понимания его прошлого. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
В то время как Гагары приписывают основание вождества Кахамбалингиши, предполагаемому потомку Киканве или Намбоко, другие историки, такие как Бишиквабо Чубака, высказывают иное мнение. Чубака постулирует, что Мулемера, отец и прародитель династии Бахамба, был истинным архитектором прихода к власти вождества. Чубака считает, что вождество Бафулииру обязано своим возникновением Мулемере, прародителю династии Бахамба, который, как утверждает Чубака, был истинным архитектором создания вождества. В отчете Чубаки утверждается, что Мулемера сыграл важную роль в политическом развитии региона и был ответственен за консолидацию власти. Чубака также оспаривает преобладающие версии, приписывающие основание вождества Кахамбалингиши, чья родословная, возможно, была менее напрямую связана с династией Бахамба. По словам Чубаки, Кахамбалингиши, возможно, был более поздним правителем, унаследовавшим вождество от Мулемеры. Эту точку зрения поддерживает Кингвенгве-Мупе, чьи исследования подтверждают теорию Чубаки. Оба историка опираются на местные источники, подтверждающие идею о том, что клан Балемера был первоначальными основателями вождества Бафулиру. [ 19 ] [ 20 ] [ 28 ] [ 29 ]
Миграция Барунди и Баньяруанды на территории Бафулиру
[ редактировать ]Барунди
[ редактировать ]В конце 1800-х годов различные группы обосновались на землях Бафулииру в поисках более пахотной почвы. Под предводительством вождя Нгабве барунди прибыли из Бурунди и настойчиво запросили у бавиры землю, которую они приобрели между реками Килиба и Кавези в обмен на слоновую кость. Когда волны колониализма распространились по региону, это вызвало экспансионистские войны с обеих сторон. Мвами равнины Бафулииру упорно претендовал на юрисдикцию над некоторыми деревнями на равнине Рузизи, в то время как мвами стремился установить свою собственную власть. В отсутствие резолюции оба вождества прибегли к войне, чтобы бороться за господство. [ 30 ] [ 31 ]
После того, как вождь Нгабве укрепил свою власть, вождь Киньони, заместитель вождя бурундийского короля Мвези Гисабо из династии Баньякарама, установил свое присутствие на правом берегу реки Рузизи. С быстрым мастерством он завоевал южные деревни, такие как Кигома, Муленге, Киханга и Каленгера, расширяя свои владения. Затем он начал наступление на север, захватив Кирингье, Кабвибу и Кигвену, почти половину вождества Бафулиру . [ 32 ] [ 30 ] [ 33 ] Столкнувшись со значительными территориальными неудачами, вождество Бафулииру отказалось капитулировать и двинулось вперед, чтобы защитить Бвешо . Под предводительством прославленного лидера Катангазы — уважаемой и влиятельной фигуры из Бвешо — они сплотили свои силы и приготовились противостоять неизбежному наступлению вождя Киньони и его ловкого воина Рубиши. После своего прибытия в Бвешо Рубиша и его армия столкнулись с ожесточенным сопротивлением со стороны армии Бафулииру, в результате чего Киньони был тяжело ранен и погиб от атаки копьем, включая его сына Рубватару. Впоследствии его войска были изгнаны из каждой захваченной ими деревни. Однако войскам Киньони удалось отступить к Лувунги , где они получили поддержку со стороны бельгийских колонистов , предоставивших им столь необходимые ресурсы и припасы. Эта помощь позволила войскам Киньони перегруппироваться и подготовиться к новой попытке завоевать вождество Бафулиру под руководством Катангазы. Несмотря на неудачу, войска Бафулииру преследовали отступающую армию и в конце концов изгнали ее из Кирингье. [ 34 ] [ 35 ] [ 30 ]
руандийцы
[ редактировать ]В период проникновения европейцев баньяруанда , которую теперь обычно называют « баньямуленге », стала значительной группой в регионе. Термин «баньярванда» включает хуту , тутси и народность тва из Руанды, которые имеют один и тот же общий язык и культурное наследие . В традиционном руандийском обществе существовала феодальная система, при которой хуту должны были оставлять свою землю в распоряжении тутси, чтобы они могли пасти своих коров. Эта договоренность была обеспечена через систему клиентелизма , когда тутси одалживали своих коров хуту, которые, в свою очередь, были обязаны сдавать взаймы свою землю. Богатство измерялось количеством коров, которыми владел человек, и самые богатые тутси имели самые большие стада. На вершине этой социальной иерархии находился король, известный как « Мвами », который, как считалось, обладал божественной силой и символизировал национальное единство. Король окружил себя военачальниками тутси и советниками хуту, которые наблюдали за распределением земель. Со временем тутси установили систему крепостного права, которая еще больше маргинализировала народ хуту. Бельгийская колониальная администрация формализовала и укрепила эту социальную систему , что в конечном итоге привело к тому, что она стала восприниматься как этническое разделение между хуту и тутси. [ 36 ] [ 37 ]
Между 1935 и 1955 годами колониальная власть Бельгии в Бельгийском Конго, осуществлявшая опеку над Руандой-Урунди , официально поощряла и облегчала иммиграцию руандийцев в Киву. Руандийцы, мигрировавшие в Итомбве и Увиру в это время, были преимущественно тутси и пользовались благосклонностью бельгийских колонистов из-за их предполагаемого превосходства над хуту. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
Необычно в контактах со скотоводами тутси из группы Баньяруанда, Фулииру не были ни завоеваны, ни ассимилированы ими, а вместо этого занимались торговлей и периодическими набегами скота , что привело к глубокому и длительному социальному взаимодействию , которое особенно повлияло на народ Фулииру. Баньяруанда позже приобрела Муленге и Верхний Санге у Бафулииру, и многие из них поселились в отдаленных районах, включая Каламбу, равнину Рузизи и холмы Муленге, прежде чем распространиться на другие части южного Киву. Бельгийская колониальная администрация через Иммиграционную миссию Баньяруанды (МИБ) способствовала иммиграции руандийцев в другие части Бельгийского Конго. Около 10 000 руандийских семей были основаны в различных регионах Бельгийского Конго, включая нынешнюю территорию Масиси , вождество Бвито на территории Рутшуру , группировку Бузи-Зирало ( группировку ) на территории Калехе и Моба в Катанге . Другие восточные регионы, такие как Барака и Марунгу, также были готовы принять иммигрантов. Эта иммиграционная политика была официально поддержана бельгийским колониальным правительством, которое стремилось способствовать экономическое развитие и расширить свой контроль над регионом. Однако приток руандийцев привел к напряженности и конфликтам с местным населением, что способствовало продолжающейся этнической напряженности в регионе. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Еще одним фактором, который способствовал иммиграции руандийцев, был набор рабочей силы . Между 1920-ми и 1950-ми годами колониальные власти Бельгийского Конго активно нанимали рабочую силу для крупных горнодобывающих компаний, таких как Union Miniere du Haut-Katanga и Kivu , особенно в Калиме и Камитуге . Многие из этих рабочих были руандийцами и были наняты по контракту, но они не отказались от своего гражданства и имущества , оставшегося в Руанде. Этой иммиграции руандийцев также способствовало создание вождества Баньяруанда после прибытия многочисленных рабочих, привезенных миссионерами из соседней Руанды. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Монсеньор Фаустин Нгабу , который был президентом епископата Конго и епископом епархии Гомы , признал это историческое событие в своем пасхальном пастырском письме от 11 апреля 1998 года (франц.: Lettre Pastorale du 11 avril 1998 ).
В письме он заявил: [ 48 ]
"У нас основные племена или общественно-политические сообщества называются, цитирую в алфавитном порядке: Бахаву, Бахунде, Бананде, Баньянга, Барега, Баши, Батембо. Баньярванда (хуту и тутси), по крайней мере, те, кто были, те те, кто больше не хочет этого титула, и те, кто все еще идентифицирует себя с этим термином, захотят понять, что в их случае понятие «племя», которое они себе дают, когда объявляют себя хуту и Тутси нельзя понимать в том же смысле, что и другие общины, упомянутые выше. Действительно, в отличие от общин хуту и тутси, общины хаву, хунде, нанде, ньянга и тембо имеют свои «мвами» и «балу» или «балу». «Вакама», которые соответственно являются главами государств и ведущими руководителями в доколониальном контексте. Эти сообщества имеют свои традиционные ценности, основанные на их языках, их территориях, их обычаях и их собственной семье. супружеские, культурные, экономические, политические и религиозные организации. Что касается хуту и тутси, после 23 лет, уже проведенных в этой епархии, я не могу сказать то же самое; каким образом каждая из этих двух групп хуту и тутси образует племя? Им предстоит понять это и убедить в этом других».
Маргинализация общин Фулииру
[ редактировать ]С 1960-х годов сожительство баньяруанды и их конголезских соседей было затруднено, что привело к серьезной социальной напряженности и насилию. Эскалация этой напряженности и насилия привела к смертельному конфликту социального, культурного, экономического характера и характера безопасности. По оценкам правозащитных организаций, по состоянию на май 1996 года общее число погибших в результате конфликта составляет около 70 000 человек. [ 49 ]
Напряженность внутри общин Бафулиру возникает из-за того обстоятельства, что руандийские беженцы, помещенные бельгийской колониальной администрацией и Организацией Объединенных Наций в восточный регион Демократической Республики Конго, не смогли сохранить свой назначенный статус по прибытии. Вместо этого они заявляют, что являются недавно созданной этнической группой, известной как « баньямуленге » (буквально «те, кто живет в Муленге »), посредством полностью сфабрикованного этногенеза . Эта формирующаяся идентичность позволила им претендовать на землю и ресурсы в этом районе, что вызвало конфликты с Фулииру, которые считают Муленге своей прародиной . [ 50 ] После обретения страной независимости баньярванда, как тутси, так и хуту, стремились добиться признания своих прав как « коренных », ручаясь, что они обладают двумя « шеффери » (традиционными вождествами), непризнанными другими этническими группами. Тутси утверждали, что их миграция в бассейн Конго совпала с миграцией их собратьев из Фулииру, Вира, Бембе и Лега, предшествовавшей созданию Свободного государства Конго , и, следовательно, они должны иметь право на такие же этнические права, как и другие общины. [ 51 ] В 1976 году Фаустин Табази Ругама, писатель из Муньямуленге, попытался узаконить понятие племени под названием «Баньямуленге», которое предположительно господствовало в Муньямуленге до Берлинской конференции . Эта «историческая и научная» апология вряд ли имела целью приравнять псевдоплемя » « баньямуленге к коренным конголезским этническим группам. Под давлением Гисаро Мухозы, администратора руандийского университета, почитаемого как создатель термина «баньямуленге», Ругама использовал этот термин в своей диссертации. [ 52 ] По словам Рене Лемаршана , баньямуленге представляют собой общину «руандийского происхождения», которая обосновалась в регионе Киву и не была известна под этим названием в колониальный период. Используя «баньямуленге» в качестве этнического названия, они боролись за конголезское гражданство, а также за землю, принадлежащую коренному населению Фулииру. [ 39 ] [ 50 ]
Первая и Вторая войны в Конго
[ редактировать ]
На ранних этапах Первой и Второй войн в Конго большой контингент баньямуленге проник в общины Бафулиру, чтобы оказать поддержку тутси, членам Альянса демократических сил за освобождение Конго (AFDLC). Этот приток баньямуленге сыграл ключевую роль, позволив AFDLC захватить контроль над регионом у местных вождей и гражданских лиц, которые были изгнаны с земель своих предков против своей воли. Конфликт ознаменовался жестоким насилием против гражданского населения. 6 октября 1996 года повстанцы баньямуленге начали штурм Лемеры , города, расположенного в северо-западном районе территории Увира в провинции Южное Киву , в результате чего погибло несколько десятков человек. В общей сложности 37 человек, в том числе двое медицинских работников , погибли в резне в больнице . Вооруженные нападавшие также разграбили больницу Лемера , крупнейшую больницу в регионе, расположенную примерно в 85 км к северу от Увиры . [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
В октябре 1998 года большое количество людей было зверски убито и перемещено в Увире, в том числе бывший начальник поста Муленге Ладислас Маталамбу, который умер 1 октября 1998 года в 19:30. Кроме того, Алексис Дейиди, бывший административный секретарь вождества Бафулииру был убит 2 октября 1998 г. в 23:00. Войска АФДЛ вынудили многих Отдельные лица Бафулииру, Бабембе , Варега и Бавира бегут и укрываются в соседних странах, таких как Бурунди , Танзания , Уганда , Кения , Замбия и Мозамбик . Перемещение вызвало волновой эффект гуманитарного кризиса , при котором многие столкнулись с серьезными проблемами, включая нехватку продовольствия и воды , неадекватное медицинское обслуживание и некачественные условия жизни. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
14 мая 2000 года Конголезское объединение за демократию (КОД), повстанческая группа, состоящая в основном из детей-солдат баньямуленге , устроила резню в деревне Катогота . Жертвы, общее количество которых составило 375 человек, были в основном представителями общины Бафулииру и были жестоко и хладнокровно убиты. Некоторые были безжалостно застрелены, других постигла ужасная участь: им перерезали горло , а их тела бросили в реку Рузизи , чтобы избавиться от улик. Повстанцы также подожгли их дома, в результате чего многие другие сгорели заживо . Ужасы резни в Катоготе заставили многих покинуть свои дома, в том числе до 3500 конголезцев, в основном из общин Бафулииру и Бабембе искали убежища в Бурунди , которые 10 июня 2004 года , чтобы избежать продолжающихся этнических преследований . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
Продолжающееся насилие
[ редактировать ]Продолжающееся насилие в общинах Бафулиру усугубляется политической нестабильностью , нехваткой ресурсов и глубоким недоверием между различными группами. Ситуация еще больше осложняется участием различных вооруженных группировок, в том числе ополченцев и повстанческих группировок, которые конкурируют за контроль над ресурсами и стратегическими объектами региона. Распространение оружия и отсутствие эффективного управления позволили этим группам действовать безнаказанно, совершая ужасающие акты насилия против гражданского населения и занимаясь незаконной деятельностью, включая незаконную эксплуатацию минеральных ресурсов. Воздействие конфликта на местное население было разрушительным: многие семьи были вынуждены покинуть свои дома, а их средства к существованию были уничтожены. Отсутствие адекватной гуманитарной помощи только усугубило и без того тяжелую ситуацию, поскольку многие столкнулись с серьезными проблемами, включая отсутствие продовольственной и водной безопасности, неадекватную медицинскую помощь и неудовлетворительные условия жизни. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
В июне 2014 года 35 Фулииру были убиты в результате нападения на город Мутаруле . Предполагалось, что нападение было совершено на этнической почве . Массовые убийства проводились в основном повстанческими группировками Барунди и Баньямуленге на решительной, плановой, систематической и методичной основе и были вдохновлены этнической ненавистью . [ 67 ]
По сообщениям, в январе 2019 года Твигванехо и Нгумино, повстанческие группировки баньямуленге, подожгли дома и имущество, принадлежащее Бафулииру, в деревне Бабенгва. [ 68 ]
В период с февраля 2019 по 2020 год большое количество бафулиру было убито и перемещено, что привело их в лагерь Бижомбо в провинции Южное Киву. Несмотря на усилия по расстановке приоритетов и принятию мер по серьезным делам сразу после этнического насилия , было мало уголовных дел и меньше обвинительных приговоров, а также практически полное отсутствие расследований в отношении тех, кто организовал и финансировал насилие. [ 69 ] [ 70 ]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Фулииру говорят на языке Фулииру , языке банту . Фурииру связаны с Вира в культурном кластере Фурииру-Вира . [ 71 ] Обе группы являются межозерными и живут между Великими африканскими озерами . Кифулииру - наиболее распространенный язык в Увире. Подсчитано, что Фулииру имеет 60% лексическое сходство с киньяруандой; 63% говорят на кирунди и 80% на ши языке . Более половины населения Увиры способны это понять. Многие жители Фулииру также говорят на французском , английском , лингала , португальском , чилуба и суахили . [ 72 ]
Музыка
[ редактировать ]
Музыка является неотъемлемой частью культуры Бафулииру. Музыка Бафулииру характеризуется разнообразием традиционных инструментов, таких как нгома ( барабан ), ксилофон и флейта , которые используются для создания сложных ритмов и мелодий . Мелодичные звуки традиционных инструментов пронизывают воздух в сопровождении гипнотического ритма местного танца, который окутывает чувства своей чарующей ритмичностью. [ 73 ] Нгома , в частности, является важным инструментом в музыке Бафулиру, и на нем часто играют во время различных общественных и религиозных мероприятий. Музыка Бафулиру также включает в себя форму пения по призыву и ответу , когда одна группа певцов произносит фразу, а другая группа отвечает гармонизированной фразой . Эта техника создает богатый и многослойный звук , одновременно привлекательный и захватывающий. Темы музыки Бафулиру часто сосредоточены вокруг повседневной жизни , социальных проблем и культурных практик , таких как бракосочетания и церемонии инициации . У них также есть песни , восхваляющие их лидеров и предков , и их часто исполняют во время политических митингов и других общественных мероприятий. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ]
Экономика
[ редактировать ]
Экономика Бафулиру почти исключительно основана на сельском хозяйстве, хотя они также владеют и выращивают крупный рогатый скот для производства молока и мяса; [ 80 ] их родина в провинции Южное Киву является одним из наиболее интенсивно обрабатываемых районов страны. Более 90% населения зарабатывает себе на жизнь выращиванием продовольственных культур или промышленным трудом, связанным с переработкой сельскохозяйственных культур. Сельское хозяйство обеспечивает более 19,04% ВВП страны. [ 81 ] Наиболее плодородными сельскохозяйственными районами страны являются горные районы, образующие водораздел Конго-Нил , и центральное плато, где обычно можно собирать два урожая в год. Основные продовольственные культуры включают маниоку, кукурузу, рис, бананы и, в меньшей степени, бананы, фасоль и арахис. Основные экспортные культуры включают кофе, какао и пальмовое масло. Многие жители Бафулиру занялись бизнесом и политикой . Один из заметных деятелей конголезского правительства , Джастин Битаквира , является членом общины Бафулииру и ранее занимал должность министра правительства .
маниок
[ редактировать ]Согласно устной традиции Бафулииру, маниока произошла из вождества Лвинди и была привезена общиной во время их исхода. Сегодня маниока остается жизненно важным источником пищи для населения Бафулиру, особенно для тех, кто проживает на равнине Рузизи и вождестве Бафулиру в целом. Для Бафулииру владение полем маниоки считается сокровищем, и оно имеет огромную ценность для общества. Помимо корней, съедобны также листья маниоки, а ее стебли используются для производства древесины. Значение маниоки выходит за рамки ее пищевой ценности и практического применения. Он играет решающую роль в управлении сообществом, служа источником налоговых поступлений. 80% всех собранных налогов поступает только от маниоки. Эта система сбора налогов позволяет сборщикам налогов пополнять государственную казну как на уровне сообщества, так и на уровне зоны, которая, в свою очередь, используется для поддержки местных рынков вождества Бафулииру. [ 82 ] [ 83 ]
Банан
[ редактировать ]Банановое дерево — универсальная культура , которая растет почти во всех районах вождества Бафулииру. Он играет важную роль в обычаях и традициях общины, особенно в свадебных церемониях. В преданиях Фулииру считается, что без банана нельзя предпринимать никаких напряженных действий. В частности, во время свадебной церемонии или по окончании траура человек, собирающийся вступить в брак, должен преподнести кувшин с банановым соком, известный как « I mbindi ya mavuyo Kudeterakwo» на языке Кифулииру , что означает «кувшин с соком, позволяющий говорить ». " Кувшин бананового сока необходимо предъявить собранию, иначе оратор не сможет передать ценное сообщение. Бафулииру также готовят Касигиси , алкогольный напиток из бананов и сорго , который консервируют для особых случаев, так как его можно использовать как в практических, так и в культурных целях. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ]
Банановое дерево также имеет ритуальное значение в вождестве Бафулиру во время родов . Считается, что пуповина некоторых детей закапывается недалеко от банановой плантации, что подчеркивает ее важность как символа плодородия и роста . [ 87 ]
Рис
[ редактировать ]Рис, выращиваемый в вождестве Буфулииру, принадлежит к роду Oryza и виду Ozyresatira. Его различные разновидности — IR5, L9 и IRON 282. Рис является скорее источником дохода, чем пищей для бафулииру в CEP Кабве, Калири и на базе Центра общественного развития (CDC) в Киринге . Для бафулииру рис является культурным экспортом. Следовательно, его потребляют не так много, хотя производят в достаточном количестве. [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ]
Фасоль
[ редактировать ]Фасоль — популярная культура в вождестве Бафулииру, выращиваемая в центральном регионе Лемеры . [ 91 ] простирается от Рубанги [ 91 ] в Муленге . [ 92 ] Урожай хорошо растет в умеренном климате на больших высотах . Хотя бобы также экспортируются, как и рис, они продаются по более низкой цене, поскольку бафулииру не привыкли употреблять их в качестве основного продукта питания. К фасолевой трапезе принято добавлять маниоку мбунду . [ 93 ] Бобы, производимые в вождестве Бафулиру, продаются в Букаву и Увире, а значительное количество экспортируется в соседние страны, такие как Бурунди и Руанда . [ 94 ] [ 95 ]
Несмотря на то, что бобы и рис являются основной сельскохозяйственной культурой, среди вождества Бафулиру они потребляются не так широко. Они служат второстепенной пищей, а маниока является основным продуктом питания. Это связано с тем, что маниока более универсальна: ее листья и стебли также съедобны и полезны для других целей, например, для древесины . [ 94 ]
Кукуруза
[ редактировать ]Кукуруза широко выращивается во всем вождестве Бафулииру. В основном его выращивают на равнине Рузизи, особенно в Лувунги , и на плато Верхние , где он служит основным продуктом питания. [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] Хотя многие жители плато Верхних плато потребляют ее, некоторые земледельцы Бафулиру не предпочитают кукурузу. Это может быть связано с тем, что она менее универсальна по сравнению с другими культурами, такими как маниока, которая имеет множество применений, помимо потребления. Кукуруза имеет долгую историю в вождестве Бафулииру, начиная с их миграции из вождества Лвинди. С тех пор этот урожай стал основным компонентом их традиционной кухни и обычаев. Например, жареную кукурузу часто подают во время важных общественных собраний и праздников. Кстати, кукурузу также используют в качестве подношения в традиционных ритуалах предкам. [ 94 ] [ 98 ]
Арахис
[ редактировать ]вождества Бафулиру Арахис в основном выращивают в регионах Лувунги и Лубарика , но его также можно найти в Лемере и Рубанге . Арахис из Бафулиру является местным деликатесом и также экспортируется в соседние страны, такие как Руанда и Бурунди , обеспечивая ценный источник дохода для местных фермеров . Кроме того, арахис также используется в различных традиционных блюдах, например, в качестве соуса для маниоки мбунду или в качестве ингредиента в тушеных блюдах . [ 94 ] Выращивание арахиса в вождестве Бафулиру часто представляет собой трудоемкий процесс, включающий значительный объем ручного труда , такого как копка и прополка . Кстати, Бафулииру также включил арахис в свою культурную практику, используя его в качестве подношений во время традиционных церемоний и ритуалов . [ 94 ]
Кофе
[ редактировать ]В вождестве Бафулииру существуют два вида кофе: Coffea arabica и Coffea canephora . Вид арабика является наиболее распространенным в вождествах. Это культура экспорта кофе в Бурунди. [ 94 ]
Жилье
[ редактировать ]Традиционные дома Фулииру представляют собой хижины , сделанные из дерева, тростника и соломы и имеющие форму ульев. Высокие живые изгороди служат заборами. В последние годы современные дома строятся из современных материалов. [ 94 ]
Коммерческая торговля
[ редактировать ]Фулииру Ремесла включают гончарное дело , работу по дереву , ювелирные изделия , работу с металлом и плетение корзин . [ 99 ] [ 100 ]
Половое разделение производства
[ редактировать ]Основными приоритетами женщин являются рождение детей , уход за детьми и работа по дому . Однако во многих сельских районах женщины также работают в сельском хозяйстве, занимаясь посевом, поскольку считается, что их плодородие передается семенам. Женщины никогда не занимают высоких и уважаемых должностей, а мужчины контролируют большую часть производства товаров.
Религиозная вера
[ редактировать ]
Сегодня подавляющее большинство бафулииру, проживающих в Демократической Республике Конго, исповедуют христианство. [ 101 ] Тем не менее, многие традиционные верования и обычаи продолжают оставаться важной частью их культурной самобытности . [ 101 ] В своих традиционных верованиях Бафулииру верят в Высшее Существо и далекого Бога-Творца, известного как Рурема , который считается создателем всего на Земле. Рурема рассматривается как невидимое и неуловимое присутствие на небе, а на земле его представляют жрецы, которые считаются посредниками между людьми и божественным. Среди бафулиру наиболее важными священниками, представляющими Рурему, являются Мушабо, Будиси и Мугаджалугулу. Эти священники играют решающую роль в обществе, поскольку считается, что они способны общаться с Руремой и давать советы людям. С ними консультируются по различным вопросам, в том числе по духовным, социальным и культурным вопросам, и их мнение пользуется большим уважением. Люди Бафулииру также приносят священникам подношения и жертвы, которые, как полагают, помогают им соединиться с Руремой и получить его благословение. [ 94 ] [ 102 ]
Одежда
[ редактировать ]В прошлом Фулииру носил юбки из ткани, сделанной из коры деревьев , и плащи из шкур животных. Их уже давно заменила одежда в западном стиле . Однако ожерелья и браслеты из бисера ручной работы носят до сих пор. Ткани , украшенные замысловатыми узорами ярких оттенков , оттачивали свое мастерство на протяжении поколений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фулиро в Конго, Демократическая Республика» . Проект Джошуа . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Фулииру». Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока, Том 1 (Джейми Стоукс, редактор) (2009). Информационная база: с. 234.
- ^ Йохан Потье, Переосмысление Руанды: конфликт, выживание и дезинформация в конце двадцатого века (2002). Издательство Кембриджского университета: стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с « Фурииру ». Этнолог: Языки мира (16-е изд.) (2009). М. Пол Льюис (редактор), 2009. Даллас: SIL International.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Стюарт Олсон, Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд: 1996, с. 183.
- ^ «Отчет об Африке» (Том 10), Афро-Американский институт, стр. 10. 9
- ^ Хаутманн, Фредерик (1939). «Этнографическое исследование Итомбве (округ Киву, Бельгийское Конго)» . Geographica Helvetica (на французском языке). 4 (3): 175–176. дои : 10.5194/gh-4-175-1949 . S2CID 180994095 .
- ^ «Южное Киву: почти 90% вынужденных переселенцев из Бафулииру возвращаются в свои деревни» . Радио Окапи (на французском языке). 08.07.2022 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Увира: вынужденные переселенцы из Бвегеры призывают правительство обеспечить их безопасность» . Радио Окапи (на французском языке). 10 июня 2022 г. Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Южное Киву: население Рузизи получает выгоду от молочного кооператива, финансируемого МООНСДРК» . Радио Окапи (на французском языке). 10 февраля 2022 г. Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Южное Киву: присутствие вооруженных группировок в Лемере беспокоит традиционные власти» . Радио Окапи (на французском языке). 11 февраля 2022 г. Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Журнал религии в Африке: Religion en Afrique, том 31 (на английском и французском языках). Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет. 2001. стр. 146–148.
- ^ Де Сен-Мулен, Л. (1975). «Недавние перемещения населения в густонаселенном районе Восточного Киву» (на французском языке). В «Этюдах африканской истории», Киншаса, Демократическая Республика Конго.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хоффманн, Каспер (01 февраля 2021 г.). «Этноправительство: создание этнических территорий и субъектов в Восточной ДР Конго» . Геофорум . 119 : 251–267. дои : 10.1016/j.geoforum.2019.10.002 . ISSN 0016-7185 . S2CID 158809374 .
- ^ Мутамбо, Джозеф (март 1997 г.). Баньямуленге: кто они?, откуда?, какую роль они сыграли (и почему) в процессе освобождения Заира? (на французском языке). Лимете/Киншаса.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мутамбо, Джозеф (1997). Баньямуленге: кто они?, откуда?, какую роль они сыграли (и почему) в процессе освобождения Заира? (на французском языке). Лимете/Киншаса. п. 6.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джон, Капапи (2019). Ложь тутси в Восточном Конго/Заире: пример: Южное Киву (до колониального периода до 2018 г.) . Соединенные Штаты. стр. 55–57.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Нджангамвита Кибего, Набувира (2013). Золотая книга Бавиры: В центре былой славы Империи Балуба (на французском языке). Оттава.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Гагары, Рене (3 марта 1933 г.). «Этюд о происхождении Бафулеро», Этюд де l'administrateur территориального Р. Лунса» [«Этюд о происхождении Бафулеро», Этюд территориального администратора Р. Лунса] (на французском языке). Тервурен, Фламандский Брабант, Бельгия: Королевский музей Центральной Африки . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Чубака, Бишиквабо (1987). «У истоков города Увира по мнению исследователей и пионеров бельгийской колонизации Заира (1840-1914)» . Цивилизации . 37 (1): 83–126. ISSN 0009-8140 . JSTOR 41968746 .
- ^ Руководство по внешней политике и правительству Демократической Республики Конго, Том 1: Стратегическая информация и события (2007). Вашингтон: Международные деловые публикации: с. 99.
- ^ Сабуни, Абель Мукунде (2007). «Человеческие жертвы вооруженных конфликтов и их последствия для развития территории Увира с 1996 по 2005 годы» (на французском языке). Букаву, Южное Киву, Демократическая Республика Конго: Высший институт сельского развития Букаву (ISDR) . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Мёллер, Альфред Альфонс Жан (1936). «Широкие линии миграций банту восточной провинции Бельгийского Конго» (PDF) .
- ^ Мёллер де Ладдерсу, Альфред (1936). «Основные направления миграций банту из восточной провинции Бельгийского Конго» (PDF) . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Мупе, Кингвенгве (1982). Иммиграция и интеграция Барунди и Баньярванды в общины Бафулиро и Бавира (1850–1980) . Букаву, Заир.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мёллер де Ладдерсу, Альфред (1936). «Основные направления миграций банту из восточной провинции Бельгийского Конго» (PDF) . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Капапи, Джон (28 марта 2019 г.). Ложь тутси в Восточном Конго/Заире: пример: Южное Киву (до колониального периода до 2018 г.) . Блумингтон, Индиана. ISBN 9781796022896 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мучукива, Боско (2006). Этнические территории и государственные территории: местные власти и межэтнические конфликты в Южном Киву (ДР Конго) (на французском языке). Париж, Франция: Éditions L'Harmattan. п. 86. ИСБН 9782747598576 .
- ^ Мемуары in-8o: Verhandelingen, Том 6 (на французском и африкаансе). Автор: Королевская академия зарубежных наук. Класс моральных и политических наук. Брюссель, Бельгия: Ла Класс. 1936. с. 136.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Жак, Депельшен (1974). От докапитализма к империализму: история социальных и экономических формаций в Восточном Заире (зона Увира, ок. 1800–1965) . Стэнфордский университет. стр. 80–90.
- ^ Кретьен, Жан-Пьер (2006). Великие озера Африки: две тысячи лет истории . Принстон, Нью-Джерси: Zone Books. ISBN 9781890951351 .
- ^ Качелева, Шимби Камба (2001). Восточное Конго-Заир: Увира: у истоков мятежного сознания (на французском языке). Милан, Италия: Издания 5 континентов. п. 113. ИСБН 9782922300222 .
- ^ Мучукива, Боско (2006). Этнические территории и государственные территории: местные власти и межэтнические конфликты в Южном Киву (ДР Конго) (на французском языке). Париж, Франция: Editions L'Harmattan. стр. 23–24. ISBN 9782296425569 .
- ^ Качелева, Шимби Камба (2001). Восточное Конго-Заир: Увира: у истоков мятежного сознания (на французском языке). Милан, Италия: Издания 5 континентов. п. 171. ИСБН 9782922300222 .
- ^ Депельшен, Жак (1974). От докапитализма к империализму: история социальных и экономических формаций в Восточном Заире . Стэнфордский университет.
- ^ Лемаршан, Рене (май 1999 г.). «Этническая принадлежность как миф: взгляд из Центральной Африки» (PDF) . Центр африканских исследований Копенгагенского университета . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Ньюбери, Кэтрин; Ньюбери, Дэвид (1999). «Католическая месса в Кигали: спорные взгляды на геноцид и этническую принадлежность в Руанде» . Канадский журнал африканских исследований . 33 (2/3): 292–328. дои : 10.2307/486267 . ISSN 0008-3968 . JSTOR 486267 . ПМИД 19899231 .
- ^ Прюнье, Жерар (2009). Мировая война в Африке: Конго, геноцид в Руанде и возникновение континентальной катастрофы . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195374209 .
- ^ Jump up to: а б Лемаршан, Рене (май 1999 г.). «Этническая принадлежность как миф: взгляд из Центральной Африки» (PDF) . Центр африканских исследований Копенгагенского университета . п. 15 . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Капапи, Джон (28 марта 2019 г.). Ложь тутси в Восточном Конго/Заире: пример: Южное Киву (до колониального периода до 2018 г.) . Блумингтон, Индиана, США. ISBN 978-1-7960-2289-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хаутманн, Фредерик (1939). «Этнографическое исследование Итомбве (округ Киву, Бельгийское Конго)» . Географика Гельветика . 4 (3): 175–177. дои : 10.5194/gh-4-175-1949 . S2CID 180994095 .
- ^ Ньюбери, Дэвид (1996). «Конвергентные катастрофы в Центральной Африке» . Обзор африканской политической экономии . 23 (70): 573–576. дои : 10.1080/03056249608704230 . ISSN 0305-6244 . JSTOR 4006351 .
- ^ Спиталс, Р. (1953). «Пересадка баньярванды в Киву», Проблемы Центральной Африки (на французском языке). Брюссель, Бельгия. п. 110.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ндешио Рурихозе, О. (июнь 1992 г.). Гражданство заирского населения киньяруанда выражается в соответствии с законом от 26 июня 1991 г. (на французском языке). Киншаса, Демократическая Республика Конго. стр. 10.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Каньямачумби, Пациент (1993). Население Киву и закон о гражданстве (на французском языке). Демократическая Республика Конго. стр. 17 и 137.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мёллер де Ладдерсу, Альфред (1936). «Основные направления миграций банту из восточной провинции Бельгийского Конго. стр. 91» (PDF) .
- ^ Вандевуд, Э.Дж. (1939). Документы, касающиеся бывшего округа Киву (на французском языке). Брюссель, Бельгия. стр. 17–21.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бишоп Нгабу, Фаустин (11 апреля 1998 г.). Пастырские послания от 11 апреля 1998 года . Гома, Демократическая Республика Конго.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Цифры предоставлены заирской газетой (на французском языке). le Soft, цитируется Poutier, 1996. 6 мая 1996 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б « «Баньямуленге», отчет Роберто Гарретона и права человека в Физи, Увире и Мвенге, Заир: анатомия мошенничества и возникновение конфликта» (PDF ) Монреаль, Квебек, Канада: Форум Бараса Ла Киву. 10 мая 1996 г. стр. 10-11. 10–2 Получено 0 сентября 2023 г.
- ^ «Первые две агрессивные войны Руанды против ДРК: прелюдия к третьей войне» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2004 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Боб, Оливье (1999). Войны в Конго-Заире (1996-1999): актеры и сценарии (на французском языке). Тервюрен, Бельгия. п. 126.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Нападения на другое гражданское население – Южное Киву» . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «27 лет резни в Лемере (Южное Киву): Денис Муквеге кричит «Справедливость» для жертв этого преступления» . 7sur7.cd (на французском языке). 06.10.2022 . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Кисангани, Эмизет Ф.; Бобб, Скотт Ф. (2010). Исторический словарь Демократической Республики Конго . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 42. ИСБН 9780810863255 .
- ^ Эмизет, Кисангани Н.Ф. (2000). «Резня беженцев в Конго: пример провала миротворческой деятельности ООН и международного права» . Журнал современных африканских исследований . 38 (2): 163–202. дои : 10.1017/S0022278X0000330X . ISSN 0022-278X . JSTOR 161648 . S2CID 154818651 .
- ^ «Положение отдельных групп в Демократической Республике Конго» (PDF) . Апрель 1998 года.
- ^ «Конец диктатуры Мобуту – Демократическая Республика Конго» . Reliefweb.int . 30 мая 1997 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Автор (21 мая 2000 г.). «Отчет утверждает, что повстанцы убили 300 человек в Конго» . Орландо Сентинел . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «Тысячи конголезских беженцев продолжают наводнять Бурунди, сообщает ООН | Новости ООН» . news.un.org . 15 июня 2004 г. Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Онлайн-память – Человеческие жертвы вооруженных конфликтов и их последствия для развития территории Увира с 1996 по 2005 год. – Абель МУКУНДЕ САБУНИ» . Память онлайн . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «Отчет: повстанцы Конго убили 300 человек - Архив UPI» . УПИ . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «Небезопасность в Южном Киву: 4600 конголезцев нашли убежище в Бурунди» . Радио Окапи (на французском языке). 2014-09-02 . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «Танганьика: Москва способствует диалогу между Тва, Холохоло и Фулиро » Радио Окапи (на французском языке). 12 февраля 2019 г. Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «Увира: Ричард Муейдж создает структуру консультаций для примирения двух сообществ» . Радио Окапи (на французском языке). 30 сентября 2012 г. Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «ДР Конго: 1900 мирных жителей убиты в Киву за 2 года» . Хьюман Райтс Вотч . 14 августа 2019 г. Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «Десятки убитых в ДРК из-за «украденного скота» » . Аль Джазаира. 8 июня 2014 года . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ «Аналитическая записка о ситуации с правами человека в высокогорных территориях Мвенга, Физи и Увира провинции Южное Киву в период с февраля 2019 года по июнь 2020 года» (PDF) . Август 2020.
- ^ О'Брайен, Эндрю (16 октября 2020 г.). «В фотографиях – Внутри лагеря перемещенных лиц Бижомбо на востоке Демократической Республики Конго» . Шотландец .
- ^ «Африканский Союз призывает к «миру» по мере расширения кризиса в ДР Конго» . Декан Вестник . 05.12.2020 . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Дэниел П. Бибак, Лега-культура: искусство, инициация и моральная философия среди центральноафриканского народа . Издательство Калифорнийского университета: 1973, с. 20 и с. 183.
- ^ «Глава первая: Обзор литературы в жанре устной традиции» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «ОБСУЖДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СВАДЕБНЫХ ПЕСНЕЙ ФУЛИРУ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СООБРАЖЕНИЕ» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Общее введение» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Глава первая: Обзор литературы в жанре устной традиции» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Глава вторая: Анализ данных» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Глава третья: Социокультурный анализ» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Продолжение третьей главы» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Общий вывод» . www.africmemoire.com . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Стюарт Олсон, Джеймс (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд, Индиана, США. п. 183.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Доля сельского хозяйства в ВВП Демократической Республики Конго – данные, диаграмма» . TheGlobalEconomy.com . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Рухимбика, Манассе (2001). Баньямуленге, Конго-Заир, между двумя войнами (на французском языке). Париж, Франция: L'Harmattan. п. 196. ИСБН 9782747503631 .
- ^ Маривоет, Вим; Улимвенгу, Джон М.; Сиссе, Абдалла (27 февраля 2023 г.). Анализ физических потоков, экономических показателей и взаимоотношений в секторах выращивания маниоки, риса, молока и рыбы в Южном Киву и Танганьике (ДРК, 2021 г.) (на французском языке). Вашингтон, округ Колумбия, США: Международный исследовательский институт продовольственной политики. п. 53.
- ^ Жуанне, Фрэнсис (1984). Фонология Кифулиру: язык банту группы J (на французском языке). Париж, Франция: Общество лингвистических и антропологических исследований Франции. стр. 13–14.
- ^ Амоно, Роджер (1968). Упадок идолов (на французском языке). Париж, Франция: Éditions France-Empire. стр. 47–63.
- ^ Бюллетень сессий, Том 5 (на французском языке). Брюссель, Бельгия: Королевская академия зарубежных наук. 1934. с. 670.
- ^ Jump up to: а б Мбомба, Машаури (01 января 2019 г.). «Уважение к женщинам через некоторые запреты в традиционном обществе Фулииру» . Диссертация .
- ^ «Эффективность интродуцированных орошаемых сортов риса на равнине Рузизи, провинция Южное Киву, ДР Конго» (PDF) . Кампала, Уганда: Региональный форум университетов по наращиванию потенциала в сельском хозяйстве. Сентябрь 2012 года . Проверено 03 сентября 2023 г.
- ^ «Реабилитационные работы Центра общественного развития (CDC) Кирингье на территории Увира, провинция Южное Киву в Демократической Республике Конго» [Реабилитационные работы Центра общественного развития (CDC) Кирингье на территории Увира, провинция Южного Киву в Демократической Республике Конго]. www.ungm.org . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Лепосо, Брюс (10 июля 2019 г.). «Южное Киву-ПИКАГЛ: Публичное уведомление об исследовании экологических и социальных последствий восстановления и модернизации центра общественного развития Кирингье в Увире» . libregrandlac.com (на французском языке) . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Э, Нгабо (30 августа 2023 г.). «Лемера: Жители страдают от голода, представители гражданского общества просят гуманитарных организаций вмешаться] . Кивутимес (на французском языке) . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ «Демократическая Республика Конго: Исследование рынков на территориях Южного Киву и Маниемы» (PDF) . Documents.wfp.org (на французском языке). 17 июня 2011 года . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Мбомба, Машаури (01 января 2019 г.). «Уважение к женщинам через некоторые запреты в традиционном обществе Фулииру» . Тезис : 13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Общее введение» . www.africmemoire.com . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ Э, Нгабо (14 октября 2022 г.). «Лемера: Жители опасаются голода из-за отсутствия дождей] . Кивутимес (на французском языке) . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Багула, Хоуп Мукенгере; Мапатано, Сильвен; Катчо, Каруме; Мушагалуса, Насигера Гюстав (4 сентября 2013 г.). «Эффективность управления водными ресурсами и методов плодородия почвы для увеличения урожайности кукурузы в полузасушливых регионах: пример равнины Рузизи (Южное Киву, Демократическая Республика Конго)» . VertigO - электронный журнал по наукам об окружающей среде (на французском языке) (специальный выпуск 17). дои : 10.4000/вертиго.13922 . ISSN 1492-8442 .
- ^ Рушигира, Дар; Вильяр, Патрисио Мендес дель; Пейджет, Николас (15 мая 2023 г.). «Рисовый сектор на равнине Рузизи на востоке ДРК. Организация и передача информации» . Сельская экономика. Сельское хозяйство, продукты питания, территории (на французском языке) (384): 77–92. doi : 10.4000/economierurale.11395 . ISSN 0013-0559 .
- ^ Jump up to: а б Бьякомбе, Пепен-Рауль Мугусу (2015). «Этюд де л'эволюции де ла продуктивности маниока в Итаре/Плен-де-ла-Рузизи» [Исследование эволюции продуктивности маниоки на равнине Итара/Рузизи ] (на французском языке). Букаву, Южное Киву, Демократическая Республика Конго: Католический университет Букаву . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Гомпель, Ф. Ван (1934). Отчет, представленный правительством Бельгии Совету Лиги Наций об управлении Руандой-Урунди в течение года (на французском языке). Бельгия: Принтер-издатель. п. 23.
- ^ Верхаген, Бенуа (1966). Восстания в Конго, Том 2 (на французском языке). Брюссель, Бельгия: Центр социально-политических исследований и информации. п. 384.
- ^ Jump up to: а б Мучукива, Боско (2016). « Образование в духе мира в Библии и среди бафулиру » (PDF) (на французском языке). Букаву, Южное Киву, Демократическая Республика Конго: Высший институт сельского развития Букаву (ISDR). стр. 1–8 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Древняя цивилизация народов Великих озер: конференция в Бужумбуре, 4–10 сентября 1979 г. (Сборник истории Африки) (на французском языке). Редактор: Центр бурундийской цивилизации. Париж, Франция: Editions Karthala. 1981. с. 72.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )