Крафтверк
Крафтверк | |
---|---|
![]() Kraftwerk выступает в Королевском Альберт-Холле , 2017. Слева направо: Ральф Хюттер , Хеннинг Шмитц, Фриц Хильперт и Фальк Гриффенхаген. | |
Справочная информация | |
Источник | Дюссельдорф , Западная Германия |
Жанры | |
Дискография | Дискография Крафтверка |
Годы активности | 1970 | – настоящее время
Этикетки | |
Спин-оффы | Или! |
Дополнительный продукт | Организация |
Члены |
|
Предыдущие участники |
|
Веб-сайт | крафтверк |
Крафтверк ( Немецкое произношение: [ˈkʁaftvɛɐ̯k] , букв. « Power Plant ») — немецкая электронная группа, образованная в Дюссельдорфе в 1970 году Ральфом Хюттером и Флорианом Шнайдером . Широко признанные новаторы и пионеры электронной музыки , Kraftwerk были одними из первых успешных исполнителей, популяризировавших этот жанр. Группа возникла как часть сцены Западной Германии экспериментальной краут-рок- в начале 1970-х годов, прежде чем полностью освоить электронные инструменты, включая синтезаторы, драм-машины и вокодеры . Вольфганг Флюр присоединился к группе в 1973 году, а Карл Бартос в 1975 году, расширив группу до квартета. С момента образования группы в ее составе неоднократно менялось, и Хюттер был ее единственным постоянным участником.
На коммерчески успешных альбомах, таких как Autobahn (1974), Trans-Europe Express (1977), The Man-Machine (1978) и Computer World (1981), Kraftwerk разработали самопровозглашенный стиль «робот-поп», сочетающий электронную музыку с поп-мелодии, редкие аранжировки и повторяющиеся ритмы, а также стилизованный образ, включая соответствующие костюмы. После выпуска Electric Café (1986) группу покинул Флюр в 1987 году, за ним последовал Бартос в 1990 году. В 2003 году группа выпустила Tour de France Soundtracks , свой последний альбом с новым материалом. В 2008 году ушел член-основатель Шнайдер. с новыми участниками продолжили гастроли под руководством Хюттера.
Творчество группы оказало влияние на самых разных исполнителей и многие жанры современной музыки, включая синти-поп , хип-хоп , пост-панк , техно , хаус-музыку , эмбиент и клубную музыку . [ 1 ] В 2014 году Академия звукозаписи удостоила Kraftwerk премией «Грэмми» за заслуги перед жанром . [ 2 ] Позже они выиграли премию Грэмми за лучший танцевальный/электронный альбом со своим концертным альбомом 3-D The Catalog (2017) на церемонии 2018 года . В 2021 году Kraftwerk были занесены в Зал славы рок-н-ролла в категории раннего влияния. [ 3 ] По состоянию на 2024 год группа продолжает гастролировать . [ 4 ] с живыми выступлениями участников в честь пятидесятилетия Kraftwerk. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Становление и первые годы (1970–1973)
[ редактировать ]Флориан Шнайдер (флейты, синтезаторы, скрипка) и Ральф Хюттер (орган, синтезаторы) познакомились, будучи студентами Высшей школы Роберта Шумана в Дюссельдорфе в конце 1960-х годов, участвуя в немецкой экспериментальной музыке и арт-сцене того времени, которую Melody Maker в шутку окрестил « краутрок ». [ 6 ] [ нужна страница ]
Они присоединились к квинтету, известному как Organization , который выпустил один альбом Tone Float в 1970 году, выпущенный на RCA Records в Великобритании, и вскоре после этого распался. [ 7 ] Шнайдер заинтересовался синтезаторами, решив приобрести один в 1970 году. Посещая в своем родном городе выставку, посвященную художникам Гилберту и Джорджу , они видят «двух мужчин в костюмах и галстуках, утверждающих, что они привносят искусство в повседневную жизнь». В том же году Хюттер и Шнайдер начал привносить повседневную жизнь в искусство и образовать Kraftwerk». [ 8 ]
Ранние составы Kraftwerk с 1970 по 1974 год менялись, поскольку Хюттер и Шнайдер работали примерно с полдюжиной других музыкантов во время подготовки и записи трех альбомов, а также спорадических живых выступлений, включая гитариста Михаэля Ротера и барабанщика Клауса Дингера , который покинул группу. чтобы сформировать Ной! . [ 6 ] [ нужна страница ] Единственной постоянной фигурой в этих составах был Шнайдер, основным инструментом которого в то время была флейта; временами он также играл на скрипке и гитаре, и все это обрабатывалось с помощью множества электронных устройств. Хюттер, который покинул группу на восемь месяцев, чтобы сосредоточиться на завершении учебы в университете, играл на синтезаторе и клавишных (включая орган Farfisa и электрическое пианино). [ нужна ссылка ]
Группа выпустила два экспериментальных рок-альбома свободной формы: Kraftwerk (1970) и Kraftwerk 2 (1972). Альбомы представляли собой в основном исследовательские музыкальные импровизации, исполненные на различных традиционных инструментах, включая гитару, бас, барабаны, орган, флейту и скрипку. Пост-продакшн модификации этих записей использовались для искажения звука инструментов, в частности, манипуляций с аудиокассетами и многократного дублирования одного инструмента на одной и той же дорожке. Оба альбома чисто инструментальные. Живые выступления с 1972 по 1973 год в основном проводились дуэтом с использованием простой электронной драм-машины типа бит-бокс с предустановленными ритмами, взятыми из электрического органа. Иногда они выступали и с басистами. Эти концерты проходили в основном в Германии, а иногда и во Франции. [ 6 ] [ нужна страница ] Позже, в 1973 году, к группе присоединился Вольфганг Флюр для репетиций, и группа выступила в составе трио в телешоу Aspekte для немецкой телекомпании ZDF . [ 9 ]
С Ralf und Florian , выпущенным в 1973 году, Kraftwerk стали больше полагаться на синтезаторы и драм-машины. Хотя альбом почти полностью инструментальный, он знаменует собой первое использование Kraftwerk вокодера в песне «Ananas Symphonie» («Ананасовая симфония»), которая стала одной из его музыкальных особенностей. По словам английского музыкального журналиста Саймона Рейнольдса , на Kraftwerk повлияло то, что он назвал «адреналиновым повстанческим движением» детройтских артистов конца 60-х MC5 и The Stooges . [ 10 ]
Вклад, опыт и влияние продюсера и инженера Конрада «Конни» Планка были весьма значительными в первые годы существования Kraftwerk. Планк также работал со многими другими ведущими немецкими электронными коллективами того времени, включая участников Can , Neu! , Кластер и Гармония . В результате работы с Kraftwerk студия Планка под Кельном стала одной из самых востребованных студий конца 1970-х. Планк был сопродюсером первых четырех альбомов Kraftwerk. [ 6 ] [ нужна страница ]
Международный прорыв: автобан и радиоактивность (1974–1976).
[ редактировать ]
С выпуском Autobahn в 1974 году Kraftwerk отошли от звучания своих первых трех альбомов. Хюттер и Шнайдер вложили средства в новые технологии, такие как Minimoog и EMS Synthi AKS , что помогло придать Kraftwerk более новое, «дисциплинированное» звучание. Autobahn также был последним альбомом, созданным Конни Планком . После коммерческого успеха Autobahn в США, где он занял 5-е место в Billboard Top LPs & Tapes , [ 11 ] Хюттер и Шнайдер вложили средства в обновление своей студии, тем самым уменьшив зависимость от сторонних продюсеров. В это время художник и график Эмиль Шульт стал постоянным соавтором, создавая иллюстрации, сочиняя тексты песен и сопровождая группу в турне. [ 6 ] [ нужна страница ]
1975 год стал поворотным моментом в живых выступлениях Kraftwerk. При финансовой поддержке Phonogram Inc. в США они смогли предпринять тур по продвижению альбома Autobahn , тур, в ходе которого они впервые посетили США, Канаду и Великобританию. В туре также появился новый, стабильный, живой состав в виде квартета. Хюттер и Шнайдер продолжали играть на клавишных синтезаторах, таких как Minimoog и ARP Odyssey , при этом использование Шнайдером флейты уменьшилось. Двое мужчин впервые начали петь вживую, и Шнайдер обрабатывал свой голос с помощью вокодера вживую. Вольфганг Флюр и новичок Карл Бартос выступали на самодельных электронных ударных инструментах. Дигана вибрафон Бартос также использовал на сцене . Состав Хюттер-Шнайдер-Бартос-Флюр существовал до конца 1980-х годов и теперь считается классическим живым составом Kraftwerk. Эмиль Шульт в целом исполнял роль тур-менеджера. [ 6 ] [ нужна страница ]
После тура по автобанам 1975 года Kraftwerk приступили к работе над следующим альбомом Radio-Activity (немецкое название: Radio-Aktivität ). После дальнейших инвестиций в новое оборудование студия Kling Klang превратилась в полноценную студию звукозаписи. Группа использовала центральную тему радиосвязи, которая получила дальнейшее развитие во время их последнего турне по Соединенным Штатам. Пока Эмиль Шульт работал над оформлением и текстами, Kraftwerk приступили к сочинению музыки для нового альбома. Несмотря на то, что Radio-Activity имела меньший коммерческий успех, чем Autobahn в Великобритании и США, альбом открыл для Kraftwerk европейский рынок, принеся им золотой диск во Франции. Kraftwerk сняли видео и отыграли несколько концертов в Европе в целях продвижения альбома. С выпуском Autobahn и Radio-Activity Kraftwerk оставили позади авангардные эксперименты и перешли к электронным поп-мелодиям, благодаря которым они наиболее известны. [ 6 ] [ нужна страница ]
В 1976 году Kraftwerk гастролировали в поддержку альбома Radio-Activity . Дэвид Боуи был среди поклонников пластинки и пригласил группу поддержать его в его туре Station to Station , но группа отклонила это предложение. [ 12 ] Несмотря на некоторые нововведения в гастролях, Kraftwerk взяли перерыв в живых выступлениях после тура Radio-Activity 1976 года.
Трансъевропейский экспресс , Человек-машина и компьютерный мир (1977–1982)
[ редактировать ]После завершения тура Radio-Activity Kraftwerk приступили к записи Trans-Europe Express (нем. Trans-Europa-Express ) в студии Kling Klang. [ 6 ] [ нужна страница ] Сведение Trans-Europe Express проводилось в студии Record Plant Studios в Лос-Анджелесе. Примерно в это же время Хюттер и Шнайдер познакомились с Дэвидом Боуи в студии Kling Klang. О сотрудничестве упоминалось в интервью ( Брайан Ино ) с Хюттером, но оно так и не было реализовано. Выпуск Trans-Europe Express в марте 1977 г. [ 6 ] [ нужна страница ] был отмечен экстравагантной поездкой на поезде, использованной в качестве пресс-конференции EMI France. Позже в том же году альбом получил дискотеку в Нью-Йорке.
В мае 1978 года Kraftwerk выпустили альбом The Man-Machine (нем. Die Mensch-Maschine ), записанный в студии Kling Klang. Из-за сложности записи альбом был сведен в студии Rudas в Дюссельдорфе. Группа наняла звукорежиссера Линарда Джексона из Детройта для работы с Йошко Рудасом над финальным миксом. The Man-Machine был первым альбомом Kraftwerk, Карл Бартос автором песен которого был указан . Обложка, выполненная в черном, белом и красном цветах, была вдохновлена русским художником Эль Лисицким и движением супрематизма . Гюнтер Фролинг сфотографировал группу для обложки, ставшего теперь культовым изображения, на котором квартет был одет в красные рубашки и черные галстуки. После его выпуска Kraftwerk не выпускали ни одного альбома или тура в течение трех лет. [ 6 ] [ нужна страница ]
В мае 1981 года Kraftwerk выпустили Computer World (нем. Computerwelt ) на EMI Records . [ 6 ] [ нужна страница ] Он был записан в студии Kling Klang в период с 1978 по 1981 год. [ 6 ] [ нужна страница ] Большая часть этого времени была потрачена на переоборудование студии, чтобы сделать ее портативной, чтобы группа могла брать ее с собой в турне. [ 6 ] [ нужна страница ] Часть электронного вокала на Computer World была создана с помощью языкового переводчика Texas Instruments . [ 13 ] " Computer Love " был выпущен как сингл с треком Man-Machine " The Model ". [ 6 ] [ нужна страница ] Радио-диджеи больше интересовались стороной B , поэтому EMI переиздала сингл и переиздала его с "The Model" в качестве стороны A. Сингл занял первое место в Великобритании, став самой успешной песней Kraftwerk в этой стране. [ 6 ] [ нужна страница ] В результате альбом Man-Machine также имел успех в Великобритании, достигнув 9-го места в альбомном чарте в феврале 1982 года. [ 14 ] Концертное выступление группы все больше концентрировалось на песенном материале, с более широким использованием вокала и секвенсорного оборудования как для ударных, так и для музыки. В отличие от своего крутого и контролируемого имиджа, группа использовала секвенсоры в интерактивном режиме, что позволяло импровизировать вживую. у Kraftwerk не было компьютера По иронии судьбы, на момент записи Computer World .
Kraftwerk вернулись к живым выступлениям во время тура Computer World в 1981 году, когда группа фактически собрала всю свою студию Kling Klang и взяла ее с собой в дорогу. Они также стали более широко использовать живые визуальные эффекты, включая обратные проекции слайдов и фильмов, синхронизированных с музыкой по мере развития технологий, использование ручных миниатюрных инструментов во время выступления и использование манекенов собственных для выступлений на сцене во время выступления. песня «Роботы». [ нужна ссылка ]
Электрическое кафе (1982–1989)
[ редактировать ]В 1982 году Kraftwerk начали работу над новым альбомом, который первоначально имел рабочее название Technicolor, но из-за проблем с товарным знаком был изменен на Electric Café для его первоначального выпуска в 1986 году (для обновленного переиздания в 2009 году он был снова переименован в соответствии с оригинальным названием). рабочее название — Техно-поп ). Одной из песен с этих сессий записи была " Tour de France ", которую EMI выпустила как сингл в 1983 году. Эта песня была отражением вновь обретенной одержимости группы велоспортом. После тура Computer World , требующего физических усилий , Ральф Хюттер искал формы упражнений, которые соответствовали бы имиджу Kraftwerk; впоследствии он призвал группу стать вегетарианцами и заняться велоспортом. «Тур де Франс» включал в себя звуки, соответствующие этой теме, включая велосипедные цепи, зубчатые механизмы и дыхание велосипедиста. Во время выпуска сингла Ральф Хюттер пытался убедить остальных участников группы записать целый альбом, основанный на велоспорте. Других участников группы это не убедило, и тему оставили только на сингле. [ 6 ] [ нужна страница ] «Тур де Франс» вышел на немецком и французском языках. Вокал песни был записан на лестнице студии Kling Klang, чтобы создать нужную атмосферу. [ 6 ] [ нужна страница ] «Тур де Франс» был показан в фильме 1984 года Breakin' , демонстрируя влияние Kraftwerk на хип-хоп Западного побережья . [ 6 ] [ нужна страница ]
В мае или июне 1982 г. [ 15 ] во время записи «Тур де Франс» Ральф Хюттер попал в серьезную аварию на велосипеде. [ 6 ] Он получил травму головы и несколько дней находился в коме. [ 16 ] В 1983 году Вольфганг Флюр стал проводить меньше времени в студии. С тех пор, как группа начала использовать секвенсоры, его роль барабанщика стала реже. Он предпочитал проводить время в путешествиях со своей девушкой. У Флюра также были творческие трудности с группой. Хотя он гастролировал по миру с Kraftwerk в качестве барабанщика в 1981 году, его игра не появилась в альбоме Computer World того года или в альбоме Electric Café 1986 года . В 1987 году он покинул группу, и его заменил Фриц Хильперт .
Микс (1990–1999)
[ редактировать ]После нескольких лет отказа от живых выступлений Kraftwerk стали чаще гастролировать по Европе. В феврале 1990 года группа отыграла несколько секретных концертов в Италии. Вскоре после этого группу покинул Карл Бартос. Следующий полноценный тур состоялся в 1991 году в поддержку альбома The Mix . Хюттер и Шнайдер хотели продолжить стиль выступления синти-поп-квартета и наняли Фернандо Абрантеса в качестве замены Бартосу. Однако вскоре после этого Абрантес покинул группу. В конце 1991 года был приглашен давний звукорежиссер Kling Klang Studio Хеннинг Шмитц, чтобы завершить оставшуюся часть тура и завершить новую версию квартета, которая оставалась активной до 2008 года.
В 1997 году Kraftwerk выступили на танцевальном фестивале Tribal Gathering в Англии. [ 17 ] В 1998 году группа впервые с 1981 года гастролировала по США и Японии, а также давала концерты в Бразилии и Аргентине . За этот период были исполнены три новые песни, а еще две протестированы на саундчеках, но так и остались неизданными. [ 18 ] После этого похода группа решила сделать еще один перерыв. [ 19 ]
В июле 1999 года сингл "Tour de France" был переиздан в Европе компанией EMI после того, как его не выпускали в течение нескольких лет. Он был впервые выпущен на компакт-диске в дополнение к переизданию 12-дюймового винилового сингла. Обе версии имеют слегка измененное оформление, в результате которого лица Флюра и Бартоса были удалены из велосипедной линии из четырех человек, изображенной на оригинальной обложке. В 1999 году бывший участник Flür опубликовал в Германии свою автобиографию Ich war ein Roboter . Более поздние англоязычные издания книги назывались Kraftwerk: I Was a Robot .
В 1999 году компании Kraftwerk было поручено создать а капелла джингл для Hannover Expo 2000 всемирной выставки в Германии. Впоследствии этот джингл превратился в сингл " Expo 2000 ", который был выпущен в декабре 1999 года, а затем переработан и переиздан как "Expo Remix" в ноябре 2000 года.
Саундтреки Тур де Франс и мировое турне (2000–2009)
[ редактировать ]
В августе 2003 года группа выпустила Tour de France Soundtracks 1986 года , свой первый альбом с новым материалом после альбома Electric Café . В январе и феврале 2003 года, перед выпуском альбома, группа начала обширное мировое турне «Минимум-максимум» , используя четыре настроенных портативных компьютера Sony VAIO , фактически оставив всю студию Kling Klang дома в Германии. Группа также получила новый набор прозрачных видеопанелей вместо четырех больших проекционных экранов. Это значительно упростило работу всего программного обеспечения группы для секвенирования, генерации звука и визуального отображения. С этого момента оборудование группы все больше сокращало ручную игру, заменяя ее интерактивным управлением оборудованием для секвенсора. Хюттер сохранил большую часть ручного исполнения, по-прежнему играя музыкальные строки вручную на клавиатуре контроллера, исполняя живой вокал и повторяя остинато . Живое вокодирование Шнайдера было заменено программно-управляемыми методами синтеза речи. В ноябре группа неожиданно появилась на церемонии вручения наград MTV European Music Awards. Эдинбург , Шотландия, исполняет "Aerodynamic". В том же году был выпущен рекламный бокс-сет под названием 12345678 (с подзаголовком «Каталог »), за которым планировалось последовать полноценный коммерческий выпуск. В коробке были обновленные издания восьми основных студийных альбомов группы, от Autobahn до Tour de France Soundtracks . Этот долгожданный бокс-сет в конечном итоге был выпущен в другом наборе ремастеров в ноябре 2009 года.
В июне 2005 года первый официальный концертный альбом группы «Минимум-Максимум» , составленный на основе выступлений во время весеннего тура группы 2004 года, получил похвалу от NME . [ 20 ] В альбом вошли переработанные треки из существующих студийных альбомов. Сюда входил трек под названием «Planet of Visions», который представлял собой переработку «Expo 2000». В поддержку этого релиза Kraftwerk совершили еще один быстрый тур по Балканам , выступив в Сербии , Болгарии , Македонии , Турции и Греции. В декабре «Минимум-максимум» DVD вышел . В течение 2006 года группа выступала на фестивалях в Норвегии, Ирландии, Чехии, Испании, Бельгии и Германии.
В апреле 2008 года группа отыграла три концерта в американских городах Миннеаполис , Милуоки и Денвер , а также выступила сохедлайнером на фестивале музыки и искусств Coachella Valley . Это было их второе выступление на фестивале с 2004 года. Позже в том же году дальнейшие выступления были даны в Ирландии, Польше, Украине , Австралии, Новой Зеландии, Гонконге и Сингапуре. Гастрольный квартет состоял из Ральфа Хюттера, Хеннинга Шмитца, Фрица Хильперта и видеотехника Стефана Пфаффе, который стал официальным участником в 2008 году. Первоначальный участник Флориан Шнайдер отсутствовал в составе. Хюттер заявил, что работает над другими проектами. [ 21 ] 21 ноября Kraftwerk официально подтвердили уход Флориана Шнайдера из группы; [ 22 ] The Independent прокомментировала: "Есть что-то блестящее Kraftwerkian в новостях о том, что Флориан Шнайдер, один из основателей немецких пионеров электронной музыки, покидает группу, чтобы заняться сольной карьерой. Многие успешные группы распадаются всего через несколько лет. Судя по всему, это произошло. Шнайдеру и его музыкальному партнеру Ральфу Хюттеру понадобилось четыре десятилетия, чтобы обнаружить музыкальные различия». [ 23 ] Заголовок Kraftwerk, запланированный на Global Gathering в Мельбурне, Австралия, 22 ноября, был отменен за несколько минут до запланированного начала из-за того, что Фрицу Хилперту потребовалась неотложная медицинская помощь. [ 24 ]
В 2009 году Kraftwerk дали концерты со специальной трехмерной фоновой графикой в Вольфсбурге, Германия; Манчестер, Великобритания; и Рандерс, Дания. Эту мультимедийную часть шоу зрители смогли посмотреть в розданных 3D-очках. Во время концерта в Манчестере (часть Манчестерского международного фестиваля 2009 г. ) [ 25 ] четыре члена велосипедной команды Великобритании ( Джейсон Кенни , Эд Клэнси , Джейми Стафф и Герайнт Томас ) катались по Велодрому, пока группа исполняла «Тур де Франс». [ 26 ] Группа также отыграла несколько фестивалей, последний из которых был на Bestival 2009 в сентябре на острове Уайт . [ 27 ] В ноябре 2009 года также был выпущен бокс-сет «Каталог» . [ 28 ] Это 12-дюймовый бокс-сет размером с альбом, содержащий все восемь обновленных компакт-дисков в картонных футлярах, а также буклеты размером с пластинку с фотографиями и обложками для каждого отдельного альбома.
Каталог и продолжение гастролей (2010–2017).
[ редактировать ]
Хотя это официально не подтверждено, Ральф Хюттер предположил, что второй бокс-сет их первых трех экспериментальных альбомов — Kraftwerk , Kraftwerk 2 и Ralf and Florian — уже в пути, возможно, после их следующего студийного альбома он будет выпущен в коммерческом формате: «Мы только что никогда особо не просматривал эти альбомы. Они всегда были доступны, но как очень плохие пиратские версии . Теперь у нас есть больше иллюстраций, которые можно использовать в современных рисунках, графике и фотографиях . каждый альбом, коллекции картин, с которыми мы работали, и рисунки, которые мы с Флорианом сделали в те дни . Kraftwerk также выпустила приложение для iOS под названием Kraftwerk Kling Klang Machine. [ 29 ] Осенью 2011 года в Доме Ленбаха в Мюнхене были представлены некоторые произведения Kraftwerk 3-D. В честь открытия выставки Kraftwerk дали три концерта. [ 30 ]
Kraftwerk выступили на фестивале Ultra Music в Майами 23 марта 2012 года. По инициативе Клауса Бизенбаха Музей современного искусства Нью-Йорка организовал выставку под названием Kraftwerk – Retrospective 1 2 3 4 5 6 7 8 , на которой группа исполнила свою студийную дискографию с автобана. на Тур де Франс в течение восьми дней при аншлаге. Позже выставка побывала в галерее Тейт, а также в К20 в Дюссельдорфе. Kraftwerk выступили на фестивале No Nukes 2012 в Токио, Япония. Kraftwerk также собирались выступить на фестивале Ultra Music в Варшаве , но мероприятие было отменено; вместо этого Kraftwerk выступили на Way Out West в Гетеборге . ограниченная версия бокс -сета «Каталог» Во время ретроспективы была выпущена ограниченным тиражом в 2000 наборов. Каждая коробка имела индивидуальный номер и имела инвертированную цветовую схему стандартной коробки. В декабре Kraftwerk заявили на своем сайте, что будут играть свой Каталог в Дюссельдорфе и в лондонской галерее Tate Modern. Билеты на Kraftwerk в Лондоне стоили 60 фунтов, но фанаты сравнили эту сумму с ценой в 20 долларов в нью-йоркском МоМА в 2012 году, что вызвало ужас. Несмотря на это, спрос на билеты в Тейт был настолько высоким, что сайт закрылся.
В марте 2013 года группе не разрешили выступить на музыкальном фестивале в Китае по неустановленным «политическим причинам». [ 31 ] В июньском интервью после исполнения восьми альбомов The Catalogue в Сиднее Ральф Хюттер заявил: «Теперь мы закончили с первого по восьмой, теперь мы можем сосредоточиться на девятом». [ 32 ] В июле они выступили на 47-м джазовом фестивале в Монтрё. Группа также отыграла 3-D концерт 12 июля на крупнейшем фестивале Шотландии - T in the Park - в Баладо, Кинросс, а также 20 июля на фестивале Latitude в Саффолке и 21 июля на фестивале Longitude в Дублине. [ 33 ]
В октябре 2013 года группа отыграла четыре концерта продолжительностью два вечера в Эйндховене , Нидерланды. Место проведения Evoluon (бывший музей технологий Philips Electronics , ныне конференц-центр) было выбрано Ральфом Хюттером. [ 34 ] за его ретро-футуристическую архитектуру, напоминающую НЛО. Сделанные на заказ визуальные эффекты здания с тарелкой, спускающейся из космоса, были показаны во время показа Spacelab. [ 35 ]
В 2014 году Kraftwerk провели свой четырехдневный тур в формате 3D Catalog в Концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. [ 36 ] и в театре United Palace в Нью-Йорке . Они также выступали в Cirkus в Стокгольме, Швеция, и на музыкальном фестивале Summer Sonic в Токио, Япония. [ 37 ] В ноябре 2014 года концертный концерт 3D Catalog прошел в Париже, Франция, в новом Fondation Louis-Vuitton с 6 по 14 ноября. [ 38 ] а затем в культовом Paradiso концертном зале в Амстердаме , Нидерланды , где они выступали раньше в 1976 году. [ 39 ] В 2015 году Ральф Хюттер, узнав, что Тур де Франс стартует в этом году в соседнем голландском городе Утрехт , решил, что Kraftwerk выступит во время «Grand Départ». В конце концов группа отыграла три концерта 3 и 4 июля в ТиволиВреденбурге, исполнив «Саундтреки Тур де Франс», а между ними посетила начало тура. [ 40 ]
По просьбе директора гонки Кристиана Прюдомма Kraftwerk выступила на Тур де Франс 1 июля 2017 года, на этот раз в родном городе Kraftwerk, Дюссельдорфе . французская электронная группа Air Открыла концерт , приглашенная Kraftwerk. Посетителям концерта были предложены 3D-очки для восприятия стереоскопических эффектов на видеоэкране. [ 41 ]
3-D Каталог и смерть Шнайдера (2017 – настоящее время)
[ редактировать ]В апреле 2017 года Kraftwerk анонсировал 3-D The Catalog , концертный альбом и видеодокументацию исполнения всех восьми альбомов The Catalog , выпущенный 26 мая 2017 года. Он доступен в нескольких форматах, самым обширным из которых является четырехдисковый. Набор Blu-ray с 236-страничной книгой в твердом переплете. Альбом был номинирован на премию «Грэмми» за лучший танцевальный / электронный альбом и лучший альбом с объемным звуком на церемонии, состоявшейся 28 января 2018 года, выиграв первую премию, что стало первой победой группы на «Грэмми». [ 42 ]
20 июля 2018 года на концерте в Штутгарте немецкий астронавт Александр Герст исполнил с группой «Spacelab» на борту Международной космической станции , присоединившись к ней по прямой видеосвязи. Герст играл мелодии, используя планшет в качестве инструмента вместе с Хюттером дуэтом, и обратился к публике с коротким посланием. [ 43 ]
20 июля 2019 года Kraftwerk возглавили субботний вечерний состав на сцене Lovell Stage на Bluedot Festival , фестивале музыки и науки, который ежегодно проводится в обсерватории Джодрелл-Бэнк , Чешир, Великобритания. [ 44 ] Фестиваль 2019 года отметил 50-летие высадки на Луну Аполлона-11 .
21 апреля 2020 года Флориан Шнайдер умер в возрасте 73 лет после непродолжительной борьбы с раком. 3 июля 2020 года немецкоязычные версии Trans Europe Express , The Man Machine , Computer World , Techno Pop и The Mix , а также 3-D The Catalog , были впервые выпущены по всему миру на потоковых сервисах. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
21 декабря 2020 года Parlophone/WEA выпустили Remixes , цифровой сборник . [ 48 ] В него вошли ремиксы на синглы, выпущенные в 1991, 1999, 2000, 2004 и 2007 годах, а также ранее не издававшаяся "Non Stop", версия " Musique Non-Stop ", которая использовалась в качестве джингла на MTV Europe, начиная с 1993 года. [ 49 ] В кавере использована обложка из " Expo Remix ". Сборник вышел на компакт-диске и виниле в 2022 году.
30 октября 2021 года Kraftwerk были введены в Зал славы рок-н-ролла . [ 50 ] В ноябре 2021 года группа объявила о планах турне по Северной Америке на 2022 год. [ 51 ] Помимо живых выступлений участников в честь пятидесятилетия Kraftwerk, сборник Remixes впервые вышел на компакт-диске и виниле. [ 5 ]
С 27 мая по 10 июля 2022 года группа совершила успешный тур по Северной Америке, выступив в 24 городах. [ 52 ] В мае 2024 года они проведут резиденцию в Лос-Анджелесе в Концертном зале Уолта Диснея, исполнив свои альбомы. [ 53 ]
27 июля 2024 года на фестивале Fuji Rock в Наэбе Kraftwerk впервые исполнили кавер-версию произведения другого исполнителя: « Merry Christmas Mr. Lawrence » Рюичи Сакамото , умершего в 2023 году. Хюттер дружил с Сакамото с тех пор, как 1981. После исполнения «Merry Christmas Mr. Lawrence» Kraftwerk исполнили «Radioactivity», для которой Сакамото написал тексты на японском языке в 2012 году. [ 54 ]
Музыка и артистизм
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Kraftwerk признаны пионерами электронной музыки [ 55 ] [ 56 ] а также поджанры, такие как электропоп , [ 57 ] [ 55 ] [ 56 ] арт-поп , [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] хаус музыка , [ 61 ] синти-поп [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] и электронный рок . [ 65 ] В своем раннем воплощении группа придерживалась авангардного направления . [ 56 ] [ 66 ] [ 67 ] экспериментальный рок- стиль, вдохновленный композициями Карлхайнца Штокхаузена . Хюттер также назвал Beach Boys оказавшими большое влияние. [ 68 ] Группа также была вдохновлена фанк-музыкой Джеймса Брауна , а позднее и панк-роком . [ 8 ] Изначально они были связаны с немецкой краут-рок- сценой. [ 69 ] [ 55 ] В середине 1970-х они перешли на электронное звучание, которое они назвали «робот-поп». [ 70 ] Лирика Kraftwerk посвящена послевоенной европейской городской жизни и технологиям — поездкам на машине по автобану , поездкам на поезде, использованию домашних компьютеров и тому подобному. Они находились под влиянием модернистской эстетики Баухауза , считая искусство неотделимым от повседневной функции. [ 63 ] Обычно тексты очень минималистичны , но отражают как невинное прославление современного мира, так и сознательную осторожность в отношении него, а также играют важную роль в ритмической структуре песен. Многие песни Kraftwerk выражают парадоксальную природу современной городской жизни: сильное чувство отчуждения, существующее бок о бок с прославлением радостей современных технологий. [ 71 ] [ 72 ]
Начиная с выпуска Autobahn , Kraftwerk начали выпускать серию концептуальных альбомов ( «Radio-Activity» , «Trans-Europe Express» , «The Man-Machine» , «Computer World» , «Tour de France Soundtracks »). [ 73 ] Все альбомы Kraftwerk, начиная с Trans Europe Express , за исключением саундтреков Tour de France , были выпущены в отдельных версиях: один с немецким вокалом для продажи в Германии, Швейцарии и Австрии, а другой с английским вокалом для остального мира, со случайными вариациями. на других языках, когда это концептуально целесообразно. Живые выступления всегда играли важную роль в деятельности Kraftwerk. Кроме того, несмотря на то, что его живые выступления обычно основаны на официальных песнях и композициях, живая импровизация часто играет заметную роль в их выступлениях. Эту черту можно проследить до корней группы в первой экспериментальной краут-рок-сцене конца 1960-х годов , но, что немаловажно, она продолжает оставаться частью ее игры, даже несмотря на то, что она все шире использует цифровое и компьютерное секвенирование в своей музыке. его выступления. Было замечено, что некоторые из знакомых композиций группы возникли на основе живых импровизаций на концертах или саунд-чеках. [ 74 ]
Технологические инновации
[ редактировать ]На протяжении всей своей карьеры Kraftwerk расширяли границы музыкальных технологий , предлагая некоторые заметные инновации, такие как самодельные инструменты и устройства, изготовленные по индивидуальному заказу. Группа всегда воспринимала свою студию Kling Klang как сложный музыкальный инструмент, а также звуковую лабораторию; Флориан Шнайдер, в частности, увлекся музыкальными технологиями, в результате чего технические аспекты создания и записи звука постепенно стали его основными сферами деятельности в группе. [ 6 ] [ нужна страница ] Алексей Монро назвал Kraftwerk «первыми успешными артистами, которые включили индустриальные звуки в неакадемическую электронную музыку». [ 75 ]
Kraftwerk использовали специально созданный вокодер на своих альбомах Ralf und Florian и Autobahn ; устройство было сконструировано инженерами П. Лойнигом и К. Обермайером из Физико-технического Бундесанстальта Брауншвейга. [ 76 ] Хюттер и Шнайдер получили патент на электронную ударную установку с сенсорными пэдами, поданный в июле 1975 года и выданный в июне 1977 года. [ 77 ] По нему нужно ударять металлическими палочками, которые подсоединены к устройству, чтобы замкнуть цепь, вызывающую аналоговые синтетические перкуссионные звуки. [ 78 ] Группа впервые выступила публично с этим устройством в 1973 году в телевизионной программе Aspekte (на общенемецком канале Zweites Deutsches Fernsehen ), где его сыграл Вольфганг Флюр. [ 79 ] Они создали драм-машины для Autobahn и Trans-Europe Express . [ 80 ]
Во время тура Radio-Activity в 1976 году Kraftwerk протестировали экспериментальную барабанную клетку, активируемую световым лучом, позволяющую Flür запускать электронную перкуссию посредством движений рук и кистей. К сожалению, устройство не заработало так, как планировалось, и от него быстро отказались. [ 77 ] В том же году Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер поручили боннской «Synthesizerstudio Bonn, Matten & Wiechers» спроектировать и построить Synthanorma Sequenzer с Intervallomat, систему пошагового секвенсора 4×8/2×16/1×32 с некоторыми особенностями, которые коммерческие продукты не могли обеспечить в то время. [ 77 ] Музыкальный секвенсор впервые был использован группой для управления электронными источниками, создающими ритмичное звучание альбома Trans-Europe Express . [ 81 ]
С 2002 года живые выступления Kraftwerk проводятся с использованием виртуальных технологий (т.е. программного копирования и замены оригинального аналогового или цифрового оборудования). По словам Фрица Хильперта , «мобильность музыкальных технологий и надежность ноутбуков и программного обеспечения значительно упростили реализацию сложных гастрольных установок: мы генерируем все звуки на ноутбуках в реальном времени и манипулируем ими с помощью карт контроллера. пришло время настроить нашу компактную сценическую систему для выступления [...] Таким образом, мы можем взять с собой на сцену нашу Kling-Klang Studio. Физический легкий вес нашего оборудования также обеспечивает огромную простоту использования при работе. с программными синтезаторами и звуком Все мыслимые инструменты находятся в непосредственной близости или всего в нескольких щелчках мыши в Интернете». [ 82 ]
Затворничество и эксцентричность
[ редактировать ]Группа также известна своим затворничеством, дает редкие и загадочные интервью, использует манекены и роботов в натуральную величину во время официальных фотосессий, отказывается отвечать на письма фанатов и не пускает посетителей в студию Kling Klang, точное местонахождение которой они раньше определяли. держать в тайне.
О другом примечательном примере такого эксцентричного поведения сообщил Джонни Марру из The Smiths Карл Бартос, который объяснил, что любому, кто попытается связаться с группой для сотрудничества, сообщат, что на студийном телефоне нет звонка, поскольку во время записи группа не звонила. хотелось бы услышать любой шумовое загрязнение. Вместо этого звонившим предлагалось позвонить в студию точно в определенное время, после чего на звонок отвечал Ральф Хюттер, несмотря на то, что он никогда не слышал телефонного звонка. [ 83 ]
Крис Мартин из Coldplay вспомнил в статье 2007 года в журнале Q процесс запроса разрешения на использование мелодии из трека « Computer Love » в « Talk » из альбома X&Y . Он отправил письмо через адвокатов соответствующих сторон и несколько недель спустя получил конверт с рукописным ответом, в котором было просто написано «да». [ 84 ]
Влияние и наследие
[ редактировать ]По словам музыкального журналиста Нила Маккормика, Kraftwerk может быть «самой влиятельной группой в истории поп-музыки». [ 55 ] NME писал: « Возможно, «The Beatles and Kraftwerk» не имеют звучания «The Beatles and the Stones», но, тем не менее, это две самые важные группы в истории музыки». [ 20 ] AllMusic написал, что их музыка «находит отклик практически во всех новых событиях, влияющих на современную поп-сцену конца 20 века». [ 70 ]
Музыкальный стиль и образ Kraftwerk можно услышать и увидеть в синти-поп группах 1980-х, таких как Gary Numan , [ нужна ссылка ] Ультравокс , [ нужна ссылка ] Джон Фокс , [ нужна ссылка ] Человеческая Лига , [ нужна ссылка ] Лицо , [ нужна ссылка ] Мягкая клетка , [ нужна ссылка ] и Оркестр Желтой Магии . [ нужна ссылка ] Kraftwerk повлияли на другие формы музыки, такие как хип-хоп , хаус и драм-н-бэйс, а также считаются пионерами жанра электро . [ 85 ] Карл Хайд из Underworld назвал Kraftwerk оказавшим большое влияние. [ 86 ] В частности, "Trans Europe Express" и "Numbers" были вставлены в " Planet Rock " группы Afrika Bambaataa & the Soul Sonic Force, один из первых хип-хоп/электро-хитов. Kraftwerk помог зажечь электродвижение в Нью-Йорке. [ 10 ] Техно было создано тремя музыкантами из Детройта, которых часто называют « бельвильской тройкой » ( Хуан Аткинс , Кевин Сондерсон и Деррик Мэй ), которые соединили повторяющиеся мелодии Kraftwerk с ритмами фанка. [ 87 ] Трое из Бельвилля находились под сильным влиянием Kraftwerk и их звука, потому что звуки Kraftwerk понравились чернокожим людям среднего класса, проживавшим в Детройте в то время. [ 10 ]
Depeche Mode Композитор Мартин Гор сказал: «Для всех представителей нашего поколения, занимающихся электронной музыкой, Kraftwerk были крестными отцами». [ 55 ] Дэниел Миллер , основатель Mute Records, купил вокодер, который использовали Kraftwerk в своих ранних альбомах, сравнив его с владением «гитарой, которую Джими Хендрикс использовал в « Purple Haze » ». [ 88 ] Энди МакКласки и Пол Хамфрис , члены-основатели Orchestral Maneuvers in the Dark (OMD), заявили, что Kraftwerk был основным эталоном их ранних работ; [ 89 ] OMD сделали кавер на песню «Neon Lights» из альбома 1991 года Sugar Tax . [ 90 ] Электронная группа Ladytron была вдохновлена песней Kraftwerk «The Model», когда они написали свой дебютный сингл «He Take Her to a Movie». [ 91 ] Aphex Twin отметил, что Kraftwerk оказал на него наибольшее влияние, и назвал Computer World альбомом, очень влиятельным на его музыку и звук. [ 92 ] Бьорк назвала группу одним из главных музыкальных источников, оказавших на нее влияние. [ 93 ] Электронный музыкант Kompressor назвал Kraftwerk оказавшим влияние. Группа также упоминается в песне "Rappers We Crush" группы Kompressor и MC Frontalot ("Я спешу, садись в свой Крайслер. Ох, ужас!/Кто-то заменил все мои Backstreet Boys на кассеты Kraftwerk!"). Доктор Алекс Патерсон из Orb назвал The Man-Machine одним из своих 13 любимых альбомов всех времен. [ 94 ] По данным NME , новаторский «робот-поп» Kraftwerk также породил такие группы, как The Prodigy и Daft Punk . [ 20 ]
Kraftwerk вдохновил многих исполнителей из других стилей и жанров, а их работы неоднократно пробовались. Песня Дэвида Боуи « V-2 Schneider 1977 года » из альбома «Heroes» была данью уважения Флориану Шнайдеру. [ 95 ] Пост-панк -группы Joy Division и New Order находились под сильным влиянием группы. Фронтмен Joy Division Ян Кертис был фанатом и показывал своим коллегам записи, которые повлияли на их музыку. [ 96 ] New Order также попробовали "Uranium" в своем самом большом хите " Blue Monday ". [ 97 ] Siouxsie and the Banshees записали кавер на «Hall of Mirrors» на свой альбом 1987 года « Through the Looking Glass» , который получил высокую оценку Ральфа Хюттера: «В целом мы рассматриваем кавер-версии как оценку нашей работы. Версия «Hall of «Mirrors» группы Siouxsie and the Banshees исключительны, как и аранжировки Александра Бэлэнеску для его релиза Balanescu Quartet [ Possessed нравится альбом El Baile Alemán группы Señor Coconut ». , 1992]. Нам также очень [ 98 ] Участники Blondie несколько раз признавались, что Kraftwerk были важным эталоном их звучания к тому времени, когда они работали над своим третьим альбомом Parallel Lines . Всемирный хит " Heart of Glass " радикально изменил первоначальный стиль с привкусом регги к характерному электронному звучанию, чтобы имитировать технологический подход альбомов Kraftwerk и адаптировать его к концепции диско. [ 99 ] Simple Minds и U2 записали кавер-версии "Neon Lights"; Версия Simple Minds была включена в их кавер-альбом Neon Lights 2001 года , а U2 включили «Neon Lights» в качестве B-сайда своего сингла 2004 года « Vertigo ». Песня LCD Soundsystem под названием "Get Innocious!" построен по образцу «Роботов». [ 100 ] Rammstein также сделали кавер на свою песню « Das Modell », выпустив ее как неальбомный сингл в 1997 году. [ 101 ] Джон Фрушанте назвал способность группы экспериментировать источником вдохновения при работе в студии звукозаписи. [ 102 ]
В 1989 году ускоренная версия песни Kraftwerk "Electric Café" начала появляться в качестве музыкальной темы для серии скетчей в программе Saturday Night Live под названием " Sprokets ", немецкой телевизионной пародии Майка Майерса . [ 103 ] [ 104 ] В комедии 1998 года «Большой Лебовски» фигурирует вымышленная группа Autobahn, пародия на Kraftwerk и их пластинку 1974 года Autobahn . [ 105 ]
В январе 2018 года BBC Radio 4 транслировало 30-минутный документальный фильм Kraftwerk: Computer Love , в котором исследовалось, «как классический альбом Kraftwerk Computer World изменил жизни людей». [ 106 ]
В октябре 2019 года Kraftwerk были номинированы на включение в Зал славы рок-н-ролла на 2020 год. [ 107 ] 12 мая 2021 года Kraftwerk были объявлены официальным призывником в Зал на выпуск 2021 года. [ 108 ]
Их техническое применение и звуковая динамика неоднократно упоминались как основа развития хип-хопа и техно.
Дискография
[ редактировать ]- Студийные альбомы
- Крафтверк (1970)
- Крафтверк 2 (1972)
- Ральф и Флориан (1973)
- Автобан (1974)
- Радиоактивность (1975)
- Транс Европа Экспресс (1977)
- Человек-машина (1978)
- Компьютерный мир (1981)
- Электрическое кафе (1986)
- Микс (1991)
- Саундтреки Тур де Франс (2003)
Члены
[ редактировать ]Текущие участники
[ редактировать ]- Ральф Хюттер — вокал, вокодер, синтезаторы, клавишные (1970–1971, 1971 – настоящее время); орган, ударные и перкуссия, бас-гитара, гитара (1970–1971, 1971–1974)
- Хеннинг Шмитц — звуковые эффекты, живые клавишные (1991 – настоящее время) [ 109 ]
- Фальк Гриффенхаген – техник живого видео (2013–2022); электронная перкуссия (2023 – настоящее время) [ 109 ]
- Георг Бонгарц - техник живого видео (2023 – настоящее время) [ 110 ]
Бывшие участники
[ редактировать ]- Флориан Шнайдер — синтезаторы, бэк-вокал, вокодер, компьютерный вокал, акустическая и электронная флейта, живой саксофон, перкуссия, электрогитара, скрипка (1970–2008; умер в 2020 году)
- Андреас Хоманн - ударные (1970)
- Томас Ломанн - ударные (1970)
- Ханс-Гюнтер «Чарли» Вайс - ударные (1970)
- Клаус Дингер — ударные (1970–1971; умер в 2008 г.)
- Эберхард Кранеманн — бас-гитара (1970–1971) [ 111 ]
- Хоушанг Неджадипур - электрогитара (1970–1971)
- Питер Шмидт — ударные (1970–1971)
- Майкл Ротер — электрогитара (1971)
- Платон Костич (он же Платон Ривьера) — бас-гитара (1973)
- Эмиль Шульт — электрогитара, электронная скрипка (1973)
- Вольфганг Флюр - электронная перкуссия (1973–1987)
- Клаус Рёдер — электрогитара, электронная скрипка (1974–1975)
- Карл Бартос — электронная перкуссия, вокал, живой вибрафон, живые клавишные (1975–1990) [ 112 ]
- Фриц Хильперт - электронная перкуссия (1987–2022) [ 109 ] [ нужен неосновной источник ]
- Фернандо Абрантес — электронная перкуссия, синтезатор (1991)
- Стефан Пфаффе – техник живого видео (2008–2012)
Хронология
[ редактировать ]
Составы
[ редактировать ]Период | Члены | Релизы |
---|---|---|
1970 |
| |
1970 |
| |
1970 |
|
|
1970 |
|
|
1970-1971 |
| |
1971 |
| |
1971 |
| |
1971 |
| |
1971 |
| |
1971-1973 |
|
|
1973 |
| |
1973 |
| |
1973 |
| |
1973 |
| |
1974 |
| |
1974-1975 |
|
|
1975-1987 |
|
|
1987-1990 |
|
|
1990-1991 |
| |
1991-2008 |
|
|
2008-2013 |
| |
2013-2023 |
| |
2023 – настоящее время |
|
Видеосъемка
[ редактировать ]- Минимум-максимум (2005)
- 3-D Каталог (2017)
- 3-D Каталог (2017)
Награды и достижения
[ редактировать ]Премии Грэмми
[ редактировать ]Год | Номинант / работа | Премия | Результат |
---|---|---|---|
1982 | « Компьютерный мир » | Лучшее рок-инструментальное исполнение | номинирован |
2006 | Минимум-Максимум | Лучший танцевальный/электронный альбом | номинирован |
2014 | Крафтверк | Премия за заслуги перед жизнью | Выиграл |
2015 | Автобан | зал славы | Выиграл |
2018 | 3-D Каталог | Лучший танцевальный/электронный альбом | Выиграл |
Лучший альбом объемного звука | номинирован |
См. также
[ редактировать ]- Лауреаты премии Грэмми за лучший танцевальный/электронный альбом
- Список исполнителей эмбиент-музыки
- Список призывников Зала славы рок-н-ролла
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шютте, Уве (июнь 2017 г.). «Увидите, как они поверят: почему Kraftwerk — самая влиятельная группа в мире» . Разговор . Архивировано из оригинала 4 октября 2021 года . Проверено 13 мая 2021 г.
«Kraftwerk более влиятельны, чем The Beatles. Давайте объясним» . Лос-Анджелес Еженедельник . 26 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2020 г. . Проверено 21 февраля 2021 г.
«Почему Kraftwerk по-прежнему остаются самой влиятельной группой в мире» . Хранитель . 27 января 2013 г.
«Крафтверк – Поп-Арт (документальный 2013)» . Ютуб. 14 января 2018 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 г. - ^ Академия Грэмми. «Награда за заслуги перед жанром: Kraftwerk». Архивировано 21 января 2014 года в Wayback Machine . Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук, 14 января 2014 г. Дата обращения 23 января 2014 г.
- ^ «Тина Тернер, Jay-Z, Foo Fighters среди введенных в Зал славы рок-н-ролла» . NPR.org . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ «КОНЦЕРТЫ» . Kraftwerk.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Янг, Алекс (29 марта 2022 г.). «Kraftwerk добавляет новые даты в тур по Северной Америке в 2022 году» . Consequence.net . Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Бюсси, Паскаль (1993). Kraftwerk — Человек, машина и музыка . Издательство САФ. ISBN 978-0-946719-70-9 .
- ^ Паскаль Бюсси: «Kraftwerk: Человек, машина и музыка», SAF Publishing Ltd., перепечатано в 1993, 1997, 1999 гг., ISBN 978-0-946719-70-9
- ^ Перейти обратно: а б Роджерс, Джуд (27 января 2013 г.). «Почему Kraftwerk до сих пор остается самой влиятельной группой в мире» . Наблюдатель . Архивировано из оригинала 2 сентября 2023 года . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Флюр, Вольфганг (1993). «Крафтверк»: Я был роботом . Издательство Святилища. ISBN 978-1-86074-417-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саймон, Рейнольдс (1999). Generation Ecstasy: в мир техно и рейв-культуры . Рутледж.
- ^ "allmusic ((( Kraftwerk > Чарты и награды > Альбомы Billboard )))" . Вся музыка . Проверено 9 июля 2009 г.
- ^ Уиттс, Ричард . «Прогресс посредством технологий? Kraftwerk и британская привязанность к Германии». воспроизведено в «Kraftwerk: Music Non-Stop». Книги Континуума 2012 г.
- ^ «Датаматематика» . Датаматематика. 5 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2014 г. Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ «Чарт альбомов Kraftwerk» . Официальный сайт Charts.com . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ Карл Бартос 2017, Звук машины , гл. 12
- ^ Харрис, Джон (18 июня 2009 г.). « У меня новая голова, и со мной все в порядке » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 26 августа 2024 г.
- ↑ 2 цента: Kraftwerk, Tribal Gathering. Архивировано 8 февраля 2013 г. в Wayback Machine (25 мая 1997 г.).
- ^ "Активит Онлайн - Архив - Общие статьи - Живая работа Kraftwerk осенью 1997 года" . Активит в Интернете . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Тур "Kraftworld, Kraftwerk 1998". Архивировано 24 марта 2009 года в Wayback Machine . kraftworld.com . Проверено 5 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тони Нэйлор. «Kraftwerk: Минимум-максимум Live». Архивировано 3 марта 2016 года на Wayback Machine . NME , 2 июня 2005 г. Дата обращения 8 августа 2013 г.
- ^ Рид, Грэм (27 сентября 2008 г.). «Интервью: Ральф Хаттер из Kraftwerk» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Музыка (7 января 2009 г.). «Сооснователь Kraftwerk Флориан Шнайдер покидает группу» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ↑ Передовая статья редакционной статьи: «Nice Werk» . Архивировано 9 октября 2017 года в Wayback Machine . Независимый . 7 января 2009 г. Проверено 8 августа 2013 г.
- ↑ Болезнь вынуждает Kraftwerk пропустить Melbourne Global Gathering. Архивировано 20 декабря 2008 г. на Wayback Machine , inthemix.com.au (23 ноября 2008 г.).
- ^ «МИФ.co.uk» . MIF.co.uk. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ Симпсон, Дэйв (3 июля 2009 г.). «Крафтверк/Стив Райх» . Хранитель . Лондон . Проверено 7 мая 2010 г.
- ↑ Kraftwerk выступит в заголовке Bestival. Архивировано 2 марта 2009 г. на Wayback Machine , ventnorblog.com (26 февраля 2009 г.).
- ^ «Все больше и больше промо-боксов из восьми компакт-дисков обновленного Kraftwerk продается на аукционе eBay» . Side-line.com . 1 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ Виттер, Саймон (весна 2006 г.). "Статья" . Kraftwerk.technopop.com.br . Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ «Ленбаххаус – Кунстбау» . Lenbachhaus.de . Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Kraftwerk опровергли участие в фестивале в Китае . Хранитель . 29 марта 2013 г. Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ П-стрит, Эндрю. Ральф Хюттер из Kraftwerk: «Теперь мы можем сосредоточиться на девятом альбоме» . Хранитель . 12 июня 2013 г. Дата обращения 8 августа 2013 г.
- ^ МакГриви, Ронан (19 июня 2018 г.). «Крем для загара готов, в парке Марли начинается фестиваль Longitude» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Ответить Ваш ответ Имя Адрес электронной почты Отправить. «Kraftwerk: «Выступать в Evoluon — это здорово» » . Эд.нл. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ saret97 (18 октября 2013 г.). «Kraftwerk – Spacelab (Прямой эфир @ Evoluon, 18 октября 2013 г.)» . Ютуб. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 24 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Крафтверк – КРАФтверк 1 2 3 4 5 6 7 8 – ЛАФил» . Kraftwerk.laphil.com . 24 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 11 февраля 2014 г.
- ^ «Летний состав Соника 2014» . Summersonic.com . 19 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ «Компьютерный мир (3-D Le Catalogue): Kraftwerk – Fondation Louis Vuiton, Париж – 10 ноября 2014 г.» . Мой концертный архив . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ «Kraftwerk устанавливает 8-дневную резиденцию Paradiso» . НЛ Таймс . 9 сентября 2014 г.
- ^ «Специальный репортаж Kraftwerk на Тур де Франс – электронный звук» . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Кейт Мюзер (31 января 2017 г.). «Kraftwerk откроет Тур де Франс в Дюссельдорфе» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 3 марта 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Kraftwerk и LCD Soundsystem среди победителей премии Грэмми 2018» . Постоянный советник . Архивировано из оригинала 8 октября 2019 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «Добрый вечер, Крафтверк / Добрый вечер, Крафтверк, добрый вечер, Штутгарт!» . Ютуб. 21 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ «Крафтверк» . Фестиваль Блюдот . Архивировано из оригинала 22 июля 2019 года . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ Кош, Колби (8 мая 2020 г.). «Вспоминая Флориана Шнайдера из Kraftwerk, пророка постчеловеческого» . Национальная почта . Архивировано из оригинала 12 мая 2020 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Соучредитель Kraftwerk Флориан Шнайдер-Эслебен умер в возрасте 73 лет» . АП Новости . 6 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2020 г. . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Альбомы Kraftwerk на немецком языке и документальные 3D-фильмы впервые стали хитом потоковых сервисов» . Последствие звука . 2 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ «Ремиксы» . Кобус . Архивировано из оригинала 5 января 2021 года . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «MTV Europe — Music Non-Stop (1993–97) — ВСЕ Идентификаторы» . Ютуб . 5 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Kraftwerk введены в Зал славы рок-н-ролла» . Миксмаг . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Минскер, Эван (1 ноября 2021 г.). «Kraftwerk объявляет тур по Северной Америке 2022 года» . Вилы . Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 года . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ «Туры 2022» . Роллинг Стоун . 2021.
- ^ Мэдисон, Эван (10 января 2024 г.). «Kraftwerk объявляет о продолжении карьеры в Лос-Анджелесе» . Вилы . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ «Kraftwerk исполняют «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» в честь Рюичи Сакамото» . Миксмаг . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маккормик, Нил. (30 января 2013 г.). «Kraftwerk: самая влиятельная группа в истории поп-музыки?» . Телеграф . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Люшер, Адам (21 января 2015 г.). «Конференция Kraftwerk: почему группа ученых считает немецкие электропопперы достойными собственного симпозиума» . Независимый . Архивировано из оригинала 9 октября 2017 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
- ^ Джон Шепард (8 июля 2003 г.). Энциклопедия континуума популярной музыки мира: Том II: Исполнение и производство . А&С Черный. п. 268. ИСБН 978-0-8264-6322-7 .
- ^ Майклс, Шон (16 февраля 2012 г.). «Kraftwerk объявляет о проживании в нью-йоркском отеле Moma» . Хранитель . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Джайлз, Джефф (13 декабря 2013 г.). «Битлз получат премию Грэмми за заслуги перед жизнью» . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 28 октября 2016 года . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ Рэтлифф, Бен (31 мая 2016 г.). «Сделано в Детройте, разные музыкальные модели» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 июня 2024 года . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Корни дома» . 2021. Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Персонал (2 апреля 2014 г.). «Kraftwerk привезли свой 3D-тур в United Palace Theater (фото, сет-лист), повторите это сегодня вечером» . Бруклинский веган . Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стаббс, Дэвид (27 января 2013 г.). «Дамы и господа, будущее наступило» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Райхала, Росс (6 октября 2015 г.). «Обзор: Kraftwerk потрясает Northrop Auditorium в немецком стиле» . Города-побратимы . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Коффман, Тим (10 февраля 2022 г.). «10 самых влиятельных исполнителей электронного рока» . WhatCulture.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Коплан, Крис (26 марта 2014 г.). «Видеоэкраны телевизионного дебюта Kraftwerk в 1970 году» . Последствие звука . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Сигал, Дэйв. «Что для вас значит Kraftwerk?» . Незнакомец . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
- ^ «D>Электро – МАТЕРИАЛ – Kraftwerk – Интервью 11/76 – П. Алессандрини» . Вещь.де. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Мартинсон, Стивен Д.; Шульц, Рената А. (2008). Немецкий как иностранный язык . Питер Лэнг. п. 225. ИСБН 978-3-03911-627-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Анкени, Джейсон. Биография исполнителя Джейсона Анкени на AllMusic . Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ Барр, Тим (1998). Kraftwerk: из Дюссельдорфа в будущее с любовью . Эбери Пресс. ISBN 978-0-09-186490-3 .
- ^ «ДНК Я» . TheGuardian.com . 2012. Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Шютте, Уве (27 февраля 2020 г.). Kraftwerk: Музыка будущего из Германии . Пингвин Великобритания. ISBN 9780241320556 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Сперунес, Сандра (14 сентября 2015 г.), «Человек, стоящий за машинами Kraftwerk» , Edmon Journal , заархивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. , получено 28 октября 2016 г.
- ^ Монро, Алексей (2005). Допросная машина: Laibach и NSK . Кембридж: MIT Press. п. 212 . ISBN 0-262-63315-9 .
- ^ «Kraftwerk Vocoder (Барт/Лёниг) продан: 12 500 долларов» . Sequencer.de . 25 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 г. . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Активит Онлайн – Архив – Общие статьи – Клинг Кланг: Электронный сад» . Aktivitaet-fanzine.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ « 'Мир завтрашнего дня' (телеспектакль 1976 года)» . Ютуб. 23 января 2008 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 г. Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Флюр, Вольфганг (2001). «Крафтверк»: Я был роботом. Издательство Святилища. ISBN 978-1-86074-417-4 .
- ^ Рейнольдс, Саймон. «Поколение экстаза». Рутледж. 2013.
- ^ «Synthanorma Sequenzer – описание Д. Маттена» (PDF) . Электрополис.де . Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2010 г. Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Интервью: Будущее виртуально - Разговор о музыкальных технологиях с Фрицем Хилпертом , журнал Sounds & Performance, 2009 г.
- ^ «100 лучших альбомов: Kraftwerk Trans-Europe-Express с комментариями Джонни Марра и Марка Рэдклиффа» . Ютуб. 1 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2012 г. Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Годдард, Саймон. «21 человек, изменившие музыку – они роботы». Журнал Кью . Ноябрь 2007 г., с. 106.
- ^ Финк, Р. «История ORCH5, или классического призрака в машине хип-хопа». Популярная музыка 24.3 (2005): 339–356. 9 ноября 2009 г.
- ^ Лински, Дориан (9 октября 2014 г.). «Другой Дубнобасс… 20 лет спустя» . Хранитель . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «KEXP 90.3 FM - Документальный фильм KEXP: POP становится электронным» . Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года . Проверено 7 мая 2009 г.
- ^ "Synth Britannia", BBC Four, 19 октября 2009 г. Отрывок. Архивировано 6 апреля 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ «Биография ОМД» . OMD.uk.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2010 года . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Дискография OMD: Сахарный налог» . OMD.uk.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2011 года . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Ladytron: 604 — обзор выпуска музыкального журнала» . www.releasemagazine.net . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Лестер, Пол (5 октября 2001 г.). «Мальчик-танк» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Пытлик, Марк (2003). Бьорк: Вау и Флаттер . ЭКВ Пресс . п. 126. ИСБН 1-55022-556-1 .
- ^ «Bakers Dozen: Алекс Патерсон из Orb выбирает 13 своих любимых альбомов» . Thequietus.com . 4 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2024 г. . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ Рой Карр и Чарльз Шаар Мюррей (1981). Боуи: Иллюстрированная пластинка : с. 92.
- ↑ Альбом Trans-Europe Express проигрывался через громкоговоритель перед концертами Joy Division. Песня New Order "Your Silent Face" также имеет некоторое сходство с "Europe Endless" и имеет рабочее название "KW1" или "Kraftwerk 1". New Order также записали песню под названием « Krafty », которая появилась как сингл и на альбоме Waiting for the Sirens' Call .
- ^ Баттерворт, Майкл (30 ноября 2015 г.). Дневники Голубого понедельника: В студии с новым порядком . Plexus Publishing Ltd.
Uranium группы Kraftwerk из альбома Radio-Activity 1975 года стал образцом звука клавиатуры в начале и конце трека.
- ^ «Интервью: Kraftwerk, redeirelettronica: «Мы отправляемся на Тур де Франс» » , La Stampa , нет. № 229, с. 29, 22 августа 2003 г., заархивировано из оригинала 18 марта 2017 г. , получено 17 марта 2017 г. Обычно
мы считаем это признательностью за нашу работу. Версия «Зеркальной залы» Сиукси необычна, как и аранжировки Александра Баланеску для струнного квартета. Еще нам очень понравился альбом Señor Coconut.
- ^ Блонди – Параллельные линии . Коллекция Mojo: идеальный музыкальный компаньон. 2007. с. 410. ИСБН 978-1-84767-643-6 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 18 октября 2020 г.
Мы не ожидали, что песня станет такой популярной (...) Мы не думали о том, чтобы продать ее. Мы думали о Kraftwerk и Eurodisco.
- ^ Хантер-Тилни, Людовик (25 сентября 2017 г.). «Фальстаф с синтезатором: LCD Soundsystem в Alexandra Palace» . Файнэншл Таймс. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Брандштеттер, Маркус (30 марта 2020 г.). «Десять самых успешных синглов Rammstein» . Rolling Stone Germany (на немецком языке). Архивировано из оригинала 1 апреля 2020 года . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Шу, Майкл (1 марта 2004 г.). «Kraftwerk все же хватило смелости пойти на риск… laut.de. » Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 года . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Грегор, Нил; Ирвин, Томас (2019). Мечты о Германии: музыкальные образы от концертного зала до танцпола . Книги Бергана . п. 281. ИСБН 9781789200331 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Вебер, Стефани (24 февраля 2011 г.). «Путешествие на Трансъевропейском экспрессе» . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Брэди, Тара (22 сентября 2018 г.). «Чувак выживет: Большой Лебовски 20 лет спустя» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ «Kraftwerk: Компьютерная любовь, соул-музыка - BBC Radio 4» . Би-би-си. 24 января 2018 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 г. Проверено 29 января 2018 г.
- ^ Мерфи, Глен. «Тонкая Лиззи номинирована на включение в Зал славы рок-н-ролла 2020» . Ирландские Таймс . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Выпуск призывников 2021 года» . Зал славы рок-н-ролла . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Крафтверк – О _ Facebook» . KraftwerkОфициальный. 2012. Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 года . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ «C6 Fest – Kraftwerk устраивает безупречное шоу для трепетной публики в Рио» . Амброзия . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ «Kraftwerk: Über Leverkusen в Музыкальном Олимпе» . Кста.де. 24 января 2014 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 2 июля 2014 г.
- ^ «КАРЛ БАРТОС – Биографическая справка Карла Бартоса» . Карл Бартос. 2016. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 30 марта 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Бюсси, Паскаль (1993). Kraftwerk — Человек, машина и музыка . Издательство САФ. ISBN 978-0-946719-70-9 .
- Флюр, Вольфганг (2001). «Крафтверк»: Я был роботом . Издательство Святилища. ISBN 978-1-86074-417-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тим Барр, Kraftwerk: Из Дюссельдорфа в будущее , 1998 г.
- Ванни Нери и Джорджио Кампани: краткое введение в Kraftwerk 2000
- Альберт Кох: Kraftwerk: The Music Makers 2002
- Kraftwerk: Kraftwerk Photobook 2005 (входит в набор блокнотов «Минимум-Максимум» )
- Шон Альбиез и Дэвид Патти: Kraftwerk: Music Non-Stop 2010
- Дэвид Бакли: Kraftwerk: Публикация 2012 г.
- Тоби Мотт : Kraftwerk: 45 об/мин , 2012 г.
- The Guardian : «Kraftwerk подает в суд на производителей зарядных устройств Kraftwerk», 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Kraftwerk Канал на YouTube
- Крафтверк на IMDb
- Kraftwerk Дискография на Discogs
- Kraftwerk: бесплатное прослушивание на SoundCloud
- АНТЕННА - Международный список рассылки Kraftwerk (с сентября 2003 г.)
- Часто задаваемые вопросы по Kraftwerk – Часто задаваемые вопросы по Kraftwerk: Часто задаваемые вопросы и ответы
- Документальный фильм BBC Radio 1 Kraftwerk - документальный фильм Kraftwerk 2006 года с Алексом Капраносом
- Kraftwerk Vinyl Сайт для коллекционеров
- ВсеKraftwerk
- Страница Матса Kraftwerk с множеством изображений и информации, с 1997 г. [ нужны разъяснения ]
- Добрый вечер, Крафтверк, добрый вечер, Штутгарт! Европейского космического агентства
- Крафтверк
- 1969 заведений в Западной Германии
- 1970 заведения в Западной Германии
- Арт-поп группы
- Художники Астралверкса
- Авангардные музыкальные группы
- Электропоп группы
- Артисты Электры Рекордс
- Англоязычные музыкальные группы из Германии
- Немецкие электронные рок-группы
- Исполнители EMI Records
- Немецкие группы электронной музыки
- Немецкие музыкальные квартеты
- Немецкие синтипоп-группы
- Лауреаты премии Грэмми в области танцевальной и электронной музыки
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Краутрок музыкальные группы
- Музыкальные коллективы, созданные в 1969 году.
- Музыкальные группы из Дюссельдорфа
- Артисты Mercury Records
- Исполнители Mute Records
- Парлофонные артисты
- Артисты Philips Records
- Артисты Vertigo Records
- Артисты Warner Records